Назначение пенсии по старости центр занятости статья 400 закона

Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail.

13 октября 2015 04:45


В 2015 году жителям Еврейской автономной области назначено 26 пенсий по предложению службы занятости

Закон Российской Федерации от 19.04.1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» предусматривает возможность назначения пенсий досрочно. Статья 32 Закона гласит, что при отсутствии возможности трудоустройства, безработным гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации, либо сокращением численности или штата работников организации, с их согласия может назначаться пенсия до наступления пенсионного возраста, по предложению органов службы занятости. Досрочная пенсия назначается не ранее, чем за два года до наступления права на страховую пенсию по старости, в том числе на льготных условиях: женщинам - по достижении 53 лет, при общем трудовом стаже не менее 20 лет; мужчинам - по достижении 58 лет, при общем трудовом стаже не менее 25 лет.

Обязательные условия

Основными условиями оформления гражданам пенсии по старости, включая пенсию на льготных условиях, досрочно являются:

  • признание граждан в установленном порядке безработными;
  • отсутствие у органов службы занятости возможности для трудоустройства граждан;
  • наличие у безработных граждан стажа работы, дающего право выхода на полную пенсию по старости (по возрасту), включая пенсию на льготных условиях; - достижение безработными гражданами определенного возраста;
  • увольнение граждан в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата;
  • согласие безработных граждан с направлением их на пенсию по старости, включая пенсию на льготных условиях, досрочно.

При отсутствии хотя бы одного из указанных условий оформление пенсии по старости, включая пенсию на льготных условиях, досрочно не производится.

Особое предложение

Органами Пенсионного фонда Российской Федерации досрочную пенсию безработным могут назначить только по предложению органов службы занятости. Для решения вопроса о возможности получении такого предложения, гражданин может обращаться в органы службы занятости по месту получения пособия по безработице. Досрочная пенсия по старости безработным назначается со дня обращения за ней и выплачивается, до достижения установленного пенсионного возраста. Важно, что при назначении досрочной пенсии безработные граждане снимаются с учета в качестве безработных. Для назначения и получения досрочной пенсии гражданин должен предоставить следующие документы:

  • заявление о назначении пенсии; документы, удостоверяющие личность, возраст, место жительства, принадлежность к гражданству;
  • предложение органа службы занятости о направлении безработного гражданина на пенсию по старости досрочно, включая пенсию на льготных условиях;
  • страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования; документы, подтверждающие стаж;
  • справка о среднемесячном заработке за 60 месяцев подряд до 1 января 2002 года в течение трудовой деятельности (или учитывается заработок за 2000-2001 годы по данным персонального учета).

В необходимых случаях могут быть предоставлены дополнительные документы: о нетрудоспособных членах семьи; подтверждающие нахождение нетрудоспособных членов семьи на иждивении; о месте пребывания или фактического проживания на территории России; об изменении фамилии, имени, отчества; об установлении инвалидности. Размер досрочной пенсии определяется по нормам установленным Федеральным Законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

По достижении возраста, дающего право на установление трудовой пенсии по старости, в том числе и ранее этого возраста, если пенсия назначается досрочно, будущий пенсионер должен обратиться в Управление Пенсионного фонда РФ по месту жительства с заявлением о назначении страховой пенсии по старости.

Если работа нашлась

При поступлении на работу, или возобновлении иной деятельности, выплата пенсии, установленной безработным гражданам, прекращается. После прекращения указанной работы или деятельности выплата пенсии восстанавливается.

Все расходы, связанные с назначением пенсии безработным гражданам, осуществляются за счет средств Пенсионного фонда РФ, с последующим возмещением затрат из федерального бюджета.

В соответствии с действующим законодательством граждане Российской Федерации, которые по той или иной причине утратили трудоспособность, вправе рассчитывать на получение пенсии, выражающейся в ежемесячной денежной выплате. Пенсионная система в РФ довольно сложна и запутана, поскольку за все время функционирования подверглась неоднократным кардинальным реформам и изменениям.

В этой связи вопросы, связанные с пенсионными выплатами, имеют строгое нормативное регулирование. Существует большое количество видов материального обеспечения и поэтому порядок начисления каждого из них регулируется отдельными нормативными актами.

Бесплатно по России

В рамках данной статьи рассматриваются вопросы, связанные особенностями установления и выплаты страховой пенсии. Они регулируются Федеральным законом «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ, правовой анализ и обзор которого будет приведен ниже.

Роль ФЗ 400 в формировании разных категорий страховых пенсий

Рассматриваемый нормативный акт имеет большое и основополагающее значение для всей системы социального обеспечения в стране. Так, в первую очередь, нормы данного федерального закона устанавливают основания возникновения пенсионных прав граждан. Кроме этого, ими же определяются механизмы и порядок их реализации на практике.

Закон 400 устанавливает, что пенсионная система в Российской Федерации строится на страховых принципах в форме обязательного пенсионного страхования. В статье 1 документа также прописана прямая связь между объемом соответствующих прав и степенью значимости и общественной полезности того или иного вида трудовой деятельности.

Федеральный закон выделяет три типа страхового обеспечения:

  • по достижению возраста выхода на пенсию;
  • по инвалидности;
  • по потере кормильца.

Рассматриваемый в статье нормативный акт является исчерпывающим по вопросам регулирования назначения и порядка выплаты страховых пенсий. Его положения полностью заменили нормы ФЗ «О трудовых пенсиях» с момента его вступления в силу, что и произошло первого января 2015 года. Однако часть вопросов не нашли отражения в ФЗ «О страховых пенсиях». Они регулируются предыдущим законом по аналогии.

Что регламентирует ФЗ 400

Рассматриваемый документ структурно состоит 36 статей, объединенных в 7 глав, которые по отдельности регламентируют те или иные вопросы, связанные с порядком начисления и выплат страховой пенсии. Разберем их подробнее.

  1. Первая глава. Содержит в себе общие положения, вводит основную терминологию и дает определение таким понятиям, как «пенсия», «стаж», «ИПК» и так далее. Кроме этого, в данном разделе устанавливается полный перечень лиц, которые вправе претендовать на соответствующие выплаты.
  2. Вторая глава. Нормы, содержащиеся в этой части рассматриваемого федерального закона, определяют условия, при которых назначается страховая пенсия.
  3. Третья глава. Дается развернутое определение понятия «страховой стаж». Указывается, какие периоды в него могут входить, а также регламентируется порядок его правильного подсчета.
  4. Четвертая глава. В данном разделе устанавливаются составные части страховой пенсии, а также представлены формулы, по которым производится исчисление рассматриваемых выплат.
  5. Пятая глава. Регламентируется порядок осуществления выплат, в том числе механизмы, способы и сроки. Кроме этого, отдельные нормы регулируют вопросы, связанные с прекращением и приостановлением пенсионного обеспечения.
  6. Шестая глава. Здесь рассматриваются особенности назначения пенсии досрочно, а также выделены категории граждан, которые имеют на то соответствующее право (ст 30,32).
  7. Седьмая глава. Содержит в себе отдельные заключительные и переходные положения, которые непосредственно связаны с тонкостями вступления в силу данного нормативного документа.

Условия предоставления пенсий

Условия, которые должны быть выполнены застрахованным в системе обязательного пенсионного страхования гражданином для получения соответствующих выплат, устанавливаются ст. 8 данного нормативного акта.


Так, среди них следует выделить достижение определенного возраста, наличие страхового стажа и такой параметр как ИПК. Следует разобрать это подробнее.

Возраст

В соответствии с законодательством на пенсию страхового типа в Российской Федерации могут рассчитывать лица, которые достигли 60 лет (женщины) и 65 лет (мужчины). Однако такое требование в полном объеме будет предъявляться лишь после 2023 года, когда будет реализована большая часть положений пенсионной реформы. В переходный период возраст выхода на пенсию будет меняться постепенно, как следует из Приложения 6 к федеральному закону.

Для тех категорий работников, которые вправе претендовать на досрочную пенсию, данная льгота сохранится, однако фактически выходить на отдых они будут также на 5 лет позже, за исключением тех, кто трудится в опасных для жизни и здоровья условиях.

Страховой стаж

Указанная выше норма закона устанавливает, что для получения выплат необходимо иметь не менее 15 лет стажа. Однако продолжительность его в переходный период ниже и зависит от года выхода на отдых. В Приложении 3 к закону имеется таблица, где эти параметры прописаны в полном объеме. Так, в 2019 году требуется 10 лет стажа.

Параметр ИПК не должен составлять менее 30. В переходный же период требования не настолько жесткие и зависят от года выхода на пенсию. Так, в статье 35 федерального закона указано, что с 1 января 2015 года данный параметр составляет 6,6, при этом ежегодно его значение повышается на 2,4 до того момента, пока не достигнет 30. Таким образом, в 2019 году необходимый минимум ИПК – 16,2 балла.


Страховая пенсия инвалидам

Основания и порядок назначения страховой пенсии инвалидам регламентируются статьей 9 нормативного документа. Так, претендовать на выплату вправе граждане, которые решением МСЭ признаны нетрудоспособными. При этом не имеет значения, какая у гражданина группа инвалидности и что стало ее причиной.

Пенсию по потере кормильца

Статья 10 данного ФЗ содержит в себе довольно внушительный перечень лиц, которые вправе претендовать на пенсию по потере кормильца.

По общему правилу к ним следует отнести иждивенцев умершего гражданина, которые к моменту назначения выплаты не обладают трудоспособностью.

Среди прочих в их число входят:

  • несовершеннолетние (дети, внуки, племянники, сестры и братья);
  • родители, супруг, бабушка или дедушка;
  • иные родственники, осуществляющие уход за ребенком умершего.

Если получатель пенсии достигает совершеннолетия, но при этом является студентом учебного заведения по очной форме обучения, то право на нее у него сохраняется до окончания учебы или до 23 лет.

От чего зависит размер пенсии

Статья 15 ФЗ определяет порядок расчета выплат по утрате кормильца. В частности, п. 3 ст. 15 устанавливает соответствующую формулу:

ИПК*СПК = СПпк, где:

ИПК = пенсионный коэффициент.

Таким образом, размер пенсии непосредственно зависит от количества накопленных страховых баллов и их стоимости на момент назначения пенсии.

Закон о стаже

В законе о страховых пенсиях понятие «стаж» является ключевым при определении как размера пенсии, так и возможности ее назначения. В этой связи статья 11 ФЗ устанавливает, что в стаж входят все периоды, когда гражданин осуществлял трудовую деятельность при условии, что за него производились отчисления взносов в ПФР.

Статья 12 содержит перечень периодов, которые хоть и не связаны с трудовой деятельностью, однако также включаются в стаж на общих основаниях.

Среди прочего, к ним относятся:

  • временная нетрудоспособность;
  • отпуск, в том числе ежегодный и дополнительный;
  • отпуск по БиР, а также по уходу за малолетним до 1,5 лет;
  • нахождение на учете в центре занятости в качестве безработного.

Данный перечень не является исчерпывающим.

Фиксированная выплата

Понятие «фиксированная выплата» впервые вводится в российское законодательство вместе со вступлением в силу данного нормативного акта. Статьей 16 определено, что она устанавливается в полном объеме пенсионерам по старости, а также инвалидам II группы.

Лицам, которые имеют инвалидность III группы, а также получателям выплат по утрате кормильца, ФВ выплачивается в размере ½ от ее установленного размера. Ст. 17 главы 4 регулирует процессы повышения фиксированных выплат, а ст 18 определяет перерасчет и корректировки страховых выплат.

Фиксированная выплата устанавливается единовременно вместе со страховой частью пенсии и подлежит ежегодной индексации.

Список документов и регламент оформления по ФЗ 400

Статья 21 ФЗ определяет порядок оформления и куда граждане могут обратиться за назначением страховой пенсии. Это может быть ПФР или МФЦ. Также предусмотрена подача электронного заявления.

Перечень документов в самом законе не прописан, однако имеется ссылка на соответствующий подзаконный нормативный акт. Статья 28 описывает ответственность за достоверность поданных сведений в ПФР, которые запрашиваются для назначения страховой пенсии.

Сроки назначения и перерасчета страховой пенсии прописаны в ст.ст. 22, 23.

Федеральный закон «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ ввел понятие «страховая пенсия». Нормами закона определены основания и порядок назначения данного вида материального обеспечения, а также отрегулирован ряд сопутствующих вопросов.

Несмотря на состоявшееся повышение пенсионного возраста для абсолютного большинства граждан, некоторые категории после всех изменений в пенсионной системе все же имеют право на назначение досрочной пенсии по старости. Среди них – женщины со стажем 37 лет и мужчины со стажем 42 года, многодетные матери, воспитавшие троих или более детей, и др. (ч.1.2 ст.8, ч.1 ст.32 Закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ). Кроме того, право на назначение досрочной пенсии сохранилось и у лиц, вынужденно лишившихся работы, которым до достижения пенсионного возраста осталось всего несколько лет. То есть речь идет о предпенсионерах (ч.2 ст.5 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1, далее – Закона РФ N 1032-1).

Что такое досрочная пенсия, и кто из безработных имеет на нее право

Досрочная пенсия – это пенсия, которая назначается человеку ранее, чем он достигнет общеустановленного пенсионного возраста. Безработным гражданам, зарегистрированным в органах службы занятости, может быть назначена досрочная пенсия не ранее, чем за 2 года до наступления пенсионного возраста (ч.2 ст.32 Закона РФ N 1032-1). Так, в общем случае право на пенсию по старости с учетом переходного периода возникнет :

- в I полугодии 2020 года у женщин, достигших возраста 55,5 лет, и у мужчин, достигших 60,5 лет;

- во II полугодии 2021 года у женщин, достигших возраста 56,5 лет, и у мужчин, достигших 61,5 года.

Соответственно, сегодня безработные женщины в возрасте 54,5 лет и старше, а также безработные мужчины в возрасте 59,5 лет и старше, еще не получающие пенсию по старости, теоретически имеют право на назначение досрочной пенсии. Но для этого у них должны быть соблюдены определенные условия.

Каковы условия назначения досрочной пенсии безработным

Начнем с того, что предложение оформить досрочную пенсию гражданин получает от специалиста службы занятости при невозможности трудоустройства. То есть сам безработный потребовать назначения досрочной пенсии не вправе. Теперь об условиях.

На досрочную пенсию могут рассчитывать те зарегистрированные безработные, которые:

- имеют страховой стаж 25 лет – для мужчин или 20 лет – для женщин (либо указанный стаж и необходимый стаж работы на соответствующих видах работ, дающие право на досрочную пенсию по Закону «О страховых пенсиях»);

- были уволены с последнего места работы перед постановкой на учет в службе занятости по причине ликвидации организации (прекращения деятельности ИП-работодателя) либо сокращения численности или штата (ч.2 ст.32 Закона РФ N 1032-1). То есть соответствующее основание расторжения трудового договора должно быть зафиксировано в трудовой книжке безработного. Напомним, что за увольнение предпенсионеров в 2018 году была введена уголовная ответственность, но применяется она, только если имели место дискриминационные мотивы ;

- не отказывались как минимум дважды от подходящей предложенной работы в период безработицы;

- не отказывались от обучения по направлению органов службы занятости;

- не нарушали условия и сроки перерегистрации без уважительных причин (п.155 Правил, утв. Приказом Минтруда от 22.02.2019 N 116н). Как известно, безработные граждане должны являться в органы службы занятости в установленные сроки, но не более 2 раз в месяц. Такие явки – условие для получения ежемесячного пособия по безработице.

Иные условия в Законе «О занятости населения в РФ» не поименованы. Однако на сайте онлайнинспекция.рф также указано, что сумма индивидуальных пенсионных коэффициентов предпенсионера должна быть не менее минимальной (о том, что такое ИПК и как считается, мы уже рассказывали ). Напомним, что в 2019 году она составляет 16,2 , в 2020 году будет равна 18,6, а в 2021 году – 21.

Отметим, что досрочная пенсия, назначаемая по предложению органа службы занятости, относится к социальным выплатам и, строго говоря, страховой пенсией по старости не является, имеет иные источники финансирования (ч.4 ст.32 Закона РФ N 1032-1). Но сумма досрочной пенсии определяется по тем же правилам, что и обычная страховая пенсия. Поэтому и требуется соблюдение условия о минимальной сумме ИПК.

Кстати, еще одним условием назначения досрочной пенсии является согласие на то самого безработного. Как правило, такие граждане соглашаются на нее довольно легко, поскольку предложению от службы занятости зачастую предшествует несколько тщетных попыток устроиться на работу.

Куда обращаться за досрочной пенсией

Если вы получили предложение от органа службы занятости о назначении досрочной пенсии и согласились на него, то дальше вам нужно обращаться в ваше отделение ПФР по месту жительства. Если предложение было оформлено на бумаге, то вам его выдадут на руки; если же оно составлено в электронном виде, то служба занятости направит его напрямую в орган ПФР и устно сообщит вам об этом.

Кроме предложения от службы занятости в ПФР нужно будет представить:

- заявление о назначении пенсии;

- документы, удостоверяющие личность, возраст, место жительства, гражданство;

- документы, подтверждающие стаж.

Также ПФР может потребовать предоставить дополнительные документы, к примеру, о смене фамилии, о месте фактического проживания на территории РФ и т.д. В итоге решение о назначении пенсии принимает именно территориальное управление ПФР.

При положительном решении досрочная пенсия назначается с даты подачи заявления и иных документов и выплачивается до даты достижения лицом обычного пенсионного возраста. Очевидно, что как только вам будет назначена досрочная пенсия, вас снимут с учета в качестве безработного и право на получение пособия по безработице вы утратите. А после достижения пенсионного возраста вам нужно будет оформить обычную пенсию по старости.

Если же получится так, что в период получения досрочной пенсии вы официально устроитесь на работу, то должны будете сообщить об этом в ПФР. С момента трудоустройства право на досрочную пенсию вы утратите.

Судебная практика и законодательство — 400-ФЗ О страховых пенсиях

1. Настоящие Правила определяют порядок установления и выплаты ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях", либо к пенсии, досрочно назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - ежемесячная доплата к пенсии), лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации, пенсионное обеспечение которых не урегулировано соответствующими федеральными законами (законами Российской Федерации), иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и которые получали денежное вознаграждение за счет ассигнований федерального бюджета.

Страховая пенсия - ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". При этом наступление нетрудоспособности и утрата заработной платы и иных выплат и вознаграждений в таких случаях предполагаются и не требуют доказательств.

1) пенсий, в том числе сумма полагающейся страховой пенсии по старости с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии, повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии, установленной в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 52, ст. 6965; 2014, N 2 (поправка); 2015, N 27, ст. 3964; N 2016, N 1, ст. 5; N 22, ст. 3091; N 27, ст. 4183; N 52, ст. 7477, 7486) (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ), и накопительной пенсии, установленной в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 424-ФЗ "О накопительной пенсии" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 52, ст. 6989; 2016, N 22, ст. 3091), в случае отказа гражданина от получения указанных пенсий;

Вместе с тем, Федеральные законы от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и другие законодательные акты в сфере пенсионного обеспечения не используют термин "пенсионное законодательство".

Пункт 19 части 1 статьи Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".

Постановление Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение"

Застрахованные лица, имеющие право на зачет в страховой стаж иных периодов, представляют в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о периодах, включаемых в страховой стаж в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" .

размеры страховых пенсий, установленных в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях", подлежат корректировке в связи с установлением указанной стоимости одного пенсионного коэффициента.

3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 февраля 2017 г.

2. Пенсионному фонду Российской Федерации проинформировать свои территориальные органы о размере коэффициента, утвержденного настоящим постановлением, для индексации с 1 февраля 2017 г. размера фиксированной выплаты к страховой пенсии, установленного Федеральным законом "О страховых пенсиях".

1. Установить, что граждане Российской Федерации, замещавшие должности в аппарате Исполнительного Комитета Союза Беларуси и России и в Секретариате Парламентского Собрания Союза Беларуси и России (далее - должностные лица), при наличии на день увольнения из аппарата Исполнительного Комитета Союза Беларуси и России и из Секретариата Парламентского Собрания Союза Беларуси и России (далее - аппараты органов Союза) стажа государственной службы не менее предусмотренного приложением к Федеральному закону от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" имеют право на ежемесячную доплату к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", либо к пенсии, досрочно назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - ежемесячная доплата к пенсии), при увольнении из аппаратов органов Союза в случае:

"1. Установить, что граждане Российской Федерации, замещавшие должности в аппарате Исполнительного Комитета Союза Беларуси и России и в Секретариате Парламентского Собрания Союза Беларуси и России (далее - должностные лица), при наличии на день увольнения из аппарата Исполнительного Комитета Союза Беларуси и России и из Секретариата Парламентского Собрания Союза Беларуси и России (далее - аппараты органов Союза) стажа государственной службы не менее предусмотренного приложением к Федеральному закону от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" имеют право на ежемесячную доплату к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", либо к пенсии, досрочно назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - ежемесячная доплата к пенсии), при увольнении из аппаратов органов Союза в случае:";


Трудоспособные, но не занятые люди в предпенсионном возрасте могут претендовать на более ранний выход на пенсию по старости.

Досрочная пенсия для безработных граждан в 2020 году назначается при двух основных условиях: наличии стажа и официальной рекомендации от Центра занятости.

С повышением пенсионного возраста момент получения этой льготы будет сдвигаться пропорционально.

Правовая база вопроса

Правила досрочной пенсии безработным регламентируются следующими нормативными актами:

  • Федеральный закон №166 «О государственном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001;
  • ФЗ №173 от 17.12.2001 «О трудовых пенсиях в РФ»;
  • ФЗ №400 от 28.12.2013 «О страховом обеспечении»;
  • ФЗ №350 от 3.10.2018 «О внесении изменений в законодательные акты о назначении пенсионных выплат» (вступил в силу с 1 января 2019 года).

В последнем документе описывается схема повышения пенсионного возраста, в т. ч. при льготных основаниях.

С 2019 до 2023 года возраст для назначения пенсии будет постепенно увеличиваться по году за год, пока не достигнет нового лимита: 60 лет — для женщин, и 65 лет — для мужчин.


Нетрудоустроенные предпенсионеры, имеющие страховой стаж от 15 и 20 лет, соответственно, смогут обратиться за выплатами на 2 года раньше, чем предписано схемой.

Другие льготы и условия для досрочного выхода описываются в Федеральном законе №1032 от 19.04.1991 «О занятости населения»

Условия досрочного выхода для безработных

Выход на досрочную пенсию по старости для безработных возможен при следующих условиях:

  1. увольнение с последнего рабочего места произошло в связи с сокращением персонала или полной ликвидацией предприятия;
  2. нетрудоустроенный гражданин официально зарегистрирован в Центре занятости населения (ЦЗ), но вакансии для него отсутствуют;
  3. трудовой стаж гражданина составляет не менее 20 лет (для женщины) или 25 лет (для мужчины);
  4. сумма накопленных баллов пенсионного коэффициента соответствует или превышает актуальный лимит (в 2020 году он составляет 16,2 балла);
  5. до назначения выплаты по старости на общих основаниях осталось не более 24 месяцев с учетом повышения пенсионного возраста.

При невыполнении хотя бы одного условия право утрачивается.

Стремясь сэкономить зарплатный фонд, некоторые работодатели настаивают на увольнении по собственному желанию вместо официального сокращения.

Согласие на такой ход может лишить работника не только льготы, но и компенсации в размере 2-3 окладов в период поиска нового места.

В регионах Крайнего Севера выход на пенсию, в т. ч. досрочный, осуществляется раньше, чем в других областях страны.

Расчет и сумма выплаты

Для расчета страховой выплаты применяется такая же методика, что и при общих основаниях назначения.

Общая сумма формируется из базовой и страховой выплаты. Размер актуальной базовой части – 5334,19 руб.

Для расчета страховой части нужно умножить количество накопленных пенсионных баллов (ИПК) на стоимость 1 балла для конкретного года. Например, в 2020 году каждый балл гарантирует прибавку в 87,24 руб.


Обращение в пенсионный фонд РФ для оформления досрочной пенсии

Порог ИПК для начисления пенсии составляет 16,2 балла. С каждым годом он увеличивается 2,4 единицы, пока не достигнет значения в 30 баллов.

Учитывая лимит, минимальный размер досрочной пенсии безработным предпенсионерам в 2020 году составит:

ДП = Б (база) + ИПКмин.*СтБ = 5334,19 + 16,2*87,24 = 6747,48 руб.

При недостатке трудового стажа или пенсионных баллов безработный сможет рассчитывать только на пособие по безработице.

Его размер составляет 45-75% от заработной платы, но не более чем 11280 руб. Данная компенсация выплачивается нетрудоустроенному гражданину не больше 1 года.

Если человек состоит на учете в ЦЗ дольше 1 года, то выплату пособия приостанавливают на 6 месяцев, а потом возобновляют еще на 1 год. Оформить такую компенсацию могут только те, кто встали на учет в течение 12 месяцев со дня увольнения.

Порядок оформления

Как оформить досрочную пенсию безработному:

  • при увольнении с занимаемой должности получить трудовую книжку с указанным основанием («По сокращению штата», «По ликвидации предприятия»);
  • встать на учет в Центр занятости населения;
  • подсчитать свой страховой стаж и количество баллов по формулам ИПК;
  • при отсутствии подходящих вакансий получить в ЦЗ уведомление о возможности выхода до установленного срока;
  • собрать пакет документов;
  • обратиться в Пенсионный Фонд РФ с соответствующим заявлением.

При расчете ИПК важно учесть, что до 2014 года коэффициент подсчитывается по накопленной сумме, после – по балльной системе отчислений.

Куда обратиться

Досрочный выход на пенсию безработных граждан возможен только при наличии соответствующей рекомендации от центра занятости.

Для оформления выплаты нужно обращаться в ЦЗ и ПФР.

Пакет документов

Для назначения досрочной пенсии гражданам, признанным безработными, потребуются такие документы:

  1. СНИЛС;
  2. паспорт;
  3. документально оформленное уведомление от Службы занятости населения;
  4. сведения о трудовом стаже заявителя и доходе за любые 5 лет с 2002 года;
  5. письменное согласие безработного на назначение страховой выплаты;
  6. заявление на досрочное предоставление средств;
  7. дополнительные сведения (справка о месте проживания, изменении личных данных и др.).

Срок действия направления от Центра занятости составляет 1 месяц.

Подача позже этого срока допустима только при наличии веских оснований для просрочки (например, листа о временной нетрудоспособности, болезни и др.).

К пакету документов можно приложить сведения о несовершеннолетних детях, нетрудоспособных членах семьи и других иждивенцах.

Условия отказа и прекращения выплат

Отказать в назначении льготы могут только в момент ее оформления. Поводом для отказа может послужить неполный пакет документов, недостаток стажа и ИПК, увольнение с места работы по собственному желанию или виновным основаниям.


Выплата досрочной пенсии безработным гражданам

Если заявитель считает отказ неправомерным, он может обратиться с иском в суд.

Прекращение выплат возможно в следующих ситуациях:

  • предпенсионер возобновил трудовую деятельность;
  • в сведениях и документах получателя обнаружены признаки мошенничества, целью которого было увеличение стажа или иные махинации;
  • гражданин достиг актуального пенсионного возраста.

Срок их начисления составляет не более 2 лет. После наступления соответствующего возраста пенсия начинает выплачиваться на общих основаниях.

Если человек устроился на работу, но не уведомил об этом ПФР, то он понесет административную ответственность и будет обязан вернуть все государственные средства, выплаченные с момента трудоустройства. Данное правило действует только в период льготных 2 лет.

Заключение

Предпенсионеры мало востребованы на рынке труда и имеют меньше возможностей для переквалификации, чем другие категории граждан.

Если страхового стажа гражданина достаточно, то он может претендовать на ранний выход на пенсию.

Досрочная пенсия безработным в 2020 году назначается с 54,5 и 59,5 лет, а в 2021 году – уже с 56 лет и 61 года для женщин и мужчин соответственно.

Копия в формате PDF

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О страховых пенсиях

Принят Государственной Думой 23 декабря 2013 года

Одобрен Советом Федерации 25 декабря 2013 года

(В редакции федеральных законов от 29.06.2015 № 173-ФЗ, от 29.12.2015 № 385-ФЗ, от 23.05.2016 № 143-ФЗ, от 03.07.2016 № 250-ФЗ, от 19.12.2016 № 437-ФЗ, от 01.07.2017 № 134-ФЗ, от 28.12.2017 № 420-ФЗ, от 07.03.2018 № 56-ФЗ, от 27.06.2018 № 164-ФЗ, от 03.10.2018 № 350-ФЗ, от 12.11.2018 № 409-ФЗ, от 27.12.2018 № 536-ФЗ, от 06.03.2019 № 25-ФЗ, от 01.10.2019 № 328-ФЗ)

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Цель и предмет регулирования настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" устанавливает основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии.

2. Целью настоящего Федерального закона является защита прав граждан Российской Федерации на страховую пенсию, предоставляемую на основе обязательного пенсионного страхования с учетом социальной значимости трудовой и (или) иной общественно-полезной деятельности граждан в правовом государстве с социально ориентированной рыночной экономикой, в результате которой создается материальная основа для пенсионного обеспечения, особого значения страховой пенсии для поддержания материальной обеспеченности и удовлетворения основных жизненных потребностей пенсионеров, субсидиарной ответственности государства за пенсионное обеспечение, а также иных конституционно значимых принципов пенсионного обеспечения.

Статья 2. Правовое регулирование в области страховых пенсий

1. Законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из настоящего Федерального закона, Федерального закона от 16 июля 1999 года № 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", других федеральных законов. (В редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ)

2. Страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом. Изменение условий назначения страховых пенсий, норм установления страховых пенсий и порядка выплаты страховых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений в настоящий Федеральный закон.

3. В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.

4. В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, Правительство Российской Федерации определяет порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии и правила установления указанных пенсий отдельным категориям граждан. В целях единообразного применения настоящего Федерального закона при необходимости могут издаваться соответствующие разъяснения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

5. Порядок назначения, перерасчета, перевода с одного вида пенсии на другой и порядок выплаты пенсий, финансируемых за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, регулируются Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей". (В редакции федеральных законов от 27.12.2018 № 536-ФЗ, от 01.10.2019 № 328-ФЗ)

6. Отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и средств организаций, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и актами организаций.

Статья 3. Основные понятия, применяемые в целях настоящего Федерального закона

Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:

1) страховая пенсия - ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными настоящим Федеральным законом. При этом наступление нетрудоспособности и утрата заработной платы и иных выплат и вознаграждений в таких случаях предполагаются и не требуют доказательств;

2) страховой стаж - учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж;

3) индивидуальный пенсионный коэффициент - параметр, отражающий в относительных единицах пенсионные права застрахованного лица на страховую пенсию, сформированные с учетом начисленных и уплаченных в Пенсионный фонд Российской Федерации страховых взносов на страховую пенсию, предназначенных для ее финансирования, продолжительности страхового стажа, а также отказа на определенный период от получения страховой пенсии;

4) стоимость пенсионного коэффициента - стоимостной параметр, учитываемый при определении размера страховой пенсии, отражающий соотношение суммы страховых взносов на финансовое обеспечение страховых пенсий и трансфертов федерального бюджета, поступающих в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствующем году, и общей суммы индивидуальных пенсионных коэффициентов получателей страховых пенсий;

5) установление страховой пенсии - назначение страховой пенсии, перерасчет и корректировка ее размера, перевод с одного вида пенсии на другой;

6) фиксированная выплата к страховой пенсии - обеспечение лиц, имеющих право на установление страховой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом, устанавливаемое в виде выплаты в фиксированном размере к страховой пенсии;

7) корректировка размера страховой пенсии - повышение размера страховой пенсии в связи с увеличением стоимости пенсионного коэффициента;

8) выплатное дело - комплект соответствующих установленным требованиям документов в подлиннике и (или) в копии на бумажном носителе или в электронной форме, на основании которых гражданину установлены и выплачиваются пенсия (пенсии), дополнительное материальное обеспечение и иные выплаты в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 4. Лица, имеющие право на страховую пенсию

1. Право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

2. Нетрудоспособные члены семей граждан, указанных в части 1 настоящей статьи, имеют право на страховую пенсию в случаях, предусмотренных статьей 10 настоящего Федерального закона.

3. Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом, имеют право на страховую пенсию наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Статья 5. Право на выбор пенсии

1. Лицам, имеющим право на одновременное получение страховых пенсий различных видов, в соответствии с настоящим Федеральным законом устанавливается одна пенсия по их выбору.

2. В случаях, предусмотренных Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", допускается одновременное получение пенсии по государственному пенсионному обеспечению, установленной в соответствии с указанным Федеральным законом, и страховой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом.

3. Назначение и выплата страховой пенсии производятся независимо от назначения накопительной пенсии в соответствии с Федеральным законом "О накопительной пенсии".

4. Обращение за назначением страховой пенсии может осуществляться в любое время после возникновения права на страховую пенсию без ограничения каким-либо сроком.

Статья 6. Виды страховых пенсий

В соответствии с настоящим Федеральным законом устанавливаются следующие виды страховых пенсий:

1) страховая пенсия по старости;

2) страховая пенсия по инвалидности;

3) страховая пенсия по случаю потери кормильца.

Статья 7. Финансовое обеспечение выплаты страховых пенсий

1. Порядок финансового обеспечения выплаты страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии и повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии определяется Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".

2. При внесении в настоящий Федеральный закон изменений, требующих увеличения расходов на выплату страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии и повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии, принимаются федеральные законы о внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий год и плановый период и федеральный закон о бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на текущий год и плановый период.

Глава 2. Условия назначения страховых пенсий

Статья 8. Условия назначения страховой пенсии по старости

1. Право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону). (В редакции Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ)

11. Лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации и замещаемые на постоянной основе государственные должности субъектов Российской Федерации (далее - государственные должности), замещаемые на постоянной основе муниципальные должности (далее - муниципальные должности), должности государственной гражданской службы Российской Федерации и должности муниципальной службы (далее - должности государственной гражданской и муниципальной службы), страховая пенсия по старости назначается по достижении ими в соответствующем году возраста, указанного в приложении 5 к настоящему Федеральному закону. (Часть введена - Федеральный закон от 23.05.2016 № 143-ФЗ)

12. Лицам, имеющим страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины), страховая пенсия по старости может назначаться на 24 месяца ранее достижения возраста, предусмотренного частями 1 и 11 настоящей статьи, но не ранее достижения возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины). (Часть введена - Федеральный закон от 03.10.2018 № 350-ФЗ)

2. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа.

3. Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.

Статья 9. Условия назначения страховой пенсии по инвалидности

1. Право на страховую пенсию по инвалидности имеют граждане из числа застрахованных лиц, признанные инвалидами I, II или III группы. Признание гражданина инвалидом и установление группы инвалидности производятся федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

2. Страховая пенсия по инвалидности устанавливается на основании сведений об инвалидности, содержащихся в федеральном реестре инвалидов, или документов, поступивших от федеральных учреждений медико-социальной экспертизы, независимо от причины инвалидности, продолжительности страхового стажа застрахованного лица, продолжения инвалидом трудовой и (или) иной деятельности, а также от того, наступила ли инвалидность в период работы, до поступления на работу или после прекращения работы. (В редакции Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ)

3. В случае полного отсутствия у инвалида страхового стажа устанавливается социальная пенсия по инвалидности в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".

Статья 10. Условия назначения страховой пенсии по случаю потери кормильца

1. Право на страховую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении (за исключением лиц, совершивших уголовно наказуемое деяние, повлекшее за собой смерть кормильца и установленное в судебном порядке). Одному из родителей, супругу или другим членам семьи, указанным в пункте 2 части 2 настоящей статьи, указанная пенсия назначается независимо от того, состояли они или нет на иждивении умершего кормильца. Семья безвестно отсутствующего кормильца приравнивается к семье умершего кормильца, если безвестное отсутствие кормильца удостоверено в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

2. Нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца признаются:

1) дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, не достигшие возраста 18 лет, а также дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, обучающиеся по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет или дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца старше этого возраста, если они до достижения возраста 18 лет стали инвалидами. При этом братья, сестры и внуки умершего кормильца признаются нетрудоспособными членами семьи при условии, что они не имеют трудоспособных родителей; (В редакции Федерального закона от 12.11.2018 № 409-ФЗ)

2) один из родителей или супруг либо дедушка, бабушка умершего кормильца независимо от возраста и трудоспособности, а также брат, сестра либо ребенок умершего кормильца, достигшие возраста 18 лет, если они заняты уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, не достигшими 14 лет и имеющими право на страховую пенсию по случаю потери кормильца в соответствии с пунктом 1 настоящей части, и не работают;

3) родители и супруг умершего кормильца, если они достигли возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) либо являются инвалидами; (В редакции Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ)

4) дедушка и бабушка умершего кормильца, если они достигли возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) либо являются инвалидами, при отсутствии лиц, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации обязаны их содержать. (В редакции Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ)

3. Члены семьи умершего кормильца признаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию.

4. Иждивение детей умерших родителей предполагается и не требует доказательств, за исключением указанных детей, объявленных в соответствии с законодательством Российской Федерации полностью дееспособными или достигших возраста 18 лет.

5. Нетрудоспособные родители и супруг умершего кормильца, не состоявшие на его иждивении, имеют право на страховую пенсию по случаю потери кормильца, если они независимо от времени, прошедшего после его смерти, утратили источник средств к существованию.

6. Нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, для которых его помощь была постоянным и основным источником средств к существованию, но которые сами получали какую-либо пенсию, имеют право перейти на страховую пенсию по случаю потери кормильца.

7. Страховая пенсия по случаю потери кормильца-супруга сохраняется при вступлении в новый брак.

8. Усыновители имеют право на страховую пенсию по случаю потери кормильца наравне с родителями, а усыновленные дети наравне с родными детьми. Несовершеннолетние дети, имеющие право на страховую пенсию по случаю потери кормильца, сохраняют это право при их усыновлении.

9. Отчим и мачеха имеют право на страховую пенсию по случаю потери кормильца наравне с отцом и матерью при условии, что они воспитывали и содержали умерших пасынка или падчерицу не менее пяти лет. Пасынок и падчерица имеют право на страховую пенсию по случаю потери кормильца наравне с родными детьми, если они находились на воспитании и содержании умершего отчима или умершей мачехи.

10. Страховая пенсия по случаю потери кормильца устанавливается независимо от продолжительности страхового стажа кормильца из числа застрахованных лиц, а также от причины и времени наступления его смерти, за исключением случаев, предусмотренных частью 11 настоящей статьи.

11. В случае полного отсутствия у умершего застрахованного лица страхового стажа либо в случае совершения нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца уголовно наказуемого деяния, повлекшего за собой смерть кормильца и установленного в судебном порядке, устанавливается социальная пенсия по случаю потери кормильца в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".

Глава 3. Страховой стаж

Статья 11. Периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж

1. В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

2. Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".

Статья 12. Иные периоды, засчитываемые в страховой стаж

1. В страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона, засчитываются:

Читайте также: