Социальное страхование и пенсионное обеспечение в республики таджикистан

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН

от 25 июня 1993 года №796

О пенсионном обеспечении граждан Республики Таджикистан

(В редакции Законов Республики Таджикистан от 01.02.1996 г. №223, 22.05.1998 г. №622, 13.11.1998 г. №696, 14.05.1999 г. №748, 03.09.1999 г. №832, 11.12.1999 г. №911, 02.12.2002 г. №76, 02.12.2002 г. №84, 25.07.2005 г. №104, 30.07.2007 г. №333, 06.10.2008 г. №442, 05.10.2009 г. №554, 26.12.2011 г. №789, 16.04.2012 г. №823, 03.07.2012 г. №853, 18.03.2015 г. №1199)

Настоящий Закон в соответствии с Конституцией Республики Таджикистан гарантирует всем гражданам, проживающим в Республике Таджикистан, право на материальное обеспечение в старости и в других случаях путем предоставления трудовых и социальных пенсий, предусмотренных настоящим Законом.

Закон направлен на то, чтобы более полно учитывался труд как источник роста благосостояния народа и каждого гражданина республики, исключая уравнительный подход в пенсионном обеспечении. Он устанавливает единство условий и норм пенсионного обеспечения рабочих, служащих, членов колхозов и других категорий трудящихся.

Закон гарантирует социальную защищенность пенсионеров путем установления пенсий на уровне, ориентированном на прожиточный минимум, а также регулярного пересмотра их размеров в связи с увеличением или уменьшением размера минимального потребительского бюджета и повышением эффективности экономики республики.

Раздел I. Общие положения

Статья 1. Право граждан на пенсионное обеспечение

Граждане Республики Таджикистан имеют право на пенсионное обеспечение по возрасту, по инвалидности, по случаю потери кормильца и в иных случаях, предусмотренных законом.

Проживающие в Республике Таджикистан граждане других государств и лица без гражданства имеют право на пенсию наравне с гражданами Республики Таджикистан, если иное не предусмотрено законодательством Республики Таджикистан.

(В статью 1 внесены изменения в соответствии с Законом РТ от 16.04.2012 г. №823)

Статья 2. Виды пенсий

По настоящему Закону назначаются:

а) трудовые пенсии:

- по возрасту (по старости) (в дальнейшем именуются - пенсии по возрасту);

- по случаю потери кормильца;

б) социальные пенсии.

Статья 3. Лица, имеющие право на трудовую пенсию

Право на трудовую пенсию имеют лица, занятые общественно полезным трудом, при соблюдении других условий, предусмотренных Законом:

а) работающие на основании трудового договора (контракта) на предприятиях, в учреждениях, организациях, кооперативах, независимо от используемых форм собственности и хозяйствования, либо на основании членства в колхозах и других кооперативах (в дальнейшем именуются предприятия и организации, если оговорено иное) - при условии уплаты предприятиями и организациями страховых взносов в уполномоченный орган;

б) занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью, в том числе на условиях индивидуальной (групповой) аренды или в личном дехканском (фермерском) хозяйстве, а также индивидуальной предпринимательской деятельностью на основании патента или свидетельства - при условии уплаты страховых взносов в уполномоченный орган;

в) члены творческих союзов, а также другие творческие работники, не являющиеся членами творческих союзов, - при условии уплаты страховых взносов в уполномоченный орган;

г) другие лица подлежащие государственному социальному страхованию;

д) работники военизированных формирований, не подлежащие государственному социальному страхованию, лица начальствующего и рядового состава Службы связи при Правительстве Республики Таджикистан;

е) учащиеся высших и средних специальных учебных заведений, училищ, школ и курсов по подготовке кадров, аспиранты и клинические ординаторы, докторанты;

ж) лица, ставшие инвалидами в связи с выполнением государственных или общественных обязанностей, либо в связи с выполнением долга гражданина Республики Таджикистан по спасению человеческой жизни, по охране государственной, коллективной собственности, собственности граждан и правопорядка;

з) лица, осуществляющие уход за инвалидами 1 группы или ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, а также за престарелым, достигшем 80-летнего возраста;

и) члены семей лиц, указанных в настоящей статье, и пенсионеры из числа этих лиц - в случае потери кормильца.

(В статью 3 внесены изменения в соответствии с Законом РТ от 16.04.2012 г. №823)

Статья 4. Пенсионное обеспечение военнослужащих и их семей

Условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения военнослужащих и служащих военизированных формирований, не подлежащих в соответствии с законодательством Республики Таджикистан государственному социальному страхованию, и членов их семей, устанавливаются Законом Республики Таджикистан "О пенсионном обеспечении военнослужащих". Им также предоставляется право на получение пенсии в порядке, установленном настоящим Законом. В этом случае выплата пенсии, назначенной в соответствии с Законом Республики Таджикистан "О пенсионном обеспечении военнослужащих", прекращается.

(Текст статьи 4 изложен в новой редакции в соответствии с Законом РТ от 16.04.2012 г. №823)

Статья 4-1. Лица, имеющие право на досрочную пенсию

Право на досрочную пенсию за один год до наступления пенсионного возраста имеют граждане, которые по независящим от них причинам оказались безработными и имеют право на пособие по безработице в течение 52 календарных недель, мужчины - при стаже не менее 25 лет, женщины при стаже не менее 20 лет.

Государственным служащим, освобождённым от государственной должности при ликвидации, реорганизации и реструктуризации государственного органа, сокращении численности или штатных единиц государственных служащих, при наличии общего трудового стажа 25 лет для мужчин, 20 лет для женщин, из них не менее 10 лет стажа государственной службы, предоставляется право выхода на пенсию на два года раньше установленного законодательством Республики Таджикистан срока.

Пенсия, установленная досрочно для безработных, в случае поступления указанных пенсионеров на работу, не выплачивается. После достижения такими лицами пенсионного возраста, при котором они приобретают право на пенсию на общих основаниях, выплата им пенсии производится в соответствии со статьей 20 настоящего Закона.

(В статью 4-1 внесены изменения в соответствии с Законом РТ от 16.04.2012 г. №823)

Статья 4-2. Пенсионное обеспечение государственных служащих
Статья 5. Лица, имеющие право на социальную пенсию

Право на социальную пенсию имеют все нетрудоспособные граждане независимо от социальной принадлежности на условиях, определяемых настоящим Законом.

Статья 6. Право выбора пенсии

Лицам, имеющим одновременно право на различные пенсии, назначается одна пенсия по их выбору.

(В статью 6 внесены изменения в соответствии с Законом РТ от 16.04.2012 г. №823)

Статья 7. Обращение за назначением пенсии

Обращение за назначением пенсии осуществляется в любое время после возникновения права на пенсию без ограничения каким-либо сроком.

При этом пенсии по возрасту и по инвалидности назначаются независимо от того, прекращена работа ко времени обращения за пенсией или продолжается. Пенсии за выслугу лет назначаются при оставлении работы, дающей право на эту пенсию.

Статья 8. Средства на выплату пенсий. Освобождение пенсий от налогов

Выплата пенсий осуществляется из уполномоченного органа.

Пенсии не подлежат обложению налогами.

Денежные средства уполномоченного органа включается в доходы и расходы государственного бюджета отдельным разделом бюджетной классификации используются по целевому назначению, изъятию не подлежат.

Статья 9. Органы, осуществляющие пенсионное обеспечение

Пенсионное обеспечение по настоящему Закону производится органами социального обеспечения социальной защиты населения.

Управление уполномоченным органом и государственная экспертиза условий труда по вредности и тяжести осуществляется в порядке, определяемом Советом Министров Правительством Республики Таджикистан. Единообразное применение настоящего Закона определяется Верховным Советом Республики Таджикистан.

Статья 10. Вопросы, относящиеся к ведению Совета Министров Правительства Республики Таджикистан

К ведению Совета Министров Правительства Республики Таджикистан помимо вопросов, предусмотренных в настоящем Законе, относятся также вопросы, связанные с порядком назначения и выплаты пенсий, определением особенностей исчисления стажа отдельных категорий граждан, с соблюдением гарантий, предусмотренных настоящим Законом.

Раздел II. Трудовые пенсии. Пенсии по возрасту

Статья 11. Условия назначения пенсий

Право на пенсию по возрасту имеют:

с 1 июля 2001 года:

- мужчины - по достижении 61 года и при стаже работы не менее 25 лет;

- женщины - по достижении 56 лет и при стаже работы не менее 20 лет;

с 1 июля 2002 года:

- мужчины - по достижении 62 года и при стаже работы не менее 25 лет;

- женщины - по достижении 57 лет при стаже работы не менее 20 лет;

с 1 июля 2003 года:

- мужчины - по достижении 63 лет при стаже работы не менее 25-лет;

- женщины - по достижении 58 лет и при стаже работы не менее 20 лет.

Статья 12. Льготные пенсии, связанные с особыми условиями труда

На льготных условиях имеют право на пенсию по возрасту независимо от места последней работы:

а) работники, занятые полный рабочий день на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, - по списку №1 производств, работ, профессий, должностей и показателей, утверждаемому Советом Министров Правительством Республики Таджикистан, и по результатам аттестации рабочих мест:

- мужчины - по достижении 50 лет и при стаже работы не менее 20 лет, из них не менее 10 лет на указанных работах;

- женщины - по достижении 45 лет и при стаже работы не менее 15 лет, из них не менее 7 лет и 6 месяцев на указанных работах.

Работникам, имеющим не менее половины стажа работы с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, пенсии на льготных условиях назначаются с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 11 настоящего Закона, на 1 год за каждый полный год такой работы мужчинам и женщинам;

б) работники, занятые полный рабочий день на других работах с вредными и тяжелыми условиями труда, - по списку №2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, утверждаемому Советом Министров Правительством Республики Таджикистан, и по результатам аттестации рабочих мест:

- мужчины - по достижении 55 лет и при стаже работы не менее 25 лет, из них не менее 12 лет и 6 месяцев на указанных работах;

- женщины - по достижении 50 лет и при стаже работы не менее 20 лет, из них не менее 10 лет на указанных работах.

Работникам, имеющим не менее половины стажа работы с вредными и особо тяжелыми условиями труда, пенсии на льготных условиях назначаются с уменьшением возраста, предусмотренного в статье 11 настоящего Закона, на 1 год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам;

в) трактористы-машинисты, непосредственно занятые в производстве сельскохозяйственной продукции в колхозах и совхозах, - мужчины по достижении 55 лет и при общем стаже работы не менее 25 лет, из них не менее 20 лет на указанной работе;

г) женщины, работающие в качестве тракториста-машиниста, машинистов строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных машин, смонтированных на базе тракторов и экскаваторов, - по достижении 50 лет и при общем стаже работы не менее 15 лет на указанной работе;

д) женщины, работающие в качестве доярок (операторов машинного доения), свинарей-операторов в колхозах, совхозах, по достижении 50 лет и при стаже указанной работы не менее 20 лет при условии выполнения установленных норм обслуживания.

Нормы обслуживания для этих целей устанавливаются в порядке, определяемом Советом Министров Правительством Республики Таджикистан;

е) женщины, занятые в течение полного сезона на выращивании хлопчатника и сборе хлопка-сырца, и на выращивании, уборке и послеуборочной обработке табака, - по достижении 50 лет и при стаже указанной работы не менее 20 лет.

Мужчины, занятые в течение полного сезона на выращивании хлопчатника и сборе хлопка-сырца, имеют право на пенсию по возрасту по достижении 55 лет и при стаже указанной работы не менее 25 лет. При этом до достижения мужчинами пенсионного возраста, предусмотренного статьей 11 настоящего Закона, выплату пенсии производить за счет средств колхозов и совхозов;

ж) работницы текстильного производства, занятые на станках и машинах, - по списку производств и профессий, утверждаемому Советом Министров Правительством Республики Таджикистан, - по достижении 50 лет и при стаже указанной работы не менее 20 лет;

з) водители пассажирского и грузового транспорта по перечню, утверждаемому Советом Министров Правительством Республики Таджикистан:

- мужчины - по достижении 55 лет при общем стаже работы не менее 25 лет, из них 15 лет непосредственно на указанных работах;

- женщины - по достижении 50 лет при общем стаже работы не менее 20 лет, из них не менее 10 лет непосредственно на указанных работах.

При этом до достижения ими пенсионного возраста, предусмотренного статьей 11 настоящего Закона, выплату пенсии производить за счет средств предприятий.

и) рабочие локомотивных бригад и отдельные категории работников, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте - по Спискам профессий и должностей, утверждаемым Правительством Республики Таджикистан;

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

Пенсия – это награда за трудовую жизнь каждого человека. Во многих странах назвать пенсионные выплаты наградой очень сложно из-за мизерности суммы.

Пенсия в Таджикистане принадлежит именно к такой «награде»: если распределить выплату на каждый день, получается приблизительно 6 сомони. На эти деньги можно купить пару хот-догов или 3 лепешки (уровень жизни в Таджикистане). Трудно сказать, что такая система является справедливой.

Более того: каждый работодатель, будь это частная компания, организация, индивидуальный предприниматель, все они проводят отчисления в фонд соцзащиты за своих сотрудников и при этом выплачивают суммы, гораздо больше, чем те в дальнейшем получают.

Куда же уходит остаток социальных отчислений? Их тратят на пособия и пенсии для граждан, бывших сотрудников бюджетного сектора. Это представители таких профессий, как учителя, врачи, спортсмены, коммунальные рабочие, деятели культуры.

В это число входит и огромное количество госчиновников – депутатов, силовиков, милиция, прокурорские работники, льготники и т. д. Их работодателем являются государственные структуры, которые не выплачивают взносы в социальный фонд.

Такой подход к пенсионным накоплениям выгоден только монополии государства. Данная ситуация сегодня очень волнует народ, поэтому власти решили внести изменения в пенсионный закон.

Что ожидает пенсионеров

Чтобы урегулировать пенсионные выплаты, задействовано 6 законов, которые имеют непосредственное отношение к этому вопросу. Главный из них тот, что касается обязательного пенсионного страхования. В подписанном в 1993 году документе говорилось о том, что работодатели в обязательном порядке вынуждены оформлять страхование своих сотрудников для пополнения отчислениями государственного резерва, а само государство собирает средства, накапливает их и далее распределяет на социальные выплаты:

  1. Пенсии гражданам, вышедшим на заслуженный отдых.
  2. Пенсии по инвалидности.
  3. Пенсии при потере кормильца.

В законе о государственных и страховых пенсиях (Порядок назначения и выплаты страховых и государственных пенсий в Таджикистане.) даются разъяснения относительно каждого вида выплат. Для получения страховой пенсии каждому отдельному гражданину рассчитывают сумму индивидуально. При этом учитывается его стаж (с применением коэффициента), индивидуальные пенсионные накопления и другие показатели.

К сожалению, ни в одном документе не указан точный механизм начисления пенсии. Соответственно, пенсионерам приходится безоговорочно соглашаться с той суммой, которую им предъявили к получению, так как не имеется никаких критериев проверки.


Страховые пенсии могут получать не только лица, достигшие пенсионного возраста, но и лица с инвалидностью, потерявшие кормильца несовершеннолетние граждане (если у кормильца был нужный страховой стаж). При отсутствии нужного стажа, потерявшие родителя дети могут претендовать только на социальную пенсию. Это минимальные выплаты, которые получают также те, кто по достижении пенсионного возраста не имеет нужного стажа и лишен возможности получения страховой пенсии.

Страховая или трудовая пенсия

Отвечая на вопросы корреспондента газеты Asia-Plus Назокат Одиназова, которая является первым заместителем директора Агентства пенсий и соцстрахования при правительстве, сказала, что для того чтобы узнать размер страховой пенсии, нужно умножить сумму пенсионного капитала на коэффициент его страхового стажа. Полученную цифру необходимо разделить на количество месячных выплат.


Первый заместитель директора Агентства пенсий и соцстрахования при правительстве Таджикистана Назокат Одиназова

В законе указано точное количество месяцев: 180. Для определения коэффициента страхового стажа делят количество общего трудового стажа (в месяцах) на показатель норматива.

Для женщин нормативный показатель составляет 240 месяцев, а для мужчин на 60 месяцев больше.

В среднем жители Таджикистана живут около 76 лет. Это правительственная оценка, а согласно международным оценкам таджики живут минимум на 2–3 года меньше.

Для получения пенсии каждый мужчина должен отработать самое малое 20 лет. Если весь период с его зарплаты будут отчисляться социальные выплаты, коэффициент пенсии составит только 0,8. Это происходит потому, что за 20 лет человек отработает только 240 месяцев из необходимых 300, поэтому будет получать меньше пенсию, чем его же сверстники, но отработавшие весь положенный срок.

Кстати, если мужчина отработает меньше 20 лет, права на получения трудовой пенсии при достижении возраста 63 года он не имеет. Для женщин обязательный минимальный трудовой стаж – 15 лет. Если отработано будет меньше, женщины также могут претендовать только на социальную пенсию.

Период дожития – это термин, упоминается в пенсионном законе Таджикистана. Речь идет о количестве лет (в среднем) которые живут граждане после достижения пенсионного возраста.

До 01.11.2017 «период дожития» составлял 120 месяцев, но с первого января был увеличен на 50%. Это значит, что теперь законодательно утвержден новый срок, на который государство «растягивает» выплаты каждому пенсионеру.

Реалистично ли каждому пенсионеру прожить столько лет после выхода на заслуженный отдых? Какой может быть пенсия, если бы пенсионные выплаты не принадлежали государственной системе?

Согласно тому, что мужчины в Таджикистане в среднем живут около 72–74 лет, получить все предназначенные для них деньги они не смогут, (74-63=11 лет) так как их пенсия растянута на 15 лет. Продолжительность жизни женщин больше, поэтому они обычно проживают не меньше – а то и больше определенных правительством 15 лет.

Проведя простые вычисления легко определить конкретную сумму выплаты для каждого таджикского пенсионера, если бы все деньги, которые выплачивает его работодатель, шли не в государственный, а в пенсионный фонд, принадлежащий частному лицу, или на личный счет в банке.


Кроме того, что с работодателя сегодня отчисляют 25% заработка работника в Фонд соцзащиты, удерживают на счет также дополнительно и с самого работника 1% его зарплаты. Поэтому желая сэкономить средства, сегодня работодатели в РТ неохотно принимают систему, при которой отчисления переводят на карточки.

Они даже нашли выход: официально указывают в документах не полную зарплату, а ее часть, а остальное (причем чаще всего это большая часть зарплаты) выплачивают неофициально, в «конвертах».

Но выход есть: если работодатель станет отчислять средства в счет страхового пенсионного накопления, как поощрение за добросовестный труд – это было бы ему выгоднее, так как работники старались бы работать на полную силу, зная, что от этого зависит размер их пенсии в будущем. Кроме того, сами работники, скорее всего, заинтересованы в легализации заработка и так называемые серые схемы отпадут сами собой.

Согласно поданной первым заместителем руководителя Агентства пенсий и соцстрахования Назоката Одиназова информации, на сегодняшний день минимальная пенсия таджиков составляет 180, а максимальная – 900 сомони. До января 2016 года существовало ограничение на размер пенсионных выплат, из-за чего больше 746 сомони никто не получал.

В начале 2016 года данные ограничения были отменены, благодаря чему размер максимальной пенсии возрос до 15 000 сомони – именно столько получали в 2017 году 9 человек, достигших пенсионного возраста.

Общий размер выплаченных пенсий в Таджикистане в 2019 году составил порядка 932 млн. сомони.

Пенсионный возраст: когда выходить на заслуженный отдых

Во всех странах постсоветского пространства ранее был установлен единый возраст для выхода на пенсию: для женщин 55 лет, для мужчин 60. За прошедшие после распада Союза годы в разных государствах был изменен этот показатель. Так в Таджикистане женщины теперь выходят на пенсию после достижения 58-летнего возраста, а мужчины в возрасте 63 лет.

Коснулись эти изменения и военнослужащих, им тоже повысили уровень трудового стажа. Так, ранее, чтобы выйти на пенсию, военные должны были отработать 20 лет. Сегодня для получения пенсии нужно иметь стаж в 25 лет. Был поднят и предельный возраст военнослужащих.

Теперь генерал-полковник может выйти на пенсию после достижения не 60, а 63 лет, полковник – 53 лет (а было 50), имеющие другие военные звания могут получать пенсионные выплаты не в 45, а в 48 лет.

В начале текущего года начали проводиться переговоры между Министерствами труда Таджикистана и России о судьбе мигрантов, которые на протяжении многих лет трудятся на территории РФ. Речь идет о тех гражданах Таджикистана, которые легально устроились на работу в России, платят налоги, имеют социальную страховку и официально получают заработную плату. Вопрос решается о том, чтобы и пенсию им выплачивала страна, где они трудятся легально многие годы, и отработали необходимый для получения пенсионных выплат стаж.

Планируется завершить решение вопроса и подготовку окончательного проекта соглашения к следующему году. Не только Таджикистану, но и России выгодно такое сотрудничество: ухудшение демографической ситуации уже сейчас сказывается на экономике. Работающие легально мигранты смогут восполнить недостаток рабочей силы, а отчисления с их зарплат заметно пополнят социальные фонды.

Чтобы закон представить на утверждение необходимо уладить несколько пунктов, противоречащих российскому законодательству. Один из них – размер зарплат граждан РТ: они получают меньше за ту же работу, чем представители других стран СНГ.

  • 90 секунд
  • 5 минут
  • 10 минут
  • 20 минут


Уже более года в Таджикистане действует Закон «О страховых и государственных пенсиях». Вместе с тем в конце прошлого года функции в сфере пенсионного и социального страхования были возложены на Государственное агентство социального страхования и пенсий при Правительстве РТ.

Что изменилось в связи с переходом от солидарной (распределительной) пенсионной схемы к условно-накопительной?

О порядке формирования пенсионных прав граждан и реорганизации структуры управления пенсионной системой «АП» попросила рассказать заместителя директора этого ведомства Назокат Одинаеву.

- Как вы определяете приоритетность проблем и задач, стоящих перед ведомством?

- В целях совершенствования управления государственными органами в ноябре 2013 года было образовано Агентство социального страхования и пенсий при Правительстве РТ как новая самостоятельная структура с полномочиями законодательной инициативы.

Главная задача пенсионной системы - это предотвращение бедности среди пенсионеров и возмещение заработка, утраченного в связи с наступлением страховых случаев, определенных законодательством: достижение пенсионного возраста, наступление инвалидности, потеря кормильца.

Дальнейшее развитие пенсионной системы Таджикистана должно быть направлено на усиление страховых принципов в пенсионной системе, установление тесной связи между размером пенсии и прошлыми заработками пенсионеров, а также величиной страховых взносов, уплаченных за них в систему.

Кроме того, остается достаточно острой проблема бедности пожилого населения.

Для решения этих задач мы должны добиться сбалансированности поступивших страховых взносов и приобретенных пенсионных прав граждан.

В настоящее время пенсионная система Таджикистана имеет единственную схему финансирования, далекую от страховых принципов. Для обеспечения долгосрочной устойчивости необходимо заново пересмотреть и определить источники финансирования пенсий, пределы их финансирования. Сюда можно отнести и актуальную задачу получения нормальной доходности пенсионных накоплений, без чего теряет смысл дальнейшее развитие накопительной части системы.

Компенсация потерь, понесенных старшими поколениями в результате пенсионной реформы, связана с другими стоящими перед нами задачами, поскольку в проигрыше от реформы остаются отдельные категории пенсионеров, у которых коэффициент замещения достигает критического минимума.

- В чем видите решение этих задач?

- Переход на обязательное пенсионное страхование требует пересмотреть понятие социального налога и выделить из его структуры страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. На мой взгляд, для этого необходимо принять закон о страховых взносах. Также требуется четко разграничить бюджеты системы обязательного пенсионного страхования и государственного, чтобы исключить так называемый конфликт межведомственных интересов.

- Что значит разграничить бюджеты?

- В статье расходов бюджета Агентства предусмотрены выплаты государственных пенсий, которые не относятся к страховым пенсиям и должны возмещаться республиканским бюджетом. Для этого необходимо внести соответствующие изменения в закон о государственных финансах и принять бюджетный кодекс, который устанавливал бы правила формирования и разграничения бюджетов: республиканского, местного, фондов социального и пенсионного страхования.

Даже неполный обзор долгосрочных проблем пенсионной системы показывает, насколько они масштабны. Учитывая это, нельзя надеяться на значительное улучшение ситуации в пенсионной сфере за счет какой-то одной, даже самой серьезной, меры. Заметный прогресс возможен только в том случае, если совершенствование пенсионной системы будет идти сразу по всем направлениям.

Реформ не бывает без «шишек»

- С момента введения в действие Закона Республики Таджикистан «О страховых и государственных пенсиях» в новой редакции прошло чуть больше года. Расскажите о реализации норм данного закона. Какие результаты были достигнуты?

- С 1 января 2013 года вступил в силу Закон РТ «О страховых и государственных пенсиях». Этот год выдался для Агентства очень напряженным. К большому сожалению, мы оказались не полностью готовы к этому. За это время было подано гражданами 7642 заявления, 4214 из которых уже рассмотрены. Эта работа продолжается и в ближайшее время будет завершена.

Не скрою, имеются недостатки и проблемы организационного, технического характера, подбора и расстановки кадров, которые мы будем решать поэтапно по мере своих полномочий и возможностей.

- С 2013 года Законом «О страховых и государственных пенсиях» предусматривается право на страховую пенсию по случаю потери кормильца, размер пенсии для данной категории лиц в сравнении с нормами, предусмотренными ранее действующим законодательством, намного снизился. Как Вы считаете, не лучше ли применять в данном случае принцип солидарности?

- Да. На самом деле размер пенсии для данной категории лиц снизился. Во многом это объясняется исчислением размера пенсии. Если по старому закону пенсии по случаю потери кормильца назначались на каждого члена семьи в размере 50% заработка, но не менее 50% минимальной пенсии по возрасту, то в соответствии с новым законом на каждого члена семьи исчисляется в равной доле от страховой пенсии, на которую имел бы право умерший кормилец.

Что касается принципа солидарности, то он соблюдается, члены семьи, бывает, получают пенсию дольше, чем, скажем, кормилец осуществлял уплату социального налога.

- Данная категория лиц остается в проигрыше…

- Поймите, проблема в другом. По новому закону для трех видов страховых пенсий используется одна пенсионная формула, без учета специфики страховых случаев. Мы же считаем, что невозможно применять одни и те же параметры при исчислении страховой пенсии по возрасту и страховой пенсии по случаю потери кормильца. Наши специалисты сейчас работают над этой проблемой. Думаю, в профильный комитет парламента будут сделаны предложения для принятия поправок в закон…

Право выбора и уравниловка

- С 1 января 2017 года трудовая пенсия будет начисляться согласно нормам Закона «О страховых и государственных пенсиях». В чем отличие новых и ранее действовавших норм?

- Вы имеете в виду назначение трудовой пенсии по возрасту? Дело в том, что трудовая пенсия по старости с 1 января 2017 года назначаться не будет. По новому закону этот вид пенсии называется страховая пенсия по возрасту.

Гражданам, достигшим пенсионного возраста и при других условиях, установленных законодательством, будет назначаться страховая пенсия по возрасту. К тому же такой вид пенсии назначается уже сегодня. В соответствии с п.4 ст. 59 Закона РТ «О страховых и государственных пенсиях» мужчинам, родившимся до 1 января 1954 года, и женщинам, родившимся до 1 января 1959 года, назначаются пенсии по старости по их выбору, т.е. по нормам старого или нового закона о пенсиях.

Самое главное отличие: размер будущей пенсии напрямую зависит от суммы уплаченного социального налога, который должен учитываться на индивидуальном лицевом счете к моменту возникновения права выхода на пенсию. Страховая и накопительная части пенсии зависят от уровня зарплаты и продолжительности работы гражданина. То есть чем дольше вы работаете и чем выше была ваша зарплата – тем больше будет размер страховой пенсии.

Другими словами, условия приобретения права на пенсию: льготы и надбавки, нормативный стаж, главное отличие - пенсионная формула исчисления размера пенсии и коэффициент страхового стажа.

- А как определяется размер пенсии?

- Страховая часть пенсии определяется путем умножения коэффициента страхового стажа на сумму условного пенсионного капитала застрахованного лица, обратившегося за пенсией, и деления на количество предполагаемых месяцев выплаты (120 месяцев). Коэффициент страхового стажа определяется посредством деления страхового стажа застраховавшегося лица на нормативный страховой стаж, который составляет для мужчин 300 месяцев и для женщин 240 месяцев. Повторю, что накопительная же часть страховых пенсий рассчитывается за счет совокупной накопительной суммы, составленной 1%-ными начислениями, вносимыми непосредственно работником. Сложенный размер страховой и накопительной части и составляет размер страховой пенсии.

- Согласно нормам ранее действовавшего законодательства, с учетом трудового стажа начислялось 75% (для госслужащих 90%) от суммы средней заработной платы. Какой размер пенсии будет начисляться в процентном соотношении к заработной плате в 2017 году?

- Повторяю, страховые пенсии назначаются уже с 2013 года. Размер страховой пенсии по возрасту будет составлять не менее 40% от заработной платы при условии уплаты социального налога в течение нормативного стажа, т.е. для мужчин 25 лет, а для женщин 20 лет.

- На каждого работника работодатель отчисляет 25% от суммы заработка в виде социального налога. Ранее 4% из этой суммы предполагались на расходы по оплате временной нетрудоспособности (больничный лист), погребение и прочее. Соответственно, 21% этих отчислений составляла накопительная пенсия. Что делается Агентством социального страхования и пенсий для получения населением достойной пенсии и исключения «уравнивания» всех работавших и не работавших среди лиц пенсионного возраста?

- Да, работодатели отчисляют 25% от фонда оплаты труда. Но на выплату социальных пособий направляются не 4%.

В соответствии со ст. 23 Закона «О государственном социальном страховании» только 2% направляются на выплату социальных пособий и 22,5% - на пенсионное страхование, но фактически расходы на социальные пособия составляют 5,3%, пенсионное страхование - 19,2%, пособие по безработице - 0,5%. Недостающие средства возмещаются республиканским бюджетом в качестве субсидий. Так, за период 2007–2014 гг. республиканским бюджетом возмещено 188,0 млн сомони.

Хочу заметить, что средства, поступающие от работодателя, не составляют накопительную часть страховой пенсии.

Так вот эти 22,5% и составляют страховую часть, или, как еще ее называют, распределительную, а страховые взносы в размере 1%, удерживаемые непосредственно из заработной платы наемных работников, составляют накопительную часть страховой пенсии.

Что касается «уравнивания» всех работавших и не работавших граждан. Система страхового и государственного пенсионного обеспечения основывается на принципе соответствия назначаемых страховых пенсий накопленным гражданином пенсионным правам, страховому стажу и объемам застрахованного в системе пенсионного страхования дохода.

В этих целях Агентством внедряется система персонифицированного учета застрахованных лиц. В соответствии с Законом «О персонифицированном учете» мы обязаны вести индивидуальный учет сведений, необходимых для определения пенсионных прав, о каждом гражданине, осуществляющем трудовую деятельность.

Уравнивание пенсий работавших и не работавших происходит только при назначении минимальной пенсии.

- Бывший Минтруда и социальной защиты населения в ходе разработки законопроекта «О страховых и государственных пенсиях» предлагал ввести три источника страховых пенсий. Первая часть - отчисления в размере 25% от дохода работника за счет предприятий и организаций, вторая – накопительная, по 1% с зарплаты, взимаемому непосредственно с работника, и третья - базовая (за счет государственного бюджета). Тогда Минфин настоял на исключении третьей составной части, т.е. базового формирования страховых пенсий за счет госбюджета. Что Вы думаете об этом?

- Действительно, в настоящее время базовая пенсия является показателем для исчисления пенсий и надбавок к ним, выплачивается только тем лицам, страховая часть пенсии которых меньше установленной базовой пенсии, т.е. 130 сомони. За счет государственного бюджета покрывается только эта разница

Вопросы на засыпку

- Таджикистан входит в Международную ассоциацию пенсионных и социальных фондов. С какими государствами сотрудничает ваше ведомство?

- Международная ассоциация пенсионных и социальных фондов создана в 1992 году как неправительственная организация, которая объединяет пенсионные и социальные фонды стран СНГ. Таджикистан в 1992 году стал ее членом. Мы тесно сотрудничаем с пенсионными и социальными фондами Азербайджана, Армении, Беларуси, Грузии, Кыргызстана, Молдовы, России, Украины, Казахстана, Узбекистана, Латвии, Литвы и Эстонии.

- По имеющейся у нас информации, в прошлом году по инициативе тогда еще Государственного агентства социального страхования и пенсий Министерства труда и социальной защиты населения РТ и Международной ассоциации пенсионных и социальных фондов была проведена конференция на тему «Обсуждение проблем социального страхования трудовых мигрантов». Какая работа сейчас проводится в этом направлении?

- Выбор темы международной конференции был неслучайным. В Таджикистане более 1 млн экономически активного населения выезжает на заработки в страны СНГ, и вопрос защиты трудовых мигрантов стоит очень остро. По этому вопросу специально выезжала группа специалистов в Пенсионный фонд России. Тогда нами были озвучены проблемы, однако руководство Пенсионного фонда РФ, мягко говоря, оставило нам только надежду. Сегодня ситуация изменилась в лучшую сторону.

Так, 24 января этого года состоялась 12-е заседание Межправкомиссии по экономическому сотрудничеству между РТ и РФ.

В данный момент наше Агентство совместно с Минтруда, миграции и занятости населения и другими государственными органами разрабатывает проект соглашения о социальном страховании и пенсионном обеспечении между правительствами РТ и РФ.

- В последнее время растет число предприятий и организаций, перешедших в частную собственность. Как будут производиться социальные выплаты лицам, работающим в особых условиях труда?

В соответствии со ст. 53 Закона «О страховых и государственных пенсиях» и Законом «Об обязательном профессиональном пенсионном страховании» гражданам, занятым полный рабочий день на подземных работах, работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, работодатели обязаны обеспечить оплату страховых взносов. Условия и порядок профессионального пенсионного страхования определяется Законом РТ «Об обязательном профессиональном пенсионном страховании».

До 1 января 2017 года назначение и выплата этого вида пенсии будет производиться по нормам Закона РТ «О пенсионном обеспечении граждан».

- Как исполняется Постановление №117 от 3 марта 2011 года «Правила назначения и выплаты социальных пособий индивидуальным предпринимателям»? В чем причины невыплаты социальных пособий предпринимателям?

- Основная причина в недостаточно проработанных механизмах выплат.

Повторюсь, что механизмы остаются не до конца проработанными, хотя на основании пункта 29 названных Вами правил разработаны и приняты «Инструкция расчета пособия по временной нетрудоспособности и пособия по беременности и родам», «Инструкция о порядке обращения, финансирования и уплаты социальных пособий индивидуальным предпринимателям и членам дехканских хозяйств». А в целях регулирования порядка предоставления отчета этими группами населения принята «Инструкция о порядке предоставления отчета со стороны индивидуальных предпринимателей и дехканских хозяйств».

Агентство принимает меры по назначению и выплате социальных пособий индивидуальным предпринимателям, выплачивающим социальные налоги, в случае их обращения. В настоящее время индивидуальным предпринимателям выплачиваются два вида пособий: пособие по временной нетрудоспособности и семейные пособия.

Следите за нашими новостями на Facebook , Twitter и Telegram

Читайте также: