Когда был принят закон о государственных пенсиях

Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail.

14 июля 2017 09:25

14 июля - годовщина очень важного для пенсионной системы события, которое определило ее развитие и сыграло особую роль в создании пенсионного права России. 61 год назад Верховным Советом Советского Союза был принят Закон СССР «О государственных пенсиях», вступивший в силу с 1 октября 1956 года.

До 1956 года нормативная правовая база, регулирующая пенсионные правоотношения в стране, носила сугубо разрозненный характер, существовало множество ведомственных пенсионных систем, предусматривающих различные условия и размеры пенсионного обеспечения для своих субъектов. Более чем наглядно о данном факте свидетельствует то обстоятельство, что в связи с введением в действие Закона 1956 года были признаны полностью или частично утратившими силу около тысячи ранее изданных актов по пенсионным вопросам.

Такая разрозненность пенсионной системы объясняется историческими событиями, происходившими в стране – это и революция, гражданская война, НЭП, коллективизация, индустриализация, а затем и Великая Отечественная война, не позволившие прежде всего по экономическим факторам выполнить продекларированный государством принцип всеобщего охвата трудящихся социальным обеспечением и страхованием.

Такая социальная поддержка оказывалась наиболее значимым с точки зрения становления и существования Советского государства категориям граждан: во время гражданской войны – красноармейцам, ставшим в связи с боевыми действиями нетрудоспособными, в целях индустриализации – рабочим и служащим определенных профессий, для борьбы с неграмотностью и развитием науки – учителям и ученым, в период Великой Отечественной войны - военнослужащим и членам их семей.

Кроме того, значительное развитие получил институт так называемых персональных пенсий, когда обеспечение предоставлялось в связи с особыми заслугами перед государством, своеобразная форма поощрения за верную службу. В этой связи к 1956 году назрела необходимость и, главное, появилась возможность осуществить дальнейшее улучшение дела пенсионного обеспечения. Принятие и вступление в силу Закона 1956 года означало:

  • упорядочение норм пенсионного законодательства, внутреннее согласование между собой разрозненных нормативных правовых актов, регулирующих вопросы пенсионного обеспечения;
  • систематизацию и унификацию условий и норм пенсионного обеспечения рабочих и служащих, их приведение к единому знаменателю с учетом необходимости соблюдения принципа разумной дифференциации, в первую очередь исходя из условий труда;
  • введение единых правил исчисления размера пенсий (исходя из требуемого стажа для назначения пенсии и среднемесячного заработка гражданина) и повышение уровня пенсионного обеспечения населения;
  • расширение круга лиц, имеющих право на государственную пенсию. Так, право на пенсию было предоставлено даже учащимся высших и средних специальных заведений, училищ, школ и курсов по подготовке кадров. Для ряда категорий граждан были снижены требования по возрасту и стажу, при соблюдении которых возникало право на пенсию по старости. К примеру, пенсионный возраст для женщин, работавших во вредных условиях труда и в горячих цехах, был снижен до 45 лет, а необходимый стаж – до 15 лет, не менее половины которых должны были приходиться на эти работы;
  • отмену срока давности для обращения за пенсией. Эта норма потом воспроизводилась во всех пенсионных законах, согласно которой лица могут обращаться за назначением пенсии в любое время после возникновения права на пенсию, без ограничения каким-либо сроком;
  • перерасчет размеров ранее назначенных пенсий в соответствии с принятыми решениями, в связи с чем пенсии повысились почти у 15 миллионов пенсионеров.

Можно сделать вывод, что принцип всеобщности пенсионного обеспечения, который в настоящее время является основным началом и требованием современного пенсионного права, а также другие положения пенсионного законодательства нашей страны, берут свое начало именно с принятого в 1956 году Закона СССР «О государственных пенсиях».

Краткое содержание:

Советская эпоха осталась в прошлом. Но почти все, кто сейчас получают пенсию или вскоре собираются на нее выйти, жили и работали в СССР. А потому они могут и сейчас использовать возможности советского пенсионного законодательства.


Приведу ряд законов СССР, которые в наши дни помогают повысить пенсию за счет включения дополнительного стажа.

1. Закон СССР от 14 июля 1956 г. и Закон от 20 ноября 1990 г. №340-1 «О государственных пенсиях»

Сейчас нередко встречаются отказы ПФР включить периоды работы в стаж из-за того, что не было отчислений страховых взносов. Но такое требование ввел Закон «О трудовых пенсиях» только с 2002 года.

До этого поочередно действовали названные законы, где не содержалось условий о взносах в ПФР. Применяя правило п. 8 ст. 13 Закона «О страховых пенсиях» №400-ФЗ, стаж можно учитывать по нормам, действовавшим в то время, когда он вырабатывался.

Поэтому в судах удается отменить отказы ПФР, связанные с исключением из стажа периодов до 2002 года, если по ним нет сведений о страховых взносах.

Например, гражданину не зачли в стаж периоды работы с 1992 г. по 1998 г. в качестве директора коммерческой фирмы.

Он обратился в суд — и там с ПФР не согласились, указав, что в период работы (с 1992 по 1998 гг.) пенсионное законодательство не предусматривало отчисление взносов в качестве обязательного условия для зачета работы в стаж (определение Краснодарского краевого суда, дело № 33-22355/17).

2. Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утв. Постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. № 590

Этот документ действовал до 1992 г. — значит, он применим к периодам стажа за то же время. Положение позволяет зачесть:

-службу в армии и приравненную к ней службу в органах внутренних дел в льготный стаж для досрочной пенсии по Списку № 1 или № 2 (если вслед за службой шла соответствующая работа, которая входит в льготный стаж);

-также в льготный стаж по Спискам №1 или №2 засчитывается период обучения в училищах и других заведениях системы профессионально-технического образования — если сразу после учебы следовала работа с вредностью по Списку;

-время обучения в средне-специальных и высших учебных заведениях Положение позволяло включать в стаж для назначения пенсии (если до учебы человек работал или служил в армии).

Эти правила могут помочь увеличить стаж для назначения страховой пенсии (а его все чаще не хватает, из-за чего ПФР отказывает в пенсии даже по достижении пенсионного возраста).
А также — добавить несколько лет к льготному стажу по Спискам №1 или №2, что позволяет получить пенсию досрочно, а при большом льготном стаже — повысить ее размер за счет перерасчета стажевого коэффициента по п. 3 ст. 30 Закона № 173-ФЗ.

Однако следует отметить, что нормы Положения 1972 г. не позволяют увеличить стаж, который берется для расчета пенсии (это общий трудовой стаж до 2002 г.).

Если сохранять для него те же правила, то и считать пенсию будут по советским формулам. А это приводит к снижению пенсии по сравнению с размером, рассчитанным по современным формулам.

Это уже не раз было доказано на примерах из судебной практики (п. 28 Постановления Пленума ВС РФ от от 11 декабря 2012 г. № 30, Няганский р-й суд ХМАО-Югра, дело № М-343/2014).

3. Постановление Совета Министров СССР от 25 марта 1968 г. № 181 «О зачете … времени действительной срочной военной службы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам КС, в стаж работы, дающий право на получение льгот, установленных за работу в этих районах и местностях»

Это постановление позволяет включить в северный стаж службу до 1992 года в качестве солдата, матроса, сержанта, старшины и военного строителя — если в течение 3-х месяцев после увольнения со службы эти граждане поступили на работу в северном районе.

Иными словами, это правило позволяет увеличить северный стаж на 2-3 года, проведенные в армии.

А северный стаж не только позволяет выйти на пенсию раньше, но и получать надбавку к ней в виде районного коэффициента или повышенной фиксированной выплаты (50% за 15 лет работы в РКС или 30% за 20 лет работы в местностях, приравненных к РКС — ст. 17 Закона №400-ФЗ).

Если статья была вам интересна, то предлагаю принять участие в обсуждении, поделиться в социальных сетях и оценить на свое усмотрение.


Пенсионное удостоверение: история, практика

История пенсий в России

  • 1587, 31 августа — указ Фёдора I Иоанновича «О размере московских поместий, положенных разных чинов людям», в котором оговаривались правила выделения земельных наделов служилым людям за особые заслуги, ратные подвиги, преданность или особое рвенье на царской и военной службе. Владельцами поместий становились не только они, но и члены их семей в случае потери кормильца.
  • 1589 — издан судебник*, в котором указывалось, что бездетная вдова после смерти мужа имела право на получение обратно приданого и пенсии — «две гривны в год»
  • 1618, 27 августа — указ о предоставлении поместий семье и роду лиц, убитых на войне, попавших в плен и пропавших без вести
  • 1636, 17 декабря — Уложение о вотчинах и поместьях
  • 1644, 16 августа — Указ о величине прожиточных поместий
  • 1649, 6 июля — Боярский приговор о наследовании детей помещиков, родившихся по смерти отцов, об обеспечении братьями помещиками своих сестер
  • 1649, 8 февраля — Соборное уложение. Им введено понятие — прожиток. Оно определяло, что служилые дворяне имели право на прожиток в случае их отставки или увечья в размере их полного оклада. В случае же смерти дворянина, его семья (вдова и дети) имели право получать прожиток в виде части поместья. Размер такого прожитка зависел непосредственно от срока службы дворянина, его заслуг и т. д.
  • 1656, 30 января — Указ о размере прожиточных поместий вдов и дочерей, оставшихся после смерти служилых людей
  • 1667, 20 марта — Указ о даче за службу с поместий

  • 1720, 24 января — Морской устав Петра Первого

  • 1758, 9 января — Указ императрицы Елизаветы Петровны «О регулах для комиссариатского правления»: аналогичные Морскому уставу нормы (в том числе и пенсионного обеспечения) предусмотренны и для чинов сухопутных войск.
  • 1765 — Екатерина II распространила сферу действия норм пенсионного обеспечения военных и на гражданских чиновников, которым назначались выплаты из государственной казны за выслугу лет
  • 1820, 8 февраля — первое заседание состоящего из министров различных ведомств — военного, морского, финансового и т. д. Особого комитета, созданного Александром I, которому вменялось в обязанность в том числе создание единого нормативного акта, содержащего в себе все нормы, регулирующие пенсионное обеспечение.
  • 1827, 6 декабря — Николаем Первым подписан «Устав о пенсиях и единовременных пособиях». Он включал в себя правила для назначения пенсий и пособий; раздел о пенсиях и пособиях вдовам и детям классных чиновников; условия выплаты пенсий и пособий. В Уставе впервые был определен орган, осуществляющий выплату пенсий и пособий — Государственное Казначейство.
  • 1853, 6 ноября — Указ Николая Первого о внесении изменений в «Устав о пенсиях и единовременных пособиях» 1827 года. Изменены сроки за выслугу лет. Теперь выслуга лет составляла двадцать пять и тридцать пять лет. При этом выслуга лет сроком в двадцать пять лет давала право только на половину оклада, а в тридцать пять лет — полный оклад.
  • 1888 — закон, обязывающий владельцев частных железных дорог и горнодобывающих заводов создавать пенсионные кассы, которые обеспечивали бы выплатами работников, ушедших с работы по болезни и по инвалидности. Финансовую основу таких касс составляли постоянные фиксированные отчисления из зарплат работников
  • 1896 — Новый универсальный указ о пенсиях, все бессрочно прослужившие 35 лет чиновники получали при отставке пенсию в размере полного годового оклада
  • 1912, 23 июня — Николаем II утверждены Закон «О страховании рабочих от несчастных случаев на производстве», Закон «Об обеспечении рабочих на случай болезни»

  • 1918, август — введены пенсии для инвалидов Красной армии
  • 1918, 31 октября — В. И. Лениным подписано «Положение о социальном обеспечении трудящихся»
  • 1923 — введены пенсии для «старых большевиков»
  • 1927–1930 — введены пенсии по старости для работников промышленности (текстильная, тяжелая и транспортная промышленность) и государственных служащих
  • 1930, 13 февраля — Постановление Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров «Положение о пенсиях и пособиях по социальному страхованию»

  • 1940, 16 июля — СНК СССР утвердил постановление «О пенсиях военнослужащим рядового и младшего состава срочной службы и их семьям»
  • 1941, 5 июня — постановление «О пенсиях и пособиях лицам высшего, старшего и среднего начальствующего состава сверхсрочной службы, специалистам рядового состава сверхсрочной службы и их семьям».
  • 1941, 26 июня — Указ «О порядке назначения и выплаты пособий семьям военнослужащих рядового и младшего состава в военное время».
  • 1956, 14 июля — Закон СССР «О государственных пенсиях». Статья 8: Право на пенсию по старости имеют рабочие и служащие:
    мужчины — по достижении 60 лет и при стаже работы не менее 25 лет; женщины — по достижении 55 лет и при стаже работы не менее 20 лет
  • 1990, 15 мая — Закон СССР «О пенсионном обеспечении граждан СССР». Новинкой была девятая статья, где говорилось о добровольном страховании дополнительной пенсии.
  • 1990, 22 декабря — учреждён Пенсионный фонд России (ПФР)
  • 2001, 15 декабря — федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» установил в соответствии с Конституцией Российской Федерации основания возникновения права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению и порядок ее назначения
  • 2013, 28 декабря — Федеральный закон «О страховых пенсиях» N 400-ФЗ выработал условия, размеры, финансовое обеспечение страховых пенсий, обозначил необходимый страховой стаж для назначения страховых пенсий
  • 2018, 16 июня — законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий»

*возник в Устьянских волостях Подвинья и имел значение кодекса правовых норм («судебной книги») только для Севера и Северо-Востока Европейской части России. Не был официально утверждён, при этом признавался приказами действующим
кодексом актуальных норм процессуального, гражданского, поземельного, уголовного и административного права.

Согласно статистическим данным на начало 2019 года в России проживало чуть менее 44 миллионов лиц, которые имеют право на получение пенсионных выплат. Это весьма внушительная цифра относительно всего населения в стране. При этом данная статистика не учитывает получателей военных пенсий.

Обобщенно под пенсионерами обычно воспринимаются граждане преклонного возраста, которые получают денежные выплаты по факту стажа работы. В данном случае речь идет о получателях страховой (ранее трудовой) пенсии по старости.

Бесплатно по России

Действительно, среди пенсионеров их подавляющее количество. Однако существуют и другие виды материального и денежного обеспечения, на которые могут рассчитывать отдельные категории граждан. В частности, сейчас речь пойдет об особенностях государственной пенсии, аспекты назначения которой регулируются соответствующим федеральным законом.

Основные положения ФЗ 166 о государственном пенсионном обеспечении

Под государственным обеспечением пенсией следует понимать форму материального обеспечения особых групп граждан и членов их семей, являющую собой компенсацию за утраченный заработок в силу достижения определенного возраста, утраты трудоспособности из-за болезни или травмы, а также по достижению достаточной выслуги лет.

Вопросы, связанные с определением круга лиц, которые могут рассчитывать на гособеспечение, а также основанием и порядком его назначения, регулируются Федеральным законом от 15. 12. 2001 года «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» № 166-ФЗ.

Данный нормативный акт быть принят обеими палатами Парламента и подписан Президентом в конце 2001 года. Однако основные его положения вступили в силу с первого января 2002 года. На сегодняшний день закон является действующим, а его нормы подлежат применению на всей территории РФ.

Структурно рассматриваемый нормативный акт состоит из 28 статей, которые, в свою очередь, объединены в 6 глав. Кроме этого, неотъемлемой частью документа являются приложения к нему.

Разберем подробнее краткое содержание каждой из глав.

Глава 1

Содержит в себе основные положения, раскрывая суть данного нормативного акта. Отдельные статьи вводят специальную терминологию и понятия, которые используются в законе. Кроме этого, конкретизируются лица, имеющие право на данный тип обеспечения, устанавливаются виды государственных пенсий.

Глава 2

Нормы данной главы устанавливают основания для назначения рассматриваемого вида материального обеспечения по каждой категории лиц, которые имеют соответствующее право.

Глава 3

Глава 3 устанавливает размер пенсии для различных категорий граждан, которые в силу закона могут обращаться за получением выплат.

Глава 4

Нормы данной главы вводят такие понятия, как «трудовой стаж», «стаж государственной службы» и «среднемесячный заработок». Кроме этого, устанавливается порядок расчета стажа и заработка соответственно.

Глава 5

Нормами этой главы регулируется порядок установления материального обеспечения, выплат, организации доставки, индексации и перерасчета (в случае возникновения оснований для этого).

Глава 6

В данном разделе содержатся нормы, устанавливающие порядок введения в действие федерального закона и определяющие некоторые специальные положения.

Приложение 1

Содержит таблицу, в которой указывается возраст, когда граждане, занятые в сфере государственного управления, могут выйти на отдых.

Приложение 2

Данное приложение содержит таблицу стажа государственных служащих, при наличии которого данная категория граждан может рассчитывать на назначение денежного обеспечения.

Условия назначения пенсии по закону 166

Выплаты, рассматриваемые в рамках данной статьи, назначаются различным категориям граждан. Соответственно, основания и условия для назначения также будут являться разными, а соответствующие положения могут быть применимы только к конкретной группе получателей пенсий.

Далее подробно разберем основания и условия назначения финансовых выплат различным категориям пенсионеров, руководствуясь ст. ст. 7-13 федерального закона.

Федеральные гражданские служащие

Госслужащие, трудящиеся в федеральных ведомствах, имеют право на получение материального обеспечения при наличии соответствующей выслуги. Следует отметить, что пенсионная реформа затронула и эту категорию лиц.

В этой связи требования к выслуге гражданских служащих растут с каждым годом. Так, до 2017 года для получения денег было необходимо трудиться не менее 15 лет. В 2020 году количество лет выслуги должно быть не менее 17. Максимально жесткие требования к выслуге будут установлены после 2026 года, когда гражданские служащие начнут выходить на отдых при условии отработки не менее 20 лет.

Космонавты и летчики-испытатели

Космонавты вправе рассчитывать на получение государственной поддержки при наличии выслуги не менее 25 лет у лиц мужского пола и 20 лет у женщин. При этом также предъявляются требования к количеству лет, проведенных в составе авиационных подразделений (10 и 7,5 лет у мужчин и женщин соответственно).

Аналогичные требования к выслуге предъявляются и к летчикам-испытателям, однако при оставлении данного вида деятельности из-за ухудшения здоровья они могут рассчитывать на оформление пенсионных выплат и при наличии меньшего количества лет выслуги (20 и 15 лет у мужчин и женщин соответственно).

Военнослужащие

Назначение пенсионных денег служащим армии и флота имеет определенную специфику. Порядок назначения государственных выплат военным, а также иным сотрудникам силовых структур устанавливается соответствующим федеральным законом, что прямо указано в п. 1 ст. 8 федерального закона.

Ветераны ВОВ и «блокадники»

Установлено, что право на особую материальную поддержку от государства имеют лица, являющиеся ветеранами ВОВ, а также граждане со статусом «житель блокадного Ленинграда», которым установлена инвалидность.

Лица, пострадавшие от техногенных (в том числе радиационных) аварий

По большей части, речь идет о так называемых «чернобыльцах» – гражданах, на жизнь и здоровье которых, так или иначе, отразилась авария на ЧАЭС.

Так, лица, которые непосредственно заняты работой на АЭС или пострадали вследствие ликвидации катастрофы, выходят на отдых в 55 и 50 лет, если отработали не менее 5 лет. Граждане, получившие инвалидность, становятся пенсионерами в 50 и 45 лет при наличии аналогичного трудового стажа.

Социальная пенсия

На социальную пенсию могут рассчитывать лица в силу соответствующего статуса или при достижении определенного возраста, относящиеся к следующим категориям:

  • инвалиды (в том числе инвалиды детства и несовершеннолетние инвалиды);
  • представители малых северных народов, достигшие возраста 55 и 50 лет.

Кроме этого, на социальную выплату могут рассчитывать граждане преклонного возраста, которые по тем или иным причинам не подпадают под критерии для назначения страховой пенсии. Социальная выплата назначается на 5 лет позже, чем страховая пенсия.

Размеры пенсии

Размер государственной пенсии может быть различным у разных категорий ее получателей.

  1. Гражданские служащие. Федеральные чиновники получают пенсию в размере 45% от среднемесячной зарплаты. Следует отметить, что если госслужащий имеет стаж более установленного для выхода на пенсию, то за каждый «лишний» год ему добавляется 3% от среднего заработка к пенсии.
  2. Военнослужащие. Армейская пенсия зависит от материального довольствия в последние годы службы, а также некоторых иных условий. Ст. 15 рассматриваемого нормативного акта также устанавливает размер матобеспечения военнослужащих, ставших нетрудоспособными, а также выплат членам семьи погибшего военного. Он непосредственно зависит от множества факторов, связанных с формой военной службы, характером и степенью выраженности причин, которые повлекли к невозможности дальнейшей службы в рядах ВС или гибели.
  3. Ветераны ВОВ и «блокадники». Так, для ветеранов ВОВ сумма составляет (в процентах от размера установленной социальной пенсии): I группа – 250%; II группа – 200%; III группа – 150%. Для граждан, бывших жителей блокадного Ленинграда: I группа — 200%; II группа – 150%; III группа – 100%.
  4. Лица, пострадавшие от радиационных и техногенных аварий. Размер выплат этим лицам также зависит от величины социальной пенсии. В подавляющем большинстве случаев она составляет 250% от нее. Это касается не только тех, кто имеет отношение к ЧАЭС, но и пострадавших при других форс-мажорных обстоятельствах такого порядка. Гражданам, живущим в загрязненной зоне, платят 200% от соцпенсии.
  5. Космонавты и летчики-испытатели. Космонавты при наличии достаточной выслуги получают пенсию в размере 55% от оклада. Летчики могут рассчитывать на пенсию в размере 1000% от социальной.
  6. Социальная пенсия. Базовая социальная пенсия в России на начало 2020 года составляет 5283,85 рубля. На такой же размер обеспечения могут рассчитывать и некоторые иные категории граждан.

Выплаты и перерасчеты

Выплаты государственных денег производятся один раз в месяц в национальной валюте РФ. Если при установлении выплат была допущена ошибка, то пенсия подлежит перерасчету с учетом требований законодательства.

Кроме этого, государственная пенсия подлежит периодической ежегодной индексации.

Виды пенсионных выплат по государственному обеспечению

Статья 5 рассматриваемого нормативного акта выделяет следующие виды выплат:

  1. За выслугу лет.
  2. По инвалидности.
  3. По потере кормильца.
  4. По старости.
  5. Социальная выплата.

Установлено, что государственные выплаты по причине отсутствия трудоспособности, старости и утере кормильца получают лица, которые не могут рассчитывать на получение пенсионных выплат страхового типа. Как правило, это связано с несоответствием критериям, предъявляемым к ИПК и страховому стажу граждан.

Последние поправки к закону

Федеральный закон от 25. 12. 2001 года № 166-ФЗ применяется уже в течение 18 лет, а за это время в него было внесено большое количество правок и изменений. Среди них наиболее значимыми были изменения, связанные с реализацией целей пенсионной реформы, направленной на увеличение возраста, когда граждане могут подавать заявления о назначении им выплат.

Так, статья 4 Федерального закона от 03. 10. 2018 года № 350-ФЗ внесла следующие существенные корректировки в рассматриваемый в статье нормативный акт:

  • изменение возраста получения различных видов государственного денежного обеспечения в сторону его увеличения на 5 лет;
  • «Приложение 1» было изменено и изложено в иной редакции;
  • введено «Приложение 2», в котором отражены требования к выслуге федеральных чиновников в свете ужесточения к ее срокам.

Федеральный закон, основные положения которого рассматривались по ходу данной статьи и были вкратце прокомментированы и проанализированы, является действующим нормативным актом, который регулирует вопросы установления и предоставления гражданам различных видов денежного государственного обеспечения.

Объем правоотношений и количество лиц, которых затрагивает данный правовой документ, весьма значительно, в связи с чем любые его возможные изменения подвергаются тщательному анализу и общественному обсуждению. Последние значимые корректировки в закон были внесены в связи с проводимой в стране пенсионной реформой, суть которой – поэтапное увеличение возраста выхода на пенсию.



Законопроект об изменениях в пенсионной системе, нацеленной на повышение уровня доходов пенсионеров, был принят в первом чтении 19 июля. "За" проголосовали 328 депутатов, "против" – 104, один парламентарий воздержался. Депутаты также ратифицировали 102-ю Конвенцию Международной организации труда (МОТ), которая устанавливает размер пенсионных выплат не менее 40% от заработка работника при выходе на заслуженный отдых. Предполагается, что повышение пенсионного возраста начнется в 2019 году и будет идти поэтапно до 2034 года. Как сообщил председатель Думы Вячеслав Володин, срок принятия поправок ко второму чтению будет продлен на месяц – с 18 августа до 24 сентября.

Дальневосточная объединенная редакция (ДОР) продолжает серию публикаций о пенсионной системе нашей страны и вспоминает опыт СССР (реформа 1956 и 1964 гг.) и Российской Федерации после распада Советского Союза.

История развития пенсионного законодательства в СССР

В 1928 году право на пенсию при утрате трудоспособности применили к рабочим текстильной промышленности (постановление Союзного совета социального страхования при Народном комиссариате труда СССР от 5.01.1928г.). В 1929 году она распространилась на рабочих горной, металлической и электропромышленности, железнодорожного и водного транспорта (постановление ЦИК СССР от 15 мая 1929 г. "Об обеспечении в порядке социального страхования по случаю старости"), а в 30-х годах ХХ века стала устанавливаться и рабочим других отраслей.

Пенсионный возраст для назначения трудовой пенсии по старости — 60 лет для мужчин, 55 лет для женщин — с тех пор не менялся, при этом средний возраст наступления инвалидности среди мужчин в то время был около 52, а у женщин – 50 лет.

Окончательное формирование пенсионной системы Советского Союза относится к 1950-1960 годам: 1 октября 1956 года вступил в силу закон "О государственных пенсиях", гарантирующий пенсионное обеспечение рабочих и служащих государственных предприятий, а в 1964 году – о пенсионном обеспечении колхозников. К этому времени сформировались и виды пенсионного обеспечения: пенсия по старости, пенсия по инвалидности и пенсия по потере кормильца. Также были введены дополнительные пенсии: за выслугу лет, персональные пенсии, за особые заслуги перед государством.

Также на пенсию можно было выйти на 10-15 лет раньше: действовали различные льготы, такие, как работа в тяжелых климатических условиях (на Севере и приравненных к нему местностях) или на вредном для здоровья производстве. Эксперты обращают внимание на накопившиеся со временем перекосы: законодательством того времени не была предусмотрена индексация пенсий в связи с изменением уровня жизни, включая подорожание основных продуктов питания. В результате, к 1980 годам пенсионеры от 70 лет и старше были самым бедным слоем населения. Для устранения этого перекоса 15 мая 1990 года был принят Закон СССР "О пенсионном обеспечении граждан в СССР", утвердивший индексацию пенсий.

Пенсионное законодательство РФ: опыт и практика

История пенсионной системы России началась с принятия закона "О государственных пенсиях в РФ" (от 20 ноября 1990 года), в котором были установлены принципы государственного пенсионного страхования. Тогда были установлены два вида пенсий — трудовые и социальные.

Российская пенсионная система стала впервые строиться на принципах социального страхования (модель Бисмарка). Так, согласно статье 8 закона, финансирование пенсий осуществлялось ПФР за счет страховых взносов работодателей по страховому тарифу 28% от фонда оплаты труда (трудовые пенсии) и ассигнований из федерального бюджета (пенсии для военнослужащих и приравненных к ним категорий, а также социальные пенсии). Но уже тогда было очевидно, что пенсионная система социалистического периода при рыночной экономике не работают. У государства просто не было денег для выплаты пенсий: на фоне гиперинфляции, роста цен, массового закрытия и банкротства предприятий, пенсии нередко задерживали.

В декабре 2001 года в России, после многочисленных споров и расчетов, были приняты законы, устанавливающие новый подход формирования пенсионной системы: "О государственном пенсионном обеспечении в РФ" и "О трудовых пенсиях в РФ". Новая система включала в себя обязательное пенсионное страхование, государственное пенсионное обеспечение и дополнительное негосударственное пенсионное страхование. Этот формат пенсионной системы просуществовал более 10 лет. В это время активно развивались негосударственные пенсионные фонды, зафиксированы многочисленные случаи вложения денежных средств в софинансирование государственной пенсии. Но уже тогда специалисты прогнозировали, что к 2010-2020 годам, на форме снижения рождаемости в 90-ые годы, количество пенсионеров превысит количество трудоспособного населения.

В декабре 2012 года правительство, подводя итоги действующей системы, признало: часть проблем решить удалось, но сбалансированность бюджета Пенсионного фонда России, созданного в 1990 году, обеспечить не удается, денег на индексацию пенсий не хватает. В результате нарастающих проблем, на фоне очередного финансового кризиса, началась череда банкротств негосударственных пенсионных фондов. Отчисления в накопительную часть государственной пенсии за 2014, 2015 и 2016 годы были "национализированы" государством и направлены на формирование страховой части пенсии, то есть на выплату пенсий сегодняшним пенсионерам. В 2015 году была предпринята очередная попытка изменить пенсионную систему России, увеличив рабочий стаж, необходимый для получения пенсии; ввести индивидуальный пенсионный коэффициент. И все же в правительстве пришли к выводу: без повышения возраста выхода на пенсию не обойтись. По этому пути, кстати, идут практически все страны.

По официальным данным Минэкономразвития России, численность населения трудоспособного возраста в стране на 2018 год составляет 82,2 млн человек. Но "трудоспособный" не означает "работающий". Эксперты отмечают, что россияне стали начинать карьеру гораздо позднее – в среднем, после 22 лет, когда, например, получено высшее образование. Как отметил в интервью "Известиям" ректор Российской академии народного хозяйства и государственной службы Виктор Мау, "один из важных факторов в пользу повышения пенсионного возраста в России – сокращение периода трудовой жизни: когда вводился нынешний пенсионный возраст, большая часть населения начинала трудовую деятельность примерно на 10 лет раньше".

Пенсионная реформа соседних стран

В большинстве стран евразийского пространства и Восточной Европы пенсионный возраст уже повысили.

Для мужчин трудоспособный возраст на уровне 65 лет установлен в Молдавии и Азербайджане, для женщин — на уровне 63 года в Армении. В Эстонии, Латвии и Литвек 2025-2027 годам трудоспособный возраст повысят до 65 лет. Узбекистан недавно заявил, то будет повышать трудоспособный возраст до общемирового.

До 2017 года в Республике Беларусь возраст выхода на пенсию у мужчин был 60 лет, у женщин — 55 лет. С прошлого года трудоспособный возраст обоих полов каждый год повышают на 0,5 года. К 2022 году планируется повысить трудоспособный возраст у мужчин до 63 лет, у женщин — до 58 лет.

В Казахстане с 2001 года возраст выхода на пенсию у мужчин — 63 года, у женщин — 58 лет. С 2018 года трудоспособный возраст женщин каждый год повышается на 0,5 года (до 63 лет к 2027 году). В результате трудоспособный возраст у мужчин и женщин выровняется.

Подготовка законопроекта ко второму чтению

Как заявил министр труда и социальной защиты Максим Топилин, представляя законопроект в Госдуме, "реформа позволит впервые за всю историю России проиндексировать пенсии выше темпов инфляции более чем в два раза: с 2019 года — на 1000 рублей (индексация на 7%, прогноз по инфляции на 2018 год — около 3%)". Он также напомнил депутатам и о льготах, предусмотренных реформой: например, люди с большим трудовым стажем (женщины – 40 лет, мужчины – 45) смогут выйти на пенсию на два года раньше. Также сохраняется досрочная пенсия для работников вредных и опасных производств, для женщин, родивших пять и более детей, для инвалидов, чернобыльцев и других льготников.

— В отличие от стран Запада, Россия принимает решение о повышении планки возраста выхода на пенсию не под давлением кризиса в экономике, а при стабильной ситуации. Ведь необходимо на перспективу обеспечить страховой характер пенсионной системы, не просто сохранить, но и беспрецедентно повысить пенсионные выплаты. Принятие законопроекта не приведет к росту безработицы в силу плавного увеличения возраста выхода на пенсию. Этому помешает и тот факт, что на рынок выходит меньше новых работников из-за падения рождаемости в 1990-х годах, — отметил Максим Топилин, подчеркнув, что "правительство планирует выделить порядка 5 млрд рублей на повышение квалификации и переподготовку людей предпенсионного возраста".

Также правительство готовит план защиты прав работающих граждан и законопроект о повышении пособия по безработице с нынешних 4,9 тысячи рублей до уровня прожиточного минимума. Не менее важно и то, что Госдума одновременно с пенсионным законопроектом ратифицировала Конвенцию Международной организации труда (МОТ). Тем самым наша страна взяла на себя международные обязательства — обеспечить пенсии на уровне 40% утраченного заработка. Как отметил председатель Госдумы Вячеслав Володин, "вопрос о ратификации Конвенции начал рассматриваться еще в 90-е годы, и, наконец, решение назрело".

Одобрив концепцию пенсионных изменений, парламентарии решили продлить общественное и экспертное обсуждение законопроекта на месяц от запланированных ранее сроков (до 24 сентября), чтобы провести "донастройку" в рамках подготовки ко второму чтению, которое состоится в осеннюю сессию.

Дальневосточные парламентарии и профсоюзы предлагают учесть специфику региона и сохранить прежний возраст выхода на пенсию, а также вернуть дальневосточный коэффициент к пенсии дальневосточников.

— Я считаю, не нужно забывать опыт освоения Дальнего Востока в царские времена и во времена СССР, когда людей привлекали сюда льготами, — поделился с ДОР своим мнением председатель некоммерческого партнерства "Лига финансовых институтов" Александр Ивашкин. — Может, стоит возраст для выхода на пенсию оставить прежний, а еще платить районный коэффициент 1,6, как во времена СССР? Тогда, глядишь, и молодые люди из западных регионов страны захотят переехать жить и работать на Дальний Восток, а это поможет государству реализовать демографическую программу в регионе.

Напомним, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам назначения и выплаты пенсий" направлен на обеспечение устойчивого роста размера страховых пенсий по старости и высокого уровня их индексации. Он предусматривает поэтапное повышение возраста, по достижении которого будет назначаться страховая пенсия по старости. Он предполагает увеличение "базового" возраста выхода на пенсию для мужчин до 65 лет, для женщин — до 63 лет. Стаж государственной гражданской и муниципальной службы, необходимой для назначения пенсии за выслугу лет, увеличивается с 15 до 20 лет. Кроме того, к 2026 году срок назначения страховой пенсии по старости для лиц, которым она назначается независимо от возраста, увеличится на восемь лет. Закон может стартовать с 2019 года.

По состоянию на 1 января 2018 года в Приморье получают пенсию 561 230 пенсионеров, из них 494 481 — получатели страховой пенсии. Средний размер страховой пенсии по старости – 14 063,62 рубля (по государственному пенсионному обеспечению — 9 026,69 рублей).

Материал подготовлен Дальневосточной объединенной редакцией (ДОР)

Согласно статистическим данным на начало 2019 года в России проживало чуть менее 44 миллионов лиц, которые имеют право на получение пенсионных выплат. Это весьма внушительная цифра относительно всего населения в стране. При этом данная статистика не учитывает получателей военных пенсий.

Обобщенно под пенсионерами обычно воспринимаются граждане преклонного возраста, которые получают денежные выплаты по факту стажа работы. В данном случае речь идет о получателях страховой (ранее трудовой) пенсии по старости.

Бесплатно по России

Действительно, среди пенсионеров их подавляющее количество. Однако существуют и другие виды материального и денежного обеспечения, на которые могут рассчитывать отдельные категории граждан. В частности, сейчас речь пойдет об особенностях государственной пенсии, аспекты назначения которой регулируются соответствующим федеральным законом.

Основные положения ФЗ 166 о государственном пенсионном обеспечении

Под государственным обеспечением пенсией следует понимать форму материального обеспечения особых групп граждан и членов их семей, являющую собой компенсацию за утраченный заработок в силу достижения определенного возраста, утраты трудоспособности из-за болезни или травмы, а также по достижению достаточной выслуги лет.

Вопросы, связанные с определением круга лиц, которые могут рассчитывать на гособеспечение, а также основанием и порядком его назначения, регулируются Федеральным законом от 15. 12. 2001 года «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» № 166-ФЗ.

Данный нормативный акт быть принят обеими палатами Парламента и подписан Президентом в конце 2001 года. Однако основные его положения вступили в силу с первого января 2002 года. На сегодняшний день закон является действующим, а его нормы подлежат применению на всей территории РФ.

Структурно рассматриваемый нормативный акт состоит из 28 статей, которые, в свою очередь, объединены в 6 глав. Кроме этого, неотъемлемой частью документа являются приложения к нему.

Разберем подробнее краткое содержание каждой из глав.

Глава 1

Содержит в себе основные положения, раскрывая суть данного нормативного акта. Отдельные статьи вводят специальную терминологию и понятия, которые используются в законе. Кроме этого, конкретизируются лица, имеющие право на данный тип обеспечения, устанавливаются виды государственных пенсий.

Глава 2

Нормы данной главы устанавливают основания для назначения рассматриваемого вида материального обеспечения по каждой категории лиц, которые имеют соответствующее право.

Глава 3

Глава 3 устанавливает размер пенсии для различных категорий граждан, которые в силу закона могут обращаться за получением выплат.

Глава 4

Нормы данной главы вводят такие понятия, как «трудовой стаж», «стаж государственной службы» и «среднемесячный заработок». Кроме этого, устанавливается порядок расчета стажа и заработка соответственно.

Глава 5

Нормами этой главы регулируется порядок установления материального обеспечения, выплат, организации доставки, индексации и перерасчета (в случае возникновения оснований для этого).

Глава 6

В данном разделе содержатся нормы, устанавливающие порядок введения в действие федерального закона и определяющие некоторые специальные положения.

Приложение 1

Содержит таблицу, в которой указывается возраст, когда граждане, занятые в сфере государственного управления, могут выйти на отдых.

Приложение 2

Данное приложение содержит таблицу стажа государственных служащих, при наличии которого данная категория граждан может рассчитывать на назначение денежного обеспечения.

Условия назначения пенсии по закону 166

Выплаты, рассматриваемые в рамках данной статьи, назначаются различным категориям граждан. Соответственно, основания и условия для назначения также будут являться разными, а соответствующие положения могут быть применимы только к конкретной группе получателей пенсий.

Далее подробно разберем основания и условия назначения финансовых выплат различным категориям пенсионеров, руководствуясь ст. ст. 7-13 федерального закона.

Федеральные гражданские служащие

Госслужащие, трудящиеся в федеральных ведомствах, имеют право на получение материального обеспечения при наличии соответствующей выслуги. Следует отметить, что пенсионная реформа затронула и эту категорию лиц.

В этой связи требования к выслуге гражданских служащих растут с каждым годом. Так, до 2017 года для получения денег было необходимо трудиться не менее 15 лет. В 2020 году количество лет выслуги должно быть не менее 17. Максимально жесткие требования к выслуге будут установлены после 2026 года, когда гражданские служащие начнут выходить на отдых при условии отработки не менее 20 лет.

Космонавты и летчики-испытатели

Космонавты вправе рассчитывать на получение государственной поддержки при наличии выслуги не менее 25 лет у лиц мужского пола и 20 лет у женщин. При этом также предъявляются требования к количеству лет, проведенных в составе авиационных подразделений (10 и 7,5 лет у мужчин и женщин соответственно).

Аналогичные требования к выслуге предъявляются и к летчикам-испытателям, однако при оставлении данного вида деятельности из-за ухудшения здоровья они могут рассчитывать на оформление пенсионных выплат и при наличии меньшего количества лет выслуги (20 и 15 лет у мужчин и женщин соответственно).

Военнослужащие

Назначение пенсионных денег служащим армии и флота имеет определенную специфику. Порядок назначения государственных выплат военным, а также иным сотрудникам силовых структур устанавливается соответствующим федеральным законом, что прямо указано в п. 1 ст. 8 федерального закона.

Ветераны ВОВ и «блокадники»

Установлено, что право на особую материальную поддержку от государства имеют лица, являющиеся ветеранами ВОВ, а также граждане со статусом «житель блокадного Ленинграда», которым установлена инвалидность.

Лица, пострадавшие от техногенных (в том числе радиационных) аварий

По большей части, речь идет о так называемых «чернобыльцах» – гражданах, на жизнь и здоровье которых, так или иначе, отразилась авария на ЧАЭС.

Так, лица, которые непосредственно заняты работой на АЭС или пострадали вследствие ликвидации катастрофы, выходят на отдых в 55 и 50 лет, если отработали не менее 5 лет. Граждане, получившие инвалидность, становятся пенсионерами в 50 и 45 лет при наличии аналогичного трудового стажа.

Социальная пенсия

На социальную пенсию могут рассчитывать лица в силу соответствующего статуса или при достижении определенного возраста, относящиеся к следующим категориям:

  • инвалиды (в том числе инвалиды детства и несовершеннолетние инвалиды);
  • представители малых северных народов, достигшие возраста 55 и 50 лет.

Кроме этого, на социальную выплату могут рассчитывать граждане преклонного возраста, которые по тем или иным причинам не подпадают под критерии для назначения страховой пенсии. Социальная выплата назначается на 5 лет позже, чем страховая пенсия.

Размеры пенсии

Размер государственной пенсии может быть различным у разных категорий ее получателей.

  1. Гражданские служащие. Федеральные чиновники получают пенсию в размере 45% от среднемесячной зарплаты. Следует отметить, что если госслужащий имеет стаж более установленного для выхода на пенсию, то за каждый «лишний» год ему добавляется 3% от среднего заработка к пенсии.
  2. Военнослужащие. Армейская пенсия зависит от материального довольствия в последние годы службы, а также некоторых иных условий. Ст. 15 рассматриваемого нормативного акта также устанавливает размер матобеспечения военнослужащих, ставших нетрудоспособными, а также выплат членам семьи погибшего военного. Он непосредственно зависит от множества факторов, связанных с формой военной службы, характером и степенью выраженности причин, которые повлекли к невозможности дальнейшей службы в рядах ВС или гибели.
  3. Ветераны ВОВ и «блокадники». Так, для ветеранов ВОВ сумма составляет (в процентах от размера установленной социальной пенсии): I группа – 250%; II группа – 200%; III группа – 150%. Для граждан, бывших жителей блокадного Ленинграда: I группа — 200%; II группа – 150%; III группа – 100%.
  4. Лица, пострадавшие от радиационных и техногенных аварий. Размер выплат этим лицам также зависит от величины социальной пенсии. В подавляющем большинстве случаев она составляет 250% от нее. Это касается не только тех, кто имеет отношение к ЧАЭС, но и пострадавших при других форс-мажорных обстоятельствах такого порядка. Гражданам, живущим в загрязненной зоне, платят 200% от соцпенсии.
  5. Космонавты и летчики-испытатели. Космонавты при наличии достаточной выслуги получают пенсию в размере 55% от оклада. Летчики могут рассчитывать на пенсию в размере 1000% от социальной.
  6. Социальная пенсия. Базовая социальная пенсия в России на начало 2020 года составляет 5283,85 рубля. На такой же размер обеспечения могут рассчитывать и некоторые иные категории граждан.

Выплаты и перерасчеты

Выплаты государственных денег производятся один раз в месяц в национальной валюте РФ. Если при установлении выплат была допущена ошибка, то пенсия подлежит перерасчету с учетом требований законодательства.

Кроме этого, государственная пенсия подлежит периодической ежегодной индексации.

Виды пенсионных выплат по государственному обеспечению

Статья 5 рассматриваемого нормативного акта выделяет следующие виды выплат:

  1. За выслугу лет.
  2. По инвалидности.
  3. По потере кормильца.
  4. По старости.
  5. Социальная выплата.

Установлено, что государственные выплаты по причине отсутствия трудоспособности, старости и утере кормильца получают лица, которые не могут рассчитывать на получение пенсионных выплат страхового типа. Как правило, это связано с несоответствием критериям, предъявляемым к ИПК и страховому стажу граждан.

Последние поправки к закону

Федеральный закон от 25. 12. 2001 года № 166-ФЗ применяется уже в течение 18 лет, а за это время в него было внесено большое количество правок и изменений. Среди них наиболее значимыми были изменения, связанные с реализацией целей пенсионной реформы, направленной на увеличение возраста, когда граждане могут подавать заявления о назначении им выплат.

Так, статья 4 Федерального закона от 03. 10. 2018 года № 350-ФЗ внесла следующие существенные корректировки в рассматриваемый в статье нормативный акт:

  • изменение возраста получения различных видов государственного денежного обеспечения в сторону его увеличения на 5 лет;
  • «Приложение 1» было изменено и изложено в иной редакции;
  • введено «Приложение 2», в котором отражены требования к выслуге федеральных чиновников в свете ужесточения к ее срокам.

Федеральный закон, основные положения которого рассматривались по ходу данной статьи и были вкратце прокомментированы и проанализированы, является действующим нормативным актом, который регулирует вопросы установления и предоставления гражданам различных видов денежного государственного обеспечения.

Объем правоотношений и количество лиц, которых затрагивает данный правовой документ, весьма значительно, в связи с чем любые его возможные изменения подвергаются тщательному анализу и общественному обсуждению. Последние значимые корректировки в закон были внесены в связи с проводимой в стране пенсионной реформой, суть которой – поэтапное увеличение возраста выхода на пенсию.

Читайте также: