Формирование пенсионных прав застрахованного лица

Даже сегодня большая часть будущих пенсионеров убеждена в том, что на сумму ежемесячного содержания по возрасту значимое влияние имеет только количество лет стажа: чем длительнее трудовая жизнь, тем привлекательнее размер пенсии. Несмотря на довольно широкую информационную кампанию для населения, заблуждение прочно сидит в сознании людей, которые не знакомы с тем, как работает индивидуальный персонифицированный учет в системе пенсионного страхования.

Законодательство о системе ОПС

Пенсионное законодательство по сложности сравнимо разве что с налоговым. Для тех, кто все-таки намерен разобраться хотя бы с основными его постулатами, нужно начинать с законов № 165-ФЗ от 16.07.1999

об общих принципах соцстрахования в России и № 167-ФЗ от 15.12.2001 об обязательном пенсионном страховании (ОПС): в нем рассказано о том, кто, как и сколько должен платить в Пенсионный фонд, и как этот момент контролируется государством.

Еще один закон - № 27-ФЗ от от 01.04.1996, который безусловно будет интересен для работодателей и наемных лиц, разъясняет как раз особенности персонифицированного учета.

Вторая важная часть законодательной базы, касающаяся непосредственно пенсионного обеспечения и его индивидуальной реализации в отношении всех категорий застрахованных лиц, тоже состоит из нескольких законодательных документов:

  • 166-ФЗ от 15.12.2001 разъясняет вопрос о том, кто может претендовать на получение пенсии по возрасту или досрочно в силу своей профессии;
  • 400-ФЗ от 28.12.2013 – о назначении страховой пенсии, рассчитываемой на основании ОПС;
  • 424-ФЗ от 28.12.2013 – о праве на накопительную часть.

В части накопительного пенсионного обеспечения действует еще ряд законов, которые призваны защитить доверенные негосударственным пенсионным фондам средства граждан.

Объекты и цели индивидуального персонифицированного учета

Стремление уйти от несправедливости советского солидарного принципа уплаты соцвзносов реализовалось в том, что сегодня приоритетом для государства стал индивидуальный персонифицированный учет в системе обязательного государственного пенсионного страхования. Эта задача настолько важна, что, сняв с 2017 года с органов ПФР обязанность контролировать уплату и начисление пенсионных страховых взносов, в их ведении оставили аналитическую работу, касающуюся учета индивидуальных платежей.

Это вовсе не означает, что все оплаченные самим сотрудником средства и часть начислений, которые вносятся за него работодателем, сохраняются в неприкосновенности до его выхода на пенсию.

Персонифицированный учет представляет собой базу данных, цель которой - сохранение на отдельных счетах информации о застрахованном лице, которая понадобится для реализации его пенсионного права в дальнейшем.

Исходя из этого, индивидуальный лицевой счет застрахованного лица - это своеобразное хранилище данных об общем страховом стаже, размере доходов на протяжении трудовой жизни работника, оплаченных взносов и продолжительности работы по специальностям, дающим право на досрочный выход на отдых. Ежемесячно в течение всей жизни человека эта информация обновляется на основании показателей, предоставляемых страхователями в их отчетности, и используется для назначения или пересчета размеров пенсионного обеспечения.

Чтобы до конца разобраться в вопросе, нужно представить, что такое индивидуальный лицевой счет в Пенсионном фонде России. Состоит счет из нескольких разделов:

  • основной части, учитывающей взносы по стандартной ставке ОПС;
  • специальной части, посвященной накопительной части пенсии и платежей в негосударственные структуры;
  • профессиональной части, фиксирующей взносы на досрочное негосударственное пенсионное обеспечение в период его работы на вредных или опасных производствах.

Такая многоступенчатость учета позволяет вести объективный и полный учет всей необходимой информации о трудоспособном лице, накапливаемой в течение длительного периода.

Права и обязанности участников системы ОПС

Отношения в сфере пенсионного обеспечения являются трехсторонними:

  • застрахованное лицо;
  • страхователь;
  • органы ПФР.

Основным принципом их успешного взаимодействия является своевременный, достоверный и корректный обмен сведениями об уплате страховых сумм, а также проведение регистрационных мероприятий в установленные законами сроки.

Так, основная обязанность работодателя (страхователя) – выплата обязательных взносов и предоставление отчетности в ПФР. Также он должен беспокоиться о получении работниками страховых свидетельств, если они не были оформлены ранее.

Подразделения ПФР, в свою очередь, имеют право требовать от нанимателей полной информации о застрахованных лицах и контролировать ее достоверность. В обязанности органов пенсионного обеспечения входит также сохранение персональных данных работников, их обработка и выдача справок будущим или настоящим пенсионерам.

Самим же трудящимся предоставлено право требовать необходимую информацию как от работодателя, так и от ПФР, вносить в нее документально подтвержденные исправления и оспаривать действия остальных сторон в судебном порядке.

Значение и цели ПФ России

Поскольку Пенсионный фонд России является единственным органом, синтезирующим и обрабатывающим всю персональную информацию в этой сфере, он же и воплощает в жизнь основные цели персонифицированного учета:

  • хранение, обработка с целью назначения пенсий с учетом индивидуальных результатов труда;
  • контроль за страхователями и создание базы данных для выполнения требований пенсионного законодательства;
  • повышение заинтересованности в участии в системе ОПС и упрощении процедур с одновременным сохранением эффективности администрирования.

Роль негосударственных ПФ

Тем, кто родился в 1967 году и позже, кроме страховой пенсии можно рассчитывать еще и на накопительную. Поскольку эта часть ежемесячных выплат зависит от того, сколько денег будет на спецчасти индивидуального счета на момент выхода на пенсию, то вопрос управления средствами приобретает особую актуальность.

Роль инструмента в приумножении сумм накопленных взносов отведена негосударственным ПФ и регулируется законом 75-ФЗ от 07.05.1998 об этих учреждениях. Их основные обязанности состоят в том, чтобы проводить максимально рациональную и в то же время эффективную инвестиционную деятельность в интересах будущих пенсионеров.

Чтобы повысить доверие к НПФ, государство гарантирует, что даже в случае финансовых убытков выбранного фонда человек не потеряет ни копейки из уплаченных взносов.

СНИЛС: что это и зачем его получать

Основой персонифицированного учета является то, что каждый индивидуальный пенсионный счет имеет свое уникальный страховой номер. Это позволяет однозначно идентифицировать плательщика пенсионных взносов вне зависимости от того, изменялись ли его фамилия, имя, отчество или адрес на протяжении жизни.

Понадобится получение свидетельства о присвоении СНИЛС и при трудоустройстве , поскольку работодатель просто не сможет правильно отчитаться об уплаченных средствах на ОПС.

Читайте больше информации о том, чем еще может быть полезен и для чего нужен СНИЛС .

Персонифицированная отчетность в ПФ с 2017 года

С 1 января 2017 года все наниматели в РФ уплачивают взносы по ОПС и отчитывают о них в ФНС. Изменились не только счета для зачисления средств, но и сроки подачи отчетности. За всеми этими глобальными изменениями бухгалтерам главное не забыть, что часть отчетов нужно, как и прежде, предоставлять в ПФР, хоть и в обновленные даты.

Новые и старые формы отчетности

В начале 2017 года работодатели последний раз отчитались по «старым» формам в ПФР. До середины февраля были поданы два вида отчета по персонифицированному учету: РСВ-1 о выплатах в пользу физлиц и РВ-3 о взносах на дополнительное соцобеспечение.

Одновременно с этим уже до 15 февраля каждому нанимателю нужно было не пропустить срок предоставления нового ежемесячного отчета СЗВ-М за январь. В нем содержатся данные о застрахованных лицах, обновлять которые нужно не позднее 15 дней после окончания очередного месяца. Кроме того, раз в год работодатель должен сообщать в ПФР сведения о стаже каждого сотрудника.

Все эти отчеты подаются наряду с новой формой расчета по страховым взносам, утвержденной уже ФНС.

Ответственность за ошибки в отчетности в системе ОПС

С учетом новой системы администрирования, страхователю стоит понимать, что за ошибки, допущенные в отчетности по страховым взносам за периоды до 31.12.2016 года, они будут штрафоваться органами ПФР. С 2017 года эта функция передана фискальным службам.

Однако, несмотря на фундаментальные изменения в сотрудничестве в ПФР, за фондом оставили право привлекать к ответственности тех работодателей, которые допустили нарушения в отношении предоставления сведений, формирующих персонифицированный учет страховых взносов (ст. 17 закона 27-ФЗ).

К тому же не стоит забывать, что должностные лица предприятия могут быть привлечены еще и к личной административной ответственности за каждый факт нарушения.

Обратная связь плательщиков с ПФР

Любое застрахованное лицо имеет право и возможность активно интересоваться реализацией своих пенсионных прав, а также получать разъяснения относительно величины накопленных сумм и засчитанного страхового стажа.

Контролировать ситуацию можно как при личном посещении отделений фонда, так и посредством телекоммуникационных сетей.

Тем, кто не может или не хочет ходить по инстанциям, поможет один из онлайн-сервисов: Госуслуги или сайт ПФР. Данный вид услуг поможет и тем, кто желает знать, как обстоят дела с накопительной частью их будущей пенсии.

Если же работник заметил расхождения или этот факт выяснился только при назначении пенсии, то решить проблему может запрос о дополнении или уточнении индивидуального лицевого счета, посылаемый страхователю от имени ПФР. Такая форма коммуникации призвана откорректировать неточности в порядке досудебного урегулирования.

Выписка о взносах и стаже из Пенсионного фонда

Если простого ознакомления с информацией о накопленных пенсионных баллах и перечисленных за работника средствах недостаточно, россиянин может получить официальную выписку от ПФР. Кроме визита в одно из подразделений фонда или регистрации на сайте Госуслуги, можно воспользоваться услугами одного из банков-партнеров, например Сбербанка. Для этого нужны паспорт и страховое свидетельство.

Кроме сумм взносов, гражданина может также интересовать количество отраженных в профессиональной части персонального счета лет работы. Это может быть небезынтересно и тем, кто провел значимую часть жизни на Крайнем Севере или в районах, к нему приравненных.

Для того чтобы не восстанавливать утерянные в результате чужих ошибок годы труда в тяжелых условиях, нужно заранее ознакомиться с возможностью проверить трудовой стаж по СНИЛС .

Проблемы солидарной и накопительной системы ОПС

Источником многолетних проблем в пенсионном обеспечении является дефицит средств в Пенсионном фонде. Чтобы хоть частично решить эту проблему, государство наложило мораторий на использование накопительной части пенсионных взносов, а также приостановило индексацию пенсий для работающего населения. Кроме того, отрицательное влияние имеет также высокая ставка обложения доходов граждан и их низкая степень доверия к проводимым реформам.


Статью подготовил ведущий корпоративный юрист Шаталов Станислав Карлович. Связаться с автором


Вернуться назад на Пенсионное право

Вместо трудовых пенсий устанавливаются три вида страховых пенсий: по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, а также отдельно накопительные пенсии.

Права на страховую пенсию будут формироваться и учитываться в пенсионных коэффициентах (баллах), исходя из уровня заработной платы (уплаченных с нее страховых взносов), стажа и возраста выхода на пенсию.

Условия назначения страховой пенсии по старости корректируются. При сохранении возраста выхода пенсию 60 лет - для мужчин, 55 лет - для женщин усиливаются требования к наличию страхового стажа с 5 до 15 лет, и вводится новое условие - наличие величины индивидуального пенсионного коэффициента (баллов) не менее 30.

Необходимый стаж составит 6 лет, а затем в течение 10 лет поэтапно будет увеличиваться – по 1 году в год. Те, у кого общий стаж к 2025 году будет менее 15 лет, имеют право обратиться в ПФР за социальной пенсией (женщины в 60 лет, мужчины – в 65 лет). Кроме этого, сохраняется социальная доплата к пенсии неработающего пенсионера до прожиточного минимума пенсионера в регионе его проживания.

Минимальная величина индивидуального пенсионного коэффициента, при котором возникает право на назначение страховой пенсии, установлена в размере 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения 30 баллов в 2025 году.

Годовой индивидуальный пенсионный коэффициент – это параметр, который оценивает участие застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования.

Он определяется исходя из отношения суммы начисленных и уплаченных работодателем (работодателями) страховых взносов на формирование страховой пенсии по выбранному тарифу 10% или 16%, к сумме страховых взносов с максимальной взносооблагаемой по закону заработной платы, уплачиваемых работодателем по тарифу 16%, умноженному на 10.

Сегодня максимальная взносооблагаемая база – 624 тыс. рублей. Т.е. при зарплате 624 т.р. в год вы получите максимальное количество баллов. При зарплате в 1 МРОТ, вы получите 1 балл. Т.е. чтобы заработать страховую пенсию имея зарплату 1 МРОТ надо работать 30 лет, для того, чтобы достичь необходимых 30 баллов.

Новые правила расчета пенсии предусматривают новые подходы к оценке нестраховых периодов деятельности, за которые не начислялись и не уплачивались страховые взносы. Такие как военная служба по призыву, уход за ребенком до 1,5 лет (за первым, вторым, третьим, четвертым), но не более 6 лет в общей сложности, за ребенком-инвалидом, гражданином старше 80 лет, периоды проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства (не более пяти лет в общей сложности); а также периоды проживания за границей супругов работников, направленных в консульские учреждения, дипломатические, торговые представительства Российской Федерации и представительства государственных органов РФ.

Так, за период военной службы по призыву установлен пенсионный коэффициент 1,8 – за каждый год военной службы по призыву.

Периоды ухода за детьми (до 1,5 лет на каждого ребенка) также засчитываются в стаж, и за каждого ребенка начисляются:

— 1,8 пенсионного коэффициента за год отпуска – за первого ребенка,
— 3,6 пенсионного коэффициента за год отпуска – за второго ребенка,
— 5,4 пенсионного коэффициента за год отпуска – за третьего ребенка и четвертого ребенка.

Новые правила предусматривают стимулирование более позднего выхода на пенсию за счет принятых премиальных коэффициентов к страховой пенсии и к фиксированной выплате.

За каждый год более позднего обращения за пенсией страховая пенсия будет увеличиваться на соответствующие премиальные коэффициенты. Например, если обращение за назначением пенсии было отложено на 5 лет после достижения пенсионного возраста, страховая пенсия вырастет на 45%, а фиксированная выплата – на 36%, если обращение за пенсией предельно отложено на 10 лет, то страховая часть увеличится в 2,32 раза, а фиксированная выплата – в 2,11 раз.

Стоимость пенсионного коэффициента ежегодно утверждается федеральным законом о бюджете ПФР.

Велась новая формула исчисления страховой пенсии:

Пенсия = А х В + С

Где А – сумма пенсионных коэффициентов, В – стоимость пенсионного коэффициента, С – фиксированная выплата.

При расчете страховой пенсии суммируются все годовые пенсионные коэффициенты, в том числе коэффициенты за не страховые периоды. Далее полученная сумма годовых пенсионных коэффициентов умножается на премиальный коэффициент за отложенную пенсию. Сумма всех коэффициентов умножается на стоимость годового пенсионного коэффициента.

К полученному значению прибавляется фиксированная выплата, установленная законом.

Ее размер может увеличиваться:

1) за счет премиального коэффициента за обращение за назначением пенсии в более поздние сроки после достижения пенсионного возраста или возникновения права на пенсию (досрочно);
2) за счет статуса получателя пенсии (инвалид 1 группы, гражданин старше 80 лет, наличие нетрудоспособного иждивенца);
3) с 1 января 2016 года для граждан проработавших в сельском хозяйстве не менее 30 лет и проживающих в селе, размер фиксированной выплаты в составе страховой пенсии будет увеличен на 25%.

Таким образом, по новой формуле, размер пенсии будет зависеть от продолжительности общего страхового (трудового и стажа за нестраховые периоды) стажа, размера заработной платы за каждый год, с которой работодатели начисляли и уплачивали страховые взносы в систему обязательного пенсионного страхования, и возраста, в котором вы обратились за назначением пенсии.

Пенсионные права граждан сохраняются.

При конвертации пенсионных прав гражданам, которым пенсии не допускается снижение размера установленной пенсии. Если в результате конвертации пенсионных прав по нормам нового пенсионного законодательства размер пенсии сложится меньше, чем по ранее действовавшим законам, гражданину сохраняется размер установленной пенсии. Конвертация пенсионных прав по пенсионным делам проводится Пенсионным фондом России в без заявительном порядке по документам пенсионных дел.

Законом «О страховых пенсиях» сохранено право на без заявительный перерасчет пенсий работающим пенсионерам. Предельный годовой коэффициент для корректировки определен на уровне 3 балла.

Новый порядок исчисления пенсий не распространяется на пенсии, установленные в соответствии с Федеральным законом № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Условия назначения досрочных пенсий сохраняются в полном объеме.

Законом предусмотрено увеличение страховой пенсии два раза в год - по росту потребительских цен за прошедший год (не ниже инфляции), а также за счет новой величины стоимости годового коэффициента.

Гражданам 1967 года рождения и моложе предоставлено право выбора варианта пенсионного обеспечения в системе обязательного пенсионного страхования: продолжить формирование пенсионных накоплений (тариф 6%) или отказаться от дальнейшего формирования накопительной пенсии, тем самым направив все страховые взносы, которые за них уплачивают работодатели, на формирование страховой пенсии.

Сегодня общий тариф страховых взносов составляет 22%. Из них 6% - это солидарная часть, которая направляется на финансирование фиксированной выплаты.

Индивидуальный тариф составляет 16%. Этими 16% можно распорядиться следующим образом:

- вариант 1 - направить 10% для формирования страховой пенсии и 6% для формирования накопительной пенсии;
- вариант 2 - направить все 16% тарифа на формирование только страховой пенсии.

Страховая пенсия ежегодно увеличивается государством на уровень не ниже инфляции. Накопительная пенсия не индексируется государством. Доходность пенсионных накоплений зависит исключительно от результатов их инвестирования, т.е. от эффективности работы управляющей компании на инвестиционном рынке. В случае убытков гарантируется лишь выплата суммы уплаченных страховых взносов на накопительную пенсию.

Введение новых подходов к формированию пенсионных прав и новой пенсионной формулы усиливает ответственность за будущую пенсию, как со стороны государства, так и со стороны застрахованного лица.



Авторское право

Административное право

Гражданское право

Наследственное право

Обязательственное право

Публичное право

О страховой и накопительной частях пенсии


Что такое страховая пенсия по старости?

Страховая пенсия по старости – это ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости. Право на нее определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными Федеральным законом «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ.

Страховая пенсия по старости назначается и выплачивается всем застрахованным в системе обязательного пенсионного страхования лицам в случае выполнения установленных Законом о страховых пенсиях условий.

Кто является застрахованными лицами в системе обязательного пенсионного страхования?

Застрахованными лицами являются граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно или временно проживающие и временно пребывающие на территории РФ:

  • работающие по трудовому договору;
  • работающие по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг;
  • работающие по договору авторского заказа, а также авторы произведений, получающие выплаты и иные вознаграждения по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства;
  • самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, адвокаты, арбитражные управляющие, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся частной практикой и не являющиеся ИП);
  • являющиеся членами крестьянских (фермерских) хозяйств;
  • работающие за пределами территории России в случае уплаты страховых взносов, если иное не предусмотрено международным договором РФ;
  • являющиеся членами семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, осуществляющих традиционную хозяйственную деятельность;
  • священнослужители;
  • иные категории граждан, добровольно вступившие в отношения по обязательному пенсионному страхованию.

Каковы условия назначения страховой пенсии по старости на общих основаниях?

1. Достижение установленного возраста:

  • по общему правилу это 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин;
  • исключение составляют лица, замещающие государственные и муниципальные должности, а также государственные и муниципальные служащие: для них с 2017 г. установлен повышенный возраст выхода на пенсию, который в 2018 г. составляет 61 год для мужчин и 56 лет для женщин. Этот возраст будет ежегодно повышаться на 6 месяцев, пока не достигнет для мужчин в 2026 г. 65 лет и для женщин в 2032 г. 63 лет.

Возраст, по достижении которого назначается страховая пенсия по старости лицам, замещающим государственные и муниципальные должности, и государственным и муниципальным служащим

Год Возраст
Мужчина Женщина
2017 60 лет и 6 месяцев 55 лет и 6 месяцев
2018 61 год 56 лет
2019 61 год и 6 месяцев 56 лет и 6 месяцев
2020 62 года 57 лет
2021 62 года и 6 месяцев 57 лет и 6 месяцев
2022 63 года 58 лет
2023 63 года и 6 месяцев 58 лет и 6 месяцев
2024 64 года 59 лет
2025 64 года и 6 месяцев 59 лет и 6 месяцев
2026 65 лет 60 лет
2027 65 лет 60 лет и 6 месяцев
2028 65 лет 61 год
2029 65 лет 61 год и 6 месяцев
2030 65 лет 62 года
2031 65 лет 62 года и 6 месяцев
2032 и последующие годы 65 лет 63 года

2. Наличие установленной продолжительности страхового стажа. В 2018 г. для назначения страховой пенсии по старости требуется 9 лет страхового стажа. Необходимая продолжительность страхового стажа с 2015 г. ежегодно увеличивается на 1 год. Увеличение продолжится до 2024 г., когда продолжительность страхового стажа составит 15 лет.

Годы Требуемый страховой стаж
2015 6
2016 7
2017 8
2018 9
2019 10
2020 11
2021 12
2022 13
2023 14
2024 15

3. Наличие определенной величины индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК). В 2018 г. для назначения страховой пенсии по старости необходим ИПК 13,8. Величина ИПК, необходимая для установления страховой пенсии по старости, с 2015 г. ежегодно увеличивается на 2,4. Увеличение продолжится до 2025 г., когда величина ИПК составит 30.

Годы Величина ИПК, необходимая для назначения пенсии
2015 6,6
2016 9
2017 11,4
2018 13,8
2019 16,2
2020 18,6
2021 21
2022 23,4
2023 25,8
2024 28,2
2025 30

Что такое индивидуальный пенсионный коэффициент (пенсионные баллы)?

Индивидуальный пенсионный коэффициент (ИПК) – это параметр, отражающий в относительных единицах пенсионные права застрахованного лица на страховую пенсию, сформированные с учетом:

  • начисленных и уплаченных в Пенсионный фонд РФ страховых взносов на страховую пенсию;
  • продолжительности страхового стажа;
  • отказа на определенный период от получения страховой пенсии.

ИПК состоит из двух частей:

1. ИПК старый – это ИПК, сформированный из пенсионных прав по состоянию на 1 января 2015 г.

В самом общем виде ИПК старый равен отношению страховой части трудовой пенсии, рассчитанной по ранее действовавшему законодательству по состоянию на 31 декабря 2014 г., и стоимости пенсионного коэффициента по состоянию на 1 января 2015 г., которая составляет 64 руб. 10 коп.

2. ИПК новый – это сумма индивидуальных пенсионных коэффициентов за каждый год работы и (или) иной деятельности с 2015 г. по год назначения пенсии и коэффициентов за нестраховые периоды.

ИПК за каждый год определяется как отношение суммы страховых взносов на страховую пенсию по старости, уплаченных за соответствующий календарный год за застрахованное лицо, и нормативного размера страховых взносов на страховую пенсию по старости за соответствующий календарный год, умноженное на 10. То есть ИПК год = (СВ год / НСВ год) x 10.

Нормативный размер страховых взносов:

Год НСВ год (руб.)
2015 113 760
2016 127 360
2017 140 160
2018 163 360

Сумма коэффициентов за нестраховые периоды = коэффициент * количество полных лет + коэффициент * (количество месяцев в неполном году / 12) + коэффициент * (количество дней в неполном месяце / 360).

Коэффициенты за полные годы каждого из нестраховых периодов установлены Законом о страховых пенсиях:

Период Коэффициент
Военная служба по призыву 1,8
Период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет 1,8
Период проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, но не более пяти лет в общей сложности 1,8
Период проживания за границей супругов работников, направленных в дипломатические представительства и консульские учреждения РФ, но не более пяти лет в общей сложности 1,8
Период ухода за первым ребенком в возрасте до полутора лет 1,8

В случае если пенсия назначается гражданину позднее, чем у него возникло право на страховую пенсию по старости, то его ИПК повышается на установленный законом коэффициент:

Число полных месяцев, истекших со дня возникновения права на страховую пенсию по старости Повышающий коэффициент
12 1,07
24 1,15
36 1,24
48 1,34
60 1,45
72 1,54
84 1,79
96 1,9
108 2,09
120 2,32

Как рассчитывается страховая пенсия по старости?

Пенсия по старости включает в себя две части:

1. Фиксированная выплата, которая в 2018 г. составляет 4982 руб. 90 коп. Для пенсионеров, достигших 80-летнего возраста или являющихся инвалидами I группы, – 9965 руб. 80 коп.

В случае если пенсия назначается гражданину позднее, чем у него возникло право на страховую пенсию по старости, то фиксированная выплата повышается на установленный законом коэффициент:

Число полных месяцев, истекших со дня возникновения права на страховую пенсию по старости Повышающий коэффициент
12 1,056
24 1,12
36 1,19
48 1,27
60 1,36
72 1,46
84 1,58
96 1,73
108 1,9
120 2,11

2. Страховая пенсия, которая определяется как отношение ИПК и стоимости одного коэффициента, установленной на день назначения пенсии. Стоимость одного коэффициента в 2018 г. составляет 81 руб. 49 коп.

Что такое накопительная пенсия?

Накопительная пенсия – ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости. Она исчисляется исходя из суммы средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица или на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица, по состоянию на день назначения накопительной пенсии.

Накопительная пенсия назначается и выплачивается только тем лицам, у которых формируются пенсионные накопления.

Что такое пенсионные накопления?

Пенсионные накопления – это совокупность учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица или на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица средств, сформированных за счет:

  • поступивших страховых взносов на финансирование накопительной пенсии, а также результата от их инвестирования;
  • дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию;
  • взносов работодателя, уплаченных в пользу застрахованного лица;
  • взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений, а также результата от их инвестирования;
  • средств (части средств) материнского (семейного) капитала, направленных на формирование накопительной пенсии, а также результата от их инвестирования.

У кого имеются пенсионные накопления?

1. Пенсионные накопления формируются у лиц 1967 г. рождения и моложе, которые до 31 декабря 2015 г. выбрали вариант пенсионного обеспечения – формировать страховую и накопительную пенсии:

  • заключили договор об обязательном пенсионном страховании и обратились с заявлением о переходе в негосударственный пенсионный фонд;
  • либо обратились с заявлением о выборе инвестиционного портфеля управляющей компании, расширенного инвестиционного портфеля государственной управляющей компании или инвестиционного портфеля государственных ценных бумаг государственной управляющей компании.

Лица 1967 г. рождения и моложе, в отношении которых с 1 января 2014 г. впервые начисляются страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, вправе совершить указанные выше действия до 31 декабря года, в котором истекает пятилетний период с момента первого начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. В случае если указанные лица по истечении пятилетнего периода с момента первого начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование не достигли возраста 23 лет, указанный период продлевается до 31 декабря года, в котором лицо достигнет возраста 23 лет (включительно).

При отсутствии волеизъявления таких лиц пенсионные накопления после 1 января 2015 г. у них не формируются.

2. Пенсионные накопления формируются у граждан 1966 г. рождения и старше в случаях:

  • направления средств материнского (семейного) капитала на накопительную пенсию;
  • добровольной уплаты страховых взносов на накопительную пенсию в рамках Программы государственного софинансирования формирования пенсионных накоплений, вступить в которую можно было до 31 декабря 2014 г.

3. Пенсионные накопления сформированы у граждан 1967 г. рождения и моложе, в пользу которых уплачивались страховые взносы на накопительную пенсию до 1 января 2015 г.

4. Пенсионные накопления сформированы у мужчин 1953–1966 г. рождения и женщин 1957–1966 г. рождения, в пользу которых в период с 2002 по 2004 г. включительно уплачивались страховые взносы на накопительную пенсию.

Каковы условия назначения накопительной пенсии?

Накопительная пенсия назначается застрахованным лицам:

  • имеющим право на страховую пенсию по старости, в том числе досрочно;
  • если размер накопительной пенсии составляет более 5% по отношению к сумме размера страховой пенсии по старости, в том числе с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, и размера накопительной пенсии, рассчитанной по состоянию на день назначения накопительной пенсии.

В случае отсутствия права на накопительную пенсию выплачивается единовременная выплата

Какие еще выплаты осуществляются за счет пенсионных накоплений?

Помимо накопительной пенсии, за счет средств пенсионных накоплений осуществляются следующие выплаты:

1. Единовременная выплата, которая назначается:

  • при возникновении права на установление страховой пенсии по старости (в том числе досрочно), если размер накопительной пенсии в случае ее назначения составил бы 5% и менее по отношению к сумме размера страховой пенсии по старости, с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, и размера накопительной пенсии, рассчитанных на дату назначения накопительной пенсии;
  • по достижении 60 лет для мужчин и 55 для женщин лицам, которые не приобрели право на установление страховой пенсии по старости в связи с отсутствием необходимого страхового стажа и (или) ИПК.

2. Срочная пенсионная выплата, которая осуществляется застрахованным лицам, сформировавшим пенсионные накопления за счет дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию, взносов работодателя, взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений, дохода от их инвестирования, средств (части средств) материнского (семейного) капитала, направленных на формирование накопительной пенсии, дохода от их инвестирования; при возникновении права на установление страховой пенсии по старости (в том числе досрочно).

Выплата средств пенсионных накоплений правопреемникам

В случае смерти гражданина до назначения ему накопительной пенсии средства пенсионных накоплений, за исключением средств (части средств) материнского (семейного) капитала, направленных на формирование накопительной пенсии, а также результата от их инвестирования, выплачиваются правопреемникам умершего застрахованного лица.

При этом застрахованное лицо вправе в любое время посредством подачи заявления о распределении средств пенсионных накоплений страховщику, у которого застрахованное лицо формирует пенсионные накопления, определить лиц, которым может быть произведена такая выплата, а также установить, в каких долях следует распределить между ними указанные средства.

В случае отсутствия указанного заявления застрахованного выплата осуществляется правопреемникам умершего застрахованного лица из числа родственников в следующей последовательности: в первую очередь – детям, в том числе усыновленным, супруге (супругу) и родителям (усыновителям); во вторую очередь – братьям, сестрам, дедушкам, бабушкам и внукам.

Выплата средств пенсионных накоплений родственникам умершего застрахованного лица одной очереди осуществляется в равных долях. Родственники второй очереди имеют право на получение средств пенсионных накоплений только при отсутствии родственников первой очереди.

Куда обратиться за назначением пенсии?

Подать заявление о назначении страховой пенсии можно:

  • в территориальный орган Пенсионного фонда по месту жительства; через многофункциональный центр;
  • в форме электронного документа через Единый портал государственных услуг.

Заявление о назначении накопительной пенсии, срочной пенсионной выплаты или единовременной выплаты следует подавать страховщику, у которого на момент обращения за указанными выплатами формируются пенсионные накопления. Если страховщиком является Пенсионный фонд РФ, то подать заявление можно теми же способами, что и заявление о назначении страховой пенсии.

После пенсионной реформы условия формирования пенсионных прав радикально изменились. Для различных категорий граждан эти изменения имеют различную направленность, да и сами категории застрахованных лиц претерпели принципиальные преобразования.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются:

  1. лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе:
  • организации;
  • индивидуальные предприниматели;
  • физические лица;
  1. индивидуальные предприниматели (в том числе частные детективы и занимающиеся частной практикой нотариусы), адвокаты.

В тех случаях, если страхователь одновременно относится к нескольким категориям страхователей, исчисление и уплата страховых взносов производятся им по каждому основанию.

Застрахованные лица в ПФР - это лица, на которых в соответствии с законом распространяется обязательное пенсионное страхование. Застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, а также проживающие на территории РФ иностранные граждане и лица без гражданства:

  • работающие по трудовому договору или по договору гражданско- правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг, а также по авторскому и лицензионному договору;
  • самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, частные детективы, занимающиеся частной практикой нотариусы, адвокаты);
  • являющиеся членами крестьянских (фермерских) хозяйств;

  • работающие за пределами территории Российской Федерации в случае уплаты страховых взносов, если иное не предусмотрено международным договором РФ;
  • являющиеся членами родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования;
  • иные категории граждан, у которых в соответствии с законом возникают отношения по обязательному пенсионному страхованию.

Каждое застрахованное лицо приобретает право на открытие персонифицированного индивидуального лицевого счета в Базе данных персонифицированного учета ПФР.

В условиях рыночной пенсионной реформы осуществлен переход с нормативного метода учета пенсионных прав застрахованных лиц (исходя из установленных законодательством стажа и заработка) на формирование этих прав исходя из непосредственной суммы страховых взносов, поступивших в бюджет ПФР и своевременно отраженных на лицевом счете застрахованного гражданина.

Переход на такой порядок формирования пенсионных прав обусловлен тем, что пенсия теперь рассматривается как страховая выплата при наступлении страхового (пенсионного) случая, которым в соответствии с Законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» принято наступление старости, потери кормильца либо инвалидности. При этом страховым случаем установлено наступление следующих рисков: старости (возраст мужчин - 60 лет, женщин - 55 лет), инвалидности (полная или частичная потеря трудоспособности в любом возрасте и в любой момент

времени, начиная с рождения и детства) и потеря кормильца (для иждивенцев, которые утрачивают финансовый источник своего существования, также в любом возрасте и в любое время).

Согласно ст. 8 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» страховым риском признается утрата застрахованным лицом заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица) или другого дохода в связи с наступлением страхового случая.

Страховым случаем признаются достижение пенсионного возраста, наступление инвалидности, потеря кормильца.

Обязательным страховым обеспечением по обязательному пенсионному страхованию являются:

  • страховая и накопительная части трудовой пенсии по старости;
  • страховая и накопительная части трудовой пенсии по инвалидности;
  • страховая часть трудовой пенсии по случаю потери кормильца;
  • социальное пособие на погребение умерших пенсионеров, не

работавших на день смерти.

Установление и выплата страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию осуществляются в порядке и на условиях, установленных Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и Федеральным законом от 12 января 1996 г. №8-ФЗ «О

погребении и похоронном деле».

Изменение структуры трудовой пенсии повлекло за собой изменение порядка формирования пенсионных прав застрахованных лиц на базовую часть пенсии. Право на базовую часть трудовой пенсии приобретают все застрахованные лица, уплачивавшие в той или иной форме единый социальный налог (взнос) (ЕСН) не менее 5 лет.

Следует обратить также особое внимание на то, что уплата и сбор ЕСН и страховых взносов после налоговой реформы (по времени они совпадают друг с другом) осуществляются через региональную систему налоговых органов. При

этом страховые взносы в ПФР учитываются как налоговый вычет из ЕСН со всеми вытекающими из этого финансовыми последствиями.

Финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм ЕСН, зачисляемых в федеральный бюджет, а финансирование выплаты страховой и накопительной частей трудовой пенсии - за счет страховых средств, поступающих непосредственно в бюджет ПФР.

Читайте также: