Изменение в социальном обслуживании пенсионеров


«У СОЦИЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ — ЖЕНСКОЕ ЛИЦО»

— Павел Анатольевич, каких личных качеств и профессиональных навыков требует профессия социального работника?

— Во-первых, относиться с уважением и вниманием к человеку, с заботой и милосердием. Во-вторых, перед соцработником стоит задача — помогать тем, кто особенно в этом нуждается. Безусловно, это сложная работа, как и любая работа, связанная с людьми. И это та профессия, в которой не должно быть случайных людей. Что касается профессиональных навыков и умений социального работника, то здесь существует профессиональный стандарт. Это выполнение социально-бытовых услуг: уборка, приготовление горячей пищи и так далее. Плюс социально-медицинские услуги, которые связаны с оказанием первой помощи, проведением санитарно-гигиенических процедур.

— Давайте нарисуем портрет соцработника: возраст, уровень образования, компетенции.

— В целом, у социальной защиты и у коллектива социальных работников женское лицо. Чаще всего в эту профессию идут работать женщины среднего возраста, старше 40 лет.

— Что соцработник обязан выполнять бесплатно, а что — платно?

— У каждого российского субъекта есть свой перечень социальных услуг. И все, что в него включено, предоставляется платно или бесплатно, в зависимости от дохода человека. Все, что туда не включено, предоставляется только за плату. Например, услуга по выгулу собак в гарантированный перечень не входит. Но при этом такую услугу могут предоставить некоторые территориальные центры соцобслуживания за отдельную плату.

С 1 января этого года в Москве изменился перечень социальных услуг, оказываемых на дому, а также стандарты их предоставления. Время, которое раньше соцработники тратили на выполнение всего объема социальных услуг, мы перераспределили на те сервисы, в которых люди особенно нуждаются. Сегодня москвич может гарантированно получить около 20 услуг: помощь в приготовлении горячей пищи, уборке, организации и доставке продуктов питания, оплате ЖКХ, сопровождении на прогулках, проведении санитарно-гигиенических процедур, стирке, смене белья и одежды и так далее.


«ИДТИ В НОГУ СО ВРЕМЕНЕМ»

— По каким стандартам теперь работают социальные работники?

— Например, раньше продукты доставляли до восьми раз в месяц. Соцработник шел в магазин и приносил продукты. Сегодня действует новый стандарт: продукты можно и нужно заказывать в интернет-магазинах, где их доставят на дом. Задача соцработника сейчас — создать личный кабинет, сформировать заказ и по согласованию со своим подопечным назначить дату и время, когда приедет курьер. Социальный работник делает четыре заказа доставки основных продуктов через интернет-сервисы и четыре раза самостоятельно доставляет хлебобулочные изделия. По требованиям охраны труда в руках соцработник может нести не больше семи килограммов, а с тележкой — не более десяти.

Высвобождаемое новыми стандартами время мы распределили, к примеру, на такую услугу, как сопровождение на прогулку. Раньше она предоставлялась только за плату. Сегодня москвичи, которые не могут без посторонней помощи выйти на улицу, могут час в неделю гулять в сопровождении социального работника без оплаты. Мы отталкиваемся от того, что нужно человеку. Перестаем тратить время впустую, наполняя его актуальными услугами для конкретного человека.

— А как понять, в каких услугах человек нуждается больше, а в каких — меньше?

— Сейчас на социальное обслуживание мы можем взять тех, кто прошел функциональную диагностику у специально обученного социального инспектора. Диагностика позволяет определить, насколько человек может выполнять простые и сложные действия в плане самообслуживания. Для понимания: простые действия — самостоятельно есть, выходить из дома. Сложные — приготовить еду, пользоваться общественным транспортом. То, что человек сам не может, и есть функциональные дефициты, которые должны компенсировать социальные службы через предоставление социальных услуг.

По сути, речь идет о качестве жизни. Если человек теряет какие-то способности по самообслуживанию, мы их компенсируем. А значит, у него появляется возможность жить достойно даже тогда, когда ему трудно выходить из квартиры, когда он не может стирать, убирать дом. В первую очередь социальное обслуживание направлено на одиноких москвичей, которым помощь жизненно необходима. Ни очереди, ни ранжирования по приоритетам у нас нет.


— В чем заключается философия обновленной модели заботы о людях?

— Во-первых, мы уходим от принципа «что мы можем», к принципу «что нужно человеку», ориентируемся на его потребности, индивидуальный подход. Вторая важная особенность — это новые стандарты с использованием современных технологий и сервисов. Третья важная задача, к решению которой мы подошли в этом году, это ежедневный уход. Социальные службы города такие сервисы никогда ранее не предоставляли. Раньше, например, центры социального обслуживания работали по стандартному графику: пять/два. Но если человеку в выходной нужна горячая еда или смена абсорбирующего белья? В государственной системе таких ежедневных сервисов пока нет, но мы уже утвердили стандарты предоставления таких услуг, которые позволят их развить. В этом году мы решим эту задачу. Пока жителей с такими потребностями мы направляем в негосударственные организации, которые состоят в Реестре поставщиков социальных услуг.

АКТИВНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО С БОЛЬНИЦАМИ

— Кто сегодня особенно нуждается в заботе и надомном обслуживании?

— Те, кто в силу своих физических особенностей не могут полноценно жить без посторонней помощи. Мы принимаем во внимание и социальный фактор: живет ли человек в семье, есть ли у него родственники и так далее. Наша задача — прежде всего помочь совсем одиноким и одиноко проживающим москвичам, у которых родственники далеко.

Чтобы оформить социальное обслуживание, человеку раньше приходилось обращаться непосредственно в отделы социальной защиты населения по месту жительства. Теперь это можно сделать в ближайшем центре госуслуг «Мои документы». За год поступает около 30 тысяч новых обращений. С 1 января перечень документов, которые человеку нужно предоставить для оформления надомного обслуживания, существенно сократился. Для одинокого москвича, например, достаточно заполненного заявления и паспорта. Максимально просто. У москвичей, которые проживают в семье или у которых есть близкие родственники, попросят документы, подтверждающие доходы членов семьи, а также причины, по которым они не могут выполнять обязанности по уходу за своим родственником.


— Сейчас много говорят об уходе от заявительного способа получения социальных услуг к проактивному. Расскажите, как это происходит на практике.

— Необходимость перехода к проактивному принципу работы очевидна, но не всегда понятно, как этот переход осуществить. Ясно одно — нужно действовать на опережение. Универсальных решений пока нет, мы их ищем. В Москве выстраивается работа по использованию Big Data — совокупности данных, которые содержатся в разных информационных ресурсах города. Анализ по заданным параметрам позволяет нам распознавать жителей, которые потенциально могут нуждаться в социальном обслуживании. Есть несколько критериев для отбора — возраст, состояние здоровья, наличие инвалидности, социальный статус человека, а также, например, такие, как частота использования социальной карты москвича и посещение поликлиник.

Как пример: если пенсионер регулярно пользуется социальной картой москвича, самостоятельно перемещается по городу, вряд ли ему нужна помощь социальных служб, тем более на постоянной основе. Благодаря Big Data мы можем видеть возрастающую или угасающую динамику посещения поликлиник. Чаще всего получателями социальных услуг на дому становятся одинокие москвичи старше 75 лет, имеющие инвалидность.

— Каких изменений в сфере социального облуживания ждать в ближайшее время?

— Мы начинаем плотно работать с медицинскими организациями. Формируется новая система долговременного ухода, основанная на межведомственном взаимодействии. В некоторых округах мы уже начали работу с медицинскими стационарами, в которых после госпитализации на этапе предварительной выписки выявляем пациентов, которым необходим уход после возвращения домой. Учитываем их возраст, диагноз, социальный статус и способность к самообслуживанию. К человеку направляем социального инспектора для функциональной диагностики. К моменту его выписки домой из больницы организовываем все необходимое, чтобы оказать патронажную или паллиативную помощь. Нельзя допускать ситуации, когда из стационара человек попадает домой, где без посторонней помощи жить достойно он уже не может. Помощь должна приходить вовремя.


В пенсионной системе России постоянно происходят изменения. Проведение кардинальных реформ – редкое явление, а вот небольшие корректировки – почти ежегодное. В правительстве и Госдуме готовят новые поправки в пенсионное законодательство.

Перечень изменений, которые произойдут с 1 января 2021 года

Российским пенсионерам придется перейти на электронные трудовые книжки

С 1 января 2021 года российских пенсионеров ждут 4 изменения. Индексация пенсионных выплат – привычная мера, ожидаемая каждым гражданином, вышедшим на заслуженный отдых. Но помимо нее будет еще 3 новшества.


1 изменение – индексация пенсий

Неработающим российским пенсионерам с 1 января 2020 года сделают прибавку. Повышение пенсии – ежегодная мера: в следующем году индексация составит 6.3%. При этом прогнозируемый Центробанком уровень инфляции равен около 4%. Так, неработающие пенсионеры в среднем будут получать 17 444 рублей.

— Это почти в полтора раза превысит инфляцию — по прогнозам, в этом году она составит 3,7-4 процента. То есть, пенсия в среднем увеличится на тысячу рублей, — рассказала заместитель председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике Елена Бибикова.

Социальные пенсии увеличатся с 1 апреля. Правда, прибавка составит 2.6%.

— Социальная пенсия повышается также ежегодно — на величину прогнозного индекса роста прожиточного минимума пенсионера. Пока это 2,6 процента, но показатель ещё может быть скорректирован, — напомнила Елена Бибикова.

В 2021 году несколько рублей в августе добавят к пенсии работающим пенсионерам. Им будут частично зачтены новые трудовые права, страховые взносы, уплачиваемые их работодателями в течение 2020 года. Но прибавка может составить не более 296,58 рублей. Полная индексация пенсии проводится лишь в том случае, если пенсионер официально уволился.

Ветеранам боевых действий и инвалидам каждый месяц выплачивают пособия. В 2021 году они будут увеличены с 1 февраля. Размер прибавки рассчитают на основании ИПЦ (индекс потребительских цен) за прошлый год.

2 изменение – повышение возраста выхода на пенсию

В рамках пенсионной реформы запланирована такая мера в 2021 году. Продолжится действие льготного периода, когда россияне могут выходить на пенсию на 6 месяцев ранее нового срока. Воспользоваться правом смогут женщины 1965 г.р. и мужчины 1960 г.р.

Российским пенсионерам придется перейти на электронные трудовые книжки


3 изменение – трудовой стаж «оцифруют»

В 2021 году российских пенсионеров полностью переведут на ЭТК (электронная трудовая книжка). Новым работникам перестанут выдавать бумажные аналоги. Для уже работающих пенсионеров будут действовать и электронные, и бумажные трудовые книжки. В ЭТК внесут только новые записи, поэтому важно не потерять бумажные носители. В противном случае сложно будет доказать наличие стажа, придется навещать бывших работодателей, собирать справки.

Пенсионерам надо подать в Пенсионный фонд заявку, чтобы в ЭТК внести абсолютно все данные, — сообщил Михаил Мишустин.

4 изменение – корректировка системы накоплений

Реформа, давно ожидаемая экспертами. Система накоплений была заморожена еще 7 лет назад. Все эти годы россияне могут копить только виртуальные пенсионные баллы. Годом ранее Минфином и Центробанком была представлена новая концепция – гарантированный пенсионный план. Он подразумевает самостоятельное откладывание из заработной платы 1 – 6 процентов ежемесячно.

— Законопроект непростой. Было несколько вариантов концепции, в последнем это исключительно добровольный формат, — пояснял недавно Антон Дроздов, бывший глава ПФР, а ныне замминистра финансов.


С 2020 года социальное обслуживание россиян осуществляется в новом формате. Для этого создан и принят новый закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (№442).

На какие нововведения следует обратить внимание обладателям права на пользование социальными услугами?

Обладатели права – граждане Российской Федерации, иностранцы и люди, не имеющие гражданства, которые живут в РФ, беженцы.

Социальное обслуживание носит заявительный характер. То есть, чтобы прибегнуть к услугам, нужно написать заявление в соответствующий орган. Как правило, это центр социальной защиты.

Во вступившем в силу законе обозначены новые термины в области социального обслуживания. Среди них – «получатели социальных услуг», «поставщики социальных услуг», «стандарт социальной услуги» и другие термины.

Если в отмененном законе присутствовало понятие «нестандартная жизненная ситуация», согласно которой гражданин мог воспользоваться услугами из сферы социального обслуживания, то в новом законе этого понятия нет.

Вместо этого в новом законе четко обозначены ситуации и обстоятельства, при которых человек может воспользоваться правом на социальное обслуживание.

Среди обозначенных обстоятельств:

  1. Утрата способности на самообслуживание;
  2. Утрата самостоятельного передвижения;
  3. Утрата в самообеспечении основными жизненными потребностями из-за перенесенного заболевания, травмы, инвалидности;
  4. Присутствие в семье ребенка с инвалидностью или взрослого с инвалидностью, которые нуждаются в постоянном уходе.

Кроме этих обстоятельств в законе обозначены и такие ситуации, как

  1. Семейные конфликты;
  2. Присутствие в семье человека с наркотической или алкогольной зависимостью;
  3. Присутствие в семье человека с нарушениями психики;
  4. Присутствие в семье человека, пристрастного к играм азартного характера;
  5. Присутствие в семье действий насильственного характера.

Теперь социальные услуги будут предоставляться гражданам строго в индивидуальном порядке.

В этих целях разрабатывается индивидуальная программа по предоставлению социальных услуг получателям.

В процессе реализации такой программы, комплекс мероприятий может пересматриваться в зависимости от изменений ситуации и жизни получателя услуг. Изменения в программу могут вноситься от одного до трех раз в год, но не чаще.

До начала реализации мер индивидуальной программы по получению услуг с получателем заключается договор. В таком договоре приводится перечень услуг, их стоимость (если они оказываются на платной основе).

В каждом регионе существуют списки поставщиков социальных услуг, которые обязательно должны размещаться на официальных сайтах органов власти.

В законе оговариваются и условия, при которых граждане могут получать услуги на бесплатной основе. Если у человека отсутствуют данные условия, то он может воспользоваться социальными услугами, оплатив их частично или полностью.

Если у человека среднедушевой доход равен предельной величине, которая установлена в регионе, а тем более, ниже, то он имеет право воспользоваться социальными услугами.

С введением нового закона введены в действие целый комплекс услуг, которые классифицированы на виды и формы.

Формы социальных услуг:

  1. Оказание услуг в домашних условиях;
  2. В режиме полустационара (предоставляются органом социального обслуживания);
  3. В режиме стационара (проживание определённое количество суток в организации, которая предоставляет услуги).

Виды услуг, которые предоставляют поставщики:

  • Бытовые (помощь в самообслуживании и так далее);
  • Медицинские (предоставление оздоровительных услуг, направленных на поддержку здоровья);
  • Психологические (они направлены на стабилизацию психологического состояния человека);
  • Педагогические (организация досуга, помощь в воспитании ребенка и так далее);
  • Правовые (предоставление юридических услуг);
  • Коммуникативные (помощь в адаптации и социализации в обществе);
  • Трудовые (помощь в поисках работы и трудоустройстве);
  • Социальные услуги в срочном режиме (предоставление питания, одежды, временного жилья и других необходимых вещей).

Все эти формы и виды услуг указываются в индивидуальной программе и договоре, условия которых получатель социальных услуг должен выполнять. В противном случае предоставление уму услуг может быть прекращено.

Если получатель этих услуг переезжает в жилье по другому адресу, то в данной ситуации индивидуальная программа и договор на оказание социальных услуг сохраняют свое действие. Переехавший в новое жилье продолжит получать весь предусмотренный для него пакет услуг.


На сегодняшний день в соцзащите Москвы работает более 40 тысяч человек, из которых 7 тысяч — социальные работники. Каждый день они заботятся о незащищенных жителях Москвы, помогают с решением бытовых вопросов, оказывают адресную помощь. Особенно заметной их работа стала в период пандемии коронавируса, которая словно лакмусовая бумажка вывела на поверхность значимость работы сотрудников социальных служб. В 2020 году Москва изменила перечень соцуслуг и их стандартов: теперь они ориентированы на индивидуальные потребности каждого человека. Также начался переход от заявительного к проактивному принципу оказания социальных услуг, которые предоставляются после функциональной диагностики. Подробнее об этом рассказал заместитель руководителя Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы Павел Анатольевич КЕЛЛЕР.

Павел Анатольевич, расскажите, пожалуйста, о глобальных изменениях в сфере социального обслуживания на дому, которые произошли в Москве за последние полгода?

— Прежде чем начать разговор об изменениях, важно рассказать, что представляет собой сфера социального обслуживания. На сегодняшний день в Москве более 7 тысяч социальных работников оказывают социальные услуги на дому примерно 128 тысячам москвичей. Конечно, в каждом случае это различные услуги и в итоге — различный объем оказываемой помощи. Порой это только доставка продуктов или уборка квартиры, но в некоторых случаях потребность в помощи заключается в приготовлении пищи, кормлении и проведении гигиенических процедур.

— Казалось бы, простая и понятная мысль: каждому человеку необходим индивидуальный набор услуг, но как его определить?

— Именно на этот вопрос мы попытались ответить в этом году, проведя большую подготовительную работу. Безусловно, те изменения, которые происходят в сфере социального обслуживания, и тем более в сфере предоставления социальных услуг на дому, должны быть просты и понятны. Надеюсь, и рассказ о них получится тоже простым и понятным. В числе основных изменений: упрощение процедуры обращения за получением социальных услуг на дому, новый механизм определения необходимого объема услуг, новый перечень этих услуг и их стандарты, а также начало работы с использованием проактивного подхода.

— Расскажите, пожалуйста, обо всем по порядку.

— Итак, с 1 января за получением социального обслуживания на дому можно обратиться в ближайший центр госуслуг «Мои документы». Для москвичей обращение туда давно уже стало не только привычным, но и удобным. Теперь здесь можно решить и вопрос предоставления социальных услуг на дому.

Кроме того, мы максимально сократили перечень документов, которые необходимо предоставить для получения социальных услуг на дому. К примеру, от одиноких москвичей требуется только заявление и паспорт, а для тех, кто проживает в семье или имеет близких родственников, дополнительно потребуются документы, подтверждающие их доходы. Также необходимо будет обозначить обстоятельства, по которым они не могут выполнять обязанности по уходу за своими родственниками.

После подачи документов необходимо определить объем необходимой человеку помощи. Как раз механизм определения этого объема абсолютно новый и выполняют его новые для нашей системы сотрудники: социальные инспекторы. Итак, после обращения в центр госуслуг за получением помощи на дому должен состояться визит социального инспектора, который проведет процедуру функциональной диагностики. Эта процедура достаточно сложна, но именно она позволяет нам в каждом конкретном случае установить способности человека к выполнению простых и сложных действий, а также определить наличие риска падения.

Для того чтобы представить, о чем идет речь, приведу несколько примеров. К простым действиям относится прием пищи, к сложным — приготовление пищи; к простым — подъем по лестнице, к сложным — пользование транспортом. Сразу же хочу внести ясность: никто не будет заставлять бегать по лестнице или ждать, когда человек приготовит пищу и затем проверять ее на вкус. Есть маленькие секреты, которые позволяют нам делать подобные выводы, не прибегая к таким вещам. В тоже время хочу подчеркнуть, что эта работа с опросом не имеет ничего общего. Если у человека имеются сложности с выполнением простых или сложных действий, это свидетельствует о наличии так называемых функциональных дефицитов. Именно эти социальные дефициты соцслужбы и должны компенсировать.

Иными словами, наша задача должна заключаться в помощи выполнения человеком тех действий, которые он не может в полной мере осуществить сам. Пожалуй, именно в этом основная суть произошедших изменений. Мы стремимся предоставлять социальные услуги, которые нужны в каждом конкретном случае, а не оказывать стандартный набор услуг всем, кто получает социальные услуги на дому.

При этом объем таких услуг, выраженный в часах, может составлять от нескольких часов в неделю до пяти часов ежедневно. Сама же функциональная диагностика заменила работу комиссии при районных отделах соцзащиты, которая составляла акт обследования материально-бытовых условий проживания, необходимый ранее. Теперь на дом выйдет только социальный инспектор, других посещений не потребуется.

— Итак, по итогам функциональной диагностики выявлен функциональный дефицит, которые нужно компенсировать социальным службам. Каковы дальнейшие действия соцработников?

Теперь в отношении каждого простого и сложного действия, которое человек не способен совершать самостоятельно, назначается конкретная социальная услуга. Их перечень и стандарты мы полностью пересмотрели. Иными словами, теперь мы выполняем или помогаем выполнять только те действия, которые человеку не под силу. Так мы формируем в каждом случае индивидуальный набор услуг, необходимый в конкретной ситуации.

При этом набор условно гарантированных услуг был существенно расширен. К примеру, ранее такие услуги, как сопровождение на прогулку, приготовление горячей пищи, межсезонная комплексная уборка квартиры предоставлялись за плату. Теперь же, при невозможности жителям города самостоятельно выполнять такие действия, ему могут быть предоставлены эти социальные услуги бесплатно.

Теперь услуги назначаются автоматически, так как каждому функциональному дефициту соответствует компенсирующая услуга. Это позволяет нам формировать единый подход к определению объема помощи на дому по всему городу. Звучит нескромно, но такого работающего механизма в стране больше нигде нет.

Что же касается стандартов социальных услуг, мы максимально подробно их описали. Теперь в отношении каждой услуги понятен набор действий, который ее составляет. Указано время, необходимое как на оказание услуги в целом, так и на выполнение каждого действия. Также имеется указание на кратность и периодичность предоставления социальных услуг, при этом при определении кратности мы ушли от таких формулировок, как, например, «до трех раз в неделю». Показатели теперь вполне конкретные и позволяют понять гарантированный объем помощи при назначении той или иной услуги. Но для нас важно не только корректно определить объем необходимых услуг на дому, но и установить круг потенциальных получателей такой помощи. Это позволит предложить поддержку человеку, не дожидаясь его обращения.

— В этом заключается проактивный подход в вашей работе?

— Да, мир вокруг нас активно меняется, формируя огромный массив данных, которые хранятся в различных информационных ресурсах. Мы прекрасно представляем себе «портрет» москвича, который сегодня получает услуги на дому, что позволяет нам обращаться к большим данным с запросом по конкретным параметрам. При этом мы используем такие критерии, как возраст, состояние здоровья, инвалидность, а также, к примеру, частоту пользования общественным транспортом и посещения поликлиник. Например, частое пользование общественным транспортом говорит о том, что наша помощь вряд ли нужна, а прекращение пользования социальной картой москвича, наоборот, может быть сигналом о наличии проблем, решение которых может потребовать нашего участия. Поэтому мы выйдем с инициативой о помощи, не дожидаясь обращения за ней. Кроме того, мы выстраиваем взаимодействие с медицинскими организациями. Это позволяет выявлять пациентов, которым понадобится надомный уход, на этапе выписки. И к моменту возвращения человека домой решать необходимые формальности, чтобы помощь пришла вовремя.

— Расскажите, пожалуйста, о новом стандарте надомного обслуживания подробнее.

— Помимо нового перечня и стандарта социальных услуг, мы существенно изменили подходы к предоставления отдельных услуг, ориентируясь на новые возможности и технологии. К примеру, раньше соцработник доставлял продукты до восьми раз в месяц. Это было обусловлено тем, что продукты носили в руках или с использованием тележки, а по требованиям охраны труда есть ограничения по весу: 7 и 10 килограммов соответственно. Сегодня, с развитием дистанционной торговли, можно заказывать продукты на дом практически без ограничения по весу. Мы считаем, что работать нужно в ногу со временем. Новые стандарты как раз предусматривают необходимость использования при доставке продуктов на дом дистанционных серверов. Теперь соцработник создает личный кабинет для каждого своего подопечного в выбранном им интернет-магазине или сразу в нескольких. Затем формирует заказ и назначает дату и время, когда приедет курьер. Способ расчета каждый подопечный также выбирает сам: наличными или по карте. Аналогичный подход используется и при организации оплаты за жилое помещение и коммунальных услуг.

Важно отметить, что все соцработники были обучены предоставлению соцуслуг по новому стандарту. Это оказалось особенно важным и удобным в период пандемии, когда доставка продуктов осуществлялась преимущественно бесконтактно. Безусловно, использование новых стандартов позволяет экономить время социальных работников, которое теперь используется для оказания социальных услуг, ранее предоставляющихся за плату.

— Как эти перемены оказались на деятельности соцработников и их подопечных?

— Перемены происходят в нашей системе постепенно. Сегодня новый порядок, перечень, стандарты социальных услуг распространяются на тех жителей, которые были признаны нуждающимися в получении таких услуг после 1 января 2020 года. Более 15 тысяч москвичей уже имеют новую индивидуальную программу предоставления социальных услуг. Соцработники оказывают ту помощь, которая нужна, при этом акцент в их работе смещается с доставки к оказанию помощи именно на дому. Это означает, что теперь они могут больше времени проводить с подопечными, общаться с ними, что порой гораздо более важно.


Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

На этой неделе парламентарии рассмотрят законопроект о бюджете Пенсионного фонда. Какая индексация пенсий запланирована?

На этой неделе в Госдуме обсудят сразу несколько законопроектов, которые окажут влияние на жизнь пенсионеров в 2021 году. Какие новшества ожидают граждан старшего возраста, «Парламентской газете» рассказала заместитель председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике Елена Бибикова.

– Елена Васильевна, на этой неделе Госдума рассмотрит два важных законопроекта — о федеральном бюджете на следующую трехлетку и о бюджете Пенсионного фонда. Какие индексации пенсий запланированы в следующем году?

– Напомню, по действующему законодательству индексация всех страховых пенсий неработающим пенсионерам, включая пенсии по старости, проводится с 1 января. В сентябре во время встречи с сенаторами президент Владимир Путин вновь подчеркнул: как бы ни складывалась социально-экономическая ситуация в стране, страховые пенсии будут проиндексированы на 6,3 процента. Причем это почти в полтора раза превысит инфляцию — она, по прогнозам, в этом году составит 3,7-3,8 процента. То есть пенсия в среднем увеличится на тысячу рублей.

Наряду с пенсиями многие, в частности ветераны боевых действий, инвалиды всех категорий, получают ежемесячные денежные выплаты — они будут повышены с 1 февраля. Здесь размер индексации определяется исходя из индекса потребительских цен за предыдущий год — пока он 3,8 процента.

С 1 апреля проиндексируют социальные пенсии — они положены тем, кто не смог набрать нужного количества пенсионных баллов и нужного стажа для назначения страховой пенсии. Социальная пенсия повышается также ежегодно — на величину «прогнозного индекса роста прожиточного минимума пенсионера». Пока это 2,6 процента, но показатель еще может быть скорректирован.

– Федерация независимых профсоюзов России обратилась в Правительство с предложением исключить накопительный компонент из системы обязательного пенсионного страхования. А при рассмотрении в Госдуме в первом чтении законопроекта о заморозке накопительной части замглавы Минфина Антон Дроздов рассказал, что инициатива, предполагающая реформу этой системы, может быть внесена в Правительство и в парламент уже в следующем году. Почему назрела такая необходимость?

– Институт накопительных пенсий, на мой взгляд, пока не совсем урегулирован. Да, есть закон о накопительных пенсиях, но отчисления в системе обязательного пенсионного страхования на накопительные счета не осуществляются — с 2014 года проводится так называемая заморозка. Сейчас на рассмотрении Госдумы действительно находится законопроект, предлагающий продлить такую заморозку и на 2023 год. Думаю, это решение будет поддержано, однако делать это до бесконечности нельзя. Тема находится на контроле Правительства, уже предлагалось несколько вариантов решения проблемы, но окончательного алгоритма не выработано. Мое мнение, что накопительная пенсия все же должна быть не в рамках обязательной пенсионной системы, а либо добровольной, либо корпоративной.

– Расширяя меры поддержки пожилых людей, власти заботятся не только о материальной составляющей. Почему вообще этой теме сейчас уделяется такое внимание?

– Наше общество — не только в России, но и во всем мире — стареет. Ежегодно людей старше 60 лет становится все больше. Если сегодня ООН насчитывает около миллиарда человек такого возраста (это около 13 процентов населения всего земного шара), то к 2050 году, по прогнозу, их станет в два раза больше. Это изменяет отношение общества к пожилым людям. Любая страна, и наша в том числе, заинтересована, чтобы они как можно дольше были здоровы, обеспечены, вели активный образ жизни.

Пожилой возраст — это замечательный возраст, когда дети выросли, карьера завершена, пришло время, когда жизнь можно посвятить себе и своим забытым мечтам.

С моей точки зрения, пожилой возраст — это замечательный возраст, когда дети выросли, карьера завершена, пришло время, когда жизнь можно посвятить себе и своим забытым мечтам.

Однако перспектива остаться не у дел, стать обузой, потерять возможность самореализации беспокоит многих — и здесь важно вовлечь пожилых людей в любую сферу деятельности. Близкие могут подключить их к заботе о внуках, правнуках, а государству надо постараться вовлечь их в активную общественную и социальную жизнь.

Главная задача — помочь избежать изоляции, которая так волнует людей, выходящих на пенсию.

– Какие меры принимаются для этого на государственном уровне?

– Еще в 2016 году была разработана и сейчас реализуется Стратегия действий в интересах граждан старшего поколения. Она предполагает работу в двух направлениях. С одной стороны, важно как можно дольше поддерживать наших пенсионеров в активном состоянии, то есть чтобы они могли сами о себе заботиться, были заняты, чувствовали себя востребованными, нужными обществу. С другой — надо развивать стационарное обслуживание и стационарозамещающие технологии, чтобы людям, подошедшим к рубежу, после которого сами заботиться о себе не могут, было по-прежнему комфортно жить.

Эти вопросы нашли свое отражение и в национальных проектах, в частности в рамках нацпроекта «Демография» разработан федеральный проект «Старшее поколение». Он предусматривает увеличение периода активного долголетия и продолжительности здоровой жизни с помощью вовлечения граждан в общественно-политическую жизнь; организацию мероприятий по профессиональному обучению и дополнительному профобразованию россиян предпенсионного возраста. Еще одна задача — содействие в приведении региональных организаций соцобслуживания в надлежащее состояние, а также ликвидация очередей в них; развитие стационарозамещающих технологий; создание системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами.

Практически во всех регионах есть собственные программы по работе с гражданами старшего поколения. Например, во многих субъектах развивается новое движение — «Серебряное волонтерство», в рамках которого пожилые люди занимаются добровольчеством, помогают другим гражданам…

Мы должны сделать так, чтобы люди жили не просто дольше, а могли оставаться активными, не страдали от одиночества и могли реализовать себя. Чтобы жизнь пожилого человека или имеющего ограничения по здоровью была насыщенной и разнообразной.

– А какая помощь оказывается тем, кто все-таки из-за возраста или проблем со здоровьем не может жить самостоятельно?

– Когда возраст или болезни все же берут свое, люди начинают нуждаться в эпизодической либо постоянной посторонней помощи. В нашей стране уже третий год ведется пилотный проект по созданию системы долговременного ухода. В настоящее время в проекте участвуют 18 регионов, а с 2022 года к нему должны подключиться все субъекты Федерации. Система станет важнейшим элементом помощи людям, нуждающимся в посторонней помощи.

Долгое время социальное обслуживание в нашей стране было направлено только на оказание отдельных социальных услуг. В рамках этого проекта отрабатываются новые сервисы и технологии долговременного ухода, выстраиваются более эффективные механизмы выявления нуждающихся в помощи, совершенствуется перечень критериев нуждаемости, разрабатываются нормативно-правовые акты, развиваются стационарозамещающие технологии.

В нашей стране уже третий год ведется пилотный проект по созданию системы долговременного ухода

Например, перед исполнительной властью стоит задача своевременно выявлять граждан, нуждающихся в помощи органов соцобслуживания, ведь далеко не все обращаются за ней сами. Для этого привлекаются различные «источники информации» — от почтальонов, разносящих пенсию, до врачей, которые, оказывая помощь пациенту старшего возраста, видят, что все же заботиться о себе самостоятельно этот человек больше не может.

Все сведения передаются в службу социальной защиты. Со своей стороны, соцработники проводят обследование этого человека и берут его на учет, для того чтобы в случае необходимости своевременно оказать помощь.

Причем подчеркну: система долговременного ухода подразумевает оказание именно того вида помощи, в котором нуждается человек, и здесь могут быть разные варианты — возможно, ему нужна сиделка на несколько часов, возможно, достаточно будет просто «курьерской помощи» — принести продукты, лекарства, кому-то помочь по хозяйству.

Изучая опыт регионов-пилотников, мы отмечаем: при правильно организованном межведомственном взаимодействии повышается оперативность оказания социальной и медпомощи, улучшается ее качество; создается система поддержки семей, осуществляющих уход за своими родственниками; серьезно снижается нагрузка на стационары.

Бывает и так, что соцработники видят: жить самостоятельно пожилой человек уже не может. Один из вариантов в этом случае — помещение его в дом-интернат. Система стационаров в настоящее время также переживает коренные изменения, в том числе уменьшается количество подопечных на одного работника: если раньше было 15-25 человек, то сейчас не более восьми.

Хотя, конечно, для пожилого человека, привыкшего жить дома, переезд в стационар — сильнейший стресс. Поэтому очень многие пенсионеры, нуждающиеся в помощи, уезжать в дом-интернат не хотят. Потому все популярнее становятся стационарозамещающие формы обслуживания, например приемные семьи для пожилых людей.

– И что подразумевает эта форма?

– Это относительно новый институт, действующий уже более чем в половине российских регионов. Пожилой человек или инвалид, который по состоянию здоровья не может жить самостоятельно, нуждается в постоянном постороннем уходе и не хочет покидать свой дом и переезжать на постоянное место жительства в стационарное учреждение (дом-интернат), может остаться в приемной семье, то есть у людей, которые готовы его принять, чтобы о нем заботиться. Причем не важно, заберет ли эта семья человека к себе в дом или придет к нему…

Договор заключают три стороны: сам пожилой человек или инвалид, нуждающийся в постоянном постороннем уходе, представитель семьи, которая его принимает для проживания, и орган исполнительной власти (как правило, центр социальной защиты населения), который обеспечивает контроль за тем, чтобы этому пожилому человеку в новой семье было комфортно, чтобы его не обижали, чтобы он не был ущемлен. Также центр обеспечивает финансовую поддержку семьи — за счет средств региональных бюджетов.

– Какие материальные взаимоотношения между ними?

– Тот человек, который приходит в семью, точно так же, как если бы он жил в социальном учреждении, отдает этой семье порядка 75 процентов своих доходов — на питание, одежду, лекарства.

Семья, принимающая человека, получает от региональной администрации компенсацию, то есть своего рода заработную плату за то, что ухаживает за этим человеком. Как правило, размер компенсации привязывается к МРОТ — в зависимости от финансовых возможностей региона.

– Много ли таких приемных семей у нас в стране?

– Пока что эта форма только развивается, причем в большей мере в сельской местности. В некоторых регионах в процессе задействовано 100 семей, где-то больше, где-то меньше… Очень надеемся, что процесс и дальше будет идти поступательно, так как любому человеку уютнее и комфортнее жить в тех условиях, где он провел всю жизнь. Пока что институт приемной семьи регулируется региональными законами, однако наш комитет держит эту тему на контроле. В случае необходимости готовы оперативно подготовить поправки и в федеральное законодательство.

– Какую помощь государство готово оказать родственникам, которые заботятся о пожилом человеке, нуждающемся в постоянном уходе?

– Здесь важно избавить их от эмоционального выгорания, сохранить возможность полноценной жизни. Развиваются школы ухода, позволяющие повысить компетенции родственного ухода, развиваются пункты проката, потому что не сразу человек, нуждающийся в средствах реабилитации, может их получить. Очень интересна и полезна внедряемая технология «центры дневного пребывания», в которых занимаются пожилые и инвалиды в течение рабочего дня, позволяя членам семьи работать, а самим посетителям справиться с различными функциональными нарушениями.

Читайте также: