Необходимость пенсионной реформы

Изменения в пенсионном законодательстве России происходят на протяжении последних 16 лет. Некоторые нововведения постепенно внедряются в практику начисления пенсий, некоторые находятся на стадии обсуждения и рассмотрения. Каким будет итоговый вариант законодательства о пенсиях пока не ясно, но общие цели и тенденции прослеживаются.

Однако чтобы разобраться в сегодняшнем состоянии пенсионной системы, нужно понимать какой она была до сих пор, и как она изменилась в последние годы.



Суть пенсионной реформы

Упрощенно, без строгого подхода к названиям и терминам, ситуацию можно описать так:

Россия пытается уйти от действовавшего еще со времен СССР механизма выплаты пенсий.

  • Тогда фактические выплаты пенсионерам шли из отчислений от заработка трудящихся в настоящий момент. Работники не делали никаких индивидуальных накоплений для своей будущей пенсии, формировался общий пенсионный фонд.
  • В советские годы существовала зависимость размера пенсии от прошлых заработков. Но это был скорее механизм расчета, а не прямая зависимость величины пенсии от сделанных выплат в пенсионный фонд.
  • Еще одним наследием прошлой пенсионной системы остается правило, по которому взносы в пенсионный фонд платит не сам работник, а работодатель.

Неизбежность реформирования пенсионной системы продиктована ростом количества пенсионеров по отношению к числу работающих в данный момент. Такое положение будет усугубляться по причине низкой рождаемости. Государству все тяжелее финансировать пенсионные выплаты из бюджета.

Другим важным мотивом пенсионной реформы становится отказ от уравнительного подхода. Растет понимание, что больше лица, которые зарабатывали больше имеют право на пропорционально больший пенсионный доход.

Так в 2002 году законодательство получило понятие накопительной части пенсии. После нескольких изменений и дополнений в законы, Российская Федерация стала использовать смешанный принцип распределения пенсионных взносов.

Состав пенсионных взносов делится на страховую и накопительные части.

  • Страховая пенсия выплачивается государством с целью компенсации потерянного заработка. Получение таких пенсий становится возможно по достижении пенсионного возраста или в случае потери трудоспособности. Право на страховую пенсию возникнет только у тех граждан, от зарплаты которых достаточно долго выплачивались пенсионные взносы.
  • Формирование накопительной пенсии более похоже на размещение работником некоторых сумм на особо надежный вклад, чтобы потом единовременно или частями получать эти средства, находясь на пенсии. С 2009 года граждане РФ получили возможность добровольно увеличивать размер отчислений в накопительный фонд.

Норматив пенсионных отчислений для большинства работников установился на уровне 22% от заработка. 6% шло в накопительную часть пенсии и аккумулировалось в государственном фонде, который размещал средства в особо надежные активы. 16% формировали страховую часть пенсии, из которой выплачивались средства нынешним пенсионерам.

Механизм стал быстро давать сбои:

  • Накопительный фонд обеспечивал столь малый доход, что не только не имел прибыли, но не сберегал средства от инфляции.
  • Средств распределительной системы не хватало на выплату текущих пенсий.

Деньги были взяты из накопительного пенсионного фонда.

В 2014 году накопительная часть пенсий была заморожена, все средства пошли на финансирование страховой составляющей. Этот мораторий был продлен и продолжает действовать до 2019 года.


Какие изменения включает пенсионная реформа в России в 2020 году?

Последние новости в этой сфере сводятся к увеличению фактических выплат и росту требований к будущим пенсионерам. Чтобы разобраться в новостях пенсионной системы, напомним алгоритм расчета пенсий, действующий в 2018 году. Поскольку мораторий для накопительной части пенсий продолжает действовать, мы напишем здесь только о страховых пенсиях, которые составляют практически весь объем выплат.

Страховые пенсии складываются из двух частей:

  • расчетной составляющей;
  • фиксированной выплаты.

Фиксированные выплаты устанавливаются государством не индивидуально, а для определенных категорий пенсионеров:

  • инвалидов,
  • малоимущих,
  • проработавших 15 и более лет на Крайнем Севере и др.
-->

Для получения права на расчетную составляющую страховой пенсии в 2020 году будет необходимо выполнение двух требований:

  • стаж работы – от 11 лет и более, с официальным трудоустройством и уплатой страховых взносов от зарплаты;
  • пенсионный балл 18,6 и выше.

Последний момент поясним особо.

Пенсионный балл или коэффициент это условная единица, в которую переводится каждый отработанный год с учетом официальной зарплаты. Т.е. чем больше стаж и выше доход – тем больше пенсионных баллов.

Балльная система действует с 2015 года. Минимальное количество баллов для начисления пенсии растет.

  • в 2015 году обязательно требовалось только 6,6 балла;
  • в 2017 уже 11,;
  • в 2018 – 13,8;
  • итоговая величина в 30 баллов будет достигнута в 2025 году.

Цена 1 пенсионного балла определяется государством. Она изменяется с течением времени:

Стоимость в рублях

Как увеличится пенсия в 2020 году?

Некоторые из описанных пенсионных платежей изменились уже начиная с 1 января 2020 года:

Фиксированная выплата к страховой пенсии по старость в 2020 году составляет 5686 рублей 25 копеек.

Средние размеры пенсии на 2020 год тоже изменились в сторону увеличения:

  • предполагаемый средний размер страховой пенсии по возрасту должен составить 14 тыс.75 руб.;
  • государственные социальные пенсии поднимаются до 9 тыс. 45 руб.;
  • пенсии инвалидам с детства – до 13 тыс. 699 руб.

Пенсионерам, которые продолжают трудиться, стоит обратить внимание на то, что описанные индексации пенсий их не коснутся. Однако им в августе 2018 года также будет сделан перерасчет с учетом роста стоимости пенсионного балла.

Следующее изменение важно для тех трудящихся, которые платят взносы в Пенсионный фонд сами за себя. Это предприниматели, адвокаты и др. В связи с ростом минимальной заработной платы, обязательные выплаты для них в 2018 году вырастут дважды: в январе и в мае.

Важные новости для тех, кто начнет получать пенсии с 2020 года:

  • С 1 января 2020 года возросла стоимость 1 пенсионного балла, до 93 рублей
  • В 2020 году правительство увеличивает норматив прожиточного минимума пенсионера – примерная величина для средней полосы России будет колебаться в районе 8 – 8,5 тысяч рублей. Аналогичные нормы для других регионов также пересчитываются.

В 2018 году россияне увидели новый вид пенсий – их будут выплачивать детям, у которых неизвестны оба родителя. До сих пор «подкидыши», «беспризорники» были ущемлены по сравнению с сиротами, которым назначалась пенсия по потере кормильца.

Не стоит ожидать увеличения социальной пенсии, например, матерям, воспитывающих детей-инвалидов до 8 лет, родившим пять и более детей, а также инвалидам 1-й группы по зрению.

Ясных новостей о военной пенсионной реформе пока нет. Об индексации таких пенсий не сообщалось. Но их рост происходит по другим основаниям, в связи с повышением величины денежного довольствия в войсках.

В предстоящей пенсионной реформе МВД также много неясностей. Последние новости говорят о том, что к пенсии отставных сотрудников Следственного комитета и Прокуратуры в 2018 году добавилось 30%.

Последние новости о повышении пенсионного возраста

Не обошло стороной пенсионную реформу увеличение возраста выхода на пенсию. Увеличение будет происходит поэтапно и начнется уже с 1 января 2019 года. Реформа позволит ежегодно повышать пенсии на 1000 рублей. Основные изменения следующие:

  • возраст выхода мужчин на пенсию был увеличен до 65 лет к 2018 году, у женщин до 63 лет к 2034 году;
  • тем, кто не наработал на официальную пенсию, будут платить социальную. но только при достижении возраста 68 лет у женщин, и 70 лет у мужчин;
  • женщины и мужчины, работающие на Крайнем Севере и приравненных к нему районах, смогут уйти на пенсию в 58 и 60 лет;
  • досрочникам пенсия также будет увеличена на 8 лет.

Женщины и мужчины, отработавшие более 40 и 45 лет смогут уйти на пенсию на 2 года раньше.

Новый кабмин в смысле решения проблем пенсий оказывается еще слабее предыдщего





«Пенсионная гильотина» — пугающая фраза, которую последние дни вынуждены разучивать пожилые люди. Сразу несколько экспертов и телеграм-каналах сообщили о готовящейся в недрах Пенсионного фонда России новом этапе реформы, которая призвана «почистить» списки персонифицированного учета.

Поводом для появления подобных слухов стал доклад Счетной палаты, которая выявила грубейшие нарушения в системе учета пенсионеров. Персонифицированные счета зачастую задваивались, и в то же время на разных людей открывался один СНИЛС.

Про «пенсионную гильотину» громко заговорили еще и потому, что новость о ней появилась вскоре после сообщений об очередной заморозке накопительной части пенсии до 2023 года.

Член общественного совета при Уполномоченном по правам ребенка при президенте России, юрист Вячеслав Егоров убежден, что правительство необдуманными пенсионными реформами лишь настраивает людей против власти.

— Сильно сомневаюсь, что продление заморозки накопительной пенсии устроит людей, так как граждане сами решали, как поступить со средствами для будущей пенсии. Они могли либо перечислять средства на страховую часть, либо одновременно со страховой частью перечислять деньги на накопительную.

После заморозки все взносы идут только в государственный пенсионный фонд, тем самым формируя лишь страховую часть пенсии. Накоплений, соответственно, нет. В связи с этим людям просто становится тревожно за свое будущее, они не знают, какая пенсия их ждет после выхода на покой.

И здесь возникает риск того, что граждане вместо государственного пенсионного фонда начнут выбирать различные негосударственные пенсионные фонды. А это, в свою очередь, тоже вызывает тревогу, поскольку негосударственные пенсионные фонды могут обанкротиться и граждане вообще потеряют все свои средства.

Продлив заморозку накопительной части, правительство лишь еще больше настраивает население против себя, нагнетает и без того тяжелое положение в стране. Не думаю, что это разумный шаг со стороны власти.

Независимый эксперт по финансовым рынкам Алексей Бушуев считает, что нынешняя пенсионная система в России в таком глубоком кризисе, что любая ее попытка реформирования будет неудачной.

«СП»: — Как вы думаете, почему сегодня тема пенсионной реформы приобрела такое особенно острое звучание? Выборы грядут?

— Знаете, для меня как для экономиста тема пенсий в финансах — это как теорема Ферма в математике. Над доказательством теоремы бьются с момента открытия, над темой пенсий страсти кипят с момента их возникновения.

Вспомнить того же капитана Копейкина из «Мертвых душ». «Решать проблему пенсий - это как идти по канату, держа на плечах двух дерущихся детей» — сказал когда-то уважаемый государственный финансист.

С одной стороны пенсионеры — это самая активная часть избирателей, с другой стороны дефицит пенсионного фонда из-за демографической ямы, эха войны и кризиса на столько серьезен, что просто махнуть рукой - «забирайте, государство не обеднеет» невозможно: цена приближается к триллиону рублей.

«СП»: — Но ведь в России за столько лет реформирования так и не выработана удовлетворяющая и граждан, и государства система пенсионного обеспечения. Почему?

— В 90-е прогрессивной идеей считалось, что пора отойти от системы, когда пенсия платится всем без сильной зависимости от того сколько человек зарабатывал. Кто как зарабатывал, тот так и будет получать. Звучали мысли отказаться от всеобщего пенсионного обеспечения и оставить пенсии только госслужащим. Но вовремя вспомнили кто регулярно ходит на выборы, да и инфляция была такая, что никакие накопительные программы не могли заинтересовать граждан.

Со стабилизацией денежной системы улеглась и инфляция. Тут можно спорить, но шторм начала девяностых когда инфляция измерялась сотнями процентов никак не сравним с текущей ситуацией. И возникла мысль — пора. Даже рекламу запускали — софинансирование накопительной части. Мол, вкладывайте дополнительно, государство удвоит ваш вклад.

Но население старело, плюс эхо войны и дефицит пенсионного фонда заставил лихорадочно искать выход. И он таки был найден — 6% от заработной платы, которые должны идти в страховую часть пенсии с 2014 направлялись, что называется в общий котел. Правительство за 5 лет должно было решить проблему. Ситуация такова, что отправленной весной финансовой части правительства, которая провалила эту задачу впору задавать вопрос — «Вы это все уже 6 лет наблюдали? Вы почему раньше вопрос не решали?».

«СП»: — Сначала очередная заморозка накопительной части пенсии, теперь слухи о «пенсионной гильотине», пусть и преувеличенные. Чего реально ждать рядовому россиянину — пенсионеру или тому, кто уже подумывает о будущей пенсии?

— Решение Госдумы продолжить замораживание накопительной части пенсии однозначно подрывает доверие к накопительной части. Но будем реалистами, а было ли оно? Данные опросов показывают, что вера в накопительную часть и была не великой и растворилась довольно быстро.

Тут важнее смотреть, как именно будет решаться вопрос с дефицитом Пенсионного фонда РФ и с пенсионной системой в целом.

Радикальные перемены назрели, и перезрели. Решение пенсионной проблемы будет ярким маркером, чтобы смотреть на то, как и какие действия в финансах и госуправлении будут приниматься в ближайшие время, стиль власти.

«СП»: — Правительство само себя загнало в тупик, когда вынуждено выбирать из двух зол: довести Пенсионный фонд до дефолта или пенсионеров — до смуты?

— Да уж, принятое решение нельзя назвать виртуозным или подготовленным. Это скорее выбор меньшего из двух зол перед лицом неизбежности. Но определенный оптимизм внушает то, что в погоне за популизмом не врубили печатный станок и финансовый блок хоть и очень неуклюже, но держать баланс. Не просто идти по канату, когда у тебя на плечах двое дерущихся детей. Но раз уж пошел — надо что-то предпринимать. Может перестать нервно дергаться, а попытаться успокоить детей?

До 2002 г. в России действовала распределительная пенсионная система. Отчисления работающих шли в "общий котел", из которого платилась пенсия пенсионерам. Будущие пенсионеры работали на тех, кто уже достиг пенсионного возраста. Никаких накоплений на персональных счетах не было - всю пенсию обеспечивало государство. Эта система назначения пенсий не давала работнику возможности заработать нормальную пенсию, она лишь перераспределяла средства между группами с различным уровнем доходов и из одних регионов в другие.

Распределительная система может успешно работать только тогда, когда доля пенсионеров в общей численности населения невелика - в этом случае одного пенсионера "содержат" несколько работников. Когда на одного пенсионера приходится 4-5 работающих граждан, проблем не возникает. Однако в России (как и в большинстве развитых стран, а также стран бывшего соцлагеря) происходит относительное старение населения: доля пенсионеров в структуре населения растет, а доля работающих граждан падает.

Статистические данные свидетельствуют, что численность занятых за период с 1992 по 1997 г. уменьшилось на 9,3% (6,7 млн. человек), а численность пенсионеров при этом возросла с 35,2 до 38,2 млн. человек, т.е. на 8,2%. В результате этого нагрузка пенсионной системы на занятое население возросла с 46 пенсионеров на 100 занятых в экономике до 57 пенсионеров в 1997 г. В последующие годы в связи с ухудшением экономического положения в стране ситуация еще более осложнилась. Закономерно, что средний размер пенсии по старости в среднегодовом динамике составил относительно среднего размера заработной платы: 1990 г. - 41%, 1991 г. - 37%, 1992 г. - 26%, 1993 г. - 34%, 1994 г. - 35%, 1995 г. - 39%, 1996 г. - 37,8%, 1997 г. - 37,2%, 2001 г. - 36%.

Сейчас в России более 38 миллионов пенсионеров при 64 миллионах занятых в экономике, причем из этих 64 миллионов только 52 миллиона являются плательщиками пенсионных взносов. Иначе говоря, на 1 пенсионера приходится только 1,68 работающих граждан и только 1,37 плательщика взносов. Еще более неустойчивый характер приобрело соотношение минимального размера пенсий по старости и прожиточного минимума. Если в 1991 г. оно составляло 171%, то к 1992 г. снизилось до 59%, а к 2001 г. уменьшилось до 50%. области - 40,9 и 50,7 %.

Кризисное состояние Пенсионного фонда РФ в конце 1990-х годов продемонстрировало невозможность дальнейшего сохранения распределительной формы пенсионного обеспечения в стране на фоне обострения демографической ситуации и прогрессирующего старения населения. Это предопределило необходимость реформирования российской пенсионной системы. В мае 1998 года правительство России приняло Программу пенсионной реформы, предполагающую реализацию смешанного варианта начислений пенсий.

Повышение уровня пенсионного обеспечения сопряжено либо с ростом тарифов пенсионного отчисления, либо с уменьшением числа пенсионеров за счет увеличения возраста выхода на пенсию. В свою очередь, рост тарифов или повышает цену труда для предпринимателей, что при прочих равных условиях приводит к падению спроса на труд, или сокращает и без того низкую заработную плату. Увеличение же возраста выхода на пенсию явно непопулярно при существенном уменьшении продолжительности жизни, характерном для периода реформ.

Пенсионеры превратились в беднейшую категорию населения, стоящую практически на грани выживания. В отличие от других стран доля пенсионеров в нашей стране повышается не при росте продолжительности жизни, а в условиях ее сокращения. Быстрое снижение рождаемости приводит к депопуляции, то есть абсолютному уменьшению численности каждого последующего поколения по отношению к предыдущему. Демографические тенденции десятилетия "радикальных реформ" уже создали своеобразный задел будущего сокращения численности трудоспособного населения. Продолжающиеся процессы роста смертности в трудоспособном возрасте, увеличения числа безработных усилят тенденцию абсолютного уменьшения занятых в экономике. Если не изменить принципы пенсионного обеспечения, уровень жизни старшего поколения будет снижаться еще быстрее.

Таким образом, пенсионная система России начала испытывать кризисные явления, основными признаками которых являются:

нарушение принципа зависимости размер пенсии от трудового вклады пенсионера;

резкое снижение уровня жизни пенсионеров, которое наиболее наглядно проявляются в отставании минимального размера пенсионного обеспечения от прожиточного минимума пенсионера;

сужение дифференциации минимального, среднего и максимального размеров пенсии по причине увеличении удельного веса компенсационно-уравнительных доплат к минимальному размеру пенсии и снижения влияния "зарплатного фактора" на размер назначенной пенсии;

разбалансированность бюджета ПФР по причине роста расходов Пенсионного фонда на многочисленные виды выплат, не обеспеченным адекватным поступлением страховых платежей (надбавки и повышения различным категориям пенсионеров, расширение прав пенсионеров на получение пенсии по выслуге лет, на льготные и "северные" пенсии в ущерб пенсиям по старости (т.е. по наступлении страхового возраста), сохранение пенсии работающим пенсионерам и т.п.);

неурегулированность финансовых взаиморасчетов бюджета Пенсионного фонда с федеральным бюджетом РФ, Государственным фондом занятости и т.д.

Подводя итоги вышеизложенному могу сказать, что необходимость пенсионной реформы в России вызвана наличием ряда проблем:

Во-первых, существовавшая ранее система, когда пенсии выплачиваются за счет налогов, уплачиваемых работодателями, уже не могла обеспечить приемлемого уровня пенсий. Дело в том, что доля пенсионеров растет: если раньше на одного пенсионера приходилось 3-4 работающих, и это позволяло выплачивать приличные пенсии, то сейчас в России уже меньше двух работающих на одного пенсионера и это число всё сокращается и дальше.

Во-вторых, размер пенсий слабо связан с размером зарплаты, а это не создает стимулов выводить зарплаты из тени.

Это и явилось основанием для проводимой в нашей стране пенсионной реформы.

пенсионный реформа персонифицированный учет


В России продолжаются ожесточенные споры вокруг планируемой пенсионной реформы.

Правительство полно оптимизма и указывает на плюсы повышения возраста выхода на заслуженный отдых для страны, бюджета и самых работников. Эксперты указывают на многочисленные подводные камни. Простые граждане в некотором шоке.

Что за реформа?

О непопулярном решении повысить пенсионный возраст премьер-министр Дмитрий Медведев объявил на заседании кабинета министров 14 июня. Соответствующий законопроект уже поступил в Государственную думу, депутаты собираются принять документ осенью.


Топилин назвал размер средней пенсии в 2019 году

Суть реформы в том, что в течение ряда лет в России собираются постепенно повышать возраст, в котором люди, накопившие необходимый стаж, будут выходить на пенсию.

В ходе реформы пенсионный возраст для представителей сильного пола возрастет на пять лет, а для представительниц прекрасной половины человечества – на восемь. Переходный период для мужчин продлится до 2028 года, а для женщин – до 2034.

Продолжительность жизни к моменту окончания реформы должна увеличиться у мужчин на 5,8 лет по сравнению с уровнем 2017 года, а у женщин – на 4,5 года. Таким образом средний показатель продолжительности жизни будет равен соответственно 72,3 года и 82,1 года.

Как особенно подчеркнул Дмитрий Медведев, людей, которые уже успели выйти на пенсию, перемены никак не коснутся.

Сейчас большинство женщин могут рассчитывать на выплаты от государства по достижении 55-летнего возраста, мужчины – когда им исполнится 60. Размер средней пенсии – чуть менее 14,5 тысяч рублей.

А не большинство?

В России примерно каждый третий пенсионер выходит на пенсию досрочно. Это люди определенных профессий, которые, как считается, тяжелее остальных – водители общественного транспорта, педагоги, врачи, а также чиновники, силовики и военные, те, кто работает в тяжелых условиях – на Крайнем Севере или же на вредных производствах. Для части льготников понижена возрастная планка, другие должны накопить определенный стаж.

Уже известно, что повышение пенсионного возраста коснется врачей, учителей и артистов театрально-зрелищных организаций – они тоже в будущем будут выходить на заслуженный отдых на восемь лет меньше соответственно.

То есть пенсионный возраст повышается для всех?

Нет. О силовиках и военных, в том числе о сотрудниках надзорных и контролирующих органов, пока речи не идет. Многие эксперты подозревают, что правительство не собирается трогать влиятельных льготников, хотя вопрос повышения пенсионного возраста и для них обсуждается в соответствующих ведомствах. Но в законопроекте они не указаны.


Минтруд: после реформы пенсии вырастут на 8%

Между тем, как отмечают критики реформы, большинство из них – вполне здоровые и еще полные сил мужчины и женщины.

«Это не инвалиды, это не ветераны Чернобыля. Это вполне молодые, здоровые мужчины и женщины, работающие, например, в прокуратуре, которым никакого особенно ущерба для их здоровья не приключилось. Тем не менее, они выходят на пенсию гораздо раньше, чем все остальные. Их много, их становится больше, потому что у нас эта социальная страта сотрудников правоохранительных и правоприменительных органов, силовых структур всякого рода всё время растёт», - отмечает политолог Екатерина Шульман.

Помимо силовиков и военных, право досрочного выхода на пенсию сохраняется для некоторых других категорий льготников, к примеру, работников транспортной сферы и матерей, воспитавших пять и более детей.

Чиновники по новым правилам живут с 2017 года. Для них пенсионный возраст уже повысили – как раз до 65 и 63 лет соответственно.

А зачем это надо?

Выгода для бюджета очевидна – если в стране меньше пенсионеров, им нужно меньше платить.

Как считают в правительстве, увеличение пенсионного возраста позволит увеличивать выплаты на тысячу рублей в год и индексировать размеры выплат выше уровня инфляции. Дефицит пенсионного фонда России будет сокращен, а нагрузка на работающих снизится. Если в 1970-м году на одного пенсионера приходилось по 3-4 работающих человека, в 2019 году соотношение будет равняться примерно один к двум. Каждый год количество работающего населения уменьшается на 400 тысяч человек, а на пенсию выходят 1,5 – 1,6 миллиона граждан России.

Помимо этого, правительство ссылается на опыт развитых стран. Критики реформы в свою очередь напоминают, что уровня жизни, сопоставимого с такими странами, Россия пока не достигла.

С бюджетом понятно, а людям зачем?

Как отметил Дмитрий Медведев, нынешнее поколение пенсионеров – это полные сил люди, «дети еще не выросли», добавил премьер. По его мнению, они вполне готовы трудиться дальше. Главное – обеспечить им эту возможность.


Пенсии: начинать экономию с бедных - это преступление

Много говорится о том, что трудовая жизнь поможет продлить молодость. Министр здравоохранения Вероника Скворцова отметила, что человек, который дольше остается в строю, «как правило, по своему биологическому возрасту моложе тех, кто рано оставляет профессиональную деятельность». И вообще сейчас никто не считает старыми 55-летних женщин и не списывает со счетов 60-летних мужчин, заявила глава Минздрава, которая родилась в 1960 году.

Те же, кто кому работать до старости не хочется, могут «взять ответственность за жизнь на себя. Хочешь бросить работу в 40 — никто не мешает сколотить состояние и наслаждаться бездельем хоть на даче, хоть на островах».

Этот пассаж в программной статье психолога Марии Киселевой, жены известного телеведущего, опубликованной на сайте «РИА новости», вызвал настоящий вал критических высказываний в социальных сетях с упоминанием знаменитых пирожных королевы Марии-Антуанетты.

То есть все к лучшему?

Жители России оптимизма чиновников не разделяют. Против пенсионной реформы выступают подавляющее большинство граждан, олпозиционные политики и профсоюзы. Во многих городах проходят митинги протеста. Пока Федерация независимых профсоюзов, Конфедерация труда, «Яблоко», «Открытая Россия», левые и Алексей Навальный действуют независимо друг от друга, но не исключено, что хотя бы часть протестующих объединится. В городах, принимающих ЧМ-2018, митинги проводить запрещено.

Кстати, о скорейшем воплощении в жизнь пенсионной реформы и о повышении НДС до 20 процентов Дмитрий Медведев объявил как раз в первый день чемпионата. Многие восприняли этот маневр как попытку «заболтать» острую тему и ввести непопулярные меры под «прикрытием» события, которое называют мировым праздником футбола, и обвинили власти в цинизме.

Почему так быстро?

Хотя чиновники называют переход «плавным», на самом деле это не так. В особенно сложном положении оказались первые адресаты реформы, которые планировали выход на пенсию в одно время, но теперь им придется подождать еще.


Пенсии проиндексируют дважды в2019 году

Правительство настроено весьма решительно и не собирается откладывать дело в долгий ящик или вести дискуссии. С ними солидарные и другие представители высших эшелонов власти.

Как заявила спикер верхней палаты российского парламента Валентина Матвиенко, пенсионный возраст надо повышать, не затягивая.

«Принимать надо, не откладывая, осенью этого года», - подчеркнула она.

Раньше она также говорила, что не стоит прятать голову в песок. Это выражение дословно повторил руководитель фракции «Единой России» в Госдуме Сергей Неверов, отметив на закрытом заседании фракции, что нужно объяснить согражданам, почему нужны изменения.

А секретарь генерального совета партии Андрей Турчак призвал коллег «подставить плечо» Дмитрию Медведеву – тот, совмещающий должность главы кабмина с постом председателя «Единой России», обратился к однопартийцам с просьбой поддержать «пенсионную» инициативу правительства.

«Недопустимо, когда в наших рядах есть противоречивость мнений. К сожалению, подобные одиночные заявления о несогласии с реформой и наших коллег в регионах, и некоторых наших коллег–депутатов Государственной думы уже звучали. По каждому такому заявлению будут сделаны соответствующие выводы», - предупредил Андрей Турчак.

Спешка, с которой принимается важнейшее из решений, тревожит многих экспертов. Допустим, необходимость реформ назрела, но почему такой резкий старт – со следующего года? И как именно правительство собирается решать существующие проблемы?

Удастся ли дожить?

Правительство в своих прогнозах ориентируется на среднюю продолжительность жизни по стране, однако в разных регионах она различна. Особенно уязвимы мужчины. К примеру, на Дальнем Востоке продолжительность жизни ниже, чем в Москве или допустим Ингушетии. В целом же около 40 процентов из них не доживают даже до нынешнего пенсионного возраста, то есть до 60 лет, а 43 процента умирают, не достигнув 65. Это самый высокий в Европе процент смертности, согласно данным Всемирного банка. Россия опередила Украину, Белоруссию, Молдавию и Литву.

Для сравнения – в лидирующих развитых странах, таких как Исландия, Швейцария, Италия, Нидерланды, Мальта и Норвегия, этот показатель не превышает 11 процентов.

Причин тому несколько, и дело не только в достатке. Для активного долголетия нужна хорошая система здравоохранения, а Россия ей пока похвастаться не может, несмотря на оптимизм чиновников.

Срок дожития, или продолжительность ожидаемого периода выплаты накопительной пенсии, в зависимости от разных демографических сценариев может измениться с 20,5 года сегодня до 16-18 лет, т.е. на 12-29%. Такое мнение в интервью Infox.ru высказал руководитель аналитического отдела Саморегулируемой организации Ассоциации негосударственных пенсионных фондов «Альянс пенсионных фондов» (АНПФ) Евгений Биезбардис.


Молодежь не захотела, чтобы деньги на пенсии искали в их карманах

«Естественно, это повлечёт за собой увеличение среднего размера пенсионных выплат из средств пенсионных накоплений, в том числе и пожизненных, назначаемых НПФ и ПФР для «молчунов», — отметил специалист.

Как жить?

Это западные пенсионеры ведут активный образ жизни, часто путешествуют и живут в свое удовольствие. На российскую пенсию не разгуляешься. Многие пенсионеры, не имеющие дополнительных доходов в виде сдачи квартиры, накоплений или помощи детей, вынуждены работать без всякой реформы, чтобы свести концы с концами.

Есть и энтузиасты своего дела, но им реформа тем более не нужна – случаи, когда ценный специалист продолжает работать на прежнем месте и после пенсии, а то и сгорает прямо на рабочем месте, не так уж и редки. Теперь же людям придется работать до гробовой доски просто потому, что до пенсии можно и не дотянуть.

«Как и предупреждали многочисленные эксперты, после президентских выборов на Россию, как из рога изобилия посыпались самые непопулярные реформы. Это одна из самых людоедских инициатив нашей власти за последние годы. По своему масштабу она беспрецедентна и сопоставима, пожалуй, только с монетизацией льгот, увеличением рабочего времени и сокращением потребительской корзины одновременно», — отметил в интервью корреспонденту Infox.Ru депутат Госдумы Денис Парфенов.


Хватит врать народу про пенсии

Где работать?

Пока правительство говорит о продолжении трудовой деятельности для старшего поколения, ищущие работу сталкиваются с настоящей дискриминацией по возрасту. Какое там 60 – для многих рубеж, после которого вдруг становится очень сложно найти работу по специальности, колеблется в диапазоне от 35 до 40!

Это в развитых странах наибольшего расцвета профессионал как раз достигает после сорока, и тогда же он начинает получать самую большую зарплату. В России нередки случаи, когда все случается строго наоборот. Люди предпенсионного возраста – пожалуй, самая уязвимая категория на рынке труда, они вынуждены хвататься за любую работу. В регионах же, где экономика достаточно архаична с большой долей простого труда, выполнять который по силам старикам, те не будут освобождать рабочие места для молодых.

В «Единой России» уже заговорили о гарантиях трудоустройства для представителей старшего поколения. Но возможность государства обеспечить всех желающих не только работой, но и достаточно высокой для достойной жизни заработной платой вызывает закономерные сомнения.

Может, пугают?

Это лишь несколько проблем, которые возникают при повышении пенсионного возраста в России. Мера эта непопулярная, но многие эксперты считают ее и несвоевременной. Некоторые надеются, что в последний момент инициативы правительства смягчит Путин – ему предстоит подписывать окончательный вариант закона после принятия в парламенте. Другие считают, что все решено, и помочь могут разве что массовые протесты.


Минфин хочет сократить расходы на пенсии

«У нас с таким сладострастием произносят этот термин «непопулярные реформы», как будто в этом есть какая-то особенная заслуга – в том, что ты делаешь то, что людям не нравится. Иногда это требуется, но гораздо чаще, как в нашем нынешнем случае, реформы являются непопулярными по объективной причине. Не то, что люди такие, понимаете, капризные, жадные и прожорливые, а потому что, действительно, им делают плохо», - подчеркнула политолог Екатерина Шульман.

А нельзя обойтись без государства?

Пенсионное законодательство в стране меняется столь часто, что многие просто перестали думать о грядущей пенсии и стараются рассчитывать только на себя. Специалисты банковской сферы их поддерживают – мол, откладывайте каждый месяц по чуть-чуть, обязательно под проценты и в разные банки, если сумма на счету превысила ту, которую государство готово вернуть в случае банкротства финансовой организации. Сейчас это 1,4 миллиона рублей.

Главная же сложность в том, что у граждан России постарше уже был негативный опыт накопления средств, которые в начале 1990-х обесценились в момент. Тогда своих накоплений лишились миллионы россиян. Гарантировать, что ситуация не повторится, не может никто.

Также можно инвестировать деньги, вложить их в недвижимость или акции, хотя здесь тоже есть свои риски.

Ныне действующая пенсионная система сложилась еще во времена существования советской системы, когда государство являлось единственным собственником и регулятором практически всех отношений в гражданской и хозяйственной сферах.

Каковы же предпосылки необходимости реформирования системы пенсионного обеспечения?

В России пенсионеры, без учета реального вклада в пенсионную систему, получали слишком маленькую - ниже прожиточного минимума - пенсию. За счет граждан, имеющих достаточно высокий заработок и продолжительный стаж, выплачивались пенсии нестрахового характера. В стране действовало великое множество льгот. Уровень пенсионного обеспечения меньше зависел от размера страховых взносов. Все это вынуждало работодателей к поиску все новых способов уклонения от страховых взносов в Пенсионный фонд. Городецкий В.С. Пенсионная реформа в России / В.С.Городецкий [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www. reformy.ru.

Сегодня пенсионная система России - это рудимент распределительного сознания и распределительных механизмов. Что касается «сознания», то по опросам ВЦИОМ в 51 регионе страны 80% опрошенных считают, что только государство должно нести ответственность за пенсионное обеспечение. Морро Г.И. О необходимости пенсионной реформы / Г.И.Морро [Электронный ресурс] / Режим доступа: http: //viperson.ru Однако следует признать, что уже в начале 90-х государство постепенно стало утрачивать свое тотальное влияние на пенсионное обеспечение. Старая система, которая предполагала прямую зависимость между числом работающих количеством пенсионеров, стала давать сбой. Так в настоящее время 100 активных работающих граждан фактически содержат 60 пенсионеров. Там же. В дальнейшем, если не предпринять мер, связанных с реформированием пенсионной системы, этот показатель будет только расти: к 2015 году на сто работающих будет приходиться 70 пенсионеров, к 2023 г. - 80, а в 2056 количество пенсионеров превысит количество работающих и составит 108 человек! Там же. При этом уровень пенсии обязательно будет снижаться, ведь, согласно расчетов ВЦИОМ, с каждым годом будут понижаться отчисления в Пенсионный фонд. Одновременно следует помнить и о критической ситуации с демографическим положением в России. Еще в марте 2001 года Б. Грызлов, говорил о проблеме 2003 г.: «. Россия находится в состоянии демографического кризиса, грозящего перерасти в демографическую катастрофу». Там же. В этом смысле, по словам Б. Грызлова, «по мере старения общества распределительная пенсионная система становилась все менее эффективной экономически, и более того, неплатежеспособной». Там же. Вместе с тем, неблагоприятное соотношение численности работающих граждан и пенсионеров в нашей стране определяется не только низкой рождаемостью, но и тем, что в сравнении с развитыми странами у нас установлен самый низкий возраст выхода на пенсию.

При устаревшей распределительной системе, работодателям не выгодно было осуществлять выплаты в ПФ в полном объеме. Единственная возможность улучшить положение дел с пенсиями - это постепенно, планомерно реформировать «причину болезни» - саму пенсионную систему России.

Таким образом, действующая пенсионная модель не удовлетворяла ни граждан, поскольку их пенсии были крайне мизерны, ни работодателей из-за высокого уровня взносов в Пенсионный фонд, ни власть, поскольку низкий уровень пенсий вызывал перманентную социальную и, как следствие, политическую напряженность, ни субъекты Федерации, поскольку распределительная пенсионная система обязывала регионы-доноры отчислять из своих фондов средства на покрытие пенсионных обязательств дотационным регионам. Каков выход из этой ситуации? Очевидно, что повысить размер пенсии можно, лишь повысив доходы самой пенсионной системы. А это напрямую зависело от того, удастся ли создать стимул у работающей части населения к уплате отчислений в Пенсионный фонд. Таким стимулом, согласно концепции пенсионной реформы, должен был стать переход от распределительной к накопительной пенсионной системе. В этом случае, как подчеркивал В. Пехтин, «размер пенсии будет находится в прямой зависимости от заработка работника, а не от запутанных и сложно исчисляемых процентов, как сейчас». Алехин М. О пенсионной реформе / М. Алехин [Электронный ресурс] Режим доступа: http: //www.rospensia.ru

В чем же суть новой концепции пенсионного обеспечения?

Как сказал в одном из своих выступлений Ф. Клинцевич, очевидно, что принятие предложенных Президентом В. Путиным законопроектов позволит «молодым самим заработать себе пенсию и встретить безбедно старость». Там же. При этом и Президент, и Правительство шли по пути повышения пенсионного обеспечения: в течении 2000 и 2001 гг. ежеквартально повышался размер пенсий.

Пенсионная реформа предполагала, что пенсия должна складываться из двух частей. Первая часть - это гарантируемая государством всем гражданам России пенсия (социальная пенсия) в одинаковом размере и поэтапно повышаемая до уровня прожиточного минимума.

Вторая часть пенсии - это те средства, которые гражданин будет получать в зависимости от объема перечисленных им (и только им) в Пенсионный фонд средств. Таким образом, чем больше личных накоплений в ПФ, тем выше размер второй части пенсии. Это и есть тот самый накопительный принцип, используемый во многих странах, когда работающее поколение делает отчисления, которые не направляются сразу же на погашение пенсионных выплат пенсионерам. Эти отчисления проходят стадию накопления, а затем инвестируются, после чего вместе с полученными от инвестирования доходами используются для пенсионного обеспечения только тех, кто осуществлял отчисления в накопительную систему. Накопительная система - благополучная старость [Электронный ресурс] Режим доступа: http: //www.rospensia.ru

У накопительной пенсионной системы есть свои неоспоримые преимущества перед распределительной - уравнительной системой. Назовем некоторые:

- накопительная система пенсионного обеспечения не зависит от демографической ситуации в стране, от соотношения работающих и пенсионеров, хотя зависит от темпов экономического роста;

- обеспечивает справедливую дифференциацию пенсий, поскольку их размер в этом случае зависит только от объема накопленных за время работы средств и от эффективности инвестирования его накоплений;

- позволяет, в отличие от распределительной системы, «оживить» накопляемые пенсионные средства, эффективно инвестировав их в экономику страны;

- сочетается с системой конкурирующих друг с другом негосударственных пенсионных фондов, что приводит к демонополизации пенсионной системы, облегчает внедрение рыночных начал в пенсионное страхование;

- позволяет каждому гражданину самому рассчитать приблизительный размер собственной пенсии.

Предлагаемая реформа пенсионного обеспечения - это стратегический вклад в будущее страны, в среднее и подрастающее поколение.

Что не может старая и сможет новая пенсионная система?

При нынешней пенсионной модели никто не может самостоятельно рассчитать свою пенсию, система расчета запутанна, обязательства государства четко не определены.

В случае поэтапной реализации новой пенсионной модели каждый гражданин легко может рассчитать свою пенсию на основе регулярно поступающих к нему данных о пенсионных накоплениях, при этом обязательства государства ясны и конкретны.

В распределительной системе пенсионного обеспечения учитывались либо заработок только за последние два года, либо за любые пять лет подряд, т.е. имелась возможность не платить налоги (взносы) в Пенсионный фонд в течение практически всего периода трудовой деятельности и только в последние два года подумать о пенсии и ее размере.

В новой системе зарплата учитывается в полном объеме и на протяжении всей трудовой деятельности. На перераспределение идет только половина нынешнего тарифа-14%. Вторая половина накапливается в виде пенсионных обязательств государства перед конкретным работником.

В распределительной пенсионной системе отсутствовали реальные стимулы для работника к полному предъявлению зарплаты для уплаты с нее налога и страховых взносов. В итоге взносы выплачивались лишь с легальной части зарплаты, составлявшей в среднем 35,8% от доходов населения, и не превышавшей 10% от общего объема доходов. Россияне признают необходимость пенсионной реформы [Электронный ресурс] / Режим доступа: http: // www.vsl-gates.ru

Согласно новой системе работник стимулируется к предъявлению полной зарплаты для уплаты с нее налога и страховых взносов. Создаются условия для вывода реальной зарплаты из «тени».

При распределительной пенсионной системе размер пенсий сильно отставал от стоимости жизни и прожиточного минимума пенсионера.

При новой системе появляются условия и возможности для повышения пенсии до уровня прожиточного минимума как за счет вывода размера зарплаты из «тени», так и за счет ее повышения.

Распределительная пенсионная система порождала социальную нестабильность, вызывала конфликт поколений, работников и работодателей, дестабилизировала власть.

Новая система пенсионного обеспечения призвана обеспечить условия для взаимопомощи поколений и социального партнерства.

Распределительная пенсионная система приводила к тому, что сборы на выплату пенсий ложились тяжким бременем на экономику.

Новая система пенсионного обеспечения за счет накопительной части страхового сбора создает инвестиционный ресурс «длинных денег» (со сроком востребования в 25 - 30 лет). Таким образом, пенсионная система не только обслуживает граждан пожилого возраста, но и реально работает на развитие отечественной экономики. Моро Г.И. О необходимости пенсионной реформы / Г.И.Морро [Электронный ресурс] / Режим доступа: http: //viperson.ru

Итак, выделим основные экономические причины пенсионной реформы:

1) устойчивая на протяжении десятилетия тенденция к снижению покупательской способности пенсии;

2) сужение дифференциации размеров пенсий, обусловленное, с одной стороны, стремлением застрахованных к сокрытию своих доходов от уплаты в пенсионное страхование (т.е. занижение базы начисления страховых взносов), а с другой стороны, сохранением жестких ограничений на предельный размер («потолок») пенсий при необходимости перманентного повышения её минимального уровня исходя из покупательной способности пенсии;

3) окончательная утрата связи пенсии с «трудовым вкладом» пенсионера, которая выражалась в том, что размер трудовой пенсии по старости практически не зависел ни от продолжительности трудового стажа, ни от размера заработка, т.к. для исчисления максимальной пенсии могла быть учтена только половина с среднемесячной зарплаты;

4) снижение стимулов к уплате взносов в пенсионную систему не только работодателями, но и самими работниками, которые фактически вступали в «сговор» для сокрытия полной суммы выплат в пользу работника для начисления обязательных пенсионных платежей;

5) ухудшение демографических факторов развития рынка труда, которые проявлялись при прогнозируемом резком сокращении численности населения в трудоспособном возрасте при одновременном росте численности граждан в нетрудоспособном возрасте;

6) сохранение нестабильности финансовых ресурсов для долгосрочного развития системы обязательного пенсионного страхования по причине продолжения спада производства и периодических финансовых кризисов;

7) «замораживание» цены рабочей силы в нашей стране на недопустимо низком для цивилизованного европейского государства с «социально-ориентированной» экономикой (как записано в Конституции Российской Федерации) уровне по причине низких темпов развития отечественной экономики в долгосрочной перспективе Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993г. - М.: Издательский дом «Литера». - 1999. - С.6..

Вывод по I главе. Пенсионное обеспечение - это исторически сложившийся в человеческом обществе институт, посредством которого происходит удовлетворение материальных потребностей людей, нуждающихся в поддержке со стороны общества при наступлении жизненных обстоятельств, которые влекут за собой утрату или снижение дохода.

Основная цель пенсионной реформы: повысить уровень благосостояния граждан России после выхода на пенсию.

Сущность пенсионной реформы в РФ заключается в переходе работы Пенсионного Фонда от распределительной схемы, к распределительно-накопительной.

Читайте также: