Повышение роли профсоюзов в решении вопросов пенсионного обеспечения рабочих и служащих год


Какие изменения в части увеличения пенсионного возраста предусмотрены законом?

Предусмотрено поэтапное повышение пенсионного возраста. К 2028 году общеустановленный пенсионный возраст будет установлен на уровне 65 лет для мужчин и 60 лет для женщин (сейчас – 60 и 55 лет соответственно). Изменение пенсионного возраста будет проводиться постепенно, начиная с 2019 года, в течение переходного периода до 2028 года. Пенсионный возраст будет увеличиваться в первые 2 года на 6 месяцев, с 2021 года по году от нового возраста.

В переходный период должны выйти на пенсию мужчины 1959-1963г. рождения и женщины 1964-1968г. г. рождения.

Касается это только тех, кто заработает страховую пенсию. Сейчас для этого надо иметь соответствующий страховой стаж и накопить необходимые индивидуальные пенсионные коэффициенты. По общему правилу, с учетом поэтапного ежегодного увеличения требований, к 2024 году потребуется иметь не менее 15 лет страхового стажа и к 2025 году 30 коэффициентов.

Например, мужчина, родившийся в мае1959 года, при наличии права на страховую пенсию в 2019 году, выйдет на пенсию не в 60 лет, а в 60 лет 06 мес., в ноябре 2019 года, при условии, что в 2019 году, с учетом переходных положений, его страховой стаж составляет не менее 10 лет и индивидуальный пенсионный коэффициент не менее 16,2. Если мужчина рожден во втором полугодии 1959 года, он выйдет на пенсию в 2020 году, но также по достижении возраста 60 лет 06 мес.

Мужчина, родившийся в 1960 году, выйдет на пенсию уже в возрасте 61 год 06 мес. также при наличии на это права.

В итоге к 2028 году предусматривается установление нормативного пенсионного возраста на уровне 65 и 60 лет для мужчин и женщин соответственно.

Повышение пенсионного возраста

год повышения

год рождения

возраст

год назначения пенсии

Кто сохранил право досрочного выхода на пенсию?

Законом не предусматривается повышение пенсионного возраста для:

- граждан, работающих на рабочих местах с опасными, вредными и тяжелыми условиями труда, по результатам специальной оценки условий труда в пользу которых работодатель производит уплату страховых взносов (Списки 1 и 2, «малые списки»).При этом периоды работы, имевшие место после 1 января 2013 года, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, при условии начисления и уплаты страхователем дополнительных страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным Налоговым кодексом РФ.

- лиц, пенсия которым назначается ранее общеустановленного пенсионного возраста по социальным мотивам и состоянию здоровья (например, женщины, родившие пять и более детей и воспитавшие их до достижения 8 летнего возраста, один из родителей детей инвалидов с детства, инвалиды по зрению, имеющие I группу инвалидности, и др.);

- лиц, пострадавших от радиационных и техногенных катастроф, в том числе в результате аварии на ЧАЭС.

Из 16,2 тыс. пенсий по старости, в среднем ежегодно назначаемых на территории области, 25% составляют указанные пенсии. Т.е. более 4-х тыс. граждан будут уходить на пенсию в том же возрасте, как и сейчас.

Что изменилось для учителей, медицинских и творческих работников?

Для педагогов, медиков, творческих работников продолжительность специального стажа не меняется. Год, в котором эти работники выработают специальный стаж, будет зафиксирован, а назначить досрочную пенсию можно будет, исходя из общего увеличения возраста выхода на пенсию, по истечении определенного срока так же, как и для всех других граждан.

Сроки назначения страховой пенсии по старости педагогическим, медицинским и творческим работникам. Для тех, кто должен был выйти на пенсию в 2019-2020г.г. предусмотрена льгота: выход на пенсию на полгода раньше нового пенсионного возраста

Год, когда выработан специальный стаж

Срок назначения страховой пенсии

II полугодие 2019-1 полугодие 2020

II полугодие 2021-1 полугодие 2022

2023 и последующие годы

Не ранее чем через 60 месяцев со дня выработки специального стажа

Например, учителю в возрасте 45 лет, выработавшему в марте 2019 года 25 - летний специальный педагогический стаж, страховая пенсия будет назначена не ранее, чем через 6 месяцев со дня возникновения такого права, т.е. в сентябре 2019 года, выработавшему специальный стаж в 2020 году – не ранее, чем через 1год и 6 месяцев. Если школьный учитель, например, в 2021 году выработает необходимый стаж, пенсия ему будет назначена через 3 года, то есть в 2024 году.

Когда выйдут на пенсию работники северных регионов?

Изменения ждут и работников, которые выходят на пенсию досрочно в связи с работой в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.

Для северян, которые сегодня выходят на пенсию в 55 лет (мужчины) и 50 лет (женщины), также предусмотрено поэтапное, как и для граждан, выходящих на пенсию на общих основаниях, повышение возраста выхода на пенсию на 5 лет до 60 лет и 55 лет соответственно, при условии, что к этому возрасту они выработают необходимый северный стаж – не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях. Страховой стаж этих граждан должен составлять не менее 20 лет для женщин и не менее 25 лет для мужчин. При этом ничего не меняется для женщин, имеющих необходимый северный стаж и родивших двух и более детей. Они по-прежнему смогут выйти на пенсию в возрасте 50 лет.

Что поменялось в пенсионном обеспечении государственных и муниципальных служащих?

Для лиц, замещающих на постоянной основе государственные и муниципальные должности, должности государственной гражданской и муниципальной службы пенсионный возраст начал постепенно увеличиваться уже с 2017 года. С 1 января 2021 года пенсионный возраст для этой категории граждан будет увеличиваться по темпам повышения возраста, как и для всех остальных граждан.

Кому новый закон даст право выйти на пенсию досрочно?

Женщины со стажем не менее 37 лет и мужчины со стажем не менее 42 лет смогут выйти на пенсию на два года раньше общеустановленного пенсионного возраста(с учетом переходного периода), и не ранее достижения возраста 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин.

При этом в страховой стаж будут засчитываться только периоды работы и (или) иной деятельности (лица, работавшие по договору гражданско-правового характера, индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, священнослужители и др.), которые выполнялись на территории Российской Федерации, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также периоды получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности.

Право досрочного выхода на пенсию также получат многодетные матери с тремя и четырьмя детьми. Если у женщины трое детей, она сможет выйти на пенсию на три года раньше нового пенсионного возраста, т.е. в 57 лет. Если у женщины четверо детей – на четыре года раньше нового пенсионного возраста, т.е. в 56 лет. Переходные положения законодательства при определении права указанных женщин на пенсию не применяются. Если женщина, 1964 г.р., имеющая 4-х детей, достигает возраста 55 лет в 2019 году, то она выйдет на пенсию на общих основаниях – в 55 лет 06 мес. Женщина, родившаяся в 1 полугодии 1965 года, имеющая 4-х детей, выйдет на пенсию в 2021 году не в 56 лет 06 мес., а в 56 лет. При этом женщины, имеющих троих или четверых детей, должны соответствовать и другим условиям, предусмотренным законом, а именно, воспитать детей до достижения ими возраста 8 лет, иметь страховой стаж не менее 15 лет и соответствующий году выхода на пенсию индивидуальный пенсионный коэффициент.

Женщины, родившие и воспитавшие до 8-летнего возраста 3-х детей

год повышения возраста

возраст возникновения права на пенсию

год назначения пенсии

II полугодие 2019г.-

1 полугодие 2020г.

II полугодие 2021г.-

1 полугодие 2022г.

Женщины, родившие и воспитавшие до 8-летнего возраста 4-х детей

год повышения возраста

возраст возникновения права на пенсию

год назначения пенсии

II полугодие 2019г.-

1 полугодие 2020г.

Дети, в отношении которых женщина была лишена родительских прав, не учитываются.

Сохранится ли возможность выйти на страховую пенсию досрочно гражданам, потерявшим работу?

Да. Для граждан предпенсионного возраста сохранена возможность выйти на пенсию раньше установленного пенсионного возраста при отсутствии возможности трудоустройства. Пенсия, как и ранее, будет устанавливаться гражданам по предложению службы занятости не более чем на два года раньше установленного пенсионного возраста и наличия права на такую пенсию, с учетом предусмотренного законом переходного периода.

Какие пенсионные льготы предусмотрены для тружеников сельского хозяйства?

С 1 января следующего года водится 25-процентная надбавка к фиксированной выплате страховой пенсии по старости и по инвалидности для неработающих пенсионеров, живущих на селе, имеющих не менее 30 лет стажа в сельском хозяйстве (в 2019 году фиксированная выплата к страховой пенсии по старости составит 5334,19 х 25%=1333,5 руб.). Для осуществления перерасчета пенсий должны быть утверждены Списки работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми будет устанавливаться повышение, и Правила исчисления периодов работы, дающей право на повышение фиксированной выплаты.

Перерасчет осуществляется с 1 января 2019 года без подачи пенсионером заявления при наличии в выплатном деле необходимой информации.

В каком случае назначается социальная пенсия, изменен ли возраст ее назначения ?

Если у гражданина не хватает коэффициентов или стажа, если человек работал нелегально или вообще не работал, устанавливается не страховая, а социальная пенсия. Возраст выхода на социальную пенсию также постепенно будет увеличен на 5 лет. В итоге женщины смогут получить социальную пенсию не в 60 лет, а в 65, мужчиныне в 65, а в 70 лет. У граждан, имеющих значительные нарушения жизнедеятельности, не достигших указанного возраста, имеется право обратиться за установлением инвалидности и, при положительном решении, получать социальную пенсию по инвалидности (независимо от возраста). Важно отметить, что в полном объеме сохраняются пенсии по инвалидности. Лицам, потерявшим трудоспособность, эти пенсии назначаются независимо от возраста при установлении группы инвалидности.

Будет ли выплачиваться накопительная пенсия?

В отличие от страховой пенсии, возраст для получения накопительной пенсии не меняется. Выплачивать ее будут, как и сейчас, по достижении женщинами возраста 55 лет, мужчинами- 60 лет, при соблюдении условий для назначения страховой пенсии по старости (наличие необходимого страхового стажа и установленной величины индивидуального пенсионного коэффициента (баллов), а для лиц, выходящих на пенсию досрочно, также стажа на соответствующих видах работ.

Право на накопительную пенсию имеют граждане 1967 года рождения и моложе, за которых работодателями, начиная с 2002 года, производилась уплата страховых взносов на накопительную пенсию.

Кто такие предпенсионеры?

Это новое понятие в законодательстве - «граждане предпенсионного возраста». В переходный период предпенсионный возраст исчисляется в течение пяти лет до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости. Введено это понятие в целях защиты интересов граждан, достигших возраста соответственно 55 лет (женщины) и 60 лет (мужчины). В частности, введена административная и уголовная ответственность за увольнение таких работников и за отказ в приеме на работу. За работодателями закреплена обязанность ежегодно предоставлять им 2 дня на бесплатную диспансеризацию с сохранением заработной платы. Гражданам предпенсионного возраста будет устанавливаться пособие по безработице в повышенном размере, осуществляться переобучение и повышение их квалификации. Все льготы, как региональные, так и федеральные, которыми пользуются сейчас пенсионеры, будут сохранены для предпенсионеров.

По запросу органов исполнительной власти, местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, в целях предоставления гражданам преденсионного возраста налоговых льгот и (или) мер социальной поддержки, а также работодателей, в целях предоставления льгот, предусмотренных трудовым законодательством, органами Пенсионного фонда РФ будет предоставляться информация в рамках межведомственного электронного взаимодействия, что исключает личное обращение граждан в учреждения ПФР по этим вопросам.

Укрепляя и развивая ленинские принципы во всех областях жизни советского общества, Коммунистическая партия заботилась о неуклонном повышении роли массовых организаций трудящихся в социалистическом развитии страны, в управлении государством, о дальнейшей демократизации их внутренней жизни.

В июне 1954 г. в Москве состоялся XI съезд профсоюзов СССР, который подвел итоги работы профсоюзных организаций за пять лет. К XI съезду профессиональные союзы СССР насчитывали более 40 млн. членов — на 12 млн. больше, чем перед X съездом профсоюзов в 1949 г. Это было связано как с ростом численности рабочего класса и интеллигенции в результате быстрого развития экономики и культуры СССР, так и с повышением уровня работы и авторитета самих профсоюзов.

Съезд заслушал и обсудил отчетный доклад о деятельности ВЦСПС, с которым выступил председатель ВЦСПС Н. М. Шверник. Докладчик привел многочисленные цифры и факты, которые свидетельствовали об активном участии профсоюзов и их руководящего органа в общественной жизни, хозяйственном и культурном строительстве, улучшении материально-бытового положения трудящихся СССР. Одобрив деятельность ВЦСПС, съезд наряду с этим отметил серьезные недостатки в организационно-массовой, производственной и воспитательной работе многих профсоюзных организаций. Далеко еще не был изжит формализм в руководстве социалистическим соревнованием, имелись упущения в контроле за организацией охраны труда на производстве, при решении культурно-бытовых вопросов. В практике работы ВЦСПС, центральных комитетов и советов профсоюзов еще не был до конца изжит канцелярско-бюрократический стиль руководства. Съезд нацелил профсоюзные организации на решительное искоренение всех имевшихся недостатков, призвал их усилить работу по коммунистическому воспитанию трудящихся.

Съезд внес изменения в Устав профсоюзов СССР. Вступительная часть устава дополнилась указанием на активное участие профсоюзов в хозяйственном и государственном строительстве, в выработке законов по вопросам производства, труда и быта. Были также уточнены права и обязанности членов профессиональных союзов СССР.

Большое внимание съезд уделил вопросам дальнейшего укрепления связей с международным профсоюзным движением. Как отмечалось в принятой резолюции, «профсоюзы СССР за отчетный период усилили свою деятельность, направленную на укрепление боевого единства мирового рабочего и профессионального движения, на борьбу за сохранение и упрочение мира во всем мире. Расширились и окрепли дружеские связи профсоюзов СССР с профсоюзами зарубежных стран. Советские профсоюзы активизировали свою роль во Всемирной федерации профсоюзов и ее международных объединениях» *. Съезд обязал ВЦСПС и центральные комитеты профсоюзов продолжать укреплять узы пролетарской солидарности и дружбы с зарубежными профсоюзами. На необходимость повышения роли профессиональных союзов в борьбе за дальнейший подъем социалистической промышленности и ускорение технического прогресса указал июльский (1955 г.) Пленум ЦК КПСС. Пленум поручил «партийной группе ВЦСПС принять необходимые меры к улучшению работы профессиональных союзов по руководству социалистическим соревнованием, устранению формализма в этом деле, более широкому распространению опыта передовых рабочих и новаторов производства, по укреплению трудовой дисциплины, добиваясь повышения производительности труда и материального благосостояния рабочих и служащих» *.

Собравшийся вскоре пленум ВЦСПС наметил практические меры по реализации этих указаний Коммунистической партии. Пленум утвердил новые условия Всесоюзного и республиканского соцсоревнования. В них было предусмотрено не только выполнение производственных заданий. Составной частью соревнования стала борьба за лучшее освоение и использование новых видов машин, техники, за внедрение рационализаторских предложений и изобретений и т. д. В социалистические обязательства должны были включаться меры по устранению недостатков в области внедрения новой техники, нормирования труда и заработной платы, в культурно-просветительной работе.

Профсоюзные организации усилили внимание к распространению передовых методов труда. На многих предприятиях были созданы школы производственного опыта, где популяризировались достижения новаторов. Совместно с хозяйственными организациями профсоюзы разработали конкретные мероприятия по упорядочению заработной платы в отдельных отраслях народного хозяйства. Однако деятельность профсоюзов в этой области была еще слабой. В большинстве отраслей промышленности образовался разрыв между фактической заработной платой рабочих и действовавшими тарифными ставками.

Профсоюзные организации приняли деятельное участие в оказании помощи труженикам села в хозяйственном строительстве, в развитии шефства над МТС, совхозами и колхозами, коллективами заводов, фабрик, учреждений. ВЦСПС выделил из профсоюзного бюджета на организацию клубов и красных уголков в МТС и совхозах 10 млн. руб. и направил в село более 500 кинопередвижек. ЦК профсоюза рабочих и служащих сельского хозяйства и заготовок обратил основное внимание комитетов профсоюза на организационное укрепление профсоюзных организаций, на создание профгрупп в тракторных бригадах МТС и тракторнополеводческих бригадах совхозов, на улучшение подбора состава рабочкомов и т. д. Для укрепления профсоюзных организаций МТС и совхозов в районы целинных и залежных земель было послано свыше 600 опытных профсоюзных работников. В результате всех мероприятий в 1954—1955 гг. только в профсоюз рабочих и служащих сельского хозяйства и заготовок было вовлечено более 2 млн. человек.

Важную роль в улучшении деятельности профсоюзов играла реализация решений XX съезда Коммунистической партии. Съезд обратил внимание партийных органов на необходимость решительно поднять роль профсоюзов в хозяйственном и культурном строительстве, в удовлетворении повседневных нужд и запросов населения, в деле коммунистического воспитания трудящихся. Советские профсоюзы единодушно одобрили решения XX съезда партии. После съезда состоялся IV пленум ВЦСПС. Всесторонне обсудив задачи профсоюзов в связи с решениями XX съезда КПСС и проанализировав причины недостатков в деятельности профорганизаций, пленум ВЦСПС принял развернутое постановление, направленное на подъем всей профсоюзной работы. По решению пленума ВЦСПС не менее 75% фонда премирования по итогам Всесоюзного социалистического соревнования направлялось на поощрение рабочих. Пленум разработал также конкретные меры по активизации деятельности производственных совещаний, по устранению недостатков в организации труда и заработной платы, по улучшению культурно-бытового обслуживания трудящихся и т. д. Пленум избрал председателем ВЦСПС В. В. Гришина.

Дальнейшее улучшение работы профсоюзов потребовало совершенствования их организационного строения, приближения руководящих органов к первичным профсоюзным организациям. До решению VI пленума ВЦСПС (июнь 1957 г.) была проведена организационная перестройка профсоюзов. Вместо 47 существовавших отраслевых профсоюзов с громоздкой многоступенчатой структурой были образованы 23 профсоюза. Аппарат ВЦСПС и центральных комитетов уменьшился почти в 3 раза. В 416 тыс. первичных профсоюзных организаций (из 435 тыс.) работа стала проводиться не освобожденными от производственной работы активистами. Численность актива достигла в 1958 г. 16,4 млн. человек. Центр тяжести оперативного руководства профсоюзными организациями был перенесен в области, края и республики. Улучшилась работа по обучению профактива.

В августе 1957 г. Президиум ВЦСПС утвердил новое Положение о Советах профсоюзов, которое предоставляло им больше прав по руководству всей деятельностью местных профсоюзных органов и первичных организаций и расширяло круг их обязанностей. В ведение Советов профессиональных союзов были переданы профсоюзный бюджет и бюджет по государственному социальному страхованию, техническая инспекция, вопросы охраны труда и техники безопасности; на них была возложена ответственность за постановку организационно-массовой работы в профсоюзных организациях, за подбор, расстановку и воспитание кадров и т. д.

Президиум Верховного Совета СССР по предложению ВЦСПС и Совета Министров СССР 31 января 1957 г. утвердил новое положение о порядке рассмотрения трудовых споров: фабрично-заводским и местным комитетам было предоставлено окончательное решение трудовых споров между трудящимися и администрацией.

ВЦСПС расширил права первичных профсоюзных организаций. Фабрично-заводские комитеты стали сами распоряжаться находящимися в их ведении профсоюзными средствами, определять вместе с администрацией содержание коллективных договоров и т. д. Первичные организации получили право по своему усмотрению создавать постоянные или временные комиссии.

Профсоюзные организации стали больше заниматься распространением передового производственного опыта, усилили борьбу за своевременное внедрение в жизнь рационализаторских предложений и изобретений, шире использовали различные формы общественного содействия рабочему изобретательству и рационализации. В октябре 1956 г. ВЦСПС совместно с Комитетом по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР и другими хозяйственными и общественными органами провели Всесоюзное совещание рационализаторов, изобретателей и новаторов производства. Совещание сыграло большую роль в дальней шем развертывании рационализаторской работы. В нее были вовлечены новые слои рабочих и служащих. В 1957 г. более чем утроилось по сравнению с 1955 г. число членов научно-технических обществ.

Регулярнее стали проводиться производственные совещания. В течение только 1956 г. их участники внесли свыше 10 млн. предложений, из которых около 80% было внедрено в производство.

Повысилось внимание профсоюзов и к коллективным договорам, являющимся одной из важнейших форм развития активности трудящихся, их участия в управлении производством. В 1957 г. в промышленности и строительстве было заключено свыше 52 тыс. договоров, действие которых распространялось более чем на 35 млн рабочих и служащих. В процессе обсуждения коллективных договоров выступили 1,5 млн. человек, которые внесли около 2 млн. предложений.

Советские профсоюзы использовали и другие формы вовлечения трудящихся в управление производством, такие, как собрания хозяйственных активов, межотраслевые технические конференции, совещания новаторов и победителей соревнования и т. д.

С 1 января 1957 г. при активной помощи профсоюзов партия и правительство осуществили повышение заработной платы низкооплачиваемым рабочим и служащим. По предложению профсоюзов с 1957 г. был изменен практиковавшийся ранее единовременный ежегодный массовый пересмотр норм. Директорам предприятий было предоставлено право по согласованию с фабзавкомами заменять устаревшие нормы выработки новыми на протяжении года.

В связи с принятием нового Закона о государственных пенсиях профсоюзные организации провели большую работу по разъяснению этого закона. Профсоюзные активисты участвовали в комиссиях по назначению пенсий, контролировали деятельность органов социального обеспечения и т. д.

Значительное место в работе профсоюзов занимали вопросы организации отдыха трудящихся. В 1960 г. профсоюзам было передано все дело управления санаториями и домами отдыха, которыми до того ведало Министерство здравоохранения. Ежегодно по путевкам профсоюзов (бесплатным и льготным) отдыхали миллионы трудящихся. Так, в 1956 г. за счет средств социального страхования в профсоюзных здравницах побывало почти 2,9 млн., в 1957 г.— около 3,3 млн. человек, а в последующие годы — еще более. Ежегодно миллионы детей отдыхали в пионерских лагерях, которые содержатся на средства профсоюзов.

Постоянную заботу проявляют профсоюзы об улучшении системы общественного питания и торговли. В контроле за работой магазинов, столовых регулярно участвуют сотни тысяч профсоюзных активистов. В январе 1957 г. ВЦСПС, Министерство торговли СССР и Центросоюз провели Всесоюзное совещание по общественному питанию. Совещание помогло вскрыть и устранить ряд недостатков в работе этой важной сферы обслуживания трудящихся.

Большую работу проводили культурно-просветительные учреждения профсоюзов. К началу 1958 г. в профсоюзных клубах и Дворцах культуры насчитывалось 160 тыс. кружков художественной самодеятельности, которые охватывали 3 млн. рабочих, служащих и членов их семей.

В 1957 г. Советская страна торжественно отметила 50-летие профессиональных союзов СССР, объединявших к этому времени в своих рядах свыше 47 млн. человек, или 92% всех рабочих и служащих. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 августа 1957 г. профессиональные союзы СССР были награждены орденом Ленина.

Первостепенное значение для повышения уровня всей работы профсоюзов имел декабрьский (1957 г.) Пленум ЦК КПСС, рассмотревший вопрос «О работе профессиональных союзов СССР». Пленум указал на необходимость усиления деятельности профсоюзов по привлечению трудящихся к управлению производством, повышения участия трудящихся масс в социалистическом соревновании, в производственных совещаниях, в подготовке коллективных договоров и контроле за их соблюдением, в движении рационализаторов и изобретателей. Пленум ЦК КПСС признал целесообразным превратить производственные совещания на предприятиях и стройках в постоянно действующие, поднять их авторитет и действенность. Пленум подчеркнул, что профсоюзы должны принимать непосредственное участие в выработке хозяйственных планов, разработке различных мероприятий по улучшению условий труда и быта.

IX пленум ВЦСПС (январь 1958 г.) принял постановление Центрального Комитета партии к неуклонному руководству и исполнению. Итоги работы декабрьского Пленума ЦК КПСС широко обсуждались на профсоюзных собраниях и конференциях.

Вскоре после декабрьского Пленума ЦК КПСС на предприятиях и стройках стали создаваться постоянно действующие производственные совещания. 9 июля 1958 г. Совет Министров СССР и ВЦСПС утвердили специальное Положение о постоянно действующем производственном совещании на промышленном предприятии, стройке, совхозе, МТС и РТС. Всего в 1958 г. в стране было создано свыше 100 тыс. постоянно действующих производственных совещаний, руководимых комитетами профсоюзов. В их состав вошло около 7 млн. рабочих, инженеров, техников и служащих. На производственных совещаниях, членами которых избирались рабочие и служащие, представители профсоюзных комитетов, администрации, партийных и комсомольских организаций, обсуждались вопросы производства, распространения передового опыта, лучшего использования техники, организации социалистического соревнования и т. д. На заседаниях производственных совещаний администрация предприятий сообщала о выполнении принятых ранее решений и поступивших предложений.

По инициативе профессиональных союзов в 1958 г. было создано Всесоюзное общество изобретателей и рационализаторов, объединившее около 1 млн. человек. Это не замедлило сказаться на вовлечении в рационализаторское движение новых масс рабочих и служащих. Если в 1957 г. изобретатели и рационализаторы внесли более 2 млн. предложений, давших экономию по расчету на год около 7 млрд, руб., то в 1958 г. от !них поступило уже 2,7 млн. предложений, которые позволили государству сэкономить свыше 8,5 млрд. руб.

15 июля 1958 г. Президиум Верховного Совета СССР утвердил Положение о правах фабричного, заводского, местного комитета профессионального союза. Права профсоюзных комитетов значительно расширились. Им было предоставлено право участвовать в разработке проектов производственных планов; заслушивать доклады руководителей предприятия или учреждения о выполнении плановых заданий, обязательств по коллективному договору, по организации и улучшению условий труда, материально-бытового и культурного обслуживания рабочих и служащих, требовать от администрации устранения выявленных недостатков, а в случае необходимости ставить перед соответствующими органами вопрос о смещении или наказании хозяйственных руководителей, систематически нарушающих законодательство о труде, не выполняющих обязательств по коллективным договорам, проявляющих бюрократизм, волокиту и т. и. По этому положению назначение работников на руководящие хозяйственные должности предприятия или учреждения должно производиться администрацией с учетом мнения профсоюзной организации, а увольнение рабочих и служащих — лишь с согласия фабзав-комов и месткомов.

В 50-х годах профсоюзы СССР продолжали вести последовательную борьбу за укрепление единства международного рабочего движения и расширения интернациональных связей с профессиональными союзами других стран. Все более развивалось сотрудничество с профсоюзами социалистических государств. Советские профсоюзы установили тесные связи с Генеральным советом профсоюзов Японии, с профсоюзами учителей Англии и Чили, с Конгрессом профсоюзов Бирмы, с профсоюзами Швеции, Норвегии, Дании и Финляндии. Профессиональные союзы СССР выступали активными сторонниками ликвидации раскола в международном профсоюзном движении и установлении широкого сотрудничества с профсоюзами различных направлений в интересах трудящихся всех стран. В 1957 г. в Советском Союзе побывали 345 зарубежных профсоюзных и рабочих делегаций, в том числе 215 делегаций из 68 капиталистических государств. В 1958 г. СССР посетила 301 иностранная делегация из 58 стран мира. Со своей стороны профсоюзы СССР направили в различные государства 349 делегаций, поддерживая контакты с профсоюзами 90 стран.

Немного дореволюционной истории

В царской России в том или ином виде пенсионное обеспечение существовало с незапамятных времен.
Пенсии были положены государственным служащим, военным, как офицерам, так и солдатам, отслужившим 25 лет и некоторым другим категориям населения.

Не вдаваясь в особые подробности, скажу только, что по данным пенсионного фонда России в 1914 году в Российской империи право на пенсию за выслугу лет имели:

· чиновники всех классов и канцеляристы;

· учителя школ и преподаватели вузов;

· инженеры и рабочие всех казенных (государственных) заводов;

· врачи и медперсонал всех казенных больниц;

· работники железной дороги.

Немаловажным является и тот факт, что не было такого понятия как пенсионный возраст.
Для получения пенсиона в размере полного должностного оклада нужно было иметь стаж 35 лет.
При стаже от 20 до 30 лет пенсия составляла 2/3 от заработка, от 10 до 20 лет 1/3.

Размер пенсии устанавливался 1 раз и никакому пересмотру и индексации не подлежал. Если пенсионер умирал, то его семья (вдова, несовершеннолетние дети) продолжали получать пенсию.
Однако нужно заметить, что право на пенсию имели только «благонадежные» члены общества.
Человек, привлеченный к ответственности за уголовное преступление, уличенный в антигосударственной (революционной) деятельности, уволенный за нарушения трудовой дисциплины лишался права на пенсию.
Также пенсии лишали тех, кто принимал монашеский постриг или уезжал на постоянное место жительства за границу.

Все выше перечисленное относится к государственному пенсионному обеспечению.
Ну а как обстояло дело с теми, кто работал на частных предприятиях?
Что бы ни писали в учебниках истории об ужасах проклятого царизма, но социальные программы в отношении рабочих частных заводов и фабрик, действовали, и детские сады, школы для детей рабочих с бесплатным обучением, заводские больницы существовали.
Пенсионные выплаты осуществлялись из негосударственных эмеритальных, пенсионных и страховых касс которых по всей России насчитывалось более 200.
По сути это были те самые негосударственные пенсионные фонды, в которые нас всех еще совсем недавно так активно призывали вкладывать деньги.

Единственный слой населения, который никак не был охвачен пенсионным обеспечением, были крестьяне.

Пенсионные реформы в СССР

Как известно строительство нового общества в Советской России, а затем и в СССР началось с полного разрушения всей существовавшей системы.
«Отречемся от старого мира…», «Весь мир насилья мы разрушим…» и так далее.

Декрет Совнаркома РСФСР от 26 апреля 1919 года гласил:

"Все старые пенсии, выдаваемые из Государственного казначейства, пенсионных, эмеритальных, вспомогательно-сберегательных и прочих касс на основании законоположений, изданных до Октябрьской рабоче-крестьянской революции, подлежат пересмотру".
Председатель Совнаркома Ульянов (Ленин), управделами Бонч-Бруевича, секретарь Фотиева.

Думается не нужно объяснять, что «пересмотр» означал не что иное, как ликвидацию всех этих организаций, а находящиеся на их счетах средства экспроприации, на нужды государства рабочих и крестьян.

Подтверждением всего вышесказанного может служить письмо тифлисских рабочих- железнодорожников написанное в 1927 году своему земляку И.В. Сталину которое хранится в Российском государственном архиве социально-политической истории (бывший центральный партийный архив).

"Многоуважаемый Иосиф Виссарионович! В бытность Вашу в Тифлисе, во время посещения Тифлисских Вашего имени мастерских, мы, железнодорожные рабочие и служащие как мастерских, так и депо, подали Вам просьбу, в которой просили оказать содействие, дабы дать конец волнующему нас вопросу — о возврате наших мелких сбережений, которые мы, рабочие и служащие, тяжелым трудом заработанные откладывали на черный день путем сбережения через пенсионную кассу и страхования жизни при этой пенсионной кассе. По разъяснению Наркомфина СССР, деньги наши перечислены в доход казны в 1918 году".

Тем не менее в 1918 году был выпущен декрет Совнаркома о пенсиях и ряде льгот инвалидам Империалистической (первой мировой) войны и инвалидам Красной армии.
В 1923-м право на пенсию получили старые большевики, в 1928 году работники горнорудной и текстильной промышленности.

Только в 1930 году в Советской России было принято «Положение о пенсиях и пособиях по социальному страхованию», и с 1937 года пенсии стали выплачивать всем городским рабочим и служащим. Колхозное крестьянство в пенсиях очевидно не нуждалось.

Тогда же был установлен и возраст выхода на пенсию 55 лет для женщин и 60 для мужчин.
Да это тот самый возраст, повышение которого сегодня вызвало бурю негодования.
Очень часто приходится слышать, что то типа «это все для того, что бы люди ни имели шансов дожить до пенсии». Скажу на это только одно.
В 30-е годы дожить до пенсии шансов было гораздо меньше.

В 1926-1927 годах средний возраст мужчин в СССР был 40,2 года, женщин – 45,6 года.
В начале 50-х годов, то есть в конце эпохи Сталина максимальная трудовая пенсия была 300 рублей и составляла 25% от среднемесячной зарплаты, размер которой на тот момент был 1200 до реформенных рублей.

Пенсионная реформа 1956 года

Система пенсионного обеспечения в СССР в окончательном виде была сформирована почти через 40 лет после Великой Октябрьской Социалистической революции. В 1956-ом году был принят закон «О государственных пенсиях», в результате чего средний размер пенсий по возрасту был увеличен более чем в два раза, по инвалидности — в полтора раза.

Тогда же впервые начали начислять пенсии колхозникам.
Правда, пенсией назвать это мягко говоря сложно.
После реформы 1961 года всем колхозникам была установлена одинаковая пенсия по 12 рублей в месяц.
В 1973 году размер государственной пенсии труженикам села был повышен до 20 рублей, а в 1987 году до 50 рублей.
Правда следует сказать, что колхозы имели право выплачивать своим ветеранам надбавки из собственного бюджета. Пенсионный возраст и трудовой стаж, необходимый для получения такой надбавки, устанавливали на общем собрании.

Нужно так же сказать, что в СССР существовала система персональных пенсий, которые назначались за особые заслуги перед страной. Различались персональные пенсионеры, республиканского и союзного значения.

На протяжении всех 90-х годов пенсионную систему реформировали реформировали, да так и не выреформивали.
Более менее, все сложилось только к 2002 году, когда у власти уже был Путин. Ну а теперь вот опять происходит то, что происходит.

В заключении хочу сказать, что при написании статьи я старался придерживаться только фактов. Я не антисоветчик и не защитник нынешнего режима. Я стараюсь быть объективным. И еще одно. Я человек пред пенсионного возраста, проживший в СССР более 30 лет, так что пожалуйста не нужно меня обвинять в том, что я не знаю реалий той страны.


В публикации рассмотрены особенности повышенного пенсионного обеспечения. Обращено внимание на его субъективный характер. Показаны примеры назначения отраслевых пенсий.

Одним из важнейших инструментов кадровой политики Советского Союза являлось пенсионное обеспечение. До второй половины 1950-х гг. в СССР не существовало единой системы пенсионного обеспечения для всех советских граждан. Пенсионные льготы предоставлялись определенным категориям советских рабочих и служащих в зависимости от первостепенных государственных задач: ликвидация неграмотности обусловила обеспечение учителей пенсиями за выслугу лет, индустриализация - появление пенсий по старости для текстильщиков, горнорабочих, металлургов, железнодорожников и т.д. В послевоенные годы потребовались квалифицированные кадры для восстановления разрушенного народного хозяйства, поэтому для работников ряда ведущих отраслей промышленности было установлено так называемое повышенное пенсионное обеспечение. Отраслевые повышенные пенсии назначались по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца.

Интересные сведения о ситуации, сложившейся в системе повышенных пенсий в начале 1950-х гг., содержатся в докладных записках Министра социального обеспечения РСФСР Н.А. Муравьевой (1952 - 1961 гг.), предназначенных для вышестоящих государственных и партийных органов, которые в настоящее время хранятся в фондах Государственного архива Российской Федерации.

По данным руководителя российского Минсобеса на апрель 1953 г., для установления повышенного пенсионного обеспечения работникам приоритетных отраслей "начиная с 1947 года издано более 300 открытых постановлений и распоряжений Правительства и почти такое же количество закрытых" (Гос. архив РФ - http://statearchive.ru/478- Ф. А-413. Оп. 4. Д. 426. Л. 4.). Среди важнейших отраслей промышленности: горная, угольная, нефтяная, золото-платиновая, алмазная, химическая и химико-фармацевтическая; морской и железнодорожный транспорт. Также повышенные пенсии предусматривались для ученых, работавших в ведомственных учебных и научных заведениях.

Здесь нужно сказать, что повышенными пенсии, предусмотренные для работников ведущих отраслей, являлись по отношению к обычным страховым пенсиям. В это время пенсии по старости на общих основаниях советские рабочие и служащие могли получать по достижении 60 лет мужчины и 55 лет женщины, если они выработали 25 и 20 лет трудового стажа соответственно. Размеры таких пенсий были весьма небольшими. При этом из-за множества ограничений формального характера обычные пенсии многим советским гражданам были недоступны. В научной среде повышенные пенсии по размерам и набору льготных показателей превосходили так называемые академические пенсии.

Отличительной чертой повышенных пенсий являлся отраслевой субъективизм:

• условия назначения и правила расчета пенсий для нужной отрасли устанавливались, как было сказано выше, отдельными распоряжениями и постановлениями Совета министров СССР, исходя из конкретных приоритетов. Возможно, имело место отраслевое лоббирование. Например, работникам горных институтов и горных факультетов (постановление Совмина СССР № 742 от 19.02.1949) пенсии назначались в возрасте 50 лет как мужчинам, так и женщинам, в размере от 50 до 65% от оклада (ставки); работникам высших медицинских и фармацевтических учебных заведений и НИИ (постановление Совмина СССР от 23.01.1951 № 200) - в возрасте 55 лет в размере 40% ставки; в вузах и НИИ железнодорожного транспорта (постановление Совмина СССР от 24.07.1949 № 3184) - в возрасте 50 лет женщинам и 55 лет мужчинам в размере от 50 до 65% оклада, а в вузах и НИИ морского флота, а также Министерства финансов - тоже с 50 - 55 лет, но исходя только из 50% ставки (Гос. архив РФ - http://statearchive.ru/478 - Ф. А-413. Оп. 1. Д. 2678. Л. 3). Характеризуя удивительное разнообразие условий и норм повышенного пенсионного обеспечения, к вышеприведенным примерам можно добавить следующие факты: работникам предприятий судостроительной промышленности предел заработка, из которого исчислялась пенсия по инвалидности, был установлен в 600 руб., а для работников паровозостроительных предприятий - 500 руб.; работникам системы Министерства путей сообщения в стаж, дающий право на повышенную пенсию, могло быть засчитано время работы в судостроительной промышленности, а работникам судостроительной промышленности время работы в системе Министерства путей сообщения - нет (Гос. архив РФ - http://statearchive.ru/478 - Ф. А-413. Оп. 4. Д. 426. Л. 4).

Анализируя пенсионную статистику за 1952 г., Н.А. Муравьева направила в Президиум Верховного Совета СССР следующую информацию: всего пенсионеров в РСФСР - 8 570,6 тыс. человек. При этом ежемесячный размер в рублях у получателей обычных пенсий по социальному страхованию находился в пределах: по старости от 50 до 180 руб., по инвалидности - от 99 до 300 руб. Инвалидам недавно закончившейся Великой Отечественной войны пенсии выплачивались в границах от 56 до 500 руб., а семьям погибших воинов - от 32 до 300 руб. У получателей повышенных пенсий картина получалась несколько иная. Пенсии по инвалидности работники приоритетных отраслей получали в пределах от 235 до 780 руб. в месяц; по случаю потери кормильца - от 235 до 584 руб. в месяц. Обеспечение по старости министр характеризовала отдельно на конкретных примерах. Так, работник аппарата Министерства финансов, Министерства связи или Министерства электростанций, достигший 55-летнего возраста (при окладе 3 000 руб.), получал пенсию 1 500 руб. в месяц, продолжая работать. Такой же работник Министерства иностранных дел, юстиции, строительства, машиностроения и многих других министерств при возрасте 60 лет и при том же окладе получал пенсию только 150 руб. в месяц. Слесарь, работавший на электростанциях, при тарифной ставке в 980 руб. получал пенсию по старости в размере 588 руб. в месяц, а такой же квалификации слесарь заводов машиностроения - только 150 руб. (Гос. архив РФ - http://statearchive.ru/478 - Ф. А-413. Оп. 4. Д. 426. Л. 2 - 3). Сведения об общем количестве получателей повышенных пенсий содержатся в секретной записке за подписью А.Н. Косыгина, направленной в апреле 1955 г. в адрес Совета министров СССР: пенсия по старости обычно 150 руб. в месяц. Такие низкие нормы пенсий распространяются примерно на 70% всех пенсионеров из числа рабочих и служащих, утративших трудоспособность. Остальные 30% пенсионеров получают повышенные пенсии (Гос. архив РФ - http://statearchive.ru/478 - Ф. Р-9553. Оп. 3. Д. 4. Л. 255).

Весьма показательная ситуация с повышенным обеспечением сложилась в академической среде. Весной 1955 г. руководитель российской пенсионной службы сообщала в отдел науки при ЦК КПСС, что профессор, заведующий кафедрой университета, имеющий оклад 6 000 руб., в возрасте 60 лет мог получить академическую пенсию по старости в размере 40% от ставки в 4 000 руб., т.е. 1 600 руб. в месяц, только оставив работу, а профессор, заведующий кафедрой Горного института с таким же окладом 6 000 руб., получал пенсию по старости с 50 лет в размере от 50 до 65% от полного оклада в 6 000 руб., и его пенсия составляла от 3 000 до 3 900 руб. Причем последний продолжал работать, сохраняя и свой оклад. Интересно, что наибольшее количество работающих получателей повышенных пенсий было среди медицинских и фармацевтических работников. При этом Нонна Александровна называла фамилии выдающихся советских академиков, которые, оставив работу, стали получать пенсии в размерах от 600 до 2 400 руб. (Гос. архив РФ - http://statearchive.ru/478 - Ф. А-413. Оп. 1. Д. 2678. Л. 3 - 4), т.е. оказались в менее выгодных условиях, чем их коллеги, занятые в приоритетной отраслевой науке.

В том же 1955 г. Н.А. Муравьева привлекала внимание отдела науки ЦК КПСС к средствам, затраченным на выплату повышенных пенсий научным работникам всего четырех учебных заведений, а именно Московского горного института им. И.В. Сталина, Института горного дела АН СССР, Первого и Второго Московских медицинских институтов. Министра возмутил факт получения за один год всего лишь 132 работавшими в четырех перечисленных учреждениях г. Москвы пенсионерами льготных пенсий на сумму около 3 млн руб. (Гос. архив РФ - http://statearchive.ru/478 - Ф. А-413. Оп. 1. Д. 2757. Л. 22 - 23). Разделив 3 млн на 132 пенсионера и на 12 месяцев выплаты в год, получим средний ежемесячный размер повышенной пенсии 1 894 руб. Интересно сравнить полученный результат с размерами обычных академических пенсий. На конец 1954 г. в РСФСР по Положению о пенсионном обеспечении работников науки (Положение о пенсионном обеспечении работников науки, утв. постановлением Совета министров СССР от 28.09.1949 № 4140) получали пенсии 4 993 человек, которым за указанный год было выплачено 30,9 млн руб. (Гос. архив РФ - http://statearchive.ru/478 - Ф. А-413. Оп. 1. Д. 2678. Л. 2 - 3), т.е. средний размер их пенсий составил 515 руб.

Уже после отмены повышенного обеспечения известный советский ученый-правовед В.А. Ачаркан обращал внимание на еще одну его характерную черту: ". в одних отраслях высококвалифицированному специалисту и уборщице пенсии по старости назначались в одинаковых размерах, в других - соотношение между минимальными и "повышенными" пенсиями достигало 1: 50" (Ачаркан В.А. Обеспечение ветеранов труда в СССР. М.: Наука, 1965. С. 47). На современном этапе, упоминая пенсии данного вида при анализе советской системы социального обеспечения, ученые также отмечают ведомственный подход, "излишества в пенсионном обеспечении, особенно руководящих и инженерно-технических работников; элементы субъективизма при назначении".

Нужно ли говорить, что повышенное пенсионное обеспечение во многих профессиональных кругах вызывало глубокое недовольство. Понимание этого во многом благодаря аналитике министра российского социального обеспечения существовало в руководстве Коммунистической партии и советского правительства. В феврале 1956 г. с трибуны XX съезда КПСС в Отчетном докладе Центрального комитета партии Н.С. Хрущев заявил о необходимости улучшить дело пенсионного обеспечения. При этом он заметил: ". в пенсионном деле есть серьезные недостатки. в размерах пенсий существует недопустимый разнобой. Для ряда категорий пенсионеров установлен низкий размер пенсий, в то время как некоторые лица, в том числе работоспособные, еще не старые люди, получают высокие пенсии" (Хрущев Н.С. Отчетный доклад ЦК КПСС XX съезду партии // XX съезд КПСС: стенографический отчет. М.: Государственное издательство политической литературы, 1956. Т. 1. С. 77). Поэтому ЦК партии и Совету министров было поручено принять "меры по упорядочению вопросов пенсионного обеспечения с тем, чтобы размеры низших разрядов пенсий значительно увеличить, а размеры неоправданно высоких пенсий несколько снизить" (Хрущев Н.С. Отчетный доклад ЦК КПСС XX съезду партии - Там же).

В июле 1956 г. сессией Верховного Совета СССР был принят Закон «О государственных пенсиях», который унифицировал пенсионные права советских рабочих и служащих и, соответственно, отменил повышенное пенсионное обеспечение как таковое. Однако льготные пенсии в складывающейся системе всеобщего государственного пенсионного обеспечения были сохранены. Пенсии на льготных условиях и в льготных размерах назначались работникам, занятым в производствах с опасными для жизни условиями труда. Ко времени вступления в силу Закона СССР от 14.07.1956 «О государственных пенсиях» были разработаны Списки производств, профессий и должностей с вредными и тяжелыми условиями труда, иначе говоря, "льготные" Списки. Конечно же, данные нормативные акты создавались в соответствии с приоритетами развивающейся промышленности, но не по отраслевому принципу или, иначе говоря, не по принципу ведомственной принадлежности, а в зависимости именно от условий труда. Например, пенсии работникам, занятым в металлургическом производстве, назначались независимо от того, кому было подчинено предприятие: Министерству черной металлургии или Министерству судостроительной промышленности.

При назначении льготных пенсий по Закону СССР от 14.07.1956 «О государственных пенсиях» ряд преференций был сохранен. Прежде всего, сохранялась возможность уйти на пенсию ранее установленного для обычных пенсий срока: на 10 лет для работников, занятых на подземных или во вредных условиях труда (Список № 1, утв. постановлением Совета министров СССР от 22.08.956 № 1173 (далее- Постановление № 1173)), и на пять - для занятых в тяжелых условиях труда (Список № 2, утв. Постановлением № 1173). Списки 1956 г. (с последующими дополнениями) просуществовали до распада СССР. Они делились на разделы в зависимости от видов производства. Присутствовала возможность получать пенсии в больших размерах, но льготные размеры от основных отличались незначительно. Пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца для рабочих и служащих, занятых во вредных условиях труда и на тяжелых работах, также были немного выше соответствующих пенсий, назначаемых на общих основаниях.

Памятуя о недовольстве граждан слишком большими размерами пенсий, предназначенными для весьма узкого круга получателей, советским пенсионным законодательством образца 1956 г. для рабочих и служащих был установлен единый пенсионный максимум, равный 1 200 (с 1961 г. - 120) руб. Для граждан, проработавших во вредных условиях труда (Список № 1, утв. Постановлением № 1173) более 15 лет, максимальные пенсии могли быть назначены в пределах от 1 400 (140) до 1 600 (160) руб. С января 1983 г. многие советские рабочие и служащие стали получать пенсию 132 руб.: максимум 120 руб. плюс 12 руб. надбавки за непрерывный стаж. Академические пенсии были на порядок выше: немногочисленные советские академики могли получать 2 400 (240) руб.; профессора и доктора наук - 1 600 (160) руб. Однако и эти пенсии не достигали прежних повышенных размеров. Вспомним получаемые некоторыми категориями специалистов в начале 1950-х гг. отраслевые пенсии равные 3 900 (390) руб.

Подводя общие итоги, нужно сказать, что практически забытые сегодня повышенные пенсии как особый вид пенсионного обеспечения просуществовали недолго, всего лишь с 1947 по 1956 гг., при этом название "повышенные пенсии" не отражало всей системы льгот и преимуществ, которые таковые пенсии предусматривали. Кроме увеличенных размеров среди основных характеристик пенсионного обеспечения данного вида можно назвать уменьшение пенсионного возраста и возможность продолжать работать на прежнем месте после его предоставления. Еще одной важнейшей чертой пенсий, предназначенных для работников приоритетных отраслей, было многообразие правовых условий и норм, регламентирующих их назначение и выплату.

По материалам («Социальное и пенсионное право», 2017)

Читайте также: