Указ 570 о совершенствовании пенсионного обеспечения президент беларуси

В целях повышения уровня пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан, имеющих длительный стаж работы, и оптимизации пенсионных расходов:

1. Установить, что:

1.1. трудовая пенсия, назначенная в соответствии с Законом Республики Беларусь от 17 апреля 1992 года ”О пенсионном обеспечении“ (Ведамасці Вярхоўнага Савета Рэспублікі Беларусь, 1992 г., № 17, ст.275) (далее – Закон), увеличивается:

мужчинам за каждый полный год стажа работы (статьи 51 – 53 Закона) сверх 25 лет, а также стажа работы с особыми условиями труда (пункт ”а“ части первой статьи 12 и статья 13 Закона) сверх 10 лет – на один процент среднемесячного заработка (статья 56 Закона), но не менее чем на один процент минимального размера пенсии по возрасту. При этом для лиц, достигших общеустановленного пенсионного возраста и имеющих стаж работы более 35 лет, пенсии увеличиваются за каждый полный год стажа работы сверх 35 лет на один процент среднемесячного заработка, но не менее чем на 0,7 процента средней заработной платы работников в республике, применяемой для корректировки фактического заработка пенсионера (статья 70 Закона) (далее – средняя заработная плата работников), а для лиц, имеющих стаж работы 45 лет и более, увеличение в размере не ниже указанного устанавливается начиная с 26-го года стажа работы;

женщинам за каждый полный год стажа работы сверх 20 лет, а также стажа работы с особыми условиями труда сверх 7 лет 6 месяцев – на один процент среднемесячного заработка, но не менее чем на один процент минимального размера пенсии по возрасту. При этом для лиц, достигших общеустановленного пенсионного возраста и имеющих стаж работы более 30 лет, пенсии увеличиваются за каждый полный год стажа работы сверх 30 лет на один процент среднемесячного заработка, но не менее чем на 0,7 процента средней заработной платы работников, а для лиц, имеющих стаж работы 40 лет и более, увеличение в размере не ниже указанного устанавливается начиная с 21-го года стажа работы.

Увеличение производится в пределах 45 лет стажа работы у мужчин и 40 лет у женщин.

Увеличение пенсий в соответствии с настоящим подпунктом производится при исчислении пенсии по возрасту, по инвалидности, за выслугу лет (часть вторая статьи 23, часть вторая статьи 31 и часть третья статьи 50 Закона);

1.2. лицам, достигшим общеустановленного пенсионного возраста, пенсии дополнительно увеличиваются на 0,1, 0,2, 0,3, 0,4, 0,5 процента среднемесячного заработка (либо на 0,7 процента средней заработной платы работников – в случаях, когда данная величина превышает среднемесячный заработок) соответственно за каждый полный год стажа работы сверх 40 лет по 45-й год включительно у мужчин и сверх 35 лет по 40-й год включительно у женщин;

1.3. трудовая пенсия исчисляется из откорректированного фактического заработка, определенного в соответствии с Законом, за последние 21 год подряд стажа работы, но не более чем за фактически имеющийся стаж работы. Начиная с 1 января 2016 г. указанный 21-летний период увеличивается ежегодно на один год до фактически имеющегося у лица, обратившегося за пенсией, стажа работы. При этом периоды, предусмотренные в части второй статьи 51 Закона, учитываются при исчислении пенсии при условии, что они не совпадают с периодами работы и иной деятельности с уплатой обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь;

1.4. при исчислении пенсий (статья 56 Закона) заработок в пределах от 130 до 400 процентов (до 500 процентов – при стаже работы 36 лет и более у мужчин и 31 год и более у женщин) средней заработной платы работников учитывается в размере 10 процентов. Лицам, занятым на подземных работах и работах на поверхности, связанных с подземными работами (абзацы первый – третий пункта ”а“ части первой статьи 12 и часть первая статьи 15 (список № 1) Закона), этот заработок учитывается в размере 20 процентов, а лицам, длительное время занятым на подземных и открытых горных работах (статья 13 Закона), – в размере 30 процентов;

1.5. обязательные страховые взносы в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь для работодателей и работающих граждан начисляются на выплаты, предусмотренные в абзаце втором статьи 2 Закона Республики Беларусь от 29 февраля 1996 года ”Об обязательных страховых взносах в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь“ (Ведамасці Вярхоўнага Савета Рэспублікі Беларусь, 1996 г., № 7, ст.93; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., № 86, 2/979), не превышающие пятикратной величины средней заработной платы работников в республике за месяц, предшествующий месяцу, за который уплачиваются обязательные страховые взносы, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь;

1.6. социальные пенсии (кроме пенсий детям-инвалидам, инвалидам, в том числе инвалидам с детства, и детям в случае потери кормильца (пункт ”а“ части третьей статьи 35 Закона) назначаются гражданам, не получающим трудовую пенсию и (или) пенсию из других государств в соответствии с международными договорами Республики Беларусь в области социального (пенсионного) обеспечения, достигшим возраста: мужчины – 65 лет, женщины – 60 лет.

2. Внести в пункт 1 Указа Президента Республики Беларусь от 3 сентября 2013 г. № 389 ”О некоторых вопросах пенсионного обеспечения и социального страхования“ (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 05.09.2013, 1/14480) следующие изменение и дополнение:

слова ”условии уплаты обязательных страховых взносов в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты“ заменить словами ”наличии стажа работы с уплатой обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь“;

дополнить пункт словами ”, а с 1 января 2015 г. – не менее 15 лет“.

3. Пенсии, назначенные до 1 января 2015 г., подлежат пересмотру в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 настоящего Указа, а назначенные до 1 января 2016 г. – в соответствии с подпунктами 1.2 и 1.4 пункта 1 настоящего Указа (при соблюдении условий, установленных в этих подпунктах).

4. Финансирование расходов по реализации положений, содержащихся в подпунктах 1.1, 1.2 и 1.4 пункта 1 настоящего Указа, осуществляется за счет средств бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь.

5. Совету Министров Республики Беларусь в трехмесячный срок обеспечить приведение актов законодательства в соответствие с настоящим Указом.

6. Настоящий Указ вступает в силу в следующем порядке:

6.1. подпункты 1.1, 1.3, 1.5, 1.6 пункта 1 – с 1 января 2015 г.;

6.2. подпункты 1.2, 1.4 пункта 1 – с 1 января 2016 г.;

6.3. иные положения этого Указа – после его официального опубликования.

Президент Республики Беларусь А.Лукашенко

09.04.2016 11:47


Пенсии по-новому. Основные изменения в законодательстве

31 декабря 2015 г. принят Указ президента Республики Беларусь №534 «О вопросах социального обеспечения». Кроме этого, с 1 января 2016 года вступили в силу нормы Указа президента от 8 декабря 2014 г. №570 «О совершенствовании пенсионного обеспечения». Какие новшества прописаны в этих документах, разбираемся вместе.

Стаж
Согласно Указу №534 с 1 января 2016 года минимальный стаж работы с уплатой страховых взносов в бюджет фонда (страховой стаж), необходимый для назначения пенсии по возрасту и за выслугу лет, увеличивается с 15 лет до 15 лет 6 месяцев. Начиная с 2017 года страховой стаж постепенно будет увеличиваться ежегодно: с 1 января следующего года на 6 месяцев до 20 лет. Напомним, что еще два года назад он равнялся 10 годам.

Как сообщает Министерство труда и соцзащиты, для назначения трудовых пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца сохранены прежние требования по страховому стажу. Его увеличение также не затронет социально уязвимых категорий лиц, для которых формирование длительного страхового стажа объективно затруднительно: родителей детей-инвалидов (инвалидов с детства), многодетных матерей, инвалидов с детства, инвалидов войны, матерей военнослужащих, смерть которых связана с исполнением воинской службы, лилипутов и карликов (статьи 17-22 Закона «О пенсионном обеспечении»). Для назначения им досрочных пенсий по возрасту требуются, как и прежде, 5 лет страхового стажа.

С 1 января 2016 года обязательное государственное социальное (пенсионное) страхование распространяется на иностранных граждан и лиц без гражданства, работающих в Беларуси или являющихся индивидуальными предпринимателями, а также на всех физических лиц (граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства), работающих в представительствах иностранных организаций, осуществляющих свою деятельность на территории Беларуси.

Размеры надбавок

Указ №570 предусматривает увеличение пенсий лицам, достигшим общеустановленного пенсионного возраста, за каждый полный год стажа работы сверх 40 лет по 45-й год включительно у мужчин и сверх 35 лет по 40-й год включительно у женщин на 0,1, 0,2, 0,3, 0,4, 0,5% среднемесячного заработка (либо 0,7% средней зарплаты работников - в случаях, когда данная величина превышает среднемесячный заработок) соответственно. В денежном выражении размер увеличения составит совсем незначительные суммы – 3-5 тыс. рублей за один год и 15-20 тысяч за пять лет.

Но, как уточняют в Минтруда и соцзащиты, данное увеличение станет дополнительным к повышению, которое вводилось с 1 января 2015 года. В результате с учетом нормы об изменении с 1 января 2015 года минимальной базы увеличение пенсии с 1 января 2016 года за каждый год стажа сверх 40/35 лет будет дифференцировано и составит: за 41-й/36-й год - 1,1% заработка/минимальной базы (в номинальном выражении - не менее 43,3 тыс. рублей), за 42-й/37-й год – 1,2% (не менее 47,3 тыс. рублей), за 43-й/38-й год – 1,3% (не менее 51,2 тыс. рублей), за 44-й/39-й год –1,4% (не менее 55,1 тыс. рублей), 45-й/40-й год – 1,5% (не менее 59,1 тыс. рублей).

Для примера возьмем расчеты одного из областных управлений по труду и соцзашите.

Как увеличится пенсия по возрасту неработающей пенсионерки с учетом стажа работы 40 лет и индивидуального коэффициента заработка 4?

Ее размер пенсии в январе 2016 г. составит 4 238 810 руб. (5 540 928 руб. (откорректированный по статье 56 Закона заработок пенсионера) х 70% (размер пенсии за 35 лет стажа) + 5 540 928 руб. х 1,1% (за 36-й год стажа) + 5 540 928 руб. х 1,2% (за 37-й год стажа) + 5 540 928 руб. х 1,3% (за 38-й год стажа) + 5 540 928 руб. х 1,4% (за 39-й год стажа) + 5 540 928 руб. х 1,5% (за 40-й год стажа). До Указа ее пенсия составляла 4 155 700 руб.

Коэффициент
С 1 января 2016 г. лицам со стажем работы 36 лет и выше у мужчин и 31 год и выше у женщин при исчислении трудовой пенсии будет учитываться заработок в размере до 5-кратной средней заработной платы работников в республике. Эта мера коснется тех, чей кого индивидуальный коэффициент заработка выше 4. Максимальная пенсия по возрасту при стаже 45 (40) лет у мужчин и женщин соответственно при индивидуальном коэффициенте заработка 5 и выше в январе для неработающих пенсионеров составит 4,9 млн руб.

При исчислении пенсий (статья 56 Закона) заработок в пределах от 130 до 400% (до 500% – при стаже работы 36 лет и более у мужчин и 31 год и более у женщин) средней заработной платы работников учитывается в размере 10%; лицам, занятым на подземных работах и работах на поверхности, связанных с подземными работами, – 20%, а лицам, длительное время занятым на подземных и открытых горных работах, – 30%.

УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

8 декабря 2014 г. № 570

О совершенствовании пенсионного обеспечения

В целях повышения уровня пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан, имеющих длительный стаж работы, и оптимизации пенсионных расходов:

1.1. трудовая пенсия, назначенная в соответствии с Законом Республики Беларусь от 17 апреля 1992 года «О пенсионном обеспечении» (Ведамасці Вярхоўнага Савета Рэспублікі Беларусь, 1992 г., № 17, ст. 275) (далее – Закон), увеличивается:

мужчинам за каждый полный год стажа работы (статьи 51–53 Закона) сверх 25 лет, а также стажа работы с особыми условиями труда (пункт «а» части первой статьи 12 и статья 13 Закона) сверх 10 лет – на один процент среднемесячного заработка (статья 56 Закона), но не менее чем на один процент минимального размера пенсии по возрасту. При этом для лиц, достигших общеустановленного пенсионного возраста и имеющих стаж работы более 35 лет, пенсии увеличиваются за каждый полный год стажа работы сверх 35 лет на один процент среднемесячного заработка, но не менее чем на 0,7 процента средней заработной платы работников в республике, применяемой для корректировки фактического заработка пенсионера (статья 70 Закона) (далее – средняя заработная плата работников), а для лиц, имеющих стаж работы 45 лет и более, увеличение в размере не ниже указанного устанавливается начиная с 26-го года стажа работы;

женщинам за каждый полный год стажа работы сверх 20 лет, а также стажа работы с особыми условиями труда сверх 7 лет 6 месяцев – на один процент среднемесячного заработка, но не менее чем на один процент минимального размера пенсии по возрасту. При этом для лиц, достигших общеустановленного пенсионного возраста и имеющих стаж работы более 30 лет, пенсии увеличиваются за каждый полный год стажа работы сверх 30 лет на один процент среднемесячного заработка, но не менее чем на 0,7 процента средней заработной платы работников, а для лиц, имеющих стаж работы 40 лет и более, увеличение в размере не ниже указанного устанавливается начиная с 21-го года стажа работы.

Увеличение производится в пределах 45 лет стажа работы у мужчин и 40 лет у женщин.

Увеличение пенсий в соответствии с настоящим подпунктом производится при исчислении пенсии по возрасту, по инвалидности, за выслугу лет (часть вторая статьи 23, часть вторая статьи 31 и часть третья статьи 50 Закона);

1.2. лицам, достигшим общеустановленного пенсионного возраста, пенсии дополнительно увеличиваются на 0,1, 0,2, 0,3, 0,4, 0,5 процента среднемесячного заработка (либо на 0,7 процента средней заработной платы работников – в случаях, когда данная величина превышает среднемесячный заработок) соответственно за каждый полный год стажа работы сверх 40 лет по 45-й год включительно у мужчин и сверх 35 лет по 40-й год включительно у женщин;

1.3. трудовая пенсия исчисляется из откорректированного фактического заработка, определенного в соответствии с Законом, за последние 21 год подряд стажа работы, но не более чем за фактически имеющийся стаж работы. Начиная с 1 января 2016 г. указанный 21-летний период увеличивается ежегодно на один год до фактически имеющегося у лица, обратившегося за пенсией, стажа работы. При этом периоды, предусмотренные в части второй статьи 51 Закона, учитываются при исчислении пенсии при условии, что они не совпадают с периодами работы и иной деятельности с уплатой обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь;

1.4. при исчислении пенсий (статья 56 Закона) заработок в пределах от 130 до 400 процентов (до 500 процентов – при стаже работы 36 лет и более у мужчин и 31 год и более у женщин) средней заработной платы работников учитывается в размере

10 процентов. Лицам, занятым на подземных работах и работах на поверхности, связанных с подземными работами (абзацы первый–третий пункта «а» части первой статьи 12 и часть первая статьи 15 (список № 1) Закона), этот заработок учитывается в размере 20 процентов, а лицам, длительное время занятым на подземных и открытых горных работах (статья 13 Закона), – в размере 30 процентов;

1.5. обязательные страховые взносы в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь для работодателей и работающих граждан начисляются на выплаты, предусмотренные в абзаце втором статьи 2 Закона Республики Беларусь от 29 февраля 1996 года «Об обязательных страховых взносах в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь» (Ведамасці Вярхоўнага Савета Рэспублікі Беларусь, 1996 г., № 7, ст. 93; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г.,

№ 86, 2/979), не превышающие пятикратной величины средней заработной платы работников в республике за месяц, предшествующий месяцу, за который уплачиваются обязательные страховые взносы, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь;

1.6. социальные пенсии (кроме пенсий детям-инвалидам, инвалидам, в том числе инвалидам с детства, и детям в случае потери кормильца (пункт «а» части третьей статьи 35 Закона) назначаются гражданам, не получающим трудовую пенсию и (или) пенсию из других государств в соответствии с международными договорами Республики Беларусь в области социального (пенсионного) обеспечения, достигшим возраста: мужчины – 65 лет, женщины – 60 лет.

2. Внести в пункт 1 Указа Президента Республики Беларусь от 3 сентября 2013 г.

№ 389 «О некоторых вопросах пенсионного обеспечения и социального страхования» (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 05.09.2013, 1/14480) следующие изменение и дополнение:

слова «условии уплаты обязательных страховых взносов в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты» заменить словами «наличии стажа работы с уплатой обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь»;

дополнить пункт словами «, а с 1 января 2015 г. – не менее 15 лет».

Пенсии, назначенные до 1 января 2015 г., подлежат пересмотру в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 настоящего Указа, а назначенные до 1 января 2016 г. – в соответствии с подпунктами 1.2 и 1.4 пункта 1 настоящего Указа (при соблюдении условий, установленных в этих подпунктах).

Финансирование расходов по реализации положений, содержащихся в подпунктах 1.1, 1.2 и 1.4 пункта 1 настоящего Указа, осуществляется за счет средств бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь.

Совету Министров Республики Беларусь в трехмесячный срок обеспечить приведение актов законодательства в соответствие с настоящим Указом.

Настоящий Указ вступает в силу в следующем порядке:

6.1. подпункты 1.1, 1.3, 1.5, 1.6 пункта 1 – с 1 января 2015 г.;

6.2. подпункты 1.2, 1.4 пункта 1 – с 1 января 2016 г.;

6.3. иные положения этого Указа – после его официального опубликования.

Президент Республики Беларусь А.Лукашенко

8 декабря 2014 г. принят Указ Президента Республики Беларусь № 570 «О совершенствовании пенсионного обеспечения», предусматривающий комплекс мер по повышению уровня пенсий граждан, достигших общеустановленного пенсионного возраста, исчисленных при длительном стаже работы, по усилению мотивации работников к более длительной легальной трудовой деятельности и ограничению иждивенческих устремлений. Для подробного разъяснения основных аспектов данного Указа мы обратились к Н.В. Песоцкой, начальнику управления по труду, занятости и социальной защите Бобруйского райисполкома.
— В Республике Беларусь размер пенсии, в том числе по возрасту (за выслугу лет), зависит от вклада каждого пенсионера в пенсионную систему республики, т.е. от продолжительности его общего (страхового) стажа и размера получаемой до назначения пенсии заработной платы, на которую начислялись и из которой уплачивались обязательные страховые взносы в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь.

Поскольку размер пенсии зависит от вклада каждого пенсионера в пенсионную систему республики, произошедшие изменения в пенсионном законодательстве предусматривают минимизацию иждивенческих настроений при реализации права граждан, постоянно проживающих в республике, на трудовую пенсию по возрасту (за выслугу лет) и влияние длительности стажа на размер получаемой пенсии.

Для достижения указанной цели с 1 января 2015 года, при реализации права на трудовые пенсии по возрасту (за выслугу лет), данным Указом был увеличен требуемый страховой стаж с 10 до 15 лет.
Необходимо отметить, что прежние нормы к наличию требуемого страхового стажа не менее 5 лет оставлены для отдельных категорий социально защищенных граждан, к которым относятся: военнослужащие, ставшие инвалидами вследствие ранения или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы; многодетные матери, родившие пять и более детей и воспитавшие их до 8-летнего возраста; матери военнослужащих, смерть которых связана с исполнением обязанностей военной службы; родители детей-инвалидов; инвалиды с детства (статья 5 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении»).
Кроме того, с 1 января 2015 года в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь № 570 от 08.12.2014 года «О совершенствовании пенсионного обеспечения» предусмотрен ряд изменений, влияющих на порядок определения: размера пенсии; среднемесячного заработка (индивидуального коэффициента заработка) пенсионера; права на трудовую пенсию по возрасту (за выслугу лет), а также права на социальную пенсию по возрасту.
С 1 января 2015 года право на повышение пенсии приобретают пенсионеры, достигшие общеустановленного пенсионного возраста (мужчины — 60 лет, женщины — 55 лет), имеющие общий стаж продолжительностью мужчины не менее 36 лет, женщины не менее 31 года и получающие пенсии (по возрасту, по инвалидности в размере пенсии по возрасту и за выслугу лет) при индивидуальном коэффициенте заработка до 1,15995.
Справочно: мужчинам, достигшим общеустановленного пенсионного возраста (60 лет) и имеющим стаж работы более 35 лет, пенсия увеличивается за каждый полный год стажа работы сверх 35 лет на один процент среднемесячного заработка, но не менее чем на 0,7 процента средней заработной платы работников в республике, применяемой для корректировки фактического заработка пенсионера (статья 70 Закона) (далее — СЗП), а имеющим стаж работы 45 лет и более, увеличение в размере не ниже указанного устанавливается с 26-го года стажа работы;
женщинам, достигшим общеустановленного пенсионного возраста (55 лет) и имеющим стаж работы более 30 лет, пенсия увеличивается за каждый полный год стажа работы сверх 30 лет на один процент среднемесячного заработка, но не менее чем на 0,7 процента СЗП, а имеющих стаж работы 40 лет и более, увеличение в размере не ниже указанного устанавливается с 21-го года стажа работы.
Указанная норма применяется при условии, если один процент от откорректированной в соответствии со ст. 56 Закона заработной платы окажется меньше 0,7 процента СЗП.
С 1 ноября 2014 года при корректировке заработка пенсионера применяется средняя заработная плата работников в республике в размере 5 625 309 рублей, 0,7 процента от указанной величины составляет 39 377 рублей (5 625 309 рублей умножить на 0,7 процентов). Один процент откорректированного заработка пенсионера в размере 39 377 рублей соответствует откорректированному заработку при индивидуальном коэффициенте заработка пенсионера 1,15995.
Например, гражданка К., достигшая 80-летнего возраста, не работает, получает пенсию по возрасту при общем стаже 40 лет и индивидуальном коэффициенте заработка 0,86122. Откорректированный заработок с ноября 2014 года (ст. 56 Закона) гражданки К. при вышеуказанном индивидуальном коэффициенте составляет 3 473 560 рублей.
Размер ее пенсии в декабре с учетом надбавки на уход как достигшей 80 лет (ст. 25 Закона), и постоянной доплаты (Указ № 35 от 16.01.2012 года) составляет 3 128 700 рублей.
Размер пенсии гражданки К. с 1 января 2015 года составит 3 221 500 рублей (1 910 458 руб. (55 процентов от 3 473560 за стажа работы 20 лет) + 787 540 руб. (увеличение за каждый год стаж работы сверх 20 лет в размере 0,7 процента от средней заработной платы работников, которое составляет 39 377 руб. умножаем на 20) + 174 503 руб. (надбавка на уход) + 349 005 руб. (постоянная доплата по Указу № 35).
Например, гражданин Н., получает пенсию по возрасту при общем стаже 43 года и индивидуальном коэффициенте заработка 1,13789 в размере 2 856 400 рублей. Его откорректированный заработок с ноября 2014 года (ст. 56 Закона) составляет 3 912 841 рубль.
Размер пенсии гражданина Н. с 1 января 2015 года составит 2 858 400 рублей (2 543 347 рублей (65 процентов (55 процентов за стаж 25 лет + 1 процент за каждый полный стаж работы сверх 25 лет по 35 лет включительно) от 3 912 841 руб.) + 315 016 руб. (увеличение за каждый год стажа работы сверх 35 лет в размере 0,7 процента от средней заработной платы работников, которое составляет 39 377 руб., умноженное на 8).
С 1 января 2015 года в целях повышения уровня пенсий увеличивается предельная величина средней заработной платы для уплаты обязательных страховых взносов в бюджет фонда с 4-х до 5-кратной средней заработной платы работников в республике.
Указом изменен порядок исчисления среднемесячного заработка при назначении пенсии лицам, реализовавшим свое право на пенсию с 1 января 2015 года. Им трудовая пенсия будет исчисляться из откорректированного фактического заработка, определяемого в соответствии с Законом, за последний 21 год подряд стажа работы, но не менее чем за фактически имеющийся стаж работы. При этом, начиная с 1 января 2016 года, указанный 21-летний период увеличивается ежегодно на один год до фактически имеющегося у лица, обратившегося за пенсией, стажа работы (с 1 января 2016 года — за 22 года; с 1 января 2017 года — за 23 года и т.д.).

Следует отметить, что кредитные периоды: военная служба в Вооруженных Силах Республики Беларусь; отпуск по уходу за ребенком; уход за детьми до достижения ими возраста 3 лет и т. п. (часть вторая статьи 51 Закона) учитываются при исчислении пенсии при условии, что они не совпадают с периодами работы и иной деятельности с уплатой обязательных страховых взносов в бюджет фонда.

Поскольку при реализации права на пенсию размер заработка застрахованного в системе государственного социального страхования лица за период работы после 1 января 2003 года подтверждается выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, норма, пре- дусмотренная Указом, сокращает период представления необходимых справок, подтверждающих заработную плату.
Справочно: сведения о заработной плате до 1 января 2003 года подтверждаются справкой о размере заработка, выданной работодателем (правопреемником), архивом и т. п. на основании находящихся на хранении бухгалтерских документов.
Обращаем внимание, что лицам, реализующим свое право на пенсию в 2015 году, заработок определяется за последние полные 252 месяца стажа работы (в 2016 году — за 264, в 2017 году — за 276 и т. д. полных месяцев работы). При этом на основании статьи 57 Закона по желанию пенсионера заработок за неполные месяцы (прием на работу, увольнение) может быть учтен как заработок за полные месяцы.
Необходимо отметить, что увеличение пенсионного возраста касается только лиц, не имеющих право на трудовую пенсию, т. е. тех, кто по состоянию здоровья является трудоспособным (не признан инвалидом одной из групп) и не имеет страхового стажа (периодов работы) в общей сложности продолжительностью не менее 15 лет, и лиц, относящихся к категории социально защищенных граждан (многодетные матери, родившие пять и более детей и воспитавшие их до 8-летнего возраста; матери военнослужащих, смерть которых связана с исполнением обязанностей военной службы; родители детей-инвалидов) не имеющих страхового стажа не менее 5 лет. С 1 января 2015 года им социальная пенсия по возрасту будет назначаться по достижении возраста: мужчинами — 65 лет; женщинами — 60 лет.
С 1 января 2016 года право на увеличение пенсии приобретут:
* лица, достигшие общеустановленного пенсионного возраста. Им пенсии дополнительно будут увеличены на 0,1; 0,2; 0,3; 0,4; 0,5 процента среднемесячного заработка (либо 0,7 СЗП, когда данная величина превышает среднемесячный заработок) соответственно за каждый полный год стажа работы с 41 по 45 год включительно у мужчин и с 36 по 40 год включительно у женщин. Данное увеличение будет дополнительным к увеличению, предусмотренному с 1 января 2015 года;
* лица со стажем работы 36 лет у мужчин и 31 год у женщин и индивидуальном коэффициенте заработка пенсионера свыше 4. При исчислении трудовой пенсии им будет учитываться заработок в размере до 5-кратной средней заработной платы работников в республике. Сегодня учитывается максимальный индивидуальный коэффициент 4.
Пенсии, назначенные до 1 января 2016 года, подлежат пересмотру в соответствии с вышеприведенными нормами при соблюдении установленных норм.

За более подробной информацией вы можете обращаться к специалистам управления по труду, занятости и соцзащите райисполкома по телефонам: 70-90-82 и 72-05-44.


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Указ Президента РФ от 25 ноября 2019 г. № 570 “О внесении изменения в Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 606 “О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации" и признании утратившими силу некоторых актов Президента Российской Федерации”

1. Внести в Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 19, ст. 2343; 2017, N 43, ст. 6305; 2018, N 46, ст. 7031; 2019, N 12, ст. 1296) изменение, дополнив подпункт "в пункта 1 предложением следующего содержания: ".Софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, входящих в состав Уральского и Сибирского федеральных округов, осуществлять с 1 января 2020 г. независимо от величины суммарного коэффициента рождаемости в этих субъектах Российской Федерации".

2. Признать утратившими силу:

Указ Президента Российской Федерации от 30 мая 1994 г. N 1110 "О повышении размера компенсационных выплат отдельным категориям граждан" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 6, ст. 589);

пункт 5 приложения к Указу Президента Российской Федерации от 8 февраля 2001 г. N 136 "О внесении изменений в некоторые указы Президента Российской Федерации по вопросам установления размеров стипендий и социальных выплат" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 7, ст. 629);

пункт 3 приложения к Указу Президента Российской Федерации от 17 апреля 2003 г. N 444 "О внесении изменений и дополнений в некоторые акты Президента Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области пожарной безопасности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, № 16, ст. 1508);

пункт 2 приложения N 1 к Указу Президента Российской Федерации от 1 июля 2014 г. N 483 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Президента Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, № 27, ст. 3754).

3. Сохранить за гражданами, которым в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 30 мая 1994 г. N 1110 "О размере компенсационных выплат отдельным категориям граждан" ежемесячные компенсационные выплаты назначены до дня вступления в силу настоящего Указа, право на их получение до окончания установленных периодов выплаты.

Право на получение ежемесячных компенсационных выплат до окончания установленных периодов выплаты имеют также граждане, перечисленные в абзаце третьем пункта 1 названного Указа, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком, родившимся до вступления в силу настоящего Указа.

4. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

а) сохранить установленные критерии и условия назначения нуждающимся в поддержке семьям ежемесячных денежных выплат, предусмотренных пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации";

б) принять меры, направленные на оказание дополнительной государственной помощи нуждающимся в поддержке семьям, имеющим трех и более детей.

5. Правительству Российской Федерации привести свои акты в соответствие с настоящим Указом.

6. Настоящий Указ вступает в силу с 1 января 2020 г.

Президент Российской Федерации В. Путин

25 ноября 2019 года

Обзор документа

Нуждающимся многодетным семьям регионы могут назначать ежемесячную денежную выплату в размере детского прожиточного минимума.

С 1 января 2020 г. в Уральском и Сибирском федеральных округах указанные выплаты решено софинансировать из федерального бюджета независимо от суммарного коэффициента рождаемости.

Отменяется компенсационная выплата в 50 руб., которая назначалась в т. ч. матерям, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им 3 лет. При этом граждане, которым эта выплата была назначена, продолжат получать ее до истечения периода ее действия.

Право на выплаты до окончания периода их предоставления имеют также граждане, находящиеся в отпуске по уходу за детьми, родившимися до 1 января 2020 г.

11 апреля 2016 г. Президентом Республики Беларусь принят Указ № 137 «О совершенствовании пенсионного обеспечения» (далее – Указ).

Указом предусматривается повышение общеустановленного пенсионного возраста с 1 января 2017 г. ежегодно на 6 месяцев до достижения возраста мужчинами 63 года, женщинами 58 лет.

Повышение пенсионного возраста будет осуществляться постепенно, с 1 января каждого года – на шесть месяцев, одновременно для обоих полов, с сохранением действующей пятилетней разницы в пенсионных возрастах у мужчин и женщин (подпункт 1.1 пункта 1 Указа).

Год обращения за пенсией

Общеустановленный пенсионный возраст

2017
2018
2019
2020
2021
2022

60 лет 6 месяцев
61 год
61 год 6 месяцев
62 года
62 года 6 месяцев
63 года

55 лет 6 месяцев
56 лет
56 лет 6 месяцев
57 лет
57 лет 6 месяцев
58 лет

Необходимо отметить, что повышение пенсионного возраста предусмотрено для всех категорий граждан в целях обеспечения одинакового, равного подхода. Одновременно с повышением общеустановленного пенсионного возраста предусматривается повышение:пенсионных возрастов для назначения льготных (досрочных) трудовых пенсий по возрасту и за выслугу лет в соответствии с законами Республики Беларусь от 17 апреля 1992 г. «О пенсионном обеспечении», от 6 января 2009г. «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий», от 15 июня 2006 г. «О занятости населения Республики Беларусь», от 14 июня 2003 г. «О государственной службе в Республике Беларусь», а также для назначения ежемесячного денежного содержания по Указу Президента Республики Беларусь от 30 ноября 2006 г. № 705 «О ежемесячном денежном содержании отдельных категорий государственных служащих». Пенсионные возраста, дающие право на указанные виды пенсий и ежемесячное денежное содержание, повышаются ежегодно с 1 января на 6 месяцев, но не более чем на 3 года в общей сложности (подпункт 1.2 пункта 1 Указа).

Указом также рекомендуется руководителям организаций (независимо от форм собственности) с учетом имеющихся финансовых возможностей шире применять практику участия работодателей и работников в программах добровольного страхования дополнительной пенсии (пункт 3 Указа).

Законодательством Республики Беларусь предусмотрено добровольное страхование дополнительной пенсии. Программы добровольного страхования дополнительной пенсии, предоставляемые страховыми организациями на финансовом рынке Беларуси, позволяют формировать дополнительную к государственной пенсии пенсионную выплату, т.е. больший пенсионный достаток. Формирование дополнительной пенсии возможно непосредственно самим гражданином и (или) его работодателем (корпоративное страхование).

Одновременно с вопросом повышения пенсионного возраста Указом регулируются вопрос повышения предельного возраста состояния на военной службе (службе в военизированных организациях), а также отдельные вопросы пенсионного обеспечения военнослужащих (сотрудников военизированных организаций) (подпункт 1.3 пункта 1 и пункт 4 Указа). Сопровождение вопросов, касающихся прохождения военной службы (службы в военизированных организациях) и пенсионного обеспечения военнослужащих (сотрудников военизированных организаций), осуществляется соответствующими силовыми министерствами и ведомствами.

Когда белорусы будут выходить на пенсию

в зависимости от даты рождения

дата рождения

время выхода на пенсию

пенсионный возраст , лет

с 1 января по 30 июня 1957 года

с 1 января по 30 июня 1962 года

с 1 июля по 31 декабря 2017 года

с 1 июля по 31 декабря 1957 года

с 1 июля по 31 декабря 1962 года

с 1 июля по 31 декабря 2018 года

с 1 января по 30 июня 1958 года

с 1 января по 30 июня 1963 года

с 1 июля по 31 декабря 2019 года

с 1 июля по 31 декабря 1958 года

с 1 июля по 31 декабря 1963 года

с 1 июля по 31 декабря 2020 года

с 1 января по 30 июня 1959 года

с 1 января по 30 июня 1964 года

с 1 июля по 31 декабря 2021 года

с 1 июля по 31 декабря 1959 года и младше

с 1 июля по 31 декабря 1964 года и младше

с 1 июля 2022 года

В итоге поэтапное повышение пенсионного возраста закончится во второй половине 2022 года. Далее все будут выходить на пенсию в возрасте 58/63 лет.

Следует обратить внимание, что возраст выхода на пенсию будет зависеть не только от даты рождения, но и от даты обращения за назначением пенсии. Так, если женщина, родившаяся во втором полугодии 1962 года (например, в декабре), обратится за назначением пенсии не в период возникновения права на пенсию (в декабре 2018 года), а позднее, скажем, в феврале 2019 года, то право на пенсию ей может быть предоставлено не ранее достижения пенсионного возраста, установленного для женщин в 2019 году (56 лет 6 месяцев), то есть не ранее июня 2019 года.

25 февраля 2015 г. Советом Министров Республики Беларусь принято постановление № 134 «Об утверждении Положения о порядке подтверждения личности граждан Республики Беларусь, не имеющих документа, удостоверяющего личность, для целей пенсионного обеспечения» (далее – постановление). Данное постановление направлено на реализацию решения Конституционного Суда Республики Беларусь от 9 июля 2014 г. № Р-944/2014 «О правовой неопределенности в правовом регулировании удостоверения личности при назначении пенсии органами по труду, занятости и социальной защите».

Реализация права на государственное пенсионное обеспечение неразрывно связана с личностью гражданина. В связи с этим в целях подтверждения личности гражданина при обращении за назначением пенсии гражданин должен предъявить документ, удостоверяющий личность. Документом, удостоверяющим личность гражданина Республики Беларусь, является паспорт гражданина Республики Беларусь.

Вместе с тем, некоторые граждане Республики Беларусь не имеют паспорта в связи с отказом от его получения по религиозным и иным мотивам. Это не позволяет им реализовать право на пенсионное обеспечение.

Постановлением предусмотрено, что для целей пенсионного обеспечения в органах по труду, занятости и социальной защите личность гражданина Республики Беларусь, не имеющего паспорта, подтверждается заключением о подтверждении личности гражданина, выдаваемым органом внутренних дел по месту последней регистрации по месту жительства этого гражданина.

Для этого гражданин представляет в орган по труду, занятости и социальной защите по месту регистрации по месту жительства либо по месту фактического жительства заявление о подтверждении личности по установленной форме, свидетельство о рождении , десять одинаковых цветных фотографий, соответствующих его возрасту (40 x 50 мм), другие имеющиеся документы, которые, по мнению гражданина, могут быть использованы для подтверждения его личности .

На основании представленных документов органом по труду, занятости и социальной защите формируется запрос о подтверждении личности в орган внутренних дел.

При рассмотрении запроса орган внутренних дел проводит процедуру идентификации гражданина с изучением совокупности представленных им документов. Запрос рассматривается в течение месяца со дня его получения с вынесением по результатам рассмотрения заключения о подтверждении (не подтверждении) личности гражданина.

Заявление о назначении пенсии и необходимые для её назначения документы будут приниматься органом по труду, занятости и социальной защите не ранее даты поступления заключения о подтверждении личности.

Выплата пенсии, назначенной гражданину, личность которого подтверждена соответствующим заключением, будет осуществляться объектом почтовой связи по месту фактического жительства гражданина на основании поручения на выплату пенсии органа по труду, занятости и социальной защите. При получении пенсии в объекте почтовой связи гражданином должен предъявляться второй экземпляр данного поручения. В случае утраты (хищения) такого поручения, закрытия (переименования) объекта почтовой связи, перемены места жительства гражданину по его обращению органом по труду, занятости и социальной защите будет выдаваться новое поручение.

Постановление вступает в силу с 1 марта 2015 г.

С 12 июля 2015 г. вступает в силу Закон Республики Беларусь от 8 января 2015 г. № 238 «О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам донорства крови и ее компонентов», которым внесены изменения в пункт «д» статьи 68 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» в части установления повышения в размере 40 процентов минимальной пенсии по возрасту лицам, достигшим общеустановленного пенсионного возраста, награжденным нагрудным знаком отличия Министерства здравоохранения Республики Беларусь «Ганаровы донар Рэспубл i к i Беларусь» . Документом, подтверждающим право на повышение пенсии по указанному основанию, является удостоверение к нагрудному знаку.

Справочно: До 12 июля 2015г. право на повышение предоставлено только донорам, награжденным знаком почета «Почетный донор Республики Беларусь», знаками «Почетный донор СССР», «Почетный донор Общества Красного Креста БССР».

Новое в пенсионном обеспечении с 1 января 2016 года

31 декабря 2015 г. принят Указ Президента Республики Беларусь № 534 «О вопросах социального обеспечения».

закрепляется сложившаяся в последние годы практика проведения перерасчетов трудовых пенсий на основании целевых указов не реже одного раза в год в пределах имеющихся средств государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь (далее – бюджет фонда);

c 1 января 2016 года увеличивается с 15 до 15 лет 6 месяцев минимальный стаж работы с уплатой страховых взносов в бюджет фонда (далее – страховой стаж), необходимый для пенсии по возрасту и за выслугу лет. Начиная с 1 января 2017 года страховой стаж постепенно (пошагово) будет увеличиваться ежегодно с 1 января на 6 месяцев до достижения 20 лет.

Для назначения трудовых пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца сохранены прежние требования по страховому стажу.

Увеличение страхового стажа также не затронет социально уязвимые категории лиц, для которых формирование длительного страхового стажа объективно затруднительно (родителей детей-инвалидов (инвалидов с детства), многодетных матерей, инвалидов с детства и др. (статьи 17-22 Закона “О пенсионном обеспечении”). Для назначения им досрочных пенсий по возрасту требуется, как и прежде, 5 лет страхового стажа;

с 1 января 2016 года обязательное государственное социальное (пенсионное) страхование распространяется на иностранных граждан и лиц без гражданства, работающих в Республике Беларусь или являющихся индивидуальными предпринимателями, а также на всех физических лиц (граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства), работающих в представительствах иностранных организаций, осуществляющих свою деятельность на территории Республики Беларусь.

С 1 января 2016 года также вступают в силу нормы Указа Президента Республики Беларусь от 8 декабря 2014 г. № 570 «О совершенствовании пенсионного обеспечения», предусматривающие:

увеличение пенсий лицам, достигшим общеустановленного пенсионного возраста, за каждый полный год стажа работы сверх 40 лет по 45 год включительно у мужчин и сверх 35 лет по 40 год включительно у женщин на 0,1; 0,2; 0,3; 0,4; 0,5 процента среднемесячного заработка (либо 0,7 процента средней заработной платы работников - в случаях, когда данная величина превышает среднемесячный заработок) соответственно;

учет при исчислении пенсий (статья 56 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» (далее – Закон) заработка в пределах от 130 до 500 процентов при стаже работы 36 лет и более у мужчин и 31 год и более у женщин средней заработной платы работников в размере 10 процентов. Лицам, занятым на подземных работах и на работах на поверхности, связанных с подземными работами (абзацы первый - третий пункта «а» части первой статьи 12 и часть первая статьи 15 (список № 1) Закона), этот заработок учитывается в размере 20 процентов, а лицам, длительное время занятым на подземных и открытых горных работах (статья 13 Закона), - в размере 30 процентов.

Пенсии, назначенные до 1 января 2016 г., пересмотрены с учетом приведенных норм Указа № 570. То есть они перерассчитаны в автоматическом режиме без участия пенсионеров.

С 1 августа 2017 года вступает в силу Указ Президента Республики Беларусь от 29 июня 2017 г. № 233 «О пенсионном обеспечении отдельных категорий граждан».

Документ направлен на урегулирование вопроса о повышении уровня пенсионного обеспечения граждан, которые длительное время осуществляли социально-значимые виды деятельности (например, осуществляли уход за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет‚ а также за лицами, достигшими 80-летнего возраста, и др.) и по этой причине не смогли сформировать стаж работы с уплатой обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда, требуемый для назначения пенсии по возрасту.

В связи с этим указом предусматривается возможность назначения трудовой пенсии по возрасту по достижении общеустановленного пенсионного возраста при страховом стаже не менее 10 лет гражданам, имеющим общий стаж работы (предусмотренный в статье 51 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении») не менее 40 лет у мужчин и 35 лет у женщин.

Продолжительность стажа работы с уплатой обязательных страховых взносов также уменьшается для граждан, которые длительное время (не менее 10 календарных лет) проходили военную службу (службу в военизированных организациях), но не имеют права на пенсию по законодательству о пенсионном обеспечении военнослужащих. Право на трудовую пенсию по возрасту предусмотрено предоставить этой категории граждан при наличии не менее 10 лет страхового стажа и общего стажа работы не менее 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин.

Примечание: в требуемые 10 лет военной службы (службу в военизированных организациях) включаются периоды предусмотренные пунктом «а» части второй статьи 51 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении», за исключением периодов военной службы (службы в военизированных организациях), приходящихся на период нахождения в социальном отпуске по уходу за детьми. В требуемые 25(20 лет) стажа работы – периоды работы и иной деятельности, предусмотренные статье 51 названного Закона.

Напомним, что в 2017 году требуемый страховой стаж для начисления трудовой пенсии составляет 16 лет и постепенно повышается (ежегодно на 6 месяцев) до достижения 20 лет к 2025 году.

Читайте также: