Дегтярев г п пенсионные реформы в россии м

ЧТО ЕСТЬ ПЕНСИЯ: МИЛОСТЬ, НАГРАДА ИЛИ ПРАВО?

В жизни многих поколений россиян нынешняя пенсионная реформа - это все равно что урок вне расписания. Управляющие компании, спецдепозитарии, паевые инвестиционные фонды, актуарные расчеты, ипотеки, векселя… В школе и вузе в большинстве своем "это мы не проходили, это нам не задавали". Как же быть? Заглянем в прошлое.
Автор многочисленных публикаций и книг по истории пенсионного обеспечения в России, кандидат философских наук Г. П. Дегтярев утверждает: нашим предкам тоже приходилось осваивать науку сбережений на старость. Причем, неоднократно: за 300 (!) лет в родном отечестве, оказывается, накоплен богатейший опыт формирования пенсионной системы.

- Григорий Павлович, кто же были первыми пенсионерами на Руси?

- В допетровские времена в России существовал институт кормления. Это означало, что служилым людям преклонных лет, больным или увечным выделялись земельные наделы, вотчины с крепостными крестьянами. Все это позволяло им спокойно жить в старости. В случае смерти кормильца государство заботилось и о его семье. То есть обеспечение служилых людей полностью зависело от царской милости, хотя и учитывались особые заслуги человека, и недостаточный размер средств к существованию, оставленных семье.
Впервые подобное обеспечение служилых людей было узаконено Петром I в Морском уставе в 1720 году. По указу царя увечных, но способных к службе морских чинов, прикрепляли к магазинам, определяли в гарнизоны или на штатскую службу. Увечных, и не способных ни к какой службе, пожизненно помещали в госпитали либо выдавали единовременно годовое жалованье и паспорт. Назначалась часть от жалованья и вдовам, детям в случае смерти отца.
Позднее права Морского устава распространились на мастеровых Сестрорецкого завода, служащих академии навигационных наук, работавших на нужды флота. В XVIII веке по подобию Морского устава было издано положение для сухопутных войск. А к концу столетия отдельные "пенсионные законы" появились для чинов горных, лесных, таможенных, медицинских, карантинных, учебных округов и служащих в Сибири.

- И в государевой казне на выплаты пенсий всем хватало средств?

- В том-то и дело, что не хватало! Уже к 1820 году расходы на пенсии значительно возросли, и правительство озаботилось тем, как их сократить. Предложения высказывались самые разные. А суть их сводилась к идее, вокруг которой горячо спорили почти весь XIX век: что есть пенсия - милость, вознаграждение или неотъемлемое право?
Например, когда в 1820 году начали подготовку первого Пенсионного устава, принятого только в 1827 году, министр финансов граф Гурьев высказывал мысль, что пенсия должна быть не милостью, а вознаграждением правительства тем служащим и их семействам, которые приобрели на нее право беспорочной службой. Размер пенсии предлагалось устанавливать в зависимости от числа лет службы по средней величине жалованья за последние три года. Для покрытия расходов на пенсионные выплаты делались специальные вычеты из жалованья, но основная часть расходов покрывалась за счет средств казны.
С подачи военного министра графа Аракчеева эта идея нашла своеобразное воплощение, на долгие годы предопределившее существенный недостаток пенсионной системы: все места гражданского ведомства (аналогично военному) были разделены на 9 разрядов, каждому из них был присвоен особый пенсионный оклад. Пенсия чинов первых двух классов зависела от высочайшего усмотрения, а размеры пенсий остальных чинов определялись местом их службы (разрядом) и числом прослуженных лет. Такое установление пенсий привело к тому, что вскоре они оказались мизерными и оторванными от жалования, которое человек получал накануне выхода на пенсию.
До принятия Пенсионного устава своеобразие использования средств казны заключалось в том, что эти средства не формировались за счет специального налога и не выделялись ежегодной бюджетной росписью, а образовывались особые пенсионные капиталы. Так, для обеспечения пенсий таможенных чинов, а затем и служащих департамента внешней торговли, на образование пенсионного капитала ежегодно направлялось сначала 20%, а затем 10% от конфискаций и 1% таможенных доходов. За счет средств, формируемых подобным образом, производились выплаты пенсий различным чинам. Для упорядочения расходов все пенсионные капиталы и иные поступающие доходы были соединены в государственном казначействе. Однако по прошествии нескольких лет расходы на пенсионные выплаты выросли выше всякого ожидания. Это вызвало обеспокоенность правительства. Было принято решение пересмотреть Пенсионный устав.

- Выходит, присказка о том, что государственная казна не резиновая, актуальна для всех времен?

- Выходит так. Но во все времена существуют свои реалии. С 1828 года по 1868 число пенсионеров и сумма пенсий увеличились в 6 раз. Средний же размер пенсионных выдач за этот период остался практически неизменным. Если в 1828 году пенсия составляла 41% получаемого служащим жалования, то в 1867 году - 29%. Стремительно росло число пенсионеров: в 1828 году один пенсионер приходился на 4,5 служащих, в 1843 - на 2,5 служащих, а в 1868 году - на одного служащего!
Значительное увеличение расходов на пенсии отчасти было вызвано существованием 30 отдельных пенсионных положений, по которым выплачивались льготные пенсии.
В России заговорили о необходимости принятия общего для всех Пенсионного устава - и вновь, как и 40 лет назад, вернулись к спорам о том, что же есть пенсия: милость, награда или право? Правда, к середине XIX столетия пенсия уже признавалась как право человека, отдавшего значительную часть своей жизни службе обществу. Именно эта идея и была положена в основу Пенсионного устава 1853 года.

- Говоря современным языком, финансово эта идея была подкреплена?

- Увы! Уже к началу 1870-х годов стало очевидным, что обеспечение выходящих на пенсию россиян является трудноразрешимым вопросом. Россия расходовала на пенсии менее 4% своих доходов, тогда как общее число расходов на пенсии в иностранных государствах в среднем доходило до 6%. Среди 20 западных стран Россия в это время занимала 15 место, уступая, за исключением Австрии, всем передовым державам. То есть средства на пенсионные выплаты по-прежнему оставались скромными. А потому был предложен единственно возможный выход: служащие должны обеспечивать свою будущность, в том числе и личными сбережениями, а государство возьмет под свою полную опеку только тех, кто по причине болезни и иных несчастных случаев не могли заботиться о себе самостоятельно. Первыми эту идею поддержали участники эмеритальных касс.

- Эмеритальная касса? Первый раз слышу…

- В дореволюционной России эмеритурой назывались специальные пенсии за выслугу уволенным в отставку, а также пособия из эмеритальной кассы, выдаваемые вдовам и сиротам. Эти пенсии являлись подмогой к пенсиям, выплачиваемым по Пенсионному уставу и специальным пенсионным положениям. За счет безвозмездно и бессрочно переданных государством кассе средств образовывался эмеритальный капитал, который сначала помещался в государственные ценные бумаги, а затем и в ипотечные бумаги. Проценты, получаемые от такого размещения, и обязательные отчисления из жалования государственных служащих использовались на текущие выплаты пенсий.
Свои эмеритальные кассы были у морского и военного ведомств. Кассы успешно работали в России вплоть до 1917 года, но отличала их одна особенность: было установлено право служащего или иждивенцев на конкретный размер пенсии при выполнении определенных условий (стаж, жалование, количество иждивенцев), тогда как заранее не было известно, сколько служащих и когда уйдут в отставку, каково их семейное положение. В связи с этим даже разгорались споры: а действительно ли надо считать потенциальных будущих пенсионеров? Кстати, в наше время эта проблема тоже весьма актуальная. Ведь тогда из-за отсутствия статистики и точных данных возникали сомнения: хватит ли на выплаты пенсий тех денег, которые собираются как вычеты из жалования и процентов с капитала, выделенного государством? Академики К. С. Веселовский и В. Я. Буняковский сделали расчеты устойчивости эмеритальных касс на 50 (!) лет вперед … до 1919 года.

- Каким же образом?

- Представьте, вручную! Счетных машинок и компьютеров еще не было. Расчеты проводились специально выделенными служащими. На рубеже XIX-XX вв. к разработке методик страховых и пенсионных расчетов привлекались лучшие умы России. Строились специальные таблицы, по которым каждый, зная стаж работы, размер жалования и среднюю доходность пенсионных капиталов, легко мог рассчитать размер будущей пенсии. Схемы расчетов были простыми и ясными, как правило, у современников не вызывали вопросов - сегодняшние расчеты на порядок сложнее и туманнее.
В России работали не только эмеритальные кассы: по мере развития капитализма появились горнозаводские и страховые товарищества, пенсионные и сберегательно-вспомогательные кассы … По законодательной части Россия в вопросах пенсионного обеспечения брала пример с Германии, а по технике и вычислениям была продвинутой державой. К примеру, на VII Международном актуарном (Л. Д. - актуарий - специалист по технике страхования, занимающийся расчетами страховых взносов, премий и т.д.) конгрессе в 1903 году доклад профессора Л. Б Скаржинского вызвал живой интерес к тому, что делалось в России.

- Слушаю Вас и ловлю себя на мысли: наверное, нелегко было простому человеку разобраться во всех этих кассах, расчетах, процентах с прибыли?

- Нелегко, но разбирались же! И, делая вычеты из жалования, знали, что их деньги "работали" и приносили доход. Так, кассы вкладывали пенсионные средства в ценные бумаги, ипотеку, векселя, приобретали здания для разной надобности, сдавали их внаем. Участникам касс под символические проценты выдавались ссуды на постройку и приобретение жилья.
В пенсионном страховании участвовали даже крестьяне. Во второй половине XIX века в России пролетариата как массового общественного класса еще не было. На осень и зиму крестьяне приходили работать в город, а на весну и лето - возвращались домой, на землю. Пока они трудились на заводах, работодатель вносил отчисления и делал вычеты из заработка в сберегательно-вспомогательную кассу. Вычеты не пропадали, а закреплялись на лицевых счетах труженика, образуя сберегательный капитал, который являлся его собственностью. В зависимости от стажа работник приобретал право и на определенную долю отчислений работодателя, из которых формировался вспомогательный капитал.
Вы, может быть, удивитесь, но на рубеже XIX-XX веков устраивались лекции и беседы с агентами по предмету страхования, издавались разъяснительные приказы, распространялись популярные брошюры. Одним словом, рождалась и целенаправленно формировалась традиция заботливого, уважительного отношения к пенсионным сбережениям. Но октябрьская революция 1917 года, как известно, многое изменила в судьбе России и в судьбах россиян.

Беседу вела Лариса Данилина

Этапы развития пенсионного обеспечения, его принципы и нормативно-правовое особенности системы, отражение в российском законодательстве. Необходимость, цели, задачи, методы и основные проблемы реформирования данной сферы, анализ ожидаемых результатов.

Рубрика Государство и право
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 25.09.2014
Размер файла 46,3 K
  • посмотреть текст работы
  • скачать работу можно здесь
  • полная информация о работе
  • весь список подобных работ


Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Таким образом, в течение переходного периода исчисление пенсий, назначаемых досрочно, будет приведено в соответствии с принципами и общеустановленным порядком исчисления пенсий из сумм расчетного пенсионного капитала. В дальнейшем более высокий размер пенсий лиц, условия труда которых отклоняются от нормативных, должен определяться более высоким размером заработков и соответственно сумм взносов по общеустановленному тарифу.

В отношении указанных лиц должно быть введено обязательное профессиональное пенсионное страхование, предусматривающее выплату профессиональной пенсии до достижения общеустановленного пенсионного возраста. Обязательное профессиональное пенсионное страхование осуществляется преимущественно на накопительной основе за счет дополнительных обязательных страховых взносов, уплачиваемых работодателем. Величина тарифа определяется на основе актуарных расчетов исходя из необходимости обеспечения размера профессиональных пенсий применительно к условиям страховой части трудовой пенсии в рамках обязательного пенсионного страхования.

Профессиональное пенсионное страхование может осуществляться в следующих формах:

- предоставление профессиональных пенсий исходя из сумм пенсионных накоплений на специальных индивидуальных счетах в Пенсионном фонде Российской Федерации;

- предоставление профессиональных пенсий исходя из сумм пенсионных накоплений в негосударственных профессиональных пенсионных системах, организационные формы и порядок функционирования которых устанавливается федеральным законом.

Выбор формы финансирования профессиональных пенсий осуществляется в рамках заключения коллективных договоров (соглашений). Работодатель обязан учреждать профессиональный пенсионный план для работников, занятых на указанных рабочих местах, и заключать договор на его ведение с Пенсионным фондом Российской Федерации или негосударственной профессиональной пенсионной системой [9].

В качестве альтернативы уплаты дополнительных обязательных страховых взносов в законодательном порядке предполагается предусмотреть возможность повышения заработной платы работникам, занятым на рабочих местах, дающих право на пенсии в связи с особыми условиями труда, исходя из суммы причитающихся к уплате обязательных дополнительных страховых взносов, с одновременным рассмотрением вопроса об освобождении работодателя от уплаты указанных взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации или негосударственные профессиональные пенсионные системы.

У пенсионной системы в Российской Федерации тоже есть свои изъяны, которые я продемонстрировала в 3 параграфе своей работы. пенсионеров получающих пенсии через Пенсионный фонд РФ.

3. Сущность и актуальность пенсионной реформы

3.1 Основные различия между старой и новой пенсионной системой

Прежде чем начать говорить о проблемах действующего пенсионного законодательства и предлагать пути его дальнейшего совершенствования, необходимо подвести небольшой итог по предыдущим разделам курсовой работы, определив основные различия между старой пенсионной системой и новой, (действующей на сегодняшний день):

- в новой модели расчета пенсий заработная плата работника будет учитываться в полном объеме и на протяжении всего трудового стажа. Новая модель, оставаясь распределительной, дополняется персонифицированным учетом и накоплением пенсионных прав гражданина и пенсионных обязательств государства. Старая система в основе своей являлась не столько распределительной, сколько перераспределительной - между группами с различным уровнем дохода;

- новая пенсионная модель в большей мере является страховой моделью, в которой размер пенсии зависит от размера заработной платы;

- новая модель, так же как и старая, основана на принципе солидарности поколений. Но в отличие от старой она основана на персонифицированном учете обязательств государства перед будущим пенсионером. При этом на счетах граждан накапливаются не средства, а обязательства государства перед гражданами. Платежи за работающих поступают в Пенсионный фонд России и фиксироваться на лицевых счетах, но деньги, как и раньше, направляются на выплаты пенсий нынешним пенсионерам;

- новым пенсионным законодательством установлены и новые нормы по трудовому стажу. Минимальный стаж для получения базовой пенсии будет составлять 5 лет. В существующей модели отработанными годами определялось, какой процент от учитываемой зарплаты может получить в виде пенсии работник. Согласно новой модели, основным показателем, который будет определять размер пенсии - будет сумма рублей на лицевом счете. Сумма эта будет во многом зависеть от количества отработанных лет. Чем больше лет, тем больше пенсионный капитал, тем больше пенсия;

- в новой пенсионной модели предложена принципиально новая схема индексации пенсий. В основе ее - прогноз темпов инфляции и роста заработной платы на планируемый год. По этим показателям и с учетом прогнозируемых доходов пенсионной системы и будет определяться размер индексации на год, утверждаемый в бюджете ПФР [28].

3.2 Проблемы пенсионной реформы и пути их реализации

Конкретный гражданин может иметь только один накопительный профессиональный пенсионный счет (далее по тексту ППС), на котором формируются финансовые ресурсы для выплаты досрочной пенсии; указанный профессиональный пенсионный счет в течение длительного переходного периода в каждый конкретный момент времени может находиться в одном из двух состояний: либо он ведется уполномоченным негосударственным пенсионным фондом (далее по тексту НПФ) и является негосударственным (если гражданин имеет трудовой договор с работодателем, состоящем в ППС), либо он ведется пенсионным фондом Российской Федерации (далее по тексту ПФР) и является государственным (если гражданин имеет трудовой договор с работодателем, не состоящем в ППС). Таким образом, структура системы досрочного пенсионного обеспечения должна быть построена на базе двух подсистем равных возможностей: государственной и негосударственной. Функционирование первой обеспечивает ПФР, а второй - ППС. Существует проблема взаимодействия государственной и негосударственной подсистем.

Между двумя подсистемами на законодательном и нормативном уровне должно быть обеспечено определенное взаимодействие:

- необходим единый порядок ведения профессионального пенсионного счета в государственной и негосударственной подсистемах.

- должен быть разработан и утвержден единый механизм передачи профессионального пенсионного счета и накопленной на нем суммы из ПФР в ППС и наоборот;

- необходима организация единого государственного центра учета наличия и движения профессиональных пенсионных счетов (предпочтительно его создание на базе ПФР);

- должен быть обеспечен порядок контроля и ответственности за внесение работодателями досрочных пенсионных взносов, юридически адекватный порядку контроля и ответственности за внесение страховых взносов в ПФР [8].

Выделение самостоятельного канала финансирования и выплаты досрочных пенсий предполагает параллельное сосуществование двух систем - действующей распределительной (для выплаты пенсий по текущим обязательствам ПФР), ресурсы которой не могут быть уменьшены, и досрочной накопительной. Это вызовет увеличение совокупной финансовой нагрузки на работодателей вследствие необходимости одновременной уплаты взносов как в текущую распределительную, так и в досрочную накопительную системы. Проблема состоит в минимизации этой дополнительной нагрузки всеми возможными методами и, в первую очередь, за счет минимизации ставок досрочных пенсионных взносов [31].

Решение данной проблемы осложняется и фактором возраста работников: при низких фиксированных (т.е. одинаковых для всех) ставках досрочных пенсионных взносов , работники старших возрастных групп не успеют накопить достаточные средства для последующего получения приемлемой по величине пенсии. Наоборот, высокие фиксированные ставки приведут не только к чрезмерной финансовой нагрузке на работодателя, но и обеспечат работникам младших возрастных групп размер пенсии, превышающей сумму месячного заработка в несколько раз. Поэтому главной задачей является минимизация дополнительной финансовой нагрузки с одновременным созданием условий для обеспечения нормального (нормативно закрепленного) уровня пенсий всем возрастным группам работников.

Метод решения. Отличительная особенность предлагаемой модели состоит в применении ставок досрочных пенсионных взносов, величина которых дифференцирована по возрасту работников. Иначе говоря, размер ставки изменяется в зависимости от того, в каком возрасте (или, что одно и то же, на каком этапе выработки специального трудового стажа) работник переходит на накопительные принципы формирования досрочной пенсии на старте пенсионной реформы, либо приступает к трудовой деятельности в неблагоприятных условиях труда в послереформенный период.

Непосредственный расчет ставок досрочных пенсионных взносов дает “чистую” нетто-ставку, отчисления в соответствии с которой дают только сумму пенсионного взноса, полностью зачисляемую на досрочный пенсионный счет работника [8].

Любая пенсионная система - это система социального вспомоществования. Её задачами является обеспечение средствами к жизни человека в старости, когда он утрачивает доходы от трудовой деятельности.

Следует отметить, что пенсионная реформа направлена не только на повышение уровня материального обеспечения нынешних пенсионеров, но в большей степени создает предпосылки для формирования пенсионного обеспечения для будущего поколения [8].

Основной смысл пенсионной реформы - повышение зависимости между зарплатой, которую человек заработал за свою трудовую жизнь, и размером его пенсии. Считается, что пенсия - это страховка от потери трудоспособности (отсюда термин "пенсионное страхование"). Чем больше человек зарабатывал, тем больше он теряет при наступлении страхового случая (утрате трудоспособности из-за старости или из-за инвалидности). Поэтому пенсия должна больше зависеть от зарплаты, чем сейчас. Основное содержание пенсионной реформы - переход от распределительной системы к системе распределительно-накопительной. Начиная с 2002 г. в России происходит постепенный переход к смешанной системе, сочетающей в себе распределительный и накопительный принципы. Трудовая пенсия (то есть пенсия по старости, инвалидности и по случаю потери кормильца) состоит из трех элементов:

1. Базовая пенсия - гарантируется государством, и ее размер устанавливается законодательно в виде фиксированной суммы. Закон предусматривает индексацию базовой пенсии в зависимости от уровня инфляции и возможностей бюджета, а также постепенное ее приближение к величине прожиточного минимума;

2. Страховая пенсия - дифференцированная часть, зависит от результатов труда конкретного человека, рассчитывается исходя из величины условного пенсионного капитала (суммы страховых взносов, определенным образом проконвертированных), поделенного на ожидаемую продолжительность выплаты трудовой пенсии. Фактически размер этой части трудовой пенсии зависит от уровня дохода (и, соответственно, отчислений) и стажа работы;

3. Накопительная пенсия - образуется только у граждан 1967 года рождения и моложе, это реально накопительная часть, размер которой определяется величиной пенсионных накоплений, то есть суммой накопленных пенсионных отчислений и дохода от их инвестирования.

В модели расчета пенсий заработная плата работника учитываться в полном объеме и на протяжении всего трудового стажа. Она оставаясь распределительной, дополняется персонифицированным учетом и накоплением пенсионных прав гражданина и пенсионных обязательств государства.

Пенсионная модель на сегодняшний день в большей мере является страховой моделью, в которой размер пенсии зависит от размера заработной платы;

Минимальный стаж для получения базовой пенсии составляет 5 лет Согласно этой модели, основным показателем, который определяет размер пенсии - сумма рублей на лицевом счете. Сумма эта во многом зависит от количества отработанных лет. Чем больше лет, тем больше пенсионный капитал, тем больше пенсия;

B пенсионной модели предложена схема индексации пенсий. В основе ее - прогноз темпов инфляции и роста заработной платы на планируемый год. По этим показателям и с учетом прогнозируемых доходов пенсионной системы и определяется размер индексации на год, утверждаемый в бюджете ПФР.

В настоящее время сфера пенсионного обеспечения характеризуется наличием большого числа острых проблем, требующих неотложного решения. Существующая пенсионная система является обременительной для экономики и в то же время не обеспечивает даже минимальные потребности значительных по численности слоев населения, охваченных пенсионным обеспечением. Основными ее недостатками являются: финансовая нестабильность; слабая дифференциация пенсионного обеспечения в зависимости от трудового вклада; неоправданно большой удельный вес льготных пенсий; отсутствие социально-справедливого механизма повышения размеров пенсий в связи с ростом стоимости жизни [28].

С 2013 года в российской пенсионной системе произошли корректировки, направленные на ее совершенствование, повышение уровня пенсионного обеспечения граждан и сбалансированность системы по доходам и расходам. Ряд соответствующих законов были подписаны 24 июля 2009 года Президентом Российской Федерации Дмитрием Медведевым.

В заключении следует отметить, то в настоящее время все работающие подлежат обязательному пенсионному страхованию согласно Закону "Об обязательном пенсионном страховании в Российской федерации". Плата на пенсионное страхование реализуется в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

Список источников и литературы

1. Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями).

2. Федеральный закон от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями).

3. Федеральный закон от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 30.11.2001) (с последующими изменениями и дополнениями).

4. Федеральный закон от 24.07.2002 г. № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями).

5. Федеральный закон от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (с последующими изменениями и дополнениями).

6. Андреев В.С. Право социального обеспечения. - М.: Юридическая литература, 2009. - 180 с

7. Астапов К.Л. Реформирование пенсионной системы Российской Федерации // Финансы и кредит. - 2009. - №24 .323с.

8. Афанасьев М.В. О современном этапе реформирования пенсионной системы в Российской Федерации: текущее состояние и проблемы: Аналитическая записка // Институт Комплексных Стратегических Исследований.- 2011. - 156с.

9. Воронин Ю.В. Комментарий к пенсионному законодательству Российской Федерации. Норма., 2009. - 241с.

10. Воронин Ю.В. Пенсионное обеспечение в дореволюционной России // Пенсия. - 2010. - №7. - 168с.

11. Годовой отчет ПФ РФ за 2009-2012гг

12. Грудцына Л.О пенсионном обеспечении // Юрист. - 2011. - №11. 143 с.

13. Дегтярев Г.П. Пенсионное обеспечение государственных служащих в Российской Империи в 18-19 веках // Пенсия. - 2010. - № 10. - 117с.

14. Дегтярев Г.П. Пенсионные реформы в России - М.: Academia, 2010. 201с.

15. Дробозина Л.А. Финансы: Учебник для вузов/ Под ред. проф. Л.А. Дробозиной.- М.: ЮНИТИ, 2011.- 527с.

16. Зурабов М.Ю. О целях и ходе проведения пенсионной реформы // Пенсия.- 2012. - № 4. - 76с.

17. Ильиных О.В. Пенсионный фонд России : проблемы финансовой обеспеченности основной деятельности и перспективы развития : Материалы II международной научно - практической конференции «Стратегия развития экономики, образования и права» / Ильиных О.В. // Вестник филиала Тюменского государственного университета в г. Шадринске. - 2012.- № 2. - С. 16- 20.

18. Иноземцева Л.П. Влияние инвестиционной деятельности пенсионного фонда РФ на пенсионное обеспечение населения / Л.П. Иноземцева // Социально-экономические преобразования в России: сб. науч. тр. - Кемерово, 2012. - Вып. 6. - С. 48 - 51.

19. Колесник А.П. Информационная демократия и модернизация пенсионной системы // Пенсия. - 2009. -№6. - 46с.

20. Кот Е.М. Эволюция пенсионной системы: тенденции и перспективы развития в условиях социально-ориентированной рыночной экономики.- 2012. - №11.-218с.

21. Куртин А.В. Некоторые аспекты реформирования пенсионной системы Российской Федерации // Трудовое право. - 2010. - №4. 167 с.

22. Люблин Ю.З. О реализации федеральных законов "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" // "Аналитический вестник Совета Федераций Федерального Собрания РФ". - 2010. - №13. 123 c.

23. Люблин Ю.З. Российская пенсионная реформа: проблемы, противоречия, перспективы. // Человек и труд. - 2011. - №12. - 231с.

24. Назаров А.С. Пенсионная реформа: правовые аспекты. // "Гражданин и право". -2010.- №5. 216с.

25. Пенсионная реформа в России: причины, содержание, перспективы / Под ред. Дмитриева М.Э. - СПб.: Норма, 2009 - 186с.

26. Проблемы законодательного обеспечения пенсионной системы в Российской Федерации /Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. - 2011. - №14 (102). 163 с.

27. Роик В.Д. Пенсионная система России. История, проблемы и пути совершенствования. - МИК., 2010. - 120 с.

28. Севостьянова В.Б. Проблемы и перспективы законодательства по пенсионной реформе в России // Юрист. - 2009. - №6. 93 с.

29. Смирнов С.Н., Исаев Н.И. Сычева Л.И., Михайлов Л.В., Тимофеев Е.В., Марушкина Е.В. Пенсионная реформа: социальные и экономические аспекты. М., 2011. 88 с

30. Соловьев А. К. Экономика пенсионного страхования. М.:ЮНИТИ-ДАНА., 2011. - 335с.

31. Тучкова Е.С. Формирование российской системы пенсионного обеспечения, её современное состояние и перспективы развития // Страховое ревю. - 2012. - №3. 367с.

32. Федотов Д.Ю. Негосударственные пенсионные фонды России. ИГЭА, 2011. - 162с.


  • -->"Борьба с коррупцией в России" -->
  • -->Крылья, лапы, хвост. -->
  • -->Мировой присяжный суд истории -->
Все 4

От себя: пришла мне на ящик очередная Mail-овская рассылка. Показалось интересным.

Здравствуй дорогой читатель!

Сегодня мы немного поговорим о пенсионной реформе. Пожалуй, у пенсионеров это самое популярное слово, с ним связаны надежды и ожидания, разочарования и отчаяния. Естественно, не приложить к "реформе" свою руку мы просто не смогли.

Первое, что хочется отметить в нашей пенсионной системе - это склонность к непрерывному и бесконечному реформированию и этапности. Причем реформа может начаться с любого политического события, провозглашенного (кем-то?) знаковым, а очередной этап закончиться в любой момент времени начинанием нового, являющегося «логическим продолжением предыдущего».

Жаль только, что само «логическое завершение» этапа, как правило, отсутствует.

На наш, не слишком научный взгляд, логика завершения должна быть выражена в простых фактах и цифрах. Или, как говориться, в конце этапа нужно «подбить бабки»: сколько было до того как начали, и сколько стало после того, прежде чем объявлять следующий. И лучше в цифрах. И со справкой – почему не получилось.

Хотя, то что «не получилось» понятно и так. Даже без справки. Но вот почему? Хотелось бы знать.

Хотелось бы знать, что было плохого раньше - из-за чего началась реформа, и что стало в результате завершения каждого следующего этапа. Потому как большинство «наших» пенсионеров утверждает: раньше было лучше. Мало того, цифры говорят об этом. Например, коэффициент замещения (отношение средней пенсии к средней заработной плате) с каждым годом реформы падает все ниже и ниже.

Именно поэтому, мы с Михалычем, решили провести исследование по истории пенсионных наших реформ, начиная с того времени, когда было «лучше».

Пенсионная реформа в СССР-России в период перестройки

Как пишет Г.П.Дегтярев (Институт социально-экономических проблем народонаселения РАН) в своем труде «Пенсионная реформа в России: 1991–1999 годы»: пенсионное обеспечение в России основывается на обширной нормативной базе, насчитывающей свыше 50 основных федеральных нормативных правовых актов.

Много это ли мало – более 50 актов? Для «нормального» пенсионера, не увлекающегося научными исследованиями пенсионного права, осилить данное количество документов не представляется возможным. Даже на протяжении всей его жизни, включая пенсионную часть. Хотя и на пенсии больше свободного времени для разгадывания кроссвордов.
(Добавим от себя: славная традиция нормотворчества успешно продолжается и по настоящее время.)

Отсюда следует простой вывод: подавляющее большинство пенсионеров никогда не будут знать своих прав и обязанностей государства в пенсионном обеспечении граждан РФ. А это плохо…

Однако, читаем труды далее:

Отдельными законами и иными правовыми нормативными актами устанавливаются пенсии для лиц, замещающих федеральные государственные должности, в том числе депутатов, федеральных государственных служащих, сотрудников налоговой полиции, должностных лиц таможенных органов, судей, прокурорских работников, имеющих классные чины, космонавтов и других.

Подавляющее большинство пенсионеров (37,8 млн человек - 1999 г.-прим.ред.) обеспечиваются пенсиями в соответствии с Законом РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации». По другим нормативным основаниям пенсии получают 1,8 млн человек.

Еще на заметку: все наше пенсионное население разбито на сословия – большинство получают пенсии по законам, а некоторые – по отдельным актам. Но это замечание мимоходом (как бы, не дает веских причин для реформирования).

А вот, пожалуй, и начало реформ (корнями уходит в СССР – видимо уже тогда возникли проблемы):

Политическое решение о реформировании системы пенсионного обеспечения граждан в СССР и коренного обновления пенсионного законодательства было принято в 1985 году на апрельском пленуме ЦК КПСС.
Необходимость такого реформирования была вызвана тем, что основы действовавшего в конце 1980-х годов пенсионного законодательства были заложены более тридцати лет назад и многое «не просто устарело, а пришло в прямое противоречие с жизненными реалиями».
Первый шаг пенсионной реформы был сделан введением в действие с 1 января 1989 года Закона СССР «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения», которым снимались наиболее острые проблемы, не решавшиеся десятилетиями. Данным Законом установлены условия и нормы выплаты пенсий, единые для колхозников и работников, введен минимальный размер пенсий по старости на уровне 100 % минимальной заработной платы и т. д.

Вот, читатель, и первая причина – зачем нужна реформа. Так и запишем:

1. В пенсионном законодательстве многое «не просто устарело, а пришло в прямое противоречие с жизненными реалиями». Интересно только, что устарело и с какими реалиями жизни пришло в противоречие в этой цитате из доклада тогдашнего премьера Н. Рыжкова? И какие «наиболее острые проблемы, не решавшиеся десятилетиями» снимал (или должен был снимать) первый шаг пенсионной реформы (кроме единой пенсии для колхозников и работников)?

Надо полагать, что под минимальной зарплатой тогда понимался тот размер денежной оплаты, который позволял бы гражданину не только свести концы с концами, но и дожить до следующей получки. Понятия прожиточного минимума в то время еще не существовало.

А ныне, читатель, выясняется, что только в 2010 году на девятом году пенсионной реформы-2002 мы подошли к выполнению «первого шага пенсионной реформы 1989 года». В недавнем отчете на Думе о работе правительства премьер так и заявил:
"В России нет пенсионеров, живущих за официальной чертой бедности", - сказал Путин, добавив, что это не означает, что они "стали жить богато".

Главное, конечно, в том, что «официальных» бедных у нас теперь как бы нет. Т.е., минимальная пенсия догнала прожиточный минимум. А там, где еще не догнала – там доплатят до минимума (за счет бюджета).

Еще из отчета премьера:
"Россия - единственная страна в мире, которая в нынешней ситуации пошла на масштабную пенсионную реформу, на существенное повышение пенсий", - отметил премьер.
(Добавим в скобках: Россия - единственная страна среди развитых стран, где самый низкий уровень жизни большинства населения, где самые бедные пенсионеры)

И даже «существенное повышение пенсий» не означает, что они «стали жить богато». Все верно, все существенное повышение пенсий съело существенное повышение тарифов и цен.

Еще из отчета: «Грамотная бюджетная политика правительства помогла российской экономике сравнительно легко пережить острую фазу кризиса и выйти из рецессии, теперь власти будут постепенно отказываться от экстренных мер и повышать эффективность расходов бюджета - так премьер-министр РФ Владимир Путин подвел итоги кризисного 2009 года, отчитываясь в Госдуме.»

Вроде как получается, пугать граждан ссылкой на кризис более не стоит – «сравнительно легко» для бюджета выпутались. Не то, что другие страны, которые не пошли на «масштабные пенсионные реформы» в это время. И правительство у нас грамотное. Но это так, к слову…

Мы же читаем труды дальше:

Провозглашенные государством и закрепленные в советской Конституции «гарантии на пенсионное обеспечение за счет общественных фондов потребления, по существу, перестали быть таковыми».

Действовавшая более 30 лет пенсионная система превратилась в уравнительную, а средний размер пенсий снизился за этот период с 62 % до 46 % средней заработной платы.

Так, еще пару причин выявили:

2. Общественные фонды потребления не гарантируют пенсионное обеспечение.
3. Пенсионная система превратилась в уравнительную и средний размер пенсий снизился до 46% от средней зарплаты. (Прим. ред.: в 2008 году средний размер пенсии стал всего 24,3% от средней зарплаты).

Дальнейшее чтение трудов не выявило каких-либо новых и конкретных причин необходимости реформирования пенсионной системы того времени. Хотя, снижение среднего размера пенсии по отношению к средней зарплате в течение ряда последних лет должно давать основание для улучшения дел в этой области. Наверное, это и было главное «противоречие с жизненными реалиями».

Понятно, что получать пенсию в размере половины бывшего заработка лучше чем в размере 40% или 30%. А еще лучше – если пенсия вытягивает на 60% или 70%. Выше тянули только персональные пенсии и пенсии депутатов и государственных "деятелей". Но это уже другое сословие.

Сегодня апологеты (апологеты - слово не ругательное, читай – ярые сторонники) накопительной пенсионной системы говорят, что раньше пенсии были больше, но купить на них было нечего. Спорить не будем – товаров (особенно хороших) было мало (хотя количество товаров к пенсионной системе отношения не имеет – скорее к экономике). Теперь товаров много (хороших, правда, не очень), но купить их не на что (пенсия 2009 = четверть от зарплаты).

Что лучше? Было «плохо», а стало…? Раньше пенсионер мог платить за квартиру, мог покупать лекарство, мог еще помогать детям и внукам. Было? А сейчас?

Иной апологет опять скажет: «раньше государство дотировало социальные потребности граждан…»

Да, дотировало. Но государство у нас социальное. По конституции. А может конституцию не успели еще реформировать? Не дошла очередь?

В общем, закралось у нас с Михалычем подозрение, что не пенсионная система тех лет оказалась плохой (несмотря на ее «уравнительность»), а государство оказалось не в состоянии обеспечивать свои социальные обязательства. В силу своей способности управлять общественным развитием.

Короче говоря, подкралась незаметно «стагнация». и началась эпоха реформ.

Справедливости ради, заметим, реформированию подверглась не только пенсионная система, но все наше общество. Так что удивительного в этих преобразованиях, казалось бы, ничего нет. Так и надо. Так и должно быть…

Само слово «реформирование» означает «преобразование». В трактовке наших реформаторов – преобразование с целью улучшения. Дескать, стало «плохо» – надо сделать «лучше». И это понятно. И пенсионеру тоже должно быть понятно – пенсия стала меньше (жить на нее стало хуже), сделаем пенсию больше (жить на пенсию станет лучше).

Ну вот, подбили базу под реформы. Теперь вернемся в историю, т.е., к трудам, чтение которых знакомит нас с развитием пенсионного реформирования. К некоторым выдержкам из трудов мы даем свой перевод – так мы понимаем то, что написано (верность не гарантируем). Цель работы – выявить, наконец, что мы должны были получить и получили в ходе реформации (улучшения).

«Пенсионная реформа в СССР 1990 года положила начало централизации средств и унификации пенсионного обеспечения всех категорий граждан.» - Похоже, реформа началась с централизации и унификации (с чего-то надо начинать – лучше с централизации ресурсов…)

Естественно, что реформы должны быть предварительно описаны в программах и концепциях, потому что сама концепция реформирования должна быть подтверждена документально.

Но, к этим документа мы вернемся в следующем выпуске. (продолжение следует).

Аннотации к пособиям следующие:
Ю.П. Мамаев.
Современная пенсионная реформа в России, 2009. - 58 с.
Учебная книга из серии "Пенсионная культура в повседневной практике".
Краткое пособие пропедевтического характера имеет целью введение в пенсионную науку.
Предназначена работникам НПФ с минимальными знаниями и опытом работы, неспециалистам, тесно не связанным с финансовой средой, и иным заинтересованным лицам, желающим получить вводные сведения по пенсионной тематике.
Дополняют трилогию следующие книги:
"О негосударственных пенсионных фондах: основы, технологии, типология ",
"О дополнительной пенсии в рамках системы частного пенсионирования".

Ю.П. Мамаев.
О негосударственных пенсионных фондах: основы, технологии, типология, 2010. - 47 с.
С начала 90-х российская экономика следует строго заданным курсом в сторону развития рыночных отношений и укрепления частного сектора. Социальная сфера не явилась исключением. В целях повышения, как социальной защищенности, так и материальной обеспеченности граждан на пенсии, созданы механизмы, опирающиеся на частные социально-финансовые учреждения - негосударственные пенсионные фонды. Отсутствие доверительных отношений и клиентской лояльности, а также устойчивого спроса на организацию дополнительного пенсионного обеспечения, является, в том числе, следствием недостаточной информированности населения о деятельности и принципах работы частных фондов. На страницах пособия рассмотрены устройство системы НПФ, алгоритм работы и основы операционной деятельности, что должно сформировать базовое представление о частных пенсионных фондах.

Читайте также: