Концепции реформы системы пенсионного обеспечения в республике беларусь


Основные черты будущей пенсионной системы Беларуси обозначены в Концепции реформы системы пенсионного обеспечения в Республике Беларусь, принятой в 1997 г. Создается трехуровневая пенсионная сис­тема, состоящая из гарантированных государством социальных пенсий; пенсий, предоставляемых по обязательному пенсионному страхованию, и пенсий, предоставляемых за счет добровольных пенсионных фондов, при сохранении ведущей роли государственного обязательного пенсион­ного страхования. Постепенно в действующее пенсионное законодатель­ство внедряются рациональные подходы и нормы, направленные на уси­ление страховых принципов, стимулирование «зарабатывания пенсии» и обеспечение гарантий ее получения. Процесс совершенствования пенси­онной системы осуществляется с учетом реальной ситуации в стране. Положения Концепции реализуются постепенно: введен индивидуаль­ный (персонифицированный) учет плательщиков взносов на социальное страхование; установлены раздельные тарифы обязательных страховых взносов на пенсионное и социальное страхование; расширен круг лиц, подлежащих обязательному пенсионному страхованию; право на страхо­вую пенсию увязано с уплатой страховых взносов; постепенно увеличи­вается период, за который из заработка исчисляется пенсия; предусмотре­но дополнительное повышение пенсии лицам, достигшим пенсионного возраста, за периоды последующей работы без получения пенсии и др.

Разработан новый проект Закона Республики Беларусь «Об основах пенсионной системы в Республике Беларусь», в котором развиваются поло­жения Концепции о формировании многоуровневой пенсионной системы.

Основная задача на ближайшую перспективу – укрепление страхо­вых принципов пенсионной системы; установление более тесной зависи­мости размера пенсии от уплаченных страховых взносов и периода их уплаты по введению условно-накопительного компонента; введение сис­темы дополнительного обязательного профессионального пенсионного страхования работников, занятых в неблагоприятных условиях труда и некоторыми видами профессиональной деятельности; сокращение си­стемы пенсионных льгот; стимулирование участия в программах добро­вольного пенсионного страхования.

Пенсионное страхование представляет собой объединение страховых взносов нанимателей и работников, а в соответствующих случаях – средств государства с целью защиты от определенных рисков (утраты заработка вследствие достижения определенного возраста, инвалидности, смерти кормильца), уменьшить которые и призван данный институт.

Право на трудовую (страховую) пенсию, условия пенсионного обес­печения и его нормы увязываются с продолжительностью уплаты и объе­мом страховых взносов и предоставляются работникам, достигшим пенси­онного возраста. В число лиц, имеющих право на трудовую пенсию, должны войта все работающие по найму, а также другие граждане, охва­ченные системой государственного пенсионного страхования.

В качестве модели пенсионной системы, обеспечивающей трудовые пенсии, может быть выбрана одна из моделей, адаптируемая к демогра­фическим тенденциям и обеспечивающая жесткую привязку размера пен­сии к сумме средств, внесенных в пенсионную систему на протяжении трудовой деятельности. Это может быть чисто накопительная модель (Чили), условно накопительная модель (Польша); пенсионная система, основан­ная на системе пенсионных баллов (Германия), и др.

Равенство обязанностей застрахованных в уплате страховых взносов и прав в пользовании пенсионной системой вызывает необходимость упорядочения пенсионных льгот и изменения подходов к вопросам их финансирования.

Реформирование системы досрочного выхода на пенсию осуществля­ется на основе разумного сочетания двух подходов.

Первый из них предполагает поэтапный перевод выплаты досроч­ных пенсий в профессиональные пенсионные системы. Он повлечет по­вышение страховой нагрузки на фонд оплаты труда предприятий с большим числом рабочих мест, дающих право досрочного выхода на пенсию. По­этому данный подход целесообразно распространить преимущественно на те рабочие места, которые связаны с высоким риском фактической утраты трудоспособности до достижения общеустановленного пенсион­ного возраста.

Второй подход основывается на поэтапном замещении досрочных пенсий механизмом дополнительного страхования фактической утраты трудоспособности до достижения общеустановленного пенсионного возраста. Этот подход практически не увеличивает страховую нагрузку на фонд оплаты труда предприятий. Он распространяется на те рабочие места и виды деятельности, где досрочный выход на пенсию слабо свя­зан с фактической утратой трудоспособности до достижения общеуста­новленного пенсионного возраста.

Страхование должно покрывать риск утраты трудоспособности от момента присоединения к страховому плану до достижения общеустанов­ленного пенсионного возраста, а льготное пенсионное обеспечение – только в рамках льготного периода. Однако льготное пенсионное обес­печение в отличие от страхования должно быть связано с утратой трудо­способности.

Основой первого из вышеназванных подходов к реформированию льготного пенсионного обеспечения является поэтапный перевод обяза­тельств по финансированию и выплате досрочных пенсий из Фонда со­циальной защиты населения в профессиональные пенсионные системы (ППС), построенные на накопительном принципе.

Профессиональные пенсионные системы должны формироваться на принципах:

безусловной обязанности работодателя, который располагает ра­бочими местами, дающими право на льготное пенсионное обеспечение, учреждать профессиональный страховой план и профессиональный пен­сионный план для работников, имеющих льготный режим пенсионного обеспечения, и заключать договор на их ведение с негосударственным пенсионным фондом (НПФ), обладающим соответствующей специаль­ной лицензией (право выбора компании и негосударственного пенсион­ного фонда закрепляется за работодателем);

предоставления работнику, занимающему рабочее место (выпол­няющему трудовые обязанности), которое дает право на льготное пенси­онное обеспечение, свободы выбора одной из форм покрытия допол­нительных рисков, связанных с трудовой деятельностью: страхования до­срочной утраты трудоспособности или пенсионного обеспечения в пре­делах льготного периода (от приобретения права на досрочную пенсию до достижения общеустановленного пенсионного возраста) – без по­следующего изменения избранной формы;

осуществления финансирования пенсионного плана только рабо­тодателем за счет дополнительного обязательного тарифа страховых взносов, начисляемого на заработную плату лиц, занимающих рабочие места, дающие право на льготы.

Одним из факторов, определяющих нагрузку пенсионной системы, является пенсионный возраст, так как он определяет соотношение чис­ленности пенсионеров и лиц, занятых в народном хозяйстве. Следует иметь в виду, что без повышения возраста выхода на пенсию не обходится практически ни одна пенсионная реформа, реализуемая в мире в по­следние десятилетия. Повышение пенсионного возраста предусматри­вается и в подавляющем большинстве проектов пенсионных реформ, находящихся в стадии подготовки в различных странах мира, включая страны с переходной экономикой.

Основные черты будущей пенсионной системы обозначены Беларуси в Концепции реформы системы пенсионного Республике в обеспечения Беларусь, принятой в 1997 г. Создается пенсионная трехуровневая система, состоящая из гарантированных государством пенсий социальных; пенсий, предоставляемых по обязательному пенсионному пенсий, и страхованию, предоставляемых за счет добровольных пенсионных при, фондов сохранении ведущей роли государственного пенсионного обязательного страхования. Постепенно в действующее пенсионное внедряются законодательство рациональные подходы и нормы, направленные на страховых усиление принципов, стимулирование «зарабатывания пенсии» и гарантий обеспечение ее получения. Процесс совершенствования пенсионной осуществляется системы с учетом реальной ситуации в стране. Концепции Положения реализуются постепенно: введен индивидуальный (учет) персонифицированный плательщиков взносов на социальное страхование; раздельные установлены тарифы обязательных страховых взносов на социальное и пенсионное страхование; расширен круг лиц, обязательному подлежащих пенсионному страхованию; право на страховую увязано пенсию с уплатой страховых взносов; постепенно период увеличивается, за который из заработка исчисляется пенсия; дополнительное предусмотрено повышение пенсии лицам, достигшим возраста пенсионного, за периоды последующей работы без пенсии получения и др.

Разработан новый проект Закона Беларусь Республики «Об основах пенсионной системы в Республике котором», в Беларусь развиваются положения Концепции о формировании пенсионной многоуровневой системы.

Основная задача на ближайшую укрепление – перспективу страховых принципов пенсионной системы; более установление тесной зависимости размера пенсии от страховых уплаченных взносов и периода их уплаты по введению накопительного-условно компонента; введение системы дополнительного профессионального обязательного пенсионного страхования работников, занятых в условиях неблагоприятных труда и некоторыми видами профессиональной сокращение; деятельности системы пенсионных льгот; стимулирование программах в участия добровольного пенсионного страхования.

Пенсионное представляет страхование собой объединение страховых взносов работников и нанимателей, а в соответствующих случаях – средств государства с защиты целью от определенных рисков (утраты заработка достижения вследствие определенного возраста, инвалидности, смерти уменьшить), кормильца которые и призван данный институт.

трудовую на Право (страховую) пенсию, условия пенсионного его и обеспечения нормы увязываются с продолжительностью уплаты и страховых объемом взносов и предоставляются работникам, достигшим возраста пенсионного. В число лиц, имеющих право на пенсию трудовую, должны войта все работающие по также, а найму другие граждане, охваченные системой пенсионного государственного страхования.

В качестве модели пенсионной обеспечивающей, системы трудовые пенсии, может быть одна выбрана из моделей, адаптируемая к демографическим тенденциям и жесткую обеспечивающая привязку размера пенсии к сумме внесенных, средств в пенсионную систему на протяжении трудовой Это. деятельности может быть чисто накопительная Чили (модель), условно накопительная модель (Польша); система пенсионная, основанная на системе пенсионных баллов (Равенство), и др.

Германия обязанностей застрахованных в уплате страховых прав и взносов в пользовании пенсионной системой вызывает упорядочения необходимость пенсионных льгот и изменения подходов к финансирования их вопросам.

Реформирование системы досрочного выхода на осуществляется пенсию на основе разумного сочетания двух Первый.

подходов из них предполагает поэтапный перевод досрочных выплаты пенсий в профессиональные пенсионные системы. Он повышение повлечет страховой нагрузки на фонд оплаты предприятий труда с большим числом рабочих мест, право дающих досрочного выхода на пенсию. Поэтому подход данный целесообразно распространить преимущественно на те рабочие которые, места связаны с высоким риском фактической трудоспособности утраты до достижения общеустановленного пенсионного возраста.

подход Второй основывается на поэтапном замещении досрочных механизмом пенсий дополнительного страхования фактической утраты достижения до трудоспособности общеустановленного пенсионного возраста. Этот практически подход не увеличивает страховую нагрузку на фонд труда оплаты предприятий. Он распространяется на те рабочие места и деятельности виды, где досрочный выход на пенсию связан слабо с фактической утратой трудоспособности до достижения пенсионного общеустановленного возраста.

Страхование должно покрывать утраты риск трудоспособности от момента присоединения к страховому достижения до плану общеустановленного пенсионного возраста, а льготное обеспечение пенсионное – только в рамках льготного периода. льготное Однако пенсионное обеспечение в отличие от страхования быть должно связано с утратой трудоспособности.

Основой вышеназванных из первого подходов к реформированию льготного пенсионного является обеспечения поэтапный перевод обязательств по финансированию и досрочных выплате пенсий из Фонда социальной защиты профессиональные в населения пенсионные системы (ППС), построенные на принципе накопительном.

Профессиональные пенсионные системы должны принципах на формироваться:

безусловной обязанности работодателя, который рабочими располагает местами, дающими право на льготное обеспечение пенсионное, учреждать профессиональный страховой план и пенсионный профессиональный план для работников, имеющих режим льготный пенсионного обеспечения, и заключать договор на их негосударственным с ведение пенсионным фондом (НПФ), обладающим специальной соответствующей лицензией (право выбора компании и пенсионного негосударственного фонда закрепляется за работодателем);

предоставления занимающему, работнику рабочее место (выполняющему трудовые которое), обязанности дает право на льготное пенсионное свободы, обеспечение выбора одной из форм покрытия рисков дополнительных, связанных с трудовой деятельностью: страхования утраты досрочной трудоспособности или пенсионного обеспечения в льготного пределах периода (от приобретения права на досрочную достижения до пенсию общеустановленного пенсионного возраста) – без изменения последующего избранной формы;

осуществления финансирования плана пенсионного только работодателем за счет дополнительного тарифа обязательного страховых взносов, начисляемого на заработную лиц плату, занимающих рабочие места, дающие льготы на право.

Одним из факторов, определяющих нагрузку системы пенсионной, является пенсионный возраст, так определяет он как соотношение численности пенсионеров и лиц, народном в занятых хозяйстве. Следует иметь в виду, без что повышения возраста выхода на пенсию не практически обходится ни одна пенсионная реформа, реализуемая в последние в мире десятилетия. Повышение пенсионного возраста подавляющем и в предусматривается большинстве проектов пенсионных реформ, стадии в находящихся подготовки в различных странах мира, страны включая с переходной экономикой.


КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ

Действующая солидарная система не гарантирует достойной жизни на пенсии. Наполняемость пенсионного фонда продолжает ухудшаться из-за сложной демографической ситуации и старения населения. Предпринимаемые меры властей по повышению пенсионного возраста не улучшают положения. Непрозрачность пенсионных начислений не способствует доверию населения к системе, что препятствует проведению ее реформирования. Высокая налоговая нагрузка на бизнес способствует использования серых схем по ее снижению, что в долгосрочной перспективе приводит к росту дефицита средств в пенсионном фонде.

Пенсионная реформа предусматривает упрощение пенсионной формулы и дебюрократизацию системы, повышение финансовой грамотности населения относительно важности своего участия в обеспечении достойного уровня жизни на пенсии. Введение обязательной накопительной пенсии будет способствовать устойчивости пенсионной системы в долгосрочной перспективе, а также заинтересованности работников в отчислениях на достойную старость.


ПРОБЛЕМЫ, НА РЕШЕНИЕ КОТОРЫХ НАПРАВЛЕНА РЕФОРМА

1. Кризис солидарной пенсионной системы и наполнения пенсионного фонда в связи с неблагоприятной демографической ситуацией.

Сейчас те, кто работает сегодня, оплачивая из своих заработков взносы в пенсионный фонд, обеспечивают тех, кто получает пенсии. Сегодня на одного пенсионера в Беларуси приходится около 1,7 работающих. К 2050 году каждому работающему придется производить отчисления на содержание своей семьи и одного пенсионера.

Попытка государства разрешить проблему наполнения пенсионного фонда за счет увеличение пенсионного возраста не приносит результаты. В связи с низкой рождаемостью прогнозируется увеличение пенсионной нагрузки на работающих в долгосрочной перспективе.

2. Высокий уровень пенсионных тарифов, который стимулирует уклонение от уплаты взносов и «зарплату в конвертах».

В настоящее время в Беларуси один из самых высоких на постсоветском

пространстве уровень пенсионных взносов, который составляет для большинства работодателей 34%:

28 % идет на пенсионное страхование,

6 % на социальное страхование.

Для работника этот тариф составляет 1 %, который удерживается из его заработной платы.

Высокий уровень пенсионных тарифов стимулирует развитие теневой экономики, выплаты «зарплат в конвертах» и, соответственно, в перспективе сокращение взносов в пенсионный фонд.

3. Непрозрачность страховой пенсионной системы, отсутствие стимулов для работника делать отчисления в Фонд социальной занятости населения ( ФСЗН ) или же пенсионные накопления.

В Беларуси нет практики заранее информировать гражданина о размере пенсии. Самому работнику крайне затруднительно самостоятельно определить размер своей будущей пенсии из-за сложности расчетов.

Большинство граждан не задумывается или не знает о том, как формируется ФСЗН (в том числе пенсионный фонд). В результате у граждан формируется искаженное представление о том, что пенсии и пособия им платит государство.

Вся сфера пенсионного страхования в Беларуси монополизирована, а альтернативных предложений по обеспечению старости на рынке отсутствуют. Для того, чтобы официально получать пенсию необходимо уплачивать страховые взносы в ФСЗН либо воспользоваться

услугой государственного предприятия «Стравита» либо дочерней компании «Приорбанка» — «Приорлайф».

4. Постоянное ужесточение требования по получению трудовой пенсии и «ловушка страхового стажа».

Обязательным условием для трудовой пенсию по возрасту и за выслугу лет является наличие стажа работы с уплатой взносов в бюджет. Однако в последние годы государство постоянно увеличивает минимальный страховой стаж. С 2015 года произошло увеличение с 10 до 15 лет , хотя еще в 2013 года он составлял 5 лет. Эта тенденция продолжится и к 2025 году для получения трудовой пенсии необходимо будет иметь стаж в 20 лет.

В страховой стаж, в отличие от общего, из-за отсутствия отчислений в ФСЗН не включаются :

Периоды, в течение которых было назначено пособие по безработице;

Отпуск по уходу за инвалидом/ребенком-инвалидом/лицом старше 80 лет;

Дневное обучение в высшем и среднем специальном учебном заведении.

При этом целая группа граждан очутилась в ловушке страхового стажа. Часть работников, которые в период нововведений достигают пенсионного возраста и имеют достаточный страховой стаж по старым правилам, не дотягивают до страхового стажа по новым правилам. Эти люди не могут получить ни пенсию по возрасту на общих основаниях, ни социальную пенсию.

5. Невысокий размер трудовых пенсий для большинства работников и исключительные пенсионные условия для отдельных групп граждан.

Распределительная пенсионная система в Беларуси характеризуется, с одной стороны, низким уровнем размеров трудовых пенсий, с другой — высоким тарифом страховых взносов.

Средний размер пенсии по возрасту в январе 2020 года составил 445,90 бел.руб., а номинальная начисленная средняя зарплата работников 1118,10 бел. руб.

Соотношение средней пенсии по возрасту и средней заработной платы в январе 2020 года по Беларуси составило 39,9%.

Вместе с тем, у госслужащих, сотрудников МВД, КГБ, МЧС, военнослужащих пенсии значительно выше, чем у остальных пенсионеров. К примеру, пенсионное обеспечение военнослужащих регулируется в рамках особого законодательства, а выплаты производятся из республиканского бюджета, а не пенсионного фонда.

6. Невыгодные условия для трудовой занятости пожилых людей на пенсии.

В Беларуси трудовую деятельность продолжают около 600 тыс. пенсионеров.

Эти граждане (и предприятия, на которых они работают) продолжают делать отчисления в ФСЗН и, соответственно, оплачивать собственные пенсионные выплаты.

Работающим пенсионерам с более высоким коэффициентом заработка (выше 1,3) пенсионные выплаты производятся не в полном размере. При этом они не освобождаются от оплаты страховых взносов в ФСЗН, что в результате приводит к формированию серого рынка труда, на котором часть пенсионеров занята нелегально.

ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ / ЗАДАЧИ РЕФОРМЫ

Обеспечение прозрачности пенсионной системы и повышение доверия населения.

Обеспечение устойчивости пенсионной системы и пенсионного фонда.

Повышение эффективности накопления и расходования средств.

Повышение уровня пенсий по возрасту.

Поддержание приемлемого уровня страховой нагрузки для бизнеса.

Введение обязательного накопительного уровня пенсионной системы.

ОСНОВНЫЕ МЕРЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ РЕФОРМ

1. Выравнивание возраста выхода на пенсию для мужчин и женщин до 60 лет.

Вопрос повышения пенсионного возраста тесно связан с сохранением трудоспособности, созданием новых рабочих мест на рынке труда для лиц предпенсионного возраста, снижением уровня безработицы. В возрасте, дающем право на пенсию, может трудиться

80% людей, но при этом лишь 1⁄3 — на прежнем рабочем месте, а 2⁄3 — с неполным рабочим днем либо выполняя работу на дому.

2. Упрощение системы органов социального обеспечения и объединение Министерства труда и социальной защиты и его органов на местах с органами управления Фонда социальной защиты населения (ФСЗН) .

Это позволит упростить саму систему указанных органов, сократить численность их административно-управленческого персонала, а высвобожденные средства направить в

соответствующие фонды, из средств которых осуществляется социальное обеспечение.

3. Унификация пенсионного законодательства и выравнивание условий по пенсионному обеспечению для всех граждан без привилегированных категорий.

Следует отказаться от множественных пенсионных льгот. Так пенсии за выслугу лет и пенсии, связанные с определенными видами профессиональной деятельности, должны рассматриваться как разновидность трудовых пенсий без привилегированных коэффициентов

4. Отмена понижающего коэффициента и отмена взносов в ФСЗН для работающих на пенсии.

Это станет стимулом для продолжения трудовой занятости работников в пенсионном возрасте и присутствию пенсионеров на рынке труда необходима.

5. Включение в страховой стаж следующих периодов:

получение пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности;

уход одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста трёх лет;

получение пособия по безработице;

содержание под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, и период отбывания наказания этими лицами в местах лишения свободы;

уход, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет;

Дневное обучение в высшем и среднем специальном учебном заведении.

6. Введение обязательного накопительного уровня с сохранением базового пакета социальной пенсии.

Государство сохраняет солидарную пенсионную систему в качестве базовой ступени и берет на себя обязательства по ее функционированию. Обеспечение этого вида пенсий гарантируется отдельной статьей расходов из средств, поступающих в виде социального налога от нанимателей и предпринимателей, в государственный пенсионный фонд. Размер этой части пенсии соответствует минимальному прожиточному минимуму.

Вторую ступень формируют пенсионные накопительные фонды, которые создаются как независимые организации. Платежи в бюджет этих фондов поступают от государства и частных лиц. Работы накопительных фондов регламентируются и контролируются государством.

7. Перераспределение обязательных пенсионных взносов между государственным пенсионным фондом социального страхования и накопительными фондами.

Реформа предусматривает постепенное увеличение отчислений в накопительный фонд на именной счет гражданина 10% от его зарплаты к 2030 году (с шагом 1% в год).

При этом взносы распределяются следующим образом: на именной счет в выбранном работником пенсионном фонде перечисляется 50% пенсионного взноса из его зарплаты, а государство переводит дополнительные 50% суммы. Этим государство стимулирует гражданина участвовать во второй ступени пенсионной системы.

Одновременно проводится снижение нагрузки на предприятия по выплатам в пенсионный фонд до 24% (с шагом 1% в год).

8. Внесение изменений в налоговое законодательство и льготы для участников накопительной системы.

Для предприятий предусмотреть вычеты из налогооблагаемой базы по прибыли, а для индивидуальных предпринимателей снижение ставок единого налога в зависимости от размера накопительных взносов, для работников льготы по подоходному налогу.

9. Передача в Накопительные пенсионные фонды не менее 25% акций крупных госпредприятий или 25% средств от приватизации госимущества.

ОРГАНЫ, КОТОРЫЕ ПРИНИМАЮТ РЕШЕНИЕ

— Министерство труда и социальной защиты;

НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ

— Разработка и принятие в Республике Беларусь Кодекса о социальном обеспечении.

— Закон «О пенсионном обеспечении».

Предложения разработаны экспертом: Ольга Ковалькова.


КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ

Действующая солидарная система не гарантирует достойной жизни на пенсии. Наполняемость пенсионного фонда продолжает ухудшаться из-за сложной демографической ситуации и старения населения. Предпринимаемые меры властей по повышению пенсионного возраста не улучшают положения. Непрозрачность пенсионных начислений не способствует доверию населения к системе, что препятствует проведению ее реформирования. Высокая налоговая нагрузка на бизнес способствует использования серых схем по ее снижению, что в долгосрочной перспективе приводит к росту дефицита средств в пенсионном фонде.

Пенсионная реформа предусматривает упрощение пенсионной формулы и дебюрократизацию системы, повышение финансовой грамотности населения относительно важности своего участия в обеспечении достойного уровня жизни на пенсии. Введение обязательной накопительной пенсии будет способствовать устойчивости пенсионной системы в долгосрочной перспективе, а также заинтересованности работников в отчислениях на достойную старость.


ПРОБЛЕМЫ, НА РЕШЕНИЕ КОТОРЫХ НАПРАВЛЕНА РЕФОРМА

1. Кризис солидарной пенсионной системы и наполнения пенсионного фонда в связи с неблагоприятной демографической ситуацией.

Сейчас те, кто работает сегодня, оплачивая из своих заработков взносы в пенсионный фонд, обеспечивают тех, кто получает пенсии. Сегодня на одного пенсионера в Беларуси приходится около 1,7 работающих. К 2050 году каждому работающему придется производить отчисления на содержание своей семьи и одного пенсионера.

Попытка государства разрешить проблему наполнения пенсионного фонда за счет увеличение пенсионного возраста не приносит результаты. В связи с низкой рождаемостью прогнозируется увеличение пенсионной нагрузки на работающих в долгосрочной перспективе.

2. Высокий уровень пенсионных тарифов, который стимулирует уклонение от уплаты взносов и «зарплату в конвертах».

В настоящее время в Беларуси один из самых высоких на постсоветском

пространстве уровень пенсионных взносов, который составляет для большинства работодателей 34%:

28 % идет на пенсионное страхование,

6 % на социальное страхование.

Для работника этот тариф составляет 1 %, который удерживается из его заработной платы.

Высокий уровень пенсионных тарифов стимулирует развитие теневой экономики, выплаты «зарплат в конвертах» и, соответственно, в перспективе сокращение взносов в пенсионный фонд.

3. Непрозрачность страховой пенсионной системы, отсутствие стимулов для работника делать отчисления в Фонд социальной занятости населения ( ФСЗН ) или же пенсионные накопления.

В Беларуси нет практики заранее информировать гражданина о размере пенсии. Самому работнику крайне затруднительно самостоятельно определить размер своей будущей пенсии из-за сложности расчетов.

Большинство граждан не задумывается или не знает о том, как формируется ФСЗН (в том числе пенсионный фонд). В результате у граждан формируется искаженное представление о том, что пенсии и пособия им платит государство.

Вся сфера пенсионного страхования в Беларуси монополизирована, а альтернативных предложений по обеспечению старости на рынке отсутствуют. Для того, чтобы официально получать пенсию необходимо уплачивать страховые взносы в ФСЗН либо воспользоваться

услугой государственного предприятия «Стравита» либо дочерней компании «Приорбанка» — «Приорлайф».

4. Постоянное ужесточение требования по получению трудовой пенсии и «ловушка страхового стажа».

Обязательным условием для трудовой пенсию по возрасту и за выслугу лет является наличие стажа работы с уплатой взносов в бюджет. Однако в последние годы государство постоянно увеличивает минимальный страховой стаж. С 2015 года произошло увеличение с 10 до 15 лет , хотя еще в 2013 года он составлял 5 лет. Эта тенденция продолжится и к 2025 году для получения трудовой пенсии необходимо будет иметь стаж в 20 лет.

В страховой стаж, в отличие от общего, из-за отсутствия отчислений в ФСЗН не включаются :

Периоды, в течение которых было назначено пособие по безработице;

Отпуск по уходу за инвалидом/ребенком-инвалидом/лицом старше 80 лет;

Дневное обучение в высшем и среднем специальном учебном заведении.

При этом целая группа граждан очутилась в ловушке страхового стажа. Часть работников, которые в период нововведений достигают пенсионного возраста и имеют достаточный страховой стаж по старым правилам, не дотягивают до страхового стажа по новым правилам. Эти люди не могут получить ни пенсию по возрасту на общих основаниях, ни социальную пенсию.

5. Невысокий размер трудовых пенсий для большинства работников и исключительные пенсионные условия для отдельных групп граждан.

Распределительная пенсионная система в Беларуси характеризуется, с одной стороны, низким уровнем размеров трудовых пенсий, с другой — высоким тарифом страховых взносов.

Средний размер пенсии по возрасту в январе 2020 года составил 445,90 бел.руб., а номинальная начисленная средняя зарплата работников 1118,10 бел. руб.

Соотношение средней пенсии по возрасту и средней заработной платы в январе 2020 года по Беларуси составило 39,9%.

Вместе с тем, у госслужащих, сотрудников МВД, КГБ, МЧС, военнослужащих пенсии значительно выше, чем у остальных пенсионеров. К примеру, пенсионное обеспечение военнослужащих регулируется в рамках особого законодательства, а выплаты производятся из республиканского бюджета, а не пенсионного фонда.

6. Невыгодные условия для трудовой занятости пожилых людей на пенсии.

В Беларуси трудовую деятельность продолжают около 600 тыс. пенсионеров.

Эти граждане (и предприятия, на которых они работают) продолжают делать отчисления в ФСЗН и, соответственно, оплачивать собственные пенсионные выплаты.

Работающим пенсионерам с более высоким коэффициентом заработка (выше 1,3) пенсионные выплаты производятся не в полном размере. При этом они не освобождаются от оплаты страховых взносов в ФСЗН, что в результате приводит к формированию серого рынка труда, на котором часть пенсионеров занята нелегально.

ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ / ЗАДАЧИ РЕФОРМЫ

Обеспечение прозрачности пенсионной системы и повышение доверия населения.

Обеспечение устойчивости пенсионной системы и пенсионного фонда.

Повышение эффективности накопления и расходования средств.

Повышение уровня пенсий по возрасту.

Поддержание приемлемого уровня страховой нагрузки для бизнеса.

Введение обязательного накопительного уровня пенсионной системы.

ОСНОВНЫЕ МЕРЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ РЕФОРМ

1. Выравнивание возраста выхода на пенсию для мужчин и женщин до 60 лет.

Вопрос повышения пенсионного возраста тесно связан с сохранением трудоспособности, созданием новых рабочих мест на рынке труда для лиц предпенсионного возраста, снижением уровня безработицы. В возрасте, дающем право на пенсию, может трудиться

80% людей, но при этом лишь 1⁄3 — на прежнем рабочем месте, а 2⁄3 — с неполным рабочим днем либо выполняя работу на дому.

2. Упрощение системы органов социального обеспечения и объединение Министерства труда и социальной защиты и его органов на местах с органами управления Фонда социальной защиты населения (ФСЗН) .

Это позволит упростить саму систему указанных органов, сократить численность их административно-управленческого персонала, а высвобожденные средства направить в

соответствующие фонды, из средств которых осуществляется социальное обеспечение.

3. Унификация пенсионного законодательства и выравнивание условий по пенсионному обеспечению для всех граждан без привилегированных категорий.

Следует отказаться от множественных пенсионных льгот. Так пенсии за выслугу лет и пенсии, связанные с определенными видами профессиональной деятельности, должны рассматриваться как разновидность трудовых пенсий без привилегированных коэффициентов

4. Отмена понижающего коэффициента и отмена взносов в ФСЗН для работающих на пенсии.

Это станет стимулом для продолжения трудовой занятости работников в пенсионном возрасте и присутствию пенсионеров на рынке труда необходима.

5. Включение в страховой стаж следующих периодов:

получение пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности;

уход одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста трёх лет;

получение пособия по безработице;

содержание под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, и период отбывания наказания этими лицами в местах лишения свободы;

уход, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет;

Дневное обучение в высшем и среднем специальном учебном заведении.

6. Введение обязательного накопительного уровня с сохранением базового пакета социальной пенсии.

Государство сохраняет солидарную пенсионную систему в качестве базовой ступени и берет на себя обязательства по ее функционированию. Обеспечение этого вида пенсий гарантируется отдельной статьей расходов из средств, поступающих в виде социального налога от нанимателей и предпринимателей, в государственный пенсионный фонд. Размер этой части пенсии соответствует минимальному прожиточному минимуму.

Вторую ступень формируют пенсионные накопительные фонды, которые создаются как независимые организации. Платежи в бюджет этих фондов поступают от государства и частных лиц. Работы накопительных фондов регламентируются и контролируются государством.

7. Перераспределение обязательных пенсионных взносов между государственным пенсионным фондом социального страхования и накопительными фондами.

Реформа предусматривает постепенное увеличение отчислений в накопительный фонд на именной счет гражданина 10% от его зарплаты к 2030 году (с шагом 1% в год).

При этом взносы распределяются следующим образом: на именной счет в выбранном работником пенсионном фонде перечисляется 50% пенсионного взноса из его зарплаты, а государство переводит дополнительные 50% суммы. Этим государство стимулирует гражданина участвовать во второй ступени пенсионной системы.

Одновременно проводится снижение нагрузки на предприятия по выплатам в пенсионный фонд до 24% (с шагом 1% в год).

8. Внесение изменений в налоговое законодательство и льготы для участников накопительной системы.

Для предприятий предусмотреть вычеты из налогооблагаемой базы по прибыли, а для индивидуальных предпринимателей снижение ставок единого налога в зависимости от размера накопительных взносов, для работников льготы по подоходному налогу.

9. Передача в Накопительные пенсионные фонды не менее 25% акций крупных госпредприятий или 25% средств от приватизации госимущества.

ОРГАНЫ, КОТОРЫЕ ПРИНИМАЮТ РЕШЕНИЕ

— Министерство труда и социальной защиты;

НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ

— Разработка и принятие в Республике Беларусь Кодекса о социальном обеспечении.

— Закон «О пенсионном обеспечении».

Предложения разработаны экспертом: Ольга Ковалькова.

По словам главы правительства, изменения готовятся для сохранения стабильности пенсионного обеспечения.

МИНСК, 2 дек - Sputnik. Премьер-министр Роман Головченко заявил о том, что в Беларуси предстоит переформатировать пенсионную систему.

Сегодня Головченко выступает в Овальном зале, где представит депутатскому корпусу программу правительства на ближайшие пять лет. В Беларуси насчитывается более 2,5 млн пенсионеров из почти 9,5 млн человек населения.


"Для сохранения стабильности пенсионного обеспечения предстоит переформатировать пенсионную систему. Для этого будет максимально задействован механизм частных пенсионных сбережений и корпоративных пенсионных программ нанимателей", - цитирует главу правительства БелТА.

Как планируют считать?

По словам премьера, в правительстве прорабатываются подходы по поддержанию средней пенсии по возрасту не ниже 40% от среднемесячной зарплаты по стране.

Головченко отметил, что предстоит работа с организациями, в которых уровень средней зарплаты складывается ниже среднеотраслевого значения.


Как уточнил глава белорусского правительства, речь идет о переходе на новые критерии установления минимальной зарплаты в размере не ниже 30% от прогнозного значения среднемесячной зарплаты по республике.

"Для работников бюджетной сферы в меру возможностей предусмотрено поэтапное повышение размера базовой ставки", - сказал Головченко.

А в реальном секторе экономики, подчеркнул он, будет сохранен принцип зарабатывания денег через повышение производительности труда.

Головченко также уточнил, что будет сделан акцент на стимулировании работников за высокоэффективный труд, совершенствовании системы мотивации управляющего персонала.


Пенсионная реформа-2017

Предыдущая пенсионная реформа в стране началась в 2017 году. Возраст выхода на заслуженный отдых для белорусов повышается поэтапно с шагом в полгода. Реформа должна завершиться в 2022 году, когда мужчины и женщины смогут выходить на пенсию в 63 и 58 лет соответственно.

В целом реформа затронула мужчин 1957–1959 годов рождения и женщин 1962–1964 годов рождения. Также ежегодно повышается и минимальный страховой стаж – сумма всех периодов, когда гражданином производились страховые взносы в ФСЗН. В 2020 году он составляет 17,5 года.

Зачем нужно переформатировать пенсионную систему

Количество пенсионеров, которых на сегодняшний день чуть более 2,5 миллиона человек, постоянно увеличивается, а количество занятых в экономике (около 4,3 миллиона) снижается. И это при том, что еще несколько лет назад в Беларуси были приняты меры по постепенному увеличению пенсионного возраста, а порядка 25% пенсионеров продолжают официально трудиться.


С учетом того, что в настоящее время на одного пенсионера уже приходится 1,7 работающих в ближайшие 15-20 лет государство может столкнуться с кризисом выплат по социальным обязательствам. При этом возрастная пирамида Беларуси имеет так называемый регрессивный тип, характерный для большинства европейских государств с достаточно высоким уровнем здравоохранения и образования. В этом случае увеличивается продолжительность жизни, показатели смертности и рождаемости относительно низкие, что в числе прочих факторов приводит к старению населения и повышению пенсионной нагрузки соответственно.

Эксперты отмечают необходимость развития накопительной пенсионной системы и страховых фондов, хотя в этом случае общество должно обладать высоким уровнем финансовой грамотности и индивидуальной ответственности.

Правительство Беларуси намерено остановить "утечку мозгов" из страны

Читайте также: