Механизм государственного пенсионного обеспечения

Оглавление

ГЛАВА IГОСУДУРАСТВЕННОЕПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ. 5

1.1 Понятие и правовое регулирование государственного пенсионного обеспечения……………..…………………………………………………..5

1.2 Система государственного пенсионного обеспечения. ……. …….9

ГЛАВА II ВИДЫ ПЕНСИИ ПОПРОГРАММЕ ГОСУДАРСТВЕННОГ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ……………………………. ……..11

2.1 Государственное пенсионное обеспечение по инвалидности…..…11

2.2 Государственное пенсионное обеспечение по случаю потери кормильца..………………………………………………………………. 14

2.3 Государственное пенсионное обеспечение за выслугу лет. …….17

ГЛАВА III СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В РФ . …..………………………..21

Введение

Актуальностьтемы исследования. Пенсионная система России играет огромную роль не только в социальной и общественно-политической жизни всего государства, но и в его финансово-бюджетной сфере, оказывая значительное влияние на формирование и перераспределение денежных ресурсов в региональном и отраслевых аспектах, на стабильность и сбалансированность финансовой системы государства.

Российская Федерация в соответствии с Конституцией РФ 1993 г. провозглашена социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Такая норма в Основном законе закреплена впервые за всю историю конституционного строительства и отражает реконструкцию политической и экономической системы страны.

Социальное обеспечение — это система общественных отношений, складывающихся между гражданами, с одной стороны, и органами государства, местного самоуправления, организациями, с другой, по поводу предоставления гражданам за счет специальных фондов бюджетных средств медицинской помощи, пенсий, пособий и других видов обеспечения при наступлении жизненных обстоятельств, влекущих за собой утрату или снижение дохода, повышенные расходы, малообеспеченность, бедность.

Одним из компонентов идеи социального государства и едва ли не главная причина попыток воплощения этой идеи в жизнь является необходимость заботы о тех людях, кто не может позаботиться о себе самостоятельно. Если приюты, ночлежки, богадельни и т.п. существовали с давних времён, то система массового пенсионного обеспечения - достижение сравнительно недавнего прошлого.

Основной целью исследования в настоящей курсовой работе является определение понятия и рассмотрение особенности государственного пенсионного обеспечения.

В связи с поставленной целью основными задачами исследования являются следующие:

- определение понятия и исследование особенностей правового регулирования государственного пенсионного обеспечения;

- исследование системы государственного пенсионного обеспечения;

- рассмотрение основных видов пенсий по программе государственного пенсионного обеспечения;

- исследование совершенствования государственного пенсионного обеспечения в РФ, рассмотрение судебной практики.

Объектом исследования в настоящей курсовой работе является система государственного пенсионного обеспечения в Российской Федерации.

Предметом исследования являются социально-правовые и иные отношения, возникающие в процессе реализации государственного пенсионного обеспечения.

Изученность исследованияпри написании данной курсовой работы использовался не только теоретический, но практический материал таких авторов как: Федотова Д.Ю, Малеева Т.М, Агапова С.А.

Структура курсовой работы: настоящая курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка.

ГЛАВА I ГОСУДУРАСТВЕННОЕ ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Понятие и правовое регулирование государственного пенсионного обеспечения

Пенсионное обеспечение является социальной гарантией для граждан любого государства. Исходя из международных требований, право россиян на пенсионное обеспечение по возрасту, в случае болезни и инвалидности, а также в иных случаях, установленных законом, закреплено в ст. 39 Конституции Российской Федерации[1].Эффективно функционирующая система пенсионного обеспечения как часть общегосударственной системы социальной защиты должна опираться на развитое пенсионное законодательство, действенный административный механизм управления этой отраслью социальной сферы, а также на макроэкономические пропорции, определяющие ее развитие.[2]

Государственное пенсионное обеспечение, основанное на финансировании пенсий за счет средств федерального бюджета. Пенсия по государственному пенсионному обеспечению назначается государственным служащим (в том числе военнослужащим, сотрудникам силовых ведомств, а также членам их семей), участникам Великой Отечественной войны, гражданам, награжденным знаком «Жителю блокадного Ленинграда», гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, и членам их семей, космонавтам и членам их семей, работникам летно-испытательного состава, а также социально незащищенным гражданам, которые в силу обстоятельств не приобрели права на трудовую пенсию, – нетрудоспособным гражданам.

Пенсия по государственному пенсионному обеспечению - ежемесячная государственная денежная выплата гражданам в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением федеральной государственной службы при достижении выслуги при выходе на пенсию по старости (инвалидности); либо в целях компенсации утраченного заработка гражданам из числа космонавтов или из числа работников летно-испытательного состава в связи с выходом на пенсию за выслугу лет; либо в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста; либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию.

1) уровень пенсий должен находиться в неразрывной связи со страховым стажем и заработком, из расчета которого уплачивались взносы;

2) страховые фонды не при каких обстоятельствах и никем не могут расходоваться на иные цели, кроме пенсионного обеспечения застрахованных и их семей, и тем более изыматься из данного фонда, в том числе и временно;

3) деятельность всей системы обязательного пенсионного страхования должна находиться под контролем и наблюдением застрахованных и страхователей, а также парламента;

4) государство призвано гарантировать осуществление установленной им системы обязательного пенсионного страхования[3].

Одним из основных законов, регулирующих государственное пенсионное обеспечение, является Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»[4].

Пенсионное обеспечение является одной из самых важных социальных гарантий стабильного развития общества, оно непосредственно затрагивает интересы нетрудоспособного населения, а количество этого населения составляет свыше 25-30% населения любой страны. В России проживают в настоящий момент более 38,5 миллиона престарелых, инвалидов и членов семей, потерявших кормильца. Косвенно пенсионное обеспечение касается всего трудоспособного населения.

Пенсии в России установлены государственные и негосударственные. Государственные пенсии выплачиваются гражданам из государственных фондов социального обеспечения. В связи с трудовой и иной общественно полезной деятельностью, засчитываемой в общий трудовой стаж, назначаются пенсии по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет. Гражданам, не имеющим по каким-либо причинам права на трудовую пенсию, устанавливается социальная пенсии.

Происходящие в России демографические изменения, постоянно увеличивавшие нагрузку на пенсионную систему, в последние годы стабилизировались. Это связано с тем, что удельный вес пенсионеров в общей численности населения страны, в последние годы неуклонно возраставший, начал снижаться из-за увеличения рождаемости и снижения смертности россиян[5].

В долгосрочной перспективе в качестве альтернативы действующей распределительной системе предлагается смешанная система пенсионного обеспечения, которая включает в себя:

1) государственное пенсионное страхование;

2) государственное пенсионное обеспечение для отдельных категорий граждан, а также для лиц, которые не приобрели права на пенсию по государственному пенсионному страхованию - за счет средств федерального бюджета (базовая пенсия);

3) дополнительное пенсионное страхование (обеспечение), осуществляемое за счет добровольных взносов работодателей и работников, а в случаях, установленным законодательством Российской Федерации - обязательных страховых взносов.

В заключение отметим, что пенсионное обеспечение в России существует около четырех веков, за последние полвека государство стало уделять больше внимания пенсионной системе: произошло повышение пенсий, помимо страховой части пенсии, появилась накопительная часть. Наряду с государственными пенсионными фондами образовались негосударственные пенсионные фонды, все большую популярность получают профессиональные пенсионные системы[6].

Система государственного пенсионного обеспечения

Пенсионная система — это совокупность создаваемых государством правовых, экономических, организационных институтов и норм, предусматривающих предоставление гражданам материального обеспечения в виде пенсии.

Действующая в РФ пенсионная система предполагает наличие большого числа различного вида пенсий, которые можно классифицировать по различным основаниям.

Пенсия - регулярная денежная выплата (в расчете на месяц), которая производится в установленном законом порядке определенным категориям лиц из специальных фондов и других источников, предназначенных для этих целей.

Современная пенсионная система РФ — представляет собой совокупность законов, задачей которых является поддержка и организация регулярной передачи денежных средств для лиц, уже вышедших на пенсию.

Государственное пенсионное обеспечение. Государственной организацией, отвечающей за оплату пенсии, является Пенсионный Фонд Российской Федерации. Пенсия от государства передается гражданам из федерального бюджета, распределение ведется среди узких слоев населения.

Обязательное пенсионное страхование. Это выплаты от Пенсионного Фонда или Негосударственной Пенсионной компании. Эта пенсия по труду, предоставляется большинству работающих людей. Накопление средств ведется из обязательных страховых взносов, которые переводятся работодателем в ПФР.

Негосударственное пенсионное обеспечение. ­­ Данная система ведется частными Пенсионными Фондами и может быть индивидуальным и корпоративным. Получить подобные выплаты может любой человек или организация, решившая заключить отдельный договор с НПФ и обеспечить более высокий уровень жизни на пенсии. Оплачивается подобная услуга пенсионными взносами отдельного человека или компании, ведущей дополнительную защиту средств своих работников.

Государственное пенсионное обеспечение – это составная часть пенсионной системы России, которая обеспечивает за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в бюджет Пенсионного фонда РФ предоставление гражданам пенсий по государственному пенсионному обеспечению.

В отличие от обязательного пенсионного страхования, выплата пенсий в системе государственного пенсионного обеспечения не обусловлена предварительной уплатой страховых взносов. Финансовое обеспечение расходов на выплату пенсий по государственному пенсионному обеспечению, включая организацию их доставки, производится за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых бюджету ПФР на выплату пенсий по государственному пенсионному обеспечению.[7]

Выплата пенсий военнослужащим и их семьям осуществляется в соответствии с Законом о пенсионном обеспечении военнослужащих. Пенсионное обеспечение военнослужащих и их семей в зависимости от последнего места службы этих лиц осуществляется федеральными органами исполнительной власти.

К ним относятся Минобороны России, МВД России, ФСБ России, ФСКН России, Минюст России. Финансирование расходов па выплату пенсий осуществляется в централизованном порядке.

Целью государственного пенсионного обеспечения является начисление базовой части:

- пенсии по труду;

- пенсии по выслуге лет;

- по достижении пожилого возраста;

- по причине инвалидности;

Финансируется государственное пенсионное обеспечение из федерального бюджета. Производится это из сумм единого социального налога, за перечисление которого отвечает работодатель.

Главное в системе страхования, обеспечивающего обязательную выплату пенсии – это создание определенного запаса средств за счет постоянного перевода работодателем определенной суммы на лицевой счет работника:

Пенсионные накопления гражданина могут быть увеличены в результате грамотного управления ими и благодаря правильному инвестированию. В частности, заключив договор с негосударственным пенсионным фондом, а кроме того в результате самостоятельных дополнительных пенсионных взносов по государственной программе со финансирования пенсий или дополнительного пенсионного обеспечения.

Итак, теперь можно рассматривать средства, направляемые лицам, вышедшим на пенсию, как сумму трех составляющих, которыми являются обязательные пенсионные системы РФ:

Негосударственное пенсионное обеспечение занимается созданием добавочной поддержки пожилого населения, используя деньги, вложенные заинтересованными людьми, а также из выплат работодателей. Таким образом, дополнительная пенсия формируется и выплачивается из сумм перечисленных пенсионных взносов.

В 2017 году Правительством РФ было принято решение увеличить пенсионный возраст для госслужащих. Каждый год будет к пенсионному возрасту будет прибавляться по полгода до тех пор, пока женщины не будут выходить на пенсию в 58, а мужчины в 63 год до 2035г.

Делая вывод о значимости существующего законодательства пенсионной системы Российской Федерации следует сказать, что пенсионное законодательство может быть признано эффективным при определенных условиях: если оно распространяется на всех нуждающихся, социально уязвимых граждан; если в нем соблюдаются принципы равноправия и справедливости; если государство выполняет по отношению к гражданам взятые на себя обязательства, не допускает снижения уже достигнутого уровня социальных гарантий, обеспечивает уровень жизни нетрудоспособных, соответствующий прожиточному минимуму. Анализ действующего законодательства с учетом этих критериев свидетельствует о его невысокой эффективности.

Дата добавления: 2018-04-15 ; просмотров: 1671 ;

Сегодня широкая законодательная база, учитывающая любые возможные нюансы, определяет такую важнейшую сторону жизни каждого гражданина нашей страны, как государственная пенсионная система Российской Федерации. Реформа, появившаяся в 2001-м году, касающаяся пенсий, способствовала принятию Федерального закона о необходимости пенсионного страхования. Начиная с 2002-го года система выдачи пенсии стала такой, какой мы ее знаем сегодня.



Структура пенсионной системы Российской Федерации

Пенсионная система РФ это - представляет собой совокупность законов, задачей которых является поддержка и организация регулярной передачи денежных средств для лиц, уже вышедших на пенсию.

Система государственного пенсионного обеспечения распределяется по трем основным группам:

  • Государственное пенсионное обеспечение. Государственной организацией, отвечающей за оплату пенсии, является Пенсионный Фонд Российской Федерации. Пенсия от государства передается гражданам из федерального бюджета, распределение ведется среди узких слоев населения.
  • Обязательное пенсионное страхование. Это выплаты от Пенсионного Фонда или Негосударственной Пенсионной компании. Эта пенсия по труду, предоставляется большинству работающих людей. Накопление средств ведется из обязательных страховых взносов, которые переводятся работодателем в ПФР.
  • Негосударственное пенсионное обеспечение.­­ Данная система ведется частными Пенсионными Фондами и может быть индивидуальным и корпоративным. Получить подобные выплаты может любой человек или организация, решившая заключить отдельный договор с НПФ и обеспечить более высокий уровень жизни на пенсии. Оплачивается подобная услуга пенсионными взносами отдельного человека или компании, ведущей дополнительную защиту средств своих работников.

В трех этих группах можно установить ряд определенных особенностей, каждое отдельное обеспечение работает по определенным принципам, способно предоставить людям разнообразные варианты обеспечения на пенсии.

Стоит внимательно отнестись к структуре системы по расчету и выдаче пенсий РФ.

Как работает система государственного пенсионного обеспечения?

Целью государственного пенсионного обеспечения является начисление базовой части:


Финансируется государственное пенсионное обеспечение из федерального бюджета. Производится это из сумм единого социального налога, за перечисление которого отвечает работодатель.

Государственную систему пенсионного обеспечения составляют две части:

  • государственное пенсионное обеспечение;
  • государственное пенсионное страхование.
-->

Аспекты обязательного страхования

Главное в системе страхования, обеспечивающего обязательную выплату пенсии – это создание определенного запаса средств за счет постоянного перевода работодателем определенной суммы на лицевой счет работника:

  • в Пенсионном Фонде России;
  • на Негосударственном пенсионном фонде.


Пенсионные накопления гражданина могут быть увеличены в результате грамотного управления ими и благодаря правильному инвестированию. В частности, заключив договор с негосударственным пенсионным фондом, а кроме того в результате самостоятельных дополнительных пенсионных взносов по государственной программе софинансирования пенсий или дополнительного пенсионного обеспечения.

Итак, теперь можно рассматривать средства, направляемые лицам, вышедшим на пенсию, как сумму трех составляющих, которыми являются обязательные пенсионные системы РФ:

  • Страховая;
  • Накопительная;
  • Дополнительная.

В чем суть частных пенсионных фондов?

В 2004 году появилась возможность передать свои пенсионные накопления для их сохранения и преумножения в частную компанию.

Накопить на старость теперь можно в таких крупных негосударственных пенсионных фондах:

  • Внешэкономбанк;
  • Сбербанк;
  • АО НПФ «Открытие»;
  • КИТ Финанс;
  • Наследие;
  • Благосостояние.

Это не полный перечень таких организаций, но эти компании имеют большинство участников. Полный перечень можно посмотреть на официальном сайте ПФР.

Чем занимаются и отличаются от ГПФ

Пенсия, на которую переводит отчисления работник, делится на 2 части. Первая распределяется между нынешними пенсионерами, а вторая остается за работником и накапливается в течение жизни. Но чтобы инфляция не съела все сбережения, они должны приносить доходы. Именно для этого были созданы негосударственные фонды. Основное отличие от государственного фонда – возможность делить средства лица между несколькими компаниями и формировать портфель.

Фатально ошибиться с их выбором невозможно. Все фонды на территории РФ работают по единым принципам, имеют лицензию от ЦБ и проходят его регулярные проверки.

Механизм перевода накоплений из государственного фонда в негосударственный прописан в Постановлении Правительства.

Перевести финансы довольно просто. Нужно выбрать НПФ, с которым хочется сотрудничать, затем заключить договор. Если это индивидуальный пенсионный план, то потребуется также оплатить первый взнос.

На большинстве сайтов НПФ можно перевести пенсию удаленно, через их сайт. Потребуется подтвержденная учетная запись в «Госуслуги», данные паспорта и СНИЛС.

Начисление пенсионных баллов

В соответствии с федеральным законом №350-ФЗ от 3 октября 2018 года в России начинается постепенное повышение общеустановленного возраста, дающего право на назначение страховой пенсии по старости и пенсии по государственному обеспечению. Изменения будут происходить поэтапно в течение длительного переходного периода, который составит 10 лет и завершится в 2028 году. В результате пенсионный возраст будет повышен на 5 лет и установлен на уровне 60 лет для женщин и 65 лет для мужчин. В 2018 году пенсионный возраст женщин составлял 55 лет, пенсионный возраст мужчин – 60 лет.

Для постепенного повышения пенсионного возраста предусмотрен длительный переходный период продолжительностью 10 лет (с 2019 по 2028 год). Адаптацию к новым параметрам пенсионного возраста в первые несколько лет переходного периода также обеспечивает специальная льгота – назначение пенсии на полгода раньше нового пенсионного возраста. Она предусмотрена для тех, кто должен был выйти на пенсию в 2019 и 2020 годах по условиям прежнего законодательства. Это женщины 1964–1965 года рождения и мужчины 1959–1960 года рождения. Благодаря льготе пенсия по новым основаниям будет назначаться уже в 2020 году: женщинам в возрасте 56,5 лет и мужчинам в возрасте 61,5 лет.

В течение всего переходного периода продолжают действовать требования по стажу и пенсионным баллам, необходимым для назначения страховой пенсии по старости. Так, в 2020 году для выхода на пенсию требуется не менее 11 лет и 18,6 коэффициента пенсионных балла. Для правильно расчета пенсионного возраста вы можете воспользоваться пенсионным калькулятором.

Пенсионное обеспечение по обязательному пенсионному страхованию призвано гарантировать защиту интересов граждан страны. Однако, в связи с неоднократным проведением реформ, система ОПС и механизм ее функционирования для многих кроют множество вопросов. Попробуем разобраться и ответить на них.

Обязательное страховое обеспечение — что это

Обязательное страховое обеспечение по ОПС представляет собой непосредственно осуществление выплат, полагаемых гражданам в рамках страховой пенсионной системы. В свою очередь, страховая пенсионная система – это система мер, создаваемых государством, для финансовой поддержки людей после прекращения получения ими заработка и при наличии оснований для получения страхового обеспечения.

Подробнее об особенностях обязательного пенсионного страхования можно узнать здесь .

Таким образом, понятия страховой пенсионной системы и обязательного страхового обеспечения различны. Их разница заключается в том, что:

  • Страховая пенсионная система является более широким понятием, которое охватывает весь процесс формирования и распределения средств, предназначенных для поддержки населения.
  • Обязательное страховое обеспечение касается только этапа выплат в рамках всей системы.

К обеспечению по бюджетной пенсионной системе относятся следующие выплаты:

  • пенсии по возрасту, инвалидности , потери кормильца ;
  • накопительная часть;
  • выплаты к пенсии (срочная и фиксированная);
  • социальное погребение отдельных категорий умерших пенсионеров.

Как работает эта система

Система пенсионного страхования представляет собой вид долгосрочного страхования, при котором страхователем (гражданином) производятся отчисления в специальный фонд, а из него страховщик (ПФ) выплачивает полагающиеся пенсии.

Основными участниками такой системы являются:

  • Страховщики – государственные и негосударственные пенсионные фонды. Негосударственные представляют собой частные организации, деятельность которых регулируется правовыми стандартами.
  • Страхователи – являются физическими лицами, ИП и организациями, которые осуществляют платежи страховщикам.
  • Застрахованные – лица, которым полагается обеспечение в рамках данной системы.

Для того, чтобы получать выплаты при возникновении таких оснований, с заработка застрахованных работающих граждан в ПФ каждый месяц перечисляют 22% налога. Он оплачивается с любого дохода (премий, поощрений и т.д.), кроме социальных доплат.

Данная ставка состоит из 2 частей. Одна из них – солидарная, идет на выплату фиксированного объема пенсии. Вторая – индивидуальная, накапливается на личном счете ( СНИЛС ).

ВАЖНО! По номеру СНИЛС человек может получить информацию о своих индивидуальных накоплениях.

Таким образом, алгоритм функционирования данной системы можно представить следующим образом:

  • Все компании, после своей регистрации, в обязательном порядке регистрируются в органе ПФ.
  • При устройстве на работу и подписании соответствующих бумаг, человек получает статус застрахованного и может в будущем претендовать на получение компенсации ОПС.
  • Организации ежемесячно оплачивают обязательные взносы за всех сотрудников.
  • Перечисленные деньги учитываются на лицевых счетах работников и затем информация по этим данным используется для расчета пенсии.
  • При наступлении оснований для получения выплаты, граждане обращаются в ПФ с пакетом необходимых документов.

При этом ОПС выполняет следующие функции:

  • Инвестиционную. Имеющиеся в фондах средства используются для получения дополнительного дохода.
  • Аккумулирующую. Все деньги, оплачиваемые из разных источников, собираются в бюджете ПФ.
  • Регулирующую. С помощью ПФ происходит четкое распределение полученных средств.
  • Гарантийную. При выполнении всех условий, гражданам гарантируется финансовая поддержка при наступлении определенных ситуаций.

Структура пенсионного страхования в Российской Федерации

Всего в нашей стране существует три разновидности обеспечения граждан пенсиями:

  • Государственное пенсионное обеспечение. Не относится к страховому обеспечению и выплачивается госслужащим, военным, участникам ВОВ, и другим категориям граждан, включая нетрудоспособных и обеспечивается за счет федерального бюджета.
  • Обязательное страхование. Финансируется благодаря осуществлению взносов работающих граждан. Выплачивается также и иностранцам, проживающим в нашей стране и ведущим здесь трудовую деятельность.
  • Дополнительное (негосударственное). Обеспечивается частными организациями, за счет получения взносов на основании заключенных с клиентами договоров и инвестиционного дохода.

Таким образом, структура пенсионного страхования включает в себя обязательное и дополнительное страхование. Обязательное страхование обеспечивает гражданам получение следующих выплат:

  • Фиксированной. Она положена всем, у кого есть минимальный трудовой стаж, который в 2020 году составляет 11 лет. Ежегодно он будет увеличиваться до достижения 15 лет.
  • Страховой. Зависит от объема выплаченных работников налогов в ПФ.
  • Накопительной. Накопления могут осуществляться только у лиц, старше 1967 года рождения.

При этом, люди, рожденные после 1967 года могут самостоятельно выбирать: либо им рассчитывать только на страховое пособие, либо формировать страховую и накопительную часть пенсии в НПФ.

Накопительную часть можно разместить в понравившемся не пенсионном фонде. Это позволит получить дополнительный инвестиционный доход. Однако, перед подписанием договора следует взвесить все плюсы и минусы и изучить репутацию организации.

Правовое регулирование

Основным законом, регулирующим систему обязательного пенсионного страхования в области права в РФ, является ФЗ №167-ФЗ. В нем даны основные понятия и прописаны права и обязанности главных действующих сторон, определены основания для получения обеспечения.

За правовое регулирование обязательного пенсионного страхования также отвечают:

  • Конституция страны;
  • ФЗ № 165-ФЗ;
  • ФЗ № 212-ФЗ;
  • ФЗ № 173-ФЗ;
  • ФЗ № 27-ФЗ.

Виды страхового обеспечения по ОПС

Основным видом обеспечения по ОПС является страховая пенсия , представляющая собой ежемесячную финансовую поддержку – компенсацию дохода после прекращения работы и выхода на пенсию. Получать ее могут после смерти застрахованного его нетрудоспособные родственники.

ВАЖНО! Некоторые категории граждан имеют право получить данную поддержку досрочно. Для этого необходим специальный опыт работы (в сложных условиях) и его определенная продолжительность.

Данная выплата бывает трех видов: по возрасту, при получении инвалидности и смерти кормильца. Разберемся, в чем разница между ними.

По старости (трудовая)

Данная компенсация положена при достижении конкретного возраста. В 2020 году продолжается постепенное увеличение возраста выхода на пенсию. Однако, благодаря действующей льготе, как и в прошлом году, женщины получат обеспечение при достижении 55,5 лет, а мужчины – при 60,5.

У граждан, имеющих право на преждевременное получение поддержки, возраст остался прежним. Это касается, например, спасателей, шахтеров и других работников, ведущих деятельность в трудных условиях.

ВАЖНО! Не коснулись изменения и учителей, врачей и других сотрудников, которые выходят на пенсию в зависимости от продолжительности стажа.

Для того, чтобы получать компенсацию, необходимо соответствовать следующим условиям: иметь стаж не меньше 11 лет и накопить хотя бы 18,6 пенсионных баллов.

По инвалидности

Данный вид пенсии выплачивается при выполнении двух условий:

  • наличие любой группы инвалидности;
  • наличие любого стажа.

Размер данной выплаты различен и зависит от следующих факторов:

  • группы;
  • времени работы;
  • суммы перечисленных налогов;
  • количества людей, находящихся на попечении;
  • места проживания.

По потере кормильца

Данный вид поддержки предназначен семьям, потерявшим близкого, который содержал семью и имел хотя бы минимальный стаж работы.

ВАЖНО! Расчет данного вида выплаты основывается на основании суммы произведенных отчислений и накопленных баллов.

В некоторых ситуациях, при наличии очень маленького стажа, семьям погибшего возможно будет выгоднее получать социальную пенсию, нежели страховую. При наличии большого опыта работы, наоборот страховые выплаты будут ощутимо больше.

Однако, право на такую компенсацию имеют далеко не все родственники, а именно:

  • родные и приемные дети до 18 лет;
  • внуки, сестры и братья до того же возраста, но только при возможности доказать финансовую зависимость от усопшего;
  • оставшийся супруг при наличии пенсионного возраста или невозможности работать;
  • родители-пенсионеры;
  • дедушка и бабушка, если их дети умерли.

Как учитываются взносы на ОПС

Учет взносов на ОПС в России осуществляется с использованием специального номера – СНИЛС. Он присваивается каждому гражданину и через него происходит учет всех оплаченных взносов. По информации данного счета и происходит расчет причитающейся выплаты.

Правила оплаты взносов имеют отличия для работодателей и работающих на себя (ИП). В первом случае имеется обязанность оплатить налог за своих работников до 15 числа месяца, следующего за расчетным. ИП производят взносы по итогам целого года и производят до 30 июня следующего года.

Таким образом, пенсионное обеспечение по обязательному пенсионному страхованию представляет собой финансовую поддержку граждан при наступлении определенных событий и выполнении ими установленных требований. Выплаты осуществляются за счет средств, аккумулирующихся ПФ за счет платежей всех застрахованных.

Видео по теме статьи


Что такое государственное пенсионное обеспечение

Государственное пенсионное обеспечение – это составная часть пенсионной системы России.

Порядок назначения пенсий по государственному пенсионному обеспечению регулируется Федеральным законом от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Государственное пенсионное обеспечение - обеспечивает предоставление гражданам пенсий по государственному пенсионному обеспечению (государственных пенсий) за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в Пенсионный фонд РФ.

Основная отличительная особенность государственного пенсионного обеспечения – финансирование государственных пенсий осуществляется за счет средств федерального бюджета.

Пенсии по государственному пенсионному обеспечению (государственные пенсии) назначаются отдельным категориям граждан, например:

государственным служащим (в том числе военнослужащим),

социально незащищенным гражданам,

участникам Великой Отечественной войны и др.

Что такое государственная пенсия

Пенсия по государственному пенсионному обеспечению (государственная пенсия) – это ежемесячная денежная выплата из средств федерального бюджета.

Виды государственных пенсий

Существует несколько видов государственных пенсий:

государственная пенсия за выслугу лет;

государственная пенсия по старости;

государственная пенсия по инвалидности;

государственная пенсия по случаю потери кормильца;

Принципиальным отличием государственной пенсии от пенсий по обязательному пенсионному страхованию и пенсий по негосударственному пенсионному обеспечению является следующее:

получатели государственной пенсии – узкие категории граждан;

источник выплаты государственной пенсии – федеральный бюджет;

ответственный за выплату государственной пенсии фонд — Пенсионный фонд РФ.

Кому назначается государственная пенсия за выслугу лет

Государственная пенсия за выслугу лет назначается следующим категориям граждан:

федеральным государственным служащим;

работникам летно-испытательного состава.

Кому назначается государственная пенсия по старости

Государственная пенсия по старости назначается гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф.

Кому назначается государственная пенсия по инвалидности

Государственная пенсия по инвалидности назначается следующим категориям граждан:

участникам Великой Отечественной войны;

гражданам, награжденным знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;

гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф;

Кому назначается государственная пенсия по случаю потери кормильца

На государственную пенсию по случаю потери кормильца имеют право нетрудоспособные члены семей погибших (умерших):

граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф;

Кому назначается социальная пенсия

Право на государственную социальную пенсию имеют нетрудоспособные граждане перечисленных ниже категорий.

Государственная социальная пенсия бывает следующих видов:

по случаю потери кормильца;

Государственная социальная пенсия по инвалидности устанавливается:

инвалидам I, II и III группы, в том числе инвалидам с детства;

Государственная социальная пенсия по случаю потери кормильца устанавливается:

  • детям до 18 лет, а в случае обучения по очной форме в образовательных учреждениях — до окончания обучения, но не дольше чем до 23 лет, потерявшим одного или обоих родителей, и детям умершей одинокой матери.

Государственная социальная пенсия по старости устанавливается:

гражданам, достигшим 65 и 60 лет (соответственно мужчинам и женщинам), не имеющим оснований для получения трудовой пенсии по старости: имеющим страховой (трудовой) стаж менее пяти лет;

гражданам из числа малочисленных народов Севера: мужчинам – с 55 лет и женщинам – с 50 лет. Государственная социальная пенсия выплачивается им вместо страховой.

Одной из особенностей демократической страны является гарантированная социальная защита после наступления старости. На территории РФ эта норма регулируется законом о пенсионном обеспечении. В рамках реформы этот законодательный акт претерпевал значительные изменения на протяжении последних десятилетий. Далее рассматриваются основные положения и нововведения по состоянию на 2019 г.


Закон о пенсионном обеспечении

Институт пенсионного обеспечения

Этот государственный механизм включает в себя 3 основополагающих элемента, построенные на базовых потребностях общества.

Таблица 1. Элементы государственного механизма

КатегорияХарактеристика
Социальное обеспечениеГарантированное предоставление помощи этой прослойке населения.
Социальное страхованиеУдовлетворение потребности в обладании должным уровнем пенсионного вознаграждения, не намного меньше предыдущего заработка.
Дополнительное добровольное страхованиеПрофессиональное или персональное обеспечение дополнительных средств к существованию или материальная компенсация утраченного раньше срока заработка.

Главный момент социальной деятельности в сфере пенсионных гарантий — активное и обоснованное целеполагание. Основные постулаты:

  • цель — лицо самостоятельно принимает решение о виде обеспечения;
  • средства — возможность выбора пенсионной системы;
  • результат — достойный размер материального вознаграждения;

Система пенсионного обеспечения нуждается в институционализации. Под этим термином подразумевается уровень развития в обществе социальной помощи в форме страховых институтов.

Решение вопросов моделирования финансовой стабильности столь значимой системы невозможно без актуарного сопровождения. Оно позволяет перенести абстрактную формулу в практическую плоскость.


Внедрение пенсионной реформы — одна из главнейших задач, стоящих перед государством

Структура закона

ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении» принят 30.11.2001 г. Государственной Думой и 05.12.2001 г. одобрен Советом Федерации. В законодательном акте описаны возникновение права и порядок назначения пенсии.

Таблица 2. Внутренняя организация закона


Модернизация пенсионного института предполагает пересмотр всех правовых и экономических аспектов жизнедеятельности общества

Иногда гражданам требуется помощь в оформлении пенсии. Существуют специализированные организации, которые готовы оказать полную информационную и юридическую поддержку на любом этапе сотрудничества. Их помощь заключается в том, чтобы подсказать, какие документы требуются в конкретно взятом случае, где их взять и куда предоставить. Более подробно на данную тему поговорим в специальной статье.

Предпосылки для реформы

На протяжении многих десятилетий превалировала распределительная система. Она подразумевает перераспределение валового внутреннего продукта между поколениями. Этот механизм был популярен как в государствах с переходной, так и рыночной экономикой.

  1. Распределительные принципы до сих пор оказывают влияние на отечественную пенсионную систему. Она распространена в Люксембурге, Бельгии, Португалии, Италии, Испании.
  2. Постепенно эта схема уступает место накопительной. Основной тезис — взносы работающего поколения не расходуются на выплаты пенсионерам. Они консолидируются и в дальнейшем используются для финансовой поддержки граждан, которые сделали эти накопления. Система популярна в Германии, США, Ирландии, Великобритании.
  3. Механизм накопления имеет ряд преимуществ. Он не зависит от демографических показателей. Аккумулируемые средства не только направляются на экономическое развитие, но и поддерживают гражданина на пенсии. Помимо этого пенсионные накопления зависят от того, сколько человек смог накопить и как удачно он инвестировал свои активы.

Министерством финансов и экономического развития готовится платформа для расширения накопительных ресурсов и формирования гарантийного резерва.


Ведущая тенденция последнего десятилетия — воплощение страховых принципов в сфере пенсионного обеспечения

Пошаговый анализ законодательных нововведений по состоянию на 2019 г.

Согласно ФЗ №350 от 03.10.2018 г. в государстве инициируется плавное увеличение пенсионного возраста. Планка повышается как для отчислений в рамках государственной поддержки, так и для начисления страховых отчислений.

Трансформации будут проходить в несколько этапов, на протяжении 10 лет до 2028 г. В итоге пенсионный возраст повысят на 5 лет — 65 для мужчин и 60 для женщин. До реформы он составлял 60 и 55 соответственно.


Пенсионный возраст повысят на 5 лет — 65 для мужчин и 60 для женщин

Повышенная индексация

Это мероприятие прописано на законодательном уровне. Скорость увеличения должна опережать темп инфляции.

  1. Страховые выплаты неработающих пенсионеров предположительно увеличатся на 1 000 руб. в месяц, или 12 000 руб. в год.
  2. Процент индексации равняется 7,05. Этот показатель больше значения прогнозируемой инфляции по состоянию на 2018 г.
  3. Сумма фиксированной выплаты по окончанию индексации повысится до 5334,2 руб. ежемесячно. Размер пенсионного балла — 87,24 руб.
  4. Среднегодовая сумма индексации будет равняться 15 400 руб.

Надбавка к пенсионным выплатам подвязана к размеру пенсии.

Для калькуляции величины повышения, следует умножить сумму выплаты на 0,0705.


Индексация страховой пенсии неработающих пенсионеров с 1 января 2019 года

Преференции для лиц предпенсионного возраста

Для этой категории оставляют бонусы, которые предоставлялись ранее, а именно:

  • бесплатный проезд в общественном транспорте;
  • предоставление медикаментов;
  • послабление от земельного и имущественного сборов;
  • скидка на оплату жилищно-коммунальных услуг.

Помимо перечисленных с 2019 г. предпенсионерам предоставляются новые преференции в виде гарантированной занятости и диспансеризации.

  1. Право на преференции появляется за 5 лет до вступления в пенсионный возраст, т.е. с 56 лет (1963 г. рождения) для мужчин и с 51 года (1968 г.) для женщин.
  2. На законодательном уровне для работодателей предусмотрена уголовная и административная ответственность. Наказательные меры возможны в случае лишения сотрудников предпенсионного возраста работы или нежелании их трудоустраивать.
  3. Наниматель должен каждый год предоставлять таким сотрудникам 2 оплачиваемых дня для бесплатной диспансеризации.
  4. Правило 5 лет не касается налоговых льгот.

Для жителей Крайнего Севера предпенсионный порог составляет 55 лет для мужчин и 50 для женщин.


При наличии социальной доплаты, размер послеиндексационных выплат может стать меньше индексационного уровня

Верификация предпенсионного статуса

ПФ РФ учредил специальный сервис информирования, с помощью которого можно получить данные о вступивших в предпенсионный возраст лицах.

  1. Сведения передаются из ПФ в электронной форме через ЕГИССО.
  2. С 2019 г. центры занятости начисляют повышенное пособие по безработице и дают возможность пройти курсы повышения квалификации безвозмездно.


Подтверждение статуса можно получить на сайте ПФР, авторизировавшись через кабинет

Переходный этап

Пролонгирование пенсионного возраста вводится пошагово, на протяжении 10 лет. Заключительная фаза запланирована на 2028 г. В адаптационных целях несколько лет пенсия будет начисляться на полгода раньше измененного пенсионного порога.

  1. Этап касается лиц, планирующих уйти на пенсию в 2019 и 2020 гг. по старым нормативным актам. Это касается мужчин, родившихся в 1959 и 1960 гг. и женщин 1964–1965 г.р.
  2. На протяжении всего периода актуальны определенные показатели пенсионного бала и стажа. Например, в 2019 г. базой для начисления помощи является 16,2 пенсионного бала и 10 лет стажа.

Ввиду законодательных новшеств преференции по новым законам будут начисляться уже в 2019 г. Это касается мужчин, достигших 60,5 и женщин в возрасте 55,5 лет.


Переходный период по повышению пенсионного возраста

Лица, чей пенсионный возраст останется неизменным

Пролонгирование возраста не касается назначенной по инвалидности пенсионной поддержки. Этот вид государственной помощи остается в полной мере.

Помимо этого, нововведения не касаются следующих категорий:

  1. Граждане, чей труд проходил в опасных для здоровья условиях:
    • горячие цеха;
    • поисковые, геофизические, изыскательные, геологоразведочные экспедиции;
    • плавсоставы на рыбодобывающих и военных кораблях;
    • деятельность по добыче морских продуктов и их обработке;
    • постройка шахт;
    • поиск полезных ископаемых;
    • гражданская авиация;
    • обслуживание воздушных кораблей;
    • лесозаготовочные предприятия;
    • спасательные службы;
    • тюрьмы;
    • общественные транспортные средства;
    • локомотивные бригады;
    • метрополитен и железнодорожный транспорт.
    • мастера по интенсивному производству текстиля;
    • трактористки-машинистки и водители погрузочно-разгрузочных транспортных средств.
  2. Граждане, которым пенсионное обеспечение начисляется до наступления общепринятого порога ввиду неудовлетворительного состояния здоровья и особых обстоятельств:
    • многодетные матери, которые ухаживали до 8 лет за 5 и более детьми;
    • представительницы слабого пола, работавшие на Крайнем Севере с требуемым страховым стажем, имеющая от 2 и более детей;
    • диспропорциональные карлики;
    • попечители инвалидов, помогавшие им до 8 лет;
    • люди с ограниченными физическими возможностями, получившие инвалидность во время боевых действий;
    • инвалиды I группы с плохим зрением;
    • охотники Крайнего Севера.
  3. Лица, которым социальное обеспечение полагается до установленного срока ввиду техногенных катастроф.

Также в этот список входят люди, принимавшие участие в исследованиях аэрокосмической техники.


У лиц, чей труд проходил в опасных для здоровья условиях пенсионный возраст останется неизменным

Нововведения для действующих пенсионеров

Любой гражданин, которому до 2019 г. начислили пенсию, будет продолжать ее получать на основании приобретенных за время трудового стажа льгот.

Начиная с 2019 г. увеличение возраста для начисления материальной поддержки даст возможность увеличить размер пособий неработающих пенсионеров. Это возможно вследствие индексации, которая превысит показатели инфляции.


Увеличение возрастной планки не относится к нынешним пенсионерам

Увеличение выплат проживающим в селе пенсионерам

С 2019 г. жителям сельской местности повысили неизменяемое начисление к страховой пенсии. Новшество относится к социальной помощи по инвалидности или по старости. Чтобы получить 25% надбавку следует соблюсти 3 условия:

  • проживать в сельской местности;
  • обладать 30 годами стажа в аграрном секторе;
  • не иметь оплачиваемую трудовую деятельность.

Пенсионная надбавка этой категории граждан с 01.01.2019 г. составляет 1 300 руб. ежемесячно. Для инвалидов III группы — 667 руб. в месяц.

Для получения прибавки нет необходимости посещать ПФ РФ. Перерасчет происходит на основании информации из выплатного дела.

Пенсионная поддержка артистов

Для лиц, пенсионное пособие которых начисляется по выслуге лет, возможность досрочного выхода остается неизменной. К этой категории относятся следующие:

  • оперные певцы;
  • педагоги;
  • гимнасты, работающие в цирке;
  • артисты балета.

Показатели минимального стажа при этом не меняются. В зависимости от специализации они варьируются от 25 до 30 лет.


Назначение пенсии врачам, учителям, артистам

Нововведения для государственных служащих

  1. До 2021 г. шаг увеличения — 6 месяцев ежегодно. Затем он возрастает в 2 раза.
  2. В 2028 г. мужчины пойдут на пенсию в 65 лет, а женщины в 2034 г. в 63 года.
  3. Требуемый стаж, который в 2016 г. равнялся 15 годам, увеличится до 20 лет в 2026 г.

В 2019 г. пенсия женщинам начисляется в 56 лет и мужчинам в 61 год при наличии 16,5 лет стажа.

Социальная пенсия

Новшества реформы не касаются обеспечения по потере кормильца или инвалидности. Эти категории лиц вправе получать государственную поддержку без привязки к возрасту.

Для других групп пенсионный порог пролонгируется на 5 лет. В 2028 г. он будет составлять 65 для женщин и 70 лет для мужчин.

Условия для досрочного выхода

Таблица 3. Последние нововведения о досрочном выходе на пенсию

ПоводУсловия
За длительный стажСтаж для женщин — от 37, мужчин — от 42 лет, но не раньше 55 и 60 лет соответственно.
Безработные гражданеЕсли отсутствует возможность трудоустройства, лица предпенсионного возраста уходят на пенсию раньше на 2 года. Предельная сумма пособия повышается в 2019 г. до 11 280 руб.
Многодетные матери с 3 и 4 детьмиЕсли в семье 3 детей, пенсионный возраст наступает на 3 года раньше установленного. Если у женщины 4 детей — на 4 года. Страховой стаж равняется 15 годам.


В рамках реформы изменились требования ускоренного выхода на пенсию

Порядок начисления и выплаты пенсии после реформы не меняется. Требуемый пенсионный бал и стаж в 2019 г. — 16,2 балла и 10 лет.

Видео — Пенсионная реформа. Изменения в подсчете страхового стажа

Читайте также: