Составить список нормативно правовых актов пенсионная реформа в рф

Из-за перемен, произошедших в конце восьмидесятых и начале девяностых годов, правительству России потребовалось реформировать пенсионную систему (ПС), которая действовала в Советском Союзе, и адаптировать ее к условиям рыночной экономики.

Советская ПС предусматривала предоставление пенсий за счет денег из госказны, тогда как в новых реалиях она оказалась нежизнеспособной. По этой причине правительство разработало масштабный план, соответственно с которым ПС должна была постепенно реформироваться до 2025 г.

Бесплатно по России

Этапы

Процесс реформирования ПС в России можно поделить на 4 основных этапа.

Развитие с 1990 года до первой реформы

В девяностых правительство приняло несколько законодательных актов, которые были направлены на то, чтобы сформировать систему обязательного пенсионного страхования (ОПС). Становление сегодняшней ПС РФ на данном этапе, в свою очередь, можно поделить на несколько важных стадий

Вступление в силу ФЗ «О пенсионном обеспечении в РСФСР» от 20 ноября 1990 г

Суть его состояла в том, чтобы ввести ОПС сотрудников организаций. Это позволило бы создать пенсионные фонды, которые гарантируют предоставление пенсионных выплат россиянам за счет взносов, совершаемых работодателем.


Таким образом, правительство надеялось подчеркнуть идею солидарности людей разного возраста, гарантировать нормальную старость людям. Уплачивать взносы нужно было обязательно. Нормы и условия совершения отчислений в фонды регламентировались государством.

Вступление в силу ФЗ «О правилах расчета и повышения пенсионных выплат» от 21 июля 1997 г. номер 113

Обусловлены изменения были тем, что зарплаты начали планомерно увеличивать. Это позволило увеличить и пенсионные выплаты. Однако после принятия данного закона пенсионное обеспечение стало зависеть от ИПК (индивидуального пенсионного коэффициента).

Пенсии рассчитывались по формуле, в которой в качестве параметров выступали:

  • величина заработной платы в процентах;
  • наработанный стаж;
  • средняя зарплата гражданина;
  • средняя заработная плата по России.

Принятие решающих Федеральных законов

  • «О государственных пенсиях» от 15 декабря 2001 г. номер 166;
  • «Об ОПС» от 15 декабря 2001 г. номер 167;
  • «О трудовых пенсионных выплатах» от 17 декабря 2001 г. номер 173;
  • «Об инвестициях в накопительную часть пенсионного обеспечения» от 24 июля 2002 г. номер 111.

Главная цель принятия перечисленных законов – повышение уровня жизни россиян посредством увеличения пенсий. Соответственно с данными законопроектами, пенсии должны были быть расширены за счет накопительной части. Теперь пенсионное обеспечение стало зависеть лишь от зарплаты и объема взносов в фонд, а не от рабочего стажа.

Принятие ФЗ «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013 г. номер 400

Данный законопроект дал возможность назначать страховые выплаты россиянам, застрахованным соответственно с законодательным актом 2001 г., вне зависимости от накопительной пенсии. Страховые пенсии предназначались для россиян, которые имели проблемы со здоровьем, потеряли работоспособность, лишились кормильца.

Реформа 2015 года

С 1992 г. демографическая обстановка в России стала ухудшаться, что спровоцировало уменьшение числа работоспособных граждан. В подобных условиях правительству приходилось за счет бюджетных средств отчислять деньги в ПФР, чтобы полностью удовлетворить нужды по покрытию выплат пенсионерам. Для решения проблемы с недостатком денег правительство запланировало проведение долгосрочной пенсионной реформы.

Основным изменением стало введение страхового стажа, который позволял россиянам быть уверенными в том, что в пожилом возрасте они обязательно получать хотя бы минимальные выплаты. Однако при этом для оформления трудового пенсионного обеспечения стало необходимо наработать установленный законодательно стаж.


Еще одним изменением 2015 г. являются пенсионные баллы (ПБ), которые россияне должны были копить, будучи официально трудоустроенными. Число ПБ стало зависеть от объема взносов в ПФР, которые осуществлял наниматель.

Сторонники измененной системы подсчета пенсионного обеспечения полагали, что она достаточно эффективна для всех россиян, заботящихся о собственной старости. Однако были и те, кто не поддерживал изменения, указывал на их существенные минусы.

Так, показатель обязательного стажа начал постепенно повышаться. До 2015 г. он равнялся 5 годам, тогда как к 2024 г. он станет равен минимум 15 годам. Аналогично дело обстояло и с ПБ – в 2015 г. минимально необходимое их количество равнялось 6.6, а к 2025 г. должно стать равно 30.

Реформа 2017

В 2016-2017 гг. стали выдвигаться инициативы об увеличении возраста выхода на пенсию в Российской Федерации. Некоторые из них были согласованы с правительством и утверждены ФЗ «Об изменении некоторых законодательных актов» от 23 мая 2016 г. номер 143.

Сначала данные нововведения отразились на сотрудниках государственных структур, возраст выхода на пенсию которых в 2017 г. повысили на полгода. Тогда он стал равняться 55.5 годам для женщин и 60.5 годам для мужчин. Плановое увеличение возраста правительство намеревалось проводить поэтапно.

Еще одно изменение 2017 г. – повышение отчислений в ПФР для самозанятых граждан. Если россиянин занимался предпринимательством, он должен был своевременно ознакомиться со сведениями, касающимися величины обязательных отчислений. Также с 2017 г. администрировать страховые отчисления стала ФНС. ПФР продолжил администрировать отчисления, сделанные до 2017 г., и добровольные взносы.

Кроме того, в том же году повысилась фиксированная выплата (из-за февральской и апрельской индексаций). Это привело к тому, что размер минимального пенсионного обеспечения увеличился. Гарантированное увеличение назначалось автоматически, без участия россиян. Государственные пенсии повысились на 2.6 процента.

Пенсионная реформа 2019 года

Последние изменения произошли в текущем году — начался новый этап реформирования ПС РФ, на котором возраст выхода на пенсию будет постепенно повышаться (с 55 до 60 лет для женщин, с 60 до 65 лет для мужчин).


Нововведения касаются большей части россиян, однако предусмотрены определенные льготы для людей, занимающих должности из установленного законодательно специального перечня (врачи, актеры, учителя). Также льготные условия действуют для тех, кто живет в северных регионах; матерей с минимум 3 детьми; граждан, стаж которых превышает 42 года (для мужчин) или 37 лет (для женщин).

Изменения пока не затронули тех, кто работает на вредных производствах. Кроме того, реформа не распространяется на вопросы, связанные с пенсиями работников силовых структур, служащих армии и чиновников.

Их пенсионные права регламентируются отдельными законопроектами. По этой причине многие СМИ описывали данную ситуацию так, будто для перечисленных групп граждан пенсионный возраст вовсе не увеличивается, что расходится с действительностью.

Планируется, что увеличение возраста выхода на пенсию даст возможность перенаправить частично освободившийся бюджет ПФР на повышение пенсионных выплат (примерно на 1000 руб. в год). По факту, это повышение уровня жизни пожилых россиян за счет людей, не достигших пенсионного возраста.

Законодательной базой реформы считается законопроект об улучшении пенсионного законодательства (Государственная Дума приняла закон в окончательном чтении 27.09.2018 г.). Совет Федерации одобрил закон 03.10.2018 г. Тогда же Владимир Путин подписал закон.

Сегодня увеличение пенсионного возраста из-за старения населения считается общемировой тенденцией, осуществляется почти в каждой стране.

Новая реформа, разумеется, скажется и на других сторонах общественной жизни в Российской Федерации (ситуация на рынке труда, занятость, реализация национальных проектов и даже семейный уклад).

Пока что большая часть россиян отрицательно воспринимает реформу. Те, кто поддерживает изменения, считают, что данная реформа необходима для развития России в долгосрочной перспективе.

Что представляет собой пенсионная система сегодня

Сегодня российская ПС делится на 3 категории:

  1. Государственные пенсии. Государственной структурой, которая отвечает за назначение пенсионного обеспечения, считается ПФР. Государственная пенсия предоставляется россиянам из российской казны, распределяется среди людей, относящихся к определенным категориям граждан.
  2. ОПС. Сюда относятся выплаты из ПФР либо НПФ. Назначаются большей части трудоустроенных граждан по достижении ими определенного возраста.
  3. Негосударственные пенсии. Сюда относятся выплаты из НПФ. Назначены такие выплаты могут быть гражданину, который заключил договор с негосударственным фондом для обеспечения повышенного уровня жизни на пенсии. Отчисления делаются непосредственно физлицом. При этом любая фирма может гарантировать своим работникам негосударственную пенсию, заключив договор с НПФ.

Окажется ли эффективна пенсионная реформа – покажет время. Возможно, повышение пенсионного возраста приведет к положительным для российских граждан изменениям в будущем.

Полезное видео

Предлагаем посмотреть интересное видео по теме:

Краткое содержание:


2018 год ознаменовался двумя большими событиями. Это Чемпионат мира по футболу, проводимый в России, и пенсионная реформа. Они произошли почти в одно время, и многие считают, что это совпадение неслучайно. Пенсионная реформа была и есть крайне непопулярным мероприятием. И мнение о том, что отвлечение народа от этих законодательных изменений на период мундиаля было задумано специально, нельзя назвать слишком смелым.

На фоне первых двух событий третье прошло почти не замеченным. 12 декабря 2018 года исполнилось 25 лет Конституции Российской Федерации. Несмотря на то что её некоторые положения в настоящее время подвергаются критике, многие статьи можно назвать весьма актуальными и на сегодняшний день.

По поводу пенсионной реформы было сломано много копий как её сторонников во главе с действующим президентом, так и противников.

Автор этой статьи не ставит перед собой задачу рассмотреть экономическую составляющую пенсионной реформы, её необходимость с точки зрения нуждаемости казны и радужных перспектив улучшения качества жизни пенсионеров, которые доживут до пенсии. Хотелось бы взглянуть на эту проблему с точки зрения соблюдения конституционных прав граждан. Повышение пенсионного возраста затронет интересы миллионов людей России.

Анализ Конституции

В силу статьи 15 Конституции РФ «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации».

Это означает, что любой нормативный акт, нарушающий закреплённые Конституцией права, является ничтожным.

В статье второй Конституции права и свободы человека закреплены как высшая ценность, эта статья включена в главу первую Конституции, посвящённую основам конституционного строя. Государству вменена обязанность признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина.

Среди этих прав – гарантированное право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей, государственные пенсии и социальные пособия (ст.39 Конституции).

При этом государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств (ч.2 ст.19 Конституции).

В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.

Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ст.55 Конституции).

Ч.1 ст.7 Конституции Российской Федерации провозглашает, что Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Немного о равенстве прав и свобод человека и гражданина

С 1 сентября прошлого года каждый народный депутат должен получать 420 тыс. руб. в месяц.

Сейчас официальный заработок депутатов Госдумы составляет порядка 400 тысяч рублей в месяц. Данный показатель в 13 раз превышает среднюю зарплату обычных россиян. Примечательно, что в США оклад депутата больше среднего по стране в 3 раза, в Германии эта цифра различается вдвое.

Кроме того, существуют ежеквартальные поощрения за проделанную работу. По разным источникам эта цифра колеблется от 60 до 81 тыс. рублей.

В соответствии с ч.3 ст.29 Федерального закона от 08.05.1994 №3-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 08.05.1994 №3-ФЗ (последняя редакция) депутату – гражданину Российской Федерации, не менее пяти лет исполнявшему полномочия члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» положена ежемесячная доплата к пенсии. Она устанавливается в таком размере, чтобы сумма ежемесячной доплаты к пенсии и страховой пенсии по старости (инвалидности) с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии и повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии составляла: при исполнении полномочий члена Совета Федерации и (или) депутата Государственной Думы от пяти до десяти лет – 55 процентов, десять лет и более – 75 процентов ежемесячного денежного вознаграждения члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы.

Судья высшего ранга в 2019 году зарабатывает в месяц более полумиллиона рублей (Источник: https://visasam.ru/russia/rabotavrf/zarplata-sudei-v-rossii.html).

Судья, достигший возраста 60 лет (женщины – 55 лет), при стаже работы в области юриспруденции не менее 25 лет, в том числе не менее 10 лет работы судьей, вправе, уйдя в отставку, получать ежемесячное пожизненное содержание в полном размере.

Сильно отличаются заработная плата и пенсии от простых граждан у государственных чиновников. Эксперты и аналитики озвучили приблизительные цифры, судя по которым средняя зарплата госслужащего в 2019 году по России составит 137, 8 тыс. рублей. В зависимости от стажа службы размер пенсии может изменяться в диапазоне 45-75% оклада.

Для сравнения: средняя пенсия по России в 2018 году составила 14100 рублей.

Можно говорить о дискриминации в отношении работающих пенсионеров, которые делают отчисления в пенсионный фонд, но их пенсия, в отличие от неработающих пенсионеров, не индексируется. Фактически, они возвращают часть ранее заработанной ими пенсии.

Лишение права на пенсию по достижении ранее установленного возраста является умалением прав и свобод человека и гражданина. Закон связывает достижение пенсионного возраста с понятием нетрудоспособности, которая в этом случае не требует дополнительных доказательств. Законодательно, без каких-либо медицинских и иных обоснований, кроме ссылки на увеличение средней продолжительности жизни и опыт зарубежных стран, установлена нетрудоспособность человека как основание назначения пенсии на пять лет позже.

И конечно же, такое ограничение прав не может быть обосновано необходимостью защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Таким образом, можно констатировать факт: проводимая в настоящее время пенсионная реформа является не только антинародной, но и противоречащей основополагающим конституционным положениям.

О гражданах предпенсионного возраста

12 марта 2019 года Госдума РФ приняла в окончательном чтении законопроект, согласно которому граждане предпенсионного возраста, то есть те кому по новому законодательству до пенсии ещё 5 лет, будут получать алименты от своих детей и бывших супругов. На такие выплаты смогут рассчитывать мужчины с 60 лет и женщины с 55 лет.

В силу ч.1 ст.87 СК РФ трудоспособные совершеннолетние дети обязаны содержать своих нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей и заботиться о них. Устанавливая право предпенсионеров на получение алиментов от детей, указанный закон тем самым констатируется тот факт, что они являются нетрудоспособными.

Значит для получения алиментов нетрудоспособность наступает на 5 лет раньше, чем для получения пенсии. С другой стороны, на основании проводимой пенсионной реформы нетрудоспособные граждане обязаны ещё 5 лет зарабатывать себе пенсию, а ответственность государства по социальному обеспечению нетрудоспособных пожилых людей перекладывается на их детей, то есть на самих граждан.

Утверждение локальных нормативных актов
Документы, необходимые для назначения пенсии


Прежде чем рассматривать конкретные вопросы, касающиеся пенсионного обеспечения граждан, необходимо в общем виде представить себе систему законодательных актов, действующих в данной сфере, и основные вопросы, которые ими регулируются.

Основные законодательные акты, регламентирующие пенсионное обеспечение в Российской Федерации:

1) Конституция Российской Федерации (действующая редакция на 01.01.2009) — в редакции Указов Президента Российской Федерации от 09.01.1996 N 20, от 10.02.1996 N 173, от 09.06.2001 N 679, от 25.07.2003 N 841, Федеральных конституционных законов от 25.03.2004 N 1-ФКЗ, от 14.10.2005 N 6-ФКЗ, от 12.07.2006 N 2-ФКЗ, от 30.12.2006 N 6-ФКЗ, от 21.07.2007 N 5-ФКЗ, Законов Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ и от 30.12.2008 N 7-ФКЗ;

2) Трудовой кодекс Российской Федерации (далее — ТК РФ);

3) Налоговый кодекс Российской Федерации (далее — НК РФ);

4) Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее — Закон N 166-ФЗ);

5) Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее — Закон N 167-ФЗ);

6) Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее — Закон N 27-ФЗ);

7) Закон РФ от 12.02.1993 N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (далее — Закон N 4468-1);

8) Федеральный закон от 06.03.2001 N 21-ФЗ «О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации» (далее — Закон N 21-ФЗ);

9) Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее — Закон N 173-ФЗ);

10) Федеральный закон от 16.07.1999 N 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (далее — Закон N 165-ФЗ);

11) Федеральный закон от 07.05.1998 N 75-ФЗ « О негосударственных пенсионных фондах » (далее — Закон N 75-ФЗ);

12) Федеральный закон от 24.07.2002 N 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» (далее — Закон N 111-ФЗ).

Конституция РФ является основным законом Российской Федерации. Статья 7 устанавливает, что в Российской Федерации создаются условия, обеспечивающие достойную жизнь, в том числе развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные меры социальной защиты.

Законом N 167-ФЗ устанавливаются обязательные организационные, правовые и финансовые основы обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации. Правовое регулирование отношений данного Закона направлено на создание правовых, экономических и организационных мер, обеспечивающих компенсацию заработка гражданам, которую они получают до установления им трудовой пенсии .

Действие Закона N 27-ФЗ распространяется на те категории граждан, в отношении которых действует законодательство об обязательном пенсионном страховании, к ним относятся:

1) физические лица — граждане Российской Федерации, осуществляющие трудовую деятельность;

2) организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие выплаты физическим лицам.

Закон устанавливает в отношении перечисленных категорий граждан организационные основы и принципы учета этих граждан. Основной целью индивидуального (персонифицированного) учета является создание условий для назначения трудовых пенсий в соответствии с результатами каждого застрахованного лица.

В соответствии с Законом N 166-ФЗ пенсия по государственному пенсионному обеспечению выплачивается:

1) федеральным государственным служащим;

3) участникам Великой Отечественной войны;

4) гражданам, награжденным знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;

5) гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф;

6) нетрудоспособным гражданам.

Закон устанавливает четыре вида пенсий:

1) пенсия за выслугу лет;

2) пенсия по старости;

3) пенсия по инвалидности;

4) социальная пенсия.

Статья 1 Закона N 4468-1 устанавливает перечень категорий лиц, которым в соответствии с законом может быть установлена пенсия.

К ним относятся лица, проходившие военную службу в Вооруженных Силах РФ и объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств:

1) в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов;

2) по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин;

3) офицерского состава, прапорщики и мичманы, проходившие военную службу в воинских формированиях СССР;

4) рядового и начальствующего состава, проходившие службу в органах внутренних дел Российской Федерации, бывшего СССР;

5) в государственной противопожарной службе;

6) в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ;

7) в органах уголовно-исполнительной системы.

Члены семей перечисленных категорий лиц имеют право на получение пенсии в порядке, установленном законом.

Закон N 21-ФЗ устанавливает порядок пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации и выезжающих за ее пределы.

Закон N 173-ФЗ устанавливает порядок реализации прав граждан РФ на трудовые пенсии.

Закон предусматривает три разновидности трудовой пенсии:

1) трудовая пенсия по старости;

2) трудовая пенсия по инвалидности;

3) трудовая пенсия по случаю потери кормильца.

Право на выплату трудовой пенсии по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Условиями для назначения трудовой пенсии по инвалидности являются:

1) наступление инвалидности;

2) определенное медицинскими показаниями ограничение способности к трудовой деятельности III, II или I степени.

Трудовая пенсия по случаю потери кормильца выплачивается нетрудоспособным членам семьи умершего кормильца.

Закон N 165-ФЗ дополняет пенсионное законодательство в части обеспечения трудоспособных граждан России в период их временной нетрудоспособности.

К страховым случаям в соответствии с указанным правовым актом относятся:

1) необходимость получения медицинской помощи;

2) временная нетрудоспособность;

3) трудовое увечье и профессиональное заболевание;

6) наступление старости;

7) потеря кормильца;

8) признание безработным;

9) смерть застрахованного лица или нетрудоспособных членов его семьи, находящихся на его иждивении.

Закон N 75-ФЗ регламентирует создание негосударственных пенсионных фондов и регулирует их деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию.

Закон N 111-ФЗ регулирует отношения по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений для финансирования выплаты накопительной части трудовой пенсии.

НК РФ в ст. 213.1 устанавливает особенности определения налоговой базы по договорам негосударственного пенсионного обеспечения и договорам обязательного пенсионного страхования, заключаемым с негосударственными пенсионными фондами. В гл. 24 НК РФ содержатся положения, регламентирующие налогообложение в сфере обязательного пенсионного страхования.

ТК РФ устанавливает порядок исчисления стажа работы, необходимого для определения страхового стажа, который дает право на трудовую пенсию.

Законы и нормативные акты, касающиеся назначения пенсий после 01.01.2015

  • № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" - Федеральный закон о страховых пенсиях от 28.12.2013 г. - устанавливает порядок, условия назначения, структуру и методику расчета страховых пенсий и их выплат после 01.01.2015 г.
  • № 385-ФЗ Об отмене индексации пенсий работающим пенсионерам .
  • № 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" (О повышении пенсионного возраста)
  • № 424-ФЗ "О накопительной пенсии " - Федеральный закон Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. "О накопительной пенсии" - устанавливает основания приобретения и порядок реализации права застрахованных лиц на накопительную пенсию.
  • № 422-ФЗ О гарантировании прав при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений - Федеральный закон об обеспечении прав и законных интересов застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений.
  • № 166-ФЗ О государственном пенсионном обеспечении в Российской федерации - устанавливает основания возникновения права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению и порядок ее назначения.
  • Постановление Правительства № 1015 от 02.10.2014 - Об утверждении правил подсчета и подтверждениястрахового стажа для установления страховых пенсий.
  • Постановление Правительства№ 665от 16.07. 2014- О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых производится досрочное назначение страховых пенсий по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение.
  • Постановление Правления Пенсионного фонда Росии № 374п от 17.09.2014 - О составе сведений, содержащихся в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица, представляемых посредством информационной системы "личный кабинет застрахованного лица".
  • Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 ноября 2014 г. N 884нг. Москва "Об утверждении Правил обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"
  • Приказ Минтруда РФ от 28 ноября 2014 г. N 958н "Об утверждении перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению".
  • Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 ноября 2014 г. N 885н г. Москва "Об утверждении Правил выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии".
  • Правила установления и выплаты повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях - Постановление Правительства N 249г от 18 марта 2015 г.

Законы и нормативные акты, касающиеся назначения пенсий до 01.01.2015

  • № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" - устанавливал порядок, условия назначения, структуру и расчет страховых пенсий и порядок их выплат до 01.01.2015 г.
  • Закон РФ от 20.11.1990 N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации"- устанавливал порядок, условия назначения, структуру и расчет пенсий, а также порядок их выплат до 01.01.2002 г.
  • Закон о государственных пенсиях в СССР от 14 июля 1956 г. - закон, устанавливавший порядок и размер пенсий в СССР.

Пенсионное законодательство входит в систему законодательства о социальном обеспечении. В упрощенном виде иерархическая система нормативных правовых актов, регулирующих пенсионные правоотношения, выглядит следующим образом:

  • а) Конституция Российской Федерации,
  • б) федеральные законы, указы Президента Российской Федерации,
  • в) постановления Правительства Российской Федерации,
  • г) нормативные акты министерств и ведомств.

Отдельно выделим такие формы пенсионного права, как международные соглашения Российской Федерации, нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, а также локальные акты.

Конституция Российской Федерации является базой для всего законодательства нашей страны, поскольку устанавливает основополагающие принципы государственного строя и закрепляет права человека и гражданина, в том числе и в сфере пенсионного обеспечения.

Соответственно следующим по важности и юридической силе источником пенсионного права являются законодательные акты или федеральные законы. Принятие специальных пенсионных законов, соответствующих Конституции Российской Федерации, служит необходимой государственной гарантией реализации права граждан на пенсионное обеспечение.

В связи с началом практической реализации пенсионной реформы с 1 января 2002 г. базовыми законодательными актами, регулирующими вопросы осуществления пенсионного обеспечения, являются:

  • - Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»;
  • - Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Соответственно утратил силу Закон Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. № 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", являвшийся основным источником пенсионного права до указанной даты.

Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ устанавливает основания возникновения и порядок реализации права на трудовые пенсии лиц, застрахованных в системе обязательного пенсионного страхования в соответствии с нормами Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". Трудовые пенсии финансируются из так называемого страхового бюджета (часть единого социального налога и страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемые работодателями и самозанятым населением). Трудовая пенсия может устанавливаться гражданам, за которых (или которыми) в течение определенного срока уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. Под действие данного источника пенсионного права попадает преобладающее количество пенсионеров нашей страны: как нынешних, так и будущих.

Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ регулирует отношения, связанные с условиями, нормами и порядком назначения пенсий отдельным категориям граждан, к которым относятся: федеральные государственные служащие; лица, пострадавшие от радиационных и техногенных катастроф; военнослужащие; участники Великой Отечественной войны; нетрудоспособные граждане. Финансирование пенсий по государственному пенсионному обеспечению осуществляется за счет средств федерального бюджета.

Право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению не зависит от уплаты страховых платежей и предоставляется государством ограниченному кругу граждан в связи с обстоятельствами, которые признаются значимыми для установления соответствующих социальных гарантий. Например, в связи с длительным выполнением особо значимой для государства службы; участием в Великой Отечественной войне; в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан радиационными или техногенными катастрофами, ответственность за которые берет на себя государство, и др.

Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ не охватывает всех возможных случаев пенсионного обеспечения граждан за счет средств федерального бюджета. Положения, регулирующие вопросы осуществления государственного пенсионного обеспечения, содержатся и в иных нормативных правовых актах.

Предоставление пенсионного обеспечения определенному кругу лиц за счет средств федерального бюджета традиционно для российского пенсионного права, и условия назначения таких пенсий в связи с пенсионной реформой не претерпели существенных изменений.

К отдельной группе источников пенсионного права относятся акты, которыми устанавливаются не сами пенсии, а доплаты к ним.

Таблица 2. Нормативные акты, регулирующие доплаты к пенсиям

Наименование нормативного акта

Федеральный закон от 27 ноября 2001 г. № 155-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации"

Определяет условия, порядок назначения и выплаты ежемесячной доплаты к пенсии членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации за счет средств, дополнительно поступающих в ПФР от работодателей, использующих труд летчиков

Федеральный закон от 4 марта 2002 г. № 21-ФЗ "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией"

Регулирует вопросы установления и выплаты дополнительного обеспечения гражданам, имеющим заслуги перед нашей страной, которые в установленном порядке отмечены высшими государственными наградами и званиями.

Федеральный закон от 6 марта 2001 г. № 21-ФЗ "О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации"

Устанавливает порядок выплаты пенсий лицам, выезжающим на постоянное жительство за пределы территории России.

Как видим, действует достаточно много федеральных законов - источников пенсионного права. Кодификационного законодательного акта, регулирующего все отношения по пенсионному обеспечению, которые весьма многообразны, не существует. Вместе с тем, по мнению многих специалистов, в перспективе возникнет объективная необходимость кодификации всех пенсионных законов и принятия Пенсионного кодекса Российской Федерации.

Таким образом, мы подошли к рассмотрению последнего вида нормативных правовых документов, издаваемых на федеральном уровне, наименее важного с точки зрения юридической силы и субординации, - актов соответствующих министерств и ведомств.

Эти документы издаются как в целях разъяснения действующего законодательства, так и установления новых норм права в развитие федеральных законов, указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации, то есть с их помощью осуществляется своеобразная детализация вышестоящих источников права.

В настоящее время функцию по принятию соответствующих приказов и разъяснений осуществляет Минздравсоцразвития России. Данное Министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере пенсионного обеспечения. К полномочиям Минздравсоцразвития России относится издание разъяснений о порядке применения законодательства по вопросам назначения (перерасчета), выплаты и организации доставки трудовых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, установления доплаты к пенсии отдельным категориям граждан.

Нормы права могут содержаться и в локальных нормативных актах, под которыми понимаются юридические документы, издаваемые органами управления предприятий, организаций и др. (иначе говоря, работодателем). Названные акты имеют подзаконный характер, и их действие распространяется только на работников соответствующей организации.

Традиционно локальные акты принимаются с целью регулирования трудовых отношений. Статья 8 Трудового кодекса Российской Федерации прямо предусматривает, что работодатель принимает локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями.

Вместе с тем в данный момент как о сложившейся тенденции можно говорить об установлении корпоративными актами определенному кругу работников крупных компаний (например, ветеранам производства) дополнительных пенсионных гарантий. Представляется, что в дальнейшем по мере успешного развития российской экономики, улучшения финансового положения предприятий локальные (корпоративные) акты могут занять достаточно заметное место среди источников пенсионного права. Однако следует иметь в виду, что издание пенсионных локальных актов не является обязанностью работодателя, закрепленной в законодательстве, и фактически целиком зависит от его доброй воли. Поэтому здесь уместно говорить о таком модном ныне понятии, как социальная ответственность бизнеса [17].

Пенсионное законодательство может быть признано эффективным при определенных условиях:

  • - если оно распространяется на всех нуждающихся, социально уязвимых граждан; если в нем соблюдаются принципы равноправия и справедливости;
  • - если государство выполняет по отношению к гражданам взятые на себя обязательства, не допускает снижения уже достигнутого уровня социальных гарантий, обеспечивает уровень жизни нетрудоспособных, соответствующий прожиточному минимуму.

Анализ действующего законодательства с учетом этих критериев свидетельствует о его невысокой эффективности.

Статистика свидетельствует о низком жизненном уровне подавляющего большинства населения, в особенности нетрудоспособного. Ухудшается здоровье, сокращается средняя продолжительность жизни. Несмотря на регулярный пересмотр размеров государственных пенсий, они недостаточны для удовлетворения насущных потребностей получающих их граждан. Таким образом, складывается общее впечатление, что нормативно-правовые акты, образующие систему пенсионного законодательства, не отвечают потребностям общества и, соответственно, требуют корректировки, проведения адекватной пенсионной реформы.

Наиболее актуальной проблемой пенсионного обеспечения остается его низкий уровень. Российское законодательство не содержит государственных стандартов в области пенсионного обеспечения. Обратимся к международным правовым нормам. Конвенция Международной организации труда № 102 "О минимальных нормах социального обеспечения" устанавливает, что трудовая пенсия по старости должна составлять при 30-летнем стаже не менее 40 % заработной платы по стране, а при большем стаже - не менее 40-55 %.

Европейская социальная хартия предусматривает, что минимальная пенсия должна быть не менее 55 % средней заработной платы по стране. К сожалению, эти международные документы Российской Федерацией не ратифицированы, а, следовательно, не обязательны для применения. В современном российском законодательстве отсутствует понятие «минимальный размер пенсии», а по данным статистики средняя пенсия в России составляет 25 % от средней заработной платы.

Современное пенсионное законодательство не позволяет решить задачу сохранения после выхода на пенсию уровня жизни, соизмеримого с доходом в период трудовой деятельности. Основанием для такой пессимистической оценки служит целый ряд положений нового законодательства, главное из которых - снижение коллективно-распределительных механизмов и связанные с этим новые правила исчисления размеров пенсий (зависимость от суммы страховых взносов).

Необходимость реформирования пенсионной системы мотивировалась и мотивируется в первую очередь демографическими причинами. Так, к 2016 г. на 1000 человек населения трудоспособного возраста количество лиц пенсионного возраста увеличится до 428 человек.

Читайте также: