Проблемы и перспективы реформирования пенсионной системы


Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 16.12.2015 2015-12-16

Статья просмотрена: 9746 раз

Библиографическое описание:

Тесленко, М. О. Проблемы и перспективы пенсионной реформы в Российской Федерации / М. О. Тесленко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 24 (104). — С. 601-604. — URL: https://moluch.ru/archive/104/24446/ (дата обращения: 07.12.2020).

Реализация пенсионной реформы является одной из главных задач нашей страны. От того, насколько качественно будет решена данная задача, будет зависеть решение комплекса проблем макроэкономического плана. В ряде мировых стран система построения пенсионной системы существенно влияет на такой показатель как уровень сбережений, а следовательно и на масштабы инвестиционного процесса.

Пенсионная система России до внедрения реформы была построена по принципу распределения. Долгое время считалось, что данной системе не может быть никакой замены, что производить обеспечение жизни пожилого населения является возможным только за счёт перераспределения ВВП между поколениями.

Но фактически два десятилетия назад очевидность эффективности распределительной системы была поставлена под явное сомнение фактически во всем мире. Во многих мировых странах пенсионная система базируется на принципе накопления. В некоторых странах система накопления сочетается с системой распределения.

Стоит отметить, что пенсионная система является основным базовым показателем стабильного социального развития общества, т. к. она затрагивает интересы в первую очередь нетрудоспособного населения (более 25–30 %) любой страны, а косвенно затрагивает интересы фактически всего трудоспособного населения. В настоящее время в нашей стране проживает свыше 40 млн. престарелых, членов семей потерявших кормильца и инвалидов.

Вопрос о глобальном изучении пенсионной реформы в России в настоящее время весьма актуален. Введенные новшества в пенсионной системе несут в себе задачи, которые предполагают решить накопившиеся проблемы ранее действовавшей пенсионной системы. Главными проблемами являются рост уровня пенсионного обеспечения граждан, достижение финансовой сбалансированности пенсионной системы и формирование стабильного источника для дополнительных доходов в систему.

С 2015 года в Российской Федерации действует новый порядок назначения пенсий. Перед людьми, которые производили разработку новой пенсионной формулы, ставились следующие задачи:

 обеспечить гарантию стабильного и приемлемого уровня пенсионного обеспечения населения;

 создать необходимые условия для достижения финансовой сбалансированности пенсионной системы, в том числе в части страховых пенсий;

 сохранить приемлемый размер страховой нагрузки на работодателей и на федеральный бюджет;

 обеспечить гражданам гарантии пенсионного обеспечения на уровне не ниже величины прожиточного минимума пенсионера;

 увеличить роль трудового стажа при расчете размера пенсии и формировании пенсионных прав.

Принципиально изменились правила формирования страховой части пенсии. Накопительная часть будет формироваться на прежних условиях.

При расчете страховой части пенсии было введено понятие «годовой пенсионный коэффициент», который показывает соотношение между фактическим официальным размером заработной платы работника и максимальной величиной зарплаты, с которой работодателем уплачиваются страховые взносы в Пенсионный Фонд России. Следовательно, чем выше зарплата, тем выше данный коэффициент. Максимальное его годовое значение равняется 10. Перед выходом человека на пенсию все эго коэффициенты суммируются. Полученная величина умножается на показатель «стоимость пенсионного коэффициента», которую каждый год будет рассчитывать правительство РФ исходя из экономической ситуации в стране и поступлений в Пенсионный Фонд.

Министр Труда и соцзащиты Максим Топилин подчеркнул, что при введении новых правил обязательным остается принцип сохранения пенсионных прав. [1] Тоесть все пенсионные права, сформированные до 2015 года остались сохранены, и уменьшены быть не могут.

Трудовая пенсия по старости становится разделена на две самостоятельные части — страховую и накопительную.

По мнению экспертов «Российской Газеты», ФЗ «О страховых пенсиях» показывает россиянам выгоду в более позднем выходе на пенсию, поскольку согласно новой формуле расчёта пенсий, выходить на пенсии по старости в положенный срок не очень выгодно. К примеру, если женщина выйдет на пенсию на пять лет позже — в 60, то размер ее страховой пенсии вырастет в 1,5 раза; на 8 лет — 1,9 раза.

Особое негативное влияние на формирование пенсионных обязательств оказывают неформальная занятость или «серые зарплаты». По данным исследований ученых РАНХиГС, которые исследования ведут с 2001 года, в настоящее время примерно каждый девятый россиянин (11,9 %) занят только на теневом рынке труда. В целом же доля трудоспособного населения, которое использует теневые схемы трудоустройства достигает 41 %. Это около 22,5 млн. экономически активных граждан РФ. По подсчетам специалистов, в этом случае неуплата страховых взносов оценивается на сумму в 311 миллиардов рублей. Данная ситуация имеет отрицательное влияние для бюджета России, так как происходит существенное снижение налогооблагаемой базы. Это отражается не только на бюджете страны, но и на самих участниках неформальных взаимоотношений, выражаясь в полной незащищенности их трудовых прав. В подобной ситуации происходит снижение коэффициента замещения пенсией утраченного заработка, возникает необходимость роста страховых взносов или трансфертов из федерального бюджета. Сегодня коэффициент замещения заработка трудовой пенсией по старости составляет в среднем по стране 36,2 %. При сохранении нынешних правил в пенсионной системе к 2030 году он упадет до 25 %, к 2040 году будет еще меньше. [2]

Для сравнения рассмотрим показатели коэффициента замещения в странах с развитой рыночной экономикой (таблица 1).

Коэффициенты замещения (среднемесячная пенсия в % к среднемесячному заработку) в странах с развитой рыночной экономикой, 2014г.

Страна

Коэффициент замещения в 2014 г., %

Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail.

23 апреля 2019 09:02


Управляющий ОПФР по Тамбовской области Николай Горденков принял участие в работе II Всероссийского научно-практического семинара «Актуальные проблемы социальной сферы: теория и практика», прошедшего на базе Института педагогики Тамбовского государственного университета имени Державина.

Николай Горденков выступил с докладом по вопросам перспектив развития и совершенствования пенсионного законодательства. В частности, он отметил, что основная задача, стоящая перед государством в части пенсионного обеспечения, — гарантировать устойчивость и финансовую стабильность пенсионной системы на долгие годы вперед. Это значит, обеспечить не только сохранение, но и рост доходов пенсий нынешних и будущих пенсионеров.

Для того, чтобы понять, с какими трудностями может столкнуться государство в краткосрочной и долгосрочной перспективе, ПФР проводит актуарные расчеты будущих пенсионных прав и, соответственно, государственных пенсионных обязательств.

Горденков подчеркнул, что за последние годы государством принимались и принимаются меры, направленные на совершенствование пенсионной системы, которые позволили установить неработающим пенсионерам возможность пенсионного обеспечения не ниже регионального прожиточного минимума пенсионеров, повысить уровень пенсионного обеспечения с учетом трудового стажа, приобретенного в советское время, приблизить российские нормы пенсионного права к международным стандартам, повысить средний размер страховых и социальных пенсий.

Вместе с тем, в рамках прежних параметров пенсионной системы (действовавших до 2019 года), не были в полной мере достигнуты цели по долгосрочной финансовой устойчивости и сбалансированности бюджета ПФР.

В связи с этим были рассмотрены меры и принят федеральный закон, который позволяет исправить сложившуюся ситуацию. В первую очередь, речь идет о повышении пенсионного возраста и закреплении его на уровне 65 лет для мужчин и 60 лет для женщин. Повышение пенсионного возраста началось постепенно с 1 января 2019 года и продлится в течение 10 лет до 2028 года.

Решение об увеличении продолжительности трудоспособного периода жизни обусловлено состоянием демографии и ростом продолжительности жизни, достаточно большим количеством льготных категорий работников, несоответствием тарифов страховых взносов и обязательств по выплате страховой пенсии, «теневой» занятостью. Каждый год число пенсионеров увеличивается, а работающих граждан уменьшается. Кроме того, требует модернизации накопительная составляющая пенсионной системы.

Российская пенсионная система построена по солидарному принципу, поэтому с учетом сложившейся демографической тенденции обеспечивать достойный рост пенсий в будущем будет затруднительно. Если брать в расчет не просто все трудоспособное население, а только тех людей, которые работают официально и за которых поступают страховые отчисления на пенсию, тогда соотношение работающих и пенсионеров будет еще меньше.

В результате страховых взносов, перечисляемых работодателями, на выплату пенсий нынешним пенсионерам не хватает, и эта «недостача» покрывается за счет средств федерального бюджета. Приведем такой пример. В Тамбовской области проживает чуть более 1 млн. жителей, пенсионеров из них порядка 350 тысяч. При этом «своих» ресурсов (страховых взносов, собираемых на территории области), чтобы выплатить пенсии нашим пенсионерам, хватает только на 30 процентов от необходимой суммы. Все остальное – это трансферты из федерального бюджета. И если не предпринимать радикальных мер, ситуация будет только ухудшаться.

Добавим также, что пенсионный возраст для назначения пособия по старости устанавливался в России для разных категорий рабочих еще в начале прошлого столетия. В 20-е годы прошлого века, в момент установления пенсионного возраста, продолжительность жизни в России составляла всего 43 года. Действующий пенсионный возраст был установлен во времена тяжелых условий труда и жизни, во времена индустриализации и войн. Сегодня ситуация кардинально изменилась: улучшены условия труда и жизни граждан, качество медицинского обслуживания, в экономике преобладают служащие, работники сферы услуг, фрилансеры и самозанятые. Это положительно сказывается и на продолжительности трудоспособного периода жизни человека.

Адаптацию к новым параметрам пенсионного возраста в первые несколько лет переходного периода обеспечивает специальная льгота – назначение пенсии на полгода раньше нового пенсионного возраста. Она предусмотрена для тех, кто должен был выйти на пенсию в 2019 и 2020 годах по условиям прежнего законодательства. Это женщины 1964–1965 года рождения и мужчины 1959–1960 года рождения. В 2019 году страховая пенсия устанавливается женщинам в возрасте 55,5 лет и мужчинам в возрасте 60,5 лет.

В течение всего переходного периода продолжают действовать требования по стажу и пенсионным баллам, необходимым для назначения страховой пенсии по старости. Так, в 2019 году для выхода на пенсию требуется не менее 10 лет стажа и 16,2 пенсионных балла.

Повышение пенсионного возраста не распространяется на пенсии по инвалидности – они сохраняются в полном объеме и назначаются людям, потерявшим трудоспособность, независимо от возраста при установлении группы инвалидности. Прежний возраст выхода на пенсию сохраняется у большинства граждан, имеющих право досрочного назначения пенсии.

Предусмотрено новое основание для граждан, имеющих большой стаж. Женщины со стажем не менее 37 лет и мужчины со стажем не менее 42 лет смогут выйти на пенсию на два года раньше общеустановленного пенсионного возраста, но не ранее 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин.

Многодетные женщины с тремя и четырьмя детьми получают право досрочного выхода на пенсию. Если у женщины трое детей, она сможет выйти на пенсию на три года раньше нового пенсионного возраста с учетом переходных положений. Если у женщины четверо детей – на четыре года раньше нового пенсионного возраста с учетом переходных положений.

При этом для досрочного выхода на пенсию многодетным женщинам необходимо выработать в общей сложности 15 лет страхового стажа.

Федеральным законом от 03.10.2018 № 350-ФЗ вводится понятие «предпенсионный возраст». С 2019 года для предпенсионеров также введены новые льготы, связанные с ежегодной диспансеризацией, и дополнительные гарантии трудовой занятости. В отношении работодателей предусматривается административная и уголовная ответственность за увольнение работников предпенсионного возраста или отказ в приеме их на работу по причине возраста. За работодателем также закрепляется обязанность ежегодно предоставлять работникам предпенсионного возраста два дня на бесплатную диспансеризацию с сохранением заработной платы.

Для граждан предпенсионного возраста сохраняется возможность выйти на пенсию раньше установленного пенсионного возраста при отсутствии возможности трудоустройства. Пенсия в таких случаях устанавливается на два года раньше нового пенсионного возраста с учетом переходного периода.

Для педагогических, медицинских и творческих работников досрочные пенсии сохраняются в полном объеме: ужесточения требований по специальному стажу не предусмотрено. Сам стаж сохраняется, но исходя из общего увеличения трудоспособного возраста, для данных граждан возраст выхода на досрочную пенсию повышается на 5 лет, но с переходным периодом

Новый возраст выхода на пенсию будет исчисляться исходя из даты выработки специального стажа и приобретения права на досрочную пенсию. Таким образом, возраст, в котором эти работники вырабатывают специальный стаж и приобретают право на досрочную пенсию, фиксируется, а реализовать это право (назначить «досрочную» пенсию) можно будет в период с 2019 по 2028 год и далее с учетом увеличения пенсионного возраста и переходных положений. Т.е. требования к специальному стажу – не меняются, но сам возраст выхода на пенсию будет сдвигаться.

Закон предусматривает изменения, связанные с возрастом выхода на социальную пенсию. Гражданам, которые не работали или не приобрели полноценного стажа, необходимого для получения страховой пенсий, социальная пенсия теперь будет назначаться не в 60 (женщинам) и 65 лет (мужчинам), а в 65 и 70 лет, соответственно. Данные изменения также будут проводиться поэтапно.

Важно отметить, что в полном объеме сохранены пенсии по инвалидности. Лицам, потерявшим трудоспособность, эти пенсии назначаются независимо от возраста при установлении группы инвалидности.

Повышение пенсионного возраста не затрагивает нынешних пенсионеров. Все, кому до 2019 года уже назначен любой вид пенсии, продолжат получать положенные выплаты в соответствии с приобретенными правами и льготами.

Кроме того, с 2019 года жители села имеют право на повышенную фиксированную выплату к страховой пенсии по старости или по инвалидности. Право на 25-процентную надбавку к фиксированной выплате предоставляется при соблюдении трех условий: наличие не менее 30 лет стажа в сельском хозяйстве, проживание на селе и отсутствие оплачиваемой работы.

Производимые специалистами ПФР расчеты дают основания говорить о том, что в ближайшие годы социально – политическая и экономическая ситуация будет развиваться по инновационному варианту при одновременном проведении активной демографической политики, направленной на преломление негативных демографических тенденций.

Группа по взаимодействию со СМИ ОПФР по Тамбовской области

«горячая линия» 79-43-99, 79-43-93

Основные виды пенсий в Российской Федерации, источники их финансового обеспечения. Пути достижения финансовой стабильности пенсионной системы, ее реформирование путем введения пенсионных накоплений и активного привлечения негосударственных структур.

Рубрика Социология и обществознание
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 27.03.2012
Размер файла 37,6 K
  • посмотреть текст работы
  • скачать работу можно здесь
  • полная информация о работе
  • весь список подобных работ


Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

УРАЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА

КАФЕДРА ФИНАНСОВ И КРЕДИТА

ПЕНСИОННАЯ РЕФОРМА В РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Студент группы ФК-201

Власова Вероника Яковлевна

ст. преп. Е.И. Иглина

1. Формирование пенсионной системы

1.1 Основные виды пенсий в России

1.2 Пенсионный фонд РФ и его функции

1.3 Источники формирования финансовых ресурсов пенсионной системы

2. Анализ пенсионной реформы

2.1 Недостатки пенсионной реформы

2.2 Современное состояние и перспективы

Список использованной литературы

Актуальность темы курсовой работы объясняется тем, что современная пенсионная система России играет огромную роль не только в социально-общественной жизни всего государства, но и в финансово-бюджетной системе страны. Успешное реформирование системы невозможно без изучения теоретических основ функционирования пенсионной системы, а также критического анализа уже пройденных этапов реформирования. Указанные проблемы предопредели объект и предмет исследования, обусловили постановку цели и задачи курсовой работы.

Объектом исследования является пенсионная система России, являющаяся составной частью системы государственного социального обеспечения населения.

Предметом курсовой работы выступает совокупность социально-экономических факторов, влияющих на реформирование пенсионной системы РФ.

Цель курсовой работы - выявить перспективы развития пенсионной реформы.

Достижению поставленной цели подчинены следующие задачи:

- дать характеристику видов формирования пенсий;

- выявить источники формирования;

- рассмотреть структуру современной пенсионной системы;

- проанализировать принципы реформирования пенсионной системы;

- определить проблемы и перспективы реформирования пенсионной системы России.

Поставленные задачи определили логику и структуру работы, которая состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы. В первой главе «Теория пенсионного страхования» дается характеристика видов пенсии, а также основные источники формирования финансовых ресурсов.

Во второй главе «Пенсионная система в России» рассматриваются недостатки и перспективы пенсионной реформы и роль негосударственных пенсионных фондов.

При написании курсовой работы использовалась учебная литература, Интернет ресурсы и периодические издания.

Информационною базу работы составили данные Пенсионного фонда РФ, Минфина РФ.

Практическая значимость - расширение кругозора знаний по конкретному предмету.

1. Формирование пенсионной системы

1.1 Основные виды пенсий в России

Негосударственные пенсии - предназначены для увеличения совокупного уровня дохода участников Фонда после прекращения трудовой деятельности. В договорах негосударственного пенсионного обеспечения указываются права и обязанности, вкладчиков, негосударственных пенсионных фондов и получателей пенсий (участников); порядок уплаты пенсионных взносов; а так же порядок определения размера негосударственной пенсии, продолжительности и периодичности выплат. Деятельность негосударственных пенсионных фондов регламентируется федеральным законом «О негосударственных пенсионных фондах».

Профессиональные пенсии - предназначены для компенсации работникам, прекратившим работу в особых условиях труда, их заработка до достижения ими пенсионного возраста. Работодатель учреждая профессиональную пенсионную систему определяет, кто будет администратором такой системы и кто будет выплачивать профессиональную пенсию - конкретный негосударственный пенсионный фонд или Пенсионный фонд России. Профессиональные пенсии в настоящее время не назначаются до принятия соответствующего федерального закона.

Базовая часть трудовой пенсии. Назначается при наличии минимального страхового стажа - 5 лет. Выплачивается Пенсионным фондом России за счет переданных средств федерального бюджета, формируемых из платежей работодателя (6% от фонда оплаты труда). Размер базовой части представляет собой фиксированную величину. Для пенсионеров достигших возраста 80 лет; живущих в районах Крайнего Севера; имеющих инвалидность или на своем попечении иждивенцев, размер базовой пенсии выше. Размер базовой части индексируется с учетом инфляции в пределах средств, предусмотренных в федеральном бюджете.

Страховая часть трудовой пенсии. Назначается при наличии минимального страхового стажа в 15 лет. Выплачивается Пенсионным фондом России за счет части Единого социального налога, уплачиваемого работодателями в Пенсионный фонд России (в основном 14% от размера зарплаты работника старше 1967 года рождения, и 10% от размера зарплаты работников 1967 года рождения и моложе). Уплаченные страховые взносы отражаются в Пенсионном фонде России на индивидуальных лицевых счетах (ИЛС) застрахованных лиц в виде записей. Размер страховой части рассчитывается для каждого застрахованного лица делением средств, отраженных на ИЛС на предполагаемый период выплаты трудовой пенсии (с января 2006 - 14 лет). Размер выплачиваемых страховых частей индексируется с учетом инфляции в пределах средств, предусмотренных в бюджете Пенсионного фонда России.

Накопительная часть трудовой пенсии. Формируется застрахованным лицам 1967 года рождения и моложе за счет части Единого социального налога, уплачиваемого работодателями в Пенсионный фонд России (в основном 4% от размера зарплаты работника), и отражаемого в виде обязательств в специальной части ИЛС застрахованных лиц. Эти обязательства, записанные в специальной части ИЛС можно преобразовать в реальные деньги, если перевести накопительную часть трудовой пенсии в негосударственный пенсионный фонд, осуществляющий обязательное пенсионное страхование. Негосударственный пенсионный фонд будет приумножать пенсионные накопления застрахованного лица и выплачивать накопительную часть трудовой пенсии.

Социальные пенсии. Вид пенсий по государственному пенсионному обеспечению, выплачивающихся гражданам Российской федерации, не имеющим прав на назначение трудовой пенсии ввиду отсутствия необходимого страхового стажа или отсутствия средств на ИЛС. Размер социальной пенсии равен размеру базовой части трудовой пенсии. Назначается мужчинам с 65 лет, женщинам с 60 лет.

Пенсии по государственному пенсионному обеспечению (пенсии по ГПО). Размер пенсии по ГПО государственным служащим и военнослужащим определяется в соответствии с федеральными законами, устанавливающими порядок определения стажа государственной службы или выслуги лет. Размер пенсии по ГПО участникам Великой Отечественной войны; гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф; нетрудоспособным гражданам (инвалидам) привязан в процентном отношении к размеру базовой части трудовой пенсии. Данный вид пенсий выплачивается из средств федерального бюджета Пенсионному фонду России. Размер выплачиваемых пенсий по ГПО может быть увеличен федеральным законом.

Государственные пенсии, назначенные до 2002 года. Часть государственных пенсий, назначенных до 2002 года, связанных с трудовым стажем работ на предприятиях и в организациях, преобразована в трудовые пенсии (базовая и страховая части). Часть государственных пенсий (в том числе государственным служащим и военнослужащим) выплачивается по условиям законодательства, действовавшего на момент назначения государственной пенсии. Данный вид пенсий выплачивается из средств федерального бюджета Пенсионному фонду России. Размер таких выплачиваемых пенсий может быть увеличен федеральным законом.

1.2 Пенсионный фонд РФ и его функции

Несмотря на то, что общественно-политическое обсуждение модернизации пенсионной системы продолжается уже 21 год, начиная с разработки «Концепции реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации» (утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации № 790 от 7 августа 1995 года), где формулировались основные недостатки и принципы модернизации существующей пенсионной системы, вопрос о реформировании пенсионной системы будет оставаться на политической повестке дня и в среднесрочной перспективе.

Перспективы реформирования пенсионной системы и ее модернизации с целью обеспечить достойный доход пенсионерам в долгосрочной перспективе, который находился бы в зависимости от производительности труда потенциальных пенсионеров (трудового заработка), а также от длительности трудового стажа, на современном этапе затруднены тем, что пенсионная система как часть системы социальной поддержки населения, по существу, этой функции не выполняет, и с прогнозируемым сокращением коэффициента замещения, то есть отношения средней величины пенсии к средней заработной плате, пенсионное обеспечение все больше будет сводиться к функции пособия, защищающего население от бедности, а не обеспечивающего ему сопоставимого уровня жизни по отношению к величине получаемых средних доходов.

Согласно утвержденной Международной организацией труда Конвенции №102 «О минимальных нормах социального обеспечения», норма выплат пенсионных пособий по старости, то есть коэффициент замещения, должна находиться в зависимости от трудового стажа, получаемого трудового дохода, величины страховых взносов, возраста выхода на пенсию и рассчитываемой пенсионной формулы, то есть Конвенция Международной организации труда устанавливает уровень развития пенсионного обеспечения для международных сопоставлений. Согласно данной Конвенции Международной организации труда, коэффициент замещения пенсионным пособием трудового заработка должен быть не ниже 40% трудового заработка с учетом социальных пособий, получаемых типичным по числу и составу домохозяйством.

По утверждению экономиста Е. Гонтмахера, пенсионное обеспечение в России не является по существу сопоставимым с пенсиями в развитых западных странах, а являются по существу социальным пособием, так как коэффициент замещения недостаточен, что побуждает российских пенсионеров максимально продлять трудовую деятельность для обеспечения достойного уровня жизни.

Экономическая дискуссия вокруг проблем пенсионной системы сводится к обсуждению следующих вопросов.

Во-первых, необходимость балансирования пенсионного фонда и снижения его дефицита порождает дискуссии о повышении пенсионного возраста (такие предложения выдвинуты Министерством Финансов РФ, Министерством экономического развития, Министерством труда и Центральным банком), а также о величине индексации пенсий (в 2016 году пенсии не были проиндексированы полностью на уровень инфляции: для неработающих пенсионеров индексация составила только 4%, для работающих пенсионеров индексация не была проведена вовсе).

Несмотря на кажущееся согласие Правительства РФ и ЦБ РФ относительно необходимости повышения пенсионного возраста, аргументация о повышении пенсионного возраста с целью балансирования пенсионного фонда представляется неполной без анализа продолжительности здоровой и трудоспособной жизни российского населения предпенсионного возраста.

По данным Росстата [1], ожидаемая продолжительность жизни российского населения в возрасте 55 лет составляет 22,6 года (для мужчин 18,9 лет, для женщин 25,5 лет, то есть разрыв составляет 6,6 лет), в возрасте 60 лет - 19,1 года (для мужчин 15,9 лет, для женщин 21,4 лет, то есть разрыв составляет 5,5 лет), в возрасте 65лет - 15,8 года (для мужчин 13,2 лет, для женщин 17,5 лет, то есть разрыв составляет 4,3 лет), то есть наблюдается, с одной стороны, существенное превышение ожидаемой продолжительности женщин над ожидаемое продолжительности мужчин в возрасте текущего и потенциального выхода на пенсию (55-65 лет), с другой стороны, текущий возраст выхода на пенсию (55 лет для женщин, 60 лет для мужчин), не отражает этих различий в ожидаемой продолжительности жизни. Отметим, что показатель ожидаемой продолжительности жизни в определенном возрасте является интегральным показателем, отражающим текущие коэффициенты смертности населения, присущие определенному возрасту. Вопрос о постепенном повышении пенсионного возраста населения и доведение пенсионного возраста женщин до пенсионного возраста мужчин будет оставаться на повестке дня реформирования пенсионной системы в среднесрочной перспективе. Возможный недостаточный запас здоровья российского населения, а также политическая ангажированность вопроса о повышении пенсионного возраста будут препятствовать проведению реформ в этой сфере.

Во-вторых, состояние пенсионной сферы усугубляется наличием в России высокой доли населения, занятой в неформальном секторе (по официальным оценкам, этот показатель равен 6,3 млн (данные Росстата за 2013 год), однако этот показатель представляется заниженным (альтернативные оценки достигают 20 млн человек). Эта часть населения не платит пенсионные взносы. Вместе с тем, можно утверждать, что неформальная занятость является, скорее, следствием российских экономических проблем и институционального устройства экономики и общества, а не источником решений проблем пенсионной системы через увеличение доходов Пенсионного фонда РФ для снижения трансферта из федерального бюджета. Формальный сектор российского рынка труда не создает, а сокращает количество рабочих мест (данные Росстата), и неформальный сектор выступает в этом случае альтернативой безработице, а не формальной занятости.

Кроме того, в условиях ожидаемого снижения коэффициента замещения пенсии пенсионная система всё больше выполняет функцию социальной защиты населения от бедности, однако российский рынок труда (с низким уровнем заработных плат и значительным сектором неформальной занятости), а также демографические проблемы сокращения доли трудоспособного населения не позволяют эффективно функционировать распределительной пенсионной системе.

В-третьих, обсуждается вопрос целесообразности сохранения практики досрочных пенсий. Вместе с тем исследования [4] показывают, что предоставление досрочных пенсий может не быть острой проблемой пенсионной системы. Согласно работе Е. Гурвича, досрочные пенсионеры составляются около 20% общего числа пенсий, в 28% пенсий по старости являются оформленными досрочно, а на выплаты этих дополнительных пенсий приходится около трети процента ВВП, то есть около 4 процентов пенсионных выплат. При этом, более половины тех, кто оформил досрочную пенсию являются трудоспособными.

Анализ общественной, экономической и политической дискуссии по вопросу проведения пенсионной реформы показывает, что политическое решение будет определяющим в формировании контуров будущей пенсионной системы, при этом можно отметить следующие социально-экономические опасности, которые могут реализоваться в российской общественно-экономической реальности с высокой вероятностью: завершение институциональной эволюции и трансформации пенсионного обеспечения в пособие по бедности, значительное снижение качества жизни лиц предпенсионного возраста в результате повышения пенсионного возраста, изменение социально-экономических взаимодействий в российских семьях, которые во многом в настоящий момент построены на дотационном характере доходов современных пенсионеров для других членов домохозяйств, в которых эти пенсионеры проживают (особенно в сельской местности), а также на неформальной роли пенсионеров по уходу за детьми, больными, пожилыми людьми в семьях.

С другой стороны, необходимо проанализировать не только последствия проводимых потенциальных реформ, но также оценивать риски отложенной стабилизации пенсионной системы. Отложенная стабилизация рассматривается в современной политической экономии государственных расходов как ситуация, в которой политики и реформаторы, определяющие контуры экономической политики, принимают решение отложить назревшие меры по модернизации (например, повышение пенсионного возраста), рассчитывая на то, что данное решение не придется принимать в ближайшем будущем и соответствующих издержек удастся избежать [7, с. 283- 294].

Основной проблемой пенсионной системы в среднесрочной перспективе будет оставаться недостаточная эффективность расходов: доля в ВВП расходов на пенсионное обеспечение занимает 9% ВВП (для сравнения – 8,4% в странах ОЭСР), а значительная доля этих расходов (3% ВВП) представляет собой трансферт из федерального бюджета [3]. При этом дефицит Пенсионного Фонда России формируется в результате установления государством различных льгот, а прогнозируемое старение население пока не начало оказывать влияние на состояние дефицита Пенсионного Фонда.

Вместе с тем, номинальная ставка пенсионного тарифа (тарифа страховых взносов в пенсионную систему, отражающая степень нагрузки на бизнес, выше среднего значения по развитым странам (в России страховые взносы в Пенсионный Фонд составляет 22% от заработной платы, при достижении законодательно установленного максимума заработной платы 22% + 10%, в странах ОЭСР в среднем 19,6%), при этом коэффициент замещения в России остается низким (34,4% в 2015 году) относительно развитых стран. Реформирование системы пенсионного обеспечение должно, в первую очередь, быть нацелено на повышение эффективности пенсионных расходов, которые в настоящий момент при сопоставимом с развитыми странами уровне тарифов и расходов не обеспечивает сопоставимого уровня пенсионных выплат.

Несмотря на введение новой пенсионной формулы в 2015 году, в среднесрочной перспективе возможно лишь инерционное развитие российской пенсионной системы, которое не соответствует интересам ни текущих, ни будущих пенсионеров: снижение коэффициента замещения, превращение пенсий в социальное пособие по бедности, снижение величины уплачиваемых пенсионных взносов в результате роста сектора услуг в структуре экономики, где занятость более гибкая и неформальная, начало ожидаемого обострения дефицита пенсионного бюджета в результате старения российского населения.

Согласно данным Росстата, к 2030 году численность российского населения в трудоспособном возрасте снизится на 11 млн человек, а старше трудоспособного возраста – увеличится на 9 млн человек), то есть основной проблемой будет оставаться зависимость пенсионной системы от состояния федерального бюджета.

1. Статистический сборник «Здравоохранение в России» // Федеральная служба государственной статистики, 2015

2. Статистический сборник «Неформальная занятость в России» // Федеральная служба государственной статистики, 2013

3. Горлин Ю. Дефекты действующей пенсионной формулы //Экономическая политика. – № 4, 2014. – С.99- 101.

4. Гурвич E., Сонина Ю. Микроанализ российской пенсионной системы // Вопросы экономики, 2012, №2.

5. Малева Т. М., Синявская О. В. Пенсионная реформа в России: история, результаты, перспективы // Серия «Аналитические доклады НИСП». М.: Пома-тур, 2005. С. 76.

6. Малева Т., Юдаева К. Пенсионная система в России: инерция выживания или стратегия развития? // Развитие человеческого капитала. М.: Дело, 2013.

7. Цыплаков А.В. Политическая экономия государственных расходов в современной России / Российские корпорации в условиях антимонопольного регулирования: монография / / Р.С. Дзарасов, О.Е. Рязанова, Г.П. Журавлева и др.; Под ред. О.Е. Рязановой. – Москва: ИИУ МГОУ, 2016. – с. 283-294

Изменения в пенсионном законодательстве России происходят на протяжении последних 16 лет. Некоторые нововведения постепенно внедряются в практику начисления пенсий, некоторые находятся на стадии обсуждения и рассмотрения. Каким будет итоговый вариант законодательства о пенсиях пока не ясно, но общие цели и тенденции прослеживаются.

Однако чтобы разобраться в сегодняшнем состоянии пенсионной системы, нужно понимать какой она была до сих пор, и как она изменилась в последние годы.



Суть пенсионной реформы

Упрощенно, без строгого подхода к названиям и терминам, ситуацию можно описать так:

Россия пытается уйти от действовавшего еще со времен СССР механизма выплаты пенсий.

  • Тогда фактические выплаты пенсионерам шли из отчислений от заработка трудящихся в настоящий момент. Работники не делали никаких индивидуальных накоплений для своей будущей пенсии, формировался общий пенсионный фонд.
  • В советские годы существовала зависимость размера пенсии от прошлых заработков. Но это был скорее механизм расчета, а не прямая зависимость величины пенсии от сделанных выплат в пенсионный фонд.
  • Еще одним наследием прошлой пенсионной системы остается правило, по которому взносы в пенсионный фонд платит не сам работник, а работодатель.

Неизбежность реформирования пенсионной системы продиктована ростом количества пенсионеров по отношению к числу работающих в данный момент. Такое положение будет усугубляться по причине низкой рождаемости. Государству все тяжелее финансировать пенсионные выплаты из бюджета.

Другим важным мотивом пенсионной реформы становится отказ от уравнительного подхода. Растет понимание, что больше лица, которые зарабатывали больше имеют право на пропорционально больший пенсионный доход.

Так в 2002 году законодательство получило понятие накопительной части пенсии. После нескольких изменений и дополнений в законы, Российская Федерация стала использовать смешанный принцип распределения пенсионных взносов.

Состав пенсионных взносов делится на страховую и накопительные части.

  • Страховая пенсия выплачивается государством с целью компенсации потерянного заработка. Получение таких пенсий становится возможно по достижении пенсионного возраста или в случае потери трудоспособности. Право на страховую пенсию возникнет только у тех граждан, от зарплаты которых достаточно долго выплачивались пенсионные взносы.
  • Формирование накопительной пенсии более похоже на размещение работником некоторых сумм на особо надежный вклад, чтобы потом единовременно или частями получать эти средства, находясь на пенсии. С 2009 года граждане РФ получили возможность добровольно увеличивать размер отчислений в накопительный фонд.

Норматив пенсионных отчислений для большинства работников установился на уровне 22% от заработка. 6% шло в накопительную часть пенсии и аккумулировалось в государственном фонде, который размещал средства в особо надежные активы. 16% формировали страховую часть пенсии, из которой выплачивались средства нынешним пенсионерам.

Механизм стал быстро давать сбои:

  • Накопительный фонд обеспечивал столь малый доход, что не только не имел прибыли, но не сберегал средства от инфляции.
  • Средств распределительной системы не хватало на выплату текущих пенсий.

Деньги были взяты из накопительного пенсионного фонда.

В 2014 году накопительная часть пенсий была заморожена, все средства пошли на финансирование страховой составляющей. Этот мораторий был продлен и продолжает действовать до 2019 года.


Какие изменения включает пенсионная реформа в России в 2020 году?

Последние новости в этой сфере сводятся к увеличению фактических выплат и росту требований к будущим пенсионерам. Чтобы разобраться в новостях пенсионной системы, напомним алгоритм расчета пенсий, действующий в 2018 году. Поскольку мораторий для накопительной части пенсий продолжает действовать, мы напишем здесь только о страховых пенсиях, которые составляют практически весь объем выплат.

Страховые пенсии складываются из двух частей:

  • расчетной составляющей;
  • фиксированной выплаты.

Фиксированные выплаты устанавливаются государством не индивидуально, а для определенных категорий пенсионеров:

  • инвалидов,
  • малоимущих,
  • проработавших 15 и более лет на Крайнем Севере и др.
-->

Для получения права на расчетную составляющую страховой пенсии в 2020 году будет необходимо выполнение двух требований:

  • стаж работы – от 11 лет и более, с официальным трудоустройством и уплатой страховых взносов от зарплаты;
  • пенсионный балл 18,6 и выше.

Последний момент поясним особо.

Пенсионный балл или коэффициент это условная единица, в которую переводится каждый отработанный год с учетом официальной зарплаты. Т.е. чем больше стаж и выше доход – тем больше пенсионных баллов.

Балльная система действует с 2015 года. Минимальное количество баллов для начисления пенсии растет.

  • в 2015 году обязательно требовалось только 6,6 балла;
  • в 2017 уже 11,;
  • в 2018 – 13,8;
  • итоговая величина в 30 баллов будет достигнута в 2025 году.

Цена 1 пенсионного балла определяется государством. Она изменяется с течением времени:

Стоимость в рублях

Как увеличится пенсия в 2020 году?

Некоторые из описанных пенсионных платежей изменились уже начиная с 1 января 2020 года:

Фиксированная выплата к страховой пенсии по старость в 2020 году составляет 5686 рублей 25 копеек.

Средние размеры пенсии на 2020 год тоже изменились в сторону увеличения:

  • предполагаемый средний размер страховой пенсии по возрасту должен составить 14 тыс.75 руб.;
  • государственные социальные пенсии поднимаются до 9 тыс. 45 руб.;
  • пенсии инвалидам с детства – до 13 тыс. 699 руб.

Пенсионерам, которые продолжают трудиться, стоит обратить внимание на то, что описанные индексации пенсий их не коснутся. Однако им в августе 2018 года также будет сделан перерасчет с учетом роста стоимости пенсионного балла.

Следующее изменение важно для тех трудящихся, которые платят взносы в Пенсионный фонд сами за себя. Это предприниматели, адвокаты и др. В связи с ростом минимальной заработной платы, обязательные выплаты для них в 2018 году вырастут дважды: в январе и в мае.

Важные новости для тех, кто начнет получать пенсии с 2020 года:

  • С 1 января 2020 года возросла стоимость 1 пенсионного балла, до 93 рублей
  • В 2020 году правительство увеличивает норматив прожиточного минимума пенсионера – примерная величина для средней полосы России будет колебаться в районе 8 – 8,5 тысяч рублей. Аналогичные нормы для других регионов также пересчитываются.

В 2018 году россияне увидели новый вид пенсий – их будут выплачивать детям, у которых неизвестны оба родителя. До сих пор «подкидыши», «беспризорники» были ущемлены по сравнению с сиротами, которым назначалась пенсия по потере кормильца.

Не стоит ожидать увеличения социальной пенсии, например, матерям, воспитывающих детей-инвалидов до 8 лет, родившим пять и более детей, а также инвалидам 1-й группы по зрению.

Ясных новостей о военной пенсионной реформе пока нет. Об индексации таких пенсий не сообщалось. Но их рост происходит по другим основаниям, в связи с повышением величины денежного довольствия в войсках.

В предстоящей пенсионной реформе МВД также много неясностей. Последние новости говорят о том, что к пенсии отставных сотрудников Следственного комитета и Прокуратуры в 2018 году добавилось 30%.

Последние новости о повышении пенсионного возраста

Не обошло стороной пенсионную реформу увеличение возраста выхода на пенсию. Увеличение будет происходит поэтапно и начнется уже с 1 января 2019 года. Реформа позволит ежегодно повышать пенсии на 1000 рублей. Основные изменения следующие:

  • возраст выхода мужчин на пенсию был увеличен до 65 лет к 2018 году, у женщин до 63 лет к 2034 году;
  • тем, кто не наработал на официальную пенсию, будут платить социальную. но только при достижении возраста 68 лет у женщин, и 70 лет у мужчин;
  • женщины и мужчины, работающие на Крайнем Севере и приравненных к нему районах, смогут уйти на пенсию в 58 и 60 лет;
  • досрочникам пенсия также будет увеличена на 8 лет.

Женщины и мужчины, отработавшие более 40 и 45 лет смогут уйти на пенсию на 2 года раньше.

Читайте также: