Профсоюзы о пенсионной системе

Федерация независимых профсоюзов России (ФНПР) выступила против повышения пенсионного возраста, начала в регионах акции протеста, а также направила Дмитрию Медведеву свои предложения по пенсионной реформе. Председатель ФНПР Михаил Шмаков заявил, что пенсионный вопрос нельзя решить, не решив проблем зарплаты и производительности труда.

— Профсоюзы против повышения пенсионного возраста или все-таки за, но при условии долгого переходного периода?

— Мы против законопроекта в той редакции, в какой он сейчас сформулирован правительством. В нем нет ничего, кроме простого предложения: давайте поднимем возраст. Все остальное — это какие-то рассказы «на пальцах» о том, что будет с экономикой, с повышением пенсий, с рабочими местами. Вместо рассказов должен быть пакет законопроектов, чтобы решать проблему в комплексе.

— Но уже все, включая противников повышения возраста, признали, что действующая пенсионная система исчерпала весь свой ресурс .

— Как система — да. Но, к примеру, никакого дефицита Пенсионного фонда (ПФР) нет для того, чтобы он выполнял свои обязательства по государственному пенсионному страхованию. У фонда достаточно средств, чтобы выплачивать сегодняшние пенсии. Можно даже повышать выплаты, если вернуть фонду 6% страховых взносов, которые предназначались для накопительных пенсий, но уже четвертый год заморожены решением правительства.

— Разве можно повышать пенсии сегодняшним пенсионерам за счет денег, которые персонально накапливаются для пенсионеров будущих?

— В обязательном государственном пенсионном страховании не может быть накопительного элемента. Это тема для обсуждения, которая тоже важна в контексте повышения возраста.

— Часть россиян перечисляла накопительные взносы в негосударственные пенсионные фонды (НПФ).

— И в некоторых НПФ эти деньги уже успели раствориться. Но значительная часть граждан никак не распорядилась накопительной частью. Средства поступали в ВЭБ, где, надеюсь, сохранились.

— По-вашему, эти «размороженные» деньги обеспечат россиян достойной пенсией?

— Достойные пенсии бывают при достойных зарплатах. Потому что страховые взносы в ПФР зависят от величины заработков.

— Достойные зарплаты нужно платить «в белую». Почему профсоюзы и предприниматели мирятся с тем, что в стране в тени работают, по разным оценкам, от 10 млн до 20 млн граждан?

— Это обязанность правительства создавать условия, в которых невозможна была бы теневая, а по сути криминальная, занятость.

— Кроме того, достойные зарплаты бывают при высокой производительности труда.

— Если кто-то считает, что у нас низкая производительность, то это спекуляции. Если исходить из наших зарплат, которые низкие, то наша производительность самая высокая в мире: за такие деньги такой объем работ не выполняется в развитых странах. Если же считать по количеству произведенного продукта, то она низкая. Но мы с вами не в XIX веке, где производительность определялась мышечной силой работника. Сегодня все решают технологии. Смена технологии, организация труда — это забота предпринимателей, менеджеров. А их решения в свою очередь зависят от общей стратегии развития экономики.

— Стратегия вещь долгосрочная, а пенсии надо платить каждый месяц.

— На каждый месяц деньги пока есть. А зарплату можно повысить и с помощью краткосрочных мер. Мы уже приравняли минимальную зарплату к прожиточному минимуму. Теперь надо пересматривать прожиточный минимум, в основе которого лежит минимальная потребительская корзина, которая вводилась в 1992 году всего на восемь месяцев для преодоления кризиса. Значит, нужно пересматривать и корзину. Таких предложений у нас несколько десятков, о которых мы и сообщили Дмитрию Медведеву, а также в Российскую трехстороннюю комиссию. К примеру, проблема занятости уже сейчас стоит остро. Повышение пенсионного возраста может спровоцировать такой рост безработицы, что потребуется возрождать страховой Фонд занятости для выплаты пособий. Поэтому мы и настаиваем на комплексном решении пенсионной проблемы, которая зависит от массы аспектов. А когда мы детально обсудим все эти аспекты, то может оказаться, что и нет никакой необходимости в повышении возраста.

— Но Дума настроена принять правительственный проект в первом чтении 19 июля. Значит, повышение возраста неизбежно.

— В Думе не раз случалось, когда депутаты принимали какой-нибудь закон в первом чтении, а потом тихо «хоронили» его в архиве. Профсоюзные акции протеста против правительственного закона уже начались. Профсоюзная сторона в региональных трехсторонних комиссиях будет выступать против, и это может подействовать на региональных депутатов, которые должны прислать в Москву свои отзывы перед первым чтением.

— А если не подействует?

— Если все губернаторы, все мэры, депутаты всех уровней поддержат правительственный вариант пенсионной реформы, что ж… Им всем предстоят выборы, а выборы у нас каждый сентябрь.

Виктор Хамраев
корреспондент газеты "Коммерсантъ"

Дзен-канал «ПРАВО ИМЕЮ» публикует письмо Федерации Независимых Профсоюзов России заместителю председателя правительства Татьяне Голиковой по вопросу повышения пенсионного возраста.

Уважаемая Татьян Алексеевна!

По мнению Федерации Независимых Профсоюзов России сегодня в России не созданы необходимые условия, позволяющие ставить вопрос повышения пенсионного возраста.

Одной из причин, по мнению экспертов, является состояние здоровья населения. Средняя продолжительность активной жизни, дающей возможность выполнять трудовые функции в старших возрастах у нас в стране ниже, чем у многих развитых стран. Особенно это касается мужского населения, 43 процента которого не доживает до 65 лет.

Это высокий показатель в сравнении с большинством стран, установивших высокий пенсионный возраст, где он составляет 11-15 процентов. Решению этой задачи мешают значительные проблемы, имеющиеся в области охраны здоровья практически всех слоёв населения, доступности медицинской помощи и её качества, а также в проведении диспансеризации и, главное, в реализации её результатов.

В связи с тем, что повышение продолжительности жизни предполагается обеспечить в 2024 году, очевидно, инициирование вопроса изменения условий выхода на пенсию с 2019 года преждевременно.

По-прежнему серьёзной остаётся возможность развития конфликта поколений. Трудоустройство является проблемой для молодого поколения и лиц старшего возраста. Увеличение пенсионного возраста потребует создания большого количества новых рабочих мест.

До настоящего времени существенно не изменена политика в области доходов работающих. Число людей, которых можно было бы отнести к так называемому «среднему классу» не растёт. По-прежнему высокий процент работающих бедных . Такое положение не мотивирует людей думать о дальнейших перспективах, к которым, безусловно, относится пенсионное обеспечение и, соответственно, мешает его системному реформированию.

Требует определённого переосмысливания нормативная база, в том числе по ряду законов, принятых в последние двадцать пять лет. Страной до настоящего времени не ратифицирована ни одна из конвенций, регулирующих сферу социальной защиты работающих.

Многократно рассматривалась экспертным сообществом в стране и за рубежом практически готовая к ратификации Конвенция №102 МОТ, которая в очередной раз снята с обсуждения правительственной стороной Российской Трёхсторонней комиссии.

При этом, ни одна инициатива в области реформирования системы социальной защиты не принесла реальной пользы самим работающим, а проводимая в этой сфере «оптимизация» и «модернизация» лишь сокращали уровень их социальной защищённости.

Учитывая вышеизложенное, ФНПР считает нецелесообразным поддерживать дальнейшие инициативы в области реформирования системы социальной защиты до ратификации основополагающих Конвенций МОТ (Международной организации труда – Прим. Дзен-канал «ПРАВО ИМЕЮ») в этой области и определения согласованного уровня социальной защищённости наёмных работников, в т.ч. в области обязательного социального страхования.

Эта наша позиция безусловно распространяется и на идею объединения фондов в системе обязательного социального страхования. Это предложение периодически обсуждается в средствах массовой информации.

Наличие больших объёмов, незавершённых работ по переводу каждого из фондов на решение задач обязательного социального страхования, разные системы организационного построения и управления, перегруженность задачами из сферы социального обеспечения и т.д. при механическом объединении могут привести к серьёзному сбою в их работе.

ФНПР считает, что повышение пенсионного возраста и объединение социальных фондов не являются первоочередными задачами и не гарантируют декларируемого эффекта без решения вышеперечисленных проблем. Поспешность в их реализации может привести к ухудшению обеспечения наёмных работников гарантиями и росту социальной напряжённости.

Основной задачей предлагаемых новаций реформаторы считают экономию госбюджетных ресурсов, а не улучшение деятельности системы и повышение на этой основе защищённости работающего населения и пенсионеров.

Предлагаемые инициативы Правительства РФ вступают в противоречие с задачами, поставленными Президентом России В.В. Путиным в майском указе №204 от 07.05.2018 года «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», реализация которого призвана качественно улучшить жизнь страны в ближайшей перспективе.

Председатель ФНПР М.В. Шмаков

Лидер ФНПР потребовал вернуть обязательные индексации зарплат работающих стариков






С резкой критикой повышения пенсионного возраста в России выступила Федерация независимых профсоюзов (ФНПР) — крупнейшая профсоюзная ассоциация в страны. Итогом могут стать некоторые послабления пенсионной реформы.

По словам главы ФНПР Михаила Шмакова, профсоюзы считают необходимым «вернуться к вопросам индексации пенсий, снятия ограничений при формировании пенсионных прав для работающих пенсионеров». В результате этих дискриминационных решений рынок уже лишился миллионов рабочих рук. А социальный бюджет — миллиардов рублей, пояснил профлидер.

Кроме того, Шмаков выступил резко против внедрения системы индивидуального пенсионного капитала (ИПК) на принципах автоподписки. ИПК должен быть добровольным — по личному заявлению работника. «Мы не можем допустить снова вовлечения работников в непрозрачные, сомнительные схемы», — декларировал профлидер.

Требованиями, касающимися пенсионной реформы профсоюзы не ограничились. Так, ФНПР настаивает на освобождении от подоходного налога (нулевая ставка НДФЛ) тех, чьи доходы ниже прожиточного минимума. «У бедных есть расходы, а не доходы. Если богатые не хотят социального взрыва, пусть платят», — безапелляционно заявил Шмаков.

Еще одно интересное требование: установить в Трудовом кодексе РФ норму о ежегодной индексации заработной платы в соответствии с прогнозом индекса потребительских цен. Причем, для работников всех предприятий независимо от формы собственности. Сейчас такого нет даже для бюджетников, снова «лягнул» правительство глава федерации.

И в завершении прозвучало буквально революционное предложение — об увеличении МРОТ до 25−27 тысяч рублей. МРОТ должна соответствовать минимальному потребительскому бюджету (МПБ), а не прожиточному минимуму, как сейчас, уверены в ФНПР.

Методика МПБ разработана профсоюзами еще в 2011 году. Этот вопрос уже внесен в Генеральное соглашение федерации на 2018−2020 годы.

Удивительно, но со стороны правительства наблюдается некое движение навстречу. Так, присутствовавшая на съезде ФНПР вице-премьер Татьяна Голикова анонсировала пересмотр потребительской корзины с 2021 года. Тогда же, по ее словам, возможен и пересмотр МРОТ, и индексация зарплат бюджетников.

Звучит обнадеживающе. Главное — чтобы не обманули.

Останутся ли предложения ФНПР благими пожеланиями или воплотятся в реальность — покажет время. Что важно: не исключено, что они сделаны «с подачи» президента РФ. Ведь в феврале Владимир Путин встречался со Шмаковым. Реакция властей на инициативу масс — традиционный в России способ внедрения социально-экономических новаций.

Одна из резолюций съезда была направлена против «карманных» профсоюзов. Очевидно — против тех, кто играет на стороне работодателя и государства. Надо сказать: это заявление выглядит неоднозначно. Ведь в чрезмерной связи с Кремлем нередко и не без оснований часто упрекают саму ФНПР. Парадокс, но возможно, теперь эта связь окажется выгодной миллионам обобранных пенсионной реформой россиян.

Чуть подробнее об свежих инициативах профсоюзов «СП» рассказал секретарь ФНПР, главный редактор газеты «Солидарность» Александр Шершуков.

— Пенсия сейчас в нашей стране, независимо от пенсионного возраста, — относительно небольшая. И не соответствует требованиям конвенции МОТ, которой установлена нижняя планка в 40 процентов от заработка. В России выплаты существенно меньше. Поэтому многие люди в старости просто вынуждены работать. Чтобы элементарно выживать.

«СП»: — Еще у вас интересная инициатива с отменой НДФЛ для бедных. Но ведь у нас никто не получает меньше прожиточного минимума? МРОТ же недавно установили на уровне ПМ?

— Да, но это если работник находится на полной ставке. А если его перевели на полставки, то ему могут платить и меньше МРОТ.

Эта та же история, что и с «играми» власти вокруг майских указов и повышения зарплат бюджетникам. За счет чего регионы начали их выполнять? За счет «игр» со статистикой. И за счет того, что стали учитывать и тех, кто оформлен не только на ставку, но и на полторы-две.

Сейчас чтобы выйти из-под контроля ограничителя — МРОТ на уровне ПМ — начали платить по полставки, оставляя прежний объем работы. Это — проблема. Хотя и касается, в основном, только низкооплачиваемых работников.

«СП»: — Даже нынешнюю куцую МРОТ могут де-факто не платить. Очевидно, повысить МРОТ до 25−27 тысяч рублей, как вы предлагаете, вообще нереалистично…

— Это нереалистично только в контексте той финансово-экономической политики, которую сейчас проводит правительство. Если профицит бюджета откладывать в финансовые резервы, а не стимулировать реальный сектор экономики, создание рабочих мест и (как следствие) — рост доходов граждан, то конечно таких результатов не добиться.

«СП»: — Есть мнение, что финансово-экономический блок правительства буквально саботирует развитие страны, держит экономику на голодном финансовом пайке.

— Среди национальных проектов, которые сейчас пытаются запустить, проект повышения производительности труда и создания новых рабочих мест финансируется в наименьшей степени. Более того, по оценке Счетной палаты деньги на него даже не начали расходовать. Это показатель приоритетов, которые выстраивает правительство. Для достижения нижней планки доходов в 25 тысяч рублей необходимо их изменение.

Доцент кафедры экономики труда СпбГЭУ Андрей Песоцкий отмечает полезность предложений ФНПР, критикуя при этом саму федерацию:

— С профсоюзами в России сложилась парадоксальная ситуация. Формально в них десятки миллионов человек. Однако в общественной жизни России профсоюзы совсем незаметны. Не в последнюю очередь - оттого, что «официальные» российские профсоюзы представлены ФНПР — бюрократическим «динозавром из СССР во главе с Михаилом Шмаковым. Удерживающим лидерство в этой организации с «раннеельцинских» времен.

Если в Индии профсоюзы разом выводят на улицы городов по миллиону человек под красными знаменами, то у нас «официальные» профсоюзы давно срослись с государством.

«СП»: — Если ФНПР, имеющая разветвленную региональную сеть и 20 млн членов, хоть на этот раз сможет добиться пользы для людей — это наверное не так уж плохо?

— ФНПР часто создает информационные поводы, чтобы периодически напоминать о себе. Причем — подчас это вполне содержательная повестка.

Господин Шмаков не впервой выполняет роль своеобразного советника «императора», предлагая ему назревшие решения «от имени народа». Которые Владимир Владимирович может в той или иной степени одобрить. В этой плоскости, если смотреть по существу, инициативы Михаила Шмакова заслуживают поддержки: проблема старости в России — острейшая. У нас бедная, позорная старость.

Поэтому видится разумной инициативы ФНПР по введению индексации пенсий для работающих пенсионеров.

«СП»: — Там есть и другие предложения.

— Еще одна инициатива ФНПР, направленная не только в отношении пенсионеров — снижение ставки НДФЛ на доходы ниже прожиточного минимума. Тоже вполне разумная мера. Однако против выступает правительство, озабоченное наполнением бюджетов субъектов РФ (а этот налог поступает почти полностью именно в региональные бюджеты). И тем, что создается прецедент отхода от «плоской» шкалы налогообложения (равные налоги и для бедных, и для богатых). Которой российская власть старается избежать.

Схожее мнение об освобождении бедных от НДФЛ высказал и руководитель налоговой практики юридической компании BMS Law Firm Денис Зайцев:

— Такое требование не будет выполнено. Налог поступает в региональный и местный бюджеты. Это выпадающие доходы субъектов и местных администраций. Соответственно, отказ от налога в какой-либо части приведет к «обеднению», в первую очередь, регионов и местных администраций.

С подобной инициативой уже обращались депутаты Государственной думы. Однако тот законопроект был отклонен. Обеспечить же ФНПР такое требование, не являясь субъектом законодательной инициативы", ещё сложнее.

Читайте новости «Свободной Прессы» в Google.News и Яндекс.Новостях, а так же подписывайтесь на наши каналы в Яндекс.Дзен, Telegram и MediaMetrics.

Сотрудники ПФР предрекают фатальные изменения правил выплат старикам

Без срочных мер соотношение выплат по возрасту к зарплатам грозит снизиться до 15%

Новый кабмин в смысле решения проблем пенсий оказывается еще слабее предыдщего


Глава объединения профсоюзов «Соцпроф» Сергей Вострецов поделился информацией о том, что по результатам совещания круглого стола в нижней палате парламента до 9 июля в Госдуме будет создана рабочая группа с участием профсоюзов для обсуждения законопроекта о повышении пенсионного возраста. Вострецов подчеркнул, что профсоюзам достаточно и одного депутата, чтобы выработать предложения по реформе пенсионного законодательства и внести их на рассмотрение Госдумы. «Однако лучше было бы, если бы это была межфракционная группа, куда вошли бы представители всех профсоюзных объединений, которые представлены сегодня в России», – отметил он.

Эту идею поддержали и в думских фракциях, и в профсоюзных объединениях. «Вчера руководитель Федерации независимых профсоюзов (ФНПР) Михаил Шмаков был в Госдуме и поддержал идею создания рабочей группы. Поэтому я думаю, мы идем параллельными путями навстречу», – отметил руководитель «Соцпрофа».

Вострецов вместе с тем отметил: «Договариваться есть смысл только тогда, когда есть реалистичные конкретные предложения. Если будут лозунги и популизм – это одно, если есть какие-то конкретные законодательные инициативы, расчеты и статистика, если люди занимались делом – это другое».

«Мы оттягивали эту реформу насколько могли, но пришли к тому, что уже дальше оттягивать нельзя, – подчеркивает Вострецов. – Надо принимать решение: либо повышать пенсионный возраст, либо искать иные источники дохода, наполнения пенсионного бюджета. Потому что от того, что мы будем говорить «халва, халва», во рту слаще не станет. Когда мы не сможем не то, что индексировать, а возможно платить пенсию в том объеме, который есть уже, не то, что повышать, тогда поздно будет. Поэтому не от хорошей жизни правительство пошло на реформу».

Говоря о причинах сложившейся ситуации, Вострецов назвал ее отголоском системы, существовавшей во времена СССР. Он думает, что профсоюзы поддержат пенсионную реформу. «Если они хотят сохранить государство, хотят сохранить стабильность государства, то конечно они не захотят идти по пути безответственной политической деятельности», – уверен профсоюзный лидер.

Кажется весьма странным тот факт, что профсоюзные объединения хотят в очередной раз наступить на грабли, уготованные буржуазной властью: попытаться договориться на условиях буржуазии. Мысль о том, что “профсоюзы поддержат пенсионную реформу” многих приводит просто в ужас, так как профсоюзы обязаны поддерживать права трудящихся, права рабочего класса в первую очередь. Вместо этого происходит увод рабочих от протеста.

Право решать вопрос жизни и смерти пожилых людей возрасте 55-60 лет соответственно отдаётся на откуп таким лидерам «желтых профсоюзов», которые говорят, что надо сохранить буржуазное государство и уходить от безответственной политической деятельности.

Удивительно, что «профсоюзы» не поднимают вопрос об иных источниках наполнения пенсионного бюджета, таких как введение шкалы прогрессивного налогообложения, как во всех капиталистических странах мира. Во Франции, например, капиталисты платят 56,8% в бюджет государства, в США – 39%, Австралии – 50%. А в РФ — «плоская» шкала налогообложения: и бедные, и олигархи платят одинаково.

Трудящимся нужно знать, что «желтые профсоюзы» — термин, встречающийся в литературе для обозначения профсоюзов, лидеры которых, вопреки коренным интересам рабочего класса, проводят политику классового сотрудничества рабочих и предпринимателей.

В сегодняшней России создание

«желтых» профсоюзов является одним из самых распространенных методов борьбы работодателей против интересов трудящихся.

Если вы видите, что профсоюз на вашем предприятии занимается чем угодно, только не защитой прав работников: совместно с директором организует «конкурсы профессионального мастерства», раздает грамоты и подарки, никогда не спрашивает рабочих об их проблемах и не занимается их решением, скорее всего, перед вами — «желтые».

Если председатель профсоюза сам является одним из менеджеров, женой/кумом/сватом/братом генерального директора; если заключение коллективного договора проходит за закрытыми дверями, без обсуждения с коллективом, а условия соглашения лишь дублируют нормы Трудового кодекса, наконец, если работников в профсоюз загоняют мастера и начальники, стоит задуматься: «А нужен ли нам ТАКОЙ профсоюз?».

Задача настоящих профсоюзов — борьба за улучшение условий труда работников, опирающаяся на их солидарность и коллективные действия.

Несмотря на прописанное в Конституции РФ право на пенсионное обеспечение граждан к 55 и 60 годам соответственно женщинам и мужчинам, капиталисты лишают трудящихся этого права, что по факту является признанием права власть имущих проводить политику геноцида пожилого населения.

С учетом инфляции, качества продуктов питания и бешеных цен на медикаменты – всё делается для того, чтобы никто не дожил до пенсии, а те счастливчики, которые выдержат марафонскую дистанцию и доживут, то недолго там задерживались.

Повышение пенсионного возраста увеличит не суммы отчислений, а безработицу, нищету, снижение рождаемости и рост смертности. Ведь количество рабочих мест остается прежним, а то и уменьшается каждый год. А по статистике до 50% молодых людей в возрасте от 20 до 35 лет являются безработными.

Нужно не ухудшать правила игры для трудящихся, а решать проблемы — расширять производство, делать его больше высокотехнологичным, повышать качество продуктов, делать жизнь людей лучше, а не закручивать гайки год за годом.

А это возможно только тогда, когда власть будет принадлежать рабочему классу. Для этого надо включаться в классовую борьбу и отстаивать свои интересы, повышать сознательность окружающих. Агитируйте и просвещайте людей вокруг себя.


1

"Мы считаем, что этот законопроект (по изменениям в пенсионное законодательство, предложенный кабмином) только частично затрагивает вопросы совершенствования пенсионной системы РФ. (. ) Этот законопроект должен в дальнейшем рассматриваться исключительно в пакете (с другими), и не оформив соответствующие законопроекты, мы как общество, как законодатели, как правительство не должны идти дальше. (. ) Без этого мы не придем к успеху, и не будет реального совершенствования пенсионной системы в нашей стране", - заявил сегодня на пресс-конференции председатель ФНПР Михаил Шмаков.

По его словам, самые главные факторы для повышения пенсий - это повышение заработной платы работников, занятых в экономике, и исключение накопительного элемента из государственного обязательного пенсионного страхования.

Как считает глава ФНПР, 6%, перечисляемые на накопительную часть, "вымывают из бюджета Пенсионного фонда одну треть". "Поэтому возврат этих средств в солидарную систему позволит сразу поднять пенсии достаточно серьезно, а не говорить о каких-то небольших суммах повышения пенсий", - пояснил он.

Он подчеркнул, что повышение пенсий не ограничивается их индексацией на уровне высших инфляций, так как этого недостаточно. Глава федерации профсоюзов напомнил, что в 2012 году в РФ была принята стратегия совершенствования пенсионной системы, в соответствии с которой необходимо было принять ряд решений, чтобы пенсии реально повышались у сегодняшних пенсионеров.

М.Шмаков подчеркнул, что все предложения ФНПР относятся, прежде всего, к государственному обязательному пенсионному страхованию, тогда как сфера деятельности Пенсионного фонда РФ гораздо шире, но большинство россиян пользуются именно этой схемой. Предложения профсоюзов были направлены в правительство в рамках работы Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

По его словам, утверждение, что Пенсионный фонд нуждается в ежегодных дотациях из федерального бюджета, неточны, "потому что Пенсионный фонд сбалансирован и доходов страховой части Пенсионного фонда на сегодняшний день вполне хватает для того, чтобы выплачивать пенсии на сегодняшнем уровне". "А то, что они нуждаются в резком увеличении, эти пенсии, это абсолютно точно", - сказал глава ФНПР.

Среди предложений ФНПР: изменение ситуации на рынке труда за счет создания высокотехнологичных рабочих мест, сокращение доли живого труда, обеспечение гибкой занятости по возрасту, создание систем перманентной подготовки кадров.

"И в рамках этой программы необходимо предусмотреть рабочие места, адаптированные для высоковозрастных категорий работников, а также гарантировать первое рабочее место для выпускников профессиональных учебных заведений, то есть тех, кто получил высшее и среднее профессиональное образование", - сказал он.

Кроме того, по словам М.Шмакова, должна быть пересмотрена политика оплаты труда для повышения зарплаты, особенно в категориях средней и высшей средней, а также ратифицирована в полном объеме Конвенция Международной организации труда №102 (о минимальных нормах соцобеспечения).

Также необходимо провести кодификацию действующих нормативно-правовых актов в области пенсионного обеспечения и законодательно утвердить Пенсионный кодекс РФ, добавил глава ФНПР.

"Потому что сегодня это разбросано по множеству законов, и сводной такой таблицы не существует, поэтому легко манипулировать общественным мнением. И самое главное, сама пенсионная система тоже путается во всех этих законодательных моментах", - пояснил М.Шмаков.

По его словам, необходимо пересмотреть методику определения прожиточного минимума с целью его оптимизации и возможности использования как реального целевого ориентира уровня минимальной оплаты труда и пенсионного обеспечения. "Потому что сегодняшняя методика определения прожиточного минимума, как известно, была разработана еще в 50-х годах прошлого столетия, модернизирована в 1992 году и принята на 8 месяцев для преодоления экономического спада, но действует до сих пор с минимальными поправками", - напомнил М.Шмаков.

Вместе с тем необходимо, по мнению профсоюзов, провести реформирование системы обязательного пенсионного страхования, предусматривающее создание пенсионных подсистем для страхования различных категорий работников с учетом характера оплаты их труда, прекращение практики льгот по оплате страховых взносов, а также унификацию порядка назначения и получения пенсии. "Для всех категорий наемных работников, включая государственных служащих, депутатов Государственной думы и членов Совета Федерации", - отметил М.Шмаков.

Также ФНПР предлагает оптимизировать страховой тариф на пенсионное страхование путем приведения его величины в соответствие с обязательствами перед застрахованными лицами. Еще одним необходимым элементом преобразования пенсионного законодательства является подготовка для него экономического обоснования, подтверждающего реальное и качественное увеличение пенсий.

Очень важным, по мнению НПФР, является соединение вопросов предоставления качественной медицинской помощи и продления активной трудовой жизни высоковозрастной категории работников.

"Указанные проблемы и моменты должны быть оформлены соответствующими законопроектами, и только по результатам их рассмотрения и подсчета мы можем возвратиться или нужно будет возвращаться к вопросу повышения пенсионного возраста. Надо повышать, не надо повышать - это все должно быть показано не на пальцах, а путем расчетов", - резюмировал М.Шмаков.

ФНПР является крупнейшим российским профсоюзным объединением, в членских организациях которого состоит более 20 млн человек.

Профсоюзы отказались поддержать законопроект о повышении пенсионного возраста на совещании Российской трехсторонней комиссии по социально-трудовым отношениям (РТК), которое состоялось 15 июня 2018 года.

Позиция Профсоюзов о повышении пенсионного возраста

На совещании профсоюзные лидеры единогласно заявили, что не поддерживают предложенный правительством законопроект о повышении пенсионного возраста в России.

Профсоюзы уже давно настаивали на том, чтобы дискуссия на эту тему велась в широком общественном поле. Однако в предыдущие годы вице-премьер по социальной политике Ольга Голодец уверяла, что никаких обсуждений и законопроектов правительство на эту тему не готовит.

Газета «Солидарность» отметила, что Законопроект все члены РТК увидели впервые лишь утром 15 июня. На вопрос, откуда такая срочность и почему нельзя обсудить его спокойно, министр труда Максим Топилин, присутствующий на заседании, ответил, что если сейчас не повысить пенсионный возраст, то уже «через несколько лет у нас не будет возможности индексировать пенсии».

Топилин неоднократно ссылался на европейский опыт, напоминал, что в европейских странах уже был повышен пенсионный возраст. На что ему возразили, что там эта тема обсуждалась около десяти лет, причем сначала там озаботились увеличением количества рабочих мест на 50% для пожилых людей, и только после того, как почти удалось этого добиться, – повысили возраст выхода на пенсию.

— Вы наплодите безработицу! – воскликнул председатель Российского профсоюза работников атомной энергетики и промышленности Игорь Фомичев после того, как министр труда пояснил, что никаких программ по обеспечению работой тех, кому за пятьдесят лет, нет и не планируется.

Если Правительство не разработает программы по обеспечению работой граждан кому за пятьдесят, то увеличение пенсионного возраста приведет к увеличению количества безработных, которые после биржи будут уходить на пенсию, с более меньшей пенсией, так как уже сегодня работодатели стараются не брать на работу работников в возрасте пятидесяти лет.

Проверки профсоюзной инспекции труда отмечают, что нарушения пятидесятилетних работников в основном касаются порядка приема и увольнения, процедуры сокращения и уклонения от надлежащего оформления трудовых договоров, а также условий труда на рабочем месте.

Максим Топилин заверил, что принятие законопроекта позволит существенно повысить размер пенсий, в первую очередь – нынешним пенсионерам. К 2030 году она должна равняться 2,5 прожиточного минимума. Однако профсоюзные лидеры обратили внимание на то, что в предложенном законопроекте нет нормы о размерах возмещения утраченного заработка.

До сих пор не ратифицирована 102-я Конвенция Международной организации труда (МОТ) «О минимальных нормах соцобеспечения», в которой признано, что возмещение утраченного в связи с выходом на пенсию заработка должно быть на уровне не ниже 40%.

«Общая консолидированная позиция всех профсоюзов России, входящих и не входящих в ФНПР, независимых и не состоящих в никаких объединениях, категорически против данного законопроекта», — заявил Иван Мохначук, председатель Российского независимого профсоюза работников угольной промышленности, принявший участие в заседании.

Правительство РФ о повышении пенсионного возраста

Напомним, что правительство 15 июня 2018 года одобрило концепцию повышения пенсионного возраста. Так, женщинам предлагают уходить на пенсию в 63 года (на 8 лет позже, чем сейчас), а мужчинам – в 65 лет (на 5 лет позже).

Повышение начнется с 2019 года и продлится до 2028 года для мужчин и до 2034 года для женщин. Планка пенсионного возраста будет ежегодно подниматься на один год. ​

Для тех, кто должен был выходить на пенсию в ближайшие годы, вводятся особые правила. Мужчины, родившиеся в 1959 году и женщины 1964 года рождения смогут уйти на заслуженный отдых в 61 и 56 лет соответственно. Мужчины 1960 года рождения и женщины 1965 года рождения смогут выйти на пенсию в возрасте 62 и 57 лет.

Граждане, успевшие наработать большой трудовой стаж, — 40 лет для женщин и 45 лет для мужчин — смогут выйти на пенсию на два года раньше общеустановленного пенсионного возраста в условиях его повышения.

Правительство намерено сохранить существующие льготы на досрочные пенсии для ряда категорий. Это относится к работникам на вредных и опасных производствах, к женщинам, которые имеют пять и более детей, к одному из родителей-опекунов инвалидов с детства, к чернобыльцам и некоторым другим.

Останутся прежними требования к стажу педагогов, медицинских и творческих работников. Сейчас для получения права на досрочную пенсию им необходимо выработать специальный стаж от 15 до 30 лет в зависимости от конкретной категории. При этом возраст выхода на пенсию будет исчисляться с учетом общих подходов к темпам повышения пенсионного возраста.

Пенсионный возраст граждан, работавших в особых климатических условиях, будут пошагово увеличивать до 60 лет для мужчин и 58 для женщин.

Действующих пенсионеров, заверил Дмитрий Медведев, изменения никак не затронут. «Благодаря программе увеличения трудоспособного возраста их пенсии будут расти ориентировочно на 1 тысячу рублей в год. Кроме того, они, как и раньше, будут получать все положенные им иные социальные выплаты», — заявил премьер.

Председатель Государственной Думы о пенсионной реформе

В Государственной Думе ожидают, что , 16 июня, Правительство РФ внесет на рассмотрение депутатов законопроект о пенсионной реформе. Как отметил Председатель ГД Вячеслав Володин, целью реформы должна стать реализация задачи по повышению уровня жизни пенсионеров.

«Мы считаем, что реформа необходима. Если не принимать никаких решений, то неизбежно произойдет фактическое снижение пенсий. Мы этого допустить не можем», — сказал Вячеслав Володин.

Руководство «Единой России» о пенсионной реформе

«То, что пенсионная реформа назрела, в этом нет сомнений. Это необходимо. Самое важное в этой пенсионной реформе — это увеличение материального состояния наших пенсионеров. Вот это самое важное. Любая реформа должна привести к увеличению материального благосостояния», — сказал Неверов.

Первый заместитель руководителя фракции «Единая Россия» Андрей Исаев напомнил, что в настоящее время число пенсионеров возрастает, что увеличивает нагрузку на работающих.

«Надо искать пути для того, чтобы реализовать важную задачу — обеспечить достойную жизнь наших пенсионеров, обеспечить реальное увеличение пенсий. Правительство намерено внести в Государственную думу предложения по реформе. Когда это предложение поступит, мы будем внимательно его изучать и рассматривать», — сказал Исаев журналистам.

Он также подчеркнул, что Госдума при рассмотрении данного законопроекта будет соблюдать все регламенты и законодательные сроки.

«Законопроект будет обсуждаться месяц до первого чтения. Он будет обсуждаться более месяца до второго чтения. Мы выслушаем позицию сторон российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Я знаю, что они предполагают их выразить в самое ближайшее время. Мы будем советоваться с союзом пенсионером России, с общественными организациями, с экспертами. Одним словом, будет всестороннее широкое обсуждение», — добавил он.

Песков: президент не участвует в проработке вопроса о пенсионном возрасте

Песков прокомментировал ТАСС обещание Владимира Путина, данное им в 2005 году, что в его бытность президентом пенсионный возраст повышен не будет:

— Важно вспомнить, что все-таки это было 13 лет назад. Конечно же, происходят изменения и с точки зрения демографии, и с точки зрения уровня развития экономики, и с точки зрения международной конъюнктуры — а ни одна страна не существует в вакууме, — и с точки зрения улучшения показателей по продолжительности жизни.

Песков добавил, что президент не участвует в проработке вопроса о повышении пенсионного возраста.

«Тема, связанная с пенсионной реформой, прорабатывается в правительстве РФ, — подчеркнул Песков. — Президент не принимает участия в этой проработке». По словам представителя Кремля, после правительства эту тему будут обсуждать эксперты, а также законодатели. «Давайте все-таки дождемся, когда в результате этой экспертной проработки будут проявляться уже окончательные очертания этой реформы», — призвал Песков.

Если информация оказалась полезной, оставляем комментарии, делимся ссылкой на эту статью в своих социальных сетях. Спасибо!







Версия для печати

Президенту
Российской Федерации
В.В. Путину

Уважаемый Владимир Владимирович!

В связи с обсуждением Стратегии развития пенсионной системы Российской Федерации до 2030 года Федерация Независимых Профсоюзов России считает необходимым проинформировать Вас о своей позиции реформирования пенсионной системы.

Применение механизмов обязательного социального страхования, как эффективной формы социальной защиты, прежде всего, для наемных работников, прошло проверку временем и широко используется многими странами. Предлагаемые «Стратегией» шаги, направленные на укрепление и развитие социального страхования, при определенных условиях и последовательном проведении, могут обеспечить как положительные результаты, так и понимание работающего населения страны.

Реализация страховых подходов должна производиться па основе признания соответствующих Конвенций и Рекомендаций МОТ и, прежде всего, Конвенции № 102, основным критерием которой в области пенсионного страхования является обеспечение замещения заработка «типичного работника» ни уровне не менее 40 процентов при стаже работы 30 лет. Признание и принятие положений вышеназванной Конвенции позволит также усилить взаимосвязь труда (в том числе его условий) с уровнем будущего пенсионного (страхового) обеспечения работника через установление взаимозависимости размера страхуемого заработка и уровня гарантируемой выплаты.

Позицию ФНПР о невозможности обеспечения приемлемого уровня жизни пенсионеров без изменения политики заработной платы сегодня разделяют многие эксперты и специалисты. Низкий уровень оплаты труда у большинства наемных работников особенно в бюджетной сфере, создает значительные сложности в организации и осуществлении социального страхования. Поэтому в соответствии с условиями Конвенции № 102 представляется важным разобраться по каждой группе трудозанятого населения, определить каким должен быть размер страхового взноса, вносимого работодателем за наемного работника и период его уплаты. Необходимо также иметь в виду, что спецификой средств социального страхования является их строго целевое использование, что ставит в определенные рамки сегодняшнее гипертрофированное понимание солидарных принципов, и, соответственно, возможность их неограниченного перераспределения от одной группы застрахованных в пользу другой. Последовательным шагом будет и разграничение страхового и социально обеспечительного направления пенсионной системы, как по организационным, так и по финансовым компонентам.

Укрепление социальной страховой составляющей пенсионной системы требует единого подхода к формированию доходов системы, определению номенклатуры и уровня страхового обеспечения. Унификация условий уплаты страховых взносов, отказ от преференции отдельным группам, отнесение затрат по пенсионированию льготных категорий непосредственно на работодателей, располагающих рабочими местами с особыми условиями труда, может дать определенный эффект как для стабилизации финансового положения пенсионной системы, так и для повышения материального положения пенсионеров и улучшения условий труда на предприятиях. Проведение работы по реформированию досрочного пенсионного обеспечения требует целого ряда организационных и правовых мер от экспертной оценки условий труда на каждом рабочем месте, попадающим под юрисдикцию «Списков», до предоставления Министерству труда Российской Федерации права (по аналогии с Госкомтруда) по толкованию условий отнесения к «Спискам» пли исключения из них, досудебного рассмотрения конфликтных ситуаций и контроля деятельности организаций страховщиком данного вида. Кроме того, необходимо установить ответственность работодателя, располагающего такими рабочими местами, но не заключающего коллективный договор об условиях страхования работника, занятого на этих местах. Все это потребует создания новых и (или) дополнения действующих нормативных актов.

Представляется целесообразным исправление допущенной системной ошибки, связанной с включением накопительного элемента в пенсионную составляющую обязательного социального страхования. Объединение разных по своей правовой сущности систем не получило подтверждения эффективности ни в социальной, ни в экономической сферах. По оценке экспертов, единственным динамично развивающимся направлением в накопительной системе стал рост административных расходов.

Практическими шагами в этом направлении должно стать немедленное выведение накопительной составляющей из системы обязательного пенсионного страхования. С целью защиты прав застрахованных следует предусмотреть для них возможность самостоятельного распоряжения своими накоплениями, в диапазоне от передачи в страховую солидарную систему Пенсионного фонда Российской Федерации до размещения на депозитах. При этом, в случае передачи средств в негосударственный пенсионный фонд, последний должен заключить с застрахованным договор накопительного пенсионного страхования с указанием конкретного пенсионного плана.

Считая своевременной и необходимой работу по дальнейшему реформированию пенсионной системы в стране и поддерживая идею формирования многоуровневой системы пенсионного обеспечения, учитывающей потребности и возможности различных категорий наемных работников, ФНПР подтверждает свою готовность к конструктивному сотрудничеству по поиску, разработке и реализации эффективных решений.

Читайте также: