Пенсии творческим работникам украине


Такой неприглядный сценарий был заложен еще в 2017 году в рамках пенсионной реформы, предполагавшей повышение пенсионного возраста и трудового стажа, необходимого для выхода на заслуженный отдых.

В постановлении правительства Украины № 1098 говорится, что в 60 лет в 2020 году выйти на пенсию могут те, кто имеет не менее 27 лет стажа. Если есть от 17 до 27 лет стажа, придется работать до 63 лет, а от 15 до 17 лет — 65 лет.

Плюс 75 тысяч нищих и более


Однако в постановлении правительства и эта норма была прописана как временная мера, действующая до 1 января 2021 года. Следовательно, более 75 тысяч украинцев, получавших социальную пенсию в текущем году, лишатся и этого мизерного источника средств к существованию. Многие из них, стоит отметить, ранее усердно работали, но либо без официального оформления, либо за границей, так как вследствие деиндустриализации и закрытия предприятий нормальной официальной работы на родине найти не могли.

И количество таких людей будет нарастать с каждым годом, как снежный ком. Если сейчас на пенсию выходят люди еще советского поколения, у которых был какой-нибудь стаж до 1990-х годов, то следующее поколение не имеет, как правило, и его.

Как говорит руководитель Экономического дискуссионного клуба Олег Пендзин, сейчас из 22 миллионов трудоспособного населения Украины Единый социальный взнос (ЕСВ), то есть отчисления в Пенсионный фонд, платят лишь 11 миллионов. Остальные же трудоустроены либо неофициально, либо за пределами Украины. И большую часть из них ожидает такая же судьба, особенно учитывая, что требуемый трудовой стаж будет повышаться. К 2028-му году он должен составлять уже 35 лет.

Как прогнозирует Пендзин, в такой ситуации люди, чтобы выжить, будут вынуждены жить под мостами и побираться на свалках — если нет родственников, которые смогут кормить.

Коллапс государственного Пенсионного фонда

Возможно, более светлое будущее ожидает тех украинцев, которые все-таки нашли официальную работу на родине и смогут к 2028 году накопить 35 лет стажа? Однако и здесь, увы, все не так радужно. На данный момент дефицит в Пенсионном фонде составляет более 200 миллиардов гривен. «Дыру» в фонде закрывают из госбюджета, у которого в приоритете стоят выплаты международным кредиторам.


Его слова можно считать своеобразным «ободряющим» посылом тем украинцам, кто все-таки работает официально в надежде заработать себе 35-летний стаж в будущем.

В то же время заместитель Федерации профсоюзов Украины Александр Шубин считает премьер-министра большим оптимистом относительно сроков, так как, по его подсчетам, уже через пять лет Украина не сможет платить пенсии. Такой печальный сценарий является не только следствием демографии, но и естественным результатом майдана, шестую годовщину которого как раз отмечают в эти дни.

Пресловутый «безвиз» наряду с массовым закрытием предприятий отправил за пределы страны миллионы трудоспособных украинцев. И теперь около 8 миллионов граждан Украины работают, а их работодатели делают отчисления в Пенсионный фонд, но не Украины, а Польши или Италии.

Однако, даже если Украина вообще не сможет платить пенсии, это не будет означать отмену пенсионных отчислений ныне работающих украинцев. Это означало бы увольнение тысяч чиновников, которые «без пропитания не могут», а Государственный пенсионный фонд, в принципе, может работать и сугубо на себя. Поэтому он в любом случае останется, как и обязательные отчисления в него.

Частные пенсионные фонды с признаками аферы

В качестве дополнительной альтернативы ныне действующей пенсионной системе в Кабмине продвигают концепцию накопительной трехуровневой пенсионной системы. Соответствующий законопроект, по словам депутата от «Евросолидарности» Алексея Гончаренко, на днях согласовал Кабмин. Правительство предлагает Верховной Раде ввести три профессиональных пенсионных программы для молодых работников, которым сейчас менее 35 лет:

1. Право на получение пенсионных выплат после 50 лет при наличии страхового стажа от 25 лет — работодателям придется дополнительно к 22% ЕСВ платить еще 15%;

2. Право на получение пенсии после 55 лет и наличия страхового стажа от 30 лет — 7% отчислений дополнительно к ЕСВ для работодателей;

3. Возможность вступить в негосударственный пенсионный фонд с получением пенсионных выплат по достижении 55 лет. При этом дополнительные отчисления, помимо ЕСВ, — от 3% по согласованию с работниками.

Таким образом, согласно плану, на Украине должна будет заработать трехуровневая пенсионная система (для тех, кто младше 35 лет):

1-й уровень — государственная солидарная система (действует и сейчас);

2-й уровень — государственная накопительная система (попытаются запустить);

3-й уровень — частные пенсионные фонды (уже существуют на Украине, но не пользуются особой популярностью из-за недоверия граждан).


Резко критикует Украину за пассивность в этом вопросе и USAID.

«После 14 лет существования системы негосударственного пенсионного обеспечения в Украине (3-й уровень) оказалось, что это неудачный эксперимент. Неудачный с точки зрения охвата физических лиц, общей суммы накопленных активов, расходов и реальных показателей деятельности, а также, самое главное, результатов», — резюмировали в USAID в апреле этого года.

Возможно, запугивание граждан вероятной отменой государственных пенсий вызвано и этим фактором. Народный депутат из фракции «Слуга народа» Галина Янченко в эфире «Украины 24» недавно говорила, что нынешние 30-летние украинцы могут даже не надеяться, что после достижения пенсионного возраста будут получать пенсии, поэтому им пора задуматься о накопительной системе.

«Мне 32 года, и я думаю, что моему поколению пенсия, на которую можно выжить, уже не светит», — заявила депутат, призвав аудиторию взглянуть на пенсионеров стран Западной Европы, которые живут хорошо, и всё благодаря накопительной пенсионной системе.

В данном контексте можно вспомнить, что картинки со счастливыми немецкими пенсионерами распространялись еще шесть лет назад на майдане, который через год почти в три раза сократил реальные пенсии за счет девальвации.

По сути, частные пенсионные фонды — это частные банки, предлагающие долгосрочные вклады с выплатой через 20-30 лет. И то, что граждане Украины не спешат нести в них свои сбережения, вызвано осознанием нестабильности политической и экономической ситуации в стране.

Многие к тому же регулярно видят пикеты обманутых вкладчиков и подозревают очередную аферу и в системе частных пенсионных фондов. Все-таки украинские банкиры-аферисты нередко успевают ограбить вкладчиков и за год-два существования банка, что уж говорить о периоде в 20-30 лет, когда истечет даже срок давности. Достаточно представить себе такого вкладчика, который вложил бы свои средства в частный пенсионный фонд в 1996 году, когда средняя зарплата была 126 гривен, в надежде получить в 2020-м «огромную пенсию» в 150 гривен с учетом процентов и той малой вероятности, что эта контора до сих пор бы сохранилась.


«Должны быть инструменты для инвестиций. У нас в стране их нет. У нас фондового рынка как такого нет. Единственное, куда можно вкладывать деньги сегодня, — это, наверное, ОВГЗ», — говорит Александр Паращий, аналитик инвестиционной компании Concorde Capital, рассказывая о приоритетных инвестициях украинских частных пенсионных фондов.

На Украине уже есть свежие прецеденты обмана вкладчиков таких фондов. В 2007 году Нацбанк Украины сформировал для своих сотрудников отдельный пенсионный фонд, в который они переводили 3% своих зарплат, чтобы получить дополнительную пенсию со временем. Эти средства НБУ вкладывал в «прибыльные предприятия». В итоге вложенные средства испарились вскоре после победы Евромайдана — в 2015 году.

Пропало в общей сложности около миллиарда гривен. И пропали они потому, что экономические «гении» государственного Нацбанка вкладывали эти средства исключительно в убыточные предприятия (как правило, неликвидные частные банки). В целом же в этой схеме просматриваются все признаки аферы, в результате которой пострадали около 13 тысяч рядовых сотрудников НБУ.

Накопительная система и частные пенсионные фонды, возможно, актуальны в стабильных странах с низким уровнем коррупции, не испытывавших экономических и политических потрясений десятилетиями, но не в Афганистане, Ливии, Украине или Молдавии. В условиях этих стран любые финансовые обязательства с отсрочкой в 20-30 лет напоминают сказку о том, как Ходжа Насреддин взял у шаха деньги, обязуясь через 20 лет научить осла говорить по-человечески.

«Всё равно за эти 20 лет либо шах умрет, либо осел, либо я», — решил Насреддин, подсказав тем самым принцип действий и для многих аферистов из частных пенсионных фондов в нестабильных коррумпированных странах.

Согласно ст. 16 Закона № 540 при начислении пенсии журналисту государственного или коммунального средства массовой информации применяются нормы, методика и порядок начисления пенсии госслужащему.

Определяя круг лиц, имеющих право на получение пенсии в соответствии с указанной статьей, необходимо исходить из того, что такое право возникает только у журналистов государственного или коммунального средства массовой информации.

То есть при рассмотрении вопроса о праве журналиста на назначение такой пенсии прежде всего необходимо выяснить, относится ли средство массовой информации к государственному либо коммунальному.

К государственным средствам массовой информации относятся:

  • государственная теле- и радиовещательная организация;
  • государственное информационное агентство;
  • печатное средство массовой информации.

Под государственным печатным средством массовой информации понимают средство массовой информации, учредителем (соучредителем) которого является орган государственной власти, а издание осуществляется на базе или при участии государственной собственности и соответствующего финансирования из Госбюджета Украины или бюджета АР Крым, и уставом (программными целями) редакции которого предусматривается, в частности, информирование граждан о деятельности этого органа и вышестоящих органов государственной власти.

В свидетельстве о государственной регистрации средства массовой информации указывают учредителя (соучредителей) такого средства.

Определяющим для установления статуса средства массовой информации (его принадлежности к государственным средствам массовой информации) при назначении (пересчете) пенсий журналистам является выяснение вопроса, кто является или был учредителем (соучредителем) средства массовой информации. Если учредителем (соучредителем) средства массовой информации является (был — для определения стажа работы) орган государственной власти, средство массовой информации следует считать государственным.

В соответствии со ст. 1 Закона № 540 коммунальное средство массовой информации — это аудиовизуальное или печатное средство массовой информации, созданное органом местного самоуправления или органом местного самоуправления совместно с местной государственной администрацией как учредителем (соучредителем) на базе или при участии коммунальной собственности и соответствующего финансирования из местного бюджета, уставом (программными целями, программной концепцией) редакции (юридического лица) которого предусматривается, в частности, информирование граждан о деятельности этого органа и вышестоящих органов государственной власти.

Для установления статуса коммунального средства массовой информации необходимо определить, является ли учредителем средства орган местного самоуправления. Если учредителем средства массовой информации выступают другие органы местного самоуправления, оно не считается коммунальным.

Кроме органов местного самоуправления, учреждать коммунальное средство массовой информации могут также местные государственные администрации. В этих случаях средство массовой информации будет считаться коммунальным только если его учреждение осуществляется совместно с органами местного самоуправления. В постановлении № 377 указано, что если учредителя (соучредителя) средства массовой информации невозможно определить по записям в трудовой книжке или печати, заверяющей эти записи, основанием для его определения является справка органов исполнительной власти и телерадиокомпаний.

Следует обратить внимание на то, что если коммунальное средство массовой информации временно не финансируется (частично финансируется) из местного бюджета, такое средство массовой информации не утрачивает статус, ведь финансирование может возобновиться в любое время, а главным признаком коммунального средства массовой информации является обязательное наличие в качестве учредителя (соучредителя) органа местного самоуправления.

Кроме того, при назначении пенсий журналистам коммунальных средств массовой информации законодательство не требует представления документов, подтверждающих их финансирование, — во внимание принимаются только необходимый стаж работы в государственных (коммунальных) средствах массовой информации, подтвержденный записями в трудовой книжке, и действующий должностной оклад, указанный в справке о заработной плате, которая выдается по последнему месту работы.

Лицам, выходящим на пенсию с должностей, предусмотренных Перечнем № 377, при наличии необходимого стажа работы будет назначена пенсия, предусмотренная частью второй ст. 16 Закона № 540.

Следовательно, отсутствие финансирования коммунального средства массовой информации из местного бюджета в определенный период не может быть основанием для отказа в учете времени работы журналистов во время такого периода в стаже, дающем право на назначение указанной пенсии.

Назначение пенсии

Поскольку ст. 16 Закона № 540 определено, что при начислении пенсий журналистам применяются методика и порядок начисления пенсий госслужащим, то начисление пенсий осуществляется согласно нормам ст. 37 Закона о госслужбе.

На получение журналистской пенсии имеют право мужчины, достигшие возраста 62 года, и женщины, достигшие пенсионного возраста, установленного ст. 26 Закона о пенсионном страховании, при наличии страхового стажа для мужчин — 35 лет, для женщин — 30 лет, в том числе стажа на журналистских должностях не менее 10 лет, и которые на момент достижения указанного возраста работали на журналистских должностях.

До достижения возраста 62 года право на пенсию по возрасту имеют госслужащие — мужчины 1955 года рождения и старше по достижении ими:

  • 60 лет — если родились до 31.12.52 г.;
  • 60 лет 6 месяцев — если родились с 01.01.53 г. до 31.12.53 г.;
  • 61 года — если родились с 01.01.54 г. до 31.12.54 г.;
  • 61 года 6 месяцев — если родились с 01.01.55 г. до 31.12.55 г.

Документами для определения стажа работы журналиста являются трудовая книжка и другие документы, подтверждающие в соответствии с законодательством стаж работы.

Пенсия журналистам назначается в размере 80% суммы их заработной платы, с которой был уплачен единый взнос на общеобязательное государственное социальное страхование, а до 01.01.2011 г. — страховые взносы на общеобязательное государственное пенсионное страхование.

В заработок, из которого исчисляется размер пенсии журналистам государственных и коммунальных средств массовой информации, включаются должностной оклад, ежемесячные надбавки за выслугу лет, за интенсивность работы, за высокие творческие достижения, за почетное звание «заслуженный», а также премия, доплата за научную степень кандидата или доктора наук с соответствующей специальности в установленных размерах.

Заработок для назначения пенсии журналистам определяется в порядке, установленном абзацем первым п. 1 постановления № 865, то есть должностной оклад и надбавка за выслугу лет учитываются в размерах, установленных на момент назначения пенсии. Другие выплаты, включаемые в заработок для исчисления пенсии, — надбавки, премии, доплата за научную степень, определяются (по выбору того, кто обратился за пенсией) за последние 24 календарных месяца работы, дающей право на такой вид пенсии, или за любые 60 календарных месяцев такой работы подряд перед обращением за пенсией независимо от наличия перерывов в течение этого периода на данной работе. Среднемесячная сумма указанных выплат за 24 или 60 календарных месяцев определяется путем деления общей суммы этих выплат за 24 календарных месяца работы подряд перед обращением за пенсией или за 60 календарных месяцев работы подряд соответственно на 24 или на 60.

Перерасчет и порядок выплаты пенсии

При осуществлении перерасчета пенсий журналистам государственного средства массовой информации применяются нормы, методика и порядок перерасчета пенсий, установленные для госслужащих. То есть при перерасчете пенсий журналистам государственных средств массовой информации необходимо руководствоваться ст. 37 1 Закона о госслужбе.

Следует отметить, что пенсия, назначенная журналистам государственных и коммунальных средств массовой информации в соответствии со ст. 37 Закона о госслужбе в период работы на должностях, дающих право на назначение пенсии в порядке и на условиях, предусмотренных этим Законом, выплачивается в размере, исчисленном в соответствии с Законом о пенсионном страховании, а после увольнения с таких должностей — в размере, исчисленном согласно Закону о госслужбе.

Однако такой порядок выплаты пенсий не распространяется на пенсионеров, которым журналистская пенсия назначена до 01.10.2011 г. и которые на указанную дату работали на журналистских должностях, должностях госслужащих.

Кроме того, максимальный размер пенсии (с учетом надбавок, повышений, дополнительной пенсии, целевой денежной помощи, пенсии за особые заслуги перед Украиной, индексации и других доплат к пенсии, установленных законодательством, кроме доплаты к надбавкам отдельным категориям лиц, имеющим особые заслуги перед Родиной) не может превышать десяти прожиточных минимумов, установленных для лиц, утративших трудоспособность (с 01.01.2013 г. — 8940 грн.).

Рассмотрим ответы на чаще всего поступающие вопросы о назначении пенсий журналистам.

Назначение пенсии при условии увольнения с должности

Мужчина, работающий на должности журналиста, признан инвалидом ІІ группы. Стаж его работы на журналистских должностях в государственных средствах массовой информации составляет 15 лет. Имеет ли он право на назначение журналистской пенсии и нужно ли для назначения такой пенсии увольняться с должности журналиста?

Согласно ст. 16 Закона № 540 при начислении пенсии журналисту государственного или коммунального средства массовой информации применяются нормы, методика и порядок начисления пенсии госслужащему.

Статьей 37 Закона о госслужбе предусмотрено, что пенсия по инвалидности в размере 80% суммы заработной платы назначается при наличии страхового стажа, установленного для назначения пенсии по инвалидности в соответствии с Законом о пенсионном страховании, лицам, признанным инвалидами І или ІІ группы в период нахождения на государственной службе (журналистской должности), которые имеют стаж государственной службы (журналистский стаж) не меньше 10 лет.

Пенсия по инвалидности в соответствии с Законом о госслужбе назначается независимо от причины инвалидности при условии прекращения государственной службы.

Если указанные лица возвращаются на государственную службу, выплата пенсии по инвалидности прекращается на период до увольнения с работы или достижения ими предельного возраста нахождения на государственной службе.

Следовательно, мужчина будет иметь право на назначение журналистской пенсии в случае увольнения с должности журналиста. При этом если он решит продолжать работать, то будет иметь право на назначение пенсии по инвалидности согласно нормам Закона о пенсионном страховании.

Размер пенсии, назначенной до 01.10.2011 ?г.

С марта 2011 г. мужчина получает пенсию, назначенную в соответствии с Законом № 540. После назначения пенсии продолжал работать на должности журналиста до 18.01.2012 г. С апреля 2013 г. снова устроился на работу журналистом. Будет ли он иметь право после трудоустройства на получение пенсии в размере, определенном Законом о госслужбе?

Законом № 3668, вступившим в силу 01.10.2011 г., внесены изменения, в частности в Закон о госслужбе, согласно которым пенсия госслужащим (журналистам государственных и коммунальных средств массовой информации), назначенная в соответствии со ст. 37 Закона о госслужбе в период работы на должностях, которые дают право на назначение пенсии в порядке и на условиях, предусмотренных этим Законом, в том числе на журналистских должностях, выплачивается в размере, исчисленном согласно Закону о пенсионном страховании, а после увольнения с таких должностей — в размере, исчисленном в соответствии с Законом о госслужбе.

Однако указанный порядок выплаты пенсии работающим пенсионерам не распространяется на пенсионеров, которым назначена пенсия и которые устроились на работу до 01.10.2011 г.

Учитывая то, что журналистская пенсия мужчине назначена до 01.10.2011 г. и на указанную дату он работал на журналистской должности, выплата пенсии будет осуществляться в размере, определенном Законом о госслужбе.

Назначение пенсии журналисту — участнику ликвидации последствий аварии на ЧАЭС

Мужчина как участник ликвидации последствий аварии на ЧАЭС категории 2 имеет право на назначение пенсии со снижением пенсионного возраста на 10 лет. Кроме того, он более 10 лет работает журналистом в государственном средстве массовой информации. Будет ли он иметь право на назначение пенсии в соответствии с Законом № 504 по достижении 50-летнего возраста?

Статьей 55 Закона № 796 предусмотрено, что участники ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, отработавшие в зоне отчуждения с момента аварии до 01.07.86 г. независимо от количества рабочих дней, а с 01.07.86 г. по 31.12.86 г. — не менее пяти календарных дней, имеют право на снижение пенсионного возраста на 10 лет.

Согласно ст. 16 Закона № 540 при начислении пенсии журналисту государственного или коммунального средства массовой информации применяются методика и порядок начисления пенсии госслужащему.

Следовательно, на получение журналистской пенсии имеют право мужчины, достигшие возраста 62 года при наличии страхового стажа 35 лет, в том числе стажа на журналистских должностях не менее 10 лет, и которые на момент достижения указанного возраста работали на журналистских должностях.

То есть по достижении 50-летнего возраста при условии предоставления документов, подтверждающих участие в ликвидационных работах, и при наличии перерегистрированного удостоверения участника ликвидации последствий аварии на ЧАЭС категории 2 мужчине будет назначена пенсия в соответствии с Законом о пенсионном страховании.

При условии соблюдения требований, предусмотренных ст. 37 Закона о госслужбе, а именно: наличие страхового стажа 35 лет, в том числе стажа на должностях журналиста 10 лет и работы на журналистских должностях на момент достижения возраста 62 года, мужчине будет назначена журналистская пенсия.

Назначение пенсии при условии работы на должности журналиста

С 04.02.2013 г. мужчина, достигший 60 лет, получает пенсию по возрасту, назначенную в соответствии с Законом о пенсионном страховании. Однако в период с 1988 г. до 2009 г., то есть более 20 лет работал на журналистских должностях в государственных средствах массовой информации. Имеет ли он право на назначение пенсии согласно Закону № 540?

При начислении пенсии журналисту государственного или коммунального средства массовой информации применяются нормы и методика начисления пенсии госслужащему.

Согласно ст. 37 Закона о госслужбе на получение пенсии госслужащих имеют право мужчины, достигшие возраста 62 года при наличии страхового стажа 35 лет, в том числе стажа государственной службы не менее 10 лет, и которые на момент достижения указанного возраста работали на должностях госслужащих, а также лица, имеющие не менее 20 лет стажа работы на должностях, отнесенных к категориям должностей госслужащих, независимо от места работы на момент достижения указанного возраста.

При этом мужчины, родившиеся в период с 01.01.53 г. до 31.12.53 г., имеют право на назначение, в частности, журналистской пенсии по достижении возраста 60 лет 6 месяцев.

Кроме того, в 20-летний стаж работы на должностях, отнесенных к категориям должностей госслужащих, дающей право на назначение пенсии в соответствии со ст. 37 Закона о госслужбе независимо от места работы на момент достижения пенсионного возраста, зачисляется работа на должностях, определенных ст. 25 этого Закона.

Поскольку время работы на журналистских должностях приравнивается к стажу государственной службы и соответственно не предусмотрено ст. 25 Закона о госслужбе, права на назначение журналистской пенсии мужчина не будет иметь.

Однако если на момент достижения возраста 60 лет 6 месяцев (03.08.2013 г.) мужчина будет работать на журналистской должности, он обретет право на назначение пенсии на условиях, определенных Законом о госслужбе.


Пенсионеров с небольшим трудовым стажем уже со следующего года могут оставить вообще без денег.

На этапе запуска пенсионной реформы в 2017 году были обновлены нормы стажа для выхода на пенсию. Так, чтобы выйти на заслуженный отдых в 60 лет, нужно иметь не менее 27 лет стажа. Если вы можете подтвердить стаж в 17-27 лет, то время выхода на пенсию — в 63 года, если 15-17 лет - в 65 лет.

Но тогда же установили переходной период до 1 января 2021 года. Если стажа не хватало до выхода на заслуженный отдых в 60 лет, назначалась так называемая социальная пенсия. Ее человек получал до достижения 65 лет (если было хотя бы 15 лет стажа) или дольше (если стаж был меньше).

Со следующего года все эти выплаты отменяются.

"Человек, который за всю жизнь не заработал нужного стажа, рискует вообще остаться без денег и жить на улице, без средств к существованию", – говорит руководитель Экономического дискуссионного клуба Олег Пендзин.

В Украине, по состоянию на 2020 год, социальные пенсии получают порядка 75,3 тысячи человек. То есть речь идет о десятках тысяч стариков, которые уже с нового года могут остаться без копейки.

"Но это только вершина айсберга. Многие украинцы сейчас работают без оформления, многие – за заработках за границей. Из 22 млн трудоспособного населения ЕСВ платят только 11 млн, то есть половина. Это значит, что в будущем уже миллионы граждан не будут получать пенсий", – отмечает Пендзин.

В целом же это тревожный звонок о грядущих проблемах с выплатами пенсий. Впервые в истории Украины люди остаются без права на выплаты на старости лет. Весьма многозначительное событие с учетом заявления Шмыгаля о том, что в будущем на пенсии денег не будет.

"Страна" разбиралась, почему в Украине появится армия пенсионеров без пенсий.

Как будут отменять социальную пенсию

В постановлении Кабмина №1098, принятом еще в 2017 году, когда запускалась пенсионная реформа, были изменены нормы страхового стажа для выхода на пенсию, а также прописано, что делать с гражданами, не имеющими нужного стажа.

Для них предусматривалась временная социальная пенсия.

Размеры таких пенсий – разные. Они привязаны к прожиточному минимуму для нетрудоспособных лиц (на сегодня – 1712 гривен в месяц, а с 1 декабря 2020 года будет 1769 гривен).

"Размер выплаты определяется следующим образом: берется средний доход семьи на человека и, если он меньше прожиточного минимума, то оплачивается разница. Скажем, если получается тысяча гривен в месяц, то пенсия - 712 гривен. Если дохода вообще нет, человек получает 1712 гривен. Эту сумму платят до тех пор, пока пенсионер не выйдет на "заработанную пенсию". К примеру, если есть стаж 15 лет, и человек ушел на заслуженный отдых в 60 лет (хотя, согласно нормам по стажу, имеет право выйти на пенсию лишь в 65 лет), ему платят социальную пенсию 5 лет. А при достижении им 65 лет начинают платить ту пенсию, которую человек заработал", – пояснил Пендзин.

Если человек не имеет стажа даже в 15 лет, он продолжает получать социальную пенсию.

При этом есть ограничения. Помощь не выплачивается, если средний доход семьи превышает прожиточный минимум на каждого, человек в течение 12 месяцев до обращения за выплатами приобрел земельный участок, квартиру, дом, авто, строительные материалы или оплатил услуги более чем на 50 тысяч гривен.

Не дают денег также, если пенсионер продолжает работать или по результатам "выборочного обследования" материально-технических условий обнаружилось, что он имеет дополнительные источники дохода, скажем сдает жилье, выращивает и продает скот или сельскохозяйственную продукцию и прочее.

Но это сейчас. С начала 2021 года схема меняется – вы будете получать лишь свою, заработанную и подтвержденную стажем пенсию.

"То есть, если человек с 15 годами стажа выйдет на пенсию в 60 лет, хотя имеет право на выплаты лишь с 65 лет, то пять лет ему ничего не будут платить. И только с 65 лет пойдут начисления", – пояснил Пендзин.

А если нет даже 15 лет стажа, то рассчитывать на пенсию вообще не приходится.

"В теории можно докупить стаж – 22 тысячи гривен за год. Но, во-первых, докупить реально год-два, а не десять. Во-вторых, если у вас есть такие деньги, зачем вообще пенсия", – отмечает Пендзин.

600 гривен в месяц или ничего

По словам заместителя главы Федерации профсоюзов Украины Александра Шубина, проблема заложена даже не в самом постановлении Кабмина №1098 – он прописывает лишь порядок начисления и выплаты временной помощи.

"Проблема – в законе о пенсионном обеспечении. Именно в нем обозначен переходной период до 31 декабря 2020 года. Чтобы решить этот вопрос, нужно либо еще продлевать переходной период, либо переписывать пенсионное законодательство, но на это власти вряд ли пойдут», – говорит Шубин. Он считает, что профсоюзы уже давно пытаются привлечь внимание властей к этой проблеме, и в правительстве обещали продлить переходной период. Но пока этого не сделали. "Мы понимаем, что до даты "Ч" осталось немногим больше месяца. Так что проблема, когда тысячи пенсионеров останутся без средств к существованию, вполне реальна", – отмечает Шубин.

В Минсоцполитики утверждают: люди без денег не останутся. Советник министра Николай Шамбир пояснял: социальные пенсии отменят, но вместо них тем, у кого нет необходимого минимального стажа, станут выплачивать государственную помощь.

Начисления будут проходить не через Пенсионный фонд, а через соцслужбу.

Но сумма такой помощи будет мизерной.

"Тем, кто старше 65 лет, предложат 30% от прожиточного минимума для нетрудоспособных лиц, на сегодня это меньше 600 гривен в месяц. Прожить на такие деньги попросту нереально. Хуже всего придется пенсионерам до 65 лет – им вообще ничего не будут платить", – отмечает Шубин.

Пенсионеры без пенсий

На сегодняшний день социальные пенсии получают больше 75 тысяч украинцев. То есть вообще без средств к существованию могут остаться десятки тысяч граждан.

И с каждым годом проблема будет обостряться.

Во-первых, планируется повышение необходимого для пенсии страхового стажа. Если сейчас это 27 лет, то к 2028 году будет уже 35 лет. Заработать их, даже если всю жизнь честно трудиться, не так просто.

Во-вторых, многие украинцы работают без оформления – на родине или за границей. Следовательно, ЕСВ не отчисляют и стаж им не набегает.

"Из 22 млн трудоспособного населения ЕСВ перечисляют только 11 млн. Что будет с пенсиями остальных 11 млн человек – вопрос открытый", – говорит Пенздин.

"Те, кто сейчас работает неофициально, на пенсии вообще могут не рассчитывать", – полагает Шубин.

По его словам, в такой ситуации люди, чтобы выжить, будут вынуждены работать до последних дней жизни. "Или жить под мостами и побираться на свалках, если нет родственников, которые могут докормить", – добавил Пендзин.

По словам экономиста Алексея Куща, фактически "отменяя" пенсии для части населения, власти преследуют сразу несколько целей.

Во-первых, снять нагрузку с и без того дефицитного Пенсионного фонда. Во-вторых, примирить общество с тотальной фискализацией.

"Уже сейчас власти озвучивают идеи обложить налогом деньги заробитчан и ввести нулевые декларации для всех, чтобы люди заполняли декларации и платили налоги, если их реальные доходы не совпадают с официальными. Но пока все это вызывает резкий негатив среди украинцев. Если пенсии "десоциализируют", и мы увидим стариков, которые попросту окажутся на улице без средств к существованию, государство может вернуть социальные пенсии, и этим аргументировать жесткую фискализацию для всех остальных граждан", – считает Кущ.




После того, как с 1 декабря 2020 выросли размеры прожиточного минимума для различных групп населения в соответствии с Законом Украины "О Государственном бюджете Украины на 2020 год", с 4 декабря Пенсионный фонд начал выплачивать повышенные пенсии за декабрь.

Об этом сообщает пресс-центр Пенсионного фонда Украины.

Таким образом, с 1 декабря размер минимальной в Украине для разных групп населения составляет:

  • для лиц, утративших трудоспособность - 1769,00 грн;
  • на одного человека в расчете на месяц - 2189,00 грн;
  • для трудоспособных лиц - 2270 грн;
  • для детей до 6 лет - 1921 грн;
  • для детей от 6 до 18 лет - 2395 грн.

Отмечается, что прежде всего, вырос размер минимальной пенсии по возрасту для неработающих пенсионеров, которые имеют полный страховой стаж.


Кроме того, будут увеличены минимальные пенсионные выплаты шахтерам, лицам с инвалидностью вследствие войны и участникам боевых действий, лицам с инвалидностью вследствие ликвидации аварии на ЧАЭС, а также надбавки, доплаты, повышения некоторым категориям граждан.


Пересчитан размер надбавки донорам. С 1 декабря он составляет 218,90 грн.


"Пересчет проведется органами Пенсионного фонда Украины автоматически. Выплата перечисленных пенсий начнется с 4 декабря", — отметили в ПФУ.


Таким образом, с 1 декабря минимальная пенсия повысилась до 1769 грн (+57 грн), или на 8% (с 1638 грн до 1769 грн) за год. Но кроме повышения минимальных пенсий, увеличились пенсии и другим категориям пенсионеров.


Больше всего выиграли от повышения пенсий те, у кого они и так были высокими. Например, максимальная выплачиваемая пенсия, составляющая 10 минимальных (сейчас 17 690 грн), выросла сразу на 570 грн.


Увеличились пенсии у некоторых категорий пенсионеров за счет надбавок, начисляемых в процентах от ПМ:

  • инвалиды войны – у них, в зависимости от группы инвалидности, пенсии выросли на 205-370 грн;
  • инвалиды ЧАЭС – на 128-162 грн;
  • участники боевых действий – на 93 грн. Все эти категории получили еще и дополнительные надбавки от 8,5 до 28,5 грн.
  • Шахтерам добавили по 171 грн.

Пенсии почетных доноров (40 и более бесплатных сдач крови не менее 400 г за раз), имеющих надбавку к пенсии 10% от ПМ, причем не для пенсионеров, а для трудоспособных, увеличились на 7 грн.

Пенсионеры с особыми заслугами перед Украиной (орденоносцы, имеющие звание “заслуженный” или “народный”) дополнительно получили от 11,4 до 22,8 грн.

Пенсионерам, получающим трудовые пенсии по возрасту выше, чем новая минимальная (1769 грн), не добавили ничего либо их прибавки оказались незначительными – от 57 копеек до 7-12 грн. Это доплаты за стаж – 1% от минпенсии за каждый дополнительный отработанный год свыше 35 лет для мужчин и свыше 30 лет для женщин. С 1 декабря эта доплата увеличилась на 57 копеек за каждый год. Например, мужчина, у которого 43 года стажа, получит дополнительно к пенсии около 4,5 грн (0,57х8=4,56) грн.

Не изменились пенсии у работающих пенсионеров, госслужащих, научных работников, помощников народных депутатов и тех, кому пенсии были назначены в 2019-20 годах.

Как сообщали Українські Новини, с 1 декабря в Украине повысили размер пенсии. Это связано с ростом прожиточного минимума. Предыдущее повышение было проведено с 1 июля (до 2118 грн), а с 1 декабря прожиточный минимум будет составлять 2189 гривен.

  • Общество, Статьи
  • 2013-08-06
  • 1807 Просмотры
  • 1 комментарий



Читатели газеты сайта часто спрашивают, как правильно посчитать трудовой стаж творческого работника, необходимый для назначения пенсии. Ведь, как известно, большинство писателей, художников и других представителей творческих профессий не работают от звонка до звонка. И получают они не регулярную заработную плату, а гонорары по результатам труда. На их вопрос отвечают специалисты Управления Пенсионного фонда Украины в Приморском районе Одессы.

Учтут членство в творческом союзе

Основное условие для назначения пенсии за выслугу лет – наличие необходимого стажа творческой деятельности. Он зависит от периода, когда был заработан.

За период до 1 января 2004 года в трудовой стаж засчитываются работы, выполненные на основе трудового договора на предприятиях, в организациях и кооперативах любой формы собственности. Подтверждением «пенсионных» лет до 1 января 1992 года является лишь запись в трудовой книжке претендента на пенсию.

В стаж также засчитывается творческая деятельность членов Союза писателей Украины, Союза художников Украины, Союза кинематографистов Украины, Союза театральных деятелей Украины. Творческая деятельность работников, которые не являются членами творческих союзов, но объединены соответствующими профессиональными комитетами, также зачтется им в стаж. До 1 января 1992 года творческий стаж таким членам творческих союзов и профессиональных комитетов засчитывается независимо от того, платили они страховые взносы или нет. Длительность стажа за этот период устанавливают секретариаты названных выше союзов и комитетов, которые выдают творческому работнику соответствующую справку для предоставления в территориальное отделение Пенсионного фонда. Считают творческий стаж со дня опубликования первой работы автора или первого публичного выступления, первого показа на выставке картины и т.д.

Начиная с января 1992 года, члену творческого союза или профессионального комитета одной такой справки – из секретариата творческого союза или профессионального комитета – для подтверждения трудового стажа уже будет недостаточно. Годы творческой деятельности зачтутся при начислении пенсии только в том случае, если он платил взносы в свой творческий союз или в профессиональный комитет, а тот, в свою очередь, производил отчисления в Пенсионный фонд. Следовательно, справка о таких взносах, которые фиксировались в Пенсионном фонде, и станет еще одним документом, необходимым творческому работнику для подтверждения стажа.

Заработок «разобьют» помесячно

С 1 января 2004 года в связи с введением Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» в трудовой стаж творческого работника — и члена творческого союза, и работника организации или предприятия – войдут только те годы, на протяжении которых он ежемесячно платил страховые взносы. Причем их сумма не должна быть меньше минимальной, установленной в стране на момент проведения выплаты. При этом все виды заработка учитываются в месяц их получения, о чем претенденты на пенсию предоставляют соответствующие справки с места работы или из творческого союза.

В соответствии со ст. 41 Закона «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» за период до введения ограничения максимального размера заработной платы (дохода), с которых насчитывались взносы в пенсионный фонд, эти взносы взимались с суммы, не превышающей 5,6 размера средней на тот момент заработной платы по стране.

Однако с 27 января 2005 года в связи с введением ограничения максимального размера заработной платы (дохода), с которой выплачивались взносы на государственное социальное или пенсионное страхование, расчет дохода творческих работников по месяцам был изменен (Закон Украины «О внесении изменений в статью 41 Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании»). В частности, изменения касаются тех, кто получал заработную плату по результатам работы, срок исполнения которой превышал один месяц. Взносы на социальное страхование или выплаты в Пенсионный фонд также взимаются с суммы, не превышающей 5,6 размера средней заработной платы в Украине. Но теперь заработок делится на количество месяцев, на протяжении которых выполнялась работа. Длительность такой работы исполнитель должен подтвердить, предоставив соответствующую справку из творческого союза, профессионального комитета или из организации, где он трудится.

После подсчета стажа проводят расчет пенсий творческим работникам — по правилам, определенным в Законе Украины «Об общеобязательном пенсионном страховании».

Пенсия за выслугу лет — для артистов

Кроме того, в соответствии с Перечнем, утвержденным Постановлением Кабинета Министров № 583 от 12 октября 1992 года, .пенсии за выслугу лет назначаются:

– артистам балета и балета на льду, танцорам профессиональных коллективов, артистам театров мимики и жеста; травести, артистам цирков и концертных организаций, артисткам-вокалисткам (солисткам), солистам театров оперы и балета, музыкальных и музыкально- драматических театров, концертных организаций, телевидения и радиовещания, оперных студий высших учебных заведений искусств – при творческом стаже не менее 20 лет;

– артистам-вокалистам (солистам) театров оперы и балета, музыкальных и музыкально-драматических театров, концертных организаций, телевидения и радиовещания, оперных студий вузов, артистам-исполнителям трюковых номеров; артистам профессиональных хоров, исполняющим сольные партии; артистам, которые играют на духовых инструментах в профессиональных художественных коллективах; кукловодам; артистам театров юного зрителя, жонглерам и артистам оригинального жанра, артистам драмы, артистам оркестра, играющим на духовых инструментах – при творческом стаже не менее 25 лет;

– артистам хора театров оперы и балета и профессиональных художественных коллективов, другим творческим работникам театров оперы и балета, музыкальных театров, артистам оркестра, артистам хора и мимического ансамбля, концертмейстерам-пианистам, артистам вокально-драматической части – при творческом стаже не менее 30 лет.

На заметку

Кого ждет «приз» в размере десяти пенсий?

С 1 октября 2011 года творческим работникам, которые на момент достижения пенсионного возраста работали в государственных или коммунальных организациях, при назначении пенсии по возрасту выплачивается денежная помощь. Ее размер составляет 10 месячных пенсий творческого работника на момент выплаты помощи. Следует учесть, что помощь выдают, если творческий работник до этого не получал никакой пенсии и при этом спецстаж у мужчин составляет не менее 35 лет, а у женщин – 30 лет.

Читайте также: