Федеральный закон о страховых пенсиях многодетным

Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail.

25 апреля 2019 15:51

С 01.01.2019 вступили в силу изменения в статью 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в части установления права на досрочную страховую пенсию по старости матерям, родившим и воспитавшим до восьмилетнего возраста трех и более детей.

Согласно пунктам 1, 1.1, 1.2 части 1 статьи 32 Закона № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 Закона № 400-ФЗ, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (с учетом переходных положений, предусмотренных частью 3 статьи 35 Закона № 400-ФЗ) женщинам:

- родившим пять и более детей и воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет, при достижении возраста 50 лет и наличии страхового стажа не менее 15 лет;

- родившим четырех детей и воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет, при достижении возраста 56 лет и наличии страхового стажа не менее 15 лет;

- родившим трех детей и воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет, при достижении возраста 57 лет и наличии страхового стажа не менее 15 лет.

Таким образом, основополагающими условиями назначения рассматриваемой досрочной пенсии является:

- факт рождения женщиной соответствующего количества детей и воспитания их до восьмилетнего возраста;

- достижение женщиной соответствующего возраста.

На основании пункта 1 статьи 71 Семейного кодекса Российской Федерации родители, лишенные родительских прав, теряют все права, основанные на факте родства с ребенком, в отношении которого они были лишены родительских прав, в том числе право на получение от него содержания, а также право на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей.

Таким образом, факт лишения матери родительских прав препятствует реализации права на досрочную пенсию.

При этом неважно, когда состоялось лишение родительских прав: до достижения ребенком восьмилетнего возраста или после этого.

Право на досрочную страховую пенсию по старости в полной мере распространяется и на женщин, которые воспитывают усыновленных детей (ребенка). Если женщина воспитывает детей своего мужа, рожденных в другом браке (пасынки и падчерицы), то для приобретения права на назначение досрочной пенсии эти дети должны быть ею усыновлены. При этом усыновление ребенка должно состоятся до достижения им возраста восьми лет.

Также отмечаем, что факт постоянного проживания ребенка с матерью до достижения им восьмилетнего возраста не имеет значения. Это вытекает из презумпции нахождения на иждивении детей, закрепленной в части 4 статьи 10 Закона № 400-ФЗ, согласно которой иждивение детей умерших родителей предполагается и не требует доказательств, за исключением детей, объявленных в соответствии с законодательством Российской Федерации полностью дееспособными или достигшими возраста 18 лет.

Одновременно следует отметить, что при назначении вышеуказанного вида пенсий место рождения детей (территория Российской Федерации или иностранного государства) значения не имеет, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации. При этом по общему правилу, в рамках реализации международных пенсионных соглашений, основанных на принципе пропорциональности, при назначении рассматриваемого вида пенсии учитываются дети, рожденные и воспитанные в России.

Порядок исчисления страхового стажа, который необходим для приобретения права на данную досрочную пенсию, не отличается от правил исчисления страхового стажа, применяющихся при определении права на страховую пенсию по старости на общих основаниях.

Это же относится и к исчислению величины индивидуального пенсионного коэффициента (далее – ИПК).

Также следует иметь в виду, что ИПК при определении права на досрочную страховую пенсию по старости, как женщине имеющей троих и более детей, и ее размера исчисляется в общем порядке с учетом нестраховых периодов ухода за детьми. Величина ИПК для определения права на данный вид пенсии по истечении переходного периода (2025 год) будет равна 30, в 2019 году она составляет 16,2.

Копия в формате PDF

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О страховых пенсиях

Принят Государственной Думой 23 декабря 2013 года

Одобрен Советом Федерации 25 декабря 2013 года

(В редакции федеральных законов от 29.06.2015 № 173-ФЗ, от 29.12.2015 № 385-ФЗ, от 23.05.2016 № 143-ФЗ, от 03.07.2016 № 250-ФЗ, от 19.12.2016 № 437-ФЗ, от 01.07.2017 № 134-ФЗ, от 28.12.2017 № 420-ФЗ, от 07.03.2018 № 56-ФЗ, от 27.06.2018 № 164-ФЗ, от 03.10.2018 № 350-ФЗ, от 12.11.2018 № 409-ФЗ, от 27.12.2018 № 536-ФЗ, от 06.03.2019 № 25-ФЗ, от 01.10.2019 № 328-ФЗ)

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Цель и предмет регулирования настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" устанавливает основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии.

2. Целью настоящего Федерального закона является защита прав граждан Российской Федерации на страховую пенсию, предоставляемую на основе обязательного пенсионного страхования с учетом социальной значимости трудовой и (или) иной общественно-полезной деятельности граждан в правовом государстве с социально ориентированной рыночной экономикой, в результате которой создается материальная основа для пенсионного обеспечения, особого значения страховой пенсии для поддержания материальной обеспеченности и удовлетворения основных жизненных потребностей пенсионеров, субсидиарной ответственности государства за пенсионное обеспечение, а также иных конституционно значимых принципов пенсионного обеспечения.

Статья 2. Правовое регулирование в области страховых пенсий

1. Законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из настоящего Федерального закона, Федерального закона от 16 июля 1999 года № 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", других федеральных законов. (В редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ)

2. Страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом. Изменение условий назначения страховых пенсий, норм установления страховых пенсий и порядка выплаты страховых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений в настоящий Федеральный закон.

3. В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.

4. В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, Правительство Российской Федерации определяет порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии и правила установления указанных пенсий отдельным категориям граждан. В целях единообразного применения настоящего Федерального закона при необходимости могут издаваться соответствующие разъяснения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

5. Порядок назначения, перерасчета, перевода с одного вида пенсии на другой и порядок выплаты пенсий, финансируемых за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, регулируются Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей". (В редакции федеральных законов от 27.12.2018 № 536-ФЗ, от 01.10.2019 № 328-ФЗ)

6. Отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и средств организаций, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и актами организаций.

Статья 3. Основные понятия, применяемые в целях настоящего Федерального закона

Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:

1) страховая пенсия - ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными настоящим Федеральным законом. При этом наступление нетрудоспособности и утрата заработной платы и иных выплат и вознаграждений в таких случаях предполагаются и не требуют доказательств;

2) страховой стаж - учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж;

3) индивидуальный пенсионный коэффициент - параметр, отражающий в относительных единицах пенсионные права застрахованного лица на страховую пенсию, сформированные с учетом начисленных и уплаченных в Пенсионный фонд Российской Федерации страховых взносов на страховую пенсию, предназначенных для ее финансирования, продолжительности страхового стажа, а также отказа на определенный период от получения страховой пенсии;

4) стоимость пенсионного коэффициента - стоимостной параметр, учитываемый при определении размера страховой пенсии, отражающий соотношение суммы страховых взносов на финансовое обеспечение страховых пенсий и трансфертов федерального бюджета, поступающих в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствующем году, и общей суммы индивидуальных пенсионных коэффициентов получателей страховых пенсий;

5) установление страховой пенсии - назначение страховой пенсии, перерасчет и корректировка ее размера, перевод с одного вида пенсии на другой;

6) фиксированная выплата к страховой пенсии - обеспечение лиц, имеющих право на установление страховой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом, устанавливаемое в виде выплаты в фиксированном размере к страховой пенсии;

7) корректировка размера страховой пенсии - повышение размера страховой пенсии в связи с увеличением стоимости пенсионного коэффициента;

8) выплатное дело - комплект соответствующих установленным требованиям документов в подлиннике и (или) в копии на бумажном носителе или в электронной форме, на основании которых гражданину установлены и выплачиваются пенсия (пенсии), дополнительное материальное обеспечение и иные выплаты в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 4. Лица, имеющие право на страховую пенсию

1. Право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

2. Нетрудоспособные члены семей граждан, указанных в части 1 настоящей статьи, имеют право на страховую пенсию в случаях, предусмотренных статьей 10 настоящего Федерального закона.

3. Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом, имеют право на страховую пенсию наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Статья 5. Право на выбор пенсии

1. Лицам, имеющим право на одновременное получение страховых пенсий различных видов, в соответствии с настоящим Федеральным законом устанавливается одна пенсия по их выбору.

2. В случаях, предусмотренных Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", допускается одновременное получение пенсии по государственному пенсионному обеспечению, установленной в соответствии с указанным Федеральным законом, и страховой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом.

3. Назначение и выплата страховой пенсии производятся независимо от назначения накопительной пенсии в соответствии с Федеральным законом "О накопительной пенсии".

4. Обращение за назначением страховой пенсии может осуществляться в любое время после возникновения права на страховую пенсию без ограничения каким-либо сроком.

Статья 6. Виды страховых пенсий

В соответствии с настоящим Федеральным законом устанавливаются следующие виды страховых пенсий:

1) страховая пенсия по старости;

2) страховая пенсия по инвалидности;

3) страховая пенсия по случаю потери кормильца.

Статья 7. Финансовое обеспечение выплаты страховых пенсий

1. Порядок финансового обеспечения выплаты страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии и повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии определяется Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".

2. При внесении в настоящий Федеральный закон изменений, требующих увеличения расходов на выплату страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии и повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии, принимаются федеральные законы о внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий год и плановый период и федеральный закон о бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на текущий год и плановый период.

Глава 2. Условия назначения страховых пенсий

Статья 8. Условия назначения страховой пенсии по старости

1. Право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону). (В редакции Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ)

11. Лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации и замещаемые на постоянной основе государственные должности субъектов Российской Федерации (далее - государственные должности), замещаемые на постоянной основе муниципальные должности (далее - муниципальные должности), должности государственной гражданской службы Российской Федерации и должности муниципальной службы (далее - должности государственной гражданской и муниципальной службы), страховая пенсия по старости назначается по достижении ими в соответствующем году возраста, указанного в приложении 5 к настоящему Федеральному закону. (Часть введена - Федеральный закон от 23.05.2016 № 143-ФЗ)

12. Лицам, имеющим страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины), страховая пенсия по старости может назначаться на 24 месяца ранее достижения возраста, предусмотренного частями 1 и 11 настоящей статьи, но не ранее достижения возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины). (Часть введена - Федеральный закон от 03.10.2018 № 350-ФЗ)

2. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа.

3. Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.

Статья 9. Условия назначения страховой пенсии по инвалидности

1. Право на страховую пенсию по инвалидности имеют граждане из числа застрахованных лиц, признанные инвалидами I, II или III группы. Признание гражданина инвалидом и установление группы инвалидности производятся федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

2. Страховая пенсия по инвалидности устанавливается на основании сведений об инвалидности, содержащихся в федеральном реестре инвалидов, или документов, поступивших от федеральных учреждений медико-социальной экспертизы, независимо от причины инвалидности, продолжительности страхового стажа застрахованного лица, продолжения инвалидом трудовой и (или) иной деятельности, а также от того, наступила ли инвалидность в период работы, до поступления на работу или после прекращения работы. (В редакции Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ)

3. В случае полного отсутствия у инвалида страхового стажа устанавливается социальная пенсия по инвалидности в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".

Статья 10. Условия назначения страховой пенсии по случаю потери кормильца

1. Право на страховую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении (за исключением лиц, совершивших уголовно наказуемое деяние, повлекшее за собой смерть кормильца и установленное в судебном порядке). Одному из родителей, супругу или другим членам семьи, указанным в пункте 2 части 2 настоящей статьи, указанная пенсия назначается независимо от того, состояли они или нет на иждивении умершего кормильца. Семья безвестно отсутствующего кормильца приравнивается к семье умершего кормильца, если безвестное отсутствие кормильца удостоверено в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

2. Нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца признаются:

1) дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, не достигшие возраста 18 лет, а также дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, обучающиеся по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет или дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца старше этого возраста, если они до достижения возраста 18 лет стали инвалидами. При этом братья, сестры и внуки умершего кормильца признаются нетрудоспособными членами семьи при условии, что они не имеют трудоспособных родителей; (В редакции Федерального закона от 12.11.2018 № 409-ФЗ)

2) один из родителей или супруг либо дедушка, бабушка умершего кормильца независимо от возраста и трудоспособности, а также брат, сестра либо ребенок умершего кормильца, достигшие возраста 18 лет, если они заняты уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, не достигшими 14 лет и имеющими право на страховую пенсию по случаю потери кормильца в соответствии с пунктом 1 настоящей части, и не работают;

3) родители и супруг умершего кормильца, если они достигли возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) либо являются инвалидами; (В редакции Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ)

4) дедушка и бабушка умершего кормильца, если они достигли возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) либо являются инвалидами, при отсутствии лиц, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации обязаны их содержать. (В редакции Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ)

3. Члены семьи умершего кормильца признаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию.

4. Иждивение детей умерших родителей предполагается и не требует доказательств, за исключением указанных детей, объявленных в соответствии с законодательством Российской Федерации полностью дееспособными или достигших возраста 18 лет.

5. Нетрудоспособные родители и супруг умершего кормильца, не состоявшие на его иждивении, имеют право на страховую пенсию по случаю потери кормильца, если они независимо от времени, прошедшего после его смерти, утратили источник средств к существованию.

6. Нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, для которых его помощь была постоянным и основным источником средств к существованию, но которые сами получали какую-либо пенсию, имеют право перейти на страховую пенсию по случаю потери кормильца.

7. Страховая пенсия по случаю потери кормильца-супруга сохраняется при вступлении в новый брак.

8. Усыновители имеют право на страховую пенсию по случаю потери кормильца наравне с родителями, а усыновленные дети наравне с родными детьми. Несовершеннолетние дети, имеющие право на страховую пенсию по случаю потери кормильца, сохраняют это право при их усыновлении.

9. Отчим и мачеха имеют право на страховую пенсию по случаю потери кормильца наравне с отцом и матерью при условии, что они воспитывали и содержали умерших пасынка или падчерицу не менее пяти лет. Пасынок и падчерица имеют право на страховую пенсию по случаю потери кормильца наравне с родными детьми, если они находились на воспитании и содержании умершего отчима или умершей мачехи.

10. Страховая пенсия по случаю потери кормильца устанавливается независимо от продолжительности страхового стажа кормильца из числа застрахованных лиц, а также от причины и времени наступления его смерти, за исключением случаев, предусмотренных частью 11 настоящей статьи.

11. В случае полного отсутствия у умершего застрахованного лица страхового стажа либо в случае совершения нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца уголовно наказуемого деяния, повлекшего за собой смерть кормильца и установленного в судебном порядке, устанавливается социальная пенсия по случаю потери кормильца в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".

Глава 3. Страховой стаж

Статья 11. Периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж

1. В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

2. Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".

Статья 12. Иные периоды, засчитываемые в страховой стаж

1. В страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона, засчитываются:

Новой пенсионной реформой, продлевающей рабочий возраст, многие жители нашей страны были очень удивлены. Теперь, чтобы дожить до пенсии, придется работать гораздо дольше и мужчинам, и женщинам. Но пенсия для многодетных матерей по-прежнему наступает раньше, чем у обычных работников. Во сколько же лет многодетные сотрудницы могут выйти на пенсию?

Возраст выхода на пенсию многодетным матерям

Возраст выхода на пенсию для мам, у которых много детей, будет напрямую зависеть от количества рожденных ею малышей.

Условия досрочного выхода на пенсию многодетных матерей

Только лишь большое количество детей не является единственным условием для досрочной пенсии. Закон выхода на пенсию многодетных матерей (статья 32 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях») устанавливает дополнительные требования.

Чтобы получить пенсионные выплаты раньше общеустановленного срока многодетным мамам также необходимо иметь:

  • не менее 15 лет страхового стажа, если вы выходите на пенсию начиная с 2024 года (для тех, кто оформит пенсию в 2018 году необходимо иметь страховой стаж всего 9 лет, в 2019 году – 10 лет, с 2020 года – 11 лет, с 2021 года – 12 лет, с 2022 года – 13 лет, с 2023 года – 14 лет);
  • индивидуальный пенсионный коэффициент (ИПК) величиной не менее 30, если вы выходите на пенсию начиная с 2025 года (для тех, кто оформит пенсию в 2018 году необходимо иметь ИПК – не меньше 13,8, в 2019 году – не меньше 16,2, в 2020 году – не меньше 18,6, в 2021 году – не меньше 21, в 2022 году – не меньше 23,4, в 2023 году – не меньше 25,8, в 2024 году – не меньше 28,2).
  • воспитание детей до достижения возраста ими 8 лет.

Если количество детей достаточно просто посчитать, то вот с остальными параметрами разобраться будет сложнее.

Страховой стаж и ИПК для выхода на пенсию многодетной матери по новому закону

Страховой стаж – это тот период, когда вы трудились у работодателя или занимались предпринимательской деятельностью, и за вас уплачивались страховые взносы в ПФР. Также в страховой стаж включаются и другие периоды, например, время, когда вы были в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет (всего в страховом стаже будет учтено не более 6 лет такого отпуска).

Индивидуальный пенсионный коэффициент представляет собой некий параметр, который отражает ваши права на страховую пенсию с учетом уплаченных страховых взносов и продолжительности страхового стажа.

Узнать ваши личные ИПК и страховой стаж достаточно просто.

  • Необходимо зайти на Госуслуги
  • Выберите услугу – Извещение о состоянии лицевого счета в ПФР.
  • И уже в течение 2 минут вы сможете получить Извещение с пенсионными параметрами, его можно переслать на электронную почту или посмотреть прямо на сайте.

Обратите внимание! За отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет маме начисляется индивидуальный пенсионный коэффициент:

  • за декрет 1,5 года с первым ребенком – 2,7;
  • за декрет 1,5 года со вторым ребенком – 5,4;
  • за декрет 1,5 года с третьим ребенком – 8,1.

Итого, если многодетная мама провела в декрете с 3 детьми четыре с половиной года, то ИПК только за этот период должен составлять 16,2.

Самая большая сложность заключается в том, что многодетной матери с большим количеством детей очень тяжело будет подстроиться под эти условия. Как можно получить требуемый стаж работы и количество ИПК, если ты постоянно занимаешься воспитанием детей? Да и какому работодателю нужна такая сотрудница. А если декрет у многодетной мамы был неофициальный, то и в стаж его не защитают и ИПК не прибавят. Вот и получается, что, с одной стороны, вроде обещают многодетным матерям на пенсию по-раньше, а с другой стороны, нужно ещё очень постараться накопить и стаж, и баллы.

Вопросы от многодетных мам по пенсионной реформе :

Вопрос: Смогу ли я получать пенсию, если у меня 5 детей, но я никогда не работала и не смогу работать?

Ответ: Если у многодетной мамы отсутствует страховой стаж или его будет недостаточно, то страховую пенсию не назначат. В этом случае многодетная мама может рассчитывать только на социальную пенсию с 65 лет и её размер существенно меньше, чем страховой пенсии. Так, в настоящее время социальная пенсия составляет около 5000 рублей.

Ответ: Да, период ухода за ребенком-инвалидом будет включен в страховой стаж, если перед уходом за ребенком или после ухода за ним, многодетная мама трудилась. Также включат в страховой стаж и время, когда многодетная мама ухаживала за инвалидом 1 группы или человеком, который достиг возраста 80 лет.

Вопрос: У меня 4 детей и я с ними была в декрете. Засчитают ли мне время декрета в страховой стаж?

Ответ: Да, за каждого ребенка в страховой стаж включат по 1,5 года декретного отпуска, но не более 6 лет в общей сложности. Поэтому если вы были в декретном отпуске с 4 детьми (с каждым по 1,5 года), то страховой стаж увеличится на 6 лет.

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ
"О страховых пенсиях"

С изменениями и дополнениями от:

29 июня, 29 декабря 2015 г., 23 мая, 3 июля, 19 декабря 2016 г., 1 июля 2017 г., 7 марта, 27 июня, 3 октября, 12 ноября, 27 декабря 2018 г., 6 марта, 1 октября 2019 г.

Принят Государственной Думой 23 декабря 2013 года

Одобрен Советом Федерации 25 декабря 2013 года

ГАРАНТ:

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

Президент Российской Федерации

Москва, Кремль
28 декабря 2013 года
N 400-ФЗ

С 1 января 2015 г. вводится новый порядок исчисления пенсий - т. н. новая пенсионная формула. Главная ее цель - обеспечить финансовую сбалансированность пенсионной системы и повысить солидарную ответственность государства, работодателей и самих работников за уровень пенсионного обеспечения.

Суть новой пенсионной формулы сводится к следующему. Возраст выхода на пенсию остается прежним: для мужчин - 60 лет; для женщин - 55 лет. Минимальный страховой стаж (стаж уплаты страховых взносов) для приобретения права на пенсию возрастет с 5 до 15 лет. Он будет увеличиваться ежегодно на 1 год начиная с 2015 г. В страховой стаж будут засчитывать те же "нестраховые периоды", что и ранее. При этом учитываемый в стаже период ухода за детьми до достижения ими 1,5 лет составит в общей сложности 6 лет (прежде - 3 года).

Размер пенсии зависит от суммы набранных за страховой стаж индивидуальных пенсионных коэффициентов (ИПК) и стоимости 1 пенсионного коэффициента в году назначения пенсии. ИПК за соответствующий год страхового стажа рассчитывается исходя из соотношения фактически начисленных за год за работника страховых взносов и их нормативного размера (исчисляется из максимальной годовой зарплатной базы, облагаемой взносами). Стоимость 1 пенсионного коэффициента станет ежегодно определяться федеральным законом о бюджете ПФР.

Сохраняется право на досрочную пенсию работникам вредных, опасных производств и иным категориям граждан, но при условии наличия определенной суммы ИПК.

Таким образом, размер будущей пенсии будет напрямую зависеть от зарплаты. Чем она выше и легальнее, тем больше будет пенсия.

Чтобы стимулировать граждан выходить на пенсию в более позднем возрасте, предусмотрены повышающие коэффициенты. Причем чем позже человек обратится за пенсией, тем больше она будет.

К страховой пенсии устанавливается фиксированная выплата в размере 3 935 руб. в месяц. Она также будет повышаться в случае более позднего выхода на пенсию. Для некоторых категорий граждан (лица старше 80 лет, инвалиды I группы и др.) предусмотрена повышенная величина фиксированной выплаты.

Новая пенсионная формула сохраняет перерасчет пенсий работающим пенсионерам.

Механизм индексации пенсий останется прежним.

Порядок расчета страховых пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца в целом аналогичен прежнему с учетом введения индивидуального пенсионного коэффициента взамен расчетного пенсионного капитала.

Пенсионеров, получающих трудовые пенсии, с 1 января 2015 г. переведут на новый порядок расчета пенсии. При этом размер страховой пенсии, определенной по новым правилам, не может быть для них ниже получаемой ранее.

Планируется, что новая пенсионная формула позволит довести средний размер страховой пенсии по старости к 2030 г. до уровня 2,5-3 прожиточных минимумов пенсионера. При условии уплаты страховых взносов не менее 35 лет и при средней зарплате пенсия составит до 40% заработка.

Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2015 г., за исключением отдельных положений, для которых предусмотрен иной срок введения в действие.

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях"

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2015 г., за исключением частей 14 и 15 статьи 17, вступающих в силу с 1 января 2016 г.

Текст Федерального закона опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 30 декабря 2013 г., в "Российской газете" от 31 декабря 2013 г. N 296 (текст Федерального закона), в "Российской газете" от 15 января 2014 г. N 6 (Приложения 1-4 к Федеральном закону), в Собрании законодательства Российской Федерации от 30 декабря 2013 г. N 52 (часть I) ст. 6965 (приведен с учетом поправки, опубликованной в Собрании законодательства Российской Федерации от 13 января 2014 г. N 2 (часть II))

Постановлением Конституционного Суда РФ от 22 апреля 2020 г. N 20-П пункт 3 статьи 17 признан не соответствующей Конституции РФ в той мере, в какой она в силу неопределенности нормативного содержания, порождающей на практике неоднозначное ее истолкование и, соответственно, возможность произвольного применения, допускает в системе действующего правового регулирования различный подход к решению вопроса о праве родителя инвалида с детства на сохранение после достижения этим инвалидом совершеннолетнего возраста и признания его судом недееспособным повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, установленной такому родителю, притом что он фактически продолжает осуществлять необходимые данному инвалиду с детства постоянный уход и помощь (надзор)

Постановлением Конституционного Суда РФ от 28 января 2020 г. N 5-П части 2 и 3 статьи 8, часть 18 статьи 15 настоящего Федерального закона во взаимосвязи с абзацем третьим пункта 1 статьи 7 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой они характеризуются неопределенностью нормативного содержания применительно к объему и условиям формирования и реализации в системе обязательного пенсионного страхования пенсионных прав адвокатов из числа военных пенсионеров, надлежащим образом исполняющих обязанности страхователя по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование

Постановлением Конституционного Суда РФ от 5 декабря 2017 г. N 36-П пункт 1 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона признан не соответствующим Конституции РФ в той мере, в какой он служит основанием для отказа в назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца его детям, самостоятельно (без направления на учебу в соответствии с международным договором РФ) поступившим в иностранные образовательные организации и обучающимся в них по очной форме обучения по образовательным программам, которые могут быть отнесены к категории основных, на период до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2020 г.

Федеральный закон от 6 марта 2019 г. N 25-ФЗ

Изменения вступают в силу с 6 марта 2019 г.

Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 536-ФЗ

Изменения вступают в силу с 8 января 2019 г.

Федеральный закон от 12 ноября 2018 г. N 409-ФЗ

Изменения вступают в силу с 12 ноября 2018 г.

Федеральный закон от 3 октября 2018 г. N 350-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г., за исключением подпунктов "б" и "в" пункта 5, пунктов 6 и 7 статьи 7 изменений, вступающих в силу с 1 января 2025 г.

См. будущую редакцию настоящего документа

Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Федеральный закон от 27 июня 2018 г. N 164-ФЗ

Изменения вступают в силу с 8 июля 2018 г.

Федеральный закон от 7 марта 2018 г. N 56-ФЗ

Изменения вступают в силу с 7 марта 2018 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2017 г. N 420-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2018 г.

Федеральный закон от 1 июля 2017 г. N 134-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2018 г.

Федеральный закон от 19 декабря 2016 г. N 437-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона и распространяются на правоотношения, возникшие с 20 ноября 2015 г.

Федеральный закон от 19 декабря 2016 г. N 428-ФЗ (в редакции Федерального закона от 3 октября 2018 г. N 350-ФЗ)

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Действие частей 14 и 15 статьи 17 настоящего Федерального закона приостановлено до 1 января 2019 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 250-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 23 мая 2016 г. N 143-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. N 385-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2016 г., за исключением изменений, вступающих в силу с 1 мая 2016 г.

Действие частей 20 - 22 статьи 15, частей 6 и 7 статьи 16, частей 14 и 15 статьи 17 и части 10 статьи 18 настоящего Федерального закона было приостановлено до 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 173-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Главная > Оформление пенсии > По старости > Досрочное назначение > Многодетным матерям

  • Свернуть
  • Развернуть

Навигация по статье

  • Пенсионный возраст для многодетных мам до реформы
  • Пенсионная реформа для многодетных матерей
  • Пенсионный возраст для матерей 3 и 4 детей Таблица выхода на пенсию матери 3 и 4 детей
  • Выход на пенсию матери 5 и более детей

    С 2020 года в России стартовала пенсионная реформа. Согласно принятому закону, пенсионный возраст для россиян будет поэтапно повышен на 5 лет — ежегодно с шагом 1 год, пока не достигнет окончательных значений 65/60 лет соответственно для мужчин и женщин. Однако в целях смягчения последствий реформы по поручению Владимира Путина для многодетных матерей, родивших 3 и 4 детей, была предусмотрена возможность досрочного выхода на пенсию. До конца 2020 г. такое право распространялось только на многодетных матерей, имеющих 5 и более детей.

    Напомним, до реформы (то есть до конца 2020 года) женщины, имеющие менее 5 детей, могли обратиться в Пенсионный фонд (ПФР) за оформлением страховой пенсии по старости только на общих основаниях — в возрасте 55 лет. Мамы, родившие и воспитавшие 5 детей и более, могут сделать это на 5 лет раньше — при достижении 50 лет, при условии наличия необходимого стажа и пенсионных баллов.

    В результате пенсионной реформы все многодетные женщины, родившие и воспитавшие 3 и более детей, получат льготы по возрасту выхода на пенсию. Для них значение пенсионного возраста будет составлять:

    • 57 лет — для женщин с 3-мя детьми (60 – 3 года = 57);
    • 56 лет — для мам с 4-мя детьми (60 – 4 года = 56);
    • 50 лет — для многодетных с 5 детьми и более останется так же, как есть сейчас (60 – 10 лет = 50).

    Однако льготы для мам 3-4 детей в ходе реформы начнут действовать не сразу. Из-за того, что пенсионный возраст будет повышаться ступенчато (поэтапно), они не смогут досрочно выйти на пенсию в возрасте 56 и 57 лет до тех пор, пока общеустановленный пенсионный возраст для женщин не превысит соответствующие значения (а это будет соответственно в 2021 и 2023 гг.). Например, в 2019-2020 гг. эта категория женщин будет выходить на пенсию на общих основаниях при достижении 55,5 лет (независимо от того, сколько у них детей).

    Возможность стать пенсионером досрочно до 2021 и 2023 года будет действовать только для мам с 5-ю и более детьми — поскольку эта льгота действует уже сейчас. С 2020 года эта категория женщин также продолжит уходить на пенсию досрочно в 50 лет при условии, что имеется как минимум 15 лет страхового стажа и необходимое количество пенсионных коэффициентов (ИПК).

    При этом требования к ИПК тоже будут расти (они увеличиваются уже несколько лет):

    Год выхода на пенсиюМинимальные требования для выхода на пенсию
    Страховой стаж, летКоличество пенсионных баллов (ИПК)
    20191516,2
    202018,6
    202121,0
    202223,4
    202325,8
    202428,2
    202530,0

    Законодательство о досрочной пенсии многодетным

    Возможность уйти с работы и получать пенсию по старости раньше, чем остальные, многодетные родители получили сравнительно недавно. Соответствующие изменения были внесены в закон «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400 (далее – закон № 400) и вступили в силу с 1 января 2020 года. Ранее воспользоваться такой возможностью могли только матери пятерых и более детей.

    Сейчас на основании ст. 32 закона № 400 оформить выплаты от государства раньше срока имеют право матери:

    1. с 5 и более детьми – в возрасте 50 лет;
    2. с 4 детьми – при достижении 56 лет;
    3. с 3 детьми – не ранее 57 лет.

    При этом необходимым условием для получения досрочной пенсии является стаж. Если он меньше 15 лет, то в выплатах откажут. Кроме того, каждый ребенок обязательно должен воспитываться матерью в течение первых восьми лет своей жизни.

    Также в 50-летнем возрасте могут уйти на пенсию женщины с двумя или с большим количеством детей, проработавшие в северных районах не менее 12 лет и заработавшие 20-летний страховой стаж.

    При определении количества детей учитываются не только родные, но и усыновленные малыши, но только при условии, что они были взяты в семью в возрасте до 8 лет.

    Многодетным отцам, к сожалению, закон не предоставляет право на досрочное получение пенсии на этом основании, даже если они занимаются воспитанием в одиночку.







    «Северная» специфика

    Есть категория многодетных матерей, которых не затронуло изменение пенсионного законодательства. Речь идет о женщинах, которые живут и работают в условиях Крайнего Севера и приравненных к ним областях. Для них условия сохранены в полном объеме в сравнении с прошлым пенсионным законодательством.

    Выход на пенсию многодетных матерей в 50 лет, проработавших в общей сложности не менее 20 лет, 12 из которых на Крайнем Севере. Если многодетная мать работала в областях, приравненных к Крайнему Северу, то спецстажа ей потребуется не менее 17 лет. Причем речь идет не только о многодетных матерях, но и о женщинах, которые родили и воспитали 2 детей.

    Порядок действий многодетного родителя при оформлении досрочной пенсии

    Если все условия соблюдены, и мать считает, что уже может получать содержание, она должна обратиться с заявлением о назначении страховой пенсии, приложив необходимые документы.

    • лично в отделе Пенсионного фонда по месту проживания;
    • через многофункциональные центры;
    • с помощью Портала «Госуслуги»;
    • почтой.

    Как только заявление поступит адресату, оно должно быть рассмотрено в течение 10 дней. За это время сотрудники Фонда определяют, действительно ли заявитель имеет право на льготную пенсию, проверяют достоверность представленной информации.

    Если не хватает какого-либо документа или требуется сделать дополнительные запросы в ходе проверки, этот срок может быть продлен еще на три месяца, о чем обязательно сообщается многодетной матери.

    В результате принимается одно из следующих решений:

    • о назначении льготной пенсии;
    • об отказе в удовлетворении заявления.

    Назначаются выплаты с того момента, как родитель обратился за пенсией, но не раньше, чем возникнет право на ее получение.

    Льготы для многодетных матерей

    Рождение или усыновление трех и более детей выступает правомочием на предоставление следующих льгот:

    • Материнский капитал;
    • Льготная очередь в дошкольное учреждение;
    • Снижение коммунального бремени на 30%;
    • Возможность получения земельного участка;
    • Налоговые вычета на детей (максимум до 6 тыс. рублей ежемесячно);
    • Дополнительные выходные дни;
    • Сокращенный рабочий день;
    • Невозможность привлечения к сверхурочной работе.

    Какие документы необходимы

    Список документов, без которых в назначении досрочной пенсии просто откажут, устанавливает Минтруд в своем приказе от 28.11.2014 № 958н.

    1. паспорт заявителя;
    2. СНИЛС;
    3. свидетельство о браке;
    4. трудовая книжка и справки, которые могут подтвердить периоды работы, включаемые в страховой стаж;
    5. справка о полученных доходах с места трудоустройства;
    6. документы о рождении детей об их регистрации;
    7. справка о составе семьи, которая подтвердит факт того, что ребенок воспитывается матерью;
    8. сведения о работе в северных регионах;
    9. справка из органов опеки и попечительства о том, что не было лишения прав родителя и отмены усыновления.

    Если не будет хватать одной из указанных в перечне бумаг, срок рассмотрения заявления продляется, и у заявителя будет три месяца, чтобы донести недостающие документы.

    Сумма доплат к пенсии за детей в 2020 году

    Стоит добавить, что право на дополнительные выплаты имеют также и бывшие муниципальные работники. Но какая сумма назначается для них, решат региональные власти. Они же ставят вопрос о том, какие дополнительные выплаты будут для многодетных матерей. Не забывают в регионах и о почетных донорах, для которых предусмотрена не ежемесячная, а ежегодная «премия» равная по сумме 10 тыс. рублей.

    Подразумевается, что надбавки к пенсии гражданин может получить только при определенных обстоятельствах. То есть должны быть соблюдены условия, благодаря которым человек претендует на повышение ежемесячных выплат либо на единоразовые компенсации. В общем, все виды доплат подразделяются на федеральные и региональные, в зависимости от того, кто их выплачивает. В каждой группе деление продолжается по признакам соответствия к определенным программам. Для начала разберем, как подразделяется федеральная доплата:

    Правила расчета страхового стажа

    Расчет страхового стажа многодетным и размера пенсии осуществляется на общих основаниях, предусмотренных для всех будущих пенсионеров.

    По общему правилу для того, чтобы получать выплаты, необходимо накопить не менее 30 пенсионных баллов (ч. 3 ст. 8 закона № 400).

    Сумма баллов зависит от размера заработной платы матери и от того, в каком размере с нее производились отчисления работодателем.

    При этом, время, когда мать находилась декретном отпуске, по полтора года, включаются в стаж. Однако в совокупности этот период не может быть больше 6 лет.

    Баллы начисляются дополнительно за каждого новорожденного в следующих размерах:

    • за первенца – 1,8;
    • за второго – 3,6;
    • за последующих – 5,4.

    Выплаты многодетным могут пересчитываться и индексироваться, как и обычная пенсия по старости. Ее размер не может быть меньше величины прожиточного минимума.

    Что положено?

    Новый закон о пенсиях предусматривает изменения относительно расчета выплат, определения трудового стажа и прочих параметров.

    Структура выплат

    Пенсионные выплаты предусматривают следующие особенности начисления:

    • то время, которое женщина пребывает в декрете, не относится к страховым, поэтому не рассчитывается в стаже;
    • в стаж входит только время, которое отводится для ухода за ребенком – до 1,5 лет;
    • максимальное количество в данном случае не превышает 6 лет – это тот стаж, который входит в общий;
    • если в период ухода за ребенком женщина работает, ей выдается право на выбор баллов;
    • для женщин с соответствующим статусом также предусмотрено начисление ИПК – чем он больше, тем больше будут пенсионные выплаты;
    • минимальная сумма ИПК на 2020 год составляет 13,8 (женщина за рождение и уход за первым ребенком получает 1,8 балла, 3,6 баллов за второго ребенка и 5,4 балла за третьего ребенка – в общей сумме это 8,1 балл).

    Как следует из законодательства, выход на пенсию многодетных матерей осуществляется на стандартных условиях, за исключением начисленных ИПК за рождение детей и уход за ними.

    Досрочная пенсия

    Досрочная пенсия предусмотрена женщинам только при условии, что она имеет 5 детей старше 8 летнего возраста и страховой стаж в 15 лет.

    Также могут претендовать на досрочный выход женщины, родившие или воспитавшие от двух и более детей с наличием стажа в 20 лет, где 12 из них многодетная мать проработала на территории Крайнего Севера.

    Льготы и доплаты

    Женщинам с соответствующим статусом также предусмотрена добавка к пенсии, которая представляется следующими суммами:

    • женщинам до 80 лет полагаются суммы 3416 рублей за одного ребенка, 4270 рублей – за второго, и 5124 за троих и более;
    • женщинам старше 80 лет – 5970 рублей за 1 ребенка, 6832 рубля за 2 детей, 7680 рублей за 3 и более;
    • если женщина имеет инвалидность, ей дополнительно идут доплаты в размере от 4000 до 11200 рублей за одного ребенка, от 6440 до 12800 рублей за двоих детей и от 7200 до 14400 рублей за троих и более детей.

    Доплаты оформляются стандартным способом по факту подачи документов в Пенсионный фонд для начисления трудовых выплат.

    Каковы условия досрочного выхода на пенсию?

    Что означает программа софинансирования пенсий? Читайте здесь.

    Почему могут отказать в назначении льготной пенсии

    Причины отказа в получении пенсионных выплат многодетным матерям связаны с нарушением условий, установленных законом. Однозначный отказ получат матери, которые:

    • Не имеют достаточного стажа и количества баллов. Даже если в семье растет восемь детей, если мать никогда не работала и не имеет хотя бы минимального стажа, в досрочном выходе на пенсию ей будет отказано.
    • Не достигли предельно допустимого возраста. Например, мать троих детей, которой не исполнилось 57 лет, не сможет воспользоваться льготной пенсией.
    • Не воспитывали ребенка в течение 8 лет. Например, если ребенок постоянно проживал у другого родителя или родственников, или умер, не достигнув восьмилетия.
    • Лишены родительских прав или отменили усыновление.
    • Воспитывают детей второго супруга без официального усыновления.

    Таким образом, закон дает многодетным матерям возможность уйти на заслуженный отдых раньше положенного срока при определенных обстоятельствах.

    Пенсионный возраст многодетной матери

    В соответствии с Федеральным законом № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» от 3.10.2018, уход на пенсию до общепринятого срока стал возможен для матерей, имеющих 3 и 4 ребенка. Для женщин, у которых детей больше, ситуация не меняется. Их льготы сохраняются.

    Мамы, у которых 3 или 4 ребенка, могут воспользоваться своим правом льготного оформления пенсии не ранее 2020-2022 гг. Это происходит из-за поэтапного повышения времени выхода на заслуженный отдых и неравномерности этого процесса для льготной категории работников.

    Важно отметить, что такие льготы касаются лишь уменьшения возрастных границ и не затрагивают величину начислений.

    Пенсия многодетным матерям в 2020 году (и в дальнейшем) будет определяться по общим принципам. От количества детей она не зависит.

    • Какие льготы пенсионерам в регионах
    • Сколько отчисляется в Пенсионный фонд с зарплаты — размер взносов и дополнительные тарифы
    • Фарингит — симптомы и лечение у взрослых


    Денежные выплаты и пособия многодетным семьям в 2020 году

    После получения бумаги гражданину следует приходить в соцпомощь и писать заявления, к примеру, перед Днем знаний или в других конкретных случаях. Нужно следить за тем, чтобы официальное признание статуса не утратилось ввиду задержки в переоформлении документов.

    1. Орден «Родительская слава». Его выдают за шестерых деток, воспитанных как минимум до 8-летнего возраста. К нему полагается выплата в размере 100 тыс. р. Эта сумма предназначена всей семье.
    2. Единоразовая выплата родителю, награжденного орденом «Родительская слава». Размер поощрения составляет 25 000 рублей.
    3. Выплата одному из родителей, награжденного медалью «Родительская слава». Величина материального поощрения составляет 15 000 рублей.

    Порядок расчета суммы обеспечения

    Пенсионное пособие многодетной матери рассчитывается и начисляется в зависимости от нескольких основных факторов:

    • общей суммы отчислений в ПФР за время ведения трудовой деятельности;
    • трудового и страхового стажа работницы;
    • индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК);
    • стоимости одного балла.

    В 2020 году пенсия складывается из двух составляющих:

    • фиксированной выплаты – на сегодняшний день она равна 4997,32 рубля;
    • страховой части пособия – зависит от стажа, исчисляемого в ИПК, и от стоимости баллов, которая с 1 апреля текущего года повысилась до 81,49 рублей.

    На ИПК работника влияют несколько факторов:

    • общий отработанный календарный стаж, записанный в трудовой книжке;
    • совокупность взносов в ПФР, уплачиваемых работодателем в размере 22% от зарплаты гражданина.

    Доплата к пенсии за детей

    Если у матери ребенка была очень маленькая заработная плата и большой трудовой стаж, то бальная система окажется более выгодной. Наоборот, при наличии досрочной пенсии новый расчет сократит стаж, что даст отрицательный результат (полученный размер пенсии окажется меньше действующей). В таком случае отрицательное решение Пенсионного фонда оставляет за заявителем имеющуюся выплату без повышения.

    Что касается надбавок за иждивенцев для пенсионеров, проживающих на Крайнем Севере или регионах, приравненных к нему, то сумма выплат корректируется на величину регионального коэффициента и может составлять от 6000 до 16800 рублей. Для каждого пенсионера ситуация рассматривается индивидуально.

    Читайте также: