Международное сотрудничество рф по вопросам пенсионного обеспечения








Сейчас в России действует 20 международных соглашений или договоров о выплате пенсий за рубежом, говорится на сайте Пенсионного фонда России (ПФР). Они заключены с 24 странами.

Действительными остаются несколько соглашений, которые были подписаны еще СССР. Они касаются сотрудничества в области социального обеспечения, в том числе выплаты пенсий, с Чехословацкой Республикой (подписано 2 декабря 1959 года, утратило силу в отношении Чешской Республики), Румынской Народной Республикой (24 декабря 1960 г.), Венгерской Народной Республикой (20 декабря 1962 г.) и Монгольской Народной Республикой (6 апреля 1981 года).

Остальные международные соглашения и договоры были подписаны уже Россией. Часть из них основана на принципе территориальности, часть — на принципе пропорциональности.

Какие соглашения основаны на принципе территориальности и что это значит для пенсионера?

Принцип территориальности означает, что пенсию назначает и выплачивает то государство, на территории которого проживает гражданин. Расчет делается по нормам его национального законодательства. При этом учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории и страны проживания и страны, гражданином которой является человек.

Если пенсионер-россиянин переезжает на территорию страны, с которой есть подобный международный договор (и наоборот), но при этом по законодательству данного государства ему не положена пенсия, выплаты продолжит делать Россия, пока он не приобретет право на пенсию на новом месте жительства.


Подобные соглашения действуют с Арменией, Белоруссией, Казахстаном, Кыргызстаном, Таджикистаном, Туркменистаном, Узбекистаном и Украиной («Соглашение о гарантиях прав граждан государств-участников СНГ в области пенсионного обеспечения», 13 марта 1992 г.), а также Молдавией (10 февраля 1995 г.), Грузией (16 мая 1997 г.), Литвой (29 июня 1999 г.). Отдельное соглашение с Казахстаном, подписанное 27 апреля 1996 года, гарантирует пенсионные права жителям города Байконура.

Какие договоры и соглашения основаны на принципе пропорциональности?

Принцип пропорциональности означает, что расходы на выплату пенсии распределяются между двумя странами: каждая делает выплаты только за стаж, выработанный на ее территории. Такие международные договоры действуют с Испанией (11 апреля 1994 г.), Болгарией (27 февраля 2009 г.), Эстонией (14 июля 2011 г.), Израилем (6 июня 2016 г.), Республикой Сербия (19 декабря 2017 г.).

Договоры с Белоруссией (24 января 2006 г.) и Латвией (18 декабря 2007 г.) тоже основаны на принципе пропорциональности, но отличаются тем, что за стаж, приобретенный во время их нахождения в составе СССР, пенсию назначает государство-преемник союзной республики, на территории которой проживал пенсионер. Подобное условие содержит договор с Чехией (8 декабря 2011 г.): стаж не менее 1 года, приобретенный до 31 декабря 2008 года, учитывается по законодательству страны, на территории которой в это время постоянно проживал пенсионер.

Кроме того, 15 января 1993 года Россия подписала с Украиной временное соглашение о пенсионных правах граждан, работавших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Согласно документу, эти люди имеют право на досрочную пенсию по старости независимо от места их постоянного проживания на территории обоих государств. В целом система пенсионного обеспечения таких граждан основана на принципе пропорциональности.

Какие еще международные договоры о выплате пенсий подписала Россия?

По двум международным соглашениям пенсионное обеспечение осуществляется особым образом. Соглашения с Республикой Абхазия (14 апреля 2014 г.) и Южной Осетией (25 ноября 2016 г.) касаются пенсионного обеспечения россиян, постоянно проживающих в этих странах. Пенсия им назначается и выплачивается в соответствии с российским законодательством. При этом данным гражданам положена доплата к пенсии до среднего уровня в Северо-Кавказском федеральном округе. Однако за стаж, выработанный на территории Республики Абхазия или в Южной Осетии после 1 января 2002 года, выплаты делают эти страны в соответствии с их законодательством.


Как выплачиваю пенсии в странах, с которыми нет пенсионного соглашения?

Если пенсионер проживает на территории страны, с которой РФ не имеет соглашения или договора, ее выплачивает ПФР в соответствии с российским законодательством. Россиянам, проживающим за границей, положены страховые пенсии, пенсии по государственному пенсионному обеспечению (за исключением социальных), доплаты к пенсиям летчикам, шахтерам, ядерщикам, за особые заслуги, ежемесячные выплаты ветеранам ВОВ.

Чтобы назначить пенсию за границей или восстановить ее (если человек успел выйти на нее в России), нужно подать заявление в ПФР лично или через законного представителя. Деньги будут перечисляться на карточку пенсионера либо выдаваться его доверенному лицу.

Пенсионеры, которые живут за границей и получают пенсию по российскому законодательству, должны ежегодно подтверждать факт нахождения в живых. Для этого они могут обратиться в дипломатическое представительство или консульское учреждение РФ, а также в любое отделение ПФР на территории России.

Для полноценного развития пенсионной отрасли государству необходимо не только концентрироваться на том, что происходит внутри его территорий, но и иметь представление об аналогичной деятельности в других странах. Именно с этой целью ПФР в рамках своей компетенции осуществляет партнерство с многочисленными зарубежными организациями.

С какими международными организациями сотрудничает ПФР? Что является целями этого сотрудничества и какие у него результаты? Постараемся ответить на эти вопросы в данной статье.

С кем осуществляются взаимодействия?

Пенсионный фонд РФ тесно сотрудничает с большим количеством международных структур социального и гуманитарного профиля. К наиболее известным из них можно отнести следующие:

  • МАСО (Международная ассоциация социального обеспечения). Самое крупное объединение подобного рода, ставящее своей задачей защиту социальных прав населения всего мира. ПФР является полноценным членом этой организации с 1992 года, а некоторые из сотрудников (председатель правления А.В. Дроздов и его заместители) занимают видные посты и в МАСО. Членство в такой престижной ассоциации позволяет Пенсионному фонду России не только принимать активное участие во всех крупных и значимых мероприятиях, проводимых под ее эгидой, но и заимствовать передовой опыт и успешные наработки в социальной сфере у ведущих государств мира;
  • МАПСФ (Международная ассоциация пенсионных и социальных фондов). Данная структура в основном выполняет те же функции, что и МАСО, однако упор здесь сделан на социальные ведомства стран СНГ и Балтии, между которыми МАПСФ старается организовать более широкие проекты по взаимодействию и сотрудничеству;
  • Международные гуманитарные и экономические организации: МОТ (вопросы трудовых отношений), ОЭСР (комитет по обсуждению экономического развития стран), Всемирный банк, МВФ (валютный фонд), ЕАЭС (Евразийский экономический союз) и другие. С представителями этих ведомств ПФР осуществляет консультационные встречи и контакты, в рамках которых обсуждаются перспективы развития национальных и международных структур, занимающихся пенсионным страхованием и социальными вопросами.


Для чего это делается?

Указанный выше список организаций выглядит весьма солидно, но едва ли он поможет ответить на вопрос о том, что реально дает государству кооперирование с данными структурами и насколько оправдано вложение средств в развитие международных взаимодействий. Вся суть в том, что положительных моментов от такого сотрудничества на самом деле довольно много, но большая часть из них имеет не прямой, а косвенный характер, поэтому их роль не столь заметна. Например, при проведении пенсионной реформы в РФ (2013-2015) был в значительной степени использован зарубежный опыт, учтено множество советов и консультаций, полученных в соответствующих организациях. Однако о подобном позитивном аспекте международного сотрудничества напрямую практически никто не говорил, поскольку это могло бы уменьшить роль самого ПФР в глазах правительства.

Кроме того, Пенсионный фонд России неоднократно становился победителем различных специализированных конкурсов и лауреатом престижных наград. Так, в 2010 была одержана победа на конкурсе МАСО «Лучшая практика в Европе», а в 2016 представители ПФР получили приз в номинации «Актуарные оценки».

Представительство ПФР в международных организациях

Сотрудники пенсионного фонда России являются членами многих международных организаций, в рамках профессиональной деятельности которых они, в том числе представляют и ПФР:

  • Председатель Правления ПФР А.В. Дроздов не просто номинально состоит в МАСО, а занимает там несколько важных постов и должностей, одновременно являясь председателем руководящего совета МАСО при БРИКС, членом руководящего комитета Европейской сети и членом комитета по отбору кандидатур.
  • Заместитель Председателя Правления ПФР Н.Б. Козлов – казначей МАСО, а другой заместитель, С. А. Афанасьев, состоит в специальной технической комиссии по различным видам страхования.
  • Заместитель председателя ПФР А.В. Куртин является председателем МАПСФ. Одновременно с этим А.В. Куртин выполняет функции представителя Пенсионного фонда РФ в ОЭСР (там он занимает пост члена особой рабочей группы, которая осуществляет подготовку проекта и предложений по страхованию) и ЕАЭС (член консультационного комитета, занимающегося вопросами социального обеспечения и государственной помощи).

Заключение

Таким образом, специалисты ПФР всегда находятся в курсе событий, нововведений и последних новостей, касающихся социальной сферы, в различных международных организациях, что позволяет им объективно оценивать отечественную пенсионную систему, ее возможности, слабые и сильные стороны, потребность в модернизации.

Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта

Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно):

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — позвоните нам по телефону. Это быстро и бесплатно!

О ГАРАНТИЯХ ПРАВ ГРАЖДАН ГОСУДАРСТВ - УЧАСТНИКОВ

СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ В ОБЛАСТИ

(Москва, 13 марта 1992 года)

Правительства государств - участников настоящего Соглашения,

руководствуясь статьями 2, 4 этого Соглашения о создании Содружества Независимых Государств,

исходя из необходимости защиты прав граждан в области пенсионного обеспечения,

сознавая, что каждое государство - участник Содружества должно нести непосредственную ответственность за пенсионное обеспечение своих граждан,

признавая, что государства - участники Содружества имеют обязательства в отношении нетрудоспособных лиц, которые приобрели право на пенсионное обеспечение на их территории или на территории других республик за период их вхождения в СССР и реализуют это право на территории государств - участников Соглашения,

признавая необходимость неукоснительного соблюдения обязательств по международным соглашениям, заключенным СССР по вопросам пенсионного обеспечения,

согласились о нижеследующем:

Пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

Пенсионное обеспечение военнослужащих Вооруженных Сил государств-участников Содружества и порядок выделения средств на их пенсионное обеспечение регулируются специальным Соглашением.

До заключения специального Соглашения пенсионное обеспечение военнослужащих Вооруженных Сил государств - участников Содружества осуществляется в соответствии с законодательством, действовавшим к моменту подписания государствами настоящего Соглашения.

Все расходы, связанные с осуществлением пенсионного обеспечения по настоящему Соглашению, несет государство, предоставляющее обеспечение. Взаимные расчеты не производятся, если иное не предусмотрено двусторонними соглашениями.

Государства - участники Соглашения проводят политику гармонизации законодательства о пенсионном обеспечении.

Настоящее Соглашение распространяется на все виды пенсионного обеспечения граждан, которые установлены или будут установлены законодательством государств - участников Соглашения.

1. Назначение пенсий гражданам государств - участников Соглашения производится по месту жительства.

2. Для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.

3. Исчисление пенсий производится из заработка (дохода) за периоды работы, которые засчитываются в трудовой стаж.

В случае, если в государствах - участниках Соглашения введена национальная валюта, размер заработка (дохода) определяется исходя из официально установленного курса к моменту назначения пенсии.

При переселении пенсионера в пределах государств - участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера.

Размер пенсии пересматривается в соответствии с законодательством государства - участника Соглашения по новому месту жительства пенсионера с соблюдением условий, предусмотренных пунктом 3 статьи 6 настоящего Соглашения.

Органы, осуществляющие пенсионное обеспечение в государствах - участниках Соглашения, сотрудничают друг с другом в порядке, определяемом по соглашению между их центральными органами.

Стороны уполномачивают свои компетентные органы заключить указанные соглашения в течение не более шести месяцев со дня подписания настоящего Соглашения.

Государства - участники Содружества рассматривают вопросы, не урегулированные настоящим Соглашением, а также связанные с его применением, путем переговоров.

Государства - участники Содружества берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера.

Необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, входивших в состав СССР или до 1 декабря 1991 г., принимаются на территории государств - участников Содружества без легализации.

Настоящее Соглашение вступает в силу с момента подписания.

1. Каждый участник настоящего Соглашения может выйти из него, направив соответствующее письменное уведомление депозитарию. Действие Соглашения в отношении этого участника прекращается по истечении 6-ти месяцев со дня получения депозитарием такого уведомления.

2. Пенсионные права граждан государств - участников Содружества, возникшие в соответствии с положениями настоящего Соглашения, не теряют своей силы и в случае его выхода из Соглашения государства - участника, на территории которого они проживают.

Совершено в г. Москве 13 марта 1992 года в одном подлинном экземпляре на русском языке. Подлинный экземпляр хранится в Архиве Правительства Республики Беларусь, которое направит государствам, подписавшим настоящее Соглашение, его заверенную копию.

Соглашение подписано Правительством Республики Молдова с замечанием: "Эти вопросы регулируются двусторонними соглашениями".

Судебная практика и законодательство — "Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" (Заключено в г. Москве 13.03.1992)

Вопросы пенсионного обеспечения работников и членов их семей регулируются Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года или (и) двусторонними соглашениями.

В отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, прибывающих в Российскую Федерацию из бывших республик СССР, которые являются участниками Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13.03.92 либо с которыми заключены двусторонние соглашения в области пенсионного обеспечения (с Грузией, Молдовой, Литвой), необходимо отметить следующее.

продолжение работы по введению в действие Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников СНГ в области пенсионного обеспечения и подписанию соглашений по вопросам социального обеспечения с теми государствами нового зарубежья, с которыми подобного рода соглашения не заключены;

Прокурор Нижегородской области в связи с жалобой Н.Д. Пирожкова на нарушение его пенсионных прав обратился в Нижегородский областной суд с заявлением о признании пунктов 9 и 10 статьи 7 Закона Нижегородской области "О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Нижегородской области" недействующими как противоречащих требованиям федеральных законов и Соглашению государств - участников СНГ от 13 марта 1992 года "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения". Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда решением от 18 октября 2005 года заявление прокурора Нижегородской области удовлетворила, однако Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определением от 22 февраля 2006 года данное решение отменила и вынесла новое решение, которым в удовлетворении требований прокурора Нижегородской области отказано.

24. Разработать меры по поддержке со стороны России социально незащищенных категорий соотечественников. Добиваться введения в действие Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников СНГ в области пенсионного обеспечения. Подготовить и подписать соглашения по вопросам социального обеспечения с теми государствами ближнего зарубежья, с которыми подобного рода соглашения не заключены.

Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года (названным Соглашением регулируется пенсионное обеспечение граждан Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана, Украины);

37. Пенсионные дела лиц, выехавших на жительство в государства - участники Соглашения от 13 марта 1992 г. "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" (Бюллетень международных договоров, 1993, N 4) и в государства - участники двусторонних договоров о социальном (пенсионном) обеспечении, могут направляться органам, осуществляющим пенсионное обеспечение на территории соответствующего государства, в порядке, установленном договаривающимися сторонами.

основываясь на Соглашении о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года,

выражая желание сотрудничать в области социального обеспечения сотрудников органов внутренних дел, лиц, уволенных из органов внутренних дел, и их семей,

4. Лицам, обратившимся за назначением пенсии на территории России, представившим все необходимые документы, за исключением документа о сроках прекращения выплаты пенсии по прежнему месту жительства, ее назначение производится с месяца регистрации по месту жительства на территории России либо признания беженцем или вынужденным переселенцем, если в соответствии со ст. 118 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" от 20.11.90 до истечения 3 месяцев со дня обращения за назначением пенсии соответствующий документ не поступил. Изложенный порядок применяется в отношении лиц, прибывших из государств - участников Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников СНГ в области пенсионного обеспечения от 13.03.92 .

Однако в соответствии с двусторонними межправительственными соглашениями о трудовой деятельности и социальной защите граждан между Российской Федерацией и Украиной и между Российской Федерацией и Белоруссией вопросы пенсионного обеспечения граждан Украины и Белоруссии, работающих на территории Российской Федерации, регулируются Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года.

Государства должны нести непосредственную ответственность за пенсионное обеспечение своих граждан, приобретших право на пен­сионное обеспечение на их территории и реализующих его за грани­цей. Международное сотрудничество в области пенсионного обеспе­чения регламентируется как многосторонними договорами, в кото­рых участвует РФ, так и двусторонними соглашениями, в том числе заключенными СССР (их несколько десятков).

Например, в соответствии с межправительственным Соглашени­ем о гарантиях граждан государств — участников СНГ в области пенсионного обеспечения 1992 г. (РФ участвует) пенсионное обеспе­чение граждан государств — участников Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на террито­рии которого они проживают.

Право на обращение за назначением пенсии приобретают граж­дане стран — участниц Соглашения после прописки на территории РФ или приобретении статуса беженца (вынужденного переселенца). Для граждан не участвующих в Соглашении государств пенсионное обеспечение регулируется законодательством РФ. Назначение пен­сий гражданам государств — участников Соглашения производится по месту жительства. Для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам госу­дарств — участников Соглашения учитывается трудовой стаж, при­обретенный на территории любого из этих государств. Исчисление пенсий производится из заработка (дохода) за периоды работы, ко­торые засчитываются в трудовой стаж. При этом необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем по­рядке на территории государств — участников СНГ и государств, входивших в состав СССР до 1 декабря 1991 г., принимаются на территории государств Содружества без легализации.

При переселении пенсионера в пределах государств — участни­ков Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства пре­кращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательст­вом государства по новому месту жительства пенсионера.

Государства берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательст­ве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера.

Документы и литература

Гаагская конвенция по вопросам гражданского процесса 1954 г. // СП СССР. 1967. №20.

Устав Международного союза электросвязи 1992 г. // МЖМП. 1994. № 2. С. 142—168.

Конвенция Международного союза электросвязи 1992 г.//МЖМП. 1994. №2. С. 168— 180.

Соглашение о гарантиях граждан государств —участников СНГ в области пенсионно­го обеспечения 1992 г. // БМД. 1993. № 4.

Договор между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1992 г.//БМД. 1995. №5.

Договор о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам между Российской Федерацией и Литовской Республикой 1992 г. // БМД. 1995. № 6.

Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г. // БМД. 1995. № 2.

Договор между Российской Федерацией и Республикой Молдова о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г. // БМД. 1995. №7.

Договор о правовой помощи и правовых отношениях между Российской Федерацией и Латвийской Республикой 1993 г. // БМД. 1995. № 10.

Соглашение о координации межгосударственных отношений в области почтовой и электрической связи 1993 г. // БМД. 1993. № 10.

Соглашение об обмене информацией 1993 г. // БМД. 1993. № 10.

Соглашение об обмене правовой информацией 1994 г. // БМД. 1995. № 2.

Правовая помощь по международным договорам России со странами СНГ и Балтии / Сост. Н.И. Марышева. М., 1994.

Бирюков П.Н. Договор международной купли-продажи товаров. Международный коммерческий арбитраж. Воронеж, 1994.

Бирюков П.Н. Вопросы международного частного права. Воронеж, 1996.

Бирюков П.Н. Вопросы международного частного права. Вып. 2. Воронеж, 1997.

Колосов Ю.М. Массовая информация и международное право. М., 1974.

Курс международного права. В 7 т. Т. 4. М., 1991.

Матвеев Ю.Г. Международные конвенции по авторскому праву. М., 1978.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Захаров Михаил Львович

Рассмотрено основное содержание международных актов и Конвенции Международной организации труда о минимальных нормах социального обеспечения и необходимости их учета в российском страховом пенсионном законодательстве. В России без достаточных оснований установлен более высокий минимальный страховой стандарт для получения пенсии по старости и введены дополнительные условия для назначения этой пенсии , что может привести к лишению права на пенсию многих граждан. Оценивается также предложенная для нашей страны особая методика определения коэффициентов замещения пенсией заработка, не совпадающая с правилами, определенными названной Конвенцией, которая ведет к его необоснованному завышению.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Захаров Михаил Львович

International Legal Standards of Retirement Insurance and the Russian Actuarial Pension Plans

The author considers the basic content of international instruments and the ILO Convention on minimum standards of social security and the need to take them into account in the Russian insurance pension legislation. In Russia, a higher minimum standard insurance for old age pensions is set without sufficient grounds and additional conditions for awarding such pension have been introduced, which will lead to the deprivation of the right to pension for many citizens. The author also assesses a special technique for determining the earnings replacement rate by pension suggested for Russia which does not coincide with the rules defined by the Convention, which leads to its ungrounded overrating.

Текст научной работы на тему «Международные правовые стандарты пенсионного обеспечения и российская страховая пенсионная система»

Международные правовые стандарты пенсионного обеспечения и российская страховая пенсионная система

ЗАХАРОВ Михаил Львович, доктор юридических наук, профессор, главный научный сотрудник отдела законодательства о труде и социальном обеспечении Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации

Российская Федерация, 117218, г. Москва, ул. Большая Черемушкинская, 34

Рассмотрено основное содержание международных актов и Конвенции Международной организации труда о минимальных нормах социального обеспечения и необходимости их учета в российском страховом пенсионном законодательстве. В России без достаточных оснований установлен более высокий минимальный страховой стандарт для получения пенсии по старости и введены дополнительные условия для назначения этой пенсии, что может привести к лишению права на пенсию многих граждан. Оценивается также предложенная для нашей страны особая методика определения коэффициентов замещения пенсией заработка, не совпадающая с правилами, определенными названной Конвенцией, которая ведет к его необоснованному завышению.

Ключевые слова: пенсионное обеспечение, минимальные нормы, пенсии, страховые пенсии, коэффициент замещения.

International Legal Standards of Retirement Insurance and the Russian Actuarial Pension Plans

M. L. Zakharov, doctor of legal sciences, professor

The Institute of Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation

34, Bolshaya Cheremushkinskaya st., Moscow, 117218, Russia

The author considers the basic content of international instruments and the ILO Convention on minimum standards of social security and the need to take them into account in the Russian insurance pension legislation. In Russia, a higher minimum standard insurance for old age pensions is set without sufficient grounds and additional conditions for awarding such pension have been introduced, which will lead to the deprivation of the right to pension for many citizens. The author also assesses a special technique for determining the earnings replacement rate by pension suggested for Russia which does not coincide with the rules defined by the Convention, which leads to its ungrounded overrating.

Keywords: retirement insurance, minimum standards, pensions, non-contributory pensions, replacement rate.

Международные правовые стандарты пенсионного обеспечения касаются, во-первых, права на социальное обеспечение и, во-вторых, права на соответствующий его уровень.

Согласно ст. 9 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., ратифицированного нашей страной, «участвующие в настоящем Пакте госу-

дарства признают право каждого человека на социальное обеспечение, включая социальное страхование».

В России пенсия для каждого гражданина, достигшего соответствующего возраста, именуемого обычно пенсионным возрастом, или ставшего инвалидом, впервые была введена Законом РСФСР от 20 ноября 1990 г. № 340Л «О государственных пенсиях в РСФСР». Право на по-

лучение пенсии таких граждан не зависит от каких-либо иных условий, в частности от их трудовой деятельности, имущественного положения и т. д. Такие пенсии в нашей стране традиционно именуются социальными. Их три вида — по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца.

Выплата социальных пенсий осуществляется за счет средств федерального бюджета.

Конституция РФ также гарантирует каждому социальное обеспечение (и,следовательно, пенсионное обеспечение) по возрасту, инвалидности, в случае потери кормильца (ч. 1 ст. 39). Таким образом, всеобщее пенсионное обеспечение в России фактически осуществляется более 25 лет.

В названном Международном пакте упомянуто социальное страхование. Объясняется это тем, что системы социального обеспечения занятого (работающего) населения, основанные на взимании страховых взносов, успешно функционировали уже в то время во многих странах и на практике доказали свою эффективность и устойчивость. Следует отметить, что до сих пор ни одна страна не отказалась и не собирается отказываться от такой системы. В российской Конституции социальное страхование по какой-то причине не указано. В ней лишь предусмотрено, что поощряется добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность (ч. 3 ст. 39). Очевидно, если поощряется добровольное социальное страхование, то существует и обязательное, иными словами принудительное, социальное страхование, включая, естественно, и пенсионное обязательное страхование. В нашей стране оно многие годы функционировало до распада СССР, существует и будет развиваться далее.

Право на трудовую пенсию, переименованную с 1 января 2015 г. в

страховую пенсию, регулируется международными правовыми нормами, которые содержатся в Конвенции МОТ № 102 о минимальных нормах социального обеспечения 1952 г. и Европейском кодексе социального обеспечения 1964 г. (ЕСКСО), предусматривающем более высокие нормы обеспечения, чем Конвенция № 102. С момента принятия указанных актов прошло более 60 и 40 лет соответственно, но ни один из них не ратифицирован нашей страной, хотя российское пенсионное законодательство формировалось с учетом норм, закрепленных в этих международных актах. Обратимся прежде всего к вопросу о трудовой (страховой) пенсии1 по старости как наиболее распространенной.

Согласно ст. 26 Конвенции № 102 охватываемым случаем является превышение установленного возраста. Установленный возраст не превышает 65 лет. Однако компетентный орган власти может установить более высокий возрастной предел с учетом работоспособности пожилых лиц в соответствующей стране.

Конвенция допускает установление и сохранение более низкого пенсионного возраста. На практике пенсионный возраст определяется в каждой стране с учетом продолжительности предстоящей жизни населения при рождении и после достижения определенного возраста, в том числе 60 лет. В России пенсионный возраст низкий (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин), но он соответствует более короткой продолжительности жизни в нашей стране, особенно для мужчин. Примерно 35% мужчин не доживают до своего пенсионного возраста, т. е. 60 лет (в других развитых странах он выше, как правило, на 5 лет). Продолжительность жизни граждан в России после достижения 60 лет всего около 17 лет, а в Северной Европе, например, более 24, в Западной Ев-

1 В международных актах они именуются пособиями.

ропе — 23 года, т. е. выше, чем в нашей стране, на 6—7 лет2.

При такой ситуации считать низким пенсионный возраст в России недопустимо, для мужчин он, наоборот, очень высок. Продолжительность их жизни составляет всего 61 год, в других указанных странах — 77— 78 лет3.

Пенсия предоставляется лицам, которые до достижения соответствующего пенсионного возраста приобрели стаж, который «может быть 30-летним стажем уплаты взносов». Сокращенная пенсия «обеспечивается по крайней мере. лицам, которые приобрели 15-летний стаж уплаты взносов» (ст. 29 Конвенции № 102). Указанное положение считается выполненным, если получатели пособия по меньшей мере приобрели 10-летний стаж уплаты взносов. Вместе с тем проценты (40%), которые указаны в приложении к разд. XI Конвенции, «могут быть пропорционально сокращены, когда стаж уплаты взносов превышает 10 лет, но меньше 30 лет».

Таким образом, для получения пенсии по старости Конвенцией № 102 определены, помимо указанного выше возрастного стандарта, также стажевые стандарты. Для получения полной пенсии они составляют 30 лет уплаты взносов, сокращенной пенсии — от 10 до 30 лет (период уплаты взносов обычно равен страховому стажу), правила его исчисления не регламентируются в Конвенции, они определяются законодательством каждой страны.

Рассмотрим реализацию этих международных правовых стандартов в Федеральном законе от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) в рамках своей компетенции осуществляет межгосударственное и международное сотрудничество в области государственного пенсионного обеспечения и обязательного пенсионного страхования по различным направлениям, участвует в подготовке и реализации договоров и соглашений о социальном обеспечении с иностранными государствами, в том числе посредством подписания меморандумов о сотрудничестве, активного участия в заседаниях международных организаций, а также оказания консультационной помощи гражданам России, проживающим на территории иностранных государств, посольствам и консульствам РФ.

1) Сотрудничество с международными организациями.

С 1992 года ПФР - полноправный член Международной ассоциации социального обеспечения (МАСО). Членство в Ассоциации дает возможность ПФР участвовать во всех крупнейших международных мероприятиях по вопросам социального обеспечения и пенсионного страхования, устанавливать и развивать партнерские отношения с организациями социального обеспечения, а также изучение мировых эффективных практик в сфере мобильности пенсионных прав.

ПФР также является членом Международной ассоциации пенсионных и социальных фондов (МАПСФ), в которой представлены пенсионные и социальные фонды стран СНГ и Балтии. Фонд в рамках МАПСФ осуществляет на двусторонней основе взаимодействие с социальными и пенсионными ведомствами Содружества независимых государств и стран Балтии.

Фонд реализует двусторонние контакты со следующими организациями:

1. Международная организация труда (МОТ).

2. Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

3. Всемирный банк / the World Bank.

4. Международный валютный фонд (МВФ).

5. Комитеты Совета Европы.

По вопросам реформирования российской пенсионной системы Фонд проводит консультативные встречи с ведущими специалистами международных финансовых и национальных организаций, занимающихся проблемами социального обеспечения и пенсионного страхования.

ПФР - член Балтийской конференции по вопросам социального обеспечения. В 1999 году в Санкт-Петербурге и 2010 году в Светлогорске Калининградской области Фонд являлся организатором данных мероприятий, а также ежегодно делегации ПФР принимают участие в Балтийских конференциях.

2) ПФР установил и развивает партнерские отношения со многими зарубежными организациями социального обеспечения и пенсионного страхования, наиболее плодотворно - с европейскими государствами, прежде всего с ФРГ и Республикой Польша.

Со дня основания ПФР в соответствии с ежегодно заключаемым Протоколом осуществляет масштабное сотрудничество с Федеральным ведомством пенсионного страхования Германии (ДРБ) по основным направлениям деятельности организаций.

В течение последних двух лет Фонд реализует плодотворные деловые контакты с Учреждением социального страхования Польши. Достигнута договоренность о подписании Меморандума о сотрудничестве в 2011 году.

В 2010 году Пенсионный фонд Российской Федерации приступил к разработке проекта Протокола о сотрудничестве между Фондом и Пенсионным агентством Швеции, учрежденным 1 января 2010 года. В рамках двусторонних контактов предполагается обсуждение следующих вопросов:

- условно-накопительные счета, структура законодательства;

- актуарная оценка условно-накопительных счетов;

- информационные и операционные системы в области пенсионного страхования;

- виды взаимодействия с застрахованными лицами.

ПФР поддерживает паритетные двусторонние отношения с социальными ведомствами Великобритании, Израиля, Испании, Финляндии, стран Центральной и Восточной Европы, а также стран Латинской Америки и АТР, периодически осуществляется сотрудничество со всеми ведущими странами мира.

3) Межгосударственное сотрудничество.

Представители ПФР принимают активное участие в работе межправительственных и межведомственных комиссий и других органов в области социального обеспечения и пенсионного страхования с иностранными государствами.

Фонд в рамках своей компетенции устанавливает связи и развивает партнерские отношения с представительствами международных организаций в Российской Федерации, дипломатическими представительствами иностранных государств в Российской Федерации по вопросам социального обеспечения и пенсионного страхования.

4) Организация и проведение международных мероприятий. Так, ПФР является организатором международных конференций и семинаров с участием представителей иностранных государств на территории РФ: 2002/ Москва - Международная конференция МАСО для актуариев и статистиков системы социального обеспечения, 2005/ Москва - Международная конференция МАСО по информационным и коммуникационным технологиям, 2007/ Москва - соорганизатор Всемирного форума социального обеспечения МАСО, 2010/ Светлогорск - 19-я Балтийская конференция по вопросам социального обеспечения на тему «Траектория развития пенсионных систем: выполнение государственных обязательств», 2011/ Москва - Международный семинар «Основные тенденции развития пенсионных систем в современном мире». ПФР является лауреатом премии Международной ассоциации социального обеспечения, стал победителем конкурса «Лучшая практика в Европе 2010». Награда в номинации «Государственные услуги, основанные на социальных страховых картах», которая гарантирует охват большей части населения и обеспечивает доступ к правам граждан за счет внедрения эффективных структурно-административных практик.

Пенсионное обеспечение за рубежом.

В развитых странах различают классическую, социально-ориентированную и либерально-демократическую модели пенсионного обеспечения. Согласно классической «модели Бисмарка» (Германия, Испания, Франция), пенсионное обеспечение осуществляется путем перераспределения пенсионных взносов работающих граждан в пользу пенсионеров в зависимости от объема уплаченных взносов участника в пенсионную систему. Особенностью либерально-демократической «модели Бевериджа» (Великобритания, США, Япония) является перераспределение средств от богатых к менее состоятельным гражданам, в частности, путем отчисления на общие налоги обеспечивается минимальная пенсия. Социально-ориентированная модель (Швеция, Норвегия, Дания) гармонично сочетает в себе признаки солидарной и накопительной пенсионной системы. В зависимости от уровня экономического развития страны, структурного построения пенсионной системы, формирования и централизации финансовых ресурсов, пенсионные системы разных стран имеют свои специфические особенности. Большинство стран мира используют смешанную модель пенсионного обеспечения.

Основные принципы действия зарубежных пенсионных систем:

1) в большинстве западных стран законодательно установлен пенсионный возраст - 65 лет. На 2 года он ниже в Дании, Исландии, Норвегии, на 5 лет - во Франции, Японии, Новой Зеландии. В то же время в этих странах предоставляется возможность досрочного выхода на пенсию на 5 лет ранее установленного срока.

Полная пенсия устанавливается при наличии довольно длительного стажа (периода уплаты страховых взносов), в основном от 30 до 40 лет.

В Англии распространилась система всеобщего социального страхования, суть которой состоит в гарантированном обеспечении государством единого минимального дохода (национального минимума) по старости на основе уплаты единых страховых взносов. В немецкой, французской и американской пенсионных системах взнос и пенсия зависят от заработков застрахованных.

2) пенсионные системы перешли на финансирование от средств, полученных от инвестирования к финансированию за счет текущих взносов (налогов) экономически активного населения, т.е. к принципу распределения. Согласно этому принципу все поступившие в данном году взносы и отчисления не накапливаются, а расходуются на выплату пенсий и пособий в этом же году, что защищает их от инфляции. В этом случае величина страховых фондов напрямую зависит от состояния рынка труда (уровень занятости и безработицы), заработной платы, а также соотношения между работающим населением и пенсионерами.

Сегодня в развитых странах основой пенсионного обеспечения являются, прежде всего, государственные солидарно-страховые системы, основанные на страховых взносов, исчисляемых от размера заработной платы работающих. Величина пенсии является производной от заработной платы и трудового стажа. В подавляющем большинстве стран Западной Европы, США, Канаде, Японии, Китае этот институт - основной, на его долю приходится от 50% (Великобритания) до 90% (ФРГ, Франция) от объема финансовых ресурсов национальных пенсионных систем.

Пенсионная модель Великобритании характеризуется тремя уровнями и считается одной из самых экономически эффективных в мире. Первый уровень представлен государственной пенсией, выплачиваемой при наступлении пенсионного возраста, размер которой не зависит от стажа работы и получаемой зарплаты. Ко второму уровню относится государственная пенсия по выслуге лет, размер которой зависит от стажа работы и суммы взносов, вычитанных с заработной платы работника. В случае нежелания быть участником государственной пенсионной программы работник обязан принять участие в любой из схем дополнительного пенсионного обеспечения. Третий уровень представляет популярная в Великобритании негосударственная пенсия, в обеспечении которой значительную роль играют страховые компании. Одним из способов накопления частной пенсии является заключение коллективного договора между работниками и работодателем, на основании которого отчисляются взносы на пенсионное обеспечение и формируются пенсионные выплаты. Следует отметить, что участие в частных пенсионных схемах позволяет получать высокий уровень пенсии и самостоятельно определять объем пенсионных взносов.

В основу пенсионного обеспечения Швеции положена социально-ориентированная модель, которая сочетает солидарную и накопительную пенсионные системы. Как и в большинстве развитых стран, пенсионная система Швеции охватывает три уровня. В рамках обязательной распределительной системы пенсионные взносы в размере 16% заработной платы осуществляют, как работодатели, так и работники. В дальнейшем пенсионные накопления на условных пенсионных счетах индексируются с учетом темпов роста заработной платы и демографической ситуации в стране. Пенсионное обеспечение на втором уровне (обязательной накопительной системы) осуществляется путем отчислений из заработной платы работника в размере 2,5% на индивидуальный пенсионный счет в частном пенсионном фонде. Вместе с тем сотрудник имеет возможность самостоятельно выбрать частный пенсионный фонд. К третьему уровню в Швеции относятся индивидуальные добровольные накопительные пенсионные схемы, которые охватывают около 90% работников и регулируются коллективными договорами между работником и работодателем.

При этом, пенсионный возраст в Швеции, как для мужчин, так и для женщин составляет 65 лет, однако можно получить частичную пенсию, начиная с 60 лет, и ее размер в таком случае будет в пределах 70% пенсии 65-летнего пенсионера.

Особенности пенсионной системы Германии в том, что пенсионный возраст мужчин и женщин составляет 65 лет, однако лица, имеющие 35 лет трудового стажа, могут выйти на пенсию в 63 года. При этом ожидаемая продолжительность жизни при рождении для мужчин составляет 76 лет, для женщин - 83 года.

Пенсионная система Германии также традиционно состоит из трех уровней. В рамках первого - обязательного пенсионного страхования (пенсионное страхование служащих; пенсионное обеспечение чиновников; помощь по старости для фермеров и членов их семей и пенсионное обеспечение так называемых лиц свободных профессий) - размер государственной распределительной пенсии зависит от стажа работы и заработной платы, и обеспечивается путем отчислений, как работодателей, так и работников в объеме 19,4% фонда оплаты труда в государственный пенсионный фонд. Пенсии от предприятий являются вторым уровнем добровольного пенсионного обеспечения по старости (выплачивается сотрудникам при выходе на пенсию), который охватывает договорами почти 50% работающих в Германии, и предполагают самостоятельное решение предприятием вопроса о предоставлении пенсий своим сотрудникам путем создания самоуправляемого структурного подразделения, который предлагает работникам принять участие в одной из программ профессиональных пенсий. В частности, предприятие поручает банку, страховому или фондовому сообществу накапливать взносы, перечисляемые им в размере оговоренной с работником части заработной платы. Размер пенсии зависит от стажа, уровня зарплаты работника и прибыли предприятия. Третий уровень пенсионной системы в Германии - это частный способ обеспечения достойной старости (все формы создания частного капитала), которое осуществляется путем заключения договора страхования жизни, о долгосрочных сберегательных вкладах, индивидуальных договоров пенсионного страхования. Одновременно на добровольные взносы работникам предусмотрена надбавка государства. Выплаты накопленной суммы осуществляются частями в течение всей жизни.

Пенсионные основания для граждан наступают при достижении мужчинами 65-ти, а женщинами 60 лет. Лица, имеющие не менее чем 35-летний трудовой стаж, при достижении 63-летнего возраста также могут выйти на пенсию.

Стабильное экономическое и социальное развитие Германии поддерживается благодаря ответственности государства перед пенсионерами. Система пенсионного страхования финансируется не только страховыми взносами граждан и работодателей, но и дотациями от государства, что иллюстрирует принцип распределительной системы финансирования.

Основой пенсионного обеспечения в США более 60 лет служила главная государственная пенсионная система, построенная по распределительному принципу. Однако за последние десятилетия стремительно развивались частные системы пенсионного обеспечения, которые своими масштабами практически достигли уровня второй национальной пенсионной системы. Уже сегодня большее число американцев имеет возможность получения не одного, а двух-трех и более источников пенсионного дохода. В США существует 3 основных вида частных пенсионных систем: частные пенсионные планы по месту работы (планы с установленными выплатами и планы с установленными взносами), личные пенсионные счета и аннуитеты, т.е. ежегодная рента (организуется страховыми компаниями). В отличие от государственной пенсионной системы, частные пенсионные системы носят добровольный характер. Пенсионный возраст в США одинаков для обоих полов и, согласно нынешнему закону, начинается с 65,5 лет.

В модели пенсионного обеспечения, действующей в Японии, доминирует финансируемое из бюджета государственное социальное обеспечение, в то время как другие институты играют роль дополнительных систем социальной защиты населения. В настоящее время пенсионная система Японии имеет два основных уровня. Первый уровень - это базовые пенсии, на которые имеют право все жители страны независимо от уровня доходов, национальности и рода деятельности. Базовые пенсии разделяются на пенсию по старости (при условии достижения 65 лет и наличия страхового стажа), инвалидности и потери кормильца. Дополнительно к базовой наемные работники получают государственные и профессиональные пенсии (второй уровень).

Пенсионный возраст в Японии варьируется в зависимости от суммы получаемых гражданами пенсионных выплат. Так, при выходе на пенсию в 60-64 года граждане получают пенсию в сокращенном виде, а при продолжении трудовой деятельности размер их пенсии увеличивается ежегодно.

Государственная распределительная (солидарная) пенсионная система практически во всех развитых странах дополняется пенсионными планами по месту работы. В западных странах понятие пенсионного плана вводится на законодательном уровне, и именно это понятие является основным в регулировании, учете и в актуарном оценивании. В этом и состоит основное отличие западного подхода от современного российского: в российском законодательстве и нормативных актах нет понятия пенсионного плана или аналогичных ему. Пенсионные планы с установленными взносами заключаются в обязательствах компании по уплате определенных взносов в пенсионный фонд, независимо от последующих выплат пенсионного вознаграждения. При этом компания не несет ответственности ни за размер, ни за продолжительность пенсионных выплат, которые будут производиться после выхода работника на пенсию. Сумма пенсионных выплат после окончания трудовой деятельности работника определяется суммой взносов компании, а также суммой взносов самого работника, если они имели место, в пенсионный фонд и суммой доходов на вложенные средства в данный фонд за все время их свободного использования самим фондом. Аналогичный подход применяется к государственному пенсионному обеспечению и в России.

Накопительные системы пенсионного обеспечения населения получают все большее распространение и являются эффективным инструментом, способствующим экономическому росту стран. Финансовые институты, построенные по накопительной схеме, гармонично сосуществуют с введенными ранее государственными распределительными пенсионными программами. Благодаря пенсионным реформам граждане по всему миру уже сегодня получили возможность участия в формировании своих будущих пенсионных накоплений путем инвестирования их в различные финансовые институты.

Распределительная система государственного пенсионного обеспечения в основном выполняет социальную функцию, а построенные по накопительному принципу пенсионные системы служат источником долгосрочных инвестиций в экономику страны.

Читайте также: