Пенсия в россии стаж в киргизии

Краткое содержание:


Зачастую у граждан, прибывших из стран бывшего СНГ, возникают проблемы при назначении пенсии.

Какие могут быть проблемы?

Одна из самых распространённых проблем у таких граждан – это отказ Управления ПФ РФ включить в страховой стаж периоды работы после 2002 года из-за отсутствия информации об уплаченных страховых взносах.

Кроме того, могут возникнуть проблемы и с периодами работы, имевшими место с 1992-го по 2002 год. За указанные периоды Управление ПФ РФ направляет в страну бывшего СНГ, где работал будущий пенсионер, запросы о предоставлении информации о подтверждении периодов работы лица: подтверждающие справки, сведения о заработной плате и т.д.

В случае если ответы на данные запросы не поступают в Пенсионный фонд, указанные периоды не засчитываются в страховой и общий стаж лица.

Какие могут быть варианты решения в сложившейся ситуации и как «отстоять» свой трудовой стаж?

Существует соглашение "О гарантиях прав граждан государств – участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" (далее – Соглашение)

от 13 марта 1992 года.

В соответствии с п. 2 ст. 6 Соглашения для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств – участников Соглашения засчитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.

Согласно ст. 10 Соглашения, государства – участники Содружества берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера.

Для начала разберемся с периодами работы с 1992-го до 2002 года, т.е. периодами работы, имевшими место после вступления в силу Соглашения от 13 марта 1992 г. и до вступления в силу ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" № 178 от 17.12.2001 г.

В соответствии с действующим законодательством РФ (ТК РФ, ст. 66, Положение о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий в РСФСР (утверждено приказом Министерства социального обеспечения от 04.10.1991 г. № 190, п. 1.1, п. 41.1) основным документом, подтверждающим трудовую деятельность гражданина, является трудовая книжка.

Если трудовая книжка лица, претендующего на получение пенсии на территории РФ, не содержит изменений и неточностей в указании сведений о работе, записи о спорных периодах работы внесены работодателем на основании соответствующих приказов, заверены печатями предприятия, оттиски печатей хорошо читаются, в таком случае каких-либо проблем с включением данных периодов работы не возникнет.

Однако следует отметить, что Пенсионный фонд все равно в соответствии с положениями Соглашения обязан послать запрос в бывшую союзную республику на документы, подтверждающие трудовой и страховой стаж гражданина.

В случае если ответы в отношении этих периодов не поступят, на основании одной трудовой книжки Пенсионный фонд спорные периоды не включит.

В таком случае гражданину необходимо будет обратиться в суд с исковым заявлением о включении спорных периодов работы в общий трудовой и страховой стаж. В случае если в трудовой книжке все записи сделаны грамотно и в соответствии со всеми правилами ведения трудовой книжки, как это было указано выше, трудностей у будущего пенсионера в подтверждении стажа не возникнет.

Как же быть с периодами работы после 2002 года?

В соответствии с распоряжением Правления ПФ РФ от 22.06.2004 г. № 99 р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств – республик бывшего СССР", периоды работы по найму после 1 января 2002 года могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.

Указанные периоды работы на территории государства – участника Соглашения от 13 марта 1992 г. подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.

Такие справки в соответствии с п. 10 указанного Соглашения обязаны запрашивать территориальный органы Управления ПФ РФ, надо отметить, что, как правило, они выполняют свою обязанность. Однако запросы делаются не всегда своевременно.

В случае если указанные справки по запросу Пенсионного фонда не поступят, можно попробовать сделать запрос самостоятельно. Могу сказать лично из своей практики, что почему-то запросы ПФ РФ зачастую остаются без ответа, однако когда запрашивает суд по нашему ходатайству либо мы делаем запрос самостоятельно, ответ чаще всего приходит и довольно быстро.

Поэтому если ПФ РФ не включает периоды работы после 2002 года по причине отсутствия справок об уплате страховых взносов, можно смело идти в суд с иском и затем заявлять ходатайство об истребовании этих справок, а для большей надежности можно до подачи иска сделать еще и самостоятельный запрос.

В моей практике не было ни разу такой ситуации, чтобы ответ не поступил. Я думаю, дело в том, что ПФ направляет запросы простым письмом, а не заказным с уведомлением, поэтому письма идут долго или вовсе теряются.

Но это еще не все

Есть еще одна проблема, которая может возникнуть при назначении пенсии гражданам, проживавшим и работавшим в странах бывшего СНГ.

Как я уже говорила выше, в отношении периодов работы после 1991 года территориальные органы УПФ РФ направляют запросы о подтверждении данных периодов работы.

Указанные запросы Пенсионный фонд обязан делать сразу после обращения лица с заявлением о назначении пенсии. В таком случае велика вероятность того, что ответы на запросы придут за то время, пока Пенсионный фонд рассматривает документы гражданина и пенсия будут назначена ему с учетом включения всех периодов его работы на территории страны бывшего СНГ.

Однако запросы делаются не всегда своевременно и, как следствие, документы приходят гораздо позже, чаще всего через несколько месяцев после назначения пенсии. Конечно, перерасчет размера пенсии делается, но только с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором документы поступили. То есть, например, документы пришли в январе, и перерасчет сделают с 1 февраля.

Таким образом, в силу того, что пенсионный орган не исполняет свою обязанность своевременно и не истребует нужные документы сразу после обращения лица, пенсионер вместо того чтобы сразу с момента назначения пенсии получать пенсию в полном объеме, начинает получать ее только спустя несколько месяцев.

В таком случае можно попытаться добиться перерасчета пенсии с даты назначения. К сожалению, добровольно перерасчет УПФ с момента назначения пенсии делать отказывается. Однако лично из моей судебной практики могу сказать, что в судебном порядке вполне реально добиться перерасчета с даты назначения, конечно, все зависит от обстоятельств дела, но чаще всего практика складывается в пользу пенсионеров.

На сегодняшний день пенсионная система Киргизской Республики пребывает в весьма плачевном состоянии из-за дефицита государственного бюджета. В 2019 году минимальное пенсионное пособие резидентов Киргизской Республики было равно 4283 сом (сом – национальная валюта Киргизии).

Напомним, что прожиточный минимум в этом государстве был установлен на отметке около 5 292 сом в месяц. Это значит, что минимальное пенсионное пособие ниже утверждённой потребительской корзины.

Средняя пенсия в этом государстве равна 5820 сом. Это данные за 2019 год. Но среднюю пенсию получают не больше 30-40% населения. Основной «доход» пенсионного фонда – это отчисления работников, которые официально трудоустроены и трудятся в пределах Киргизской Республики. Но большая часть трудоспособного населения на данный момент пребывает за пределами страны. Едут, в основном в Россию. У Киргизии с РФ установлен безвизовый режим.

Люди уезжают из Киргизии с целью трудоустройства и заработка денег. Соответственно, только малая толика таких личностей перечисляет налоговые платежи. Основная же часть работающих мигрантов получает зарплату в конвертах, соответственно никаких налогов не отчисляет. Россияне тоже не спешат помочь поднять экономику страны, хотя виза для въезда в Киргизию не нужна

Самые высокие пенсионные пособия достигают 900-1000 долларов. Это примерно 75 тысяч сом. Такие пенсии получают работники прокуратуры и военные.

Пенсионный возраст

Согласно закону Киргизской Республики «О пенсионном страховании», женщины выходят на пенсию в 55 лет. Для мужчин же пенсионный возраст увеличен на 5 лет.


Но в 2018 году правительство КР планирует ввести изменения в законодательную базу — пенсионный возраст граждан Киргизии должен снизиться. Но нововведения касаются лишь определённой категории населения:

  • Для женщин, которые ранее работали в условиях высокогорья, пенсионный возраст будет колебаться от 50 до 53 лет.
  • Мужчины, которые работали в таких же условиях, могут выходить на пенсию с 55 до 58 лет.
  • Женщины, которые имеют троих и более детей, могут выходить на пенсию в 48 лет.

Увеличение пенсионного возраста коснётся лишь тех, кто работал в труднодоступных зонах:

  • Для женщин выход на заслуженный отдых будет осуществляться от 55 до 56 лет.
  • Для мужчин — с 60 по 61 год.

Классификация пенсионных пособий

Согласно действующему законодательству в этой стране различают такие способы накопления пенсионных пособий:

  1. Солидарно-распределительная схема. Данный способ подразумевает выплату пособий из тех отчислений, которые вносят трудоспособные граждане Республики. Проще говоря, это тот же самый Пенсионный Фонд.
  2. Условно-накопительная схема. Эта схема подразумевает накопления в негосударственных фондах. Имеется в виду, что резидент Киргизии может на протяжении минимум 7 лет отчислять собственные средства на свой накопительный счёт. Когда он выйдет на пенсию, то ранее уплаченные платежи ему возвращаются вместе с государственной пенсией.

Из чего состоит пенсионное пособие

Стоит заметить, что каждое пенсионное пособие в КР состоит из 3 частей:

  • 1 часть – базовая. Она начисляется исходя из трудового стажа. При выходе на заслуженный отдых гражданин получает 1500 сом (20 долларов).
  • 2 часть – первая страховая. На эту часть пособия могут рассчитывать лишь лица, которые имеют трудовой стаж до 1996 года. Эта часть пособия не имеет фиксированной суммы. Она исчисляется по следующей формуле:

Среднемесячный оклад за любые 5 лет умножается на количество отработанных лет. Полученная сумма умножается на 1 процент. Результат и является прибавкой к пособию.

  • 3 часть – вторая страховая. Эта часть пособия начисляется лишь в том случае, если гражданин Киргизской Республики вносил налоговые платежи в государственный бюджет в период с 1996 года.

Размер налогового платежа в социальный фонд рассчитывается так: из ежемесячного оклада высчитывается 17,5 процента; из получившейся суммы вычитается ещё 15 процентов. Сумма, которая получилась в итоге, и является взносом в Социальный фонд страхования.

Другие виды пенсий

Помимо пенсии по возрасту, граждане Киргизской Республики могут получать некоторые пособия:

  • по потере кормильца;
  • по инвалидности.

Надбавки к пособию

Все надбавки к основному пенсионному пособию начисляются Социальным фондом страхования. На получение надбавки могут рассчитывать:

  1. Участники ВОВ, имеющие от 1 до 3 группы инвалидности.
  2. Личности, возраст которых старше 80 лет.
  3. Почётные доноры.
  4. Пенсионеры, не имеющие детей и родственников.
  5. Люди, которые побывали в концлагерях в несовершеннолетнем возрасте.
  6. Лица, которые проживали в Ленинграде во время Блокады.

Размер надбавок колеблется от 200 до 470 сом.

Негосударственное пенсионное страхование

Под негосударственными фондами пенсионного страхования подразумеваются фонды, куда граждане Киргизии отчислят собственные денежные средства для получения в дальнейшем прибавки к государственному пособию.

Негосударственный пенсионный фонд КР впервые был создан в 1998 году. На сегодняшний день он активно работает, более 2 тысяч лиц являются его участниками. Пособия же получают около 500 человек.

Ежемесячно в такой фонд стоит вносить не меньше 100 сом. Минимальный период для вкладов составляет 7 лет. Существуют программы, рассчитанные на разное количество времени: 10, 15, 20 и 25 лет.

Трудовые мигранты и предприниматели

Те, кто трудится за пределами Республики, согласно закону не могут осуществлять платежи в социальный фонд. Поэтому оформить пенсионное пособие для таких граждан будет весьма сложно. Но для таких категорий лиц существует выход. Они должны перечислить средства на накопительный счёт. Переводимые средства будут служить в дальнейшем пенсионным пособием.

Частные предприниматели также обязаны вносить ежемесячный налоговый платёж в государственный бюджет. Сумма платежа варьируется от 2 до 4 процентов.


Прогнозы

Если в скором времени правительство Киргизский Республики не примет меры и не введёт новые реформы относительно обязательного пенсионного страхования, то уже через 10 лет государство будет не в состоянии выплачивать пособия своим гражданам. Цены в Киргизии по сравнению с доходами несоизмеримо высокие.

В будущем правительство планирует провести реформу, направленную на отдаление Республики из пенсионной системы. Планы чиновников направлены на создание негосударственной пенсионной системы — пенсии будут выплачиваться не из государственного бюджета, а из негосударственных пенсионных фондов. При этом стоит понимать, что все средства в этот фонд будут поступать только от человека, который в будущем и будет получать пособие.


  • ДЕТИ, СЕМЬЯ
    • алименты
    • военная служба по призыву
    • детские пособия, уход до 3 лет
    • детский сад
    • материнский капитал
    • многодетная семья
    • ювенальщина
  • ЖИЛЬЁ, КОММУНАЛЬН. УСЛУГИ
    • жильё. капремонт МКД
    • жильё. приватизация
    • жильё. расселение
    • жильё. управление МКД
    • оплата коммунальных услуг
      • субсидии на коммунал. услуги
  • ЗДОРОВЬЕ
    • гос. здравоохранение
    • здоровье. диеты, фитнес
    • здоровье. опасные симптомы
    • здоровье. самолечение
  • ИНВЕСТИРОВАНИЕ
  • КРЕДИТЫ, ИПОТЕКА
  • ЛИЧНЫЙ ТРАНСПОРТ
  • НАЛОГИ
    • налог на имущество
    • налоговые вычеты
    • транспортный налог
  • НАСЛЕДСТВО
  • НЕДВИЖИМОСТЬ
    • заработать на недвижимости
    • земельные участки
    • нотариус
    • покупка недвижимости
    • продажа недвижимости
    • ремонт, перепланировка
    • сдача, аренда недвижимости
    • строительство долевое
  • ОБРАЗОВАНИЕ
  • ОБЩЕСТВО
  • ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ
  • ОТПУСК, КАНИКУЛЫ, ТУРЫ
  • ПЕНСИЯ
    • баллы, фиксированная выплата
    • доплаты к пенсиям
    • жизненные ситуации пенсионера
    • новое в пенсионных законах
      • предпенсионеры
    • пенсия безработным
    • пенсия военнослужащим
    • пенсия врачу, учителю, артисту
    • пенсия для ИП и самозанятых
    • пенсия досрочно
    • пенсия досрочно северянам
    • пенсия досрочно, списки 1 и 2
    • пенсия иностранцам
    • пенсия матерям
    • пенсия накопительная, НПФ
    • пенсия осужденным
    • пенсия при потере кормильца
    • пенсия социальная, инвалидам
    • работающие пенсионеры
    • страховой стаж, суммирование
  • ПОСОБИЯ, ЛЬГОТЫ
    • пособие по уходу за больным
    • пособия безработным
    • пособия ветеранам
    • пособия инвалидам
    • пособия пенсионерам
    • пособия по беременности
    • пособия семьям
    • субсидии
  • РАБОТА, ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕН.
    • безработица
    • временная нетрудоспособность
    • зарплата, рабочее время
    • индивид. предприниматели
      • самозанятые
    • новое в труд. законодательстве
    • отпуск трудовой, учебный
    • труд во "вредных" условиях
    • трудовой стаж
    • трудовые споры
    • трудоустройство
    • увольнение
  • СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА
    • соцзащита безработных
    • соцзащита детей-сирот
    • соцзащита инвалидов
    • соцзащита семьи
  • ТЕХНИКА БЫТОВАЯ
  • ЮРИДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
    • покупка имущества
    • права пассажиров
    • раздел имущества
  • Применять налог НПД могут все граждане, не зависимо от их места регистрации
  • Для медработников установили премию за выявление онкологического заболевания
  • Самозанятым возвращают сумму уплаченного налога на профессиональный доход
  • Как пожаловаться в надзорный орган, чтобы ваша жалоба была рассмотрена
  • Если предприятие перешло на режим сокращенного рабочего времени
  • Получение российского гражданства для некоторых лиц упрощается
  • Государство расширило поддержку семей на период борьбы с корона-вирусом



Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории России, имеют право на страховую пенсию наравне с российскими гражданами, при соблюдении ими условий, предусмотренных российским пенсионным законодательством.

Содержание статьи:

Развал СССР, происшедший из-за преступной политике верховной власти страны под руководством Горбачёва, коренным образом изменил жизнь граждан бывшего Советского Союза, отбросив все социальные достижения предыдущих поколений на многие десятилетия назад.
В силу определенных процессов, возникших в ставших независимыми республиках, граждане были вынуждены по различным причинам переезжать из одного государства СНГ в другое. Переезды, которые и сами по себе достаточно сложное дело, усугубляются для переезжающих граждан массой сложностей, возникавших у них в бытовых, правовых и социальных сферах по новому месту жительства, в том числе и в сфере пенсионного обеспечения.

Законодательная основа гарантии прав граждан на пенсионное обеспечение

В России приняты правовые нормы, дающие определенные гарантии прав иностранным гражданам, въезжающим в нашу страну с мечтой осесть в нашем государстве на постоянной основе. Тем не менее, сложности все равно существуют, и они продолжают отравлять жизнь людей.
Право на пенсионное обеспечение граждан, прибывших на жительство в Россию из бывших республик СССР, за исключением беженцев и вынужденных переселенцев, осуществляется по месту их жительства на территории России.

С целью урегулирования сложностей, возникающих у граждан в сфере пенсионного обеспечения, государства — участники СНГ заключили «Соглашение о гарантиях прав граждан государств — участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», заключенное 13 марта 1992 года правительствами Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана и Украины. Это соглашение не подписали республики Азербайджан и Грузия.

«Соглашение» по своей сути является всего лишь рамочным документом, в котором установлены основные принципы пенсионного обеспечения граждан. Главным постулатом достигнутого Соглашения стало утверждение, что пенсионное обеспечение граждан, проживающих в странах СНГ, и членов их семей должно осуществляться по законодательству того государства, на территорию которого они пребывают.
Каждое государство непосредственно отвечает за пенсионное обеспечение своих граждан.

В дополнении к «Соглашению» между Правительством РФ и правительствами некоторых бывших союзных республик СССР (Беларусь, Грузия, Латвия, Литва, Молдова, Эстония) заключены отдельные двусторонние соглашения в области гарантии прав граждан.

Гражданам, приехавшим в Россию на ПМЖ из союзных республик бывшего СССР, с которыми не заключено двухстороннее соглашение о пенсионном обеспечении, пенсия назначается на основании российского законодательства, при этом периоды работы на территории других государств после 13.03.1992 года в трудовом стаже не учитываются .

Действие «Соглашения о гарантиях прав граждан…» от 13.03.1992 года распространяется на трудовой стаж выработанный в период существования СССР.
В соответствии пункта 2 статьи 6 «Соглашения…» гражданам государств — участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.

Обязательное условие для назначения пенсии иностранным гражданам

Основополагающим условием для применения международных соглашений о гарантии прав граждан на территории России является факт постоянного проживания гражданина на российской территории, этот факт может подтверждаться:
★ паспортом гражданина Российской Федерации с указанием регистрации по месту жительства;
★ видом на жительство (для иностранного гражданина или лица без гражданства), с отметкой о регистрации по месту жительства;
★ свидетельство о регистрации по месту пребывания.

Условием постоянного проживания в России для иностранного гражданина является получения вида на жительство, которое выдается не ранее истечения шести месяцев с даты получения «Разрешения на временное проживание» на территории Российской Федерации (кроме граждан Белоруссии) со сроком действия 5 лет. Разрешение на временное проживание выдает отделение миграционной службы по прошествии полугода от даты обращения за ним.
Процедура получения вида на жительство длится более года (кроме граждан Белоруссии).

Подсчет страхового стажа у граждан, прибывших в Россию из стран СНГ (кроме граждан Белоруссии)

Из содержания «Соглашения» следует, что при определении продолжительности трудового стажа в него должны засчитываться периоды трудовой деятельности, протекавшие на территории любого государства подписавшего «Соглашение», в том числе и периоды работы на территории бывшего СССР.
Для граждан, прибывших в Россию из государств СНГ — участников «Соглашения», при назначении пенсии в их трудовой стаж включаются периоды трудовой деятельности, имевшие место до 1.03.1992 года на территории СССР и периоды их работы после этой даты на территории государств СНГ, подписавших «Соглашение».

При этом страховой стаж на соответствующих видах работы (льготный стаж), наработанный в других странах подписавших «Соглашение», приравнивается к соответствующему российскому страховому стажу на соответствующих работах в соответствии российского законодательства (Распоряжение правления ПФР от 22.06.2004 №99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительство в РФ из государств — Республик бывшего СССР).

У граждан, прибывших из государств, не подписавших это соглашение, при назначении пенсии принимается во внимание только тот трудовой стаж, который приобретен на территории таких государств за время до 01.01.1991 года.

Стаж работы, имеющийся у граждан, прибывших в РФ после 01.01.2002 года , может быть включен в подсчет страхового стажа для получения российской пенсии только при условии, что за этот период были уплачены страховые взносы в пенсионный орган той станы, на территории которой выполнялась трудовая деятельность и между этой страной и Россией заключено дополнительное двустороннее соглашение о пенсионном обеспечении граждан. Такие периоды будут включены в страховой стаж при наличии справки об уплате страховых взносов из пенсионного фонда страны, где осуществлялась трудовая деятельность.

Гражданам, прибывшим в РФ из Литвы, Молдавии и Грузии, трудовой стаж, приобретенный ими в этих республиках в период существования СССР по 31.12.1990, учитывается по законодательству России. А периоды работы на территории этих республик после 01.01.1991 года учитываются в страховом стаже на основании справок об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение (социальное страхование).

Как осуществляется пенсионное обеспечение граждан прибывших из Белоруссии

Для граждан, прибывающих в РФ из Республики Беларусь, как Союзного с Россией государства, предоставлены исключительные возможности получения вида на жительство без предварительного получения Разрешения на временное проживание в РФ. Они могут обращаться за видом на жительство сразу после постановки на миграционный учет по месту нового пребывания в России, а срок получения вида на жительство сокращен для них до трех месяцев.
Назначение пенсии гражданам, прибывшим из Белоруссии, осуществляется в соответствии Договора между РФ и РБ «О сотрудничестве в области социального обеспечения» от 24.01.2006 года.
Этот договор основан на принципе пропорциональности. Пенсия гражданам назначается и выплачивается с учетом трудового стажа наработанного гражданином на территории соответствующей стороны этого договора.

При исчислении страхового стажа производится суммирование стажа выработанного гражданином на территориях обеих государств. Причем подсчет и подтверждение стажа производится по пенсионному законодательству того государства, в котором приобретен соответствующий стаж.
Граждане, по своему желанию, могут подать заявление о назначении и выплате им пенсии в соответствии того пенсионного законодательства, гражданами которого они являются. В таком случае положения Договора от 24.01.2006 года не будут применяться.

Договором установлен следующий порядок назначения и выплаты пенсии по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет (статья 23 Договора):

★ за периоды трудовой деятельности на территории бывшего СССР, имевшие место до 13.03.1992 года, пенсию назначает и выплачивает то государство, на территории которого постоянно проживает гражданин, обратившийся за назначением пенсии;
★ за работу граждан, в период после 13.03.1992 года, на территориях РФ и РБ, каждое государство в отдельности исчисляет и выплачивает гражданам пенсию, в соответствии страхового стажа, приобретенного гражданами на его территории. То есть Россия будет отвечать только за стаж, который гражданин приобрел на её территории, а Беларусь за стаж, приобретённый у неё.

Периоды работы после 13.03.1992 года, имевшие место на территории третьих государств , не засчитываются ни в страховой, ни в общий трудовой стаж.

Как осуществляется пенсионное обеспечение граждан прибывших из Казахстана

Так как Республика Казахстан не заключила двустороннего соглашения с Российской Федерацией о пенсионном обеспечении и взаимозачете страховых взносов, пенсия гражданам, прибывающим в Россию из Казахстана на ПМЖ, устанавливается с учетом российского законодательства и Соглашения между странами СНГ от 13.03.1992 года.
При назначении пенсии будет учитываться только стаж работы в Казахстане за период до 2002 года, в том числе и советский период. При этом период работы в СССР будет подвергнут валоризации (размер пенсионного капитала увеличится на 10%).

Стаж работы на территории Казахстана после 01.01.2002 года не будет приниматься во внимание при назначении пенсии в России, по тому как в соответствии российского законодательства в период после 2002 года страховой стаж учитывается только при уплате страховых взносов в Пенсионный фонд России.

Пенсионное обеспечение граждан прибывших из Украины

О пенсионном обеспечении граждан прибывших из Украины подробно описано в статье .

Приезжающим на заработки мигрантам теперь будут выдавать российские пенсии. Правда, рассчитывать на выплаты смогут только граждане четырех государств.

Какой закон обязал платить пенсии мигрантам в России

Соглашение о пенсионном обеспечении иностранцев еще в 2019 году заключили пять стран-членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС): Россия, Беларусь, Армения, Казахстан, Киргизия. Но действовать оно начало 20 ноября 2020 года, после того, как вступил в силу закон № 354 о ратификации соглашения.

Теперь гражданин любой из этих стран сможет получать пенсию в России, Беларуси, Армении, Казахстане или Киргизии, если наработал в одном из данных государств необходимый трудовой стаж.

Теоретически, Пенсионный Фонд РФ уже должен принимать документы на пенсию от иностранцев.

Пенсию в России заплатят любому трудовому мигранту?

Нет, соглашение рассчитано только на граждан стран-членов ЕАЭС. Это значит, что получать пенсию в России смогут трудовые мигранты из:

  • Беларуси
  • Казахстана
  • Армении
  • Киргизии

На приезжих из других стран документ не распространяется.

На каких условиях мигрантам будут платить российскую пенсию?

Условия такие же, как и для российских пенсионеров. Нужно иметь необходимый трудовой стаж (на 2020 год — не менее 11 лет для получения страховой пенсии). Стоит отметить, что в России учитывается стаж только от официальной работы, то есть иностранец должен трудиться по договору, а работодателю нужно не забывать платить отчисления в Пенсионный фонд.

Если стажа в России не хватает, но при этом мигрант работал в какой-то из других стран-членов ЕАЭС, то он все равно сможет оформить российскую пенсию: просто при расчете будут учитывать стаж, полученный в одном из других четырех государств.

Например, гражданин Армении проработал семь лет в Армении, затем приехал на заработки в Россию и трудился здесь еще восемь лет. При оформлении российской пенсии ему зачтут стаж работы в обоих государствах.

Что касается размеров выплат, способов их начисления, оформления, то все будет происходить точно также, как для граждан РФ.

Какие виды пенсий будут платить иностранцам

В соглашении указано, на какие выплаты могут претендовать трудящиеся в РФ иностранцы. Это:

  1. Страховая пенсия по старости. Сейчас для ее получения требуется наработать стаж от 11 лет (с 2024 года начнут уже требовать 15-летний стаж). Выйти на пенсию в 2020 году имеют право мужчины в возрасте 62 лет и женщины — в 57 лет. Пенсионный возраст постепенно будет повышаться и с 2028 года стать пенсионером мужчина сможет только в 65 лет, а женщина — в 60 лет.
  2. Страховая пенсия по инвалидности. Такую выплату будут выдавать мигрантам с первой, второй или третьей группой инвалидности. При этом неважно, сколько лет иностранец проработал. Также не имеет значения — трудится получатель на момент оформления пенсии или нет.
  3. Страховая пенсия по потере кормильца. Эту пенсию получают члены семьи, которые были на иждивении у умершего. Поддержка от государства в связи со смертью кормильца полагается несовершеннолетним детям умершего, детям, которые учатся в вузе очно (до 23 лет), родителям или супругам, если они уже вышли на пенсию или имеют инвалидность.
  4. Фиксированная выплата к страховой пенсии. Это дополнительная поддержка, которую платят в связи с преклонным возрастом пенсионера, наличием иждивенцев, инвалидностью, проживанием или работой в районах Крайнего Севера.
  5. Накопительная пенсия и иные выплаты за счет средств пенсионных накоплений.

Получать российскую пенсию и жить в другой стране: такое возможно?

В соглашении подчеркивается, и даже не один раз, что иностранный пенсионер, который получает выплаты в России, может жить в другом государстве-члене ЕАЭС.

Например, белорус работал в России, получил здесь стаж, оформил здесь же пенсию. После этого вернулся в Беларусь и остался жить там. Россия продолжит платить ему пенсию несмотря на переезд. При этом РФ не имеет права уменьшать или прекращать (даже ненадолго) выдавать пенсию иностранцу. Размер пенсии при переезде может измениться только если иностранцу в России были назначены фиксированные выплаты.

Можно ли получать две пенсии: в Росси и еще одной стране

И такое теперь возможно благодаря соглашению. Если человек за свою жизнь успел потрудиться в двух государствах, наработал в обоих нужный для пенсии стаж, то он имеет право получать выплаты в нескольких странах одновременно.

Куда обращаться за пенсией?

Чтобы вам начали платить российскую пенсию, можно обратиться:

  • в Пенсионный фонд РФ;
  • в пенсионные органы того государства, в котором вы проживаете.

То есть не обязательно оформлять российскую пенсию с территории России — подать документы можно и в другом государстве — Армении, Беларуси, Казахстане или Киргизии.

Если подавать документы для получения пенсии будете в РФ, то все будет происходить согласно российскому законодательству.

Дают ли российские пенсии мигрантам из других стран?

Как мы отметили, соглашение распространяется только на граждан стран-членов ЕАЭС. А как быть остальным иностранцам, которые трудятся в России по пять-десять лет? Могут ли они рассчитывать на пенсии?

Согласно российским законам, приезжие из других стран могут получать пенсию только если оформили вид на жительство. После выдачи этого статуса гражданин имеет право обратиться в Пенсионный фонд для начисления ему выплат, при этом иметь стаж работы в РФ не обязательно.

Если же иностранец трудился в России по патенту (пусть даже десятки лет) или по РВП, то платить пенсию в РФ ему не будут.



Вступление КР в Евразийский экономический союз не только освободило трудовых мигрантов от необходимости получать разрешение (патент) на работу в РФ - именно в Россию, напомним, стремится подавляющее большинство гастарбайтеров из республики. Киргизстанцы также могут пользоваться и другими преференциями после вхождения страны в ЕАЭС. Это и взаимное признание дипломов практически по всем специальностям, за исключением нескольких видов деятельности, в частности медицинской, юридической, педагогической и фармацевтической, и применение национальных режимов в вопросах соцобеспечения. Это означает, что, к примеру, социальное страхование трудовых мигрантов и членов их семей осуществляется на тех же условиях и в том же порядке, что и для граждан государств, предоставляющих рабочие места. Решен и вопрос налогообложения. В России доходы граждан стран ЕАЭС, работающих по контракту, облагаются налогом по резидентской ставке. Если раньше они отчисляли 30 процентов в течение первых 183 дней работы, то теперь сразу платят только по 13 процентов.



В общем, после вступления Киргизии в Евразийский экономический союз граждане КР могут без лишних бюрократических препон легально устраиваться на работу в России и спокойно трудиться практически на тех же правах, что и граждане РФ. Однако был один, как его назвали в ЕЭК, правовой пробел, над устранением которого пришлось отдельно поработать. Речь идет о сотрудничестве между странами союза в области пенсионного обеспечения. В силу своей специфики вопрос "экспорта" пенсий обсуждался долго, и в результате был разработан проект вышеупомянутого документа.

По словам члена Коллегии по экономике и финансовой политике ЕЭК Тимура Сулейменова, в базовом договоре о ЕАЭС заложены все основные права и привилегии для граждан государств, но отсутствует раздел, где прописано, как они будут получать пенсию по достижении определенного возраста и возвращении в страну проживания.

- Новый договор о пенсионном обеспечении трудящихся стран-участниц ЕАЭС, устраняет этот пробел, - заверил Тимур Сулейменов.

Документ, как сообщили в комиссии, предусматривает зачет трудового стажа, полученного в государствах экономического союза. "Например, гражданин КР, проработав какое-то количество лет в России, может быть уверен в том, что этот период будет зачтен в его общий трудовой стаж", - отметили в ЕЭК.



- Единый рынок труда, который мы стремимся построить, предполагает свободное перемещение трудовых ресурсов, - утверждает Тимур Сулейменов. - Граждане стран ЕАЭС, работая в других государствах-членах, платят пенсионные взносы, вносят свой вклад в создание добавленной стоимости ВВП этих стран. И по достижении пенсионного возраста они вправе рассчитывать на получение пенсии от того государства, с которым поделились частью своего профессионального опыта. При этом, однако, существует большое количество сложностей процедурного и административного характера, которые не позволяют это сделать.

По его словам, принятие Договора о пенсионном обеспечении будет означать, что заработает последний элемент регулирования общего рынка труда ЕАЭС. Согласно этому документу, назначение и выплаты по возрасту будут осуществляться в строго определенном порядке. За стаж, приобретенный после вступления в силу договора, пенсия будет назначаться и выплачиваться государством, на территории которого и работал в тот период времени гражданин.

Что касается стажа, полученного до вступления в силу договора, то пенсия по нему назначается и выплачивается в соответствии c законодательством государств-членов и Соглашением о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года.

Как сообщается, проект договора отправят на рассмотрение и согласование в Россию, Киргизию, Казахстан, Беларусь и Армению.

В этой статье представлена лишь общая информация о важном документе. В ближайших номерах "РГ" расскажет о деталях договора.

Тем временем

С первого января 2017 года трудящиеся из стран ЕАЭС получат доступ к обязательному медицинскому страхованию. "Евразийская экономическая комиссия проводила последовательную работу по обеспечению равных прав трудящихся из государств ЕАЭС в области предоставления медицинской помощи на российской территории, в том числе организовывала консультации по этому вопросу со странами-участницами. Министерство здравоохранения Российской Федерации выпустило приказ, касающийся изменений правил ОМС. С принятием этого решения десятки тысяч трудящихся из стран ЕАЭС получат доступ к социальным гарантиям наравне с российскими гражданами", - сообщили в комиссии.

Согласно официальным данным, на территории России находятся около 600 тысяч киргизстанцев. С 1992 года 525 тысяч граждан КР стали россиянами.

В течение 2016 года трудовые мигранты из Киргизии, работающие в РФ, перечислили домой около 1,9 миллиарда долларов. Это на 20 процентов больше, чем в 2015-м. Фактически объем переводов восстановился до докризисного уровня, однако пока не достиг рекордных значений 2013 года, когда от трудовых мигрантов в страну поступило более 2,2 миллиарда долларов.

Приток денежных переводов от трудовых мигрантов в России, по оценкам местных специалистов, значительно поддерживает уровень внутреннего потребления. Дело в том, что большая часть средств, переправляемых гражданами республики, расходуется их семьями на бытовые нужды. И если в 2015 году уровень внутреннего потребления в Киргизии упал, то в первой половине 2016-го в КР заговорили о его восстановлении.

Согласно прогнозам экономистов, в 2017 году рост объема переводов продолжится. В среднесрочной перспективе это, как предполагается, повлияет на объем торговли с другими странами.

Читайте также: