Дипломная работа пенсионная реформа в российской федерации

Введение 3
Глава 1. Пенсионная система РФ как объект реформирования 7
1.1. Становление и развитие пенсионной системы в РФ 7
1.2. Необходимость реформы пенсионного обеспечения в России 13
Глава 2. Анализ деятельности пенсионного фонда в современных условиях 19
2.1. Оценка современного состояния пенсионного обеспечения населения России 19
2.2. Анализ функционирования пенсионной системы в Республике Дагестан 40
Глава 3. Перспективы развития пенсионной системы РФ 53
3.1. Зарубежный опыт пенсионного обеспечения и возможности его использования в условиях РФ 53
3.2. Направления реформирования российской пенсионной системы 62
Заключение 82
Список использованной литературы 86

Таким образом, в ходе рассмотрения выпускной квалификационной работы мы пришли к выводу, что пенсионное обеспечение и пенсионная система в Российской Федерации является одним из самых важных социальных факторов в жизни страны. Кроме того, выплата пенсий и привлечение средств жителей страны на услуги пенсионного страхования играет важнейшую роль в финансово-бюджетном механизме государства. Пенсионная система тесным образом связана как с системой труда, налоговыми отношениями, так и с демографической ситуацией в стране.
Пенсионная система всегда была одним из главных элементов социальной сферы развитых стран. Основные проблемы цивилизованных стран в этой сфере, как правило, связаны с формированием и изменением уровня жизни граждан. Таким образом, нельзя говорить о создании цивилизованного общества без формирования соответствующих предпосылок создания и дальнейшего развития эффективной системы социального обеспечения и вытекающей из нее системы пенсионного обеспечения граждан.
Становление и развитие пенсионной системы Российской Федерации прошло долгий путь. Мы выделили следующие этапы ее развития:
1. Родоплеменные и общинные формы помощи и взаимопомощи у славян до X в.;
2. Княжеская и церковно-монастырская поддержка с X в. по XII в.;
3. Церковно-государственная помощь по вторую половину XVII в.
Второй период включает в себя:
1. Государственное призрение со второй половины XVII в. по вторую половину XIX в.;
2. Государственное обеспечение с 1917 по 1991 гг.;
3. С начала 90-х гг. по настоящее время.
Основное новшество пенсионной реформы 2015 года заключается в том, что теперь страховая часть трудовой пенсии будет рассчитываться исходя из пенсионного коэффициента. Размеры страховой пенсии будут исчисляться пенсионными баллами, который будут насчитываться за стаж, заработную плату, возраст выхода на пенсию. Для получения пенсии необходимо, как минимум 30 баллов.
Мы считаем, что необходимость пенсионной реформы заключается в изменений демографических особенностей населения Российской Федерации.
В аналитической части выпускной квалификационной работы мы проанализировали текущее состояние пенсионной системы Российской Федерации и Республики Дагестан. Так, по состоянию на 2014 год всего по Российской Федерации участниками пенсионной системы являются 41,1 млн. человек, из которых получателей трудовых пенсий - 37,7 млн. человек, а получателей пенсий по государственному пенсионному обеспечению - 3,4 млн. человек. Стоит отметить, что в 2013 году численность пенсионеров составляла 40578,1 млн. человек, из которых получателей трудовых пенсий было 37250,7 млн. человек, а получателей пенсий по государственному пенсионному обеспечению 3327,4 млн. человек. По состоянию на 31 декабря 2012 года численность участников пенсионной системы Российской Федерации составляло 40167,4 млн. человек, из которых получателей трудовых пенсий - 36915,8 млн. человек, а получателей пенсий по государственному пенсионному обеспечению 3251,6 млн. человек.
По состоянию на 31 декабря 2014 года бюджет Пенсионного Фонда Российской Федерации был исполнен со значительным снижением показателей доходности. Так, если плановые доходы должны были составить 6289,96 млрд. рублей, то исполнено по итогам года оказалось 5486,34 млрд. рублей, что на 803,62 млрд. рублей меньше запланированных доходов. Однако стоит отметить, что и расходы Пенсионного Фонда Российской Федерации в 2014 году уменьшились на 1064,69 млрд. рублей, что способствовало установлению профицита бюджета в размере 134,62 млрд. рублей.
Пенсионный Фонд Республики Дагестан и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации. На 1 января 2014 года фактическая численность работников пенсионной системы Республики Дагестан – 1523 человека. Общая численность пенсионеров по состоянию на 1 января 2015 года составила 593000 человек. Численность пенсионеров за отчетный год увеличилась на 7418 человек.
Также в исследовании мы выяснили, что на сегодняшний день действующая государственная (накопительная) пенсионная программа в Российской Федерации составляется на солидарной основе, как и другие программы государственных пенсий во множестве государств мира.
Основные направления корректирующих мер России на основе зарубежного опыта мы выделили следующие:
-повышение возрастной границы выхода на пенсию и увеличение продолжительности необходимого трудового стажа;
-изменение порядка индексации пенсий: пенсии индексируются на основе темпов роста потребительских цен, а не средней зарплаты;
-уменьшение коэффициента замещения (отношение пенсии к заработной плате получателя пособия);
-введение обязательных профессиональных накопительных схем и превращение государственной распределительной системы в систему пенсионного обеспечения, основанного на проверке нуждаемости.
В целях совершенствования системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации, необходимо проведение комплексной стратегии, реализуемой до 2016 года. Основными направлениями совершенствования системы пенсионного обеспечения в России по нашему мнению являются следующие:
-совершенствование тарифно-бюджетной политики;
-реформирование института досрочных пенсий;
-реформирование института накопительной составляющей пенсионной системы;
-развитие корпоративного пенсионного обеспечения;
-совершенствование системы формирования пенсионных прав;
-совершенствование системы управления обязательным пенсионным страхованием;
-развитие международного сотрудничества в сфере пенсионного обеспечения.
Также в исследовании мы выяснили, что основными направлениями реформирования пенсионной системы в Республике Дагестан является:
-совершенствование тарифно- бюджетной политики;
-реформирование института досрочных пенсий;
-реформирование института накопительной составляющей пенсионной системы;
-развитие корпоративного пенсионного обеспечения;
-совершенствование системы формирования пенсионных прав;
-совершенствование системы управления обязательным пенсионным страхованием;
-развитие международного сотрудничества в сфере пенсионного обеспечения.
В заключение стоит сказать, подобные мероприятия позволят привести пенсионную систему страны к наиболее эффективному состоянию, как в развитых зарубежных странах, рассмотренных нами в выпускной квалификационной работе.

Список использованной литературы

1. Правовые нормативные акты
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // Справочная правовая система Консультант-Плюс.
2. Федеральный закон от 7 мая 1998 года N 75 - ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» // (с изм. и доп. Вступившими в силу от 01.01.2015г.).
3. Федеральный закон от 15 декабря 2001 года N 167- ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» // (с изм. и доп. Вступившими в силу от 01.01.2015г.).
4. Федеральный закон Российской Федерации от 2 декабря 2013 г. N 320-ФЗ «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов».
5. Федеральный Закон от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

2. Учебники, научные труды, монографии
6. Александров И.М. Учебник «Бюджетная система РФ» М.: Дашков, 2013.
7. Волгунина В. Н. Особенности анализа финансового состояния некоммерческой организации. М., 2014.
8. Динамика развития и текущее состояние сектора НКО в России по результатам анализа государственной статистики и баз данных НКО. Аналитический обзор №3. М., 2013.
9. Ларина Л.Р. Источники финансирования НПФ и управление ими. М., 2014.
10. Морозкина Т.С. Негосударственные пенсионные фонды России: эволюция и современные тенденции развития. М., 2014.
11. Роик В.Д. Пенсионная система России: история, проблемы и пути совершенствования. - М., 2014.
12. Финансы: учебник / Под редакцией А.Г. Грязновой, Е.В. Маркиной. - М.: Финансы и статистика. - 2011.

3. Сборники статей, материалы научно-практических конференций
13. Батурина М. В. Отчетность негосударственных пенсионных фондов как форма контроля их деятельности // Финансовые и бухгалтерские консультации. - 2014 - № 12.
14. Богапова М.Р. Эволюция пенсионной системы России // Ульяновская ГСА. - 2014. - №1.
15. Болотская Д.В. Опыт формирования систем пенсионного обеспечения в ведущих странах мира // Экономика промышленности. - 2013. - №4.
16. Вечко О.Ю. Анализ изменений в пенсионном обеспечении России // Наука и образование в 21 веке. - 2014. - №4.
17. Гайдарова Р.О. Стратегия развития пенсионного обеспечения в регионе (на материалах Республики Дагестан) // Экономические стратегии. - 2013. - №15.
18. Галишникова Е.В. Международный опыт государственного управления пенсионными средствами в системах пенсионного обеспечения зарубежных стран // Наука и практика. - 2014. - №2.
19. Гарифуллина А.Ф. Анализ новой пенсионной реформы // ФГБОУ ВПО «Башкирский ГАУ». - 2014. - №4.
20. Ермаков Д. Совершенствование деятельности отечественных негосударственных пенсионных фондов // Человек и труд. - 2014. - №1.
21. Жигитова Т.В. Генезис развития пенсионной системы: от истоков к развитию в современных условиях // Научные труда центра перспективных экономических исследований. - 2014. - №7.
22. Игнатов А.А. Становление пенсионной системы США // Научное обозрение. - 2013. - №1-2.
23. Казанцева М.Э. Пенсионные ресурсы как стратегические резервы экономического роста // Наука и бизнес. - 2014. - №5.
24. Капустина О.В. К вопросу об истории создания советской системы всеобщего государственного пенсионного обеспечения (вторая половина 1950-х - 1980-е гг.) // Социальное и пенсионное право. - 2013. - №1.
25. Орлова И.Ю. К вопросу о содержании понятия «Пенсионная система» // Экономические науки в России и зарубежом. - 2014. - №7.
26. Осипов А.Ю. Особенности пенсионной реформы в России: история, результаты и перспективы // Российское предпринимательство. - 2012. - №19.
27. Прудь П.В. Управление пенсионной системой: зарубежный опыт // Современные технологии управления. - 2014. - №10.
28. Россикова Ю.В. Пенсионное обеспечение в экономически развитых странах // Общество и экономика. - 2013. - №6.
29. Соловьев А.К. Пенсионная система после реформы 2010 г.: оптимизированный вариант // Налоговая политика и практика. - 2012. - №5.
30. Соловьев. А.К. Система пенсионного обеспечения сегодня // Финансы - 2014. - №8.
31. Федотов Д.Ю. Основные этапы эволюции отечественной пенсионной системы // Историко-экономические исследования. - 2013. - №14.
32. Хадыкина Е.В. Опыт зарубежных государств в пенсионной сфере и его значение для российской системы пенсионного обеспечения // Ученые заметки. - 2014. - №4.
33. Чебанова Н.С. Реформа в сфере пенсионного обеспечения в Российской Федерации // Вопросы современной юриспруденции. - 2014. - №36.
34. Чернышова О.Н. Современная пенсионная реформа в России: мотивации и цели // Социально-экономические явления и процессы. - 2013. - №12.
35. Шестакова Е.Е. Опыт введения многоуровневых пенсионных систем в государствах Восточной Европы и США: общие подходы и особенности // Трудовое право. - 2012. - №2.
36. Ширманова Г.С. Проблемы негосударственного пенсионного обеспечения: российский и зарубежный опыт // Наука и образование. - 2014. - №4.

4. Интернет-источники
37. Global Age Watch Index, 2014 [Электронный ресурс]. URL: www.helpage.org/globalagewatch/population-ageing-data/global-ranking-table (дата обращения 20.02.2015)
38. http://npfops.ru/index.php/news/285-rejting-npf-rossii-za-2012-god-po-dokhodn
39. http://raexpert.ru/ratings/npf/Рейтинги надежности негосударственных пенсионных фондов
40. http://www.ypensioner.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=1409
41. Годовые отчеты пенсионного фонда Российской Федерации за 2011-2014 год http://2014.pfrf.ru/advert_materials/20947.html
42. НПФ Сбербанка: О фонде [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://npfsberbanka.ru
43. Общие вопросы о НПФ. Электронный ресурс-http://www.npf-atom.ru/faq/npf
44. Официальный сайт Пенсионного фонда РФ: [Электронный ресурс]. Режим доступа. URL:http://www.pfrf.ru/. (Дата обращения: 20.02.2015)
45. Пенсионный фонд РФ - Публикации. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://pfrf.ru
46. Отчетные данные Министерства Финансов Российской Федерации по Пенсионному Фонду РФ http://info.minfin.ru/pf.php
47. Отчетные данные по НПФ http://www.cbr.ru/sbrfr/contributors/polled_investment/npf/reports/Osnovnye_pokazateli_deyatelnosti_NPF_za_9_2014.xls

Эта работа вам не подошла?

В нашей компании вы можете заказать консультацию по любой учебной работе от 300 руб.
Оформите заказ, а договор и кассовый чек послужат вам гарантией сохранности ваших средств. Кроме того, вы можете изменить план текущей работы на свой, а наши авторы переработают основное содержание под ваши требования

Дипломная работа - Юриспруденция, право, государство

Другие дипломы по предмету Юриспруденция, право, государство

по дисциплине "Финансы и кредит"

на тему "Пенсионная реформа в Российской Федерации"

Оглавление

Глава 1. Необходимость проведения пенсионной реформы

Глава 2. Пенсионная реформа в Российской Федерации

2.1 Основные цели, задачи и направления пенсионной реформы

2.2 Три составляющие трудовой пенсии в новой пенсионной модели

2.3 Отличие новой пенсионной системы от старой

2.4 Персонифицированный учет

Глава 3. Управление средствами пенсионных накоплений

3.1 Пенсионный фонд Российской Федерации

3.2 Негосударственные пенсионные фонды

Глава 4. Контроль за сохранностью средств пенсионных накоплений

Глава 5. Состояние пенсионной системы в текущее время. Оценка её эффективности

Глава 6. Изъяны запущенной пенсионной реформы и дальнейшее её развитие

Список нормативных актов и использованная литература

Введение

C вступлением в силу с 2002 года федеральных законов: "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", "Об обязательном пенсионном страховании", "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации" в нашей стране запущен механизм пенсионной реформы, являющейся одной из составляющих комплекса проводимых в России экономических реформ.

Концепция проводимой реформы пенсионного обеспечения одобрена в 1995 г. Постановлением Правительства РФ от 07.08.95 № 790. В этом документе был представлен не только анализ сложившейся пенсионной системы с выплатой пенсий на распределительной основе, но и подчеркивалась необходимость ее реформирования. Причем в первую очередь намечалось изменение пенсионного законодательства в сфере управления и финансирования пенсионной системы. Изменение законодательства должно было также создать условия для развития страховых принципов в пенсионном обеспечении.

Пенсионная реформа, проводимая в России, напрямую затрагивает интересы каждого человека, так как любая пенсионная система - это одна из составляющих системы социальной защиты. В любом обществе в той или иной форме действует определенная система социальной защиты населения. Она составляет необходимый и существенный параметр общественного устройства.

Кроме того пенсионное обеспечение - это базовая и одна из самых важных социальных гарантий стабильного развития общества, поскольку оно непосредственно затрагивает интересы нетрудоспособного населения (свыше 25-30%) любой страны, а косвенно практически все трудоспособное население. В России в настоящее время проживает свыше 38,5 млн. престарелых, инвалидов и членов семей, потерявших кормильца.

Вопрос о рассмотрении и изучении пенсионной реформы в Российской Федерации в настоящее время актуален. Нововведения в пенсионной системе включают в себя задачи, которые предполагают решить основные проблемы старой пенсионной системы:

достижение финансовой сбалансированности пенсионной системы;

повышение уровня пенсионного обеспечения граждан;

формирование стабильного источника для дополнительных доходов в социальную систему.

Целью данной курсовой работы является изучение пенсионной системы в Российской Федерации и процессы её реформирования.

изучить аспекты и основные направления реформирования российской системы пенсионного обеспечения;

рассмотреть отличия новой пенсионной системы от старой;

изучить деятельность пенсионного фонда РФ и непенсионных фондов;

оценить состояние пенсионной реформы в настоящее время.

Актуальность данного исследования заключается в том, что с помощью данной работы мы сможем выявить основные тенденции развития пенсионной реформы, а также дать оценку регулированию пенсионного обеспечения.

Глава 1. Необходимость проведения пенсионной реформы

До 2002 г. в России действовала распределительная пенсионная система. Отчисления работающих шли в "общий котел", из которого платилась пенсия пенсионерам. Будущие пенсионеры работали на тех, кто уже достиг пенсионного возраста. Никаких накоплений на персональных счетах не было - всю пенсию обеспечивало государство. Эта система назначения пенсий не давала работнику возможности заработать нормальную пенсию, она лишь перераспределяла средства между группами с различным уровнем доходов и из одних регионов в другие.

Распределительная система может успешно работать только тогда, когда доля пенсионеров в общей численности населения невелика - в этом случае одного пенсионера "содержат" несколько работников. Когда на одного пенсионера приходится 4-5 работающих граждан, проблем не возникает. Однако в России (как и в большинстве развитых стран, а также стран бывшего соцлагеря) происходит относительное старение населения: доля пенсионеров в структуре населения растет, а доля работающих граждан падает.

Статистические данные свидетельствуют, что численность занятых за период с 1992 по 1997 г. уменьшилось на 9,3% (6,7 млн. человек), а численность пенсионеров при этом возросла с 35,2 до 38,2 млн. человек, т.е. на 8,2%. В результате этого нагрузка пенсионной системы на занятое население возросла с 46 пенсионеров на 100 занятых в экономике до 57 пенсионеров в 1997 г. В последующие годы в связи с ухудшением э?/p>

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • Далее

В Российской Федерации, несмотря на положительные результаты реформ и изменения, ситуация с пенсионным обеспечением жителей, без исключения, пока не соответствует нынешним условиям.

Но, несмотря на принятые меры, ситуация с пенсионным обеспечением в условиях переходной экономики рыночной ориентации превратилась в одну из наиболее острых социальных и финансовых трудностей, чреватых перспективой не только дальнейшего снижения нынешнего уровня пенсий, но и к большому количеству неожиданных неблагоприятных социальных, финансовых и социально-политических результатов.

Для преодоления кризисных явлений, окружавших пенсионное обеспечение государства, была подготовлена теория его реформирования, ядром которой стало преобразование из одной пенсионной концепции в многоступенчатую. Важную роль в концепции негосударственного пенсионного обеспечения отводится институту профессионального пенсионного обеспечения, в результате которых он предназначен, чтобы гарантировать порядка 30-40% совокупного пенсионного дохода.

Целью данной курсовой является изучение пенсионной реформы в Российской Федерации, ее основных этапов и процессов реформирования.

Задачи, которые возникают при выполнении работы::

1) проанализировать в хронологическом порядке основные этапы пенсионной реформы и их результаты;

2) отметить цели пенсионной реформы;

3)Описание нормативно-правовых актов по данной теме;

4) отметить основные проблемы текущего этапа пенсионной реформы и пути их решения и др.

Объектом курсовой работы является пенсионная система Российской Федерации (Р.Ф).

Предметом исследования является состояние и перспективы пенсионной реформы в Российской Федерации(Р.Ф).

Научно-практическая значимость работы заключается в том, что выводы и предложения позволяют расширить степень исследований по проблемам пенсионного страхования.

Структура работы сформирована с учетом целей и задач и состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Первая глава посвящена истории пенсионной системы, а вторая пенсионная реформа Российской Федерации (РФ) в настоящее время.

Историю концепции пенсий в нашей стране можно разделить на несколько этапов. Еще в восьмидесятых годах XIX века, в целях содействия развитию российской промышленности и торговли, на предприятии поднимался вопрос о создании Национального фонда страхования трудящихся от несчастных случаев на производстве и государственного пенсионного фонда трудящихся России . Пенсионный страховой Фонд появился в России в 1888 году на железных дорогах. Затем они начали формироваться в различных отделах. Фактически все без исключения государственные служащие являлись членами этих банков. Все крупные промышленные предприятия без исключения имели свои отдельные кассы или создавали совместные предприятия. Расчеты страховых ставок и актуарные расчеты пенсионных схем основаны на четкой сельской и отраслевой статистике, это не только таблицы смертности, но и таблицы инвалидности.

Эмеритальные кассы гарантировали выплаты пособий и пенсий своим участникам , их как правило , 4-х видов : (см. таабл.1)

По потери кормильца

Пособие по увольнению или сокращению штатов до установленного срока

1.Пенсии по возрасту - это ежемесячные пожизненные выплаты гражданам, достигшим установленного законом возраста в связи с их длительной трудовой и иной общественно полезной деятельностью и сопоставимые, как правило, с их последним заработком. В связи со вступлением в силу Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости теперь является страховой пенсией по старости[5]

2.Пенсия по инвалидности - это ежемесячная денежная выплата, которая назначается и выплачивается гражданам в связи с установлением группы инвалидности в порядке, установленном законодательством и назначается на общих основаниях и на основаниях, установленных для военнослужащих.

3.Пенсия по потери кормильца - это ежемесячная выплата нетрудоспособным иждивенцам умершего (пропавшего) кормильца в качестве частичной компенсации за помощь, предоставленную им постоянным и основным источником средств к существованию.

4.Пособие по увольнению - это денежная сумма, выплачиваемая единовременно при увольнении, по определенным основаниям.

Второй этап развития пенсионной системы появился после Октябрьской социалистической революции. Одним из первых указов Советской России стал Указ от 10 ноября 1917 года «О повышении пенсий работникам, пострадавшим в результате несчастных случаев».В нем Совет народных комиссаров постановил: страховому товариществу предоставляется производить заимствования из Пенсионного фонда на увеличение пенсий пострадавшим от несчастных случаев. Во-первых, политика в этом вопросе была обусловлена желанием реализовать свои социально-экономические преобразования на основе прежних экономических отношений.[9] В сообщении от 30 октября 1917 года "О социальном страховании" отмечалось, что рабоче-крестьянское правительство начинает издавать указы о полном социальном страховании.[10]

Одновременно с социальным страхованием формируются и государственные различные организационно-правовые формы: социальное страхование и социальное обеспечение, которые имеют различные механизмы формирования и расходования средств.

С 1930-х годов государственная политика в сфере социальной защиты все больше фокусируется на формировании и расширении государственного обеспечения. В результате реформы социальной защиты пенсионное обеспечение было реализовано в виде государственного обеспечения. Расходы на пенсии для работающих пенсионеров стали финансироваться из бюджета, а выплата таких пенсий была передана органам социального обеспечения

Новый период начинается с формирования новой российской государственности и либерализации экономики. В соответствии с нынешней Конституцией, Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.[1] В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, формируется система социальных служб, формируются государственные пенсии

В отличие от административно-командной системы, отличительными особенностями которых являются общественная собственность практически на все экономические ресурсы в новой экономической системе, наблюдается увеличение свободы экономических действий хозяйствующих субъектов, снятие ограничений на экономическую деятельность, раскрепощение предпринимательства.

Личность перестает быть объектом воздействия со стороны государства и строит отношения с окружающей реальностью по принципу свободного выбора норм, ценностей, правил. Безусловно, то что в переходный период, в течение которого происходит переход от прежней стабильной социальной системы к качественно новой, в различных сферах экономики, и, прежде всего, в социальной сфере, возникают кризисные ситуации.

Все пенсионные преобразования, проходившие в нашей стране можно разделить на несколько ключевых этапов.

1992 г. издан Указ Президента Российской Федерации № 1077" О негосударственных пенсионных фондах". Указ дал старт созданию и работе НПФ ( Негосударственный пенсионный фонд — акционерное общество , исключительной деятельностью которого является негосударственное пенсионное обеспечение.).[7]

А в 1995 году Гражданский кодекс ввел в законный оборот понятие "Фонд" как некоммерческая организация.[2]

1995 года Правительство утвердило "концепцию пенсионной реформы в Российской Федерации».[6]

В настоящее время ПФР ведет учет пенсионных прав каждого гражданина. Пенсионный фонд России устанавливает персональные данные для установления пенсии. На индивидуальном страховом счете гражданина содержится информация обо всех страховых взносах, т. е. накапливается будущая пенсия. Номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС) указан на карточке обязательного пенсионного страхования (ОПС). Ежегодно ПФР (Пенсионный фонд России) рассылает уведомления, благодаря которым каждый может следить за состоянием личного пенсионного счета. Проект работает в 5 регионах страны

1998 год стал особенно важным для негосударственных пенсионных фондов. Вступил в силу Федеральный закон "О негосударственных пенсионных фондах". Этот закон определил деятельность по негосударственному обеспечению НПФ и их права. Он также зафиксировал новые концепции в пенсионной системе Российской Федерации, обязательства Фонда перед вкладчиками и участниками. [4] В тестовом режиме для целей пенсионного обеспечения использовался персонифицированный учет 1998 года, который в 2000 году охватил всех работающих жителей страны в 22 субъектах Российской Федерации (РФ)

В 1998 году была также показана программа новой пенсионной реформы в Российской Федерации, законопроекты которой были утверждены президентом в конце 2001 года.

В 2002 году была проведена новая пенсионная реформа, позволяющая Российской Федерации(РФ) перейти от принципов выравнивания солидарной пенсии( пенсия, которая была в СССР) к принципам распределения и накопления.

В 2004 году негосударственные пенсионные фонды получили право заключать договоры ОПС( обязательное пенсионное страхование). Граждане Российской Федерации имели возможность формировать и увеличивать накопительную часть пенсий за счет средств НПФ. По всем фондам были увеличены требования к размеру имущества для обеспечения уставной деятельности. С 1 января 2005 года сумма ИОУД( собственное имущество НПФ) должна быть не менее 30 миллионов рублей, а с 1 июля 2009 года - не менее 50 миллионов рублей.

В 2005 году Пенсионный фонд России начал выплачивать дополнительные средства инвалидам и ветеранам ВОВ ( Великая Отечественная Война) и их вдовам. ПФР также начал вести федеральный реестр граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи. 2007 год Начало осуществления программы пособий по материнскому капиталу. Владельцы этих сертификатов смогли перевести часть капитала или всю сумму на формирование пенсионных накоплений.

2008 года накопительная часть пенсии увеличивается до 6%, а страховая до 8% от заработной платы. С октября стартовал проект по государственному софинансированию накопительной части пенсий.

В 2010 году единый социальный налог (ЕСН) был заменен страховыми взносами. Максимальная сумма годовой заработной платы (з/п), влияющая на размер пенсий за 2010 год, составляет 415 тыс. рублей, за 2011 год эта сумма была увеличена до 463 тыс. рублей, а в 2012 году она равна 512 тыс. рублей.

2010 крупнейшая переоценка расчетного пенсионного капитала осуществляется с учетом стажа работы в советский период. Это увеличило пенсии действующих пенсионеров на 46%.

Пенсия стала делится только на 2 части – накопительную и страховую. Основная сумма была включена в страховую часть.

С 2010 года утверждена минимальная пенсия, превышающая прожиточный минимум пенсионера.

В 2013-2015 годах пенсионная реформа Российской Федерации (РФ) создает новый оборот - пенсионная система терпит значительные изменения: новая пенсионная формула для расчета страховой пенсии, вводится новый порядок формирования пенсионных прав с учетом трудового стажа, суммы страховых взносов и пенсионный возраст.

В 2014-2015 годах, россияне могут выбрать тариф на накопительную часть пенсии: 0% или 6%. В то же время, граждане делают свой выбор, пенсионные накопления не формируются - в 2014-2015 годах все страховые взносы идут на формирование страховой части пенсии.

Реформа, которая вступила в силу в 2016 году, полностью отменяет привычную для всех граждан систему начисления в рублях. Отныне будущие пенсионеры будут рассчитывать свою пенсию в баллах - нормированной единице измерения пенсионных выплат. Накопительная система баллов рассчитывается для каждого пенсионера индивидуально, в зависимости от стажа и вредности работы.

В начале 2017 года, ряд положений пенсионного законодательства претерпели изменения :

продлен мораторий на индексацию пенсий для работающих получателей;

с 2017 года, пенсионный возраст государственных и муниципальных служащих была увеличена до 63 и 65 лет;

"замораживание" взносов в пенсионные накопления в рамках системы ОПС было продлено.

В настоящее время в 2018г в стране проводится плавное повышение пенсионного возраста.

Во сколько лет Россияне выходят на пенсию на данный момент

Внедрена система гарантирования пенсионных накоплений. Негосударственные пенсионные фонды проходят процедуру акционирования.

Сравнения страховой и накопительной пенсии

Реформа направлена на изменение существующей распределительной системы начисления пенсий, дополняя ее накопительной частью и персонифицированным учетом страховых обязательств государства перед каждым гражданином.

Основной целью реформы является результат долгосрочной финансовой сбалансированности пенсионной системы, повышение степени пенсионного обеспечения граждан и формирование стабильного источника для дополнительных доходов в социальную систему.

Суть реформы заключается в том, чтобы кардинально изменить взаимоотношения между работником и работодателем: повысить ответственность работников за обеспечение их старости, а кроме того повысить ответственность работодателя за уплату страховых взносов за каждого работника.

Цель пенсионной реформы: осуществление гарантированных статьей 39 Конституции прав граждан на пенсионное обеспечение по старости, в случае инвалидности, потери кормильца, в иных установленных законом случаях;

- формирование пенсионного обеспечения на основе государственного пенсионного страхования;

- дать дополнительный источник для повышения размера пенсии за счет инвестирования части пенсионных отчислений и поставить в зависимость размер пенсии от размера зарплаты(з/п).

Таким образом, из распределительного принципа выплаты пенсий Россия переходит к распределительному и накопительному. Это означает, что вместо того, чтобы все отчисления от работника, входящего в единый социальный налог, шли на выплату пенсии нынешним пенсионерам, некоторая их часть пойдет на индивидуальный счет этого конкретного работника и будет инвестироваться в различные финансовые инструменты, определенные государством.

Пенсионное законодательство Российской Федерации предусматривает:

- государственные пенсии: пенсия по возрасту, пенсия по старости, пенсия по инвалидности, социальная пенсия;

- трудовая пенсия: трудовая пенсия по старости, трудовая пенсия по инвалидности, трудовая пенсия по потере кормильца.

Право на государственные пенсии имеют: федеральные государственные служащие; военнослужащие; участники ВОВ(Великой Отечественной Войны); граждане, пострадавшие в результате радиации или техногенных катастроф; инвалиды, несовершеннолетние по случаю потери кормильца.

Под трудовой пенсией понимается ежемесячная денежная выплата для возмещения заработной платы или иного дохода, которую застрахованное лицо получило до установления трудовой пенсии или иждивенцев застрахованного лица в связи со смертью этих лиц. Право на пенсию по возрасту регулируется условиями и правилами, установленными пенсионным законодательством Российской Федерации (РФ).

Гражданам, не имеющим по каким-либо причинам права на трудовую пенсию, устанавливается социальная пенсия на условиях и в порядке, определенных Федеральным законом №166-ФЗ.

Страховое обеспечение по пенсионному страхованию составляет:

страхование и накопительная часть трудовой пенсии по старости;

страховая и накопительная части трудовой пенсии по инвалидности;

страховой часть трудовой пенсии в случае потери кормильца;

пособие по социальному обеспечению на погребение умерших пенсионеров, не работавших в день смерти.

Для получения пенсии по старости необходимо иметь стаж работы не менее 5 лет. В законодательстве проводится различие между понятиями трудового и страхового стажа.

Трудовой стаж -это общая продолжительность периодов работы и иной деятельности, считаются при определении права на отдельные виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению и которые засчитываются в страховой стаж для получения трудовой пенсии, предусмотренной Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"

Страховой стаж понимается как учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации(ПФР), а также другие периоды, засчитываемые в страховой стаж.

Расчет страхового стажа требуемого для приобретения права на трудовую пенсию, производится в календарном порядке.

Глава 1. Пенсионное обеспечение в Российской Федерации. 6

1.1. История пенсионного страхования в России. 6

1.2. Государственная социальная политика Российской Федерации. 12

1.3. Состояние пенсионного обеспечения в Российской Федерации. 25

1.4. Законодательная база пенсионной реформы. 33

Глава 2. Состояние и результаты реформирования пенсионного обеспечения по Ульяновской области. 37

2.1. Характеристика органов Пенсионной службы по Ульяновской области. 37

2.2. Анализ структуры пенсионного обеспечения Ульяновской области. 44

2.3. Организационно-экономическая характеристика Управления ПФР по Ульяновской области. 56

2.4.Основные направления деятельности Управления ПФР по Ульяновской области. 61

Глава 3. Проблемы в реформировании системы пенсионного обеспечения. 64

3.1. Предпосылки и причины необходимости реформирования пенсионного обеспечения. 64

3.2. Проблемы и пути совершенствования пенсионного обеспечения. 73

Список литературы. 85

В условиях рыночной экономики главным институтом защиты человека является социальное страхование, а пенсионное обеспечение - базовой и одной из самых важных социальных гарантий стабильного развития общества, поскольку непосредственно затрагивает интересы нетрудоспособного населения, а оно обычно составляет свыше 25-30% населения любой страны. Также этот вопрос косвенно касается и всего трудоспособного населения.

Понятие пенсия имеет комбинированную финансово-страховую и социально-трудовую природу, принципиально отличающую ее, с одной стороны, от банковских, корпоративных и иных способов получения денежных доходов в форме дивидендов, зависящих только от размера капитала, а с другой - от различных видов государственных социальных пособий, зависящих исключительно от социальной потребности либо от особых заслуг перед государством.

Организационно-управленческая и финансовая деятельность пенсионной системы опирается на конституционные и законодательные права каждого гражданина на получение материального обеспечения при наступлении установленного законом возраста либо иного страхового случая, влекущего за собой невозможность трудиться, данный вид материального обеспечения граждан получил название - пенсия.

В последнее время выплачиваемые пенсии все меньше отвечают своему социально-экономическому значению - обеспечивать достойный уровень жизни людям, не имеющим трудовых доходов.

Современная пенсионная система представляет собой совокупность правовых, организационно-управленческих и финансово-экономических отношений между наемными работниками и работодателями, всех других категорий граждан, не участвующих в хозяйственной деятельности, и государства .

В настоящее время пенсионная система является очень важным элементом финансовой системы, по ней судят о политике проводимой государством, так как именно на социальные цели государствами во всем мире расходуются значительные денежные ресурсы.

Около пятидесяти четырех миллионов россиян перечисляют страховые взносы в Пенсионный Фонд РФ. В России тридцать восемь миллионов пенсионеров, что составляет четверть населения страны, получают пенсии из бюджета ПФР. Доходы в виде пенсий - второй по объёму источник доходов населения после оплаты труда. Пенсионная реформа не завершена, она совершенствуется и продолжает динамично развиваться. Есть определенные успехи, но есть и проблемы, выраженные проблемами в праве, неопределенностью в законодательстве, стройности самих нормативно- правовых актах.

В настоящее время в России размер пенсий, в том числе и по старости, достаточно низок. Очень часто уровень материального обеспечения в старости не соответствует вкладу работника в период его трудовой деятельности.

Все эти факторы усиливали потребность реформирования пенсионной системы Российской Федерации в целях более полной адаптации к конкретным экономическим условиям.

Регулирование правоотношений, связанных с пенсионным страхованием и обеспечением, является одной из важнейших составляющих правовой системы любого государства, поскольку затрагивает все поколения граждан: и тех, кто уже получает пенсию, и только начинающих свою трудовую деятельность и зарабатывающих себе пенсионные права; и является одним из главных факторов социальной стабильности в обществе. По этой причине пенсионной реформе уделяется большое внимание в обществе.

Все это говорит об актуальности выбранной темы дипломного проекта.

Цель данного дипломного проекта – показать реализацию и значение проводимой в данное время пенсионной реформы.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

— проследить развитие государственного пенсионного обеспечения в РФ;

— рассмотреть работу Пенсионного фонда по финансированию пенсионных выплат;

— провести анализ показателей пенсионного обеспечения населения;

— оценить значение персонифицированного учёта в новой системе пенсионного страхования граждан;

определить задачи, возложенные государством на ПФР и, в частности, на Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное Учреждение) в Ленинском районе города Ульяновска Ульяновской области (далее – Управление) - выявить пути улучшения пенсионного обеспечения в РФ.

Глава 1. Пенсионное обеспечение в Российской Федерации

1.1. История пенсионного страхования в России

Государственное пенсионное страхование в России зародилось в начале двадцатого века, что было гораздо позднее, чем в большинстве развитых стран. В своем развитии оно охватило только небольшую часть населения России, только высшие слои населения могли пользоваться им.

По прошествии переходного периода экономической нестабильности социалистическое государство начало создавать принципиально новую пенсионную систему, основанную на принципах конституционно гарантированного государством пенсионного обеспечения по старости, которая была введена в 1927 году. Действовавшая в СССР система пенсионного обеспечения функционировала в рамках общей системы социального обеспечения.

В соответствии с Конституцией СССР все граждане имели право на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты нетрудоспособности, а также потери кормильца.[1] Это право реализовывалось путем общего социального обеспечения служащих и колхозников пособиями по временной нетрудоспособности и выплатой за счет государства и колхозов пенсий по возрасту, инвалидности и по случаю потери кормильца, другими формами социального обеспечения.

Хотя данная пенсионная система входила в так называемую систему социального страхования, она не содержит экономических признаков системы государственного пенсионного страхования, которые наиболее наглядно выражаются в базовых принципах государственного пенсионного страхования. Однако несмотря на многочисленные экономические недостатки, данная система имела одно важное преимущество – она обеспечивала абсолютно всем категориям граждан минимально необходимый прожиточный уровень. Поэтому пенсионная система до 1990г. носила определение - государственное пенсионное обеспечение. Средства на государственное пенсионное обеспечение, как и другие средства на государственное социальное страхование, аккумулировались в бюджете государственного социального страхования, который в свою очередь, входил в государственный бюджет страны. Таким образом, эта пенсионная система была основана на консолидированной программе финансирования выплаты пенсий и полностью зависела от сбалансированности государственного бюджета страны. Бюджет пенсионного обеспечения являлся составной частью государственного бюджета СССР и был включен в него как по доходам, так и по расходам [2].

Учитывая относительно низкие уровни пенсионного обеспечения и достаточно стабильные темпы экономического развития рассматриваемого периода, нужно отметить сбалансированность бюджета социального страхования. В тот период только в 1956 году впервые была представлена дотация из государственного бюджета на социальное страхование. Она была направлена на покрытие существенно возросших расходов на выплату пенсий неработающим пенсионерам из числа рабочих и служащих, и членов их семей, в связи с введением в действие Закона от 14.07.56 г. “О государственных пенсиях”, значительно расширившего круг лиц, имеющих право на получение пенсии, и увеличившего размер пенсии по отдельным группам пенсионеров в два раза [3].

Читайте также: