Как перейти на свою пенсию по старости

Наше и без того непростое пенсионное законодательство еще более усложняется тем, что предусматривает несколько видов пенсий.

Среди базовых можно выделить страховые, государственные и социальные пенсии, которые делятся еще на подвиды (пенсия по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца и за выслугу лет).

Для каждой пенсии установлены свои правила назначения и расчета, так что гражданам порой довольно сложно разобраться, какую пенсию лучше получать. Разберем, когда и как можно перейти на более выгодный вид пенсии.

1. Пенсия по старости

Тем, у кого выработан большой стаж при высоком заработке, выгоднее назначать страховую пенсию по старости (Закон № 400-ФЗ). Для нее в этом году требуется не менее 11 лет стажа и 18,6 пенсионных баллов.

Такая пенсия складывается из фиксированной выплаты (это гарантированная доплата от государства, в 2020 году она составляет 5 686,25 рублей) и непосредственно страховой пенсии (это сумма пенсионных баллов, которые заработал пенсионер за свою жизнь).

У граждан, которые подверглись воздействию радиации (на Чернобыльской АЭС и приравненных объектах), есть право на государственную пенсию по старости.

Ее размер фиксированный и составляет на данный момент 14 015 или 11 212 рублей, в зависимости от статуса получателя. Поэтому они могут переходить со страховой пенсии на государственную и наоборот, в зависимости от того, где сумма получается выше.

Число таких переходов закон не ограничивает. Стоит также учитывать, что государственная пенсия ежегодно индексируется в т.ч. и для работающих пенсионеров, а вот страховая не повышается, пока пенсионер работает.

Граждане, которые получают пенсию по случаю потери кормильца тоже могут перейти на пенсию по старости, если они достигли пенсионного возраста.

Например, супруг, который получает страховую пенсию по утрате кормильца за своего покойного мужа (или жену), по достижении 80-летия лишается доплаты в виде 100%-ной фиксированной выплаты (5 686,25 рублей в этом году). А перейдя на страховую пенсию по старости, он получает право на эту прибавку.

2. Пенсия по инвалидности

При наличии стажа и страховых взносов инвалид может получать страховую пенсию. Но при этом у него есть вариант перейти на социальную пенсию, если ее размер выше.

Например, социальная пенсия для инвалидов 1 группы составляет сейчас 11 212,36 рублей. Если страховая пенсия получается меньше, то выгоднее перейти на социальную.

Участники ВОВ, «чернобыльцы», космонавты, военнослужащие по призыву могут также выбрать государственную пенсию по инвалидности. Так, государственная пенсия по инвалидности 1 группы для участника ВОВ в этом году равна 14 015 рублей.

3. Пенсия по случаю потери кормильца

Нетрудоспособные иждивенцы, лишившиеся члена семьи, который их обеспечивал, могут получать пенсию по случаю потери кормильца, на выбор — страховую или социальную.

Страховая пенсия может быть назначена, если у кормильца был стаж. Ее размер определяется индивидуально, по сумме пенсионных баллов, заработанных кормильцем в течение жизни.

Сверх того, к пенсии добавляется фиксированная выплата, размер которой в два раза меньше, чем для пенсии по старости (в 2020 г. это 2 843,13 рублей).

И, как уже упоминалось, при переходе на страховую пенсию по потере кормильца пенсионер лишается специальных доплат за иждивенца, 80-летие, северный или сельский стаж.

Но при этом пенсия по случаю потери кормильца является единственным видом пенсии, с которой закон запрещает удерживать долги.

Социальная пенсия по случаю потери кормильца устанавливается в фиксированном размере, независимо от стажа и заработка кормильца. В этом году ее размер составляет 5 606,17 рублей, а для детей-сирот — 11 212,36 рублей. Поэтому можно выбирать, какая пенсия выгоднее и переходить на соответствующий вид.

Члены семьи военнослужащих и приравненных к ним сотрудников правоохранительных органов могут выбрать ведомственную пенсию по потере кормильца (Закон № 4468-1).

Она рассчитывается из денежного довольствия кормильца (40% или 50% на каждого иждивенца), но не может быть ниже 8 409,26 рублей (минимальный размер в этом году).

Чтобы перейти на другой вид пенсии, нужно подать заявление в Пенсионный фонд РФ либо в отдел МВД или другого ведомства, занимающегося пенсионным обеспечением служащих.

При обращении нужно указать, какой вид пенсии вы получали ранее и на какую пенсию хотите перейти. Перевод осуществляется с 1-го числа месяца, следующего за месяцем обращения.

А в ст. 3 Закона №166-ФЗ можно ознакомиться с перечнем тех, кто может получать сразу две пенсии одновременно (т. е. не выбирать, что выгоднее, а суммировать выплаты).

Граждане могут обратиться за назначением пенсии в любое время после возникновения права на нее.

Куда обратиться

Граждане могут обратиться за назначением пенсии в любое время после возникновения права на нее. Заявление о назначении пенсии может быть подано гражданином в территориальный орган Пенсионного фонда России по своему выбору либо в многофункциональный центр (далее – МФЦ), ), в случае, если между территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг заключено соглашение о взаимодействии и подача указанного заявления предусмотрена перечнем государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в многофункциональном центре, установленным соглашением, либо по почте.

Заявление может быть подано лично гражданином, которому назначается пенсия, его представителем, либо через работодателя. Также гражданин может направить заявление в форме электронного документа через «Личный кабинет гражданина» на официальном сайте ПФР через «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)».

Заявление о назначении пенсии по старости может быть принято территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и до наступления пенсионного возраста гражданина, но не ранее чем за месяц до достижения соответствующего возраста.Днем обращения за пенсией является день приема заявления о назначении пенсии является днем обращения за пенсией (за исключением случая подачи заявления за месяц до достижения соответствующего возраста).

В случае подачи заявления о назначении пенсии со всеми необходимыми документами, обязанность по представлению которых возложена на заявителя:

  • лично (представителем, через работодателя) днем обращения за пенсией является день приема территориальным органом ПФР заявления;
  • по почте - днем обращения за пенсией считается дата, которая указана на почтовом штемпеле по месту отправления заявления;
  • через МФЦ – днем обращения за пенсией считается дата приема заявления МФЦ;
  • через «Личный кабинет гражданина» на официальном сайте ПФР и Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) и представлении в территориальный орган ПФР всех необходимых документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, в срок, не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за пенсией считается дата подачи заявления в форме электронного документа.

Россияне, выехавшие на постоянное место жительства за пределы России и не имеющие подтвержденного регистрацией места жительства и места пребывания в России, подают заявление непосредственно в Пенсионный фонд России (Москва, ул. Шаболовка, д. 4). Пенсионный фонд может принять заявление о назначении страховой пенсии по старости, но не ранее чем за месяц до наступления пенсионного возраста, дающего право на назначение страховой пенсии по старости. Гражданин может направить заявление в форме электронного документа через «Личный кабинет гражданина» на официальном сайте ПФР.

Какие документы представить

При оформлении заявления о назначении страховой пенсии по старости предоставляются:

документ, удостоверяющий личность гражданина (например, паспорт гражданина РФ, вид на жительство иностранного гражданина (лица без гражданства) и пр.);

документы , подтверждающие периоды работы, иной деятельности, иные (нестраховые) периоды. Документы должны быть правильно оформлены.(содержать номер, дату выдачи, фамилию, имя, отчество (при наличии) гражданина, которому выдается документ, число, месяц и год его рождения, место работы, период работы, профессию (должность), основания их выдачи (приказы, лицевые счета и др.), подпись должностного (уполномоченного) лица, заверены печатью организации). Документы, которые выдает работодатель при увольнении с работы, могут быть приняты в подтверждение страхового стажа и в том случае, если не содержат основания для их выдачи.

другие документы, необходимые для подтверждения дополнительных обстоятельств.

Если к заявлению приложены не все необходимые документы, то Вам будут даны разъяснения о необходимости их представления не позднее чем через три месяца. Одновременно выдается (направляется) уведомление с указанием в нем перечня документов, представленных одновременно с заявлением, документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя в указанный срок, документов, находящихся в распоряжении иных органов, которые запрашиваются территориальным органом ПФР и которые заявитель вправе представить по собственной инициативе.

При направлении заявления в форме электронного документа с использованием «личного кабинета» на «Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций)» и сайте ПФР документы, удостоверяющие личность, возраст, гражданство гражданина, не требуются.

В случае согласия гражданина о назначении пенсии по имеющимся в распоряжении территориального органа ПФР сведениям индивидуального (персонифицированного) учета, представление дополнительных документов о стаже и заработке не требуется.

Условия назначения

Для назначения страховой пенсии по старости на общих основаниях должны быть соблюдены три условия.

Первое – достижение общеустановленного возраста: 60 лет для женщин и 65 лет для мужчин (возраст определяется с учетом переходных положений, предусмотренных приложением 6 к Закону № 400-ФЗ). Для лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и замещаемые на постоянной основе государственные должности субъектов Российской Федерации, замещаемые на постоянной основе муниципальные должности, должности государственной гражданской службы Российской Федерации и должности муниципальной службы, - возраста, указанного в приложении 5 к Закону № 400-ФЗ .

Уже в 2017 году начался процесс повышения пенсионного возраста для государственных служащих по полгода в год до 65 лет (мужчины) и до 63 лет (женщины). С 1 января 2021 года увеличится шаг повышения возраста выхода на пенсию – по году в год. Таким образом, пенсионный возраст для государственных служащих приводится в соответствие с предложением по темпам повышения общеустановленного возраста для всех.

В случае если такие лица имеют страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины) страховая пенсия по старости может назначаться на 24 месяца ранее достижения указанного возраста, но не ранее достижения возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины).

Второе – страховой стаж не менее 15 лет. Повышение требований к стажу происходит постепенно: в 2020 году он составляет 11 лет и поэтапно, по 1 году, увеличится к 2024 году до 15 лет.

Третье – 30 индивидуальных пенсионных коэффициентов. Требование по наличию 30 коэффициентов также вводится постепенно: в 2020 году – 18,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения указанной величины к 2025 году.

Здесь стоит отметить, что некоторые граждане могут выйти на пенсию раньше. Списки работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается досрочная пенсия по старости, утверждены Правительством РФ.

Также гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Закона № 400-ФЗ и которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.

Сроки назначения

Заявление о назначении страховой пенсии по старости рассматривается территориальным органом Пенсионного фонда России не позднее, чем через 10 рабочих дней со дня приема заявления со всеми необходимыми документами.

Если гражданину даны разъяснения о представлении дополнительных документов для назначения пенсии, то заявление рассматривается в течение 10 рабочих дней со дня представления последнего недостающего документа, необходимого для ее назначения, если такой документ будет представлен не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения территориального органа ПФР.

В случае если гражданин одновременно с заявлением не представил по собственной инициативе необходимые документы, находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, территориальный орган ПФР рассматривает заявление о назначении пенсии в течение 10 дней со дня поступления из указанных органов документов, запрошенных территориальным органом ПФР.

Страховая пенсия по старости назначается со дня обращения за ней, но не ранее дня возникновения права на нее. Ранее дня обращения она назначается в том случае, если обращение последовало в течение 30 дней со дня увольнения с работы. При этом ее назначение происходит со дня, следующего за днем увольнения с работы.

Выплата

Пенсия выплачивается ежемесячно. Пенсионер вправе выбрать по своему усмотрению организацию, которая будет заниматься доставкой пенсии, а также способ ее получения (на дому, в кассе доставочной организации или на свой счет в банке). Кроме того, за пенсионера получать пенсию может доверенное лицо. Выплата пенсии по доверенности, срок действия которой превышает один год, производится в течение всего срока действия доверенности при условии, что пенсионер ежегодно подтверждает факт регистрации по месту получения пенсии.

Способы доставки пенсии:

1. через Почту России – вы можете получать пенсию на дом или самостоятельно в почтовом отделении по месту жительства. В этом случае каждому пенсионеру устанавливается дата получения пенсии в соответствии с графиком доставки, при этом пенсия может быть выплачена позднее установленной даты в пределах доставочного периода. Дату окончания выплатного периода лучше узнать заранее, так как в каждом почтовом отделении она своя. Если пенсия не получена в течение шести месяцев, то ее выплата приостанавливается, и необходимо будет написать заявление в свой Пенсионный фонд, чтобы возобновить выплату;

2. через банк – вы можете получать пенсию в кассе отделения банка или оформить банковскую карту (с 01.07.2017 года для выплаты пенсии оформляются только карты национальной платежной системы «МИР») и снимать денежные средства через банкомат. Доставка пенсии за текущий месяц на счет производится в день поступления средств от территориального органа Пенсионного фонда России. Снять свои деньги с банковского счета можно в любой день после их зачисления. Зачисление на счет пенсионера в кредитной организации производится без взимания комиссионного вознаграждения.

3. через организацию, занимающуюся доставкой пенсии – вы можете получать пенсию на дому или самостоятельно в этой организации. Полный перечень таких организаций в вашем регионе (в том числе осуществляющих доставку пенсии на дом) есть в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда России. Порядок выплаты пенсии через иную организацию, занимающуюся доставкой пенсий, такой же, как через отделение почтовой связи.

Для выбора способа доставки или его изменения, вам необходимо уведомить об этом ПФР, любым удобным для вас способом:

  • письменно, подав заявление непосредственно в территориальный орган ПФР либо многофункциональный центр (бланк заявления о доставке пенсии);
  • в электронном виде, подав соответствующее заявление через «Личный кабинет» на «Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций)» и сайте ПФР.

Размер фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости

По состоянию на 01.01.2020 размер фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости составляет 5686 рублей 25 копеек в месяц.

Категория получателей пенсии

Размер фиксированный выплаты к страховой пенсии по старости с учетом повышений к ней

Граждане, достигшие 80-летнего возраста (не имеющие иждивенцев)

Инвалиды I группы (не имеющие иждивенцев)

С 2 иждивенцами – 9477 рублей 09 копеек в месяц

С 1 иждивенцем – 13267 рублей 92 копейки в месяц

С 2 иждивенцами – 15163 рубля 34 копейки в месяц

С 3 иждивенцами - 17058 рублей 76 копеек в месяц

С 1 иждивенцем - 11372 рубля 51 копейка в месяц

С 2 иждивенцами - 14215 рублей 64 копейки в месяц

С 3 иждивенцами – 17058 рублей 77 копеек в месяц (независимо от места жительства)

С 1 иждивенцем – 19901 рубль 89 копеек в месяц

С 2 иждивенцами - 22745 рублей 02 копейки в месяц

С 3 иждивенцами - 25588 рублей 15 копеек в месяц (независимо от места жительства)

С 1 иждивенцем – 9856 рублей 18 копеек в месяц

С 2 иждивенцами - 12320 рублей 22 копейки в месяц

С 3 иждивенцами - 14784 рубля 27 копеек в месяц (независимо от места жительства)

С 1 иждивенцем - 17248 рублей 31 копейка в месяц

С 2 иждивенцами – 19712 рублей 35 копеек в месяц

С 3 иждивенцами - 22176 рублей 40 копеек в месяц (независимо от места жительства)

Для назначения государственной пенсии за выслугу лет стаж государственной гражданской службы должен быть не менее 20 лет. Повышение требований к стажу происходит постепенно: в 2017 году он составляет 15 лет 6 месяцев и в течение 9 лет поэтапно, по 6 месяцев, увеличивается к 2026 году до 20 лет.

Здесь стоит отметить, что некоторые граждане могут выйти на пенсию раньше. Увеличение составит то же количество лет, исходя из пола, при этом повышению подлежит именно возраст, с которого может быть назначена досрочная страховая пенсия по старости соответствующей категории граждан. В отношении лиц, у которых реализация права на досрочное пенсионное обеспечение осуществляется независимо от возраста (например, педагоги), пенсионный возраст определяется, исходя из даты в соответствующем календарном году, на которую гражданин приобрел требуемый стаж на соответствующих видах работ и величину индивидуального пенсионного коэффициента для определения права на страховую пенсию по старости.

Федеральные государственные гражданские служащие при наличии стажа государственной гражданской службы не менее 25 лет и увольнении с федеральной государственной гражданской службы до приобретения права на страховую пенсию по старости (инвалидности) имеют право на пенсию за выслугу лет, если непосредственно перед увольнением они замещали должности федеральной государственной гражданской службы не менее 7 лет.

Пенсия за выслугу лет устанавливается к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ« О страховых пенсиях», и выплачивается одновременно с ней.

Следует отметить, что увеличение требуемой продолжительности стажа федеральных государственных гражданских служащих при определении права на пенсию за выслугу лет и исчислении ее размера, не распространяются на следующих лиц:

Юрий Горлин: «Предпосылки могут возникнуть только через 20 лет»

В январе исполнится два года с начала пенсионной реформы. Ее принятие было спорным, неоднозначным и уж точно непопулярным у населения. Повышение пенсионного возраста не раз критиковали, указывая, что проблему дефицита Пенсионного фонда оно не решит, а эффект увеличения пенсий действующих пенсионеров (в среднем на 1 тысячу на протяжении нескольких лет) быстро пройдет. В последнее время пенсионную систему ругают все чаще, а власти все чаще обещают ее усовершенствовать, изменить, подправить. Такие обещания заставляют население понервничать: что опять «нахимичат» с пенсиями? О том, в каком состоянии находится пенсионная система России и что ее ждет в будущем, «МК» поговорил с одним из ведущих экспертов в этой области, заместителем директора Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Юрием ГОРЛИНЫМ.


— Через десять лет размер пенсий в России опять начнет снижаться, если правительство не примет новых мер для повышения финансовой устойчивости пенсионной системы. К такому выводу вы пришли в своем недавнем исследовании «Факторы роста уровня пенсионного обеспечения в среднесрочной и долгосрочной перспективе». Значит ли это, что повышение пенсионного возраста не помогло системно повысить доходы пенсионеров?

— В связи с повышением пенсионного возраста на период 2019–2024 годов были законодательно утверждены размеры индексации пенсий, которые существенно превышают инфляцию. Если уровень инфляции в этот период прогнозируется в пределах 4%, то размер индексации составляет 5,5–7%. Без повышения пенсионного возраста такой рост пенсий вряд ли был бы возможен.

Наши же расчеты, приведенные в докладе, показывают, что даже без принятия новых дополнительных мер уровень пенсий в реальном выражении будет неуклонно увеличиваться и после 2024 года, то есть их рост будет превышать инфляцию при условии хотя бы минимального, но главное, устойчивого экономического роста. Поэтому нельзя утверждать, что повышение пенсионного возраста не помогло увеличить доходы пенсионеров.


— Одним из главных позитивных последствий поднятия пенсионного возраста называлась возможность повысить коэффициент замещения (уровень пенсий по отношению к зарплатам). В вашем исследовании подсчитано, что, благодаря переходу к более позднему выходу на пенсию, этот показатель останется на уровне 2018 года (34%) до 2030 года, а потом начнет снижаться и через 30 лет может составить только 27%. Означает ли это, что в ближайшем будущем пенсионный возраст поднимут снова?

— Когда в 2018 году на уровне правительства и президента обсуждался и обосновывался вопрос повышения пенсионного возраста, то, насколько я помню, о коэффициенте замещения как целевом показателе не говорилось. Гарантировались ускоренная индексация страховых пенсий, обеспечивающая их ежегодное увеличение для неработающих пенсионеров в среднем на 1 тысячу рублей, и достижение к 2024 году среднего размера такой пенсии в 20 тысяч рублей в месяц. За горизонтом 2024 года говорилось о ежегодном увеличении страховых пенсий выше инфляции.

Хочу обратить внимание, что в общественном сознании имеет место смешение понятий «коэффициент замещения» и «соотношение средних размеров пенсии и зарплаты». Это разные показатели. Коэффициент замещения — это отношение размера пенсии на момент ее назначения к величине зарплаты, зафиксированной непосредственно перед выходом на пенсию. При расчете этого показателя, как правило, принимается средняя по стране зарплата и продолжительный трудовой стаж — 30–35 лет. Согласно нашим оценкам, коэффициент замещения уже сейчас в России составляет около 40% и будет сохраняться на этом уровне до середины 2040-х годов. Отмечу, что величина показателя «соотношение средних размеров пенсии и зарплаты», как правило, примерно на 5–10 процентных пунктов меньше величины коэффициента замещения.

— Так все-таки повышение возраста выхода на заслуженный отдых решило пенсионные проблемы страны или нет?

— Я бы предостерег от упрощенного представления о том, что повышение пенсионного возраста должно раз и навсегда решить все пенсионные проблемы. Это, конечно, облегчило ситуацию, по крайней мере, купировало накопившиеся проблемы и создало заделы на будущее. По нашим прогнозам, благодаря повышению пенсионного возраста соотношение пенсий и зарплат действительно удастся сохранить на уровне 34% до 2030 года. Если гипотетически рассматривать дальнейшую динамику этого показателя в рамках инерционного сценария (без принятия дополнительных мер), то после 2030 года она будет понижательной. Это обусловлено целым рядом факторов. Во-первых, будет продолжаться старение населения, а прогнозируемые изменения на рынке труда будут вести к относительному росту нестандартных форм занятости и размыванию фонда оплаты труда как базы пенсионных взносов. Во-вторых, постепенно исчерпывается эффект увеличения пенсий работникам, имеющим стаж до 1991 года, обеспеченный проведенной в 2010 году их валоризацией (разовая переоценка пенсионных прав граждан. — «МК»). В-третьих, отвлечение 6% страховых взносов на формирование накопительной пенсии в период до 2014 года, учитывая их пониженную доходность в сравнении с индексацией страховой пенсии, обусловили относительное снижение размеров пенсий. В-четвертых, предоставление льгот по страховым взносам не компенсировалось адекватным образом за счет трансфертов федерального бюджета. Собственно, чтобы противостоять этим негативным с точки зрения уровня пенсий тенденциям, и необходимы меры по совершенствованию пенсионной системы, рассматриваемые в нашем докладе. И среди этих мер, начало реализации которых не выходит за пределы 2035 года, дальнейшего повышения пенсионного возраста не заложено.

— Но решение на этот счет принимаете не вы, а правительство. Сколько лет, на ваш взгляд, можно не беспокоиться о новом повышении пенсионного возраста?

— Думаю, что в ближайшие как минимум 15 лет демографические и социальные условия вряд ли позволят вернуться к вопросу повышения пенсионного возраста. Если же в результате развития медицины, улучшения условий проживания средняя продолжительность жизни и период здоровой активной жизни будут расти, а пенсионная система будет в этом нуждаться, то, возможно, за горизонтом 2040-х годов появятся какие-то предпосылки для еще большего повышения пенсионного возраста. Но пока что это чисто гипотетическая возможность. При этом надо отметить, что во многих развитых странах люди уже сейчас выходят на пенсию в 67 лет и вопрос увеличения этой планки обсуждается. В нашем докладе обосновывается, что условно с 2030 года целесообразно начать повышать трудовой стаж, необходимый для получения страховой пенсии по старости, например, по 1 году в год до 30 лет. Это одна из мер, которая позволяет обеспечить рост пенсий не только выше инфляции, но и относительно заработной платы.


— Каков в целом потенциал реформирования пенсионной системы в ближайшие годы? Какие меры помогут финансовой устойчивости пенсионной системы? К каким нововведениям готовиться будущим пенсионерам и бизнесу, который платит за сотрудников страховые взносы?

— В нашем исследовании мы определили исчерпывающий перечень факторов, за счет которых может быть повышен уровень пенсий, как в абсолютном выражении, так и по отношению к зарплатам. Во-первых, это соотношение численности лиц, за которых уплачиваются взносы, и численности пенсионеров. Во-вторых, размер эффективной ставки страховых взносов. В-третьих, уровень бюджетного трансферта, который предоставляется страховой пенсионной системе, соотнесенный с доходами от страховых взносов. Это три источника и три составные части, за счет которых могут расти пенсии. Все меры, которые могли бы содействовать более позитивной динамике пенсий, должны быть направлены на улучшение этих факторов. Такими мерами могли бы быть: повышение трудового стажа, легализация неформально занятых, обеление «конвертных» зарплат, изменение порядка формирования и выплаты пенсий работающим пенсионерам. Росту пенсий в абсолютном выражении способствовали бы также повышение доли фонда оплаты труда в ВВП, общего уровня заработных плат и снижение характерного для России высокого уровня зарплатного неравенства.

— С критикой пенсионной системы не так давно выступил в Госдуме Сергей Миронов. Он призвал вернуться к выплатам пенсий из бюджета, а нынешнюю систему страхования назвал «людоедской», поскольку она отнимает у россиян 22% доходов. Считаете ли вы пенсионную систему в нынешнем виде неэффективной?

— Я не могу согласиться с позицией депутата Миронова. Пенсионную систему, которая обеспечивает стабильные и регулярные выплаты 40 миллионам пенсионеров, являющиеся для многих из них единственным источником денежного дохода, нельзя назвать неэффективной. Ставка страховых взносов в 22% тоже не может быть признана высокой, потому что во многих странах (если учитывать взносы не только работодателей, но и работников) она выше. В совокупности с большим уровнем доходов граждан, меньшей нелегальной занятостью, более высоким пенсионным возрастом и стажем, требуемым для назначения пенсии, это действительно обеспечивает более высокий доход пенсионеров в этих странах. Чудес ведь не бывает — раз доходов больше, а расходов меньше, то и пенсии выше. Это чистая арифметика.

— Сейчас часто можно услышать мнение, что нынешним 20–30-летним не стоит надеяться на государственную пенсию: ее либо отменят вовсе, либо она будет совсем мизерная. А вы как думаете?

— Если говорить о поколении 20-летних, то они начнут выходить на пенсию только в 2060–2065 годах, а мы в нашем прогнозе так далеко не заглядываем — он ограничен 2050 годом. Но если будет реализована большая часть мер, о которых я говорил выше, то для нынешних 35-летних к 2050 году в принципе обеспечивается соотношение пенсий и зарплат на уровне 40%, а коэффициент замещения на уровне 50%. Это подтверждается нашими расчетами.

— Каковы перспективы развития накопительной компоненты пенсий? Старая государственная система накопительной пенсии себя изжила, а новая — гарантированный пенсионный план — так и не внедрилась.

— Бесспорно, было бы очень хорошо, чтобы люди имели возможность формировать пенсионные накопления, которые могли бы служить дополнительным источником дохода при выходе на пенсию. Но пока я не вижу каких-то значимых предпосылок для позитивных изменений. Проблема в том, что в России пока нет объективных условий для того, чтобы накопительный компонент мог активно развиваться. Во-первых, потому что у подавляющей части работников уровень доходов таков, что они не могут постоянно, на протяжении десятилетий отчислять на свою пенсию хотя бы условные 6% от своей зарплаты. Во-вторых, качество работы пенсионных фондов в условиях экономической турбулентности не позволяет обеспечить эффективность пенсионных накоплений в долгосрочном периоде с точки зрения интересов будущих пенсионеров. Это показала история предыдущих 15 лет. По нашим оценкам, в среднем доходность пенсионных накоплений за этот период была практически в полтора раза ниже инфляции. На купирование проблем в целом ряде крупных НПФ пришлось потратить сотни миллиардов рублей. В-третьих, необходимым условием для развития пенсионных накоплений является достаточно высокий уровень доверия к соответствующим финансовым институтам. Пока что они вряд ли могут похвастаться таким доверием, им нужна длительная «история успеха», чтобы его заработать.

Вообще у российской пенсионной системы есть потенциал для развития и совершенствования, но, учитывая инерционность пенсионных процессов и целесообразность постепенной — небольшими «шагами» — реализации соответствующих мер, необходимы их заблаговременная детальная проработка и широкое общественное обсуждение. Тем более что пенсии — это институт, основанный на общественном договоре.

Мама хочет перейти на свою пенсию (получала папину, но он до пенсии даже не дожил), но пенсионный фонд отказывает в этом. Какое заявление написать, чтобы обращаться дальше в другие инстанции?



просто пишите заявление в письменном виде, если будет отказ - обжалуйте.

Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ (ред. от 19.12.2016) "О страховых пенсиях" (с изм. и доп., вступ. В силу с 01.01.2017)

Статья 10. Условия назначения страховой пенсии по случаю потери кормильца

1. Право на страховую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении (за исключением лиц, совершивших уголовно наказуемое деяние, повлекшее за собой смерть кормильца и установленное в судебном порядке). Одному из родителей, супругу или другим членам семьи, указанным в пункте 2 части 2 настоящей статьи, указанная пенсия назначается независимо от того, состояли они или нет на иждивении умершего кормильца. Семья безвестно отсутствующего кормильца приравнивается к семье умершего кормильца, если безвестное отсутствие кормильца удостоверено в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

2. Нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца признаются:

1) дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, не достигшие возраста 18 лет, а также дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, обучающиеся по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, если направление на обучение произведено в соответствии с международными договорами Российской Федерации, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет или дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца старше этого возраста, если они до достижения возраста 18 лет стали инвалидами. При этом братья, сестры и внуки умершего кормильца признаются нетрудоспособными членами семьи при условии, что они не имеют трудоспособных родителей;

2) один из родителей или супруг либо дедушка, бабушка умершего кормильца независимо от возраста и трудоспособности, а также брат, сестра либо ребенок умершего кормильца, достигшие возраста 18 лет, если они заняты уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, не достигшими 14 лет и имеющими право на страховую пенсию по случаю потери кормильца в соответствии с пунктом 1 настоящей части, и не работают;

3) родители и супруг умершего кормильца, если они достигли возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) либо являются инвалидами;

4) дедушка и бабушка умершего кормильца, если они достигли возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) либо являются инвалидами, при отсутствии лиц, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации обязаны их содержать.

3. Члены семьи умершего кормильца признаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию.

4. Иждивение детей умерших родителей предполагается и не требует доказательств, за исключением указанных детей, объявленных в соответствии с законодательством Российской Федерации полностью дееспособными или достигших возраста 18 лет.

5. Нетрудоспособные родители и супруг умершего кормильца, не состоявшие на его иждивении, имеют право на страховую пенсию по случаю потери кормильца, если они независимо от времени, прошедшего после его смерти, утратили источник средств к существованию.

6. Нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, для которых его помощь была постоянным и основным источником средств к существованию, но которые сами получали какую-либо пенсию, имеют право перейти на страховую пенсию по случаю потери кормильца.

7. Страховая пенсия по случаю потери кормильца-супруга сохраняется при вступлении в новый брак.

8. Усыновители имеют право на страховую пенсию по случаю потери кормильца наравне с родителями, а усыновленные дети наравне с родными детьми. Несовершеннолетние дети, имеющие право на страховую пенсию по случаю потери кормильца, сохраняют это право при их усыновлении.

9. Отчим и мачеха имеют право на страховую пенсию по случаю потери кормильца наравне с отцом и матерью при условии, что они воспитывали и содержали умерших пасынка или падчерицу не менее пяти лет. Пасынок и падчерица имеют право на страховую пенсию по случаю потери кормильца наравне с родными детьми, если они находились на воспитании и содержании умершего отчима или умершей мачехи.

10. Страховая пенсия по случаю потери кормильца устанавливается независимо от продолжительности страхового стажа кормильца из числа застрахованных лиц, а также от причины и времени наступления его смерти, за исключением случаев, предусмотренных частью 11 настоящей статьи.

11. В случае полного отсутствия у умершего застрахованного лица страхового стажа либо в случае совершения нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца уголовно наказуемого деяния, повлекшего за собой смерть кормильца и установленного в судебном порядке, устанавливается социальная пенсия по случаю потери кормильца в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".

В России законодательство допускает переход граждан с текущего вида пенсионного обеспечения на иное. Но когда дело переходит «с бумаги» в реальную жизнь, многие пенсионеры теряются: нужно ли переходить, стоит ли оно того, когда это делать обязательно и есть ли в этом переходе вообще смысл. И потому, в рамках данной статьи, будет рассмотрен частный, но острый вопрос – переход с льготной пенсии на пенсию по старости, а также примеры из реальной жизни, когда помощь юриста в Москве позволила разрешить ситуацию наилучшим образом.

  1. Основные понятия
  2. Насколько выгоден переход
  3. Какие документы потребуются
  4. В какие сроки производится переход на новую пенсию

Основные понятия

Для начала следует разобраться в понятиях, о которых ниже пойдет речь.

  1. Льготная пенсия – прекращение трудовой деятельности до достижения пенсионного возраста по определенным законом обстоятельствам с назначением соответствующего содержания. То есть гражданин досрочно выходит на пенсию.
  2. Пенсионное содержание по старости – прекращение трудовой деятельности в связи с достижением гражданином пенсионного возраста с назначением ежемесячного содержания.
  3. Переход с одной пенсии на другую – фактически это изменения оснований для начисления пенсии, влекущее за собой изменение суммы, выплачиваемой ежемесячно из бюджета ПФР.

Основанием для перехода с льготной пенсии на содержание по старости является достижение пенсионного возраста. При этом обратный переход не предусмотрен законодательством, поскольку оба вида пенсий относятся к пенсии по старости. Следовательно, пенсионер, досрочно выходя на пенсию, реализует свое право, и оснований для совершения данного действия нет.

Жительница Москвы Светлана П. обратилась за содействием к адвокату в решении проблемы с пенсионным фондом. Женщина пояснила, что вышла досрочно на пенсию в 53 года по выработке педстажа. Когда Светлана достигла возраста 55 лет, она обратилась в ПФР с просьбой о переходе. Однако сотрудники Фонда пояснили, что особенного смысла в этом нет, и размер пенсии не изменится, поскольку учтен весь стаж женщины.
Юрист, изучив приведенные доводы Светланы, объяснил ей, что сотрудники ПФР не могут препятствовать в приеме заявления, однако смысла в этом действительно нет, поскольку в ее пенсии учтены все пенсионные права и оснований для увеличения содержания действительно не имеется.

Насколько выгоден переход

Переход на пенсию по старости в контексте льготных пенсий практически никогда не приводит к увеличению суммы пенсионного содержания. Не увеличится пенсия даже в том случае, если человек продолжил труд после назначения пенсии на специальных основаниях.

Это связано с тем, что трудящемуся пенсионеру будут производиться индексации ежегодно, с 1 августа, с учетом заработанных за год баллов (ИПК). Но законодательством ограничен и размер перерасчета – учитываются при индексации только 3 балла. При этом перерасчет осуществляется без представления заявления в ПФР – увеличение суммы с учетом ИПК производится автоматически.

Поскольку из-за сложной экономической ситуации ежегодная индексация работающим пенсионерам с 2016 года не производится, все пропущенные индексации будут выплачены пенсионеру по фактическому завершению трудовой деятельности по уведомлению ПФР об этом факте.

Однако все-таки есть граждане, которым окажется выгодным переход на страховую пенсию по старости вместо предоставленной ранее льготной. Это пенсионеры, вышедшие на покой досрочно и имеющие стаж до 2002 года и по Списку №1, по списку №2. С помощью перехода с льготного пенсионного обеспечения на страховое по старости, они смогут претендовать на перерасчет, поскольку основанием можно заявить уже выработку стажа по Списку №2. Прибавка, по различным оценкам, составит до 2 000 руб.

Для перехода на другой вид пенсии гражданину следует обратиться в территориальную клиентскую службу ПФР.

Какие документы потребуются

Пенсионер должен лично обратиться в ПФР для перехода на другое пенсионное обеспечение. Законодательство позволяет также направить документы через интернет, по почте или посредством законного представителя. Обращение сопровождается передачей определенного пакета документов:

  • заявление о переходе;
  • паспорт;
  • доверенность (если от лица пенсионера действует его представитель);
  • удостоверение личности представителя;
  • документы, обосновывающие право на получение страховой пенсии по старости и подтверждающие стаж;
  • иные бумаги, которые ПФР не может запросить самостоятельно.

Документы для перехода на пенсию по старости с льготного пенсобеспечения принимаются под уведомление о приеме и регистрации обращения и документов. Срок рассмотрения обращения составляет всего 10 дней, в течение которых Фонд принимает решение. По окончании этого срока (или ранее) ПФР направит заявителю письменное решение – удовлетворить просьбу обратившегося, или же отказать в переходе на другую пенсию.

Специалисты, принимая решение, руководствуются не только соображениями права перехода, но и экономической составляющей перехода. Если переход с льготной пенсии на страховую по старости по какой-либо причине окажется невыгодным и получаемая на руки сумма содержания станет меньше, заявку не удовлетворят.

В какие сроки производится переход на новую пенсию

Начисление пенсии в связи с переходом с одной на другую производится с 1 числа месяца, следующего за датой обращения. Однако если возраст перехода на пенсию по старости еще не достигнут, но подойдет вот-вот, начисление будет осуществляться со дня обретения права на пенсию по старости.

Дата обретения права – следующий день после дня рождения. При этом государством установлено, что с 1 дня 2019 года пенсионный возраст плавно повышается на 60 мес. для женщин и мужчин, и с 2024 года должен составлять 65 лет для мужчин и 60 лет для женщин. Граждане, которые должны были выйти в 2019 и 2020 году, могут воспользоваться своим правом досрочно, но не ранее, чем через полгода после возникновения на это права. Лица, которые обретали право выхода на пенсию:

  • в 2021 году смогут подать заявление не ранее 2024 года;
  • в 2022 году смогут подать заявление не ранее 2026 года;
  • в 2023 году смогут подать заявление не ранее 2028 года.

Те, у кого должно было возникнуть право перейти со льготной пенсии на страховую по старости в 2024 году (и позднее) могут обратиться в ПФР с целью перехода не ранее, чем через 5 лет после возникновения такого права, то есть по фактическому достижению возраста 65/60 лет для мужчин/женщин соответственно.

В связи с частым обновлением законодательства и юридической уникальностью каждой ситуации,
мы рекомендуем получить бесплатную телефонную консультацию юриста. Свой вопрос Вы
можете задать по номеру горячей линии 8 (800) 555-40-36 или написать его в форме ниже.

Читайте также: