Минусы пенсионной реформы в украине


Такой неприглядный сценарий был заложен еще в 2017 году в рамках пенсионной реформы, предполагавшей повышение пенсионного возраста и трудового стажа, необходимого для выхода на заслуженный отдых.

В постановлении правительства Украины № 1098 говорится, что в 60 лет в 2020 году выйти на пенсию могут те, кто имеет не менее 27 лет стажа. Если есть от 17 до 27 лет стажа, придется работать до 63 лет, а от 15 до 17 лет — 65 лет.

Плюс 75 тысяч нищих и более


Однако в постановлении правительства и эта норма была прописана как временная мера, действующая до 1 января 2021 года. Следовательно, более 75 тысяч украинцев, получавших социальную пенсию в текущем году, лишатся и этого мизерного источника средств к существованию. Многие из них, стоит отметить, ранее усердно работали, но либо без официального оформления, либо за границей, так как вследствие деиндустриализации и закрытия предприятий нормальной официальной работы на родине найти не могли.

И количество таких людей будет нарастать с каждым годом, как снежный ком. Если сейчас на пенсию выходят люди еще советского поколения, у которых был какой-нибудь стаж до 1990-х годов, то следующее поколение не имеет, как правило, и его.

Как говорит руководитель Экономического дискуссионного клуба Олег Пендзин, сейчас из 22 миллионов трудоспособного населения Украины Единый социальный взнос (ЕСВ), то есть отчисления в Пенсионный фонд, платят лишь 11 миллионов. Остальные же трудоустроены либо неофициально, либо за пределами Украины. И большую часть из них ожидает такая же судьба, особенно учитывая, что требуемый трудовой стаж будет повышаться. К 2028-му году он должен составлять уже 35 лет.

Как прогнозирует Пендзин, в такой ситуации люди, чтобы выжить, будут вынуждены жить под мостами и побираться на свалках — если нет родственников, которые смогут кормить.

Коллапс государственного Пенсионного фонда

Возможно, более светлое будущее ожидает тех украинцев, которые все-таки нашли официальную работу на родине и смогут к 2028 году накопить 35 лет стажа? Однако и здесь, увы, все не так радужно. На данный момент дефицит в Пенсионном фонде составляет более 200 миллиардов гривен. «Дыру» в фонде закрывают из госбюджета, у которого в приоритете стоят выплаты международным кредиторам.


Его слова можно считать своеобразным «ободряющим» посылом тем украинцам, кто все-таки работает официально в надежде заработать себе 35-летний стаж в будущем.

В то же время заместитель Федерации профсоюзов Украины Александр Шубин считает премьер-министра большим оптимистом относительно сроков, так как, по его подсчетам, уже через пять лет Украина не сможет платить пенсии. Такой печальный сценарий является не только следствием демографии, но и естественным результатом майдана, шестую годовщину которого как раз отмечают в эти дни.

Пресловутый «безвиз» наряду с массовым закрытием предприятий отправил за пределы страны миллионы трудоспособных украинцев. И теперь около 8 миллионов граждан Украины работают, а их работодатели делают отчисления в Пенсионный фонд, но не Украины, а Польши или Италии.

Однако, даже если Украина вообще не сможет платить пенсии, это не будет означать отмену пенсионных отчислений ныне работающих украинцев. Это означало бы увольнение тысяч чиновников, которые «без пропитания не могут», а Государственный пенсионный фонд, в принципе, может работать и сугубо на себя. Поэтому он в любом случае останется, как и обязательные отчисления в него.

Частные пенсионные фонды с признаками аферы

В качестве дополнительной альтернативы ныне действующей пенсионной системе в Кабмине продвигают концепцию накопительной трехуровневой пенсионной системы. Соответствующий законопроект, по словам депутата от «Евросолидарности» Алексея Гончаренко, на днях согласовал Кабмин. Правительство предлагает Верховной Раде ввести три профессиональных пенсионных программы для молодых работников, которым сейчас менее 35 лет:

1. Право на получение пенсионных выплат после 50 лет при наличии страхового стажа от 25 лет — работодателям придется дополнительно к 22% ЕСВ платить еще 15%;

2. Право на получение пенсии после 55 лет и наличия страхового стажа от 30 лет — 7% отчислений дополнительно к ЕСВ для работодателей;

3. Возможность вступить в негосударственный пенсионный фонд с получением пенсионных выплат по достижении 55 лет. При этом дополнительные отчисления, помимо ЕСВ, — от 3% по согласованию с работниками.

Таким образом, согласно плану, на Украине должна будет заработать трехуровневая пенсионная система (для тех, кто младше 35 лет):

1-й уровень — государственная солидарная система (действует и сейчас);

2-й уровень — государственная накопительная система (попытаются запустить);

3-й уровень — частные пенсионные фонды (уже существуют на Украине, но не пользуются особой популярностью из-за недоверия граждан).


Резко критикует Украину за пассивность в этом вопросе и USAID.

«После 14 лет существования системы негосударственного пенсионного обеспечения в Украине (3-й уровень) оказалось, что это неудачный эксперимент. Неудачный с точки зрения охвата физических лиц, общей суммы накопленных активов, расходов и реальных показателей деятельности, а также, самое главное, результатов», — резюмировали в USAID в апреле этого года.

Возможно, запугивание граждан вероятной отменой государственных пенсий вызвано и этим фактором. Народный депутат из фракции «Слуга народа» Галина Янченко в эфире «Украины 24» недавно говорила, что нынешние 30-летние украинцы могут даже не надеяться, что после достижения пенсионного возраста будут получать пенсии, поэтому им пора задуматься о накопительной системе.

«Мне 32 года, и я думаю, что моему поколению пенсия, на которую можно выжить, уже не светит», — заявила депутат, призвав аудиторию взглянуть на пенсионеров стран Западной Европы, которые живут хорошо, и всё благодаря накопительной пенсионной системе.

В данном контексте можно вспомнить, что картинки со счастливыми немецкими пенсионерами распространялись еще шесть лет назад на майдане, который через год почти в три раза сократил реальные пенсии за счет девальвации.

По сути, частные пенсионные фонды — это частные банки, предлагающие долгосрочные вклады с выплатой через 20-30 лет. И то, что граждане Украины не спешат нести в них свои сбережения, вызвано осознанием нестабильности политической и экономической ситуации в стране.

Многие к тому же регулярно видят пикеты обманутых вкладчиков и подозревают очередную аферу и в системе частных пенсионных фондов. Все-таки украинские банкиры-аферисты нередко успевают ограбить вкладчиков и за год-два существования банка, что уж говорить о периоде в 20-30 лет, когда истечет даже срок давности. Достаточно представить себе такого вкладчика, который вложил бы свои средства в частный пенсионный фонд в 1996 году, когда средняя зарплата была 126 гривен, в надежде получить в 2020-м «огромную пенсию» в 150 гривен с учетом процентов и той малой вероятности, что эта контора до сих пор бы сохранилась.


«Должны быть инструменты для инвестиций. У нас в стране их нет. У нас фондового рынка как такого нет. Единственное, куда можно вкладывать деньги сегодня, — это, наверное, ОВГЗ», — говорит Александр Паращий, аналитик инвестиционной компании Concorde Capital, рассказывая о приоритетных инвестициях украинских частных пенсионных фондов.

На Украине уже есть свежие прецеденты обмана вкладчиков таких фондов. В 2007 году Нацбанк Украины сформировал для своих сотрудников отдельный пенсионный фонд, в который они переводили 3% своих зарплат, чтобы получить дополнительную пенсию со временем. Эти средства НБУ вкладывал в «прибыльные предприятия». В итоге вложенные средства испарились вскоре после победы Евромайдана — в 2015 году.

Пропало в общей сложности около миллиарда гривен. И пропали они потому, что экономические «гении» государственного Нацбанка вкладывали эти средства исключительно в убыточные предприятия (как правило, неликвидные частные банки). В целом же в этой схеме просматриваются все признаки аферы, в результате которой пострадали около 13 тысяч рядовых сотрудников НБУ.

Накопительная система и частные пенсионные фонды, возможно, актуальны в стабильных странах с низким уровнем коррупции, не испытывавших экономических и политических потрясений десятилетиями, но не в Афганистане, Ливии, Украине или Молдавии. В условиях этих стран любые финансовые обязательства с отсрочкой в 20-30 лет напоминают сказку о том, как Ходжа Насреддин взял у шаха деньги, обязуясь через 20 лет научить осла говорить по-человечески.

«Всё равно за эти 20 лет либо шах умрет, либо осел, либо я», — решил Насреддин, подсказав тем самым принцип действий и для многих аферистов из частных пенсионных фондов в нестабильных коррумпированных странах.

В каждой стране обязательно устанавливается пенсионный возраст - определенное количество лет, при достижении которых мужчина или женщина имеют полное право оставить работу и подавать документы на оформление пенсионных выплат по возрасту.

  1. В чем суть пенсионной реформы 2019 года?
  2. Пенсионная реформа 2019 для военнослужащих
  3. Пенсионная реформа для шахтеров
  4. Пенсионная реформа 2019 для инвалидов
  5. Пенсионная реформа для пенсионеров МВД
  6. Пенсионная реформа сотрудников полиции
  7. Пенсионная реформа для работающих пенсионеров
  8. Пенсионная реформа для женщин
  9. Начисление пенсии в Украине по новой пенсионной реформе
  10. Подводя итоги


Уже несколько лет подряд в нашей стране продолжается пенсионная реформа. Главная ее задача для властей – не только оптимизировать расходы на пенсионное обеспечение, но и увеличить при этом общий размер выплат. На данный момент становится понятно, что достичь поставленной задачи нашим властям удастся только в том случае, если увеличить возрастной стаж. Если внимательно почитать о пенсионная реформа 2019 последние новости то выходит уже совсем очевидным факт, что и женщины, и мужчины с нового года будут работать еще больше.

Эти и другие изменения в пенсионное законодательство Украины в 2019 году вызвали немалую волну возмущения со стороны обычных граждан. Установленные нормы никак не соответствуют реальной ситуации, а таблица пенсионного возраста является бессмысленной. Те возрастные нормы, которые являются обычными для Европы, пока еще никак не подходят нашей Украине.

В чем суть пенсионной реформы 2019 года?

Для начала стоит вспомнить о тех важных изменениях, которые внедрялись совсем недавно (проект Пенсионная реформа в Украине на год 2017 и 2018) и стали основой для дальнейших манипуляций с планкой пенсионного возраста. Дело в том, что не так давно в рамках этой самой пенсионной реформы уже шла речь об увеличении планки.

Одним из требований МВФ перед разрешением на следующий транш для Украины было увеличение пенсионного возраста. Украинская власть согласилась на это, однако статистика средней продолжительности жизни украинцев оказалась очень печальной. Если постоянно увеличивать до рекомендованных зарубежными партнерами цифр возраст пенсионера, то большинство из них просто не будут доживать до этого важного события (выход на пенсию). В украинских реалиях радикальное реформирование пенсионной сферы оказалось невозможным. Это заставило правительство прибегнуть к другому шагу: постепенно увеличить страховой стаж, чем и плотно «занимается» пенсионная реформа 2019.


С 2018 года выйти на отдых смогли все лица, которые (как и раньше) достигли 60-летнего возраста, но уже имеющие при этом страховой стаж (период, в течение которого они платили взносы в соответствующий фонд) не менее 25 лет.

По итогам 2018 ПФУ еле-еле смог «вытянуть» собственные обязательства перед пенсионерами. Согласно утвержденным бюджетом Фонда на 2018 год планировалось собрать 214 млрд UAH собственных доходов (с учетом остатка средств на начало года), из которых 208,2 млрд UAH - поступления от уплаты единого социального взноса. Несмотря на то, что в 2018 году ПФУ не выполнил план по собственным доходам, в 2019-м правительство повысило ожидания от сих поступлений еще на 16,3 млрд UAH (до 230,6 млрд UAH).

Уже очевидно, что расходы будут увеличиваться. В 2019 году многих ждет перерасчет пенсий. По состоянию на 1 января в Украине насчитывалось 11 400 000 пенсионеров. Согласно данным ПФУ средняя пенсия по возрасту составляет 2645 UAH. Но ведь среднюю пенсию имеют всего 24,3% людей, а 52% пенсионеров получают пенсию размером до 2000 UAH.

В марте этого года должна состояться индексация пенсий, в соответствии с показателями средней заработной платы и инфляции. А позже (с 1 апреля) органы ПФУ должны автоматически пересчитать пенсии в соответствии с наработанным после выхода на пенсию страховым стажем.

К тому же, закон «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» содержит несколько механизмов осуществлении индексации пенсии:

  • ежегодная индексация (перерасчет путем увеличения показателя средней з/п);
  • перерасчет в связи с увеличением прожиточного минимума;
  • перерасчет для работающих пенсионеров (на основании ч. 4 ст. 42 Закона).

Вышеуказанные индексации – жизненная необходимость для людей и их право, которое должно быть реализовано по законодательству Украины.

Итак, правительство должно, во-первых, определить реальные бюджетные показатели Фонда во время официального утверждения бюджета ПФУ, оценить реальность поступлений, и, соответственно, планирование. Вторая задача правительства более глобальная, и оно должно было ее выполнить при проведении пенсионной реформы. То, что солидарную систему пенсионного обеспечения ожидает большой кризис, стало очевидно, не год и не два года назад. И пенсионная реформа в Украине 2019 не только не решает, но еще и углубляет эту проблему.

Реального реформирования за время деятельности этого правительства ожидать, видимо, уже не приходится. В сложившейся ситуации реальной реформой могло бы стать внедрение второго накопительного уровня пенсионного страхования. Собственные накопления, как инструмент инвестиционной деятельности, являются основой благосостояния пенсионеров во всех развитых странах. Изменение архитектуры пенсионной системы Украины окажет положительное влияние не только на каждого отдельно взятого гражданина, но и на государственную экономику, ведь по расчетам экспертов только в первый год внедрения оно уже сможет принести порядка 20 млрд UAH.

Но Правительство не ищет «сложных путей» и просто берет дополнительные деньги на содержание солидарной системы из карманов налогоплательщиков.

Пенсионная реформа 2019 для военнослужащих

Не секрет, что одного лишь патриотизма и профессионализма в исполнении любого дела мало. Поощрение - тот аргумент, который побуждает делать дело на совесть и не мечтать о поиске лучшей сферы. Тем более, если речь идет о денежном обеспечении наших защитников и (в частности) тех бойцов, которые находятся непосредственно в зоне боевых действий.

В обращение премьер-министра звучало, что уже с 1 января повысят пенсии военным пенсионерам. Их повышение запланировано в несколько этапов из-за того, что оно не было заложено в бюджете 2018 года, но план бюджета на 2019 уже предусматривает повышение военным пенсионерам.

Согласно постановлению №103 пенсионерам-военнослужащим с 1 января 2018 года были проведены перерасчеты пенсий, но доплата к пенсиям им выплачивалась в размере 50% месячного повышения, а с 1 января 2019 - такое повышение увеличивается еще на 25%. И еще на 25% вырастут их пенсии с 1 января 2020 года.

Исчисление новых размеров военных пенсий производится в процентном соотношении к соответствующему денежному обеспечению военнослужащих (оклад должностной, по званию, по выслуге). Предусматриваются следующие этапы повышений 2019-2020:

• 75% ежемесячно от суммы, которая была определена на 01.03.2018 (в 2019-ом).

• 100% ежемесячно от суммы, которая была определена на 01.03.2018 (в 2020-ом и далее).

Пенсионная реформа для шахтеров

Пенсионный возраст для мужчин и женщин в Украине может быть изменен в зависимости от их профессий и условий работы. Так, необходимый стаж для того, чтобы претендовать на ежемесячные пенсионные выплаты для учителей составляет соответствии с новыми условиями 30 лет минимум.

А вот лица, которые работают в шахтах, могут выходить на отдых уже через 25 лет. Если шахтер был награжден за свою деятельность определенными наградами и выполнял свою работу добросовестно, этот период может быть сокращен до 25 лет.

Пенсионная реформа 2019 для инвалидов

Отдельными законами устанавливаются требования относительно пенсионного обеспечения лиц с ограниченными возможностями, карликов, людей с определенными травмами и недостатками, послеоперационными последствиями или серьезными проблемами со здоровьем.

Пенсионная реформа для пенсионеров МВД

Для пенсионеров МВД несколько иначе: перерасчет пенсий сделали с 2016 года, но повышенную сумму начали выплачивать только с января 2018. Остались неперерасчитанными, в соответствии с постановлением правительства, выплаты за 2016 и 2017 годы. И вот с 1 января 2019 они будут получать эти средства в размере 50% от размера повышения. Это и есть доплаты к их основным пенсиям, которые были увеличены с 1 января 2018-го.

Что на данный момент изменилось в пенсионном обеспечении пенсионеров МВД (милиции):

• Отложенные выплаты в размере 50% от разницы, которая образовалась между месячными размерами повышенных пенсий и месячными размерами пенсий, полученных за 2016 и 2017 годы (в 2019-ом).

• Отложенные выплаты в размере 100% от разницы, которая образовалась между месячными размерами повышенных пенсий и месячными размерами пенсий, полученных за 2016 и 2017 годы (в первой половине 2020-го).

Пенсионная реформа сотрудников полиции

Выход на заслуженный отдых сотрудников новой полиции теперь привязан не столько к возрасту, сколько к стажу. На момент выхода на пенсию человеку должно исполниться 45 лет, а общий стаж в силовых структурах быть не меньше 25 лет (в счет идет служба в полиции, органах государственной охраны, других правоохранительных органах). Важно, чтобы выйти на пенсию, как полицейский, нужны два года непрерывной службы в полиции. В таком случае сотрудник полиции получает 50% денежного обеспечения + 3% за каждый год службы сверх 20 лет, но не более 70% (100% в случае участия в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС).

Пенсионная реформа для работающих пенсионеров

За весь 2019 год будет проведена вторая волна пенсионной реформы. В первую очередь будут проведены действия по устранению недостатков, выявленных за предыдущий этап. Основной недостаток системы властям сейчас видится в размере доплаты для пенсионеров, которые имели достаточный стаж, но невысокую заработную плату. Их доходы поэтому и увеличились на незначительные суммы. Сейчас разрабатывается механизм расчета, который сможет уравнять эти недостатки. После введения таких изменений срок трудового стажа будет иметь большее влияние, чем размер зарплат.

За прошлый год также была обнаружена проблема с начислением пенсий гражданам, что работали после выхода на заслуженный отдых, но впоследствии уволились. Для них тоже слишком низкой оказалась сумма выплат, когда размер заработной платы после достижения пенсионного возраста был больше, чем в пенсионный период.

При расчете новой суммы пенсий им досчитали страховой стаж, но при этом возникло снижение коэффициента. Поэтому новая выплата пенсии работающим пенсионерам в Украине будет несколько изменена. В частности, кроме автоматического начисления стажа, таким пенсионерам теперь предоставят право самостоятельно выбирать размер коэффициента дохода.

Пенсионная реформа для женщин


Изменения пенсионной реформы касаются всех без исключения граждан, в том числе и женщин. Конечно, их в этом вопросе не сравнивают с мужчинами, однако правила сделают строже. В специальной таблице для расчетов, разработанной Министерством социальной политики, можно определить допустимый возраст завершения работы в соответствии с годом рождения.

Таким образом, становится известно, что пенсионный возраст для женщин в Украине, которые родились в 1962-м году может составить 56 лет, но при этом они должны были оформить все необходимые документы на выплаты еще до начала 2019-го года. Те же, кто родились в 1963 году, могут претендовать на получение пенсионных выплат лишь тогда, когда им исполнится 57 лет. При этом оформление необходимой документации в их ситуации должно состояться до начала 2020-го года.

Для всех в целом же, как дают понять изменения в пенсионное законодательство Украины в 2019 году, предусматриваются такие сочетания возраста и стажа:

  • в 60-т могут выйти на отдых лишь те, кто имеет страховой стаж (минимально) 26 лет.
  • в 63 года закончить свой рабочий период могут женщины, страховой стаж у которых колеблется в пределах 16-26 лет.
  • в 65 лет разрешается выходить на отдых лишь в том случае, если они имеют стаж не менее 15 лет.

Как уже сообщили чиновники, пенсионный возраст для женщин и мужчин и дальше будет расти. Постоянное увеличение требований будет продолжаться вплоть до 2028-го года. Тогда выходить на пенсию смогут только лица, которые справедливо оплачивали ежемесячно взносы в течение 35 лет подряд.

Начисление пенсии в Украине по новой пенсионной реформе

В 2019 году правительством обещаны 3 существенных нововведения:

  • Пересчитать пенсии с учетом инфляции и роста средней зарплаты.

Перерасчет пенсии по новой пенсионной реформе должен проводиться по формуле: 50% роста инфляции + 50% роста заработной платы. Так как инфляция и зарплата постоянно растут, то это и будет механизмом автоматического осовременивания пенсий. Для проведения такого перерасчета не нужно отдельное решение правительства. Заработает этот механизм с 1 марта 2019 (выбрана именно эта дата, так как инфляция за 2018 и средняя зарплата станут известны только в феврале 2019).

  • Провести осовременивание пенсий для тех работников, которые имели мизерные доходы в прошлом (колхозники, медработники).

Механизм такого перерасчета еще не определен. Возможны 2 варианта: ввести для них пенсию равной 40% минимальной зарплаты или же применить действующую формулу, но в расчете использовать любые 5 лет крупнейшего заработка в 2000-х годах.

  • Совершенствование самого сервиса начисления пенсий

Такое совершенствование будет сводить все в автоматическую систему, которая позволит проводить процесс назначения пенсии не за 10 рабочих дней, как сейчас, а всего за 15-20 минут.

По крайней мере, именно такие обещания предоставляются со стороны ПФУ. Кроме того, можно будет получать различные виды админуслуг - справки о страховом стаже и тому подобное.

Также каждый человек сможет узнать, на какую пенсию он может претендовать, в электронном режиме, используя при этом электронный кабинет и электронную цифровую подпись (ЭЦП).

Например, если рост инфляции составит 109%, рост зарплаты 120%, а начисленная пенсия была 2864,50 UAH, то перерасчет будет выглядеть так:

  • коэффициент пересчета = 109×0,5 + 120×0,5 = 114,5%;
  • после пересчета пенсия в 2019 году составит 2864,50×1,145 = 3279,85 UAH.

Отдельно стоит выделить некоторые категории пенсионеров. Например, на 25% уже выросли пенсии военных пенсионеров и пенсионеров силовых структур, что было утверждено постановлением правительства №103.

Подводя итоги

По данным Госстата, в настоящее время в Украине количество людей, которые работают и платят взносы в Пенсионный фонд, почти равно количеству тех, кто уже находится на заслуженном отдыхе.

Итак, в среднем один украинец, который работает, содержит одного пенсионера (именно так утверждает официальный текст статистики). Однако ввиду того, что немалое количество работающих получают зарплату в конвертах и взносов в Пенсионный фонд работодатель за них не платит, а также на количество тех, кто в поисках лучшей доли уезжает за границу, в ближайшее время эта пропорция может значительно качнуться в сторону именно пожилых людей.


Накануне местных выборов в Кабинете министров снова напомнили об обещанной реформе: запустить накопительный уровень пенсионной системы. Мол, часть зарплаты нужно будет отдавать в солидарный уровень (те пенсии, что выплачивают сейчас), а еще часть – на личный накопительный счет. Мол, это позволит перед выходом на заслуженный отдых получить сразу две выплаты.

И хотя такие обещания со стороны властей звучат уже не первый год, на самом деле новая система несет в себе целый ряд рисков.

Сколько придется платить?

Сейчас есть несколько проектов запуска накопительных пенсий. Тот, что зарегистрировали "Слуги народа" в парламенте, обсуждать уже перестали вовсе. В нем предлагалось повысить выплаты с зарплаты в пользу накопительных пенсий. И такой шаг действительно кажется разумным. Несколько лет назад ЕСВ сократили почти в два раза и с того момента дефицит Пенсионного фонда резко увеличился. Но об этом позже.

Согласно новой идеи правительства, платить больше не придется. Сейчас украинцы платят 22% ЕСВ и 18% НДФЛ. Кабмин предлагает забрать по два процента и отдавать их на накопительный счет. К примеру, с 10 тыс. грн это будет около 400 грн.

Допустим, что вы в течение 35 лет ежемесячно откладываете по 400 грн. В результате можно собрать 1,68 млн грн. При этом по подсчетам премьер-министра Дениса Шмыгаля, можно будет накопить всего 1 млн грн. "Эти 4% позволяют при сегодняшних ценах при выходе на пенсию получить 1 млн гривен", – отметил Шмыгаль.

В комментарии аналитик Владимир Мазуренко рассказывает: реально же подсчитать, сколько денег можно накопить, практически невозможно. Все зависит от того, какая будет инфляция в стране, куда будут вкладывать средства, что будет с курсом гривни.

Зачем нужны накопительные пенсии?

В правительстве говорят, что без них будущие выплаты будут стремительно сокращаться и на достойную старость претендовать не придется. Как подсчитала министр соцполитики Марина Лазебная, при зарплате в 10 тыс.грн и полном стаже можно получать пенсию всего около 3 тыс. грн. То есть это всего лишь 30% привычного заработка.

"Если в государстве ничего не изменится, и будет только солидарный уровень пенсионного обеспечения, то даже с большой официальной зарплатой, выплатой взносов и приобретением стажа, пенсия будет 20-30% от зарплаты. Например, зарплата 10 000 гривен – это 3 000 пенсии", – сказала министр в эфире одного из радиоэфиров.

Но далеко не факт, что для Украины накопительные пенсии – панацея. Бывший министр соцполитики Андрей Рева неоднократно заявлял, что это изначально провальная идея, которая ни к чему не приведет. Мол, многие страны уже пробовали и у них ничего не получилось. Гарантировать, что собранные деньги сохранят и приумножат, никто не может.

И в чем же риски?

Куда вкладывать деньги? В Украине нет возможности разделять риски. Банки гарантируют возврат только 200 тыс. грн, остальная часть вклада сгорает, если финансовое учреждение закрывается. Фондовый рынок работает очень вяло, а государственные ценные бумаги из-за высоких долговых нагрузок также не могут считаться надежными.

Кому отдадут сбережения? Один из самых важных вопросов: кому доверят средства для хранения. Это может быть как централизованная (один фонд), так и децентрализованная (много разных). В любом случае придется платить за то, чтобы ваши деньги сберегали и пытались приумножить. И никто не может дать гарантию, что в итоге вы получите больше, чем отдали.

Что будет с солидарными пенсиями? Уже сейчас дефицит Пенсионного фонда достигает рекордных отметок. Как выплачивать те пенсии, которые уже есть сейчас, если забрать еще 2%. И это в условиях, когда в Украине всего за год, с июля прошлого года по июль 2020-го, количество сотрудников, которые платят взнос в Пенсионный фонд, сократилось на 565 тыс. человек.

"Слуги народа" пытаются угодить мелкому бизнесу, но бьют по пенсионерам. Сейчас для большинства украинцев такие изменения незаметны: пенсии платили и будут платить. Но вот проблемы в Пенсионном фонде накапливаются. Только за первое полугодие 2020-го "чистый" (без учета гарантированных государством доплат) дефицит ПФУ взлетел с 23 до 34 млрд грн.


Пенсионеров с небольшим трудовым стажем уже со следующего года могут оставить вообще без денег.

На этапе запуска пенсионной реформы в 2017 году были обновлены нормы стажа для выхода на пенсию. Так, чтобы выйти на заслуженный отдых в 60 лет, нужно иметь не менее 27 лет стажа. Если вы можете подтвердить стаж в 17-27 лет, то время выхода на пенсию — в 63 года, если 15-17 лет - в 65 лет.

Но тогда же установили переходной период до 1 января 2021 года. Если стажа не хватало до выхода на заслуженный отдых в 60 лет, назначалась так называемая социальная пенсия. Ее человек получал до достижения 65 лет (если было хотя бы 15 лет стажа) или дольше (если стаж был меньше).

Со следующего года все эти выплаты отменяются.

"Человек, который за всю жизнь не заработал нужного стажа, рискует вообще остаться без денег и жить на улице, без средств к существованию", – говорит руководитель Экономического дискуссионного клуба Олег Пендзин.

В Украине, по состоянию на 2020 год, социальные пенсии получают порядка 75,3 тысячи человек. То есть речь идет о десятках тысяч стариков, которые уже с нового года могут остаться без копейки.

"Но это только вершина айсберга. Многие украинцы сейчас работают без оформления, многие – за заработках за границей. Из 22 млн трудоспособного населения ЕСВ платят только 11 млн, то есть половина. Это значит, что в будущем уже миллионы граждан не будут получать пенсий", – отмечает Пендзин.

В целом же это тревожный звонок о грядущих проблемах с выплатами пенсий. Впервые в истории Украины люди остаются без права на выплаты на старости лет. Весьма многозначительное событие с учетом заявления Шмыгаля о том, что в будущем на пенсии денег не будет.

"Страна" разбиралась, почему в Украине появится армия пенсионеров без пенсий.

Как будут отменять социальную пенсию

В постановлении Кабмина №1098, принятом еще в 2017 году, когда запускалась пенсионная реформа, были изменены нормы страхового стажа для выхода на пенсию, а также прописано, что делать с гражданами, не имеющими нужного стажа.

Для них предусматривалась временная социальная пенсия.

Размеры таких пенсий – разные. Они привязаны к прожиточному минимуму для нетрудоспособных лиц (на сегодня – 1712 гривен в месяц, а с 1 декабря 2020 года будет 1769 гривен).

"Размер выплаты определяется следующим образом: берется средний доход семьи на человека и, если он меньше прожиточного минимума, то оплачивается разница. Скажем, если получается тысяча гривен в месяц, то пенсия - 712 гривен. Если дохода вообще нет, человек получает 1712 гривен. Эту сумму платят до тех пор, пока пенсионер не выйдет на "заработанную пенсию". К примеру, если есть стаж 15 лет, и человек ушел на заслуженный отдых в 60 лет (хотя, согласно нормам по стажу, имеет право выйти на пенсию лишь в 65 лет), ему платят социальную пенсию 5 лет. А при достижении им 65 лет начинают платить ту пенсию, которую человек заработал", – пояснил Пендзин.

Если человек не имеет стажа даже в 15 лет, он продолжает получать социальную пенсию.

При этом есть ограничения. Помощь не выплачивается, если средний доход семьи превышает прожиточный минимум на каждого, человек в течение 12 месяцев до обращения за выплатами приобрел земельный участок, квартиру, дом, авто, строительные материалы или оплатил услуги более чем на 50 тысяч гривен.

Не дают денег также, если пенсионер продолжает работать или по результатам "выборочного обследования" материально-технических условий обнаружилось, что он имеет дополнительные источники дохода, скажем сдает жилье, выращивает и продает скот или сельскохозяйственную продукцию и прочее.

Но это сейчас. С начала 2021 года схема меняется – вы будете получать лишь свою, заработанную и подтвержденную стажем пенсию.

"То есть, если человек с 15 годами стажа выйдет на пенсию в 60 лет, хотя имеет право на выплаты лишь с 65 лет, то пять лет ему ничего не будут платить. И только с 65 лет пойдут начисления", – пояснил Пендзин.

А если нет даже 15 лет стажа, то рассчитывать на пенсию вообще не приходится.

"В теории можно докупить стаж – 22 тысячи гривен за год. Но, во-первых, докупить реально год-два, а не десять. Во-вторых, если у вас есть такие деньги, зачем вообще пенсия", – отмечает Пендзин.

600 гривен в месяц или ничего

По словам заместителя главы Федерации профсоюзов Украины Александра Шубина, проблема заложена даже не в самом постановлении Кабмина №1098 – он прописывает лишь порядок начисления и выплаты временной помощи.

"Проблема – в законе о пенсионном обеспечении. Именно в нем обозначен переходной период до 31 декабря 2020 года. Чтобы решить этот вопрос, нужно либо еще продлевать переходной период, либо переписывать пенсионное законодательство, но на это власти вряд ли пойдут», – говорит Шубин. Он считает, что профсоюзы уже давно пытаются привлечь внимание властей к этой проблеме, и в правительстве обещали продлить переходной период. Но пока этого не сделали. "Мы понимаем, что до даты "Ч" осталось немногим больше месяца. Так что проблема, когда тысячи пенсионеров останутся без средств к существованию, вполне реальна", – отмечает Шубин.

В Минсоцполитики утверждают: люди без денег не останутся. Советник министра Николай Шамбир пояснял: социальные пенсии отменят, но вместо них тем, у кого нет необходимого минимального стажа, станут выплачивать государственную помощь.

Начисления будут проходить не через Пенсионный фонд, а через соцслужбу.

Но сумма такой помощи будет мизерной.

"Тем, кто старше 65 лет, предложат 30% от прожиточного минимума для нетрудоспособных лиц, на сегодня это меньше 600 гривен в месяц. Прожить на такие деньги попросту нереально. Хуже всего придется пенсионерам до 65 лет – им вообще ничего не будут платить", – отмечает Шубин.

Пенсионеры без пенсий

На сегодняшний день социальные пенсии получают больше 75 тысяч украинцев. То есть вообще без средств к существованию могут остаться десятки тысяч граждан.

И с каждым годом проблема будет обостряться.

Во-первых, планируется повышение необходимого для пенсии страхового стажа. Если сейчас это 27 лет, то к 2028 году будет уже 35 лет. Заработать их, даже если всю жизнь честно трудиться, не так просто.

Во-вторых, многие украинцы работают без оформления – на родине или за границей. Следовательно, ЕСВ не отчисляют и стаж им не набегает.

"Из 22 млн трудоспособного населения ЕСВ перечисляют только 11 млн. Что будет с пенсиями остальных 11 млн человек – вопрос открытый", – говорит Пенздин.

"Те, кто сейчас работает неофициально, на пенсии вообще могут не рассчитывать", – полагает Шубин.

По его словам, в такой ситуации люди, чтобы выжить, будут вынуждены работать до последних дней жизни. "Или жить под мостами и побираться на свалках, если нет родственников, которые могут докормить", – добавил Пендзин.

По словам экономиста Алексея Куща, фактически "отменяя" пенсии для части населения, власти преследуют сразу несколько целей.

Во-первых, снять нагрузку с и без того дефицитного Пенсионного фонда. Во-вторых, примирить общество с тотальной фискализацией.

"Уже сейчас власти озвучивают идеи обложить налогом деньги заробитчан и ввести нулевые декларации для всех, чтобы люди заполняли декларации и платили налоги, если их реальные доходы не совпадают с официальными. Но пока все это вызывает резкий негатив среди украинцев. Если пенсии "десоциализируют", и мы увидим стариков, которые попросту окажутся на улице без средств к существованию, государство может вернуть социальные пенсии, и этим аргументировать жесткую фискализацию для всех остальных граждан", – считает Кущ.



Николай Кукурика


Николай Кукурика

Я считаю, что пенсионная реформа в Украине требует доработки, при этом следует учитывать интересы людей, а на это нужна политическая воля!

Я уже более 14 лет занимаюсь защитой пенсионеров, людей с инвалидностью, малообеспеченных граждан и других людей, нуждающихся в поддержке. И в первую очередь выступаю за введение справедливого пенсионного обеспечения граждан. Поэтому отстаиваю точку зрения, что пенсионная реформа, осуществленная правительством Владимира Гройсмана, является реформой неудачной, гибридной.

Эта реформа нарушает конституционное право на пенсию половины будущих пенсионеров, которые в реальных экономических условиях не смогут официально доказать 30-35-летний трудовой стаж, который был значительно повышен. К тому же в стране, где средний возраст жизни мужчин 63 года, ставить планку выхода на пенсию в 65 лет слишком строгое требование!

Главной манипуляцией этой пенсионной реформы в части действующей солидарной системы я считаю изменение – прямое уменьшение коэффициента страхового стажа в формуле расчета размера пенсии с 1,35 до 1. То есть государство сознательно уменьшает расходы бюджета на содержание пенсионеров, которые в подавляющем большинстве всю жизнь платили налоги и отчисления в Пенсионный фонд.

По стандартам ООН, человек не может прожить меньше чем на 5 долларов в день, что считается чертой бедности. И на пенсию, которая меньше 40% размера заработка на предыдущей работе, пенсионер также не может свести концы с концами. Украинские пенсионеры, к сожалению, давно и прочно отброшены за черту бедности!

У меня есть своя позиция также по введению второго уровня пенсионной реформы – накопительного. Проект закона есть, но он очень сложный. Ведь наше государство не в состоянии пока дать никаких гарантий по сохранению средств в негосударственных пенсионных фондах, в которых будет накапливаться пенсия по новой системе. Люди не доверяют свои вклады негосударственным структурам, потому что нет четких гарантий со стороны государства на законодательном уровне. В банках фонд гарантирования вкладов и то ограничивается для граждан суммой в 200 тысяч гривен. К тому же сопротивляются дополнительной нагрузке работодатели, которым придется также делать накопительные взносы за своих работников.

Проект нового закона выгоден некоторым работодателям –отечественным промышленным предприятиям, которые должны перечислять средства рабочим, имеющим 7,5 и более лет стажа на вредном производстве. Сама новая система должна учитывать рабочих, которые находятся в списках производств, профессий и работ в тяжелых и вредных условиях труда. То есть более 30% людей в возрасте до 35 лет могут остаться без льготных пенсий, которые они заработали тяжким трудом.

Кроме того, предлагается перевести финансирование льготных пенсий рабочих старше 35 лет, которые входят в список №1 (работы в особо вредных и особо тяжелых условиях), с предприятий, где работали эти люди, на государственный бюджет Украины. Таким образом, происходит перекладывание значительных финансовых расходов с плеч работодателей на плечи украинцев, из налогов которых и наполняется бюджет.

Не совсем понятен механизм начисления пенсий при новой системе. Он будет определяться подзаконными актами, что может усложнить процессы начисления и контроля за правильностью начисленных сумм.

Эксперты также отмечают, что введение накопительной системы и уплата рабочими в возрасте до 35 лет своих взносов в негосударственные пенсионные фонды может привести к дефициту средств Пенсионного фонда, который выплачивает пенсии по солидарной системе (если не будет введено повышение ЕСВ, что также является дополнительным бременем для работодателей и предпринимателей). То есть, если рабочие перестанут отчислять взносы в Пенсионный фонд, а станут перечислять их в негосударственные фонды, то это может привести к нехватке средств в ПФ для выплат нынешним пенсионерам.

Есть также много других вопросов. Для решения вышеупомянутых я инициировал проведение опроса среди экспертов, работающих людей и пенсионеров, круглого стола с привлечением экспертов в сфере пенсионного законодательства. Будут наработаны конструктивные предложения по оптимизации нововведений и обеспечению достойных условий для всех категорий граждан и государства.

Я всегда делаю акцент на том, что такими важными вопросами должны заниматься профессионалы и при принятии новых законов и социальных программ законодатели должны обязательно учитывать интересы граждан и Украины.

Николай Кукурика

Редакция может не соглашаться с мнением автора. Если вы хотите написать в рубрику "Мнение", ознакомьтесь с правилами публикаций и пишите на blog@112.ua.

Читайте также: