Когда президент подписал пенсионный закон украины

Пенсионеров с небольшим трудовым стажем уже со следующего года могут оставить вообще без денег. 1 января 2021 года заканчивается переходный период пенсионной реформы, при котором лицам, не имеющим нужного объема стажа, выплачивалась так называемая социальная пенсия. Со следующего года все эти выплаты отменяются. При этом в Украине сейчас социальные пенсии получают порядка 75,3 тыс. человек, передает «Страна.UA».

На этапе запуска пенсионной реформы в 2017 году были обновлены нормы стажа для выхода на пенсию. Так, чтобы выйти на заслуженный отдых в 60 лет, нужно иметь не менее 27 лет стажа. Если вы можете подтвердить стаж в 17-27 лет, то время выхода на пенсию – в 63 года, если 15-17 лет – в 65 лет.

Согласно постановлению КМУ от 27.12.2017№1098, до 1 января 2021 года установили переходный период. Если стажа не хватало до выхода на заслуженный отдых в 60 лет, назначалась так называемая социальная пенсия. Ее человек получал до достижения 65 лет (если было хотя бы 15 лет стажа) или позже (если стаж был меньше).

Размеры таких пенсий – разные. Они привязаны к прожиточному минимуму для нетрудоспособных лиц (на сегодня – 1 712 грн в месяц, а с 1 декабря 2020 года будет 1 769 грн).

«Размер выплаты определяется следующим образом: берется средний доход семьи на человека и, если он меньше прожиточного минимума, то оплачивается разница. Скажем, если получается 1000 грн в месяц, то пенсия – 712 грн. Если дохода вообще нет, человек получает 1 712 грн. Эту сумму платят до тех пор, пока пенсионер не выйдет на "заработанную пенсию". К примеру, если есть стаж 15 лет, и человек ушел на заслуженный отдых в 60 лет, ему платят социальную пенсию 5 лет. А при достижении им 65 лет, начинают платить ту пенсию, которую человек заработал», – поясняет руководитель Экономического дискуссионного клуба Олег Пендзин.

Если человек не имеет стажа даже в 15 лет, он продолжает получать социальную пенсию.

Но с начала 2021 года схема меняется – человек будет получать лишь свою, заработанную и подтвержденную стажем пенсию.

«То есть, если человек с 15-ю годами стажа выйдет на пенсию в 60 лет, хотя имеет право на выплаты лишь с 65 лет, то 5 лет ему ничего не будут платить. И только с 65 лет пойдут начисления», — пояснил Пендзин.

А если нет даже 15 лет стажа, то рассчитывать на пенсию вообще не приходится.

«В теории можно докупить стаж – 22 тыс. грн за год. Но, во-первых, докупить реально год-два, а не 10. Во-вторых, если у вас есть такие деньги, зачем вообще пенсия», – считает Пендзин.

По словам заместителя главы Федерации профсоюзов Украины Александра Шубина, проблема заложена даже не в самом постановлении Кабмина №1098 – оно прописывает лишь порядок начисления и выплаты временной помощи.

«Проблема – в законе о пенсионном обеспечении. Именно в нем обозначен переходной период до 31 декабря 2020 года. Чтобы решить этот вопрос, нужно либо еще продлевать переходной период, либо переписывать пенсионное законодательство, но на это власти вряд ли пойдут», – говорит Шубин.

Он считает, что профсоюзы уже давно пытаются привлечь внимание властей к этой проблеме, и в правительстве обещали продлить переходной период. Но пока этого не сделали.

В Минсоцполитики утверждают: люди без денег не останутся. Советник министра Николай Шамбир пояснял: социальные пенсии отменят, но вместо них тем, у кого нет необходимого минимального стажа, станут выплачивать государственную помощь. Начисления будут проходить не через Пенсионный фонд, а через соцслужбу. Но сумма такой помощи будет мизерной.

«Тем, кто старше 65 лет, предложат 30% от прожиточного минимума для нетрудоспособных лиц, на сегодня это меньше 600 грн в месяц. Прожить на такие деньги попросту нереально. Хуже всего придется пенсионерам до 65 лет – им вообще ничего не будут платить», – отмечает Шубин.

По словам экономиста Алексея Куща, фактически «отменяя» пенсии для части населения, власти преследуют сразу несколько целей. Во-первых, снять нагрузку с и без того дефицитного Пенсионного фонда. Во-вторых, примирить общество с тотальной фискализацией.

«Уже сейчас власти озвучивают идеи обложить налогом деньги заробитчан и ввести нулевые декларации для всех, чтобы люди заполняли декларации и платили налоги, если их реальные доходы не совпадают с официальными. Но пока все это вызывает резкий негатив среди украинцев. Если пенсии "десоциализируют", и мы увидим стариков, которые попросту окажутся на улице без средств к существованию, государство может вернуть социальные пенсии, и этим аргументировать жесткую фискализацию для всех остальных граждан», – считает Кущ.

Подпишись на наш Telegram и Facebook и следи за самым важным!


Пенсионеров с небольшим трудовым стажем уже со следующего года могут оставить вообще без денег.

На этапе запуска пенсионной реформы в 2017 году были обновлены нормы стажа для выхода на пенсию. Так, чтобы выйти на заслуженный отдых в 60 лет, нужно иметь не менее 27 лет стажа. Если вы можете подтвердить стаж в 17-27 лет, то время выхода на пенсию — в 63 года, если 15-17 лет - в 65 лет.

Но тогда же установили переходной период до 1 января 2021 года. Если стажа не хватало до выхода на заслуженный отдых в 60 лет, назначалась так называемая социальная пенсия. Ее человек получал до достижения 65 лет (если было хотя бы 15 лет стажа) или дольше (если стаж был меньше).

Со следующего года все эти выплаты отменяются.

"Человек, который за всю жизнь не заработал нужного стажа, рискует вообще остаться без денег и жить на улице, без средств к существованию", – говорит руководитель Экономического дискуссионного клуба Олег Пендзин.

В Украине, по состоянию на 2020 год, социальные пенсии получают порядка 75,3 тысячи человек. То есть речь идет о десятках тысяч стариков, которые уже с нового года могут остаться без копейки.

"Но это только вершина айсберга. Многие украинцы сейчас работают без оформления, многие – за заработках за границей. Из 22 млн трудоспособного населения ЕСВ платят только 11 млн, то есть половина. Это значит, что в будущем уже миллионы граждан не будут получать пенсий", – отмечает Пендзин.

В целом же это тревожный звонок о грядущих проблемах с выплатами пенсий. Впервые в истории Украины люди остаются без права на выплаты на старости лет. Весьма многозначительное событие с учетом заявления Шмыгаля о том, что в будущем на пенсии денег не будет.

"Страна" разбиралась, почему в Украине появится армия пенсионеров без пенсий.

Как будут отменять социальную пенсию

В постановлении Кабмина №1098, принятом еще в 2017 году, когда запускалась пенсионная реформа, были изменены нормы страхового стажа для выхода на пенсию, а также прописано, что делать с гражданами, не имеющими нужного стажа.

Для них предусматривалась временная социальная пенсия.

Размеры таких пенсий – разные. Они привязаны к прожиточному минимуму для нетрудоспособных лиц (на сегодня – 1712 гривен в месяц, а с 1 декабря 2020 года будет 1769 гривен).

"Размер выплаты определяется следующим образом: берется средний доход семьи на человека и, если он меньше прожиточного минимума, то оплачивается разница. Скажем, если получается тысяча гривен в месяц, то пенсия - 712 гривен. Если дохода вообще нет, человек получает 1712 гривен. Эту сумму платят до тех пор, пока пенсионер не выйдет на "заработанную пенсию". К примеру, если есть стаж 15 лет, и человек ушел на заслуженный отдых в 60 лет (хотя, согласно нормам по стажу, имеет право выйти на пенсию лишь в 65 лет), ему платят социальную пенсию 5 лет. А при достижении им 65 лет начинают платить ту пенсию, которую человек заработал", – пояснил Пендзин.

Если человек не имеет стажа даже в 15 лет, он продолжает получать социальную пенсию.

При этом есть ограничения. Помощь не выплачивается, если средний доход семьи превышает прожиточный минимум на каждого, человек в течение 12 месяцев до обращения за выплатами приобрел земельный участок, квартиру, дом, авто, строительные материалы или оплатил услуги более чем на 50 тысяч гривен.

Не дают денег также, если пенсионер продолжает работать или по результатам "выборочного обследования" материально-технических условий обнаружилось, что он имеет дополнительные источники дохода, скажем сдает жилье, выращивает и продает скот или сельскохозяйственную продукцию и прочее.

Но это сейчас. С начала 2021 года схема меняется – вы будете получать лишь свою, заработанную и подтвержденную стажем пенсию.

"То есть, если человек с 15 годами стажа выйдет на пенсию в 60 лет, хотя имеет право на выплаты лишь с 65 лет, то пять лет ему ничего не будут платить. И только с 65 лет пойдут начисления", – пояснил Пендзин.

А если нет даже 15 лет стажа, то рассчитывать на пенсию вообще не приходится.

"В теории можно докупить стаж – 22 тысячи гривен за год. Но, во-первых, докупить реально год-два, а не десять. Во-вторых, если у вас есть такие деньги, зачем вообще пенсия", – отмечает Пендзин.

600 гривен в месяц или ничего

По словам заместителя главы Федерации профсоюзов Украины Александра Шубина, проблема заложена даже не в самом постановлении Кабмина №1098 – он прописывает лишь порядок начисления и выплаты временной помощи.

"Проблема – в законе о пенсионном обеспечении. Именно в нем обозначен переходной период до 31 декабря 2020 года. Чтобы решить этот вопрос, нужно либо еще продлевать переходной период, либо переписывать пенсионное законодательство, но на это власти вряд ли пойдут», – говорит Шубин. Он считает, что профсоюзы уже давно пытаются привлечь внимание властей к этой проблеме, и в правительстве обещали продлить переходной период. Но пока этого не сделали. "Мы понимаем, что до даты "Ч" осталось немногим больше месяца. Так что проблема, когда тысячи пенсионеров останутся без средств к существованию, вполне реальна", – отмечает Шубин.

В Минсоцполитики утверждают: люди без денег не останутся. Советник министра Николай Шамбир пояснял: социальные пенсии отменят, но вместо них тем, у кого нет необходимого минимального стажа, станут выплачивать государственную помощь.

Начисления будут проходить не через Пенсионный фонд, а через соцслужбу.

Но сумма такой помощи будет мизерной.

"Тем, кто старше 65 лет, предложат 30% от прожиточного минимума для нетрудоспособных лиц, на сегодня это меньше 600 гривен в месяц. Прожить на такие деньги попросту нереально. Хуже всего придется пенсионерам до 65 лет – им вообще ничего не будут платить", – отмечает Шубин.

Пенсионеры без пенсий

На сегодняшний день социальные пенсии получают больше 75 тысяч украинцев. То есть вообще без средств к существованию могут остаться десятки тысяч граждан.

И с каждым годом проблема будет обостряться.

Во-первых, планируется повышение необходимого для пенсии страхового стажа. Если сейчас это 27 лет, то к 2028 году будет уже 35 лет. Заработать их, даже если всю жизнь честно трудиться, не так просто.

Во-вторых, многие украинцы работают без оформления – на родине или за границей. Следовательно, ЕСВ не отчисляют и стаж им не набегает.

"Из 22 млн трудоспособного населения ЕСВ перечисляют только 11 млн. Что будет с пенсиями остальных 11 млн человек – вопрос открытый", – говорит Пенздин.

"Те, кто сейчас работает неофициально, на пенсии вообще могут не рассчитывать", – полагает Шубин.

По его словам, в такой ситуации люди, чтобы выжить, будут вынуждены работать до последних дней жизни. "Или жить под мостами и побираться на свалках, если нет родственников, которые могут докормить", – добавил Пендзин.

По словам экономиста Алексея Куща, фактически "отменяя" пенсии для части населения, власти преследуют сразу несколько целей.

Во-первых, снять нагрузку с и без того дефицитного Пенсионного фонда. Во-вторых, примирить общество с тотальной фискализацией.

"Уже сейчас власти озвучивают идеи обложить налогом деньги заробитчан и ввести нулевые декларации для всех, чтобы люди заполняли декларации и платили налоги, если их реальные доходы не совпадают с официальными. Но пока все это вызывает резкий негатив среди украинцев. Если пенсии "десоциализируют", и мы увидим стариков, которые попросту окажутся на улице без средств к существованию, государство может вернуть социальные пенсии, и этим аргументировать жесткую фискализацию для всех остальных граждан", – считает Кущ.


Запретили также и двойное начисление единого соцвзноса для ФОПов-совместителей

Пенсионеры, работающие сами на себя, полностью освобождены от уплаты ЕСВ. Запрещено и двойное начисление соцвзноса на ФОП. Такие нормы вводит закон №2166, подписанный президентом. Однако эксперты подчеркивают, что из-под действия закона выпали работающие на предприятиях пенсионеры, хотя подобная мера в их адрес позволила бы людям старше 65 лет стать конкурентнее на рынке труда и восполнить нехватку рабочих рук.

Закон против дискриминации

1 июня президент Владимир Зеленский вернул в Верховную Раду подписанный законопроект №2166 "О внесении изменений в закон Украины "О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование" по устранению дискриминации по кругу плательщиков". С 1 января 2021 года (а некоторые ключевые положения – с момента публикации в официальном издании) вступают в силу следующие изменения:

  • запрещается двойное налогообложение граждан ЕСВ;
  • освобождаются от уплаты ЕСВ самозанятые люди пенсионного возраста;
  • "спящие" ФОПы, которые находятся в стадии закрытия, освобождаются от уплаты штрафов за неуплату или просрочку ЕСВ.

Двойная уплата ЕСВ

Дважды ЕСВ платят те украинцы, которые являются физлицом-предпринимателем и одновременно зарабатывают себе на жизнь наемными работниками на каком-либо предприятии. Учитывая, что за работника единый социальный взнос выплачивает работодатель, а ФОП как работодатель начисляет ЕСВ сам себе, то за одного человека в данном случае ЕСВ платится дважды.

"У меня есть знакомый адвокат, работает в адвокатском объединении, параллельно у него есть маленькое кафе, там только кофе наливают. Как ФОП он работает в кафе и получает зарплату в адвокатском объединении. Там за него платят ЕСВ, и он сам за себя также платит ЕСВ", – рассказала UBR.ua налоговый консультант, генеральный директор Е.С. Консалтинг Александра Томашевская.

Закон позволяет таким ФОПам-совместителям не платить ЕСВ. Логика законодателей заключается в том, что практика двойного начисления ЕСВ в принципе противоречит законодательству, поэтому ее и ликвидируют.

"Речь идет о том, чтобы не платить ЕСВ дважды тем, кто уже работает и при этом является ФОПом. ЕСВ ведь специфический налог, это фактически страховой платеж за наши пенсии. И платить его дважды в принципе неправильно", – считает глава Налогового комитета Верховной Рады Данил Гетманцев.

Самозанятые пенсионеры

Закон освобождает также от обязательства уплачивать ЕСВ пенсионеров, которые осуществляют независимую профессиональную деятельность. Пенсионеры как субъекты предпринимательской деятельности вообще освобождены законодательством от уплаты такого взноса, но самозанятые лица, работающие как ФОПы не на едином налоге, а на общих основаниях, таких льгот не имеют. Это, как правило, нотариусы, адвокаты и т.д.

Теперь же закон исправляет эту дискриминацию и разрешает всем категориям пенсионеров, которые работают сами на себя, не платить ЕСВ. "Они не то что бы освобождены, а могут добровольно осуществлять оплаты ЕСВ", – уточняет Гетманцев.

На работников не распространяется

Закон, однако, хотя и ликвидирует дискриминацию между различными категориями налогоплательщиков, но сохраняет дискриминацию между самими работающими пенсионерами. Так, если пенсионеры-предприниматели освобождены от уплаты ЕСВ, то за тех, кто продолжают работать наемными работниками, соцвзнос продолжает начисляться.

"Наемных работников это никак вообще не касается. Это другая система: наемный работник получает зарплату, он должен с нее платить ЕСВ, и ему осуществляется пересчет пенсии, даже если это пенсионер. Там совсем другие правила действуют. Мы не трогали наемных работников, если они не ФОПы", – пояснил UBR.ua Гетманцев.

Впрочем, вероятно, в такой дискриминации виноваты не законодатели, а сама специфика отечественного налогообложения. Если в других странах ЕСВ платит работник из своей зарплаты, то в Украине соцвзнос уплачивает работодатель из своего фонда, но в расчете 22% от зарплаты работника. Такой налоговый казус позволяет не отменять ЕСВ с наемных работников, ведь платит все равно работодатель, а для самого работающего пенсионера разницы нет.

Трудовой резерв

Однако по словам экономического эксперта Юрия Гаврилечко, отмена обязательного ЕСВ для всех пенсионеров увеличила бы для граждан старше 60 лет шансы устроиться на работу, ведь работодатель со спокойной душой принимал бы наемных работников, за которых не нужно было бы платить налоги, а только выплачивать заработную плату. Кроме того, такие граждане в отличие от молодежи не настроены уезжать за границу.

"Каждый год появляется 600 тысяч пенсионеров, а граждан трудоспособного возраста – 300 тысяч, и такой дисбаланс будет сохраняться в ближайшие 10 лет. Будет ли молодежь идти на официальную работу за минималку? Нет. Скорее всего, такие рабочие места займут пенсионеры. Это резерв рабочих рук, еще и грамотных. Решается задача трудоустройства граждан 65+, которым государство не может в силу объективных причин платить большую пенсию", – резюмирует Гаврилечко.

Хотите первыми получать важную и полезную информацию о ДЕНЬГАХ и БИЗНЕСЕ? Подписывайтесь на наши аккаунты в мессенджерах и соцсетях: Telegram, Twitter, YouTube, Facebook, Instagram.


  • » Обратная связь
  • » Реклама на сайте
  • » Добавить новость
  • » Правила на сайте
  • ГЛАВНАЯ |
  • ГОРОДСКИЕ НОВОСТИ |
  • ВИДЕО НОВОСТИ |
  • РАБОТА |
  • ГОРСПРАВКА |
  • ТРАНСПОРТ |
  • ТАРИФЫ |
  • КАРТА ГОРОДА |
  • АФИША
  • СПРАВОЧНИК: ТОВАРЫ И УСЛУГИ |
  • Бесплатные объявления •
  • Недвижимость •
  • Услуги •
  • Строительство и ремонт •
  • Авторынок |
  • РЕКЛАМА
  • ГДЕ ОТДОХНУТЬ 2020 |
  • ГОРОДСКОЙ ФОРУМ |
  • ПОГОДА В ГОРЛОВКЕ |
  • ГОРОСКОП НА НЕДЕЛЮ |
  • СЛУЖБА ЗНАКОМСТВ |
  • ФОТОГАЛЕРЕЯ

За неделю

За 14 дней

За месяц






































Петр Порошенко подписав закон "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно повышения пенсий".

Согласно документу, льготный трудовой стаж для чернобыльцев, врачей и педагогов, досрочный выход на пенсию для них невозможен.

Ранее, во вторник, 2 октября, Верховная Рада все-таки приняла пенсионную реформу, проведение которой было одним из условий выделения Украине нового транша от МВФ.

Впрочем, одобренные парламентом изменения – не единственные, которые ожидают будущих украинских пенсионеров. Какой новый этап пенсионной реформы готовят в парламенте, разбирался "Апостроф".

Реформа стартует

Принятый во вторник законопроект позволит уже с текущего месяца пересчитать пенсии нескольким миллионам человек.

Кроме того, с этого же времени пенсии работающих пенсионеров будут восстановлены в полном размере. Также повысится размер минимальной пенсии – с 1312 грн до 1452 грн. Базовая средняя зарплата для расчета пенсий составит 3764 грн (сейчас – 1197 грн).

Чтобы защитить пенсии от инфляции, они будут индексироваться. В 2019-2020 годах индексация будет осуществляться по решению парламента, а начиная с 2021 года – автоматически по специальной формуле с учетом роста средней зарплаты и потребительских цен в стране.

Правда, коэффициент страхового стажа для расчета размера пенсий снижен с 1,35 до 1.

Вместе с тем главным положением многострадальной реформы является не повышение пенсий, которое власть всячески выпячивает, а фактическое повышение пенсионного возраста.

Формально пенсионный возраст не повышается, но для того, чтобы выйти на заслуженный отдых в 60 лет, по состоянию на 1 января 2018 года необходимо будет иметь страховой стаж не менее 25 лет (сейчас 15 лет).

После этого в течение 10 лет требование по минимальному стажу будет увеличиваться ежегодно на год и на 1 января 2028-го составит уже 35 лет.

Если необходимого стажа нет, выход на заслуженный отдых откладывается до 63 лет – согласно реформе, по состоянию на 1 января 2018 года, для выхода на пенсию в этом возрасте требование по стажу составит всего 15 лет.

Но и в данном случае минимальный страховой стаж будет увеличиваться ежегодно, пока к 2028 году не достигнет 25 лет.

Для тех, кто отложит выход на пенсию до 65 лет, предусмотрены куда более мягкие условия – для них минимальный страховой стаж составит 15 лет, и в последующие годы он сохранится на том же уровне.

Но если у человека нет и такого страхового стажа, по достижении 65 лет он сможет рассчитывать на социальную помощь от государства, которая на самом деле пенсией не является. Размер такой помощи определяется, исходя из общего материального положения семьи.

Кстати, согласно принятому закону, недостающий страховой стаж можно докупить (максимум – 5 лет). Цена вопроса – 16 тыс. 896 грн в год (84 тыс. 480 грн за 5 лет).

Переход на второй уровень

Следующим этапом пенсионной реформы в Украине должно стать формирование второго уровня пенсионной системы – накопительного. Принятый во вторник законопроект предусматривает введение накопительной системы общеобязательного пенсионного страхования с 1 января 2019 года.

Люди, которым на это время до пенсии останется менее 10 лет, освобождаются от обязательного участия в накопительной системе. А лица, которые уже достигли пенсионного возраста, не могут быть плательщиками страховых взносов.

Впрочем, уточнений, как и в каких размерах должны осуществляться выплаты страховых взносов в рамках второго уровня пенсионной системы, в принятом Верховной Радой документе нет.

Такие положения содержатся в другом законопроекте – "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно введения накопительной системы общеобязательного государственного пенсионного страхования" (№6677). Этот документ подан в парламент не правительством, а группой народных депутатов.

"Когда заговорили о пенсионной реформе, появилась надежда, что правительство займется накопительной системой, потому что она предусмотрена действующим законом 2003 года ("Об общеобязательном государственном пенсионном страховании").

Введение второго, накопительного, уровня у нас все время откладывалось, и вот вроде бы настал тот момент, когда мы можем это сделать. Но когда мы увидели, что был зарегистрирован законопроект от правительства без накопительной системы, тогда уже народные депутаты подали свой законопроект", - сказала член парламентского комитета по вопросам социальной политики, занятости и пенсионного обеспечения Наталья Веселова ("Самопомич").

По ее словам, в документе учтены международные практики, а также опыт негосударственных пенсионных фондов, которые уже действуют.

"Старый закон предусматривает новую структуру накопительного пенсионного фонда – и это то, против чего выступает Всемирный банк, так как в этом они усматривают коррупцию, что так и есть. Поэтому мы в своем законопроекте предусмотрели создание накопительной пенсионной системы, а не накопительного пенсионного фонда. Мы даем возможность осуществлять деятельность негосударственным пенсионным фондам. Но там есть определенные критерии – только тем, кто имеет определенную репутацию. Однако контроль за осуществлением этой деятельности мы оставляем за государством", - рассказала депутат.

Кто будет платить

Как же будет функционировать новая система? Предполагается, что обязательной накопительная система будет лишь для тех, кому на момент ее запуска будет не более 35 лет. Страховые взносы будут перечисляться на специально открытые персональные счета граждан.

Взнос устанавливается в размере 2% от зарплаты или дохода и каждый год будет увеличиваться на 1%, пока не достигнет 7%. Как отмечается в тексте документа, страховые взносы в рамках накопительной системы не являются частью единого соцвзноса, начисляются и уплачиваются отдельно.

При этом, в отличие от ЕСВ, отчисление которого ложится на работодателей, страховые взносы будет обязан платить сам работник.

"Отчисления осуществляются с зарплаты работника, и платит не работодатель, а работник. На работодателя нагрузки нет, хотя можно было бы", - отметила Веселова. При этом авторы законопроекта допускают дискуссии по этому вопросу. "Например, по 2% платят работник, работодатель и государство, чтобы у человека хотя бы 6% было на старте. Но это все должно обсуждаться со всеми сторонами этого процесса", - добавила она.

Директор компании "Пенсионно-актуарный консультант" Александр Ткач также считает, что вопрос о том, кто будет осуществлять страховые взносы, необходимо тщательно изучить и обсудить.

"Участие работодателя в этом тоже должно быть, так как во всех странах старой Европы часть работодателя в системах второго уровня практически обязательна. Какую-то часть платит работник, какую-то – работодатель. Есть системы с софинансированием со стороны государства", - сказал эксперт.

Пока все туманно

Впрочем, пока еще рано говорить о том, как в итоге будет выглядеть накопительная пенсионная система в Украине, ведь активное обсуждение этого вопроса пока не началось. Тем не менее, отмечают эксперты, введение системы второго уровня крайне важно.

Ведь действующая на сегодня в Украине солидарная система, то есть система первого уровня, в конце концов приведет к тому, что будущие пенсионеры будут получать минимальные выплаты.

"Мы сейчас должны честно сказать новым пенсионерам, что у них пенсии будут процентов на 30 меньше в долгосрочной перспективе – хотя, на самом деле, не в такой уж и долгосрочной – и чтобы компенсировать это уменьшение, мы введем накопительную [систему]", - сказал Александр Ткач.

В парламенте ожидают, что заработать новая пенсионная система должна до 1 января 2019 года, как и предусмотрено принятой на этой неделе реформой.

"Мы подали правки, которыми установили дедлайн – 1 января 2019 года – это последний срок, когда должна быть запущена накопительная система. До этого момента должен быть утвержден наш законопроект", - сказала Наталья Веселова.

Эксперты подчеркивают: накопительную систему важно ввести как раз к этому времени, ведь 2019 год – это год выборов. И если к установленной дате этот вопрос не решится, то внедрение новой системы пенсий могут отложить на неопределенный срок.


С 1 января 2015 года вступил в действие Закон Украины «О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Украины». Положения этого закона касаются и пенсионного законодательства. По просьбам наших читателей об этом рассказывает заместитель начальника главного управления Пенсионного фонда Украины в Одесской области Татьяна Павловна Яворская.

— Верховная Рада приняла законопроект № 1086 (он сейчас находится на подписи у Президента Украины), согласно которому внесены изменения в Закон «Об общеобязательном государственном страховании». В соответствии с этими изменениями, до 1 января 2022 года женщинам, которым исполнилось 55 лет, продлено право обращения за назначением досрочной пенсии по возрасту при наличии страхового стажа не менее 30 лет при условии ее увольнения с работы. При этом, напомню, размер их пенсий за каждый полный или неполный месяц досрочного выхода на пенсию уменьшается на 0,5 процента.

Также до 1 января 2022 года продолжен срок подачи справки о заработной плате за любые 60 календарных месяцев страхового стажа подряд до 1 июля 2000 года.

Изменениями, внесенными в пенсионное законодательство, государственным служащим, работникам прокуратуры и суда, народным депутатам и научным сотрудникам пенсии, назначенные или пересчитанные после 1 января с. г., ограничиваются 60 процентами от заработной платы.

Есть еще несколько изменений, касающихся научных (научно-педагогических) сотрудников. Так, в размере 60 процентов от заработной платы научного сотрудника будет назначаться пенсия по инвалидности или в случае трудового увечья инвалидам I группы, 50 процентов — инвалидам II группы, 40 процентов — инвалидам III группы. Пенсия в случае утраты кормильца назначается в размере 60 процентов пенсии научного сотрудника на троих и более нетрудоспособных членов семьи, 50 процентов — на двоих нетрудоспособных членов семьи, пенсия по потере кормильца на одного нетрудоспособного члена семьи ограничивается 40 процентами пенсии научного сотрудника.

Эти изменения в законодательстве не относятся к ранее начисленным пенсиям.

Коснулись изменения в пенсионном законодательстве и чернобыльцев. Так, по заявлениям, поданным после 1 января 2015 г., доплата неработающим пенсионерам, которые проживают на территориях радиоактивного загрязнения, начисляться не будет. Вместе с тем, законом предусмотрено, что если после перерасчета в соответствии с этим законом пенсия уменьшается, она будут выплачиваться в ранее установленном размере. Доплата неработающим пенсионерам, проживающим на территориях радиоактивного загрязнения, будет осуществляться в зафиксированных на 31.12.2014 г. размерах до утраты статуса неработающего пенсионера или выезда за пределы загрязненной территории и возобновляться не будет.

— Расскажите о еще одном новшестве — налогообложении пенсий.

— В соответствии с изменениями, внесенными в Налоговый кодекс Украины, с 1 января текущего года налог на доходы физических лиц взимается с пенсий (включая сумму их индексаций), размер которых превышает три размера минимальной заработной платы — на сегодняшний день это 3654 грн.

Изменена и ставка подоходного налога. Если месячный доход не превышает 10-кратного размера минимальной заработной платы (1218 грн. х 10 = 12180 грн.), взимается 15 процентов, если превышает — то налог составляет 20 процентов.

Например, с пенсии в размере 5 тыс. грн. взимается 15-процентный подоходный налог с суммы, превышающей 3654 грн. Размер налога — 201, 90 грн., к выплате — 4798,10 грн.

Если пенсия, к примеру, составляет 18 тыс. грн. в месяц, базой налогообложения является 14346 грн. Сумма свыше 10 минимальных зарплат, то есть 12180 грн. облагается налогом 15 проц. (налог составляет 1827 грн.), а с 2166 грн. взимается 20 проц. (налог составляет 433,20 грн.). Таким образом, общая сумма налога — 2260,20 грн., к выплате — 15739,80 грн.

— Татьяна Павловна, ответьте, пожалуйста, на вопросы наших читателей. Вот письмо Жанны Кравцовой: «Хочу выйти на пенсию, не дожидаясь 60 лет. Знаю, что потеряю некоторую сумму. Но вот у меня вопрос: можно ли заплатить взносы в Пенсионный фонд, чтобы не терять проценты со своей пенсии?».

— Взносы по договору добровольного страхования можно уплатить в органы государственной фискальной службы, если только у пенсионера не хватает стажа, положенного для начисления пенсии. В вашем случае уплата страховых взносов законом не предусмотрена.

— Людмила Самарова интересуется, повлияет ли на ее пенсию наличие трех детей?

— Время ухода за ребенком до достижения им 3 лет включается в страховой стаж. Женщина имеет право выйти на пенсию в 50 лет (при наличии 15 лет страхового стажа), если она родила и вырастила до 6 лет пятерых детей.

— Письмо от Геннадия Бондаренко: «Моя мать имеет 32 года трудового стажа. Может ли она по достижении 55 лет уйти на пенсию в сентябре 2015 года? Какие при этом издержки?».

— Если законопроект № 1086 будет подписан Президентом, то ваша мама, имея страховой стаж более 30 лет, может в 55 лет выйти на пенсию, уволившись с работы. За каждый полный или неполный месяц досрочного выхода на пенсию размер ее пенсии будет уменьшен на 0,5 процента.

Про пенсійне забезпечення в останній чинній редакції від 25 липня 2018 року.

Нові не набрали чинності редакції закону відсутні.

Ви можете порівняти редакції даного закону, вибравши дати вступу редакцій в силу і натиснути на кнопку "Порівняти". Всі останні зміни та доповнення відкриються перед Вами як на долоні.

Юрист-UA.Net постійно стежить за актуалізацією кодексів та законів.

Так, наприклад, Про пенсійне забезпечення не має на даний момент ніяких нових запланованих редакційий.

Шансів знайти новішу чинну редакцію - немає.

Коментарі до закону

Розділ I. Загальні положення

  • Стаття 1. Право громадян України на державне пенсійне забезпечення
  • Стаття 2. Види державних пенсій
  • Стаття 3. Особи, які мають право на трудову пенсію
  • Стаття 4. Пенсійне забезпечення військовослужбовців та їх сімей
  • Стаття 5. Виключена у частині призначення соціальних пенсій на підставі Закону № 2603-IV від 31.05.2005
  • Стаття 6. Право вибору пенсії
  • Стаття 7. Звернення за призначенням пенсії
  • Стаття 8. Кошти на виплату пенсій. Звільнення пенсій від податків
  • Стаття 9. Добровільне страхування додаткової пенсії
  • Стаття 10. Органи, що здійснюють пенсійне забезпечення
  • Стаття 11. Питання, що належать до відання Кабінету Міністрів України
  • Розділ II. Трудові пенсії. Пенсії за віком

    • Стаття 12. Умови призначення пенсій за віком
    • Стаття 13. Пенсії за віком на пільгових умовах
    • Стаття 14. Особливості пенсійного забезпечення працівників, зайнятих на підземних і відкритих гірничих роботах та в металургії
    • Стаття 15. Пенсії громадянам, які постраждали від Чорнобильської катастрофи
    • Стаття 16. Пенсії за віком інвалідам, учасникам війни, сім’ям загиблих (померлих) військовослужбовців, осіб начальницького і рядового складу органів внутрішніх справ та поліцейських
    • Стаття 17. Пенсії за віком багатодітним матерям і матерям інвалідів з дитинства
    • Стаття 18. Пенсії за віком окремим категоріям громадян
    • Стаття 19. Розміри пенсій за віком
    • Стаття 20. Пенсії за віком при неповному стажі роботи
    • Стаття 21. Надбавки до пенсії за віком
    • Стаття 22. Період, на який призначаються пенсії за віком

    Пенсії по інвалідності

    • Стаття 23. Умови призначення пенсій по інвалідності
    • Стаття 24. Групи інвалідності
    • Стаття 25. Стаж роботи, який дає право на пенсію по інвалідності
      • Стаття 26. Інвалідність внаслідок трудового каліцтва або професійного захворювання
      • Стаття 27. Пенсії по інвалідності громадянам України - переселенцям з інших держав
      • Стаття 28. Пенсії по інвалідності особам, які навчаються
      • Стаття 29. Розміри пенсій по інвалідності
      • Стаття 30. Пенсії по інвалідності при неповному стажі роботи
      • Стаття 31. Розміри пенсій по інвалідності особам, які навчаються
      • Стаття 32. Розміри пенсій особам, які стали інвалідами при виконанні громадянського обов’язку
      • Стаття 33. Надбавки до пенсії по інвалідності
      • Стаття 34. Період, на який призначається пенсія по інвалідності
      • Стаття 35. Строк виплати пенсії при зміні групи інвалідності або відновленні здоров’я
      • Стаття 36. Умови поновлення виплати пенсії при перервах в інвалідності
  • Пенсії в разі втрати годувальника

    • Стаття 37. Члени сім’ї, які мають право на пенсію в разі втрати годувальника
    • Стаття 38. Члени сім’ї, які вважаються утриманцями
    • Стаття 39. Виплата пенсії в разі втрати годувальника дітям, які перебувають на повному державному утриманні
    • Стаття 40. Право на пенсію в разі втрати годувальника усиновителів і усиновлених
    • Стаття 41. Право на пенсію в разі втрати годувальника вітчима і мачухи, пасинка і падчірки
    • Стаття 42. Збереження пенсії в разі втрати годувальника при новому одруженні
    • Стаття 43. Стаж роботи годувальника, який дає право на пенсію
    • Стаття 44. Розміри пенсій в разі втрати годувальника
    • Стаття 45. Пенсії в разі втрати годувальника при неповному стажі роботи
    • Стаття 46. Право на звернення за призначенням пенсії в разі втрати годувальника без обмеження строком
    • Стаття 47. Період, на який призначається пенсія в разі втрати годувальника. Зміна розміру пенсії
    • Стаття 48. Призначення однієї пенсії в разі втрати годувальника на всіх членів сім’ї. Виділення частки пенсії
    • Стаття 49. Розмір пенсії в разі втрати годувальника при зміні кількості членів сім’ї
    • Стаття 50. Порядок і строки встановлення інвалідності членам сім’ї

    Пенсія за вислугу років. Загальні умови

    • Стаття 51. Підстави пенсійного забезпечення за вислугу років
    • Стаття 52. Працівники, які мають право на пенсію за вислугу років
    • Стаття 53. Розміри пенсій за вислугу років
    • Стаття 54. Окремі категорії працівників авіації і льотно-випробного складу, які мають право на пенсію за вислугу років
    • Стаття 55. Окремі категорії працівників інших галузей народного господарства, які мають право на пенсію за вислугу років

    Обчислення стажу роботи для призначення трудових пенсій

    • Стаття 56. Види трудової діяльності, що зараховується до стажу роботи, який дає право на трудову пенсію
    • Стаття 57. Пільги по обчисленню стажу за час перебування на фронті
    • Стаття 58. Пільги по обчисленню стажу роботи реабілітованим громадянам
    • Стаття 59. Пільги по обчисленню стажу за період Другої світової війни
    • Стаття 60. Пільги по обчисленню стажу за роботу в деяких медичних закладах
    • Стаття 61. Порядок включення в стаж роботи окремих видів робіт
    • Стаття 62. Порядок підтвердження стажу роботи
    • Стаття 63. Умови зарахування до стажу роботи іноземним громадянам часу роботи за межами України
  • Обчислення пенсій

    • Стаття 64. Обчислення пенсій у процентах до середньомісячного заробітку
    • Стаття 65. Загальний порядок визначення середньомісячного заробітку для обчислення пенсій
    • Стаття 66. Види оплати праці, що враховуються при обчисленні пенсій
    • Стаття 67. Обчислення пенсій членам творчих спілок
    • Стаття 68. Обчислення пенсій при неповному стажі роботи
    • Стаття 69. Перерахунок пенсій з більш високого заробітку
    • Стаття 70. Перерахунок пенсій при неповному стажі роботи
    • Стаття 71. Обчислення пенсій особам, які навчаються
    • Стаття 72. Обчислення заробітку за період роботи за межами України
    • Стаття 73. Обчислення пенсій громадянам України - переселенцям з інших держав
    • Стаття 74. Обчислення пенсій сім’ям пенсіонерів
    • Стаття 75. Виключена на підставі Закону № 307/97-ВР від 04.06.97
    • Стаття 76. Члени сім’ї, на яких нараховуються надбавки до пенсій
    • Стаття 77. Підвищення пенсій деяким категоріям громадян
    • Стаття 78. Перерахунок пенсії у зв’язку із зміною в сімейному стані, влаштуванням на роботу або її припиненням
    • Стаття 79. Визначення суми заробітку та розміру пенсії

    Призначення пенсій

    • Стаття 80. Порядок звернення за призначенням пенсії
    • Стаття 81. Органи, що призначають пенсії
    • Стаття 82. Строки розгляду документів про призначення пенсій
    • Стаття 83. Строки призначення пенсій
    • Стаття 84. Строки перерахунку призначеної пенсії

    Виплата пенсій

    • Стаття 85. Виплата пенсій
    • Стаття 86. Виплата пенсій за довіреністю
    • Стаття 87. Виплата пенсій за минулий час
    • Стаття 88. Виплата пенсій особам, які проживають у будинках-інтернатах (пансіонатах), стаціонарних відділеннях територіальних центрів соціального обслуговування пенсіонерів та одиноких непрацездатних громадян і дитячих будинках-інтернатах
    • Стаття 89. Виплата пенсії за час позбавлення волі
    • Стаття 90. Відрахування з пенсій
    • Стаття 91. Виплата недоодержаної пенсії у зв’язку із смертю пенсіонера і виплата допомоги на поховання
    • Стаття 92. Виплата пенсій громадянам, які виїхали за кордон
  • Розділ III. Соціальні пенсії

    • Стаття 93. Виключена у частині призначення соціальних пенсій на підставі Закону № 2603-IV від 31.05.2005
    • Стаття 94. Виключена у частині призначення соціальних пенсій на підставі Закону № 2603-IV від 31.05.2005
    • Стаття 95. Виключена у частині призначення соціальних пенсій на підставі Закону № 2603-IV від 31.05.2005
    • Стаття 96. Виключена у частині призначення соціальних пенсій на підставі Закону № 2603-IV від 31.05.2005
  • Розділ IV. Порядок і умови перерахунку пенсій

    • Стаття 97. Підвищення пенсій у зв’язку з індексацією грошових доходів населення
    • Стаття 98. Перерахунок раніше призначених пенсій
    • Стаття 99. Заробіток, який враховується при перерахунку пенсій
    • Стаття 100. Порядок призначення пільгових пенсій особам, які мали право на пенсію на пільгових умовах до введення в дію цього Закону
  • Розділ V. Відповідальність підприємств та організацій і громадян. Розв’язання спорів з пенсійних питань

    • Стаття 101. Відповідальність за достовірність даних і документів, виданих для оформлення пенсії
    • Стаття 102. Обов’язок пенсіонерів повідомляти органи, що призначають пенсії про зміну умов, що впливають на виплату пенсій
    • Стаття 103. Стягнення сум пенсії, над міру виплачених пенсіонерові внаслідок зловживань з його боку
    • Стаття 104. Оскарження рішень органу, який призначає пенсії

  • Швидкий перехід до статті

    Запам'ятай: Юрист-UA
    — це юристи, кодекси та бланки


    Оновлення кодеків

    • 12.10.2018 Земельний кодекс України (ЗКУ)
    • 12.10.2018 Про охорону навколишнього природного середовища
    • 01.10.2018 Про банки і банківську діяльність
    • 28.08.2018 Сімейний кодекс України (СКУ)
    • 28.08.2018 Кримінальний кодекс України (ККУ)
    • 28.08.2018 Кодекс України про адміністративні правопорушення (КУпАП.
    • 15.08.2018 Податковий кодекс України (ПКУ)
    • 15.08.2018 Про фермерське господарство
    • 05.08.2018 Кримінальний процесуальний кодекс України (КПКУ)
    • 05.08.2018 Про Національну поліцію


    Ответы юристов

    • 06.12.2020 ООО Право на Якість По консульскому можно по регистрации нет
    • 06.12.2020 Клеменко Катерина Вікторівна Доброго дня. Так, Олена, маєте. Питання надання відпуст.
    • 05.12.2020 ООО Право на Якість Если заезжаете в 20 году и хватает дней то не надо е.
    • 05.12.2020 ООО Право на Якість я думаю это не реально даже если купленная инвалидно.
    • 05.12.2020 Nikjlay Kasyanov Ні, не мають. До речі, де ви в рашке Українську мову.
    • 05.12.2020 ООО Право на Якість нет нужно разрешение
    • 05.12.2020 ООО Право на Якість карта поязду (karta pojazdu), если она была выдана (.
    • 05.12.2020 ООО Право на Якість Відповідно до підпункту 2681.2.1 пункту 2681.2 статт.
    • 05.12.2020 ООО Право на Якість «Про статус ветеранів ві.
    • 05.12.2020 Vladislav Kotigora Юлія, на час проходження військової служби за контракто.


    Кодекси України

    • Кодекси України
    • Закони України


    Активні юристи






    Кращі юристи






    Бланки договорів

    Інформацiя

    • Каталог юристів
    • Адреси юридичних компаній Ураїни
    • Про нашу компанію
    • Судова практика
    • Корисна інформація

    Документи

    • Типові документи
    • Зразки договорів
    • Пошук договорів
    • Коментарі до документів
    • Список державнiх законів
    • Блоги юристів

    Про розділ «Про пенсійне забезпечення»

    Розділ присвячений кодексам і законам України. База Юрист-UA.Net щодня перевіряється і оновлюється. Тут ви можете знайти найостанніші чинні редакції кодексів та законів України. Коментарі до статей ви можете отримати, натиснувши кнопку «Задати питання». За будь-якої статті кодексу вам буде дано найдокладніший персональний коментар з урахуванням вашої ситуації. Живе онлайн обговорення норм законів - це найкращий спосіб розібратися в хитросплетіннях українського законодавства.

    На сайті передбачений зручний пошук статей, наприклад «ст. 93 Про пенсійне забезпечення», вам відразу буде надано стаття законодавчого документа, судова практика і коментарі до нього.

    Будь-консультант на сайті готовий прийняти ваші заявки, проте відповідь не гарантується.

    ©2012 - 2019 Юрист-UA - актуальні зразки договорів України та юридична допомога за українським законодавством

    Читайте также: