Социальный проект пенсионного страхование

Минтруд направил в правительство предложение об изменении организационно-правовой формы трех государственных внебюджетных фондов ПФР, ФОМС и ФСС.


Три источника передали эту информацию журналистам. В четверг же появился комментарий официального представителя Кремля Дмитрия Пескова, который назвал смену юридического статуса контролирующих всю социальную сферу фондов “идеологически новой историй”. Он же послал журналистов за дальнейшими разъяснениями в российское правительство.

Важно понимать, что наделение статусом публично-правовой компании внебюджетных российских фондов подается в информационном пространстве как единственная альтернатива существующему положению. Вскользь упомянуто, что Минтруд предлагает еще преобразовать фонды в некоммерческие организации или казенные учреждения. Однако именно публично-правовая форма вышла на первый план. Почему? Потому что еще до назначения на должность социального вице-премьера Татьяна Голикова говорила с января 2018 года и говорит до сих пор об объединении ПФР, ФОМС и ФСС в единый государственный социальный фонд, который “должен представлять уникальную управленческую структуру, находящуюся не в государственной, а в публичной собственности”. Получив статус вице-премьера, женщина-политик продолжила продвигать эту идею и в публичном поле. А в конце года как куратор всей социальной политики правительства внесла предложение об изменении организационной правовой формы государственных внебюджетных фондов, поручив Минтруду подготовить соответствующие рекомендации до 1 апреля 2019 года.

В один мешок

На IX Гайдаровском форуме Татьяна Голикова, которая тогда продолжала еще возглавлять Счетную палату, сделала предложение об объединении ПФР, ФОМС и ФСС главным заявлением своего доклада.


Татьяна Голикова Фото: Российская Газета

По ее мнению, образовавшийся в результате этого сращивания социальный мегарегулятор должен обладать уникальной управленческой структурой, став публичной собственностью: “Это позволит построить управление принципиально новым социально-страховым фондом по принципу социального партнерства, повысит прозрачность его деятельности и обеспечит высокий уровень доверия со стороны населения”. В качестве веского аргумента Голикова назвала цифру, которая уходит на оплату труда всех сотрудников внебюджетных фондов — более 160 тысяч человек обходятся бюджету в 143,8 млрд рублей. Создание единой информационной системы позволило бы сократить эти расходы на персонал.

С другой стороны, статус публично-правовой компании обязал бы публиковать отчетность о деятельности, выполнении стратегии, использования резервов и всех остальных финансов. Де-юре расходование средств на социальное, медицинское и пенсионное страхование граждан стало бы прозрачнее. Но де-факто ситуация может оказаться обратной, потому что юридические механизмы деятельности публично-правовых компаний в России по-прежнему не разработаны полностью. Закон об этом типе организаций был принят в 2016 году, после чего предполагалось, что все российские госкорпорации перейдут на эту правовую форму. Однако ни одна из корпораций по этому пути не последовала. На данный момент зарегистрировано только две публично-правовые компании — “Фонд защиты прав граждан — участников долевого строительства” и “Российский экологический оператор”. И то первый, вероятно, в дальнейшем прекратит свою работу из-за запрета застройщикам привлекать деньги дольщиков и изменений правил игры на рынке долевого строительства.

Дело не только в отсутствии точного понимания того, как это будет работать на практике. Публично-правовая форма позволяет формально некоммерческой организации заниматься инвестированием на принципах возвратности, прибыльности и ликвидности. Такая компания может приобретать активы, открывать банковские счета, создавать дочерние коммерческие и некоммерческие организации. Если сказать проще, то с переходом на такую правовую форму из объединенных ПФР, ФОМС и ФСС может получится нечто подобное нынешнему Центробанку, но с меньшими оборотами. Здесь – внимание – возникает вопрос: кто возглавит этот социальный мегарегулятор, который вберет в себя три основных государственных фонда страхования россиян?

Согласно принятому федеральному бюджету, планируемые на 2019 год совместные доходы ПФР, ФОМС и ФСС составят 12,3 трлн рублей. На минуточку заметим, что эта сумма сопоставима с доходной частью федерального бюджета в 2018 году — 16,5 трлн рублей. При объединении крупнейших государственных фондов страхования и наделением их непонятного правового статуса, эти миллиарды денег могут так и не дойти до конечного адресата – простого россиянина, по крайней мере, в предполагаемом положенном объеме…

Компромисс

Складывается ощущение, что объединение ПФР, ФОМС и ФСС социальный вице-премьер Татьяна Голикова затевает под себя, чтобы в дальнейшем сесть на этот огромный мешок из денег налогоплательщиков, предполагаемых к нашему всеобщему страхованию жизни и здоровья. Кому, как не ей — куратору нацпроектов “Демография” и “Здоровье” — взять на себя руководство того самого социального мегарегулятора, создание которого Голикова пророчит в течение всего последнего года.

Да и сама по себе главная женщина российского правительства не из тех, кто отказывается от своих планов. Это стало понятно по реформе повышения пенсионного возраста, которую госпожа Голикова провела сразу же, как только заняла должность профильного вице-премьера. Её же считают автором скандального закона о монетизации льгот, с чего начиналось ее движение по ниве социальной политики в 2004 году. Похоже, по какой-то удивительной причине все непопулярное и отвергаемое общественностью, за что бы эта женщина не бралась, по итогу принимается и становится составляющей российской действительности.

Если мыслить как государственник, то объединение ПФР, ФОМС и ФСС — это тот вариант сокращения затрат на сотрудников, который одобряет правительственный куратор «социалки». Еще на этапе обсуждения повышения пенсионного возраста у общественности возникало недовольство по поводу чрезмерно разросшейся структуры ПФР. Бизнес-омбудсмен Борис Титов вовсе предложил ликвидировать эту “лишнюю” организацию, которая только “тянет” деньги из бюджета, а сама якобы отстала от современных технологий. Функции ПФР он предложил в июле 2018 года передать Федеральному казначейству, которое, по его мнению, является достаточно продвинутой организацией, пережившей “IT-революцию”. Общественность встретила эту идею с энтузиазмом, потому что народу куда понятнее логика разрушать, чтобы построить, чем — исправить, дабы не сломать. Однако реакция власти на это предложение не поднялась выше уровня замглавы комитета Госдумы по бюджетам и налогам Ирины Гусевой, которая призвала не принимать эмоциональных решений.

От ликвидации ПФР решили перейти к постепенной оптимизации, которая уже началась в регионах. Идет укрупнение, в рамках которого малые отделения ПФР объединяют в межрайонные, что сопровождается кадровым сокращением. Этот процесс продолжится в 2019 году. Однако аналогичное укрупнение продолжается и среди негосударственных пенсионных фондов (НПФ), что может говорить об объективном процессе, вызванным отсутствием притока в систему новых средств из-за продолжающейся заморозки накоплений.

ЦБ рассматривает возможность предоставления гражданам отдельного пенсионного налогового вычета (ПНВ), о котором ранее просили негосударственные пенсионные фонды (НПФ). Возможная сумма пока не определена, но НПФ настаивают на вычете с 400 тыс. руб. взносов, аналогичном вычету с индивидуального инвестиционного счета (ИИС) 1-го типа. В фондах считают, что такой вычет позволит увеличить коэффициент замещения для среднего класса. Но в Минфине до сих пор возражали против идеи отдельной льготы для пенсионных программ.

В ЦБ прорабатывается возможность предоставления гражданам отдельного налогового вычета на взносы по пенсионным программам НПФ. Об этом рассказали “Ъ” участники встречи фондов, управляющих компаний, их ассоциаций с представителями Банка России, состоявшейся в конце прошлой недели. Поручение дала глава ЦБ Эльвира Набиуллина после встречи с топ-менеджерами НПФ в сентябре (см. “Ъ” от 3 сентября), срок его исполнения — март следующего года, рассказали сотрудники Банка России.

На встрече участников рынка с представителями ЦБ главной темой была возможность предоставления частным фондам функции по открытию и ведению ИИС. Частные фонды на ней высказались за концепцию ИИС/НПО в рамках стандартизированного пенсионного плана. По таким счетам, в отличие от ИИС доверительного управления, должна гарантироваться безубыточность на минимальном десятилетнем сроке действия пенсионной схемы, а также отсутствовать плата за управление (management fee), характерная для счетов управляющих компаний (см. “Ъ” от 4 декабря).

Сейчас взносы на негосударственное пенсионное обеспечение (НПО), а также добровольные взносы в рамках накопительной компоненты обязательного пенсионного страхования включаются в социальный налоговый вычет (СНВ), максимальная сумма по которому в совокупности ограничена 120 тыс. руб. Помимо пенсионных взносов в него входят вычеты по затратам на обучение, медицину, страхование и т. д. НПФ в прошлом году просили предоставить гражданам отдельный вычет под пенсионные продукты, уровень которого, по их мнению, должен составлять до 400 тыс. руб., то есть находиться на уровне существующего сегодня вычета для ИИС 1-го типа. Однако тогда Минфин высказался против этой инициативы (см. “Ъ” от 21 ноября 2019 года). В ЦБ и Минфине на запрос “Ъ” не ответили.

Как заявил на встрече советник первого зампреда ЦБ Степан Кузнецов, «есть задача проработать этот (о предоставлении ПНВ.— “Ъ” ) вопрос». По его словам, по протоколу это надо сделать до марта 2021 года. Он не уточнил, о какой сумме идет речь, однако, сославшись на данные ФНС, отметил, что сейчас «за СНВ в среднем обращаются граждане на сумму 42 тыс. руб.», то есть заметно ниже законодательного ограничения.

Эльвира Набиуллина, глава Банка России о пенсионной системе, 2 апреля 2015 года


Финансирование идет вслед за этим доверием, а не наоборот

Впрочем, НПФ не согласны, что граждане не будут пользоваться ПНВ. «Минфин стоит насмерть (против ПНВ.— “Ъ” ), потому что понимает, что если будет отдельная налоговая пенсионная льгота, то тогда по крайней мере определенная часть людей, которые сегодня уже клиенты фондов с хорошим доходом, с удовольствием ею воспользуется»,— заявил президент НАПФ Константин Угрюмов. Заместитель гендиректора «ВТБ пенсионный фонд» Александр Львов привел статистику по своему фонду: в премиум-сегменте по индивидуальным пенсионным планам входящий средний чек — 541 тыс. руб., в розничном — 92 тыс. руб. «Налоговые льготы, конечно, нужны. И говорить о том, что ими сейчас мало пользуются, некорректно»,— отметил он.

НПФ могут получить право открывать ИИС

За 2016–2019 годы по ИИС 1-го типа граждане суммарно получили 6,3 млрд руб. налогового вычета, сообщал ЦБ в «Обзоре ключевых показателей профессиональных участников рынка ценных бумаг» за первый квартал этого года, ссылаясь на данные ФНС. При этом в 2018 году средний размер взноса на счет, с которого получен вычет по итогам года, почти приблизился к максимуму и составлял 318 тыс. руб., а количество граждан, получивших по итогам года такие вычеты, составляло 79,8 тыс. человек, то есть полученный вычет по ИИС-1 за тот год составил 3,3 млрд руб. По расчетам главы аналитической службы НПФ «Сафмар» Евгения Биезбардиса, получаемый гражданами налоговый вычет по пенсионным взносам в рамках социального налогового вычета составляет около 0,7 млрд руб. в год.

«Отдельный пенсионный налоговый вычет — это не только стимулирующая льгота, но и плата государства за то, что оно не может обеспечить коэффициент замещения утраченного заработка в должном объеме»,— считает господин Биезбардис. По его словам, прежде всего это касается среднего класса, у которого коэффициент замещения должен быть не менее 40%, а по факту составляет 15–25%. Также, добавляет эксперт, введение ПНВ поможет привлечь свободные деньги состоятельных граждан в качестве долгосрочных внутренних инвестиций.


Министерство труда и социальной защиты предложило изменить организационно-правовую форму трех государственных внебюджетных фондов и предоставить Пенсионному фонду России (ПФР), Федеральному фонду обязательного медицинского страхования (ФОМС) и Фонду социального страхования (ФСС) статус публично-правовых компаний (ППК). Об этом РБК сообщили три источника, знакомых с предложениями министерства, которые были направлены в правительство.

Курирующая эту сферу вице-премьер Татьяна Голикова дала поручение до 1 апреля внести в правительство предложения о правовом статусе внебюджетных фондов. Все три фонда функционируют на одной законодательной основе и поэтому к ним необходим единый подход, указала вице-премьер. «Нам важно обсудить, как минимум концептуально, и окончательно определиться со статусом государственных внебюджетных фондов, с их ролью в системе социального страхования и с дальнейшей, надеюсь, на многие годы, их работой», — заявила она на коллегии Минтруда в середине апреля. По словам Голиковой, во втором квартале года предстоит обсуждение предложений министерства с экспертами.

В правительстве ранее обсуждалась идея преобразовать ПФР в публично-правовую компанию, сообщили источники РБК в конце декабря 2017 года. Позднее в интервью РБК председатель ПФР Антон Дроздов говорил, что публично-правовая компания рассматривается как один из возможных вариантов преобразования Пенсионного фонда. Кроме ППК анализировалась форма некоммерческой организации, а также казенного учреждения, отметил он.

Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков назвал предложение Минтруда рабочей инициативой. «Это идеологически новая история, поэтому я предлагаю обращаться в кабинет министров за разъяснениями», — сказал он журналистам в четверг, 23 мая.

В пресс-службе Минтруда во вторник, 21 мая, отказались представить комментарий. РБК направил запрос в секретариат Татьяны Голиковой, а также в пресс-службы ПФР, ФОМС и ФСС.

Зачем менять статус внебюджетных фондов

Установление правового статуса внебюджетных фондов создаст возможность, чтобы в дальнейшем объединить ПФР, ФОМС и ФСС в единый государственный социальный фонд, отмечают два источника РБК. За объединение в единую структуру выступала Голикова, занимавшая должность председателя Счетной палаты.

«Объединенный фонд обязательного социального страхования должен представлять уникальную управленческую структуру, находящуюся не в государственной, а в публичной собственности», — заявила Голикова в январе 2018 года. Это позволит построить управление новым социально-страховым фондом по принципу социального партнерства, повысить прозрачность его деятельности и обеспечить высокий уровень доверия со стороны населения, сказала она. Объединение также позволит сократить административные расходы и траты на информатизацию фондов. Заняв пост социального вице-премьера в мае 2018 года, она не отказалась от этой инициативы. «Мне кажется, что это правильная постановка задачи», — подчеркнула вице-премьер в интервью РБК.

Определение правового статуса — это предпосылка к созданию мегарегулятора из объединенных фондов в единой организационно-правовой форме, который возьмет на себя весь комплекс социального страхования, полагает партнер компании НАФКО Павел Иккерт. Установление правового статуса кодифицирует в одном документе все законы и постановления, которые принимались в отношении социальных фондов. «То есть то, что было создано начиная с 1990-х годов, сотни положений и актов будут приведены в унифицированный вид, что впоследствии облегчит работу единого социального фонда», — пояснил Иккерт.

Какой правовой статус у фондов сейчас

Сегодня внебюджетными фондами фактически управляют профильные министерства, а федеральный закон «Об основах обязательного социального страхования» (1999 год) определяет социальные фонды как форму социальной защиты, пояснил РБК первый директор Федерального фонда ОМС (в 1993–1998 годах) профессор Владимир Гришин. «Фактически внебюджетные фонды работают как государственные учреждения», — отметил он.

У Пенсионного фонда сейчас нет единого учредительного документа, в котором были бы закреплены все его фактические полномочия и организационно-правовая форма. Проект федерального закона, гармонизирующий все законодательные акты и уточняющий правовой статус ПФР, должен был быть подготовлен и внесен в правительство еще в марте 2014 года, следует из графика стратегии развития пенсионной системы, но документ так и не был разработан.


Что изменит новый статус социальных фондов

Функционал публично-правовой компании регулируется отдельным законом или указом президента, что даст возможность установить особый порядок работы социальных фондов, пояснил один из собеседников РБК.

При этом необходимо решить вопрос о форме собственности на средства бюджета социальных фондов, в том числе на пенсии.

«Сейчас мы находимся в той парадигме, что пенсии — это государственные средства, которые являются частью бюджета фонда, а этот бюджет является частью бюджетной системы России, и все это гарантируется государством. Поэтому с точки зрения статуса фонда если мы входим в публично-правовую компанию, то отношения с государством должны быть перестроены», — отмечал ранее Дроздов.

Исходя из закона статус публично-правовой компании позволил бы внебюджетным фондам свободнее распоряжаться средствами: наращивать резервы, инвестировать и размещать свободные деньги в активах для получения дополнительной прибыли. У Пенсионного фонда, например, по итогам 2017 года были переходящие остатки (временно свободные средства) на 234,2 млрд руб.

«Изменение статуса внебюджетного фонда на ППК в то же время означает, что будет поставлен вопрос о том, кто будет ею руководить», — подчеркнул собеседник РБК. Генеральный директор ППК, согласно закону, назначается на должность решением правительства.

Переход к публично-правовой форме позволит перевести управление фондами на трехстороннюю основу — с участием государства, представителей профсоюзов и работодателей, заметил секретарь комитета РСПП по развитию пенсионных систем и соцстрахованию Вячеслав Батаев.

Публичный статус социальных фондов давно напрашивался; главное, чтобы на деле и работодатели, и профсоюзы имели реальную возможность принимать участие в управлении фондами, голосовать по решениям, имели реальные рычаги влияния», — сказал РБК Батаев. «В любом случае на первом месте основа управления должна быть трехсторонняя», — сказал РБК председатель Федерации независимых профсоюзов России Михаил Шмаков.

Что такое публично-правовая компания

Возможность создания ППК появилась в 2016 году. Публично-правовая компания — это некоммерческая организация с правом инвестировать свободные деньги на принципах возвратности, прибыльности и ликвидности, следует из закона «О публично-правовых компаниях». ППК вправе приобретать активы, открывать банковские счета и заключать договоры банковского счета и вклада, создавать филиалы, коммерческие и некоммерческие организации. Такая компания может формировать свой резервный фонд. В законе также прописана возможность осуществления напрямую президентом России различных полномочий в отношении публично-правовых компаний.









Изменения готовятся глобальные. Пенсионного, фонда ОМС и ФСС не будет. Вместо них появится единый фонд социального страхования, который станет «публичным». Каждый из нас будет сам определять, сколько взносов отдавать на будущую пенсию, а сколько – на медобслуживание, оплату больничного и др. О подробностях грядущих перемен «АиФ» рассказал один из инициаторов реформы – профессор НИУ «Высшая школа экономики» ­Евгений Гонтмахер.

Татьяна Богданова, «АиФ»: Евгений Шлёмович, соцфонды работают, пенсии-больничные платятся, худо-бедно медпомощь по ОМС оказывается. Зачем понадобилась реформа?

Евгений Гонтмахер: Социальному страхованию в России больше 25 лет, но система так и не сложилась. Присутствуют лишь отдельные её фрагменты. В чём суть социального страхования, которое, кстати, родилось в Германии ещё в XIX в.? Это выплаты в случае возникновения разных социальных рисков, которые эквивалентны размерам взносов. Проще говоря, на сколько человек застраховался, столько он и получит в случае болезни, старости и т. д. С Пенсионным фондом это сегодня отчасти работает, небольшая зависимость будущей пенсии от заработка и взносов присутствует. А вот в системе ОМС этого нет совсем. Сколько бы вы ни зарабатывали и сколько бы за вас ни платил работодатель, все получают одинаковый набор медуслуг. Выплаты по листкам нетрудо­способности тоже ограниченны и полностью не компенсируют заболевшему человеку утраченный заработок. Персонификация как одна из важнейших частей страхования тоже отчасти присутствует лишь в ПФР, где у каждого застрахованного есть личный лицевой счёт. То же самое должно быть в других видах соцстрахования.


Что значит «Публичный» фонд?

За каждого занятого работодатель сегодня платит 30% от фонда оплаты труда. Из них 22% идут в ПФР, 5,1% – в фонд ОМС и 2,9% – в фонд соцстрахования. Почему именно столько, непонятно. Тарифы эти экономически не обоснованы и изменчивы. В ПФР сначала платили 28%, потом 20%, теперь 22%. Одно время 6% из них уходили на накопительную пенсию, но её заморозили, и теперь вновь все 22% идут на страховую пенсию. Тарифная политика сиюминутна и не нацелена на страховое покрытие рисков. Скорее она работает по принципу: сколько есть денег, столько и дадим. Причина – форма собственности средств. Они чьи: работодателя или ваши? Нет. Как только средства поступают в фонды, они превращаются в федеральную собственность. Это денежные мешки правительства, и управляет ими государство. Поэтому главное изменение, которое необходимо произвести, – разгосударствление соцстрахования. Оно должно стать автономным, саморегулируемым. Собираемые взносы должны полностью обеспечивать исполнение страховых обязательств. Вице-премьер Татьяна Голикова дала поручение Минтруду, и ведомство уже начало заниматься реорганизацией фондов, предполагающей изменение формы собственности средств с государственной на общественную, публичную. Фонды в будущем станут публично-правовыми.


– Есть эксперты, которые говорят, что это большой риск, что государство в итоге будет освобождено от выполнения соцгарантий перед гражданами.

– А что, в других странах правительство отвечает за страхование и выплаты по нему? Нет, это ответственность самоуправляемых фондов. И стимул для работодателей и работников – показывать полную зарплату и платить взносы. Это нормальная схема.

Чтобы устранить существующие недостатки, фонды надо объединить в один большой фонд социального страхования, который будет оперативно управлять всеми рисками. Можно ввести единый тариф в размере всё тех же 30% и предоставить возможность каждому человеку высказывать пожелания, как их распределить по страховым рискам. Например, кто-то больше заинтересован в пенсионном обеспечении и решит направить на пенсию 25% вместо нынешних 22%, и тогда на ОМС пойдёт меньше. А кто-то, наоборот, захочет, чтобы у него было лучше медстрахование. Это возможность выбора. Кроме того, часть этих 30% можно направить на новые виды страхования, которые пока отсутствуют. Например, от безработицы или на случай необходимости постороннего долговременного ухода в пожилом возрасте.


– Предположим, все 30% взносов я отправлю на пенсию. И что, останусь без медобслуживания, оплаты больничного, ухода в старости и остального? Или не захочу платить пенсионные взносы и останусь без страховой пенсии?

– Минимум по размерам взносов надо установить, но при этом дать некий коридор возможностей, например в 5%, которым вы сами сможете распоряжаться. Это будет ваш выбор и ваш риск.


– А что будет с теми, кто работает в тени? То, что они останутся без страховой пенсии, они уже понимают. Но после реформы они могут лишиться и бесплатного лечения?

– Я считаю, первичное звено медпомощи надо вывести из медстрахования и сделать бюджетным, чтобы оно было доступно для всех. А в ОМС оставить всё, что связано со специализированной и высокотехнологичной помощью. Тогда денег на её оказание и развитие будет намного больше. Хотите хорошее медобслуживание на высоком уровне? Страхуйтесь. И, кстати, реформа соцстрахования даст возможность людям самим осуществлять дополнительные платежи. Скажем, если человек подрабатывает репетитором, он может прийти в фонд и помимо того, что за него платит работодатель, сам за себя заплатить и застраховаться. Кроме того, каждый желающий сможет купить семейную страховку и застраховать своих близких. Сегодня такой возможности не существует.

Да, сегодня из 70 млн человек, занятых в экономике, взносы платят только 50 млн. Страховая система теряет очень много денег. Но, я считаю, с годами Единый фонд социального страхования вполне сможет выйти на самофинансирование. Федеральный бюджет будет страховать только чиновников, региональный – своих бюджетников, детей, безработных и пенсионеров. А за всех остальных заплатит работодатель, или они сами за себя внесут взносы.


Когда отменят балльную систему?

– А что будет с пенсиями? Балльную систему отменят?

– Конечно, надо отменять балльную систему и переходить на заработко-стажевую. Я лично считаю, надо больший упор делать на заработок, как это было в 2002 г.: чем больше человек зарабатывает, тем больше у него пенсия. Это логично. Выдвигаются разные предложения, как это сделать, но это отдельная тема. Как и много других прикладных вопросов, которые возникнут по ходу преобразований в социальном страховании.


– Когда начнётся реформа?

– Сначала надо изменить правовой статус фондов, сделать их публичными компаниями. Следующий этап – объединение. Создать его лучше после 2024 г. А за ближайшие годы надо решить множество технических и юридических вопросов. Предлагаемая реформа должна стать объектом открытой дискуссии с участием экспертов, политиков, широкого круга граждан, для того чтобы найти устраивающий все стороны компромисс. Только тогда можно приступить к реальным шагам.

Участники системы могут начать получать пенсию либо с наступлением пенсионного возраста, либо по истечении 30 лет от даты первого пенсионного взноса (то есть фактически и до достижения пенсионного возраста).



В части наследования законопроект допускает две развилки. Так, наследник может просто снять накопления со счета, заплатив налог на доходы физлиц (НДФЛ) в 13%. Второй вариант - перевод денег на собственный счет в системе "гарантированного пенсионного плана", однако сами годы, в течение которых наследодатель откладывал деньги, унаследовать не получится. Пример: если родители копили 20 лет, но не успели ничего потратить, у их детей-наследников 30-летний отсчет начнется от даты их первого взноса, так что через 10 лет назначить выплаты не получится.

Законопроект не отменяет традиционные страховые пенсии, это именно реформированный накопительный компонент пенсионной системы. Основную аудиторию "гарантированного пенсионного плана" разработчики законопроекта видят в тех, кто успел сформировать пенсионные накопления до их заморозки несколько лет назад (в рамках обязательной системы).

Подать заявление для формирования "гарантированного пенсионного плана" можно будет либо через работодателя, либо самостоятельно на портале госуслуг. Выбрать негосударственный пенсионный фонд (НПФ) можно будет самостоятельно, предусмотрена и их свободная смена без потери инвестиционного дохода.

Все это, а также долгосрочность накоплений, защиту от необдуманных трат, страховку взносов и пенсионных выплат Агентством по страхованию вкладов и налоговые льготы минфин и ЦБ считают преимуществами новой системы.

Размер взносов в систему "гарантированного пенсионного плана" участники определят сами: это может быть и один процент заработка, и сто процентов (это, например, может быть актуальным, когда у одного из членов семьи высокий доход, а у другого - низкий). Приостанавливать уплату взносов в систему можно будет неограниченное количество раз, но этот срок не может превышать 5 лет.

Моментом присоединения к системе будет считаться первая уплата взноса. От этой же даты будет исчисляться "период охлаждения": участник сможет потребовать возврата денег и расторжения пенсионного договора до истечения полугода с уплаты первого взноса. Планируется, что участники системы смогут получать и смс-оповещения по "движению" накопленных средств.


Участники системы "гарантированного пенсионного плана" смогут не платить НДФЛ с тех денег, которые они перечислят в систему. Но эта льгота будет действовать только в том случае, если человек перечисляет на накопительную пенсию по новой системе не больше 6% своего ежемесячного дохода.

Для более крупных сумм предусмотрена другая льгота - отчисления свыше 6% ежемесячного дохода могут быть включены в уже существующий социальный налоговый вычет (сейчас он ограничен 120 тысячами рублей в год).

Работодатели же, которые будут софинансировать пенсионные накопления сотрудников, смогут вычитать эти расходы из налоговой базы по налогу на прибыль, но также максимум 6% зарплаты одного сотрудника. Сумма вычета будет ограничена 12% расходов на оплату труда.

В текущей версии законопроекта (он может быть скорректирован при общественном обсуждении) подразумевается, что выплаты будут длиться 15 лет. "Но есть предложение сделать выплатную стадию как скользящую срочную выплату 15 лет, то есть происходит расчет пенсии исходя из того, что она выплачивается 15 лет, но по истечении одного-двух лет происходит расчет на следующие 15 лет исходя из инвестиционного дохода, из того, что уже выплачено, и опять получается срочная пенсия на 15 лет. Через два года происходит повторный перерасчет", - сообщил первый зампред Банка России Сергей Швецов. Он также уточнил, что "гарантированный пенсионный план" может быть интересен людям с любым уровнем доходов, но главная аудитория - люди с доходом от 45 тысяч рублей в месяц.



При этом в новой системе возможны и досрочные выплаты при тяжелых болезнях. Под последними подразумеваются заболевания, входящие в перечень социально значимых, он утвержден постановлением правительства. Туда входят, в частности, рак, сахарный диабет, ВИЧ, гепатиты В и С.

По оценке замминистра финансов Алексея Моисеева, все налоговые льготы в рамках предлагаемой накопительной системы обойдутся федеральному бюджету примерно в 10 миллиардов рублей до 2030 года. "Любая льгота аналогична прямому расходу из бюджета. Поэтому мы, конечно, внимательно просчитывали все последствия от введения подобного рода финансирования. Но мы также понимаем, что нам тяжело будет выполнить указ президента по доведению доли объема инвестиций в ВВП до 25% к 2024 году, если мы не будем стимулировать долгосрочные накопления", - сообщил Моисеев.

По словам Швецова, законопроект о "гарантированном пенсионном плане" может быть принят в 2020 году, а вступит в силу он не раньше середины 2021 года.

Гарантированный пенсионный план - похоже, финальный этап реформирования накопительных пенсий. Взносы граждан в обязательную накопительную пенсионную систему заморожены с 2014 года. Сейчас взносы граждан на накопительную часть пенсии идут в общий котел - на текущие выплаты страховых пенсий.

С 2016 года минфин и ЦБ начали разрабатывать новую модель накопительной системы. Сначала планируемый на смену обязательным пенсионным накоплениям проект назывался "индивидуальный пенсионный капитал" (ИПК). Но камнем преткновения стала "автоматическая подписка" на отчисление взносов с зарплат в эту систему. В таком виде проект не поддержал президент. После этого появился полностью добровольный "гарантированный пенсионный план".

Минтруд вернул на доработку законопроект о новой системе накопительный пенсии, над которым Минфин и ЦБ работали с 2016 года и осенью 2019 года наконец опубликовали для общественного обсуждения.

Самый первый вариант тогда еще "индивидуального пенсионного капитала" (ИПК) предполагал, что россиян будут подписывать на него автоматически. Но против высказались и социальный блок правительства, и президент России Владимир Путин. Проект переписали под полностью добровольное участие и сменили название. В итоге он стал "гарантированным пенсионным планом", который может заработать с 1 января 2022 года (первоначально Минфин рассчитывал запустить его уже с 2021 года). Разбираемся, что о нем уже известно.

Для начала — а в чем разница между страховой и накопительной пенсией?

В России действует распределительно-накопительная пенсионная система. То есть формально пенсия граждан делится на страховую и накопительную части.

Страховая пенсия формируется в баллах — пенсионных коэффициентах, а реальные деньги идут на выплаты нынешним пенсионерам. Такая схема называется системой солидарности поколений — предполагается, что вам в будущем страховую пенсию будут выплачивать из взносов ваших детей и внуков.

Количество баллов зависит от уплаченных взносов и трудового стажа, объясняют в Пенсионном фонде РФ (ПФР). Рассчитать примерный размер страховой пенсии можно в официальном калькуляторе.

Накопительная часть — это деньги, которые копятся на специальном лицевом счете или на отдельном счете в негосударственном пенсионном фонде (НПФ).

Пенсия формируется из страховых взносов — 22% от заработной платы сотрудника, которые работодатель из своих средств перечисляет в ПФР. До 2014 года эти 22% распределялись между страховой (16%) и накопительной пенсией (6%).

Разве накопительную пенсию не заморозили как раз в 2014 году?

Действительно, с 2014 года власти заморозили накопительную часть, и теперь все отчисления (22% от заработной платы) идут на формирование страховой пенсии. То есть количество начисленных баллов больше, чем при отчислении 16%, как было раньше. С конца 2018 года мораторий продлили до 2021 года и собираются продлить еще на год.

Так что сейчас у граждан остается та часть, которую они успели накопить до 2014 года, и она увеличивается за счет инвестиционного дохода — тех денег, что НПФ зарабатывает для вас, размещая ваши же накопления на рынке. Также накопления меняются и у тех, кто:

  • До конца 2014 года вступил в программу государственного софинансирования. Ее участники вносят деньги на накопительную пенсию, а государство эти взносы удваивает — но только в пределах от 2 до 12 тыс. в год.
  • Направляет материнский капитал на формирование накоплений. В этом случае женщина вправе в любой момент передумать и использовать эти деньги для других целей, предусмотренных законом.
  • Самостоятельно делает дополнительные взносы в НПФ.

Что предлагает новая система? Как к ней будут подключать?

Основная цель ГПП не изменилась — власти хотят дать россиянам возможность за счет личных взносов копить на будущую пенсию. А главная особенность системы — исключительно добровольное присоединение.

Чтобы стать участником ГПП и начать копить, работник должен будет подать заявку "пенсионному оператору". Это централизованная система, которая займется администрированием взносов граждан и будет вести реестр участников ГПП.

Сделать это можно будет в МФЦ, через портал госуслуг или работодателя — тому для этого понадобится согласие работника. В заявлении нужно будет указать ФИО, СНИЛС, выбранный негосударственный пенсионный фонд (НПФ) и какую часть зарплаты вы хотите отчислять.

Как и сейчас, граждане смогут в любой момент поменять выбранный фонд. Но, по нынешнему законодательству, если менять фонд чаще чем раз в пять лет, то вы теряете инвестиционный доход за неоконченную пятилетку.

Договор об участии в ГПП будет считаться заключенным после того, как гражданин начнет фактически перечислять деньги.

Сколько нужно будет отчислять денег? Есть ограничения? И можно ли перестать это делать?

Перечислять в ГПП можно будет сколько угодно средств — хоть всю зарплату. Это вы решаете сами. Размер взносов можно установить либо в процентах от зарплаты, либо в абсолютном выражении (точной сумме). При этом можно сколько угодно раз менять ставку отчислений.

Кроме того, проект предусматривает период охлаждения — можно отказаться от участия в ГПП в течение полугода после первого взноса. Деньги в этом случае полностью вернут.

Можно будет и приостанавливать уплату взносов — опять же сколько угодно раз, но не больше, чем на пять лет каждый раз. Возобновить взносы тоже можно в любой момент — нужно только направить заявление пенсионному оператору.

А что произойдет с теми накоплениями, которые появились у меня до 2014 года?

Все имеющиеся накопления в системе обязательного пенсионного страхования (ОПС) можно будет перевести в ГПП и дальше пополнять за счет новых взносов. При этом, если гражданин захочет перевести деньги в рамках одного НПФ, то он сможет сделать это сразу же. А вот в другой НПФ или из в ПФР в НПФ накопления поступят только через пять лет после подачи заявления, текущие же взносы сразу перейдут в новую организацию. Об этом рассказал первый зампред ЦБ Сергей Швецов.

А можно и не переводить, тогда средства накопительной пенсии выплачиваются тремя способами:

  • В виде единовременной выплаты. Может быть назначена, только если сумма накоплений составляет до 5% от получаемой страховой пенсии.
  • В виде срочной выплаты. На нее могут рассчитывать участники программы государственного софинансирования. Они могут сами определить, в течение какого времени получать выплату, но не меньше десяти лет. То есть срочная выплата = сумма накоплений / выбранное количество месяцев (не меньше 120).
  • В части пенсии, которая выплачивается пожизненно. В этом случае ежемесячная сумма выплат = накопления / период дожития. Этот период ежегодно меняется, и в 2019 году равен 252 месяцам (21 год). В 2020 году он увеличится еще на шесть месяцев.

Несмотря на изменения пенсионного возраста в 2018 году, накопительную часть можно, как и прежде, получать с 55 и 60 лет — для женщин и мужчин соответственно.

Пенсия еще очень нескоро, а случиться может что угодно. Власти как-то обеспечат сохранность средств? Что будет, если у НПФ отзовут лицензию?

Средства ГПП будут застрахованы в Агентстве по страхованию вкладов (АСВ). И если несостоятельный НПФ лишится лицензии, то власти компенсируют всю сумму поступивших взносов, на инвестиционный доход защита не распространяется.

Кроме того, власти вновь предусмотрели механизм, как гарантировать участнику ГПП безубыточность накоплений. Для этого НПФ должны будут фиксировать сумму накоплений на счете не реже одного раза в пять лет. Они делают так и сейчас. Этот неснижаемый остаток складывается из суммы, зафиксированной за предыдущие пять лет, плюс новые взносы, плюс заработанный доход. То есть даже если фонд вкладывал деньги неудачно и получил убытки от инвестиций, то по итогам пяти лет на счету человека все равно должна оказаться сумма не меньше той, что была в начале периода. Разницу НПФ компенсирует из своих денег.

А что если что-то случится со мной? Вдруг я заболею или того хуже?

Система ГПП предполагает возможность досрочно получить накопления в случае тяжелой жизненной ситуации — болезни, которая считается социально-значимой.

Кроме того, неизсраходованные средства ГПП будут наследоваться на общих основаниях. А вообще накопительную часть пенсии можно получить в наследство или завещать уже сейчас. Мы писали, как это можно сделать.

А будут ли какие-нибудь льготы за участие в ГПП?

Да, власти пообещали налоговые льготы. Так, участники ГПП смогут не платить НДФЛ (13%) с перечисленных в систему денег, но только если взнос будет не больше 6% от его дохода.

На цифрах это выглядит примерно следующим образом. Возьмем зарплату 100 тыс. рублей. Работник платит с нее 13 тыс. рублей НДФЛ. Он решил направлять в ГПП по 5 тыс. рублей каждый месяц. Это 5% дохода — в ограничение укладывается. И значит, НДФЛ будет рассчитываться не от 100 тыс., а от 95 тыс. и будет равен 12 350 рублям.

Льготы получат и работодатели. Они могут софинансировать накопительную пенсию работника и вычитать эти расходы из базы по налогу на прибыль. Всего, по подсчетам Минфина, льготы обойдутся государственному бюджету в 10 млрд рублей до 2030 года.

Как будут выплачивать накопительную пенсию по ГПП?

По гарантированному пенсионному плану деньги можно будет получить:

  • В виде пенсионной выплаты, назначаемой на 15-20 лет. В этом случае ежемесячная сумма выплат = накопления / 180-240. Ее можно будет получить либо при наступлении пенсионного возраста, либо через 30 лет после начала уплаты взносов. Смотря, что случится раньше. Это базовый вариант выплат — предполагается, что участникам дадут право выбрать и другие варианты.
  • В виде единовременной выплаты. Однако, в этом случае придется заплатить подоходный налог — сейчас 13%, уточнил Сергей Швецов.
  • В виде досрочной выплаты — для оплаты лечения тяжелого заболевания. Для этого нужно будет подтвердить болезнь и расходы.

А если я не вступлю в ГПП? Буду получать меньше?

Если не вступать в ГПП, то получать будете только страховую пенсию и ту, что успели накопить до 2014 года, с учетом инвестиционного дохода. Это если не будет новых изменений в пенсионной системе.

При прочих равных очевидно, что если никак дополнительно не копить на пенсию, вы будете получать меньше тех, кто это так или иначе делал. Но если вы найдете или уже нашли другой способ накопления — мы рассказывали о некоторых возможных, то сложно однозначно сказать, насколько ваша пенсия будет меньше или больше той, что получится с учетом выплат по ГПП. Все зависит от инфляции, ситуации на рынках и личной стратегии — во что и как вы вкладываете деньги на протяжении жизни.

Еще о том, как жить на пенсии, увеличить ее и не потерять накопления, мы обсуждали в нашем подкасте "По карману".

Читайте также: