Как проходит верификация пенсионеров в украине


В Украине проводят проверку льготников по новым правилам

Верификация проводится в три этапа, последний коснется даже тех, кто уже несколько лет не получает деньги

Субсидианты, которые соврали в декларации, должны будут вернуть полученные средства в бюджет


В Украине проводят активную проверку всех получателей соцпомощи. Для этого еще в прошлом году приняли специальный закон, который разрешил анализировать доходы и расходы даже тех, кто уже три года не получает деньги от государства.

О том, какая информация попадает в руки чиновников, откуда ее берут и как используют – читайте в материале OBOZREVATEL.

Министр соцполитики Марина Лазебная несколько дней назад объяснила: проверка покажет, какие программы работают неэффективно и, возможно, их нужно будет пересмотреть.

"Пока не буду конкретизировать, но есть определенные программы, которые создавались с хорошими намерениями и для положительного эффекта, но на самом деле время показало, что там есть манипулирования", – пояснила Лазебная.

Украинцы скрывают реальный доход, специально разводятся, получают часть зарплаты в конвертах и даже фальсифицируют документы, чтобы получить "лишнюю" выплату. В прошлом году "Слуги народа" приняли специальный закон, который создал новые правила проверки.


Теперь все украинцы проходят три этапа верификации.

Первый – до того, как получить выплату. Органы социальной защиты должны собрать необходимые документы, а также проверить их на достоверность. Некоторые нарушения найти достаточно легко. Например, если украинец купил автомобиль стоимостью больше 50 тыс. грн, а потом скрыл это в своей декларации и попытался оформить субсидию, чиновники в реестре увидят такую покупку и сразу же откажут в выплате.

Второй – текущая верификация. Она проводится во время того, как человек получает помощь. Если в процессе всплывет факт о том, что украинец нарушил условия предоставления помощи и утаил эту информацию, деньги сразу же перестанут выплачивать.

При текущей верификации:

проводятся систематические проверки информации о реципиентах, получающих государственные выплаты;

находят несоответствия в источниках информации;

анализируют данные, полученные с помощью информационно-аналитической платформы.

Третий – ретроспективная верификация. Еще три года после того, как человек перестал получать деньги от государства, его могут и будут проверять.

Юрист Александр Плахотник поясняет OBOZREVATEL: информация о каждом, кто обратился за помощью, попадет на специальную платформу. Здесь можно будет увидеть все: открытые банковские счета и остатки по ним, информацию о фактическом месте жительства, паспортные данные, ИНН, данные из налоговой и т.д. Кроме того, платформу будут пополнять данными из разных реестров. Зарегистрированная машина или недвижимость, крупная покупка – все это можно отследить через реестры или банковский счет.

"Когда вы подаете заявление на получение помощи, то подписываете согласие на сбор, обработку и использование своих персональных данных. Проблема может возникнуть только в том случае, если платформа, где аккумулируется информация, недостаточно защищена. При этом сама проверка, безусловно, соответствует и духу закона, и даже элементарной логике", – говорит Плахотник.

Какую информацию могут получить:

о зарегистрированных автомобилях, мотоциклах и других транспортных средствах;

реквизиты документов, выданных лицу, а также документов, на основании которых выданы такие документы (тип, название документа, серия, номер, дата выдачи и уполномоченный субъект, который выдал документ, срок действия документа), похищенных (утраченных) документов, места жительства;

лиц, нарушивших пограничный режим, режим в пунктах пропуска через государственную границу Украины или режимные правила в контрольных пунктах въезда-выезда

таможенное оформление ввезенных на таможенную территорию Украины транспортных средств, их составных частей, имеющих идентификационные номера;

выписки из бюджетных счетов для зачисления поступлений по уплате лицом штрафа за совершение уголовного или административного нарушения;

об источниках доходов, полученных физическими лицами от налоговых агентов, или признаки наличия дохода, полученного физическим лицом от осуществления предпринимательской или осуществления независимой профессиональной деятельности.

Что будет с теми, кто нарушил

Выплату могут либо просто прекратить, либо заставить вернуть в бюджет. Все зависит от конкретного закона или постановления, согласно которому выделяют средства. Например, незаконно полученную субсидию придется вернуть назад.


Стоит учитывать, что деньги на субсидии – налоги всех украинцев. Каждый год из бюджета страны тратятся миллиарды гривен на компенсацию коммунальных скидок. В нынешнем году это около 40 млрд. Данных средств хватило бы на строительство нескольких тысяч километров дорог. Учитывая, что около 40% украинцев часть зарплаты получает "в конверте" и далеко не каждый работодатель официально трудоустраивает сотрудников, официально субсидии могут оформлять даже те украинцы, которые не нуждаются в помощи от государства.

До тех пор, пока в Украине львиная доля экономики остается в тени, а реальные доходы населения остаются тайной, нарушений избежать не удастся.


В Украине контроль над проведением выплат пенсий внутренне перемещенным лицам осуществляется с помощью проверки фактического проживания/пребывания ВПЛ. Об этом сообщили в юридическом управлении Пенсионного фонда Украины в Тернопольской области, передает сайт "Чортків.ОНлайн".

Так, к ним относятся:

- постоянные: не реже одного раза в 6 месяцев – проводят структурные подразделения по вопросам социальной защиты населения;

- дополнительные: при наличии определенных оснований – проводят структурные подразделения по вопросам соцзащиты населения и/или рабочие группы, образующиеся из представителей территориальных подразделений МВД, ГМС, СБУ, Национальной полиции, Госфининспекции, Госаудитслужбы и ПФУ решению районных, районных в г. Киеве госадминистраций, исполнительных органов городских, районных в городах (в случае образования) советов (далее – рабочая группа).

Если в Единой информационной базе данных о ВПЛ есть информация о прохождении лицом физической идентификации в "Ощадбанке", очередная проверка в соответствующем периоде не производится.

Очередная проверка не проводится в отношении:

- ВПЛ, которые работают в органах государственной власти или органах местного самоуправления и которым предоставлена ​​справка с места работы о том, что они находятся в трудовых отношениях с соответствующими органами государственной власти или органами местного самоуправления и условия их работы требуют постоянного пребывания на территории, где органы государственной власти осуществляют свои полномочия (за исключением командировок за границу);

- военнослужащих из числа ВПЛ, которые защищают независимость, суверенитет и территориальную целостность Украины и принимают непосредственное участие в антитеррористической операции, обеспечении ее проведения, находясь непосредственно на территории проведения антитеррористической операции, при наличии справки из воинской части о привлечении к проведению антитеррористической операции.

Основания проведения дополнительной проверки:

- наличие информации о возможном изменении ВПЛ фактического проживания/пребывания без уведомления в 10-дневный срок об этом структурного подразделения по вопросам соцзащиты населения по новому фактическому месту жительства/пребывания или получение такой информации от территориальных органов ПФУ;

- наличие информации о возвращении ВПЛ на временно неподконтрольную территорию Украины, в населенные пункты, на территории которых органы государственной власти временно не осуществляют свои полномочия, или его выезда за границу, или получение такой информации от МВД, СБУ, Госпогранслужбы, Национальной полиции, ГМС, других органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, общественных объединений, волонтерских, благотворительных организаций, других юридических и физических лиц, оказывающих помощь ВПЛ;

- получение уведомления от "Ощадбанка" о приостановлении расходных операций по текущему счету из-за отсутствия прохождения физической идентификации ВПЛ;

- получение рекомендаций Минфина по результатам проведения верификации социальных выплат с указанием конкретных причин для прекращения соответствующих выплат.

По результатам проверки структурное подразделение по вопросам соцзащиты населения и/или рабочая группа составляет акт обследования материально-бытовых условий семьи, который подписывается всеми совершеннолетними членами семьи.

При отсутствии ВПЛ по фактическому месту жительства/пребывания представитель структурного подразделения по вопросам соцзащиты населения или рабочей группы делает соответствующую запись в акте обследования материально-бытовых условий семьи и оставляет ВПЛ сообщение о необходимости в течение 3 рабочих дней явиться в структурное подразделение по вопросам соцзащиты населения для прохождения физической идентификации.

Подпишитесь на "Трибун" в вашем Telegram , Facebook и Youtube . Оперативно и лаконично о самом важном


  • » Обратная связь
  • » Реклама на сайте
  • » Добавить новость
  • » Правила на сайте
  • ГЛАВНАЯ |
  • ГОРОДСКИЕ НОВОСТИ |
  • ВИДЕО НОВОСТИ |
  • РАБОТА |
  • ГОРСПРАВКА |
  • ТРАНСПОРТ |
  • ТАРИФЫ |
  • КАРТА ГОРОДА |
  • АФИША
  • СПРАВОЧНИК: ТОВАРЫ И УСЛУГИ |
  • Бесплатные объявления •
  • Недвижимость •
  • Услуги •
  • Строительство и ремонт •
  • Авторынок |
  • РЕКЛАМА
  • ГДЕ ОТДОХНУТЬ 2020 |
  • ГОРОДСКОЙ ФОРУМ |
  • ПОГОДА В ГОРЛОВКЕ |
  • ГОРОСКОП НА НЕДЕЛЮ |
  • СЛУЖБА ЗНАКОМСТВ |
  • ФОТОГАЛЕРЕЯ

За неделю

За 14 дней

За месяц







































Несколько дней назад правительство изменило систему верификации граждан, получающих различного роды соцвыплаты, льготы (в частности, субсидии), а также пенсии.

Официально документ именуется – «Порядок проведения верификации и мониторинга достоверности информации, поданной физическими лицами для начисления и получения социальных выплат, льгот, субсидий, пенсий, заработной платы, других выплат, которые производятся за счет средств государственного и местных бюджетов, средств Пенсионного фонда, фондов общеобязательного государственного социального страхования». Утвержден Постановлением КМУ от 22 мая 2019 года «О внесении изменений в постановление КМУ от 18 февраля 2016 года № 136».

Также правительство прописало порядок предоставления Министерством финансов рекомендаций органам, которые осуществляют эти государственные выплаты, и порядок их обработки.

За справедливость

Главный верификатор страны – Министерство финансов – пояснило, что «осуществляемая верификация государственных выплат имеет целью содействие развитию справедливой системы социального обеспечения в Украине, повышение адресности государственных выплат, оптимизацию бюджетных расходов.

Процесс верификации направлен на то, чтобы конечными получателями государственных выплат были именно те граждане, которые нуждаются в помощи государства».

Ключевым здесь является фраза об оптимизации бюджетных расходов. Под термином «оптимизация» в данном случае скрывается понятие «сокращение».

Таким образом, главный смысл фразы расшифровывается так – целью верификации является сокращение бюджетных расходов, т. е. собственно социальных выплат населению…

Сама верификация социальных выплат (и пенсий) для украинцев не новость. Этот процесс в различных вариациях проходит в Украине еще с 2016 года. А в законе «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины» от 6 декабря 2016 года правительству было поручено «создать систему проверки законности бюджетных социальных выплат». Т. е. как раз систему верификации.

Верификация в данном случае означает, что государство проверяет правдивость информации, которую дал о себе человек, заявивший, что он соответствует определенным критериям на получение какой-либо социальной помощи и иных выплат от государства.

Видов социальной помощи в Украине довольно много. Наиболее массовыми и затратными являются субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг. Но Кабмин включил в перечень мониторинга пенсии и зарплаты. Хотя они не являются государственной соцпомощью и, по логике, под верификацию не должны подпадать. Однако, как видим, попали.

Одной из причин такого интересного подхода были так называемые внутренне перемещенные лица (ВПЛ), иначе именуемые переселенцами. Вернее, та их половина, которая имела право претендовать на пенсионные выплаты в Украине. Верификация при пенсионных выплатах оказалась очень удобным для правительства механизмом их контроля и экономии бюджетных средств.

Ну как таких не проверять?

К минувшему 2018 году в Украине верификация, без преувеличения, приняла тотальный характер. Так Минфин в прошлом году направил около 7,5 млн рекомендаций о проверке достоверности информации, которую подали получатели субсидий.

То есть практически всех, кто получал или претендовал на эти льготы по оплате коммунальных услуг. В Минфине отрапортовали, что по итогам 2018 года не было назначено более 14 млрд. грн. субсидий из заявленных. Более того. Государством было взыскано обратно 46,5 млн грн уже выплаченных украинцам в виде субсидий на оплату услуг ЖКХ.

Чуть позже генеральный директор Директората семьи и социальной поддержки населения Минсоцполитики Виталий Музыченко сообщил, что более 1 млн украинских семей оформили на свое жилье субсидии, а затем сдали это жилье в аренду.

А также 923 тыс. украинских домохозяйств при заполнении документов на получение субсидии показали нулевые доходы, в которые верификаторы категорически не поверили.

«Проверки получателей жилищно-коммунальных субсидий в январе – сентябре 2018 показали, что более 68 тыс. человек получают несколько субсидий по разным адресам одновременно», – дополнил общую картину в ноябре прошлого года заместитель министра финансов Юрий Гелетий.

Вообще же в Минфине по тому поводу заявили, что «как свидетельствует опыт других стран, не по адресу могут распределяться до 30% средств, предусмотренных на социальные выплаты». Речь идет о миллиардах бюджетных средств и верификация, отслеживающая и пресекающая злоупотребления, не только оправдана, но просто жизненно необходима.

Всевидящее око «Большого брата»

Любой способ в данном случае означал тотальный контроль.

И действительно, Минфин в рамках верификации имел право направить запрос в МВД, Пенсионный фонд, Государственную финансовую инспекцию, Госслужбу по вопросам геодезии, картографии и кадастра, БТИ, отделы РАГС, любые органы здравоохранения, любые учебные заведения и учреждения любой формы собственности, службы, проводящие регистрацию прав на недвижимость и вообще любые органы исполнительной власти и местного самоуправления.

Также на тот момент он имел прямой доступ к базам: территориальных отделений Минсоцполитики, Миграционной службы, Министерства юстиции, реестров Государственной фискальной службы и данным всех банков.

Минфин мог в режиме реального времени выяснить все пенсионные и социальные выплаты; все перемещения за границу и линию разграничения на Донбассе; все зарегистрированное недвижимое и движимое имущество; все безналичные операции по оплате чего-либо, все официальные доходы и даже часть неофициальных…

О последнем говорит хотя бы тезис о более 1 млн. украинских семей, оформивших на свое жилье субсидии, а затем сдавших его в аренду.

При этом нужно учесть, что базы о том, кто кому сдал в аренду квартиру неофициально, в Украине нет и быть не может.

Но 1 мая 2018 года были введены новые правила предоставления субсидий населению. Этими правилами переселенцам разрешили оформлять субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг без предоставления договора аренды жилья. То есть они могли подать заявление на субсидию даже не имея договора аренды жилья вообще.

Все без исключения переселенцы, подавшие заявления на субсидии, подлежат обязательной проверке материально-бытовых условий по месту заявленного жительства. Акт, составленный социальным инспектором, одновременно удостоверяет и факт аренды переселенцами данного жилья.

С другой стороны, с 1 мая 2018 года была изменена форма декларации о доходах для получения субсидии. В ней появились доходы от сдачи в аренду своей недвижимости. Сопоставив одно с другим, легко найти тот самый «миллион».

Не совсем по Конституции, но…

Впрочем, с тезисом о том, что цель оправдывает средства, неожиданно не согласился Конституционный суд. 11 октября прошлого года он, с подачи уполномоченного Верховной Рады по правам человека Людмилы Денисовой, запретил Министерству финансов «получать информацию, которая содержит персональные данные» (решение КСУ № 7-р/2018 ).

Причина – пункт 40 «Заключительных и переходных положений» Бюджетного кодекса, дающий Минфину полномочия на верификацию, не предусматривает «критериев определения содержания и объема информации, содержащей персональные данные, категорий лиц как субъектов персональных данных, промежутков времени, которые должны касаться персональных данных, сроков, порядка и условий их хранения, что делает невозможным наступление ответственности за возможное злоупотребление».

Примечательно, что немного позже действия Конституционного суда оценили специфически. В Минфине заявили, что с середины октября по конец декабря 2018 года, когда суд остановил верификацию, «вероятные неправомерные выплаты населению составили более чем 171 млн. грн.». А могли и в суд подать на возмещении ущерба.

Но уже 27 декабря 2018 года вступили в силу изменения в Бюджетный кодекс. Они были разработаны для «преодоления» решения Конституционного суда.

Минфин вновь обрел право на получение информации, содержащей банковскую тайну, персональные данные, и на доступ к автоматизированным информационным и справочным системам, реестрам и банкам данных, держателем (администратором) которых являются государственные органы или органы местного самоуправления и т. д.

Пикантность ситуации состояла в том, что Конституционный суд признал противоречащими Конституции точно такую же формулировку того же Бюджетного кодекса.

Так как было понятно, что это решение временное, в качестве выхода из ситуации правительством был разработан законопроект «О верификации и мониторинге социальных выплат», в котором убирались нормы, к которым «придрался» Конституционный суд.

А Порядок и методику проведения верификации должно было утвердить правительство. Что оно и сделало несколько дней назад, утвердив, в частности, постановление «О внесении изменений в постановление КМУ от 18 февраля 2016 года № 136».

Кстати, 3 апреля нынешнего года правительство утвердило механизм обработки персональных данных, которые используются во время верификации, их состав, способ сбора, условия их хранения.

Также были определены меры обеспечения защиты персональных данных от несанкционированного доступа, неправомерного использования или утраты при осуществлении верификации и мониторинга государственных выплат.

Особенности национальной верификации

Таким образом, практически все условия для возобновления полномасштабной верификации социальных выплат (ну, разве что кроме создания единого реестра получателей социальных выплат) в стране восстановлены.

Сама верификация будет состоять из трех – превентивной, текущей и ретроспективной. Она предполагает непрерывный анализ всех данных получателя социальной выплаты по всем базам данных за последние три года.

Говоря о верификации социальных выплат, многие эксперты акцентируют внимание на ее специфических национальных особенностях.

Однако наибольшее внимание в этой связи к себе традиционно привлекут переселенцы.

Как известно, у них кроме общенациональных есть свои отдельные социальные выплаты, например – ежемесячная адресная помощь для покрытия расходов на проживание (т. н. пособие переселенца в 442 грн. для трудоустроенных лиц и до 1 000 грн. для нетрудоспособных).

Известны неединичные случаи, когда правомерность назначения пособия переселенца обжалуется с требованием вернуть выплаты.

Основание – ВПЛ имеет пару-тройку квадратных метров недвижимости на подконтрольной Украине территории. Или депозит, сумма которого превышает 10-кратный размер прожиточного минимума для работоспособных лиц, которым ВПЛ… не может воспользоваться. Оба варианта расцениваются как предоставление переселенцем недостоверной информации о себе.

Но главная особенность ВПЛ в том, что получение всех социальных выплат для них (включая пенсии) связано с выполнением целого букета дополнительных условий для выплаты, которые не выставляются остальным украинцам.

А где больше предварительных условий, там и больше возможностей сэкономить на их нарушении. Реальном или (как в случае с данными системы «Аркан») зачастую мнимым.

Также обращает на себя внимание использование верификаторами так называемых косвенных методов оценки.

В проекте Закона «О верификации и мониторинге государственных выплат» предусматривается, что обо всех украинцах, получающих хоть какую-то социальную помощь от государства, будет собираться разнообразная информация даже у соседей и коллег по работе. Также социальные инспекторы смогут прийти на работу или домой к членам его семьи…

Закон этот пока не принят. Но, по некоторым данным, это мешает не сильно…


Для чего государство внедрило верификацию пенсий

Глава Украины Владимир Зеленский подписал закон, касающийся верификации пенсий. Согласно документу происходит регулирование мониторинга госвыплат на территории страны. Проект способствует развитию правильной системы социального обеспечения, направлен на оптимизацию затрат средств из государственной казны с помощью проверки данных, влияющих на размер субсидий. В декабре 2019 года закон был обнародован.

Содержание:

Что такое верификация

Верификация пенсионных выплат – это процесс сбора и проверки персональных сведений, предусмотренных для назначения государственных социальных выплат физическим лицам. Процедура влияет на определение прав получения тех или иных дотаций каждым малообеспеченным украинцем и пенсионером. Документ корректирует многие выплаты, в том числе пенсии и субсидии.

Во время процедуры верификации определяются неточности сведений в:

  • базах данных;
  • единых и специальных реестрах;
  • официальных ресурсах и системах.

Процедура необходима, чтобы сравнить информацию, полученную от малообеспеченных граждан, получателей субсидий и выплат, с законодательными требованиями. Во время верификации будет установлено, не обманывает ли физическое лицо государство, получили ли пожилые лица необходимые дотации.

Данные будут собираться благодаря отчетности финансовых учреждений, органов регистрации гражданского состояния, от работников пограничных пунктов. Кабинет министров устанавливает порядок осуществления контроля и верификации финансовой помощи.

К безвозмездным государственным выплатам относятся: пособия, пенсии, субсидии, а также стипендии и льготы. Действие проекта не распространяется на академические стипендии. Законопроект коснулся денежных средств из региональных бюджетов и государственной казны, фондов. Он не обошел учреждения социального и общеобязательного страхования. Были утверждены в актах категории дотаций, на которые влияет закон о верификации пенсий и субсидий.

Главная задача верификации – проверить законность выдачи социальных пособий, субсидий и пенсионных начислений, но процедура может повлиять на любые платежи из казны и фондов. В законопроекте упоминается ретроспективная верификация. Согласно данному виду верификации будет изучена и проанализирована персональная информация о физических лицах, которые уже не получают финансовую помощь от страны.

В документе отмечено, что будет проходить проверка выплат, которые больше не выплачиваются по тем или иным причинам. Попадают под действие закона дотации, перечисляемые украинцам в течение последних 3 лет.

Уполномоченная организация, осуществляющая процедуру, предоставляет прочим органам данные о соответствии представленной человеком информации с законодательными требованиями. Ведомства и учреждения, отвечающие за государственные выплаты физическим лицам, ознакамливаются с рекомендациями и вносят коррективы.

Пенсионный и прочие фонды после верификации принимают решения о возобновлении, перерасчете сумм. В некоторых случаях они прекращают начислять дотации и пенсии. В кратчайший период происходит устранение несоответствий сведений. Реестры и системы пересматриваются специалистами, вносятся коррективы в их работу.

Если в ходе верификации будут выявлены различные неточности, возможно выдвижение требования о возмещении финансовой помощи. Реципиент, получивший больше денег, чем положено, обязан вернуть разницу государству. Неправомерное назначение и получение сумм тоже фиксируется в ходе верификации. Украинец столкнется с рядом проблем, если обманул государство и незаконно присвоил государственную выплату.

Что проверят

Верховная Рада поддержала проект закона о верификации пенсий, а президент внес коррективы. Опубликованный документ коснулся не только пенсионных начислений, но и стипендий, субсидий, выплачиваемых из местных и государственного бюджета.

В список выплат, подлежащих проверке, относятся:

  1. Больничные, касающиеся несчастных случаев на работе.
  2. Выплаты на терапию и оздоровление в санаториях.
  3. Декретные.
  4. Помощь украинцам, имеющим статус инвалида.
  5. Суммы, положенные матерям-одиночкам.
  6. Выплаты лицам, участвующим в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, ветеранам, малообеспеченным семействам и переселенцам.

Министерство финансов занимается мониторингом правомерности начислений. Анализируя финансовые операции, происходит отслеживание сумм. Благодаря верификации получится понять, закономерно ли получал ветеран, мать-одиночка и прочие граждане финансовую помощь в определенный период времени. Министерство финансов уполномочено давать рекомендации учреждениям, выплачиваемым денежные средства физическим лицам.

Документ определяет права, задачи, обязанности центрального органа исполнительной власти, обеспечивающего формирование и реализацию финполитики и бюджетной программы. Закон о верификации пенсий определяет полномочия органов, выплачивающих денежные средства гражданам, как обрабатывается, собирается и анализируется информация, полученная от субъектов.

Информационно-аналитическая платформа и комплекс мероприятий по сбору, сравнению и анализу данных помогут провести верификацию. Получатель при этом становится реципиентом. Законодательством определен список дотаций, подлежащих верификации.

Документ определяет несколько этапов проверки, в нем отмечены механизмы возврата незаконно присвоенных реципиентом денежных средств. Законом предусмотрено внедрение системы электронного взаимодействия государственных электронных информационных ресурсов.

Как будут проверять получателей госвыплат

Проверку получателей государственных выплат будут проводить работники Министерства финансов.

Закон предусматривает создание специальной платформы с данными из реестров. На каждого гражданина страны будет заведена анкета. В ней фиксируется информация, полученная от реципиента. Она защищается специальным шифрованием, поэтому доступ к данным не смогут получить мошенники и злоумышленники. Орган по верификации имеет право использовать Национальную систему конфиденциальной связи и прочие технические средства.

Три этапа верификации:

  1. Превентивный. Проверка проводится во время обращения украинца за получением дотаций, субсидий.
  2. Текущий. Верификация проводится во время перечисления средств реципиентам на их счета.
  3. Ретроспективный. Процедура касается проверки выплат, которые уже не поступают на счета физических лиц.

В законе про верификацию отмечено, как будет проходить проверка получателей выплат. Обязательный момент – заведение анкет. Полученные данные будут сверяться с законодательными требованиями. Если все хорошо, то украинец не потеряет материальную помощь.

Некоторые сервисы предлагают пройти процедуру валидации. Это так называемое подтверждение личности. Например, банки просят прислать отсканированное удостоверение личности, ввести номер телефона, а потом код, который отправила финансовая организация.

Какую информацию будут собирать

Чтобы успешно прошла верификация пенсий и субсидий, понадобится проанализировать большое количество данных. Министерство финансов будет бесплатно получать конфиденциальные сведения из реестров и автоматизированных баз данных. Специальная платформа и анкеты на ней заполнятся данными реципиентов. По закону будет действовать некое ограничение для Минфина на получение данных о соцвыплатах.

Работников министерства интересует информация:

  1. От банков, финансовых организаций. Министерству доступна информация о транзакциях, балансе, прочих перечислениях.
  2. От реестров. Сотрудники Минфина посмотрят, какие и кому начисляются выплаты на общегосударственное социальное страхование.
  3. От реестра актов гражданского состояния. Доступны данные о рождении, кончине, заключении браков, смене имени и фамилии.
  4. От пограничников.
  5. От реестра избирателей. Минфин получит данные о регистрации граждан.

В ходе верификации пенсий в Украине уполномоченный орган соберет данные о занятости и трудовой миграции, узнает, где проживает и зарегистрирован каждый получатель государственных выплат. Соответствующие реестры позволят проверить регистрацию лиц, их права на недвижимость и прочие виды имущества.

За что могут забрать пенсию

Согласно законодательной базе страны временно прекратить выплаты пенсионеру, малоимущей семье и другим категориям лиц имеет право не только суд, но и Пенсионный фонд.

Если у уполномоченного органа имеются подозрения, что выплата назначена на основании фальшивых документов с недостоверными сведениями, начинается разбирательство, а начисления прекращаются на определенный период. Также если в документах во время верификации будут найдены грубые ошибки, госвыплаты перестанут поступать на счет.

В соответствии с законом происходит пересмотр сведений, на основании которых была установлена дотация. Пенсионный фонд и уполномоченный орган может обязать пенсионера вернуть полную или частичную сумму выплат.

Пожилым гражданам особенно надо знать, что же такое верификация, потому что от этого зависит, будет ли выплачена ежемесячная помощь. Бабушки и дедушки должны знать, что пенсионные довольствия государство имеет право блокировать, если украинцы проживают в другой стране длительный период времени. Если пенсионер живет в другом государстве, он не будет получать социальную помощь.

Пенсию перестают начислять, когда человек умирает или если пожилой человек не получает надбавку в течение полугода. Закон про верификацию пенсий предполагает возобновление выплат по решению территориального органа. Пенсионный фонд на протяжении декады после разбирательства имеет право возобновить социальную помощь, если присутствуют для этого законные основания.

Как будет проходить верификация

В проекте не указано, как часто должны анализироваться сведения. Процедура систематическая и индивидуальная к каждому получателю выплат.

Иногда семьи оформляют выплаты на всех членов семьи. В этом случае верификация пенсий в Украине будет проводиться по каждому члену семейства. Особенности:

  1. Гражданин обращается за назначением субсидии, материальной помощи.
  2. Учреждение, принявшее заявку у украинца, подает запрос на проверку сведений о физическом лице.
  3. Специально разработанная и запущенная платформа выдает результаты проверки спустя несколько минут. Если сведения достоверны, выплату семейство будет получать, если данные отсутствуют, следует дополнительный мониторинг.
  4. В ходе дополнительной проверки устраняются неточности или приостанавливаются выплаты.

Максимальная длительность дополнительного мониторинга – 15 дней. На информационно-аналитической платформе постоянно происходит внесение данных о финансовом, имущественном и социальном положении граждан. Управлением платформы будет заниматься администратор.

В анкетах указываются персональные данные: фамилия имя отчество, где родился человек, сведения из удостоверения личности, номер из государственного демографического реестра, данные из банков и других организаций. Обязательно указывается номер карты плательщика налогов. Верификация пенсии проводится над той информацией, которую подал получатель государственных выплат. Если есть данные подтверждающие законность начисления средств украинцу, верификация это установит.

Во время проверки важно, как написано каждое слово, правильно ли указаны цифры. Обработка ложится на работников Министерства финансов. Учреждение отвечает за защиту сведений, сохранность всей конфиденциальной информации.

Когда начнется

Закон был опубликован еще в декабре 2019 года. В нем есть поправка от Зеленского. Предложение главы страны – сохранение предоставления Национальному агентству по вопросам предотвращения коррупции доступа к реестру прав граждан на недвижимое имущество. Агентство имеет право брать сведения из реестра юридических и физических лиц, занимающихся предпринимательским делом.

Верификация пенсий вступила в силу на следующий день после обнародования закона. Статья 8 документа вступает в силу с 1 января 2021 года. В ней говорится, что должна быть создана система электронной связи онлайн-ресурсов и реестров.

После того, как документ начал действовать, Кабинет министров начал работу над нормативной базой. Службы и реестры начали работать с помощью электронной системы связи и предоставлять данные для проведения верификации. В документе не отмечено, в какие сроки должна быть создана информационная площадка. Превентивная верификация вступит в силу в июле 2021 года.

Что с персональными данными

Что касается сохранности конфиденциальных сведений и особенностей сбора данных, то закон продублировал многие инициативы Министерства финансов. Еще несколько лет назад Минфин получил доступ ко всем конфиденциальным данным граждан минуя их согласие.

Вскоре Конституционный суд заморозил доступ, поэтому Минфин не мог больше делать индивидуальные проверки и сверки. Суд отметил, что люди имеют право на частную жизнь и ведомство не должно без согласования вмешиваться в дела украинцев.

На данный момент верификация проводится на основании актов и постановлений. Закон действует, но пока нет единой рабочей площадки. Она должна быть простой в использовании и отвечать всем требованиям законодательства. Все персональные данные будут охраняться исключительно Министерством финансов.

Что будет с выплатами

Периодическая верификация не должна кардинально повлиять на систематичность начислений государственных выплат украинцам. В документе отмечены сроки перерасчета и назначения пенсионных довольствий.

Согласно законодательству, Пенсионный фонд Украины принимает решения о назначении и перерасчете выплат в течение 10 дней. Дополнительная проверка может занять еще месяц, если для этого будет истинная необходимость.

Выплаты могут дальше зачисляться на счета граждан или быть заморожены. Государство имеет право требовать возврат средств, полученных в связи с проблемами в документах. Неправомерно полученные субсидии придется вернуть, потому что они берутся из налогов плательщиков.

Если человек не согласен с прекращением поступлений на счет денежных выплат или необходимостью возврата материальных ресурсов в казну, он может обжаловать решение ПФ в суде.

Читайте также: