Независимая газета пенсионная реформа

Новый кабмин в смысле решения проблем пенсий оказывается еще слабее предыдщего





«Пенсионная гильотина» — пугающая фраза, которую последние дни вынуждены разучивать пожилые люди. Сразу несколько экспертов и телеграм-каналах сообщили о готовящейся в недрах Пенсионного фонда России новом этапе реформы, которая призвана «почистить» списки персонифицированного учета.

Поводом для появления подобных слухов стал доклад Счетной палаты, которая выявила грубейшие нарушения в системе учета пенсионеров. Персонифицированные счета зачастую задваивались, и в то же время на разных людей открывался один СНИЛС.

Про «пенсионную гильотину» громко заговорили еще и потому, что новость о ней появилась вскоре после сообщений об очередной заморозке накопительной части пенсии до 2023 года.

Член общественного совета при Уполномоченном по правам ребенка при президенте России, юрист Вячеслав Егоров убежден, что правительство необдуманными пенсионными реформами лишь настраивает людей против власти.

— Сильно сомневаюсь, что продление заморозки накопительной пенсии устроит людей, так как граждане сами решали, как поступить со средствами для будущей пенсии. Они могли либо перечислять средства на страховую часть, либо одновременно со страховой частью перечислять деньги на накопительную.

После заморозки все взносы идут только в государственный пенсионный фонд, тем самым формируя лишь страховую часть пенсии. Накоплений, соответственно, нет. В связи с этим людям просто становится тревожно за свое будущее, они не знают, какая пенсия их ждет после выхода на покой.

И здесь возникает риск того, что граждане вместо государственного пенсионного фонда начнут выбирать различные негосударственные пенсионные фонды. А это, в свою очередь, тоже вызывает тревогу, поскольку негосударственные пенсионные фонды могут обанкротиться и граждане вообще потеряют все свои средства.

Продлив заморозку накопительной части, правительство лишь еще больше настраивает население против себя, нагнетает и без того тяжелое положение в стране. Не думаю, что это разумный шаг со стороны власти.

Независимый эксперт по финансовым рынкам Алексей Бушуев считает, что нынешняя пенсионная система в России в таком глубоком кризисе, что любая ее попытка реформирования будет неудачной.

«СП»: — Как вы думаете, почему сегодня тема пенсионной реформы приобрела такое особенно острое звучание? Выборы грядут?

— Знаете, для меня как для экономиста тема пенсий в финансах — это как теорема Ферма в математике. Над доказательством теоремы бьются с момента открытия, над темой пенсий страсти кипят с момента их возникновения.

Вспомнить того же капитана Копейкина из «Мертвых душ». «Решать проблему пенсий - это как идти по канату, держа на плечах двух дерущихся детей» — сказал когда-то уважаемый государственный финансист.

С одной стороны пенсионеры — это самая активная часть избирателей, с другой стороны дефицит пенсионного фонда из-за демографической ямы, эха войны и кризиса на столько серьезен, что просто махнуть рукой - «забирайте, государство не обеднеет» невозможно: цена приближается к триллиону рублей.

«СП»: — Но ведь в России за столько лет реформирования так и не выработана удовлетворяющая и граждан, и государства система пенсионного обеспечения. Почему?

— В 90-е прогрессивной идеей считалось, что пора отойти от системы, когда пенсия платится всем без сильной зависимости от того сколько человек зарабатывал. Кто как зарабатывал, тот так и будет получать. Звучали мысли отказаться от всеобщего пенсионного обеспечения и оставить пенсии только госслужащим. Но вовремя вспомнили кто регулярно ходит на выборы, да и инфляция была такая, что никакие накопительные программы не могли заинтересовать граждан.

Со стабилизацией денежной системы улеглась и инфляция. Тут можно спорить, но шторм начала девяностых когда инфляция измерялась сотнями процентов никак не сравним с текущей ситуацией. И возникла мысль — пора. Даже рекламу запускали — софинансирование накопительной части. Мол, вкладывайте дополнительно, государство удвоит ваш вклад.

Но население старело, плюс эхо войны и дефицит пенсионного фонда заставил лихорадочно искать выход. И он таки был найден — 6% от заработной платы, которые должны идти в страховую часть пенсии с 2014 направлялись, что называется в общий котел. Правительство за 5 лет должно было решить проблему. Ситуация такова, что отправленной весной финансовой части правительства, которая провалила эту задачу впору задавать вопрос — «Вы это все уже 6 лет наблюдали? Вы почему раньше вопрос не решали?».

«СП»: — Сначала очередная заморозка накопительной части пенсии, теперь слухи о «пенсионной гильотине», пусть и преувеличенные. Чего реально ждать рядовому россиянину — пенсионеру или тому, кто уже подумывает о будущей пенсии?

— Решение Госдумы продолжить замораживание накопительной части пенсии однозначно подрывает доверие к накопительной части. Но будем реалистами, а было ли оно? Данные опросов показывают, что вера в накопительную часть и была не великой и растворилась довольно быстро.

Тут важнее смотреть, как именно будет решаться вопрос с дефицитом Пенсионного фонда РФ и с пенсионной системой в целом.

Радикальные перемены назрели, и перезрели. Решение пенсионной проблемы будет ярким маркером, чтобы смотреть на то, как и какие действия в финансах и госуправлении будут приниматься в ближайшие время, стиль власти.

«СП»: — Правительство само себя загнало в тупик, когда вынуждено выбирать из двух зол: довести Пенсионный фонд до дефолта или пенсионеров — до смуты?

— Да уж, принятое решение нельзя назвать виртуозным или подготовленным. Это скорее выбор меньшего из двух зол перед лицом неизбежности. Но определенный оптимизм внушает то, что в погоне за популизмом не врубили печатный станок и финансовый блок хоть и очень неуклюже, но держать баланс. Не просто идти по канату, когда у тебя на плечах двое дерущихся детей. Но раз уж пошел — надо что-то предпринимать. Может перестать нервно дергаться, а попытаться успокоить детей?

Об отмене пенсионной реформы в 2020 году предпенсионеры России заговорили на фоне усугубления экономического положения в стране в связи с пандемией коронавируса. Пожилые люди в регионах по указу местных властей обязаны соблюдать самоизоляцию, из-за чего массово оказываются без работы и, соответственно, без средств к существованию.

Пенсионный возраст является одной из самых болезненных и обсуждаемых тем в России с 2018 года, когда в стране была принята реформа о повышении возраста граждан, который позволяет уйти на заслуженный отдых. Что будет с пенсионным возрастом в 2021 году — ожидать ли его снижения на фоне пандемии коронавируса, объяснили эксперты.

Почему в России ждут снижения пенсионного возраста

Об отмене пенсионной реформы в 2020 году предпенсионеры России заговорили на фоне усугубления экономического положения в стране в связи с пандемией коронавируса. Пожилые люди в регионах по указу местных властей обязаны соблюдать самоизоляцию, из-за чего массово оказываются без работы и, соответственно, без средств к существованию.

Из-за подобных обстоятельств в Сети поползли слухи о том, что власти задумались о временной отмене реализации реформы, связанной с повышением пенсионного возраста: безработных якобы собрались отправить на пенсию, чтобы снизить нагрузку на центры занятости в условиях кризиса в стране.

Также причиной «ожидания» стали первые итоги реформы, реализация которой началась 2 года назад: финансовая нагрузка на Пенсионный Фонд не снизилась, и благосостояние пенсионеров не улучшилось, хотя изначально именно эти два фактора были решающими при принятии решения властью о повышении пенсионного возраста.

В Сети граждане страны в 2020 году создавали петиции и обращения к власти с просьбами пересмотреть отношение к пенсионному возрасту. Аргументы остались такими же, как и в 2018 году, когда жители страны оказались против реформы: женщины и мужчины в России не готовы трудиться до 60 и 65 лет, так как условия их жизни не позволяют поддерживать здоровье и трудоспособность на должном уровне.

Будет ли снижен пенсионный возраст в России в 2021 году

Вопрос о снижении пенсионного возраста в России в 2021 году в Сети назвали практически решенным: якобы в правительстве готовы прислушаться к гражданам, а потому пересмотрят решения «прошлого».

Но официально власти категорически опровергли данную информацию: реализация реформы будет продолжаться в условиях пандемии, кризиса, возможного конца света и других обстоятельств. Смягчение закона допустимо, но полная отмена планируемого повышения пенсионного возраста категорически невозможна.

Что будет с пенсионным возрастом в России в 2021 году: кто уйдет на пенсию по закону

Пенсионный возраст в России в 2028 году достигнет 60 лет для женщин и 65 лет для мужчин, как и было запланировано законом. Пока повышение проходит постепенно, чтобы гражданам было легче переживать обстоятельства, в которых им до пенсии оставалось всего ничего, а поработать придется год-два «лишних».

В 2021 году пройдет очередная ступень постепенного повышения пенсионного возраста: женщин на заслуженный отдых отпустят только тех, которые достигли возраста 56,5 лет, а мужчин в 61,5 года.

При этом эксперты предполагают, что пенсионеров будет гораздо больше, чем изначально предполагалось реформой, так как свои коррективы в планы власти внесла пандемия коронавируса. Правда, для получения права на досрочную пенсию им придется предъявить документ из центра занятости о том, что работы в регионе проживания для отдельного жителя, действительно, нет.

Кому положен досрочный выход на пенсию в 2021 году

Расширение списка тех граждан, которые могут уйти на пенсию досрочно, — это и была реакция власти на призыв народа о снижении пенсионного возраста. С 2021 года право на выход на пенсию не в установленном законом возрасте, а раньше, будут иметь:

предпенсионеры, оставшиеся без работы за два года «официального» выхода на пенсию;
люди, работающие на тяжелом или опасном для здоровья производстве и занятые в социально-значимых сферах, например, в медицине или образовании, но имеющие определенное количество наработанного трудового стажа;
многодетные матери, имеющие стаж не менее 15 лет.

Право на досрочную пенсию закрепили за теми гражданами, которые имеют трудовой стаж не менее 37 и 42 лет для женщин и мужчин соответственно. Предпенсионеры имеют право претендовать на выход на пенсию, если их стаж работы оставляет не менее 20 и 25 лет (женщины и мужчины).

Что же касается многодетных матерей, у которых есть необходимое количество наработанного стажа, то им пенсионный возраст сократят на один год за каждого ребенка, независимо от его возраста.


В пенсионной системе России постоянно происходят изменения. Проведение кардинальных реформ – редкое явление, а вот небольшие корректировки – почти ежегодное. В правительстве и Госдуме готовят новые поправки в пенсионное законодательство.

Перечень изменений, которые произойдут с 1 января 2021 года

Российским пенсионерам придется перейти на электронные трудовые книжки

С 1 января 2021 года российских пенсионеров ждут 4 изменения. Индексация пенсионных выплат – привычная мера, ожидаемая каждым гражданином, вышедшим на заслуженный отдых. Но помимо нее будет еще 3 новшества.


1 изменение – индексация пенсий

Неработающим российским пенсионерам с 1 января 2020 года сделают прибавку. Повышение пенсии – ежегодная мера: в следующем году индексация составит 6.3%. При этом прогнозируемый Центробанком уровень инфляции равен около 4%. Так, неработающие пенсионеры в среднем будут получать 17 444 рублей.

— Это почти в полтора раза превысит инфляцию — по прогнозам, в этом году она составит 3,7-4 процента. То есть, пенсия в среднем увеличится на тысячу рублей, — рассказала заместитель председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике Елена Бибикова.

Социальные пенсии увеличатся с 1 апреля. Правда, прибавка составит 2.6%.

— Социальная пенсия повышается также ежегодно — на величину прогнозного индекса роста прожиточного минимума пенсионера. Пока это 2,6 процента, но показатель ещё может быть скорректирован, — напомнила Елена Бибикова.

В 2021 году несколько рублей в августе добавят к пенсии работающим пенсионерам. Им будут частично зачтены новые трудовые права, страховые взносы, уплачиваемые их работодателями в течение 2020 года. Но прибавка может составить не более 296,58 рублей. Полная индексация пенсии проводится лишь в том случае, если пенсионер официально уволился.

Ветеранам боевых действий и инвалидам каждый месяц выплачивают пособия. В 2021 году они будут увеличены с 1 февраля. Размер прибавки рассчитают на основании ИПЦ (индекс потребительских цен) за прошлый год.

2 изменение – повышение возраста выхода на пенсию

В рамках пенсионной реформы запланирована такая мера в 2021 году. Продолжится действие льготного периода, когда россияне могут выходить на пенсию на 6 месяцев ранее нового срока. Воспользоваться правом смогут женщины 1965 г.р. и мужчины 1960 г.р.

Российским пенсионерам придется перейти на электронные трудовые книжки


3 изменение – трудовой стаж «оцифруют»

В 2021 году российских пенсионеров полностью переведут на ЭТК (электронная трудовая книжка). Новым работникам перестанут выдавать бумажные аналоги. Для уже работающих пенсионеров будут действовать и электронные, и бумажные трудовые книжки. В ЭТК внесут только новые записи, поэтому важно не потерять бумажные носители. В противном случае сложно будет доказать наличие стажа, придется навещать бывших работодателей, собирать справки.

Пенсионерам надо подать в Пенсионный фонд заявку, чтобы в ЭТК внести абсолютно все данные, — сообщил Михаил Мишустин.

4 изменение – корректировка системы накоплений

Реформа, давно ожидаемая экспертами. Система накоплений была заморожена еще 7 лет назад. Все эти годы россияне могут копить только виртуальные пенсионные баллы. Годом ранее Минфином и Центробанком была представлена новая концепция – гарантированный пенсионный план. Он подразумевает самостоятельное откладывание из заработной платы 1 – 6 процентов ежемесячно.

— Законопроект непростой. Было несколько вариантов концепции, в последнем это исключительно добровольный формат, — пояснял недавно Антон Дроздов, бывший глава ПФР, а ныне замминистра финансов.

Сопоставим ли для власти репутационный ущерб от преобразований с полученными "бонусами"


Не все пенсионеры получили обещанную президентом тысячу рублей. Фото агентства «Москва»

Анализ, проведенный «НГ» на основе данных, полученных от Счетной палаты (СП), показал, что за два года, прошедшие после начавшегося в стране постепенного повышения пенсионного возраста, эффект для федерального бюджета оказался микроскопическим: трансферты на выплату страховых пенсий сократились лишь примерно на 136 млрд руб. И на фоне пандемии эта «экономия» сошла на нет. Хотя получателей пенсий в стране действительно стало меньше – примерно на полмиллиона человек. Анонсированную тысячу рублей прибавки получают только неработающие пенсионеры. И даже среди них – не все. Такие предварительные итоги ставят вопрос: стоила ли эта игра свеч?

Начавшееся два года назад повышение пенсионного возраста в РФ должно было решить несколько задач. Во-первых, снизить зависимость Пенсионного фонда России (ПФР) от трансфертов из федерального бюджета. Во-вторых, обеспечить гражданам устойчивый, опережающий рост пенсий. Данные, предоставленные «НГ» Счетной палатой, а также анализ проектировок бюджета ПФР на следующую трехлетку, показывают, что пока эти ключевые задачи не решены.

«Всего трансферты из федерального бюджета на выплату страховых пенсий (средства на компенсацию выпадающих доходов за счет пониженных тарифов, на валоризацию величины расчетного пенсионного капитала, на возмещение расходов по выплате страховых пенсий в связи с зачетом в страховой стаж нестраховых периодов, на обязательное пенсионное страхование) в 2020 году по сравнению с 2018-м сократились на 135,58 млрд руб.», – сообщила пресс-служба СП.

После корректировок, внесенных в бюджет ПФР на 2020 год, эта сумма составила около 1,7 трлн руб. против примерно 1,8 трлн руб. в 2018-м. При этом размер всего трансферта для ПФР, который включает финансирование не только пенсий по старости, но и некоторых иных пособий и материнского капитала, составил в 2020-м около 3,2 трлн руб., оставшись почти на том же уровне, как и в 2018-м.

И пенсионная «экономия» уже фактически сошла на нет. В результате сложившейся в 2020 году ситуации из-за пандемии COVID-19 до конца года в бюджет ПФР может недопоступить страховых взносов на выплату страховой пенсии в объеме более 420 млрд руб. Дефицит бюджета ПФР может составить более 183 млрд руб. В связи с этим из Резервного фонда правительства в бюджет ПФР в 2020 году поступит 941,42 млрд руб. Данные средства предназначены не только на покрытие дефицита 2020 года, но и для сбалансированности бюджета ПФР в 2021 и 2022 годах, пояснили в СП.

При этом получателей пенсий в стране действительно стало меньше. «Число пенсионеров по старости сократилось на 559,86 тыс. человек», – отметили аудиторы. Так, по состоянию на 31 декабря 2018 года было 36,7 млн человек, а на 1 октября 2020-го – уже около 36,1 млн человек.

В конце ноября Госдума рассмотрит во втором чтении проект бюджета ПФР на следующую трехлетку. Из него следует, что в 2023-м весь трансферт федерального бюджета увеличится уже до 4 трлн руб., то есть на 25% по сравнению с 2020-м. При этом трансферты непосредственно на выплату страховых пенсий превысят уровень 2020-го примерно на 27% и составят почти 2,2 трлн руб.

Хотя, возможно, правительство пока и не планирует подсчитывать финансовые «бонусы» от повышения пенсионного возраста – даже предварительно. В кабинете министров высказывались противоречиво. «Все изменения, которые касаются пенсионного законодательства, не приводят к уменьшению трансферта в Пенсионный фонд», – уверял глава Минфина Антон Силуанов. Но вице-премьер Татьяна Голикова, наоборот, заявляла, что трансферт федерального бюджета в пенсионную систему планируется свести до нуля к 2030–2031 годам, такой срок поставлен для выхода пенсионной системы России на самообеспечение (см. «НГ» от 29.08.18).

«К сожалению, из-за пандемии и последовавшего экономического кризиса планам «финансовой отдачи» от повышения пенсионного возраста не было суждено сбыться, – сказала «НГ» профессор кафедры финансов и цен Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова Юлия Финогенова. – При ожидаемой экономии до 100 млрд руб. в год она оказалась практически нулевой ввиду возросших бюджетных расходов (на поддержку малого и среднего бизнеса, на налоговые льготы IT-компаниям)».

С учетом возросшей безработицы надежды на стабильное пополнение бюджета ПФР за счет внутренних источников также не увенчались успехом. «Восстановление российской системы обязательного пенсионного страхования возможно не ранее 2023 года при условии возобновления роста ВВП наряду с увеличением рынка труда уже со следующего года», – считает Финогенова.

Более того, как считает независимый пенсионный консультант Сергей Звенигородский, «у правительства еще есть в запасе 3–4 года до окончательного массового перехода на новый пенсионный возраст, после чего размер поступлений из бюджета снова будет расти и ПФР с этим не справится, если пенсионная система не сбалансирует расходы и доходы».

Но что с пенсиями? Реформа действительно обеспечила повышенную индексацию пенсий, но для неработающих пенсионеров. Это не поголовное увеличение выплат.

Средний размер страховой пенсии по старости неработающих пенсионеров на конец 2018-го был около 14,4 руб., а по состоянию на 1 октября 2020-го – уже 16,5 тыс. руб., сообщила СП. Примерно за два года пенсии увеличились более чем на 2 тыс. руб., или на 14,5%. В проекте бюджета ПФР на следующую трехлетку заложена ежегодная индексация, в ходе которой размер страховой пенсии по старости в 2023 году превысит 19 тыс. руб., однако снова речь о неработающих пенсионерах.

«Повышение пенсионного возраста необходимо рассматривать в комплексе с решением о гарантированной индексации пенсий на период до 2024 года. Если бы не это, я уверен, не было бы роста пенсий, существенно опережающего инфляцию. Правда, долгосрочные последствия этого решения для рынка труда еще в полной мере не оценены», – уточнил замдиректора по науке Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Юрий Горлин.

«В Счетной палате отсутствуют данные о средних размерах пенсий работающих пенсионеров. Такая статистика имеется только в отношении неработающих пенсионеров, поскольку размер их пенсии ежегодно индексируется», – уточнили в ведомстве Алексея Кудрина.

Но работающим пенсионерам ежегодно ПФР проводит перерасчет на основании сведений о сумме страховых взносов. «Например, с 1 августа 2020 года корректировка была проведена в отношении 11,09 млн работавших в 2019 году пенсионеров. По информации ПФР, страховые пенсии данной категории пенсионеров были увеличены в 2020 году в среднем на 192,25 руб.», – уточнила СП.

В ходе преобразований профильные ведомства разъясняли, что никто и не обещал массового увеличения пенсий. Все необходимые оговорки сделал и президент Владимир Путин во время телеобращения к гражданам России в августе 2018-го. «В целом в предстоящие шесть лет мы сможем ежегодно увеличивать пенсию по старости для неработающих пенсионеров в среднем на 1 тыс. руб.», – пояснил тогда глава государства. Судьба полноценной индексации пенсий для работающих пенсионеров до сих пор под большим вопросом. Так, глава Минфина Антон Силуанов уже разъяснил, как он понимает пенсионную справедливость (см. «НГ» 01.11.20).

Такой подход уже очистил рынок труда от сотен тысяч пенсионеров. По сообщению СП, число работающих пенсионеров по старости сократилось примерно за два года на 681 тыс. человек и составило на 1 октября 2020-го почти 7,9 млн человек. Но можно предположить, что многие из этих пенсионеров ушли работать в серый сектор, согласившись на зарплату в конверте, и потому стали не видны.

И даже среди неработающих пенсионеров вовсе не все получили разрекламированную прибавку в виде 1 тыс. руб. И в этом случае тоже было сделано важное уточнение – это ориентир для среднестатистического пенсионера. И в Минтруде, и в ПФР указывали, что прибавка у пенсионеров индивидуальна в зависимости от размера уже получаемых ими выплат (см. «НГ» от 24.06.19). Судя по справке ПФР, чтобы получить в 2020 году прибавку в размере 1 тыс. руб., нужно иметь пенсию 15–16 тыс. руб.

Конечно, когда хотя бы у части граждан начинают с опережением увеличиваться пенсии, это уже хорошо. Но такие предварительные итоги ставят все же вопрос: сопоставим ли репутационный ущерб власти с теми «бонусами», которые обеспечила пенсионная реформа?

Кардинального улучшения ситуации пока не заметно, оно точечное. При этом негативных последствий, да и в целом недопонимания между властью и обществом стало больше. Социологи выявляют, что в стране выросла доля граждан, которые лично столкнулись с социальной несправедливостью, и в списке негативных факторов граждане упоминают и повышение пенсионного возраста (см.«НГ» от 07.10.20). Значит ли все это, что стоило выбрать все же другие способы решения пенсионной проблемы?

Чиновники не смогли потратить изъятые у граждан деньги


Алексей Кудрин оценил последствия повышения пенсионного возраста. Фото Интерпресс/PhotoXPress.ru

Счетная палата (СП) фактически признала, что так называемую пенсионную реформу, то есть увеличение возраста выхода на заслуженный отдых, проводили зря. В ведомстве сообщили, что почти у 9% получателей пенсий, которые проживают в 69 регионах, ее размер ниже регионального прожиточного минимума пенсионера.

Рост числа получателей федеральной социальной доплаты к пенсии на 15% в 2019 году свидетельствует о том, что изменения в пенсионной системе не позволили достичь достойного уровня жизни для этой категории граждан, признали аудиторы в аналитической записке о ходе исполнения федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ за январь–декабрь 2019 года.

На конец 2019 года около 3,9 млн пенсионеров получали федеральную социальную доплату к пенсии, что на 507,6 тыс. человек (на 15%) больше, чем на начало года, говорится в документе. Всем неработающим пенсионерам, у которых общая сумма материального обеспечения не достигает величины прожиточного минимума пенсионера (ПМП) в регионе его проживания, устанавливается федеральная или региональная социальная доплата к пенсии до величины ПМП (в 2019 году в целом по России она составляла 8846 руб.).

«Рост числа получателей данной доплаты может свидетельствовать о том, что принимаемые в последние годы меры по совершенствованию пенсионной системы так и не позволили достичь приемлемого для достойной жизни пожилых граждан уровня пенсионного обеспечения», – говорится в записке.

Расходы на пенсионное обеспечение в объеме ВВП снизились с 9% в 2017 году до 7,9% в 2019 году, и это может негативно повлиять на уровень жизни пенсионеров, сообщили в СП. Снижение доли расходов на пенсионное обеспечение в объеме ВВП не может способствовать повышению уровня жизни пенсионеров, говорится в записке.

Счетная палата также зарегистрировала сокращение общей численности пенсионеров: за девять месяцев 2019 года их стало меньше на 401 тыс. человек (на 1,1%), произошло и сокращение числа работающих пенсионеров – почти на 450 тыс. человек (на 5,2%).

Напомним, что так называемая пенсионная реформа началась с 1 января 2019 года. Вместо выхода на пенсию с 60 лет мужчины, например, в том году начали получать пенсию на полгода позже. К 2028 году возраст выхода на пенсию для женщин вырастет с 55 до 60 лет, а для мужчин – с 60 до 65 лет. Власти объясняли необходимость реформы нехваткой денег в Пенсионном фонде (ПФР) и необходимостью сократить компенсации средств фонда за счет бюджета страны. Кроме того, все оборачивалось в яркую обертку обещаний повысить с 1 января 2019 года пенсии в среднем на 1 тыс. руб.

Пикантность ситуации заключается в том, что нынешние выводы СП ярко контрастируют с прежними заявлениями председателя Счетной палаты Алексея Кудрина (который, кстати, является одним из основных лоббистов увеличения пенсионного возраста). В момент, когда правительство Дмитрия Медведева все-таки решилось на реформу (о ней было объявлено летом 2018 года), главный аудитор называл пенсионную реформу выгодным решением для жителей России. «Это выгодное для граждан решение, оно позволит повысить пенсии», – писал он в своем Twitter.

Чуть раньше он подсчитал, сколько получит бюджет от повышения пенсионного возраста. Уже в 2024 году эта сумма может составить лишний триллион рублей. Но представленная в четверг записка СП явно говорит о том, что проблема у страны не с деньгами, а с качеством госуправления.

Общий объем поступления доходов федерального бюджета превысил законодательно утвержденный в начале декабря 2019 года прогнозируемый объем на 200,9 млрд руб, или на 1%, говорится в записке.

Это превышение сложилось большей частью за счет роста ненефтегазовых доходов на 119,7 млрд руб. из-за повышения с 2019 года НДС (еще одно решение властей, которое выглядит странным на фоне переполненного госкошелька, из которого не могут вовремя потратить деньги). Уровень исполнения расходов бюджета оказался самым низким за последние 11 лет, правительство Дмитрия Медведева не смогло потратить более 1 трлн руб., констатировали аудиторы.

При этом темпы роста экономики падают: после достаточно скромных 2,5% роста ВВП в 2018 году, в прошлом, по версии СП, было 1,3%. Прирост реальных располагаемых денежных доходов населения в 2019 году Счетная палата оценила ниже – 0,8% против 1,5%, которые насчитало Минэкономразвития.

Пенсионная реформа стала фактически единственной из реализованных среди тех изменений, которые еще с 2010 годов предлагал Алексей Кудрин в различных ипостасях. Нет ни разгосударствления экономики, ни заметных структурных реформ в экономике, ни предоставления больших прав регионам. Это все сложные процессы, а вот просто объявить об изъятии из карманов граждан пенсионных выплат оказалось куда как проще. Правда, задекларированные этой реформой цели пока не хотят достигаться.

«Проведенное повышение пенсионного возраста не решило ни одной из проблем Пенсионного фонда, ни одной из проблем пенсионеров. И не только не помогло экономике, но даже более того – заретушировало те проблемы, которые есть», – говорил президент Столыпинского клуба Евгений Тарло.

Впрочем, некоторые эксперты заметили и позитивные моменты реформы, хотя с учетом уровня неприятия ее в обществе не исключают, что власти если и не отменят ее, то могут пересмотреть часть параметров.

«Нельзя не заметить, что некоторые из направлений проводимой пенсионной реформы в какой-то степени буксуют или показывают меньшую эффективность, чем ожидалось изначально, – сказал «НГ» аналитик компании «Финам» Алексей Коренев. – Но в целом судить о глубинных изменениях в системе пенсионного обеспечения по столь краткому периоду было бы неверным. Пенсионная реформа – это процесс сложный и весьма протяженный во времени. Даже увеличение возраста выхода на пенсию идет поэтапно и пока не слишком сильно отразилось ни на количестве трудящихся россиян (их доля растет очень медленными темпами), ни на коэффициенте замещения».

Коренев считает, что у государства есть немало рычагов для того, чтобы оперативно воздействовать на текущую ситуацию с выплатами пенсий. «Профицитный бюджет и огромный по размеру Фонд национального благосостояния потенциально позволяют это сделать. Не исключено, что мы станем свидетелями, что в пенсионную реформу будут вноситься и какие-то коррективы, – говорит Коренев. – Так что говорить однозначно, что все цели пенсионной реформы не были достигнуты, пока преждевременно. Даже с учетом того, что проведенные реформы вызывают огромное количество вполне справедливой критики».

«Первые результаты пенсионной реформы не удивляют. Уже на ее старте было ясно, что целью реформы не является повышение пенсий. Это была мера, направленная прежде всего на экономию бюджетов – и федерального, и ПФР – за счет значимого снижения пенсионных выплат», – сказал «НГ» главный аналитик компании TeleTrade Марк Гойхман.

С этой точки зрения реформа уже проявляет себя, считает он. «Счетная палата отмечает, что доля расходов на пенсии в ВВП снизилась с 9% в 2017 году до 7,9% в 2019-м. При этом удельный вес доходов, предназначенных на пенсионное обеспечение в ВВП, составил 8% в 2019 году, то есть впервые с 2017 года он превысил долю выплат на эти цели. Таким образом, дополнительные доходы в системе появились, но они не в полной мере реализованы в выплатах пенсионерам. То есть недоплаченные им деньги просто оседают внутри системы, говорит Гойхман. Многие ставят вопрос о возможности изменения или отмены пенсионной реформы, говорит эксперт, однако, по его мнению, это очень маловероятно. «Дело в том, что свои реальные, а не декларируемые основные цели она выполняет», – поясняет эксперт.

Правительству придется выбирать, кто ответит за материальное положение пожилых

В следующем году в Госдуму могут внести законопроект, который предлагает в корне изменить пенсионную систему и вернуться к выплатам напрямую из бюджета. Концепция сводится к тому, что пенсия – это бюджетное обязательство государства, а не страховка от потери работы, как настаивают в правительстве. О подготовке такого законопроекта рассказал «НГ» руководитель фракции партии «Справедливая Россия» Сергей Миронов. У этого предложения есть критики. Хотя эксперты при Минфине ранее и сами уверяли, что на Пенсионном фонде через 55 лет можно будет повесить амбарный замок. Правда, их доводы кардинально отличались от тех, которые приводят депутаты.

Сергей Миронов сообщил «НГ» о подготовке фракцией законопроекта, «который будет содержать базовые принципы солидарной системы пенсионного обеспечения». «Мы предлагаем коренным образом изменить существующую пенсионную систему и считаем необходимым вернуться к солидарной системе пенсионного обеспечения, когда пенсии выплачиваются из госбюджета на основе трех критериев: трудового стажа, заработной платы и особых условий труда», – пояснил он. «Как это происходило в советские годы», – добавил депутат. Концепция законопроекта сводится к тому, что пенсия – это не страховка от потери работы, а бюджетное обязательство государства.

По словам депутата, схема выплат предлагается приблизительно следующая: «Нынешние взносы в Пенсионный фонд России (ПФР) переводятся напрямую в бюджет. Большая часть операций по контролю и начислению пенсий переводится в автоматический цифровой формат». Ссылаясь на обсуждения экспертов, депутат уточнил, что функции ПФР могла бы взять на себя Федеральная налоговая служба, расширив возможности личного кабинета налогоплательщика; другой вариант – цифровая платформа Госуслуги.

Критерии для назначения трудовых пенсий по старости предлагаются те же, что были до повышения пенсионного возраста: мужчины выходят на пенсию в 60 лет, женщины – в 55. «Особые категории работников (военные, работники вредных производств и т.д.) выходят раньше», – добавил Миронов.

Возникает, однако, вопрос источников финансирования. Судя по комментарию Миронова, во-первых, «происходит прямая экономия на затратах на содержание… ПФР». Во-вторых, предлагается «отменить сегодняшние льготы по сокращению пенсионного налога для богатых»: «Льгота на пенсионные взносы с доходов выше 1,292 млн руб. в год отменяется». Пусть те, кто получает сверх этого дохода, «также платят 22%», призывает депутат.

«Говорить о конкретных сроках внесения законопроекта пока рано. Надеюсь, он будет готов к весне следующего года», – уточнил «НГ» Миронов.

Пенсия как страховка от утраченного заработка или пенсия как бюджетное обязательство государства – это по факту два разных подхода, даже если в Основном законе и прописано, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, что в стране формируется система пенсионного обеспечения граждан на основе принципов всеобщности, справедливости и солидарности поколений, что индексация пенсий осуществляется не реже одного раза в год. Как раз на примере отмененной индексации пенсий работающим пенсионерам и можно продемонстрировать ключевое отличие подходов.

Как ранее пояснял Максим Топилин, занимая еще должность министра труда (теперь – глава ПФР), правительство исходит из того, «что пенсия – это компенсация утраченного заработка». А раз человек продолжает работать и получать зарплату, то компенсировать ему нечего (см. «НГ» от 22.08.17). Аналогичный тезис снова и снова повторяли в Минфине. «Пенсия – это компенсация за утраченный заработок», – разъяснял министр финансов Антон Силуанов (см. «НГ» от 01.11.20).

Есть федеральный закон о пенсионном страховании, в котором указано, что страховым риском признается утрата гражданином заработка, а страховым случаем – достижение им пенсионного возраста.

И как показала практика, главное противоречие возникает тогда, когда пенсионный возраст гражданином достигнут, но заработок не утрачен, потому что пенсионер по той или иной причине продолжает работать.


Работающие пенсионеры на своем примере
ощутили противоречия страхового принципа.
Фото PhotoXPress.ru
Озвученные депутатами предложения вызывают споры. «Механизм государственного пенсионного страхования нельзя превратить в механизм социальной пенсии, которая и сейчас выплачивается из средств бюджета, – сказала «НГ» председатель Комиссии Общественной палаты по социальной политике, трудовым отношениям и поддержке ветеранов Наталья Починок. – Страховой механизм позволяет накопить в течение трудовой деятельности соразмерно взносам гражданина в пенсионную систему. Ведущие зарубежные страны не отказываются от государственного страхового компонента, дополнительно развивая индивидуальные негосударственные пенсионные программы».

При этом, как отметила эксперт, принцип солидарности присутствует и в действующей сейчас в России системе. «Интересно, что инициаторы предложения считают, что надо брать в расчет и стаж, и размер заработной платы, это характерно отчасти как раз для страхового принципа. Однако они считают, что государственная казна сможет обеспечить необходимую детализацию пенсионных накоплений и выплат», – отметила Починок и указала на свои сомнения в целесообразности предложенных преобразований.

«Из 53 стран мира, обзор пенсионных систем которых несколько лет назад осуществил Всемирный банк, только две страны не имели страховых систем: Ирландия и Новая Зеландия. Там пенсионные выплаты носят фиксированный характер», – сообщила «НГ» профессор РЭУ им. Г.В. Плеханова Юлия Финогенова. Отсутствие страховой системы там объясняется «довольно благоприятной демографической обстановкой, относительно малочисленным населением, отсутствием коррупции и наличием стабильно работающей экономики наряду с развитыми финансовыми рынками».

«Страховой принцип формирования пенсий в России работает, хотя и с учетом некоторых отечественных нюансов. Так, в нашей стране распространена нелегальная занятость, при которой деньги в пенсионную систему вовсе не поступают, не до конца проработаны вопросы с самозанятым населением», – пояснила эксперт.

«Пенсионная система – это производная от общего состояния экономики. Если уровень доходов российских граждан невелик, то невелики и пенсионные взносы и, как результат, пенсии», – продолжила она и предупредила о риске, что «отказ от страховой системы будет означать всеобщий переход к своеобразной уравниловке». При этом индексация тоже будет не гарантирована: например, ее может отложить нефтяной шок.

«Страховой принцип позволяет снизить нагрузку на бюджет, перекладывая ее на ПФР и организации. Прямые выплаты приведут к замене пенсий на пособия по старости, – полагает независимый пенсионный консультант Сергей Звенигородский. – К сожалению, нестраховой принцип приведет к банкротству бюджета по социальным обязательствам в течение следующих 10–15 лет».

По словам Финогеновой, некорректно поднимать вопрос об эффективности работы страховой системы как единственно возможной. «Вопрос должен подниматься относительно того, как обеспечить несколько источников пенсионного дохода», – считает она.

Резюмируя, вскоре государство, похоже, окажется перед выбором, на кого перекладывать ответственность за финансовое обеспечение пожилых. Первый вариант – полностью на бюджет, это то, что предлагается депутатами.

Второй вариант – переносить груз ответственности все больше на самого гражданина, который уже в молодости должен заботиться о своей старости, используя различные финансовые инструменты. Опрошенные «НГ» эксперты описали мягкий сценарий: совершенствование пенсионной накопительной системы при сохранении определенных обязательств государства. Но можно вспомнить, что пять лет назад эксперты при Минфине уже доводили эту логику до предела. «Пенсионная система будет постепенно сжиматься, а ее функции будут забирать на себя страхование от бедности, здравоохранение, образование, рынок труда, финансовые рынки и семья», – пояснял в 2015 году в своей статье директор Научно-исследовательского финансового института при Минфине Владимир Назаров (см. «НГ» от 07.09.15).

«Совсем молодым людям можно уже советовать забыть о пенсионной системе», – уточнял экономист. Их перспектива – самостоятельно копить на старость и работать всю жизнь, что для постиндустриального общества вполне нормально, следовало из статьи. «Сколько еще протянет эта (существующая. – «НГ») пенсионная система? Если государство будет проводить ответственную политику и не допустит коллапса, придется с этой системой жить примерно два поколения, то есть в районе 50 лет, – прогнозировал Назаров. – После этого, где-то в 2075 году, на Пенсионном фонде РФ можно повесить большой амбарный замок».

Читайте также: