Решение кабмина о пенсиях на донбассе

Верховный суд Украины признал незаконной приостановку выплат пенсий жителям Донбасса, не проживающим на подконтрольной Киеву территории. По словам источника “Ъ” в Минюсте Украины, теперь пенсионеры из самопровозглашенных Донецкой и Луганской народных республик (ДНР и ЛНР) смогут добиться компенсации недополученных средств через суд, хотя выезжать из республик для этого все равно придется. Впрочем, и такая мера станет для Пенсионного фонда Украины серьезным ударом: у него может просто не хватить средств на выплаты компенсаций.

Большая палата Верховного суда Украины во вторник подтвердила незаконность практики Пенсионного фонда, который не выплачивает пенсии жителям Донецкой и Луганской народных республик, постоянно живущим на неподконтрольной Киеву территории. Формально решение суда касается лишь «внутренних переселенцев», то есть людей, выехавших из ДНР и ЛНР. Однако де-факто многие жители самопровозглашенных республик получают статус переселенца, но не меняют места жительства. Именно они сталкиваются с наибольшими трудностями при получении украинских пенсий. «Приостановка выплат пенсий временно перемещенным лицам на основаниях, не предусмотренных законом, считается неправомерной»,— сообщил решение суда телеканал «Громадське ТВ» со ссылкой на организацию «Право на защиту» — именно она инициировала судебное разбирательство.

При этом уточняется, что к «не предусмотренным законом» ограничениям относятся и проверки пенсионеров по «спискам СБУ (Служба безопасности Украины.— “Ъ” ). Как сообщил “Ъ” собеседник в Киеве, такая мера использовалась, чтобы убедиться, что пенсионер постоянно живет на подконтрольной Киеву территории, а не просто формально зарегистрировался на ней.

« Если человек выезжал на оккупированные территории более чем на 60 дней, выплата пенсии приостанавливалась на основании постановления Кабинета министров,— сказал “Ъ” правозащитник, имевший отношение к процессу.

— Однако теперь суд признал эту меру незаконной, и пенсионер сможет отстоять свои права в суде. Решение Верховного суда является образцовым, а значит, все суды обязаны принимать аналогичные решения. Пенсионер не обязан доказывать СБУ, где он живет».


Как Киев намерен вернуть Донбасс

Кроме того, благодаря решению суда пенсионеры смогут добиться компенсации пенсии, которую им в течение долгого времени незаконно не выплачивали. «Решение Верховного суда дает возможность гражданам Украины, проживающим на не контролируемых Киевом территориях, подавать в суд на государство Украина и требовать выплаты пенсии за все годы, когда они их не получали,— заявил собеседник “Ъ” в Минюсте Украины. Впрочем, он уточнил, что для этого придется выезжать из ДНР и ЛНР: «У тех, кто на контролируемых территориях не зарегистрирован, нет возможности подавать исковые заявление в украинские суды».

Однако правозащитник, знакомый с процессом, уточнил, что получить компенсацию за все четыре года обострения ситуации в Донбассе смогут далеко не все. «Решение суда действительно гарантирует компенсацию выплат с момента прекращения,— сказал собеседник “Ъ” в Киеве.— Но в мае Кабинет министров подстраховался и ввел новое постановление: человек сможет получить компенсацию лишь с момента обращения и не более чем за полгода». «Таким образом, шанс получить компенсацию за все время есть только у тех, кто обратился в суд еще до мая 2018 года»,— пояснил юрист.

Такое мнение в беседе с “Ъ” выразил руководитель проекта «Успешная страна» Андрей Блинов. «Дефицит Пенсионного фонда — 141 млрд гривен при общих расходах чуть более 300 млрд. То есть практически 50% фонда должно дотироваться из бюджета,— сказал эксперт.— До начала боевых действий в Донбассе жили около 1 млн пенсионеров, чуть более 200 тыс. из них оформили статус переселенцев и получают украинские пенсии. Тем, кто не зарегистрирован на подконтрольной Киеву территории, фонд не будет платить ни при каких условиях, иначе не выдержит нагрузку».


Как Украина усиливает экономическую блокаду Донбасса

При этом донецкий политолог Роман Манекин выразил надежду, что решение суда действительно сможет облегчить жизнь пенсионеров. «Украинские пенсии намного больше тех, какие выдают в ДНР и ЛНР,— сказал он “Ъ”.— Однако мне известны случаи, когда люди, которые все-таки добивались украинской пенсии, получали лишь минимум, без надбавок. Теперь, как я понимаю, и эти ограничения будут сняты. В целом же решение суда очень логично: выплата социальных пособий определяют лишь конституция Украины и законы, а не постановления правительства». Напомним, именно Кабинет министров в 2016 году ограничил выплаты пенсионерам Донбасса.

Пенсионеров с небольшим трудовым стажем уже со следующего года могут оставить вообще без денег. 1 января 2021 года заканчивается переходный период пенсионной реформы, при котором лицам, не имеющим нужного объема стажа, выплачивалась так называемая социальная пенсия. Со следующего года все эти выплаты отменяются. При этом в Украине сейчас социальные пенсии получают порядка 75,3 тыс. человек, передает «Страна.UA».

На этапе запуска пенсионной реформы в 2017 году были обновлены нормы стажа для выхода на пенсию. Так, чтобы выйти на заслуженный отдых в 60 лет, нужно иметь не менее 27 лет стажа. Если вы можете подтвердить стаж в 17-27 лет, то время выхода на пенсию – в 63 года, если 15-17 лет – в 65 лет.

Согласно постановлению КМУ от 27.12.2017№1098, до 1 января 2021 года установили переходный период. Если стажа не хватало до выхода на заслуженный отдых в 60 лет, назначалась так называемая социальная пенсия. Ее человек получал до достижения 65 лет (если было хотя бы 15 лет стажа) или позже (если стаж был меньше).

Размеры таких пенсий – разные. Они привязаны к прожиточному минимуму для нетрудоспособных лиц (на сегодня – 1 712 грн в месяц, а с 1 декабря 2020 года будет 1 769 грн).

«Размер выплаты определяется следующим образом: берется средний доход семьи на человека и, если он меньше прожиточного минимума, то оплачивается разница. Скажем, если получается 1000 грн в месяц, то пенсия – 712 грн. Если дохода вообще нет, человек получает 1 712 грн. Эту сумму платят до тех пор, пока пенсионер не выйдет на "заработанную пенсию". К примеру, если есть стаж 15 лет, и человек ушел на заслуженный отдых в 60 лет, ему платят социальную пенсию 5 лет. А при достижении им 65 лет, начинают платить ту пенсию, которую человек заработал», – поясняет руководитель Экономического дискуссионного клуба Олег Пендзин.

Если человек не имеет стажа даже в 15 лет, он продолжает получать социальную пенсию.

Но с начала 2021 года схема меняется – человек будет получать лишь свою, заработанную и подтвержденную стажем пенсию.

«То есть, если человек с 15-ю годами стажа выйдет на пенсию в 60 лет, хотя имеет право на выплаты лишь с 65 лет, то 5 лет ему ничего не будут платить. И только с 65 лет пойдут начисления», — пояснил Пендзин.

А если нет даже 15 лет стажа, то рассчитывать на пенсию вообще не приходится.

«В теории можно докупить стаж – 22 тыс. грн за год. Но, во-первых, докупить реально год-два, а не 10. Во-вторых, если у вас есть такие деньги, зачем вообще пенсия», – считает Пендзин.

По словам заместителя главы Федерации профсоюзов Украины Александра Шубина, проблема заложена даже не в самом постановлении Кабмина №1098 – оно прописывает лишь порядок начисления и выплаты временной помощи.

«Проблема – в законе о пенсионном обеспечении. Именно в нем обозначен переходной период до 31 декабря 2020 года. Чтобы решить этот вопрос, нужно либо еще продлевать переходной период, либо переписывать пенсионное законодательство, но на это власти вряд ли пойдут», – говорит Шубин.

Он считает, что профсоюзы уже давно пытаются привлечь внимание властей к этой проблеме, и в правительстве обещали продлить переходной период. Но пока этого не сделали.

В Минсоцполитики утверждают: люди без денег не останутся. Советник министра Николай Шамбир пояснял: социальные пенсии отменят, но вместо них тем, у кого нет необходимого минимального стажа, станут выплачивать государственную помощь. Начисления будут проходить не через Пенсионный фонд, а через соцслужбу. Но сумма такой помощи будет мизерной.

«Тем, кто старше 65 лет, предложат 30% от прожиточного минимума для нетрудоспособных лиц, на сегодня это меньше 600 грн в месяц. Прожить на такие деньги попросту нереально. Хуже всего придется пенсионерам до 65 лет – им вообще ничего не будут платить», – отмечает Шубин.

По словам экономиста Алексея Куща, фактически «отменяя» пенсии для части населения, власти преследуют сразу несколько целей. Во-первых, снять нагрузку с и без того дефицитного Пенсионного фонда. Во-вторых, примирить общество с тотальной фискализацией.

«Уже сейчас власти озвучивают идеи обложить налогом деньги заробитчан и ввести нулевые декларации для всех, чтобы люди заполняли декларации и платили налоги, если их реальные доходы не совпадают с официальными. Но пока все это вызывает резкий негатив среди украинцев. Если пенсии "десоциализируют", и мы увидим стариков, которые попросту окажутся на улице без средств к существованию, государство может вернуть социальные пенсии, и этим аргументировать жесткую фискализацию для всех остальных граждан», – считает Кущ.

Подпишись на наш Telegram и Facebook и следи за самым важным!


Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) признал необоснованной жалобу жителей Луганска на лишение их пенсий и поддержал аргументы украинского правительства

Об этом сообщил на своей странице в Facebook заместитель министра юстиции и уполномоченный по вопросам ЕСПЧ Иван Лищина: «ЕСПЧ признал заявление неприемлемым, таким, которое явно необоснованно». В расплывчатом постановлении ЕСПЧ говорится: «Суд принимает аргумент правительства о том, что государство не могло быть обязано исполнять решения путем действий, которые не были чётко обозначены судом при принятии решений. Заявители могли и должны были обратиться с отдельными исками против соответствующих ответчиков об отстаивании своих прав».

Иначе говоря, причина отказа донбасским пенсионерам формальна, по мнению ЕСПЧ, они не исчерпали возможности судебных разбирательств с Украиной. Однако Киев преподносит это как перемогу и «приятную новость» (по выражению Лищины), а подпевающие властям СМИ напропалую врут – дескать, решение ЕСПЧ означает, что пенсии жителям ДНР и ЛНР не платились украинской стороной совершенно справедливо. На самом же деле ЕСПЧ подобного решения не принимал, а указал на то, что заявители не со всеми «соответствующими ответчиками» на Украине судились.

Эпопея с лишением правительством Украины пенсий жителей ДНР и ЛНР длится с конца 2014 года. После государственного переворота и начала гражданской войны в Донбассе Кабмин Украины принял постановление №595, пункт 2 которого замораживал выплату пенсий и социальных пособий всем жителям неподконтрольных Киеву территорий до «деоккупации». Это постановление и подвигло группу луганчан добиваться его отмены. В итоге админсуды трёх инстанций признали недействительным скандальный пункт постановления, посчитав, что правительство Украины вышло за пределы полномочий. Однако пенсий истцы так и не получили.

4 сентября 2018 года Верховный суд Украины принял решение: «Право на пенсию и ее получение не может быть связано с местом проживания человека». Данное постановление опиралось на заключение Конституционного суда от 7 октября 2009 года, в котором говорилось, что «исходя из правовой, социальной природы пенсий право гражданина на получение назначенной ему пенсии не может быть связано с таким условием, как постоянное проживание на Украине». Несмотря на это постановление суда, выплату пенсий не возобновили.

Для получения честно заработанных за многие годы денег пенсионерам приходится выезжать на подконтрольную Киеву территорию, находить место регистрации проживания и проходить процедуру верификации личности в «Ощадбанке», где им выплачивают пенсии. Десятки пожилых людей уже умерли в очередях на контрольных пунктах вьезда-выезда. Те, кто по состоянию здоровья не мог совершать такие поездки и выстаивать в огромных очередях, так своих денег и не получили.

МИД РФ в своём докладе за 2020 год «О ситуации с правами человека на Украине» ссылается на мнение независимого эксперта Совета ООН по правам человека (СПЧ) Х.П.Бохославски: «Пенсионеры, проживающие в Донбассе, вынуждены регулярно пересекать линию контроля и регистрироваться в качестве внутренне перемещённых лиц для того, чтобы продолжать получать пенсии. При этом они сталкиваются с рисками для жизни, а также несут значительные расходы на дорогу – от 50 до 80% от размера пенсий».

Международная организация Human Rights Watch также заявила о том, что Украина должна прекратить дискриминацию пенсионеров, вынужденных пересекать линию разграничения для получения пенсий.

Власть в стране поменялась. На смену Порошенко пришёл Зеленский и его команда, но в вопросе выплаты пенсий жителям ДНР и ЛНР ничего не изменилось.

В сентябре 2019 года глава Мониторинговой миссии ООН по правам человека в Украине Матильда Богнер заявила: «Пенсии следует выплачивать всем, кто имеет на них право, независимо от места их проживания. Это настоятельная рекомендация. И мы надеемся, что новое правительство будет считать ее одним из приоритетов». Но это только слова и только надежды. Которые не оправдываются.

Новое правительство не делает ничего, чтобы возобновить выплату пенсий людям, которые работали на Украину. Министр иностранных дел Дмитрий Кулеба заявил, что возможности для выплаты пенсий в нынешней реальности нет, а «решение этой проблемы непосредственно завязано на процесс деоккупации».

В феврале 2020 года Верховная рада провалила принятие закона №2083-д о реализации права на пенсию. За него проголосовало всего 184 депутата из необходимых 226. Заместитель министра финансов Юрий Джигир сообщил, что «законопроект приводит к дополнительным расходам в размере 115 миллиардов гривен», а Пенсионный фонд не имеет денег даже «на погашение текущих пенсионных обязательств». Государство задолжало каждому пенсионеру в ДНР-ЛНР в среднем по 31 тыс. грн (€930).

Народный депутат от «Слуги народа» Елизавета Богуцкая, сбежавшая в Киев из Крыма, заявила: «Я категорически против этого закона… Кто будет определять, какие взгляды у тех пенсионеров? Поддерживают они Россию или нет?» По сути, депутат ставит вопрос выплат пенсий в зависимость от политических взглядов людей!

То есть когда Зеленский и иже с ним зовут жителей Донбасса вернуться, надо при этом помнить, что украинский бюджет на них не рассчитан. А если власти думают, что трудовой народ ДНР и ЛНР сам заработает на пенсии своим старикам и инвалидам, то мысли эти в целом правильные, но вот для чего тогда возвращаться, да ещё в страну, поражённую лютым национализмом?

Решение ЕСПЧ открывает новые возможности для дальнейшей дискриминации Киевом пенсионеров. И касается это не только жителей ДНР и ЛНР.

С нового года в рамках пенсионной реформы, принятой ещё в 2017 году, социальных пенсий могут быть лишены более 75 тысяч украинских граждан, имеющих менее 15 лет трудового стажа. Сейчас они получают соцвыплаты в размере прожиточного минимума – 1720 грн. (€52), но и то только в том случае, если владеют жилплощадью не более 21 кв. м на человека и не имеют огорода. С 1 января 2021 года всем этим людям грозит пополнить ряды нищих. А в ЕСПЧ обращаться бесполезно: во-первых, надо будет пройти абсолютно все круги судебных разбирательств на Украине (что невозможно без денег и займёт годы), во-вторых, при отсутствии системы прецедентного права каждый человек остаётся один на один с государством, не желающим платить ему деньги. И даже если депутаты в страхе перед каким-нибудь новыми революциями передвинут сроки лишения 75 тысяч граждан социальных пенсий, проблема никуда не уйдёт. Через год, два или пять лет людей, которым не хватило стажа для выхода на пенсию, всё равно лишат денег от государства.

Если уж постмайданная власть лишила пенсий тех, кто до 2014 года всю жизнь работал на Украину – сначала на советскую, потом на незалежную – только за то, что эти люди живут в ДНР и ЛНР, то можно не сомневаться, что такая же участь ждёт всех тех, кто не вписывается в пенсионную реформу. К 1 января 2021 года таких уже более 75 тысяч, а в перспективе – каждый второй.

…В Донбассе не оставили без комментариев решение ЕСПЧ. «В пункте 8 Комплекса мер говорится о выработке единого механизма для восстановления экономических связей, включая все социальные переводы. В этом ключе наши представители никаких конструктивных предложений от Киева за все три года не услышали. К сожалению, своим решением ЕСПЧ полностью оправдывает преступные действия Киева и дает ему все основания саботировать и без того сложный переговорный процесс», – заявила министр труда и социальной политики ДНР Лариса Толстыкина. Действительно, формализм Европейского суда по правам человека позволят украинским властям не только трубить о «приятной новости», но и дальше эти права нарушать.

Лев Котляренко, Ирина Лагода, «Одна Родина»

Обязательно подписывайтесь на наши каналы, чтобы всегда быть в курсе самых интересных новостей News-Front|Яндекс Дзен, а также Телеграм-канал FRONTовые заметки


Российские пенсии — только при переезде в Россию

Жители Донецкой и Луганской областей Украины, которые получат российское гражданство в упрощенном порядке после указа президента России Владимира Путина, смогут получать российские страховые пенсии по старости, но только если переедут на постоянное жительство в Россию, разъяснили РБК в Пенсионном фонде РФ.

Пенсии назначает и выплачивает государство постоянного проживания лица независимо от его гражданства — российского или украинского, пояснили в пресс-службе Пенсионного фонда. Поэтому получить российский паспорт, остаться жить в ДНР или ЛНР и при этом претендовать на российские пенсии не получится, следует из ответа ПФР.

«Пенсии назначает и выплачивает государство постоянного проживания лица независимо от его гражданства (России или Украины). В связи с этим российские пенсии гражданам, постоянно проживающим на Украине, в том числе в Донецкой и Луганской областях, не назначаются», — сообщил Пенсионный фонд.

В вопросах назначения и выплаты пенсий гражданам из ДНР и ЛНР Пенсионный фонд России руководствуется Соглашением о гарантиях прав граждан СНГ в области пенсионного обеспечения от 1992 года. Несмотря на то что Украина уже вышла из ряда договоров СНГ, из соглашения о пенсионном обеспечении она не выходила. «Пенсионное обеспечение граждан государств — участников настоящего соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают», — говорится в документе. То есть соглашение основано на территориальном принципе, отметили в ПФР.

Запросы в Пенсионный фонд Украины

«Гражданину РФ, переехавшему из Донецкой и Луганской областей на ПМЖ в Россию, пенсионное обеспечение будет осуществляться в общем порядке по нормам законодательства нашей страны», — подчеркнули в Пенсионном фонде.

Для назначения пенсии такому гражданину, переехавшему в Россию, нужно будет предоставить стандартный набор документов, включая паспорт гражданина России, трудовую книжку, при необходимости — справку о среднемесячном заработке за 60 месяцев подряд до 1 января 2002 года (полный перечень документов — здесь).

«Пенсионный фонд России будет оказывать всяческое содействие для подтверждения стажа и заработка гражданина, в том числе путем запроса в Пенсионный фонд Украины или Пенсионные фонды Донецкой или Луганской республики», — указали в ПФР. «Таким образом, данная категория граждан будет иметь права, аналогичные с гражданами РФ», — подчеркнули в фонде. РБК направил запрос в Пенсионный фонд Украины.

По соглашению СНГ 1992 года государства-участники обязаны «принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера». Из этого следует, что при необходимости ПФР сначала направит официальный запрос в Пенсионный фонд Украины, а если тот откажется отвечать, то в пенсионные органы ДНР и ЛНР. При этом в пенсионных органах ДНР и ЛНР есть архив сведений о застрахованных лицах за периоды до 2014 года (в частности, у Пенсионного фонда ДНР есть отчетность работодателей за период с 2000 года по сентябрь 2013 года).

Из гривен в рубли

Размер заработка за период трудового стажа определяется исходя из официально установленного курса валют к моменту назначения пенсии, говорится в соглашении. Сейчас одна украинская гривна стоит 2,43 руб.

Для неработающих пенсионеров из ДНР и ЛНР будет устанавливаться федеральная или региональная доплата до уровня прожиточного минимума пенсионера в регионе его проживания, подчеркнули в ПФР.

При этом в России сейчас поэтапно повышается пенсионный возраст — с 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин. В ДНР и ЛНР он составляет 55–60 лет, и этот фактор понадобится учитывать переезжающим пенсионерам.

В феврале 2019 года средний размер пенсий в России составил 14,1 тыс. руб., следует из данных Росстата. В ДНР и ЛНР средние пенсии составляют около 5 тыс. российских рублей, по данным местных СМИ.

Чисто гуманитарный указ

Президент Владимир Путин 24 апреля подписал указ об упрощенном предоставлении российского гражданства лицам, постоянно проживающим на территориях отдельных районов Донецкой и Луганской областей Украины. Рассмотрение заявлений о приеме в гражданство РФ займет не более трех месяцев, говорится в указе. МВД России уточнило, что при получении российских паспортов жителям ДНР и ЛНР не понадобится отказываться от украинского гражданства.

Путин назвал упрощенную выдачу российских паспортов вопросом «чисто гуманитарного характера», поскольку жители районов Донбасса не могут нормально перемещаться, реализовывать свои потребности и элементарные права. «У нас нет никакого желания создавать проблемы новой украинской власти, но терпеть ситуацию, при которой люди, проживающие на территории вот этих Донецкой и Луганской республик, вообще лишены каких бы то ни было гражданских прав, — это уже переходит границы с точки зрения прав человека», — сказал глава Российского государства.

На 1 марта 2019 года на территории ДНР и ЛНР официально проживают 3,73 млн человек, из них в ДНР — 2,28 млн человек, в ЛНР — 1,45 млн человек.

Для получения российского гражданства необходимо предоставить в территориальные органы МВД России следующие документы:

  • документ, удостоверяющий личность с отметкой о регистрации по месту жительства на территории соответствующего района Донецкой или Луганской области Украины. Отдельным указом президента России «до политического урегулирования ситуации в отдельных районах Донецкой и Луганской областей Украины на основании минских соглашений» в России признаются действительными документы, выданные гражданам Украины и лицам без гражданства фактическими властями ДНР и ЛНР;
  • документ, свидетельствующий о перемене фамилии, имени и/или отчества;
  • документ о наличии гражданства иностранного государства (украинского);
  • документ о заключении (расторжении) брака;
  • свидетельство о рождении ребенка, включенного в заявление о приеме в гражданство РФ.

Планируется, что прием заявлений будет осуществляться «через уполномоченных лиц ДНР и ЛНР и рассматриваться на территории Ростовской области», указало МВД. Паспорта гражданина РФ будут выдаваться на территории Ростовской области.


В мае Фонд «Демократические инициативы» провёл общенациональный опрос в Украине. Его участники смогли рассказать, как повлиял конфликт на их жизнь и выразить своё отношение к ситуации в Донбассе: о компромиссах ради мира, о выплатах для жителей республик Донбасса, о том, какой должна быть политика Украины по отношению к ЛНР и ДНР и стоит ли вводить миротворцев в Донбасс. Основные результаты исследования 19 июля в Киеве представил научный директор фонда Алексей Гарань.

Снятие ограничений на социальные выплаты для жителей ЛНР и ДНР

Одной из тем опроса стал вопрос, стоит ли убрать ограничения на соцвыплаты для жителей республик. Жители Западной Украины проголосовали против, Юг и Восток страны проголосовали за, а в центральных регионах мнения расколоты почти напополам. В целом и в дальнейших темах прослеживается такая тенденция: чем дальше от зоны конфликта, тем непримиримее и злее ответы насчёт жителей и будущего Донбасса.

О выплатах пенсий жителям Донбасса говорят много и часто. Унизительные верификации, долгие очереди на пунктах пропуска, да и в принципе ограничение передвижения мирных жителей, дискриминация переселенцев – всё это вызывает «обеспокоенность» у представителей ООН и представителей иностранных государств. Вопрос выплат жителям Донбасса поднимался также на одном из заседаний Украинского народного трибунала. Впрочем, украинские власти старательно обходят стороной решения этих вопросов. Даже когда Красный Крест предложил механизм выплаты пенсий жителям Донбасса, представители Украины на переговорах в Минске заблокировали эту тему. Более того, по решению Кабмина Украины, с 25 апреля 2018 года невыплаченная украинская пенсия жителям Донбасса будет «заморожена», а выплаты будут возобновлять с момента обращения в соответствующие органы.

Полная блокада или сотрудничество во всех сферах?

Другим обсуждаемым вопросом стала политика Украины по отношению к Донбассу. Точнее, какой она должна быть. Опрашиваемым предложили четыре варианта сценария:

  • максимальное развитие взаимоотношений, как гуманитарных, так и торговых;
  • торговля критически важным товаром и максимальное поддержание гуманитарных связей;
  • экономическая блокада, но сохранение гуманитарных отношений (действующая в настоящий момент ситуация, когда Украина поставляет воду республикам, люди пересекают линию разграничения, но прекращены экономические взаимоотношения);
  • полная блокада.

Напомним, 15 марта 2017 года Пётр Порошенко запретил транспортное сообщение между Украиной и ЛНР и ДНР. Это случилось после того, как 25 января того же года украинские активисты и радикалы устроили забастовки на железнодорожных путях, перекрыв поставки угля из республик Донбасса в Украину. Позже, 24 апреля, Украина прекратила поставки электроэнергии в ЛНР, а до этого была водная блокада в 2015 году. Некоторые украинские и западные эксперты негативно высказывались о таких мерах. По их мнению, они привели Украину лишь к большему расколу и ударили по её экономике.

Миротворцы в Донбассе

Возможность введения миссии ООН в Донбасс обсуждается уже давно. У сторон конфликта разное видение того, какие функции будут выполнять миротворцы. Российские представители предполагают, что это будет только охранная миссия для наблюдателей ОБСЕ, а в Украине хотят, чтобы миссия ООН контролировала границу с Россией и всю территорию ЛНР и ДНР. То есть, чтобы в республиках Донбасса создали временную администрацию ООН, которая бы управляла всеми процессами – от безопасности, восстановления жизненно важной инфраструктуры, решения повседневных вопросов мирного населения до организации выборов.

Что нужно сделать для мира?

Во всех регионах Украины жители считают, что ради мира на Донбассе стоит пойти на компромиссы, но не на все. Однако н а юге и на востоке треть опрошенных сказали, что можно идти на компромиссы с кем угодно и о чём угодно. Кроме того, в целом по Украине люди хотят усилить международное давление на Россию или восстановить «нормальную жизнь на подконтрольной Украине территории Донбасса». Варианты, которые предполагают особый статус для Донбасса, федерализацию, и так далее, собрали гораздо меньше голосов. Но, опять-таки, на востоке страны почти 25% говорят о том, что ЛНР и ДНР можно предоставить особый статус в составе Украины. На юге же 20% опрошенных считают, что мир в Донбассе возможен, если ввести федеративное устройство на Украине, провести «законные» выборы в республиках Донбасса и предоставить русскому языку статус второго государственного.

Жизнь по обе стороны от линии разграничения

Помимо политических вопросов эксперты исследовали, как общаются между собой жители республик с жителями подконтрольной Украине части Донбасса. Это исследование проводили в феврале, оно охватило 80 человек из восьми населённых пунктов.

Политический аналитик фонда Руслан Кермач рассказал, что в результате соцопроса 2017 года выяснилось, что почти у каждого второго жителя подконтрольной Украине территории Донбасса есть родственники, близкие или знакомые, которые живут в ЛНР и ДНР. Поэтому эксперты решили узнать, как происходит коммуникация между людьми по обе стороны от линии соприкосновения.

Как оказалось, около 70% регулярно общаются и обмениваются мнениями, и этот канал коммуникации имеет очень высокий уровень доверия. В основном общаются по телефону, через мессенджеры, в Skype, или при личной встрече во время поездок. Кроме того, стараются избежать политических тем и оценивания ситуации в Донбассе, особенно во время телефонных разговоров.

Также в фонде «Демократические инициативы» исследовали, как конфликт отразился на личных отношениях. Важную роль играли два ключевых фактора: родство людей и степень различия во взглядах. Оказалось, что при наличии сильных разногласий во взглядах близких родственников, людям всё же удалось сохранить отношения. В этом случае разговоры о политике ведутся только в том случае, если есть какое-либо согласие. Если разногласия серьёзные, то политическая тематика попросту исключается.

– Я могу сказать, что в самом начале были конфликты, потому что я отстаивала позицию, что мы – Украина, и то, что происходит в ДНР – это и близко не стояло возле цивилизованного решения конфликта. Но потом я увидела, что оно того не стоит. И мои родные – это мои родные. И мы просто сейчас стараемся говорить, стараемся, действительно, потому что, в любом случае, идёт сравнение – сколько у вас стоит мясо, молоко, а сколько стоит препарат медицинский, и можно его найти или нет. Мы стараемся говорить о детях, вспоминать родных и близких, – рассказала одна из участниц опроса.

© miaistok.su, Варвара Петрова

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Киев не будет платить пенсии пенсионерам, которые останутся жить на территории так называемых "ДНР" и "ЛНР"

Правительство решило переместить на контролируемую Киевом территорию все бюджетные учреждения, предприятия и организации, которые до сих пор функционируют на территориях, подконтрольных боевиками самопровозглашенных "народных республик".

Уже можно предположить, что реализация решения правительства Украины существенно изменит жизнь людей на этих территориях.

Однако больше всего дискуссий - не только в политических ток-шоу и соцсетях - вызвал другой пункт принятого 7 ноября постановления Кабмина.

Речь идет о решении прекратить выплату пенсий на территории так называемых "ДНР" и "ЛНР".

Отныне выплаты от государства смогут получить только те пенсионеры, которые переедут на контролируемую Киевом территорию и зарегистрируются там как "лица, которые перемещаются с временно оккупированной территории Украины или района проведения АТО".

Есть и другой вариант получения пенсии: дождаться, пока населенный пункт, в котором проживает конкретный пенсионер, перейдет под контроль Киева, и тогда получить всю начисленную пенсию сразу.

Правительство аргументирует

Представители властей озвучивают две основные причины принятия этого спорного решения.

Во-первых, говорят они, речь идет о физической невозможности доставить наличные на контролируемые боевиками территории.

"Сегодня платить деньги на этой территории означает, что деньги не дойдут до людей. Их украдут российские бандиты, и это не что иное, как прямая поддержка российского терроризма", - заявил еще 5 ноября премьер-министр Арсений Яценюк.

Некоторые украинские банки прекратили на Востоке работу или радикально уменьшили количество своих отделений.

В правительстве говорят, что доставить на территорию самопровозглашенных "республик" наличные физически невозможно

Второй аргумент, которым объясняет свои действия правительство, - это заметное сокращение поступлений в бюджет с контролируемых боевиками территорий.

Еще в середине октября Арсений Яценюк заявил, что за несколько последних месяцев государственный бюджет Украины не получил из Луганской и Донецкой областей налогов на сумму 3,7 млрд гривен. Кроме того, задолженность за электроэнергию и газ из этих областей, по словам премьера, составляла 700 млн гривен.

Мэр Донецка Александр Лукьянченко, который уже несколько месяцев назад переехал в Киев, заочно дискутирует с главой правительства. По его словам, предприятия Донецка за десять месяцев текущего года выполнили бюджет более чем на 90%, что является неплохим показателем даже для "мирных территорий".

Общественность протестует

Решение правительства было обнародовано через несколько дней после "выборов", которые были проведены в "ДНР" и "ЛНР" 2 ноября.

"Никакие акты Украины, принятые в одностороннем порядке без согласования с новоизбранными органами власти ДНР и ЛНР, действовать на нашей территории не будут", - говорится в заявлении, которое по итогам этих "выборов" распространили самопровозглашенные "республики".

Однако в прошлом месяце самопровозглашенный руководитель непризнанной "ДНР" Александр Захарченко заявил, что пенсии на территории этого образования должна выплачивать именно Украина.

"Поскольку Украина нас не признала республикой, то они должны платить пенсии пенсионерам, иначе это нарушение международного права", - сказал он.

Руководство "ДНР" говорит, что Украина должна платить пенсии на Востоке

В "ДНР" раскритиковали решение правительства отказаться от выплаты пенсий на этих территориях.

12 ноября на "официальном сайте пресс-центра правительства и народного совета ДНР" напечатали "Обращение общественности Донбасса к руководству Украины", в котором его называют "неприемлемым и оскорбительным", "административно-правовым беспределом".

"Правительство Украины объявило войну не вооруженным людям, а собственным гражданам, при этом наиболее незащищенным из них. Это развал собственного государства, фактическое отделение официального Киева от граждан собственной страны, проживающих на Донбассе", - говорится в обращении, подписанном, в частности, людьми, которые называли себя "председателем совета ветеранов ЛНР" и "президентом федерации спортивной борьбы ДНР".

В минувшую пятницу стало известно, что "Совет министров ДНР" принял решение о создании "Пенсионного фонда ДНР".

Никаких подробностей относительно его дальнейшей деятельности пока не поступало.

"Заработанные пенсии"

Прекращение выплат пенсий на этих территориях критикуют не только представители самопровозглашенной власти. В соцсетях и в политикуме свое негативное отношение к нему иногда демонстрируют и те, кого трудно заподозрить в симпатиях к сепаратистам.

"Пенсионеры, проживающие на этих территориях, безусловно, заработали свои пенсии. При этом значительная часть этих пенсий была заработана уже за годы независимости Украины. Ответственность за эти выплаты лежит на Украине", - пишет у себя в Facebook Энрике Менендес, дончанин, который весной организовывал в своем городе проукраинские митинги, а теперь называет себя противником "ДНР".

Впрочем, с этим аргументом можно спорить.

"Это - беспредметный разговор. Мы же не предъявляем претензии Советскому Союзу или его правопреемнику России, чтобы она платила людям пенсии за время, которое они проработали во времена СССР. Кроме того, в Украине действует солидарная пенсионная система. У нас нет персонифицированных накопительных счетов, о которых можно было бы сказать: вот, человек, мол, себе накопил, и вы ему это отдайте. Нет, работающие люди сегодня платят пенсии действующим пенсионерам", - говорит депутат парламента от УДАРа, бывший первый заместитель министра социальной политики Павел Розенко.

"По поводу действия украинских законов и наличия или отсутствия украинских флагов. Если пенсионер уехал жить во Францию, но имеет паспорт Украины, он получает пенсию от Украины. Ему ее туда присылают на карточку и никто не возмущается, что Франция живет не по законам Украины" , - продолжает Энрике Менендес.


Урядник

/на доске почёта/

Юристы считают незаконным решение Кабмина не выплачивать пенсии жителям Донбасса


У государства нет правовых оснований замораживать выплаты жителям неподконтрольных территорий, говорят эксперты.

7 ноября Кабмин Украины принял постановление, согласно которому все бюджетные учреждения с подконтрольной сепаратистам территории Донбасса до 1 декабря должны быть переведены в мирные регионы.

Выплаты бюджетникам возобновят только после возвращения территории под контроль украинской власти. Зарплаты и пенсии выдадут только тем, кто переехал из зоны АТО и стал на учет.

Юристы отмечают, что нормативный акт имеет много проблемных моментов и требует изменений.

Как рассказала в комментарии "Корреспонденту" юрист гражданской инициативы "Восток – SOS" Ольга Аношкина, этим постановлением государство урегулировало вопрос работников бюджетных сфер, которые переехали из зоны АТО.

При этом нет никаких гарантий для сотрудников частных организаций и для тех бюджетников, чьи предприятия все же остаются на оккупированной территории. Также незащищенными остаются студенты, чьи учебные заведения так и не переехали из зоны АТО.

"Еще далеко не все бюджетные предприятия переведены и не факт, что вообще они будут переведены. Это остается проблемным вопросом. У этих людей должны быть гарантии по выплате зарплат в случае переезда из оккупированной территории", - отмечает юрист.

Также она выделяет еще одну проблему данного постановления.

"В нем содержится пункт о том, что право на перевод пенсий и других социальных выплат имеют люди, которые переехали и перерегистрировались как переселенцы. Для этого обязательно получение справки переселенца. Но там не сказано, что делать людям, которые написали заявления о переводе пенсий до 1 октября, то есть до вступления в силу постановления о регистрации переселенцев (пост. №509 – ред.). Наша организация отправила в Пенсионный фонд запросы по этому поводу, пока ответа нет", - отмечает Аношкина.

В свою очередь специалисты Юридической коллегии Омега-Вердикт Глеб Омельченко и Наталья Омельченко поясняют, что постановка на учет и получение справки о взятии на учет перемещенного лица является его правом, а не обязанностью.

Тем не менее, для получения выплат, предусмотренных Постановлением 595, просто необходимо стать на учет и иметь справку об этом.

Для этого "совершеннолетнее лицо, которое перемещается, обращается лично или через законного представителя с заявлением установленного образца (выдается на месте взятия на учет) в структурное подразделение органов социальной защиты (в определенных случаях – к должностному лицу, ответственному за размещение), или в жилищно-эксплуатационную организацию. Справка бесплатно непосредственно в день подачи заявления".

При этом юристы подчеркивают, что правовых оснований не выплачивать деньги из бюджета гражданам, зарегистрированным в населенных пунктах Донецкой и Луганской областях на "временно неконтролируемых территориях", нет.

"Данные территории не признаны оккупированными, программ, обеспечивающей защиту прав граждан Украины на этих территориях, нет. Граждане, проживающие на этих территориях, имеют равные права с другими гражданами Украины. Положение, согласно которому выплаты возобновят только после возвращения территории под контроль органов государственной власти Украины, ущемляет гражданские права и права человека и является антиконституционным", - заключают юристы.

Они сетуют, что даже в случае перемещения предприятия или организации, либо возвращения территории их расположения под контроль органов государственной власти не определено, в какие сроки будут произведены выплаты задолженности.

К тому же, под сомнение поставили само решение перевести все бюджетные организации.

"Не ясно, каким образом планируется переместить, а тем более до 1 декабря 2014 года, все школы, детсады, больницы, производственные предприятия и т.д".

Специалисты отмечают, что при правовом анализе, в постановлении обнаружено еще много неточностей. Таким образом, констатируют эксперты, постановление КМУ №595 требует существенных доработок и устранения норм, противоречащих Конституции Украины.

Как сообщал Корреспондент.net, Украина будет финансировать только подконтрольные Киеву районы Донбасса, а газ и электричество будут поставляться на оккупированные ДНР и ЛНР территории, чтобы не допустить гуманитарной катастрофы в зоне АТО.

Читайте также: