Повышение эффективности деятельности негосударственных пенсионных фондов

Учитывая, что пенсионная реформа 2013-2015 гг. еще не завершена, принятие в ближайшее время ряда комплексных мер способствовало бы увеличению эффективности отрасли НПФ.

В первую очередь необходимо завершить дискуссию о статусе обязательного накопительного компонента, продолжающуюся на протяжении последних двух лет. Накопительный компонент пенсионной системы России, создававшийся по примеру большинства развитых стран в ответ на новые демографические вызовы, стал регулярно рассматриваться в качестве удобного источника средств для решения текущих задач по обеспечению сбалансированности бюджета пенсионного фонда. Однако объем средств, накопленных в НПФ к середине 2015 года, не сопоставим с затратами ПФР на выплату пенсий нынешним пенсионерам. Так, по данным годового отчета ПФР за 2014 год, расходы ПФР на пенсионное обеспечение составили 5,4 трлн рублей 4 .

Сохранение для застрахованных лиц возможности выбора между НПФ и ПФР для формирования пенсионных накоплений повысило бы инвестиционную привлекательность отрасли, а, следовательно, ее эффективность. Согласно текущему законодательству, до конца 2015 года застрахованные лица могут выбрать, формировать ли им накопительный компонент или автоматически перейти с 2016 года к формированию будущей пенсии исключительно в рамках распределительного компонента. Однако уже сейчас НПФ выбрали больше трети занятого населения страны. Между тем, по данным опроса ВЦИОМ, результаты которого были опубликованы в начале апреля 2015 года, за сохранение обязательной накопительной части пенсии выступают 72% россиян 5 , и в первую очередь люди молодого и среднего возраста (76-78% от 25 до 44 лет) и работающие (76%).

Система вознаграждения НПФ, зависимая от доходов инвестирования (15% от дохода), создает повышенные риски для НПФ, учитывая фиксированный размер расходов (выплата заработной платы, приобретение и совершенствование программного обеспечения, аренда). В таких условиях инвестиционная стратегия НПФ строится на получении минимального гарантированного дохода за счет инвестиций в краткосрочные инструменты, не несущие высокие риски рыночной переоценки (например, депозиты банков). 15 июля 2015 г. Минфин РФ опубликовал проект поправок к закону о негосударственных пенсионных фондах, предполагающий введение фиксированного вознаграждения в размере 1% от пенсионных накоплений, которое будет распределяться между НПФ, УК и спецдепозитариями. Прогнозируемый доход позволит НПФ увеличить долгосрочные инвестиции в реальный сектор экономики. Также введение фиксированного вознаграждения создаст конкурентные преимущества для крупных НПФ, которые могут устанавливать размер отчислений менее 1% для обеспечения своей деятельности.

Участники отрасли считают, что первоочередной мерой для повышения эффективности отрасли НПФ может стать введение возможности учета ценных бумаг до погашения. В ходе голосования в рамках круглого стола «Будущее пенсионного рынка» эту меру выбрали 40% участников (рис. 12). Введение этой возможности повысит инвестиционную привлекательность и государственных, и корпоративных облигаций для НПФ, несмотря на высокую волатильность рынка, создаст предпосылки для удлинения горизонтов инвестирования. Повышению эффективности отрасли также будет способствовать переход к пятилетнему периоду фиксации инвестиционного дохода. Однако такой подход может привести к более агрессивной инвестиционной стратегии УК и НПФ.

Рисунок 12. Что является первостепенной мерой для повышения эффективности системы НПФ?


Источник: RAEX («Эксперт РА») по данным опроса участников круглого стола «Будущее пенсионного рынка»

Вместе с тем, повышение регулятивных требований к НПФ пока не затронуло УК, под управление которых фонды передают все пенсионные накопления. По законодательству сами фонды не могут управлять даже частью накоплений в отличие от пенсионных резервов. При этом часть пенсионных накоплений ПФР передает напрямую под управление частных УК, которые не проходили проверку ЦБ РФ и не вступали в систему гарантирования накоплений. На 31.03.2015 объем пенсионных накоплений под управлением УК без учета средств, которые передают им НПФ, составлял 41,2 млрд рублей или 1,2% от всех накоплений и 3,5% от суммы накоплений в НПФ и УК.






По оценке экспертов, совокупный объем пенсионных резервов НПФ сократился за 2008 год до 440 млрд рублей, а пенсионных накоплений – до 35 млрд рублей. При этом в среднем в 2008 году управляющие компании принесли НПФ убытки не менее 20% по пенсионным резервам и не менее 15% – по пенсионным накоплениям.

Фонды были вынуждены компенсировать потери за счет страхового резерва и имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности (ИОУД). Низкий размер страхового резерва по отношению к резервам покрытия пенсионных обязательств и размер ИОУД, близкий к минимальному, станут жизненно важными препятствиями для развития большинства фондов уже в текущем году. Более 25% крупных фондов на 01.10.2008 обладали экстремально низким (менее 5% в отношении к пенсионным средствам) ИОУД по сравнению с пенсионными средствами, что является критической величиной.

Повышение законодательно установленного минимального размера ИОУД приведет к сокращению количества действующих фондов, в том числе путем слияний. По оценке экспертов, с рынка уйдет порядка 20–30% игроков, и к концу года на рынке останется не более 150 фондов.

В соответствии с текущим законодательством, начиная с 01.07.2009 года все фонды, занимающиеся ОПС, потеряют лицензию, если величина их ИОУД не достигнет 100 млн рублей, и будут вынуждены передать пенсионные накопления в ПФР. На конец 2008 года таким требованиям удовлетворяли только 79 из 105 фондов, имеющих лицензию на осуществление деятельности по ОПС.

Консолидации рынка способствует также резкий отказ большинства фондов от работы в рознице и возвращения в корпоративный сегмент, где традиционно сильны позиции лишь нескольких крупнейших фондов. Дальнейшее развитие рынка будет более медленным из-за заморозки социальных программ предприятий и вероятного отказа большинства участников рынка от обещаний гарантированной доходности.

Для сохранения перспектив роста отрасли необходимо расширение инвестиционной декларации НПФ в пользу консервативных финансовых инструментов. Предложения ФСФР и НАПФ, направленные в Министерство финансов Российской Федерации, должны помочь минимизировать риски фондов.

Расширение инвестиционной декларации путем повышения максимально возможных долей консервативных инструментов (в первую очередь – депозитов) и инфраструктурных облигаций, должно помочь отрасли минимизировать риски в период волатильности на рынке ценных бумаг, а также помочь формированию рынка долгосрочных финансовых ресурсов.

Дальнейшее сокращение числа НПФ будет вызвано не только и не столько действиями регулятора, но и ужесточением требований к качеству их работы. На фоне сокращения пенсионных взносов, коснувшегося практически всех фондов (у некоторых за 9 месяцев 2009 г. они составили лишь 50–60% от взносов за аналогичный период 2008 г.) уменьшение числа участников рынка выглядит неизбежным.

Исчерпание корпоративного ресурса привело к тому, что НПФ для сохранения набранных темпов роста и объемов бизнеса вынуждены либо сворачивать свою деятельность, либо выходить на рынок ОПС. Снижение объемов бизнеса, необходимость отыгрывать убытки 2009 года и низкая вероятность дополнительной поддержки со стороны учредителей приведет к тому, что в течение 2010–2011 гг. рынок в результате слияний и отказов от лицензий, по оценкам экспертов, покинет до 25% участников.

Высокая вероятность дальнейших ужесточений требований к минимальному размеру ИОУД со стороны регулятора приведет к дальнейшему сокращению числа участников – на рынке останутся лишь крупные розничные НПФ; корпоративные НПФ сосредоточатся на обслуживании узкого круга ФПГ. В дальнейшем по мере восстановления корпоративных программ, доля крупнейших НПФ будет возрастать, что, в сочетании с сохранением некоторыми госпредприятиями пенсионных программ, приведет к дальнейшей концентрации пенсионных средств в крупнейших фондах.

Развитие собственных систем риск-менеджмента и выстраивание более четких взаимоотношений с УК станет приоритетным направлением совершенствования бизнес-процессов НПФ. Передовая практика – включение дополнительных ковенант и лимитных списков в тексты договоров с УК.

Вне зависимости от того, в чью пользу разрешится большая часть судебных процессов между управляющими компаниями и негосударственными пенсионными фондами, риск невыполнения обязательств перед клиентами будут нести НПФ. Поскольку соотношение собственного капитала УК и пенсионных средств весьма невелико и не превышает 25% – без учета прочих средств в доверительном управлении УК, фонды вынуждены брать на себя стратегический риск-менеджмент. Передовая практика на рынке – проведение регулярных встреч и инвестиционных комитетов с УК и фиксирование в договорах ДУ ограничений перечня доступных для инвестирования эмитентов.

Дополнительным аргументом в переговорах между НПФ и УК станут расширенные возможности по управлению пенсионными резервами со стороны НПФ, в том числе возможность размещать до 80% средств в депозиты, минуя управляющие компании. Все это потребует создания отдельных служб риск-менеджмента в самих НПФ, высокое качество которых смогут обеспечить лишь крупнейшие участники рынка.

Тенденция к увеличению консервативности портфеля продолжается – доля инструментов с фиксированным уровнем дохода увеличилась в структуре пенсионных накоплений на 7 п.п. Однако попытки минимизировать рыночный риск не должны привести к появлению новых, в том числе и операционных рисков.

Доля банковских депозитов и средств на счетах на 01.10.09 возросла до 21% от пенсионных резервов и 16% пенсионных накоплений. Однако важно, чтобы выбор банка был обусловлен такими факторами, как надежность и кредитоспособность, а не способность поднять продажи услуг фонда.

Рост консервативности вложений НПФ – тенденция, которая сохранится в течение ближайшего года, и приведет к созданию новых инструментов с фиксированным уровнем доходности. В 2009 г. доля инструментов с фиксированным уровнем дохода в структуре пенсионных накоплений фондов выросла с 72% до 79% и останется такой в среднесрочном периоде.

Собственная система риск-менеджмента НПФ, контролирующая деятельность УК, является единственным решением проблемы ответственности на рынке.

В то же время, увеличение максимально возможной доли самостоятельно размещаемых средств позволит НПФ упрочить свою переговорную позицию в диалоге с УК, не только при заключении договоров на управление пенсионным резервами, но и в тех случаях, когда речь пойдет о пенсионных накоплениях – УК вряд ли захотят терять сегмент рынка. Это позволит навязать УК внешний контроль, который может быть оформлен как приложение к договору о доверительном управлении. Подобная схема снизит риски НПФ, поскольку именно они несут ответственность перед вкладчиками и лицами, застрахованными по ОПС.

В то же время, создание собственной системы риск-менеджмента – дорогое удовольствие, которое могут позволить себе лишь крупнейшие фонды.

В целом, на протяжении 2010 года структура инвестиционных портфелей НПФ останется столь же консервативной, как и сейчас. В среднесрочной перспективе немногие участники рынка будут готовы наращивать долю акций из боязни получить убытки в случае падения рынка. Подобная консервативность сохранится и в среднесрочном периоде – роста доли акций в портфелях фондов следует ожидать не ранее начала экономического роста. В поисках доходности фонды, скорее всего, будут опробовать новые инструменты, в том числе – в объекты инфраструктуры, надежность которых повышается за счет низкой эластичности спроса на услуги компаний по доходу, а также в связи с контрциклическим характером динамики рыночной стоимости акций подобных компаний.

Заключение

С помощью развития негосударственных пенсионных фондов решаются задачи реформирования пенсионной системы России, имеются ряд моментов, привлекательные для предприятий, работодателей и работников. Это, прежде всего частичное, а иногда и полное, финансирование дополнительной пенсии работодателем. В связи с этим, негосударственная пенсия обходится человеку заметно дешевле, чем при полном финансировании пенсии собственными взносами. Иначе говоря, участие в пенсионном фонде равнозначно получению отложенной части заработанной платы с соответствующими накоплениями инвестиционного дохода. Поэтому условия наличия негосударственного пенсионного обеспечения становится важным моментом при выборе места работы.

Что касается руководителей предприятий, то создание и участие в финансировании негосударственного пенсионного фонда (НПФ) позволяет сократить текучесть квалифицированных кадров и уменьшить расходы на их подготовку, или наоборот, способствовать омоложению коллектива.

Существует еще один, может быть самый привлекательный сегодня для работодателя, момент – возможность собственного инвестиционного кредитования из резерва средств, накопленного в негосударственном пенсионном фонде через различные схемы реинвестирования.

Негосударственные пенсионные фонды оказались наиболее устойчивыми институтами финансового рынка перед лицом кризиса. От необходимости фиксировать убытки в период кризиса фонды защищены долгосрочным характером обязательств, а также гарантированной господдержкой отрасли как социально значимой.

Большинство НПФов успели сформировать достаточно консервативные портфели до осеннего удара финансового кризиса по фондовому рынку. Доля акций в структуре размещения пенсионных резервов всех фондов снизилась к концу 1 полугодия с 45% до 35%, а в размещении пенсионных накоплений – с 27 до 18%. Остальное – в облигациях, банковских инструментах, а также паях ПИФов, как правило, консервативных.

Список литературы

1. Федеральный закон от 10 января 2003 №14-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах».

2. Федеральный закон от 07.05. 19998 г. №75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах».

3. Вагапова А. Негосударственный пенсионный фонд: правовое регулирование и бухгалтерский учет. // Финансовая газета, №42, октябрь 2003 г.

4. Клевцова Т., Негосударственные пенсионные фонды: правовой и налоговый аспекты. // Финансовая газета, №12, март 2004 г.

5. Килячков А.А., Чалдаева Л.А., Рынок ценных бумаг и биржевое дело. – М.: Юристъ, 2001.

6. Сайкин В., Дмитриев М., Севастьянова В. и др. Новая модель пенсионного обеспечения // Человек и труд, 2007. – №5. – С. 25.

7. Чудновская Г.В. Роль негосударственных пенсионных фондов в системе пенсионного страхования граждан. // Экономика природопользования. Обзорная информация ВИНИТИ, 2007. – №1.

8. Чудновская Г.В. Управление активами негосударственных пенсионных фондов. // Экономика природопользования. Обзорная информация ВИНИТИ, 2007. – №3.

9. Российский статистический ежегодник Федеральная служба государственной статистики. Официальное издание Росстат Москва 2004 год

10. «Социальное положение и уровень жизни населения России» Росстат Москва 2001–2008 года

11. Просветительский журнал по социальным вопросам «Социальная защита» Пенсионное обеспечение №1 (154) январь 2005 год Статья Негосударственные фонды: «Надежность важнее дохода»

Ключевые слова: НЕГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕНСИОННЫЙ ФОНД; ПЕНСИОННЫЕ НАКОПЛЕНИЯ; NON-STATE PENSION FUND; PENSION ACCUMULATION.

Негосудартсвенный пенсионный фонд (НПФ) представляет собой некоммерческую организацию социального обеспечения, основанную в целях выплаты пенсий участникам системы негосударственного пенсионного обеспечения, и являющуюся на данный момент самой распространенной формой негосударственного пенсионного обеспечения в Российской Федерации [1, с. 152].

Эффективность деятельности НПФ напрямую зависит от повышения их надежности. В связи с этим актуализируется проблема создания системы, надежно защищающей пенсионные накопления. Специалисты отмечают, что для повышения эффективности работы данного сегмента рынка, контроль над ним должен осуществлять единый регулятор. Как только на рынке появится мегарегулятор для негосударственных пенсионных фондов, будут значительно ужесточены требования к размещению активов по рискам. Все эти меры, в конечном итоге, должны быть направлены на консолидацию НПФ и, соответственно, их сокращение [2, с. 39]. Развитию НПФ могут также поспособствовать дополнительные налоговые льготы со стороны государства.

Особенностью негосударственного пенсионного обеспечения является то обстоятельство, что при заключении соответствующего договора от физического лица не требуется наличие трудового стажа. При этом пенсионные взносы могут вноситься как предприятиями на счет своих работников, так и самими гражданами (в свою пользу и в пользу других лиц).

Деятельность НПФ находится под контролем государства. Кроме того, у них имеются и специализированные контрольные органы. Для сбережения средств негосударственным пенсионным фондам не разрешается инвестировать средства вкладчиков в рисковые проекты, ежегодно деятельность НПФ отслеживается, осуществляются аудиторские проверки.

На сегодняшний день простой обыватель довольно расплывчато представляет себе, что такое НПФ и какие услуги они могут предоставить гражданам [3, с. 66].

Действующее российское законодательство в части, касающейся защиты пенсионных накоплений граждан, закрепляет нормы, согласно которым средства от инвестирования пенсий в НПФ возможно будет получить только при условии пребывания в одном и том же пенсионном фонде не менее 5 лет. При этом государство гарантирует сохранность средств, отраженных на момент получения на индивидуальном счете застрахованного лица.

При переходе гражданина в другой фонд либо в случае отрицательной доходности при инвестировании своих средств в НПФ участник негосударственного пенсионного фонда должен получить фиксированную сумму. При этом разницу компенсирует пенсионный фонд, в котором средства были аккумулированы до этого момента.

Если физическое лицо будет переводить свои средства из одного фонда в другой чаще, чем через пять лет, то ему возвращается сумма в размере средств, которые аккумулированы на его индивидуальном счете. При отрицательной доходности эти средства могут быть ниже номинала. В случае банкротства НПФ агентство по страхованию вкладов может гарантировать только номинал от инвестированных средств.

Повысить доходность пенсионных накоплений возможно посредством формирования системы их страхования. С помощью такой системы, инвестирование станет осуществляться в финансовые инструменты с более высокой доходностью.

Следует отметить, что государство многое делает для не только развития НПФ, но и для поддержки их клиентов. Так, в марте текущего года Правительство России разработало законопроект, в котором обязует акционеров негосударственных пенсионных фондов восполнять убытки их клиентам. Если средства на клиентских счетах уменьшились по причине того, что управляющий умышленно инвестировал в некачественные активы в интересах третьих лиц, то акционеры фонда обязаны будут компенсировать потери – доначислить потерянные суммы на лицевые счета клиентов [4].

В целях развития системы НПФ в перспективе целесообразно создать комплекс социальных гарантий, который включал бы в себя: корпоративные пенсии, компенсационные надбавки к заработной плате работников, страхование работников от несчастных случаев и прочее. Специалисты отмечают, что создание подобного комплекса положительным образом отразится на оптимизации системы корпоративного пенсионного обеспечения в Российской Федерации [5].

В бюджетном послании Президента В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации в апреле 2007 г. в числе первоочередных задач названы определение целевых ориентиров относительно уровня коэффициента замещения и формирование механизмов укрепления накопительной составляющей пенсионной системы, включая стимулирование добровольных пенсионных накоплений граждан. С целью повышения заинтересованности граждан в формировании своих пенсионных накоплений необходимо дальнейшее укрепление и развитие системы негосударственного пенсионного обеспечения, а также государственное стимулирование более активного участия граждан и работодателей в добровольном пенсионном обеспечении. В настоящее время на обсуждение вынесены три основные концепции организации системы добровольного пенсионного обеспечения (ДПО), подготовленные Национальной ассоциацией негосударственных пенсионных фондов (НАПФ), Министерством экономического развития и торговли и Министерством Здравоохранения и социального развития.

Согласно проекту НАПФ предлагается следующая организация системы ДПО: работник имеет право добровольно платить взносы в НПФ в размере до 3% своей заработной платы, а на работодателя возлагается обязанность уплачивать такую же сумму в пользу этого работника в этот же НПФ. Платеж работодателя принимается в зачет 3% единого социального налога (взноса), направляемого на финансирование базовой части трудовой пенсии. При этом, по мнению авторов концепции, из структуры единого социального налога должны быть исключены перечисления в федеральный бюджет на финансирование базовой части трудовой пенсии (в настоящее время – 6% от заработной платы без учета регрессивной шкалы). Часть единого социального налога, ранее направлявшегося в бюджет в размере 3%, в этом случае может быть направлена на увеличение тарифа страховых взносов, используемых для финансирования страховой части трудовых пенсий, а остальная часть (также в размере 3%) – на стимулирование добровольных пенсионных накоплений граждан. Основой реализации данной концепции организации дополнительного пенсионного обеспечения является перераспределение финансовых ресурсов внутри действующей пенсионной системы (от распределительной ее части к страховой и добровольно-накопительной). Данные меры приведут к дефициту средств на финансирование базовой части трудовой пенсии и отказу от основного принципа первого (распределительного) уровня пенсионной системы - «солидарности поколений». При этом проект НАПФ не подразумевает повышения социальной ответственности работодателя перед сотрудниками в рамках организации добровольного накопительного пенсионного обеспечения. Таким образом, реализация данного проекта развития добровольного накопительного пенсионного обеспечения в условиях острого дефицита средств для финансирования пенсий приведет к ущемлению прав и гарантий на достойную старость нынешних пенсионеров в пользу будущих пенсионеров, т.е. фактически к перекосу действующей пенсионной системы. Переход к принципу личной ответственности каждого застрахованного от принципа солидарности поколений и переходу от смешенной распределительно-накопительной системы к накопительной системе возможно лишь на этапе «зрелости» накопительной составляющей пенсионной системы, т.е. не ранее, чем в 2020-х. гг.

Предложения по совершенствованию пенсионной системы, подготовленной Минздравсоцразвития, сводятся к упрощению учета и движения средств в накопительной пенсионной системе, формируемой с участием государства. Средства застрахованных лиц, находящихся в управлении государственной управляющей компании, предлагается учитывать на лицевых счетах в Пенсионном фонде Российской Федерации с начислением процентов на уровне доходности государственной управляющей компании от ранее сформированных накоплений, но не ниже инфляции. Суммы поступающих накопительных взносов застрахованных лиц предлагается направить на две цели: обеспечение перевода накоплений в негосударственные пенсионные фонды и управляющие компании по выбору застрахованных лиц, а также на выплату текущих пенсий. Наш взгляд, данные меры не «предложения по совершенствованию пенсионной системы», а являются предложениями по возврату к распределительной системе. Перераспределение финансовых ресурсов внутри пенсионной системы направлено не на развитие накопительных принципов, а на погашение текущих обязательств, связанных с распределительной составляющей пенсионной системы. При этом не уточняются источники финансирования накопительной части трудовой пенсии при наступлении у застрахованных лиц пенсионных оснований.

Проект изменения законодательства по инвестированию средств пенсионных накоплений, подготовленный МЭРТ, предполагает перераспределение средств пенсионных накоплений, находящихся в управлении Внешэкономбанка, в другие частные финансовые институты с целью повышения эффективности управления ими.

На основе проанализированных предложений можно сделать вывод о том, что организация дополнительного пенсионного обеспечения должна строиться на принципах паритетного финансирования дополнительных негосударственных пенсий со стороны работников и работодателей, повышения социальной ответственности работодателей перед работниками, при этом участие государства должно проявляться не в прямом софинансировании пенсий, а в создании механизма налогового стимулирования работодателей. Данный механизм должен обеспечивать включение в полном объеме (а не в рамках 12%) взносов работодателя на дополнительное пенсионное обеспечения в состав расходов, учитываемых для целей налогообложения, при этом следует предусмотреть исключение данного вида взносов из налоговой базы по единому социальному налогу (ЕСН). Основным фактором развития негосударственных пенсионных фондов является экономическая заинтересованность работодателей и граждан в создании корпоративных и личных пенсионных планов. При осуществлении деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению очень важным является вопрос налогообложения его субъектов – негосударственного пенсионного фонда, вкладчика (лица, заключившего договор о негосударственном пенсионном обеспечении и вносящим пенсионные взносы), участника (лица, в пользу которого заключен договор о негосударственном пенсионном обеспечении).

Механизм организации дополнительного пенсионного обеспечения на основе паритетного финансирования пенсии работником и работодателем должен строиться при регулирующей роли государства. Модельные расчеты показывают: чтобы пенсия вышла на уровень 70% от зарплаты, работодателю необходимо установить размер пенсионных отчислений не менее 10% от фонда оплаты труда, а работнику - 10% от личных доходов на дополнительные пенсионные выплаты. Тогда при условии 25-летнего периода уплаты ЕСН в Пенсионный фонд РФ и взносов в НПФ и консервативном прогнозе долгосрочного инвестиционного дохода суммарная пенсия (обязательная и дополнительная) будет достигать 70% от последнего заработка работника. Прямое софинансирование дополнительных пенсий государством в условиях недостаточного уровня государственного пенсионного обеспечения и дефицита бюджета Пенсионного фонда РФ является не вполне обоснованным. Также как и нежелательно повышение пенсионного возраста в условиях сложившейся демографической ситуации и снижение порога такого важного показателя как коэффициент замещения. В соответствии с рекомендацией Международной организации труда пенсия должна составлять не менее 40% от последнего заработка работника после 30 лет страхового стажа, а в соответствии с Европейской хартией - не менее 50%.

При этом основная задача государства в области дополнительного пенсионного обеспечения заключается в регулировании системы негосударственных пенсионных фондов, обеспечения гарантии пенсионных средств, стимулирования работодателей для создания и более широкого распространения пенсионных систем на предприятиях.

Система защиты прав и законных интересов субъектов системы негосударственного пенсионного обеспечения достаточно многогранна. Исключительно важную роль в развитии негосударственных пенсионных фондов приобретает формирование многоуровневой системы гарантий сохранности пенсионных средств, включающей в себя:

- сохранение статуса НПФ как некоммерческой организации социального назначения;

- развитие системы страхования вложений с целью обеспечения государственной гарантии будущей пенсии;

- система внешнего страхования как по средствам покупки полиса в страховой компании, так и обязательное требование об участии НПФ в объединенных гарантийных фондах;

- усиление контроля за деятельностью НПФ со стороны уполномоченного федерального органа (в т.ч. предоставление права аннулировать лицензию НПФ);

- введение требования об обязательном наличии в штате негосударственного пенсионного фонда, осуществляющего самостоятельное размещение пенсионных средств, специалиста, имеющего аттестат ФСФР серии 5.0.

Как было отмечено выше, негосударственные пенсионные фонды являются некоммерческими организациями, и источники финансовых ресурсов НПФ и направления их использования строго регламентированы. Важной гарантией надежности негосударственного пенсионного фонда является также повышение размера совокупного вклада учредителей. Данные средства, как и страховой резерв НПФ, в случае дефицита пенсионных резервов направляются на покрытие пенсионных обязательств фонда.

На наш взгляд, учитывая несомненную важность процедуры банкротства негосударственных пенсионных фондов было бы целесообразно принять специальный Федеральный закон «О банкротстве негосударственных пенсионных фондов».

Вопрос о коммерциализации статуса НПФ является преждевременным, по крайней мере, до тех пор, пока не будут созданы дополнительные меры по защите прав и законных интересов вкладчиков.

Реформирование системы налогообложения, изменение налоговой нагрузки НПФ в сторону переноса налогообложения на пенсионные выплаты, освобождение от налогообложения пенсионных взносов и инвестирования пенсионных средств создаст предпосылки к увеличению масштабов негосударственного пенсионного обеспечения. Взимание налога на прибыль в размере 24% при осуществлении инвестиционной деятельности НПФ снижает уровень доходности пенсионных резервов и ведет к удорожанию пенсионных услуг для населения.

Для решения накопившихся социальных проблем в области пенсионного обеспечения необходимо создание качественно новой системы негосударственных пенсионных фондов как общей инфраструктуры рынка негосударственного пенсионного обеспечения и пенсионного страхования, посредством совершенствования методов и форм государственного регулирования и контроля. С целью повышения заинтересованности граждан в формировании своих пенсионных накоплений необходимо дальнейшее укрепление и развитие системы негосударственного пенсионного обеспечения, а также государственное стимулирование более активного участия граждан и работодателей в добровольном пенсионном обеспечении.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Необходимость дальнейшего реформирования пенсионной системы и формирования системы негосударственного пенсионного обеспечения граждан и создания должных условий для развития негосударственных пенсионных фондов неоднократно отмечались в законодательных и нормативных актах, прежде всего в Посланиях Президента Федеральному собранию, а также в Концепции и Программе реформирования пенсионной системы в Российской Федерации.

Проанализированы особенности организации и функционирование деятельности негосударственных пенсионных фондов, уточнено содержание понятия «пенсионное обеспечение». Обосновано применение понятия «дополнительное пенсионное страхование», разработана классификация видов пенсионного обеспечения граждан по источникам финансирования выплат.

Термин «пенсионное обеспечение» является достаточно емким и включает в себя различные формы социальной защиты и страхования населения от социальных рисков, связанных с наступлением старости, инвалидности, с потерей кормильца. В современной экономической литературе нет единства в определении границ понятий «пенсионное обеспечение» и «пенсионное страхование». Достаточно часто поднимается вопрос о параллельном и равнозначном существовании таких экономических категорий, как «пенсионное обеспечение» и «пенсионное страхование», в зависимости от методов финансирования и формирования денежных фондов. При финансировании в виде прямых ассигнований из бюджета используют термин «пенсионное обеспечение», а при применении страховых методов при формировании специальных фондов, используют термин «пенсионное страхование». Данный подход не вполне обоснован, хотя и получил законодательное подтверждение в нормативных документах. «Пенсионное обеспечение» - это понятие, охватывающее назначение и выплату всех существующих видов пенсий, а понятие «пенсионное страхование» является формой пенсионного обеспечения граждан, и данные понятия относятся как общее к частному. В связи с разночтением различных понятий и использованием разной терминологии в экономической литературе и пенсионном законодательстве необходимо принять соответствующие поправки в нормативные документы.

Вопрос о классификации видов и форм пенсионного обеспечения также является дискуссионным.

ЛИТЕРАТУРА

1. Федеральный закон от 10 января 2003 № 14-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах».

2. Федеральный закон от 07.05. 19998 г. №75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах".

3. Вагапова А. Негосударственный пенсионный фонд: правовое регулирование и бухгалтерский учет. // Финансовая газета, № 42, октябрь 2003 г.

4. Клевцова Т., Негосударственные пенсионные фонды: правовой и налоговый аспекты. // Финансовая газета, № 12, март 2004 г.

5. Килячков А.А., Чалдаева Л.А., Рынок ценных бумаг и биржевое дело. – М.: Юристъ, 2001.

6. Первый национальный пенсионный фонд http://www.1npf.com

7. Сайкин В., Дмитриев М., Севастьянова В. и др. Новая модель пенсионного обеспечения // Человек и труд, 2001. – №5. – С. 25.

8. Чудновская Г.В. Роль негосударственных пенсионных фондов в системе пенсионного страхования граждан. // Экономика природопользования. Обзорная информация ВИНИТИ, 2007. - №1.

9. Чудновская Г.В. Управление активами негосударственных пенсионных фондов. // Экономика природопользования. Обзорная информация ВИНИТИ, 2007. - №3.

[1] В отношении негосударственных пенсионных фондов под институтом понимается организационно-правовая форма, а применительно к доверительному управлению институт - это группа норм гражданского права.

[2] Wilkie M., Malcolm R., Luxton P. Equty & Trusts. - Oxford University Press Inc., N.Y. - 2002. Р.160.

[3] Гражданское право . Том 2 / Под ред. Сергеева А.П., Толстого Ю.К. - М.: Проспект. - 1999, С.585.

[4] Статья 4 Закона РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22.03.1991 г. № 948-1 (в ред. от 09.10.2002 г.)

[5] п.10 Постановления Правительства РФ от 23.12.1999 г. № 1432

[6] п.7 Требований к составу и структуре пенсионных резервов негосударственных пенсионных фондов, утвержденных приказом Инспекции НПФ от 10.01.2002 г. № 1.

[8] Постановление Правительства РФ от 04.07.2002 г. № 495.

[9] Постановление Правительства РФ от 05.10.1999 г. № 1117.

[10]Приказ Минфина РФ от 21.02.2001 г. № 15н "О формах бухгалтерской отчетности негосударственных пенсионных фондов".

[11] Taking a Fancy to Mutual Funds, Institutional Investor (May 1992), p. 119.

[12] Постановления Правительства РФ от 23.12.1999 г. № 1432

[13] Постановление ФКЦБ РФ от 23.01.2004 г. № 5480.

[14] Смирнов А.Н. Налоговые условия негосударственного пенсионного обеспечения // Пенсионные фонды и инвестиции, № 6 (12), 2003 г.

Ключевые слова: НЕГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕНСИОННЫЙ ФОНД; ПЕНСИОННЫЕ НАКОПЛЕНИЯ; NON-STATE PENSION FUND; PENSION ACCUMULATION.

Негосудартсвенный пенсионный фонд (НПФ) представляет собой некоммерческую организацию социального обеспечения, основанную в целях выплаты пенсий участникам системы негосударственного пенсионного обеспечения, и являющуюся на данный момент самой распространенной формой негосударственного пенсионного обеспечения в Российской Федерации [1, с. 152].

Эффективность деятельности НПФ напрямую зависит от повышения их надежности. В связи с этим актуализируется проблема создания системы, надежно защищающей пенсионные накопления. Специалисты отмечают, что для повышения эффективности работы данного сегмента рынка, контроль над ним должен осуществлять единый регулятор. Как только на рынке появится мегарегулятор для негосударственных пенсионных фондов, будут значительно ужесточены требования к размещению активов по рискам. Все эти меры, в конечном итоге, должны быть направлены на консолидацию НПФ и, соответственно, их сокращение [2, с. 39]. Развитию НПФ могут также поспособствовать дополнительные налоговые льготы со стороны государства.

Особенностью негосударственного пенсионного обеспечения является то обстоятельство, что при заключении соответствующего договора от физического лица не требуется наличие трудового стажа. При этом пенсионные взносы могут вноситься как предприятиями на счет своих работников, так и самими гражданами (в свою пользу и в пользу других лиц).

Деятельность НПФ находится под контролем государства. Кроме того, у них имеются и специализированные контрольные органы. Для сбережения средств негосударственным пенсионным фондам не разрешается инвестировать средства вкладчиков в рисковые проекты, ежегодно деятельность НПФ отслеживается, осуществляются аудиторские проверки.

На сегодняшний день простой обыватель довольно расплывчато представляет себе, что такое НПФ и какие услуги они могут предоставить гражданам [3, с. 66].

Действующее российское законодательство в части, касающейся защиты пенсионных накоплений граждан, закрепляет нормы, согласно которым средства от инвестирования пенсий в НПФ возможно будет получить только при условии пребывания в одном и том же пенсионном фонде не менее 5 лет. При этом государство гарантирует сохранность средств, отраженных на момент получения на индивидуальном счете застрахованного лица.

При переходе гражданина в другой фонд либо в случае отрицательной доходности при инвестировании своих средств в НПФ участник негосударственного пенсионного фонда должен получить фиксированную сумму. При этом разницу компенсирует пенсионный фонд, в котором средства были аккумулированы до этого момента.

Если физическое лицо будет переводить свои средства из одного фонда в другой чаще, чем через пять лет, то ему возвращается сумма в размере средств, которые аккумулированы на его индивидуальном счете. При отрицательной доходности эти средства могут быть ниже номинала. В случае банкротства НПФ агентство по страхованию вкладов может гарантировать только номинал от инвестированных средств.

Повысить доходность пенсионных накоплений возможно посредством формирования системы их страхования. С помощью такой системы, инвестирование станет осуществляться в финансовые инструменты с более высокой доходностью.

Следует отметить, что государство многое делает для не только развития НПФ, но и для поддержки их клиентов. Так, в марте текущего года Правительство России разработало законопроект, в котором обязует акционеров негосударственных пенсионных фондов восполнять убытки их клиентам. Если средства на клиентских счетах уменьшились по причине того, что управляющий умышленно инвестировал в некачественные активы в интересах третьих лиц, то акционеры фонда обязаны будут компенсировать потери – доначислить потерянные суммы на лицевые счета клиентов [4].

В целях развития системы НПФ в перспективе целесообразно создать комплекс социальных гарантий, который включал бы в себя: корпоративные пенсии, компенсационные надбавки к заработной плате работников, страхование работников от несчастных случаев и прочее. Специалисты отмечают, что создание подобного комплекса положительным образом отразится на оптимизации системы корпоративного пенсионного обеспечения в Российской Федерации [5].

Лучшие фонды 2019-2020 года по надежности и доходности

Бесплатно по России

НПФ представляют собой фирмы, занимающиеся выгодными инвестициями денег граждан в разные проекты. От того, насколько грамотно фонд распорядится инвестициями, зависит доход его клиентов.

Плюсы хранения пенсионных накоплений в подобной организации заключаются в следующем:


  1. Можно повлиять на собственную пенсию. Гражданин может самостоятельно решить, сколько взносов он будет делать в фонд.
  2. Можно получать пенсионные выплаты от разных организаций. Диверсификация источников пассивного дохода положительно влияет на материальное благосостояние. Хранение накоплений даже в одном НПФ позволяет получать 2 пенсии (от государства и от НПФ). Кроме того, можно принимать участие сразу в нескольких фондах.
  3. Государство регулирует деятельность фондов. Все НПФ должны следовать законам государства, располагать разрешениями для занятия собственной деятельностью, предоставлять отчеты государству. Это выступает одним из факторов надежности, который уменьшает риски перевода накоплений в негосударственный фонд.
  4. Налоговые льготы. При этом они предоставляются не только гражданам, но и нанимателям, которые делают отчисления. Внесенные в фонд деньги не учитываются при налогообложении участника фонда и нанимателя.
  5. Прозрачная деятельность. Участники фонда могут в любой момент получить данные по собственным счетам и узнать, сколько отчислений было сделано, какой доход был начислен.

Основные минусы участия в НПФ таковы:

  1. Малый уровень дохода от инвестиций. Процент увеличения капитала в НПФ обычно весьма небольшой (примерно 10 процентов в год).
  2. Невозможно получить свои деньги раньше положенного срока. Получить накопления из негосударственного фонда возможно лишь в исключительных ситуациях (смерть, получение статуса «инвалид», тяжелая болезнь, эмиграция). В прочих ситуациях получить собственные деньги раньше срока невозможно.
  3. Отсутствие влияния клиентов НПФ на то, куда будут инвестированы их деньги. НПФ вкладывают деньги участников туда, куда захотят. Для рядовых граждан подобный недостаток несущественен, однако опытный инвестор, возможно, мог бы гораздо выгоднее распорядиться своими денежными средствами.
  4. Прибыль облагается налогом. Делая отчисления в НПФ, гражданин получает налоговые льготы. Однако при получении денег из фонда нужно платить налог, начисляемый при операциях с капиталом.

«Европейский» НПФ является одним из самых известных. Он пользуется популярностью среди граждан по причине неплохой доходности. У данной фирмы больше миллиона клиентов, которые доверили ей собственные накопления.

В НПФ предусмотрены европейские стандартны обслуживания. Так, граждане могут создать личный кабинет на сайте фонда, а также следить за движениями денежных средств. Можно переводить деньги в другой НПФ при банкротстве.

Повышенная процентная ставка определена для граждан, которые вкладывают свои накопления в «Сургутнефтегаз». Фирма вовремя выплачивает пенсии, находится на рынке больше 20 лет, имеет положительную репутацию среди россиян.


  1. «Сбербанк». Множество россиян предпочитают переводить собственные накопления именно в официальный фонд Сбербанка. Основным стимулирующим фактором здесь выступает то, что накопления находятся под защитой государства. Обязательное страхование позволяет увеличить свои накопления посредством периодических взносов. Для людей, которые планируют продолжить работать даже в пожилом возрасте, предусмотрены особые программы. Есть корпоративные программы, направленные на увеличение эффективности работы бизнеса.
  2. «ВТБ».
  3. «ГАЗФОНД».
  4. НЕФТЕГАРАНТ.
  5. «Атомгарант».
  6. «Альянс».
  7. «Алмазная осень».
  8. «Сургутнефтегаз».
  9. «Ренессанс пенсии».
  10. «Социум».
  11. Лукойл Гарант (Открытие).
  12. НПФ Электроэнергетики.

По объему накоплений

  1. «Сбербанк».
  2. «ГАЗФОНД».
  3. «Открытие».
  4. «БУДУЩЕЕ».
  5. «ВТБ Пенсионный фонд».
  6. «САФМАР».
  7. «НЕФТЕГАРАНТ».
  8. «Доверие». Данный фонд был открыт 18 лет назад. Его учредили фирмы, участвующие в экономической жизни Нижнего Новгорода, а также крупные банковские организации. НПФ принимает участие в программе софинансирования, которая позволяет значительно увеличить пенсионные накопления.
  9. «Большой».
  10. «Социум».

По числу застрахованных

Рейтинг доходности – список фондов

Доходность характеризует сумму, на которую НПФ увеличил имеющиеся накопления. Заранее определить показатель процента накоплений нельзя, однако надежные организации обычно уже при оформлении соглашений с гражданами сообщают им об объемах планируемого дохода либо демонстрируют прибыль прошлых лет.

Таблица доходности негосударственных пенсионных фондов:

Название фондаДоходность с начала года, %
«ГАЗФОНД»9.13
«Согласие-ОПС»6.82
«Первый промышленный альянс»6.81
«Алмазная осень»6.8
«ВТБ Пенсионный фонд»6.8
«УГМК-Перспектива»6.63
«НЕФТЕГАРАНТ»6.43
«Сбербанк»6.35
«Сургутнефтегаз»6.26
«Согласие»6.04
«Оборонно-промышленный фонд имени Ливанова»5.82
«Стройкомплекс»5.75
«Ханты-Мансийский фонд»5.72
«Владимир»5.46
«Транснефть»5.16
«АКВИЛОН»5.1
«Национальный»4.94
«Роствертол»4.7
«Гефест»4.5
«Атомфонд»4.29
«Федерация»4.19
«Доверие»4.1
«Волга-Капитал»3.97
«Социум»3.86
«Альянс»3.75
«Ростех»3.03
«ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ»2.94
«Большой»2.62
«Магнит»2.16
«САФМАР»1.16

Полезное видео

Стоит ли переводить свои накопления в НПФ? Смотрите в видео:

Читайте также: