Проблемы пенсий госслужащих в

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Истомина Е.А.

Цель. Исследование пенсионного обеспечения за выслугу лет муниципальных служащих как способа компенсации социального риска стойкой утраты трудоспособности, выявление проблем правового регулирования в этой сфере. Методы. В статье проведен анализ положений федеральных законов, законов субъектов РФ о пенсионном обеспечении за выслугу лет муниципальных служащих , государственных гражданских служащих. Привлечены международные стандарты установления пенсионного возраста , зарубежный опыт правового регулирования соответствующих общественных отношений. Сравнительная характеристика положений нормативных правовых актов позволила обосновать предложения по совершенствованию действующего законодательства. Результаты. В работе проанализировано современное состояние законодательства о пенсионном обеспечении за выслугу лет муниципальных служащих , с акцентом на последних изменениях, коснувшихся возраста выхода на пенсию муниципальных служащих , а также государственных гражданских служащих, увеличения требуемой продолжительности стажа государственной гражданской и муниципальной службы. Проведенное исследование позволило сделать вывод о том, что и до реформирования институт пенсий за выслугу лет вызывал сомнения в своей защитной функции, а после нововведений почти утратил свою роль стимула к длительной и эффективной деятельности на муниципальной службе. Показано, что некоторые причины увольнения со службы неоправданно лишают гражданина на пенсию за выслугу лет . Изучен механизм исчисления названной пенсии и обоснован вывод о том, что механизм, закрепленный в федеральном законодательстве, зачастую не позволяет говорить о возможности компенсации социального риска посредством этой выплаты. В качестве вывода предложено расширить перечень оснований увольнения с государственной гражданской и муниципальной службы, дающих право на назначение пенсии за выслугу лет , а также закрепить в Федеральном законе «О государственном пенсионном обеспечении», дополнительно к механизму исчисления пенсии за выслугу лет ее минимальный размер как доплаты к страховой пенсии по старости (по инвалидности). Научная новизна. Научная новизна заключается в анализе федеральных законов, законов субъектов РФ и выявлении недостатков пенсионного обеспечения за выслугу лет муниципальных служащих как способа компенсации социального риска , предложении изменений в законодательство.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Истомина Е.А.

ACTUAL PROBLEMS OF PENSION PROVISION FOR MUNICIPAL EMPLOYEES

Purpose. Research of pension provision for long service of municipal employees as a way of compensation of social risk of persistent disability, identification of problems of legal regulation in this sphere. Methods. The article analyzes the provisions of federal laws, the laws of the subjects of the Russian Federation on pensions for seniority of municipal employees, state civil servants. International standards for establishing the retirement age , foreign experience in the legal regulation of relevant public relations have been attracted. Comparative characteristics of the provisions of regulatory legal acts allowed to substantiate proposals for improving the current legislation. Results. The paper analyzes the current state of legislation on pension provision for long service of municipal employees, with an emphasis on recent changes affecting the retirement age of municipal employees, as well as state civil servants, and increasing the required length of service for the state civil and municipal service. The conducted research led to the conclusion that, even before the reform, the institution of long service pensions was questioning its defensive function, and after innovations it almost lost its role as an incentive to long and effective activity in the municipal service. It is shown that some reasons for dismissal from service unnecessarily deprive a citizen of retirement for long service. The mechanism of calculation of the named pension is studied and the conclusion that the mechanism fixed in the federal legislation, frequently does not allow to speak about an opportunity of indemnification of social risk by means of this payment is proved. As a conclusion, it is proposed to expand the list of grounds for dismissal from the state civil and municipal service entitling the appointment of a pension for long service, and also to fix in the Federal Law "On State Pensions", in addition to the mechanism for calculating the retirement pension for its minimum size as additional payments to the old-age insurance pension (for disability). Scientific novelty. The scientific novelty lies in the analysis of federal laws, laws of the subjects of the Russian Federation and the identification of shortcomings in the provision of pensions for the long service of municipal employees as a means of compensating for social risk , proposing changes in legislation.

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы пенсионного обеспечения за выслугу лет муниципальных служащих»

МУНИЦИПАЛИТЕТ: ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗА ВЫСЛУГУ ЛЕТ МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры социального права Уральского института управления - филиала,

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Россия), 620990, Россия, Екатеринбург, ул. 8 Марта, 66, eistomina2011@gmail.com

Цель. Исследование пенсионного обеспечения за выслугу лет муниципальных служащих как способа компенсации социального риска стойкой утраты трудоспособности, выявление проблем правового регулирования в этой сфере.

Методы. В статье проведен анализ положений федеральных законов, законов субъектов РФ о пенсионном обеспечении за выслугу лет муниципальных служащих, государственных гражданских служащих. Привлечены международные стандарты установления пенсионного возраста, зарубежный опыт правового регулирования соответствующих общественных отношений. Сравнительная характеристика положений нормативных правовых актов позволила обосновать предложения по совершенствованию действующего законодательства.

Результаты. В работе проанализировано современное состояние законодательства о пенсионном обеспечении за выслугу лет муниципальных служащих, с акцентом на последних изменениях, коснувшихся возраста выхода на пенсию муниципальных служащих, а также государственных гражданских служащих, увеличения требуемой продолжительности стажа государственной гражданской и муниципальной службы. Проведенное исследование позволило сделать вывод о том, что и до реформирования институт пенсий за выслугу лет вызывал сомнения в своей защитной функции, а после нововведений - почти утратил свою роль стимула к длительной и эффективной деятельности на муниципальной службе.

Показано, что некоторые причины увольнения со службы неоправданно лишают гражданина на пенсию за выслугу лет. Изучен механизм исчисления названной пенсии и обоснован вывод о том, что механизм, закрепленный в федеральном законодательстве, зачастую не позволяет говорить о возможности компенсации социального риска посредством этой выплаты.

В качестве вывода предложено расширить перечень оснований увольнения с государственной гражданской и муниципальной службы, дающих право на назначение пенсии за выслугу лет, а также закрепить в Федеральном законе «О государственном пенсионном обеспечении», дополнительно к механизму исчисления пенсии за выслугу лет ее минимальный размер как доплаты к страховой пенсии по старости (по инвалидности).

Научная новизна. Научная новизна заключается в анализе федеральных законов, законов субъектов РФ и выявлении недостатков пенсионного обеспечения за выслугу лет муниципальных служащих как способа компенсации социального риска, предложении изменений в законодательство.

Ключевые слова: муниципальный служащий, социальный риск, пенсия за выслугу лет, пенсионный возраст.

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. О государственной гражданской службе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры: Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 31 декабря 2004 г. № 97-ОЗ. URL: http://docs.cntd.ru/ document/429037666 (дата обращения 30.09.2017).

15. Это правило затронуло, помимо муниципальных служащих, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, на постоянной основе - государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, а также должности государственной гражданской службы Российской Федерации. (О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части увеличения пенсионного возраста отдельным категориям граждан: Федеральный закон от 23 мая 2016 г. № 143-Ф3 // Собрание законодательства РФ. 2016. № 22. Ст. 3091).

16. Code de la sécurité sociale. [электронный ресурс]. URL: https://wwwlegifrance.gouv.fr/affichCode.do;jsessionid=D E3B780DF124512571A0F62D58337186.tplgfr21s_1?cidTe xte=LEGITEXT000006073189&dateTexte=20171019 (дата обращения 21.10.2017).

17. Pensions de retraite du régime des fonctionnaires. Septembre 2017. [электронный ресурс]. URL: http://sdpsp.fgov.be/fr/ pdf/publications/retirement_pension.pdf (дата обращения 21.10.2017).

18. Les retraites des fonctionnaires à l'étranger. [электронный ресурс]. URL:http://www.cor-retraites.fr/IMG/pdf/doc-2345. pdf (дата обращения 21.10.2017).

19. О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан: Закон Республики Казахстан от 21 июня 2013 года № 105-V. [электронный ресурс]. URL: http://adilet.zan.kz/rus/docs/ Z1300000105 (дата обращения 21.10.2017).

20. Об обеспечении дохода: Рекомендация МОТ № 67 от 12 мая 1944 г. // Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1919-1956. Т. I. Женева: МБТ, 1991. С. 591-612.

21. О минимальных нормах социального обеспечении: Конвенция МОТ № 102 от 28 июня 1952 г. // Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1919-1956. Т. I. Женева: Международное бюро труда, 1991. С. 1055-1086.

22. Карпунина Н. А. Юридические факты в пенсионном обеспечении Российской Федерации: диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. М., 2010. 227 с.

23. Международные и российские нормы пенсионного обеспечения: сравнительный анализ / Отв.ред. Э. Г. Тучкова, Ю. В. Васильева. М.: Проспект, 2013. 440 с.

24. Соловьев А. К. Пенсионный возраст как фактор экономического развития // Журнал экономической теории. 2016. № 3. С. 202-219.

25. Настоящая новость никогда не бывает скучной. Дмитрий Медведев о бюджете, чиновниках, газетах и фотографии [электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2015/11/11/ medvedev-interviu.html (дата обращения 21.10.2017).

14. On the Civil Service of the Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug - Ugra: The Law of the Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug - Ugra of 31 December 2004 № 97-OL. [e-resource]. URL: http://docs.cntd.ru/document/429037666 (date of reference 20.10.2017).

15. This rule affected, in addition to municipal employees, persons holding public office in the Russian Federation, on a permanent basis - public offices of the constituent entities of the Russian Federation, municipal offices, as well as posts of the state civil service of the Russian Federation. (On Amending Certain Legislative Acts of the Russian Federation Regarding Increasing the Retirement Age to Certain Categories of Citizens: Federal Law of 23 May 2016 № 143-FL // Collected Legislation of the Russian Federation 2016. № 22. Article 3091).

16. Code de la sécurité sociale. [e-resource]. URL: https://www. legifrance.gouv.fr/affichCode.do;jsessionid=DE3B780DF12 4512571A0F62D58337186.tplgfr21s_1?cidTexte=LEGITE XT000006073189&dateTexte=20171019 (date of reference 20.10.2017).

17. Pensions de retraite du régime des fonctionnaires. Septembre 2017. [e-resource]. URL: http://sdpsp.fgov.be/fr/pdf/publica-tions/retirement_pension.pdf (date of reference 20.10.2017).

18. Les retraites des fonctionnaires à l'étranger. [e-resource]. URL: http://www.cor-retraites.fr/IMG/pdf/doc-2345.pdf (date of reference 21.10.2017).

19. On pension provision in the Republic of Kazakhstan: Law of the Republic of Kazakhstan of 21 June 2013 № 105-L. URL: http://adilet.zan.kz/eng/docs/Z1300000105 (date of reference 20.10.2017).

20. On securing income: ILO Recommendation of 12 May 1944 № 67 // Conventions and Recommendations adopted by the International Labor Conference. 1919-1956. T. I. Geneva: The Office, 1991. P. 591-612.

21. On the minimum standards of social security: ILO Convention of 28 June 1952 №. 102 // Conventions and recommendations adopted by the International Labor Conference. 1919-1956. I. I. Geneva: International Labor Office, 1991. P. 1055-1086.

22. Karpunina N. Legal facts in the pension provision of the Russian Federation: a thesis for the degree of Candidate of Juridical Sciences. M., 2010. 227 p.

23. International and Russian standards of pensions: comparative analysis / Ans. E. G. Tuchkova, V. Vasilyeva. M.: Prospekt, 2013. 440 p.

24. Soloviev A. Retirement age as a factor of economic development / / Journal of Economic Theory. 2016. № 3. P. 202-219.

Недавно лидеры двух думских фракций — ЛДПР и эсеров — заявили о возможности скорого упразднения Пенсионного фонда (ПФР) и о том, что властям следует вернуться к практике выплат пенсий и пособий напрямую из бюджета. «Огонек» поинтересовался, возможно ли это, у проректора Финансового университета при правительстве РФ Александра Сафонова. А заодно и попросил оценить перспективы: ждать ли россиянам очередной пенсионной реформы уже в ближайшем будущем?

Беседовала Светлана Сухова

— Александр Львович, следует ли упразднить ПФР?

— Напротив, нужно придать ему внеправительственный статус. Например, в Германии Пенсионный фонд — это самостоятельная структура, управляемая представителями правительства, работников и работодателей. Он самостоятельно устанавливает тарифы исходя из ситуации на рынке труда и в экономике. А вот часть его непрофильных функций по выплате пенсий и пособий, имеющих социальный, а не страховой характер, было бы разумно передать Федеральному казначейству.

— Возможно ли выплачивать пенсии напрямую из бюджета, как предлагают депутаты?


Александр Сафонов, проректор Финансового университета при правительстве РФ

— Нет, потому что каждому россиянину, получающему пенсию по старости, она должна быть начислена. То есть специалист обязан учесть все нюансы, тонкости и детали. Программа в компьютере это сделать не в состоянии, потому что система учета СНИЛС работает в некоторых случаях некорректно. Например, работодатель может не переводить взносы в ПФР, хотя исправно отчислять налоги (НДФЛ), так что в информационной системе ПФР у человека не формируется пенсионный стаж. Иначе говоря, когда работник начнет оформлять пенсию, выяснится, что сумма выплат будет низкой, но он может предъявить документы, удостоверяющие, что он работал, и тогда это уже будет проблема государства — взыскать с бывшего работодателя неуплаченные взносы, а человеку начислят баллы и поднимут пенсию. В казначействе всем этим долгим процессом заниматься не будут. А таких случаев и ситуаций — миллионы. Например, смена места работы — отъезд из столицы на Север, где тут же начинает начисляться северный стаж. Но из-за некорректности ведения кадрового дела таковой может не отразиться в системе ПФР. Человек опять же может доказать свое право на повышенную пенсию, предъявив штамп регистрации в паспорте. Нигде, кроме как в специализированных организациях, занятых соцобеспечением, не будут это проверять.

— Почему с этим не может справиться ФНС, если ей расширить штат?

— У налоговиков иные задачи. Они работают в простой плоскости: есть понятный и легко проверяемый по определенному алгоритму объект налогообложения (прибыль, стоимость имущества, доход физического лица, фонд оплаты труда, размер льгот), который позволяет данный алгоритм заложить в программу. К тому же все расчеты у них ведутся преимущественно в рамках года, тогда как в ПФР учитываются десятилетия трудовой деятельности, разные размеры взносов, разные условия труда, разные должности, место проживания. Достаточно много людей, у которых трудовая история со всеми особенностями содержится только в бумажном виде — это трудовая книжка, трудовые договоры, штамп в паспорте о прописке, приказы о зачислении или об увольнении, документы о государственных наградах, об особых званиях и т.п. Часть этой истории будет предъявлена только в момент обращения гражданина для оформления пенсии, а в некоторых случаях людям приходится обращаться к архивам для подтверждения их стажа или особенностей условий труда. Расчеты по линии ПФР — сложные, когда нужен десяток факторов. И уж поверьте: в правительстве люди разумные и смешивать фискальную и социальную политику не будут. Нигде в мире не покусились на пенсионные фонды, не упразднили их как самостоятельную структуру.

почему 2022 год называют точкой невозврата для Негосударственных пенсионных фондов (НПФ)

— Почему же в России Пенсионный фонд не является независимым?

— Потому что по факту контролируется государством и через него идут транзакции на меры социальной поддержки населения. Но, как я уже отмечал, более целесообразно было бы сосредоточить его функции только на выплате страховых пенсий по старости. Сейчас постоянно говорят о дефиците ПФР, хотя это, по сути, технический дефицит. Основные взносы в него приходят все-таки от работодателей. И надо понимать, что бюджет вносит в Пенсионный фонд деньги на выплату пенсий, например, госслужащим, но делает это как работодатель. А специфика дефицита и дополнительного трансфера средств из федерального бюджета заключается в необходимости заниматься социальной защитой. В ПФР, например, перечисляют бюджетные деньги на выплату пенсий инвалидам, чернобыльцам, лицам, пострадавшим от экологических катастроф,— это обязанность государства. За рубежом пенсионные фонды такого не делают, потому что заняты выплатами только страховых пенсий. Еще государство принимает решение о льготных тарифах на уплату взносов в ПФР для тех или иных отраслей. И кто в этом случае покрывает «недостачу» в бюджете фонда? Государство, конечно, раз уж оно и приняло такое решение. Так по гособязательствам и набегает… На будущий год, например, трансфер из бюджета в ПФР планируется на уровне 3,34 трлн рублей.

— Как вы относитесь к идее введения «пособия на бедность», чтобы пенсионеры получали фиксированный минимум, а все, кто хочет большего, пусть копят?


Кому грозит увольнение

— Это идея некоторых экономистов, которые в очередной раз предлагают реформировать пенсионную систему. В качестве лекала в этом случае была взята пенсионная система Великобритании. Государство там выплачивает пенсии всем в равной степени за счет общих налогов без отчисления каких-либо страховых взносов. На эти деньги может рассчитывать каждый британец, но они весьма невелики. Хочешь больше — копи. Введение аналогичной системы в России чревато тем, что миллионы будут вынуждены проживать на такое «пособие» — у нас же копить не с чего! По крайней мере, изрядному большинству сограждан, потому что их зарплаты, мягко говоря, невелики. Эксперимент с введением накопительной части пенсии, осуществленный в 2001–2014 годах, показал свою полную несостоятельность. Как, впрочем, и аналогичные эксперименты в ряде других стран мира (например, в Чили). Россиянин может начать копить в надежде получить в старости сколь-нибудь существенную сумму, только если у него зарплата от 100 тысяч рублей. Таких людей — не больше миллиона на всю страну. Основная масса ничего не сможет накопить. Плюс еще есть такой системный момент: как только прозвучит, что пенсии не связаны со стажем, будет потерян стимул работать долго, много и с белой зарплатой. Кроме того, следует добавить, что в Конституции по инициативе президента теперь есть статья, которая определяет солидарный и страховой принципы построения пенсионной системы, а значит, с юридической точки зрения предложения бесперспективны.

— Значит, налоговые вычеты и иные бонусы от ФНС не могут стать стимулом для развития добровольного накопления?

— Если у вас нет доходов, то хоть весь ваш «почти ноль» освободить от налогов, толку-то? Если медианная зарплата 33–35 тысяч рублей по стране и пусть даже два члена семьи ее получают (что уже фантастика для большинства российских семей), то при появлении одного ребенка или двух эта семья падает на уровень предбедности. Как им детей поднимать, покупать машины, решать жилищные проблемы? Пенсия далеко, и есть приоритеты поважнее. Логично, что люди будут делать ставку на покупку еды, оплату ЖКХ, учебы детей, транспорта.

— Развитие корпоративной пенсионной системы — выход?

— Она и так существует, но потихоньку схлопывается. Это одна из главных проблем негосударственных пенсионных фондов (НПФ) — корпоративные пенсионные программы сворачиваются чем дальше, тем больше. Многие крупные корпорации уже отказались от своих пенсионных фондов, продали их, как, например, РЖД и ЛУКОЙЛ. Такие фонды теперь используются крупными банками для получения доступа к длинным деньгам. Рынок за эти годы сильно изменился. Для НПФ настали сложные времена, и точкой невозврата для них станет 2022 год. Если сейчас ГПП (гарантированный пенсионный продукт) не примут, то НПФ могут и вовсе прекратить свое существование.

— Вроде как говорили о гарантированном пенсионном плане?

— Гарантированный пенсионный продукт (ГПП) будет именоваться иначе и будет касаться отдельных категорий граждан, но зато в обязательном порядке.

Все потому, что власти внезапно осознали, что есть категории граждан, которые вообще выпадают из системы пенсионного обеспечения.

— Выходит, что это дополнительные 6 процентов к тем 22 с половиной, которые сегодня платят работодатели?

— Нет. У нас есть ряд категорий россиян, в отношении которых надо срочно принимать меры, иначе они к старости нищими будут. Например, самозанятые. С их доходов нет отчислений в ПФР, а значит, они не формируют пенсионные права. Для этой категории надо разработать опцию, которая позволит им создать пенсионные накопления на старость.

— Следует ли, на ваш взгляд, реформировать существующую систему пенсионных досрочников и тех, кто получает большое число надбавок?

— Это особенности их службы и работы. Во всем мире есть проблема, в том числе и в американской армии, намного более богатой, чем российская: и там не могут предложить военным зарплату, адекватную их риску и вкладу. Очень это дорого. Выход один — компенсировать нехватку денег социальным пакетом. Ведь люди работают в критических условиях: полицейскому, особенно участковому, в России приходится побегать по 10–12 часов в день 7 дней в неделю, поучаствовать во всех специальных и неспециальных мероприятиях. Как он в таких условиях сможет проработать до 60 лет? Никак. Взамен ему предлагается уйти на пенсию пораньше. И это правильно: или деньги, или нормальные условия работы (нормированный день, отсутствие риска для жизни и т.д.), или социальные гарантии (досрочная пенсия, добавки к выплатам и прочее).

— А страхование проблемы не решает?

— Застраховать можно смерть или инвалидность, а как страхование поможет заманить человека на такую работу? Вряд ли наличие такой страховки станет стимулом для найма. Потому что человек или рассчитывает на высокую зарплату за свою сумасшедшую работу, или желает получить гарантии того, что он терпит такой прессинг ограниченное время и потом получает за это бонусы. А страховой подход, чтобы платить по факту: мол, умрешь — заплатим, это скорее дестимуляция. К слову, досрочная и приличная пенсия для госслужащих во многих странах служит профилактикой коррупции: человек, попавшийся на взятке, лишается социального пакета.


Как могут ужесточить требования к пенсионной системе

— Но уж слишком таких людей много. Жаль, не могу сказать точно, какие суммы идут на пенсионные выплаты того же силового блока, данные засекречены, по крайней мере, в отношении спецслужб…

— Не так много, как кажется. Скажу так: пенсии у них небольшие, да и соцпакет не впечатляет. Что же до звучащего сегодня предложения уменьшить численность силового блока, напомню, как в свое время предлагали довести и численность больничных коек и медперсонала до европейского уровня. И что вышло? А все потому, что численность и плотность населения в России не соответствуют европейским нормам. Представьте, что мы сократим численность полицейских и участковых, а их и сейчас-то во многих городах и весях страны катастрофически не хватает. Да, на бумаге неплохо получилось с медициной, когда одна больница на несколько сел, но вот на практике выходит, что пока до нее доберутся страждущие, они могут и умереть. Простых пенсионных решений не бывает.

— Но если уменьшить пенсионную чехарду («Огонек» писал об этом в № 32 от 27 августа 2018 года ), может удастся выкроить средства на увеличение хотя бы минимальных пенсий?

— Не удастся. Все равно останутся обязательства в отношении тех, кто уже на пенсии. Можно попробовать увеличить пенсионное обеспечение, но тогда надо будет обозначить источник средств. На сегодняшний день таких долгосрочных источников нет. Фонд национального благосостояния (ФНБ) не поможет, он быстро кончится: в нем порядка 11 трлн рублей, а ежегодная потребность отечественной пенсионной системы — 7 трлн рублей. Хватит чуть больше, чем на несколько лет. Единственное, что может помочь,— решение стратегической задачи: развитие экономики. Ведь пенсионные отчисления зависят от величины зарплат и от количества занятых.

— В сухом остатке: нынешнюю пенсионную систему надо реформировать?

— Хорошо бы вообще прекратить дискуссию на эту тему. У россиян уже выработался рефлекс: как только в информационном пространстве начинаются разговоры о грядущих реформах, это вызывает сильнейшее беспокойство. Ничего хорошего сограждане не ждут. И они правы: до сих пор все объявленные государством проекты реформ не завершились ожидаемым эффектом.

— Это вы про «выхлоп» от повышения пенсионного возраста в этом году? Ждут примерно 48–50 млрд рублей…

— Отчасти. Дальнейшая работа для совершенствования пенсионной системы России мне видится планомерной, пошаговой, долгой и непубличной. В первую очередь надо отказаться от балльной системы подсчета пенсий, перейти к зарплатно-стажевым критериям. Чтобы человек видел в своем личном кабинете не какие-то баллы, а непосредственные отчисления, которые сделал в его пользу работодатель. Второе — следует прекратить играться с тарифами, нужно, чтобы все компании страны делали одинаковые страховые отчисления вне зависимости от вида экономической деятельности. ПФР должен формироваться за счет страховых взносов. Нельзя поддерживать какие-то отрасли экономики, создавая при этом проблемы для ПФР. В противном случае продолжится нынешняя практика, когда компании проходят перерегистрацию, только чтобы включить в перечень видов экономической деятельности такие, на которые распространяются льготы по уплате страховых взносов. Словом, когда все начнут платить, то удастся выровнять на рынке труда рабочую силу для всех секторов экономики, а потом и пополнить ПФР. Но главное — это усилия власти по развитию экономики. Повторюсь: только высокие доходы россиян позволят сдвинуть с мертвой точки телегу нашей пенсионной системы.

Одной из категорий граждан, которые имеют право на получение пенсии за выслугу лет, являются федеральные государственные служащие.

Все граждане, которые относятся к этой категории, могут при наступлении определенных условий обратиться за ее получением. Условия и порядок назначения пенсии госслужащим, а также порядок этой процедуры будут рассмотрены далее.

  • Требования к претендентам
  • Порядок расчета
    • Средняя заработная плата за последние 12 месяцев перед выходом на пенсию
    • Величина стажа, который имеет работник на должности госслужащего
  • Как выплачивается пенсия?
  • Дополнительные надбавки

Требования к претендентам

При ее назначении не учитывается возраст гражданина, а также его трудоспособность, значение имеет лишь фактический стаж работы в определенной сфере. Выплаты данной пенсии осуществляются из федерального государственного бюджета.

Право на получение выплат по выслуге лет является дополнительной социальной гарантией, которая предоставляется от лица государства федеральным госслужащим. Для ее получения они должны соответствовать множеству критериев, а именно:

      1. Быть уволенными по одному из следующих оснований:
        • сокращение штатов;
        • соглашение сторон;
        • собственное желание;
        • обстоятельства, которые не зависят от воли сторон;
        • изменения условий действующего трудового договора (контракта);
        • достижение максимально возможного возраста;
        • ликвидация государственного органа.
      2. Иметь опыт работы на госслужбе не менее 15 лет. Однако в некоторых случаях законодательство предполагает возможность выхода на пенсию даже при меньшей величине стажа.
      3. Занимать должность госслужащего без перерыва в течение минимум 12 месяцев до увольнения.
      4. Достигнуть максимального срока, в течение которого можно пребывать госслужбе. Его продолжительность составляет 60 лет.

Стоит учесть, что одновременно работать на госслужбе и получать пенсию по выслуге лет гражданин не имеет права. Еще одно требование касается возраста, с которого госслужащий может уйти на выслугу лет. Он устанавливается отдельно для мужчин и женщин и составляет 60 и 55 лет соответственно.

Если стаж составляет 25 лет и сотрудник работал на госслужбе 7 непрерывных лет перед увольнением, то уйти на пенсию по выслуге лет он вправе в любой момент, даже до достижения установленного законодательством возраста.

Порядок расчета

На расчет пенсии для госслужащего влияют несколько факторов, представленных ниже.

Средняя заработная плата за последние 12 месяцев перед выходом на пенсию

При этом в расчет принимаются только те выплаты, что были сделаны гражданину на государственной службе. То есть, если он в этот период работал где-то в другом месте, полученная там заработная плата во внимание приниматься не будет.

Среднемесячный заработок рассчитывается путем сложения всех выплат, полученных работником за год, и делением этой суммы на 12 месяцев. К ним относятся:

  • ежемесячный оклад;
  • ежемесячная надбавка;
  • денежные поощрения;
  • ежемесячные и единоразовые премии и т. п.

При этом в расчетах не учитываются такие периоды:

  • бесплатный отпуск;
  • отпуск по беременности и родам;
  • временная нетрудоспособность;
  • отпуск по уходу за ребенком.

Все насчитанные и выплаченные за эти периоды пособия при расчете среднемесячного заработка не учитываются. Величина полученного в итоге всех расчетов среднемесячного заработка не должна превышать 2,8 оклада, установленного для соответствующей должности госслужащего.

Величина стажа, который имеет работник на должности госслужащего

В зависимости от этого показателя определяется процент от среднемесячной заработной платы, который будет получать гражданин в виде своей пенсии:

  • величина стажа составляет 15 лет – 45%;
  • стажа более 15 лет – за каждый год служащий может рассчитывать на дополнительную прибавку в размере еще 3%.

Для расчета пенсии величина оклада умножается на соответствующий процент. Итоговая сумма и будет той доплатой, которую сможет получать гражданин.

Расчет по этим правилам стоит рассмотреть на примере.

  1. Среднемесячная заработная плата за 2015 год – 23 тыс. руб.
  2. Стаж работы на государственной службе – 18 лет.

На основании этих данных можно рассчитать размер его пенсии, который составит:

П = 23 000 * 54% = 12 420 руб.

Величина 54% определена как сумма базовой оплаты в 45% и доплаты в размере 3% за каждый дополнительный год (3 + 3 + 3 = 9%). В некоторых случаях итоговая сумма получается меньше, чем страховая пенсия, поэтому оформлять ее не имеет смысла.

Как выплачивается пенсия?

По общим правилам за получением подобных выплат граждане обращаются с соответствующим заявлением в отделение Пенсионного фонда. Однако госслужащие являются исключением из правил – им следует обращаться в соответствующую структуру того органа, в котором они проходили государственную службу.

Чаще всего этой структурой является кадровая служба. Если орган, в котором работал служащий, был ликвидирован, то обращаться можно в ту организацию, которой были переданы его функции и полномочия.

Для обращения необходимо подготовить следующие документы:

  • Заявление о назначении пенсии. Оно составляется на имя председателя территориального ПФР.
  • Паспорт.
  • Другие дополнительные документы. Например, от гражданина могут потребоваться бумаги, подтверждающие его прописку, стаж работы и т.п.

Конкретный перечень необходимых документов нужно уточнять в том органе, в который подается заявление на получение пенсии. Стоит учесть, что некоторые категории госслужащих будут получать выплаты не из Пенсионного фонда РФ, а от той структуры или ведомства, в котором они и проходили службу.

Выплаты производятся ежемесячно, причем пенсионер сам вправе выбрать организацию и способ их получения (почта России, один из банков).

При получении “серой зарплаты” работник лишается всех выплат (больничных, декретных и т. д.), хотя в отдельных случаях такая оплата труда может быть и выше, чем официальная. Как повлиять на работодателя при таком незаконном решении, читайте в этой статье.

Работодатель не в праве нарушать сроки выплаты декретных. Подробнее о правах беременных женщин на получение пособия читайте здесь.

Дополнительные надбавки

Пенсия по выслуге лет назначается дополнительно к страховой и выплачивается вместе с ней. Законодательством установлен минимальный страховой стаж, требуемый для получения последнего вида пенсии. Он ежегодно увеличивается и в 2016 году составляет 7 лет.

Доплата к пенсии госслужащего возможна в том случае, если, кроме этого, он официально работал в других местах и совершал со своей заработной платы страховые взносы. В этом случае величина доплаты определяется от суммы его накопительного капитала и стажа работы, а также установленного коэффициента. Для расчета такой доплаты лучше всего обратиться в отделение ПФР, поскольку только сотрудники фонда смогут точно и правильно рассчитать размер доплаты с учетом всех характеристик пенсионера.

Пенсия за выслугу назначается некоторым категориям работников при условии наличия у них определенного стажа. К одной из таких категорий относятся и госслужащие, которые вправе уйти на эту пенсию при наличии у них минимум 15 лет стажа работы на этой службе. Ее размер определяется от среднемесячного заработка и составляет от 45 до 75% его величины.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Руководители и депутаты субъектов РФ получают на «заслуженном отдыхе» больше, чем федеральные судьи и прокуроры




Регионы России накрывает новая волна протеста — людей возмущают «золотые» пенсии чиновников. Как известно, средняя пенсия в стране — 14 825,95 рубля. Чтобы повысить ее до 20 тысяч к 2024 году, власти заставили граждан работать на пять лет больше, проведя пенсионную реформу. И в это же самое время региональные чиновники назначают себе пенсии в несколько сотен тысяч рублей. То есть пенсионную реформу, собственно, и затевали, чтобы лучше жилось чиновникам.

На Камчатке, к примеру, в 2018 году, когда жители протестовали против повышения пенсионного возраста, региональные власти оперативно приняли соответствующий краевой закон. По нему региональные доплаты к пенсиям высших должностных лиц и депутатов в среднем составили 150 тыс. рублей.

В июле в Петропавловске-Камчатском прошла акция протеста против повышенных пенсий чиновников, организованная ЛДПР, КПРФ и «Справедливой Россией». Но доплаты в 150 тысяч от этого никуда не делись. Вот тебе и пенсионная реформа.

Похожая картина и в других регионах. В Омской области, по данным местного Минтруда, на пенсионное обеспечение госслужащих в 2019 году заложено около 180 млн. рублей. В Воронежской области — 202 млн.

Вот на что — на примере Воронежской области — идут эти деньги:

— пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы;

— доплаты к страховой пенсии лицам, замещавшим государственные должности;

— доплаты к пенсиям лицам, замещавшим должности в органах государственной власти и управления до введения в действие реестра (перечня) государственных должностей;

— ежемесячные денежные выплаты к пенсии за выслугу лет.

Отцом-основателем воронежской пенсионной реформы, закона об особых пенсионных выплатах чиновникам Воронежской области, как сообщали местные СМИ, является бывший губернатор Алексей Гордеев. Депутаты Воронежской облдумы приняли этот закон втихую — 25 декабря 2014 года, накануне новогодних праздников. Официально он носит название закон № 207 и вносит поправки в областной закон «О пенсиях за выслугу лет лицам, замещавшим должности госслужбы» и «О госдолжностях». Ключевая норма в документе — пожизненная доплата к пенсии чиновников в размере 75% от среднего заработка за последние 6 месяцев работы.

«Самими известными золотыми пенсионерами считаются бывший вице-губернатор Геннадий Макин и бывший вице-губернатор Юрий Агибалов. Предположительно первый из них получает пожизненную выплату в размере 366 тысяч рублей из бюджета», утверждает воронежское издание «Блокнот».

Издание также отмечает, что средняя зарплата в Воронежской области составляет 33 600 рублей. «Получается, что один условный Макин вмещает в себя 10,92 средних зарплат воронежца за год», — пишет «Блокнот».

Почему мы так подробно останавливаемся на Воронеже? Да потому что пол-России живет точно так же. 18 июля Росстат представил статистику по зарплатам в стране. Из нее следует, что 50% граждан, работающих на крупных и средних предприятиях, получают зарплату меньше 34 335 руб. Именно столько составило медианное значение зарплаты в апреле 2019 года.

В такой ситуации назначать пенсии чиновникам по 150−300 тысяч в месяц — все равно, что курить на бочке с порохом. Но нашу элиту, похоже, это совершенно не волнует. Она решила, что проведя пенсионную реформу, заживет хорошо.

— В Воронеже на выборах губернатор Александр Гусев получил более 72% голосов, а «Единая Россия» в 2016-м набрала 62%, — отмечает секретарь ЦК КПРФ, доктор политических наук Сергей Обухов. — Это, конечно, не Чечня, где в 2016 году партия власти получила более 99% голосов, но крен в сторону «чеченизации» результатов региональных выборов очевиден.

Такая ситуация региональную элиту просто развращает. Получается по пословице: хоть плюй народу в глаза — все божья роса. Пенсионеры дружно голосуют, чтобы у них была пенсия 12−13 тысяч, а региональные чиновники — по сути, руководство региональной «Единой России» — получали пенсии в 150−300 тысяч.

На деле, региональная вольница — серьезная федеральная проблема. По сути, центр откупается от чиновничества, которое обеспечивает ему 77% голосования за Владимира Путина. Обеспечили — вот вам индульгенция: творите в регионе, что хотите, и получайте по 150 тысяч пожизненной пенсии.

Замечу, пенсия депутата Госдумы — в среднем 60 тысяч рублей, чиновника администрации президента — 80−100 тысяч, федерального судьи или прокурора — 150 тысяч.

Но все это, повторюсь, федеральный уровень. И то, что региональные чиновники получают пенсии вдвое больше — не лезет ни в какие ворота.

«СП»: — Региональные чиновники как-то обосновывают размер своих пенсий?

— Если говорить о Воронеже — не думаю. Это, скорее, край непуганых «медведей» из партии власти. А если брать Камчатку и Дальний Восток — ну как же, у них особые условия. Они же — чиновники — приехали туда на «шабашку». Вот и должны получить соответствующие выплаты.

«СП»: — Ситуация с «золотыми» пенсиями может вылиться в масштабный протест?

— Недовольство рано или поздно вспыхнет. Но сами по себе запредельные региональные пенсии чиновников вряд ли станут поводом для массового протеста. Должно быть несколько фитилей, чтобы взорвать политическую ситуацию в стране. И один из фитилей — недовольство зажравшейся элитой.

Сейчас растет недоверие ко всей политической системе, и всем политическим игрокам. Феномен Навального тоже ведь родился не на пустом месте. По сути, Алексей Навальный — это почтовый ящик, через который переписываются члены путинского «Политбюро 2.0». Одни из них «передают привет» другим — Навальный очень удобен как инструмент разборок между кланами. Но могут появиться подобные Навальные и в регионах — и зажгут фитиль.

Что характерно, едва кто-то из региональных оппозиционных политиков начинает говорить о несправедливости — Кремль неизменно заявляет, что это «популизм». На мой же взгляд, такими заклинаниями федеральные власти проблему не заговорят.

— Ситуация с региональными пенсиями чиновников — закономерный итог так называемой борьбы с привилегиями, которую провозгласил Борис Ельцин еще в 1989 году, — считает председатель Наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Юрий Крупнов. — Напомню, что развал СССР, строительство рыночной экономики и шоковые реформы Гайдара начались как раз с этого момента — когда Ельцин оставил свою черную обкомовскую «Волгу», и проехался по Москве в троллейбусе.

Эта борьба, как мы видим сегодня, закончилась тем, что у основной части населения России все привилегии исчезли. Кроме одной — быть ресурсом для элиты. Как модно сейчас говорить — быть новой нефтью.

Поэтому возмущаться и удивляться, я считаю, не приходится. Потому что нынешнюю квазифеодальную систему в России последовательно строили на протяжении 30 последних лет. В этой системе крайне незначительная группа избранных, не составляющих и десятой доли процента от общего населения, извлекает доход из всех остальных.

Ведь что такое пенсии в 150 тысяч рублей для региональных чиновников? Это знак, что есть избранная каста, которая налоги со всех остальных канализирует в нужном направлении — собственного благополучия. И все, что не работает в этом направлении, по логике этой касты должно прекратить свое существование.

И надо понимать: никакого распространения протест против сверхвысоких пенсий чиновников, пенсионной реформы не получит. А если будут отдельные вспышки недовольства — власти объяснят, в том числе силовыми средствами, что недовольными движет рука Госдепа США. И потому такие протесты будут жестко пресекаться.

Читайте новости «Свободной Прессы» в Google.News и Яндекс.Новостях, а так же подписывайтесь на наши каналы в Яндекс.Дзен, Telegram и MediaMetrics.

Сотрудники ПФР предрекают фатальные изменения правил выплат старикам

Без срочных мер соотношение выплат по возрасту к зарплатам грозит снизиться до 15%

Новый кабмин в смысле решения проблем пенсий оказывается еще слабее предыдщего

Читайте также: