Что такое пенсионная реформа по кудрину


Повышение пенсионного возраста, одним из главных лоббистов которого выступает Алексей Кудрин, "заморозка" накопительной части и индексации выплат работающих пенсионеров – эти и другие проблемы российской пенсионной системы в условиях бюджетного кризиса обсудили эксперты Московского экономического форума 3 апреля. Изменения системы каждый раз проходят якобы для ее усовершенствования, между тем для самих пенсионеров условия становятся только хуже: увеличивается разрыв между их зарплатами и пенсиями, между стоимостью жизни и той суммой, которую государство дает на жизнь. На МЭФ предложили во главу угла поставить не коэффициенты, а доходы пенсионеров, а вместо очередной корректировки пенсионной системы изменить принципы работы Пенсионного фонда.

По прогнозу, среднегодовой размер страховой пенсии по старости к 2030 г. снизится с сегодняшних 33,1% от зарплаты до 27,9%. Почему происходит снижение размера пенсий? Все начиналось с валоризации – из-за недооцененных прав советских пенсионеров на старте реформы. Кроме того, на размер пенсий влияет сокращение трудового стажа: если в советское время средний период трудовой занятости был 42 года, то сейчас это 32-34 года у мужчин и 27-28 лет у женщин. Это не позволяет накопить на пенсию, объяснил модератор тематической конференции МЭФ, начальник департамента актуарных расчетов и стратегического планирования Пенсионного фонда, профессор Финансового университета при Правительстве РФ Аркадий Соловьев.

Появился и новый сюжет – ущемление прав трудовых пенсионеров. "За четыре года отмены индексации размер пенсий у самой высокодоходной части пенсионеров начал резко сокращаться. Работающие пенсионеры позиционируются, как нахлебники, которые "объедают" неработающих пенсионеров и наносят ущерб государственному бюджету", – сказал Аркадий Соловьев.

Он отметил, что невыплата пенсий работающим пенсионерам нарушает принципы страховой системы.

На снижение выплат влияет и рост численности пенсионеров, вследствие чего доходная часть ПФР не может догнать растущие расходы. В 2018 г. на выплату страховой части пенсии потребуется 6,72 трлн руб., в то же время взносы составят только 4,61 трлн. В 2019 г. суммы увеличатся до 7 трлн руб. и 4,9 трлн руб. При этом за счет сокращения размеров пенсий расходы растут чуть меньшими темпами, чем поступления в ПФР.

Повышение пенсионного возраста лоббисты идеи преподносят как решение всех проблем, вместе с тем они не могут привести разумных аргументов "за". Что до якобы увеличившейся продолжительности жизни, вслед за которым должен расти возраст выхода на пенсию, то, как показывает анализ, растет она за счет младшего и среднего поколения людей.


"У старшего поколения продолжительность жизни растет фантастически незначительно. За 50 лет у мужчин она выросла на полгода, у младших – на шесть лет. А если посмотреть за предыдущие 100 лет переписи, то у мужчин продолжительность жизни за этот период увеличилась только на полтора года. Никаких демографических оснований для повышения пенсионного возраста нет", – сказал Соловьев.

Финансовые основания тоже сомнительные, отметили эксперты МЭФ. В страховой системе чем больше человек работает, тем больше впоследствии будет его пенсия. Таким образом, отсрочка выхода на пенсию увеличит будущие выплаты.

Для повышения доходов ПФР есть несколько резервов, отметили на МЭФ. Первый – трудовой. По-прежнему высока доля безработных трудового возраста. Второй резерв – борьба с теневой экономикой.

"Серые" зарплаты и доходы не формируют страховых прав. Все эти граждане, которые сидят в тени, рассчитывают на получение пенсионного обеспечения, потому что Конституция обязывает государство дать страховую или социальную пенсию – деньги из единой бюджетной системы", – отметил Аркадий Соловьев.

В поисках работы

В Институте социально-экономических проблем народонаселения РАН пришли к выводу, что экономический эффект от повышения пенсионного возраста либо неочевиден, либо очень незначителен и краткосрочен. Заместитель директора института по научной работе Ольга Александрова отметила, что повышение пенсионного возраста приведет к сжатию платежеспособного спроса. По ее словам, открытым остается вопрос, где будут работать пенсионеры в условиях строительства цифровой экономики: "Мы внедряем цифровые, иначе говоря – безлюдные технологии. Зачем в этих условиях нам оставлять на рынке труда большой отряд работников? Понятно, где их можно было бы оставлять – там, где без человека не обойтись: в науке, образовании, здравоохранении. Но там мы видим оптимизацию".


Институт провел исследование, легко ли лицам предпенсионного и пенсионного возраста найти работу на рынке труда Москвы. Выяснилось, что более четверти заявлений в центрах занятости столицы – от именно от этих двух категорий. 70% из них уже имели статус безработных.

"Среди лиц предпенсионного возраста четверть – бывшие руководители, был перевес в в сторону тех, кто имел рабочие профессии. 56% обратились в службы занятости, потому что им трудно найти работу", – рассказала Александрова.

90% опрошенных заявили, что именно из-за своего возраста им не удается найти работу. Причем, работодатели не хотят трудоустраивать пенсионеров даже при доплате по специальным госпрограммам.

"Если пенсионный возраст будет повышен, то такие лица будут длительно безработными и останутся без средств к существованию, что негативно повлияет на платежеспособность населения", – подытожила Ольга Александрова.

Не забирать последнее, а доплачивать

Главная проблема пенсионной системы – нищенские выплаты. И эту проблему в первую очередь должны решать власти. Прожиточный минимум пенсионера нуждается в пересмотре, однако вместо этого принято решение "заморозить" состав потребительской корзины, не дав таким образом поднять минимальную планку, рассказала главный научный сотрудник РАН Людмила Ржаницына.

Людям пенсионного возраста необходимы социальные выплаты помимо пенсии, заявила эксперт МЭФ, доцент механико-математического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова Татьяна Куликова.


"Пенсии должны быть выше, потому что их уровень должен рассматриваться не в сравнении с тем прожиточным минимумом пенсионера, который есть сейчас, а с прожиточным минимумом, посчитанным честно. Такая корзина должна включать в себя большую долю затрат на лекарства", – сказала Куликова.


Альтернативный пусть предлагают европейские страны, где пенсионеры получают льготы на покупку лекарств. В России на бесплатные рецепты зачастую могут претендовать только пожилые люди с инвалидностью.

Проблема не в самой системе. Не в жонглировании тарифами и параметрами, а в том, что пенсионная система интегрирована в бюджет, отметили на конференции МЭФ.

"Наша система является самой сложной в мировой практике, но не самой справедливой. Главное, чем она отличается от других – она полностью интегрирована в бюджетную систему государства, поэтому она зависит от любых макроэкономических изменений. Таким образом, система имеет то, что позволяет ей иметь экономика", – сказал Аркадий Соловьев.

Иными словами, какая экономика – такие и пенсии, а государство с 90-х годов взяло курс на деиндустриализацию и урезание социальных гарантий, что, по всей видимости, продолжится и в ближайший президентский срок. Впрочем, говорить, что альтернативы этому никакой нет – неверно. Известно, что свои стратегии развития экономики, отличные от кудринской, представили МЭФ, Столыпинский клуб, Совет Федерации и другие экспертные центры.


Алексей Кудрин стал одним из главных ньюсмейкеров страны, у него есть мнение буквально по всем вопросам. Но как только дело дошло до пенсионной реформы, ему указали на место – и он послушно туда отправился.

Как бы вы расшифровали аббревиатуру ПМП? Сейчас в официальных документах она обычно употребляется в значении "прожиточный минимум пенсионера", но молодое поколение весело сообщит вам, что это типичное "пристрелите меня, пожалуйста" – стандартное окончание жалоб на жизнь в интернете. Во время нынешней пенсионной реформы (которой по счёту?) эти расшифровки всё более сближаются между собой.

Если вам неинтересен прожиточный минимум, то напоминаем, что именно от него напрямую зависит размер пенсий в России.

Роста пенсий не будет… или будет…

Потрясающую гибкость продемонстрировало руководство Счётной палаты России. 16 октября ведомство Алексея Кудрина передало в Госдуму отчёт о проекте бюджета Пенсионного фонда России, в котором говорилось следующее:

Изменения подходов к расчёту прожиточного минимума . не гарантируют ежегодное увеличение ПМП и, соответственно, стабильный рост материального обеспечения граждан, являющихся получателями социальных доплат к пенсии, не будет обеспечен.

Не придирайтесь к запятым: грамотность считается у этих граждан дурным тоном. Видимо, они считают, что мы должны потихоньку ассимилироваться с гастарбайтерами, упрощая под них правила русского языка.

26 октября этот отчёт был опубликован, а менее чем через двое суток Счётная палата сдала назад – фактически признала свою неправоту в споре:

Дополнительные расчёты, представленные Минтрудом, позволяют говорить, что новая методика обеспечит рост материальной поддержки пенсионеров.

Алексей Кудрин, признающий свои ошибки, – это что-то новенькое в аппаратной истории России.

Раньше росло – и дальше будет!

Что же это за убойные аргументы Минтруда, которые привели к такому повороту? Вы можете прочесть их полностью на официальном сайте министерства. А главный тезис звучит так:

Ретроспективные расчёты показывают, что среднедушевой медианный доход, от которого рассчитывается прожиточный минимум в новой модели, стабильно растёт. Так, за 7 лет – за период с 2013 по 2019 год – медианный доход вырос на 38,5%.

Доказательством роста в будущем, таким образом, называют рост в прошлом: про коров тучных и тощих в министерстве явно не слыхали. Здесь же присутствует арифметическая ошибка: взятые за основу шесть лет (с итогов 2013-го до итогов 2019-го) почему-то названы семью годами – вы понимаете теперь, на каком уровне ведётся "научная дискуссия".

Специалисты Минтруда оставили также без внимания тот факт, что методика подсчёта медианного дохода в России вообще не отлажена. Статистика публикуется только с упомянутого 2013 года, когда медианный доход составлял 19 036,3 руб. В последнем обсчитанном, 2019-м – 26 365,3 руб., действительно рост на 38%. Известна также формула, по которой будут рассчитывать ПМП: сначала возьмут 44,2% от медианы и назовут полученную цифру средним прожиточным минимумом, а потом ещё 86% от неё – и это будет минимум пенсионера. По состоянию на конец 2019 года – 10 021 руб. Так себе пенсия, но действительно больше, чем 9240 рублей, рассчитанные по старому принципу – потребительской корзине.

Это, к сожалению, не значит, что сразу после перехода на новую систему пенсии вырастут – ближайшие пять лет мы будем жить по принятой в 2018 году схеме перехода на новый пенсионный возраст с обещанным ростом "плюс тысяча рублей в год". Тысяча эта, правда, на глазах усыхает в стиле некогда литровых бутылок масла и пакетов молока.

Кому мешала корзина

Встаёт вопрос: если в правительстве так заботятся о росте пенсий, что мешало не отменять потребительскую корзину, а просто увеличить её, добавить туда добрый кусок мяса или несколько кило фруктов? Зачем было пересчитывать всё и заставлять граждан следить за медианой, как брокеров за биржевыми курсами?

К сожалению, Счётная палата не задала эти вопросы профильным министерствам. Скорее всего потому, что на них есть лишь два честных ответа. И оба весьма неприятны для пенсионеров.

  1. Корзину можно проверить. Если манипулировать ценами в ней, то недобросовестных статистиков легко поймать за руку, просто сводив их в ближайший магазин. Медианный доход проверить никак нельзя, не обладая всей полнотой информации и власти правительства.
  2. В корзине использовались реальные цены, которые, в числе прочего, зависят от курса доллара, ибо импортозависимость, к сожалению, так и не преодолена. Нашидоходы к ценам отношения не имеют. Соответственно, при резком падении рубля корзина резко дорожает, а медианный доход не растёт – становится выгоднее для бюджета считать ПМП по доходу.

С уверенностью могу сказать одно: до вступления новой системы в полную силу (2026 год) её параметры ещё не раз подкорректируют, а рубль ещё не раз "мягко девальвируют". А заодно успеют наметить контуры ещё какой-нибудь пенсионной реформы. Скучно не будет!

Автор – доцент департамента менеджмента НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург

Индивидуальный пенсионный капитал: последний шанс на достойную пенсию

Глава совета Центра стратегических разработок, бывший министр финансов Алексей Кудрин в стратегии развития России до 2035 года предложил сократить число пенсионеров на 9%, или на 3,87 млн человек.

Идея сократить число пенсионеров давно витает в правительственных и околоправительственных кругах. Каждый раз, когда экономика совершает резкий скачок вниз, эта тема возникает с новой силой. Действительно, Пенсионный фонд не справляется с обязательствами и требует новых и новых бюджетных вливаний. Самый простой способ решить проблему – распределить имеющиеся средства на меньшее число пользователей.

Самое сложное – как именно решить поставленную задачу?

С 2015 года для получения пенсии необходимо набрать индивидуальный пенсионный коэффициент. Он определяется конкретным числом накопленных пенсионных баллов. Только вот с каждым годом заработать эти баллы все сложнее, а для получения пенсии в установленном законом возрасте требуется все больше и больше баллов. Замечательно, если впереди – длинная трудовая жизнь и можно приспособиться к требованиям системы. А что делать тем, кто рассчитывал в ближайшие годы выйти на пенсию?

Возникает парадоксальная ситуация. Молодые работники, видя, как обстоит дело с пенсионной системой, строят свое будущее без расчета на нее. Для них пенсия – не просто призрачная даль, а малопонятный рудимент советской системы. Молодое и среднее поколения ориентированы на создание персональных «подушек безопасности», которые одинаково эффективны в любом возрасте, – недвижимость, собственное дело, накопления – и не связывают представление о благополучной старости с государственной системой гарантий, которая рушится у них на глазах. Работники «третьего возраста» – те, кто готовится к выходу на пенсию и «молодые пенсионеры» – в большинстве своем понимают, что пенсионные выплаты превращены в «пособие по выживанию» и не обеспечивают необходимого качества жизни. Компенсировать дефицит средств можно только двумя путями – используя уже имеющиеся накопления или продолжая работу, получая одновременно и пенсию, и зарплату. Таким образом, пенсионные идеи правительства неинтересны большинству тех, кто должен быть самым заинтересованным их бенефициаром.

Предлагаемая Кудриным схема с порогом в 52 пенсионных балла превращает трудовую пенсию в лотерейный шанс, достающийся немногим. Остальным рекомендовано работать до достижения 68 лет для получения социальной пенсии. В связи с этими предложениями возникает несколько вопросов.

Во-первых, идеи Кудрина, совмещаемые с данными относительно продолжительности жизни и состояния здоровья лиц старше 60 лет, наводят на мысль о том, что большое число потенциальных пенсионеров до пенсии вообще не доживет. Если средняя продолжительность жизни мужчин в стране на данный момент – 66 лет, а гарантированную пенсию человек сможет получать после 68 лет, выводы напрашиваются сами собой.

Как стимулировать пенсионные накопления

Во-вторых, возникает проблема рабочих мест для лиц старшего возраста. Если сейчас многие предприятия вынуждены ограничивать возраст сотрудников для того, чтобы сохранить кадровую динамику и обеспечить работой молодое и среднее поколения, обремененные ипотекой, кредитами и потребностью обучать детей, постепенно уводя старших работников на неполную рабочую неделю или вспомогательные функции, то как они поведут себя в условиях резкого изменения структуры рынка труда? Ведь одно дело – привлечь к работе пенсионера на взаимовыгодных условиях, совсем иное – быть обязанным сохранить рабочие места за людьми старше 60 лет. Предполагается, что в новой пенсионной конструкции лица среднего и старшего поколений должны биться за пенсионные баллы, следовательно, именно они будут основными претендентами на официальные рабочие места.

В-третьих, как и ранее, пенсионные преобразования касаются всех возрастов в равной мере, поэтому появится категория пенсионеров «переходного периода», которые имеют почти те же характеристики, что и успевшие выйти на пенсию по старому сценарию, но попадают в число «отсроченных пенсионеров» только потому, что момент их выхода на пенсию совпадает с реформированием системы. Они начнут получать свои трудовые пенсии на год-три-пять позже, чем это посчастливилось их чуть более удачливым (по дате рождения) коллегам.

Что будет с предложениями Кудрина? Раз они просочились в прессу, их принятие в качестве правительственного курса уже не вызывает сомнений. Конечно, что-то может быть откорректировано и сглажено, но основная идея останется. Она унаследована от социалистического принципа распределения «от каждого по способностям, каждому – по труду». И оценка труда тоже из социалистического прошлого – формальный перевод экономического и социального статуса профессионально работающего человека в обезличенный набор баллов, нивелирующий ценность и значимость конкретного живого труда в конкретных условиях.

Больше мнений и историй от экспертов и предпринимателей – в "Блогах "ДП"

Автор – доцент департамента менеджмента НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург

Индивидуальный пенсионный капитал: последний шанс на достойную пенсию

Глава совета Центра стратегических разработок, бывший министр финансов Алексей Кудрин в стратегии развития России до 2035 года предложил сократить число пенсионеров на 9%, или на 3,87 млн человек.

Идея сократить число пенсионеров давно витает в правительственных и околоправительственных кругах. Каждый раз, когда экономика совершает резкий скачок вниз, эта тема возникает с новой силой. Действительно, Пенсионный фонд не справляется с обязательствами и требует новых и новых бюджетных вливаний. Самый простой способ решить проблему – распределить имеющиеся средства на меньшее число пользователей.

Самое сложное – как именно решить поставленную задачу?

С 2015 года для получения пенсии необходимо набрать индивидуальный пенсионный коэффициент. Он определяется конкретным числом накопленных пенсионных баллов. Только вот с каждым годом заработать эти баллы все сложнее, а для получения пенсии в установленном законом возрасте требуется все больше и больше баллов. Замечательно, если впереди – длинная трудовая жизнь и можно приспособиться к требованиям системы. А что делать тем, кто рассчитывал в ближайшие годы выйти на пенсию?

Возникает парадоксальная ситуация. Молодые работники, видя, как обстоит дело с пенсионной системой, строят свое будущее без расчета на нее. Для них пенсия – не просто призрачная даль, а малопонятный рудимент советской системы. Молодое и среднее поколения ориентированы на создание персональных «подушек безопасности», которые одинаково эффективны в любом возрасте, – недвижимость, собственное дело, накопления – и не связывают представление о благополучной старости с государственной системой гарантий, которая рушится у них на глазах. Работники «третьего возраста» – те, кто готовится к выходу на пенсию и «молодые пенсионеры» – в большинстве своем понимают, что пенсионные выплаты превращены в «пособие по выживанию» и не обеспечивают необходимого качества жизни. Компенсировать дефицит средств можно только двумя путями – используя уже имеющиеся накопления или продолжая работу, получая одновременно и пенсию, и зарплату. Таким образом, пенсионные идеи правительства неинтересны большинству тех, кто должен быть самым заинтересованным их бенефициаром.

Предлагаемая Кудриным схема с порогом в 52 пенсионных балла превращает трудовую пенсию в лотерейный шанс, достающийся немногим. Остальным рекомендовано работать до достижения 68 лет для получения социальной пенсии. В связи с этими предложениями возникает несколько вопросов.

Во-первых, идеи Кудрина, совмещаемые с данными относительно продолжительности жизни и состояния здоровья лиц старше 60 лет, наводят на мысль о том, что большое число потенциальных пенсионеров до пенсии вообще не доживет. Если средняя продолжительность жизни мужчин в стране на данный момент – 66 лет, а гарантированную пенсию человек сможет получать после 68 лет, выводы напрашиваются сами собой.

Как стимулировать пенсионные накопления

Во-вторых, возникает проблема рабочих мест для лиц старшего возраста. Если сейчас многие предприятия вынуждены ограничивать возраст сотрудников для того, чтобы сохранить кадровую динамику и обеспечить работой молодое и среднее поколения, обремененные ипотекой, кредитами и потребностью обучать детей, постепенно уводя старших работников на неполную рабочую неделю или вспомогательные функции, то как они поведут себя в условиях резкого изменения структуры рынка труда? Ведь одно дело – привлечь к работе пенсионера на взаимовыгодных условиях, совсем иное – быть обязанным сохранить рабочие места за людьми старше 60 лет. Предполагается, что в новой пенсионной конструкции лица среднего и старшего поколений должны биться за пенсионные баллы, следовательно, именно они будут основными претендентами на официальные рабочие места.

В-третьих, как и ранее, пенсионные преобразования касаются всех возрастов в равной мере, поэтому появится категория пенсионеров «переходного периода», которые имеют почти те же характеристики, что и успевшие выйти на пенсию по старому сценарию, но попадают в число «отсроченных пенсионеров» только потому, что момент их выхода на пенсию совпадает с реформированием системы. Они начнут получать свои трудовые пенсии на год-три-пять позже, чем это посчастливилось их чуть более удачливым (по дате рождения) коллегам.

Что будет с предложениями Кудрина? Раз они просочились в прессу, их принятие в качестве правительственного курса уже не вызывает сомнений. Конечно, что-то может быть откорректировано и сглажено, но основная идея останется. Она унаследована от социалистического принципа распределения «от каждого по способностям, каждому – по труду». И оценка труда тоже из социалистического прошлого – формальный перевод экономического и социального статуса профессионально работающего человека в обезличенный набор баллов, нивелирующий ценность и значимость конкретного живого труда в конкретных условиях.

Больше мнений и историй от экспертов и предпринимателей – в "Блогах "ДП"


Бывший министр финансов России, председатель совета Центра стратегических разработок, председатель «Комитета гражданских инициатив», глава и участник многих околоправительственных комитетов и комиссий, а также прочая и прочая – словом, Алексей Кудрин в интервью «Вестям» в очередной раз приоткрыл завесу тайны над Программой развития России после 2018 года, которую готовят сейчас под его руководством. После завершения этой работы Алексей Леонидович, по всей видимости, планирует заняться реализацией Программы, то есть вернуться в правительство.

Кудринский стиль

Стоит ли прислушиваться к словам «крестного отца» российской экономики? Ведь у нас масса программ и стратегий, которые никто и никогда даже не собирался выполнять.

С одной стороны, серьезно относиться к Кудрину – странная идея. Его манера «безошибочных прогнозов» всегда выглядела так же, как и в указанном интервью «Вестям»: «Цены будут искать новый уровень равновесия. Это уже происходит в течение двух последних лет и будет происходить, как минимум, три года. Так что мы можем увидеть разные цены: и 40, и 55. К этим ценам нужно готовиться».

Примерно в этом стиле мы и строим экономику, до сих пор по кудринским рецептам: «Неизвестно что произойдет, а мы к этому неизвестно как подготовимся».

А с другой стороны, профессиональный уровень бывшего министра финансов очевидно выше, чем у его нынешних преемников. И вот это по-настоящему страшно.

«По просьбам нетрудящихся»

Среди прочих откровений Кудрина наиболее интересным выглядят слова о будущей пенсионной реформе. Самое забавное, что даже этот либерал и рыночник до мозга костей не удержался от модного ныне повторения советской мантры «по многочисленным просьбам трудящихся». В его исполнении это выглядело так: «Те, кто сегодня – пенсионеры, говорят, что они бы на это согласились». Сама идея опрашивать уже вышедших на пенсию людей о будущей реформе довольно забавна, ибо они – единственные в стране, кто не имеет к ней никакого отношения. Но давайте разберемся, с чем именно согласились бы наши ветераны капиталистического труда.

Пенсионный возраст будет постепенно, но достаточно быстро (в течение шести-десяти лет) повышен на 5 лет для мужчин, на 8 – для женщин (до, соответственно – 65 и 63 лет). «Лучше на 2–3 года больше поработать, но затем иметь более высокую пенсию», – поражает бывший министр финансов своими арифметическими способностями. По его мнению, реформа приведет к росту пенсии примерно на 30%.

Что ж, давайте проверим утверждение Кудрина на примере пенсии для неработающих граждан – она сейчас составляет в среднем 13 855 руб. Правда, эта цифра высчитывается с учетом очень высоких пенсий силовиков и чиновников; медианный же уровень едва ли превышает 11 500 руб. Но возьмем все же официальную цифру и посчитаем только для пенсионеров по возрасту. Большинство данных – на 1 января 2016 года: Росстат не балует россиян оперативностью.

Такая долгая жизнь

Средняя продолжительность жизни в России в 2016 году – 72,1 года: 77,3 у женщин и 66,9 у мужчин. Отметим, что этот результат достигнут не без статистических ухищрений: у нас стараются не регистрировать рано умерших младенцев, а также не переводить без вести пропавших (их в стране десятки тысяч ежегодно!) в категорию умерших. Но так или иначе, парадоксальным образом мы действительно живем дольше, чем ранее.

Любопытно, что дольше всего и меньше всего живут в национальных автономиях: в верхних строчках списка – сплошь Северный Кавказ с давно примкнувшими к нему Москвой и Санкт-Петербургом, с другой – сибирские и дальневосточные народы.

Таким образом, реформа Кудрина предлагает среднестатистическому мужчине провести на пенсии менее двух лет, после чего освободить пенсионную систему от своего присутствия.

Все для бюджета

В полном соответствии с нынешними законами в России – 36,0 млн пенсионеров по возрасту (женщины от 55 и мужчины от 60 лет). Если бы реформа Кудрина уже была проведена (повторимся, женщины от 63 и мужчины от 65 лет), пенсионеров осталось бы 22,5 млн.

То есть при сохранении нынешних расходов пенсия должна вырасти более чем в полтора раза, а не на 30%, которые предлагает Кудрин. Почему так? Да потому что под шумок реформы у нас попытаются компенсировать дефицит Пенсионного фонда. То есть рост пенсионного возраста будет сопровождаться последовательным сокращением общего объема пенсий, причем довольно существенным.

Несложно подсчитать, что в результате общая сумма пенсионных выплат уменьшится на 20%, хотя государство вроде бы нацелено на существенный рост ВВП, а также на повышение собираемости социальных взносов.

Если предположить, что за время реформы (скажем, 10 лет) взносы и ВВП вырастут на 20% в рублях (а это ниже прогнозов правительства по росту экономики), то видно, что государство получит больше выгоды от пенсионной реформы, чем сами «новые пенсионеры». То есть перед нами чистой воды пополнение бюджета. А обещанные 30% и близко не покроют уровень реальной инфляции (10 лет даже по 4% – это 48%).

Нет роста – нет реформы

Да, пенсионная реформа нужна, и ее надо проводить именно сейчас, когда она наименее болезненна. Ведь ближайшие шесть лет с каждым годом на пенсию будет выходить все меньше людей – у нас огромный демографический провал по 1966-69 годам рождения (люди этого возраста также чаще всего гибли в 1990-х). Но каждый ее этап, то есть повышение пенсионного возраста на полгода-год, должен сопровождаться ростом реальной пенсии на коэффициент, превышающий инфляцию – только в этом случае можно будет говорить о попытке восстановления доверия граждан к пенсионной системе. В условиях последовательного роста экономики это никак не ударит по бюджету. Но при остановке роста надо останавливать и реформу.

А если роста не случится, спросите вы, а реформу все равно проведут? В таком случае, справедливости ради, инициаторы проекта, в частности Алексей Кудрин, должны будут понести самое суровое уголовное наказание, вплоть до расстрела. Потому что повышение пенсионного возраста в условиях стагнации экономики – это не что иное, как предательство.

Судите сами: чем дольше пожилые люди сидят на своих рабочих местах, тем меньше шансов найти работу у молодых специалистов, выпускников вузов, колледжей и школ. Соответственно, мы имеем всплеск молодежной безработицы. Сотни тысяч, если не миллионы, молодых здоровых людей будут шататься по улицам, не зная, чем заняться. Люди, которых не пускают в легальную экономику, неизбежно вольются в нелегальную. А это означает одновременно экспоненциальный рост преступности и взрыв протестных настроений.

Вы хорошо подумали, Алексей Леонидович? Вас точно устраивают последствия предложенных вами же вариантов? За язык никто не тянул.

Аудиторы Алексея Кудрина начали подкоп под остатки социальных выплат


Аудиторы Счетной палаты рассказали о недостатках пенсионной реформы на круглом столе в Госдуме. Фото с сайта www.ach.gov.ru

Главный лоббист повышения пенсионного возраста Алексей Кудрин переводит Счетную палату в стан критиков существующей пенсионной системы. Создать в России эффективную пенсионную систему так и не удалось, заявили аудиторы Счетной палаты. Один из явных мотивов для этой критики – попытка провести еще одну пенсионную реформу с введением дополнительного зарплатного налога и так называемого индивидуального пенсионного капитала.

Пенсионная система должна быть прозрачной и понятной для граждан, а принимаемые государством решения – вызывать доверие населения, заявила аудитор СП Светлана Орлова, выступая в Госдуме.

Она не стала, правда, оценивать экономический эффект от драматического увеличения пенсионного возраста, но отметила, что реализуемая с 2013 года Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы никак не повлияла на уровень пенсионного обеспечения граждан. «За шесть лет ее реализации коэффициент замещения не превысил 35%», – сказала Орлова. Коэффициент замещения – это соотношение средней пенсии и средней зарплаты, которую получал человек до выхода на заслуженный отдых. В европейских странах он равен примерно 60%. Чтобы достичь хотя бы 40%, средний размер страховой пенсии неработающего пенсионера в России в 2024 году должен составлять не менее 24 тыс. руб., полагает Орлова.

Согласно опубликованным в начале июля данным расчетов Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов (НАПФ), за 2014–2018 годы средний размер пенсии в РФ составлял 17,1 тыс. руб., что якобы уже составляет 46% от средней зарплаты. Однако из этих денег средняя государственная пенсия составляет 13,4 тыс. руб. (36% от средней зарплаты), а еще 3,8 тыс. руб. – это средняя пенсия в рамках негосударственного пенсионного обеспечения.

Для того чтобы достичь среднего размера страховой пенсии неработающего пенсионера в России в 2024 году 24 тыс. руб., начиная с 2022 года страховые пенсии неработающих пенсионеров необходимо увеличивать в два раза выше уровня инфляции, подсчитала Орлова. ПФР, отчитываясь по итогам 2018 года, рассказывал, что страховые пенсии 30,6 млн неработающих пенсионеров были увеличены на 3,7%, тогда как инфляция по итогам 2017 года составила 2,5%. Если бы уже тогда реализовывалось предложение СП, пенсии должны были бы увеличиться на 5%. В 2018 году инфляция, по данным Росстата, составила 4,3%, а пенсии увеличили на 7,05%.

Если темпы развития экономики будут низкими, а пенсии со следующего года будут индексироваться выше инфляции, то на это могут понадобиться деньги Фонда национального благосостояния, говорил в июне глава Счетной палаты Алексей Кудрин. Он напомнил, что в 2020–2021 годах будет проходить индексация базовой пенсии темпами выше инфляции. По словам Кудрина, для такого шага нужны более высокие темпы роста экономики. А если их нет, правительству придется определяться, откуда брать на это деньги – перераспределять расходы и доходы бюджета или тратить на это часть суверенного фонда.

Орлова также рассказала депутатам, что не достигнут эффект и от отмены индексации пенсий работающим пенсионерам. На них хотели сэкономить, чтобы сократить дефицит бюджета ПФР. Однако, заявили в СП, особого влияния на сбалансированность бюджета фонда эта мера не оказала, поскольку число работающих пенсионеров ежегодно уменьшается. По данным Росстата, если в начале 2016 года неработающих пенсионеров было 15,3 млн, а их доля в общем числе пенсионеров составляла 35,7%, то к началу 2019 года число сократилось до 9,7 млн, а доля – до 22%.

Более того, благодаря мере, которую так отстаивает первый вице-премьер, министр финансов Антон Силуанов, бюджету страны нанесен серьезнейший урон. Из-за того, что каждый третий работающий пенсионер ушел в тень, бюджет потерял за прошлый год около 300 млрд руб. только в виде неуплаченного налога на доходы физлиц. Еще около 0,5 трлн руб. лишились ПФР, Фонд обязательного медстрахования и Фонд социального страхования (см. «НГ» от 17.06.19 и 27.02.19).

«В ближайшие годы объем трансферта на выплату страховых пенсий хоть и будет снижаться, но зависимость Пенсионного фонда от федерального бюджета все равно сохранится, – заявила Орлова. По ее словам, трансферт на выплату страховых пенсий из федерального бюджета в ПФР в 2020 году составит почти 2 трлн руб.

В ПФР попытались оправдаться, сообщив, что в 2018 году трансферт из федерального бюджета на обязательное пенсионное страхование был сокращен на 300,3 млрд руб., или 32,2%, а в 2019 году уменьшен еще.

Светлана Орлова обозначила проблему и с введением так называемого моратория: граждане сейчас не имеют возможности реализовать право выбрать способ формирования будущей пенсии за счет увеличения ее накопительной составляющей. «Реально увеличить пенсионные накопления сейчас можно только за счет их инвестирования», – подчеркнула она. Однако и здесь есть свои риски. Начавшаяся в 2015 году реализация прав на досрочную смену страховщика привела к тому, что граждане потеряли инвестдоход на общую сумму 108,4 млрд руб. «Как показали наши проверки, потеря дохода одного человека может достигать 500 тыс. руб.», – отметила аудитор.

Для того чтобы стало возможно предлагаемое СП повышение пенсий, нужен рост экономики минимум в 5% в год, а лучше все 8–10%, сказал «НГ» депутат Госдумы Михаил Щапов.

«Нужны и кардинально иные решения в сфере самой пенсионной системы, – добавил он. – Очевидно, что пенсионную систему не удается сбалансировать даже повышением пенсионного возраста. ПФР все также на 40% дотируется из бюджета, причем 2 трлн (или 25% от размера фонда) – это конкретно трансферт на выплату страховых пенсий. Пора уже признать, что на самоокупаемость он не выйдет и будет продолжать получать поддержку из бюджетных средств».

По мнению Щапова, из этого следует, что необходимо повышать доходы федерального бюджета. «Это нужно делать не через дополнительную нагрузку на всех граждан, а через точечные решения и увеличение нагрузки на богатейших россиян, на экспортеров ресурсов. Нужна прогрессивная ставка налога на доходы физических лиц, пересмотр льгот для экспортеров сырья. Полученные средства необходимо направлять на доведение страховых пенсий до целевых показателей», – предлагает депутат.

Он не взялся оценить, во сколько рублей ежегодных затрат может обойтись предложение СП. «Оценить сложно – слишком много факторов влияют. Сейчас средний размер пенсии по России около 15 тыс. руб. То есть, чтобы достичь средней пенсии в 24 тыс., нужно увеличить часть фонда на страховые пенсии минимум на 60%. Это дополнительно около 4–5 трлн руб. Но нужно понимать, что и при текущем исполнении планов ПФР средняя пенсия должна вырасти до 20 тыс. руб. в 2024 году. Так что для достижения отметки в 24 тыс. потребуется примерно 2–3 трлн. Из которых немалая часть придется на федеральный бюджет – вряд ли за шесть лет наши граждане начнут отчислять от своей зарплаты на 60% больше средств», – приводит свои аргументы Щапов.

Предложения «Справедливой России» хотелось бы дополнить

В качестве увертюры напомню о встрече 19 августа Президента с председателем Счетной палаты Алексеем Кудриным. Алексей Леонидович поведал В.В.Путину (под телекамеры, конечно, чтобы было всем видно и слышно, кто именно и как об этом говорит), что СП в 2020 году выявила бюджетные нарушения на 50 млрд рублей. Много или мало 50 миллиардов? Безусловно, сумасшедшая сумма. Но, думается, что реальная сумма нарушений в разы, если не на порядок выше… Ладно, пусть столько, но об этом, применительно к Пенсионному фонду, чуть ниже.

А сейчас о любопытном показательном эпизоде встречи (9 минута репортажа) Кудрина с В.В. Путиным. Кудрин: «Среди таких наших ещё серьёзных проверок или… нового анализа – это подготовка доклада об открытости государства . Вообще, есть ряд законов…». В.В. Путин даже сразу не понял и совершенно верно поправил Кудрина: «В смысле – открытости государственных органов». Кудрин: «Государственных органов. Мы назвали этот доклад "Открытое государство"…».

«Они» так назвали… На что Президент уже не стал ничего говорить, видимо, из-за корректности, вспомнив, что бороться с либеральной натурой Кудрина бесполезно.

Создаётся впечатление, чем больше декларирования об «открытости государства», тем больше раздолья для воровства. Так, в составе правительства Медведева был целый министр «Открытого правительства» Михаил Абызов. В 2015 году, кстати, он стал самым богатым министром, заработав за год 455,6 миллионов руб. А в марте 2019 года Абызов был задержан сотрудниками ФСБ, ему предъявили обвинение в создании преступного сообщества и в хищении 4 миллиардов рублей. Дмитрий Медведев, будучи тогда ещё председателем правительства, выражал надежду, что речь идёт о действиях Абызова, которые не связаны с исполнением обязанностей члена правительства… Зря надеялся. Чуть позже в отношении Абызова возбудили ещё одно уголовное дело. Следствие обвинило Абызова в получении (!) 32 млрд рублей от незаконной предпринимательской деятельности, которой он занимался в 2018 году лично и через доверенных лиц в нарушение запрета, наложенного на него законодательством как на члена правительства.

Вот она – «открытость»! Еще в 2016 году задавался вопросом: чем занимается в составе правительства Медведева «открытый» Абызов? Никто не знал. Ни одной проблемы, действительно требующей широкого общественного обсуждения, «открытым правительством», возглавляемым Абызовым, не обсуждалось и не решалось.

То же самое и в связи с деятельностью Кудрина. Насчёт т.н. «пенсионной реформы» правительство Медведева выполняло, по сути, рекомендации МВФ о повышении пенсионного возраста и разработки Алексея Кудрина с его центром стратегических разработок (ЦСР). Как мы помним, Кудрин тогда был руководителем ЦСР. Когда он инициировал т.н. «пенсионную реформу» что-то вопросы «открытости государства» его не интересовали. Сам вопрос о «пенсионной реформе», вообще-то, заслуживал того, чтобы провести по нему общенациональный референдум. Или хотя бы масштабные общественные слушания. Хотя и без референдума, и без слушаний было ясно, что порядка 90 процентов граждан были (и сейчас тоже) против реформы. Но провели реформу, ломая «открытость» через колено, вопреки общественному мнению, о котором прекрасно знали.

Так, вот оно какое, оказывается, «открытое государство»! Почему-то во время проталкивания «пенсионной реформы», когда, действительно, соблюдение открытости было нужно, Кудрин молчал об «открытости». А почему вспоминает сейчас? Не смог бы пояснить Алексей Леонидович? А то вот Абызов сейчас что-то, наверное, поясняет следствию, но мы этого пока не знаем. Хотелось бы услышать пояснения от Кудрина.

Недавно желал успехов «Справедливой России» в их борьбе с т.н. «пенсионной реформой». В середине августа члены партии «Справедливая Россия» в очередной раз высказались о том, что в настоящий момент времени, когда обстановка выглядит довольно трудной для жителей России, необходимо отказаться от реформы и позволить вновь мужчинам и женщинам, получать пенсию после достижения 60 и 55 лет соответственно. Сергей Миронов весьма определенно напомнил, что реформа была продавлена правительством, которое уже давным-давно ушло в отставку, а теперь нужно исправить ситуацию в стране и вернуться к пенсионной справедливости. По словам Миронова, одним из факторов, которые помогут власти вернуть доверие народа, как раз и является отмена пенсионной реформы.

И вот, по сообщениям от 25 августа, отчет аудиторов Счётной палаты, руководимой Кудриным, выявил ошибки в системе персонифицированного учета в Пенсионном фонде России, которые чаще всего приводят к тому, что граждане недополучают пенсии. Главной проблемой эксперты назвали открытие на одного и того же получателя пенсии двух и более счетов, а также присвоение одного СНИЛС нескольким гражданам. Недополученные из-за этих и подобных ошибок деньги пенсионерам доплачивают не всегда, выяснили аудиторы. Всего за три года ПФР объединил счета у 89,8 тысячи пенсионеров. В Счётной палате не исключили, что все эти граждане недополучили пенсии. Кроме того, Счётная палата выяснила, что территориальные органы Пенсионного фонда продолжают выплачивать пенсии после смерти граждан на сотни миллионов рублей, а родственники умерших без препятствий снимают деньги с этих счетов из-за несвоевременного поступления сведений о смерти в ПФР. «В ходе аудита установлено, что на 1 января 2020 года из-за несвоевременного поступления сведений о смерти и снятия средств с банковского счета родственниками умершего пенсионера, переплаты пенсий только в двух территориальных органах ПФР составили 377,035 миллиона рублей» , – говорится в отчете.

После нарушений, выявленных Счётной палатой лидер «Справедливой России» Сергей Миронов, призвал ликвидировать Пенсионный фонд России и платить пенсии напрямую из бюджета. «Мы настаиваем на том, что Пенсионный фонд необходимо ликвидировать как ненужного посредника между бюджетом страны и пенсионерами. Необходимо отказаться от посредничества ПФР и платить пенсии напрямую из бюджета», – цитируют заявление Миронова. По его словам, затраты фонда на штат, офисы и IT-инфраструктуру себя не оправдывают. «Зачем платить безумные деньги за базу данных ПФР, если она работает с такими чудовищными ошибками, из-за которых у человека могут отнять половину пенсии? Проще воспользоваться готовой инфраструктурой и базой той же Федеральной налоговой службы» , – считает глава справороссов.

А депутат Госдумы от «Справедливой России» Федот Тумусов, считает, что Счётная палата нашла именно те миллиарды рублей, ради которых в России повышался пенсионный возраст, проводилась сама пенсионная реформа. «То есть в действительности речь идет о миллиардах рублей – тех самых миллиардах, ради которых повышали пенсионный возраст, хотя, как оказалось, вместо этого достаточно было наладить администрирование» , – говорит парламентарий. Когда доверие к пенсионной системе и без того подорвано, она должна хотя бы работать как часы, а вместо этого, как выяснила Счётная палата, Пенсионный фонд выплачивает сотни миллионов рублей мёртвым душам, заводит одновременно несколько учетных записей на одного человека, путает данные и недоплачивает там, где должен, возмущается депутат Тумусов. В общем, проблема не в том, что государству не хватает денег, а как обычно – в том, что чиновникам не хватает ответственности, резюмировал депутат.

Итак, предложения «Справедливой России»: пенсионный фонд ликвидировать, пенсионную реформу – отменить. К этому бы еще добавить: Алексея Кудрина отправить в отставку. Ибо неприлично и цинично сначала активно инициировать процесс очередного издевательства над гражданами страны, проведение самой пенсионной реформы, а потом быть руководителем ведомства, которое раскрывает вопиющие нарушения в связи с этой реформой… Да еще и пытаться за счет этого в очередной раз выжать из этого для себя популистский политический капиталец, что-то рассказывать об «открытом государстве». Куда уж больше открытого… воровства?

Андрей Витальевич Сошенко , публицист, общественный деятель

Читайте также: