Фз 319 о пенсионном обеспечении

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" Принят Государственной Думой 13 ноября 2007 года Одобрен Советом Федерации 23 ноября 2007 года (В редакции Федерального закона от 20.12.2017 г. N 401-ФЗ) Статья 1 Внести в Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 9, ст. 328; Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 49, ст. 4693; 1997, N 51, ст. 5719; 1998, N 30, ст. 3613; 1999, N 23, ст. 2813; 2000, N 50, ст. 4864; 2001, N 17, ст. 1646; 2002, N 2, ст. 129; N 10, ст. 965; N 22, ст. 2029; N 24, ст. 2254; N 30, ст. 3033; 2003, N 27, ст. 2700; 2004, N 27, ст. 2711; N 35, ст. 3607; 2005, N 1, ст. 25; 2006, N 6, ст. 637; N 52, ст. 5505) следующие изменения: 1) в пункте "а" статьи 1: а) абзац первый изложить в следующей редакции: "а) на следующие категории лиц:"; б) абзац второй дополнить словами "(за исключением лиц, указанных в пункте "б" настоящей статьи, и их семей)"; в) абзац третий дополнить словами "(за исключением лиц, указанных в пункте "б" настоящей статьи, и их семей)"; г) абзац четвертый дополнить словами "(за исключением лиц, указанных в пункте "б" настоящей статьи, и их семей)"; 2) в статье 2: а) наименование дополнить словами "и Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"; б) в части первой слова "Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации")" заменить словами "Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации")"; в) в части второй слова "Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" заменить словами "Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") и Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"; г) в части третьей слово "Законом" заменить словами "Федеральным законом"; 3) в наименовании статьи 3 слова "в пенсионном обеспечении" заменить словами "по пенсионному обеспечению"; 4) в статье 7: а) в части второй слова "от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ" исключить; б) второе предложение части третьей изложить в следующей редакции: "Им может устанавливаться пенсия по случаю потери кормильца (статья 30 настоящего Закона) независимо от получения другой пенсии (за исключением пенсии по случаю потери кормильца и социальной пенсии, назначаемой в связи со смертью кормильца)."; 5) часть вторую статьи 10 изложить в следующей редакции: "Выплата пенсий, предусмотренных Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" для военнослужащих, лиц, приравненных по пенсионному обеспечению к военнослужащим, и их семей, осуществляется в соответствии с указанными федеральными законами."; 6) статью 12 дополнить словами ", проживающих на территории Российской Федерации"; 7) статью 13 дополнить частью второй следующего содержания: "При определении права на пенсию за выслугу лет в соответствии с пунктом "б" части первой настоящей статьи в общий трудовой стаж включаются: а) трудовой стаж, исчисляемый и подтверждаемый в порядке, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий до дня вступления в силу Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"; б) страховой стаж, исчисляемый и подтверждаемый в порядке, который установлен для назначения и перерасчета трудовых пенсий Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"."; 8) в части второй статьи 14 слова "трудового стажа" заменить словами "общего трудового стажа"; 9) статью 15 изложить в следующей редакции: "Статья 15. Минимальный размер пенсии за выслугу лет Пенсия за выслугу лет, назначаемая в соответствии с настоящим Законом, не может быть ниже 100 процентов расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона."; 10) статью 16 изложить в следующей редакции: "Статья 16. Увеличение размера пенсии за выслугу лет инвалидам Пенсии за выслугу лет, назначаемые лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, увеличиваются: а) лицам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы: инвалидам I группы - на 300 процентов расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона; инвалидам II группы - на 250 процентов расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона; инвалидам III группы - на 175 процентов расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона; б) лицам, ставшим инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий) и являющимся участниками Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Федеральный закон "О ветеранах"): инвалидам I группы - на 250 процентов расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона; инвалидам II группы - на 200 процентов расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона; инвалидам III группы - на 150 процентов расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона."; 11) статью 17 изложить в следующей редакции: "Статья 17. Надбавки к пенсии за выслугу лет К пенсии за выслугу лет, назначаемой лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона (в том числе исчисленной в минимальном размере), начисляются следующие надбавки: а) пенсионерам, являющимся инвалидами I группы или инвалидами, имеющими ограничение способности к трудовой деятельности III степени, либо достигшим 80-летнего возраста, - на уход за ними в размере 100 процентов расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона; б) неработающим пенсионерам, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, указанные в пунктах "а", "б" и "г" части третьей статьи 29, статьях 31, 33 и 34 настоящего Закона: при наличии одного такого члена семьи, - в размере 32 процентов расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона; при наличии двух таких членов семьи, - в размере 64 процентов расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона; при наличии трех и более таких членов семьи, - в размере 100 процентов расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона. Указанная надбавка начисляется только на тех членов семьи, которые не получают трудовую или социальную пенсию; в) пенсионерам - участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах", не являющихся инвалидами, - в размере 32 процентов, а лицам из их числа, достигшим 80-летнего возраста, - в размере 64 процентов расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона. Надбавка, предусмотренная пунктом "в" части первой настоящей статьи, не начисляется к пенсии, исчисленной с увеличением, предусмотренным статьей 16 настоящего Закона."; 12) статью 20 изложить в следующей редакции: "Статья 20. Установление инвалидности Группа и причины инвалидности, время наступления и период инвалидности, а также степень ограничения способности к трудовой деятельности устанавливаются федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы."; 13) в пункте "б" статьи 21 слова "в период военной службы" заменить словами "в период военной службы (службы)"; 14) статью 23 изложить в следующей редакции: "Статья 23. Минимальные размеры пенсии по инвалидности Пенсия по инвалидности, назначаемая лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, не может быть ниже: а) для инвалидов вследствие военной травмы I группы - 300 процентов, II группы - 250 процентов, III группы - 175 процентов расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона; б) для инвалидов вследствие заболевания, полученного в период военной службы (службы), I группы - 250 процентов, II группы - 200 процентов, III группы - 150 процентов расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона."; 15) статью 24 изложить в следующей редакции: "Статья 24. Надбавки к пенсии по инвалидности Лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, являющимся инвалидами I группы или инвалидами, имеющими ограничение способности к трудовой деятельности III степени, либо достигшим 80-летнего возраста, а также неработающим инвалидам I и II групп, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, указанные в пунктах "а", "б" и "г" части третьей статьи 29, статьях 31, 33 и 34 настоящего Закона, к назначаемой им пенсии по инвалидности (в том числе исчисленной в минимальном размере) начисляются надбавки в порядке и размерах, которые предусмотрены соответственно пунктами "а" и "б" части первой статьи 17 настоящего Закона. Лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, - участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах", к назначаемой им пенсии по инвалидности (в том числе исчисленной в минимальном размере) начисляется надбавка в размере 32 процентов, а лицам из их числа, достигшим 80-летнего возраста или являющимся инвалидами I и II групп, - в размере 64 процентов расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона."; 16) в части первой статьи 25 слова "на время инвалидности, установленной ВТЭК" заменить словами "на период инвалидности, установленной федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы"; 17) в статье 27: а) в части первой слова "во ВТЭК" заменить словами "в федеральных учреждениях медико-социальной экспертизы"; б) в части второй слово "ВТЭК" заменить словами "федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы"; 18) статью 32 признать утратившей силу; 19) статью 37 изложить в следующей редакции: "Статья 37. Минимальные размеры пенсии по случаю потери кормильца Пенсия по случаю потери кормильца, назначаемая семьям лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, и семьям умерших пенсионеров из числа этих лиц, не может быть ниже: а) при исчислении пенсии в соответствии с пунктом "а" статьи 36 настоящего Закона - 200 процентов расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона, на каждого члена семьи, имеющего право на ее получение; б) при исчислении пенсии в соответствии с пунктом "б" статьи 36 настоящего Закона - 150 процентов расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона, на каждого члена семьи, имеющего право на ее получение."; 20) статью 38 изложить в следующей редакции: "Статья 38. Надбавки к пенсии по случаю потери кормильца Членам семьи, являющимся инвалидами I группы или инвалидами, имеющими ограничение способности к трудовой деятельности III степени, либо достигшим 80-летнего возраста, к назначаемой им пенсии по случаю потери кормильца (в том числе исчисленной в минимальном размере) начисляется надбавка на уход за ними в размере, предусмотренном пунктом "а" части первой статьи 17 настоящего Закона. К пенсии по случаю потери кормильца (в том числе исчисленной в минимальном размере), назначаемой детям-инвалидам и инвалидам с детства I и II групп, потерявшим обоих родителей, либо указанным детям умершей одинокой матери, начисляется надбавка в размере 32 процентов расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона."; 21) в статье 42 слова "во ВТЭК" заменить словами "в федеральных учреждениях медико-социальной экспертизы"; 22) статью 45 изложить в следующей редакции: "Статья 45. Повышения пенсий некоторым категориям пенсионеров Пенсии за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца, назначаемые в соответствии с настоящим Законом (в том числе исчисленные в минимальном размере), повышаются: а) Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и лицам, награжденным орденом Славы трех степеней, - на 100 процентов размера пенсии, Героям Социалистического Труда - на 50 процентов размера пенсии. При этом лицам, неоднократно удостоенным звания Героя Советского Союза, Героя Российской Федерации или Героя Социалистического Труда, пенсия повышается в указанном порядке соответственно каждому полученному званию; б) чемпионам Олимпийских игр, чемпионам Паралимпийских игр, чемпионам Сурдолимпийских игр - на 50 процентов размера пенсии; в) лицам, награжденным орденом Трудовой Славы трех степеней или орденом "За службу Родине в Вооруженных Силах СССР" трех степеней, - на 15 процентов размера пенсии; г) участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах", а также ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1-4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах", - на 32 процента расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона; д) лицам, которые в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года находились на военной службе не менее шести месяцев (за исключением лиц, находившихся в составе действующей армии), а также лицам, которые в период Великой Отечественной войны (с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года) проработали не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награждены орденами и медалями СССР за самоотверженный труд и безупречную военную службу в годы Великой Отечественной войны, - на 16 процентов расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона. При этом лицам, родившимся по 31 декабря 1931 года включительно, пенсии в соответствии с настоящим пунктом повышаются без истребования документов, подтверждающих прохождение военной службы в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года или стаж работы в период Великой Отечественной войны; е) бывшим несовершеннолетним узникам фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных немецкими фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, - на 32 процента расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона; ж) лицам, необоснованно репрессированным по политическим мотивам и впоследствии реабилитированным, - на 16 процентов расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона; з) лицам, награжденным знаком "Жителю блокадного Ленинграда", - на 32 процента расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона; и) инвалидам с детства вследствие ранения, контузии или увечья, которые связаны с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны либо с их последствиями, - на 32 процента расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона. Лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и членам семей этих лиц, получающим дополнительное ежемесячное материальное обеспечение, установленное Федеральным законом от 4 марта 2002 года N 21-ФЗ "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией", пенсии в соответствии с пунктами "а" - "в" части первой настоящей статьи не повышаются."; 23) статью 46 изложить в следующей редакции: "Статья 46. Расчетный размер пенсии и правила начисления надбавок к пенсиям, установления увеличений и повышений пенсий Минимальные размеры пенсий, надбавки к пенсиям, увеличения и повышения пенсий, предусмотренные настоящим Законом, определяются исходя из расчетного размера пенсии, который устанавливается в размере базовой части трудовой пенсии по старости (пункт 1 статьи 14 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") и пересматривается одновременно с увеличением размера базовой части трудовой пенсии по старости (пункт 6 статьи 17 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") исходя из этого увеличения. При наличии в семье двух и более пенсионеров из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, на иждивении которых находится один и тот же нетрудоспособный член семьи, надбавка, предусмотренная пунктом "б" части первой статьи 17 или частью первой статьи 24 настоящего Закона, начисляется к пенсии только одного из указанных пенсионеров по их выбору. Повышения пенсий, предусмотренные пунктами "а" - "в" части первой статьи 45 настоящего Закона, устанавливаются к пенсиям, исчисленным без повышений, предусмотренных пунктами "г" - "и" части первой статьи 45 настоящего Закона, надбавок и увеличений. При наличии одновременно права на несколько повышений пенсий, предусмотренных пунктами "г", "д" и "з" части первой статьи 45 настоящего Закона, устанавливается одно повышение к пенсии, наибольшее по размеру. При назначении пенсии по случаю потери кормильца нескольким нетрудоспособным членам семьи повышения пенсий, предусмотренные статьей 45 настоящего Закона, устанавливаются к пенсии по случаю потери кормильца, полагающейся каждому члену семьи, имеющему право на соответствующие повышения пенсии. При наличии права на получение одновременно двух пенсий в

Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года

Гражданский Кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ

Земельный Кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 года № 136-ФЗ

Соглашение от 13 марта 1992 года «О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения»

Закон Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АС»

Закон Российской Федерации от 11 октября 1991 года № 1738-1 «О плате за землю»

Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании»

Федеральный Закон РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органов уголовно-исполнительной системы, и их семей»

Федеральный закон РФ от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах»

Федеральный Закон РФ от 12 января 1996 года N 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле»

Федеральный Закон РФ от 28 марта 1998 года N 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел РФ, государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы»

Федеральный закон РФ от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»

Федеральный Закон РФ от 31 мая 1999 года N 103-ФЗ «О ратификации Соглашения о порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств-участников Содружества Независимых Государств»

Федеральный Закон РФ от 01 июня 1999 года N 110-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «Государственных пенсиях РФ» и Закон РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органов уголовно-исполнительной системы, и их семей»

Федеральный закон РФ от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»

Федеральный Закон РФ от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»

Федеральный Закон РФ от 6 марта 2001 года N 21-ФЗ «О выплате пенсии гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы РФ»

Федеральный Закон РФ от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ»

Федеральный Закон РФ от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»

Федеральный Закон РФ от 10 января 2002 года N 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне»

Федеральный закон РФ от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный Закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти и субъектов РФ» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»

Федеральный Закон РФ от 21 декабря 2006 года N 239-ФЗ «О внесении изменений в статью 7 закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органов уголовно-исполнительной системы, и их семей» и статью 3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в РФ»

Федеральный Закон РФ от 03 декабря 2007 года N 319-ФЗ «О внесении изменений в Закон РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органов уголовно-исполнительной системы, и их семей»

Федеральный Закон РФ от 22 декабря 2008 года N 269-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в целях повышения уровня материального обеспечения отдельных категорий граждан»

Федеральный Закон РФ от 24 июля 2009 года N 213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положении законодательных актов) РФ в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный Фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования»

Федеральный закон РФ от 10 декабря 2010 года № 354-ФЗ «О внесении изменения в статью 55 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»

Федеральный закон РФ от 07 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции»

Проект N 518723-5 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации"

Федеральный закон РФ от 04.06.2011 г. № 126-ФЗ «О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан»

Федеральный закон РФ от 07 ноября 2011 года № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат»

Федеральный закон РФ от 8 ноября 2011 года N 309-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ в связи с принятием ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» и ФЗ «О социальных гарантиях сотрудниками органов внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ»

Федеральный закон РФ от 26.11.1998 N 175-ФЗ (ред. от 30.12.2012) "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча"

Указ Президента РФ от 09 марта 2004 года № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»

Указ Президента РФ от 18 февраля 2005 года № 176 «Об установлении ежемесячной доплаты к пенсиям отдельным категориям пенсионеров»

Указ Президента РФ от 13 мая 2008 года № 774 «О дополнительных мерах социальной поддержки лиц, осуществляющих уход за нетрудоспособными гражданами»

Указ Президента РФ от 29 октября 2009 года № 1219 «О дополнительных мерах по усилению социальной защиты детей военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, погибших (умерших), пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей»

5 декабря 2001 года

(в ред. Федеральных законов от 25.07.2002 № 116-ФЗ, от 31.12.2002 № 198-ФЗ, от 29.11.2003 № 154-ФЗ, от 29.06.2004 № 58-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ, от 14.02.2005 № 3-ФЗ, от 03.06.2006 № 70-ФЗ, от 03.06.2006 № 77-ФЗ, от 24.09.2007 № 223-ФЗ, от 01.11.2007 № 244-ФЗ, от 01.12.2007 № 312-ФЗ, от 30.04.2008 № 55-ФЗ, от 22.07.2008 № 146-ФЗ, от 22.07.2008 № 156-ФЗ, от 22.12.2008 № 269-ФЗ, от 30.12.2008 № 319-ФЗ, от 28.04.2009 № 72-ФЗ, от 29.06.2009 № 130-ФЗ, от 30.06.2009 № 142-ФЗ, от 24.07.2009 № 213-ФЗ, от 27.12.2009 № 378-ФЗ, от 27.07.2010 № 227-ФЗ, с изм., внесенными

Постановлением Конституционного Суда РФ от 03.06.2004 № 11-П, Определением Конституционного Суда РФ от 27.06.2005 № 231-О, Постановлением Конституционного Суда РФ от 10.07.2007 № 9-П)

Настоящим Федеральным законом в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» устанавливаются основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии.

Глава I. Общие положения

Статья 1. Законодательство Российской Федерации о трудовых пенсиях

1. Трудовые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом. Изменение условий и норм установления, а также порядка выплаты трудовых пенсий осуществляется не иначе, как путем внесения изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон.

2. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.

3. В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, Правительство Российской Федерации определяет порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии и условия установления указанных пенсий отдельным категориям граждан. В целях единообразного применения настоящего Федерального закона при необходимости могут издаваться соответствующие разъяснения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

4. Порядок установления и порядок выплаты пенсий по государственному пенсионному обеспечению за счет средств федерального бюджета регулируются Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей».

(в ред. Федеральных законов от 25.07.2002 № 116-ФЗ, от 24.07.2009 № 213-ФЗ)

5. Отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и средств организаций, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и актами организаций.

Статья 2. Основные понятия, применяемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:

• трудовая пенсия – ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц – заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными настоящим Федеральным законом. При этом наступление нетрудоспособности и утрата заработной платы и иных выплат и вознаграждений в таких случаях предполагаются и не требуют доказательств; (в ред. Федерального закона от 24.07.2009 № 213-ФЗ)

• страховой стаж – учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж;

• расчетный пенсионный капитал – учитываемая в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, общая сумма страховых взносов и иных поступлений в Пенсионный фонд Российской Федерации за застрахованное лицо и пенсионные права в денежном выражении, приобретенные до вступления в силу настоящего Федерального закона, которая является базой для определения размера страховой части трудовой пенсии;

• установление трудовой пенсии – назначение трудовой пенсии, перерасчет или корректировка ее размера, перевод с одного вида пенсии на другой; (в ред. Федерального закона от 30.06.2009 № 142-ФЗ)

• индивидуальный лицевой счет – совокупность сведений о поступивших страховых взносах за застрахованное лицо и другой информации о застрахованном лице, содержащей его идентификационные признаки в Пенсионном фонде Российской Федерации, а также иные сведения, учитывающие пенсионные права застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»; (в ред. Федерального закона от 31.12.2002 № 198-ФЗ)

• специальная часть индивидуального лицевого счета – раздел индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе индивидуального (персонифицированного) учета в Пенсионном фонде Российской Федерации, в котором отдельно учитываются сведения о поступивших за это лицо страховых взносах, направляемых на обязательное накопительное финансирование трудовых пенсий, дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии, взносах работодателя, уплаченных в пользу застрахованного лица, и взносах на софинансирование формирования пенсионных накоплений, а также о доходе от их инвестирования, сведения о средствах (части средств) материнского (семейного) капитала, направленных на формирование накопительной части трудовой пенсии в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», и доходе от их инвестирования, а также о выплатах, произведенных за счет пенсионных накоплений; (в ред. Федеральных законов от 30.04.2008 № 55-ФЗ, от 27.12.2009 № 378-ФЗ)

• пенсионные накопления – совокупность учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета средств, сформированных за счет поступивших страховых взносов на обязательное накопительное финансирование трудовых пенсий, дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, взносов работодателя, уплаченных в пользу застрахованного лица, взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений и дохода от их инвестирования, средств (части средств) материнского (семейного) капитала, направленных на формирование накопительной части трудовой пенсии, и дохода от их инвестирования; (в ред. Федеральных законов от 30.04.2008 № 55-ФЗ, от 27.12.2009 № 378-ФЗ)

• ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости – показатель, рассчитываемый на основе данных федерального органа исполнительной власти по статистике и используемый для определения страховой части и накопительной части трудовой пенсии.

Цель Методических рекомендаций состоит в обеспечении высокого качества законодательных актов путем соблюдения единообразия в оформлении законопроектов и использовании средств, правил и приемов законодательной техники.

При этом недооценка правил юридической техники ведет к законодательным ошибкам, к правовым коллизиям, к недостаточной юридической проработанности законодательных текстов, поспешным, непродуманным решениям.

Одним из важнейших компонентов правотворческой техники является институт приостановления действия нормативных правовых актов.

В отличие от признания законодательных актов (их структурных единиц) утратившими силу, при приостановлении нормативно-правовой акт прекращает действовать лишь на определенный период времени.


Приостановление действия нормативного правового акта — необходимая юридико-техническая процедура временного ограничения реализации нормативно-правового акта для устранения возникшего противоречия между его целями и социально-правовой обусловленностью.

Однако действующее российское законодательство не в достаточной степени располагает юридико-техническими моделями (стандартами) реализации приостановления действия нормативно-правовых актов. Имеющиеся законодательные механизмы — это примеры «одноразового» использования, которые порождены потребностями конкретной ситуации. Отсюда, как следствие, широкое распространение получила юридико-техническая алогичность и неопределенность, принимаемых актов приостановления.

Конституционный суд РФ подчеркивает, что:

« необходимость обеспечения определенности, ясности, недвусмысленности правовой нормы вытекает из конституционного принципа равенства всех перед законом и судом, поскольку такое равенство может быть обеспечено лишь при условии однообразного понимания и толкования правовой нормы всеми правоприменителями.»

Примером алогичности и как следствие неопределенности формулировок правовых актов могут служить Федеральные законы от 1 декабря 2014г. №397-ФЗ, от 14 декабря 2015г. №367-ФЗ и от 19 декабря 2016г. № 430-ФЗ, приостанавливающие действие части второй статьи 43 закона «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» ( в дальнейшем Закон № 4468-1).

В настоящее время в соответствии с пунктом 6 статьи 192 Бюджетного кодекса РФ Правительство внесло на рассмотрение Государственной Думы проект аналогичного Федерального закона : «О приостановлении действия части второй статьи 43 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу …» в связи с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» ( доле законопроект № 274628-7).

В пояснительной записке Правительства поясняется, что Проект подготовлен в связи с тем, что расходные обязательства, предусмотренные статьей 43 в 2018 году не обеспечены источниками финансирования. Расходные обязательства указанной статьи включают ежегодное повышение на 2 % размера, в котором учитывается при исчислении пенсии денежное довольствие указанное в первой части статьи 43.
(По определению Конституционного суда от 14 декабря 2004 года № 429-О –« денежное довольствие для исчисления пенсии»). Следовательно, в соответствии с целевым назначением, закон должен приостанавливать действие статьи 43 в ЧАСТИ ежегодного увеличения размера, в котором учитывается денежное довольствие для исчисления пенсии. Каков же буквальный смысл, внесенного в ГД законопроекта?

Опираясь на правила юридической техники, установленные в «Методических рекомендациях по юридико-техническому оформлению законопроектов» проведем оценку правовых актов, действие которых приостанавливается в соответствии с буквальным текстом Законопроекта.

В соответствии с пунктом 1 Рекомендаций :

« 1. Наименование законопроекта отражает его содержание и основной предмет правового регулирования. Наименование должно быть точным, четким и максимально информационно насыщенным, правильно отражать предмет правового регулирования с тем расчетом, чтобы исполнители могли по наименованию законодательного акта определить его основное содержание…»

На основании лингво-стилистического анализа можно утверждать, что наименование Законопроекта
№ 274628-7 однозначно определяет, что приостанавливается действие части второй статьи 43 закона №4468-1.


В чем же заключается действие установленное этой частью?

С 1 января 2012 года статьей 2 Федерального закона от 8 ноября 2011 года №309-ФЗ статья 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 дополнена второй частью следующего содержания: «Указанное денежное довольствие учитывается при исчислении пенсии с 1 января 2012 года в размере 54 процентов и, начиная с 1 января 2013 года, ежегодно увеличивается на 2 процента до достижения 100 процентов его размера».

Из прочтения текста с учетом контекста его применения и коммуникативных связей с другими статьями Закона, следует, что во второй части ст.43 закреплены, не разделенные на структурные части, два действия. Во первых, установлен размер (54% ), в котором с 1 января 2012г. учитывается при исчислении пенсии денежное довольствие для исчисления пенсии.

Второе действие, заключается в ежегодном увеличении на 2% (не «указанного денежного довольствия», как написано в буквальном тексте), а размера, в котором учитывается указанное денежное довольствие
(денежное довольствие для исчисления пенсии ).

Кроме того статьей 12 закона № 309 установлено, что, если положения части второй статьи 43 не применяются к какой либо категории пенсионеров, то указанное денежное довольствие при исчислении им пенсии учитывается в полном (100%) размере.

6. Положения части второй статьи 43 …Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I (в редакции настоящего Федерального закона) …не применяются в отношении судей Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации и военных судов, прокурорских работников (в том числе военнослужащих органов военной прокуратуры) и сотрудников Следственного комитета Российской Федерации (в том числе военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации), пенсионеров из числа указанных лиц и членов их семей.»

Следовательно, если вторая часть статьи 43 не применяется (приостановлена), то пенсия исчисляется из полного (100%) денежного довольствия для исчисления пенсии, как это осуществляется при расчете пенсий лиц указанных в ст.12.

Приостановление второй части статьи 43 в законопроекте №274628-7 закрепляется частью 1.1:

1.1 Приостановить до 1 января 2019 года действие части второй статьи 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993года No 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, …»


Непосредственно из текста части 1.1 следует, что приостанавливается не какое-либо, неразделенное в структурную часть действие второй части ст. 43, а вся упомянутая часть.

Подтверждением может служить заключение Правового управления ГД, ответственного за соблюдение в Законопроекте юридико-технических правил.

Заключение по проекту федерального закона № 631118-6 «О признании утратившей силу части второй статьи 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 - «Внесение проектируемого изменения с 1 января 2015 года, полагаем излишним, поскольку действие нормы, изменяемой проектом федерального закона приостановлено до 1 января 2016 года в соответствии с Федеральным законом от 1 декабря 2014 года № 397-ФЗ».

Таким образом в заключении правового управления ГД констатируется, что: «Признание второй части статьи 43 Закона 4486-1 утратившей силу является ИЗЛИШНИМ, поскольку действие нормы уже приостановлено до 1 января 2016 года в соответствии с Федеральным законом от 1 декабря 2014 года №397-ФЗ « О приостановлении второй части статьи 43 Закона №4468-1 …»

Пренебрегая фактом, что при приостановлении второй части ст.43, понижающий коэффициент перестает действовать, законодатель в части 1.2 проекта устанавливает размер (72,23% ), в котором должно учитываться с момента приостановления денежное довольствие для исчисления пенсии .

1.2. Установить, что размер денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии в соответствии со статьей 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года No 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу …», с 1 января 2018 года составляет 72,23 процента от размера указанного денежного довольствия.

Эта алогичность вносит в законодательный акт неопределенность, которая может приводить, к судейскому усмотрению и произвольному толкованию нормы при правоприменении.
О чем свидетельствует решение Благовещенского городского суда Амурской области от 3 марта 2015 года по делу № 2 – 2064/15 о неправомерных действиях управления МВД России по Амурской области по исчислению пенсии в 2015 году.

«По своему содержанию часть 2 статьи 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» в совокупности с положениями Федерального закона № 397-ФЗ, ограничивающими ее применение, позволяют прийти к выводу, что конечной правовой целью законодателя явилось не полная отмена понижающего коэффициента при расчете пенсии и ее последующее исчисление, исходя из 100 % размера денежного довольствия, в соответствии с частью 1 статьи 43 Закона РФ № 4468-1 (как полагает истец), а лишь приостановление ежегодного повышения величины денежного довольствия, учитываемой при исчислении пенсии лицам, подпадающим под его действие.»

Неопределенность, содержащаяся в законе № 397-ФЗ позволила судье без объективных на то оснований воспользоваться судейским усмотрением (принять решение не в соответствии с нормой закона, а по своему усмотрению). Судья не озаботилась ознакомлением с правилами юридической техники по оформлению законодательных актов. Иначе она должна была знать, что, если бы законодатель приостанавливал только ежегодное повышение, то он обязан был бы в соответствии с «Рекомендациями по юридико -техническому оформлению законопроектов» указать какая часть неразделимой структурной единицы приостанавливается.

Например в такой редакции:

1. Приостановить до 1 января 2019 года действие части второй статьи 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…», в ЧАСТИ ежегодного повышения величины денежного довольствия ,учитываемой при исчислении пенсии.
В рассматриваемом законопроекте о приостановлении второй части статьи 43 закона от 12 февраля 1993 года №4468-1 такого указания нет. Следовательно, приостанавливается все действия второй части ст. 43 – как структурной единицы закона.

Таким образом в результате, проведенного юридико-технического анализа, можно констатировать, что по своему целевому назначению законопроект разработан для приостановления расходных обязательств, связанных с повышением размера, в котором учитывается указанное денежное довольствие при исчислении пенсии, но в результате несоблюдения юридико-технических правил, буквальный смысл закона состоит в отмене до 1 января 2019 года понижающего коэффициента при расчете пенсии.

В качестве заключения приведем высказывание Председателя Конституционного суда В.Д. Зорькина :
« Неопределенность содержания правовой нормы в тексте правовых актов допускает возможность неограниченного усмотрения в процессе правоприменения и ведет к произволу, а значит- нарушению конституционных принципов равенства и верховенства закона.

Читайте также: