Увеличение зарплат и пенсий на 70 гайдар

Обзоры КонсультантПлюс

1 октября оклады бюджетников перерасчитали. А 27 октября приняли документ, который изменит всю систему оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений.

В 2019 году Правительство, исполняя майские указы президента о повышении зарплаты бюджетникам (в том числе указ №597 от 07.05.2012), одобрило выделение регионам по 100 млрд рублей ежегодно на финансирование роста заработных плат отдельных категорий работников бюджетных учреждений. Но к рассмотрению этого вопроса законодатели возвращались и в 2020 году: последние новости о повышении зарплаты бюджетникам в 2020 году в России включают как уже принятые нормативные документы, так и законодательные инициативы.

Госдума изменила систему оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений

Госдума 27.10.2020 приняла правительственный законопроект с поправками в статью 144 Трудового кодекса РФ. Этим она наделила правительство правом разрабатывать требования к установлению окладов, ставок заработной платы, применяемым перечням и условиям назначения выплат компенсаций и стимулирующих выплат государственным и муниципальным служащим.

Сейчас федеральный центр устанавливает системы оплаты труда для федеральных бюджетников, в регионах и на муниципальном уровне этим занимаются местные власти. В результате, как указали чиновники в пояснительной записке к законопроекту, возникают «существенные межрегиональные различия условий оплаты труда, включая размеры окладов по одинаковым должностям в разных организациях в пределах одного субъекта». Обнаруживается даже разница в оплате труда на одних и тех же должностях в разных регионах. Более того, в некоторых субъектах РФ регулирующие системы оплаты труда НПА носят не обязательный, а рекомендательный характер. В результате решения о системах оплаты труда и размерах окладов полностью или частично отданы на откуп непосредственно самим организациям.

После вступления в силу поправок «разномастные» правила в оплате труда уйдут в прошлое. Правительство установит единые требования к системам оплаты труда бюджетников, в том числе к выплатам компенсационного и стимулирующего характера. Как указывают авторы инициативы:

Наделение правительства указанным полномочием позволит более гибко устанавливать требования к соответствующей отраслевой системе оплаты труда с учетом специфики конкретной отрасли.

На законодательном уровне будут установлены требования к должностным окладам. Они будут составлять не менее 70% заработной платы. Система надбавок, компенсационных и стимулирующих выплат станет прозрачной и с едиными условиями для всех. Поправки вступят в силу с 01.01.2021.

Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как индексируется заработная плата работникам бюджетной сферы. Используйте эти инструкции бесплатно.

Индексация окладов с 01.10.2020 и в 2021–2022 годах

  • в 2020 году на 5,4%;
  • в 2021 году на 6,1%;
  • в 2022 году на 6,5%.

Указание касается оплаты труда отдельных категорий работников учреждений здравоохранения и социального обеспечения населения, образования, культуры, науки.

Кроме того, на заседании Трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, проходившем в сентябре 2019 года, Татьяна Голикова сообщила о планах повысить оклады тем, кто не попал под действие президентского указа: зарплата бюджетников с 1 октября 2020 года увеличится на 3,8%. Результатом работы комиссии стали Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2020 год. В рекомендациях содержатся новые важные указания:

  • недопустимо включать в состав МРОТ надбавки, доплаты, коэффициенты;
  • для медиков доля выплат по окладам в структуре заработной платы должна составлять не ниже 55%;
  • для работников культуры тот же показатель — не ниже 50%;
  • при определении размеров заработной платы работающим в дошкольных образовательных учреждениях следует пользоваться Методическими рекомендациями по формированию системы оплаты труда работников общеобразовательных организаций и показателями эффективности, утвержденными Приказом Минобрнауки России №73н от 13.12.2018.

Есть и не принятые пока предложения. В связи с критической ситуацией, сложившейся в результате ограничительных мер по борьбе с коронавирусом, Агентство стратегических инициатив предложило правительству потратить от 0,5 до 1 триллиона рублей на повышение пенсий и зарплат работающим в бюджетной сфере на 5–10% в качестве меры повышения спроса на продукцию промышленности и услуги.

Кто такие госслужащие и бюджетники

В обиходе так называют всех тех, кто получает зарплату из бюджета: чиновники, силовики, работники госучреждений, врачи, учителя, ученые. Но объединять всех бюджетников в одну большую категорию не совсем верно. В соответствии с законодательством они подразделяются на разные категории:

  • госслужащие (лица, работающие в государственных органах, в госучреждениях);
  • работники бюджетной сферы (учителя, ученые, врачи, воспитатели детских садов, сотрудники учреждений культуры и преподаватели вузов).

Разница кроется не только в названии, но и в подходе к материальному обеспечению, подчинению и социальному обслуживанию. Как водится, у госслужащих оно несколько лучше. Да и их оклады и надбавки регулирует отдельное законодательство. Поскольку зарплаты чиновников и военных подчиняются специфическим правилам, мы остановимся подробнее на том, какое увеличение окладов было предусмотрено для так называемых «других категорий» и какое предстоит повышение зарплаты бюджетникам в 2020 году в России.

Врачи, учителя и бухгалтеры

По приблизительным подсчетам, в России в бюджетной сфере трудятся около 33 млн человек. От всех граждан трудоспособного возраста (примерно 83 млн человек) доля бюджетников составляет более третьей части. Из них около половины составляют те, кого нельзя назвать госслужащими, в частности, сотрудники:

  • школ;
  • детских садов;
  • средних и высших учебных заведений;
  • медицинских учреждений;
  • библиотек, музеев и других культурных учреждений;
  • научных институтов.

Заработную плату все они получают из государственного бюджета РФ: федерального или местного. Условия их работы регулируют Трудовой кодекс РФ, нормативно-правовые акты, разработанные ведомством, которое руководит деятельностью учреждения. Например, для врачей это Минздрав, а для работников культуры — Минкульт.

Примечательно, что, хотя все эти НПА (в отличие от силовых ведомств) являются открытыми и общедоступными, уровень зарплат работников этих структур официально понять сложно. Система оплаты труда предполагает не только оклад, но и целый пласт различных премий, дотаций и бонусов. Поэтому, например, оклад ведущего бухгалтера в бюджетной организации может быть единым, а вот на руки разные сотрудники в разных отраслях получат совершенно разные суммы.

Однако когда речь идет о средних зарплатах, то при их подсчете обычно учитываются все доплаты. Так, по сведениям Росстата, средняя зарплата по стране составила 47 257 рублей (данные за февраль 2020). Поскольку выборку статистики делали по всем регионам и городам, для небольших городов этот показатель оказался завышен: на практике врачи и учителя в небольших муниципальных образованиях получают всего по 12 000–15 000 рублей в месяц. В целом же картина средних зарплат по отраслям работников бюджетной сферы и регионам представлена в таблице, сформированной на основе данных Росстата по средним зарплатам бюджетников.

Ежегодно в июле Росстат публикует данные по средним заработным платам отдельных категорий работников социальной сферы и науки в организациях государственной и муниципальной форм собственности по субъектам Российской Федерации за прошлый год: таблица окладов бюджетников составлена в разрезе видов деятельности и регионов.

Средняя з/п работников в организациях государственной и муниципальной форм собственности по субъектам РФ

Педагоги дошкольного образования

Педагоги организаций общего образования

Врачи с высшим образованием

Средний медицинский (фармацевтический) персонал


“Утверждено то, что касается выравнивания размера зарплаты по регионам и, что этот процесс будет регулироваться на федеральном уровне, а не в регионах. Это, конечно, уже хорошо, так как не директор и бухгалтер школы будут решать, кому дать больше, а кого лишить части заслуженной учителем зарплаты по своему усмотрению, по принципу ” этому учителю и этой суммы хватит”, – пишут бюджетники страны.

У работников бюджетной сферы появилась надежда на рост заработной платы с 1 января 2021 года. Основная причина, побуждающая реализовать программу пересмотра, кроется в желании установить справедливую оплату труда в бюджетной области. И это неудивительно, так как предшествующие годы не показали значительного повышения уровня оплаты труда. Кризис, затронувший всю страну, как никогда волнует бюджетников. О достойной зарплате учителям говорят все – от президента страны, который обратил внимание на это еще в своем послании Федеральному собранию, до обычного обывателя, который к тому же родитель, беспокоящийся о качестве обучения своих детей.

Исходя из Федерального закона от 9 ноября 2020 г. N 362-ФЗ “О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации”, предусмотрен рост заработной платы. При этом, кабмином должна определяться сфера деятельности государственных и муниципальных учреждений, на которую распространяются требования, а также срок, в течение которого необходимо привести условия оплаты труда работников в соответствии с утверждаемыми требованиями. В первую очередь новые требования к оплате труда будут введены в здравоохранении. На законодательном уровне установят требования к должностным окладам. Они будут составлять не менее 70% заработной платы. Система надбавок, компенсационных и стимулирующих выплат станет прозрачной и с едиными условиями для всех. Поправки вступят в силу с 01.01.2021.

Не все жители России восприняли новость позитивно. Многие считают, что никакого повышения не будет, так как с каждым годом повысить зарплаты обещают, но ситуация не меняется.

– Хочется уже с 2012 года правильную для учителя ставку! Не 6-15 тыс. рублей, а хотя бы как на производстве 30-45 тыс. рублей. Хочется почувствовать себя человеком, учителем, жизнерадостным, довольным, в деловом костюме. Чтоб не стыдно было перед детьми и, чтобы радостно работалось и жилось, чтобы мы были учителями, а не обслуживающим персоналом. Чтоб не стыдно было перед самим собой, ведь мы все понимаем, что я не просто учитель, я – нищий учитель,-прокомментировала Татьяна.

– Работа в ковидарии адская! Она и правильно оплачивается в разы больше. И туда идут герои, другие сбегают! Выписываясь из стационара, пациенты идут по месту предписания – в поликлинику по месту жительства или работы. Работа кипит. Если ранее я принимала 30-35 человек, то теперь от 70 до 100 ежедневно. Считаю, что работа после ковидария также должна быть оплаченной соответственно либо шкалой, либо стимулирующими. Напряженная работа началась с марта-апреля. Говорила и писала заявления я неоднократно. Бесполезно. Зарплата как была такой, так и остается по сей день! Считаю несправедливо,-высказалась врач Татьяна.

– Относительно того, что оклады будут составлять 70% утверждать пока нельзя, к сожалению, поскольку это еще обсуждается. Утверждено то, что касается выравнивания размера зарплаты по регионам и, что этот процесс будет регулироваться на федеральном уровне, а не в регионах. Это, конечно, уже хорошо, так как не директор и бухгалтер школы будут решать, кому дать больше, а кого лишить части заслуженной учителем зарплаты по своему усмотрению, по принципу ” этому учителю и этой суммы хватит”, как это делается в моей школе. Да-да, я не оговорилась. Увы, в школах порой руководителями становятся и такие люди, и учителя становятся заложниками субъективизма со стороны администрации. Было бы еще справедливо, если бы отменили систему подушевой оплаты. Учитель одинаково готовится к уроку и дает его и в классе с 10 учениками, и в классе с 25 учениками. Вот об этом почему-то никто не говорит. И хорошо бы, чтобы предусмотренные изменения ввели пораньше,-отметил фантом-54.

– Не было никакого повышения зарплат учителей на 3% с октября. Враньё это. У библиотекарей повысили и других, кто не попадает под “восхитительные” майские указы,-изъявил Григорий Фоменков.

– Очередной дешëвый пиар! Как может повыситься зарплата, если статья бюджета на образование уменьшается? Или если фонд оплаты труда остаëтся неизменным?-изрек alexandrb33.

– Надоела гармонизированная болтовня чиновников и их подпевал. Ставка учителя за 18 часов должна быть не менее 2,5 МРОТ +30% стимулирующих. А если у вас на людей денег не хватает, урезайте свои безумные зарплаты. За 20 лет правления всё, что вы сделали это превышение смертности над рождаемостью. Чем ещё можете похвалиться?-возмутилась Татьяна.

Произойдет ли когда-нибудь существенное повышение зарплат учителям и медикам – покажет время. Однако, их положение и состояние можно заметить уже сейчас. Остается только надеяться и верить в лучшее.







Репрессии — в Интернет

— Егор Тимурович, почему нет альтернативы позиции «раз не помогаете народу, то хотя бы не мешайте ему»?

— Мы пережили тяжёлый кризис, связанный с банкротством Советского Союза, исчерпанием золотовалютных резервов. Пережили угрозу голода, гражданской войны. А сейчас столкнулись с тем, что сопоставимо с Великой депрессией конца 1920-х — начала 1930-х годов.

Жизнь последнего десятилетия была бархатной. Когда реальные доходы населения растут на 10% в год, трудно не быть популярным. Когда доходы начинают падать на 10% в год, ситуация меняется. Тогда у вас остаются 2 альтернативных сценария политических решений. Первый — ужесточение репрессий.

— Известны сталинские репрессии. Неужели и сегодня возможно что-то подобное?

— Возможно ужесточение контроля над Интернетом, средствами массовой информации, над митингами, демонстрациями, некоммерческими организациями. Эта идея части политической элиты, которая плохо исторически образованна. Надеюсь, что наши власти на это не пойдут. Мы в 20 веке пережили 2 революции. Каждая была связана с попытками ужесточения репрессий. Самый типичный пример, август 1991 г. — ГКЧП, закончившийся катастрофой. Так было и 28 февраля 1917 г. Можно пытаться в третий раз устроить что-нибудь подобное. Результат будет плачевным. Но есть второй вариант — дать стране шанс на устойчивое развитие на протяжении многих лет. Он осуществим.

— А может получиться так, что мы вообще не выйдем из кризиса?

— Мы должны из него выйти. Было написано немало о том, что нам не нужен Стабфонд, надо потратить его на инфраструктурные проекты. К счастью он был создан, сохранен и послужил «подушкой», которая смягчила падение российской экономики. Теперь причины, по которым нашей стране — с экономикой зависящей от трудно прогнозируемых цен на нефть, нужны значительные валютные резервы, ясны и подростку.

— Кстати, совершенно не понятно: все прогнозируемо, а нефть — нет. Может, это лукавство?

— Нет. Цену на нефть нельзя предугадать из-за разной эластичности спроса и предложения в краткосрочной и долгосрочной перспективе. Объясню на простом примере: вы привыкли ездить на работу на автомобиле. Если цена на бензин вырастет в 3 раза, вы вряд ли сразу измените свои привычки. Но если выяснится, что это надолго, то вы купите машину с более экономичным двигателем.

— У вас есть ощущение, что сейчас всё решается «методом тыка»: попробовали туда пойти — не получилось, попробовали сюда — тоже не получилось.

— Управлять Россией в условиях, когда цены на нефть упали в 3-4 раза, и управлять Россией когда они выросли в 3-4 раза — разные задачи. Нужно время, чтобы привыкнуть к новым реалиям.

— Правительство Примакова тоже действовало в условиях кризиса, и денег в стране вообще не было. И олигархи не толпились в приёмной. Как же решили проблемы? Может и сейчас так же надо?

— Олигархи понимали, что денег в стране нет. Что им было толпиться у власти? (улыбается. — Ред.) Но к этому времени была создана система частной собственности, приватизирована промышленность, добыча нефти перестала падать, начала расти. Тогда важнейшим стал вопрос — как избежать ценовой войны с ОПЕК. Затем мы начали ренационализировать нефтяную отрасль. Добыча сырья расти перестала.

— Исходя из вашего второго сценария, государству надо полностью отказаться от привычек регулировщика. Но тогда — усилится другой перекос: каждая отрасль в руках какого-то клана.

— А кто сказал, что не надо регулировать экономику? Госконтроль — это правила, которые вырабатывали на протяжении двух последних веков. Но надо адаптироваться к меняющемуся миру. Например, во время Великой депрессии отказались от золотовалютного стандарта. В 1971 г. выяснилось, что Бреттон-Вудская система (доллар стал одним из видов мировых денег, наряду с золотом — ред.), сформированная в середине 1940 годов, перестала работать. Пришлось адаптироваться к новой ситуации, где есть плавающие курсы резервных валют и нет золотовалютного стандарта.

— Допустим, осознали, что не мы решаем за время, а, увы, оно за нас. И что дальше?

— Первое, что нужно делать — принять во внимание новую роль Китая в мировой экономике, то, что юань должен стать одной из мировых резервных валют. Второе: Россия в условиях кризиса должна продолжать консервативную денежную политику.

— Насколько лет назад нас отбросит после того, как мы снова влезем в долги за рубежом? Неужели другого выхода нет?

— В этом нет ничего страшного. Но возникающие проблемы предполагают необходимость серьёзных мер по повышению эффективности госрасходов.

— У нас этого никогда не было. С чего бы нас посетит такая «эффективность»?

— Почему не было? В начале 2000 г. мы провели одну из самых эффективных налоговых реформ, которая стала образцом для многих стран. Ко второму сроку президентства Путина подготовили программу по повышению эффективности бюджетных расходов. Министерство экономики 12 раз вносило ее в правительство, и столько же раз ее обсуждали на заседании кабинета министров. Но, в условиях резкого скачка вверх цен на нефть, было бы странно, если бы эту программу реализовали.

— Зато сейчас она пришлась бы очень кстати. А то есть ощущение, что научились лишь собирать налоги в бюджет. А вы бы на что предложили урезать гостраты?

— Приведу анекдотический пример. Советский Союз был крупнейшим в мире импортёром зерна. Поэтому наши сельскохозяйственные атташе располагались там, где были наши основные поставщики. Сейчас Россия снова стала одним из крупнейших экспортёров зерна. И борьба за сырьевые рынки — наш важнейший внешнеэкономический приоритет. Как вы думаете, где в это время располагаются те, кто должен отстаивать интересы страны?

— Там же?

— Да. Это мелочь, но она показательна.

Рынок — всего лишь соломка?

— Людей увольняют, цены растут, воры-домушники расцвели бурным цветом. Сколько народ ещё может терпеть?

— Вопрос в том — сколько времени понадобится власти, чтобы понять, что народ не будет терпеть вечно.

— Многие говорят, что надо срочно вводить прогрессивный налог, чтоб пополнить казну доходами от богачей.

— Когда мы ввели плоскую шкалу (одинаковую для всех физлиц — ред.) подоходного налога в 13%, получили резкий рост доходов бюджета. Вы хотите в условиях тяжелого кризиса снижения бюджетных доходов изменить эту ситуацию? Я бы не советовал.

— Если окажетесь в Белом доме, какие меры примете?

— Что должен был сделать — попытался сделать.

— И все-таки?

— Эти меры легко озвучить, но трудно реализовать. Необходимо обеспечить разделение властей. Я работал в Парламенте. Знаю, что через него в начале 2000 годов закон о монетизации льгот никогда бы не прошёл. В бюджетном комитете работали люди, которые понимали суть дела, задали бы немало вопросов, заставили бы министерство финансов на них отвечать. После чего в том виде он никогда бы не был принят. Следующий ход — сокращение числа закрытых статей бюджета. Они самые неясные и потенциально коррумпированные. И третье, это реальные шаги к обеспечению независимости судебной власти.

— Олигархов проще перевоспитать.

— С одной стороны, олигархи руководят предприятиями, которые дают работу полстране. С другой — они ведут себя так, что настроили против себя всю страну. Когда-нибудь в России появится культура богатства?

— По опыту других стран могу сформулировать гипотезу, что она появится. Но это зависит от людей, которых называют в России олигархами. Надо понять, что те, кто реально руководит крупным бизнесом, получили советское образование. Поэтому и ведут себя как капиталисты из советской пропаганды: владелец заводов, газет, пароходов, мистер Твистер, миллионер.

— Цель пенсионной реформы больше напоминает рекламный ход, нежели реальное увеличение доходов россиян. А можно сейчас взять и по-настоящему увеличить пенсию? Раза в два сразу. Есть такие ресурсы у страны?

— Нет. Но можно постепенно, в течение лет 10, радикально увеличить накопительную часть пенсии с помощью неспешной распродажи госактивов. (Никто до сих пор не смог убедить меня, что госкомпания управляет своими активами лучше частных). Не обязательно это делать сейчас, когда рынок внизу. Но когда он выправится — а он выправится, тогда давайте распродадим часть госактивов, чтобы направить вырученные средства на накопительную часть пенсии.

— Вернемся к началу нашей беседы. Допустим, мы пошли по пути демократии. И, конечно, сразу начали набивать себе шишки. Где бы соломки подстелить?

— Мы создали рыночную экономику — это как раз и есть соломка. И она поможет справиться с проблемами даже при нынешнем уровне экономического образования населения.

— То есть, когда-нибудь наша рыночная экономика перестанет помещаться в рамки «здесь купил, а там продал в два раза дороже»?

— Она уже этим не ограничивается. Есть немало динамично растущих отраслей экономики, например, пищевая промышленность, розничная торговля.

Досье

Егор Гайдар, директор Института экономики переходного периода. В 1991-1994 гг. занимал высокие посты в Правительстве России, в том числе был и. о. председателя правительства.


Единороссы отрабатывают ряд системных изменений в оплате труда бюджетников: учителей, врачей, работников культурных учреждений.

Вот несколько предложений, внесённых уже в Госдуму хотят облечь в форму законов, которые будут действовать на территории всей Российской Федерации.

1. Увеличение доли оклада в заработной плате до 70 %.

В настоящее время система доплат и надбавок, действующая по-разному в различных регионах страны, позволяет манипулировать конечным размером вознаграждения за труд бюджетников. Сумма гарантированного оклада в некоторых случаях не превышает 20-30 % от полной заработной платы. Для того, чтобы сносно зарабатывать, учителя, врачи и работники культуры вынуждены брать на себя дополнительные функции и встраиваться в административные формальности для того, чтобы получать доплаты и надбавки.

2. Единый перечень выплат компенсационного и стимулирующего характера.

Общий перечень стимулирующих выплат настолько широк и разнообразен в различных регионах России, что зачастую превращается в средство административного давления на бюджетников. В некоторых случаях выплаты напрямую зависят от степени лояльности бюджетников к администрации учреждений и политике соответствующих ведомств в регионе.

Иногда, такие доплаты и надбавки приводят к несоизмеримо меньше зарплате на старте карьеры молодых специалистов, что отвращает их от работы в бюджетных учреждениях образования, здравоохранения и культуры.

«Мониторинг показывает, что во многих регионах должностные оклады учителей и врачей даже ниже размера МРОТ, а их доля в общем объеме оплаты труда где-то не достигает и 30%. А чтобы добиться выполнения майского указа, руководители на местах занимаются откровенными манипуляциями со ставками часов работы. Тех же учителей буквально «насильно» заставляют работать на 1,5-2 ставки, брать дополнительное классное руководство, вести факультативы. Медицинским работникам «навешивают» дополнительные дежурства» , — отметил секретарь Генсовета партии Андрей Турчак.

3. Борьба с переработками бюджетников.

По замыслу инициаторов изменений, установление твёрдого оклада и единой системы компенсаций и стимулирующих выплат, позволят бороться с переработками.

Для получения достойного вознаграждения бюджетникам приходится брать на себя дополнительные функции, существенно увеличивая нагрузку.

Регионы рапортуют о выполнении майских Указов Президента, доводя до руководства страны данные о средних зарплатах учителей, врачей, работников культуры. Однако, такие зарплаты даются существенным увеличением интенсивности труда. По сути, за обычные деньги люди должны делать больше.

4. 1 ставка бюджетника = средняя заработная плата в регионе.

Установление твёрдого оклада в доле от конечной зарплаты бюджетников позволит выполнить майские Указы Президента РФ при нормальной занятости бюджетников.

Выполнение показателей майских указом по зарплатам бюджетников следует обеспечивать из расчёта одной ставки полагает "Единая Россия", чтобы ограничить вынужденные переработки.

Напомним, в соответствии с Указом Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" заработные платы учителей должны быть доведены до среднего размера по региону.

Если инициатива Единой Росси будет реализована, то на 1 ставку бюджетник (учитель, врач, работник культуры) будет получить среднюю заработную плату по региону.

5. Предельное соотношение зарплат руководства и работников в организациях бюджетной сферы.

"Единая Россия" предлагает также установить предельный уровень соотношения размеров среднемесячной заработной платы руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров бюджетных организаций и среднемесячной зарплаты остальных работников.

«Будет справедливым ввести какой-то внятный, прозрачный коэффициент соотношения этих зарплат» , — отмечает Андрей Турчак.

В настоящее время в Государственную Думу Федерального собрания РФ Правительством внесён законопроект, согласно которому кабмин получит право утверждать общие для всей России требования к системе оплаты труда работников бюджетной сферы. Проблема назрела давно, в настоящее время ведутся обсуждения законопроекта в регионах, он будет рассмотрен уже в осеннюю сессию работы Госдумы.


Пенсионеры являются наиболее уязвимой в финансовом плане категорией населения, нуждающейся в поддержке государства. Именно поэтому они постоянно следят за инновациями в пенсионной реформе. На протяжении всего 2018 года правительство страны напряженно трудилось над пенсионной реформой. Плоды этой работы можно наблюдать уже сейчас, в 2019 году.

В данной статье подробно излагается вопрос о том, какой будет надбавка к пенсии для граждан после 70 лет в 2019 году.

Выплаты для пенсионеров в возрасте 70 лет

После января нынешнего года пенсионеру, достигшему 70 лет, положено минимальное пенсионное пособие по возрасту. Гражданам, не достигшим 65-летнего возраста, назначается социальная помощь.

Размер пенсиии ее надбавка зависит от возраста, трудового стажа и наличия льгот, связанных с инвалидностью, участием в боевых действиях, тяжелыми условиями труда.

Трудовой стаж включает следующие периоды:

  1. Предпринимательская деятельность с применением УСН, фиксированного налога. Этот пункт выполняется при условии уплаты страховых взносов.
  2. Военная служба.
  3. Декретный отпуск.

При начислении пособия по достижении пенсионного возраста, в том числе и в семьдесят лет, учитывается не только стаж, но и средняя заработная плата во время трудовой деятельности человека, находящегося на
заслуженном отдыхе.

Кому и как насчитывается минимальная пенсия в нынешнем году

Минимальное пособие по достижении пенсионного возраста устанавливается исходя из страхового стажа. Для женщин стаж составляет тридцать, а для мужчин – тридцать пять лет. Для граждан, работавших в регионах с особыми условиями (Крайний Север и приравненные регионы) этот стаж уменьшается на десять лет – двадцать и двадцать пять соответственно.

Сумма выплат в зависимости от категории граждан:

  • для пенсионеров, которые потеряли работоспособность с июля нынешнего года – 5 124 рубля;
  • для граждан, достигших возраста 65 лет – 40% минимальной зарплаты;
  • для граждан, имеющих стаж работы не менее 15 лет в условиях Крайнего Севера (или регионах, приравненных к нему) – 7 686 рублей.

В случае меньшего страхового стажа размер пособия пропорционален прожиточному минимуму граждан, которые потеряли работоспособность.

Если на иждивении гражданина пенсионного возраста находится нетрудоспособный член семьи, размер пенсионной выплаты также может быть повышен: 5 978 рублей за одного человека, находящегося на иждивении, 6 832 рублей – за двух, 7 686 рублей – за трех.

Кто окажется в выигрыше

На повышение могут рассчитывать граждане, которые ранее работали на производстве и имели доход, превышающий средние показатели на пятьдесят процентов. Таким образом, пенсионеры, достигшие возраста 70 лет, имеющие в прошлом высокую зарплату, в накладе не останутся. Данное новшество касается тех людей, которые имеют сорокалетний трудовой стаж.

К сожалению, остальным категориям пенсионеров – бюджетникам, работникам аграрного сектора – на особенное повышение рассчитывать не приходится. Если в прошлом пенсионер получал небольшую зарплату, и имеет тридцатилетний стаж, пенсионное пособие приравнивается к минимальному прожиточному уровню. Уже в следующем году при начислении зарплаты будет учитываться размер повышенной минималки. А это значит, что пенсионный налог тоже увеличится.

Кто получит надбавку

Надбавку к пенсии получат следующая категория людей пенсионного возраста:

  • заработавшие на старость – более 10 минимальных пенсионных пособий;
  • граждане, имеющие льготы и получающие доплаты в процентах от прожиточного минимума.

К примеру, участникам военных действий, в том числе лицам после 70 лет, полагается надбавка 25 процентов от ПМ.

Какую категорию пенсионеров коснется перерасчет:

  • доноров;
  • нетрудоспособных лиц с недостающим стажем;
  • тех, у кого пособие составляет десять прожиточных минимумов.

На сегодняшний день пенсионер, достигший семидесяти лет и не входящий ни в одну из этих категорий, не может рассчитывать на существенное повышение пособия.

Кому полагаются дополнительные соцвыплаты

Существует еще несколько категорий людей преклонного возраста, которые входят в состав льготников:

  • лица, которые в свое время были депортированы, участники боевых действий;
  • пенсионеры-чернобыльцы;
  • лица, имеющие стаж работы на Крайнем Севере или в регионах, приравненных к нему.

Граждане, которые достигли семидесятилетнего возраста и входящие в уязвимую категорию, вполне могут рассчитывать на надбавку к пенсии согласно социальной политике государства.

Выполнение нового президентского Указа лишит работы уборщиц, буфетчиц и клерков





В ходе последней прямой линии, состоявшейся 21 июня 2019 года, президент России заявил:

— Мне бы очень хотелось, чтобы доходы рядового работника повышались. В чем может быть засада, если мы сейчас возьмем и резко понизим уровень заработной платы чиновников, министров или даже руководителей крупных государственных компаний? Мы просто не найдем достаточно квалифицированных кадров, они все разбегутся по частным конторам или за границу уедут. И в конечном итоге это отразится на благосостоянии страны и этих рядовых работников, о которых мы говорим.

Вскоре стало понятно, что в этом случае (в отличие от вопроса по возрасту выхода на пенсию, который Владимир Путин также публично обещал не поднимать, пока занимает пост президента) гарант Конституции слов на ветер не бросает. Так, 24 июня 2019 года, вступил в силу подписанный президентом Указ об основных направлениях развития государственной гражданской службы на 2019−2021 годы (опубликован на официальном сайте Кремля).

Особого внимания в этом документе заслуживают два момента. Во-первых, в нем правительству Российской Федерации поручается в 2020 и 2021 годах «обеспечить в рамках осуществления мероприятий по совершенствованию системы оплаты труда гражданских служащих оптимизацию структуры денежного содержания гражданских служащих (без снижения его уровня) путём поэтапного увеличения в структуре этого содержания доли должностного оклада и соответствующее увеличение размера пенсии за выслугу лет».

Как до этого заявлял Минфин, источником средств для повышения постоянной доли в оплате труда госслужащих с нынешних 40% (60% — переменная часть, доплаты и премии) до 60% должны стать средства, сэкономленные за счет запланированного на ближайшие годы сокращения госаппарата (без сокращения фондов оплаты труда госслужащих). Как сообщил «Коммерсантъ», госаппарат уже в следующем году потеряет предположительно 10% от численности сотрудников центральных аппаратов органов исполнительной власти и 5% территориальных органов, а в 2021 году на 10% сократится численность территориальных органов.

Во-вторых, в Указе перед кабинетом министров ставится задача до 1 января 2021 года обеспечить проведение мониторинга качества подготовки гражданских служащих по дополнительным профессиональным программам, а также совершенствование методов оценки профессиональных качеств гражданских служащих и лиц, претендующих на замещение должностей гражданской службы и включение в кадровый резерв на гражданской службе. Проще говоря, предполагается ужесточить требования к любым кандидатам на все вакансии в системе государственной службы.

«СП» попросила своих экспертов оценить важность и своевременность этих новаций, ведь в глазах обывателей, которых, мягко говоря, знатно обманули с реальным уровнем индексации пенсий, они выглядят очень спорно. А точнее — так, как будто власть спасает саму себя от экономического кризиса, бросив нищающее население на произвол судьбы.

Если говорить о повышении окладов и пенсий госслужащим с точки зрения общих трудовых отношений, считает руководитель департамента социального развития аппарата Федерации независимых профсоюзов России, кандидат экономических наук Константин Добромыслов, то все здесь выглядит вполне логично.

— Основная часть зарплаты, которая не зависит от надбавок, должна составлять 70−80% выплат. Сегодняшние же оклады «нижних чинов» госслужащих начинаются с 2−3 тысяч рублей. Понятно, что на руки получают они в 10−15 раз больше, начиная от 30−40 тысяч, за счет стимулирующих надбавок. Но это не совсем хорошо, эти самые стимулирующие надбавки должны по-хорошему составлять всего 25−30%.

С другой же стороны, признал эксперт, доходы госслужащих необходимо сопоставлять с размерами заработных плат всего населения страны. Сейчас же в этом вопросе, считает он, есть серьезный перекос.

— Я не хочу сказать, что во всей своей общей массе госслужащие получают огромные зарплаты, но в отдельных структурах есть зарплаты большие. Например, в среде муниципальных госслужащих величина средней зарплаты достигает 20−30 тысяч, а в аппарате правительства средний ежемесячный доход уже составляет 200−250 тысяч рублей. При средней зарплате по России в 40 тысяч депутат Госдумы получает в 10 раз больше. Не во всех странах есть такие соотношения. Величина подобного разброса еще зависит и от того, в каком конкретно регионе находится тот или иной госслужащий. В дотационных регионах нередко зарплаты местных госслужащих были выше, чем у федеральных, пенсии губернаторские насчитывали несколько сот тысяч рублей.

А тем временем ведь в общей структуре системы оплаты труда по стране наблюдается серьезная недооценка стоимости труда. Это зарплаты остальных граждан надо подтягивать к зарплатам госслужащих. Да, минимальный размер оплаты труда подтянули к прожиточному минимуму, но этого на самом деле недостаточно, чтобы население получало достойные зарплаты. И лучше бы, конечно, идти по этому пути. Но этот Указ, подписанный, очевидно, в попытках выровнять перекос в зарплатах, — не совсем правильное решение.

«СП»: — Почему?

— Потому что структуру начисления зарплаты госслужащим используют коммерческие предприятия. И они говорят — ну, видите, как в государстве построено криво, мы так же будем делать. Таким образом в итоге по всей стране работникам недоплачивают. Здесь надо бы систему оплаты труда выправить так, чтобы она была справедливой для всех, вне зависимости от того, госслужащий ли это, или простой наемный рабочий.

Зарплата должна реально оценивать затраты работника и позволять ему иметь тот восстановительный бюджет, дающий способность кормить себя и содержать семью. Это скажется на всей экономике страны, в том числе и на демографии, когда человек спокойно будет решать, сколько детей ему иметь. Но все это — вопрос построения вертикали власти, которая должна влиять на все. не только на то, как всех в один ряд построить, но и как людей обеспечивать благами, влияющими на их социально-экономическое положение.

Относительно намерения повысить зарплаты чиновникам за счет сокращения чиновничьего аппарата аналитик ГК ФИНАМ Алексей Коренев, как уже сообщала ранее «СП», заявил:

— Хорошо, если это будет делаться действительно из сэкономленных средств, а не из бюджета. Потому что несмотря на его профицитность, там почему-то все никак не находится средств на то, чтобы победить бедность. И если его не будут трогать, то это замечательно. Однако на моей памяти все попытки сокращения чиновничьего аппарата заканчивались увольнениями исключительно уборщиц, буфетчиц и каких-то совсем уж низовых статистов. А высокопоставленных чиновников, равно как и их всевозможных замов и советников только увеличивалось.

«СП»: — А как насчет намерения ужесточить контроль за профессиональными качествами госслужащих?

— В массе своей нынешние чиновники крайне слабо представляют, как формируется бюджет, как функционирует экономика, как вообще живут люди. Об этом говорят крайне резонансные заявления про всякие «макарошки». Многие успешно проходят на посты губернаторов и глав муниципалитетов за счет хорошо проведенной предвыборной кампании, но при этом серьезных знаний ни по экономике, ни по юриспруденции не демонстрируют. Так что это абсолютно правильно, чиновников надо подтягивать до того состояния, в котором они могут приносить больше пользы. Может быть, действительно начнутся какие-то подвижки, которые напрашивались давно.

Однако любые подвижки, как уточнил недавно руководитель Центра урегулирования социальных конфликтов Олег Иванов, обсуждая с корреспондентом «СП» степень эффективности работы вице-премьеров российского правительства, станут возможными только при новом председателе этого самого правительства. «При нынешнем, — подчеркнул эксперт, — их и не должно быть, поскольку у него другая роль. Любая подвижка при действующем премьер-министре спутает все карты федеральной власти, сломает весь алгоритм ее действий».

Кроме того, нельзя забывать о том, что в России, в полном соответствии с одним из шутливых «законов Мерфи», все, что начинается хорошо, кончается плохо, а то, что начинается плохо — кончается еще хуже. Недавний пример — ситуация с лицензированием управляющих компаний в ходе непрекращающейся и по сути бесплодной реформы ЖКХ.

Уж как сладко пели федеральные чиновники о том, что вот теперь-то все прохиндеи и нечистые на руку управленцы будут вынуждены уйти с рынка, и по всей России настанет коммунальный рай. Однако на деле вся эта волокита с получением лицензий превратилась в профанацию, ничуть не мешающую мошенникам от ЖКХ выставлять людям двойные платежки и обманывать потребителей в вопросе начисления платы за услуги. Следовательно, никакой гарантии того, что через два года в России все чиновники станут грамотными, вежливыми и понимающими, нет.

Читайте также: