Социальное обслуживание пенсионеров в казахстане


Специальные социальные услуги на дому положены лицам (семье), находящимся в трудной жизненной ситуации.

Это могут быть люди, полностью или частично утратившие способность осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться и обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности.

Мы расскажем, кому полагается специальные социальные услуги на дому и какие услуги оказываются социальными работниками в условиях оказания услуг на дому.

Кто может получить помощь на дому

Специальные социальные услуги на дому могут получить:

1) дети-инвалиды с психоневрологическими патологиями от 1,5 до 18 (дети);

2) дети-инвалиды с нарушениями опорно-двигательного аппарата от 1,5 до 18 лет (дети с нарушениями ОДА);

3) инвалиды старше18 лет с психоневрологическими заболеваниями (лица старше 18 лет);

4) инвалиды 1 и 2 групп (инвалиды);

5) лица, не способные к самостоятельному обслуживанию в связи с преклонным возрастом (престарелые).

При этом, инвалидам 1 и 2 групп и престарелым не способным самостоятельно себя обслуживать и нуждающимся по состоянию здоровья в оказании специальных социальных услуг в условиях ухода на дому оказываются специальные социальные услуги, в случае если они не имеют трудоспособных совершеннолетних детей, (супруга(гу), обязанных в соответствии с Кодексом РК от 26 декабря 2011 года «О браке (супружестве) и семье» содержать своих нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей, супруга(гу) и заботиться о них, или имеющим трудоспособных совершеннолетних детей, супруга(гу), которые по объективным причинам не обеспечивают им постоянную помощь и уход (имеют инвалидность первой, второй группы, онкологические, психические заболевания, находятся в местах лишения свободы, состоят на учете в центр психического здоровья или выехали на постоянное местожительство за пределы страны или проживают в другом населенном пункте, дополнительно для супруга(ги) – нахождение в преклонном возрасте).

Дети, дети с нарушениями ОДА, лица старше 18 лет, инвалиды и престарелые, нуждающиеся в специальных социальных услугах и проживающие в одной семье, учитываются как отдельные лица.

Какие услуги оказываются социальными работниками в условиях оказания услуг на дому

Социальные работникик, согласно сстандарту оказания специальных социальных услуг в видов услуг.

  1. Социально-бытовые услуги: помогать вставать с постели, ложиться в нее, одеваться и раздеваться, умываться, принимать пищу, пользоваться туалетом или судном, передвигаться, ухаживать за зубами или зубным протезом, надевать очки или слуховой аппарат, стричь ногти, мужчинам - брить бороду и усы. Престарелым и инвалидам - писать и читать письма, если они нуждаются в этом.

Соцработники должны помогать своим подопечным покупать продукты первой необходимости, готовить еду. Для тех, кто живет в частных домах, стандартом запланирована помощь в топке печи, доставке дров, угля и воды. Установлена норма: за 1 посещение доставляют до 30 килограммов дров и угля, до 30 литров воды. По стандарту соцработник оказывает содействие подопечному в организации ремонта и уборки жилых помещений, оплате коммунальных услуг. Кроме того, если необходимо сдать вещи в стирку, химчистку или в ремонт, то соцработник должен сделать и это, а потом забрать вещи обратно. Стандартом предусмотрено и сопровождение вне дома в пределах одного населенного пункта: на объекты здравоохранения и социальной защиты.

  1. Социально-медицинские услуги: доврачебная помощь, содействие в обеспечении по заключению врачей лекарствами, санаторно-курортным лечением, протезно-ортопедической и слухопротезной помощи, вызов врача на дом и сопровождение подопечного в организации здравоохранения, патронажное наблюдение детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Кроме того, соцработник оказывает инвалидам и престарелым санитарно-гигиенические услуги: обтирание, обмывание, гигиенические ванны.
  2. Социально-психологические услуги предусматривают такую помощь: беседы, общение, выслушивание, подбадривание, мотивация к активности, оказание психологической помощи членам семей.
  3. Социально-педагогические услуги: помощь детям-инвалидам в получении образования по специальным учебным программам, обучение детей и лиц старше 18 лет основам бытовой ориентации, навыкам самообслуживания, личной гигиены, поведения в быту и общественных местах, самоконтролю.
  4. Социально-трудовые услуги: профессиональная ориентация детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, инвалидов, консультирование получателей услуг и членов их семей в организации надомного труда, содействие в трудоустройстве инвалидов.
  5. Социально-культурные услуги: организация праздников, юбилеев, дней рождения, экскурсий, посещение театров, кинотеатров, выставок, концертов. Проводятся эти мероприятия по квартальному плану, который утверждает руководитель организации надомного обслуживания. Кроме того, стандартом предусмотрены организация и проведение клубной и кружковой работы.
  6. Социально-экономические услуги: содействие в получении льгот, пособий, компенсаций, алиментов и других выплат, в улучшении жилищных условий.
  7. Социально-правовые услуги: помощь в оформлении документов, получение по доверенности (если такая требуется) пособий, социальных выплат. Кроме того, соцработники должны помогать подавать обращения на действия или бездействие организаций, которые предоставляют специальные социальные услуги и нарушают или ущемляют законные права их подопечных. Стандартом предусмотрено и оказание соцработниками юридической помощи. Для разовой консультации можно привлечь юриста из управления. Кроме того, в случае физического и психического насилия, совершенного в семье в отношении подопечного, соцработник должен оказывать содействие в привлечении к уголовной ответственности виновных лиц.

Более подробно с перечнем услуг, которые входят в 8 видов, можно ознакомиться здесь.

Услуги соцработника оплачивает государство. Помощь может оказывать и сам соцработник, и другие лица, которых он для этого привлечет, например, курьерская доставка, организация уборки жилых помещений и прочее. Вопрос оплаты за дополнительные частные услуги должны решать сами получатели социальных услуг.

Время посещений, условия для предоставления специальных социальных услуг

Посещение получателей услуг соцработниками осуществляется согласно графику посещения, утверждаемому руководителем организации надомного обслуживания.

В день посещения соцработники делают соответствующую отметку в журнале учета предоставленных специальных социальных услуг. Журнал учета находится у получателя услуг (законного представителя) и по окончании месяца передается социальному работнику по уходу.

Кроме того, руководителем организации надомного обслуживания должны быть созданы условия для предоставления специальных социальных услуг, в том числе:

1) помещения, оснащенные необходимой техникой и связью, диагностический, дидактический, развивающий и иной материал, необходимый для проведения реабилитационных мероприятий;

2) обеспечение персонала методической литературой, способствующей формированию знаний, умений и навыков ухода за получателем услуг;

3) обеспечение персонала при необходимости транспортным средством, проездными билетами или денежной компенсацией в размере стоимости проездного билета;

4) обеспечение социальных работников по уходу за престарелыми и инвалидами униформой, хозяйственными принадлежностями:

  • моющие средства;
  • ветошь;
  • резиновые перчатки;
  • хозяйственным инвентарем.

Какие документы нужны для получения специальных социальных услуг на дому

Необходимо представить в отдел занятости и социальных программ или в ЦОН по месту проживания:

  • заявление получателя услуг (для несовершеннолетних и недееспособных лиц – заявление законного представителя) или ходатайство медицинской организации;
  • удостоверение личности (для идентификации);
  • медицинскую карту;
  • для детей – копии заключения психолого-медико-педагогической консультации.

Отдел занятости при приеме заявления формирует запросы через шлюз «электронного правительства» для получения следующих сведений:

1) о документе, удостоверяющем личность;

2) о регистрации по постоянному месту жительства;

3) об установлении инвалидности;

4) о разработанных мероприятиях в индивидуальной программе реабилитации инвалида (ИПР);

5) для лиц пенсионного возраста – о назначении пенсионных выплат по возрасту;

6) о наличии статуса участника и инвалида ВОВ и лица, приравненного к ним.

При отсутствии сведений из информационных систем к заявлению прилагаются следующие документы:

  • копия удостоверения личности;
  • копия справки об инвалидности (для престарелых при наличии инвалидности);
  • копия выписки из ИПР (для престарелых при наличии ИПР);
  • для лиц пенсионного возраста – копия пенсионного удостоверения;
  • для участников и инвалидов ВОВ и лиц, приравненных к ним – копия удостоверения, подтверждающего статус.

Копии документов предоставляются вместе с оригиналами, которые после сверки возвращаются заявителю, кроме медицинской карты.

После принятия письменного заявления и документов, специалист уполномоченного органа в течение 5 рабочих дней выезжает к месту проживания инвалида, престарелого и составляет акт обследования жилищных и материально-бытовых условий.

После этого гражданин получит либо уведомление об оформлении документов, в котором его проинформируют об этих услугах и условиях ухода на дому, либо мотивированный отказ.

Если со дня выдачи уведомления о постановке на очередь прошло более 1 месяца, то получатель услуг должен пройти повторный медицинский осмотр и предоставить медицинскую карту.

Составляется индивидуальная программа, в которой определят виды, объем, периодичность, условия, сроки предоставления услуг.

При предоставлении специальных социальных услуг учитываются возраст и состояние здоровья получателей услуг, содержание ИПР, степень снижения двигательной активности, условия проживания.

В каких случаях прекращается предоставление услуг на дому

Прекращается предоставление специальных социальных услуг на дому:

  • Если получатель услуг сам отказывается от них и напишет это в заявлении (для несовершеннолетних и недееспособных – законные представители).
  • Если подопечный получал помощь как инвалид I или II группы, а ее сняли или установили III группу.
  • Если специальные социальные услуги получают не на дому, а в стационаре или полустационаре.
  • Если подопечный переехал в другой населенный пункт (он может обратиться за получением соцпомощи на новом месте жительства).
  • Если получатель услуг (или члены его семьи) необоснованно оскорбляет, обвиняет, унижает человеческое достоинство социального работника и это могут письменно подтвердить свидетели. Возобновление возможно не ранее чем через 1 календарный год после прекращения оказания специальных социальных услуг.
  • При расторжении договора о предоставлении платных специальных социальных услуг.
  • В случае смерти получателя услуг.

Если специальные социальные услуги получают не на дому, а в реабилитационных центрах, службах, отделениях дневного пребывания системы образования.



Нередко случается так, что пожилой человек остается один. Дети уехали, муж или жена покинули этот мир. Молодость прошла, здоровье подводит, сил на организацию быта не хватает. Откуда ждать помощи? Кому по закону полагается социальный работник и что входит в его обязанности, расскажем в материале YK-news.kz.

О том, что в нашей стране есть социальные работники — слышал, наверное, каждый. Однако не все знают, кто и в каких ситуациях может рассчитывать на такого помощника. Куда следует обратиться и что сделать для того, чтобы за пенсионером закрепили соцработника? Чем именно он может помочь одинокому человеку? Должен ли соцработник каждую неделю делать в квартире уборку? Обязан ли он каждый день покупать продукты и готовить для пенсионера еду? С этими и другими вопросами мы обратились в Городской территориальный центр социального обслуживания населения "Ульба". Именно этот центр оказывает специальные социальные услуги населению в условиях полустационара и на дому.

Давайте разберемся со всеми обозначенными вопросами по порядку.

Кому полагается соцработник?

В центре "Ульба" нам перечис­лили все категории граждан, которые имеют право на получение специальных социальных услуг:

  • дети-инвалиды с психоневрологическими заболеваниями от полутора до 18 лет;
  • дети-инвалиды с нарушениями опорно-двигательного аппарата от полутора до 18 лет, инвалиды старше 18 лет с психоневрологическими заболеваниями;
  • престарелые граждане и инвалиды первой и второй группы, не имеющие трудоспособных совершеннолетних детей, супруга (супругу), обязанных по закону содержать своих нетрудоспособных родителей, мужа (жену) и заботиться о них, а также не имеющие медицинских противопоказаний.

Есть и объективные причины, по которым соцуслуги на дому будут предоставляться даже при наличии близких родственников. Например, если у пожилого человека имеются дети, но они являются инвалидами первой, второй группы, страдают онкологическими или психическими заболеваниями, находятся в местах лишения свободы или проживают в другом населенном пункте. То есть если у пенсионера единственный сын живет в другом городе, а жена, как и он сам, глубоко преклонного возраста, в этом случае тоже возможно назначение семье социального работника.

Куда обратиться?

Для получения специальных социальных услуг на дому необходимо обратиться в КГУ "Городской территориальный центр социального обслуживания населения "Ульба" в рабочие дни недели с 8.00 до 17.00. Приходить лично в центр не нужно, достаточно позвонить по телефону 77-73-54. Учитывая возраст и состояние здоровья потенциальных получателей услуг, сотрудники центра сами выезжают на дом к обратившимся за социальной помощью.

Специалисты центра "Ульба" информируют пожилых людей об объемах и видах социальных услуг, составляют акт обследования. Если никаких противопоказаний к оказанию соцуслуг не выявляется, то помогают пожилому человеку собрать минимальный пакет требуемых документов:

  • копии удостоверения личности и пенсионного удостоверения;
  • медицинская карта установленной формы.

Далее после рассмотрения документов в акимате принимается решение об оказании пенсионеру специальных социальных услуг.

— Мы стараемся выявлять тех граждан, которые нуждаются в наших социальных услугах, — отметила директор Городского территориального центра "Ульба" Сания Аубакирова.

Как долго ждать?

В Усть-Каменогорске каждый социальный работник прикреплен к определенному микрорайону. Это сделано для удобства оказания услуг. Возможность принять на обслуживание иногда зависит от места проживания обратившегося. Если участок полностью укомплектован, время ожидания может составлять от одного до трех месяцев. Однако есть те, кто остро нуждается в помощи соцработников. Это люди, которые не имеют возможности выходить за пределы квартиры по состоянию здоровья, а также не имеющие в городе вообще никаких родственников (внуков, племянников, сестер, братьев и т. д.). Такие граждане, по словам Сании Аубакировой, не ждут очереди — им помощь оказывается параллельно с оформлением документов.

Какую помощь окажут?

При предоставлении социальных услуг учитываются возраст, состояние здоровья, содержание индивидуальной программы реабилитации (для инвалидов), а также пожелания получателя услуг. Для этого сотрудники центра "Ульба" рассказывают своим подопечным об объемах и видах предоставляемых услуг. С пенсионером или инвалидом составляется двусторонний договор.

Существует восемь видов основных социальных услуг. Разберем детально, какую конкретно помощь оказывают соцработники по каждому из направлений.

  • Социально-бытовые услуги — это покупка и доставка продуктов питания, медикаментов, промышленных товаров первой необходимости, содействие в уборке, помощь в приготовлении пищи, стирке, глажке вещей, оплата жилья и коммунальных услуг, санитарно-гигиенические процедуры (помощь в купании, стрижка ногтей), сопровождение вне дома. Тем пенсионерам, которые проживают в частном секторе, соцработники должны организовать доставку угля и дров. Помимо этого, регулярно приходящие помощники должны помогать выносить золу и чистить от снега дорожки.
  • Социально-медицинские услуги — это оказание доврачебной помощи, содействие в обеспечении по заключению врачей лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, вызов врача на дом и прочие подобные услуги, связанные со здоровьем пожилого человека.
  • Социально-психологические услуги — это систематическое наблюдение, беседы, выслушивание, подбадривание одиноких пенсионеров. Да, в обязанности соцработника входит даже это!
  • Социально-культурные услуги — это организация различных досуговых мероприятий. Речь идет о тематических мероприятиях, которые проводятся в библиотеках города, о театральных спектаклях, о посещении парков и музеев на благотворительной основе. К праздничным датам с привлечением спонсоров организуются чаепития в кафе, ресторанах, в центре "Ульба". Для тех, кто по состоянию здоровья не может посещать культурно-досуговые мероприятия, поздравления проводятся на дому.
  • Социально-экономические услуги — это консультирование, разъяснения о получении полагающихся выплат, в том числе разовых выплат к праздничным датам.
  • Социально-правовые услуги — консультирование по социально-правовым вопросам, разъяснения нюансов по гарантированному объему бесплатной медицинской помощи, помощь в оформлении документа, удостоверяющего личность.
  • Социально-педагогические услуги предоставляются не пожилым людям, а детям-инвалидам и инвалидам с детства старше 18 лет с психоневрологическими заболеваниями.
  • Социально-трудовые услуги пожилым людям и инвалидам не предоставляются, так как по состоянию здоровья они нетрудоспособны.

Должен/не должен?

В центре "Ульба" рассказали, что в обязанности соцработника входит содействие в организации ремонта и уборки жилых помещений. Эти услуги центром предоставляются за счет бюджетных средств, то есть бесплатно. Но есть определенные нормативы. Учитывая возраст и состояние здоровья пожилых людей, социальные работники проводят уборку в квартирах, в соответствии с графиком и договором, не чаще двух раз в месяц, генеральную уборку, в том числе мытье окон, — не чаще двух раз в год. При желании пожилой человек может на платной основе привлечь лиц со стороны (не работников центра) к получению дополнительных услуг. То есть пенсионер может за собственный счет организовать еженедельную уборку квартиры, ежеквартальное мытье окон, ремонт жилья. Выполнять эту работу будут не социальные работники, а наемные специалисты.

Вообще уборка помещений — далеко не самая сложная задача социальных работников. В центре "Ульба" отмечают, что гораздо тяжелее в отдельных случаях оказываются поддержка и принятие психоэмоционального состояния пожилых людей. У многих из них наблюдаются частые перепады настроения, возрастные заболевания.

Как часто и как долго?

Следующий момент, который волнует многих пожилых людей, касается времени. "Сколько раз в неделю социальный работник должен меня посещать? Сколько максимально времени он может уделить мне за один визит?" — поинтересовалась в телефонном разговоре одна из пожилых читательниц Мария Ивановна.

В Городском территориальном центре "Ульба" нам сообщили, что социальные услуги по уходу предоставляются пожилым людям не менее двух раз в неделю. Длительность посещения может быть различной. Всё зависит от индивидуальных потребностей в социальных услугах. Однако существует максимальное время, которое соцработник может уделить одному подопечному, — два часа.

А сколько же вообще людей закрепляют за одним соцработником? Конечно, на этот счет есть определенные нормативы. Один социальный работник может ухаживать за восемью пожилыми людьми, проживающими в благоустроенном жилище.

В Городском территориальном центре "Ульба" на одного социального работника приходится восемь - девять получателей услуг. То есть это почти соответствует норме. За каждым социальным работником закреплен участок, который сформирован в одном микрорайоне. Это дает возможность сократить время на дорогу от одного пенсионера (или инвалида) к другому, больше внимания уделить непосредственно человеку.

Мы спросили у руководства территориального центра "Ульба", хватает ли сейчас в Усть-Каменогорске социальных работников?

— Штатная численность соцработников по уходу на 2020 год составляет 132 человека. Этого количества достаточно для оказания социальных услуг на дому, — рассказала нам директор Городского территориального центра "Ульба" Сания Аубакирова. — В соответствии с Трудовым кодексом РК и Коллективным договором, продолжительность рабочего времени у соцработников не превышает 40 часов в неделю (восьмичасовой рабочий день при пятидневной рабочей неделе).

И вот еще небольшая статистика. В период с января по апрель 2020 года специальные социальные услуги были прекращены в отношении 44 человек (в связи со смертью или по заявлению родственников). За этот же период было оформлено еще 40 человек. В работе сейчас находится 11 дел.


Из двух млн пенсионеров более 5 000 содержатся в домах престарелых, тысяча человек от 55 лет состоят на учёте в наркодиспансерах.

В Казахстане более двух млн пенсионеров, или 11% от всего населения страны. По данным Лондонского института экономических проблем, у новоиспечённых пенсионеров вероятность впасть в депрессию составляет 40% из-за потери социальной среды. Нередко они подвергаются эйджизму – дискриминации по возрасту, считает главный научный сотрудник Казахстанского института стратегических исследований Юрий Булуктаев.

Редакция informburo.kz попыталась выяснить, как живётся казахстанцам на пенсии и что делает государство для них.

Казахстан не принял Мадридский план по проблемам старения

По мнению Юрия Булуктаева, Казахстан нуждается в политике активного долголетия для пенсионеров. Многие страны приняли Мадридский план действий по проблемам старения. Его суть заключается в том, чтобы гарантировать каждому пожилому достойную старость и возможность участвовать в жизни общества.

В Казахстане депутаты Мажилиса дважды предпринимали попытки одобрить Мадридский план (в 2005 и в 2016 годах). Но в итоге его просто приняли к сведению.


В своём исследовании о пожилых людях Казахстана он отмечает, что некоторые пенсионеры, которые проживают со своими взрослыми детьми, страдают от жестокого обращения, в том числе от физического, психологического и экономического насилия. Проблема в том, что они крайне редко обращаются в полицию для защиты своих прав.

Казахстанские пенсионеры не отдыхают на Сейшельских островах

Пенсионеры в Казахстане не могут позволить себе путешествовать на старости лет, отмечает глава общественного фонда "Аман-саулық" Бахыт Туменова.

"В Европе и других странах я вижу толпы туристов. Раньше это были европейцы, было много японцев. Сейчас среди туристов много китайцев. Там пожилые люди, не работая, имеют материальную возможность отдыхать. Казахстанские пенсионеры не путешествуют, не отдыхают на Сейшелах или где-то в Майами. У нас 11 лет работала телефонная горячая линия. 80% обращений по дороговизне лекарств и отсутствию необходимых медуслуг поступало от пенсионеров. Если бы у них было достаточно денег, они бы не гонялись за гарантированным объёмом бесплатной медпомощи", – уверена Бахыт Туменова.

В начале 90-х годов глава фонда работала врачом, выезжала за границу для обмена опытом. Больше всего её удивили пожилые волонтёры в частных клиниках и медцентрах США. Вышедшие на пенсию врачи оставались работать на общественных началах. Они помогали молодым специалистам – развозили пациентов, отвечали на телефонные звонки, встречали гостей. За это им не платили зарплату.

"Единственное, им давали ваучер на обед в больничном кафе. Кто-то работал по полдня, кто-то по три-четыре часа. Но они находились в коллективе, были чем-то заняты. Пожилому человеку, если он живёт один, без семьи, так можно решить вопрос востребованности. Но в Казахстане другая ситуация: пенсионеры ищут работу, чтобы заработать деньги", – заключила Бахыт Туменова.

Тысячи пенсионеров находятся в психлечебницах и домах престарелых

Из 2 млн пенсионеров более 5 000 содержатся в домах престарелых. Их в Казахстане 50. Небольшая часть содержится в нарко- и психдиспансерах. На наркологическом учёте состоит 1026 казахстанцев в возрасте от 55 лет. Это 3,7% от всего контингента пациентов с психическими и поведенческими расстройствами.

Выяснить, сколько пенсионеров продолжают трудиться после выхода на заслуженный отдых, редакции не удалось. Министерство труда и социальной защиты населения не ведёт такую статистику. Но чтобы решить проблему занятости пенсионеров, Минтруда собирается разработать план по работе с пожилыми людьми, в котором планируется субсидирование рабочих мест.


Когда эти инициативы претворятся в жизнь – вопрос открытый. Пока же пенсионеры в Казахстане предоставлены самим себе.

Для пенсионеров открывают центры активного долголетия

Пока Минтруда планирует разрабатывать план действий по проблемам стареющего населения, гражданский сектор активно включился в эту работу. Ещё в 2016 году в Алматы открыли единственный в стране центр дневного пребывания для пожилых людей Asar. Это не дом для престарелых, с которым нередко ассоциируют "дедсад". Это небольшое здание с несколькими комнатами на окраине города, вдали от шумных трасс. Дом для дедушек и бабушек, где царит домашняя атмосфера, рассчитан как минимум на десять гостей.


"Для детей есть всё: детские сады, центры развития, кружки, клубы, спортивные секции, а что есть для стариков? Ничего, кроме домов для престарелых, больниц или, в лучшем случае, приходящих сиделок. Выбор довольно скуден. Бабушки и дедушки чувствуют себя одинокими, ненужными. Или ещё хуже – считают себя обузой для семьи. Мы не берём всю ответственность за их уходом на себя, лишь часть её. Мы просто помогаем", – рассказывает координатор проекта Asar Сая Асанова.

В 2018 году по аналогии с "дедсадом" директор фонда социальных инициатив Шмидт Ильясов предложил создать центры активного долголетия для пенсионеров. Его идею поддержали в акимате. За счёт местного бюджета первый такой центр открыли в прошлом году в Алматы. Здесь есть библиотека, фитнес-зал для йоги/аэробики, настольные игры. Посетители смотрят фильмы, учатся компьютерной грамотности и работе со смартфонами, получают консультации специалистов и посещают семинары и мастер-классы.


Концепцию проекта поддержали в Парламенте и разослали её в другие регионы. В Минтруда отметили, что готовы найти деньги, чтобы внедрить эту идею по всему Казахстану. Но их опередили.

Партия "Нур Отан" и Ассамблея народа Казахстана запустили акцию "Ардагерлерді ардақтайық". Суть заключается в открытии центров активного долголетия в регионах. Как правило, помещение предоставляет АНК. В феврале этого года такие центры открыли в Караганде, Кокшетау, Актобе, Уральске, Таразе, Павлодаре и Талдыкоргане.

Создавать социальные деревни для пенсионеров, где будут больницы, обслуживающий персонал и рабочие места, предлагает Шмидт Ильясов.

"Людей после 50 лет практически не берут на работу. А здоровые пенсионеры ещё десятки лет могут работать. В этих социальных деревнях могли бы учесть пожелания пенсионеров. Изучая жизнь, возможности, просьбы пожилых людей, мы поняли, что они готовы переехать в социальные деревни и жить там", – подчеркнул Шмидт Ильясов.

На пенсию по выслуге лет

Среди пенсионеров есть и те, кто не достиг пенсионного возраста, но вышел на заслуженный отдых по выслуге лет. Это бывшие военнослужащие, экс-сотрудники правоохранительных и специальных органов, которые отдали службе 25 лет. В среднем они завершают трудовой путь до того, как отпразднуют свой 50-летний юбилей. Они ещё полны сил, физически здоровы и готовы делиться накопленным опытом. Однако участь большинства – работа учителем НВП или в охране. Не каждый психологически готов так кардинально сменить род деятельности.

Один из таких – Аркен Ташубаев, ему нет и 50 лет. Мужчина отдал военной карьере более 30 лет, на пенсию вышел в 47, а сейчас оказался никому не нужным. Пытался устроиться на госслужбу в корпус Б. Успешно прошёл все этапы, собеседование, однако его на работу не взяли. Причину не сообщили.

"На эти должности взяли других людей. Я потом спрашивал через знакомых, почему не взяли меня, интересовался. Говорили, что я старый, это главный аргумент, и что я в информационных технологиях мало разбираюсь. Куда бы я ни пошёл – везде отказывают. Причина – возраст", – рассказал Аркен Ташубаев.

По его словам, многие военные, вышедшие на пенсию, – здоровые мужчины, имеют опыт руководства коллективом.

"Брать таких людей охранниками на зарплату в 30-40 тысяч тенге – это неэффективное использование человеческих ресурсов. Эта работа с очень низкой квалификацией. В США, Германии, Израиле есть определённые социальные гарантии, программы адаптации военных. Есть обучение менеджменту, бизнесу, льготные кредиты, с помощью которых можно открыть своё дело. У нас этого нет", – констатировал Аркен Ташубаев.

Пенсионеры в Парламенте

Не спешат отправлять на заслуженный отдых депутатов: в Парламенте тоже есть пенсионеры. Одна из них – Гульжана Карагусова, экс-министр труда и социальной защиты населения (2001-2007 годы). Мажилисвумен считает, что государство должно предоставить пенсионерам возможность работать.



По его словам, пенсионеры нуждаются в постоянной заботе, внимании.

"Государственные органы должны быть заинтересованы в том, чтобы пожилые отдавали силы служению обществу, стране, потому что они знают и умеют больше, чем молодые. Нужно их втягивать, и они будут серьёзной поддержкой для решения государственных задач. Нельзя старика на свалку отправлять, если он дееспособный, это преступление", – считает Владислав Косарев.

Нынешний вице-спикер Мажилиса Владимир Божко шесть лет назад вышел на пенсию. Но тогда, по его словам, перед ним не стоял вопрос о том, чтобы покинуть позицию – опыт и знания позволили ему остаться.


По его мнению, государству нужно заняться социализацией пенсионеров.

"Мы запрос делали несколько месяцев назад, отметили положительный опыт Алматинского акимата, который создал центр для пенсионеров. Там очень хорошая практика. Она имеет право быть распространённой по всем регионам", – заключил Владимир Божко.

Судя по депутатским запросам, размещённым на сайте Мажилиса, последние полгода депутаты три раза поднимали в Парламенте проблемы казахстанских пенсионеров. Первые два касались пенсионных выплат, последний – денежной компенсации на жильё для бывших военных. Вопросы занятости, трудоустройства и досуга пожилых вновь остались без внимания.

Следите за самыми актуальными новостями в нашем Telegram-канале и на странице в Facebook

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

Магистр права Оксфордского Университета Великобритании


На 1 января 2014 года в Казахстане проживает 1,723,357 жителей пенсионного возраста / 1 /, т.е. 10% населения. В 2007 году Уполномоченный по правам человека в РК подготовил доклад «О соблюдении прав пожилых людей в Республике Казахстан», как особой социально уязвимой группе, где подробно описал все те проблемы, с которыми сталкивается наше пожилое население./ 2 / К сожалению, по прошествии семи лет качество жизни нашего пожилого поколения существенно не улучшилось, а многие из описанных в Докладе проблемы не разрешились, несмотря на нововведения в законодательство, и остаются актуальными и сегодня.

Автор данной работы в рамках своей деятельности в качестве волонтера ОФ «Совет ветеранов ВОВ, тружеников тыла и детей войны» лично знает о проблемах, с которыми сталкиваются пожилые люди в Казахстане и которые они не в силах решить самостоятельно без соответствующих законодательных изменений. На основании анализа потребностей нуждающихся ветеранов и тружеников тыла города Алматы, предоставленных ОФ «Совет ветеранов», наиболее остро выделяются следующие проблемы:

1) Отсутствие качественного социального обслуживания на дому для одиноких лиц и инвалидов пожилого возраста.

2) Отсутствие доступа к социальному обслуживанию на дому для наиболее нуждающихся пожилых лиц в силу законодательных и бюрократических барьеров.

3) Отсутствие эффективной защиты лиц и инвалидов пожилого возраста от бытового насилия и других противоправных деяний.

На основании анализа указанных проблем и действующего законодательства РК автор предлагает решения с учетом мировой практики и собственного опыта оказания помощи социально уязвимым лицам в рамках работы в системе ООН.

II. Обоснование необходимости изменения законодательства и предлагаемые изменения

Согласно данным Агентства по статистике РК, в Алматы проживает 182 315 жителей старше пенсионного возраста/ 3 /. Из них, согласно данным, запрошенным от Отделений социальной помощи одиноким инвалидам и престарелым гражданам при аппаратах акимов районов города Алматы, в 2013 году специальные социальные услуги на дому получали 2 440 человек в семи районах города или 1.3% от общего количества пенсионеров. Данное количество человек обслуживали 327 социальных работников, на которых из бюджетных средств было выделено почти 176 миллионов тенге. В среднем, каждый социальный работник обслуживает 7-8 получателей услуг. При этом для организации социального обслуживания одного получателя услуг на дому из бюджета было выделено в среднем 72 131 тенге в год. Среднемесячный оклад труда социального работника – около 30 000 тенге в месяц.

В выше упомянутом Докладе Уполномоченного по правам человека в РК (Раздел 3.3. Социальные услуги пожилым людям) среди основных проблем в данной сфере отмечены слабое развитие социального обслуживания, низкий профессиональный уровень социальных работников, недостаточность количества отделений социальных помощи на дому и социальных работников.

С момента принятия Доклада был принят Закон 2008 года «О специальных социальных услугах (ССУ)» / 4 /, на основании которого в 2011 году был разработан Стандарт оказания специальных социальных услуг в области социальной защиты населения в условиях оказания услуг на дому ./ 5 / Однако на основании анализа указанного Стандарта и правоприменительной практики вопросы слабого развития социального обслуживания на дому все еще имеют место быть. Среди них можно выделить следующие:

1) Практическая невозможность надлежащего исполнения положений Стандарта в рамках действующей системы использования труда соцработников

Стандарт (Раздел 5) перечисляет виды услуг, которые должен осуществлять социальный работник для лиц преклонного возраста, включая социально-бытовые, социально-медицинские, социально-психологические, социально-культурные, социально-экономические и социально-правовые. Стандартом также оговариваются требования к качеству предоставления услуг. Если взять только отдельный блок социально-правовых услуг, то в нем перечисляются следующие услуги и требования к качеству:

…. 2) консультирование получателей услуг по социально-правовым вопросам ( гражданское, жилищное, семейное, трудовое, пенсионное, уголовное законодательство и по другим вопросам) дает им полное представление об интересующих их законодательных актах и правах в затрагиваемых вопросах…

3) оказание помощи в подготовке жалоб на действие или бездействие должностных лиц государственных органов и организаций… заключается в том, чтобы помочь им юридически грамотно изложить в жалобах суть обжалуемых действий, требования устранить допущенные нарушения и отправить жалобу адресату…

Всего в Стандарте перечислены 45 видов услуг, оказываемых лицам преклонного возраста, и только в блоке «социально-правовые услуги» содержится 11 видов услуг. Но даже по двум приведенным примерам видно, что правовую помощь по ряду отраслей права качественно сможет оказать только квалифицированный юрист, а не соцработник, который ко всему прочему еще должен быть квалифицированным врачом, психологом, экономистом и т.п. Однако это не представляется возможным, так как в реальности у нас ни один вуз не готовит подобных универсальных специалистов, которые могут оказать весь спектр услуг согласно Стандарту.

Важно отметить, что сам вопрос квалификации соцработника очень слабо проработан в Законе: в статье 1 пункт 6 социальный работник определяется как работник, оказывающий ССУ и (или) осуществляющий оценку и определение потребности в специальных социальных услугах, имеющий необходимую квалификацию, соответствующую установленным требованиям . В свою очередь, понятие установленные требования ссылаются на Приказ Министра здравоохранения РК от 16 марта 2009 года № 134 « Об утверждении квалификационных требований к социальным работникам в сфере здравоохранения и правил их аттестации», где говорится, что соцработник должен иметь высшее профессиональное образование по социальной работе, по медицинскому, психологическому или педагогическому профилям . Т.е. квалификационные требования существуют только для соцработников, оказывающих социальные медицинские услуги , к остальным же специальным социальным услугам, по сути, не предъявляются никакие требования по качеству выполнения. Хотя для того чтобы оказывать специальные правовые и экономические услуги также необходимо обладать высшим профессиональным образованием.

Также Стандартом установлены Минимальные штатные нормативы персонала в организациях надомного обслуживания , согласно которым один соцработник должен предоставлять специальные социальные услуги 8 престарелым и инвалидам минимум 2 раза в неделю. С учетом выше приведенной статистики, один соцработник может тратить максимум 2.5 часа на визит к одному получателю услуг в рамках 40-часовой рабочей недели. Напрашивается логичный вопрос, какие именно услуги может оказать соцработник в эти 2.5 часа? На практике, согласно данным подомового обхода ветеранов и тружеников тыла сотрудниками ОФ «Совет ветеранов» было выявлено, что из перечисленных в Стандарте видов услуг соцработники оказывают лишь мизерную часть – уборка квартир, покупка продуктов и медикаментов за счет средств пенсионеров. Речь не идет даже о выполнении всего перечня услуг социально-бытового характера ( пункт 31 Стандарта), куда также входят услуги по оказанию помощи в приготовлении пищи, содействие в топке печей, доставке дров, угля и воды; сдача вещей в стирку, химчистку, ремонт и обратная их доставка; помощь в стирке вещей; содействие в организации ремонта и уборки жилых помещений и др. Фактически, кроме определенных видов социально-бытовой помощи, пожилые люди лишены других видов социальной помощи.

Таким образом, положения Стандарта не могут быть реализованы в полном объеме по объективным причинам: положенные услуги либо не предоставляются в полном объеме либо их качество существенно страдает в силу нерационального и недифференцированного использования труда соцработников.

Необходимо кардинально менять систему надомного обслуживания инвалидов и престарелых лиц пенсионного возраста. Вместо одного соцработника, который по Стандарту должен оказывать весь спектр социальных услуг, будет эффективнее организовать работу специализированных бригад социальной помощи. В одну бригаду будут входить несколько категорий соцработников - специалистов узкого профиля, которые будут отвечать за оказание соответствующих видов социальных услуг – врач-геронтолог, психолог, экономист, юрист, повар и технический персонал.

Для координации и оперативного взаимодействия бригад социальной помощи рекомендуется создать единую диспетчерскую службу – горячую линию, куда получатели услуг могут звонить в экстренных случаях, в том числе для получения квалифицированной юридической помощи в случае совершения в отношении них противоправных деяний.

Работа специализированных бригад позволит достичь следующих качественных изменений:

1) Улучшение качества обслуживания пожилых людей с учетом их индивидуальных потребностей, в том числе в экстренных ситуациях.

2) Уменьшение личной зависимости получателя услуг от конкретного соцработника, а также профилактика и предупреждение противоправных деяний, совершаемых соцработниками.

3) Рациональное использование знаний, профессиональных навыков и личностных качеств соцработников, дифференцированный подход к нагрузке соцработника.

4) Возможность проведения регулярного мониторинга и оценки качества предоставляемых услуг.

Система организации социальных услуг специализированными бригадами может также предусмотреть оказание платных социальных услуг пожилым людям и инвалидам, проживающим совместно с совершеннолетними детьми за их счет, так как уход за пожилыми людьми требует соответствующих навыков и знаний, которые не всегда удается обеспечить в домашней обстановке. За счет оказания платных услуг сверх гарантированных Законом, Уполномоченный орган может повысить долю своего самофинансирования, что с одной стороны убавит нагрузку на государственный бюджет, а с другой стороны позволит за счет привлекаемых средств увеличивать количество бригад социальной помощи и зарплату соцработников, делая эту сферу более привлекательной для специалистов.

2) Действующий Стандарт не охватывают всех реально нуждающихся в социальной помощи пожилых людей

Согласно Закону «О специальных социальных услугах», ССУ оказываются лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации ( ст.1 ), включая в силу «неспособности к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом , вследствие перенесенной болезни и (или) инвалидности» ( Ст.6, пункт 7 )

В свою очередь, Стандарт ограничивает категорию лиц преклонного возраста, которым могут быть оказаны ССУ (пункт 5(4)): «ССУ оказываются… 4) инвалидам и престарелым лицам, достигшим пенсионного возраста,…не способным самостоятельно себя обслуживать и нуждающихся по состоянию здоровья в оказании специальных социальных услуг в условиях ухода на дому, не имеющих трудоспособных совершеннолетних детей, обязанных по [Закону] содержать своих родителей и заботиться о них, или имеющих близких родственников, которые по объективным причинам не могут обеспечить им постоянную помощь и уход ( в силу преклонного возраста, имеют инвалидность первой, второй групп, онкологические, психические заболевания, находятся в местах лишения свободы, или выехали на постоянное местожительство за пределы страны или проживают в другом населенном пункте ).

Считаем, что в действующем Стандарте не охвачены пожилые люди, которые вынужденно проживают со своими совершеннолетними детьми, но страдают от жестокого обращения с их стороны, включая физическое, психологическое и экономическое насилие. На практике пожилые люди крайне редко обращаются в правоохранительные органы для защиты своих прав, мотивируя тем, что не хотят усугубить отношения с совместно проживающими детьми. Таким пожилым людям Стандартом отказано в предоставлении социальных услуг на дому в виду наличия трудоспособных детей, однако Стандартом не учитывается психологический и эмоциональный климат в семье. Также даже если пожилые люди будут проживать отдельно от своих совершеннолетних детей по причине конфликта, им все равно не будет полагаться социальное обслуживание на дому.

Внести дополнения в Стандарт в части объективных причин, по которым совершеннолетние дети не могут обеспечить постоянную помощь и уход своим нетрудоспособным родителям: «В исключительных случаях по решению уполномоченного органа и рекомендациям специальных общественных организаций по делам пожилых людей (например, Советов ветеранов) специальные социальные услуги могут предоставляться престарелым и инвалидам первой, второй группы, имеющие близких совершеннолетних трудоспособных родственников, совместное проживание с которыми по причине конфликтов невозможно». Подобная норма позволит оградить пожилых людей от жестокого обращения со стороны детей и близких родственников, а также позволит им проживать отдельно от них, при этом получая качественный уход со стороны профессиональных соцработников.

Предлагаемые изменения в законодательство приведут к следующим положительным социальным последствиям:

1) Улучшение качества ухода за престарелыми людьми и предотвращение их социальной изоляции.

2) Повышение уровня жизни пожилого поколения и продолжительности жизни населения страны, и соответственно, численности населения.

3) Повышение правовой культуры пожилого населения: знание пожилым населением своих прав позволит им эффективнее защищать свои права и уменьшить риск стать жертвой противоправных деяний, в том числе бытового насилия.

Старость, рано или поздно, коснется нас и наших близких, и именно сейчас от нас самих зависит, в каких условиях мы будем жить в преклонном возрасте. Если не принимать действенные меры по совершенствованию законодательства в области защиты прав пожилых людей сегодня, то завтра мы будем в такой же практически полной зависимости от своих детей и внуков, как и современное поколение пожилых людей. И нам ничего не останется, кроме как надеяться на доброе отношение и порядочность со стороны своих родственников и общества.

1. Демографический ежегодник Казахстана 2013, стр. 39

2. Доклад Уполномоченного по правам человека в Республике Казахстан 2007 года «О соблюдении прав пожилых людей в Республике Казахстан», Раздел 3

3. Таблица «Численность населения Республики Казахстан по полу и отдельным возрастным группам на начало 2013 года»

4. Закон Республики Казахстан от 29 декабря 2008 года № 114-IV «О специальных социальных услугах» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 18.02.2014 г.)

5. Стандарт оказания ССУ в области социальной защиты населения в условиях оказания услуг на дому (утвержден постановлением Правительства Республики Казахстан от 28 октября 2011 года № 1222) (с изменениями и дополнениями по состоянию на 04.04.2014 г.)

Читайте также: