В каких случаях пфр может составить акт о выявленных правонарушениях


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

01.11.2016 организация по каналам телекоммуникационной связи (далее - ТКС) сдала форму СЗВ-М за октябрь 2016 года. Из-за технического сбоя один работник оказался не включенным в отчет. 07.12.2016 был сдан отчет СЗВ-М на этого работника с типом формы "дополняющая". 14.12.2017 Пенсионный фонд РФ составил акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования и хочет привлечь организацию к ответственности за неполноту и недостоверность предоставленных сведений (по ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ). Акт датирован 14.12.2017, по почте отправлен 21.12.2017 (что подтверждает штамп на почтовом конверте). Акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования получен организацией 17 января 2018 года.
Дополняющие сведения были приняты без каких-либо ошибок и предупреждений, о чем есть протокол.
Не нарушены ли сроки составления акта?
Не нарушены ли сроки вручения акта (должен быть вручен лично или направлен по почте заказным письмом или по каналам ТКС в течение 5 дней с момента подписания)?
Нет ли нарушения в том, что акт отправлен заказным письмом, а не по каналам ТКС, учитывая то, что отчетность сдается в электронном виде, и если организация подаст "бумажный" отчет, ее оштрафуют?
Можно ли подать на акт возражения, которые приведут к отмене штрафа?


Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Положениями ст. 17 Закона N 27-ФЗ не установлен срок для составления акта о выявлении правонарушения в сфере законодательства РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
В рассматриваемом случае акт о выявлении правонарушения направлен по почте органом ПФР страхователю в последний день установленного срока - 21 декабря 2017 года.
Положениями ст. 17 Закона N 27-ФЗ не установлена зависимость способа передачи акта о выявлении правонарушения страхователю от способа представления страхователем сведений по форме СЗВ-М.
В срок по 29 января 2018 года включительно организация вправе представить в соответствующий территориальный орган ПФР письменные возражения по акту о выявлении правонарушения.

Обоснование вывода:
В соответствии с п. 2.2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая, в частности, лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Сведения, предусмотренные п. 2.2 ст. 11 Закона N 27-ФЗ, предоставляются по форме СЗВ-М "Сведения о застрахованных лицах" (далее - форма СЗВ-М), утвержденной постановлением Правления ПФР от 01.02.2016 N 83п и введенной в действие с 1 апреля 2016 года.
До 01.01.2017 срок представления сведений по ежемесячной форме СЗВ-М был установлен "не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем".
Если в первичный отчет ошибочно не были включены сведения о работнике, то страхователю необходимо представить в отношении этого лица сведения по форме СЗВ-М с кодом "доп" - дополняющая форма.
Частью 3 ст. 17 Закона N 27-ФЗ определено, что за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных, в том числе, п. 2.2 ст. 11 Закона N 27-ФЗ (по форме СЗВ-М), к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
При этом ст. 15 Закона 27-ФЗ предоставляет право страхователю дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом ПФР.
В рассматриваемой ситуации ошибка была выявлена страхователем и самостоятельно исправлена (была представлена дополняющая форма СЗВ-М) до момента ее обнаружения территориальным органом ПФР. Однако положения ст. 17 Закона N 27-ФЗ такие случаи не регламентируют.
Формально в данном случае страхователь совершил правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 17 Закона N 27-ФЗ.
Отметим, что данная норма (в отличие, например, от п. 2 ст. 126.1 НК РФ, применяемого в какой-то степени в сходных отношениях) не предусматривает освобождение страхователя от предусмотренной ей ответственности в случае, если им самостоятельно выявлены ошибки и представлены в орган ПФР уточненные сведения до момента, когда страхователь узнал об обнаружении органом ПФР недостоверности представленных им сведений.
В письме Пенсионного фонда РФ от 14.12.2004 N КА-09-25/13379 "О применении финансовых санкций в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ" указано о возможности неприменения финансовых санкций, предусмотренных ч. 3 ст. 17 Закона N 27-ФЗ, если страхователь самостоятельно выявил ошибку и представил достоверные сведения по персонифицированному учету.
Такой правоприменительный подход позволит стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами ПФР, снизить напряженность во взаимоотношениях между страхователями и органами ПФР, а также послужить дополнительной аргументацией при защите интересов ПФР.
Приведенный выше подход ПФР поддерживается и судами (смотрите, например, определение ВАС РФ от 25.02.2013 N ВАС-1338/13). Первоначально своевременно представленные страхователем сведения персонифицированного учета, содержащие недочеты, ошибки, впоследствии исправленные обществом, не могут расцениваться как недостоверные сведения, поскольку они скорректированы в соответствии с действующим законодательством (определение Верховного Суда РФ от 03.02.2015 N 310-КГ14-7805).
Порядок ведения ПФР индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, детях, а также сведений о других категориях физических лиц для открытия индивидуального лицевого счета с целью предоставления государственных и муниципальных услуг, установлен Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н (вступившей в силу с 19.02.2017, далее - Инструкция).
Из абзаца 3 п. 39 Инструкции следует, что финансовые санкции к страхователю не применяются в случае, если страхователь при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом ПФР самостоятельно представит в территориальный орган ПФР уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период.
Не применяются санкции также в случае, когда страхователь представляет уточненные (исправленные) индивидуальные сведения в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений, направляемого страхователю территориальным органом ПФР в соответствии с ч. 5 ст. 17 Закона N 27-ФЗ (абзац 2 п. 39 Инструкции).
В постановлении Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.09.2017 N 11АП-11057/17 была рассмотрена ситуация, аналогичная рассматриваемой нами.
Надо сказать, что суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Управление ПФР обоснованно привлекло страхователя к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 17 Закона N 27-ФЗ.
Однако суд апелляционной инстанции отменил это решение, ссылаясь, в том числе, на п. 39 Инструкции и на вышеупомянутое письмо ПФР от 14.12.2004 N КА-09-25/13379. Суд указал, что в ситуации, когда страхователь самостоятельно обнаружил ошибку и ее исправил, дополнив недостающие сведения персонифицированного учета в соответствии с порядком, установленным ст. 15 Закона N 27-ФЗ, оснований для привлечения к ответственности по ч. 3 ст. 17 Закона N 27-ФЗ не возникает.
Суд также отметил, что по общему правилу, формальный подход к наложению штрафа недопустим; любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности.
Аналогичные выводы представлены в постановлениях АС Поволжского округа от 11.12.2017 N Ф06-27663/17 по делу N А65-15614/2017, Дальневосточного округа от 10.04.2017 N Ф03-924/17 по делу N А16-1601/2016, Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 28.09.2017 N 21АП-1907/17, от 05.05.2017 N 21АП-839/17, Шестого арбитражного апелляционного суда от 15.08.2017 N 06АП-4020/17, Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.05.2017 N 16АП-1355/17.
Порядок проведения проверки правильности заполнения полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета установлен ст. 17 Закона N 27-ФЗ.
Согласно ч. 5 ст. 17 Закона N 27-ФЗ при обнаружении в представленных страхователем сведениях ошибок и (или) несоответствий между представленными сведениями и сведениями, имеющимися у ПФР, уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся расхождений вручается страхователю лично под расписку, направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
В силу ч. 6 ст. 17 Закона N 27-ФЗ при выявлении правонарушения, ответственность за которое установлена ст. 17 Закона N 27-ФЗ, должностным лицом территориального органа ПФР, установившим правонарушение, составляется акт, который подписывается этим должностным лицом и лицом, совершившим такое правонарушение. Об отказе лица, совершившего правонарушение, подписать акт делается соответствующая запись в акте.
Акт в течение пяти дней с даты его подписания должен быть вручен лицу, совершившему правонарушение, лично под расписку, направлен по почте заказным письмом или передан в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления акта по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день, считая с даты отправления заказного письма (ч. 7 ст. 17 Закона N 27-ФЗ).
При этом положениями ст. 17 Закона N 27-ФЗ не установлен срок для составления акта о выявлении правонарушения, а также не установлена зависимость способа передачи акта страхователю от способа представления страхователем сведений по форме СЗВ-М.
Таким образом, полагаем, что акт о выявлении правонарушения может быть передан страхователю любым из трех способов, перечисленных в ч. 7 ст. 17 Закона N 27-ФЗ.
Согласно ч. 8 ст. 17 Закона N 27-ФЗ лицо, совершившее правонарушение, в случае несогласия с фактами, изложенными в акте, а также с выводами и предложениями должностного лица, обнаружившего факт правонарушения, в течение 15 дней со дня получения акта вправе представить в соответствующий территориальный орган ПФР письменные возражения по акту в целом или по его отдельным положениям, а также приложить к письменным возражениям документы (их копии, заверенные в установленном порядке), подтверждающие обоснованность своих возражений.
В рассматриваемом случае последним днем для направления акта по почте является 21 декабря 2017 года, датой вручения акта считается 29 декабря 2017 года.
Таким образом, последним днем для представления страхователем письменных возражений по акту является 29 января 2018 года.
Согласно ч. 9 ст. 17 Закона N 27-ФЗ акт, а также документы и материалы, представленные лицом, совершившим правонарушение, должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) территориального органа ПФР и решение по ним должно быть вынесено в течение 10 дней со дня истечения срока, в течение которого страхователем могли быть представлены письменные возражения по акту. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.
Территориальный орган ПФР извещает лицо, совершившее правонарушение, о времени и месте рассмотрения акта. Неявка извещенного надлежащим образом лица, привлекаемого к ответственности за совершение правонарушения, или его представителя не лишает возможности руководителя (заместителя руководителя) территориального органа ПФР рассмотреть акт в отсутствие этого лица.
По результатам рассмотрения акта, а также приложенных к нему документов и материалов руководитель (заместитель руководителя) территориального органа ПФР выносит решение:
- о привлечении к ответственности за совершение правонарушения;
- об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения (ч.ч. 10, 11 ст. 17 Закона N 27-ФЗ).
При этом лицо, в отношении которого вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения, вправе в течение трех месяцев со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав, обжаловать это решение в вышестоящий орган ПФР (ч. 14 ст. 17 Закона N 27-ФЗ).
В случае вынесения вышестоящим органом ПФР решения об отказе в удовлетворении жалобы страхователь вправе обжаловать это решение в арбитражный суд.
При привлечении к ответственности, установленной ст. 17 Закона N 27-ФЗ, могут быть учтены обстоятельства, смягчающие ответственность страхователя, и снижен размер взыскиваемого штрафа (смотрите решение АС Свердловской области от 05.09.2016 по делу N А60-31924/2016, решение АС Липецкой области от 16.02.2017 по делу N А36-12788/2016).

Рекомендуем ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. Ответственность за непредставление сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М (ч. 3 ст. 17 Закона N 27-ФЗ);
- Энциклопедия решений. В каких случаях при нарушении сроков сдачи СЗВ-М сумма штрафа может быть снижена?;
- Энциклопедия решений. Ошибки при оформлении СЗВ-М и их исправление.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член Ассоциации "Содружество" Иванкова Ольга

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Королева Елена

19 января 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Сотрудник ПФР составил акт о результатах проверки и выявленных нарушениях и привлечении к ответственности 29.12.2016. 09.01.2017 учреждение получило и ознакомилось с документом. В соответствии ФЗ с изменениями вступившими в силу с 01.01.2017 данный вид нарушения не подпадает под указанную в акте статью. При рассмотрении дела, какой закон будет иметь силу, действующий на момент составления акта или действующий в момент ознакомления с ним учреждения?

Ответы юристов ( 3 )


ПФР отчет СЗВ-М
Добрый день!

Сотрудник ПФР составил акт о результатах проверки и выявленных нарушениях и привлечении к ответственности 29.12.2016. 09.01.2017 учреждение получило и ознакомилось с документом. В соответствии ФЗ с изменениями вступившими в силу с 01.01.2017 данный вид нарушения не подпадает под указанную в акте статью. При рассмотрении дела, какой закон будет иметь силу, действующий на момент составления акта или действующий в момент ознакомления с ним учреждения?

Добрый день, Наталья!

Если изменения в закон вступили в законную силу, как вы написали, и он имеет обратную силу (там в основном федеральном законе это должно быть написано), то составленный акт недействительный. Про какой закон вы говорите?

санкции в соответствии с Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ (ред. от 28.12.2016) "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", изменен ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ "Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2017 года"

ри выявлении правонарушения, ответственность за которое установлена настоящей статьей, должностным лицом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, установившим правонарушение, составляется акт, который подписывается этим должностным лицом и лицом, совершившим такое правонарушение. Об отказе лица, совершившего правонарушение, подписать акт делается соответствующая запись в акте.

Акт в течение пяти дней с даты его подписания должен быть вручен лицу, совершившему правонарушение, лично под расписку, направлен по почте заказным письмом или передан в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления акта по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день считая с даты отправления заказного письма.

Коллеги правильно сказали. Здесь тогда можно цепляться, если нарушены процессуальные моменты. Например: сроки отправки и получения вами акта.


При рассмотрении дела будет иметь силу версия закона, применявшаяся при составлении протокола об административном правонарушении. Применяя правила ч. 3-6 ст. 28.2 КОАП РФ, законному представителю юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомиться (в необходимых случаях — с помощью переводчика, см. коммент. об этом к ст. 24.2, 25.10) с протоколом об административном правонарушении. Это НЕ ОЗНАЧАЕТ что правонарушение зафиксировано и карается с момента ознакомления учреждения с протоколом.


Здравствуйте, Наталья! Раз вынесен акт во время действия закона, то соответственно должно действовать по тому закону, который действовал на момент принятия акта. Существует в практике обратная сила закона, но она гласит, что обратная сила закона означает распространение закона со дня его вступления в силу на те случат и те обстоятельства, которые имели место до его вступления в силу. Принцип права «закон обратной силы не имеет» относится к числу неопровержимых положений (юридических аксиом) юридической теории и практики.

По общему правилу, нормативный правовой акт не распространяется на отношения, возникающие до его вступления в силу. Лишь в отдельных случаях под действие нормативных правовых актов подпадают отношения, возникшие до вступления их в силу.

Распространение действия закона на общественные отношения, возникшие до его издания, является исключением из общего правила. В юридической практике обратное действие закона может иметь место в двух случаях:

1) в силу прямого указания закона. При этом обратное действие закона всегда специально оговаривается в этом законе либо в акте (постановлении) о введении его в действие (например, ст. 10 УК РФ). Согласно п. 2 ст. 4 ГК РФ и ст. 10 Федерального закона о введении в действие части первой Гражданского кодекса РФ гражданское законодательство применяется также к правам и обязанностям, которые возникли хотя и после введения его (ГК) в действие, но на основе существовавших до этого момента правоотношений;

2) если уголовный закон устраняет или смягчает наказание. Юридическое содержание данного принципа сформулировано в ст. 54 Конституции РФ: а) закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет; б) никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Это означает следующее: если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон. Это конституционное положение нашло отражение в новейшем законодательстве. В частности, ст. 10 УК РФ сформулированный принцип обратной силы уголовного закона означает, что закон, устраняющий преступность и наказуемость деяния, смягчающий наказание или иным улучшающий положение лица, совершившего преступление, имеет обратную силу, т.е. распространяется на деяния, совершенные до вступления такого закона в силу.

При выявлении правонарушения, ответственность за которое установлена настоящей статьей, должностным лицом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, установившим правонарушение, составляется акт, который подписывается этим должностным лицом и лицом, совершившим такое правонарушение. Об отказе лица, совершившего правонарушение, подписать акт делается соответствующая запись в акте.

Акт в течение пяти дней с даты его подписания должен быть вручен лицу, совершившему правонарушение, лично под расписку, направлен по почте заказным письмом или передан в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления акта по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день считая с даты отправления заказного письма.

01.11.2016 организация по каналам телекоммуникационной связи (далее – ТКС) сдала форму СЗВ-М за октябрь 2016 года. Из-за технического сбоя один работник оказался не включенным в отчет. 07.12.2016 был сдан отчет СЗВ-М на этого работника с типом формы “дополняющая”. 14.12.2017 Пенсионный фонд РФ составил акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования и хочет привлечь организацию к ответственности за неполноту и недостоверность предоставленных сведений (по ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ). Акт датирован 14.12.2017, по почте отправлен 21.12.2017 (что подтверждает штамп на почтовом конверте). Акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования получен организацией 17 января 2018 года.
Дополняющие сведения были приняты без каких-либо ошибок и предупреждений, о чем есть протокол.
Не нарушены ли сроки составления акта?
Не нарушены ли сроки вручения акта (должен быть вручен лично или направлен по почте заказным письмом или по каналам ТКС в течение 5 дней с момента подписания)?
Нет ли нарушения в том, что акт отправлен заказным письмом, а не по каналам ТКС, учитывая то, что отчетность сдается в электронном виде, и если организация подаст “бумажный” отчет, ее оштрафуют?
Можно ли подать на акт возражения, которые приведут к отмене штрафа?

В соответствии с п. 2.2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ “Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования” (далее – Закон № 27-ФЗ) страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом – месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая, в частности, лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Сведения, предусмотренные п. 2.2 ст. 11 Закона № 27-ФЗ, предоставляются по форме СЗВ-М “Сведения о застрахованных лицах” (далее – форма СЗВ-М), утвержденной постановлением Правления ПФР от 01.02.2016 № 83п и введенной в действие с 1 апреля 2016 года.

До 01.01.2017 срок представления сведений по ежемесячной форме СЗВ-М был установлен “не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом – месяцем”.
Если в первичный отчет ошибочно не были включены сведения о работнике, то страхователю необходимо представить в отношении этого лица сведения по форме СЗВ-М с кодом “доп” – дополняющая форма.

Частью 3 ст. 17 Закона № 27-ФЗ определено, что за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных, в том числе, п. 2.2 ст. 11 Закона № 27-ФЗ (по форме СЗВ-М), к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.

При этом ст. 15 Закона 27-ФЗ предоставляет право страхователю дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом ПФР.

В рассматриваемой ситуации ошибка была выявлена страхователем и самостоятельно исправлена (была представлена дополняющая форма СЗВ-М) до момента ее обнаружения территориальным органом ПФР. Однако положения ст. 17 Закона № 27-ФЗ такие случаи не регламентируют.
Формально в данном случае страхователь совершил правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 17 Закона № 27-ФЗ.

Отметим, что данная норма (в отличие, например, от п. 2 ст. 126.1 НК РФ, применяемого в какой-то степени в сходных отношениях) не предусматривает освобождение страхователя от предусмотренной ей ответственности в случае, если им самостоятельно выявлены ошибки и представлены в орган ПФР уточненные сведения до момента, когда страхователь узнал об обнаружении органом ПФР недостоверности представленных им сведений.

В письме Пенсионного фонда РФ от 14.12.2004 № КА-09-25/13379 “О применении финансовых санкций в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ” указано о возможности неприменения финансовых санкций, предусмотренных ч. 3 ст. 17 Закона № 27-ФЗ, если страхователь самостоятельно выявил ошибку и представил достоверные сведения по персонифицированному учету.

Такой правоприменительный подход позволит стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами ПФР, снизить напряженность во взаимоотношениях между страхователями и органами ПФР, а также послужить дополнительной аргументацией при защите интересов ПФР.

Приведенный выше подход ПФР поддерживается и судами (смотрите, например, определение ВАС РФ от 25.02.2013 № ВАС-1338/13). Первоначально своевременно представленные страхователем сведения персонифицированного учета, содержащие недочеты, ошибки, впоследствии исправленные обществом, не могут расцениваться как недостоверные сведения, поскольку они скорректированы в соответствии с действующим законодательством (определение Верховного Суда РФ от 03.02.2015 № 310-КГ14-7805).

Порядок ведения ПФР индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, детях, а также сведений о других категориях физических лиц для открытия индивидуального лицевого счета с целью предоставления государственных и муниципальных услуг, установлен Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 21.12.2016 № 766н (вступившей в силу с 19.02.2017, далее – Инструкция).

Из абзаца 3 п. 39 Инструкции следует, что финансовые санкции к страхователю не применяются в случае, если страхователь при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом ПФР самостоятельно представит в территориальный орган ПФР уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период.

Не применяются санкции также в случае, когда страхователь представляет уточненные (исправленные) индивидуальные сведения в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений, направляемого страхователю территориальным органом ПФР в соответствии с ч. 5 ст. 17 Закона № 27-ФЗ (абзац 2 п. 39 Инструкции).

В постановлении Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.09.2017 № 11АП-11057/17 была рассмотрена ситуация, аналогичная рассматриваемой нами.
Надо сказать, что суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Управление ПФР обоснованно привлекло страхователя к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 17 Закона № 27-ФЗ.

Однако суд апелляционной инстанции отменил это решение, ссылаясь, в том числе, на п. 39 Инструкции и на вышеупомянутое письмо ПФР от 14.12.2004 № КА-09-25/13379. Суд указал, что в ситуации, когда страхователь самостоятельно обнаружил ошибку и ее исправил, дополнив недостающие сведения персонифицированного учета в соответствии с порядком, установленным ст. 15 Закона № 27-ФЗ, оснований для привлечения к ответственности по ч. 3 ст. 17 Закона № 27-ФЗ не возникает.

Суд также отметил, что по общему правилу, формальный подход к наложению штрафа недопустим; любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности.

Аналогичные выводы представлены в постановлениях АС Поволжского округа от 11.12.2017 № Ф06-27663/17 по делу № А65-15614/2017, Дальневосточного округа от 10.04.2017 № Ф03-924/17 по делу № А16-1601/2016, Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 28.09.2017 № 21АП-1907/17, от 05.05.2017 № 21АП-839/17, Шестого арбитражного апелляционного суда от 15.08.2017 № 06АП-4020/17, Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.05.2017 № 16АП-1355/17.

Порядок проведения проверки правильности заполнения полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета установлен ст. 17 Закона № 27-ФЗ.

Согласно ч. 5 ст. 17 Закона № 27-ФЗ при обнаружении в представленных страхователем сведениях ошибок и (или) несоответствий между представленными сведениями и сведениями, имеющимися у ПФР, уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся расхождений вручается страхователю лично под расписку, направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

В силу ч. 6 ст. 17 Закона № 27-ФЗ при выявлении правонарушения, ответственность за которое установлена ст. 17 Закона № 27-ФЗ, должностным лицом территориального органа ПФР, установившим правонарушение, составляется акт, который подписывается этим должностным лицом и лицом, совершившим такое правонарушение. Об отказе лица, совершившего правонарушение, подписать акт делается соответствующая запись в акте.

Акт в течение пяти дней с даты его подписания должен быть вручен лицу, совершившему правонарушение, лично под расписку, направлен по почте заказным письмом или передан в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления акта по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день, считая с даты отправления заказного письма (ч. 7 ст. 17 Закона № 27-ФЗ).

При этом положениями ст. 17 Закона № 27-ФЗ не установлен срок для составления акта о выявлении правонарушения, а также не установлена зависимость способа передачи акта страхователю от способа представления страхователем сведений по форме СЗВ-М.

Таким образом, полагаем, что акт о выявлении правонарушения может быть передан страхователю любым из трех способов, перечисленных в ч. 7 ст. 17 Закона № 27-ФЗ.

Согласно ч. 8 ст. 17 Закона № 27-ФЗ лицо, совершившее правонарушение, в случае несогласия с фактами, изложенными в акте, а также с выводами и предложениями должностного лица, обнаружившего факт правонарушения, в течение 15 дней со дня получения акта вправе представить в соответствующий территориальный орган ПФР письменные возражения по акту в целом или по его отдельным положениям, а также приложить к письменным возражениям документы (их копии, заверенные в установленном порядке), подтверждающие обоснованность своих возражений.

В рассматриваемом случае последним днем для направления акта по почте является 21 декабря 2017 года, датой вручения акта считается 29 декабря 2017 года.

Таким образом, последним днем для представления страхователем письменных возражений по акту является 29 января 2018 года.

Согласно ч. 9 ст. 17 Закона № 27-ФЗ акт, а также документы и материалы, представленные лицом, совершившим правонарушение, должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) территориального органа ПФР и решение по ним должно быть вынесено в течение 10 дней со дня истечения срока, в течение которого страхователем могли быть представлены письменные возражения по акту. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.

Территориальный орган ПФР извещает лицо, совершившее правонарушение, о времени и месте рассмотрения акта. Неявка извещенного надлежащим образом лица, привлекаемого к ответственности за совершение правонарушения, или его представителя не лишает возможности руководителя (заместителя руководителя) территориального органа ПФР рассмотреть акт в отсутствие этого лица.

По результатам рассмотрения акта, а также приложенных к нему документов и материалов руководитель (заместитель руководителя) территориального органа ПФР выносит решение:
– о привлечении к ответственности за совершение правонарушения;
– об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения (ч.ч. 10, 11 ст. 17 Закона № 27-ФЗ).

При этом лицо, в отношении которого вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения, вправе в течение трех месяцев со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав, обжаловать это решение в вышестоящий орган ПФР (ч. 14 ст. 17 Закона № 27-ФЗ).

В случае вынесения вышестоящим органом ПФР решения об отказе в удовлетворении жалобы страхователь вправе обжаловать это решение в арбитражный суд.

При привлечении к ответственности, установленной ст. 17 Закона № 27-ФЗ, могут быть учтены обстоятельства, смягчающие ответственность страхователя, и снижен размер взыскиваемого штрафа (смотрите решение АС Свердловской области от 05.09.2016 по делу № А60-31924/2016, решение АС Липецкой области от 16.02.2017 по делу № А36-12788/2016).

Ответ подготовил: Иванкова Ольга, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ, аудитор, член Ассоциации “Содружество”
Контроль качества ответа: Королева Елена, рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Свежие новости цифровой экономики на нашем канале в Телеграм

Штраф Пенсионного фонда грозит тем, кто не вовремя сдал отчеты. Это, в первую очередь, такие формы, как СЗВ-М, СЗВ-СТАЖ и СЗВ-ТД. Разберемся в штрафах подробно.

Как штрафует Пенсионный фонд

ПФР штрафует страхователей за непредставление сведений или за неверные предоставленные сведения своих работников.

Постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от 27 сентября 2019 года № 485п утверждены формы, которые фирма должна представлять в Пенсионный фонд при регистрации, изменении сведений о застрахованных лицах, и инструкция по их заполнению.

Отчетность, представляемая в Пенсионный фонд РФ

Так, Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» установлен штраф 500 рублей:

за несоблюдение страхователем срока представления сведений за каждое застрахованное лицо;

за представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений в отношении каждого застрахованного лица.

Что значит за каждое застрахованное лицо?

Например, если форма СЗВ-М будет сдана позже срока, а у страхователя работает 20 человек, то размер штрафа составит 10 000 рублей (20 чел. × 500 руб.).

Читайте в бераторе «Практическая энциклопедия бухгалтера»

ПФР оштрафует и за неэлектронную форму отчетности: если организация с численностью работающих более 25 человек сдаст отчет не в электронном формате, а на бумаге, штраф составит 1000 рублей.

За что штрафует ПФР

В какой срок устранять ошибки без штрафа

Страхователи смогут без санкций устранять свои ошибки и расхождения, выявленные специалистами ПФР при камеральной проверке сданной отчетности, в течение 5 рабочих дней.

То есть срок устранения страхователями несоответствий и ошибок – 5 рабочих дней со дня получения от органа ПФР уведомления об ошибке. Если работодатель уложится в этот срок и представит исправленный отчет, тогда он избежит штрафа.

На протяжении пятидневного срока к ним не будут применяться финансовые санкции, а на шестой день специалисты ПФР составят Акт о выявлении правонарушения и применят штраф. Далее органы ПФР будут обращаться в суд, чтобы взыскать санкции, если страхователь не уплатит или уплатит их не полностью.

Часто встречается, что уволенный работник восстанавливается на рабочем месте по решению суда. В данной ситуации страхователь может избежать нарушения срока представления сведений, если отчитается за все периоды, когда работник числился уволенным, не позднее следующего отчетного периода с даты вынесения судебного акта.

Когда ПФР обратиться в суд за штрафом

Недавно принятый Федеральный закон от 20 июля 2020 года № 237-ФЗ установил, что ПФР вправе обращаться в суд за взысканием санкций со страхователей только в случае, когда общая сумма финансовых санкций, подлежащих взысканию, превышает 3000 рублей.

Срок у ПФР – шесть месяцев с даты превышения.

Если же за три года со дня истечения срока исполнения самого раннего требования штрафы не превысили 3000 рублей, то ПФР вправе обратиться в суд за взысканием в течение 6 месяцев со дня истечения этого трехлетнего срока.

Читайте в бераторе «Практическая энциклопедия бухгалтера»

Административная ответственность должностных лиц

Не нужно забывать, что должностных лиц могут оштрафовать по КоАП РФ.

Согласно статье 15.33.2 КоАП РФ за нарушение порядка и сроков представления сведений (документов) персонифицированного учета в органы ПФР должностные лица организаций-страхователей будут привлекаться к административной ответственности в виде штрафа в размере от 300 до 500 рублей.

А с 2021 года вводится отдельная ответственность за нарушение работодателями порядка и срока предоставления в ПФР сведений о трудовой деятельности.

Так, статья 15.33.2 КоАП РФ дополнена нормой, устанавливающей ответственность за несвоевременное представление СЗВ-ТД, а также за сдачу СЗВ-ТД с неполными и/или недостоверными данными. За такой проступок должностным лицам организации также будет грозить штраф в размере от 300 до 500 рублей.

Читайте в бераторе «Практическая энциклопедия бухгалтера»

Если работодатель вовремя не сдаст отчетность, ПФР применит к нему меры административной ответственности в виде штрафов. В первую очередь данный момент касается отчетов по форме СЗВ-М, СЗВ-СТАЖ и СЗВ-ТД.

Поможем сдать СЗВ-ТД и исправить ошибки

Самые частые вопросы, которые мы решаем в течении 1 часа:

  • При проверке возникает ошибка 30,40, 50
  • Не получается отправить отчет, не формируется отчет
  • Не нужный, уволенный сотрудник попал в отчет
  • Приведем в порядок справочники и документы по сотрудникам, для корректного заполнения электронных трудовых книжек
  • Проверим и синхронизируем записи в документах Прием на работу, Кадровое перемещение, Увольнение и др.
  • Подключим к электронным трудовым книжкам

Как назначается штраф от ПФР

Штраф назначается Пенсионным фондом, если работодатель не представит в срок сведения на своих сотрудников или же представит их, но с ошибками. В Постановлении Правления ПФР от 27.09.2019 г. № 485п содержатся формы документов, представляемые работодателями в ПФР при регистрации или изменении информации о физлицах, а также инструкция по их заполнению.

Если работодатель нарушит правила представления сведений о сотрудниках, к нему применяется ответственность согласно Федеральному закону от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ, а именно штраф 500 руб. Такая ответственность налагается, если компания:

  • не соблюдет сроки представления информации по каждому застрахованному лицу;
  • представляет в ПФР неполные или недостоверные сведения по каждому застрахованному лицу.

Важно! "По каждому застрахованному лицу" означает, что штраф назначается по каждому сотруднику, в отношении которого нарушено законодательство в части представления информации в ПФР.

К примеру, в компании работает 30 человек. Работодатель не сдал отчет по форме СЗВ-М. В этом случае размер штрафа составит

30 чел. * 500 руб. = 15 000 руб.

ПФР применяет штрафные санкции и в том случае, когда работодатель нарушает формат представления отчетности - бумажный вместо электронного. Если в организации работает более 25 человек, то отчетность нужно сдавать только в электронном формате. В противном случае на работодателя налагается штраф в размере 1 000 руб.

В какой срок устранить ошибки, чтобы не было штрафа от ПФР

Работодатели могут избежать штрафа, если вовремя исправят ошибки по отчетности. Пенсионным фондом установлен срок - 5 рабочих дней со дня получения от фонда уведомления о наличии ошибок, выявленных в ходе камеральной проверки отчетности. Если уложиться в этот срок и сдать скорректированную отчетность, штрафа вполне можно избежать.

По окончании этих 5-ти рабочих дней сотрудники ПФР составляют Акт о выявлении правонарушения и назначают штраф. Если работодатель не заплатит его добровольно, Пенсионный фонд будет обращаться в судебные органы для взыскания штрафа в принудительном порядке.

Внимание! Иногда возникает ситуация, что уволенный сотрудник восстанавливается на рабочем месте по решению суда. Работодатель может избежать штрафа за нарушение срока сдачи информации, если представит отчетность за все периоды, когда сотрудник считался уволенным. Но сделать это нужно не позже следующего отчетного периода с момента принятия судебного решения.

В каком случае ПФР обращается в суд

На основании Федерального закона от 20.07.2020 г. № 237-ФЗ ПФР имеет право обращаться в суд для взыскания штрафа с работодателя, если общая сумма финансовых санкции более 3 000 руб. При этом срок обращения составляет 6 месяцев с даты указанного превышения.

Если же за 3 года с момента истечения срока исполнения самого раннего требования штрафы не превысили 3 000 руб., то ПФР имеет право обратиться в судебные органы в течение 6 месяцев с момента истечения этого трехлетнего срока.

Административная ответственность должностных лиц

Должностные лица работодателя несут административную ответственность согласно ст. 15.33.2 КоАП РФ за нарушение правил представления отчетности в ПФР по персонифицированному учету. Штраф составляет 300 - 500 руб.

С 2021 г. для них предусмотрена дополнительная ответственность за нарушение порядка и сроков представления в ПФР отчета по форме СЗВ-ТД. В соответствии со ст. 15.33.2 КоАП РФ должностные лица будут наказываться на 300 - 500 руб., если работодатель не представит вовремя этот отчет в ПФР или же в нем будут содержаться ошибки.

Чтобы не возникло никаких дополнительных проблем со сдачей СЗВ-ТД, рекомендуется передавать его через 1С: Отчетность. Программа автоматически проверит документ на ошибки, а при их наличии выдаст пользователю соответствующее уведомление. Подключить 1С: Отчётность можно бесплатно в рамках договора ИТС.Проф. Наши специалисты подробно расскажут о преимуществах сервиса, а также подключат его к вашей программе «1С:Предприятие».

Читайте также: