О взыскании компенсации расходов на оплату стоимости проезда неработающего пенсионера к месту отдыха и обратно

Консультация юриста по трудовым спорам бесплатно, жми

Бесплатная горячая линия
(Москва и регионы РФ)

Задать вопрос в онлайн чате, юрист перезвонит через 10 минут

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 апреля 2017 года Кировский районный суд г. Иркутска в составе председательствующего судьи Алферьевской С.А.,

при секретаре Легусовой К.Н.,

с участием представителя процессуального истца прокурора – Коростилевой Н. А., действующей на основании поручения,

представителя ответчика Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в (межрайонное) – Викуловой О. П., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1335/2017 по иску прокурора в интересах Токмаковой Т. А. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в (межрайонное) о признании незаконным решения об отказе в выплате компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно, взыскании компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно,

обратился в суд в интересах Токмаковой Т. А. с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в (межрайонное), требуя признать незаконным решение Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ № в части невыплаты Токмаковой Т.А. компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно по маршруту ; взыскать с Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в (межрайонное) в пользу Токмаковой Т.А. компенсацию расходов на оплату стоимости проезда от места отдыха в сумме 47 360 руб. В обоснование требований указал, что в прокуратуру обратилась Токмакова Т. А. об оказании помощи по взысканию расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно. Установлено, что Токмакова Т.А. является пенсионеркой по возрасту (по старости) с 2005 года в соответствии с удостоверением № от ДД.ММ.ГГГГ. Токмакова Т.А. проживает в , который относится к району Крайнего Севера. В ДД.ММ.ГГГГ году Токмакова Т.А. выезжала к месту отдыха, в том числе в и после возвращения ДД.ММ.ГГГГ в , в целях реализации права на компенсацию расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно обратилась с соответствующим заявлением в Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в (межрайонное). Из уведомления Управления ПФР от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что принято решение об отказе в выплате компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно в связи с нахождением места отдыха за пределами территории Российской Федерации. Вместе с тем, решение Управления ПФР в части невыплаты компенсации Токмаковой Т.А. расходов на оплату стоимости проезда по маршруту Ербогачен - Иркутск - Москва - Иркутск - Ербогачен является неправомерным. В соответствии со ст.ст. 1, 34 Закона РФ от 19.02.1993 № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» пенсионеры, являющиеся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности, имеют право на бесплатный проезд один раз в два года к месту отдыха на территории России и обратно. Предусмотренные указанным Законом государственные гарантии и компенсации по возмещению дополнительных материальных и физических затрат таким гражданам предоставляются в связи с проживанием в экстремальных природно-климатических условиях. Порядок, размер и условия компенсации определены Правилами компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно, утвержденными постановлением Правительства РФ от 01.04.2005 № 176. Согласно п.п. 9, 10 Правил заявление о компенсации в виде возмещения фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно по установленной форме с указанием места отдыха пенсионер подает в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства с приложением проездных документов, выданных в соответствии с законодательством РФ транспортными организациями независимо от их организационно-правовой формы. Компенсация производится в размере, не превышающим стоимость проезда, в том числе воздушным транспортом - в салоне экономического (низшего) класса. Источником финансирования выплат на компенсацию расходов на оплату проезда пенсионерам к месту отдыха и обратно является Пенсионный фонд РФ. При обращении в Управление ПФР Токмаковой Т.А. представлены необходимые проездные документы, подтверждающие факт и стоимость проезда по маршруту . Доводы Управления ПФР о том, что Правила устанавливают в качестве существенного условия, которое является обязательным для выплаты компенсации, нахождение пенсионера на отдыхе на территории России, противоречит преамбуле Закона и Конституции России. Факт следования Токмаковой Т.А. по маршруту подтверждается справкой » от ДД.ММ.ГГГГ №, электронными билетами » от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, стоимость проезда составила 47 360 руб.

Материальный истец Токмакова Т.А., извещенная о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явилась, обратилась с ходатайством о рассмотрении дела в ее отсутствие.

В судебном заседании представитель процессуального истца прокурора - Коростилева Н.А. исковые требования в интересах Токмаковой Т.А. поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, настаивала на их удовлетворении.

Представитель ответчика Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в (межрайонное) Викулова О.П. исковые требования прокурора в интересах Токмаковой Т.А. не признала, в удовлетворении иска просила отказать по доводам, указанным в письменных возражениях на исковое заявление.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 34 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года № 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" компенсация расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно один раз в два года осуществляется в порядке, размере и на условиях, определяемых Правительством Российской Федерации.

Статьей 4 названного Закона предусмотрено, что гарантии и компенсации, установленные настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами РФ, являются расходными обязательствами РФ в части неработающих граждан, получающих трудовую пенсию или пенсию по государственному пенсионному обеспечению за счет средств Пенсионного фонда РФ и федерального бюджета.

В целях реализации статьи 34 указанного Закона Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 апреля 2005 года № 176 утверждены Правила компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно.

В соответствии с п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 1 апреля 2005 года № 176 финансовое обеспечение расходов, связанных с реализацией Правил, осуществляется за счет средств федерального бюджета, предоставляемых в порядке межбюджетных отношений бюджету Пенсионного фонда РФ.

В силу п. 1 Правил настоящие Правила определяют порядок, размер и условия компенсации расходов на оплату стоимости проезда неработающим пенсионерам, являющимся получателями страховых пенсий по старости (с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости) или страховых пенсий по инвалидности, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно.

В соответствии с п. 2 Правил компенсация предоставляется пенсионерам, проживающим в районах и местностях, включенных в перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера

В силу п.п. б пункта 3 Правил компенсация может производиться в виде возмещения фактически произведенных пенсионером расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно в пределах, установленных пунктом 10 настоящих Правил.

В соответствии с п. 5, 6 Правил при следовании пенсионера к месту отдыха и обратно с пересадками с одного вида междугородного транспорта на другой может применяться сочетание обоих видов компенсации, предусмотренных пунктом 3 настоящих Правил. Компенсация производится 1 раз в 2 года.

Пунктом 9 Правил регламентировано, что заявление о компенсации в виде возмещения фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно пенсионер или его представитель подает по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, с указанием места отдыха и предъявлением проездных документов, выданных в соответствии с законодательством Российской Федерации транспортными организациями независимо от их организационно-правовой формы.

Решение о предоставлении указанной компенсации принимается территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании заявления о компенсации и проездных документов.

В силу п. 10 Правил компенсация в виде возмещения фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно производится в размере, не превышающем стоимость проезда:

а) железнодорожным транспортом - в плацкартном вагоне пассажирского поезда;

б) внутренним водным транспортом - в каюте III категории речного судна всех линий сообщений;

г) воздушным транспортом - в салоне экономического (низшего) класса;

3 способа получить бесплатную консультацию юриста 01

Консультация юриста по трудовым спорам бесплатно, жми

Бесплатная горячая линия
(регионы РФ)

Консультация по телефону
(Москва и область)

д) автомобильным транспортом - в автобусе общего типа, а при отсутствии - в автобусах с мягкими откидными сиденьями.

В судебном заседании установлено, что Токмакова Т.А. ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в (межрайонное) с заявлением о возмещении расходов на проезд к месту отдыха и обратно.

По результатам рассмотрения заявления Управлением принято решение № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в выплате Токмаковой Т.А. компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно в связи с нахождением места отдыха за пределами территории Российской Федерации.

Оценивая решение Управления № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Токмаковой Т.А. в возмещении расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно, суд не может признать его законным.

Судом достоверно установлено, что Токмакова Т.А. совершила проезд к месту отдыха и обратно по маршруту , что подтверждается электронными билетами на имя Токмаковой Т.А.

Согласно справке ООО «ДЖЕТ ТРАВЕЛ» от ДД.ММ.ГГГГ № Токмакова Т.А. ДД.ММ.ГГГГ приобрела авиабилеты по маршруту на ДД.ММ.ГГГГ – ДД.ММ.ГГГГ. Стоимость авиабилетов составила: 30200 руб. – стоимость авиабилетов, 1000 руб. – сервисный сбор агентства.

Из электронных билетов на имя Токмаковой Т.А. следует, что стоимость авиабилета по маршруту с датой вылета ДД.ММ.ГГГГ составила 8080 руб., стоимость авиабилета по маршруту Иркутск – Ербогачен с датой вылета ДД.ММ.ГГГГ составила 8080 руб.

Таким образом, общая стоимость проезда в пределах территории Российской Федерации составила 46360 руб. (30200 руб. + 8080 руб. + 8080 руб.). Сервисный сбор агентства в размере 1000 руб. в стоимость авиабилетов не входит и компенсации не подлежит.

Согласно удостоверению № от ДД.ММ.ГГГГ Токмакова Т.А. является пенсионером, ей назначена пенсия по старости с ДД.ММ.ГГГГ.

Токмакова Т.А. зарегистрирована и фактически проживает по адресу: , соответствующая отметка о регистрации по месту жительства имеется в паспорте Токмаковой Т.А. №, выданном ДД.ММ.ГГГГ.

Постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 № 1029 утвержден Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, на которые распространяется действие Указов Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 г. и от 26 сентября 1967 г. о льготах для лиц, работающих в этих районах и местностях.

В данный перечень включен .

Таким образом, Токмакова Т.А., будучи неработающим пенсионером и проживая в районе Крайнего Севера, в соответствии со статьей 34 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года № 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" обладает правом на компенсацию фактически произведенных расходов по оплате проезда к месту отдыха и обратно раз в два года.

По мнению суда, расходы истца Токмаковой Т.А. на проезд к месту отдыха и обратно в пределах территории Российской Федерации подлежат возмещению, оснований для отказа в выплате компенсации у ответчика не имелось, в связи с чем, решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в (межрайонное) № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Токмаковой Т.А. в выплате компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно подлежит признанию незаконным.

Признавая решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в (межрайонное) незаконным, суд полагает необходимым взыскать с Управления в пользу Токмаковой Т.А. компенсацию расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно в размере 46360 руб., то есть без учета сервисного сбора агентства в сумме 1000 руб.

При этом доводы стороны ответчика об отсутствии оснований для компенсации расходов, поскольку место отдыха Токмаковой Т.А. находилось за пределами Российской Федерации, на выводы суда не влияют.

Реализация права пенсионера на бесплатный проезд к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно один раз в два года не может быть поставлена в зависимость от выбранного гражданином места отдыха. Расходы истца Токмаковой Т.А. на проезд к месту отдыха и обратно в пределах территории Российской Федерации подлежат возмещению, в связи с чем, оснований для отказа ей в выплате компенсации у ответчика не имелось.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Исковые требования прокурора в интересах Токмаковой Т. А. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в (межрайонное) о признании незаконным решения об отказе в выплате компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно, взыскании компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно удовлетворить частично.

Признать незаконным решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе Токмаковой Т.А. в выплате компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно.

Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в (межрайонное) в пользу Токмаковой Т. А. компенсацию расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно в размере 46360 руб.

В удовлетворении требований о взыскании компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно в большем размере прокурору в интересах Токмаковой Т. А. отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Иркутский областной суд через Кировский районный суд в течение месяца с момента изготовления мотивированного текста решения.

Мотивированный текст решения изготовлен ДД.ММ.ГГГГ.

3 способа получить бесплатную консультацию юриста 01

Консультация юриста по трудовым спорам бесплатно, жми

Бесплатная горячая линия
(регионы РФ)

Консультация по телефону
(Москва и область)

г. Москва, Площадь Киевского вокзала, 2
8 800 350 14 85
Бесплатная горячая линия


В соответствии со статьей 34 закона «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» от 19 февраля 1993 года №4520-1, неработающие пенсионеры, являющиеся получателями пенсий по старости и инвалидности, имеют право на компенсацию расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно один раз в два года.

В целях реализации статьи 34 указанного закона постановлением Правительства РФ №176 от 01.04.2005 г. утверждены «Правила компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории РФ и обратно».

В соответствии с правилами, компенсация может быть произведена пенсионеру в виде предоставления проездных документов, обеспечивающих проезд к месту отдыха и обратно или возмещения фактически произведенных пенсионером расходов на оплату стоимости проезда.

Компенсация в виде возмещения фактически произведенных расходов производится в размере, не превышающем стоимость проезда
а) железнодорожным транспортом - в плацкартном вагоне пассажирского поезда;
б) внутренним водным транспортом - в каюте III категории речного судна всех линий сообщения;
в) морским транспортом - в каюте IV-V групп морского судна регулярных транспортных линий;
г) воздушным транспортом - в салоне экономического (низшего) класса;
д) автомобильным транспортом - в автобусе по маршрутам регулярных перевозок в междугородном сообщении.

Финансовое обеспечение расходов, связанных с реализацией вышеуказанных правил осуществляется за счет средств федерального бюджета, предоставляемых в порядке межбюджетных отношений бюджету Пенсионного фонда РФ.

Вместе с тем, несмотря на разработанный законодателем механизм взыскания компенсации стоимости проезда к месту отдыха и обратно, на практике нередко возникают сложности в ее получении в досудебном порядке. В связи с этим, для обжалования решения Пенсионного фонда РФ об отказе в выплате компенсации пенсионеры обращаются в прокуратуру города за взысканием компенсации в судебном порядке.

При подаче заявления в прокуратуру города за защитой нарушенных прав при отказе Управлением ПФР в компенсации расходов пенсионеру следует указывать такое же место отдыха, что он ранее указал в заявлении в Управление ПФР, поскольку, исходя из сложившейся судебной практики, при проведении пенсионером отпуска в нескольких местах компенсируется стоимость проезда только к одному из этих мест (по выбору), а также стоимость обратного проезда от того же места к месту постоянного жительства по фактическим расходам (при условии проезда по кратчайшему маршруту следования) или на основании справки о стоимости проезда.

Необходимо иметь ввиду, что все документы (проездные документы, посадочные талоны, справки о стоимости проезда и т.д.), являющиеся доказательствами фактического нахождения в месте отдыха и свидетельствующие о размере понесенных расходов, должны быть предоставлены в Пенсионный фонд РФ непосредственно при подаче заявления о компенсации, поскольку представление в прокуратуру иных документов, которые не были представлены в Пенсионный фонд РФ, может стать основанием для отказа судом в удовлетворении исковых требований о компенсации стоимости проезда.

В случае приобретения проездных документов для пенсионера туристической компанией, к заявлению необходимо приложить договор о предоставлении туристических услуг и приложение к нему, а также платежные документы, подтверждающие оплату пенсионером туристической путевки. Если билеты приобретены сторонним лицом, то у него необходимо взять расписку о получении от пенсионера денежных средств на их покупку, копию карты (лицевой стороны), с которой была произведена покупка билетов, и выписку из банка, отражающую выполненные по ней операции.

Нередко в маршрутных квитанциях электронного билета (то есть, проездного документа, купленного через Интернет) отсутствуют необходимые реквизиты (форма оплаты, код бронирования), необходимые Пенсионному фонду РФ для принятия по заявлению пенсионера о компенсации стоимости проезда положительного решения, в связи с чем при покупке билета указанным способом необходимо к заявлению в Пенсионный фонд РФ и прокурату прилагать все документы, поступившие с сайта, на котором он приобретен, содержащие сведения о номере заказа, его дате, покупателе и способе оплаты.

Также часто пенсионер сталкивается с тем, что, приобретая проездной билет у распространителей (в кассах) за наличный расчет, он получает билет с информацией о его оплате по безналичному расчету (форма оплаты – INV или ПП), что является основанием для отказа ему Пенсионным фондом РФ в компенсации его стоимости. Чтобы избежать этого, при покупке билета пенсионеру необходимо требовать у продавца проездного билета кассовый чек и справку, подтверждающие оплату именно им и за наличный расчет.

При следовании к месту проведения отдыха за пределы территории Российской Федерации воздушным транспортом, без посадки в ближайшем к месту пересечения государственной границы аэропорту, стоимость понесенных расходов подтверждается справкой, выданной транспортной компанией, осуществлявшей перевозку по данному маршруту. При этом указанная в справке стоимость должна быть определена как процентная часть стоимости воздушной перевозки согласно перевозочному документу, соответствующая процентному отношению расстояния, рассчитанного по ортодромии маршрута воздушного судна в воздушном пространстве Российской Федерации (ортодромия по Российской Федерации), к общей ортодромии маршрута полета воздушного судна.

Наряду с этим, обращаясь в прокуратуру города ли Пенсионный фонд РФ с соответствующим заявлением, пенсионеру необходимо сообщать, заключались ли им в период приобретения проездных билетов и проезда к месту отдыха гражданско-правовые договоры об оказании услуг на возмездной основе (например, договор подряда, договор о приемной семье), поскольку это является основанием для отказа в компенсации стоимости проезда, даже несмотря на отсутствие записи о работе в трудовой книжке.

Так, в 2019 году Братским городским судом по вновь открывшимся обстоятельствам отменено 2 решения 2018 года к Пенсионному фонду РФ об удовлетворении исковых требований пенсионеров о взыскании стоимости проезда к месту отдыха и обратно. Основанием к отмене указанных решений явилось то, что в Пенсионный фонд РФ на данных пенсионеров от работодателя в 2019 году поступили сведения о работе и об отчислениях страховых взносов на них. При новом рассмотрении данных исков, с учетом установленных обстоятельств, судом в компенсации стоимости проезда пенсионерам отказано в полном объеме.

Подводя итог, стоит отметить, что безусловным основанием к отказу Пенсионным фондом РФ пенсионеру в компенсации стоимости проезда в досудебном порядке является:
- приобретение проездных билетов сторонним лицом,
- отклонение пенсионера от основного маршрута следования,
- осуществление в период поездки к месту отдыха и обратно работы по договору возмездного оказания услуг,
- отдых за пределами Российской Федерации.

В иных случаях, соблюдая указанные выше рекомендации и рекомендации Пенсионного фонда, указанные в уведомлении к решению на поступившее от пенсионера заявление, компенсацию стоимости проезда можно получить в порядке, в котором пенсионеру осуществляется выплата пенсии.

Изменения и поправки

В целях реализации статьи 34 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" Правительство Российской Федерации постановляет :

1. Утвердить прилагаемые Правила компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно.

2. Финансовое обеспечение расходов, связанных с реализацией Правил, утвержденных настоящим постановлением, осуществляется за счет средств федерального бюджета, предоставляемых в порядке межбюджетных отношений бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации, в пределах ассигнований, предусмотренных в сводной бюджетной росписи федерального бюджета Министерству финансов Российской Федерации.

3. Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации давать разъяснения о применении Правил, утвержденных настоящим постановлением.

4. Настоящее постановление распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 г.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М. Фрадков

Правила компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно

1. Настоящие Правила определяют порядок, размер и условия компенсации расходов на оплату стоимости проезда неработающим пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (далее - пенсионеры), к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно (далее - компенсация).

2. Компенсация предоставляется пенсионерам, проживающим в районах и местностях, включенных в перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера.

3. Компенсация может производиться в виде:

а) предоставления проездных документов, обеспечивающих проезд пенсионера к месту отдыха и обратно;

б) возмещения фактически произведенных пенсионером расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно в пределах, установленных пунктом 10 настоящих Правил.

4. Пенсионерам из категорий граждан, указанных в статье 61 Федерального закона "О государственной социальной помощи", не использовавшим при предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение право на получение социальной услуги в виде бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, компенсация производится в соответствии с настоящими Правилами.

В случае если такие пенсионеры использовали при предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение указанное право, компенсация в соответствии с настоящими Правилами не производится.

5. При следовании пенсионера к месту отдыха и обратно с пересадками с одного вида междугородного транспорта на другой может применяться сочетание обоих видов компенсации, предусмотренных пунктом 3 настоящих Правил.

6. Компенсация производится 1 раз в 2 года.

Двухгодичный период исчисляется в календарном порядке начиная с 1 января года, в котором пенсионеру на основании поданного им заявления была произведена компенсация в связи с осуществлением проезда к месту отдыха и обратно в данном периоде, но не ранее чем с 1 января 2005 г.

В случае если пенсионер не обращался с заявлением о компенсации в истекшие двухгодичные периоды, выплата компенсации за эти периоды не производится.

7. Заявление о компенсации в виде предоставления проездных документов, обеспечивающих проезд к месту отдыха и обратно, по установленной форме пенсионер подает в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства с предъявлением путевки, курсовки или иного документа, являющегося основанием для пребывания пенсионера в санатории, профилактории, доме отдыха, на туристической базе или в ином месте, где предоставляются услуги по организации отдыха.

Решение о предоставлении указанной компенсации принимается территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации при наличии специальных талонов (направлений) на получение в транспортной организации, с которой заключен соответствующий договор, проездных документов, обеспечивающих проезд пенсионеров к месту отдыха и обратно.

Специальный талон (направление) гарантирует транспортной организации оплату территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации стоимости проездных документов, выдаваемых указанному в специальном талоне (направлении) лицу для следования в соответствующий пункт назначения и обратно.

8. При наличии специального талона (направления) его выдача осуществляется в срок, не превышающий 10 дней со дня подачи пенсионером заявления о компенсации.

9. Заявление о компенсации в виде возмещения фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно по установленной форме пенсионер подает в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства с приложением проездных документов, выданных транспортными организациями независимо от их организационно-правовой формы, и отрывных талонов к путевке, курсовке или иного документа, подтверждающего период пребывания пенсионера в санатории, профилактории, доме отдыха, на туристической базе либо в ином месте, где ему были предоставлены услуги по организации отдыха.

Территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, рассмотревший заявление об указанной компенсации, уведомляет пенсионера о принятом решении в срок, не превышающий 10 дней со дня подачи заявления.

В случае принятия решения об отказе в выплате компенсации пенсионер в указанный срок письменно уведомляется о причинах отказа.

10. Компенсация в виде возмещения фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно производится в размере, не превышающем стоимость проезда:

а) железнодорожным транспортом - в плацкартном вагоне пассажирского поезда;

б) внутренним водным транспортом - в каюте III категории речного судна всех линий сообщений;

в) морским транспортом - в каюте IV - V групп морского судна регулярных транспортных линий;

г) воздушным транспортом - в салоне экономического (низшего) класса;

д) автомобильным транспортом - в автобусе общего типа, а при отсутствии - в автобусах с мягкими откидными сиденьями.

Выплата указанной компенсации производится в порядке, в котором пенсионеру осуществляется выплата пенсии.

Возможность отдельных категорий граждан получить бесплатный проезд на отдых или лечение регулируется такими нормативно-правовыми актами, как:

  • Постановлением Правительства РФ №176 от 01.04.2005 "Об утверждении Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями страховых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно";
  • первой частью статьи №325 ТК РФ;
  • ФЗ №178 от 17.07.1999 "О государственной социальной помощи";
  • Приказом Министра обороны РФ №815 от 27 декабря 2017 "Об определении Порядка, случаев и особенностей оформления, выдачи и использования воинских перевозочных документов, отчетности по ним и организации контроля за их использованием и установлении категорий проезда военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей на железнодорожном, воздушном, водном и автомобильном (за исключением такси) транспорте";
  • ФЗ №247 от 19.07.2011 "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
  • ФЗ №2201-1 от 17.01.1992 "О прокуратуре Российской Федерации";
  • ФЗ №403 от 28.12.2010 "О Следственном комитете Российской Федерации".

  • Компенсация проезда на отдых и лечение
    • В каком виде и размере выплачивается компенсация
    • Условия для получения компенсации
    • Оформление компенсации за проезд на отдых и лечение
  • Когда и куда подавать
  • Какие документы необходимо приложить

Компенсация проезда на отдых и лечение

Получить компенсацию за проезд к месту отдыха имеют право такие категории граждан, как:

  • неработающие пенсионеры, которые проживают на Крайнем Севере и в местности, приравненной к нему;
  • работающие граждане, которые проживают на Крайнем Севере и в местности, приравненной к нему, а также члены их семей;
  • военнослужащие, проходящие службу на Крайнем Севере и в местности, приравненной к нему;
  • инвалиды;
  • ветераны ВОВ и других боевых действий;
  • пенсионеры, имеющие награду "Житель блокадного Ленинграда";
  • граждане, работавшие во время ВОВ на оборонных объектах;
  • военные пенсионеры: офицеры запаса, отставные офицеры, а также мичманы и прапорщики, прослужившие более двадцати лет;
  • сотрудники МВД, проходящие службу на Крайнем Севере, территориях, приравненных к нему, на Урале, в Сибири, на Дальнем Востоке либо же заграницей РФ;
  • сотрудники Прокуратуры и Следственного комитета РФ, проходящие службу на Крайнем Севере и на территориях, приравненных к нему.

В каком виде и размере выплачивается компенсация

Компенсация может быть произведена двумя способами:

  1. Предоставление проездных документов, воспользовавшись которыми, можно добраться до места отдыха.
  2. Возмещение потраченных средств.

Существуют также ограничения по возврату средств:

  • железнодорожные билеты не должны быть приобретены в вагоне повышенной комфортности (СВ);
  • компенсация за водный транспорт не должна превышать стоимость билетов в каюты третьего класса для речного сообщения и четвертой группы для морского;
  • воздушное сообщение производится эконом классом;
  • сообщение автотранспортом общего типа.

Условия для получения компенсации

Компенсация проезда для социальных льготников (пенсионеров, инвалидов) осуществляется один раз в два года.

Работающие граждане, проживающие в неблагоприятных климатических условиях, также могут воспользоваться льготой один раз в два года. Кроме того, проезд оплачивается и ближайшим родственникам, проживающим с сотрудником (статья №325 ТК РФ):

  • неработающему супругу;
  • несовершеннолетним детям.

Оформление компенсации за проезд на отдых и лечение

Большинство организаций предоставляет для заполнения регламентированный бланк, в ином случае заявление можно составить в свободной форме. Документ должен содержать такую информацию:

  • данные о структуре, в которую подается бумага;
  • данные о заявителе;
  • просьбу о выплате компенсации;
  • приложение: документы, удостоверяющие факт поездки, а также права на компенсацию;
  • дату и подпись.

Когда и куда подавать

Подавать заявление следует в зависимости от выбранного (или необходимого) способа компенсации: до поездки, если необходимо получить проездные документы; или после, если оплату следует компенсировать.

Работающие граждане обращаются по месту работы или службы.

Какие документы необходимо приложить

Социальные льготники должны приложить к заявлению такие документы, как:

  • копию паспорта;
  • копию документа, подтверждающего возможность получения льготы (пенсионного удостоверения, удостоверение инвалида и т. д);
  • копию путевки в санаторий, дом отдыха, приглашение на отдых от родственников и т. д.;
  • проездной документ в случае компенсации постфактум.

Работающие граждане должны приложить:

  • проездные документы;
  • справку о составе семьи;
  • справку о пребывании в ведомственном оздоровительном учреждении (для служащих).

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

от 4 марта 2015 г. N АКПИ14-1547

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Назаровой А.М.,

при секретаре П.Н.А.,

с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по заявлению Ш. о признании частично недействующими приложений N 1 и 2 к разъяснению о применении Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 1 апреля 2005 г. N 176, утвержденному приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11 августа 2008 г. N 408н,

приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11 августа 2008 г. N 408н утверждено разъяснение о применении Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 1 апреля 2005 г. N 176 (далее - Разъяснение). Нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 11 ноября 2008 г., регистрационный N 12607, опубликован в "Российской газете" 19 ноября 2008 г.

В приложениях N 1 и 2 к Разъяснению приведены рекомендуемые формы заявлений о компенсации в виде предоставления проездных документов, обеспечивающих проезд к месту отдыха и обратно, и о компенсации в виде возмещения фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно.

Ш. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими приложений N 1 и 2 к Разъяснению в той части, в которой они устанавливают обязанность гражданина подтверждать, что на дату подачи заявления он не работает по трудовому договору или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг, не осуществляет иную деятельность, в период которой лицо подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ). По мнению заявителя, оспариваемые положения противоречат статье 34 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (далее - Закон Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4520-1), пункту 1 Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 1 апреля 2005 г. N 176 (далее - Правила), нарушают ее права на получение компенсации к месту отдыха и обратно как пенсионера, являющегося приемным родителем, поскольку договор о приемной семье является возмездным, и с выплачиваемого вознаграждения производятся отчисления на обязательное пенсионное страхование.

Заявитель в судебное заседание, о времени и месте рассмотрения которого извещена надлежащим образом, не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

Представители Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (далее - Минтруд России) С.М., Б. и П.Н.В. и представитель Министерства юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России) С.Н., возражая против удовлетворения заявления, пояснили, что акт в оспариваемой части не противоречит федеральному законодательству, права и свободы заявителя не нарушает, поскольку ее нельзя отнести к неработающим пенсионерам в том смысле, который придает данному понятию Закон Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4520-1.

Обсудив доводы заявителя, возражения представителей Минтруда России и Минюста России, проверив оспариваемые нормативные положения на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей, что заявление подлежит удовлетворению в части, предусматривающей отнесение пенсионеров, получающих страховую пенсию по старости и по инвалидности и заключивших договор о приемной семье, к лицам, работающим по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг, не осуществляющих иную деятельность, в период которой лицо подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Согласно статье 34 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 компенсация расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями страховой пенсии по старости (с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости) или страховой пенсии по инвалидности, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно один раз в два года осуществляется в порядке, размере и на условиях, определяемых Правительством Российской Федерации.

Реализуя предоставленные полномочия, Правительство Российской Федерации постановлением от 1 апреля 2005 г. N 176 утвердило Правила, которые определяют порядок, размер и условия компенсации расходов на оплату стоимости проезда неработающим пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно (пункт 1). Пунктом 3 этого постановления (в первоначальной редакции) Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации дано поручение давать разъяснения о применении Правил.

На основании данного предписания Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации утвердило Разъяснение, конкретизирующее применение Правил.

Таким образом, оспариваемый нормативный акт издан в пределах предоставленных Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации полномочий.

Аналогичные полномочия пунктом 3 названного постановления в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 25 марта 2013 г. N 257 в настоящее время предоставлены Минтруду России.

Закон Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 устанавливает государственные гарантии и компенсации по возмещению дополнительных материальных и физиологических затрат гражданам в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера, которые предоставляются как лицам, работающим по найму постоянно или временно в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, независимо от форм собственности, так и лицам, проживающим в указанных районах и местностях, в частности, неработающим пенсионерам, военнослужащим, уволенным по возрасту или в связи с сокращением Вооруженных Сил Российской Федерации, лицам, обучающимся в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, а также членам семей, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности вместе с кормильцем (преамбула, статья 1).

Таким образом, целями установления указанных гарантий и компенсаций является возмещение негативного воздействия на здоровье лиц, осуществляющих трудовую деятельность и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, неблагоприятных природно-климатических факторов.

В этих целях в статье 4 названный закон предусмотрел финансовое обеспечение гарантий и компенсаций для указанных лиц, согласно которой гарантии и компенсации являются расходными обязательствами Российской Федерации в части, касающейся граждан, работающих в организациях, финансируемых из федерального бюджета, лиц, обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, военнослужащих, уволенных по возрасту или в связи с сокращением Вооруженных Сил Российской Федерации, в части граждан, получающих пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации, в части неработающих граждан, получающих страховую пенсию или пенсию по государственному пенсионному обеспечению за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации и федерального бюджета. Для лиц, работающих в организациях, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации, эти гарантии и компенсации являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, а для лиц, работающих в организациях, финансируемых за счет местных бюджетов - расходными обязательствами муниципальных образований. Для граждан, работающих в организациях, не относящихся к бюджетной сфере, гарантии и компенсации осуществляются за счет средств работодателя.

К числу гарантий, направленных на обеспечение работникам и пенсионерам возможности полноценного отдыха и оздоровления в более благоприятных по климатическим условиям регионах Российской Федерации, относится компенсация расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отдыха и обратно (статьи 33 и 34 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4520-1).

Из приведенных законоположений следует, что государством гарантируется право всех лиц, проживающих и работающих в районах Крайнего Севера, на компенсацию расходов стоимости проезда к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно. Работники такую компенсацию получают по месту осуществления трудовой деятельности за счет работодателя, а неработающие пенсионеры - из Пенсионного фонда Российской Федерации.

Обязательными условиями получения компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации являются проживание неработающего пенсионера, получающего страховую пенсию по старости или страховую пенсию по инвалидности, в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Действующее законодательство не содержит понятие "неработающий пенсионер".

Вместе с тем из системного толкования положений Трудового кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ, статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" следует, что неработающим является пенсионер, который не осуществляет деятельности по трудовому договору, по договору гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ, оказание услуг, не осуществляет иную деятельность, за которую получает вознаграждение, являющееся объектом обложения страховых взносов, и не относится к застрахованным лицам.

Таким образом, установленное Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации в приложениях N 1 и 2 к Разъяснению требование подтверждать, что на дату подачи заявления пенсионер не работает по трудовому договору или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг, не осуществляет иную деятельность, в период которой лицо подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ, не противоречит федеральному законодательству и не нарушает права пенсионеров, являющихся получателями трудовых пенсий по старости и инвалидности, на компенсацию расходов к месту отдыха и обратно.

Формы заявлений носят информационный характер и предоставляются заявителем вместе с копиями документов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Заявитель, по сути, связывает нарушение прав не с содержанием оспариваемых норм, а с их применением, что не может служить основанием для признания их недействующими.

Передача детей в приемную семью является одной из форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

Приемной семьей в соответствии со статьей 152 Семейного кодекса Российской Федерации (далее - СК РФ) признается опека или попечительство над ребенком или детьми, которые осуществляются по договору о приемной семье, заключаемому между органом опеки и попечительства и приемными родителями или приемным родителем, на срок, указанный в этом договоре. К отношениям, возникающим из договора о приемной семье, применяются положения главы об опеке и попечительстве данного Кодекса. К отношениям, возникающим из договора о приемной семье, в части, не урегулированной Кодексом, применяются правила гражданского законодательства о возмездном оказании услуг постольку, поскольку это не противоречит существу таких отношений.

Существом этих отношений является устройство детей, оставшихся без попечения родителей, с целью обеспечить детям полноценное физическое, психическое, духовное и нравственное развитие. Договор о приемной семье заключается исключительно в интересах несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей.

Из приведенного выше положения статьи 152 СК РФ не следует, что договор о приемной семье тождественен гражданско-правовому договору о возмездном оказании услуг. Законодатель указывает лишь на применение правил гражданского законодательства к данному договору в той части, которая не урегулирована СК РФ.

Размер вознаграждения, причитающегося приемным родителям, размер денежных средств на содержание каждого ребенка, а также меры социальной поддержки, предоставляемые приемной семье в зависимости от количества принятых на воспитание детей, определяются договором о приемной семье в соответствии с законами субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 153.1 СК РФ).

Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотрено полное государственное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - предоставление им за время пребывания в соответствующей организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семье опекуна, попечителя, приемных родителей бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды, обуви и мягкого инвентаря, бесплатного общежития и бесплатного медицинского обеспечения или возмещение их полной стоимости (статья 1).

Анализируя указанные нормы закона, Верховный Суд Российской Федерации в решении от 13 января 2009 г. N ГКПИ08-2132, вступившем в законную силу, указал, что государственная поддержка приемных семей осуществляется не через систему пособий, а через систему установления вознаграждений за воспитание ребенка, различных льгот и компенсаций.

С учетом изложенного позиция Минтруда России о том, что договор о приемной семье, предусматривающий выплату вознаграждения приемным родителям, имеет одинаковую правовую природу с договором о возмездном оказании услуг, является несостоятельной.

Следовательно, пенсионера, получающего страховую пенсию по старости или страховую пенсию по инвалидности, заключившего договор о приеме в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, нельзя признать работающим пенсионером.

Аналогичный вывод содержится в определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 28 февраля 2014 г. N 94-КГ13-1, согласно которому приемный родитель не является работающим лицом, осуществляющим трудовую деятельность в рамках трудовых отношений, либо заключившим гражданско-правовой договор, основной целью которого является получение им дохода от осуществления какой-либо деятельности, и не имеет возможности получить компенсацию к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно по месту работы за счет работодателя.

Начисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на вознаграждение, выплачиваемое приемным родителям, являющимся пенсионерами, получающим страховую пенсию по старости либо по инвалидности, не может служить основанием для признания этих лиц работающими пенсионерами.

Однако неправильное применение оспариваемых положений Разъяснения не является основанием для признания их недействующими.

Учитывая, что Разъяснения изданы надлежащим органом исполнительной власти, в пределах предоставленных ему полномочий, оспариваемые положения по своему содержанию не противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, права и свободы заявителя не нарушают, в удовлетворении заявленного требования надлежит отказать.

Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

в удовлетворении заявления Ш. о признании частично недействующими приложений N 1 и 2 к разъяснению о применении Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 1 апреля 2005 г. N 176, утвержденному приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11 августа 2008 г. N 408н, отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.

Читайте также: