Ответственный за ведение работы по пенсионному фонду

Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.07.2013 № 568 «О распространении на отдельные категории граждан ограничений, запретов и обязанностей, установленных Федеральным законом «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами в целях противодействия коррупции» в отношении работников системы ПФР установлены определенные ограничения, запреты и обязанности.

Ограничения:

- работник системы ПФР должен предварительно в письменной форме запросить у работодателя и получить его письменное разрешение на получение от иностранных государств, международных организаций наград, почетных и специальных званий (за исключением научных), если в его должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями;

- работник системы ПФР, прежде чем соглашаться на замещение каких бы то ни было должностей или постов (в органах управления, попечительских и наблюдательных советах, иных органах иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации) вне трудовой деятельности в ПФР, а также, если они могут привести к конфликту интересов, обязан согласовать этот вопрос с руководителем;

- работник системы ПФР должен предварительно в письменной форме запросить у работодателя и получить его письменное разрешение на осуществление оплачиваемой деятельности, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

Запреты:

- работник системы ПФР не должен просить (принимать) в связи с исполнением трудовых обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, приглашения, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и любые другие выгоды), предназначенные для него или для членов его семьи, родственников, а также для лиц или организаций, с которыми он имеет или имел отношения, способные повлиять или создать видимость влияния на его беспристрастность.

Запрет не распространяется на случаи получения работником подарков в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками, с другими официальными мероприятиями и иные случаи, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, определяющими особенности правового положения и специфику трудовой деятельности работника.

Обязанности:

- работник системы ПФР обязан уведомить работодателя, органы прокуратуры или другие государственные органы об обращении к нему каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений;

- работники системы ПФР, занимающие должности, включенные в Перечень должностей в ПФР и его территориальных органах, утвержденный постановлением Правления ПФР от 04.06.2013 № 125п, при поступлении на которые граждане и занимающие эти должности работники обязаны представлять сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным;

- работник системы ПФР обязан в письменной форме уведомить работодателя и своего непосредственного начальника о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно;

- работник системы ПФР обязан принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов и урегулированию возникшего конфликта интересов;

- работник системы ПФР обязан передать принадлежащие ему ценные бумаги, акции в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации в случае, если владение ценными бумагами, акциями приводит или может привести к конфликту интересов (работник сам оценивает возможность возникновения конфликта интересов, либо может обратиться в комиссию по предотвращению и урегулированию конфликта интересов в целях получения ее решения);

- работник системы ПФР обязан письменно уведомить работодателя о получении подарка в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями и передать его по акту в фонд с сохранением возможности его выкупа в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Работнику системы ПФР запрещается принимать подарки в связи с исполнением служебных обязанностей вне зависимости от его стоимости.

В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» граждане российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства за совершение коррупционных правонарушений несут дисциплинарную, административную, уголовную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации: статьей 192 ТК РФ; статьями 7.27, 7.29-7.32, 13.11, 13.14, 15.21, 19.28, 19.29 КоАП РФ; главами 23, 30 УК РФ; статьями 1064, 1068 ГК РФ.

Распределение обязанностей между работниками Управления ПФР связано с особенностями функциональной специали­зации и участковый метод работы. [54]

В отделах на каж­дого работника утверждается должностная инструкция.

Начальник отдела персонифицированного учета и взаимодейст­вия со страхователями и застрахованными лицами:

- осуществляет контроль за сферой регистрации застрахованных лиц;

- осуществляет деятельность по сбору индивидуальных сведений и проварке их достоверности;

- осуществляет деятельность по назначению и перерасчету пенсий по данным персонального учета;

- осуществляет формирование планов отдела и анализ его работы;

- производит составление аналитических, оперативных данных;

- производит подготовку отчетности;

- осуществляет деятельность по соблюдению единой технологии персонифицированного учета;

- производит анализ деятельности межрайонного пункта персонифицированного учета;

- осуществляет контроль за индивидуальными сведениями;

- осуществляет контроль за хранением документов системы персонифициро­ванного учета;

- осуществляет контроль за передачей индивидуальных сведений в межрайонный пункт персонифицированного учета;

Ведущий специалист отдела персонифицированного учета и взаимодействия со страхователями и застрахованными лицами:

- регистрирует застрахованных лиц по обязательному пенсионного страхованию;

- ведет наблюдательные дела страхователей в соответствии с требованиями Отделения ПФР;

- принимает от страхователей индивидуальные сведения о стаже и заработке застрахованных лиц;

- проводит камеральные проверки по срокам платежей;

- рассматривает заявления страхователей по вопросам представления в органы ПФР документов, по вопросам относительно деятельности отдела персонифицированного учета;

- формирует базу нормативные правовых и локальных документы;

- разъясняет населению цели и задачи ПФР,

- ведет контроль за достоверностью представленных страхователями индивидуальных сведений о стаже (в части общего трудового стажа), заработке (вознаграждении), доходе застрахован­ных лиц в системе обязательного пенсионного страхования.

Начальник отдела назначения и перерасчета пенсий:

- осуществляет общее руководство;

- обеспечивает соблюдение пенсионного законодательства при назначении пенсий;

- организует контроль за правильным назначением и перерасчетом пенсии;

- обеспечивает контроль по пенсионным делам относительно специального стажа;

- проводит обучение по проблемам пенсионного законодательства;

- контролирует качество направления запросов в инстанции для получения документов;

- ведет прием граждан;

- занимается письмами, а также жалобами людей;

- разрабатывает мероприятия по устранению ошибок специалистов;

- ведет контроль за состоянием служебной документации.

Главный специалист по контролю:

- ведет контроль за соблюдением сроков рассмотрения заявлений граждан о назначении и перерасчете пенсий;

- контролирует правильность назначения пенсий и компенсационных выплат;

- оказывает правовую поддержку ответственным лицам предприятий, организаций и гражданам в подготовке документов для назначения пенсий;

- ведет прием граждан по вопросам пенсионного законодательства, назначения и перерасчета пенсий;

- проводит систематические занятия по изучению нормативного материала со специалистами отдела;

- проводит разъяснительную работу среди населения по вопросам пенсионного законодательства;

- осуществляет контроль за ведением служебной документации;

- контролирует соблюдение порядка и сроков запросов пенсионных дел ;

- отвечает на письма людей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В выпускной квалификационной работе всесторонне исследованы проблемы модернизации системы пенсионного обеспечения в РФ и организация работы территориальных и местных органов пенсионного обеспечения в РФ

На основании поставленных в дипломной работе цели и задач можно сделать конкретные выводы по поставленным теоретическим проблемам и проблемам правоприменительной деятельности, и предложить возможные пути их решения и предложения по совершенствованию законодательства.

В дипломном исследовании охарактеризованы понятик и сущность системы и управления системой пенсионного обеспечения в РФ (в свете последних изменений).Таким образом, в ходе реформирования системы пенсионного обеспечения в РФ развитие взглядов привело к новому пониманию пенсионного обеспечения: оно стало не элементом структуры социальной защиты населения, а самостоятельной категорией, она стала пониматься в свете системного подхода как объект управления. В ходе реформирования не сложилась единая федеральная система пенсионного обеспечения и управления пенсионным обеспечением, наблюдается тенденция к ее регионализации. Противоречия в управлении пенсионным обеспечением на высшем уровне (Правительство) ведут к противоречиям и нерешенным проблемам на региональном и местном уровнях.

Проанализированы организационно-правовые аспекты управления пенсионным обеспечением в РФ. Анализ подходов авторов и обновления законодательства показал, что в процессе проведения реформы пенсионной системы коренным образом изменяются структура и организационные основы ПФР. Особенности организационно-структурного аспекта правового статуса ПФР четко законодательно регламентированы. ПФР не входит в систему федеральных органов исполнительной власти РФ, но практически исполняет функции государственного управления пенсионным обеспечением.

Инновационные процессы потребовали выработки большого пакета нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность Пенсионного Фонда России и его региональных структур. Можно предложить пути совершенствования нормативно – правовой базы.

1. В условиях неравномерной нагрузки на сеть ПФР в регионах каждому субъекту РФ разработать, на основе федерального законодательства, местную правовую базу, регулирующую различные аспекты работы органов пенсионного обеспечения.

2. ПФР должен усилить контроль над региональными структурами подразделений ПФР, в целях их правильно организованной работы, поскольку в данный момент не во всех субъектах РФ проводится адекватная новым тенденциям работа этих органов.

3. Необходимо на уровне субъектов РФ формирование и правовое обеспечение органов, объединяющих все функции по пенсионному обеспечению.

В дипломной работе раскрыты задачи, функции и организация деятельности территориальных органов пенсионного обеспечения субъектов РФ. Произведена характеристика организации работы местных органов пенсионного обеспечения. Таким образом, пенсионное обеспечение на местах организуют местные пенсионные органы. В настоящее время на местах внедрена прогрессивная автоматизированная система назначения пенсии и ведения пенсионных дел.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 г. № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 г. № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. - 2014. - № 30 (Часть I). - Ст. 4202.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (в ред. ФЗ от 06.04.2015) // СЗ РФ. - 1994. - № 32. - Ст. 3301.

3. Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» // СЗ РФ. - 2013. - № 52 (часть I). - Ст. 6965; 2014. - № 2 (часть II) (поправка).

4. Федеральный закон от 15 декабря 2001 № 167-ФЗ (в ред. ФЗ от 31.12.2014) «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» // СЗ РФ. –2001. – № 51. – Ст. 4832; 2015. − № 1 (часть I) . – Ст. 72.

5.Федеральный закон от 24.07.2009
№ 212-ФЗ (в ред. ФЗ от 23.05.2015) «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации» // СЗ РФ. –2009. – № 30. – Ст. 3738.

kak_naznachit_otvetstvennogo_za_elektronnye_trudovye_knizhki.jpg


Похожие публикации

В связи с введением ЭТК (электронных трудовых книжек), у кадровиков появилась дополнительная работа. С 2020 года им нужно не только вести книжки работников в двух форматах – бумажном и цифровом (если работник не заявит о ведении ЭТК), но и сдавать новый вид отчетности в Пенсионный фонд. В связи изменением трудового законодательства придется проводить разъяснительную работу с сотрудниками организации или ИП, выдавать им сведения о трудовой деятельности. Руководитель компании должен решить, кто будет ответственным за ведение электронных трудовых книжек. Назначенный работник наделяется обязанностями по работе с ЭТК, что фиксируется в приказе. Работодатель вправе поручить эту кадровую деятельность одному сотруднику или распределить ее между несколькими подчиненными.

Как назначить ответственного за электронные трудовые книжки на предприятии

Издание приказа или распоряжения о назначении работника, ответственного за ведение трудовых книжек – это требование действующего законодательства. Оно прописано в п. 45 Правил ведения и хранения трудовых книжек (утв. Правительственным Постановлением № 225 от 16.04.2003). Несмотря на то, что про ЭТК здесь ничего не сказано, они являются равноценным аналогом обычной трудовой книжки, а значит, на них распространяются те же правила.

В ч. 3 ст. 66.1 Трудового кодекса РФ говорится, что ЭТК, точнее, «Сведения о трудовой деятельности», могут предоставляться при трудоустройстве вместе с трудовой книжкой или взамен бумажного документа. Сведения обязательно выдаются работодателем в день увольнения сотрудника, а по запросу работника - в течении 3-х дней (рабочих). Минтруд разработал проект формы таких сведений – СТД-Р (взамен формы СЗИ-ТД, ранее предложенной Пенсионным фондом).

Приказ о назначении ответственного лица следует издать в начале года, так как первые сведения в Пенсионный фонд по новой отчетной форме (СЗВ-ТД) нужно подать не позднее 15 февраля 2020 г. Отчет формируется не на всех работников. В него включаются данные только о тех сотрудниках, в отношении которых в предшествующем месяце произошло хотя бы одно из кадровых событий (п. 2.4 ст. 11 закона о персучете № 27-ФЗ от 01.04.1996):

  • прием на работу;
  • увольнение;
  • перевод на другую постоянную работу;
  • подача работодателю заявления с просьбой продолжить вести его бумажную трудовую книжку или перейти на электронный вариант.

Ответственный за электронные трудовые книжки должен своевременно подавать требуемую отчетность в Пенсионный фонд. В 2020 году срок ее подачи – не позднее 15 числа месяца, следующего за месяцем, в котором имело место кадровое событие, а с 2021 г. о приеме и увольнении сотрудников нужно будет сообщать не позднее следующего дня за днем издания соответствующего приказа.

Обычно ответственным за ведение ЭТК назначается работник кадровой службы или бухгалтерии, хотя уполномочить на эту деятельность можно любого сотрудника, который, по мнению работодателя, с ней справится. Когда предприятие небольшое, работа с ЭТК не будет занимать много времени. При отсутствии кадровой службы, работодатель вправе добавить ее к основным функциям одного или нескольких работников – за дополнительную плату и при наличии письменного согласия (ст. 60.2 ТК РФ). Если у работников, ответственных за ЭТК, при этом изменяются трудовые обязанности, с ними следует заключить дополнительное соглашение (ст.72 ТК РФ). В этом случае коррективы вносятся и в должностную инструкцию сотрудника.

В приказе нередко указывают, кто будет работать с ЭТК в отсутствие ответственного лица, например, по причине болезни, отпуска или служебной командировки. Если возложенные на работника обязанности по ведению электронных трудовых книжек носят временный характер, и не связаны с изменением условий договора, в приказе прописывается срок их исполнения.

Образец приказа ответственного за электронные трудовые книжки

Приказ составляется в свободной форме. В нем нужно максимально четко отразить, кто и чем будет заниматься в области ведения ЭТК на конкретном предприятии. Ниже приводится пример такого документа:

Распределение обязанностей между работниками Управления ПФР связано с особенностями функциональной специали­зации и участковый метод работы. [54]

В отделах на каж­дого работника утверждается должностная инструкция.

Начальник отдела персонифицированного учета и взаимодейст­вия со страхователями и застрахованными лицами:

- осуществляет контроль за сферой регистрации застрахованных лиц;

- осуществляет деятельность по сбору индивидуальных сведений и проварке их достоверности;

- осуществляет деятельность по назначению и перерасчету пенсий по данным персонального учета;

- осуществляет формирование планов отдела и анализ его работы;

- производит составление аналитических, оперативных данных;

- производит подготовку отчетности;

- осуществляет деятельность по соблюдению единой технологии персонифицированного учета;

- производит анализ деятельности межрайонного пункта персонифицированного учета;

- осуществляет контроль за индивидуальными сведениями;

- осуществляет контроль за хранением документов системы персонифициро­ванного учета;

- осуществляет контроль за передачей индивидуальных сведений в межрайонный пункт персонифицированного учета;

Ведущий специалист отдела персонифицированного учета и взаимодействия со страхователями и застрахованными лицами:

- регистрирует застрахованных лиц по обязательному пенсионного страхованию;

- ведет наблюдательные дела страхователей в соответствии с требованиями Отделения ПФР;

- принимает от страхователей индивидуальные сведения о стаже и заработке застрахованных лиц;

- проводит камеральные проверки по срокам платежей;

- рассматривает заявления страхователей по вопросам представления в органы ПФР документов, по вопросам относительно деятельности отдела персонифицированного учета;

- формирует базу нормативные правовых и локальных документы;

- разъясняет населению цели и задачи ПФР,

- ведет контроль за достоверностью представленных страхователями индивидуальных сведений о стаже (в части общего трудового стажа), заработке (вознаграждении), доходе застрахован­ных лиц в системе обязательного пенсионного страхования.

Начальник отдела назначения и перерасчета пенсий:

- осуществляет общее руководство;

- обеспечивает соблюдение пенсионного законодательства при назначении пенсий;

- организует контроль за правильным назначением и перерасчетом пенсии;

- обеспечивает контроль по пенсионным делам относительно специального стажа;

- проводит обучение по проблемам пенсионного законодательства;

- контролирует качество направления запросов в инстанции для получения документов;

- ведет прием граждан;

- занимается письмами, а также жалобами людей;

- разрабатывает мероприятия по устранению ошибок специалистов;

- ведет контроль за состоянием служебной документации.

Главный специалист по контролю:

- ведет контроль за соблюдением сроков рассмотрения заявлений граждан о назначении и перерасчете пенсий;

- контролирует правильность назначения пенсий и компенсационных выплат;

- оказывает правовую поддержку ответственным лицам предприятий, организаций и гражданам в подготовке документов для назначения пенсий;

- ведет прием граждан по вопросам пенсионного законодательства, назначения и перерасчета пенсий;

- проводит систематические занятия по изучению нормативного материала со специалистами отдела;

- проводит разъяснительную работу среди населения по вопросам пенсионного законодательства;

- осуществляет контроль за ведением служебной документации;

- контролирует соблюдение порядка и сроков запросов пенсионных дел ;

- отвечает на письма людей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В выпускной квалификационной работе всесторонне исследованы проблемы модернизации системы пенсионного обеспечения в РФ и организация работы территориальных и местных органов пенсионного обеспечения в РФ

На основании поставленных в дипломной работе цели и задач можно сделать конкретные выводы по поставленным теоретическим проблемам и проблемам правоприменительной деятельности, и предложить возможные пути их решения и предложения по совершенствованию законодательства.

В дипломном исследовании охарактеризованы понятик и сущность системы и управления системой пенсионного обеспечения в РФ (в свете последних изменений).Таким образом, в ходе реформирования системы пенсионного обеспечения в РФ развитие взглядов привело к новому пониманию пенсионного обеспечения: оно стало не элементом структуры социальной защиты населения, а самостоятельной категорией, она стала пониматься в свете системного подхода как объект управления. В ходе реформирования не сложилась единая федеральная система пенсионного обеспечения и управления пенсионным обеспечением, наблюдается тенденция к ее регионализации. Противоречия в управлении пенсионным обеспечением на высшем уровне (Правительство) ведут к противоречиям и нерешенным проблемам на региональном и местном уровнях.

Проанализированы организационно-правовые аспекты управления пенсионным обеспечением в РФ. Анализ подходов авторов и обновления законодательства показал, что в процессе проведения реформы пенсионной системы коренным образом изменяются структура и организационные основы ПФР. Особенности организационно-структурного аспекта правового статуса ПФР четко законодательно регламентированы. ПФР не входит в систему федеральных органов исполнительной власти РФ, но практически исполняет функции государственного управления пенсионным обеспечением.

Инновационные процессы потребовали выработки большого пакета нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность Пенсионного Фонда России и его региональных структур. Можно предложить пути совершенствования нормативно – правовой базы.

1. В условиях неравномерной нагрузки на сеть ПФР в регионах каждому субъекту РФ разработать, на основе федерального законодательства, местную правовую базу, регулирующую различные аспекты работы органов пенсионного обеспечения.

2. ПФР должен усилить контроль над региональными структурами подразделений ПФР, в целях их правильно организованной работы, поскольку в данный момент не во всех субъектах РФ проводится адекватная новым тенденциям работа этих органов.

3. Необходимо на уровне субъектов РФ формирование и правовое обеспечение органов, объединяющих все функции по пенсионному обеспечению.

В дипломной работе раскрыты задачи, функции и организация деятельности территориальных органов пенсионного обеспечения субъектов РФ. Произведена характеристика организации работы местных органов пенсионного обеспечения. Таким образом, пенсионное обеспечение на местах организуют местные пенсионные органы. В настоящее время на местах внедрена прогрессивная автоматизированная система назначения пенсии и ведения пенсионных дел.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 г. № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 г. № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. - 2014. - № 30 (Часть I). - Ст. 4202.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (в ред. ФЗ от 06.04.2015) // СЗ РФ. - 1994. - № 32. - Ст. 3301.

3. Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» // СЗ РФ. - 2013. - № 52 (часть I). - Ст. 6965; 2014. - № 2 (часть II) (поправка).

4. Федеральный закон от 15 декабря 2001 № 167-ФЗ (в ред. ФЗ от 31.12.2014) «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» // СЗ РФ. –2001. – № 51. – Ст. 4832; 2015. − № 1 (часть I) . – Ст. 72.

5.Федеральный закон от 24.07.2009
№ 212-ФЗ (в ред. ФЗ от 23.05.2015) «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации» // СЗ РФ. –2009. – № 30. – Ст. 3738.

Система пенсионного обеспечения в России находится в государственном ведении. Ведущей организацией, которая ответственна за осуществление соответствующих выплат, является Пенсионный фонд России.

Государственные услуги в рамках компетенции ПФР оказываются во всех регионах России. Кроме этого, по линии этой организации пенсию получают граждане иностранных государств, которые, в соответствии с действующим законодательством, имеют право на получение выплат.

Бесплатно по России

Пенсионный фонд назначает денежное содержание не только гражданам преклонного возраста, как это принято думать. Несмотря на то, что на выплату страховых пенсий по старости расходуется большая часть средств фонда, в задачу ПФР входит обеспечение других социально уязвимых категорий граждан – инвалидов и несовершеннолетних, потерявших кормильца.

Как один из крупнейших социальных институтов государства, ПФР имеет разветвленную и сложную структуру, разобраться в которой мы постараемся в рамках этой статьи.

История Пенсионного фонда

1956 год в отечественной истории отмечен знаменитым XX съездом КПСС, где официально был развенчан культ личности Иосифа Сталина, в результате чего были инициированы кардинальные изменения в общественной жизни советского общества. Однако эта дата знаменательна и тем, что с выходом закона «О государственных пенсиях» рабочие и служащие могли рассчитывать на получение ежемесячного денежного пособия по нетрудоспособности в старости.

В то время экономика страны была полностью под контролем государства. Управление организациями и предприятиями на местах осуществлялось в рамках советской плановой доктрины. В этой связи государство, по сути, и было единственным работодателем, поэтому и пенсия выплачивалась за счет бюджета страны.

В конце советской эпохи экономика и система государственного управления оказалась в глубоком кризисе. В этой связи государство дистанцировалось от исполнения своих обязательств в новых условиях. На этом фоне в 1990 году был создан Пенсионный фонд России, который хоть и оставался государственной организацией, однако обладал определенной степенью самостоятельности, а денежные средства, находящиеся в распоряжении ПФР, не входили в состав бюджета какого-либо уровня.

На протяжении последнего десятилетия XX века ПФР испытывал значительные трудности с наполняемостью, однако, по мере улучшения экономической обстановки в стране, пенсионная система стабилизировалась, хотя и активно реформируется, в том числе и в современный период.

Функции пенсионного фонда сегодня

Основной целью ПФР, ради чего и было принято решение о создании фонда, является управление денежными средствами, за счет которых происходит обеспечение пенсионной системы в стране. Это выражается в аккумулировании денежной массы, поступающей в фонд за счет, преимущественно, страховых взносов, и в выплате пенсий гражданам, имеющим на нее право. С этой задачей ПФР справляется и сегодня.

Кроме этого, к функциям этой организации следует отнести:

  • администрирование системы персонифицированного учета;
  • софинасирование отдельных социальных программ;
  • осуществление контроля поступления страховых взносов и надзор за исполнением страхователями их обязанностей по ОПС;
  • выдача сертификатов маткапитала и контроль расходования его средств.

Схема структуры ПФР

Большой объем задач, возложенный на эту организацию, и внушительный штат сотрудников обуславливает сложную организационную структуру.

Проще всего ее представить в виде следующей схемы:


Главным распорядительным органом фонда выступает правление. Руководителем с 2008 года занимает Дроздов А. В. Именно председатель утверждает бюджет фонда, а также принимает ключевые решения по вопросам, связанным с функционированием пенсионной системы.

В состав правления также входят заместители председателя. Каждый из них специализируется на отдельных направлениях деятельности ПФР.

Неотъемлемой частью структуры пенсионного фонда является ревизионная комиссия. К ее задаче относится внутренний аудит, в том числе проверка обоснованности расходования бюджета организации.

Информационный центр появился в структуре ПФР совсем недавно – в 2015 году. Его деятельность направлена на сопровождение электронных систем в организации.

Об исполнительной дирекции

Возглавляет исполнительную дирекцию один из заместителей председателя правления ПФР. Это основная структура, которая определяет характер текущей деятельности фонда.

Функциями исполнительной дирекции являются:

  • определение бюджета ПФР, анализ его доходной и расходной частей;
  • распределение денежных средств по регионам;
  • осуществление учета и отчетности, предоставляемой правлению;
  • составление прогнозов относительно положения пенсионной системы в целом.

Исполнительная дирекция осуществляет надзорную функцию за деятельностью территориальных органов на местах.

Территориальный аппарат

Территориальные органы Пенсионного фонда имеют иерархическую структуру. В их число входят.

Окружные управления

Всего существует 8 окружных управлений. Их число равняется количеству федеральных округов в стране.Основными их задачами являются:

  • надзор за деятельностью региональных отделений
  • планирование работы органов ПФР;
  • координация деятельности управления на местах;
  • осуществление статистического учета на подведомственной территории;
  • участие в формировании и подготовке бюджета фонда.


Территориальные отделения

Территориальные отделения осуществляют свою деятельность в конкретном регионе, где они ответственны за:

  • администрирование страховых взносов;
  • контроль собираемости взносов;
  • ведение персонифицированного учета;
  • осуществление координации отделов на местах.

Руководства и отделы в города и районах (муниципалитетах)

Именно эти низовые структуры территориального аппарата и осуществляют непосредственную работу с гражданами. В обязанности их сотрудников входит:

  • назначение пенсионных выплат, в т. ч. прием соответствующих документов;
  • прием заявлений на маткапитал, выдача сертификатов;
  • доставка пенсий;
  • ведение персонифицированного учета;
  • администрирование страховых взносов;
  • консультирование по вопросам пенсионного обеспечения;
  • обеспечение софинансирования региональных социальных программ.

Пенсионный фонд Российской Федерации является крайне важной и значимой структурой, деятельность которой затрагивает практически каждого гражданина нашей страны. Для успешной и эффективной работы была разработана эффективная структура, которая, с небольшими изменениями, существует уже практически 30 лет.

Интересное видео

Дополнительную информацию о системе Пенсионного фонда смотрите в видео:

С 1 января 2015 г. вопросы пенсионного обеспечения абсолютного большинства граждан нашей страны будут регулироваться Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Закон № 400-ФЗ), который придет на смену действующему в настоящее время Федеральному закону от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Новый пенсионный закон не только вводит иную пенсионную формулу (это тема для отдельного обстоятельного разговора), но и содержит ряд других важных нововведений. Подробнее об изменениях читайте в комментарии Чиркова С.А., начальника Департамента организации, назначения и выплаты пенсий ПФР, к.ю.н.

  • Изменения в порядке обращения за пенсией
  • Электронное взаимодействие между ПФР и работодателем
  • Порядок подачи документов работодателем для назначения пенсии
  • Подача документов через доверенное лицо
  • Преимущества взаимодействия страхователей и ПФР в части назначения пенсий

Изменения в порядке обращения за пенсией

В Законе № 400-ФЗ сохранено известное всем правило: граждане самостоятельно обращаются с заявлениями об установлении, о выплате и доставке пенсии в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение.

Вместе с тем часть 3 статьи 21 Закона № 400-ФЗ содержит важную новеллу в части порядка обращения за пенсией, а именно устанавливает, что работодатель вправе обращаться за установлением страховой пенсии, выплатой и доставкой страховой пенсии застрахованным лицам, состоящим в трудовых отношениях с ним, с их письменного согласия.

Нельзя не отметить, что данная новелла как раз тот самый случай, когда все новое – это хорошо забытое старое. Напомним, что в не столь уж давние советские времена будущие пенсионеры обращались за оформлением пенсии в администрацию организации по месту последней работы, которая совместно с местным комитетом профсоюза была обязана подготовить документы и представить их в определенный срок в отдел социального обеспечения. Действовали две формы представления администрации и профкома: первая – для представления к назначению пенсии по старости и инвалидности, вторая – для представления к назначению пенсии по случаю потери кормильца [1] . Так что традиции взаимодействия и сотрудничества работодателей и органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, в части оформления пенсий достаточно богаты. Взаимодействие есть и сейчас и для него также имеются все необходимые основания.

Поэтому сегодня хотелось бы рассказать читателям об очень важной совместной работе Пенсионного фонда Российской Федерации (далее – ПФР или Фонд) и работодателей, направленной на улучшение обслуживания граждан при установлении им пенсий.

Электронное взаимодействие между ПФР и работодателем

Фонд – один из крупнейших государственных институтов, к сфере ведения которого относятся, пожалуй, самые социально значимые услуги, в первую очередь, по установлению и выплате пенсий и иных выплат, имеющих пенсионный характер. Исключительная важность пенсионного обеспечения для нетрудоспособных лиц обусловлена тем, что пенсия, как правило, является единственным источником их дохода. Поэтому качественное и эффективное предоставление названных услуг всегда будет являться приоритетной задачей Фонда. От успешного выполнения данной задачи зависит, как бы громко на первый взгляд это не звучало, и социальная стабильность в обществе, и уровень доверия населения нашей страны к власти.

Не секрет, что пенсионное будущее гражданина во многом зависит от действий работодателя. Это, по нашему мнению, касается как исполнения страхователем установленных законодательством обязанностей по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и представлению сведений индивидуального (персонифицированного) учета на застрахованных лиц в территориальные органы ПФР, так и оказания работникам содействия в оформлении пакета документов, необходимых для назначения пенсии.

В этой связи Фондом осуществляется работа по организации электронного взаимодействия территориальных органов ПФР с работодателями по представлению на граждан, состоящих с ними в трудовых отношениях, документов для назначения пенсии.

Данное взаимодействие осуществляется Фондом в рамках проведения так называемой заблаговременной работы – комплекса мер по обеспечению полноты и достоверности сведений о пенсионных правах застрахованных лиц, учтенных в территориальных органах ПФР и необходимых для своевременного и правильного назначения пенсий.

Страхователь может быть надежным партнером ПФР в деле улучшения качества обслуживания граждан при осуществлении пенсионного обеспечения.

В чем состоит суть предлагаемой работы?

Если совсем коротко, то в достижении договоренности территориального органа Фонда со страхователями о представлении ими в электронном виде в органы ПФР документов, необходимых для назначения пенсии работающим у них гражданам, по защищенным каналам связи, для их обработки, правовой оценки и, в конечном счете, формирования макетов электронных выплатных дел соответствующих правомочных лиц.

В Пенсионном фонде России под макетом электронного выплатного дела понимается электронное выплатное дело до принятия территориальным органом ПФР решения об установлении пенсии и (иной) выплаты, в том числе сформированное территориальным органом ПФР в целях организации заблаговременной работы в отношении лиц, выходящих на пенсию.

Здесь сразу возникает вопрос, а по каким каналам связи следует представлять указанные документы, не потребуется ли организация работодателем какого-либо дополнительного источника обмена данными с Фондом? Отвечаем – нет, поскольку уже все создано и в этих целях можно использовать защищенные каналы связи и программные средства, которые эксплуатируются при передаче страхователями в орган ПФР отчетности по уплате страховых взносов и представлению сведений индивидуального (персонифицированного) учета на работающих у них застрахованных лиц (так называемый бесконтактный способ представления отчетности в ПФР).

Напомним, что на основании части 3 статьи 8 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» представлять сведения на 50 и более работающих застрахованных лиц, включая заключивших договоры гражданско-правового характера, нужно в электронной форме. В таком же порядке могут представляться сведения страхователем менее чем на 50 работающих у него граждан. Теперь это общепринятая практика, которая охватывает большинство работодателей.

При таком подходе решаются вопросы, связанные с допуском работодателей в систему электронного документооборота ПФР, обеспечением защиты персональных данных при передаче информации, использованием электронной подписи, признанием равнозначности электронных документов, подписанных в установленном порядке участниками электронного информационного взаимодействия, и документов на бумажном носителе, подписанными собственноручной подписью и заверенным печатью организации.

Порядок подачи документов работодателем для назначения пенсии

Для организации работы по представлению документов для назначения пенсии между органом ПФР и работодателем заключается соответствующее соглашение (это может быть и дополнение к действующему соглашению об обмене электронными документами при представлении сведений индивидуального (персонифицированного) учета и расчетов по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование), а также согласовывается порядок (регламент) рассматриваемого электронного информационного взаимодействия.

Страхователь может представлять не только документы, предъявляемые гражданином при заключении трудового договора и поэтому имеющиеся в распоряжении кадровой службы предприятия (паспорт, страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования, трудовая книжка и др. [1]), но и иные документы, предусмотренные действующим законодательством для назначения того или иного вида пенсии [2], например, свидетельство о рождении ребенка или свидетельство о браке. Вообще, как мы понимаем, это идеальный случай, когда страхователь оказывает максимально возможное содействие своему работнику в подготовке требуемых документов.

Необходимые документы целесообразно представлять в сроки, согласованные с территориальным органом ПФР, но не позднее, чем за девять месяцев до возникновения права на пенсию, в соответствии со списком работников, выходящих на пенсию в ближайшие 12 месяцев, в виде электронных образов документов, подписанных электронной подписью уполномоченного сотрудника страхователя, по телекоммуникационным каналам связи.

Оптимально, когда страхователи формируют электронные образы документов, необходимых для назначения пенсии, на каждое застрахованное лицо в отдельный пакет документов с указанием его инициалов (ФИО) и адреса регистрации. Документы сканируются в расширении 300 точек на дюйм (300 dpi), в цветном изображении. Каждый документ целесообразно сканировать отдельно. На каждое застрахованное лицо к каждому пакету документов прилагается реестр направляемых документов. Каждый документ, содержащийся в пакете документов, подписывается электронной подписью уполномоченного сотрудника страхователя.

Исключительно важно, что работодатель представляет документы только с согласия заинтересованного лица, что обуславливается требованиями нормативных правовых актов по защите персональных данных, а также основано на волевом, сознательном характере пенсионных правоотношений и заявительном принципе обращения за пенсией. Здесь отметим, что Законом № 400-ФЗ в отношении граждан, добровольно отложивших выход на пенсию, предусмотрены достаточно серьезные бонусы, направленные на увеличение размера пенсии таких лиц.

Страхователи могут представлять в изложенном порядке и документы, направленные на повышение результативности заблаговременной работы в отношении застрахованных лиц, выходящих на пенсию, к примеру, списки работников – будущих пенсионеров, а также перечни рабочих мест, профессий, должностей, занятость в которых дает гражданам право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Обратим внимание, что документы, направленные работодателем в территориальный орган ПФР в изложенном порядке, подлежат обязательной обработке и регистрации. Специалисты территориальных органов ПФР, ответственные за проведение заблаговременной работы, при получении электронных документов формируют расписку о получении, подписывают ее электронной подписью и направляют страхователю по каналам связи. О недостающих документах страхователю направляется уведомление.

Подача документов через доверенное лицо

Допустим, между территориальным органом ПФР и работодателем заключено соглашение о представлении в электронном виде документов для назначения пенсии. В этом случае, на наш взгляд, логично организовать работу таким образом, чтобы при наступлении срока, определенного для обращения за пенсией, заявление и требуемые документы также мог подать в территориальный орган Фонда уполномоченный сотрудник страхователя, то есть обеспечить обращение за пенсией уже фактически известных Фонду граждан через доверенное лицо (на основании доверенности застрахованного лица на представление его интересов в территориальном органе ПФР). На этом вопросе остановимся чуть подробнее.

Согласно пункту 7 Правил обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Минтруда России и ПФР от 27 февраля 2002 г. № 17/19пб, граждане могут обращаться за пенсией в любое время после возникновения права на нее, без ограничения каким-либо сроком, путем подачи соответствующего заявления непосредственно либо через представителя.

Изложенное положение еще раз повторяется и конкретизируется в Административном регламенте предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по приему и регистрации заявлений граждан об установлении им пенсий в соответствии с федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утвержденном приказом Минздравсоцразвития России от 12 декабря 2011 г. № 1521н. На основании пункта 4 указанного нормативного правового акта гражданин может воспользоваться государственной услугой через законного представителя (родителей, усыновителей, опекунов и попечителей) и представителя организаций, в которые помещены под надзор недееспособные или не полностью дееспособные граждане, в том числе организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также через доверенных лиц (лица, которые на основании доверенности уполномочены гражданином обращаться в территориальный орган ПФР за предоставлением государственной услуги).

Исходя из понятия доверенности, закрепленного в статье 185 Гражданского кодекса Российской Федерации, доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами.

Важно, что истребование нотариальной формы доверенности, выдаваемой одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами, допускается в случаях, установленных законом. При этом действующим законодательством Российской Федерации необходимость представления нотариально удостоверенной доверенности при подаче заявления о назначении пенсии представителем гражданина не предусмотрена.

Тем самым гражданин вправе выдать доверенность на представление его интересов в территориальном органе ПФР при подаче заявления о назначении пенсии другому физическому лицу. В доверенности должны быть оформлены все полномочия на совершение действий по представлению заявления о назначении пенсии и прилагаемых к нему необходимых документов. В частности, указываются паспортные данные доверителя и доверенного лица, дата совершения доверенности, предоставляемые полномочия, конкретный перечень действий по осуществлению данного поручения, срок действия доверенности. К примеру, доверенное лицо может представлять заявление доверителя о назначении пенсии по старости и его документы, а также получать расписку-уведомление о приеме документов в территориальном органе ПФР и пенсионное удостоверение. Естественно, что доверенным лицом может быть и представитель работодателя. Здесь также обратим внимание, что в соответствии с пунктом 7 указанных выше Правил заявление о назначении пенсии и требуемые документы могут представляться в территориальный орган ПФР не ранее чем за месяц до наступления пенсионного возраста.

Преимущества взаимодействия страхователей и ПФР в части назначения пенсий

Плюсы рассматриваемого взаимодействия с точки зрения интересов граждан и назначения им пенсий в кратчайшие сроки очевидны. Предпосылки к организации электронного сотрудничества также имеются. К ним можно отнести наличие и успешную эксплуатацию защищенного электронного документооборота ПФР, участниками которого является большинство страхователей, а также правовую и техническую возможность ведения пенсионных (выплатных) дел в электронной форме.

Конечно, можно сказать, что, в отличие от советского времени, у работодателя такой обязанности не существует, а в Законе № 400-ФЗ говорится только о его праве обратиться за пенсией собственных сотрудников, и поэтому усердствовать в части организации электронного взаимодействия с Фондом не надо. Вместе с тем полагаем, что организация электронного взаимодействия по представлению документов для назначения пенсий положительно скажется на имидже любой компании, выгодно обратит внимание на ее социальную ответственность. Кроме того, следует помнить, что работодатель вынужден отпускать, часто в рабочее время, своих сотрудников, приближающихся к пенсионному возрасту, для сбора и подачи документов на пенсию, в связи с чем несет издержки.

Надо отметить, что имеющийся опыт показывает, что многие страхователи, сознавая важность предлагаемого взаимодействия для своих работников, охотно участвуют в этом проекте. По состоянию на 1 сентября 2014 г. количество страхователей, с которыми достигнута договоренность о рассмотренном электронном взаимодействии, превысило 240 тысяч.

В ряде субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти, заинтересованные в высоком качестве предоставления государственных услуг на их территории, поддерживают такие инициативы не только морально, но и путем принятия нормативных актов.

Так, на Белгородчине принято распоряжение Правительства Белгородской области от 21 января 2013 г. № 27-рп «О дополнительных мерах по взаимодействию территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации по Белгородской области со страхователями», согласно которому организациям всех форм собственности рекомендовано обеспечить направление в территориальные органы ПФР сканированных образов документов застрахованных лиц за 12 месяцев до даты наступления права на пенсию и заключить соответствующие дополнения к соглашениям об обмене электронными документами в системе электронного документооборота ПФР по телекоммуникационным каналам связи.

В Татарстане действует постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 20 мая 2013 г. № 330 «Об организации подготовительной работы по назначению пенсий в электронной форме». Данным постановлением утвержден Регламент информационного взаимодействия по подготовке электронных образов документов для назначения пенсий. При этом исполнительным органам государственной власти Республики Татарстан и подведомственным им организациям предписано обеспечить представление в территориальные органы Отделения ПФР по Республике Татарстан электронных образов документов работающих граждан за один год до возникновения права на пенсию, а руководителям иных предприятий, организаций и учреждений всех форм собственности предложено организовать данную работу.

На федеральном уровне Пенсионный фонд России договаривается об электронном взаимодействии с крупными страхователями, имеющими развитую региональную сеть своих представительств. Например, в субъекты Российской Федерации направлено совместное письмо ПФР и ОАО «РЖД» от 21 августа 2013 г. с рекомендациями провести рабочие встречи представителей служб управления персоналом ОАО «РЖД» и территориальных органов ПФР и, по мере готовности, организовать информационное взаимодействие с учетом положений согласованного сторонами Примерного порядка организации электронного информационного взаимодействия территориальных органов ПФР с подразделениями ОАО «РЖД» по представлению документов, необходимых для назначения пенсии. Аналогичный документ действует в отношениях между ПФР и ОАО «Газпромбанк».

В заключение выразим надежду, особенно принимая во внимание часть 3 статьи 21 Закона № 400-ФЗ, закрепившую право работодателя обращаться за пенсией лицам, состоящих с ним в трудовых отношениях, что к рассмотренной в настоящей статье системе электронного информационного взаимодействия будет присоединяться все больше и больше страхователей. Пенсионный фонд России полностью открыт для работы на данном направлении и приглашает к взаимовыгодному сотрудничеству всех социально ответственных и неравнодушных работодателей.

Читайте также: