Кто против пенсионной реформы в украине


Такой неприглядный сценарий был заложен еще в 2017 году в рамках пенсионной реформы, предполагавшей повышение пенсионного возраста и трудового стажа, необходимого для выхода на заслуженный отдых.

В постановлении правительства Украины № 1098 говорится, что в 60 лет в 2020 году выйти на пенсию могут те, кто имеет не менее 27 лет стажа. Если есть от 17 до 27 лет стажа, придется работать до 63 лет, а от 15 до 17 лет — 65 лет.

Плюс 75 тысяч нищих и более


Однако в постановлении правительства и эта норма была прописана как временная мера, действующая до 1 января 2021 года. Следовательно, более 75 тысяч украинцев, получавших социальную пенсию в текущем году, лишатся и этого мизерного источника средств к существованию. Многие из них, стоит отметить, ранее усердно работали, но либо без официального оформления, либо за границей, так как вследствие деиндустриализации и закрытия предприятий нормальной официальной работы на родине найти не могли.

И количество таких людей будет нарастать с каждым годом, как снежный ком. Если сейчас на пенсию выходят люди еще советского поколения, у которых был какой-нибудь стаж до 1990-х годов, то следующее поколение не имеет, как правило, и его.

Как говорит руководитель Экономического дискуссионного клуба Олег Пендзин, сейчас из 22 миллионов трудоспособного населения Украины Единый социальный взнос (ЕСВ), то есть отчисления в Пенсионный фонд, платят лишь 11 миллионов. Остальные же трудоустроены либо неофициально, либо за пределами Украины. И большую часть из них ожидает такая же судьба, особенно учитывая, что требуемый трудовой стаж будет повышаться. К 2028-му году он должен составлять уже 35 лет.

Как прогнозирует Пендзин, в такой ситуации люди, чтобы выжить, будут вынуждены жить под мостами и побираться на свалках — если нет родственников, которые смогут кормить.

Коллапс государственного Пенсионного фонда

Возможно, более светлое будущее ожидает тех украинцев, которые все-таки нашли официальную работу на родине и смогут к 2028 году накопить 35 лет стажа? Однако и здесь, увы, все не так радужно. На данный момент дефицит в Пенсионном фонде составляет более 200 миллиардов гривен. «Дыру» в фонде закрывают из госбюджета, у которого в приоритете стоят выплаты международным кредиторам.


Его слова можно считать своеобразным «ободряющим» посылом тем украинцам, кто все-таки работает официально в надежде заработать себе 35-летний стаж в будущем.

В то же время заместитель Федерации профсоюзов Украины Александр Шубин считает премьер-министра большим оптимистом относительно сроков, так как, по его подсчетам, уже через пять лет Украина не сможет платить пенсии. Такой печальный сценарий является не только следствием демографии, но и естественным результатом майдана, шестую годовщину которого как раз отмечают в эти дни.

Пресловутый «безвиз» наряду с массовым закрытием предприятий отправил за пределы страны миллионы трудоспособных украинцев. И теперь около 8 миллионов граждан Украины работают, а их работодатели делают отчисления в Пенсионный фонд, но не Украины, а Польши или Италии.

Однако, даже если Украина вообще не сможет платить пенсии, это не будет означать отмену пенсионных отчислений ныне работающих украинцев. Это означало бы увольнение тысяч чиновников, которые «без пропитания не могут», а Государственный пенсионный фонд, в принципе, может работать и сугубо на себя. Поэтому он в любом случае останется, как и обязательные отчисления в него.

Частные пенсионные фонды с признаками аферы

В качестве дополнительной альтернативы ныне действующей пенсионной системе в Кабмине продвигают концепцию накопительной трехуровневой пенсионной системы. Соответствующий законопроект, по словам депутата от «Евросолидарности» Алексея Гончаренко, на днях согласовал Кабмин. Правительство предлагает Верховной Раде ввести три профессиональных пенсионных программы для молодых работников, которым сейчас менее 35 лет:

1. Право на получение пенсионных выплат после 50 лет при наличии страхового стажа от 25 лет — работодателям придется дополнительно к 22% ЕСВ платить еще 15%;

2. Право на получение пенсии после 55 лет и наличия страхового стажа от 30 лет — 7% отчислений дополнительно к ЕСВ для работодателей;

3. Возможность вступить в негосударственный пенсионный фонд с получением пенсионных выплат по достижении 55 лет. При этом дополнительные отчисления, помимо ЕСВ, — от 3% по согласованию с работниками.

Таким образом, согласно плану, на Украине должна будет заработать трехуровневая пенсионная система (для тех, кто младше 35 лет):

1-й уровень — государственная солидарная система (действует и сейчас);

2-й уровень — государственная накопительная система (попытаются запустить);

3-й уровень — частные пенсионные фонды (уже существуют на Украине, но не пользуются особой популярностью из-за недоверия граждан).


Резко критикует Украину за пассивность в этом вопросе и USAID.

«После 14 лет существования системы негосударственного пенсионного обеспечения в Украине (3-й уровень) оказалось, что это неудачный эксперимент. Неудачный с точки зрения охвата физических лиц, общей суммы накопленных активов, расходов и реальных показателей деятельности, а также, самое главное, результатов», — резюмировали в USAID в апреле этого года.

Возможно, запугивание граждан вероятной отменой государственных пенсий вызвано и этим фактором. Народный депутат из фракции «Слуга народа» Галина Янченко в эфире «Украины 24» недавно говорила, что нынешние 30-летние украинцы могут даже не надеяться, что после достижения пенсионного возраста будут получать пенсии, поэтому им пора задуматься о накопительной системе.

«Мне 32 года, и я думаю, что моему поколению пенсия, на которую можно выжить, уже не светит», — заявила депутат, призвав аудиторию взглянуть на пенсионеров стран Западной Европы, которые живут хорошо, и всё благодаря накопительной пенсионной системе.

В данном контексте можно вспомнить, что картинки со счастливыми немецкими пенсионерами распространялись еще шесть лет назад на майдане, который через год почти в три раза сократил реальные пенсии за счет девальвации.

По сути, частные пенсионные фонды — это частные банки, предлагающие долгосрочные вклады с выплатой через 20-30 лет. И то, что граждане Украины не спешат нести в них свои сбережения, вызвано осознанием нестабильности политической и экономической ситуации в стране.

Многие к тому же регулярно видят пикеты обманутых вкладчиков и подозревают очередную аферу и в системе частных пенсионных фондов. Все-таки украинские банкиры-аферисты нередко успевают ограбить вкладчиков и за год-два существования банка, что уж говорить о периоде в 20-30 лет, когда истечет даже срок давности. Достаточно представить себе такого вкладчика, который вложил бы свои средства в частный пенсионный фонд в 1996 году, когда средняя зарплата была 126 гривен, в надежде получить в 2020-м «огромную пенсию» в 150 гривен с учетом процентов и той малой вероятности, что эта контора до сих пор бы сохранилась.


«Должны быть инструменты для инвестиций. У нас в стране их нет. У нас фондового рынка как такого нет. Единственное, куда можно вкладывать деньги сегодня, — это, наверное, ОВГЗ», — говорит Александр Паращий, аналитик инвестиционной компании Concorde Capital, рассказывая о приоритетных инвестициях украинских частных пенсионных фондов.

На Украине уже есть свежие прецеденты обмана вкладчиков таких фондов. В 2007 году Нацбанк Украины сформировал для своих сотрудников отдельный пенсионный фонд, в который они переводили 3% своих зарплат, чтобы получить дополнительную пенсию со временем. Эти средства НБУ вкладывал в «прибыльные предприятия». В итоге вложенные средства испарились вскоре после победы Евромайдана — в 2015 году.

Пропало в общей сложности около миллиарда гривен. И пропали они потому, что экономические «гении» государственного Нацбанка вкладывали эти средства исключительно в убыточные предприятия (как правило, неликвидные частные банки). В целом же в этой схеме просматриваются все признаки аферы, в результате которой пострадали около 13 тысяч рядовых сотрудников НБУ.

Накопительная система и частные пенсионные фонды, возможно, актуальны в стабильных странах с низким уровнем коррупции, не испытывавших экономических и политических потрясений десятилетиями, но не в Афганистане, Ливии, Украине или Молдавии. В условиях этих стран любые финансовые обязательства с отсрочкой в 20-30 лет напоминают сказку о том, как Ходжа Насреддин взял у шаха деньги, обязуясь через 20 лет научить осла говорить по-человечески.

«Всё равно за эти 20 лет либо шах умрет, либо осел, либо я», — решил Насреддин, подсказав тем самым принцип действий и для многих аферистов из частных пенсионных фондов в нестабильных коррумпированных странах.


Для пенсионеров и людей предпенсионного возраста правительство и парламент подготовили много нового. Это и увеличение пенсионного возраста для госслужащих до 65 лет, и автоматическое начисление пенсий, и доплаты пенсионерам старше 75 лет и еще ряд инноваций. Что из этого можно отнести к разряду осуществимых, а что нет — разбирались "Вести".

Власти решили полностью изменить жизнь пенсионеров. Хотят сделать автоматическое начисление выплат, предлагают отсрочку выхода на отдых и обещают добавить денег тем, кому за 75. "У нас дальше разговоров дело не идет", — считают эксперты.

"Все равно придется собирать бумаги"

Начнем с того, что Верховная Рада в первом чтении приняла законопроект №3623 об отмене бумажных трудовых книжек и назначении пенсий автоматически. То есть если его примут, то украинцам не придется обращаться в Пенсионный фонд, собирать справки, доказывать свой стаж и подтверждать его — все будет храниться в электронном виде. А главное — так же автоматически будет начислена пенсия. Но если пенсионеру она покажется маленькой и несправедливой, он сможет потребовать ее пересчитать и выбрать период, когда на работе получал наибольшую зарплату.

Теоретически все выглядит складно, но есть опасение, что идея останется не воплощенной в жизнь. "В стране огромное количество людей, которые работают нелегально или же полулегально на 0,5–0,25 ставки по требованию работодателя. Автоматического начисления пенсии не получится из-за неготовности технически это воплотить и большого процента теневого рынка труда, особенно в частном секторе. А с учетом того, что у нас 85% экономики — частный сектор, для большинства сотрудников автоматическое начисление пенсий — минус, а не плюс. Им придется так же, по старинке, собирать ворох бумаг и пытаться выбить пенсию побольше", — рассказывает "Вестям" экономист Андрей Новак.

Отсроченная пенсия: есть ли смысл

На полном серьезе сегодня рассматривают вариант, что госслужащим не обязательно идти на пенсию в 60 лет и они могут работать до 65-ти. Так называемую рассрочку можно будет оформить по желанию.

Как отметили инициаторы, от этого работающие только выиграют, так как за каждый месяц отсрочки пенсии ее размер увеличивается на 0,5%. При этом, если отсрочить пенсию более чем на пять лет, надбавка за каждые 12 месяцев составит 0,75%.
Такая мера позволит удержать на низкооплачиваемых рабочих местах старые кадры, потому что новые, из-за малых сумм зарплат, не горят желанием идти работать в госструктуры, считают эксперты. Они также отмечают: если пенсионер хочет, то и после выхода на заслуженный отдых может устраиваться на работу. Снова таки — звучит красиво, но реалии таковы, что игры с пенсионным возрастом, особенно его повышение, ни к чему хорошему не приведут.

"Сначала государству надо навести порядок с пенсионным возрастом, потому что он постоянно скачет. С 1 апреля 2020 года минимальный возраст для выхода на пенсию женщин в Украине составляет 59,5 лет. При этом о пересмотре пенсионного возраста пока речь не идет. А начинать надо с этого и опускать планку", — подчеркивает Новак.

Напомним, что сейчас пенсионеру грозит штраф, если он не сообщит о выходе на работу или открытии ФОП, а Пенсионному фонду станет известно о таких изменениях во время сверки с государственными реестрами.

Копить на пенсию — бесполезно

В 2021 году в Украине начнется экспериментальное внедрение накопительной пенсионной системы, заявил премьер-министр Денис Шмыгаль. По словам главы Кабмина, накопительные пенсии смогут обеспечить граждан достойными выплатами.

"Мы хотим начать в экспериментальном режиме делать персонализированные накопления для людей: 2% от единого социального взноса, 2% от платы, которую человек платит. Фиксировать по фамилии и таким образом начать вот этот третий этап пенсионной реформы, когда пенсии будут персонифицированы. В будущем это единственный путь обеспечить украинцев достойными пенсиями", — отметил глава правительства.

Идея создания личного пенсионного счета витает давно, но воплотить ее в жизнь еще никому не удалось. "Государство прежде всего должно задуматься о том, кто же будет открывать эти пенсионные счета. Для надежности — это должны делать государственные банки, и эти финансовые операции надо контролировать государству для минимизации финансовых рисков и для гарантии возврата или же выплаты накоплений. И люди не должны нести деньги в сомнительные фонды, как бы красиво они ни назывались и какие бы "злотые горы" ни предлагали. Но у нас дальше разговоров дело не идет, и пенсионеры зависят от минимальной пенсии, которую дает государство", — подчеркивает Андрей Новак.

Мы подсчитали: за 35 лет работы и отчислений 7% от зарплаты, с учетом того, что эти деньги не потеряют своей покупательной способности за все годы, на собранное можно будет прожить два года. "Накопительная часть пенсии может быть дополнительным бонусом к существующей солидарной части. Задача накопительной системы — сохранить ваши деньги. А, чтобы сохранить, надо инвестировать — должен работать фондовый рынок. Накопительная система полезна, но она должна вводиться тогда, когда заработает фондовый рынок. В наших условиях накопительная пенсия не сможет стать основой", — считает экономический эксперт Юрий Гаврилечко.

Старикам за 80 подбросят до минималки

Также в следующем году правительство планирует продолжить работу по индексации пенсий. В Министерстве социальной политики предлагают установить с 1 марта 2021 года ежемесячную компенсационную выплату до 500 грн пенсионерам по достижении 80-летнего возраста, у которых пенсия не достигает размера средней заработной платы 2020 года. А если с учетом выплаты размер пенсии не дотягивает до 2600 грн — гражданам предоставят дополнительную доплату к пенсии.

Кроме того, планируют также установить с 1 июля 2021 года ежемесячную компенсационную выплату до 400 грн 75-летним пенсионерам до достижения 80-летнего возраста, у которых пенсия меньше размера средней заработной платы 2020 года. Если с учетом этой выплаты размер пенсии не достигает 2500 гривен, им предоставят дополнительную доплату к пенсии.

Это хорошая идея, считают экономисты, — но если такая доплата будет не единовременная, а на постоянной основе и найдутся деньги. По мнению Юрия Гаврилечко, ситуацию с пенсиями в лучшую сторону может изменить только улучшение экономической ситуации в стране.

"Есть вещи, которые надо изменить на законодательном уровне. Прежде всего, люди должны понимать, от чего зависит их пенсия и насколько. Надо пойти по пути стран, которые проводили аналогичные нашей пенсионные реформы, и сделать каждого гражданина своим налоговым агентом самостоятельно. Сейчас за каждого гражданина работодатель платит единый социальный взнос, который потом расщепляется, и большая часть уходит в Пенсионный фонд. Человек этих денег не видит. Он даже не понимает, что это часть его зарплаты. Работодатель уверен, что эта страховая выплата является налогом, и старается ее минимизировать путем выплаты минимальной зарплаты официально, а остальное — в конверте. В итоге человек, получавший минимальную зарплату, потом с удивлением обнаруживает, что у него такая же минимальная пенсия. В 2017 году, когда снизили размеры индексации и убрали года работы сверх необходимого страхового стажа, на 30% эту пенсию уменьшили для новых пенсионеров. Сегодня надо решать две базовые проблемы — откуда брать деньги и как справедливо их распределять", — отмечает Гаврилечко.

Подпишитесь на ежедневную еmail-рассылку от создателей газеты номер 1 в Украине. Каждый вечер в вашей почте самое важное, эксклюзивное и полезное. Подписаться.

В начале предвыборной гонки между Порошенко и Зеленским, украинцы слышали немало выгодных для них обещаний, однако осмелятся ли депутаты снова ступить на тропу радикальных изменений остается вопросом.


Последние новости о пенсионной реформе в Украине свидетельствуют, что пенсионеры разделились в своих мнениях: одна часть хочет возврата старого варианта обеспечения и уменьшения пенсионного возраста, а вторая (как правило, та, что моложе) – надеется на проведение второго этапа начатых прежним правительством изменений.

Новая пенсионная реформа в Украине для женщин и мужчин

Последние новости о пенсионной реформе дают понять, что изменений в законопроектах бояться не стоит. Следует внимательно изучить требованиям реформы, поскольку она будет продолжаться и углубляться. По крайней мере этого требует Евросоюз.

Действующие эксперты по вопросам социальной политики, сообщили позитивную новость для украинских пенсионеров: пенсионная реформа в Украине в 2021 году для работающих пенсионеров продолжится, как и в предыдущем периоде.

В ближайшее время должен стартовать второй этап обновления. Он будет связан с открытием персональных счетов для пенсионеров. Эксперты заявляют, что государство должно с каждым годом будет все меньше вмешиваться в сферу страхования.

Основными контролирующими органами, которые должны следить за реализацией страховой модели, будут: Фонд страхования и Фонд безработицы. Таким образом у работодателей появится больше свободы. Они самостоятельно смогут выбирать в какой из указанных структур страховать работников.

Ранее говорилось, что накопительная система, запланированная ранее оправдает себя в том случае, если у будущего пенсионера будет, хотя бы 15 лет своей трудовой деятельности.

Основы пенсионной реформы в Украине

Третьим этапом (при утихании вспышки короновирусной инфекции должен стартовать в конце этого года) является формирование добровольного страхования. Это, по мнению чиновников, отличный способ развить украинскую экономику.


Люди, которые могут себе позволить откладывать определенную часть денег на будущее, будут нести их в отдельные частные фонды страхования. Хотя государство и не будет управлять такими, однако сможет контролировать и при необходимости проверять их деятельность, устанавливать общие правила работы.

В перспективе, негосударственные фонды смогут оперировать полученными деньгами, преумножая их количество и защищая вкладчиков от обесценения их состояния. Аккумулированные средства могут использоваться для кредитования или инвестирования украинских предпринимателей.

Главная задача государства сейчас по этому вопросу, которая заключается в формировании доверия к таким пенсионных страховых фондов.

Во сколько лет можно получить пенсию?

Положительными оказались последние новости для женщин 55 лет о пенсионной реформе в Украине. Конституционный Суд отменяет изменения в законе о пенсионном обеспечении в той части, где речь идет об определенном возрасте, как одного из условий получения выплат от государства.

Большинство нынешних депутатов и лидеров политических сил резко осуждают повышение пенсионного возраста. Протестуют против этого и трудоустроенные граждане.

Учитывая это, представители «слуг народа» приняли решение инициировать отказ от такого варианта. Эксперты считают, что реформа в стране будет осуществлен таким образом, что украинцы самостоятельно смогли решать сколько им продолжать свою трудовую деятельность.

Досрочный выход на пенсию пока возможен только для некоторых категорий населения. Все остальные должны доработать до 59-65 лет.

Планируемые изменения позволят работникам всех служб и ведомств, а также тем, кто был официально трудоустроен, занимался предпринимательской деятельностью, выходить на заслуженный отдых сразу после достижения ими соответствующего страхового стажа.

Как стало ясно, такие лица будут получать выплаты дольше, чем те, кто, скажем, вышел на отдых в 60 лет. Поэтому понятно, что их выплаты будут меньше.

Пенсии в других странах

Страховой стаж в новой пенсионной реформе остается таким, как и в предыдущем варианте и составляет 30 и 35 лет.


Также планируется изменить законодательство о продолжительности рабочего периода. Государственный служащий, которому уже исполнилось 65 лет, должен был самостоятельно увольняться со службы. Однако это не совсем правильно, считают депутаты. Профессионалы, имеющие силу и желание работать, могут оставаться на работе столько, сколько сами того пожелают.

Конечно, 70-летние люди уже не смогут занимать руководящие должности, уступая место новому поколению. Вместе с тем, на рядовых должностях им всегда будут рады.

Пока обществом положительно воспринимается новая пенсионная реформа в Украине в 2021 году, таблица выхода на пенсию отменяется.

Минимальная пенсия 2021

Как минимум выплаты пенсионерам будут подниматься дважды в год, что связано с законом о минимальной сумме выплат от государства.

Для всех лиц пенсионного возраста она не может быть меньшим, чем установленный на текущий период (в Украине – полугодие) прожиточный минимум для лиц, утративших трудоспособность. К концу года она может приблизиться к отметке 2000 грн.

Последние новости для шахтеров о пенсионной реформе в Украине 2021 указывают на то, что их минимальная пенсионная выплата будет определяться как 80% от их зарплаты.

Основными нюансами, которые нужно учесть в этом случае, являются следующие:

  • пенсионер должен был официально занимать одну из шахтерских должностей, которые определяет правительство;
  • минимальный стаж в шахте для мужчин – 15 лет, для женщин – 7,5 лет.

Параллельно устанавливается и максимальная сумма, на которую может претендовать украинский пенсионер.

Согласно законодательству, месячная сумма выплат не может быть выше, чем 10 ПМ для нетрудоспособного.

Доплаты и надбавки на пенсионные выплаты 2021

Принятые ранее правительством законы и дополнения относительно пенсионных доплат и надбавок меняться не будут. Это коснется различных категорий населения, как дает понять новая пенсионная реформа в Украине для женщин.При этом суммы выплат будут разными.

К примеру, те лица, что были на иждивении у шахтера, который умер во время выполнения своих рабочих обязанностей или профессионального заболевания, должны иметь доплату к своей пенсии менее 100% ПМ для нетрудоспособного.

Почетным донорам, которые в свое время спасали своих соотечественников, государство гарантирует дополнительно 10%, но уже от прожиточного минимума для трудоспособного человека.

Повышение правительством гарантируется также для всех тех военных, которым пришлось доказать свое мужество. Так, всем, кто был на войне, гарантируется + 10% от ПМ для неработающего пенсионера.

Те, кто непосредственно вступали в бой с врагом, могут претендовать на четверть «минималки».Награжденные медалью, будут получать по + 15%.Больше платить Украина будет тем, кто, защищая Отчизну, стал инвалидом. Для тех, кому врачи установили третью группу инвалидности, гарантированно получат +30% к пенсии.Лица со второй группой к своей пенсии еще будут иметь +40%, те же, кто пострадал в наибольшей степени и стали инвалидами первой группы, получат по + 50% прибавки к выплатам.


В Украине планируют внедрить новую пенсионную реформу

Новшество коснется всех украинцев

Половина тех, кто сейчас работает, не смогут вовремя выйти на пенсию

Без реформы пенсионная система рискует оказаться на грани коллапса


В Украине в 2021 году в "Слуге народа" обещают запустить второй этап пенсионной реформы. Если сейчас социальный взнос с зарплаты сразу перераспределяется между пенсионерами, то в будущем часть суммы обещают аккумулировать на личном счету каждого работающего. Деньгами можно будет воспользоваться при выходе на заслуженный отдых.

Во всяком случае, такие обещания озвучивают "слуги народа" из профильного парламентского комитета.

С другой стороны, часть работодателей и министр экономразвития, торговли и сельского хозяйства уже сделали заявления против новшеств. О том, с какими проблемами столкнутся украинцы и какой может быть новая реформа – читайте в материале OBOZREVATEL.

Пенсионную реформу могут в очередной раз отсрочить

Введение накопительного уровня пенсионного обеспечения предусмотрено даже в меморандуме с МВФ (без конкретных дат). Мол, в будущем это поможет увеличить благосостояние украинцев на заслуженном отдыхе.

Более того, и в действующем законе указано, что украинцы получают деньги из трех источников: солидарного уровня (единственный, который работает сейчас), обязательного накопительного (обещают запустить в 2021-м) и добровольного накопительного (частные пенсионные страховки).

Сейчас обсуждается несколько вариантов введения пенсионной реформы. Согласно первому, и работодатели, и сотрудники должны будут дополнительно отдавать на личный пенсионный счет по 2% зарплаты. Уже за первый год благодаря этому удастся получить около 100 млрд грн. Второй же вариант предполагает, что общую нагрузку на зарплату (а она составляет 41,5%) повышать не будут, а вместо этого перераспределят уже существующие платежи.

Проект Кабмина:

дополнительный взнос платить не нужно – 2% заберут с ЕСВ, еще 2% – подоходного налога;

получить всю накопленную сумму можно будет сразу (в Кабмине подсчитали, что если бы такое новшество работало уже сейчас, пенсионеры могли бы рассчитывать на сбережения в размере 1 млн грн);

украинцы старше 50 лет не смогут принять участие в накопительной системе.

Проект Рады:

на пенсию придется платить дополнительный взнос (он постепенно будет расти с 3 до 7%);

взнос разделят между собой сотрудник и работодатель;

с 2023-го по 2030 год будут платить по 3% с зарплаты, с 2030-го – 4%, с 2040-го – 6%, а с 2050 года – 7% ежемесячно.


Глава комитета ВРУ по вопросам социальной политики и защиты прав ветеранов Галина Третьякова рассказывает OBOZREVATEL: проблема заключается в том, какая структура возьмет на себя роль казначея – того, кто будет перенаправлять пенсионные отчисления работника и работодателя с учетом желания человека и выбранной им степени риска.

"Казначей должен перенаправлять поток от работодателя и человека. Например, на предприятии работает 5 тысяч человек, и каждый может выбрать свой инструмент финансирования. Работодатель перечисляет проценты за всех 5 тысяч работников, а потом кто-то их разделяет и направляет туда, куда хочет человек", – пояснила она.

Эту роль могут взять на себя Национальный банк Украины и Государственное казначейство. В таком случае накопительная система может заработать уже в 2021 году. Но есть и куда более серьезная проблема – что делать с собранными деньгами.

Против новшеств выступили и в Федерации работодателей Украины. Они официально обратились с заявлением, что запускать второй уровень слишком рано. Министр развития экономики, торговли и сельского хозяйства Игорь Петрашко на встрече с федерацией также раскритиковал предложение.

"Модифицировать (пенсионную систему) нужно, но это не должно быть за счет увеличения. Наоборот, надо уменьшать эти вещи. Потому что это идет наша позиция, которую мы обсуждали, если это идет не за счет увеличения. Реформировать систему надо, но однозначно, чтобы ни в коем случае это не были какие-то дополнительные нагрузки", – заявил Петрашко.

Что важно знать о пенсионной системе в Украине

Первое – пенсионеров больше, чем работников, и ситуация будет ухудшаться

По данным Федерации работодателей, в Украине 10,6 млн работников на 11,3 млн пенсионеров. Правда, есть еще самозанятые и предприниматели. В целом же один работающий содержит своими взносами одного пенсионера.

С минимальной зарплаты в Пенсионный фонд поступает всего 889 грн, а со средней зарплаты – около 1,8 тыс. грн. Разумеется, этих денег катастрофически не хватает. "Дыра" в ПФУ достигает более 170 млрд грн.


Международная организация труда подсчитала, что к 2050-му количество пенсионеров в Украине увеличится на 43,9%. Действующая система при таких обстоятельствах просто разрушится.

Второе – пенсии в Украине сократили в 2017-м, большинство оказалось за пределами бедности

Все будущие пенсии урезали в рамках пенсионной реформы в 2017-м, изменив формулу. Если раньше за каждый отработанный год можно было получить 1,35% расчетного заработка, то сейчас – всего 1%.

К примеру, при средней зарплате (около 10 тыс. грн) и с 30 годами стажа в этом году можно будет получить пенсию в размере 2,3 тыс. грн. А если бы действовали старые правила, то при таких же условиях– 3,1 тыс. грн.

Это привело к тому, что даже со средней зарплатой пенсия будет ниже прожиточного минимума. "Для лиц с заработком, равным средней заработной плате в стране, действующая пенсионная формула обеспечит пенсию, которая будет выше относительной черты бедности и установленного законом прожиточного минимума, но ниже, чем фактический прожиточный минимум", – говорится в отчете МОТ.

Третье – обновленные требования по стажу не выполнит большинство украинцев

Уже с 2027-го, чтобы получить выплату в 60 лет, понадобится как минимум 35 лет стажа. Сейчас с таким стажем всего половина пенсионеров, и ситуация особо не изменится. По оценкам Минсоцполитики, через семь лет около 45% украинцев вынуждены будут работать до 63 или 65 лет.


Большая проблема – теневая занятость. Около четырех миллионов украинцев работают без официального оформления, взносы в Пенсионный фонд не платят. А еще миллионы часть зарплаты получают в конверте. Все это приводит к тому, что на действующих пенсионеров денег просто не хватает.

Автор фото, UNIAN

Средняя пенсия на Украине в начале 2018 года не дотягивала и до 90 долларов

В то время как в России готовятся к старту пенсионной реформы, Украина за последние восемь лет пережила одно реальное и одно "скрытое" повышение пенсионного возраста. Реформы не пользовались особой популярностью в обществе и так и не привели к существенному росту пенсий.

Би-би-си объясняет, почему реформа так и не решила проблем с дефицитом Пенсионного фонда и как на Украине удалось избежать массовых "пенсионных протестов".

Как Украина повышала пенсионный возраст?

В июле 2011 года на Украине приняли решение о постепенном повышении пенсионного возраста для женщин. В течение десяти лет он должен был вырасти с 55 до 60 лет.

Разговоры о необходимости изменений в пенсионной системе начались еще в 2010 году, в первые месяцы президентства Виктора Януковича.

Однако провести это решение через Верховную раду властям удалось не сразу.

Правительство Николая Азарова было вынуждено несколько раз переносить рассмотрение законопроекта о повышении пенсионного возраста и проводить дополнительные консультации с потенциальными союзниками в парламенте, а также вести разъяснительные кампании в регионах, включавшие встречи с населением и публикации в местных СМИ.

Автор фото, UNIAN

Решение правительства Николая Азарова о повышении пенсионного возраста затронуло только украинских женщин

Но члены правительства упорно стояли на своем - альтернативы повышению пенсионного возраста нет.

По их словам, реформа позволила бы смягчить последствия старения населения Украины. Кроме того, среди целей реформы называли:

  • уменьшение дефицита Пенсионного фонда - по оценкам правительства, в 2011 году его размер составлял 30,1 млрд грн (или 15% совокупных доходов фонда)
  • удовлетворения требований Международного валютного фонда для предоставления Киеву очередного кредита

Выдвигались также аргументы о необходимости достижения гендерного баланса в пенсионном вопросе. Чиновники указывали, что нет причин для того, чтобы женщины и мужчины выходили на пенсию в разном возрасте.

Заложенные в 2011 году изменения продолжают реализовываться до сих пор. Сейчас пенсионный возраст для украинских женщин составляет 58 с половиной лет. Женщины, родившиеся позже 1 апреля 1961 года, уйдут на пенсию в 60 лет.

Как на этот шаг отреагировало украинское общество?

Соцопросы, которые проводились летом 2011 года, показывали, что порядка 85% украинцев негативно относятся к повышению пенсионного возраста.

Противостояла этой реформе и парламентская оппозиция. Обсуждение окончательного решения по этому поводу в парламенте продолжалось более восьми часов и закончилось глубокой ночью.

Тем не менее массовых пенсионных протестов на Украине не было: на митинги против реформы возле Верховной рады и здания администрации президента собирались несколько сотен участников.

Эксперты объясняли это несколькими причинами. Украинские профсоюзы традиционно являются слишком зависимыми от работодателей, чтобы инициировать массовые акции протеста. Сыграло роль и то, что итоговое решение было принято в начале июля 2011 года, когда начался сезон отпусков.

Кроме того, реформа затрагивала лишь часть будущих пенсионеров, о повышении пенсионного возраста для мужчин речи не шло.

Автор фото, UNIAN

Протесты против пенсионной реформы на Украине не были массовыми, а больше всех пострадал от нее в имиджевом плане глава социального блока правительства Сергей Тигипко

Наконец, летом 2011 года украинская оппозиция была деморализована. В июне 2011 года в Киеве начался суд над ее лидером - экс-премьер-министром и участником президентских выборов Юлией Тимошенко. В этих обстоятельствах оппозиционеры не сумели мобилизовать своих сторонников на массовый протест против пенсионных нововведений.

Оппозиция пыталась отменить пенсионную реформу: несколько раз на обсуждение парламента выносились законопроекты, отменяющие повышение пенсионного возраста, но ни один из них не собрал необходимого количества депутатских голосов.

Не увенчались успехом и попытки оспорить пенсионную реформу в Конституционном и Высшем административном судах Украины.

Главным проигравшим в результате проведения пенсионной реформы стал не президент Виктор Янукович или правящая Партия регионов, а вице-премьер, министр социальной политики Сергей Тигипко, который был главным публичным лоббистом этого шага.

Впрочем, на тот момент Тигипко уже договорился о своем вхождении в руководство Партии регионов и анонсировал роспуск собственной партии "Сильная Украина".

В 2014 году после побега из страны президента Виктора Януковича вчерашние оппозиционеры заявили, что не собираются отменять пенсионную реформу, начатую предшественниками.

"Мы никаких популистских решений принимать не будем в связи с тем, что государственная казна пуста. Не может стоять на повестке дня такой вопрос, как отмена пенсионной реформы и других решений, потому что это будет ложь, а людям мы лгать не будем", - заявил в феврале 2014 года новый премьер-министр Арсений Яценюк.

Закончилась ли на этом пенсионная реформа?

Нет. Преобразования пенсионной системы, ликвидация сверхвысокого дефицита Пенсионного фонда и демографические вызовы обсуждались украинским правительством и дальше. Более того, в числе требований МВФ к Киеву все так же указывалось дальнейшее повышение пенсионного возраста украинцев.

В итоге в октябре 2017 года Верховная рада проголосовала за правительственный проект изменений пенсионной системы, которую сам премьер Владимир Гройсман называл "осовремениванием пенсий".

Основой концепции Гройсмана стало введение прогрессивного страхового стажа, необходимого для выхода на пенсию.

Автор фото, UNIAN

Новые правила вступили в силу в этом году. Их суть такова: если по достижении 60-летнего возраста человек не имеет 25 лет официального трудового стажа, он будет вынужден выйти на пенсию в 63 года. Если же у него нет и 15 лет стажа, то пенсии ему придется ждать еще дольше - до 65 лет.

Планку минимального страхового стажа, необходимого для выхода на пенсию, будут ежегодно поднимать, и в 2028 году она составит 35 лет.

В то же время для тех будущих пенсионеров, у которых не набирается необходимого для выхода на пенсию стажа, правительство предусмотрело возможность докупить его. Стоимость одного года стажа рассчитывается от размера минимальной зарплаты и на сегодня составляет почти 20 тысяч гривен (около 715 долларов). Вырученные таким образом средства пойдут в Пенсионный фонд - то есть, на выплату пенсий.

Министр социальной политики Украины Андрей Рева называл правительственное решение "новинкой в мировой практике".

"Если я работаю 35 лет, я должен иметь возможность в 60 лет уйти на пенсию. А мой коллега работает 15 лет. Почему мы должны вместе уйти на пенсию в 60 лет? Я больше работал, значит, моя рабочая сила больше износилась, поэтому я должен уйти раньше… А он не работал так интенсивно - значит, уйдет позже", - объяснял Рева это нововведение.

Оппоненты этого решения называли его "скрытым повышением пенсионного возраста" и говорили, что сильнее всего оно ударит по поколению 60-70-х годов рождения, которые зачастую не имели официального стажа на протяжении кризисных лет после распада СССР.

Как отнеслось украинское общество к последним пенсионным новациям?

Социологические исследования, которые проводились летом прошлого года, показали, что 75-86% украинцев не поддерживают повышение минимального страхового стажа для выхода на пенсию.

В оппозиционной фракции "Батькивщина" одобренное украинским парламентом решение назвали "псевдореформой" и "пенсионным геноцидом", а также заявили о намерении оспорить его в судебном порядке.

В то же время в мае этого года 18% участников опроса компании GfK Ukraine назвали повышение стажа среди самых заметных и удачных реформ, проведенных украинской властью. Правда, 44% участников того же опроса не смогли назвать ни одной успешной реформы.

Послы "Большой семерки" и представители Всемирного банка положительно оценивали пенсионные нововведения украинского правительства.

Смогла ли реформа решить проблемы пенсионной системы?

В украинском правительстве говорят, что прошлогодние нововведения позволили ликвидировать дисбаланс в пенсионной системе и повысить выплаты самым малообеспеченным гражданам страны.

Но это не совсем так. В гривнах пенсии выросли, но в долларовом выражении - снизились.

На начало этого года размер средней пенсии украинцев составлял 88,5 долларов, или же чуть меньше трети средней зарплаты по стране. Это значительно меньше, чем в "домайданные" 2013-2014 годы (184 доллара, или 45% от зарплаты и 190 долларов, или 44% от зарплаты соответственно).

Впрочем, размер пенсий постепенно растет. Для сравнения: в 2017 году, до начала второго витка пенсионного реформы, размер пенсии в долларовом выражении составил 67 долларов, или 26% от средней зарплаты.

Размер дефицита Пенсионного фонда Украины на 2018 год составляет примерно 140 млрд гривен (около 5 млрд долларов). А это уже около 40% доходов фонда (в 2011-м году - 15%).

Эксперты упоминают и о "скрытом" дефиците Пенсионного фонда - средствах, не выплаченных пенсионерам, проживающим на неподконтрольных Киеву территориях Донбасса.

Осенью 2014 года правительство Украины приостановило пенсионные выплаты этим людям. Во-первых, заявили тогда в Киеве, не существует безопасного способа доставить наличные средства на территорию самопровозглашенных республик Донбасса (украинские банки там не работают). Во-вторых, утверждали в правительстве, нет гарантии, что эти средства попадут в руки пенсионеров, а не "террористов", как в Киеве называют руководителей ДНР и ЛНР.

Автор фото, Getty Images

Украина выплачивает пенсии лишь тем пенсионерам Донецкой и Луганской областей, которые зарегистрированы на контролируемой правительством территории

Приостановка Киевом выплаты пенсий вызвала неоднозначную реакцию украинского общества, а свое неодобрение по поводу этой меры выразили Мониторинговая миссия ООН по правам человека и Human Right Watch.

Пока что деньги, которые должны были быть потрачены на эти выплаты, проходят в отчетности Пенсионного фонда Украины как "сэкономленные средства". В 2016 году размер такой "экономии" составил 13,5 млрд грн (около 500 млн долларов).

Дальнейшее повышение пенсионного возраста на официальном уровне на Украине пока не обсуждается, однако, говорит министр социальной политики Андрей Рева, "по прогнозам демографов, через десять лет нам придется снова возвращаться к этому вопросу".

Читайте также: