Формы защиты пенсионных прав

Содержание:

Основа социальной защиты в области соцобеспечения пенсией

В ходе реализации гражданами собственных прав, касающихся отдельных видов социального обеспечения, проявляются различные разногласия (споры) между гражданами, муниципальными органами и государством, организациями, предприятиями, учреждениями, которые предоставляют обеспечение. Они могут возникнуть в правоотношениях, устанавливающих факты, которые имеют юридическое значение и касаются предоставления соответствующих видов социального обеспечения, включая материальные правоотношения по социальному обеспечению.

Правоотношения в области установления фактов, которые имеют юридическое значение, в качестве основы спора предусматривают отказ в установке инвалидности, неудовлетворенность граждан предоставленной группой инвалидности, причиной инвалидности, и т.д., отказ в установке факта иждивенства и др.

В случае обращения за назначением пенсии, спор часто касается задержки в оформлении документации по вине работодателей или задержки по вине территориальных органов пенсионного фонда, органа военного управления, правоохранительных органов. Помимо этого, спор возникает по поводу отказа в назначении пенсии, включая несогласие человека с ее суммой и сроком назначения.

Спор также может может возникнуть на этапе выплаты пенсий, где предмет спора состоит в задержках выплаты, выплаты в меньшем размере, чем было назначено.

Проявление спорных вопросов между гражданами, с одной стороны, территориальными органами ПФР или пенсионным подразделением органов военного управления, правоохранительным органом, с другой стороны, споры могут касаться нескольких вопросов:

  • назначения пенсий,
  • расчет стажа,
  • определение суммы и выплата пенсий,
  • перерасчет, индексация, перевод с одного вида пенсии на другой,
  • расчет сумм удержаний из пенсий,
  • приостановка и прекращение выплат пенсий и др.

Защита прав граждан в области соц. обеспечения

Споры в сфере назначения гражданам пособий связаны с различными вопросами и возникают между гражданами и соответствующими органами, учреждениями и предприятиями.

В случае назначения пособия по временной нетрудоспособности, включая пособия, назначенные по причине беременности и родов, граждане должны вступить в отношения с мед. организациями для того, чтобы установить факт временной нетрудоспособности, со страхователем (работодателем) для назначения и выплаты пособия. Подобные споры появляются по причине отказа в выдаче листка нетрудоспособности, включая срок, на который он выдан, отказа в назначении пособий, несогласия человека с суммой пособий и сроком их выплат, задержкой выплат со стороны страхователей (работодателей).

Разногласия между страхователями и застрахованными лицами также могут возникнуть в случае расчета страхового стажа, назначения и выплаты ежемесячных пособий на период отпуска по уходу за детьми до 1,5 лет и др.

Споры, касающиеся ежемесячных пособий на детей, возникают между гражданином и органами соц. защиты населения субъектов РФ по отказу в назначении пособия, расчету среднедушевого дохода семьи, суммы пособий, задержек в их выплате.

Споры, которые касаются предоставления социальной помощи со стороны государства, могут возникать между малоимущим гражданином (семьей) и органом соц. защиты населения субъектов государства. Они могут быть связаны с отказом предоставить помощь, исчислением средней суммы дохода на душу, суммой и видом помощи, задержкой в предоставлении и др.

Существует целая группа споров, возникающих между гражданами и органами, учреждения и предприятиями. Они связаны с вопросами социальной поддержки. Здесь можно говорить о ежемесячных денежных выплатах, системе социальных услуг, включая дополнительную медицинскую помощь, санаторном и курортном лечении, обеспечении лекарствами, проезде на транспорте.

Существуют споры и по другим вопросам социального обеспечения, включая социальное обслуживание, медицинскую помощь, дополнительное социальное обеспечение и др.

В нашей стране конституционно закреплена обязанность государства в соблюдении и защите прав и свобод человека и гражданина. В соответствии с ч. 1 ст. 45 Конституции, государственную защиту прав и свобод, которая предусмотрена для человека и гражданина в Российской Федерации, гарантирует закон. Он гласит, что каждое лицо имеет право на защиту своих прав и свобод любым способом, который не вступает в противоречие с законом, то есть граждане, права которых нарушены в области социального обеспечения, вправе отстаивать их в рамках законодательства и по собственному усмотрению.

Юридические гарантии защиты прав для граждан более конкретно устанавливают другие статьи Конституции РФ.

Внесудебная защита прав граждан в сфере социального обеспечения рассматривается 33 статьей, в соответствии с которой граждане РФ имеют право личного обращения, направления индивидуальных и коллективных обращений в органы государства и органы местного самоуправления.

Реализация гражданских прав тесно взаимосвязана с их защитой, которая представляет собой деятельность в сфере устранения препятствий при исполнении субъективных нрав. В этом процессе принимают участие граждане, государственные и муниципальные органы и прочие субъекты.

Если принимать более широкий подход, то можно выделить правовой механизм защиты, предусмотренный для субъективных прав и интересов, которые охраняются законом. Он состоит в системе правовых средств, посредством которых происходит обеспечение восстановления нарушенных субъективных прав, защита интересов, решение споров и устранение прочих препятствий в ходе реализации субъективного права.

Рассмотрение формы, средств и способов защиты

Юридическая литература содержит формы защиты прав, меры, средства и способы защиты.

Форма защиты является видом юридической деятельности, в ходе которой происходят охранительные правоотношения. Можно выделить непосредственную, общественную, управленческую, судебную и международную форму защиты гражданских прав.

Форму защиты можно характеризовать разрешением спорных вопросов, которые осуществляют заинтересованные субъекты (граждане и работодатели, гражданине и органы или учреждения, куда он обращается для того, чтобы установить юридический факт, представить обеспечение).

В случае общественной формы защиты прав, ее осуществляют специально сформированным правозащитным органом. Сфера социального обеспечения в качестве такого органа предусматривает работу комиссии (уполномоченного) по социальному страхованию.

Форма управления для защиты прав состоит в работе органов публичной власти (государственные органы, органы местного самоуправления, Уполномоченный по правам человека в РФ, Уполномоченные по правам человека в субъектах РФ, по правам ребенка в РФ, в субъектах РФ).

Все указанные формы защиты прав граждан можно считать внесудебной формой в отличие от судебной, которая включает деятельность судов общей юрисдикции, Конституционного Суда РФ, конституционных, уставных судов субъектов РФ.

Международную защиту прав граждан осуществляют специально созданные международные компетентные органы, включая Совет по правам человека, МОТ, Суд по правам человека в Европе (Страсбург), Экономический суд СНГ и др.

Предусмотрена и более крупная классификация для форм защиты прав: юрисдикционная и неюрисдикционная. Такая классификация относит к юрисдикционным формам общественную, управленческую, судебную и международную форму.

Если рассматривать неюрисдикционную форму, то в системе социального обеспечения ее не используют. Это обусловлено тем, что реализация гражданских прав в этой области не осуществляется без участия органов государства, органов местного самоуправления, предприятий.

Неюрисдикционная форма включает процедуру медиации, применяя которую происходит урегулирование споров, которые возникают из гражданских правоотношений, включая те, которые связаны с предпринимательской и иной экономической деятельностью, с трудовыми и семейными правоотношениями. В соответствии с вышеизложенным, споры, которые возникают из правоотношений в области социального обеспечения, не могут быть урегулированы посредством процедуры медиации.

Понятие «способы защиты прав» литература трактует по-разному. М. Н. Малеина и Т. Ю. Барышникова полагали, что они представляют собой действия, непосредственно направленные на защиту прав. В соответствии с подобным пониманием, во-первых, происходит отождествление способов и мероприятий защиты. Во-вторых, признак «непосредственно направлены» не может являться квалифицирующим. В-третьих, не совсем ясно, кому принадлежат подобные действия: только гражданам, гражданам и органам, учреждениям и предприятиям, которые нарушили гражданские права или права третьих лиц, включая вышестоящие органы, прокуратуру и др.

Исследуя понятие «способы защиты прав», необходимо взять за основу ч. 2 ст. 45 Конституции РФ, в соответствии с которой любое лицо имеет право на защиту своих прав и свобод любым способом, который не запрещается законодательно.

Способы защиты могут быть выбраны гражданином, права которого нарушены. Они заключаются в действиях, которые не запрещает законодательство. Подобные действия выражаются направлением жалоб и заявлений в органы государства, органы местного самоуправления, предприятия, а также в СМИ, устных обращений.

Способы правовой защиты исходят и от органов государства различного уровня. Так, при нарушении гражданами собственных обязанностей в правоотношениях, касающихся социального обеспечения, может приниматься решение о прекращении выплат пенсий, пособий, об удержании из пенсии, пособия, приостановлении выплаты органами государства, органами местного самоуправления, учреждениями, предприятиями и др.

Мероприятия защиты отличаются от способов защиты тем, что представляют собой действия компетентного органа, учреждения, предприятия или должностного лица. Они используются как ответ на обращение гражданина, права которого были нарушены, или по инициативе органа, учреждения, организации и должностного лица. Система мер зависит от нескольких факторов:

  • форма правовой защиты;
  • вид нарушенного права;
  • характер нарушения прав;
  • полномочия компетентных органов, предприятий, учреждений, должностных лиц, которые применяют меры защиты;
  • статус органа, учреждения, организации, должностных лиц, которые нарушают гражданские права;
  • содержание нормативных правовых актов.

В число мер защиты включено признание прав, признание недействительными актов органов государства различных уровней, возмещение убытков, компенсация морального вреда, прекращение (изменение) правоотношений и др.

Признание права может проводится посредством любого компетентного органа (учреждения), включая суд, признание недействительным актов государственных органов, органа местного самоуправления осуществляется только судом; который, как правило, выносит решение о возмещении убытков и компенсации морального вреда.

Средства защиты включают действия граждан, органов, учреждений, предприятий и должностных лиц. Они обладают внешним оформлением. Суд выносит решение, постановление и определение. Граждане могут подать обращение, иск. Государственные органы, органы местного самоуправления, предприятия, должностные лица должны реагировать на обращения граждан с помощью оформления протокола, издания постановления, предписания, предостережения, протеста, представления и др.

В качестве субъекта охранительных правоотношений могут выступать гражданин; орган, организация или учреждение, которые предоставляют обеспечение; юрисдикционный орган.

Граждане имеют правомочия требований восстановить нарушенные права и возместить причиненный ущерб. Юрисдикционные органы, в свою очередь, должны удовлетворять законные требования граждан, требуя от виновных граждан, предприятий и учреждений восстановления этих прав, возмещения причиненного ущерба.

Обязанность органов, предприятий и учреждений состоит в том, чтобы выполнять решения, которые вынесены юрисдикционным органом.

Существенную роль играет проблема момента возникновения охранительных правоотношений, который зависит от времени возникновения нарушения прав граждан и места обращения граждан за защитой их прав. В одной ситуации это происходит на этапе подготовки к обращению за обеспечением, в другой — за обеспечением, то есть в ходе процедурных правоотношений. Также существуют ситуации, когда граждане обращаются за защитой своих прав в области материальных правоотношений. Тогда и происходит проявление охранительных правоотношений, которые существуют наряду с процедурными и материальными правоотношениями, но и без них.

Как было отмечено ранее, основными способами защиты нарушенных пенсионных прав являются:

  1. судебная защита;
  2. административный порядок защиты, который преимущественно проявляется через защиту прав и законных интересов в процессе обжалования действия (бездействия) органов социальной защиты в вышестоящие органы;
  3. защита социальных прав граждан уполномоченным по правам человека.

Рассмотрим подробнее каждый способ.

Судебная защита нарушенных пенсионных прав

Судебная защита нарушенных прав гарантирована ст. 46 Конституции Российской Федерации. Анализ судебной практики показывает, что, несмотря на ряд решений Верховного и Конституционного суда РФ, Пенсионный фонд продолжает допускать в своей работе «ошибки», которые умаляют права граждан на заслуженный отдых, гарантированные Конституцией РФ.

Для обращения в суд за защитой нарушенного права необходимо написать исковое заявление в соответствии с требования ст. 131, 132 Гражданского процессуального кодекса РФ. Гражданин вправе лично или через своего представителя подать исковое заявление, при этом представитель должен иметь надлежащим образом оформленную доверенность. В связи с тем, что гражданин, чье пенсионное право нарушено не обладает (в большинстве случаев) специальными знаниями, лучше обратиться к профессионалу. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации в ст. 94 содержит указания на возмещение судебных издержек в связи с привлечением в дело представителя.

В силу статьи 28 ГПК РФ заявление гражданина по спору, связанному с реализацией им пенсионного права, подается в суд по месту нахождения соответствующего пенсионного органа (отказавшего в назначении пенсии или выплачивающего пенсию).

При желании гражданин, решившийся отстаивать свои пенсионные права в суде, может привлечь к этому процессу прокуратуру. Статья 45 Гражданского процессуального кодекса РФ наделяет прокурора правом на обращение в суд на основании заявлений граждан о нарушении их прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений, социальной защиты, включая социальное обеспечение.

От уплаты госпошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются:

  • Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации и полные кавалеры ордена Славы, участники и инвалиды Великой Отечественной войны;
  • истцы – инвалиды I и II группы (цена иска при этом не должна превышать 1 млн. руб.);
  • истцы – пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством, по искам к Пенсионному фонду РФ (цена иска при этом не должна превышать 1 млн. руб.).

При удовлетворении исковых требований пенсионера или лица, претендующего на назначение пенсии, в судебном решении должно быть четко указано, с какого времени пенсионный орган обязан назначить пенсию. В этом вопросе имеющаяся судебная практика исходит из того, что если в ходе судебного разбирательства установлено, что на момент первоначального обращения за трудовой пенсией в гражданин имел право на указанную пенсию, однако не располагал необходимыми сведениями и (или) документами, подтверждающими право на пенсию, и не смог представить их в установленный трехмесячный срок по независящим от него причинам или ему по каким-либо другим причинам было необоснованно отказано в назначении пенсии, то суд вправе обязать пенсионный орган назначить истцу пенсию со дня первоначального обращения за ней (но во всех случаях не ранее дня возникновения права на нее).

Наиболее спорными вопросами при обращении в суд граждан, достигших возраста 60 лет, является назначение пенсии по случаю потери кормильца, т. к. необходимо доказывать факт иждивения.

В территориальное отделение Пенсионного фонда России (г. Курган) обратилась женщина по поводу назначения пенсии по случаю потери кормильца – мужа 1934 года рождения. Сама женщина – 1942 года рождения, инвалид 2 группы. На момент обращения (30.01.2014) ее пенсия составляла 6 000 рублей, а пенсия умершего мужа –12 000. В назначении пенсии по случаю потери кормильца отказали, т. к. уже выплачиваемая пенсия женщины соответствует прожиточному минимуму.

В данной ситуации необходимо отметить следующее:

Во-первых, прожиточный уровень нетрудоспособных пенсионеров в РФ составляет 6023 рубля в месяц. Во-вторых, в соответствии со статьей 9 ФЗ «О трудовых пенсиях», право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении. Применительно к данной ситуации к нетрудоспособным членам семьи относятся родители и супруг умершего кормильца, если они достигли возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) либо являются инвалидами, имеющими ограничение способности к трудовой деятельности.

Члены семьи умершего кормильца признаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию.

Таким образом, необходимо доказывать факт соответствия данным условиям, чтобы суд удовлетворил право на получение пенсии по потере кормильца.

Я пенсионерка, награждена Почётной грамотой Минздрава РФ, но в отчестве была допущена ошибка. Из-за этого не могу подать документы на присвоение звания

В данном случае правопринадлежность документов устанавливает суд. Необходимо обратиться в суд со всеми документами, в которых указаны имя, отчество и фамилия. Решение суда обязательно для исполнения соответствующими органами.

Административный порядок защиты пенсионных прав

Государственные пенсии устанавливаются в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Назначение, перерасчет размеров и выплата трудовых, социальных пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», по месту жительства лица, обратившегося за пенсией.

Таким образом, в случае, если гражданину становится известно о том, что его права нарушаются, либо решение Пенсионного Фонда противоречит интересам данного гражданина, он вправе обжаловать действие, например, Управления ПФР в Автозаводском районе г. Н. Новгорода в вышестоящем пенсионном органе – Отделении Пенсионного Фонда РФ по Нижегородской области.

Вдова военнослужащего, умершего вследствие увечья, полученного при исполнении обязанностей военной службы, в ноябре 1994 г. обратилась в Управление ПФР в Шемуршинском районе по Чувашской республике с заявлением о выплате ежемесячныхденежных выплат. Однако получила отказ в связи с тем, что она трудоспособна, не инвалид, не пенсионер, и ребенок, которому больше 23-х лет, проживает с ней.

Женщина обратилась в вышестоящий пенсионный орган – Отделение ПФР по Чувашской республики – с соответствующей жалобой, где обосновала свою позицию Определением Конституционного суда РФ №331-О-П от 4.04.2007. Согласно данному Определению, вдовы военнослужащих, которые погибли или их смерть наступила до 16 января 1995 года (т. е. до вступления в силу Закона «О ветеранах»), имеют право на ЕДВ в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны, т. к. Закон СССР «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения» от 1 августа 1989 года приравнял членов семей военных, погибших (умерших) при исполнении служебных обязанностей, к участникам Великой Отечественной войны из числа военнослужащих. Пенсионный Фонд России назначил в итоге ЕДВ по категории «Родители и жены военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или при исполнении обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте» в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны.

Защита социальных прав граждан уполномоченным по правам человека

В Докладе уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2008 г. отмечается, что доля жалоб, связанных с нарушением прав на пенсионное обеспечение различных категорий граждан, получением пособий, льгот для инвалидов и других категорий граждан, нуждающихся в социальной защите, составляет 32% от всего объема поступивших жалоб, число которых составило 27522 штуки. Еще к этим цифрам следует добавить статистику Верховного Суда РФ, которая свидетельствует о значительной доле социальных споров в структуре рассмотренных судами гражданских дел – до 48,5%.

Как отмечают уполномоченные по правам человека в различных субъектах РФ, среди наиболее актуальных вопросов в сфере пенсионного обеспечения можно назвать несогласие с расчетом размеров пенсий, трудности в получении архивных документов и доказательстве стажа работы в том или ином учреждении. Бывает, что необходимо срочно решить или выяснить важный вопрос, но попасть на личный прием к руководителям территориальных управлений Пенсионного фонда РФ трудно. Жалуются заявители и на то, что в отдельных управлениях Пенсионного Фонда их письма остаются без ответа.

Жительница Можайского района Московской области сообщила о бездействии и равнодушии сотрудников территориального пенсионного управления. Несколько лет она не могла самостоятельно получить справки для перерасчета пенсии, доказывающие работу по совместительству в отделении Сбербанка. В пенсионном управлении ее просьбы игнорировались. Она обратилась к уполномоченному по правам человека Можайского района Московской области, в результате вмешательства которого необходимые документы были найдены, и пенсия пересчитана в сторону увеличения.

Гражданка С. обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ в Ворошиловском районе г. Волгограда с заявлением о назначении пенсии. Решением от 10 июня 2009 года ей в назначении пенсии отказали по мотиву отсутствия пятилетнего страхового стажа. В качестве причины принятого решения было указано на сомнение в подлинности трудовой книжки, основанное на том, что записи о работе в медицинском учреждении на территории Армении не были подтверждены документально, а также на непоступлении ко времени принятия решения актов проверок остальных периодов трудовой деятельности, отраженных в книжке. Таким образом, в пенсии отказано до окончания проверки пенсионных прав заявителя и установления всех обстоятельств дела. Гражданка С. расценила это, как нарушение ее прав, и вынуждена была обратиться за защитой к уполномоченному по правам человека в Волгоградской области.

Реализуя свое право на пенсию, граждане зачастую сталкиваются с нарушениями, допускаемыми органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, что приводит к возникновению споров.

Под пенсионным спором следует понимать разногласие между сторонами материальных и тесно связанных с ними отношений процедурно-процессуального характера по вопросам: а) применения закрепленных в законе условий и норм пенсионного обеспечения; б) соблюдения порядка реализации права на пенсионное обеспечение; в) установления юридических фактов, необходимых для возникновения этих отношений; г) принятого органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, решения, которое обжалуется гражданином в орган, в компетенцию которого входит рассмотрение в установленном законом порядке данного обращения.

К спорам, вытекающим из пенсионных отношений, относятся споры между гражданином и органом:

- осуществляющим пенсионное обеспечение, по вопросам перерасчета пенсии в связи с увеличением пенсионного капитала и продолжением работы после назначения пенсии, перевода пенсии с одного вида на другой, об удержании излишне выплаченной пенсии и т.п.

- осуществляющим выплату и доставку пенсии, по вопросу изменения способа доставки пенсии и т.п.

В случае возникновения спора, вытекающего из процедурных отношений, можно выделить споры между гражданином и:

- органом медико-социальной экспертизы по вопросу установления инвалидности, признания лица, нуждающимся в постоянном постороннем уходе;

- работодателем (страхователем) по поводу подтверждения стажа работы, оплаты труда, оформления и выдачи документов, необходимых для назначения пенсии, уплаты страховых взносов в предусмотренном законом размере и в установленные сроки;

- органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, по поводу рассмотрения заявления о назначении пенсии.

В целях восстановления нарушенных пенсионных прав граждане вправе использовать все способы защиты, предусмотренные законодательством.

Защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, в том числе защита права на пенсионное обеспечение, осуществляется всеми государственными органами (часть 1 статья 45 Конституции Российской Федерации).

К таким органам относятся не только собственно государственные органы и их должностные лица, но и органы местного самоуправления, которые организационно не входят в систему государственной власти.

Среди органов, осуществляющих государственную защиту, следует назвать следующие:

- Президент Российской Федерации, который согласно Конституции как глава государства является гарантом прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации (ч. 1 и 2 ст. 80 Конституции РФ);

- органы представительной (законодательной) власти РФ и ее субъектов призванные нормативно регулировать отношения, связанные с признанием, обеспечением и защитой прав и свобод российских граждан;

- Правительство РФ (подконтрольные ему федеральные министерства и иные федеральные органы, а также их территориальные органы) осуществляющее меры исполнительного характера, направленные на обеспечение и защиту прав и свобод на территории всей страны;

- судебная власть, которую осуществляют три федеральных органа судебной власти Конституционный Суд Российской Федерации - судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства, Верховный Суд РФ – высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции (ст. 126 Конституции РФ), Высший Арбитражный Суд РФ – высший судебный орган по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами (ст.127 Конституции РФ).

- Прокуратура Российской Федерации, функцией которой является надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина;

- Уполномоченный по правам человека в РФ и в ее субъектах, призванный обеспечивать в стране гарантии государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами;

- Общественная палата РФ.

Государственная защита права граждан на пенсионное обеспечение является единственным способом защиты, в отличие от тех, достаточно широких возможностей, которые установлены нормами трудового (статья 352 ТК РФ) и гражданского (статья 12 ГК РФ) права, предусматривающих самозащиту, защиту профессиональными союзами, государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства, судебную защиту; признание права, восстановление положения, существовавшего до нарушения права, взыскание неустойки, убытков и т.п.

Пенсионное законодательство содержит нормы, прямо предусматривающие возможность защиты нарушенного права гражданина путем обращения в вышестоящий компетентный орган с жалобой на его решения либо в суд.

Так, согласно Закону о трудовых пенсиях, решения об установлении или отказе в установлении трудовой пенсии, о ее выплате, об удержаниях из нее и о взыскании излишне выплаченных сумм пенсии могут быть обжалованы в вышестоящий пенсионный орган и (или) в суд (п.7 ст. 18). Статья 65 Закона от 12 февраля 1993 г. предусматривает, что споры по вопросам назначения и выплаты пенсий, взыскания излишне выплаченных сумм пенсий и пособий, разрешаются вышестоящими органами в порядке подчиненности пенсионных органов Министерства обороны РФ, Министерства внутренних дел РФ, Федеральной службы исполнения наказаний, Федеральной службы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ или Федеральной службы безопасности РФ либо в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, выделяются административный и судебный способы защиты, используя которые граждане могут восстановить свое нарушенное право на пенсию. Причем, обращение гражданина с жалобой в административном порядке не препятствует последующей передаче спора в суд. Гражданин может также сразу прибегнуть к средствам судебной защиты.

Порядок рассмотрения обращений граждан в административном порядке закреплен в соответствующих административных регламентах. Рассмотрение в суде общей юрисдикции споров, связанных с защитой права гражданина на пенсию, осуществляется в соответствии с Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации.

Судебный способ защиты наиболее полно и эффективно позволяет восстановить нарушенное право на пенсию, поскольку исключительно суду при разрешении споров и восстановлении прав граждан на пенсионное обеспечение приходится восполнять пробелы, имеющиеся в пенсионном законодательстве, и тем самым формировать единообразную правоприменительную практику. Это доказывает, что при нынешнем состоянии пенсионного законодательства судебная защита выступает одной из действенных гарантий защиты нарушенного права.

Гражданин, считающий, что решениями, действиями или бездействием государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, общественных объединений и должностных лиц, государственных служащих нарушены его пенсионные права, может обратиться за защитой своих прав в суд общей юрисдикции, а также в предусмотренных законом случаях в Конституционный Суд РФ и Европейский Суд по правам человека.

Контрольные вопросы

1. Какие органы осуществляют пенсионное обеспечение?

2. Каковы общие правила назначения пенсии?

3. С какого срока назначается пенсия? Что понимается под днем обращения за пенсией?

4. Какие документы необходимы для назначения пенсии?

5. В каких случаях производится приостановление и возобновление выплаты трудовой пенсии?

6. Какие основания предусмотрены законодательством для прекращения выплаты пенсии?

7. Допускается ли удержание из пенсии?

8. Какие органы уполномочены осуществлять защиту права граждан на пенсионное обеспечение?

9. Назовите правовые способы защиты, используя которые граждане могут восстановить свое нарушенное право на пенсию?

Пенсионное обеспечение

Система пенсионного обеспечения предполагает начисление и выдачу гражданам специальных выплат, призванных заменить заработную плату в тех или иных ситуациях. Наиболее широко распространена трудовая пенсии по старости, которая выдается после достижения определенного возраста и заменяет утраченный трудовой доход.

Существуют два самых распространенных принципа формирования пенсии - распределительный и накопительный.


Первый исторически сложился раньше, он заключается в том, что пенсионеры получают выплаты из тех средств, который отчисляют работающие граждане. Такую схему иногда называют также «принципом солидарности поколений». Она достаточно удобна при стабильной демографической ситуации, когда соотношение сегодняшних пенсионеров и работающих граждан изменяется мало. Если же это соотношение склонно к существенным колебаниям, то распределительная система может быть не эффективной. Кроме того, довольно важным недостатком данного принципа является невозможность для будущего получателя пенсии существенно влиять на размер выплат.

Накопительная система предусматривает прямую зависимость будущей пенсии от отчислений работающего человека. В этом случае, все страховые выплаты направляются на индивидуальный счет, исходя из данных которого и формируется пенсия, когда застрахованное лицо получает на нее право.

Ранее в России пенсии выплачивались по солидарному (распределительному) принципу, однако затем было принято решение внести в пенсионное обеспечение элементы накопительной системы. Пенсия была разделена на страховую, базовую (позже была включена в страховую) и накопительную части. Средствами накопительной составляющей пенсии каждый человек может распоряжаться самостоятельно.

Родившиеся после 1966 года, имеют право на перераспределение части взносов в накопления. Это делается путем заключения договора с Негосударственным пенсионным фондом. Накопительная часть пенсии инвестируется, а значит, может приносить доход. Как именно осуществлять инвестирование решает сам застрахованный человек.

Государственное пенсионное обеспечение - это составная часть пенсионной системы России, которая обеспечивает за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в бюджет Пенсионного фонда РФ предоставление гражданам пенсий по государственному пенсионному обеспечению.

Право на получение пенсии имеют определенные категории граждан. Согласно Федеральному закону № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», к таким категориям, например, относятся госслужащие, военнослужащие, космонавты.

Итак, существует несколько видов государственных пенсий:

Принципиальным отличием государственной пенсии от пенсий в рамках обязательного пенсионного страхования - страховой и накопительной - и негосударственной (негосударственное пенсионное обеспечение) является следующее:

Государственная социальная пенсия по инвалидности устанавливается:

Государственная социальная пенсия по случаю потери кормильца

Государственная социальная пенсия по старости устанавливается:

Пенсионное обеспечение для жителей Санкт-Петербурга
и Ленинградской области


Обеспечение нетрудоспособных граждан в РФ осуществляется по федеральному законодательству. Регионам дано право разрабатывать и внедрять собственные меры поддержки жителей. Так, пенсия в Санкт-Петербурге и Ленинградской области увеличивается за счет доплат разного рода. Также получателям определенных категорий предоставляются льготы и преференции.

Размеры начислений пенсионерам зависят от вида помощи, а также участия претендента в трудовой деятельности. Кроме того, на сумму влияют льготные основания, на которых предоставляется дополнительная поддержка. В федеральном законодательстве установлены такие виды пенсий:

От чего зависит размер пенсии

Уровень жизни населения в регионах Российской Федерации различен. Его принято характеризовать показателем прожиточного минимума. Он показывает количество денег, необходимых определенной группе граждан для нормальной жизнедеятельности. На величину социальных пособий по старости и нетрудоспособности также оказывает влияние еще один показатель - МРОТ.

Данный параметр используется следующим образом:

Для некоторых групп льготников предусмотрены преференции, оплачиваемые из местной казны:

Некоторым группам трудоустроенных получателей пенсий предусмотрено дополнительное пособие. Оно предоставляется по следующим правилам:

Бюджетные средства предоставляются гражданам по критериям, заложенным в законодательстве. Они таковы:

На страховое содержание могут рассчитывать лица:

Социальное содержание предусмотрено для людей, не подпадающих под критерии стажа:

Источник: lgoty-vsem.ru

Система социального обеспечения

В 2018 году в России запущена Единая государственная информационная система социального обеспечения (ЕГИССО).

Сейчас социальные услуги предоставляются по заявительному принципу: человек должен сам обратиться в государственные (муниципальные) органы и потребовать положенные ему льготы и пособия. Многие граждане не обращаются, просто потому, что не знают, на какие меры социальной защиты имеют право.

ЕГИССО позволит заинтересованным организациям получать информацию обо всех видах государственной (муниципальной) поддержки населения в одном месте и в разрезе каждого гражданина. А граждане смогут получать информацию обо всех полагающихся им мерах поддержки в режиме «одного окна», даже в том случае, если они изменили место жительства или место работы, если у них изменились обстоятельства, статус, категория льгот. Чтобы получить информацию о положенных мерах, гражданину достаточно зайти в личный кабинет на портале системы, введя свой СНИЛС.

ЕГИССО будет основана на системе СНИЛС, которая есть у Пенсионного фонда, а оператором ЕГИССО определен Пенсионный фонд России. Наполнением же ЕГИССО информацией о мерах защиты и поддержки занимаются органы государственной власти, государственные внебюджетные фонды, организации, предоставляющие меры соцзащиты за счет федерального бюджета, бюджетов субъектов страны, местных бюджетов.

Используя возможности Личного кабинета любой гражданин РФ сможет получить персонифицированную, собранную в одном месте информацию о предоставляемых или уже представленных ему мерах социальной защиты, узнать о возможностях социальной поддержки, на которые он имеет право и, в случае необходимости, составить и подать заявление о необходимости оказания ему адресной помощи.

На портале ЕГИССО будут также располагаться кабинеты поставщиков и потребителей информации, где органы власти и организации, предоставляющие меры соцзащиты смогут внести дополнительные данные о своих участках работы и получить сведения о необходимости и возможности оказания адресной социальной поддержки.

ЕГИССО создается в соответствии с Федеральным законом N 388-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости».

Нужно отметить, что первое время после внедрения система работает с перебоями, основной причиной которых являются недоработки в законодательстве, программные ошибки самой платформы, отсутствие программного обеспечения у региональных ведомств.


Виды социального обеспечения


Государственные социальные пособия -это денежные выплаты, назначаемые гражданам ежемесячно, периодически либо единовременно в установленных законодательством случаях с целью возмещения утраченного заработка либо оказания дополнительной материальной помощи за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ и служат дополнением к основному источнику средств к существованию.

Многочисленные виды пособий в системе социального обеспечения классифицируются по различным основаниям:

По целевому назначению пособия:

По продолжительности выплаты пособия:






Длительное время и в теории, и на практике высказываются суждения о том, что в праве социального обеспечения закреплены и существуют собственные меры ответственности в виде самостоятельного структурного элемента системы права социального обеспечения. Не следует, однако, отождествлять способ защиты прав и интересов субъектов, какой является юридическая ответственность, и отраслевую принадлежность правовых норм, их устанавливающих. Нужно исходить из того, что по своей правовой природе и функциональным характеристикам нормы, устанавливающие юридическую ответственность, являются не социально-обеспечительными, а административно-правовыми, уголовно-правовыми или гражданско-правовыми в зависимости от степени и характера общественной опасности (вредности) деяния, составляющего диспозицию соответствующих предписаний.

Некоторые ученые-правоведы и юристы-практики наряду с административной ответственностью выделяют также и финансово-правовую ответственность и соответствующие нормы, ее устанавливающие.

Сущность юридической ответственности как способа защиты прав, по общепринятому в теории права мнению, заключается в государственно-правовом характере принуждения, наступает за совершенное правонарушение, применяется в определенном процессуальном порядке и выражается в отрицательных (негативных) для правонарушителя последствиях личного, имущественного или организационного характера.

Иные способы защиты прав субъектов в праве социального обеспечения не обладают суммой аналогичных юридической ответственности признаков. Среди них можно выделить, в частности, следующие:

 признание или подтверждение права субъекта юрисдикционным органом;

 предупреждение или пресечение противоправного поведения;

 прекращение или изменение содержания правоотношения в интересах стороны, чье право нарушено;

 приведение субъектов в первоначальное состояние

и некоторые другие.

Все перечисленные способы защиты выражаются в определенных процедурных и процессуальных формах, и по этому принципу делятся на две группы:

 способы защиты прав, выраженные в юрисдикционной форме;

 способы защиты, выраженные в неюрисдикционной форме.

Юрисдикционная форма заключается в использовании судебного или административного порядка защиты прав и интересов субъектов с привлечением уполномоченных государственных органов или должностных лиц. Судебная форма защиты является универсальной, что вытекает из положений ст. 46 Конституции РФ. В судебном порядке могут быть обжалованы любые действия субъектов социально-обеспечительных правоотношений. Административный порядок применяется только для защиты прав нуждающихся в социально-обеспечительных правоотношениях и в большинстве случаев является альтернативным судебному.

Неюрисдикционная форма защиты прав субъектов выражается в совершении самостоятельных действий и применении мер оперативного воздействия в отношении контрагента в пределах, предусмотренных законодательством, без обращения в юрисдикционные органы. Примером такой формы защиты прав являются, в частности, положения п. 2 и 3 ст. 25 и ст. 26 Закона о трудовых пенсиях, позволяющие пенсионному органу производить удержания из пенсии излишне выплаченных пенсионеру сумм в связи с предоставлением недостоверных или несвоевременных сведений, влекущих перерасход средств на выплату пенсии. Данный порядок является универсальным в рамках пенсионного обеспечения.

В случае если пенсионер не имеет права на пенсию вследствие предоставления недостоверных сведений, причиненный ущерб возмещается в гражданско-правовом порядке по нормам ст. 1102 ГК РФ о неосновательном обогащении.

Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 11 августа 2004 г. № 79 «Обзор практики разрешения споров, связанных с применением законодательства об обязательном пенсионном страховании».

Необходимо подчеркнуть, что приведенный пример не представляет собой самостоятельный вид юридической ответственности в силу того, что лицо, получившее излишние суммы, возвратив данные средства, только восстановит существовавшее изначально правовое положение, но не понесет никаких ограничений в отношении своих имущественных прав (что является необходимым элементом ответственности), поскольку данные средства ему изначально не принадлежали. Со стороны пенсионного органа данные действия можно оценить как предусмотренный законодательством способ самозащиты права.

Читайте также: