Срок давности неполученной военной пенсии в украине

Прочитал у товарища статью о том, что военные пенсионеры России не хотят "сдыхать в унизительной нищете" из- за военной реформы.

Ну вы поняли! Имеется ввиду не индексация ДД (дендовольствия) с 2013 по 2017 год на % инфляции. Плюс кастрационный коэффициент 0.54 (Сейчас 0.7368), которым в 2012 году умножили наши военные пенсии. Ибо денег нет, но вы крепчайте.

Там большой текст, в котором говорится о том, что повышение военных пенсий с 1 октября текущего года, в среднем на 1500 рублей, не радует наших отставников.

Зато на Украине по идущей реформе военных пенсий. Ого - го! Цитата дословно:

на Украине военным отставникам тоже недавно подняли пенсии на 1500, но не рублей, а гривен — в перерасчете это около 4000 российских рублей. Почувствуйте разницу.

Решил я почувствовать разницу. Полез и почитал открытые источники.

На данный момент на Украине 553 000 военных пенсионеров [думаю половина из них - наши бывшие однополчане], которых ждет значительный рост военных пенсий. Повышение пенсий произойдет в три этапа:

1 этап: 2018 год. Военные пенсии вырастут на 50%. Это уже произошло, и действительно средняя прибавка к военным пенсиям составила 1.5 тысячи гривен ( 3885 руб.), при курсе гривны к рублю 1: 2.59 .

2 этап: 2019 год. Ещё прибавка на 75% от первоначальных выплат, в среднем на 750 гривен.

3 этап: 2020 год. Военные пенсии вырастут на 100% от пенсий 2017 года. В среднем общая добавка составит 3000 гривен ( 7770 руб.)

Действительно большая сумма прибавки ждет военных пенсионеров Украины.

Однако мы, военпенсы России, это прошли ещё 1 января 2012 году. У автора прибавка тогда составила 12 тысяч рублей.

А как это повышение военных пенсий на Украине выглядит в сравнении с военными пенсиями в России?

Есть данные какую пенсию будет получать экс-командира батальона ВСУ, подполковник.

Отставной командир батальона ВСУ, подполковник, 2017 год. Пенсия у него 3 000 гривен ( 7770 руб.).

В 2018 год. Пенсия - 4,500 гривен ( 11665 руб).

В 2019 год. После второго этапа пенсионной реформы, комбат должен будет получать 5 250 гривен ( 13 598 руб.).

В 2020 гг. - 6 000 гривен ( 15 540 руб.).

Командир российского батальона в центральной России с 28 годами военной выслуги (17+28= 45 лет). Рассчитано по калькулятору военных пенсий на сайте Начфин.ру.

С 1.10. 2018 года пенсия - 28617 рублей:

С 1.10. 2019 года - 29809 рублей.

С 1 октября 2020 года с учетом на запланированную индексацию 3.8% сумма пенсии составит - 30941 рубль.

То есть военная пенсия командира батальона ВС РФ в два раза больше, чем у такого же комбата ВСУ.

Напомню, что по официальным данным средняя военная пенсия МО РФ с 1.10.2019 года 26 200 рублей.

А вот наши отставные менты могут позавидовать ментам Украины.Хотя как сказать.

Отставной майор МВД Украины в 2017 году получал пенсию 3 500 гривен ( 9065 руб .).

В 2018 году - 7000 гривен ( 18130 руб.).

2019 год - 8700 гривен ( 22 533 руб.). На данный момент у автора товарищ лейтенант милиции такую пенсию получает.

2020 год - 12200 гривен ( 31 598 руб.).

Справочно. По официальным данным средняя пенсия МВД РФ с 1.10.2019 года - 17 000 рублей.

Не буду комментировать данные, решайте сами, у кого больше пенсии?

Килограмм картошки на Украине можно купить (в переводе с гривен) за 38 рублей , в России — за 12.

Макароны в незалежной стоят от 111 рублей, а России от 50 рублей.

Риса на Украине стоит 55 рублей, а в России — от 59 рублей.

Литр молока на Украине от 48 рублей, а в России — от 42 рубля.

А мне же вспоминается, что когда-то мы стояли в одном строю с украинцами, в одном окопе сидели. Особенно их много было в ГСВГ! В основном прапорщиков. Некоторые не по разу там служили. Служили солдатами, оставались прапорщиками, женились в отпусках и ещё 5 лет службы за рубежами Великой Империи. Потом заменялись в заменяемые военные округа, типа Одесского, либо Киевского с Белорусским и Прикарпатским. И через несколько лет опять за рубеж.

Это ведь КСАВО с КТуркВО были незаменяемыми округами, а ранее названные, мечта советских офицеров, были ещё как заменяемыми.

Как-то после 91 года в Туркестане вручали нам, военнослужащим (офицерам, прапорщикам) ОРТК (так стал называться в развал наш 36 армейский корпус) «Две Волги» от Чубайса. Сидели в летнем клубе, ждали начальника штаба с «Волгами» в папке и болтали. Я и говорю:

- Ладно я понимаю, что узбекам, туркменам, азербайджанцам, грузино-армянам и другим дают сертификаты. Они бедные. Но с каких «Две Волги» дают хохлам? У них же сала, как гумна! А им ещё "Волги" от России! Не понимаю!

Как хохлы взвились! Чуть меня на портянки не порвали. Спасла меня большая и наглая морда лица моя. Смеюсь, вспоминая…

ПыСы- У нас в корпусном батальоне 36 АК (ТуркССР) большая прослойка украинцев была. Попадали к нам в КТуркВО в основном по замене из Групп войск, которые без блата были. Или разгильдяи как я.

Плюсы-минусы от вас: большой палец справа. Есть желание подписывайтесь на канал.


«Несколько лет мне пришлось находиться у сына, который живет за границей. В течение этого времени пенсию не получала. Сейчас намерена вернуться в Украину. Будет ли мне возобновлена выплата пенсии? В каких случаях прекращается выплата пенсий и какова процедура ее восстановления?» — Ирина Федоровна Павлюк.

Отвечает начальник отдела по выплате пенсии управления ПФУ в Суворовском районе г. Одессы В. Н. Солоид:

— Пенсия выплачивается ежемесячно организациями, осуществляющими выплату и доставку пенсий, в срок не позже 25-го числа месяца, за который она выплачивается (ст. 47 Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании»). А также она может перечисляться на банковский счет получателя или выплачиваться по доверенности.

Выплата пенсии по доверенности осуществляется в течение всего срока действия документа. Первый год получения пенсии по доверенности осуществляется и контролируется объектами почтовой связи, последующий, при условии возобновления пенсионером заявления о выплате пенсии по доверенности, — через каждый год действия такой доверенности.

Во время пребывания пенсионера в местах лишения свободы выплата назначенной ему пенсии осуществляется на общих основаниях в порядке, установленном законодательством.

Во время пребывания пенсионера на полном государственном содержании в соответствующем учреждении (заведении) ему выплачивается 25% назначенной пенсии. В случаях, если размер его пенсии превышает стоимость содержания, выплачиваемая разница между пенсией и стоимостью содержания должна быть не менее 25% назначенной пенсии.

В некоторых случаях выплата назначенной пенсии может прекратиться. Согласно ст. 49 Закона, выплата пенсии по по решению территориальных органов Пенсионного фонда или решению суда прекращается:

— если пенсия назначена на основании документов, содержащих недостоверные сведения;

— на все время проживания пенсионера за границей, если иное не предусмотрено международным договором Украины;

— в случае смерти пенсионера;

— в случае неполучения назначенной пенсии в течение 6 месяцев подряд;

— в других случаях, предусмотренных законом.

Возобновление выплаты пенсии осуществляется по решению территориального органа Пенсионного фонда в течение 10 дней после выяснения обстоятельств и наличия условий для возобновления ее выплаты. Выплата пенсии возобновляется при обращении пенсионера лично с заявлением и паспортом.

Заявление о выплате пенсии, на которую пенсионер имел право, но не получил по своей вине, подается заявителем лично в управление ПФ, который назначает ему пенсию. Лицо, которое обращается за пенсией за прошедшее время, должно предъявить паспорт (или другой документ, удостоверяющий его личность, место жительства и возраст).

Свои особенности имеет порядок восстановления выплаты пенсий инвалидам. В случае, если срок переосвидетельствования медико-социальной экспертизы инвалидом пропущен по уважительным причинам или в случае признания его вновь инвалидом, выплата пенсии по инвалидности возобновляется со дня, с которого прекращена выплата, до дня переосвидетельствования, но не более чем за три года, если МСЭК признает его за этот период инвалидом. При этом если во время повторного осмотра инвалида перевели на другую группу инвалидности (более высокую или более низкую), пенсия за указанный период выплачивается по предыдущей группе инвалидности.

Если выплата пенсии инвалиду была прекращена в связи с восстановлением здоровья или если он не получал пенсию вследствие неявки на переосвидетельствование без уважительных причин, то в случае последующего признания его инвалидом выплата ранее назначенной пенсии возобновляется со дня установления инвалидности вновь — при условии, что после прекращения выплаты пенсии прошло не более пяти лет. Если прошло более пяти лет, пенсия назначается вновь на общих основаниях.

Начисленные суммы пенсии, на выплату которых пенсионер имел право, но не получил своевременно по собственной вине, выплачиваются за прошедшее время, но не более чем за три года до дня обращения за ее получением. В этом случае часть суммы неполученной пенсии, но не более чем за 12 месяцев, выплачивается одновременно, а остальная сумма выплачивается ежемесячно равными частями, которые не превышают месячного размера пенсии.

Начисленные суммы пенсии, не полученные по вине органа, назначающего и выплачивающего пенсию, выплачиваются за прошлое время без ограничения срока.


Трудностей у украинских пенсионеров, проживающих на неподконтрольной территории Донецкой и Луганской областей и с разной степенью успеха пытающихся получать украинскую пенсию, предостаточно.

У той части пенсионеров, которые получили в Украине официальный статус переселенцев, главных проблем, серьезно осложняющих им жизнь, как известно, четыре:

обязательные проверки ВПЛ по месту жительства раз в полгода (верификация);
необходимость раз в два месяца обязательно въезжать на подконтрольную Украине территорию;
странные списки переселенцев, якобы проживающих по «ту» сторону линии разграничения, составляемые СБУ и Госпогранслужбой,
и, наконец, обязательная и тяжелая процедура идентификации пенсионеров исключительно в отделениях «Ощадбанка».

Возникновение сложностей у переселенца по любому из четырех этих пунктов, почти неизбежно влечет за собой отмену справки внутренне перемещенного лица (ВПЛ), и как следствие – остановку выплаты пенсии и иных соцпособий.

У пенсионеров, живущих на неподконтрольной территории, которые по тем или иным причинам не стали получать статус ВПЛ, проблема всего одна. Они банально не получают свою украинскую пенсию. И только.

АТО-пенсионеры

О проблемах первой категории людей постоянно идут какие-то дебаты и есть некоторые решения. Пусть и чисто косметические. К примеру, 13 сентября правительство под давлением общественности приняло постановление № 689«О внесении изменений в некоторые постановления Кабинета министров Украины», которым немного облегчило жизнь ВПЛ, а вместе с ними и пенсионеров с аналогичным статусом, фактически проживающих на неконтролируемой территории.

Применительно к пенсионерам, в частности, отменены проверки на дому тех переселенцев, которые успешно прошли идентификацию в «Ощадбанке», а также разрешено получение пенсий по пенсионной карте «Ощадбанка» в банкомате любого банка.

О пенсионерах, живущих на неконтролируемой территории и не ставших по тем или иным причинам играть в игру «Притворись переселенцем и получи пенсию», обычно предпочитают не вспоминать. За очень редким исключением. Более того, как на днях призналась советник по вопросам внутренне перемещенных лиц Министерства труда и социальной политики Ирина Лоюк, совершенно непонятно, начисляются ли этим людям пенсии вообще.

«Пенсионерам на неподконтрольной территории, которые не получали свои выплаты, должна продолжать начисляться пенсия. Ни один раз руководители правительства, министры заявляли, что человек, который приезжает на контролируемую территорию, получает полные выплаты за весь прежний период. При этом, Пенсионный фонд отчитался об экономии в 2016 году 13,5 млрд грн на пенсиях граждан, которые не прошли физическую идентификацию в Ощадбанке и не прошли проверки по факту проживания. Хотя эти суммы должны быть начислены и сохранены за каждым человеком, этого не происходит. Где эти деньги? Пенсии – это социальная гарантия. Пенсионный фонд должен их начислять. Почему он этого не делает – пока невозможно выяснить», – заявила советник.

Пенсии со сроком годности

Возможно, говоря об экономии, в Пенсионном фонде имеют в виду действующую законодательную норму, предусматривающую своеобразный срок давности при получении пенсии. Его смысл в том, что пенсионеры, которые обращаются за оформлением (или переоформлением) своей пенсии, могут получить ее только за последние три года, начиная с момента обращения. Все выплаты, которые должны были произойти ранее это срока, уходят в неизвестность…

Таким образом, чем дольше пенсионер, проживающий за линией разграничений, не выезжает на подконтрольную территорию, не регистрируется как ВПЛ (по закону это обязательное условие) и не заявляет свои права на пенсию, тем больше «экономия» Пенсионного фонда.

Теоретически, есть лишь один способ обойти это трехлетнее ограничение. Это случай, когда пенсия не выплачивалась по вине самого Пенсионного фонда. Но практически, это не сработает. Потому, что антитеррористическая операция (официально это называется именно так), идущая в Донецкой и Луганской областях не является виной Пенсионного фонда.

Масштаб этой проблемы можно оценить по-разному. Можно вспомнить данные украинских правозащитников о том, что около 10% пенсионеров с неподконтрольного Донбасса не могут выехать на контролируемые территории для получения выплат. Физически.

А дальше все просто. «Хвастовство об экономии на пенсиях потом обернется нам исками в Европейский суд по правам человека и проигранными делами. Мало того, что это будет компенсация за невыплаченные пенсии, будет еще и компенсация за моральный ущерб, а это 5 тыс. евро», – считает депутат Верховной Рады Наталья Веселова.

Фактическое основание для невыплат пенсии таким людям – невозможность выплат пенсии по месту их проживания. «В Донецке и Луганске нет управлений Пенсионного фонда Украины и там не действует Конституция Украины. Мы ничего там не можем людям гарантировать, а от нас требуют, чтобы мы гарантировали им социальные выплаты. Но пока у нас нет возможности выплачивать пенсии на тех территориях», – заявил министр труда и социальной политики Андрей Рева.

Он добавил, что «как только люди перемещаются на контролируемую Украиной территорию и оформляются как ВПЛ, им тут же назначают выплаты». «Мы не заставляем этого человека жить там, где он зарегистрировался. Но в законе четко говорится, что если человек прожил два месяца на неподконтрольной территории, то выплата ему снимаются, и статус внутренне перемещенного лица тоже», – подчеркнул он. Что делать тем, кто не может переместиться, ответа нет.

Еще одна официальная причина невыплат – пенсию за пенсионера с неконтролируемой территории (уже умершего или находящегося в заложниках) может получать кто угодно. То есть получателя невозможно верифицировать.

Украина как бы рассматривала два варианта решения этой проблемы – верификацию силами международных волонтеров на неподконтрольной территории и однократный вывоз пенсионера на подконтрольную территорию с составлением доверенности у нотариуса на лицо, способное получать пенсию. Однако, от обоих этих вариантов временно отказались.

Куда будет мести «новая метла»

Тем не менее, какая-то часть проблем, существующих перед пенсионерами, живущими на неподконтрольной территории могла бы быть снята в результате принятия Верховной Радой законопроекта «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно права на получение пенсий отдельными категориями граждан» (иначе именуемого проект № 6692).

В документе, прежде всего, декларируется возможность жителей неподконтрольных территорий получать свои пенсионные выплаты и предлагается решить проблему срока давности в 3 года, установив норму выплаты пенсии за весь срок ее неполучения.

Кроме того, этот проект закона разрывает существующую связь между обязательным получением статуса ВПЛ и последующей выплатой пенсии. То есть пенсионеру, чтобы получить свою пенсию уже не нужно будет регистрироваться как ВПЛ и изо всех сил изображать из себя переселенца. Это автоматически отменяет и обязательные проверки переселенца по месту жительства раз в полгода.

Также в проекте предлагается отменить подачу бумажных пенсионных дел при оформлении пенсии, если человек не является ВПЛ.

Если все это будет принято, то процедура получения пенсии жителями неконтрольного Донбасса довольно сильно изменится. Не разыскивая свое бумажное пенсионное дело, не получая статус ВПЛ, такой человек просто пишет заявления в Пенсионный фонд и Ощадбанк. Фонд поднимает свои электронные реестры и на основании этих данных оформляет ему пенсию. Ощадбанк идентифицирует его, открывает ему счет и выдает пенсионную карту. Далее можно получать пенсию в банкомате любого банка в Украине без ограничений. Проверок по месту жительства не будет. Но это теория.

Что не изменится

Схема, в общем и целом, гораздо лучше той, что действует сейчас. Однако, есть, как минимум, несколько неприятных нюансов. Для начала, законопроект никак не меняет имеющуюся норму, согласно которой ВПЛ должен отсутствовать на контролируемой территории не более 60 дней. А значит, длинные очереди на контрольных пунктах въезда-выезда сохранятся.

Как известно, Министерство труда и социальной политики предложило продлить этот срок до 6 месяцев. Однако, это встретило серьезные возражения некоторых других органов исполнительной власти. Поэтому, вероятность увеличения этого срока минимальна.

Кроме того, развернувшаяся нынче в стране кампания по возвращению пенсионеров, отказавшихся от своего статуса ВПЛ, обратно в переселенцы, говорит о том, что контроль пересечения линии разграничения и сроков пребывания на неконтролируемой территории будет не просто сохранен, но ужесточен. А значит угроза попадания (в т.ч. и необоснованное) в списки СБУ и пограничников со всеми вытекающими отсюда неприятными последствиями, также остается.

И это не единственная неприятность. Главное научно-экспертное управление уже дало негативное заключение по законопроекту № 6692 и предложил его доработать.

Основные возражения экспертов состоят в том, что предлагаемые нормы не соответствуют существующим нормативам, по которым житель неподконтрольной территории может получать пенсию только после получения статуса ВПЛ. Также они рекомендуют разделить простых жителей и «лиц, принимающих непосредственное участие в деятельности соответствующих террористических группировок и незаконных органов власти». Последнее возможно только за счет усиления контроля.

И, наконец, они обращают внимание, что нет финансово-экономического обоснования и конкретной суммы увеличения расходов бюджета за счет которой будут покрываться пенсионные выплаты жителям неконтролируемых территорий. И источников поступления денег, из которого будут покрываться расходы, тоже нет.

На финансовом моменте акцентировала внимание и координатор по адвокации Благотворительного фонда «Право на защиту» Дарина Толкач. «19 сентября комитет Верховной Рады Украины по социальной политике поддержал законопроект № 6692. Но есть заключение Главного научно-экспертного управления, оно негативное. Также были озвучены серьезные опасения Министерством труда и социальной политики о том, что механизм не будет эффективен, не будет работать, если не будут внесены изменения в госбюджет на следующий год до начала бюджетного процесса. В этом случае Минфин не будет финансировать эти пенсии в будущем году», – заявила она.

Впрочем, некоторые эксперты считают, что даже это не главное. «С законами у нас на данный момент и так все в порядке. А невыплата пенсий происходит не из-за законов Украины, а из-за постановлений Кабинета министров. Упростить процедуры выплат пенсий жителям неподконтрольных территорий может только Кабмин. Мы будем достаточно оптимистичны, если будем верить в то, что принятие законопроекта №6692 сразу все изменит. Но, к сожалению, опыт подсказывает, что после этого еще будет разговор с правительством и нам еще нужно будет их уговорить», – сообщила координатор по защите и адвокации Норвежского совета по делам беженцев Наталья Новакова.

Впрочем, тем пенсионерам, которые не могут выехать на подконтрольную территорию и получить свою пенсию, не стоит лелеять надежды на эти уговоры. В законопроекте №6692 решения их проблемы все равно нет. Хотя, если отменят трехлетний срок давности, можно подождать еще…


Постановление № 4 Пленума ВСУ от 15 апреля 2005 года «Об отдельных вопросах применения судами Украины законодательства о пенсионном обеспечении военнослужащих (кроме военнослужащих срочной службы), лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел и некоторых других лиц».

Изучение судебной практики применения законодательства о пенсионном обеспечении военнослужащих и некоторых других лиц показало, что суды в целом правильно решают дела этой категории. Вместе с тем в отдельных случаях ошибочно применяют действующее законодательство, вследствие чего возникают вопросы, нуждающиеся в разъяснении.

С целью обеспечения одинакового применения судами Украины норм законодательства о пенсионном обеспечении военнослужащих и некоторых других лиц Пленум Верховного Суда Украины постановляет:

1. Обратить внимание судов на необходимость рассмотрения гражданских дел о пенсионном обеспечении военно­служащих (кроме военнослужащих срочной службы), лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел и некоторых других лиц согласно закону и в установленные для этого сроки.

При решении таких дел суды должны руководствоваться положениями Закона Украины от 9 апреля 1992 года «О пенсионном обеспечении военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел и некоторых других лиц» (с последующими изменениями и дополнениями; Закон о пенсиях военных); постановлениями Кабинета Министров Украины от 17 июля 1992 года № 393 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и денежного пособия лицам офицерского состава, прапорщикам, мичманам, военнослужащим сверхсрочной службы и военной службы по контракту, лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел и членам их семей» (постановление Кабинета Министров Украины от 17 июля 1992 года № 393) и от 6 апреля 1998 года № 452 «Об упорядочении дополнительных видов денежного обеспечения военнослужащих» (постановление Кабинета Министров Украины от 6 апреля 1998 года № 452); приказом Министра обороны Украины от 8 августа 1994 года № 205 «Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты в Министерстве обороны Украины государственных пенсий и пособий военнослужащим и членам их семей», а также аналогичными приказами министерств и ведомств, осуществляющих пенсионное обеспечение военнослужащих, лиц, имеющих право на пенсию согласно Закону о пенсиях военных, и другими нормативно-правовыми актами по вопросам пенсионного обеспечения.

Следует иметь в виду, что лицам офицерского состава, прапорщикам и мичманам, военнослужащим сверхсрочной службы и военной службы по контракту, лицам, имеющим право на пенсию согласно Закону о пенсиях военных, и членам их семей могут (по их желанию) назначаться пенсии на условиях и по нормам, установленным Законом Украины от 9 июля 2003 года «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» (Закон о пенсионном обеспечении). При исчислении им пенсии учитываются заработная плата, а также все виды денежного обеспечения, которое они получали перед увольнением со службы. В таких случаях пенсионное обеспечение осуществляют органы Пенсионного фонда Украины.

В соответствии со статьей 7 Закона о пенсиях военных, военнослужащим, лицам, имеющим право на пенсию согласно этому Закону, и членам их семей, одновременно имеющим право на различные государственные пенсии, назначается одна пенсия по их выбору. Обращение за назначением избранной пенсии может осуществляться в любое время после возникновения права на ее получение.

2. В соответствии со статьей 66 Закона о пенсиях военных, судебному разбирательству подлежат споры, связанные как с отказом в назначении пенсии, так и с нарушением сроков и занижением размера ее выплаты, перерасчетом, выплатой за истекший период и т.п.

Поскольку предметом таких споров являются нарушения личных прав и свобод заявителей в сфере управленческой деятельности пенсионных органов, дела относительно этих споров должны рассматриваться по правилам, установленным главой 31-А Гражданского процессуального кодекса Украины. Жалобы, в которых содержится спор о праве, а также требования о возмещении материального или морального вреда, подлежат рассмотрению на общих основаниях в порядке искового производства.

3. Круг лиц, имеющих право на пенсию согласно Закону о пенсиях военных, определен в преамбуле и статье 4 этого Закона, является исчерпывающим и расширению не подлежит.

Пенсионное обеспечение женщин, принятых в добровольном порядке на действительную военную службу на должности солдат, матросов, сержантов и старшин, и членов их семей осуществляется на основаниях, установленных Законом о пенсиях военных для военнослужащих сверхсрочной службы и военной службы по контракту и членов их семей.

4. В соответствии со статьями 1, 2, 12 Закона о пенсиях военных, право на пожизненную пенсию за выслугу лет приобретают военнослужащие и другие лица, имеющие право на пенсию согласно этому Закону, при наличии на день увольнения со службы установленной выслуги 20 лет и более — на основании пункта «а» статьи 12 Закона о пенсиях военных. Военнослужащие, которые увольняются из Вооруженных Сил Украины в связи с реформированием последних, имеют право на эту пенсию при наличии 15 лет выслуги и при условии, что им исполнилось 45 лет (пункт 11 статьи 1 Закона Украины от 15 июня 2004 года «О государственных гарантиях социальной защиты военнослужащих, увольняющихся со службы в связи с реформированием Вооруженных Сил Украины, и членов их семей»; Закон о соцзащите).

Исключение из этого правила установлено пунктом «б» статьи 12 Закона о пенсиях военных (в редакции Закона от 4 июля 2002 года, вступившего в силу 6 августа 2002 года) для военнослужащих и лиц, имеющих право на пенсию согласно этому Закону, ранее уволенных со службы. На основании этого Закона, начиная с 6 августа 2002 года, независимо от оснований и времени увольнения, им может быть назначена пенсия при условии, что этим лицам исполнилось 45 лет (а инвалидам войны — независимо от возраста) и что они имеют общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 календарных лет и шести месяцев составляет военная служба либо служба в органах внутренних дел или в государственной пожарной охране.

Военнослужащим и лицам, имеющим право на пенсию, согласно Закону о пенсиях военных, пенсии назначаются и выплачиваются только после увольнения их со службы.

В случае повторного принятия пенсионеров из числа военнослужащих и лиц, получающих пенсию согласно Закону о пенсиях военных, на военную службу в Вооруженные Силы Украины, другие образованные в соответствии с законами Украины воинские формирования и Государственную специальную службу транспорта, на службу в органы внутренних дел, органы и подразделения гражданской защиты, налоговой милиции, а также уголовно-исполнительной системы Украины выплата пенсий на время их службы прекращается. При следующем увольнении этих лиц со службы выплата им пенсий осуществляется с учетом общей выслуги лет на день последнего увольнения (часть 2 статьи 2 Закона о пенсиях военных).

Военнослужащие и лица, имеющие право на пенсию согласно Закону о пенсиях военных и ставшие инвалидами в период прохождения ими службы, или не позднее трех месяцев после увольнения со службы, или если инвалидность настала позже этого срока, но вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения службы (статья 18 Закона о пенсиях военных), приобретают право на пенсию по инвалидности. Члены семей таких военнослужащих, а также погибших, умерших или пропавших без вести лиц имеют право на пенсию, назначаемую в случае потери кормильца.

Пенсии по инвалидности военнослужащим и лицам, имеющим право на пенсию согласно этому Закону, а также членам их семей в случае потери кормильца назначаются независимо от продолжительности службы.

5. В соответствии с частью 2 статьи 5 и пунктом «б» статьи 12 Закона о пенсиях военных, военнослужащим и лицам, имеющим право на пенсию согласно этому Закону, но лишенным военных или специальных званий или уволенным со службы в связи с осуждением за умышленное преступление, совершенное с использованием своего должностного положения, или за совершение коррупционного деяния, и членам их семей пенсия назначается на общих основаниях, установленных Законом о пенсионном обеспечении.

6. При рассмотрении дел указанной категории суды должны учитывать, что, в соответствии с частью 3 статьи 43 Закона о пенсиях военных (в редакции Закона Украины от 15 июня 2004 года «О внесении изменений в статью 43 Закона Украины «О пенсионном обеспечении военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава внутренних дел и некоторых других лиц», вступившего в силу 1 января 2005 года; Закон об изменениях), лицам офицерского состава, прапорщикам и мичманам, военнослужащим сверхсрочной службы и военной службы по контракту, а также лицам, имеющим право на пенсию согласно Закону о пенсиях военных, и членам их семей пенсии начисляются исходя из размера денежного обеспечения по последней штатной должности перед увольнением с учетом соответствующих окладов по должности, воинскому (специальному) званию, процентной надбавки за выслугу лет, ежемесячных дополнительных видов денежного обеспечения (надбавки, доплаты, повышения) и премий в размерах, установленных законодательством.

Перечень ежемесячных дополнительных видов денежного обеспечения военнослужащих, установленный постановлением Кабинета Министров Украины от 6 апреля 1998 года № 452, не является исчерпывающим, поскольку другими нормативно-правовыми актами введены другие ежемесячные надбавки, доплаты и повышения, которые тоже являются ежемесячными дополнительными видами денежного обеспечения и также должны зачисляться при начислении пенсий, однако только лицам, получавшим их во время прохождения службы и уволенных с нее уже после их введения.

7. Обратить внимание судов на то, что, в соответствии с пунктом 2 раздела II «Заключительные положения» Закона об изменениях, лица, которым ранее были назначены пенсии согласно Закону о пенсиях военных, с 1 января 2005 года имеют право на перерасчет этих пенсий и выплату им 50 % от суммы пересчитанной пенсии, а с 1 января 2006 года — 100 % этой суммы. В случае если вследствие перерасчета по нормам Закона об изменениях размер пенсии или выплачиваемой в период с 1 января 2005 года по 1 января 2006 года ее части уменьшается, пенсия выплачивается в ранее установленном размере.

Согласно дополнениям, внесенным Законом Украины от 16 декабря 2004 года «О внесении изменений в некоторые законы Украины по вопросам социальной защиты военнослужащих» (Закон об изменениях в соцзащите) в пункт 2 раздела II «Заключительные положения» Закона об изменениях, лицам, отнесенным в установленном законом порядке к числу ветеранов войны, соответствующий статус которых им предоставлен за участие в Великой Отечественной войне 1941—1945 годов и в войне с империалистической Японией в августе-сентябре 1945 года, и лицам, принимавшим участие в других боевых действиях, предшествовавших упомянутым войнам, а также женам погибших (умерших) указанных лиц назначенные ранее пенсии перерассчитываются и выплачиваются начиная с 1 января 2005 года в 100 %-м размере перерассчитанной пенсии.

8. В соответствии со статьей 63 Закона о пенсиях военных и пунктом 8 постановления Кабинета Министров Украины от 17 июля 1992 года № 393, перерасчет ранее назначенных пенсий военнослужащим и лицам, имеющим право на пенсию согласно этому Закону, производится в связи с изменением (произошедшим после освобождения их со службы) размеров денежного обеспечения, исходя из которого исчисляются пенсии.

При увеличении размера окладов денежного содержания (должностного оклада и оклада по воинскому (специальному) званию) перерасчету подлежат как процентная надбавка за выслугу лет, так и другие дополнительные виды денежного обеспечения, которые учитывались при исчислении пенсии и размер которых определяется в процентах от указанных окладов денежного обеспечения (за классность, работу с тайными документами, условия службы и т.п.), в том числе после вступления в силу с 19 января 2000 года постановления Кабинета Министров Украины от 8 января 2000 года № 12 «О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Украины от 17 июля 1992 года № 393».

Обратить внимание судов на то, что законодательством по вопросам пенсионного обеспечения, действовавшим до 1 января 2005 года, не были предусмотрены возможности перерасчета ранее назначенных пенсий в связи с введением после увольнения военнослужащих и лиц, имеющих право на пенсию согласно Закону о пенсиях военных, новых ежемесячных дополнительных видов денежного обеспечения, которых они не получали во время службы, а также премий. Закон об изменениях, вступивший в силу 1 января 2005 года, не имеет обратной силы, поэтому требования относительно перерасчета пенсии с учетом введенных после увольнения со службы новых ежемесячных дополнительных видов денежного обеспечения и премий за прошедшее время, то есть до 1 января 2005 года, удовлетворению не подлежат.

Уволенным со службы военнослужащим и лицам, имеющим право на пенсию согласно Закону о пенсиях военных, которым присвоены очередные воинские (специальные) звания во время пребывания их в запасе или в отставке, ранее назначенные пенсии с учетом новых присвоенных военных (специальных) званий не перерассчитываются.

9. Судам следует иметь в виду, что с 1 января 2006 года вступает в силу Закон об изменениях в соцзащите, которым предусмотрено изменение редакции части 3 статьи 63 Закона о пенсиях военных и вводится новый порядок перерасчета ранее назначенных пенсий. Им, в частности, установлено, что все назначенные согласно Закону о пенсиях военных пенсии подлежат перерасчету в связи с изменением размера хотя бы одного из видов денежного обеспечения соответствующих категорий военнослужащих и лиц, имеющих право на пенсию согласно этому Закону, или в связи с введением для указанных категорий лиц новых ежемесячных дополнительных видов денежного обеспечения (надбавок, доплат, повышений) и премий в размерах, установленных законодательством. Перерасчет пенсий осуществляется на момент возникновения права на такой перерасчет и производится в сроки, установленные в части 2 статьи 51 Закона о пенсиях военных.

Пунктом 2 раздела II «Заключительные положения» Закона об изменениях в соцзащите предусмотрен обязательный перерасчет пенсий, назначенных ранее согласно Закону о пенсиях военных, с учетом изменений размеров и введения новых видов денежного обеспечения, состоявшихся или введенных после назначения пенсий, из которых последние исчисляются соответствующим категориям военнослужащих и лицам, имеющим право на пенсию согласно Закону о пенсиях военных. Этот закон также не имеет обратной силы.

10. Согласно статье 51 Закона о пенсиях военных, перерасчет пенсий производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором произошли обстоятельства, влекущие изменение размера пенсии. Если при этом пенсионер получил право на повышение пенсии, разница в ней за прошедшее время может быть ему выплачена не более чем за 12 месяцев.

11. Годовой срок для выплаты пенсии за прошедшее время исчисляется со дня обращения пенсионера или поступления в пенсионный орган документов, необходимых для назначения пенсии, а для выплаты разницы пенсии — с 1-го числа месяца, следующего за тем, в котором пенсионер обратился с ходатайством перерассчитать пенсию или в пенсионный орган поступили документы, необходимые для такого перерасчета.

Днем обращения за пенсией считается день принятия заявления о назначении пенсии со всеми документами, которые заявитель обязан подать, а при пересылке заявления с документами по почте — дата, указанная на почтовом штемпеле места отправления заявления.

Если к заявлению о назначении пенсии прилагаются не все необходимые документы, пенсионный орган должен разъяснить заявителю или уведомить его письменно о том, какие документы он должен подать дополнительно. Не позднее трех месяцев со дня получения разъяснения (уведомления) о необходимости представления дополнительных документов днем обращения за пенсией считается день принятия заявления о назначении пенсии или дата, указанная на почтовом штемпеле места отправления этого заявления.

12. При рассмотрении дел указанной категории судам необходимо учитывать особенности пенсионного обеспечения лиц, уволенных с военной службы в связи с реформированием Вооруженных Сил Украины, установленные Законом о соцзащите (действует с 8 июля 2004 года). Действие этого Закона распространено на военнослужащих, уволенных с военной службы по этой же причине после 1 января 2004 года (пункт 2 статьи 3 Закона о соцзащите).

Согласно пункту 11 статьи 1 Закона о соцзащите, для указанной категории военнослужащих при условии, что им исполнилось 45 лет, и при наличии выслуги 15 лет пенсия исчисляется в размере 40 % от денежного обеспечения с увеличением этого размера на 2 % за каждый следующий год выслуги, но не более 50 % от суммы соответствующего денежного обеспечения. При этом пенсии исчисляются в размере и порядке, определенных в Законе о пенсиях военных.

13. В статье 15 Закона о пенсиях военных предусмотрено повышение пенсий за выслугу лет. В частности, лицам офицерского состава, прапорщикам, мичманам, военнослужащим сверхсрочной службы и военной службы по контракту, лицам, имеющим право на пенсию согласно этому Закону и являющимся ветеранами войны или лицами, на которых распространяется действие Закона от 22 октября 1993 года «О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты», пенсии за выслугу лет повышаются в соответствующих процентах от размера минимальной пенсии по возрасту. Такое повышение производится исходя из размера минимальной пенсии по возрасту — 19 грн 91 коп., установленного постановлением Кабинета Министров Украины от 3 января 2002 года № 1 «О повышении размеров пенсий и других социальных выплат отдельным категориям пенсионеров, финансирование которых осуществляется за счет средств государственного бюджета», действие которого с 1 октября 2003 года распространено на указанных лиц постановлением Кабинета Министров Украины от 27 августа 2003 года № 1350 «О повышении уровня пенсионного обеспечения военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел и некоторых других лиц».

14. При рассмотрении дел указанной категории судам необходимо учитывать, что, согласно статье 55 Закона о пенсиях военных, суммы пенсии, начисленные пенсионерам из числа военнослужащих, лицам, имеющим право на пенсию согласно этому Закону, и членам их семей и не полученные ими своевременно, выплачиваются за прошедшее время не более чем за три года перед обращением с заявлением о ее получении, а суммы пенсии, не полученные своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачиваются за прошедшее время без ограничения любым сроком.

15. При нарушении пенсионными органами прав и свобод заявителей, связанных с пенсионным обеспечением, последние имеют право на возмещение причиненного им морального и материального вреда в установленном законодательством порядке на основании статьи 17 Закона от 20 декабря 1991 года «О социальной и правовой защите военнослужащих и членов их семей».

16. Судебной палате по гражданским делам и Военной судебной коллегии Верховного Суда Украины, апелляционным судам следует регулярно изучать и обобщать практику рассмотрения дел указанной категории и своевременно принимать необходимые меры для устранения выявленных недостатков в деятельности судов.

Председатель Верховного Суда Украины Василий МАЛЯРЕНКО
Секретарь Пленума Верховного Суда Украины Иван ДОМБРОВСКИЙ

Читайте также: