Устав негосударственного пенсионного фонда образец

Добавлено в закладки: 0


Главное достоинство негосударственного пенсионного фонда в том, что этот фонд предлагает схемы дополнительного пенсионного обеспечения, а это позволяет влиять на величину будущей вашей пенсии. Для работодателей негосударственные пенсионные фонды становятся возможностью существенно оптимизировать свои финансовые ресурсы и налоговые выплаты, одновременно решая вопрос стимулирования персонала. А для работников появляется возможность получить дополнительные пенсионные выплаты.
Сегодня предлагается несколько возможных вариантов негосударственных пенсионных фондов.
Открытый пенсионный фонд. Как правило учредителями такого фонда могут стать любые юридические лица, а участниками быть любые физические лица. Но есть один нюанс, деятельность юридического лица – учредителя не должна финансироваться из государственного бюджета государства.
Корпоративный пенсионный фонд. Сегодня учредителями такого фонда могут быть юридические лица, так же работодатели или несколько юридических лиц-работодателей, и к которому могут присоединяться работодатели-плательщики. Участниками такого фонда могут стать только физические лица, которые находятся (находились) в трудовых отношениях с работодателями-учредителями и работодателями-плательщиками этого фонда.
Профессиональный пенсионный фонд. В нём учредителем (учредителями) могут быть объединения юридических лиц-работодателей, объединения физических лиц, включая профессиональные союзы (объединения профессиональных союзов), или физические лица,которые связаны родом их профессиональной деятельности. Участниками такого фонда становятся исключительно физические лица, которые связаны родом их профессиональной деятельности, определенной в уставе фонда.
Как известно, сегодня самой большой популярностью пользуются открытые НПФ, по причине того, что характеристики таких фондов соответствуют интересам профессиональных участников финансового рынка, прежде всего, как объект бизнеса. Потому что другие виды фондов ближе стоят к корпоративным интересам учредителей-работодателей.
Пенсионный фонд поступает на основании устава, а он отвечает требованиям Закона государства «О негосударственном пенсионном обеспечении».

Устав пенсионного фонда должен утверждаться учредителями фонда.

Если вносятся изменения в устав пенсионного фонда, то делается это советом этого пенсионного фонда и только по согласованию с его учредителями.
Если создаётся корпоративный или профессиональный пенсионный фонд устав утверждается учредителями и согласовывается с представителями трудовых коллективов соответствующих юридических лиц-работодателей в части пенсионной схемы.
Уставом пенсионного фонда должны устанавливаться только такие условия и правила негосударственного пенсионного обеспечения, которые не противоречат законодательству «О негосударственном пенсионном обеспечении» и другим нормативно-правовым актам, принятым согласно данному Закону.

Устав пенсионного фонда содержит в себе

1) полное и сокращенное (при наличии) название, вид фонда (открытый, корпоративный или профессиональный), местонахождение (юридический адрес) совета фонда;
2) ведомости об учредителях фонда с указанием их местонахождения (юридического адреса);
3) порядок внесения изменений в пенсионные схемы или их отмены;
4) порядок утверждения и внесения изменений в инвестиционную декларацию фонда;
5) порядок заключения пенсионных контрактов;
6) права и обязанности фонда и порядок их реализации, права и обязанности учредителей, работодателей-плательщиков, вкладчиков и участников пенсионного фонда;
7) порядок составления повестки дня, созыв, проведение собрания учредителей (в том числе относительно проведения собрания путем опроса) и их компетенцию;
8) права совета пенсионного фонда, порядок его создания и функционирования, созыв его заседаний, квалификационные требования к ее членам;
9) условия обретения статуса участника фонда;
10) условия уплаты взносов в пенсионный фонд;
11) порядок использования пенсионных активов фонда;
12) типы допустимых расходов, связанных с деятельностью пенсионного фонда;
13) порядок организации персонифицированного учета участников негосударственного пенсионного фонда и отчетности, а также порядок получения участниками фонда выписок о состоянии их индивидуальных пенсионных счетов;
14) порядок ликвидации и на случай реорганизации пенсионного фонда;
15) условия, при которых могут быть проведены выбор и замена администратора, компании по управлению активами, хранителя и порядок такой замены с указанием действий, направленных на защиту прав участников фонда;
16) порядок обнародования информации о деятельности пенсионного фонда;
17) порядок внесения уточнений в устав пенсионного фонда;
18) порядок выхода учредителей пенсионного фонда;
19) другие положения, которые не противоречат законодательству.
Устав пенсионного фонда и изменения в него регистрируются Национальной комиссией по регулированию рынков финансовых услуг страны в установленном ею порядке.
Изменения в устав пенсионного фонда не могут делать хуже условия пенсионного обеспечения участников фонда.

Форма подготовлена с использованием правовых актов по состоянию на 03.07.2009.

УТВЕРЖДЕН
Общим собранием учредителей
Протокол N ________________
от "__"____________ ____ г.
УСТАВ
негосударственного пенсионного фонда
"__________________________"
г. ___________
_______ г.
1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Негосударственный пенсионный фонд "__________" (далее - Фонд) создан в соответствии с Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", Федеральным законом N 75-ФЗ от 07.05.1998 "О негосударственных пенсионных фондах" и другими законодательными актами Российской Федерации. Статус и порядок деятельности Фонда определяются положениями действующего законодательства РФ и настоящего Устава.
1.2. Полное наименование Фонда на русском языке: Негосударственный пенсионный фонд "__________". Сокращенное наименование на русском языке: НПФ "_______________".
Место нахождения Фонда: ________________ (место нахождения Фонда определяется местом его государственной регистрации).
1.3. Фонд представляет собой особую организационно-правовую форму некоммерческой организации социального обеспечения, исключительными видами деятельности которой являются:
- деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению участников Фонда в соответствии с договорами негосударственного пенсионного обеспечения;
- деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и договорами об обязательном пенсионном страховании;
- деятельность в качестве страховщика по профессиональному пенсионному страхованию в соответствии с федеральным законом и договорами о создании профессиональных пенсионных систем.
1.3.1. Фонд является не имеющей членства некоммерческой организацией, учрежденной гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующей социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели.
1.4. Фонд осуществляет деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению независимо от осуществления деятельности по обязательному пенсионному страхованию и по профессиональному пенсионному страхованию.
Фонд осуществляет деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию независимо от осуществления деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению и по профессиональному пенсионному страхованию.
Фонд осуществляет деятельность в качестве страховщика по профессиональному пенсионному страхованию независимо от осуществления деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению и по обязательному пенсионному страхованию.
Деятельность Фонда по негосударственному пенсионному обеспечению участников Фонда осуществляется на добровольных началах и включает в себя аккумулирование пенсионных взносов, размещение и организацию размещения пенсионных резервов, учет пенсионных обязательств Фонда, назначение и выплату негосударственных пенсий участникам Фонда.
1.5. Фонд приобретает права юридического лица с момента его государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации. Фонд получает право на осуществление деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию с даты получения разрешения (лицензии) на осуществление указанной деятельности.
1.6. Фонд является юридическим лицом, не имеющим в качестве цели своей деятельности извлечение прибыли для ее распределения между учредителями и работниками Фонда в качестве их доходов. В случае получения дохода в результате деятельности Фонда он должен направляться на реализацию уставных целей.
1.7. Фонд действует на принципе полного хозяйственного расчета, имеет самостоятельный баланс, открывает в установленном порядке банковские счета, в том числе валютные. Фонд имеет круглую печать, штампы и бланки на русском и английском языках со своим наименованием, а также товарный знак.
1.8. Фонд от своего имени заключает договоры, приобретает имущественные и личные неимущественные права, несет обязанности, выступает истцом и ответчиком в суде, арбитражном и третейском суде.
1.9. Фонд является собственником принадлежащего ему имущества. Собственное имущество Фонда подразделяется на имущество, предназначенное для обеспечения уставной деятельности Фонда, а также пенсионные резервы и пенсионные накопления.
1.10. Фонд вправе заниматься предпринимательской деятельностью, соответствующей уставным целям и необходимой для достижения общественно полезных целей, ради которых Фонд создан. Для осуществления предпринимательской деятельности Фонд вправе создавать хозяйственные общества или участвовать в них.
1.11. Фонд отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Учредители (учредитель), участники и вкладчики Фонда, страхователи и застрахованные лица, а также государство не отвечают по обязательствам Фонда, равно как и Фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей (учредителя), участников, вкладчиков, страхователей, застрахованных лиц и государства.
1.12. Состав и структура органов управления Фонда определяются Фондом самостоятельно в соответствии с положениями Федерального закона "О негосударственных пенсионных фондах".
1.13. Фонд вправе пользоваться налоговыми льготами, предусмотренными законодательством РФ.
1.14. Фонд учрежден без ограничения срока деятельности.
1.15. Фонд обязан иметь сайт в сети Интернет, электронный адрес которого включает доменное имя, права на которое принадлежат Фонду.
1.16. В целях обеспечения исполнения обязательств перед участниками и застрахованными лицами Фонд вправе участвовать в создании на добровольной основе объединенных гарантийных фондов.
1.17. Фонд вправе участвовать в обществах взаимного страхования, а также заключать договоры страхования, обеспечивающие дополнительные гарантии исполнения обязательств Фонда перед участниками.
2. ПРЕДМЕТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ЦЕЛИ И ФУНКЦИИ ФОНДА
2.1. Основной целью деятельности Фонда является социальное обеспечение граждан - участников Фонда в форме негосударственного пенсионного обеспечения, обязательного пенсионного страхования и профессионального пенсионного страхования.
2.2. Цели создания и деятельности Фонда:
- осуществление негосударственного пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, а в случаях, допускаемых законодательством, и граждан других стран, в пользу которых производятся пенсионные взносы и осуществляются пенсионные выплаты (в дальнейшем именуемых "участники Фонда");
- осуществление деятельности в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и договорами об обязательном пенсионном страховании;
- осуществление деятельности в качестве страховщика по профессиональному пенсионному страхованию в соответствии с федеральным законом и договорами о создании профессиональных пенсионных систем;
- создание и развитие региональной сети подразделений Фонда - филиалов и представительств;
- создание и ведение эффективной и надежной автоматизированной системы учета и контроля движения пенсионных средств и пенсионных выплат;
- ____________________________________;
- ____________________________________.
2.3. В соответствии с целями, определенными в п. п. 2.1 и 2.2 настоящего Устава, Фонд осуществляет следующие функции:
- разрабатывает правила Фонда;
- заключает пенсионные договоры, договоры об обязательном пенсионном страховании и договоры о создании профессиональных пенсионных систем;
- аккумулирует пенсионные взносы и средства пенсионных накоплений;
- ведет пенсионные счета негосударственного пенсионного обеспечения;
- ведет пенсионные счета накопительной части трудовой пенсии с учетом требований Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования";
- ведет пенсионные счета профессиональных пенсионных систем;
- информирует вкладчиков, участников и застрахованных лиц о состоянии указанных счетов;
- заключает договоры с иными организациями об оказании услуг по организационному, информационному и техническому обеспечению деятельности Фонда;
- определяет инвестиционную стратегию при размещении средств пенсионных резервов и инвестировании средств пенсионных накоплений;
- формирует имущество, предназначенное для обеспечения уставной деятельности, и инвестирует составляющие его активы;
- формирует пенсионные резервы, организует размещение средств пенсионных резервов и размещает пенсионные резервы;
- организует инвестирование средств пенсионных накоплений;
- заключает договоры с управляющими компаниями, специализированными депозитариями, другими субъектами и участниками отношений по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию;
- рассматривает отчеты управляющей компании (управляющих компаний) и специализированного депозитария о финансовых результатах деятельности по размещению средств пенсионных резервов и инвестированию средств пенсионных накоплений;
- расторгает договоры с управляющей компанией (управляющими компаниями) и специализированным депозитарием по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации;
- принимает меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации, для обеспечения сохранности средств Фонда, находящихся в распоряжении управляющей компании (управляющих компаний), с которой (которыми) расторгается (прекращается) договор доверительного управления;
- ведет в установленном порядке бухгалтерский и налоговый учет;
- ведет обособленный учет имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности Фонда, средств пенсионных резервов и средств пенсионных накоплений;
- осуществляет актуарные расчеты;
- производит назначение и осуществляет выплаты негосударственных пенсий участникам;
- производит назначение и осуществляет выплаты накопительной части трудовой пенсии застрахованным лицам или выплаты их правопреемникам;
- производит назначение и осуществляет выплаты профессиональных пенсий;
- осуществляет выплаты выкупных сумм вкладчикам и (или) участникам (их правопреемникам) или перевод выкупных сумм в другой фонд, а также перевод средств пенсионных накоплений в случае перехода застрахованного лица в другой фонд или Пенсионный фонд Российской Федерации;
- принимает меры по обеспечению полной и своевременной уплаты вкладчиками пенсионных взносов;
- осуществляет контроль над исполнением своих обязательств перед участниками;
- осуществляет все необходимые мероприятия для обеспечения сохранности конфиденциальной информации;
- предоставляет в установленном уполномоченным федеральным органом порядке информацию о своей деятельности;
- осуществляет другие функции, направленные на достижение целей деятельности, предусмотренных настоящим Уставом.
3. ЮРИДИЧЕСКИЙ СТАТУС ФОНДА
3.1. Фонд является юридическим лицом по российскому законодательству, осуществляющим некоммерческую деятельность в особой организационно-правовой форме некоммерческой организации социального обеспечения, имеет в собственности обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
3.2. Учредители Фонда не имеют права на переданное Фонду имущество, которое является собственностью Фонда.
Доход Фонда от операций с имуществом, предназначенным для обеспечения уставной деятельности Фонда, выполнения работ и оказания услуг за вычетом расходов по данным операциям, полностью направляется на достижение целей и осуществление функций Фонда, предусмотренных настоящим Уставом.
Учредители Фонда прибыли от результатов его деятельности не получают.
3.3. Фонд может осуществлять предпринимательскую деятельность постольку, поскольку это служит достижению целей, предусмотренных настоящим Уставом, и соответствующую этим целям. Деятельность Фонда по размещению пенсионных резервов не относится к предпринимательской.
3.4. Собственное имущество Фонда, созданное за счет взносов его учредителей, приобретенное Фондом по различным основаниям в процессе его деятельности, а также сформированное за счет пенсионных взносов и дохода от их размещения, принадлежит Фонду на праве собственности.
4. СОБСТВЕННОЕ ИМУЩЕСТВО ФОНДА. ПЕНСИОННЫЕ РЕЗЕРВЫ
4.1. Собственное имущество Фонда подразделяется на имущество, предназначенное для обеспечения уставной деятельности Фонда, а также пенсионные резервы и пенсионные накопления.
4.2. Имущество, предназначенное для обеспечения уставной деятельности Фонда, составляет принадлежащие ему на праве собственности денежные средства, в том числе в иностранной валюте, ценные бумаги, недвижимое имущество, иные ценности и имущество, необходимые для осуществления уставных целей.
4.3. В отношении имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности, Фонд вправе по своему усмотрению совершать любые действия, не противоречащие закону или иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другим образом, распоряжаться им иным способом.
4.4. Имуществом, предназначенным для обеспечения уставной деятельности Фонда, также является имущество создаваемых им хозяйственных обществ и предприятий в соответствии с его долевым участием.
4.5. Для осуществления своих уставных целей Фонд вправе на договорных началах использовать имущество, предоставленное ему в пользование юридическими и физическими лицами, в том числе и иностранными.
4.6. Пенсионные резервы создаются Фондом для обеспечения своей платежеспособности по обязательствам перед участниками.
4.7. Пенсионные резервы включают в себя резервы покрытия пенсионных обязательств и страховой резерв и формируются за счет:
- пенсионных взносов;
- дохода Фонда от размещения пенсионных взносов;
- целевых поступлений.
4.8. Фонд принимает в качестве пенсионных взносов денежные средства, в том числе - в допускаемом законом порядке - в валюте иностранных государств.
4.9. Пенсионные резервы создаются по каждому виду пенсионных обязательств в размерах,

фондов при Министерстве труда

и социального развития

от 14 ноября 1997 г. N 141

О ПОРЯДКЕ РЕГИСТРАЦИИ УСТАВОВ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ

Настоящее Положение определяет порядок регистрации уставов негосударственных пенсионных фондов в Инспекции негосударственных пенсионных фондов в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона "О некоммерческих организациях", Указа Президента Российской Федерации от 16 сентября 1992 г. N 1077, Положения об Инспекции негосударственных пенсионных фондов при Министерстве социальной защиты населения Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 1994 г. N 1266, Постановления Правительства Российской Федерации от 7 августа 1995 г. N 792 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности негосударственных пенсионных фондов и компаний по управлению активами негосударственных пенсионных фондов".

I. Общие положения

1.1. Негосударственный пенсионный фонд (далее - фонд) считается созданным как юридическое лицо с момента его государственной регистрации в установленном законом порядке, с первоначальной регистрации его устава в Инспекции негосударственных пенсионных фондов при Министерстве труда и социального развития Российской Федерации (далее - Инспекция).

После прохождения государственной регистрации фонды обязаны в двухнедельный срок представить в Инспекцию копии зарегистрированных Уставов (1 экз.), копии свидетельств о их государственной регистрации.

Разрешением на проведение фондом соответствующей деятельности служит лицензия, выдаваемая Инспекцией.

1.2. После государственной регистрации фонды представляют в Инспекцию необходимые документы для получения лицензии в порядке, определяемом Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 августа 1995 г. N 792 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности негосударственных пенсионных фондов и компаний по управлению активами негосударственных пенсионных фондов".

1.3. Юридические лица, имеющие в своем названии слова "негосударственный пенсионный фонд", прошедшие государственную регистрацию и зарегистрированные в иной организационно - правовой форме, нежели некоммерческая организация - фонд, должны привести свои учредительные документы в соответствие с требованиями действующего законодательства и настоящего Положения, пройти регистрацию уставов в Инспекции с последующей перерегистрацией их в соответствующих органах, осуществляющих государственную регистрацию.

II. Основания для регистрации Уставов

негосударственных пенсионных фондов

2.1. Для регистрации Уставов фонда учредители не позднее чем через два месяца после проведенного учредительного собрания представляют в Инспекцию следующие документы:

- 3 экземпляра (подлинники) устава фонда, утвержденного его учредителями;

- учредительный договор, заключенный Учредителями Фонда;

- протокол собрания учредителей, подписанный учредителями и заверенный их печатями.

Каждый экземпляр представленных документов должен быть прошит, пронумерован и заверен подписью и круглой печатью одного из учредителей;

- заявление о регистрации устава фонда (приложение N 1);

- справка об учредителях фонда (приложение N 2);

- справка о руководителях фонда (приложение N 3) и документ о их назначении (избрании) на соответствующую должность.

2.2. В Уставе фонда должно быть указано:

- полное и сокращенное наименование фонда с указанием его организационно - правовой формы и включающее слова "негосударственный пенсионный фонд";

- место нахождения фонда;

- предмет и цели его деятельности;

- права и обязанности учредителей, вкладчиков и участников;

- обязательства и ответственность фонда перед его вкладчиками и участниками;

- источники, порядок формирования и использования средств и резервов фонда, в том числе собственных средств;

- порядок управления деятельностью фонда, органы управления, в том числе попечительский совет, их формирование и компетенция, порядок принятия ими решений. При этом должно быть предусмотрено включение в состав руководящих органов фонда представителей его вкладчиков и участников;

- сведения о филиалах и представительствах фонда. Если таковые созданы к моменту представления документов на регистрацию устава, одновременно представляется положение о филиале (представительстве), утвержденное высшим органом управления фонда и заверенное соответствующей подписью и печатью;

- порядок учета и отчетности;

- порядок реорганизации и ликвидации фонда.

В уставе фонда также должны быть отражены следующие положения:

- фонд является некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность по формированию активов путем привлечения добровольных целевых денежных взносов юридических и физических лиц, передаче этих средств компании по управлению активами негосударственных пенсионных фондов (далее - компании), осуществлению пожизненно или в течение длительного периода регулярных выплат гражданам в денежной форме, а также других действий по выполнению обязательств перед гражданами;

- взаимоотношения компаний с фондами строятся на основании договоров по управлению активами фондов. Компании несут имущественную ответственность за сохранность активов фондов;

- порядок и условия негосударственного пенсионного обеспечения, осуществляемого фондом, определяются Правилами фонда;

- взносы вкладчиков и участников фонда вносятся только в денежной форме;

- имущество, переданное фонду его учредителями (учредителем), является собственностью фонда. Учредители не отвечают по обязательствам созданного ими фонда, а фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей;

- фонд несет полную имущественную ответственность по обязательствам перед своими вкладчиками и участниками;

- фонд функционирует независимо от системы государственного пенсионного обеспечения;

- назначение, порядок формирования и использования резервного, страхового и иных фондов, если создание таковых предусматривается уставом НПФ;

- решение о ликвидации фонда может принять только суд по заявлению заинтересованных лиц;

- рекомендуемый размер уставного фонда должен быть не менее 15 000 (пятнадцати тысяч) установленных законодательством Российской Федерации размеров минимальной оплаты труда.

2.3. Учредительный договор должен содержать:

- полное и сокращенное наименования, местонахождение и юридический адрес фонда;

- предмет и цели деятельности фонда;

- размер и порядок формирования уставного фонда;

- права и обязанности учредителей, в том числе по созданию и обеспечению деятельности фонда;

- условия и порядок выхода учредителей из состава учредителей фонда и введения новых учредителей.

Учредительные документы фонда могут содержать и иные не противоречащие законодательству положения.

2.4. В Протоколе собрания учредителей фонда должно быть отражено:

- утверждение учредительных документов (устава и учредительного договора);

- избрание и назначение его руководителей;

- назначение руководителей исполнительного органа фонда.

2.5. Инспекция при регистрации Уставов может запрашивать и получать от фондов дополнительные документы, объяснения и иную информацию, необходимую для выполнения разрешительных функций.

III. Порядок регистрации уставов

негосударственных пенсионных фондов

3.1. Представленные в Инспекцию документы, приведенные в разделе II, являются основанием для рассмотрения вопроса о регистрации устава фонда.

В случае непредставления какого-либо из них вопрос о регистрации Устава фонда Инспекцией не рассматривается, а представленные документы возвращаются фонду.

3.2. В случае принятия документов на рассмотрение заявителю выдается справка, заверенная соответствующим штампом и подписью ответственного лица Инспекции, с перечислением принятых на рассмотрение документов.

Одновременно осуществляется их регистрация в журнале учета поступивших на регистрацию документов.

3.3. Принятые для рассмотрения вопроса о регистрации устава фонда документы в месячный срок подлежат экспертизе в отделе лицензирования и ведения реестра (с привлечением специалистов других подразделений) Инспекции с учетом настоящих требований.

Материалы рассматриваются, как правило, без вызова представителей фонда Комиссией по лицензированию и регистрации уставов негосударственных пенсионных фондов, которая принимает соответствующее решение.

При несогласии фонда с решением названной комиссии он имеет право обжаловать решение и действия Инспекции в суде.

3.4. В случае принятия решения о регистрации устава фонда:

на титульных листах трех экземпляров устава ставится штамп "Зарегистрировано" с соответствующей подписью представителя Инспекции;

два экземпляра устава возвращаются заявителю, один экземпляр остается в специальном деле Инспекции с соответствующей отметкой в журнале учета поступивших на регистрацию документов;

оформляются два экземпляра подготовленных в установленном порядке решения Инспекции о регистрации устава фонда, один из которых передается заявителю, а второй остается в специальном деле Инспекции совместно с заверенной копией устава;

в целях учета зарегистрированных уставов фондов Инспекция осуществляет ведение перечня уставов.

3.5. Основаниями для отказа в регистрации устава фонда могут быть:

несоответствие учредительных и других необходимых документов требованиям законодательства или настоящего Положения;

недостоверность представленной в документах информации.

В случае отказа в регистрации Инспекция высылает заявителю мотивированный отказ в письменной форме с возвращением представленных им документов и отметкой в журнале учета поступивших на регистрацию документов.

3.6. В названии фондов наименования "Россия", "Российская Федерация", "Москва" и производные от них, "благотворительный" и другие термины, защищенные законодательством, могут использоваться только в установленном порядке.

3.7. В случае внесения изменений в Учредительные документы фонд обязан первоначально зарегистрировать их в Инспекции, а затем в государственном органе, в котором фонд был зарегистрирован в качестве юридического лица.

Для регистрации изменений и дополнений в Инспекции фондом представляются следующие документы:

- заявление о регистрации изменений и дополнений в Устав (в произвольной форме);

- 1 экз. оригинала зарегистрированного Устава НПФ;

- 3 экз. изменений и дополнений, пронумерованных, прошитых, заверенных подписью Председателя Совета Фонда;

- 1 экз. Протокола заседания Совета Фонда.

После прохождения государственной регистрации изменений и дополнений Фонд обязан в двухнедельный срок представить в Инспекцию копии зарегистрированных соответствующим государственным органом изменений и дополнений.

3.8. В случае законодательного изменения порядка и условий регистрации Уставов, фонды в месячный срок представляют в Инспекцию документы на перерегистрацию Уставов.

Перерегистрация Уставов производится в том же порядке и сроки, что и их регистрация, т.е. по заявлению уполномоченных лиц, к которому прилагаются новые документы взамен установленных или отмененных.

- организация, исключительной деятельностью которой является:

негосударственное пенсионное обеспечение,

обязательное пенсионное страхование.

Такая деятельность осуществляется негосударственным пенсионным фондом на основании лицензии:

лицензии на осуществление деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению и

лицензии на осуществление деятельности по обязательному пенсионному страхованию.

Негосударственный пенсионный фонд (НПФ) вправе осуществлять деятельность:

по негосударственному пенсионному обеспечению со дня, следующего за днем принятия решения о предоставлении лицензии,

а деятельность по обязательному пенсионному страхованию - со дня, следующего за днем внесения НПФ в реестр негосударственных пенсионных фондов - участников системы гарантирования прав застрахованных лиц.

Создание негосударственного пенсионного фонда (НПФ)

Негосударственный пенсионный фонд (НПФ) может создаваться:

в организационно-правовой форме акционерного общества;

создание НПФ путем учреждения осуществляется на условиях и в порядке, которые предусмотрены законодательством РФ об акционерных обществах.

Положения законодательства РФ об акционерных обществах применяются к негосударственным пенсионным фондам (НПФ):

с учетом особенностей, установленных Федеральным законом от 07.05.1998 № 75-ФЗ (ред. от 03.08.2018) "О негосударственных пенсионных фондах";

акционеры НПФ имеют в отношении негосударственного пенсионного фонда удостоверенные принадлежащими им акциями права на участие в управлении деятельностью НПФ, а также иные права, предусмотренные законодательством РФ;

НПФ вправе выпускать только обыкновенные акции;

НПФ отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом с учетом особенностей, установленных Федеральным законом № 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах";

НПФ не отвечает по обязательствам своих акционеров;

акционеры НПФ несут ответственность по его обязательствам в случаях, установленных законодательством РФ;

акции НПФ, размещенные при его создании путем учреждения, должны быть полностью оплачены учредителями до подачи в Банк России заявления о предоставлении лицензии на осуществление деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению и обязательному пенсионному страхованию;

НПФ не вправе осуществлять операции с векселями и выдавать займы;

оплата акций негосударственного пенсионного фонда путем зачета денежных требований к НПФ не допускается;

размещение негосударственным пенсионным фондом ценных бумаг осуществляется в соответствии с законодательством РФ об акционерных обществах и законодательством РФ о рынке ценных бумаг с учетом, установленных Федеральным законом № 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" особенностей.

Требования к лицам, имеющим право распоряжаться более 10% акций, составляющих уставный капитал НПФ

Лицом, имеющим право прямо или косвенно распоряжаться более 10% акций, составляющих уставный капитал НПФ, не может являться:

юридическое лицо, которое зарегистрировано в государствах или на территориях, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и/или не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны), перечень которых утверждается Министерством финансов РФ, либо находится под прямым или косвенным контролем указанного лица;

юридическое лицо, у которого за нарушение федеральных законов, нормативных актов Банка России была отозвана (аннулирована) лицензия на осуществление деятельности на финансовом рынке, либо юридическое лицо, сведения о котором были исключены из реестра некредитных финансовых организаций соответствующего вида за нарушение федеральных законов, нормативных актов Банка России;

лицо, не соответствующее требованиям к финансовому положению, устанавливаемым Банком России;

лицо, не соответствующее требованиям к деловой репутации, установленным пунктом 3 статьи 6.2 «Требования к органам управления фонда и его должностным лицам» Федерального закона № 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах";

юридическое лицо в случае, если лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа такого юридического лица, не соответствует требованиям к деловой репутации, установленным пунктом 3 статьи 6.2 «Требования к органам управления фонда и его должностным лицам» Федерального закона № 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах".

НПФ обязан соблюдать установленный Банком России порядок представления в Банк России и раскрытия неограниченному кругу лиц информации о структуре и составе своих акционеров, в том числе о лицах, под контролем либо значительным влиянием которых находится негосударственный пенсионный фонд.

Государственная регистрация негосударственного пенсионного фонда

НПФ подлежит государственной регистрации:

в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"

с учетом установленных Федеральным законом № 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах".

Решение о государственной регистрации:

негосударственного пенсионного фонда при его создании, в том числе путем реорганизации,

о государственной регистрации изменений, вносимых в устав НПФ, или

о государственной регистрации при ликвидации НПФ

принимается Банком России в установленном им порядке.

Одновременно с принятием решения о государственной регистрации вновь создаваемого негосударственного пенсионного фонда:

  • Банк России осуществляет государственную регистрацию выпуска акций НПФ.

Внесение в единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) сведений:

о создании, реорганизации и ликвидации НПФ,

сведений о внесении изменений в устав НПФ

осуществляется уполномоченным регистрирующим органом на основании решения Банка России,

  • а внесение в ЕГРЮЛ иных сведений, которые подлежат внесению в указанный реестр,

осуществляется уполномоченным регистрирующим органом на основании уведомления Банка России.

Документы, необходимые для внесения в ЕГРЮЛ указанных сведений представляются в Банк России в сроки:

  • предусмотренные Федеральным законом от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

Взаимодействие Банка России с уполномоченным регистрирующим органом по вопросам государственной регистрации негосударственных пенсионных фондов:

осуществляется в порядке, согласованном Банком России с уполномоченным регистрирующим органом;

Банк России ведет книгу государственной регистрации негосударственных пенсионных фондов в порядке, установленном нормативными актами Банка России.

Учредительные документы негосударственных пенсионных фондов

Учредительным документом НПФ является:

устав негосударственного пенсионного фонда;

устав НПФ утверждается его учредителями (учредителем).

Дополнительно к сведениям, предусмотренным Федеральным законом от 26 декабря 1995 года N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", устав НПФ должен содержать:

полное фирменное наименование негосударственного пенсионного фонда, содержащее слова "негосударственный пенсионный фонд", и сокращенное фирменное наименование фонда, содержащее аббревиатуру "НПФ";

указание на исключительный характер деятельности негосударственного пенсионного фонда;

указание на максимальную долю от доходов, полученных НПФ от размещения средств пенсионных резервов и инвестирования средств пенсионных накоплений, направляемую в состав собственных средств негосударственного пенсионного фонда;

указание на формирование попечительского совета НПФ с включением в его состав вкладчиков, участников и застрахованных лиц (их представителей).

Требования к уставному капиталу и собственным средствам НПФ

Минимальный размер уставного капитала НПФ:

должен составлять - не менее 120 миллионов рублей,

а с 1 января 2020 года - не менее 150 миллионов рублей.

В случае принятия негосударственным пенсионным фондом решения об уменьшении его уставного капитала:

лица, перед которыми НПФ несет обязанности по пенсионным договорам, договорам об обязательном пенсионном страховании,

управляющие компании этого фонда, его специализированный депозитарий, аудиторская организация, актуарий и исполнители услуг по ведению пенсионных счетов

не являются кредиторами НПФ для цели применения положений законодательства РФ об акционерных обществах о защите прав кредиторов при уменьшении уставного капитала акционерного общества.

Минимальный размер собственных средств НПФ:

рассчитанный в порядке, установленном Банком России,

должен составлять - не менее 150 миллионов рублей,

а с 1 января 2020 года - не менее 200 миллионов рублей.

Читайте также: