Тенденции развития негосударственных пенсионных фондов в россии

Вопросы пенсионного обеспечения касаются каждого человека. Но, в настоящее время, подавляющее большинство населения до сих пор не имеет четкого представления о негосударственных пенсионных фондах, не знает об их существовании и тех услугах, которые они предлагают.

При существующей системе государственного пенсионного обеспечения большинство граждан получат пенсию, которая существенно ниже их дохода. Сегодня российская пенсия чуть больше 20% от средней заработной платы. Поэтому государство и стимулирует граждан самим откладывать денежные средства на пенсию. Достижение нормального уровня замещения пенсией утерянного заработка и, следовательно, обеспечение достойной жизни на пенсии возможно только за счет личного участия, ведь каждый гражданин имеет возможность формирования дополнительной пенсии за счет регулярных добровольных отчислений в негосударственные пенсионные фонды.

Негосударственные пенсионные фонды в РФ являются необходимым инструментом финансового рынка. Поскольку действующая система Пенсионного фонда РФ не способна удовлетворить потребности населения в достойном пенсионном обеспечении, актуальным вопросом становится развитие негосударственных пенсионных фондов, которые могут стать оптимальным вариантом решения проблемы в нашей стране.

Важная роль негосударственных пенсионных фондов в развитии экономики заключается не только в предоставлении услуг в сфере дополнительного пенсионного обеспечения, но и в обеспечении инвестиционных потребностей реального сектора экономики путем перераспределения свободных финансовых ресурсов субъектов хозяйствования и населения.

Предназначение негосударственных пенсионных фондов заключается в предоставлении возможностей для более полного удовлетворения инициатив работодателей, работников, неработающих граждан и государства в формировании финансовых ресурсов для пенсионного обеспечения застрахованных лиц. При этом сильная сторона негосударственных пенсионных фондов — гибкость пенсионных схем, базирующихся на договорной природе их экономических и правовых механизмов. В отличие от системы негосударственного пенсионного обеспечения, перечисление пенсионных взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации не подкрепляется никакими договорными обязательствами, у будущего пенсионера нет договоров ни с ПФР, ни с управляющими компаниями, результатом чего является невозможность оценки гражданином ни эффективности хранения, ни эффективности размещения своих пенсионных накоплений.

За время, прошедшее с начала формирования системы негосударственного пенсионного обеспечения, значимость российских НПФ как в системе негосударственного пенсионного обеспечения, так и обязательного пенсионного страхования существенно возросла и продолжает возрастать, что выражается в увеличении собственного имущества фондов, количества участников и застрахованных лиц, а также иных показателях.

В связи с проводимой модернизацией российской пенсионной системы необходим пересмотр значительного числа существующих положений, касающихся ее функционирования. Часть из них непосредственно связана с деятельностью НПФ. Среди таких положений: стимулирование участия самих граждан, а также работодателей в системе негосударственного пенсионного обеспечения более широкое привлечение НПФ к участию в обязательном пенсионном страховании.

Основные преимущества негосударственного пенсионного фонда по сравнению с другими вариантами инвестирования пенсионных накоплений состоят в том, что можно откладывать средства на старость постепенно, малыми порциями в течение длительного времени, и гарантии надежности накопленных пенсионных средств и их рост, так как НПФ наиболее подконтрольны застрахованным лицам.

Перспективы развития негосударственных пенсионных фондов в России основываются на внедрении следующих положений:

  • Разработка комплекса мероприятий по информированию граждан о развитии негосударственного пенсионного обеспечения;
  • Негосударственные пенсионные фонды в дальнейшем будут усиливать свои позиции на фондовом рынке;
  • Негосударственные пенсионные фонды будут занимать место наиболее стабильных и надежных институтов в рыночной экономике, создавая механизмы защиты вкладов на основе использования существующего международного опыта разграничения полномочий различных поставщиков услуг НПФ и доступа к информации об их деятельности (с помощью системы отчетности и раскрытия информации);
  • Государство будет стимулировать развитие негосударственных пенсионных фондов в системе обязательного пенсионного страхования.

Реализация поставленных задач будет способствовать развитию рынка негосударственного пенсионного обеспечения.

Источник: Кремлева Э.А., Самбурова В.В., Елманова К. А. «Перспективы развития негосударственных пенсионных фондов»

Какие изменения в сфере НПФ ждут россиян в 2020 году?


Множество россиян столкнулись с проблемами, связанными с негосударственными пенсионными фондами. В то время, как одни подают жалобы на незаконный перевод пенсионных накоплений без их личного согласия, другие обнаруживают, что потеряли проценты, начислявшиеся на их средства в течение нескольких лет. По словам Кирилла Пронина, директора департамента коллективных инвестиций и доверительного управления Банка России, десятки тысяч граждан, меняя НПФ, потеряли значительный инвестиционный доход. После многочисленных заявлений такого рода в России разработали новую схему переводов средств из фонда в фонд – ее «запуск» планируется в начале 2020 года.

По оценкам экспертов, она поможет обеспечить сохранность накоплений. 4,3 триллиона рублей – именно такая сумма на данный момент содержится в накопительной системе России.

Эти средства принадлежат 76 миллионам российских граждан, а контроль над деньгами имеют как государство, так и частные фонды.

Научный журнал Фундаментальные исследования ISSN 1812-7339 «Перечень» ВАК ИФ РИНЦ = 1,222

  1. Дата публикации 20.04.2020
  2. Страницы 224–228
  3. Раздел Экономические науки (08.00.00)
  4. УДК 336.233.2
  5. Журнал Фундаментальные исследования. – 2020. – № 4 (часть 1) – С. 224-228

1 Кузнецова Е.П. 1 1 ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет им.


Негосударственные пенсионные фонды в 2020 году могут остаться без клиентов

, однако, «Коммерсант», за 11 месяцев подали менее 1,5 млн заявлений. До конца года количество вряд ли увеличится, ПФР сообщает, что за ноябрь граждане подали заявлений на 9,5 тыс.

меньше, чем в октябре. В течение прошлых лет ПФР получал минимум 6 млн заявлений о переводе пенсионных накоплений в год. Большой популярностью в этом году пользовались подачи заявлений через курьеров в отделения ПФР.


Перестал принимать бумажные заявления и . НПФ работает с приемом заявлений через Единый портал госуслуг и личный кабинет застрахованного лица.

Перспективы развития негосударственных пенсионных фондов

Вопросы пенсионного обеспечения касаются каждого человека.

Но, в настоящее время, подавляющее большинство населения до сих пор не имеет четкого представления о негосударственных пенсионных фондах, не знает об их существовании и тех услугах, которые они предлагают.


lic-r.ru

Речь идет о том, что будет создан и предложен нашим гражданам такой накопительный элемент, который был бы гарантирован, который бы имел четкие понимания о наследовании.

Мы должны создать условия, когда эти средства могли бы быть потрачены в ходе накопления — по сути это пенсионный капитал, который может быть использован при необходимости в период его накопления» «Я думаю, что в этом и следующем году мы найдем оптимальный вариант развития накопительной системы и надеюсь, что с 2020 года мы можем ее запускать, чтобы она работала и приносила доходы тем гражданам, которые в ней участвуют.

Мы считаем, что создание условий для достойной пенсии граждан это дело граждан, но государство должно предложить хорошо работающую, надежную и гарантированную систему», — подчеркнул министр финансов.

По этой причине они станут перенаправлять свои деньги в нее, так как вклады, например, в недвижимость или банковские депозиты перестанут их привлекать.

Негосударственные пенсионные фонды проблемы развития 2020 год

ННПФ, а уже через шесть лет организация вышла на рынок пенсионного страхования. На настоящий момент клиентами ННПФ являются полмиллиона человек.


Сотрудники НПФ гордятся тем, что даже в сложных условиях кризисов 1998 г. и 2008 г. они выплачивали пенсии полностью и без задержек. НПФ «Выбор» 0 141955 0 Некоммерческая организация «НПФ «Авиаполис» 0 1462867 0 Некоммерческая организация НПФ «Атомгарант» 0 11012594 0 НПФ «Империя» 0 291728 0 НПФ «ТРАДИЦИЯ» 0 291840 0 АО НПФ «Губернский» 0 246249 205971 Некоммерческая организация «НПФ «БЛАГОСОСТОЯНИЕ» 0 371711888 0 АО «НПФ «Пенсион-Инвест» 0 393945 195463 НПФ «ГАЗФОНД» 0 420929179 0 НПФ «Поддержка» 0 786921 0 НПФ «Титан» 0 343646 0 НПФ г.Тольятти «Муниципальный» 0 206211 0 НПФ «НЕФТЕГАРАНТ» 0 55326197 0 АО «НПФ «Внешэкономфонд» 0 3856697 745452 АО «НПФ «ВНИИЭФ-ГАРАНТ» 0 3654632 669841 НПФ «Корабел» 0 614803 0 НПФ «БЛАГОСОСТОЯНИЕ ЭМЭНСИ» 0 14485878 0 НПФ «Газпромбанк-фонд» 0 9660985 0 АО «НПФ «Ингосстрах-Пенсия» 0 764778 490862 АО «НПФ «БУДУЩЕЕ» -0.18 296364239 1224261 АО «НПФ электроэнергетики» -1.48 130942929 -1960003 Открытое АО «НПФ «РГС» -2.09 183017714 3132341 АО «НПФ «ЛУКОЙЛ-ГАРАНТ» -2.41 276792343 1170075 5.

Однако российские НПФ такой возможности лишены.

С 1 января 2020 года негосударственные пенсионные фонды обязаны информировать граждан о возможной потере инвестиционного дохода

Президент РФ Владимир Путин подписал закон о переходе граждан из одного негосударственного пенсионного фонда (НПФ) в другой или из ВЭБа в НПФ. Документ размещен на официальном сайте правовой информации в понедельник, закон подписан 29 июля. Закон

«О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в целях обеспечения права граждан на получение информации о последствиях прекращения договоров об обязательном пенсионном страховании»

(в части введения механизма информирования негосударственных пенсионных фондов о вновь заключенных договорах) был внесен группой депутатов в феврале 2016 года.

Закон предусматривает детальное информирование граждан о потерях инвестиционного дохода по пенсионным накоплениям в случае досрочной смены пенсионного фонда — чаще, чем раз в пять лет. Граждане смогут подавать заявление о смене НПФа или перехода из ВЭБа в НПФ через Единый портал государственных

Международный журнал


Екатеринбург) Аннотация. В статье рассматриваются тенденции развития финансового рынка в части деятельности негосударственных пенсионных фондов, а также поднимаются вопросы рискованности вложения, страхования и перехода к негосударственным пенсионным фондам. Проведен анализ требований к участникам системы гарантирования прав застрахованных лиц негосударственных пенсионных фондов, и определены последствия реализация данных мер на примере конкретных фондов.

advant24.ru

И главное — этот индекс должен быть признан профессиональным сообществом как критерий делового оборота.

Прозрачность и привлекательность Не менее остро стоит проблема прозрачности деятельности НПФ.

В нашей стране основная масса управляющих компаний, которые привлекают средства населения, являются непубличными.

Они должны отчитываться перед своими клиентами, но при этом нигде не прописаны стандарты такой отчетности. В результате управляющие компании сами разрабатывают формы отчетности и, к сожалению, часто исходят из собственного удобства, а не из удобства клиента. Эти отчеты предоставляются в бумажной форме, они трудноанализируемы и недостаточно прозрачны.

Таким образом, в интересах граждан требуется унификация стандартов отчетности НПФ и управляющих компаний перед клиентами.

Тенденцией этого года на рынке НПФ стало активное развитие индивидуальных пенсионных планов (ИПП). За неполные девять месяцев негосударственные фонды привлекли по этим программам больше средств, чем за два полных предыдущих года. В денежном выражении они пока выглядят незначительными, однако количество привлеченных лиц по итогам года может приблизиться к 100 тыс., что превысит число граждан, которые переведут в НПФ пенсионные накопления. В случае стимулирования подобных программ государством количество розничных клиентов фондов может вырасти многократно.

Индивидуальный подход к массам

Индивидуальные пенсионные планы нельзя назвать новым продуктом. Однако в 2020 году у этого направления открылось второе дыхание — и благодаря росту активности прежних участников, и благодаря выходу на рынок новых игроков.

По итогам девяти месяцев НПФ Сбербанка уже заключил почти 35 тыс. договоров ИПП, в полтора раза превысив результат всего прошлого года. «ВТБ Пенсионный фонд» к этому времени заключил около 10 тыс. договоров ИПП, почти удвоив результат 2019 года. Аналогичное число договоров по итогам года добавит к своему портфелю «Газфонд Пенсионные накопления».

Недавно к активному продвижению ИПП присоединились еще два крупных фонда — «Эволюция» и «Сафмар». В частности, последний до конца года планирует привлечь несколько тысяч клиентов. По итогам года количество привлеченных клиентов может приблизиться к 100 тыс. человек, превысив количество граждан, которые переведут в НПФ пенсионные накопления.

В денежном выражении результаты выглядят не менее успешно. За девять месяцев объем привлеченных средств по трем крупнейшим фондам составил около 7,3 млрд руб., в 1,6 раза превысив результат всего прошлого года.

Безусловно, в масштабе сектора негосударственного пенсионного обеспечения (НПО) — 1,7 трлн руб. пенсионных резервов — это незначительная величина. Но на фоне стагнации других секторов пенсионного рынка любая положительная динамика выглядит как прорыв. «Обязательное пенсионное страхование заморожено, развитие корпоративных пенсионных планов затрудняется ограниченной емкостью рынка — не так много компаний, которые готовы и могут развивать корпоративное НПО»,— поясняют в НПФ «Благосостояние».


Партнер PwC Карина Худенко о корпоративных пенсионных планах

Судя по динамике переходной кампании по переводу пенсионных накоплений, по итогам года может произойти нетто-отток клиентов из системы НПФ. По словам гендиректора НПФ Сбербанка Александра Зарецкого, с одной стороны, наблюдается охлаждение в сегменте обязательного пенсионного страхования (ОПС), а с другой — довольно «низкий уровень проникновения добровольных пенсионных программ в розничном сегменте». «В нынешней ситуации ИПП — это естественный путь развития, особенно учитывая действующий алгоритм расчета страховой пенсии, который усредняет размер обязательной пенсии и не позволяет клиенту с заработной платой выше среднего рассчитывать на иной размер пенсионных выплат»,— соглашаются в «ВТБ Пенсионном фонде».

Первые опыты продвижения ИПП были еще три-четыре года назад, но, несмотря на ряд достижений, массового продолжения не получили. Так, на рубеже 2016–2017 годов в этот сегмент еще при прежнем менеджменте вышел НПФ Сбербанка (см. “Ъ” от 25 мая 2018 года). Продажи розничного продукта НПО через сеть материнского банка проходили в связке с ОПС, что позволяло окупить его. При этом продукт характеризовался незначительным минимальным взносом — 1–1,5 тыс. руб.

Хотя фонду удалось привлечь таким образом 1,5 млн новых клиентов, реальный объем привлеченных средств был невелик. Кроме того, фонд столкнулся с проблемой стимулирования новых участников платить последующие взносы, а также с большим объемом расторгаемых договоров (см. “Ъ” от 14 мая).

В 2018–2019 годах начали тестировать розничное привлечение еще два крупных НПФ, также используя банковский канал продаж. «Газфонд Пенсионные накопления» распространял ИПП с первоначальным взносом 30–50 тыс. руб. «ВТБ Пенсионный фонд» первоначально вышел в премиум-сегмент с первоначальным взносом 300 тыс. руб., но в этом году добавил и массовый сегмент с первоначальными взносами от 3 тыс. и 30 тыс. руб.


План против депозита

В сравнении с банковским депозитом у ИПП есть несколько весомых преимуществ, отмечают представители пенсионных фондов. Например, можно вносить любую сумму без ограничений по размерам первого и последующих взносов. Часть взносов можно вернуть, оформив социальный налоговый вычет, который ограничен 120 тыс. руб. Кроме того, доход начисляется при любом сроке действия договора. Может быть интересно и то обстоятельство, что пенсионные средства не включаются в состав совместно нажитого супругами имущества и защищены законодательно от взысканий со стороны третьих лиц (см. “Ъ” от 24 апреля 2018 года).

Вместе с тем по сравнению с большинством инвестиционных инструментов ИПП защищен от потерь. Так, согласно закону «О негосударственных пенсионных фондах», доходность по добровольным программам по итогам года не может быть отрицательной. Некоторые НПФ по ИПП устанавливают минимальную норму доходности. К тому же, как указывают в НПФ «Благосостояние», «с 2021 года будет взиматься налог на процентный доход по вкладам, а с ИПП — нет».

Тем не менее, всего этого еще далеко не достаточно для удовлетворения потенциального клиента. В частности, вопросы есть к вариативности пенсионных продуктов. В основном она касается минимального первоначального взноса, наличия и уровня минимального гарантированного дохода, различных возможностей расторжения договора и получения выкупной суммы, а также формы выплаты пенсии. В отличие от тех же депозитов, доходность зависит от результатов инвестирования управляющими компаниями фонда и, соответственно, конъюнктуры рынка, а также профессионализма самих УК. К тому же средства на пенсионных счетах, в отличие от банковских вкладов, не застрахованы государством.


В ожидании гарантий и вычетов

Однако пенсионные фонды связывают слабое распространение ИПП не только с перечисленными факторами. Продвижение таких продуктов через банки сдерживает их низкая маржинальность. «В первую очередь она обусловлена тем, что программы НПО носят добровольный характер и требуют значительных и регулярных инвестиций в развитие — в разработку новых интересных для разных категорий граждан программ, создание удобной для клиентов инфраструктуры, продвижение»,— говорят в фонде «Благосостояние».

По мнению НПФ «Открытие», для повышения маржинальности ИПП необходимо введение для НПО постоянной части вознаграждения (см. подробнее “Ъ” от 16 октября), направление остатков выкупных сумм по ИПП в капитал, а не в страховой резерв, а также снижение затрат на эквайринг при внесении взносов по ИПП.

Согласно действующему законодательству, НПФ может в качестве вознаграждения претендовать лишь на 15% от полученного инвестиционного дохода, что в условиях падения ставок – не слишком большая величина. В частности, поэтому фонды стремятся наравне с агентским каналом развивать онлайн-продажи, которые не предполагают комиссионных вознаграждений посреднику. НПФ «ВТБ Пенсионный фонд» за девять месяцев этого года привлек так 20% новых клиентов по ИПП. В марте этого года продукт был поставлен на продажу в приложении «Сбербанк Онлайн», что позволило привлечь НПФ Сбербанка дополнительно 11 тыс. человек, то есть почти треть от общего числа привлеченных.

Кроме того, чтобы ИПП стал более интересен клиенту, как считают фонды, нужны государственные стимулы и гарантии. По мнению «ВТБ Пенсионного фонда», прежде всего необходимо «создание отдельного пенсионного вычета и освобождение от НДФЛ негосударственных пенсий, сформированных за счет третьих лиц». В крупных фондах полагают, что такой отдельный вычет по размеру может быть аналогичен вычету по ИИС первого типа, то есть ограничен инвестированием 400 тыс. руб. в год.


Замгендиректора НПФ «Будущее» Дмитрий Ключник о том, почему основная проблема развития ИПП лежит в массовом сегменте

В НПФ «Открытие» предлагают не вводить новый, а повысить социальный налоговый вычет. «Средний возраст нашего клиента по ИПП сегодня — 49 лет. Это люди, у которых не такой большой период для накопления, поэтому они делают взносы гораздо выше, чем 120 тыс. руб. в год, и им не хватает существующего порога»,— отмечает заместитель гендиректора «Газфонд Пенсионные накопления» Антон Шпилев.

Также заинтересованность потенциальных клиентов увеличит система гарантирования через АСВ, концепция которой была представлена ЦБ год назад (см. “Ъ” от 3 декабря 2019 года). «На примере банковских вкладов видно, что появление системы гарантирования простимулировало многих граждан использовать вклады как долгосрочный инструмент сбережения»,— говорит Антон Шпилев. «В условиях отсутствия таких стимулов, как гарантирование, значительный налоговый вычет или софинансирование, большинство россиян не будут заинтересованы в формировании долгосрочных пенсионных накоплений»,— соглашаются в НПФ «Сафмар».

Тем не менее, как считает член совета Ассоциации НПФ Алексей Морозов, НПФ будут стремиться завоевать рынок добровольных розничных пенсионных программ, даже действуя на грани рентабельности. По его оценке, в следующем году возможно привлечение фондами около 120–150 тыс. новых договоров ИПП. В дальнейшем, считает эксперт, все будет зависеть от того, смогут ли фонды выторговать для себя хорошие условия по НПО. Если маржинальность продукта повысится и он сможет конкурировать со многими другими финансовыми продуктами на банковской полке, поясняет господин Морозов, можно ожидать увеличения розничных продаж НПО в 1,5–2 раза.

экономические науки

  • Каикбердина Айсылу Минниражаповна , бакалавр, студентка
  • Сираева Раиса Рафаиловна , кандидат наук, доцент, доцент
  • Башкирский государственный аграрный университет
  • КОРПОРАТИВНЫЙ
  • ОТКРЫТЫЙ
  • НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПЕНСИОННЫЕ ФОНДЫ
  • ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПЕНСИОННЫЕ ФОНДЫ

Похожие материалы

  • Пенсионная система Франции
  • Пенсионный фонд Российской Федерации
  • Проблемы развития бюджетной политики в РФ
  • Теоретические аспекты методов оценки эффективности деятельности коммерческого банка
  • Инвестиционные фонды: паевый инвестиционный фонд

Социальная защита населения является основным показателем уровня развития общества. Основной защитой населения является пенсионное обеспечение. И оно предоставляется исключительно государством.

В настоящее время действующая система государственного пенсионного обеспечения населения основывается на принципах солидарности поколений и распределении части доходов работающих в пользу пенсионеров. Помимо государственного обеспечения существует негосударственное обеспечение.

Сегодня в России действует государственный пенсионный фонд и негосударственные пенсионные фонды.

Негосударственные пенсионные фонды (НПФ) – некоммерческие финансовые организации, которые обеспечивают финансовое содержание пенсионеров за счёт их добровольных вложений. Они занимаются обязательным пенсионным страхованием и негосударственным пенсионным обеспечение. Негосударственные пенсионные фонды осуществляют действенное инвестирование пенсионных накоплений и резервов.

В России существует 3 вида фондов: корпоративный, открытый пенсионный фонд, а также профессиональный пенсионные фонды.

Система негосударственных пенсионных фондов в настоящее время действуют 296 фондов.

Негосударственные пенсионные фонды расположены в 54 субъектах Российской Федерации, в том числе в Москве – 113 фондов, в Санкт-Петербурге – 19, Нижегородской и Самарской областях – по 9. Участники фондов проживают в 80 субъектах Российской Федерации.

Таблица1 - Основные количественные характеристики российских НПФ

Собственное имущество (млн. руб.)

Имущество для ОУД (млн. руб.)

Пенсионный резерв (млн. руб.)

Общая сумма инвестиций (млн. руб.)

В таблице данные о размерах собственного имущества, имущества для организационно-управленческой деятельности и соответственно о размерах пенсионных резервов.

Из таблицы можно сделать такой вывод, что на течение трёх лет наблюдается рост собственного имущества. Так, если в 2013 году размер собственного имущества составлял 45104,0 млн. руб., то уже в 2015 году он увеличился на 80518,7 млн. руб. и составил 125622,7 млн. руб. Если говорить об имуществе для ОУД, то сумма денежных средств в 2013-2014 гг. была почти одинаковой, а в 2015 году увеличилась до 31537,0 млн. руб. Наибольшая сумма инвестиций пришлась на 2015 год и составила 116548,1 млн. руб., что говорит о непрерывном вложении денежных средств в развитие негосударственных пенсионных фондов страны со стороны других финансовых институтов.

В структуре участников негосударственных пенсионных фондов наибольшую долю занимает транспортная отрасль, которая составляет порядка 30% всей структуры отраслей народного хозяйства. На топливно-энергетический комплекс приходится 20% всех участников НПФ. Третье место занимает промышленность. Наименьшую долю составляет связь.

Негосударственные пенсионные фонды пополняются за счёт вкладов учредителей, целевых взносов вкладчиков, пенсионных взносов, взносов от благотворительных фондов и также других поступлений, которые разрешены законодательством РФ.

Таблица 2 - Основные статьи поступлений в НПФ (млн. руб.)

Инвестиционный доход от размещения пенсионных резервов

Целевые взносы вкладчиков

Благотворительные взносы и др. законные поступления

Из таблицы видно, что объём поступлений в НПФ меняется из года в год, то увеличиваются в 3,5 раза как это было в 2014 г., то сокращаются.

Наибольшее количество поступлений в негосударственные пенсионные фонды пришлись на 2014 год, когда пенсионные взносы по сравнению с 213 и 2015 гг. составили 11556,3 млн. руб. Значит, что количество участников фондов значительно увеличилось. Инвестиционный доход от размещения пенсионных резервов в 2014 году составил 8770,0 млн. руб., что в 3,5 раза больше доходов в 2013 году и в 2 раза больше, чем в 2015 году. Благотворительные взносы и другие законные поступления также увеличиваются, самый низкий уровень в 2013 году-114,0 млн. руб. в сравнении с остальными годами. Общий объём поступлений в негосударственные пенсионные фонды в 2013 году-6458,3 млн. руб. Это на 15515,1 млн. рублей меньше, чем в 2014 году, и на 8041,4 млн. рублей меньше по сравнению с 2015 годом.

Развитие негосударственных пенсионных фондов является основной деятельностью пенсионного обеспечения. Эта деятельность стремительно развивается, и государство старается не оставлять это без внимания. Негосударственные пенсионные фонды выполняют множество функций, однако одним из основных является социальная защита населения. Данные фонды занимаются различными видами деятельности, например, негосударственное пенсионное обеспечение, услуги по пенсионному страхованию.

Негосударственные пенсионные фонды это рыночным пенсионным институтом, которые решают разной сложности социальные вопросы, которые касаются инвестиций. С целью обеспечения их функционирования разрабатывается законодательная база, разрабатываются государственные механизмы управления и контроля систем и процедур согласования деятельности различных субъектов правоотношений в этой сфере.

Список литературы

  1. Сираева, Р.Р., Русаков, Н.С. Пенсионная система Германии [Электронный ресурс] / Р. Р. Сираева, Н.С. Русаков // NovaInfo.Ru. 2014. - № 28. - С. 194-197.
  2. Сираева, Р.Р. Пенсионное обеспечение в РФ [Текст] / Р.Р. Сираева // Германия. – 2012. – 338 с.
  3. Михайлова, А.В., Сираева, Р.Р. Негосударственные пенсионные фонды и их роль в пенсионной реформе [Электронный ресурс] / А.В. Михайлова, Р. Р. Сираева // NovaInfo.Ru. 2014. - № 28. - С. 165-167.
  4. Каримова А.М., Сираева Р.Р. Пенсионная система РФ [Электронный ресурс] / А.М. Каримова, Р. Р. Сираева // NovaInfo.Ru. 2015. - Т. 1. - № 32. - С. 70-73.

Завершение формирования электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»

  • 23 ноября 2020
  • Создание электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»

    • 29 октября 2020
  • Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

    Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

    Библиографическая ссылка на статью:
    Платонов С.С. Функционирование и результативность работы негосударственных пенсионных фондов Российской Федерации // Гуманитарные научные исследования. 2018. № 9 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2018/09/25224 (дата обращения: 18.09.2020).

    С распадом Союза ССР (90-е годы прошлого века) быстрыми темпами начинается процесс развития негосударственных пенсионных фондов (НПФ). Ввиду того, что данный сектор в пенсионном обеспечении совершенно новый, НПФ начинают сталкиваться с отсутствием высококвалифицированных кадров в данной области: их заменили представители смежных профессий (математики, бухгалтеры, физики, государственные служащие).

    На сегодняшний день специалистами негосударственного пенсионного сектора в достаточной мере были накоплены большие теоретические знания и практический опыт. Стоит отметить: главной задачей также остается приспособить негосударственные пенсионные фонды к «российским реалиям», конечно же, анализируя и синтезируя опыт зарубежных НПФ, в том числе и по актуарному обеспечению (механизму математико-экономических методов образования и растрат страховых взносов).

    Системы пенсионного обеспечения на данный момент находятся в состоянии «подъема» как в плане экономического оснащения, так и в плане законодательной базы. Важно отметить: нормативно-правовые акты в нашей стране, закрепляющие основные моменты пенсионного обеспечения, должны постоянно пересматриваться, дополняться и модернизироваться в соответствии с социально-экономическими факторами, а также демографической ситуацией.

    При рассмотрении ключевых этапов формирования будущей пенсии работнику целесообразно выделить следующие:

    1) государственная пенсия;

    2) негосударственные пенсия, обеспечиваемая за счет взносов работодателя в негосударственный пенсионный фонд;

    3) пенсия, образуемая за счет личных средств.

    Необходимость качественного развития негосударственного пенсионного сектора выделена сегодня большинством развитых стран, в том числе и Российской Федерацией. Если несколько лет назад НПФ, имеющие лицензионные соглашения, часто «уходили с поля боя» в связи с недостаточными материальными активами и их компетенцией, то сейчас такие ситуации практически сошли на нет. Участники системы гарантирования прав застрахованных ими лиц, а также управляющие компании, с которыми негосударственные фонды заключают договоры по управлению средствами пенсионных накоплений, действуют на основе формальных договорных обязательств – альянса. Тем самым удается избежать экономических рисков, связанных с утратой доверия со стороны государства или самих граждан.

    На данный момент деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению выглядит следующим образом: вкладчик перечисляет взносы в НПФ, выбирает своего рода спецификацию договора, в котором прописываются его условия. Далее НПФ формирует именной (личный) пенсионный резерв вкладчика, который впоследствии инвестирует в активы. При выходе гражданина на пенсию определяется ее размер, порядок получения, исходя из накопленной суммы.

    Кроме того, одним из важных направлений социальной политики НПФ является достойное материальное обеспечение пенсионеров, которые внесли непосредственный трудовой вклад в развитие экономики своей страны, а также обеспечили накопления НПФ для их последующей инвестиционной деятельности.

    При действующем порядке у работника, имеющего заработную плату, при 25-летнем периоде уплаты за него страховых взносов, величина пенсии не поднимется выше 23-29 % последней полученной зарплаты.[1] В этих условиях представляется крайне важным развитие другой системы – негосударственного пенсионного обеспечения – и раскрытие финансовых ресурсов, социальной инфраструктуры, обеспечивающей возможность практического и теоретического функционирования этой системы в целом. При следующей тенденции, когда количество граждан, получающих пенсию по старости, начинает расти, а количество трудоспособного населения – сравниваться с первыми, Правительство Российской Федерации столкнулось с невозможностью в будущем индексировать страховые взносы, то есть пенсии граждан. С такой проблемой также имели бы дело не только Пенсионный фонд России, но и негосударственные пенсионные фонды. Такую ситуацию может исправить только повышение пенсионного возраста с учетом экономической обстановки, демографической ситуации в стране и, главное, снижение уровня бедности, что является важным фактором материального положения и самих пенсионеров, и трудоспособного населения. Поправки, которые будут приняты, а именно увеличение пенсионного возраста для мужчин и женщин соответственно до 65 и до 60 лет[2], позволят государству индексировать пенсии с учетом инфляции в стране. Такая реформа также затронет и НПФ, которые теперь смогут увеличивать страховые взносы наших граждан, тем самым укрепляя экономическое благосостояния пенсионеров.

    Таким образом, стоит отметить, что для дальнейшего успешного функционирования НПФ, необходимо создание прочных основ для их существования в условиях перехода от плановой (командной) экономики к рыночным отношениям. Реформирование пенсионной системы с учетом использования новых инструментариев, способных стать реальным средством обеспечения достойной материальной поддержки наших граждан при их выходе на пенсию, является, несомненно, главной задачей и Пенсионного фонда России, и Министерства финансов, Правительства Российской Федерации.

    [1] Корчагин Ю. А. Современная экономика России, 2008. 215 с.

    [2] Законопроект № 489161-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам назначения и выплаты пенсий»

    Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

    Оставить комментарий

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

    © 2020. Электронный научно-практический журнал «Гуманитарные научные исследования».

    Библиографическая ссылка на статью:
    Платонов С.С. Функционирование и результативность работы негосударственных пенсионных фондов Российской Федерации // Гуманитарные научные исследования. 2018. № 9 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2018/09/25224 (дата обращения: 18.09.2020).

    С распадом Союза ССР (90-е годы прошлого века) быстрыми темпами начинается процесс развития негосударственных пенсионных фондов (НПФ). Ввиду того, что данный сектор в пенсионном обеспечении совершенно новый, НПФ начинают сталкиваться с отсутствием высококвалифицированных кадров в данной области: их заменили представители смежных профессий (математики, бухгалтеры, физики, государственные служащие).

    На сегодняшний день специалистами негосударственного пенсионного сектора в достаточной мере были накоплены большие теоретические знания и практический опыт. Стоит отметить: главной задачей также остается приспособить негосударственные пенсионные фонды к «российским реалиям», конечно же, анализируя и синтезируя опыт зарубежных НПФ, в том числе и по актуарному обеспечению (механизму математико-экономических методов образования и растрат страховых взносов).

    Системы пенсионного обеспечения на данный момент находятся в состоянии «подъема» как в плане экономического оснащения, так и в плане законодательной базы. Важно отметить: нормативно-правовые акты в нашей стране, закрепляющие основные моменты пенсионного обеспечения, должны постоянно пересматриваться, дополняться и модернизироваться в соответствии с социально-экономическими факторами, а также демографической ситуацией.

    При рассмотрении ключевых этапов формирования будущей пенсии работнику целесообразно выделить следующие:

    1) государственная пенсия;

    2) негосударственные пенсия, обеспечиваемая за счет взносов работодателя в негосударственный пенсионный фонд;

    3) пенсия, образуемая за счет личных средств.

    Необходимость качественного развития негосударственного пенсионного сектора выделена сегодня большинством развитых стран, в том числе и Российской Федерацией. Если несколько лет назад НПФ, имеющие лицензионные соглашения, часто «уходили с поля боя» в связи с недостаточными материальными активами и их компетенцией, то сейчас такие ситуации практически сошли на нет. Участники системы гарантирования прав застрахованных ими лиц, а также управляющие компании, с которыми негосударственные фонды заключают договоры по управлению средствами пенсионных накоплений, действуют на основе формальных договорных обязательств – альянса. Тем самым удается избежать экономических рисков, связанных с утратой доверия со стороны государства или самих граждан.

    На данный момент деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению выглядит следующим образом: вкладчик перечисляет взносы в НПФ, выбирает своего рода спецификацию договора, в котором прописываются его условия. Далее НПФ формирует именной (личный) пенсионный резерв вкладчика, который впоследствии инвестирует в активы. При выходе гражданина на пенсию определяется ее размер, порядок получения, исходя из накопленной суммы.

    Кроме того, одним из важных направлений социальной политики НПФ является достойное материальное обеспечение пенсионеров, которые внесли непосредственный трудовой вклад в развитие экономики своей страны, а также обеспечили накопления НПФ для их последующей инвестиционной деятельности.

    При действующем порядке у работника, имеющего заработную плату, при 25-летнем периоде уплаты за него страховых взносов, величина пенсии не поднимется выше 23-29 % последней полученной зарплаты.[1] В этих условиях представляется крайне важным развитие другой системы – негосударственного пенсионного обеспечения – и раскрытие финансовых ресурсов, социальной инфраструктуры, обеспечивающей возможность практического и теоретического функционирования этой системы в целом. При следующей тенденции, когда количество граждан, получающих пенсию по старости, начинает расти, а количество трудоспособного населения – сравниваться с первыми, Правительство Российской Федерации столкнулось с невозможностью в будущем индексировать страховые взносы, то есть пенсии граждан. С такой проблемой также имели бы дело не только Пенсионный фонд России, но и негосударственные пенсионные фонды. Такую ситуацию может исправить только повышение пенсионного возраста с учетом экономической обстановки, демографической ситуации в стране и, главное, снижение уровня бедности, что является важным фактором материального положения и самих пенсионеров, и трудоспособного населения. Поправки, которые будут приняты, а именно увеличение пенсионного возраста для мужчин и женщин соответственно до 65 и до 60 лет[2], позволят государству индексировать пенсии с учетом инфляции в стране. Такая реформа также затронет и НПФ, которые теперь смогут увеличивать страховые взносы наших граждан, тем самым укрепляя экономическое благосостояния пенсионеров.

    Таким образом, стоит отметить, что для дальнейшего успешного функционирования НПФ, необходимо создание прочных основ для их существования в условиях перехода от плановой (командной) экономики к рыночным отношениям. Реформирование пенсионной системы с учетом использования новых инструментариев, способных стать реальным средством обеспечения достойной материальной поддержки наших граждан при их выходе на пенсию, является, несомненно, главной задачей и Пенсионного фонда России, и Министерства финансов, Правительства Российской Федерации.

    [1] Корчагин Ю. А. Современная экономика России, 2008. 215 с.

    [2] Законопроект № 489161-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам назначения и выплаты пенсий»

    Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

    Оставить комментарий

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

    © 2020. Электронный научно-практический журнал «Гуманитарные научные исследования».

    Читайте также: