Защита трудовых прав лиц предпенсионного возраста доклад

Автор: Анастасия Преображенская, бухгалтер-консультант Линии консультации компании «ГЭНДАЛЬФ»

Материалы газеты «Прогрессивный бухгалтер», декабрь 2018.

С лета в новостях не перестают обсуждать пенсионную реформу. Рассмотрим, что же ждет граждан предпенсионного возраста и ряд принятых дополнений к законам в поддержку Россиян.

Какой возраст считается предпенсионным

На сегодняшний день пенсионная реформа вызывает много разговоров и споров. В Федеральном законе №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» от 19.04.1991 в ст. 5 четко сформулировано понятие предпенсионного возраста граждан. Если кратко, то предпенсионный возраст граждан наступает за два года до выхода на пенсию работника или до выхода на досрочную трудовую пенсию.

При этом для выхода на досрочную пенсию гражданина РФ нужно документальное подтверждение трудового стажа. Какой именно нужен стаж, описано в статьях № 27 или №28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Данная статья действует до конца 2018 г., так как в нее были внесены поправки от 03.10.2018 в связи увеличением пенсионного возраста российских граждан. С января 2019 г. предпенсионным возрастом будет считаться пять лет до выхода на трудовую пенсию, то же самое касается досрочного выхода на пенсию. Согласно изменению №350 ФЗ с каждым годом предпенсионный возраст будет увеличиваться: см. таблицу №1, где аббревиатура ПВ означает пенсионный возраст, а ППВ - предпенсионный возраст.

Таблица 1. Постепенное увеличение предпенсионного возраста

В итоге к 2028 г. предпенсионным возрастом будет считаться для женской половины населения 55 лет, а для мужской – 60 лет.

В УК РФ есть свои особенности относительно предпенсионного возраста. С 14.10.2018 установлена уголовная ответственность для работодателей за увольнение человека предпенсионного возраста. Согласно Федеральному закону № 352 «О внесении изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации» в 2018 г. предпенсионерами считаются женщины в 50 лет, а мужчины в 55 лет. То есть изменения по защите трудовых прав коснулись граждан свыше 50 лет, в том числе и работников, которых реформа о повышении пенсионного возраста вообще не коснется.

Увеличение пособия по безработице

Президент РФ Владимир Путин в своем выступлении о реформировании пенсионной системы заявил, что нужно ввести дополнительные гарантии для защиты интересов россиян предпенсионного возраста. Увеличение пособия по безработице предпенсионного возраста стало одним из пунктов.

С наступлением 2019 г., в соответствии с Федеральным Законом №350 от 03.10.2018 г., который вносит изменения в ФЗ № 1032-1 от 19.04.1991 «О занятости населения в РФ», нетрудоустроенные граждане РФ предпенсионного возраста смогут получать ежемесячное пособие в размере:

первые 3 месяца постановки на учет в центре занятости населения уплачивается в размере 75% среднемесячного заработка от указанного дохода в справке с предыдущего места работы;

последующие 4-7 месяцев – 60 % среднемесячного заработка;

дальнейшие месяцы – 45% заработка.

Размер пособия не может быть выше максимальной величины, которую для предпенсионеров утвердил Минтруд постановление Правительства РФ «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2019 г.» для лиц предпенсионного возраста размер пособия увеличился с 4900 руб. до 11 280 руб. Поэтому данная выплата будет хорошим подспорьем для жителей свыше 50 лет, так как пособие можно сравнить с ежемесячной минимальной заработной платой.

Отгул на диспансеризацию

В Федеральном законе № 353 от 03.10.2018 года «О внесении изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации» утверждена обязанность организации обеспечить работнику предпенсионного возраста два дня в году на прохождение диспансеризации с сохранением оплаты по среднему заработку. Под термином диспансеризация понимается комплексное обследование в системе здравоохранения с целью, выявления или предупреждения заболеваний.

На два дня диспансеризации имеют право:

Трудящиеся, которым уже назначена трудовая пенсия.

Трудящиеся, которые получают досрочную пенсию за выслугу лет.

Трудящиеся предпенсионного возраста, которым до назначения пенсии остается не более 5 лет.

Прочим же работникам в России так же предоставляется оплачиваемый один рабочий день для прохождения диспансеризации, но только раз в три года.

Для прохождения диспансеризации сотруднику нужно написать заявление, при этом дни на диспансеризацию должны быть оговорены и согласованы с руководителем.

Это следующий этап в поддержку предпенсионного и пенсионного возраста. Данный закон о диспансеризации вступает в силу с января 2019 г.

Уголовная ответственность организации

С реформированием пенсионной системы перед поколением свыше 50 лет стоит риторический вопрос не только о повышения пенсионного возраста, но и в изменениях в своей трудовой деятельности, например, от потери работы до повышения квалификации и прохождении курсов и смене профессии.

В отношении работника предпенсионного возраста организациями не всегда соблюдались трудовые отношения (беспричинный отказ в приеме на работу или увольнение так же без уважительной причины и т.д). Теперь в защиту предпенсионного возраста граждан президентом Российской Федерации внесена новая статья УК РФ – 144.1 от 03.10.2018, в которой устанавливается уголовная ответственность за нарушение трудовых прав. Исполнение данного дополнения вступает в силу с 14 октября 2018 г.

За дискриминацию граждан, возраст которых свыше 50 лет, в приеме и увольнении с работы установлен штраф в размере до 200 000 руб.

Также по решению суда могут присудить организации выплату штрафа в размере заработной платы или иного дохода, осужденного за период до 18 месяцев. За необоснованный отказ в трудоустройстве лица предпенсионного возраста предусмотрены штрафные санкции в виде обязательных работ объемом до 360 часов.

Также уголовная ответственность уже наступала для организаций по отношению к беременным женщинам или к женщинам имеющих детей возрасте до 3 лет.

Льготы для предпенсионного возраста граждан

Четвертый этап социальной поддержки для предпенсионного и пенсионного возраста – это получение льгот. Различают льготные условия по федеральному назначению, то есть принятые законом РФ, и региональному, принятые местными властями.

Ниже представлены основные льготы для предпенсионного возраста граждан РФ:

Льготное налогообложение на недвижимое имущество и земельный налог.

В соответствии со ст. 407 НК РФ о предоставлении налоговых льгот физическим лицам налогоплательщик освобождается от уплаты налога на имущество в отношении одного объекта недвижимости.

Льготы при уплате налога на землю и имущества будут начисляться не с выходом на пенсию, как это сейчас, а при определенном возрасте: для женщины в 55 лет, а для мужчины – в 60 лет.

Частичное освобождение от уплаты налога на доходы физических лиц.

В ст. 217 НК РФ перечислены все виды выплат, на которые не исчисляется НДФЛ, к данным доходам в основном относятся все выплаты и компенсации из ПФР, а также материальная помощь.

Каждый гражданин Российской Федерации имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав.

Достижение гражданином предпенсионного возраста не может служить причиной для установления ему ограничений в трудовых правах и свободах, в том числе при приеме на работу.

Все работодатели (физические лица и юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

Статья 3 Трудового кодекса Российской Федерации устанавливает, что никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.

Прием на работу

Правила приема на работу граждан предпенсионного возраста не должны отличаться от правил приема на работу других работников. Трудовым кодексом Российской Федерации установлен только возраст, с которого допускается заключением трудового договора. Предельный возраст для заключения трудового договора законом не установлен.

Отказать гражданину предпенсионного возраста в заключении трудового договора можно только по деловым качествам. Достижение указанного возраста не может быть основанием для отказа.

Согласно статье 64 Трудового кодекса Российской Федерации по письменному требованию лица, которому отказано в заключении трудового договора, работодатель обязан сообщить причину отказа в письменной форме в срок не позднее чем в течение семи рабочих дней со дня предъявления такого требования.

Отказ в заключении трудового договора может быть обжалован в судебном порядке.

Содержание трудового договора

Требования, установленные к оформлению и содержанию трудового договора, в полном объеме распространяются на трудовые отношения с гражданами предпенсионного возраста.

Срочный трудовой договор заключается, когда трудовые отношения не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом характера предстоящей работы или условий ее выполнения, а именно в случаях, предусмотренных частью первой статьи 59 Трудового кодекса Российской Федерации. В случаях, предусмотренных частью второй статьи 59 Трудового кодекса Российской Федерации, срочный трудовой договор может заключаться по соглашению сторон трудового договора без учета характера предстоящей работы и условий ее выполнения.

Законодательство Российской Федерации не содержит запрета на работу граждан предпенсионного возраста по совместительству.

В соответствии со статьей 60.1 Трудового кодекса Российской Федерации любой работник по общему правилу имеет право заключать трудовые договоры о выполнении в свободное от основной работы время другой регулярной оплачиваемой работы у того же работодателя (внутреннее совместительство) и (или) у другого работодателя (внешнее совместительство).

Работники предпенсионного возраста, являющиеся совместителями, имеют право на те же гарантии и компенсации, что и обычные работники. Например, им полагается ежегодный оплачиваемый отпуск, оплата больничного листа и компенсация за неиспользованный отпуск при увольнении.

Закон не наделяет работодателя правом переоформить трудовой договор, заключенный с работником на неопределенный срок, на срочный трудовой договор (равно как и расторгнуть трудовой договор) в связи с достижением этим работником пенсионного возраста и назначением ему пенсии. Принудительное заключение срочного трудового договора с работниками предпенсионного возраста недопустимо. То есть работодатель не имеет права настаивать на заключении срочного договора, если характер предстоящей работы и условия ее выполнения позволяют заключить бессрочный трудовой договор. Если впоследствии судом будет установлено, что работника вынудили заключить срочный трудовой договор, такой договор будет признан бессрочным (заключенным на неопределенный срок).

Трудовое законодательство не содержит запрета для установления испытания при приеме граждан предпенсионного возраста на работу. Поэтому испытание им может устанавливаться на общих основаниях в соответствии со статьей 70 Трудового кодекса Российской Федерации. Условие об испытании следует включать в текст трудового договора и в приказ о приеме работника на работу. Отсутствие в трудовом договоре условия об испытании означает, что работник принят на работу без испытания.

Трудовым законодательством Российской Федерации установлены категории работников, которые имеют право уйти в отпуск в любое удобное для них время.

Кроме этого, правом на использование отпуска в удобное для них время обладают работники предпенсионного возраста, если они признаны пострадавшими в результате аварии на Чернобыльской АЭС. Пунктом 5 статьи 14 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предусмотрен дополнительный оплачиваемый отпуск пострадавшим в результате аварии на Чернобыльской АЭС в количестве 14 календарных дней. Если работник предпенсионного возраста имеет статус гражданина, подвергшегося воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, то названная льготы распространяется и на него.

Статьей 128 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривается, что по семейным обстоятельствам и другим уважительным причинам работнику по его письменному заявлению может быть предоставлен отпуск без сохранения заработной платы, продолжительность которого определяется соглашением между работником и работодателем. В то же время на работодателей возлагается обязанность на основании письменного заявления отдельных категорий работников предоставить отпуск без сохранения заработной платы в обязательном порядке (часть 2 статьи 128 Трудового кодекса Российской Федерации).

Права работников, в том числе предпенсионного возраста, обеспечены гарантиями, закрепленными в законодательстве о труде. К числу таких гарантий относятся, в частности:

· право работника расторгнуть трудовой договор по собственному желанию в любое время, без каких-либо обоснований (ст. 80 Трудового кодекса Российской Федерации);

· возможность увольнения работника по инициативе работодателя только в случаях и по основаниям, установленным законом (ст. ст. 77, 81 Трудового кодекса Российской Федерации).

Куда обратиться за защитой

В случаях нарушения трудовых прав работника, он вправе обратиться с заявлением в Государственную инспекцию труда, в прокуратуру города (округа) по месту нахождения работодателя, а также самостоятельно обратиться в суд с заявлением.

Защита работников предпенсионного возраста, в свете повышения самого пенсионного возраста, стало государственной задачей. Российское законодательство недавно пополнилось прямым жестким запретом увольнения лиц предпенсионного возраста. Теперь увольнение данной категории работников, равно как и отказ в приеме на работу, могут повлечь за собой уголовную ответственность для работодателя.

Новая норма Уголовного кодекса РФ

В октябре 2018 года Уголовный кодекс Российской Федерации был дополнен статьей 144.1, которая устанавливает уголовную ответственность за необоснованный отказ в приеме на работу лица по мотивам достижения им предпенсионного возраста, а равно необоснованное увольнение с работы такого лица по тем же мотивам.

Указанные деяния по решению суда могут наказываться:

  • штрафом в размере до 200 000 рублей;
  • штрафом в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев;
  • обязательными работами до 360 часов.

В рамках нормы уголовного законодательства предпенсионным возрастом считается возраст, предшествующий сроку 5 лет до выхода на пенсию:

  • в настоящий момент для женщин с 50 до 55 лет, а для мужчин с 55 до 60 лет;
  • после окончания переходного периода проведения пенсионной реформы: для женщин с 55 до 60 лет, а для мужчин с 60 до 65 лет.

Почему необходима дополнительная защита работников предпенсионного возраста

Нормы о запрете на дискриминацию работников по признаку возраста в Трудовом кодексе Российской Федерации содержатся уже давно. Они подразумевают возможность работников в рамках гражданского процесса отстоять свои права на то, чтобы восстановиться на работе, будучи уволенными из-за дискриминации, либо быть принятыми на желаемую должность, будучи отвергнутыми работодателем по тому же принципу. Теперь законодатель считает, что защита работников предпенсионного возраста должна носить и уголовно-правовой характер.

При рассмотрении законопроекта депутаты отметили, что статья 144.1 УК РФ нужна прежде всего для предотвращения подобных преступлений и по большей части выступает гарантией недопущения случаев дискриминации работников по признаку возраста.

Инициаторы законопроекта обозначили необходимость применения вводимых норм только в случаях вопиющего нарушения прав работников предпенсионного возраста, когда вина работодателя будет исчерпывающим образом доказана. В остальных ситуациях работодатели могут привлекаться к административной ответственности при рассмотрении трудовых споров Государственными инспекциями труда.


Таким образом, введение статьи 144.1 УК РФ стало одной из комплекса мер, направленных на смягчение для граждан РФ переходного периода проведения пенсионной реформы, наряду с решениями о переквалификации, создании дополнительных рабочих мест, культурных и развивающих центров, а также льгот для лиц преклонного возраста. Гарантия трудоустройства и защиты от увольнения для пожилых людей создаст для них необходимую опору в сложный предпенсионный период, а работодателей заставит более серьезно относиться к своим кадровым решениям.

Многие опытные юристы назвали новую статью УК РФ заведомо «нерабочей». У них есть серьезные опасения того, что применяться она будет крайне редко. Как объясняют такие специалисты, доказать необоснованный отказ в приеме на работу, как и увольнение по признаку дискриминации, связанной с возрастом, в суде будет крайне трудно. Ведь вряд ли кто-то из работодателей признается в этом открыто в письменном разъяснении причин, отказав в приеме потенциального работника, или сделает об этом отметку в трудовой книжке при увольнении. В УК РФ уже есть подобная статья (145), запрещающая по принципу дискриминация увольнять беременных женщин и женщин, имеющих детей, которая в судебной практике применяется в единичных случаях. Поэтому опасения специалистов в области уголовного права вполне оправданы.



В связи с пенсионной реформой, которая начала реализоваться в 2019 году, появилось понятие «предпенсионер». Упоминается оно обычно в связи с трудовыми правами. В Уголовный кодекс ввели статью 144.1, предусматривающую наказание за необоснованный отказ в приеме на работу или увольнение лица предпенсионного возраста. В этом материале мы рассмотрим, кто считается предпенсионером, и как действовать ответственным лицам работодателей, чтобы не нарушить их права.

Предпенсионер: кто это

Предпенсионный возраст наступает за 5 лет до пенсионного — это сказано в примечании к упомянутой статье 144.1 УК РФ.

Пенсионная реформа уже начала реализовываться, и в течение переходного периода 2019—2022 годов пенсионный возраст будет постепенно сдвигаться. Из следующей таблицы видно, в каком возрасте женщины и мужчины будут выходить на пенсию и считаться предпенсионерами до 2023 года:

Год выхода на пенсию Возраст выхода на пенсию Предпенсионный возраст
Женщины Мужчины Женщины Мужчины
2019 55,5 60,5 50,5 55,5
2020 56,5 61,5 51,5 56,5
2021 58 63 53 58
2022 59 64 54 59
2023 60 65 55 60

В 2023 году пенсионный возраст в общем случае составит для женщины 60 лет, для мужчин — 65 лет. Предпенсионерами же будут считаться женщины, достигшие 55 лет и мужчины, достигшие 60 лет. Это тот возраст, в котором вплоть до прошлого года основная масса россиян выходила на пенсию.

Также следует помнить, что отдельные группы граждан имеют право на досрочный выход на пенсию. Например, многодетная мать, у которой 5 детей, по-прежнему имеет право на выход на пенсию в 50 лет. Соответственно, предпенсионный возраст у такой женщины начинается в 45 лет.

Санкции для работодателей

Статья 144.1 введена в УК РФ законом № 352 от 3 октября 2018 года. Она грозит наказанием ответственным лицам за увольнение предпенсионера, а также за отказ в принятии его на работу. Ответственность назначается в виде штрафа до 200 тысяч рублей либо в размере заработной платы (или другого дохода) виновного за полтора года. Также можно получить до 360 часов исполнительных работ.

Ответственность наступает в том случае, если предпенсионер будет уволен либо не принят на работу необоснованно. Далее разберемся, что под этим подразумевается.

Необоснованный отказ в работе

В соответствии со статьей 64 Трудового кодекса, под необоснованным отказом в заключении трудового договора подразумевается отказ, связанный с полом, расой, цветом кожи, национальностью, происхождением, имущественным и социальным положением, возрастом, местом жительства соискателя. Также в этой норме указано, что к необоснованному относится отказ, который последовал из-за любых иных обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.

Из этого следует, что единственным основанием для отказа в приеме гражданина на работу, в том числе и лица предпенсионного возраста, является его несоответствие деловым качествам. Но если директор уволит без оснований более молодого работника, ему грозит административная ответственность, тогда как при необоснованном увольнении предпенсионера — уголовная.

В российском законодательстве не раскрывается понятие «деловые качества». Однако есть постановление Пленума Верховного Суда РФ от 12 марта 2004 года № 2. В нем работодателям рекомендуется исходить из качеств работника, причем не только профессионально-квалификационных, но и личных, в числе которых и состояние его здоровья.

Итак, при объективном нежелании брать на работу предпенсионера работодатель может опираться на два аргумента:

  1. Деловые качества. Любой будущий сотрудник при найме должен показать работодателю, что он подходит для работы и может исполнять должностные инструкции. Поэтому если работодатель отказывает предпенсионеру, нужно сделать акцент на том, что это происходит именно из-за его несоответствия должности, а не из-за возраста. Как вариант, стоит рассмотреть внедрение в организации системы профессиональных стандартов. Также нужно помнить, что работодатель может выдвигать к соискателю и дополнительные требования, которые отсутствуют в профстандартах. Например, знание языков, умение работать с определенными компьютерными программами. Естественно, такие требования должны быть обоснованы. Желательно закрепить их во внутренних документах работодателя, и тогда при проверке будет меньше проблем.
  2. Состояние здоровья. Определенные должности могут предполагать более высокие требования к здоровью работника, например, к выносливости. Если работодатель сомневается в том, что соискатель в силу своего здоровья сможет выполнять трудовые функции, то можно потребовать от него прохождение медосмотра. Если медики подтвердят, что здоровье человека не позволяет ему эффективно выполнять определенные функции, то это будет дополнительным аргументом на случай судебного разбирательства.

Увольнение предпенсионера

Работодатели далеко не всегда правильно оформляют увольнение своих сотрудников. Порой в качестве основания указываются обстоятельства, которые по закону являться таковыми не могут. Но в общем случае за это работодателю грозит административная ответственность. А вот если речь об увольнении предпенсионера, то может последовать и уголовная ответственность.

Как правило, большинство увольнений состоится по желанию работника. Однако всем известно, что это желание не всегда бывает искренним. Случается, что работника вынуждают к написанию заявления «по собственному».

Если работодатель будет давить на предпенсионера и понуждать его уволиться, то к нему может быть применена упомянутая выше статья 144.1 УК РФ (постановление Пленума Верховного Суда от 27.11.2018).

Если же увольнение происходит из-за сокращения штата, то в отношении предпенсионеров действуют общие правила. Работодатель должен за 2 месяца предупредить сотрудников письменно и предложить им альтернативные вакансии. При этом преимуществ в части сохранения рабочего места у предпенсионеров нет. Их имеют иные категории работников: высококвалифицированные специалисты, а при равной квалификации — лица, получившие профессиональные заболевания, имеющие двух и более иждивенцев и другие.

На предпенсионеров распространяются общие правила увольнения и при следующих обстоятельствах: ликвидация организации, смена собственника, несоответствие должности, невыполнение трудовых обязанностей, прогул, приход на работу в нетрезвом состоянии, хищение и так далее.

Каково бы ни было основание для расторжения трудового договора, оно должно быть правильно оформлено. Например, прогул должен зафиксировать непосредственный руководитель работника. Если работодатель провел аттестацию и выявил, что сотрудник не соответствует занимаемой должности, то не должно быть никаких вопросов к процедуре проведения аттестации. При нарушении работодателем порядка оформления оснований для увольнения у бывшего сотрудника будет гораздо больше шансов обжаловать это в суде.

Изменения пенсионного законодательства, связанные с Пенсионной реформой 2019 года в части повышения пенсионного возраста:

  • дополняются комплексом других мер, призванных обеспечить успешную реализацию и воплощение в жизнь установленных Федеральным законом № 350-ФЗ перемен.

Дополнительные меры социальной защиты безработных лиц предпенсионного возраста в виде увеличения предпенсионного периода

В частности, в Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» внесены изменения:

расширяющие статус «лица предпенсионного возраста»;

если до Пенсионной реформой 2019 года лицом предпенсионного возраста признавалось лицо «за два года до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно»,

то с 1 января 2019 года предпенсионный период увеличивается до 5 лет.

Соответственно, расширяется и сфера социальной защиты и реализации государственной политики в сфере занятости, предусмотренная статьей 5 и другими статьями Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1.

Статья 5 «Государственная политика в области содействия занятости населения» Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 (ред. от 03.07.2018) "О занятости населения в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 02.10.2018)

Законом № 1032-1 о занятости населения предусматривается:

решение случаев с безработными лицами предпенсионного возраста;

для них предназначен досрочный выход на пенсию в соответствии с новой редакцией статьи 32 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1, которая с 1 января 2019 года называется «Условия досрочного выхода на пенсию».

С 01.01.2019 г. по предложению органов службы занятости:

при отсутствии возможности для трудоустройства безработным гражданам предпенсионного возраста:

не достигшим возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, и имеющим страховой стаж продолжительностью не менее 25 и 20 лет для мужчин и женщин соответственно

либо имеющим указанный страховой стаж и необходимый стаж работы на соответствующих видах работ, дающие право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с ФЗ от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»,

уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем,

сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя,

с их согласия может назначаться пенсия на период до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно,

но не ранее чем за 2 года до наступления соответствующего возраста.

Такая пенсия устанавливается в соответствии с порядком и на условиях, которые предусмотрены Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Статья 30 «Сохранение права на досрочное назначение страховой пенсии» Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ (ред. от 12.11.2018) "О страховых пенсиях"

Дополнительные меры социальной защиты безработных лиц предпенсионного возраста в виде увеличенных сроков выплаты и размера пособия по безработице

Дополнительные меры социальной защиты безработных лиц предпенсионного возраста в виде увеличенных сроков выплаты и размера пособия по безработице предусматриваются:

  • новой редакцией статьи 34.2 «Дополнительные гарантии социальной поддержки граждан предпенсионного возраста» Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации".

Кроме того, нередко возникают конфликты, связанные с увольнением лиц предпенсионного возраста.

Не секрет, что многие работодатели:

стараются избежать приема на работу работников, которые через год или два могут уйти на пенсию или наоборот

стараются уволить возрастных работников перед их выходом на пенсию.

Часто это связано с условиями индивидуальных контрактов и трудовых договоров, предусмотренными там дополнительными выплатами или бонусами. О частоте таких случаев говорит судебная практика по трудовым делам. Повышение пенсионного возраста по Пенсионной реформе 2019 года существенно расширяет потенциальную базу таких конфликтов.

Защита интересов лиц предпенсионного возраста уголовным законодательством

Государство обязано противодействовать возможным негативным последствиям принятого Федерального закона № 350-ФЗ о повышении пенсионного возраста для граждан предпенсионного возраста.

Поэтому Пенсионная реформа 2019 года подкреплена соответствующими изменениями в уголовном законодательстве:

в частности, в Уголовный кодекс РФ внесена новая статья 144.1, признающая преступлением следующие действия:

«Необоснованный отказ в приеме на работу лица по мотивам достижения им предпенсионного возраста, а равно необоснованное увольнение с работы такого лица по тем же мотивам — наказывается штрафом в размере до 200 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев либо обязательными работами на срок до 360 часов.

Примечание. Для целей настоящей статьи под предпенсионным возрастом понимается возрастной период продолжительностью до 5 лет, предшествующий назначению лицу страховой пенсии по старости в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации».

Статья 144.1 «Необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение лица, достигшего предпенсионного возраста» Уголовного кодекса РФ (ред. от 12.11.2018)

Таким образом, в связи с повышением пенсионного возраста по Пенсионной реформе 2019 года государством приняты дополнительные меры по защите лиц предпенсионного возраста, включая и меры уголовного принуждения.

Социальная поддержка нетрудоспособных граждан по Пенсионной реформе 2019 года

Изменилось и понятие «нетрудоспособные граждане» (по возрасту):

до Пенсионной реформы 2019 года, то есть до конца 2018 года, в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», нетрудоспособными гражданами признавались мужчины, достигшие возраста 65 лет, и женщины, достигшие возраста 60 лет;

с 01.01.2019 года нетрудоспособными будут считаться мужчины, достигшие возраста 70 лет, и женщины, достигшие возраста 65 лет.

Соответственно изменяются условия предоставления льгот и субсидий нетрудоспособным гражданам в зависимости от установленного для них норматива по возрасту (статьи 7.1, 11, 18, 22, 23 Федерального закона № 166-Ф).

Резюме

Для граждан предпенсионного возраста сохраняется возможность выйти на пенсию раньше установленного пенсионного возраста при отсутствии возможности трудоустройства. Пенсия в таких случаях устанавливается на 2 года раньше с учетом переходного периода.

Помимо этого, для граждан предпенсионного возраста с 1 января 2019 года увеличивается максимальный размер пособия по безработице с 4 900 рублей до 11 280 рублей - период такой выплаты устанавливается в один год.

Более подробно читайте в последующих материалах данного раздела.

Доклад
начальника Управления занятости населения Департамента труда и
занятости населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
Евгении Ивановны Титоровой на заседании рабочей группы
по легализации трудовых отношений 5 декабря 2018 года
(О мерах по обеспечению занятости граждан предпенсионного возраста)

В соответствии с информацией Пенсионного Фонда Российской Федерации в автономном округе численность застрахованных лиц, достигающих в 2019 году возраста 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин, составляет 29,7 тыс. человек, их них являются пенсионерами 24,0 тыс. человек.

В связи с повышением пенсионного возраста возникла необходимость принятия дополнительных мер по обеспечению занятости граждан пенсионного и предпенсионного возраста.

Постановлением Правительства автономного округа № 240-п
от 3 августа 2018 года государственная программа автономного округа «Содействие занятости населения в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2018-2025 годы и на период до 2030 года» дополнена новым приложением 26, включающим Комплекс мероприятий, направленный на повышение уровня занятости граждан пенсионного и предпенсионного возраста.

Комплекс мероприятий предусматривает:

-организацию мониторинга численности работников предпенсионного возраста, осуществляющих трудовую деятельность в организациях, информация о которых представлена Пенсионным фондом Российской Федерации, в разрезе муниципальных образований автономного округа;

- информирование граждан предпенсионного и пенсионного возраста о возможностях прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования, трудоустройства;

- формирование перечня приоритетных профессий (навыков) для последующего обучения (переобучения) граждан предпенсионного возраста с учетом реализуемых в автономном округе инвестиционных проектов;

- организацию профессионального обучения и дополнительного профессионального образования незанятых граждан предпенсионного возраста, пенсионного возраста, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначена страховая пенсия по старости и которые стремятся возобновить трудовую деятельность;

- содействие самозанятости незанятым гражданам предпенсионного и пенсионного возраста и стимулирование создания ими дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан;

- содействие развитию гибких форм занятости и надомного труда не занятых трудовой деятельностью граждан предпенсионного и пенсионного возраста;

-организацию временного трудоустройства граждан предпенсионного и пенсионного возраста;

- проведение конкурса проектов, направленных на создание условий для активного участия людей пожилого возраста в экономической жизни Ханты-Мансийского автономного округа – Югры;

- использование возможностей портала «Работа в России» и социальной сети деловых контактов (SkilsNet) при содействии в трудоустройстве граждан предпенсионного возраста;

- создание консультационных пунктов в органах службы занятости населения автономного округа для граждан предпенсионного возраста по вопросам трудоустройства;

- организацию общественного контроля за соблюдением трудового и социального законодательства, имеющего отношение к трудовой деятельности работников старшего поколения, в том числе лиц, имеющих инвалидность;

- проведение совещаний с участием сторон социального партнерства (соответствующими объединениями работодателей, профсоюзов), включая проведение заседаний региональной и территориальных трехсторонних комиссий, с работодателями по вопросам соблюдения предусмотренного трудовым законодательством запрета на ограничение трудовых прав и свобод граждан в зависимости от возраста с целью предупреждения возникновения социально-трудовых конфликтов и сохранения уровня занятости лиц предпенсионного возраста.

В 2018 году на реализацию комплекса мероприятий направлено 4 397,4 тыс. рублей. Общий объем средств, запланированный на реализацию комплекса мероприятий на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 гг., составляет 11 603,6 тыс. рублей, в том числе по годам: в 2019 году – 3 691,2 тыс. рублей, в 2020 году – 4 221,2 тыс. рублей, в 2021 году – 3 691,2 тыс. рублей.

За январь-октябрь 2018 года при реализации мероприятий комплекса мер:

- направлено на профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование 128 незанятых граждан предпенсионного возраста, пенсионного возраста, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначена страховая пенсия по старости и которые стремятся возобновить трудовую деятельность;

- предоставлена субсидия на открытие собственного дела 12 незанятым гражданам предпенсионного и пенсионного возраста;

- предоставлена субсидия на организацию рабочего места с применением гибких форм занятости и надомного труда 7 не занятым трудовой деятельностью гражданам предпенсионного и пенсионного возраста;

- организовано временное трудоустройство 75 граждан предпенсионного и пенсионного возраста.

В целях повышения уровня занятости граждан предпенсионного возраста в органах службы занятости автономного округа организована работа 25 консультационных пунктов по вопросам трудоустройства.

В результате работы консультационных пунктов по состоянию на конец ноября 2018 года:

306 граждан предпенсионного возраста получили консультацию о возможности использования информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий «Работа в России» и сети деловых контактов «SkilsNet» для самостоятельного поиска работы и размещения резюме, о недопустимости дискриминации в сфере труда по возрастному признаку, государственных гарантиях в области содействия занятости населения, порядке получения государственных услуг в области содействия занятости населения, мероприятиях, направленных на повышение уровня занятости граждан предпенсионного возраста;

45 граждан предпенсионного возраста посетили практические занятия по использованию портала «Работа в России» и социальной сети деловых контактов «SkilsNet» для самостоятельного поиска работы и размещения резюме;

78 граждан предпенсионного возраста разместили резюме на портале «Работа в России» при посредничестве службы занятости.

Организована работа по проведению выездных консультаций на предприятиях, в организациях и учреждениях автономного округа. В период с 19.07.2018 по 30.11.2018 центрами занятости осуществлены выезды в 128 организаций, осуществляющих деятельность на территории автономного округа, с целью информирования о недопустимости дискриминации в сфере труда, в том числе по возрастному признаку, государственных гарантиях в области содействия занятости населения, порядке предоставления государственных услуг в области содействия занятости населения, мероприятиях, направленных на повышение уровня занятости граждан предпенсионного возраста, возможностях использования информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий «Работа в России» (далее – портал «Работа в России») и социальной сети деловых контактов SkilsNet (проконсультировано более 402 чел.).

С целью снижения риска увольнения или нарушения трудовых прав граждан указанной категории распоряжением Дептруда и занятости Югры от 7 августа 2018 года № 17-Р-215 организован ежемесячный мониторинг реализации мер по содействию занятости граждан предпенсионного возраста, а также ежеквартальный мониторинг сведений об организациях (работодателях) и численности работников организаций, не являющихся пенсионерами (мужчины, достигающие в 2019 году возраста 60 лет, женщины – 55 лет).

На основании данных Пенсионного Фонда Российской Федерации Рострудом сформированы списки работодателей автономного округа, у которых осуществляют трудовую деятельность работники, не являющиеся пенсионерами. По оперативным данным таких организаций в округе 1469, численность работников, не являющихся пенсионерами, – 2941 человек.

По состоянию на 1 октября 2018 года сведения о работниках, не являющихся пенсионерами, представили 526 организаций автономного округа в отношении 1588 граждан (мужчин, достигающих в 2019 году возраста 60 лет, женщин – 55 лет).

Центрами занятости населения автономного округа с работодателями, включенными в список, проводится адресная работа с целью снижения риска увольнения или нарушения трудовых прав граждан указанной категории.

В целях обеспечения защиты трудовых прав граждан предпенсионного возраста все факты увольнения таких граждан фиксируются органами службы занятости населения и сведения о работодателях, осуществляющих мероприятия по сокращению численности (штата) работников предпенсионного возраста, направляются в адрес Государственной инспекции труда в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре для проверки наличия фактов дискриминации.

С 1 января 2019 года в государственную программу автономного округа «Поддержка занятости населения» будет включена региональная составляющая федерального проекта «Старшее поколение».

Дептруда и занятости Югры является участником проекта «Старшее поколение» в части реализации мероприятия по организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования граждан предпенсионного возраста (за 5 лет до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно).

Минтрудом России доведен целевой показатель для Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по численности граждан предпенсионного возраста, прошедших профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование, на 2019 год - 723 человека. Государственной программой на 2019 год предусмотрены средства на софинансирование обязательств по организации профессионального обучения граждан предпенсионного возраста.

С 2019 года за предоставлением услуги по профобучению в органы службы занятости могут обратиться как незанятые граждане предпенсионного возраста, находящиеся в поиске подходящей работы, так и работодатели, желающие повысить компетентность своих работников в связи с меняющимися потребностями экономики.

Участвовать в профобучении будут граждане предпенсионного возраста за 5 лет до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно.

Средний период обучения граждан составит 3 месяца.

Средняя стоимость курса обучения - 30 тыс. рублей (за счёт бюджетных средств, т.е. для граждан – бесплатно).

В период обучения гражданам будет выплачиваться стипендия, равная минимальному размеру оплаты труда, установленному в Российской Федерации на соответствующий год, увеличенному на районный коэффициент, что составит в 2019 году 16920 рублей.

Что уже сделано:

- В настоящее время Дептруда и занятости Югры разработан и направлен на согласование в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации проект Порядка организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования граждан предпенсионного возраста и расходования бюджетных средств.

- Распоряжением Дептруда и занятости Югры от 17 июля 2018 года № 17-Р-195 утвержден Перечень приоритетных профессий (навыков) для последующего обучения (переобучения) граждан предпенсионного возраста с учетом реализуемых в регионе инвестиционных проектов, включающий в себя 17 востребованных на рынке труда профессий: охранник (6590 вакансий), электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (942 вакансии), повар (622 вакансии), стропальщик (225 вакансий) и другие. С учетом ситуации на рынке труда и реальных возможностей граждан предпенсионного возраста в данный Перечень при необходимости могут быть внесены изменения.

- С целью определения потребности в профессиональном обучении и дополнительном профессиональном образовании в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре организован опрос граждан предпенсионного возраста из числа работников предприятий и организаций автономного округа, участвующих в ежеквартальном мониторинге предоставления сведений о гражданах предпенсионного возраста.

В опросе приняли участие 317 работников, из них:

имеют профессиональное образование 236 человек (74,4%);

по полу: 119 (37,5%) мужчин и 198 (62,5%) женщин;

по возрасту: от 50 до 55 лет – 199 человек (62,8%), от 56 до 60 лет – 118 человек (37,2%).

Из числа опрошенных респондентов выразили желание пройти профессиональное обучение и получить дополнительное профессиональное образование при содействии органов службы занятости 73 человека (23%).

Для информации:

С января 2019 года вступают в силу изменения в Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» от 19.04.1991 № 1032-1, в том числе о дополнительных гарантиях социальной поддержки граждан предпенсионного возраста (статья 34.2 прилагается), предусматривающих более продолжительный период выплаты пособия по безработице и повышенный максимальный размер пособия по безработице (сравнительная таблица прилагается).

Читайте также: