Указ 314 президента рб о пенсионном обеспечении

Зарегистрировано в НРПА РБ 7 июля 2005 г. N 1/6603

В целях обеспечения своевременного расчета с гражданами за выполненную работу, оказанную услугу и созданный объект интеллектуальной собственности по гражданско-правовым договорам и защиты их отдельных социально-трудовых прав:

1. Установить, что:

1.1. юридические лица и индивидуальные предприниматели, предоставляющие работу гражданам по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг и создание объектов интеллектуальной собственности (далее - гражданско-правовые договоры), обязаны заключать с ними указанные договоры в письменной форме и определять в этих договорах кроме условий, установленных законодательством, следующие существенные условия:

порядок расчета сторон по гражданско-правовым договорам, включая суммы, подлежащие выплате;

обязательство заказчика - юридического лица или индивидуального предпринимателя, предоставляющего работу гражданам по гражданско-правовым договорам (далее - заказчик), по уплате за них в установленном порядке обязательных страховых взносов на государственное социальное страхование в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты;

обязательства сторон по обеспечению безопасных условий работы исходя из обязанностей сторон гражданско-правового договора, перечисленных в подпунктах 1.3 и 1.4 настоящего пункта, и ответственность за их невыполнение;

основания досрочного расторжения гражданско-правового договора;

ответственность за неисполнение заказчиком обязательств по оплате выполненной работы, оказанной услуги либо созданного объекта интеллектуальной собственности в виде неустойки в размере не менее 0,15 процента невыплаченной суммы за каждый день просрочки;

1.2. утратил силу;

1.3. заказчик исходя из вида гражданско-правового договора обязан:

предоставлять при необходимости места для выполнения работ, оказания услуг и создания объектов интеллектуальной собственности по гражданско-правовому договору, соответствующие правилам охраны труда и требованиям техники безопасности;

осуществлять подготовку (обучение), инструктаж, повышение квалификации и проверку знаний граждан, выполняющих работу по гражданско-правовым договорам, по вопросам безопасных условий выполнения работ, оказания услуг и создания объектов интеллектуальной собственности либо требовать документы, подтверждающие прохождение ими подготовки (обучения), инструктажа, медицинского осмотра, если это необходимо для выполнения соответствующих видов работ;

не допускать (отстранять) к выполнению работ, оказанию услуг, созданию объектов интеллектуальной собственности в соответствующий день граждан, выполняющих работу по гражданско-правовым договорам в местах, предоставленных заказчиком, появившихся на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, а также в состоянии, связанном с болезнью, препятствующем выполнению работы;

обеспечивать беспрепятственный допуск представителей государственных органов и иных организаций, в компетенцию которых входит осуществление проверок и контроля за соблюдением законодательства, в том числе проверок условий выполнения работ, оказания услуг, создания объектов интеллектуальной собственности, а также представлять информацию, необходимую для проведения контрольных мероприятий;

расследовать либо принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в порядке, определенном законодательством;

1.4. граждане, выполняющие работу по гражданско-правовым договорам, с учетом вида гражданско-правового договора обязаны:

соблюдать соответствующие инструкции, правила и другие нормативные правовые акты, устанавливающие требования к безопасным условиям выполнения работ, оказания услуг и создания объектов интеллектуальной собственности, безопасной эксплуатации машин, оборудования и других средств производства, а также правила поведения на территории, в производственных, вспомогательных и бытовых помещениях организации;

использовать средства индивидуальной защиты;

проходить в установленном порядке подготовку (обучение), инструктаж, повышение квалификации, проверку знаний по вопросам безопасных условий выполнения работ, оказания услуг и создания объектов интеллектуальной собственности и медицинские осмотры.

Граждане, выполняющие работу по гражданско-правовым договорам, вправе отказаться от исполнения гражданско-правового договора полностью или частично в случае, если заказчиком не созданы или ненадлежащим образом созданы условия, предусмотренные гражданско-правовым договором для безопасного выполнения работ, оказания услуг, создания объектов интеллектуальной собственности.

3. Гражданско-правовые договоры, заключенные до вступления в силу настоящего Указа, действуют на прежних условиях до окончания их срока и не подлежат продлению.

5. Совету Министров Республики Беларусь в трехмесячный срок обеспечить приведение актов законодательства в соответствие с настоящим Указом и принять иные меры по его реализации.

6. Настоящий Указ вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования.


Изменения в законодательстве, регулирующем пенсионное обеспечение, все еще вызывают у белорусов вопросы. В каком возрасте я уйду на пенсию? Сколько я буду получать? Как рассчитывается пенсия и что влияет на ее размер? Есть ли у меня льготы и надбавки? Вместе с заместителем председателя комитета по труду, занятости и социальной защите облисполкома – начальником управления пенсий и пособий Алиной Воронюк мы разложили по полочкам все эти моменты. Кроме того, рассмотрели основные изменения пенсионного законодательства, которые вступили в силу в этом году.



Пенсионный возраст и страховой стаж в 2020 году

Пенсионный возраст в Беларуси в 2020 году для женщин составляет 57 лет, а для мужчин 62 года. Ежегодно до 2022-го он будет увеличиваться на полгода. И к 2022 году женщины будут выходить на пенсию в возрасте 58 лет, а мужчины – в 63 года. Вместе с пенсионным возрастом увеличивается и необходимый страховой стаж для получения трудовой пенсии по возрасту и за выслугу лет. В этом году он составляет 17,5 года, а к 2025-му достигнет 20 лет. Те, кто не набрал нужный страховой стаж, могут рассчитывать только на социальную пенсию, сейчас это 119,94 рубля.


– Для назначения досрочных пенсий по возрасту родителям детей-инвалидов (инвалидов с детства); многодетным матерям, родившим пять и более детей; инвалидам с детства; инвалидам войны; матерям военнослужащих, смерть которых связана с исполнением обязанностей военной службы; лилипутам и карликам требуется 5 лет страхового стажа (при выполнении других условий, предусмотренных законодательством), – отмечает Алина Воронюк.

Кроме того, с 1 августа 2017 года Указом Президента Республики Беларусь от 29 июня 2017 г. № 233 «О пенсионном обеспечении отдельных категорий граждан» предоставлено право на трудовую пенсию по возрасту при 10 годах страхового стажа лицам, которые длительное время осуществляли социально-значимые виды деятельности и по этой причине не смогли сформировать требуемый стаж. В частности, пенсия по возрасту при наличии страхового стажа не менее 10 лет (но менее требуемых для назначения пенсии по возрасту на общих основаниях) назначается гражданам, имеющим общий стаж работы не менее 40 лет у мужчин и 35 лет у женщин. При такой же продолжительности страхового стажа – 10 лет – пенсия по возрасту назначается гражданам, которые длительное время (не менее 10 календарных лет, без учета времени нахождения в социальном отпуске по уходу за детьми) проходили военную службу (службу в военизированных организациях), но не приобрели права на пенсию по нормам Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Следственного комитета Республики Беларусь, Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям и органов финансовых расследований» и имеют общий стаж работы не менее 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин.



Страховой стаж нужно «оплачивать»

В стаж, необходимый для назначения пенсии, не будут засчитаны периоды работы, когда страховые взносы в Фонд социальной защиты населения работодатель не уплачивал или уплачивал в неполном объеме.

– Для большинства работодателей взнос на пенсионное страхование в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения установлен в размере 28 процентов от фонда заработной платы, для работников – 1 процент заработка. Периоды работы, в течение которых уплата страховых взносов не производилась хотя бы одной из сторон, не подлежат включению в стаж, – объясняет специалист.

То есть в такой ситуации у работника пенсионные права не формируются. Чтобы оградить себя от таких неприятных «сюрпризов» при оформлении пенсии, интересуйтесь информацией об уплате работодателем обязательных страховых взносов на ваше имя. По этому вопросу можно обратиться в районный отдел Фонда по месту жительства или по месту нахождения организации.



Включается ли в страховой стаж советский стаж

– В Советском Союзе наемные работники подлежали государственному социальному страхованию, взносы на социальное страхование уплачивались предприятиями, учреждениями, организациями. Соответственно, время работы в период СССР или так называемый «советский стаж» включается в стаж работы с уплатой страховых взносов, необходимый для назначения трудовой пенсии, – поясняет Алина Воронюк.

Какие виды пенсий существуют

Законом Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» закреплены условия предоставления трудовых пенсий по возрасту, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, за особые заслуги перед республикой. Предусматривается возможность назначения отдельным категориям граждан досрочных пенсий по условиям труда или социальным основаниям.

Самый большой удельный вес в общей численности пенсионеров составляют получатели трудовой пенсии по возрасту – 81 процент, 11 процентов получают пенсии по инвалидности, по 3 процента – пенсии по потере кормильца и социальные пенсии, 2 процента – пенсии за выслугу лет. Согласно данным комитета по труду, занятости и социальной защите облисполкома средний размер трудовой пенсии по возрасту в области в феврале текущего года составляет 439,40 рубля.



– В назначении досрочных пенсий по возрасту и за выслугу лет с января 2020 года произошли существенные изменения. Президент 17 января подписал указ № 15, согласно которому работникам с длительным стажем работы в особых условиях труда, которые выработали до 1 января 2009 г., то есть до введения профессионального пенсионного страхования, не менее половины требуемого льготного стажа, вместо досрочной профессиональной пенсии может быть назначена пенсия по возрасту за работу с особыми условиями труда или пенсия за выслугу лет по Закону Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» из средств общей пенсионной системы.

До вступления в силу указа действовала норма, согласно которой при отработке работником после 1 января 2009 г. более половины требуемого льготного стажа ему назначалась досрочная профессиональная пенсия до достижения пенсионного возраста. Формировалась она исходя из объема целевых взносов, накопленных на индивидуальных счетах работников.

Как определяется размер пенсии

Здесь стоит обратить внимание на два критерия: стаж и заработок до обращения за назначением пенсии.

В стаж, кроме периодов работы (иной деятельности) с уплатой обязательных страховых взносов включаются также период службы в Вооруженных Силах СССР и Республики Беларусь, время ухода за детьми в возрасте до 3-х лет (но не более 9 лет в общей сложности) или за инвалидом I группы либо лицом, достигшим 80-летнего возраста, нуждающимся в постоянном уходе. Засчитываются также периоды получения профессионально-технического, среднего специального, высшего и послевузовского образования в дневной форме; пособия по безработице, но не более 6 месяцев в общей сложности.



– Среди последних изменений – нормы указа Президента Республики Беларуси от 10 февраля 2020 года №48 «О повышении уровня социальной защиты граждан в связи с призывом на срочную военную службу, службу в резерве». Согласно документу с 1 января 2020 года военнослужащие, проходящие срочную военную службу, подлежат обязательному пенсионному страхованию. Уплата взносов на пенсионное страхование в бюджет фонда социальной защиты населения за указанных военнослужащих будет производиться за счет средств республиканского бюджета за периоды срочной военной службы, начиная с 1 января 2020 г. и позднее (независимо от даты начала прохождения срочной военной службы). С учетом этого в страховой стаж для назначения трудовой пенсии будут включаться только периоды срочной военной службы после 1 января 2020 г. и позднее, за которые были уплачены взносы в бюджет фонда, – дополняет Алина Воронюк.

Периоды срочной военной службы, протекавшей до 1 января 2020 г. и не сопровождавшиеся уплатой взносов, будут по-прежнему включаться только в общий стаж работы для назначения пенсии и исчисления ее размера.

Чем подтверждается трудовой стаж? Основным документом является трудовая книжка. При отсутствии трудовой в подтверждение периодов работы до 1 января 2003 г. принимаются справки, выданные работодателями (их правопреемниками) или архивными учреждениями на основании приказов, лицевых счетов, ведомостей на выдачу заработной платы и иных документальных данных, содержащие сведения о периодах работы. При этом периоды работы с 1 июля 1998 г. до 1 января 2003 г. дополнительно должны быть подтверждены справкой о заработной плате с указанием информации об уплате обязательных страховых взносов.



При отсутствии документов о работе и невозможности их получения в связи с прекращением деятельности работодателя или по другим причинам и отсутствии архивных данных периоды работы до 1 июля 1998 г. могут устанавливаться комиссией по назначению пенсии на основании показаний не менее двух свидетелей. При этом свидетели должны не только знать заявителя по совместной работе, но и располагать документами о своей работе за то время, в отношении которого они свидетельствуют. Установленным считается период, подтвержденный обоими свидетелями.

Периоды работы после 1 января 2003 г. подтверждаются сведениями индивидуального (персонифицированного) учета. Запрос этих сведений осуществляется органами по труду, занятости и социальной защите без участия заявителя (при обращении его за назначением пенсии).

В 2020 году пенсия исчисляется исходя из заработка за последние 26 лет стажа работы, но не более чем за фактически имеющийся стаж работы. При этом в периодах работы, предпринимательской деятельности учитывается фактический заработок (доход), а за периоды иной деятельности (иные периоды), которые включены в стаж, в качестве фактического заработка в расчет принимается 40 процентов средней заработной платы работников в республике за соответствующие месяцы.



Заработок ограничивается четырехкратной средней заработной платой в республике, а с 2016 года – пятикратной средней заработной платой в республике для лиц со стажем 36 лет и более у мужчин и 31 год и более у женщин.

Если нет документов о зарплате

– На практике часто бывают ситуации, когда документы о заработке не сохранены по вине работодателя. Выход из такой ситуации есть: работник вправе обратиться в суд с заявлением об установлении факта получения им заработка за конкретный период в определенном размере. Вступившее в законную силу решение суда представляется в органы по труду, занятости и социальной защите для решения пенсионного вопроса. Кроме того, пенсионер вправе обратиться в суд с иском к работодателю о возмещении причиненного ущерба в связи с недополучением по вине работодателя пенсии в полном объеме (если это имело место) за период до установления судом юридического факта получения им заработной платы, – пояснила Алина Воронюк.

Как рассчитывается пенсия для ИП или самозанятых

Индивидуальные предприниматели каждый месяц, помимо подоходного налога, платят взнос в фонд социальной защиты населения. Минимальная планка – 35 процентов от минимальной заработной платы по стране. В IV квартале 2019 года эта сумма равнялась 115,5 рубля. С января 2020 года минимальная зарплата по стране выросла до 375 рублей, поэтому и размер минимального взноса увеличился до 131,25 рубля. При таком показателе за год индивидуальный предприниматель направит в фонд соцзащиты 1575 рублей. Меньше этой суммы заплатить нельзя, больше – можно.

Для чего нужны эти выплаты? Они аналогичны страховым взносам, которые работодатель уплачивает за работников. Поэтому, если ИП работал весь год и исправно платил взносы, эти 12 месяцев засчитываются ему в страховой стаж.



Представим, что человек практически всю жизнь проработал ИП вплоть до пенсии, уплачивая взнос по минимальному порогу. В таком случае индивидуальный коэффициентзаработка у него будет небольшой, а данный показатель напрямую влияет на размер пенсии.

Что касается самозанятых граждан (ремесленники, фотографы), то они имеют право не платить страховые взносы. Однако в таком случае ими не будет формироваться страховой стаж, а без этого они рискуют остаться без пенсии. Если ремесленник захочет платить страховые взносы, то они должны быть не менее 29 процентов минимальной зарплаты по стране. На данный момент это 108,75 рубля.

Куда обращаться за назначением пенсии

Статьей 75 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» определен порядок обращения за назначением пенсии. Согласно данному порядку работающие граждане подают заявление о назначении пенсии через работодателя по месту последней работы. Неработающие граждане подают заявление о назначении пенсии сами в районное (городское) управление по труду, занятости и социальной защите по месту жительства (регистрации). Обратиться за назначением пенсии можно в любое время после возникновения права на пенсию без ограничения каким-либо сроком.

7 сентября 2020

18 мая 2020 г. Президентом Республики Беларусь подписан Указ № 171 «О социальной поддержке отдельных категорий граждан».

С 1 января 2021 года Указом предусматривается:

Для многодетных матерей

  1. Увеличение предельного периода по уходу за детьми, засчитываемого в общий стаж для целей пенсионного обеспечения, с 9 до 12 лет в общей сложности (для матерей, родившихчетверо и более детей, периоды, когда они не работали в связи с уходом за малолетними детьми, будут засчитываться в общий стаж работы для назначения пенсии в пределах 12 лет. В настоящее время учитываются в пределах 9 лет).
  2. Уменьшение периода страхового стажа для назначения трудовой пенсии по возрасту по достижении общеустановленного пенсионного возраста женщинам, родившим четверых детей и воспитавшим их до 8-летнего возраста (женщинам, родившим четверых детей и воспитавшим их до 8-летнего возраста,трудовая пенсия по возрасту по достижении общеустановленного пенсионного возраста будет назначаться при наличии общего стажа не менее 20 лет и страхового стажа не менее 10 лет).

Для граждан с инвалидностью

  1. Снижение страхового и общего стажа для назначения трудовой пенсии по возрасту гражданам, которые являлись инвалидами I и (или) II группы (снижение страхового стажагражданам, которые являлись инвалидами I и (или) II группы более 10 лет – на 6 месяцев за каждый полный год нахождения на инвалидности).

При нахождении на инвалидности I и (или) II группы:

11 лет – страховой стаж снижается на 5 лет 6 месяцев

12 лет – страховой стаж снижается на 6 лет

13 лет – страховой стаж снижается на 6 лет 6 месяцев

14 лет – страховой стаж снижается на 7 лет

15 лет – страховой стаж снижается на 7 лет 6 месяцев

16 лет – страховой стаж снижается на 8 лет

17 лет – страховой стаж снижается на 8 лет 6 месяцев

18 лет – страховой стаж снижается на 9 лет

19 лет – страховой стаж снижается на 9 лет 6 месяцев

20 лет – страховой стаж снижается на 10 лет

более 21 года – до 5 лет.

Одновременно для указанной категории лиц снижено требование к общему стажу

для женщин – с 20 до 15 лет,

для мужчин – с 25 до 20 лет.

Также на 5 лет снижен общий стаж инвалидам с детства I и (или) II группы для назначения досрочной пенсии по возрасту по статье 22 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении».

(по вопросу назначения трудовой пенсии по возрасту с учетом данной нормы либо перевода с получаемой пенсии по инвалидности на пенсию по возрасту необходимо обратиться в установленном законодательством порядке (с заявлением и необходимыми документами) в органы по труду, занятости и социальной защите).

Для других категорий граждан

  1. Предоставление лицам, имеющим страховой стаж не менее 10 лет, но менее требуемого полного страхового стажа, права на трудовую пенсию по возрасту при неполном страховом стаже (при определении размератакой пенсии будет учитываться только страховой стаж).

При наличии 10 лет страхового стажа размер пенсии составит 73 процента БПМ пенсионера. За каждый полный год страхового стажа сверх 10 лет пенсия дополнительно увеличивается на 3 процента указанной величины, но не более чем до 100 процентов этой величины.

Женщины, достигшие возраста 60 лет и мужчины - 65 лет, приобретут право на трудовую пенсию по возрасту при неполном страховом стаже при наличии страхового стажа:

от 10 до 17 лет - в 2021 году в размере от 73 до 94 процентов БПМ пенсионера

18 лет - в 2022 году в размере 97 процентов БПМ пенсионера

19 лет - в 2023 году в размере 100 процентов БПМ пенсионера

(в 2021 году для назначения трудовой пенсии по возрасту на общих основаниях в полном размере потребуется наличие страхового стажа не менее 18 лет).

  1. Расширение круга лиц, которым может назначаться трудовая пенсия по случаю потери кормильца (смерти кормильца)

Предоставляется право на пенсию по случаю потери кормильца:

- лицам, которым по месту работы предоставлен отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет (при условии, что они не являются индивидуальными предпринимателями, нотариусами, адвокатами, лицами, осуществляющими виды ремесленной деятельности),

- лицам, которые являются индивидуальными предпринимателями, нотариусами, адвокатами, лицами, осуществляющими виды ремесленной деятельности, но приостановили соответствующую деятельность на период осуществления ухода за ребенком до достижения им трехлетнего возраста.

Нормы Указа будет применяться не только при первичных назначениях пенсий, но и к пенсиям, назначенным до 1 января 2021 года.

Пенсии многодетным матерям будут перерасчитываться с учетом Указа с первого числа месяца, следующего за тем, в котором женщина обратится за перерасчетом пенсии в установленном законодательством порядке (с заявлением и документами, подтверждающими рождение четверых и более детей и воспитание их до 3-летнего возраста (если таких документов нет в материалах пенсионного дела) в органы по труду, занятости и социальной защите.

Перевод с одного вида пенсии на другой производится с даты подачи соответствующего заявления в органы по труду, занятости и социальной защите, но не ранее 01.01.2021. В целях своевременной реализации права на получение другого вида пенсии заявление можно подать до 01.01.2021 (в течение декабря 2020), указав в нем о переводе на другой вид пенсии с 01.01.2021.

За консультациями по Указу Президента Республики Беларусь от 18мая 2020 г. № 171 «О социальной поддержке отдельных категорий граждан» обращаться в управление социальной защиты администрации Ленинского района г. Бобруйска (ул. Советская, 78, кабинеты 105,107).

Указ Президента Республики Беларусь от 29.06.2017 № 233 «О пенсионном обеспечении отдельных категорий граждан»

Вступил в силу с 1 августа 2017 г.

О пенсионном обеспечении отдельных категорий граждан

Зарегистрирован в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь
30.06.2017, рег. № 1/17139

(Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 01.07.2017, 1/17139)

В целях повышения уровня социальной защиты отдельных категорий граждан:

1. Установить, что:

1.1. трудовая пенсия по возрасту назначается при наличии стажа работы с уплатой обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь (далее – страховой стаж) не менее 10 лет:

гражданам, имеющим стаж работы, преду-смотренный в статье 51 Закона Республики Беларусь от 17 апреля 1992 года «О пенсионном обеспечении» (далее – Закон), не менее 40 лет у мужчин и 35 лет у женщин;

гражданам, проходившим военную службу (службу в военизированных организациях) и имеющим стаж работы, предусмотренный в статье 51 Закона, не менее 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин, включая не менее 10 календарных лет военной службы (службы в военизированных организациях) * .

________________________
* Для целей абзаца третьего части первой настоящего подпункта под военной службой (службой в военизированных организациях) понимаются периоды военной службы (службы в военизированных организациях), указанные в пункте «а» части второй статьи 51 Закона, за исключением периодов военной службы (службы в военизированных организациях), приходящихся на период нахождения в социальном отпуске по уходу за детьми.

Право на трудовую пенсию по возрасту в соответствии с частью первой настоящего подпункта предоставляется гражданам, достигшим общеустановленного пенсионного возраста, при отсутствии требуемого страхового стажа, установленного в абзаце втором части первой статьи 5 Закона, и не имеющим права на пенсию в соответствии с Законом Республики Беларусь от 17 декабря 1992 года «О пенсионном обеспечении военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Следственного комитета Республики Беларусь, Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям и органов финансовых расследований»;

1.2. периоды ухода за инвалидом I группы или ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, а также за престарелым, достигшим 80-летнего возраста, нуждающимся по заключению медико-реабилитационной экспертной комиссии или государственной организации здравоохранения в постоянном уходе, засчитываются в стаж работы до достижения лицами, осуществлявшими уход, возраста, дающего право на социальную пенсию (мужчины – 65 лет, женщины – 60 лет), при соблюдении иных условий, предусмотренных в пункте «д» части второй статьи 51 Закона.

2. Финансирование расходов на выплату пенсий, назначенных с применением норм, содержащихся в подпункте 1.1 пункта 1 настоящего Указа, в части, не обусловленной имеющимся у пенсионера страховым стажем, производится за счет средств республиканского бюджета.

Финансирование других расходов, связанных с реализацией настоящего Указа, осуществляется за счет средств бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь.

3. Признать утратившими силу:

Указ Президента Республики Беларусь от 8 декабря 2014 г. № 570 «О совершенствовании пенсионного обеспечения»;

пункт 1 и абзац третий пункта 3 Указа Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2015 г. № 534 «О вопросах социального обеспечения»;

подпункты 1.1 и 1.2 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 11 апреля 2016 г. № 137 «О совершенствовании пенсионного обеспечения».

4. Совету Министров Республики Беларусь:

в трехмесячный срок обеспечить приведение актов законодательства в соответствие с настоящим Указом;

принять иные меры по реализации настоящего Указа.

5. Настоящий Указ вступает в силу в следующем порядке:

пункты 1 и 2 – с первого числа месяца, следующего за месяцем официального опубликования настоящего Указа;

иные положения этого Указа – после его официального опубликования.

Президент Республики Беларусь А.Лукашенко


Перерасчет будет произведен путем корректировки фактического заработка пенсионера, исходя из средней зарплаты, примененной при предыдущем перерасчете пенсий, с повышением ее величины на 6 процентов. Таким образом, с 1 декабря текущего года на 6 процентов увеличится основной размер трудовой пенсии.

При назначении и перерасчете трудовых пенсий в ноябре 2020 г. применяется средняя заработная плата работников, которая согласно Указа Президента Республики Беларусь от 20 июня 2020 г. № 232 «О повышении пенсий» составляет 981,32 рубля. В связи с этим основной размер пенсий в ноябре не изменился.

Бюджет прожиточного минимума с 1 ноября 2020 года увеличился и составил 258,11 рубля. В связи с этим с 1 ноября изменилась минимальная пенсия по возрасту, размер которой согласно ст. 23 Закона РБ «О пенсионном обеспечении» составляет 25% наибольшей величины бюджета прожиточного минимума (далее — БПМ) в среднем на душу населения (258,11 руб. * 25%) 64,53 рубля (в октябре — 64,03 руб.). Соответственно изменились размеры надбавок и повышений, выплачиваемых к основным размерам пенсий, так как они исчисляются в процентном отношении к минимальной пенсии по возрасту.

С 1 ноября 2020 г. доплаты к пенсиям постоянно проживающим в Республике Беларусь неработающим получателям пенсий, достигшим возраста:

75 лет — в размере 75 процентов минимального размера пенсии по возрасту (64,53 руб. * 75%) 48,4 рубля (в октябре — 48,02 руб.);

80 лет — в размере 100 процентов минимального размера пенсии по возрасту (64,53 руб. * 100%) 64,53 рубля (в октябре — 64,03 руб.);

С 1 ноября 2020 г. размеры социальных пенсий составили:

инвалидам 1-й группы, в том числе инвалидам с детства, — 110 процентов БПМ (110% * 258,11 руб.) — 283,92 руб. (в октябре — 281,71 руб.);

инвалидам с детства 2-й группы — 95 процентов БПМ (95 % * 258,11 руб.) — 245,20 руб. (в октябре — 243,30 руб.);

инвалидам 2-й группы (кроме инвалидов с детства) — 85 процентов БПМ (85% * 258,11 руб.) — 219,39 руб. (в октябре — 217,69 руб.);

детям в случае потери кормильца — 85 процентов БПМ (85% * 258,11 руб.) — 219,39 руб. (в октябре 2020 г. — 217,69 руб.);

инвалидам 3-й группы — 75 процентов БПМ (75% * 258,11 руб.) — 193,58 руб. (в октябре — 192,08 руб.);

по возрасту – 50 процентов БПМ (50 % * 258,11 руб.) — 129,06 руб. (в октябре — 128,05 руб.);

детям-инвалидам до 18 лет, у которых:

1-ая степень утраты здоровья — 80 процентов БПМ (80% * 258,11 руб.) — 206,49 руб. (в октябре — 204,88 руб.);

2-ая степень утраты здоровья — 85 процентов БПМ (85% * 258,11 руб.) — 219,39 руб. (в октябре — 217,69 руб.);

3-я степень утраты здоровья – 95 процентов БПМ (95 % * 258,11 руб.) — 245,20 руб. (в октябре — 243,30 руб.);

4-я степень утраты здоровья — 110 процентов БПМ (110% *258,11 руб.) — 283,92 руб. (в октябре — 281,71 руб.);

С 1 ноября 2020 г. размеры надбавок на уход:

инвалидам 1-й группы (100% минимальной пенсии по возрасту) — 64,53 руб. (в октябре — 64,03 руб.);

пенсионерам, достигшим 80-летнего возраста, а также другим одиноким пенсионерам, нуждающимся по заключению медико-реабилитационных экспертных комиссий или врачебно-консультационных комиссий в постоянной посторонней помощи (50% минимальной пенсии по возрасту * 64,53 руб.) — 32,27 руб. (в октябре — 32,02 руб.);

С 1 ноября 2020 г. повышения основных размеров пенсий:

Героям СССР; Героям Соц- труда; лицам, награжденным орденами Славы 3-х степеней, орденами Трудовой Славы 3-х степеней (500% минимальной пенсии по возрасту * 64,53 руб.) — 322,65 руб. (в октябре 2020 г. — 320,15 руб.);

инвалидам войны 1-й и 2-й группы (400% минимальной пенсии по возрасту * 64,53 руб.) — 258,12 руб. (в октябре 2020 г. — 256,12 руб.);

инвалидам войны 3-й группы; участникам войны; лицам, принимавшим участие в разминировании территорий и объектов после освобождения от немецкой оккупации в 1943-1945 годах; лицам из числа вольнонаемного состава, проходившим службу или работавшим в действующей армии (250% минимальной пенсии по возрасту * 64,53 руб.) — 161,33 руб. (в октябре — 160,08 руб.);

родителям и женам (не вступившим в новый брак) военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы (180% минимальной пенсии по возрасту * 64,53 руб.) — 116,15 руб. (в октябре — 115,25 руб.);

лицам, работавшим в период блокады Ленинграда на предприятиях города, и лицам, награжденным знаком «Жителю блокадного Ленинграда»; бывшим узникам мест принудительного содержания в период войны; детям-инвалидам с детства военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы; родителям, женам (не вступившим в новый брак) и детям-инвалидам с детства умерших инвалидов войны (100% минимальной пенсии по возрасту * 64,53 руб.) – 64,53 руб. (в октябре 2020 г. — 64,03 руб.);

инвалидам с детства в связи с последствиями военных действий; лицам, награжденным орденами и медалями за работу в тылу в годы войны; гражданам, необоснованно репрессированным по политическим мотивам и впоследствии реабилитированным; инвалидам с детства, получающим пенсии по возрасту, инвалидность которым установлена пожизненно (50% минимальной пенсии по возрасту * 64,53 руб.) — 32,27 руб. (в октябре 2020 г. — 32,02 руб.);

донорам, награжденным знаком «Почетный донор Республики Беларусь», «Почетный донор СССР», «Почетный донор Общества Красного Креста БССР» и достигшим общеустановленного пенсионного возраста (40% минимальной пенсии по возрасту * 64,53 руб.) — 25,81 руб. (в октябре — 25,61 руб.);

Размеры пособий семьям, воспитывающим детей, с 1 ноября 2020 г.:

в связи с рождением первого ребенка (в размере десятикратного БМП — 258,11 руб. * 10) — 2581,1 руб. (в октябре — 2561 руб.);

в связи с рождением второго ребенка и последующих детей (в размере четырнадцатикратного БМП — 258,11 руб. * 14) — 3613,54 руб. (в октябре — 3585,4 руб.);

женщинам, ставшим на учет в государственной организации здравоохранения до 12-недельного срока беременности (в размере БМП — 258,11 руб.) — 258,11 руб. (в октябре — 256,10 руб.);

семьям, воспитывающим детей в возрасте до 3 лет — на первого ребенка (35% от среднемесячной заработной платы работников в республике за 2 квартал 2020 г. 1222,4 руб.) — 427,84 руб.;

семьям, воспитывающим детей в возрасте до 3 лет — на второго ребенка (40% от среднемесячной заработной платы работников в республике за 2 квартал 2020 г. 1222,4 руб.) — 488,96 руб.;

семьям, воспитывающим детей в возрасте до 3 лет, на ребенка-инвалида (45% от среднемесячной заработной платы работников в республике за 2 квартал 2020 г. 1222,4 руб.) — 550,08 руб.;

семьям, воспитывающим детей старше 3 лет, из отдельных категорий семей (50% БПМ — 258,11 руб. — 129,05 руб. (в октябре — 128,05 руб.);

пособие на детей от 3 до 18 лет в период воспитания ребенка до 3 лет (50% БПМ — 258,11 руб.) — 129,05 руб. (в октябре — 128,05 руб.);

семьям, воспитывающим ребенка-инвалида старше 3 лет, из отдельных категорий семей (70% БПМ — 258,11руб.) — 180,68 руб. (в октябре — 179,27 руб.);

по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет назначается на каждого ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет независимо от получения других видов семейных пособий в следующих размерах:

по уходу за ребенком-инвалидом, имеющим I или II степень утраты здоровья (100% БПМ — 258,11 руб.) — 258,11 руб. (в октябре — 256,10 руб.);

по уходу за ребенком-инвалидом, имеющим III или IV степень утраты здоровья, до достижения им возраста 3 лет включительно (100% БПМ) — 258,11 руб. (в октябре — 256,10 руб.), после достижения ребенком возраста 3 лет (120% * 258,11 руб. БПМ) — 309,73 руб. (в октябре — 307,32 руб.);

Размеры пособий по уходу:

за инвалидом 1-й группы либо лицом, достигшим 80-летнего возраста и нуждающимся по заключению медико-реабилитационной или врачебно-консультационной комиссии в постоянном уходе (100% БПМ 258,11 рублей) — 258,11 руб. (в октябре 2020 г. — 256,10 руб.), при осуществлении одновременного ухода за двумя и более нетрудоспособными гражданами (120% * 258,11 рублей БПМ) — 309,73 руб. (в октябре — 307,32 руб.).

В Беларуси отрегулированы вопросы досрочного пенсионного обеспечения граждан, занятых на работах с особыми условиями труда и отдельными видами профессиональной деятельности. Соответствующий указ № 15 подписал сегодня президент Беларуси, сообщила пресс-служба главы государства.

Работникам, выработавшим на 1 января 2009 года не менее половины необходимого льготного стажа в особых условиях труда, будет предоставлено право на назначение досрочной льготной пенсии согласно закону «О пенсионном обеспечении» взамен досрочной профессиональной пенсии согласно закону «О профессиональном пенсионном страховании».

Кроме того, с 1 января 2021 года будут повышены тарифы взносов на профессиональное пенсионное страхование в отношении нескольких категорий работников, занятых на протяжении полного рабочего дня на работах с особыми условиями труда.

Предусмотренные меры позволят повысить уровень досрочного льготного пенсионного обеспечения работников, имеющих длительный стаж работы в неблагоприятных условиях труда, а также обеспечить формирование в дальнейшем более высоких размеров пенсионных выплат в системе профессионального пенсионного страхования.

Как пояснили в Минтруда, с 1 января 2009 года в Беларуси ввели систему профессионального пенсионного страхования работников, занятых в особых условиях труда. Это было сделано законом от 5 января 2008 года «О профессиональном пенсионном страховании».

Таким работникам назначается досрочная профессиональная пенсия до достижения общеустановленного пенсионного возраста. Ее размер исчисляется исходя из объема целевых взносов, накопленных на индивидуальных счетах работников.

Досрочная пенсия по нормам закона «О профессиональном пенсионном страховании» назначается при отработке работником после 1 января 2009 года более половины требуемого льготного стажа.

Нынешним же указом работникам с длительным стажем работы в особых условиях труда, выработавшим до 1 января 2009 года не менее половины требуемого полного льготного стажа, предоставляется право на назначение досрочной пенсии (пенсии по возрасту за работу с особыми условиями труда или пенсии за выслугу лет) по закону «О пенсионном обеспечении» (по статьям 12, 13, 15 или по статьям 47-49, 49-2 соответственно).

Указанная пенсия назначается из средств общей пенсионной системы (подпункт 1.1 указа).

Таким образом, лица, отработавшие до 1 января 2009 года не менее половины требуемого льготного стажа, будут иметь право на назначение досрочной льготной пенсии в общей пенсионной системе взамен досрочной профессиональной пенсии в системе профессионального пенсионного страхования.

Норма, содержащаяся в подпункте 1.1. указа вступает в силу с 1 января 2020 года.

Также указом в целях формирования более высоких размеров будущих профессиональных пенсий предусматривается повышение (более чем в два раза) тарифов взносов работодателей на профессиональное пенсионное страхование работников, занятых на работах с особыми условиями труда или отдельными видами профессиональной деятельности (за исключением работников, занятых работах с особыми условиями труда по спискам № 1 и № 2).

Тарифы взносов увеличиваются с 1 января 2021 года.

Кстати, ранее (с 1 октября 2013 года) аналогичное право пенсионирования по «Закону о пенсионном обеспечении» было предоставлено работникам, занятым на работах с особыми условиями труда по спискам № 1 и № 2. Тарифы взносов им были также увеличены с 1 января 2014 года.

Указ расширяет переходный период, но не приводит к приостановлению действия системы профессионального пенсионного страхования.

Так, работникам, занятым на работах с особыми условиями труда или отдельными видами профессиональной деятельности, которые до 1 января 2009 года отработали менее половины льготного стажа либо вовсе его не имели до указанной даты, предоставляется право:

  • (1) формирования досрочной профессиональной пенсии. В таком случае работодатель будет уплачивать за этого работника обязательные взносы на профессиональное пенсионное страхование в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения (ФСЗН);
  • (2) выбора вместо досрочной профессиональной пенсии дополнительной профессиональной пенсии. Дополнительная профессиональная пенсия будет назначаться по достижении общеустановленного пенсионного возраста (в размере БПМ) за счет сформированных пенсионных сбережений дополнительно к пенсии по возрасту;
  • (3) получения ежемесячной доплаты к зарплате вместо указанного страхования. Ее размер определяется работодателем, но не может быть менее суммы взноса на профессиональное пенсионное страхование за этого работника. То есть взносы вместо уплаты в бюджет фонда на цели профессионального пенсионного страхования будут выплачиваться самому работнику к зарплате.

Читайте также: