Повышение собираемости страховых взносов в пенсионный фонд

На днях в СМИ были опубликованы официальные разъяснения Пенсионного фонда РФ о трех основных способах увеличения пенсии, которые на сегодняшний день предусмотрены в нашем законодательстве:

- повышение официального заработка,

- добровольное отчисление страховых взносов,

Безусловно, все они действительно позволяют увеличить размер пенсионного обеспечения. Но насколько они эффективны и что дают на самом деле? Предлагаю взглянуть на подводную часть айсберга:

Способ 1. Повышение официального заработка

Современная «балльная» система расчета пенсии вводит зависимость размера пенсии от уровня официального дохода гражданина: ведь именно с него начисляются страховые взносы в ПФР, которые затем преобразуются в пенсионные баллы – а это и есть страховая пенсия. Однако зависимость между официальным заработком и пенсией далеко не такая «прямая», как кажется на первый взгляд:

1) На индивидуальном лицевом счете работника отражаются не все 22% взносов, перечисленных работодателем с его заработка, а только 16% (6% – это т.н. солидарная часть тарифа, за счет которой финансируется фиксированная выплата нынешним пенсионерам).

2) Заработать можно лишь ограниченное количество баллов за год. Закон «О страховых пенсиях» устанавливает предельное значение баллов, которое учитывается при расчете пенсии за каждый год работы: за 2019 год – 9,13, за 2020 год – 9,57, с 2021 года – 10 баллов.

Максимальная величина официального заработка за 2019 год, которая зачтется в пенсию, составляет 87 495,83 рублей. Все, что получено сверх этого, на пенсии не отразится.

3) Страховые взносы на счет работника также зачисляются лимитированно: когда заработок с начала года достигает предельной величины базы для исчисления страховых взносов, с остальной суммы зарплаты до конца года взносы на лицевой счет работника не поступают. На 2019 год эта величина утверждена в размере 1 150 000 рублей.

Поэтому официально зарабатывать на пенсию эффективно лишь до определенного уровня.

Способ 2. Добровольное отчисление страховых взносов

Начиная с этого года, чтобы включить стаж в свою пенсию и повысить ее размер, можно добровольно платить страховые взносы в ПФР:

- минимум: МРОТ х 22% х 12 месяцев,

- максимум: 8 МРОТ х 22% х 12 месяцев

В 2019 году МРОТ составляет 11 280 рублей – соответственно, нужно уплатить от 29 779,20 до 238 233,60 рублей за год, чтобы добавить к пенсии стаж и баллы.

Но с учетом текущей стоимости одного балла в 87,24 рублей эти взносы дадут прибавку к пенсии в размере от 341,34 до 2 730,78 рублей в месяц. Получаем, что вложения окупятся через пенсию лишь примерно через 7 лет. Но вот если стажа не хватает для назначения пенсии, то это может быть более выгодно.

Способ 3. Отсрочка выхода на пенсию

Каждые 12 месяцев отсрочки обращения за пенсией по старости (но не более чем на 120 месяцев) дают прибавку за счет повышающего коэффициента. Рассмотрим, как это действует на конкретном примере:

Две женщины достигли 55 лет 1 января 2018 года, одна назначила пенсию по старости с этой даты, вторая делает отсрочку на 2 года – т.е. до 2 января 2020 года. Для равенства условий возьмем для обеих страховую пенсию в 100 баллов.

Первая получит пенсию за 2 года в размере:

- 2018 год: 4 982,90 + 8 149 (фиксированная выплата плюс страховая пенсия в 100 баллов) = 13 131,90 рублей в месяц или 157 582,80 рублей за год,

- 2019 год: 5 334,19 + 8 724 (с учетом индексации) = 14 058,19 рублей или 168 698,28 рублей за год.

В 2020 году размер ее пенсии с учетом индексации составит: 5 686,25 + 9 300 = 14 986,25 рублей в месяц.

Вторая соответственно недополучит за 2018 – 2019 годы: 157 582,80 + 168 698,28 = 326 281,08 рублей.

Но пенсия ее с 1 января 2020 года с учетом повышающих коэффициентов составит:

(5 686,25 х 1,12) + (9 300 х 1,15) = 17 063,60 рублей в месяц, что больше, чем у первой на 2 077,35 рублей.

Однако, чтобы окупить всю недополученную за 2 года пенсию, ей потребуется почти 157 месяцев или почти 13 лет. Только после этого она выйдет в «плюс» по сравнению с первой пенсионеркой.

Как видно, повысить пенсию теми способами, что обозначил ПФР, действительно можно, но не всё так просто в реальной жизни…


МОСКВА, 13 февраля. /Кор. ТАСС Юлия Ермилова/. Предприниматели начиная с этого года будут перечислять страховые взносы на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование в Федеральную налоговую службу (ФНС), которая администрирует соцвзносы с 1 января 2017 года. Российскому бизнесу это упростит отчетность, а бюджету должно принести дополнительно, по разным оценкам, до 100 млрд рублей в год.

"Думаю, что правительство возлагает большие надежды на усовершенствование системы сбора страховых взносов с помощью ФНС. Ведь налоговая служба традиционно считается в данном вопросе одной из самых действенных организаций", - отметил руководитель компании по аутсорсингу бухгалтерских услуг "Яшин и партнеры" Сергей Яшин.

По мнению бизнесмена, ФНС традиционно является одной из самых эффективных структур по критерию собираемости налоговых платежей, и внедрение аналогичного подхода к оплате страховых взносов существенно увеличит поступления в бюджет.

Однако отчетность за 2016 год организации будут сдавать по старым правилам: в Пенсионный фонд России (ПФР) - до 20 февраля, в Фонд социального страхования - до 25 января. Отчетность за первый квартал будет сдаваться уже в ФНС, и срок для ее сдачи будет единым - до 2 мая 2017 года (переносится с 30 апреля 2017 года, которое является выходным днем).

Переход для бизнеса будет плавным

Срок уплаты страховых взносов по 2017 году остается прежним - она производится каждого 15-го числа следующего календарного месяца. Уплата страховых взносов будет проводиться отдельными платежными поручениями по каждому виду обязательного страхования.

Тарифы страховых взносов тоже не изменились. Для основной категории плательщиков на 2017-2019 годы общий тариф соцвзносов составляет 30% (ПФР - 22%, ФСС - 2,9%, ФОМС - 5,1%). Предельная база, с которой начисляют взносы в ПФР, составляет 796 тыс. рублей, в ФСС - 718 тыс. рублей (прим. - Постановление Правительства РФ от 26.11.2015 № 1265).

Кроме того, для отдельных категорий плательщиков установлены пониженные тарифы страховых взносов, размер и период действия которых практически не изменились. Исключение составляют IT-организации. Для них пониженный тариф страховых взносов в размере 14% сохраняется до 2023 года включительно.

Пониженные тарифы также действуют и для субъектов МСБ (прим. - малый и средний бизнес): для тех предпринимателей, которые применяют упрощенную систему налогообложения и осуществляют определенные виды деятельности в производственной и социальной сфере, тарифы на страховые взносы составляют 20% до 2018 года.

Владельцы малого бизнеса станут внимательнее

Президент группы компаний "Русский огород" и вице-президент общественной организации по поддержке малого и среднего бизнеса "Опора России" Владислав Корочкин считает, что ФНС сможет плодотворно повлиять на сбор социальных страховых взносов с предпринимателей, в особенности с владельцев малых предприятий.

"Владельцы небольших компаний чаще забывают вовремя уплачивать соцвзносы, в отличие от своих коллег из большого бизнеса. Это происходит потому, что большинство мелких предпринимателей одновременно и развивают бизнес, и сами готовят отчетность в контролирующие органы. Думаю, что владельцы маленьких компаний станут более дисциплинированными, сдавая всю документацию по налоговым и неналоговым платежам в один контролирующий орган - ФНС. Ведь любой бизнес заинтересован в хороших отношениях с налоговой инспекцией", - подчеркнул Корочкин.

Он также напомнил, что от уплаты всех налогов и страховых сборов на два года освобождаются льготные категории самозанятых предпринимателей: домохозяйки, частные репетиторы и няни.

Среди прочего эксперты отметили следующий положительный момент для бизнеса: сегодня российские компании ожидают, что количество отчетов и бумажной волокиты существенно сократится, и передача администрирования страховых взносов под управление ФНС - это лишь первые шаги.

Сбор страховых взносов - под особый контроль

Сотрудники Федеральной налоговой службы также заверили, что передача страховых взносов в администрирование налоговых органов, по сути, лишь технический прием, а все элементы взимания страховых взносов остаются прежними: категории плательщиков, облагаемая база, тарифы, необлагаемые суммы и льготные категории плательщиков (малый бизнес и отдельные отрасли экономики).

  • ФНС начинает администрирование обязательных страховых взносов
  • Голодец: страховая природа соцвзносов при смене администрирования должна быть сохранена

"Передача функций администрирования налоговой службе обусловлена тем, что нужно не только повысить суммы поступления страховых взносов, но и обеспечить полную достоверную информацию о плательщиках и застрахованных лицах, а также реализовать для бизнеса прием отчетности по принципу одного окна. Так, например, за счет оптимизации отчетности по страховым взносам по сравнению с количеством от общего числа показателей, заполняемых работодателями при сдаче отчетности по страховым взносам до 01.01.2017 (714), количество показателей с 01.01.2017 (431) уменьшилось в 1,6 раза. Соответственно, административная нагрузка на бизнес, связанная с подготовкой отчетности, сокращена", - пояснил представитель Федеральной налоговой службы.

Также, по словам сотрудников организации, в качестве администратора страховых взносов и фискального контролера фонды будут полностью исключены из процесса взаимодействия с плательщиками. Однако организациям следует учитывать обозначенные в законах переходные периоды. Так, за периоды до 2016 года включительно контроль и проверки будут осуществлять фонды.

Что останется за фондами

Представители Пенсионного фонда РФ напоминают, что организация по-прежнему осуществляет индивидуальный персонифицированный учет застрахованных лиц.

"Как известно, с апреля 2016 года все страхователи обязаны ежемесячно представлять в территориальные подразделения ПФР сведения по каждому физическому лицу, с которым оформлены трудовые или гражданско-правовые отношения. Сведения нужно будет подавать и в дальнейшем. Данная отчетность имеет максимально упрощенную форму, ее цель - определить, осуществляет ли пенсионер трудовую деятельность. Эти сведения избавят пенсионера от похода в пенсионный фонд и подачи заявления о возобновлении индексации страховой пенсии", - отметил представитель фонда.

Помимо этого, организация будет принимать сведения о стаже застрахованных лиц (ежегодно, не позже 1 марта следующего года); реестры застрахованных лиц, за которых перечислены дополнительные страховые взносы на накопительную пенсию или уплачены взносы работодателя (не позднее 20 дней со дня окончания квартала); копии платежных документов от застрахованных лиц об уплаченных дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию за истекший квартал (не позднее 20 дней со дня окончания квартала).

Кроме того, Фонд социального страхования будет осуществлять контроль превышения выплат по больничным листам вплоть до 2021 года. В течение этого периода они переходят на так называемую систему прямых выплат, когда выплаты по больничным листам и в связи с материнством фонд осуществляет напрямую работнику. Тогда эти выплаты будут являться уже не элементом расчета взноса, подлежащего уплате в бюджет фонда, а непосредственно выплатами из самого фонда.


Последствия COVID-19 и нефтяного шока могут привести к снижению к концу года ВВП России на 5,2% - 6,5%, уровень промышленного производства рискует упасть до 8% по сравнению с прошлым годом. Что будет на этом фоне с пенсионными накоплениями в стране? Как может измениться в ближайшее время ситуация с наполнением Пенсионного фонда России, выплатой пенсий? И что происходит на рынке НПФ?

Деньги есть, но… Финансовое состояние пенсионной системы напрямую зависит от состояния экономики, поскольку размер страховых пенсий – производная величина от наполняемости ПФР. Ситуация в российской экономике сейчас не лучшая. На предкризисный уровень она сможет выйти только к 2022 году – не ранее. Это означает, что собираемость страховых пенсионных взносов в ПФР подвержена риску падения в случае ухудшения ситуации на рынке труда.

Нужно отметить: успешные меры Правительства по предотвращению обвала курса рубля и сдерживанию инфляции привели к относительной стабилизации в макроэкономике. На начало текущего кризиса был создан неплохой задел: профицит бюджета наряду с внушительным размером Фонда национального благосостояния (порядка 9% от ВВП) позволили поддерживать расходную часть ПФР в краткосрочной перспективе. Значит, пенсионная система пока будет в состоянии профинансировать не только индексацию пенсий, но и досрочные пенсии безработным "предпенсионерам".

Учтем, что источники финансирования ПФР помимо страховых взносов – это межбюджетные трансферты и ассигнования. Поэтому образовавшийся дефицит в любом случае будет компенсирован за счет бюджетных расходов. Однако уже к концу 2020 года прогнозируется бюджетный дефицит на уровне не менее 5% ВВП, следовательно, если отечественная экономика окажется в долгосрочном режиме стагнации, проблемы с финансированием пенсионной системы возникнут с новой интенсивностью уже через несколько лет и позитивный эффект от повышения пенсионного возраста может быть сведен на нет.

Где взять взносы? Основными факторами, оказывающими влияние на размер пенсионных взносов являются: размер заработной платы, динамика её роста и уровень безработицы.

Если проанализировать динамику размера взносов в систему обязательного пенсионного страхования, то можно заметить: их максимальный прирост происходит в периоды снижения безработицы (рис.1.). К сожалению, в условиях отсутствия на сайте Федеральной налоговой службы России данных относительно взносов, поступивших в ПФР за апрель-июнь 2020 года, можно только предполагать насколько может снизиться их размер в разгар кризиса.

На начало карантинных мероприятий средняя заработная плата в России составляла 50 948 руб. в месяц, при этом уровень безработицы был на уровне 4,7%. В апреле зарплаты упали до 49 306 руб., а безработица увеличилась до 5,8%, достигнув 6,1 % в мае.

Исходя их полученных данных, снижение размера пенсионных взносов во втором квартале может составить порядка 1,3%. Несмотря на то, что Правительство предпринимает активные меры по поддержанию доходов населения, к отчислениям в Пенсионный фонд России они не имеют прямого отношения. Следовательно, по грубым оценкам, к концу года размер поступлений пенсионных взносов в ПФР уменьшится на 1,5 – 2%.


Рис. 1 Динамика размера взносов на обязательное пенсионное страхование и количества безработных.

Что в частных фондах? Негосударственные пенсионные фонды (НПФ) также столкнулись с рядом проблем. Падение цен на нефть и уменьшение ее добычи в России на 20% незамедлительно привело к падению стоимости акций крупнейших российских компаний. В итоге произошло уменьшение доходности инвестиционных портфелей НПФ как в отношении пенсионных накоплений (-0,4% за первый квартал 2020 года), так и пенсионных резервов (-0,14%). Причем падение могло бы быть значительно больше, если бы структура инвестиционного портфеля НПФ не состояла на 30-40% из долговых финансовых инструментов, стоимость которых не так подвержена изменению рыночной конъюнктуры.

Таким образом, в ближайшем будущем рост пенсий нынешним пенсионерам будет обеспечен за счет индексаций. Однако проблема низких коэффициентов замещения в системе обязательного пенсионного страхования останется надолго. Негосударственные пенсионные фонды, работающие в накопительной системе, также имеют весьма ограниченную привлекательность среди российских граждан. Сложности возникают как из-за слабо прогнозируемой доходности в условиях растущей рыночной волатильности, так и в силу нерешенных проблем со статусом накопительных пенсий в государственной пенсионной системе.

Подпишитесь на нашу рассылку, и каждое утро в вашем почтовом ящике будет актуальная информация по всем рынкам.



Сегодня мы подготовили для вас статью об изменениях в уплате страховых взносов. Нельзя сказать, что это глобальные изменения. Их значение в том, что они идеально вписываются в происходящее с налогами в стране. Эти изменения — ещё один элемент в мозаику, которая описывает позицию государства по отношению к бизнесу.

Страховые взносы — один из видов обязательных платежей.

До 1 января 2017 года администрированием страховых взносов занимался ПФР. Но Федеральный закон от 3 июля 2016 года № 243-ФЗ внёс изменения в НК, и с 1 января 2017 года уже ФНС администрирует уплату страховых сборов. В конце статьи мы подумаем, зачем государству понадобились эти изменения.

Уже сейчас можно сказать: раньше ФНС могла заинтересоваться «серыми» схемами зарплат и доначислить 13% НДФЛ. Теперь же в «сферу интересов» налоговой попадают ещё и 30% страховых отчислений с зарплат.

4 марта вступил в силу Приказ ФНС от 16 января 2016 года №ММВ-7-8/683@ «Об утверждении Порядка изменения срока уплаты налога, сбора, страховых взносов, а также пени и штрафа налоговыми органами».

Закон «О страховых взносах в Пенсионный фонд…» с 1 января 2017 года утратил силу. Зато в НК появилась и начала действовать глава 34 «Страховые взносы», куда и «переехали» нормы, касающиеся взносов. Совокупная ставка осталась такая же — 30%.

Что нового?

Главное новшество Приказа мы уже оговорили — администрирование сбора страховых взносов перешло к ФНС.

Также налоговая теперь по-новому решает, менять ли срок уплаты НДФЛ, других налогов, пеней и штрафов физическому лицу, которое не является ИП или налоговым агентом. Новые правила:

  • решение об изменении срока принимает руководитель УФНС России по субъекту РФ;
  • руководитель УФНС согласовывает изменение срока с финансовыми органами субъекта и муниципалитета;
  • сумма НДФЛ может быть любой.

Как это было раньше:

  • решение принимала территориальная ИФНС по месту жительства гражданина;
  • решение должно быть согласовано с УФНС, с финансовыми органами субъекта и муниципалитета;
  • сумма должна превышать 100 000 рублей.

В Приказе сказано, что налоговая может отменить решение об изменении срока уплаты налогов, если налогоплательщик нарушит условия предоставления отсрочки. Эта норма есть и в Налоговом кодексе (п.3 ст.68 НК).

Тревожный сигнал от ФНС — «за опоздание с расчётом по страховым взносам будем блокировать расчётный счёт»

Отчётные периоды по страховым взносам: первый квартал, полугодие, девять месяцев. Расчётный — год (ст.423 НК).

Единый расчёт по страховым взносам надо представить до 30-го числа того месяца, который следует за расчётным периодом. За первый квартал 2017 года отчётность надо будет сдать не позднее 2 мая 2017, потому что 30 апреля и 1 мая — выходные.

И вот в письме от 27 января 2017 г. № ЕД-4-15/1444 ФНС заявила, что за опоздание она будет блокировать счёт компании. При этом ФНС ссылается на статью 76 НК, в которой говорится о приостановлении операций по счетам компаний в банках. По мнению ФНС, с 1 января 2017 года действие этой статьи затрагивает и плательщиков страховых взносов.

Здесь есть неясный момент, а именно: за 15 дней до опубликования письма ФНС Минфин опубликовал письмо № 03-02-07/1/556 от 12.01.2017. И в нём указал, что опоздание расчёта по страховым взносам — не причина блокировать счёт компании.

Учитывая, что никакой практики по этому вопросу нет, ситуация ещё больше запутывается.

Логика происходящего или что это значит

Пенсионный фонд собирал страховые взносы из рук вон плохо: к концу 2016 бизнес задолжал ПФР 251 миллиард рублей. Астрономическая цифра. Относительно 2011 года долг увеличился в 6 раз. Более того: проверки ПФР на предмет того, правильно ли предприниматели платят страховые взносы, даже не окупают затраты на проведение этих проверок.

С начала 2017 года сбор страховых взносов снизился: в январе 2017 собрали на 2,5% меньше, чем в январе 2016, хотя предполагалось, что соберут на 6,9% больше.

Понятно, что у сотрудников ФНС, умеющих «взять с бизнеса», такая работа могла вызывать только самодовольную и презрительную ухмылку.

Вот государство и отдало (скорее, вернуло) ФНС контроль над страховыми сборами. Кто лучше собирает, тот пусть и собирает, решили чиновники. С их позиции тут всё логично. ФНС будет работать, чтобы сократить дефицит ПФР.

Ещё в 2015 году Александра Саслина из Экономической экспертной группы прямо говорила, что возврат сборов страховых взносов в ФНС повысит собираемость.

Вообще вопрос о передаче ФНС администрирования сбора страховых платежей стоял давно: ещё в 2013 году в бюджетном послании Владимир Путин затрагивал этот вопрос.

Страховые взносы — это, по сути своей, налоги, пусть они и не называются налогами. Государство распоряжается ими почти так же свободно, как налогами. Пенсионные баллы — это условные единицы, призванные замаскировать, сколько денег государство должно пенсионеру. Это нужно, чтобы государство могло свободно распоряжаться деньгами ПФР по своему усмотрению.

Несколько выводов

Основная плохая новость для бизнеса в том, что в юрисдикцию налоговой теперь попадают не только 13% НДФЛ, но и 30% страховых взносов. Для ФНС это уже «интереснее», чем 13%. Соответственно, более тщательнее будут проводиться контрольные мероприятия по установлению выплат «серых» зарплат или «конвертных» схем.

Практики доначислений налоговой инспекцией страховых взносов пока нет. Как мы знаем, ФНС иногда творчески подходит к толкованию положений НК РФ и судебной практики.

Скорее всего, налоговая начнёт «экспериментировать» с доначислениями. И ещё не известно, на чьей стороне будут суды.

Бизнес будет отдавать больше налогов государству, чем сейчас. Это можно утверждать с серьёзной долей уверенности, потому что у ФНС намного сильнее техническая оснащённость и больше опыт взимания средств, чем у ПФР.

ФНС будет применять иную тактику взимания, чем ПФР.

Для бизнеса открывается ещё один фронт. Нужно готовиться держать оборону. Мы постоянно отслеживаем практику, и когда появятся новости по теме, быстро об этом сообщим.

Подписывайтесь на рассылку на нашем сайте, чтобы точно ничего не упустить.


  • Анализ судебной практики
  • Должная осмотрительность
  • Допросы в ФНС и полиции
  • Дробление бизнеса
  • Индивидуальные предприниматели
  • Как применяется статья 54.1 НК
  • Кейсы
  • На заметку бизнесу
  • Налоговые проверки
  • Налоговые схемы и последствия их применения
  • Налоговый контроль
  • Субсидиарная ответственность

Как платить НДС при выкупе муниципального имущества

7 аргументов, опровергающих дробление

ИП-управляющий: как на самом деле должна строиться работа с ним и какие ошибки делают компании, назначая управляющего

Как выигрывать суды у инспекции? Подборка из 27 победных аргументов. Часть 2

Анализ «того самого» письма ФНС и почему бизнесу лучше не станет

Как инспекции взыскивают налоги с взаимозавивимого бизнеса и людей?






Напишите нам письмо


Адвокатская защита руководителейПодготовка к допросуПомощь при налоговых проверкахПомощь при уголовном преследованииПри запросе документов из органов полицииНаши публикацииДополнительные услугиАбонентское обслуживание

Подпишитесь на новости



Thank you! Your submission has been received!

Oops! Something went wrong while submitting the form

Thank you! Your submission has been received!

Oops! Something went wrong while submitting the form

Помимо основных услуг, вы можете получить готовые решения для бизнеса

Мы разработали комплекты документов, благодаря которым вы можете значительно и законно оптимизировать налоги, защитить компанию от обыска и сохранить личные активы. Документы готовы к внедрению.



Документы для удалённой работы

Перевести сотрудников на дистанционную работу — это правильное решение. Неудобства такой работы легко преодолимы, а выгоды очень существенны.



Защитите информацию, которая обладает коммерческой ценностью от изъятия правоохранительными органами при обыске (выемке).



Используя группу компаний, где одна на ОСН, а другая на УСН, вы получаете ряд выгод (не только экономию налогов) без риска претензий со стороны инспекции.



Подходит всем компаниям и любым специалистам. Особенно удобно в Москве. Зарплата разбивается на оклад и компенсацию.



Любая компания может заключить его вместо трудового и с новыми сотрудниками и с теми, кто уже работает в компании. Платится стипендия.



Привлекать предпринимателей к работе можно. Если правильно оформить документы, то вы экономите без риска претензий налоговой.



Компанией может руководить ИП. Это выгоднее и удобнее, чем руководство «обычного» директора. Если оформить всё правильно, то риска нет.



Защита от обыска в офисе

Памятки для сотрудников и руководителя, что делать при внезапном обыске и как подготовить офис к нему, чтобы максимально защитить информацию.



Работа с самозанятыми

Полный пакет документов для работы с самозанятыми и исчерпывающая инструкция, как работать с ними, не вызывая повышенного внимания инспекции.




ознакомиться
с инфографикой

Сегодня работодатели платят страховые взносы в обязательную пенсионную систему по тарифу 22% от фонда оплаты труда работника. Из них 6% тарифа могут идти на формирование пенсионных накоплений, а 16% – на формирование страховой пенсии, а могут, по выбору гражданина, все 22% идти на формирование страховой пенсии.

У граждан 1966 года рождения и старше формирование пенсионных накоплений может происходить только за счет добровольных взносов в рамках Программы государственного софинансирования формирования пенсионных накоплений, а также за счет направления средств материнского (семейного) капитала на накопительную пенсию. Если гражданин работает, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование направляются только на формирование страховой пенсии. Пенсионные накопления также есть у мужчин 1953-1966 года рождения и женщин 1957-1966 года рождения, в пользу которых в период с 2002 по 2004 гг. включительно уплачивались страховые взносы на накопительную пенсию. С 2005 года эти отчисления были прекращены в связи с изменениями в законодательстве.

Если же гражданин родился в 1967 году и позднее, до 31 декабря 2015 года ему предоставлялась возможность выбора собственного варианта пенсионного обеспечения в отношении своих будущих пенсионных накоплений:

  • формировать только страховую пенсию
  • формировать страховую и накопительную пенсию одновременно

Гражданам 1966 года рождения и старше выбор варианта пенсионного обеспечения не предоставлялся.

В настоящее время право выбора варианта пенсионного обеспечения сохраняют лица 1967 года рождения и моложе, в отношении которых с 1 января 2014 года впервые начисляются страховые взносы на обязательное пенсионное страхование.

До 1 декабря года, в котором истекает пятилетний период с момента первого начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, указанные граждане вправе:

  • заключить договор об обязательном пенсионном страховании и обратиться с заявлением о переходе (досрочном переходе) в негосударственный пенсионный фонд;
  • либо до 31 декабря года, в котором истекает пятилетний период с момента первого начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обратиться с заявлением о выборе инвестиционного портфеля управляющей компании, расширенного инвестиционного портфеля государственной управляющей компании или инвестиционного портфеля государственных ценных бумаг государственной "управляющей компании".

При внесении изменений в единый реестр застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию либо при удовлетворении Пенсионным фондом Российской Федерации заявления о выборе инвестиционного портфеля с установлением варианта пенсионного обеспечения, предусматривающего направление на финансирование накопительной пенсии 6,0 процента индивидуальной части тарифа страхового взноса, для указанных застрахованных лиц устанавливается вариант пенсионного обеспечения, предусматривающий направление страховых взносов на накопительную пенсию.

До реализации данного права выбора, а также для лиц не воспользовавшихся указанным правом, устанавливается вариант пенсионного обеспечения, предусматривающий направление на финансирование страховой пенсии страхового взноса в полном объеме.

В случае, если по истечении пятилетнего периода с момента первого начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование данные застрахованные лица не достигли возраста 23 лет, указанный период продлевается до 31 декабря года, в котором лицо достигнет возраста 23 лет (включительно).

Если гражданин принял решение отказаться от дальнейшего формирования накопительной пенсии, все ранее сформированные пенсионные накопления будут по-прежнему инвестироваться выбранным им страховщиком (ПФР или НПФ) и будут выплачены в полном объеме при обращении гражданина за назначением и последующей выплатой пенсии. Кроме того, застрахованное лицо по-прежнему вправе распоряжаться указанными пенсионными накоплениями и выбирать, кому доверить управление ими.

Важно! В 2014-2021 гг. все страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемые работодателями за своих работников, направляются на формирование страховой пенсии.

Вне зависимости от выбора варианта пенсионного обеспечения в системе ОПС у всех граждан, имеющих пенсионные накопления, есть право доверить их управление:

  • Пенсионному фонду Российской Федерации, выбрав:
    • управляющую компанию (УК), отобранную по конкурсу, с которой ПФР заключил договор доверительного управления средствами пенсионных накоплений, в т.ч. один из инвестиционных портфелей государственной управляющей компании (ГУК) - ВЭБ.РФ;
  • негосударственному пенсионному фонду (НПФ), осуществляющему деятельность по обязательному пенсионному страхованию.

В чем разница между УК и НПФ? Если пенсионные накопления находятся в доверительном управлении УК или ГУК, то назначение и выплату накопительной пенсии, учет средств пенсионных накоплений и результатов их инвестирования управляющими компаниями осуществляет ПФР. Если пенсионные накопления находятся в НПФ, то инвестирование и учет средств пенсионных накоплений, а также назначение и выплату накопительной пенсии осуществляет выбранный гражданином НПФ.

Средства пенсионных накоплений можно получить в виде:

Единовременной выплаты – выплачиваются сразу все пенсионные накопления одной суммой. Получатели:

  • граждане, у которых размер накопительной пенсии составляет 5 процентов и менее по отношению к сумме размера страховой пенсии по старости, в том числе с учетом фиксированной выплаты, и размера накопительной пенсии, рассчитанных по состоянию на день назначения накопительной пенсии;
  • граждане, получающие страховую пенсию по инвалидности или по случаю потери кормильца либо получающие пенсию по государственному пенсионному обеспечению, которые при достижении общеустановленного пенсионного возраста не приобрели право на страховую пенсию по старости из-за отсутствия необходимого страхового стажа или необходимого количества пенсионных коэффициентов (с учетом переходных положений пенсионной формулы).

Срочной пенсионной выплаты. Ее продолжительность определяет сам гражданин, но она не может быть меньше 10 лет. Выплачивается при возникновении права на пенсию по старости лицам, сформировавшим пенсионные накопления за счет взносов в рамках Программы государственного формирования пенсионных накоплений, в том числе взносов работодателя, взносов государства на софинансирование и дохода от их инвестирования, а также за счет средств материнского (семейного) капитала, направленных на формирование будущей пенсии, и дохода от их инвестирования.

Накопительной пенсии – осуществляется ежемесячно и пожизненно. Ее размер рассчитывается исходя из ожидаемого периода выплаты с 2020 года – 258 месяцев. Чтобы рассчитать ежемесячный размер выплаты, надо общую сумму пенсионных накоплений, учтенную в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица, по состоянию на день, с которого назначается выплата, разделить на 258 месяцев.

Владельцы малого и среднего бизнеса стали отчислять в два раза меньше страховых взносов за своих сотрудников, заработок которых превышает минимальный размер оплаты труда. Сейчас он составляет 12 130 рублей.

Такую меру поддержки предприниматели получили с 1 апреля в связи с ситуацией с коронавирусной инфекцией и смогут ей пользоваться до 31 декабря 2020 года.

«МЛ» решил разобраться, как это скажется на будущей пенсии работников и на ежегодном августовском перерасчете работающих пенсионеров.

НОВЫЕ СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ

1 апреля 2020 года был принят Федеральный закон № 102‑ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ…» В нем говорится о тарифах страховых взносов для работодателей, которые признаны субъектами малого и среднего бизнеса.

Если у работника минимальный размер оплаты труда, то за него работодатель будет уплачивать страховые взносы по прежним тарифам. В целом они составляют 30 процентов от фонда оплаты труда:

22 процента - на обязательное пенсионное страхование;

5,1 процента - на обязательное медицинское страхование;

2,9 процента - на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Как пояснили «МЛ» в Управлении Федеральной налоговой службы по Пензенской области, тарифы страховых взносов изменились для страхователей, признанных субъектами малого и среднего бизнеса, в отношении работников, которые получают больше МРОТ. Вместо 30 процентов взносы составили 15 процентов:

10 процентов - на обязательное пенсионное страхование;

5 процентов - на обязательное медицинское страхование;

0 процентов - на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Эти тарифы будут действовать до 31 декабря 2020 года.

ФОРМУЛА БУДУЩЕЙ ПЕНСИИ

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование непосредственно влияют на размер будущей пенсии. Они участвуют в расчете индивидуальных пенсионных коэффициентов (ИПК), которые формируются за каждый год работы и суммируются при установлении пенсии.

Годовой ИПК определяется по следующей формуле. Сумма уплаченных страховых взносов на страховую пенсию за конкретного работника делится на сумму страховых взносов, которые уплачиваются с максимальной взносооблагаемой зарплаты в стране, и умножается на 10 (см. формулу).

Максимальная взносооблагаемая заработная плата в стране - это предельная величина для начисления страховых взносов, которая каждый год индексируется и в 2020 году составляет 1 миллион 292 тысячи рублей.

РАСЧЕТ ИЛИ ПЕРЕРАСЧЕТ

Итак, если сумма страховых взносов за конкретного работника уменьшится, то при том же размере заработной платы он получит меньше пенсионных баллов за год. Разумеется, это отразится на его будущей пенсии.

То же самое и с работающими пенсионерами. Августовский перерасчет им делают исходя из страховых взносов, которые за них заплатил работодатель за предыдущий год работы. Чем меньше страховых взносов будет в 2020 году, тем меньше будет прибавка у работающего пенсионера после перерасчета в августе 2021 года.

«Размер страховой пенсии напрямую зависит от величины индивидуального пенсионного капитала, учтенного на индивидуальном лицевом счете гражданина, - пояснили «МЛ» в отделении Пенсионного фонда России по Пензенской области.

- То есть если суммы отчислений страховых взносов будут меньше, то, соответственно, величина индивидуального пенсионного капитала, учтенная при исчислении размера пенсии, будет меньше».

Что же касается работающих пенсионеров, то в отделении ПФР напомнили, что перерасчет страховой пенсии с 1 августа не может превышать 3 пенсионных баллов. Это правило прописано в пункте 1 части 4 статьи 18 Федерального закона от 28.12.2013 № 400‑ФЗ «О страховых пенсиях».

С 1 августа 2021 года перерасчет страховых пенсий будет произведен с учетом индивидуального пенсионного капитала за 2020 год, при этом в расчет будет приниматься ИПК, отраженный на индивидуальном лицевом счете гражданина.

Будущие и нынешние пенсионеры, которые продолжают работать, действительно могут потерять в размере своих выплат. Единственный выход в этой ситуации - внесение корректировок в федеральное законодательство, в частности в формулу расчета индивидуальных пенсионных коэффициентов за год.

Если тарифы страховых взносов с заработной платы конкретного работника и с максимальной взносооблагаемой зарплаты будут одинаковыми, то даже при снижении суммы страховых взносов количество пенсионных баллов за год не уменьшится.

«Молодой ленинец», № 19, 12 мая 2020 г.

Оригинал и другие интересные статьи на сайте издательства «Наш дом»

Читайте также: