Назначение трудовых пенсий по старости в 1993 году

Указание Минсоцзащиты РФ от 20 января 1993 г. N 1-4-У
"О применении Закона Российской Федерации от 15 января 1993 г. "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" и о перерасчете пенсий в связи с их индексацией с 1 февраля 1993 г."

ГАРАНТ:

Настоящее Указание фактически прекратило действие

Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ Закон РФ от 20 ноября 1990 г. N 340-I "О государственных пенсиях в Российской Федерации" признан утратившим силу с 1 января 2002 г.

Законом Российской Федерации от 15 января 1993 г. "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" *1 предусмотрено расширение круга лиц, пользующихся правом на повышение пенсий по ст. 110 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" *2;

увеличение повышения, установленного ст. 110 Закона от 20.11.90 г. для отдельных категорий пенсионеров;

повышение доли пенсии, выплачиваемой лицам, проживающим в домах для престарелых и инвалидов;

введение надбавки на уход к социальным пенсиям инвалидам с детства I группы и детям-инвалидам.

1. Повышение пенсий с 1 января 1993 г. по ст. 110 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР".

С 1 января 1993 г. Законом РФ от 15 января 1993 г. "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР":

1.1 Введено повышение пенсий следующим категориям граждан:

бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны *3, - на 100 % минимального размера пенсии по старости (п. "д" ст. 110);

лицам, не менее шести месяцев находившимся на военной службе в период с 22 июня 1941 г. по 3 сентября 1945 г., - на 50 % минимального размера пенсии по старости (п. "е" ст. 110);

лицам, проработавшим не менее шести месяцев в годы Великой Отечественной войны (с 22 июня 1941 г. по 9 мая 1945 г.), исключая время работы в районах, временно оккупированных неприятелем, или награжденным орденами и медалями СССР за самоотверженный труд и безупречную воинскую службу в тылу в годы Великой Отечественной войны, - на 50 % минимального размера пенсии по старости (п. "ж" ст. 110);

лицам, награжденным медалью "За оборону Ленинграда" или знаком "Жителю блокадного Ленинграда", на 50 % минимального размера пенсии по старости (п. "з" ст. 110).

1.2 Увеличен размер повышения пенсий:

участникам Великой Отечественной войны, включая лиц вольнонаемного состава, юнг, сыновей (воспитанников) полков, - с 50 до 100 % минимального размера пенсии по старости (п. "г" ст. 110).

лицам, необоснованно репрессированным по политическим мотивам и впоследствии реабилитированным, - с 25 до 50 % минимального размера пенсии по старости (п. "и" ст. 110).

1.3 Установлен гарантированный минимальный размер повышения пенсий:

Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и гражданам, награжденным орденом Славы трех степеней. Им, как и ранее, пенсия повышается на 50 %. Однако если эта сумма окажется менее 100 % минимального размера пенсии по старости, то повышение составит минимальный размер пенсии по старости;

Героям Социалистического Труда сохранен порядок повышения пенсий на 25 %, но такое повышение не может быть менее 50 % минимального размера пенсии по старости.

Пример. У Героя Социалистического Труда размер пенсии, исчисленный из заработка, составил с 1 ноября 1992 г. 3 тыс. руб. Эта пенсия повышена на 25 % от 3 тыс., т.е. на 750 руб., общая сумма пенсии - 3750 руб.

С 1 января 1993 г. повышение должно быть увеличено до уровня 50 % минимальной пенсии по старости, что равняется 1125 руб., а общий размер пенсии - 4125 руб.

1.4 Лицам, имеющим право на повышение пенсий по различным основаниям, связанным с участием в Великой Отечественной войне (кроме бывших несовершеннолетних узников концлагерей), начисляется одно повышение, большее по размеру.

Пример 1. Гражданин является участником Великой Отечественной войны. Служил в действующей армии в период с апреля 1942 г. по июнь 1943 г. До этого в период с 1 августа 1941 года по 1 марта 1942 годы работал на заводе. Ему пенсия должна быть повышена на 100 % минимальной пенсии по старости, как участнику войны (п. "г" ст. 110 Закона от 20.11.90 г.).

Пример 2. Гражданин - житель блокадного Ленинграда. Кроме того, он работал в течение двух лет в годы Великой Отечественной войны. Его пенсия должна быть повышена только на 50 % минимальной пенсии по старости - по одному из оснований (либо п. "ж", либо п. "з" ст. 110 Закона от 20.11.90 г.).

Бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей и др., которые одновременно отвечают условиям, дающим право на повышение пенсии за участие (работу) в годы Великой Отечественной войны, начисляются оба повышения.

Пример. Гражданин 1926 года рождения работал с ноября 1941 года по июль 1942 г. В июле 1942 г. был угнан в Германию и направлен в концлагерь. Его пенсия должна быть повышена на 150 % минимальной пенсии по старости (100 % - как бывшему несовершеннолетнему узнику и 50 % - за работу в годы войны - п. "д", "ж" ст. 110).

1.5 При наличии права на повышение пенсий по нескольким основаниям (кроме случаев, изложенных в п. 1.4 настоящего Указания) Сохраняется порядок повышения пенсий по каждому из этих оснований (п. 31 Указаний Минсоцзащиты России от 06.12.91 г. N 1-112-У с изменениями, внесенными Указаниями Минсоцзащиты России от 24.08.92 г. N 1-69-У).

Пример. Гражданин работал в годы Великой Отечественной войны, начиная с 20.09.41 г. Кроме того, он относится к числу лиц, необоснованно репрессированных по политическим мотивам и впоследствии реабилитированным. К его пенсии могут быть начислены одновременно два повышения (п. "ж", "и" ст. 110), каждое в размере 50 % минимальной пенсии по старости.

1.6 Статус участника Великой Отечественной войны из числа бывших военнослужащих определен постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 10 ноября 1978 г. N 907 "О мерах по дальнейшему улучшению материально-бытовых условий участников Великой Отечественной войны" *4.

Лицам, подпадающим под действие этого постановления, т.е. отнесенным к участникам Великой Отечественной войны, военкоматами выдается удостоверение участника войны единой формы.

Лица, имеющие такие удостоверения, пользуются правом на повышение пенсии по ст. 110.

1.7 Для определения права на повышение пенсий гражданам, проходившим военную службу в годы войны (п. "е" ст. 110) и труженикам тыла (п. "ж" ст. 110) 6-месячный период работы (службы) исчисляется календарно, без применения льготного исчисления стажа, предусмотренного ст. 94 Закона от 20.11.90 г.

В эти 6 месяцев включается как работа в годы войны, так и военная служба.

Лицам, награжденным орденами и медалями СССР за самоотверженный труд и безупречную воинскую службу в тылу в годы Великой Отечественной войны *5, повышение пенсии по ст. 110 производится независимо от продолжительности работы (службы). Требование о 6-месячной работе (службе) на них не распространяется.

1.8 Закон от 15.01.93 г. введен в действие с 1 января 1993 г., поэтому до 1 февраля 1993 г. увеличение повышения и размеры новых повышений определяются исходя из минимального размера пенсии по старости - 2250 руб.

ГАРАНТ:

Постановлением ВС РФ от 14 июля 1993 г. N 5436-I с 1 августа 1993 года минимальный размер пенсии по старости при общем трудовом стаже равном требуемому для назначения полной пенсии, установлен в размере 14620 рублей в месяц

2. Выплаты пенсий проживающим в домах для престарелых и инвалидов.

С 1 января 1993 г. увеличена доля пенсии, выплачиваемая лицам, проживающим в домах для престарелых и инвалидов, с 10 до 20 % в месяц.

Расширен круг лиц, имеющих право на получение 25 % пенсии в период проживания в домах для престарелых и инвалидов.

В него включены участники Великой Отечественной войны и граждане, необоснованно репрессированные по политическим мотивам и впоследствии реабилитированные.

В связи с изложенным с 1 января 1993 г. указанным пенсионерам следует произвести доплату причитающейся им суммы пенсий *6 .

3. Надбавка на уход к социальным пенсиям инвалидам с детства I группы и детям-инвалидам.

С 1 января 1993 г. к социальным пенсиям инвалидам с детства I группы и детям-инвалидам начисляется надбавка на уход.

Размер этой надбавки такой же, как и к трудовым пенсиям, т.е. 2/3 минимальной пенсии по старости.

Таким образом, общая сумма пенсии указанным инвалидам равняется 1 2/3 минимальной пенсии по старости.

В случае признания ребенка-инвалида по достижении 16 лет инвалидом с детства II группы выплата надбавки на уход прекращается.

4. Перерасчет пенсий в связи с их индексацией с 1 февраля 1993 г.

ГАРАНТ:

О порядке перерасчета пенсий, производимом после 1 февраля 1993 г. см. постановление ВС РФ от 14 июля 1993 г. N 5436-I

4.1 Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15 января 1993 г. "Об индексации минимального размера пенсий с учетом изменения индекса цен за четвертый квартал 1992 г. *7 предусмотрено увеличение с 1 февраля 1993 г. минимального размера пенсии по старости при общем трудовом стаже, равном требуемому для назначения полной пенсии, в 1,9 раза, т.е. с 2250 до 4275 руб.

ГАРАНТ:

Федеральным законом от 7 июля 2003 г. N 109-ФЗ названное постановление признано утратившим силу

Одновременно с этим в такой же пропорции (в 1,9 раза) увеличиваются минимальные размеры других пенсий, а также пересчитываются назначенные пенсии.

4.2 Перерасчет пенсий в 1,9 раза производится в порядке, предусмотренном п. 4 Указания Минсоцзащиты России от 29.10.92 г. N 1-92-У "О повышении пенсий в соответствии с Законом Российской Федерации от 21 октября 1992 г. "О повышении государственных пенсий в Российской Федерации".

4.3 При восстановлении пенсии, назначенной до 1 февраля т. г. (например, гражданин получал пенсию по старости, затем перешел на пенсию по линии Министерства обороны, а затем вновь перейдет на пенсию по старости) пенсия индексируется по постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 15.01.93 г.

4.4 С 1 февраля 1993 г. применяется новый минимальный размер (4275 руб.), исходя из которого определяются полагающиеся надбавки, повышения и максимальный размер пенсии.

ГАРАНТ:

Постановлением ВС РФ от 14 июля 1993 г. N 5436-I с 1 августа 1993 года минимальный размер пенсии по старости при общем трудовом стаже равном требуемому для назначения полной пенсии увеличен в 1,8 раза и равен 14620 рублей в месяц

Постановлением ВС РФ от 15 апреля 1993 г. N 4810-I "Об индексации минимального размера пенсии с учетом изменения индекса цен за первый квартал 1993 года" предусмотрено увеличение минимального размера пенсии по старости с 1 мая 1993 г. в 1.9 раза, т.е. с 4275 до 8122 рубля в месяц

*1 В дальнейшем именуется Закон от 15.01.93 г.

*2 В дальнейшем именуется Закон от 20.11.90 г.

*3 В дальнейшем именуется "бывшие несовершеннолетние узники концлагерей".

*4 Эти нормы действуют на территории России как не противоречащие Конституции России и законодательству Российской Федерации.

*5 При определении указанного круга лиц могут быть использованы рекомендации и перечень наград, изложенные в письме Министерства социального обеспечения РСФСР N 1-58-И от 27 июня 1988 г.

*6 Доплата причитающихся сумм пенсии лицам, необоснованно репрессированным по политическим мотивам и впоследствии реабилитированным, должна быть произведена с 1 декабря 1991 г. (приказ Минсоцзащиты Российской Федерации N 29 от 20.02.92 г.).

*7 В дальнейшем именуется "постановление Верховного Совета Российской Федерации от 15.01.93 г.".

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Указание Минсоцзащиты РФ от 20 января 1993 г. N 1-4-У "О применении Закона Российской Федерации от 15 января 1993 г. "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" и о перерасчете пенсий в связи с их индексацией с 1 февраля 1993 г."

Текст указания опубликован в Бюллетене Минтруда РФ N 3, 1993 г., в Ведомостях Съезда народных депутатов РФ и ВС РФ от 6 декабря 1990 г., N 27

Настоящее Указание фактически прекратило действие

Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ Закон РФ от 20 ноября 1990 г. N 340-I "О государственных пенсиях в Российской Федерации" признан утратившим силу с 1 января 2002 г.

Расчет пенсии зависит и от законодательства, действовавшего в период, когда граждане осуществляли трудовую деятельность. Сегодня актуально говорить о трех пенсионных законах, устанавливающих различный порядок расчета пенсии. В данной статье Вы узнаете основные моменты расчета пенсии по разным правилам, что позволит проверить ранее назначенную пенсию.

В статье приводится порядок индексирования пенсии, назначенной 01.01.2002. Содержание статьи полезно для пенсионеров, которые сомневаются в том, правильно ли им назначена и проиндексирована пенсия.

Содержание статьи:

Порядок расчета пенсии по Закону РФ от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации».


Достаточно часто при расчете пенсии мне задают вопрос о возможности применения ранее действовавшего пенсионного законодательства.

Первым пенсионным законом Российской Федерации, по которому возможно производить расчет пенсии вплоть до 31.12.2001 года, является Закон РФ от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации».

Возможность применения данного закона в современных условиях подтверждается позицией Конституционного суда РФ, который проверил положения ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». На рассмотрение был поставлен вопрос о нарушении пенсионных прав граждан в связи с введением нового порядка расчета пенсии, предусматривающего оценку пенсионных прав застрахованных лиц, согласно которому общий трудовой стаж определялся как суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, учитываемой в календарном порядке.

Согласно данному нормативному акту право на пенсии по старости на общих основаниях устанавливалось ст. 10 Закона – мужчинам при достижении 60 лет и при общем трудовом стаже не менее 25 лет; женщинам – по достижении 55 лет и при общем трудовом стаже не менее 20 лет.

Однако, как правило, данный порядок менее выгоден, чем установленный более поздним пенсионным законом, федеральным законом от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», о котором речь пойдет ниже. Поскольку законодатель ограничил максимальный размер пенсии.

Так, согласно ст. 18 Закона РФ от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» максимальный размер пенсии при общем трудовом стаже, равном требуемому для назначения полной пенсии (25 для мужчин, 20 для женщин), устанавливается на уровне трех минимальных размеров пенсии. Размер пенсии повышается на один процент за каждый полный год общего трудового стажа сверх требуемого для назначения пенсии, но не более чем на 20 процентов.

Согласно телетайпограмме Минтруда РФ от 24.07.2001 N 5489-ВЯ, ПФ РФ от 25.07.2001 № ЛЧ-06-32/6084 «О перерасчете пенсий и расчете компенсационных выплат» минимальный размер пенсии с 01.08.2001 составляет 185,32 руб.

Таким образом, максимально возможный размер пенсии составляет 185,32 х 3 х 1,2= 667,15 руб.

Установленный рассматриваемым законом порядок выгодно применять при подсчете трудового стажа, поскольку только этим нормативным актов разрешается включать следующие периоды помимо работы:

— службу в составе Вооруженных Сил бывшего СССР (ст. 90 Закона). Более того, при подсчете трудового стажа для назначения пенсии по старости на общих основаниях военная служба по призыву включалась в двойном размере;

— обучение в училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, повышению квалификации и по переквалификации, в средних специальных и высших учебных заведениях, пребывание в аспирантуре, докторантуре, клинической ординатуре включается в общий трудовой стаж наравне с работой (ст. 91 Закона);

— проживание жен (мужей) военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с мужьями (женами) в местностях, где они не могли трудиться по специальности в связи с отсутствием возможности трудоустройства (ст. 92 Закона);

— выплаты пособия по безработице, участия в оплачиваемых общественных работах и переезда по направлению службы занятости в другую местность и трудоустройства (ст. 92 Закона);

— и другие периоды.

Расчет пенсии по федеральному закону от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».


В период с 01.01.2002 по 31.12.2014 действовал иной пенсионный порядок, установленный федеральным законом № 173-ФЗ.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. При этом обязательным условием является наличии не менее пяти лет страхового стажа (учитываемая при определении трудовой пенсии суммарная продолжительность периодов работы и иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы, а также иных периодов, засчитываемых в трудовой стаж).

В основе установленной пенсионной формулы основным показателем становится расчетный размер пенсии (РП). Он зависит от:

1) коэффициента среднемесячной заработной платы, ограниченного максимумом 1,2. Данные коэффициент определяется как частное от деления Вашего среднемесячного заработка (ЗР) к заработной плате в РФ за тот же период (ЗП). Проблемы возникают в том случае, когда не удается документально подтвердить размер заработка в течение пяти лет до 2002 года либо в период с 01.01.2000 по 31.12.2001 годы;

2) от стажевого коэффициента, равного 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной продолжительности, но не более чем на 0,20.

При этом при расчете размера пенсии учитывается среднемесячная заработная плата в РФ за третий квартал 2001 г. для исчисления и увеличения размеров пенсий, утвержденной Правительством РФ (СЗП = 1671 руб.). Ее размер не меняется и един для все будущих пенсионеров.

С учетом изложенного, максимальный размер пенсии на 01.01.2002 составляет:

РП = 1671 х 1,2 х 0,75 = 1503 руб.

Согласно Закону, пенсия включает две части:

1) базовая часть – 450 руб.;

2) страховая часть – 1053 руб.

В дальнейшем высчитывается пенсионный капитал, который зависит от страховых взносов за период с 01.01.2002 по 31.12.2014.

Если их не было, происходит индексирование базовой и страховой частей пенсии. Если страховые взносы начислялись, их также индексируют как страховую часть пенсии.

Далее учитываем так называемую валоризацию, применяемую с 01.01.2010.

Ее размер устанавливается в соответствии со статьей 30.1 пункта 1 Федерального закона 173-ФЗ: 10 процентов величины расчетного пенсионного капитала, исчисленного в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона (до 1.01.2002 г.) и, сверх того, 1 процент величины расчетного пенсионного капитала за каждый полный год общего трудового стажа, приобретенного до 1 января 1991 года.

Так, мужчина может уйти на пенсию с 60 лет. С учетом начала трудовой деятельности в 18 лет, периода работы с 01.01.1991 по 31.12.2001, а также 31 года общего трудового стажа до 1 января 1991 года максимальный размер валоризации составит 41%.

Другими словами, увеличение рассчитывается как произведение страховой части пенсии на процент валоризации. При этом следует учитывать, что в страховую часть не входят страховые взносы.

Проведем индексацию и увеличение пенсии в соответствии с законом, без начисления страховых взносов.

Размер пенсии на 01.01.2002 1503 руб.

Страховая часть – 1053 руб., базовая часть – 450 руб.

Валоризация 41%. Увеличение = 3873,38 х 0,41 = 1588,09

Таким образом, в случае, если пенсионер официально после 31.12.2001 не работал (работодатель не производил отчислений страховых взносов за своего работника), с учетом начала трудовой деятельности в 18 лет, периода работы с 01.01.1991 по 31.12.2001, а также 31 года общего трудового стажа до 1 января 1991 года, размер пенсии по состоянию на 31.12.2014 года составит 12246,12 руб.

Если в указанный период страховые взносы начислялись, размер пенсии будет увеличен в установленном законом порядке.

Рассчитываем пенсию по федеральному закону от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»


С 01.01.2015 вновь кардинально изменилось пенсионное законодательство. Пенсионная система включает в себя обязательное пенсионное страхование, государственное пенсионное обеспечение и негосударственное (добровольное) пенсионное обеспечение.

Здесь речь пойдет только об обязательном пенсионном обеспечении, которое представляет собой отложенную часть заработка, которая выплачивается при наступлении страхового случая, включая достижение пенсионного возраста. Именно поэтому Пенсионный Фонд России пропагандирует идею, согласно которой, чем больше средств направлено на будущую пенсию в течение трудовой деятельности, тем выше пенсия. Но не все так очевидно.

Пенсия по старости сегодня называется страховой пенсией – ежемесячная денежная в целях компенсации лицам заработной платы и иных выплат, утраченных с наступлением нетрудоспособности по старости.

Если ранее пенсия включала в себя страховую часть и базовую часть, то согласно новому закону страховая пенсия по старости состоит из страховой части и фиксированной выплаты.

С 01.01.2015 размер пенсии напрямую зависит от официальной заработной платы работника. Поскольку именно от нее зависит, какие сведения предоставит работодатель о застрахованном лице в Пенсионный Фонд России и какие он перечисляет страховые взносы.

Общий тариф страхового взноса составляет 22% от годового фонда оплаты труда работника в пределах законодательно установленной суммы (в 2018 – 991 000 руб.). С величины, превышающей данный размер работодатель уплачивает взносы по тарифу 10%. При этом нужно учитывать:

1) на формирование страховой пенсии идет только 16%, а 6% направляется на формирование фиксированной выплаты. Однако в тех случаях, когда гражданин воспользовался правом выбора тарифа страхового взноса на накопительную часть трудовой пенсии, 10% направляются на страховую часть, 6% — на накопительную часть; 6% на фиксированные выплаты;

2) в 2014-2019 годах все средства страховых взносов (16%) направляются на формирование только страховой пенсии независимо от ранее выбранного гражданином варианта пенсионного обеспечения.

Основания получения страховой пенсии по старости закреплены в ст. 8 Федерального закона: право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. При этом обязательными условиями являются наличии не менее 15 лет страхового стажа и наличие величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.

В связи с тем, что пенсионная реформа реализуется поэтапно, при выходе на пенсию в 2018 году необходимо, помимо достижения пенсионного возраста, иметь страховой стаж 9 лет и 13,8 пенсионных баллов (величина индивидуального пенсионного коэффициента).

Расчет пенсии по новому закону следует разделить на две части.

1. Перевод ранее начисленного размера пенсии.

С учетом положений ч. 1 ст. 34 Федерального закона величина индивидуального пенсионного коэффициента (пенсионные баллы) до 01.01.2015 определяется исходя из размера страховой части пенсии, деленной на стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на 1 января 2015, указанную в ч. 10 ст. 15 Федерального закона, т.е. 64,10 руб.

В соответствии с нашим примером, по состоянию на 31.12.2014 года пенсия составляла 12246,12 руб., включая страховую часть – 8335,78 руб.

Если в пенсионных баллах, то 130,04 (8335,78 / 64,1 = 130,04).

В тех случаях, когда идет речь о пенсионере, то размер пенсии продолжает индексироваться.

Размер пенсии на 31.12.2014 – 12246,12 руб.

Страховая часть – 8335,78 руб., базовая часть – 3910,34 руб.

Таким образом, для пенсионера, который официально после 31.12.2001 не работал (работодатель не производил отчислений страховых взносов за своего работника), с учетом начала трудовой деятельности в 18 лет, периода работы с 01.01.1991 по 31.12.2001, а также 31 года трудового стажа до 1 января 1991 года, размер пенсии по состоянию на 01.01.2018 года составит 15578,64 руб.

2. Расчет пенсии, формируемой с 01.01.2015.

Страховая пенсия по старости формируется по формуле:

Пенсионные баллы х Стоимость пенсионного балла + Фиксированная выплата

Оценить преимущества либо недостатки нового пенсионного законодательства можно на простых примерах.

При зарплате в 2017 году 10 000 руб. (годовой заработок 120 000 руб.) на страховую пенсию направляется 19 200 руб. Для перевода страховых взносов в пенсионные баллы указанная сумма делится на размер страховых взносов от максимально установленной законом суммы (876 000 х 16% = 140 160 руб.) и умножается на 10. Следовательно, размер пенсионных баллов составит 1,37 ((19200 / 140160) х 10). Это означает, что к ежемесячному размеру пенсии прибавится 107,65 руб. (1,37 х 78,58 = 107,65; количество пенсионных баллов умножается на стоимость пенсионного балла в 2017 г.).

Так, за 30 лет работы пенсия составит по действующему законодательству 8212,4 (107,65 х 30 + 4982,9 = 8212,4; страховая часть плюс фиксированная выплата). В такой ситуации размер пенсии не дотягивает даже до величины прожиточного минимума пенсионера в Воронежской области 8 620 руб. В этом случае государство сравняет пенсию с прожиточным минимумом региона пенсионера путем производства социальных доплат к пенсии на основании ст. 12.1 федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

При зарплате в 2017 году 15 000 руб. (годовой заработок 180 000 руб.) на страховую пенсию направляется 28 800 руб. Для перевода страховых взносов в пенсионные баллы указанная сумма делится на размер страховых взносов от максимально установленной законом суммы (876 000 х 16% = 140 160 руб.) и умножается на 10. Следовательно, размер пенсионных баллов составит 2,05 ((28800 / 140160) х 10). Это означает, что к ежемесячному размеру пенсии прибавится 161,09 руб. (2,05 х 78,58 = 161,09; количество пенсионных баллов умножается на стоимость пенсионного балла в 2017 г.).

Так, за 30 лет работы пенсия составит по действующему законодательству 9815,6 (161,09 х 30 + 4982,9 = 9815,6; страховая часть плюс фиксированная выплата). В такой ситуации размер пенсии не дотягивает даже до величины прожиточного минимума пенсионера в Воронежской области 8 620 руб. В этом случае государство сравняет пенсию с прожиточным минимумом региона пенсионера путем производства социальных доплат к пенсии на основании ст. 12.1 федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

При зарплате в 2017 году 35 000 руб. (годовой заработок 420 000 руб.) на страховую пенсию направляется 67 200 руб. Для перевода страховых взносов в пенсионные баллы указанная сумма делится на размер страховых взносов от максимально установленной законом суммы (876 000 х 16% = 140 160 руб.) и умножается на 10. Следовательно, размер пенсионных баллов составит 4,79 ((67200 / 140160) х 10). Это означает, что к ежемесячному размеру пенсии прибавится 376,4 руб. (4,79 х 78,58 = 376,4; количество пенсионных баллов умножается на стоимость пенсионного балла в 2017 г.).

Так, за 30 лет работы пенсия составит по действующему законодательству 16274,9 (376,4 х 30 + 4982,9 = 8000,3; страховая часть плюс фиксированная выплата).

При этом законодатель установил максимальное количество пенсионных баллов, которые можно начислить за год – 10 (но поэтапно, так в 2018 году – 8,7). Это означает, что в 2018 году доходы свыше 862 170 руб. (71 847,5 руб. ежемесячно) не повлекут увеличения страховой пенсии по старости.

Выводы

Изменения пенсионного законодательства направлены не только на защиту интересов пенсионеров, но и государственных интересов. Сегодня для ухода на пенсию по старости необходимо не только работать официально, но и получать определенную зарплату, чтобы иметь необходимый страховой стаж и индивидуальный пенсионный коэффициент. В противном случае, граждане после достижения пенсионного возраста не смогут рассчитывать на страховую пенсию, а для получения социальной пенсии нужно будет ждать еще 5 лет.

Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail.

16 июля 2020 17:08


Время от времени в интернете призывают пожилых граждан идти в Пенсионный фонд России и требовать перерасчет пенсии за периоды стажа времен Советского Союза. Некие «пенсионные эксперты» утверждают, что необходимо пользоваться возможностью и не оставлять попытки добиться справедливости. Причем делать это можно даже повторно, если в первый раз пришел отказ.

На самом деле подобная информация вводит пенсионеров в заблуждение. Массового перерасчета пенсий за советский стаж в законодательстве не предусмотрено. Трудовой стаж, заработанный в период СССР, уже включен в размер страховой пенсии. Таким образом, он учитывается непосредственно при её назначении.

Убедительно просим пенсионеров, не доверять информации из сомнительных источников. Вся достоверная и актуальная информация есть на официальном сайте ПФР.

Уважаемые пенсионеры, не нужно идти в клиентскую службу, рискуя заразиться коронавирусной инфекцией. Информацию можно уточнить по справочному телефону клиентской службы Пенсионной фонда. Список телефонов есть на сайте ПФР в разделе «Контакты региона».

Напомним, в 2019 году началось постепенное повышение общеустановленного возраста, дающего право на назначение страховой пенсии по старости и пенсии по государственному обеспечению. В 2020 году право на пенсию дает наличие не менее 11 лет стажа и не менее 18,6 индивидуального пенсионного коэффициента.

Ключевые факторы, влияющие на количество пенсионных коэффициентов и итоговый размер будущей пенсии:

* размер официальной, «белой» зарплаты;
* продолжительность страхового стажа;
* возраст выхода на пенсию (сразу после возникновения права на нее или в более позднем возрасте). За каждый год более позднего обращения за назначением пенсии (в том числе досрочной) после возникновения права на нее фиксированная выплата и страховая пенсия увеличиваются на премиальные коэффициенты, то есть размер пенсии становится больше.

Кроме того, при назначении пенсии в стаж учитываются социально значимые периоды, также называемые нестраховыми. К ним относятся уход за гражданином, достигшим 80 лет; инвалидом I группы; ребенком-инвалидом; уход одного из родителей за каждым ребенком до достижения им 1,5 лет (но не более 6 лет в общей сложности), военная служба по призыву. За эти периоды начисляются пенсионные коэффициенты.

При назначении страховой пенсии по старости пенсионные коэффициенты, начисленные за каждый год страхового стажа, суммируются и умножаются на стоимость одного пенсионного коэффициента, установленную на день назначения пенсии. В 2020 году стоимость одного индивидуального пенсионного коэффициента составляет 93 рубля.

Если пенсионных коэффициентов и стажа не будет хватать для возникновения права на пенсию, назначение пенсии отодвинется на тот срок, пока требуемое количество не будет «заработано». Если по истечении пяти лет после достижения пенсионного возраста этого достичь не удастся, то вместо страховой гражданину будет назначена социальная пенсия.

В связи со сложившейся эпидемиологической обстановкой ПФР назначает пенсии дистанционно по электронным заявлениям, которые подаются через личный кабинет на портале Пенсионного фонда es.pfrf.ru и портале Госуслуг. По большинству из них пенсия с согласия человека назначается на основе данных, которые переданы работодателями в информационную систему Пенсионного фонда.

Наполнение лицевых счетов предпенсионеров сведениями о стаже и заработной плате, данными о нестраховых периодах, которые также учитываются при назначении пенсии, обеспечивается за счет заблаговременной работы территориальных органов Пенсионного фонда. Благодаря этому большинство пенсий в период с апреля по июль назначается удаленно и не требует личного визита в клиентскую службу ПФР.

Если у человека нет возможности подать электронное заявление о назначении пенсии, территориальные органы ПФР при наличии контактной информации связываются с ним по телефону и получают согласие на оформление пенсии, что отражается в специальном акте. На основе этого документа формируется заявление о назначении пенсии и запускаются дальнейшие процессы по ее оформлению.

Следует отметить, что специалисты Пенсионного фонда никогда не запрашивают персональные данные, СНИЛС, номер банковской карты или ее ПИН-код, а также пароль доступа к личному кабинету. Если по телефону просят предоставить такую информацию, скорее всего, человек имеет дело с мошенниками. Пенсионный фонд настоятельно рекомендует не доверять сомнительным звонкам или письмам и при подозрении на мошенничество незамедлительно прекратить дальнейшее общение.

Доброго времени суток, дорогой читатель.

В этой статье я хотела бы написать, какая минимальная и максимальная пенсия была на 31.12.2001 год.

В Законе о пенсиях ФЗ № 340-1, ст. 16: Пенсия устанавливается в размере 55 процентов заработка плюс один процент заработка за каждый полный год общего трудового стажа, превышающего требуемый для назначения пенсии.

Какие же ещё федеральные законы имеют нормативный характер? Это КЗОТ . Его отменили 1 февраля 2002 года, но он действовал с 09.12.1971 года по 01.02.2002 год.

Статья 242. Пенсия по старости.

Пенсия по старости устанавливается работникам на общих основаниях: мужчинам - по достижении 60 лет и при общем трудовом стаже не менее 25 лет, женщинам - по достижении 55 лет и при общем трудовом стаже не менее 20 лет.

Отдельным категориям застрахованных пенсия по старости устанавливается при пониженном пенсионном возрасте, а в соответствующих случаях - и при пониженном трудовом стаже.

Размер пенсии по старости составляет от 55 до 75 процентов заработка в зависимости от продолжительности трудового стажа.

Ещё поискав законы о величине пенсий до 2002 года, нашла ещё один интересный Указ Президента РФ от 14.06.1997г № 573. « О мерах по поддержанию материального положения пенсионеров»:

В целях поддержания материального положения пенсионеров в связи с увеличением потребительских цен на товары и услуги п о с т а н о в л я ю :

1. Установить, что начиная с 1 января 1998 года минимальный размер пенсии по старости при общем трудовом стаже, равном требуемому для назначения полной пенсии , с учетом компенсационной выплаты, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не может быть менее 80 процентов прожиточного минимума пенсионера, определяемого в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В Пенсионном фонде обычно ссылаются на ФЗ №173 о страховых пенсиях, на изменяющий закон ФЗ №213, в котором, как утверждают, что пенсия не может быть выше 555 руб 96 коп, так как минимальная пенсия была 185 рублей 32 копейки.

Ответ я нашла в этом же Федеральном Законе № 213 . Видимо с Пенсионного фонда специалисты не дочитали, или промолчали. Сам закон имеет своё назначение для перерасчёта пенсий , а не для расчёта. В статье 37 этого Закона так и говорится:

Размеры трудовых пенсий установленные до дня вступления в силунастоящего Федерального закона, пересчитываются с 1 января 2010 года в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") (в редакции настоящего Федерального закона) и настоящим Федеральным законом. При этом, если размер трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости) не достигнет размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости), получаемого на 31 декабря 2009 года , гражданину выплачивается трудовая пенсия (страховая часть трудовой пенсии по старости) в прежнем более высоком размере.

Вот захотелось мне докопаться, ну откуда в ПФ взяли эту сумму минимальной пенсии в 185 руб 32 коп? Не нашла я ничего, кроме справки, которая есть на официальных ресурсах в виде таблиц величины пенсии. Например, на ресурсе «Гарант». И ниже этой справки написано: В соответствии с Указом Президента РФ от 14 июня 1997 года № 573 с 1 января минимальный размер пенсии по старости при общем трудовом стаже, равном требуемому для назначения полной пенсии, с учётом компенсационной выплаты предусмотренной законодательством РФ, не может быть менее 80% прожиточного минимума пенсионера.

Прожиточный минимум пенсионера в последнем квартале 2001 года был равен 1197 рублей. 80% от этого прожиточного минимума, это сумма 957 рублей 60 копеек.

Кроме того, я задала вопрос Министерству Юстиции, можно ли ссылаться для определения минимальной пенсии на 01.01.2002 года на справки, телеграммы, письма? Мне дали ответ с Министерства Юстиции, что ни какие справки, телеграммы и письма не могут использоваться в качестве нормативных документов.

Из чего можно сделать вывод: при расчёте пенсионного капитала без применения формулы, минимальная пенсия, согласно указанным нормативным законам (КЗОТ) и Указу Президента РФ, до 2002 года, была равна 957 рублей 60 коп..

Соответственно максимальная пенсия, на 4 квартал 2001 года была 2 872,8 рубля. Но ни как не 555, 97 рублей, как иногда ссылаются в Пенсионном Фонде.

но суд не принял эти годы для досрочной пенсии сославшись на то что список № 2 утвержденный Советом Министров СССР от 22.08.1956 № 1173 только для периодов работы до 01.01.1992 и то что, согласно п. 4 Порядка подтверждения периодов работы, дающих право на досрочную пенсию по Приказу Миннздравсоцразвития РФ от 31.03.2011 № 258 н требуется подтверждение выданное работодателями или госорганами (что сделать невозможно из-за ликвидации предприятий).

Ответы юристов


В такой ситуации Вы вправе подать апелляционную жалобу в порядке главы 39 ГПК РФ, - если Вы не согласны с Решением суда. Жалоба подается в течении месяца со дня вынесения мотивированного решения суда.

Если у Вас есть запись в трудовой книжке, то это так же является подтверждением. Суд в этой части не прав. Трудовая книжка — это основной документ для подтверждения стажа.


Вы вправе обжаловать решение суда в установленный законом срок.

Документы, подтверждающие период работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица (ч. 1 ст. 14 Закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ):

сведения индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или)

документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (например, трудовая книжка (ст. 66 ТК РФ)).

При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются (п. 11 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 N 1015):

письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений;

трудовые книжки колхозников;

справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами;

выписки из приказов;

лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

Если трудовая книжка не велась, периоды работы по трудовому договору подтверждаются письменным трудовым договором, оформленным в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений (п. 12 Правил).


Равиль Романович! Конечно, ситуация не самая приятная, т.к. обжаловать решение суда в любом случае непросто. В апелляционной жалобе Вы можете сослаться на то, что, в соответствии с п.4 Порядка подтверждения периодов работы. утв. Приказом Миннздравсоцразвития РФ от 31.03.2011 № 258 н, подтверждение периодов работы справками требуется в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), в то время как работа в качестве начальников котельных и прорабов, согласно соответствующим разделам Списка № 2, утв. Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10, подлежит зачету в специальный стаж независимо от каких-либо дополнительных факторов, перечисленных в п.4 Порядка (напр., выполнение работ определенным способом, в определенном месте (местности) или структурном подразделении, и т.п.).

С уважением, А.Д.Руслан.


Трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника, согласно императивной норме ст.66 ТК РФ.

Трудовая книжка могла служить доказательством по вашему делу.

В трудовую книжку вносятся сведения о работнике, выполняемой им работе, переводах на другую постоянную работу и об увольнении работника, а также основания прекращения трудового договора и сведения о награждениях за успехи в работе. Сведения о взысканиях в трудовую книжку не вносятся, за исключением случаев, когда дисциплинарным взысканием является увольнение.

По желанию работника сведения о работе по совместительству вносятся в трудовую книжку по месту основной работы на основании документа, подтверждающего работу по совместительству.

Решение суда по вашему вопросу не правомерно. Вы можете обжаловать его в вышестоящий суд. Нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для изменения или отмены решения суда первой инстанции, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильного решения.

Всего вам доброго решить ваш вопрос!


Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в определенной профессии, должности или в производстве, где право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости устанавливается независимо от характера работы, на территории Российской Федерации до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица могут устанавливаться на основании свидетельских показаний согласно п.12 Приказа Минздравсоцразвития РФ от 31.03.2011 № 258 н

Но если вы не заявляли о вызове свидетелей в суд то если уже вынесено решение то сложно будет отменить

Но вы имеете право обжаловать решение суда со ссылкой п.12 Приказа Минздравсоцразвития РФ от 31.03.2011 № 258 н, на то, что не смогли реализовать свое право

на вызов свидетелей в подтверждении периодов работы

В соответствии Постановлением Правительства РФ от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (с изменениями и дополнениями)

Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г.;

Исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"

При этом по выбору застрахованных лиц при исчислении:

а) периодов работы, указанных в абзаце третьем подпункта "а", абзаце третьем подпункта "б" и абзаце третьем подпункта "в" пункта 1 настоящего постановления, - применяются соответствующие положения пунктов 97, 108, 109, 110, 112 и 113 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. N 590 "Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий";

4. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2015 г.

от 31 марта 2011 г. N 258 н

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА

ПОДТВЕРЖДЕНИЯ ПЕРИОДОВ РАБОТЫ, ДАЮЩЕЙ ПРАВО НА ДОСРОЧНОЕ

НАЗНАЧЕНИЕ ТРУДОВОЙ ПЕНСИИ ПО СТАРОСТИ

III. Подтверждение периодов работы, дающей право

на досрочное назначение трудовой пенсии по старости,

до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица

на основании свидетельских показаний

12. Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в определенной профессии, должности или в производстве, где право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости устанавливается независимо от характера работы, на территории Российской Федерации до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица могут устанавливаться на основании свидетельских показаний, если документы о работе утрачены в связи со стихийными бедствиями (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и т.п.), в порядке, предусмотренном разделом V Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 г. N 555

Вопрос № 17548465


В суде первой инстанции было 5 свидетелей.

Ответы юристов


Обжалуйте тогда решение суда в порядке ст.320-330 ГПК РФ.

Вопрос № 10242391


Отпуск по уходу за ребенком с 1990 по 1993 г вычитают из 5 лет для начисления или с общего стажа. Справка с 1993 по 2000 г.

Ответы юристов


Данный отпуск входит в страховой стаж.

Вопрос № 5464130


Я служу в МЧС с 03 мая 1995 г.по настоящее время с 1991 по 1994 г обучался в гражданском политехническом техникуме пожарное отделение. Собираюсь на пенсию мои кадры посчитали что на 30.10.14 г. у меня календарная выслуга составила 19 лет 5 месяцев и 1 г 7 месяцев 26 дней техникума. Общая выслуга составляет 21 год 3 месяца. Мне можно оформляться на пенсию, что я и делаю. Задаю вопрос в свои кадры сколько я получу выходное пособие они мне говорят что 2 оклада денежного содержания согласно 195 приказа МЧС, но я нашел в 283 приказе о соц. гарантиях что при общей выслуге-7 окладов и в постановлении Согласно части 13 ст. 3 Федерального закона РФ от 30.12.2012 г. N 283-Ф 3 О соц. иальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации определена компетенция Правительства Российской Федерации по установлению периодов, подлежащих включению в общую продолжительность службы в учреждениях и органах, и порядок исчисления общей продолжительности службы в учреждениях и органах. И Согласно п.2 Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 года №941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации» засчитывать в выслугу лет для назначения пенсий в соответствии с пунктом а статьи 13 Закона Российской Федерации О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей (далее именуется - Закон) офицерам, определенным на военную службу из запаса с учетом полученной в гражданском образовательном учреждении специальности, а также определенным на военную службу при указанном условии офицерам-женщинам, не состоявшим в запасе, время обучения их до определения на военную службу в гражданских высших образовательных учреждениях либо в средних специальных образовательных учреждениях, в которых имелись циклы или отделения военной подготовки, в пределах до пяти лет из расчета один год учебы за шесть месяцев. На таких же условиях включается в выслугу лет время обучения в гражданских высших образовательных учреждениях офицерам, которые, будучи студентами, непосредственно из указанных образовательных учреждений до их окончания зачислены для продолжения учебы в высшие военно-образовательные учреждения. Звоню в кадры главного управления говорят что тоже 2 оклада. В ГУ МВД пенсионный отдел - тоже говорят что как ваши кадры посчитают так мол и будет. Вопрос сколько я же получу ни кто так вразумительного ответа не дал.

Читайте также: