Средний заработок на период трудоустройства пфр

С 13.08.2020 вступают в силу изменения в Трудовой кодекс РФ, регулирующие выплаты работникам, увольняемым в связи с ликвидацией организации или сокращением штата. Эти изменения приняты Федеральным законом от 13.07.2020 № 210-ФЗ (далее – Закон № 210-ФЗ).

Рассмотрим их подробнее.

Уточнены правила выплаты среднего месячного заработка за второй месяц трудоустройства

Работнику, уволенному в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата, выплачивается выходное пособие (ч. 1 ст. 178 ТК РФ). В дальнейшем это выходное пособие зачитывается в счет сохраняемого среднего заработка за первый месяц после увольнения. Средний заработок сохраняется и за второй месяц трудоустройства, а в исключительных случаях (по решению органа занятости) – за третий (если не трудоустроен). Для лиц, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера, предусмотрены повышенные гарантии: средний заработок им сохраняется за второй и третий месяцы, а в исключительных случаях (по решению службы занятости) и за четвертый – шестой.

Действующая ст. 178 ТК РФ устанавливает, что для получения выплат за третий (четвертый – шестой) месяц работник должен обратиться в службу занятости в течение двух недель с момента увольнения. По новым правилам уволенный должен это сделать в течение 14 рабочих дней со дня увольнения. Таким образом, срок обращения в органы занятости увеличен.

Поправки уточнили, что средний заработок за второй (и третий – по решению службы занятости) месяц сохраняется за весь месяц, а если работник нашел работу в этом месяце, то пропорционально периоду нетрудоустройства.

Ранее статья 178 ТК РФ не содержала такой нормы. Однако на практике именно так и производились выплаты сохраняемого заработка за второй и третий месяцы поиска работы. Теперь такой подход закреплен законодательно.

Установлен также срок, в течение которого работник может обратиться к работодателю за выплатой сохраняемого среднего заработка за второй, а также третий месяцы трудоустройства. Для получения сохраняемого заработка за второй месяц подать письменное заявление необходимо не позднее 15 рабочих дней после окончания второго месяца со дня увольнения. Заявление на выплату за третий месяц необходимо подать после принятия решения органом СЗН, но не позднее 15 рабочих дней после окончания третьего месяца со дня увольнения.

Заметим, что такой срок применяется, когда работник не был трудоустроен в течение второго или третьего месяца, а также в случае пропорционального сохранения заработка. В новой редакции статьи 178 ТК РФ не уточняются, как считать месяц со дня увольнения. В соответствии с ч. 3 ст. 14 ТК РФ сроки, исчисляемые месяцами, истекают в соответствующее число последнего месяца срока. При этом важно помнить, что если последний день срока приходится на нерабочий день, то днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

Таким образом, если (к примеру) сотрудник уволился 21 августа 2020 года, то 15 рабочих дней на подачу заявления о выплате сохраняемого заработка за второй месяц необходимо отсчитывать с 22 октября 2020 года. А если сотрудник уволился 31 августа, то 15 рабочих дней необходимо исчислять с 2 ноября, потому что 31 октября и 1 ноября – это выходные дни.

В настоящий момент срок обращения за выплатой среднего заработка не установлен. Не установлен также и срок выплаты сохраняемого заработка.

Еще одно новшество Закона № 210-ФЗ: теперь выплатить сохраняемый заработок необходимо не позднее 15 календарных дней со дня обращения.

Еще одна новелла Закона № 210-ФЗ – правило о том, что при ликвидации организации сохраняемый заработок за второй и третий месяцы должен быть выплачен до ликвидации организации по гражданскому законодательству. Эта норма позволяет защитить права работников, увольняемых в связи с ликвидацией организации. До ее введения уволенный работник не всегда мог получить то, что полагается ему по закону.

Дело в том, что организация в процессе ликвидации может быть снята с учета до того, как истечет второй или третий месяц для трудоустройства уволенного работника. При этом не всегда назначается лицо, ответственное за выплаты. С 13.08.2020 этой проблемы больше не будет.

О том, можно ли уволить в связи с ликвидацией до окончания конкурсного производства, см. комментарий.

Компенсация вместо сохранения заработка

С 13.08.2020 в ТК РФ появятся нормы, позволяющие работодателю вместо сохранения среднего заработка за второй и третий месяцы нетрудоустройства выплатить увольняемому работнику единовременную компенсацию. Компенсация будет выплачиваться в размере двукратного среднего месячного заработка.

При этом работодатель может выплатить эту компенсацию как при увольнении работника, так и в дальнейшем. Если работнику уже произведена выплата сохраняемого заработка за второй месяц, компенсацию можно перечислить с зачетом сохраняемого заработка за второй месяц.

Если организация находится в процессе ликвидации, она должна будет выплатить единовременную компенсацию до завершения ликвидации. Работодатель может установить повышенный размер единовременной компенсации в трудовом или коллективном договоре.

Эти нормы позволят организации наряду с выходным пособием выплатить и сохраняемый заработок за второй и третий месяцы. Несмотря на то что сейчас на законодательном уровне это не установлено, многие компании при увольнении сотрудников в связи с сокращением или ликвидацией сразу производят выплату в размере трехкратного заработка. В дальнейшем такие работодатели освобождаются от выплаты сохраняемого заработка за второй и третий месяцы нетрудоустройства (см. апелляционные определения Московского городского суда от 06.04.2015 № 33-11175/2015, от 30.03.2015 № 33-7243, от 16.03.2015 № 33-5542/2015 и др).

Аналогичные нормы, касающиеся выплаты сохраняемого заработка или единовременной компенсации, внесены и в статью 318 ТК РФ, регулирующую гарантии при увольнении "северных" работников.

Не пропускайте последние новости - подпишитесь
на бесплатную рассылку сайта:

  • десятки экспертов ежедневно мониторят изменения законодательства и судебную практику;
  • рассылка бесплатная, независимо от наличия договора 1С:ИТС;
  • ваш e-mail не передается третьим лицам;

Обязательные выплаты при увольнении

При увольнении в связи с ликвидацией организации или сокращением штата выплатите сотруднику:

  • выходное пособие в размере среднего месячного заработка;
  • средний заработок на период трудоустройства, как правило, не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).

При этом учитывайте, что есть ограничения по размеру выплат для руководителей (их заместителей) и главных бухгалтеров организаций, в уставных капиталах которых доля участия (акции) РФ более пятидесяти процентов, а также членов коллегиальных исполнительных органов, заключивших трудовые договоры с указанными организациями.

Совокупный размер выплачиваемых этим сотрудникам выходных пособий, компенсаций и других выплат при увольнении не может превышать трехкратный средний месячный заработок. Поэтому, если выплаты таким сотрудникам грозят превысить установленный размер, выплатите их в сумме, с учетом которой размер не будет превышен.

При определении совокупного размера не учитывайте размер следующих выплат:

  • причитающейся работникам зарплаты;
  • средний заработок, сохраняемый при направлении в командировку, на профобучение с отрывом от работы, и в других случаях, когда за работником сохраняется средний заработок по трудовому законодательству;
  • возмещение расходов, связанных с командировками и переездом на работу в другую местность;
  • компенсацию за все неиспользованные отпуска;
  • средний месячный заработок, сохраняемый на период трудоустройства.

Такой порядок установлен в статье 349.3 Трудового кодекса РФ.

Расчет выходного пособия

Выходное пособие рассчитайте по формуле:

Выходное пособие в размере среднего месячного заработка и является минимальным пределом. При этом средний месячный заработок сотрудника, который в расчетный период отработал полностью норму рабочего времени, не может быть менее 1 МРОТ. Ведь такой минимум установлен для зарплаты (ст. 133 ТК РФ).

Средний дневной заработок

Как определить средний дневной (часовой) заработок сотрудника, см. рекомендацию .

Средний заработок на период трудоустройства

Размер среднего заработка на период трудоустройства зависит от того, когда сотрудник вновь устроится на работу:

  • если он не устроится в течение первого месяца после увольнения, то засчитывайте его выходное пособие в счет среднего заработка за первый месяц;
  • если он не устроится в течение второго месяца после увольнения, то за этот месяц выплачивайте ему средний заработок;
  • если он не устроится в течение третьего месяца после увольнения, то средний заработок выплачивайте, только если в течение двух недель после увольнения сотрудник обратился в службу занятости, но не был трудоустроен (подтверждается решением службы занятости).

Таким образом, за первый месяц после увольнения выплачивается выходное пособие. В связи с этим средний заработок на период трудоустройства за первый месяц после увольнения рассчитывать не нужно.

Средний заработок на период трудоустройства за второй и третий месяц рассчитывайте по формуле:

Такие правила выплаты выходного пособия и среднего заработка на период трудоустройства при увольнении в связи с ликвидацией организации (сокращением штата) предусмотрены в статье 178 Трудового кодекса РФ.

Ситуация: нужно ли выплатить уволенному сотруднику средний заработок за период трудоустройства, если он устроился на новую работу в середине или в конце второго месяца после увольнения?

Да, нужно. Пропорционально времени, в течение которого уволенный сотрудник не был трудоустроен.

Объясняется это так. При увольнении в связи с ликвидацией организации или сокращением штата, помимо выходного пособия, организация обязана выплатить уволенному сотруднику средний заработок на период трудоустройства, не превышающий двух месяцев со дня увольнения (в исключительных случаях – трех месяцев). Это предусмотрено частью 1 статьи 178 Трудового кодекса РФ.

А значит, в случае трудоустройства в рамках второго месяца работодатель обязан выплатить бывшему сотруднику сохраненный средний заработок. Но только за те рабочие дни месяца, в течение которых этот человек не работал.

Такой позиции придерживаются специалисты Минтруда России в устных разъяснениях.

Пример выплаты среднего заработка на период трудоустройства. Сотрудник устроился на новую работу в середине второго месяца после увольнения

В организации П.А. Беспалов работает кладовщиком, его оклад составляет 20 000 руб. в месяц. 12 января 2015 года его уволили в связи с ликвидацией организации. Поэтому Беспалову положены:

  • выходное пособие;
  • средний заработок на период трудоустройства.

Выходное пособие Беспалову было выплачено в день увольнения – 12 января 2015 года. Для определения выходного пособия расчетным периодом является время с 1 января по 31 декабря 2014 года. Заработок Беспалова за этот период составил 240 000 руб. (20 000 руб./мес. × 12 мес.). За расчетный период он отработал 247 дней.

Средний дневной заработок Беспалова составил:
240 000 руб. : 247 дн. = 971,66 руб./дн.

В первом месяце после увольнения (с 13 января по 12 февраля 2015 года) 23 рабочих дня. Выходное пособие составило:
23 дн. × 971,66 руб./дн. = 22 348,18 руб.

На следующий день после увольнения Беспалов встал на учет в службу занятости.

В течение первого месяца после увольнения (с 13 января по 12 февраля 2015 года) Беспалов не смог трудоустроиться. В счет сохранения среднего заработка за первый месяц после увольнения бухгалтер зачел сумму выходного пособия, выплаченного в связи с увольнением.

В течение второго месяца (с 13 февраля по 12 марта 2015 года) после увольнения Беспалов устроился на новую работу. Дата его трудоустройства – 2 марта 2015 года. Количество дней, в течение которых Беспалов числился нетрудоустроенным, составило 11 рабочих дней (с 13 по 27 февраля включительно), что подтверждено отсутствием записей в его трудовой книжке. 2 марта ему был выплачен средний заработок за 11 рабочих дней. Сумма среднего заработка на период трудоустройства за второй месяц после увольнения составила:
11 дн. × 971,66 руб./дн. = 10 688,26 руб.

Ситуация: как рассчитать средний месячный заработок для выплаты выходного пособия, среднего заработка на период трудоустройства и компенсаций при увольнении?

Законодательство не предусматривает методику расчета среднемесячного заработка. Для всех случаев сохранения среднего заработка установлен единый порядок его расчета на основании среднего дневного (часового) заработка (ст. 139 ТК РФ). Поэтому при расчете суммы выходного пособия, среднего заработка на период трудоустройства и компенсаций при увольнении необходимо использовать именно его. Различные наименования, которые использованы при определении размеров выплат, не могут служить основанием для использования какого-либо другого порядка.

Например, выходное пособие при увольнении в связи с сокращением штата (ликвидацией организации) нужно выплатить в размере среднего месячного заработка сотрудника (ст. 178 ТК РФ). Это означает, что средний дневной (часовой) заработок сотрудника необходимо сохранять в течение месяца после увольнения. Компенсацию сотруднику за досрочное увольнение рассчитывайте пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения о расторжении трудового договора (ст. 180 ТК РФ).

При увольнении руководителя по решению собственника ему выплачивается компенсация в размере трехкратного среднего месячного заработка (ст. 181, 279 ТК РФ, постановление Конституционного суда РФ от 15 марта 2005 г. № 3-П). В данном случае компенсацию следует рассчитывать на основании среднего дневного (часового) заработка и рабочих дней (часов) в течение первого месяца после увольнения (ст. 139 ТК РФ, п. 9 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2007 г. № 922). Затем ее нужно умножить на три.

Ситуация: как рассчитать средний заработок на период трудоустройства уволенному по сокращению, если в организации установили неполную рабочую неделю?

Средний заработок рассчитайте исходя из количества рабочих дней в месяце, ориентируясь на календарь неполной рабочей недели.

В данном случае действует общее правило: чтобы рассчитать средний заработок, нужно умножить средний дневной заработок на количество фактических рабочих дней в периоде, за который полагается выплата (п. 9 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2007 г. № 922). Никаких особенностей для случаев, когда организация устанавливает неполную рабочую неделю, в законодательстве нет. Просто оплатите количество рабочих дней в месяце с учетом такого режима работы.

Пример выплаты среднего заработка на период трудоустройства. Сотрудник не устроился на новую работу в середине второго месяца после увольнения. После увольнения организация перешла на неполную рабочую неделю

А.В. Волков работал кладовщиком, его оклад составлял 20 000 руб. в месяц. 13 января 2015 года его уволили в связи с сокращением штата.

После увольнения (с 14 января 2015 года) в организации введен режим четырехдневной рабочей недели.

В связи с увольнением по сокращению штата Волкову положены:

  • выходное пособие;
  • средний заработок на период трудоустройства.

Выходное пособие Волкову было выплачено в день увольнения – 13 января 2015 года. Для определения выходного пособия расчетным периодом является время с 1 января по 31 декабря 2014 года. Заработок Волкова за этот период составил 240 000 руб. (20 000 руб./мес. × 12 мес.). За расчетный период он отработал 247 дней.

Средний дневной заработок Волкова составил:

240 000 руб. : 247 дн. = 971,66 руб./дн.

В первом месяце после увольнения (с 14 января по 13 февраля 2015 года) по календарю четырехдневной рабочей недели 18 рабочих дней. Выходное пособие составило:

18 дн. × 971,66 руб./дн. = 17 489,88 руб.

В течение двух месяцев после увольнения Волков не смог трудоустроиться, что подтверждено трудовой книжкой.

В счет сохранения среднего заработка за первый месяц бухгалтер зачел выплаченное выходное пособие.

Во втором месяце (с 14 февраля по 13 марта 2015 года) по календарю четырехдневной рабочей недели 14 рабочих дней. Средний заработок за второй месяц составил:

14 дн. × 971,66 руб./дн. = 13 603,24 руб.

Пример расчета выходного пособия и среднего заработка на период трудоустройства сотруднику, уволенному в связи с ликвидацией организации

В организации П.А. Беспалов работает кладовщиком, его оклад составляет 20 000 руб. в месяц. 12 января 2015 года его уволили в связи с ликвидацией организации. Поэтому Беспалову положены:

  • выходное пособие;
  • средний заработок на период трудоустройства.

Выходное пособие Беспалову было выплачено в день увольнения – 12 января 2015 года. Для определения выходного пособия расчетным периодом является время с 1 января по 31 декабря 2014 года. Заработок Беспалова за этот период составил 240 000 руб. (20 000 руб./мес. × 12 мес.). За расчетный период он отработал 247 дней.

Средний дневной заработок Беспалова составил:
240 000 руб. : 247 дн. = 971,66 руб./дн.

В первом месяце после увольнения (с 13 января по 12 февраля 2015 года) 23 рабочих дня. Выходное пособие составило:
23 дн. × 971,66 руб./дн. = 22 348,18 руб.

На следующий день после увольнения Беспалов встал на учет в службу занятости.

В течение первого месяца после увольнения (с 13 января по 12 февраля 2015 года) Беспалов не смог трудоустроиться. В счет сохранения среднего заработка за первый месяц после увольнения бухгалтер зачел сумму выходного пособия, выплаченного в связи с увольнением.

В течение второго месяца (с 13 февраля по 12 марта 2015 года) после увольнения Беспалов также не смог трудоустроиться, что подтверждено отсутствием записей в его трудовой книжке. Поэтому 13 марта 2015 года ему был выплачен средний заработок. Во втором месяце после увольнения (с 13 февраля по 12 марта 2015 года) 18 рабочих дней. Сумма среднего заработка на период трудоустройства за второй месяц после увольнения составила:
18 дн. × 971,66 руб./дн. = 17 489,88 руб.

В течение третьего месяца (с 13 марта по 12 апреля 2015 года) после увольнения Беспалов также не смог трудоустроиться, что подтверждено отсутствием записей в его трудовой книжке и решением службы занятости. Так как он своевременно обратился в службу занятости, организация обязана выплатить ему средний заработок на период трудоустройства за третий месяц после увольнения. Поэтому 13 апреля 2015 года Беспалову был выплачен средний заработок. В третьем месяце после увольнения (с 13 марта по 12 апреля 2015 года) 21 рабочий день. Сумма среднего заработка на период трудоустройства за третий месяц после увольнения составила:
21 дн. × 971,66 руб./дн. = 20 404,86 руб.

Ситуация: нужно ли выплатить средний заработок на период трудоустройства за третий месяц пенсионеру, уволенному в связи с ликвидацией организации (сокращением штата)?

Пенсионеры имеют те же права и обязанности, что и остальные сотрудники организации. Несмотря на то что пенсионеры не признаются безработными (п. 3 ст. 3 Закона от 19 апреля 1991 г. № 1032-1), им положена выплата среднего заработка на период трудоустройства. Никаких исключений для них статьей 178 Трудового кодекса РФ не предусмотрено.

Аналогичная точка зрения высказана в письме Роструда от 11 февраля 2010 г. № 594-ТЗ.

Выплаты в районах Крайнего Севера

Средний заработок на период трудоустройства до трех месяцев (с зачетом выходного пособия) сохраняется за сотрудниками, которые работают в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, при увольнении в связи с:

  • ликвидацией организации;
  • сокращением штата.

В отличие от общего правила, для сохранения среднего заработка на период трудоустройства за третий месяц таким сотрудникам решение службы занятости не нужно. Об этом сказано в части 1 статьи 318 Трудового кодекса РФ.

Кроме того, средний заработок в указанных случаях может быть сохранен за такими сотрудниками и на период до полугода на основании решения службы занятости. Это возможно в том случае, если в месячный срок после увольнения сотрудник обратился в эту службу, но не был ею трудоустроен. Таковы правила части 2 статьи 318 Трудового кодекса РФ.

Аналогичный порядок при увольнении в связи с ликвидацией организации или сокращением штата распространяется на сотрудников, работающих:

  • в местностях, не отнесенных к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, но включенных в перечень территорий, где выплачивают районные коэффициенты и процентные надбавки к зарплате (определение Верховного суда РФ от 11 ноября 2005 г. № 53-В05-9). Например, в южных районах Иркутской области и Красноярского края;
  • на территории закрытых административно-территориальных образований (п. 4 ст. 7 Закона от 14 июля 1992 г. № 3297–1).

Выплаты членам профсоюза

Сотрудникам, которые были избраны в профсоюз и освобождены от основной работы, средний заработок выплачивает не организация, а общероссийский (межрегиональный) профессиональный союз в следующем порядке.

Средний заработок на период трудоустройства, но не более чем на полгода, за ними сохраняется при увольнении в связи с:

  • невозможностью предоставить прежнюю либо другую равноценную работу (должность) при окончании срока полномочий сотрудника в профсоюзе;
  • ликвидацией организации.

Если же сотрудник проходит переквалификацию или обучение, то средний заработок может быть сохранен за ним до года после увольнения.

Такие правила установлены статьей 375 Трудового кодекса РФ.

Увольнение из-за нарушений при заключении договора

Сотрудникам, уволенным в связи с нарушением порядка заключения трудового договора, которое исключает возможность продолжения работы, выходное пособие выплачивайте, только если это нарушение произошло по вине организации. Размер выходного пособия – средний заработок за месяц. Если же нарушение порядка было допущено по вине сотрудника, выходное пособие ему не выплачивайте. Об этом сказано в пункте 11 части 1 статьи 77 и части 3 статьи 84 Трудового кодекса РФ.


Вы думаете, это очень просто? Оказывается, что нет. Недавно этот вопрос рассматривал Конституционный Суд Российской Федерации. Поводом для рассмотрения послужила жалоба В. С. Кормуш, работницы АО «Интауголь» в городе Инта Республики Коми. С 1 января 2019 года это предприятие было ликвидировано и все сотрудники были уволены. При увольнении им выплатили выходное пособие.

В. С. Кормуш была уволена 28 декабря 2018 года, то есть в предпоследний рабочий день 2018 года. Увольнение было произведено в строгом соответствии с законом, по основанию, предусмотренному пунктом 1 части 1 статьи 81 Трудового кодекса РФ, — в связи с ликвидацией организации.

При увольнении работнице было выплачено выходное пособие, рассчитанное следующим образом. Был посчитан её заработок за период с декабря 2017 года по ноябрь 2018 года включительно (за 12 месяцев, предшествующих дате увольнения), он составил 489208 рублей. Затем был рассчитан средний дневной заработок путём деления заработка за 12 месяцев на количество отработанных за этот период дней (216), он составил 2264,85 рублей. Затем была исчислена сумма выходного пособия, которое выплачивается в размере среднего месячного заработка, путём умножения среднего дневного заработка на количество рабочих дней по производственному календарю в месячном периоде, следующим за датой увольнения, — с 29 декабря 2018 года по 28 января 2019 года (15 рабочих дней). Сумма выходного пособия составила 33 973 руб.

Всё правильно посчитали, скажете вы. Обратимся к утверждённому Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 № 922 «Положению об особенностях порядка исчисления средней заработной платы» (далее будем называть его «Положение»), на основании которого рассчитывается средний заработок, и посмотрим, не было ли нарушений расчёта суммы выходного пособия.

Согласно пункту 9 Положения:

Средний дневной заработок, кроме случаев определения среднего заработка для оплаты отпусков и выплаты компенсаций за неиспользованные отпуска, исчисляется путём деления суммы заработной платы, фактически начисленной за отработанные дни в расчётном периоде, включая премии и вознаграждения, на количество фактически отработанных в этот период дней.

Так и было посчитано. Обратите внимание, средний дневной заработок считается за 1 рабочий, а не 1 календарный день.

В том же пункте 9 Положения говорится:

Средний заработок работника определяется путём умножения среднего дневного заработкана количество дней (календарных, рабочих) в периоде, подлежащем оплате.

Понятно, что если мы посчитали средний дневной заработок за 1 рабочий день, то и для расчёта среднего заработка за месяц, подлежащего выплате, нужно умножать этот среднедневной заработок на количество рабочих дней в периоде, подлежащем оплате.

Именно так и поступил работодатель. Он умножил сумму среднедневного заработка на 15 рабочих дней, приходящихся на период с 29 декабря 2018 года по 28 января 2019 года (1 рабочий день в декабре и 14 рабочих дней в январе). Такое малое количество рабочих дней в месячном периоде объясняется тем, что в январе много праздничных дней.

Значит, в соответствии с Положением средний заработок был рассчитан правильно.

Но В. С .Кормуш посчитала такую сумму выплаты недостаточной и несправедливой. Вот как она рассуждала. Её средняя месячная зарплата за последний год составила 46672 рубля, значит, выплатить ей должны были на основании статьи 178 Трудового кодекса РФ среднемесячный заработок, то есть 46 672 рубля, а выплатили почти на 13 тысяч рублей меньше.

Для взыскания разницы между «справедливой» по её мнению и выплаченной суммами В. С. Кормуш обратилась с исковым заявлением в суд, доказывая, что наличие праздничных дней в месяце, за который выплачивается средний заработок (в январе 2019 года), не должно уменьшать сумму среднего заработка. Интинский городской суд Республики Коми отказал истице в удовлетворении её искового требования, обосновав свой отказ статьёй 139 Трудового кодекса РФ и упомянутым выше Положением. В решении суда отмечено:

Часть 4 статьи 112 ТК РФ, предусматривающая, что наличие в календарном месяце нерабочих праздничных дней не является основанием для снижения заработной платы работникам, получающим оклад (должностной оклад), к спорным правоотношениям не применима. Положения указанной нормы применяются при выплате заработной платы в период выполнения работы, а не при определении размера выходного пособия и среднего заработка, сохраняемого за уволенными при ликвидации работниками на период трудоустройства.Данная выплата по своей природе является компенсационной, в связи с чем не может быть рассчитана по правилам, применяемым при определении размера оплаты труда.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что ответчик обоснованно принял для расчёта выходного пособия 15 рабочих дней.

В. С. Кормуш не стала обжаловать это решение в Верховный суд Республики Коми, а сразу обратилась с жалобой в Конституционный Суд РФ на несоответствие Конституции РФ абзаца 4 пункта 9 «Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы», состоящего из одного предложения: «Средний заработок работника определяется путём умножения среднего дневного заработка на количество дней (календарных, рабочих) в периоде, подлежащем оплате». И Конституционный Суд принял к рассмотрению её жалобу!

В своём Постановлении от 13 ноября 2019 года № 34-П КС РФ высказал своё мнение по этому судебному спору. Изложим его очень коротко.

На Российской Федерации лежит обязанность обеспечивать справедливые условия найма и увольнения работника, являющегося экономически более слабой стороной в трудовом правоотношении, включая надлежащую защиту его прав и законных интересов при расторжении трудового договора по инициативе работодателя. Для реализации этих задач государство устанавливает специальные гарантии при увольнении в связи с ликвидацией организации.

В число указанных гарантий входит выходное пособие, предоставление и порядок определения размера которого согласуются с предписаниями статьи 12 Конвенции МОТ от 22 июня 1982 года № 158 «О прекращении трудовых отношений по инициативе предпринимателя».

Часть первая статьи 178 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает, что при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).

Из буквального смысла данной нормы следует, что каждому работнику, увольняемому по названным в ней основаниям, наряду с оплатой труда (расчётом при увольнении) гарантируется получение выходного пособия в размере среднего месячного заработка.

Размер выходного пособия не является оплатой какого-либо периода (прошедшего или будущего) и выплачивается работнику при увольнении. Выходное пособие призвано обеспечить уволенному лицу средства к существованию в размере не меньшем, чем средний месячный заработок, исчисленный исходя из его заработной платы за 12 календарных месяцев, предшествовавших увольнению.

Соответственно, размер выходного пособия не может зависеть от каких бы то ни было обстоятельств, имевших место после увольнения работника.

Закрепленные Положением правила определения размера среднего заработка (месячного и дневного) по существу направлены на создание технического инструментария, обеспечивающего подсчёт заработка в установленных законом случаях, не имеют самостоятельного значения для регулирования трудовых отношений и должны применяться в системной связи с положениями Трудового кодекса РФ.

При определении размера выходного пособия на основании Положения необходимо учитывать предписания части первой статьи 178 Трудового кодекса РФ. При этом способ подсчёта среднего месячного заработка в силу своего технического, вспомогательного характера должен не только согласовываться с требованиями нормы закона, но и обеспечивать её реализацию в строгом соответствии с целью установленной этой нормой выплаты, которая по своей правовой природе является одной из гарантий реализации конституционного права на труд.

В противном случае допускалась бы не только корректировка положений закона подзаконными нормативными актами, но и ухудшение материального положения уволенного по инициативе работодателя работника.

В пункте 9 «Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы» закреплено, что средний заработок работника определяется путем умножения среднего дневного заработка на количество дней (календарных, рабочих) в периоде, подлежащем оплате.

В правоприменительной практике для определения размера выходного пособия работникам, уволенным в связи с ликвидацией предприятия, принимается во внимание месячный период после даты увольнения работника, исходя из количества рабочих дней в котором и осуществляется расчёт.

На основании такого толкования работники, подлежащие увольнению в связи с ликвидацией предприятия, ставятся в худшее положение по сравнению с работниками, продолжающими трудовую деятельность, заработок которых не может снижаться в зависимости от наличия в оплачиваемом месяце нерабочих праздничных дней.

Кроме того, увольняемые по указанным основаниям работники ставятся в различное положение в зависимости от даты увольнения и наличия в календарном периоде после увольнения нерабочих праздничных дней: размер получаемого ими выходного пособия при сложившемся понимании пункта 9 Положения напрямую зависит от количества рабочих дней в периоде после прекращения трудового договора. Такой подход фактически приводит к определению размера выходного пособия на основе случайного фактора (количества рабочих и нерабочих праздничных дней в месяце, непосредственно следующем за увольнением), что недопустимо в социальном правовом государстве.

Конституционный принцип равенства предполагает, что при равных условиях субъекты права должны находиться в равном положении, и означает, помимо прочего, запрет вводить такие различия в правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания.

Из этого следует, что всем работникам, увольняемым в связи с ликвидацией организации, независимо от даты увольнения на равных условиях должна обеспечиваться государственная защита, целью которой является минимизация негативных последствий, связанных с потерей работы. При этом независимо от способа подсчёта среднего месячного заработка выходное пособие не должно быть меньше заработной платы, которую работник получал за месяц в период трудовой деятельности.

Конституционный Суд РФ признал абзац четвертый пункта 9 Положения не противоречащим Конституции РФ, поскольку он не предполагает возможности определения размера выплачиваемого увольняемому в связи с ликвидацией организации работнику выходного пособия в размере, отличном от его среднего месячного заработка, исчисленного исходя из размера полученной им заработной платы за 12 календарных месяцев, предшествовавших увольнению.

Выявленный в Постановлении КС РФ конституционно-правовой смысл абзаца четвертого пункта 9 Положения является общеобязательным, что исключает любое иное его истолкование в правоприменительной практике.

Из этого Постановления Конституционного суда следуют важные выводы. Хотя абзац 4 пункта 9 Положения не признан противоречащим Конституции РФ и не отменён, но пользоваться им при выплате выходного пособия в некоторых случаях будет нельзя, потому что при малом количестве дней в месячном периоде после увольнения работника рассчитанная сумма выходного пособия будет отличаться в меньшую сторону от среднего месячного заработка.

В связи с этим можно предложить следующий способ расчёта суммы выходного пособия: умножать сумму среднего дневного заработка на среднее количество рабочих дней в месяце расчётного периода. В случае с В. С. Кормуш среднее число рабочих дней в месяце было бы 247 / 12 = 20.58 дней. Тогда сумма выходного пособия была бы равна 2264.85?20.58 = 46 611 рублей, то есть почти совпадала с её расчётом.

Такой подход будет соответствовать конституционно-правовому смыслу абзаца 4 пункта 9 Положения, выявленному в Постановлении Конституционного Суда РФ, и не будет ущемлять права работников.

Мы продолжим рассматривать самые сложные и интересные случаи расчёта заработной платы в нашем блоге. Не переключайтесь.

Страховые взносы и НДФЛ на средний заработок за период трудоустройства

Страховые взносы и НДФЛ на средний заработок за период трудоустройства

Обязанность выплаты выходного пособия и среднего месячного заработка на период трудоустройства установлена Трудовым кодексом РФ (ст. 84, 178, 180, 296, 318 ТК РФ). В частности, такие суммы необходимо выплатить сотруднику, если его увольняют в связи с ликвидацией организации или по причине сокращения численности (штата). Обязательные выплаты при увольнении могут быть установлены и иными законами.

Для целей бухучета выходные пособия, средний заработок на период трудоустройства и компенсации при увольнении являются расходами на оплату труда (п. 5 и 8 ПБУ 10/99). Начисление данных выплат отразите проводкой:

Дебет 20 (23, 25, 26, 44. ) Кредит 70
– начислено сотрудникам выходное пособие, компенсация при увольнении;

Дебет 20 (23, 25, 26, 44. ) Кредит 76
– начислен бывшим сотрудникам средний заработок на период трудоустройства.

Использование счета 76 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами» для расчетов с бывшими сотрудниками обусловлено тем, что на счете 70 учитываются расчеты только с персоналом, работающим в организации в момент начисления выплаты (Инструкция к плану счетов).

Пример отражения в бухучете выходного пособия сотруднику, уволенному при ликвидации организации
П.А. Беспалов работает кладовщиком в ООО «Альфа». 13 января его уволили в связи с ликвидацией организации. При увольнении сотрудника в связи с ликвидацией организация выплачивает ему выходное пособие в размере среднего месячного заработка.
Средний дневной заработок Беспалова составляет 484 руб./дн.
Выходное пособие было рассчитано за первый после увольнения месяц – с 14 января по 13 февраля. В этом периоде по графику работы Беспалова (пятидневная рабочая неделя) 23 рабочих дня. Выходное пособие составило 11 132 руб. (484 руб./дн. × 23 дн.). Беспалов получил его в день увольнения 13 января.
Бухгалтер «Альфы» сделал в учете проводки:
Дебет 25 Кредит 70
– 11 132 руб. – начислено выходное пособие;
Дебет 70 Кредит 50
– 11 132 руб. – выдано выходное пособие.

НДФЛ и страховые взносы

Для целей расчета НДФЛ и страховых взносов выплаты при увольнении, установленные законодательством, нормируются. Сумма выходного пособия и среднего месячного заработка на период трудоустройства не облагается НДФЛ и страховыми взносами при условии, что она не превышает трехкратный размер среднего месячного заработка (шестикратный размер среднего месячного заработка – для сотрудников, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к нему местностях). С выплат, превышающих этот норматив, необходимо удержать НДФЛ и начислить страховые взносы на общих основаниях.

Это следует из пункта 3 статьи 217 Налогового кодекса РФ, пункта 1, подпункта «д» пункта 2 части 1 статьи 9 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ, подпунктов 1 и 2 пункта 1 статьи 20.2 Закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ. Подтверждают данную точку зрения письма Минфина России от 26 марта 2012 г. № 03-04-06/6-72, ФНС России от 30 марта 2012 г. № ЕД-3-3/1061 и ФСС России от 14 апреля 2015 г. № 02-09-11/06-5250.

Организация обязана выплатить компенсацию руководителю организации, его заместителям и главному бухгалтеру, если трудовой договор с такими сотрудниками расторгается в связи со сменой собственника (ст. 181 ТК РФ). Также руководителю положена компенсация, если решение о его увольнении принял собственник имущества организации (уполномоченный орган юридического лица). Компенсация выплачивается при отсутствии виновных действий (бездействия) руководителя. Такой порядок установлен пунктом 2 статьи 278, статьей 279 Трудового кодекса РФ. При этом Трудовым кодексом РФ не предусмотрена выплата выходного пособия и среднего заработка на период трудоустройства при увольнении руководителей (их заместителей, главных бухгалтеров) по данным основаниям.

Для целей расчета НДФЛ и страховых взносов такие компенсации нормируются. Компенсация руководителю (его заместителю, главному бухгалтеру) не облагается НДФЛ и страховыми взносами при условии, что она не превышает трехкратный размер среднего месячного заработка (шестикратный размер среднего месячного заработка – для сотрудников, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к нему местностях). С выплат, превышающих этот норматив, необходимо удержать НДФЛ и начислить страховые взносы на общих основаниях.

Это предусмотрено пунктом 3 статьи 217 Налогового кодекса РФ, подпунктом «д» пункта 2 части 1 статьи 9 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ, подпунктом 2 пункта 1 статьи 20.2 Закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ.

Читайте также: