Нормы права пенсионного обеспечения


Россия – страна, каждый четвертый житель которой является пенсионером. Даже по этой причине вопросы, связанные с улучшением пенсионного обеспечения, следует с полным основанием относить к числу наиболее значимых общегосударственных задач.

Учитывая значительное число нуждающихся, основным средством существования которых является пенсия, становится очевидным тот факт, что нормы о пенсионном обеспечении занимают особое место в праве социального обеспечения, а достаточно большая по объему и обособившаяся общность юридических предписаний, предназначенных исключительно для регламентации общественных отношений по пенсионному обеспечению, образует специфический структурный элемент данной правовой отрасли.

Пенсионное право – это более мощное, чем институт, структурное образование в праве социального обеспечения, позволяющее отнести его к категории такого элемента системы права, как подотрасль.

Данная позиция разделяется далеко не всеми учеными, но, как ни странно, никем не опровергается, в связи с чем многие придерживаются традиционного подхода к характеристике внутриструктурного построения системы права социального обеспечения, выделяя в ней отдельные юридические нормы, субинституты, институты, и относят пенсионное право к числу его институтов или общности институтов.

Отношения, регулируемые пенсионным правом, можно объединить в две группы в следующем порядке:

- материальные и процедурные пенсионные отношения – по подтверждению и установлению права на пенсию, по назначению, исчислению, индексации, перерасчету, корректировке пенсий;

- тесно связанные с материальными и процедурными отношения по формированию фондов пенсионного обеспечения и их управлению средствами этих фондов.

Пенсионное право с точки зрения системно-структурного построения отрасли права социального обеспечения, может быть с полным основанием отнесено к подотрасли права социального обеспечения не только по своим объемным (количественным) показателям, но и качественной (содержательной) характеристике

Пенсионное право – это система правовых норм, регулирующих материальные и процедурные пенсионные отношения (по установлению и выплате пенсий), а также иные, тесно связанные с материальными и процедурными отношения по аккумулированию средств и управлению фондами пенсионного обеспечения.

Подотрасль права – это такое его структурное образование, которое по объему нормативного материала расположено между отраслью и правовыми институтами, в связи с чем она должна обладать свойствами, поднимающими ее выше правовых институтов и одновременно не позволяющими ей подняться до отраслевого уровня. Отсюда следует, что в пенсионном праве необходимо выделить признаки, которые, с одной стороны, выделяют его из числа других структурных элементов права социального обеспечения, с другой, – удерживающие его в рамках этой отрасли, не позволяющие пенсионному праву «дорасти» до качественного правового образования, именуемого самостоятельной правовой отраслью.

Пенсионное законодательство – внешнее проявление (форма) пенсионного права, выраженное в системе законов и иных нормативных правовых актов системы социально-обеспечительного законодательства.

В свою очередь структура подотрасли пенсионного права состоит из следующих генеральных институтов:

пенсий по возрасту;

пенсий по инвалидности;

пенсий по случаю потери кормильца;

пенсий за выслугу лет;

установления (назначения) пенсий.

Пенсионное право как элемент структуры права социального обеспечения не следует отождествлять с пенсионным законодательством – объемной, дифференцированной и обособленной частью нормативно-правовых актов в сфере социального обеспечения.

Понятие пенсии, виды пенсий

Пенсия — это ежемесячная денежная выплата, назначенная указанным в законе лицам в качестве основного источника средств к существованию в установленных случаях. Законодательство различает пенсии по государственному пенсионному обеспечению и трудовые пенсии.

Пенсия по государственному пенсионному обеспечению представляет собой ежемесячную государственную денежную выплату, право на получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», и которая предоставляется гражданам:

1) в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением государственной службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности);

2) в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста; 3) в случае их нетрудоспособности в целях предоставления им средств к существованию.

Среди государственных пенсий можно выделить следующие виды пенсий: -

- пенсии за выслугу лет;

- пенсии по старости;

- пенсии по инвалидности;

Трудовая пенсия — это ежемесячная денежная выплата в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, которые получали застрахованные лица перед установлением им трудовой пенсии либо утратили нетрудоспособные члены семьи застрахованных лиц в связи со смертью этих лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В указанном законе установлены следующие виды трудовых пенсий: -

- трудовая пенсия по возрасту;

- трудовая пенсия по инвалидности;

- трудовая пенсия по случаю потери кормильца.

Условия и порядок назначения пенсии гражданину зависят от вида пенсии.

Пенсия за выслугу лет

Пенсия за выслугу лет назначается лицам, выполнявшим в течение определенного времени (15, 20, 25 лет) работу определенного рода. Как правило, назначение данной пенсии не зависит от возраста служащего, главное, чтобы он имел требуемую выслугу лет. Однако из этого правила есть исключения, обусловленные тем, что в законодательстве предусматриваются предельные возрастные «планки» пребывания на службе — от 45 до 65 лет. Если служащий достигает соответствующего возраста, но не имеет необходимого срока выслуги, то ему также предоставляется право на пенсию за выслугу лет, но в меньшем размере и с дополнительными условиями. Пенсии за выслугу лет дифференцируются в зависимости от вида службы, ее роли и значения в решении государственных задач.

Пенсия по инвалидности

Пенсия по инвалидности назначается лицам, признанным в установленном порядке инвалидами, т.е. гражданам, имеющим стойкое расстройство функций организма в результате заболеваний, травм, увечий, приводящее к определенным затруднениям в жизни. Эти затруднения выражаются в ограничении возможностей в общении, ориентации, обслуживании, передвижении, а также в занятии трудовой деятельностью. Инвалидность устанавливается специализированными органами медико-социальной экспертизы, находящимися в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Мин-здравсоцразвития России). На размер пенсии оказывает влияние установленная экспертизой степень инвалидности.

Пенсия по случаю потери кормильца

Основанием для назначения пенсии по случаю потери кормильца является установленный (зарегистрированный) факт смерти кормильца либо объявление его умершим или признание безвестно отсутствующим в судебном порядке. Размер пенсии по случаю потери кормильца зависит от степени родства с умершим кормильцем, от того, к какой категории лиц относится иждивенец, и некоторых других обстоятельств.

Пенсия по старости

Трудовая пенсия по старости назначается мужчинам по достижении ими возраста 60 лет и женщинам по достижении ими возраста 55 лет, при условии, что они имеют страховой стаж пять и более лет. Страховой стаж — это суммарная продолжительность периодов трудовой деятельности застрахованного лица, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. В этот стаж, кроме непосредственно периодов работы, включаются периоды и некоторых иных видов общественно полезной деятельности:

- период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы;

- период получения пособий по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности;

- период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности;

- период получения пособия по безработице;

- период участия в оплачиваемых общественных работах и период переезда по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства;

- некоторые другие периоды.

Если страховой стаж у гражданина отсутствует, то у него нет права на получение трудовой пенсии по старости, и он может получить социальную пенсию.

Социальные пенсии назначаются тем гражданам, которые по каким-либо причинам при наличии оснований пенсионного обеспечения не приобрели ни трудового, ни страхового стажа. Их размер значительно меньше, чем пенсия по старости.

Закон предусматривает и так называемые досрочные пенсии, суть которых состоит в предоставлении права на пенсию в более раннем, чем 60 или 55 лет, возрасте. Основаниями для назначения таких пенсий являются:

особый характер труда (такие пенсии, например, назначаются авиадиспетчерам, водителям городского общественного транспорта и др.);

особые условия труда (подземные работы, работы с тяжелыми и вредными условиями труда);

физиологические особенности организма человека (лилипуты, инвалиды по зрению);

географическое место нахождения организации и место жительства гражданина (районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности);

осуществление материнских функций (досрочные пенсии назначаются женщинам, родившим и воспитавшим до восьмилетнего возраста пять и более детей).

Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ
"О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"

С изменениями и дополнениями от:

25 июля 2002 г., 30 июня, 11 ноября 2003 г., 8 мая, 22 августа 2004 г., 25 ноября, 21 декабря 2006 г., 9 апреля 2007 г., 22 июля 2008 г., 18, 24 июля, 25 декабря 2009 г., 21 июня, 27 июля, 28 декабря 2010 г., 28 марта, 3 мая, 1 июля 2011 г., 5 апреля, 2 июля 2013 г., 21 июля 2014 г., 28 ноября, 29 декабря 2015 г., 23 мая, 3 июля 2016 г., 1, 18 июля 2017 г., 7 марта, 3 октября, 12 ноября, 27 декабря 2018 г., 1 октября 2019 г.

Принят Государственной Думой 30 ноября 2001 года

Одобрен Советом Федерации 5 декабря 2001 года

ГАРАНТ:

Согласно Федеральному закону от 22 ноября 2016 г. N 385-ФЗ гражданам, постоянно проживающим на территории РФ и являющимся по состоянию на 31 декабря 2016 г. получателями пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом, в январе 2017 г. осуществляется единовременная денежная выплата в размере 5 тысяч рублей

Об особенностях пенсионного обеспечения граждан РФ, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, см. Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 208-ФЗ

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

Настоящий Федеральный закон устанавливает в соответствии с Конституцией Российской Федерации основания возникновения права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению и порядок ее назначения.

ГАРАНТ:

См. комментарии к преамбуле настоящего Федерального закона

Президент Российской Федерации

15 декабря 2001 г.

Устанавливаются основания возникновения права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению и порядок ее назначения. Определяется круг лиц, имеющих право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению. Право на пенсию имеют граждане РФ, а также иностранные граждане и лица без гражданства. Пенсии по государственному пенсионному обеспечению могут быть различных видов в зависимости от категории граждан, которым они назначаются. Назначаются следующие виды пенсий: за выслугу лет, по старости, по инвалидности и социальная пенсия. Определяются условия одновременного получения двух пенсий.

Устанавливаются условия назначения пенсий различным категориям граждан, их размеры, порядок подсчета стажа, перерасчета пенсии, перевода с одного вида пенсии на другой, индексации, выплаты и доставки.

Определяется порядок установления до 1 января 2004 года пенсий гражданам, имеющим ограничение способности к трудовой деятельности. Ранее назначенные пенсии пересчитываются по новым нормам. Если размер ранее назначенной пенсии превышает размер пенсии, исчисленной по новым нормам, то продолжает выплачиваться пенсия в прежнем размере. Лица, получавшие социальную пенсию, предусмотренную Законом РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации", достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины), имеют право на получение ранее назначенной пенсии в сохраненном размере и в прежнем порядке.

Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2002 года.

Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2002 г.

Текст Федерального закона опубликован в "Парламентской газете" от 20 декабря 2001 г. N 238-239, в "Российской газете" от 20 декабря 2001 г. N 247, в Собрании законодательства Российской Федерации от 17 декабря 2001 г. N 51 ст. 4831

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2020 г.

Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 536-ФЗ

Изменения вступают в силу с 8 января 2019 г.

Федеральный закон от 12 ноября 2018 г. N 409-ФЗ

Изменения вступают в силу с 12 ноября 2018 г.

Федеральный закон от 3 октября 2018 г. N 350-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г.

Федеральный закон от 7 марта 2018 г. N 56-ФЗ

Изменения вступают в силу с 7 марта 2018 г.

Федеральный закон от 18 июля 2017 г. N 162-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2018 г.

Федеральный закон от 1 июля 2017 г. N 148-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 227-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 мая 2016 г. N 143-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. N 385-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2016 г.

Действие абзацев четвертого и шестого статьи 25 настоящего Федерального закона было приостановлено до 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 28 ноября 2015 г. N 358-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 216-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 57-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 51-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2011 г.

Федеральный закон от 3 мая 2011 г. N 94-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 марта 2011 г. N 43-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 апреля 2011 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 404-ФЗ

Изменения вступают в силу с 15 января 2011 г.

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 227-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2012 г.

Федеральный закон от 21 июня 2010 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ (в редакции Федерального закона от 25 декабря 2009 г. N 341-ФЗ)

Изменения вступают в силу с 1 января 2010 г.

Федеральный закон от 18 июля 2009 г. N 187-ФЗ

Изменения вступают в силу в порядке, установленном статьей 4 названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 156-ФЗ

Изменения вступают в силу в порядке, установленном пунктом 2, 3 статьи 4 названного Федерального закона

Федеральный закон от 9 апреля 2007 г. N 43-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2008 г.

Федеральный закон от 21 декабря 2006 г. N 239-ФЗ

Федеральный закон от 25 ноября 2006 г. N 196-ФЗ

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 8 мая 2004 г. N 34-ФЗ

Изменения вступают в силу в соответствии со статьей 2 названного Федерального закона

Федеральный закон от 11 ноября 2003 г. N 141-ФЗ

Федеральный закон от 30 июня 2003 г. N 86-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2003 г.

Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 116-ФЗ

Копия в формате PDF

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О страховых пенсиях

Принят Государственной Думой 23 декабря 2013 года

Одобрен Советом Федерации 25 декабря 2013 года

(В редакции федеральных законов от 29.06.2015 № 173-ФЗ, от 29.12.2015 № 385-ФЗ, от 23.05.2016 № 143-ФЗ, от 03.07.2016 № 250-ФЗ, от 19.12.2016 № 437-ФЗ, от 01.07.2017 № 134-ФЗ, от 28.12.2017 № 420-ФЗ, от 07.03.2018 № 56-ФЗ, от 27.06.2018 № 164-ФЗ, от 03.10.2018 № 350-ФЗ, от 12.11.2018 № 409-ФЗ, от 27.12.2018 № 536-ФЗ, от 06.03.2019 № 25-ФЗ, от 01.10.2019 № 328-ФЗ)

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Цель и предмет регулирования настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" устанавливает основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии.

2. Целью настоящего Федерального закона является защита прав граждан Российской Федерации на страховую пенсию, предоставляемую на основе обязательного пенсионного страхования с учетом социальной значимости трудовой и (или) иной общественно-полезной деятельности граждан в правовом государстве с социально ориентированной рыночной экономикой, в результате которой создается материальная основа для пенсионного обеспечения, особого значения страховой пенсии для поддержания материальной обеспеченности и удовлетворения основных жизненных потребностей пенсионеров, субсидиарной ответственности государства за пенсионное обеспечение, а также иных конституционно значимых принципов пенсионного обеспечения.

Статья 2. Правовое регулирование в области страховых пенсий

1. Законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из настоящего Федерального закона, Федерального закона от 16 июля 1999 года № 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", других федеральных законов. (В редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ)

2. Страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом. Изменение условий назначения страховых пенсий, норм установления страховых пенсий и порядка выплаты страховых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений в настоящий Федеральный закон.

3. В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.

4. В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, Правительство Российской Федерации определяет порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии и правила установления указанных пенсий отдельным категориям граждан. В целях единообразного применения настоящего Федерального закона при необходимости могут издаваться соответствующие разъяснения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

5. Порядок назначения, перерасчета, перевода с одного вида пенсии на другой и порядок выплаты пенсий, финансируемых за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, регулируются Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей". (В редакции федеральных законов от 27.12.2018 № 536-ФЗ, от 01.10.2019 № 328-ФЗ)

6. Отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и средств организаций, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и актами организаций.

Статья 3. Основные понятия, применяемые в целях настоящего Федерального закона

Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:

1) страховая пенсия - ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными настоящим Федеральным законом. При этом наступление нетрудоспособности и утрата заработной платы и иных выплат и вознаграждений в таких случаях предполагаются и не требуют доказательств;

2) страховой стаж - учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж;

3) индивидуальный пенсионный коэффициент - параметр, отражающий в относительных единицах пенсионные права застрахованного лица на страховую пенсию, сформированные с учетом начисленных и уплаченных в Пенсионный фонд Российской Федерации страховых взносов на страховую пенсию, предназначенных для ее финансирования, продолжительности страхового стажа, а также отказа на определенный период от получения страховой пенсии;

4) стоимость пенсионного коэффициента - стоимостной параметр, учитываемый при определении размера страховой пенсии, отражающий соотношение суммы страховых взносов на финансовое обеспечение страховых пенсий и трансфертов федерального бюджета, поступающих в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствующем году, и общей суммы индивидуальных пенсионных коэффициентов получателей страховых пенсий;

5) установление страховой пенсии - назначение страховой пенсии, перерасчет и корректировка ее размера, перевод с одного вида пенсии на другой;

6) фиксированная выплата к страховой пенсии - обеспечение лиц, имеющих право на установление страховой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом, устанавливаемое в виде выплаты в фиксированном размере к страховой пенсии;

7) корректировка размера страховой пенсии - повышение размера страховой пенсии в связи с увеличением стоимости пенсионного коэффициента;

8) выплатное дело - комплект соответствующих установленным требованиям документов в подлиннике и (или) в копии на бумажном носителе или в электронной форме, на основании которых гражданину установлены и выплачиваются пенсия (пенсии), дополнительное материальное обеспечение и иные выплаты в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 4. Лица, имеющие право на страховую пенсию

1. Право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

2. Нетрудоспособные члены семей граждан, указанных в части 1 настоящей статьи, имеют право на страховую пенсию в случаях, предусмотренных статьей 10 настоящего Федерального закона.

3. Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом, имеют право на страховую пенсию наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Статья 5. Право на выбор пенсии

1. Лицам, имеющим право на одновременное получение страховых пенсий различных видов, в соответствии с настоящим Федеральным законом устанавливается одна пенсия по их выбору.

2. В случаях, предусмотренных Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", допускается одновременное получение пенсии по государственному пенсионному обеспечению, установленной в соответствии с указанным Федеральным законом, и страховой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом.

3. Назначение и выплата страховой пенсии производятся независимо от назначения накопительной пенсии в соответствии с Федеральным законом "О накопительной пенсии".

4. Обращение за назначением страховой пенсии может осуществляться в любое время после возникновения права на страховую пенсию без ограничения каким-либо сроком.

Статья 6. Виды страховых пенсий

В соответствии с настоящим Федеральным законом устанавливаются следующие виды страховых пенсий:

1) страховая пенсия по старости;

2) страховая пенсия по инвалидности;

3) страховая пенсия по случаю потери кормильца.

Статья 7. Финансовое обеспечение выплаты страховых пенсий

1. Порядок финансового обеспечения выплаты страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии и повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии определяется Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".

2. При внесении в настоящий Федеральный закон изменений, требующих увеличения расходов на выплату страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии и повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии, принимаются федеральные законы о внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий год и плановый период и федеральный закон о бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на текущий год и плановый период.

Глава 2. Условия назначения страховых пенсий

Статья 8. Условия назначения страховой пенсии по старости

1. Право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону). (В редакции Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ)

11. Лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации и замещаемые на постоянной основе государственные должности субъектов Российской Федерации (далее - государственные должности), замещаемые на постоянной основе муниципальные должности (далее - муниципальные должности), должности государственной гражданской службы Российской Федерации и должности муниципальной службы (далее - должности государственной гражданской и муниципальной службы), страховая пенсия по старости назначается по достижении ими в соответствующем году возраста, указанного в приложении 5 к настоящему Федеральному закону. (Часть введена - Федеральный закон от 23.05.2016 № 143-ФЗ)

12. Лицам, имеющим страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины), страховая пенсия по старости может назначаться на 24 месяца ранее достижения возраста, предусмотренного частями 1 и 11 настоящей статьи, но не ранее достижения возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины). (Часть введена - Федеральный закон от 03.10.2018 № 350-ФЗ)

2. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа.

3. Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.

Статья 9. Условия назначения страховой пенсии по инвалидности

1. Право на страховую пенсию по инвалидности имеют граждане из числа застрахованных лиц, признанные инвалидами I, II или III группы. Признание гражданина инвалидом и установление группы инвалидности производятся федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

2. Страховая пенсия по инвалидности устанавливается на основании сведений об инвалидности, содержащихся в федеральном реестре инвалидов, или документов, поступивших от федеральных учреждений медико-социальной экспертизы, независимо от причины инвалидности, продолжительности страхового стажа застрахованного лица, продолжения инвалидом трудовой и (или) иной деятельности, а также от того, наступила ли инвалидность в период работы, до поступления на работу или после прекращения работы. (В редакции Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ)

3. В случае полного отсутствия у инвалида страхового стажа устанавливается социальная пенсия по инвалидности в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".

Статья 10. Условия назначения страховой пенсии по случаю потери кормильца

1. Право на страховую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении (за исключением лиц, совершивших уголовно наказуемое деяние, повлекшее за собой смерть кормильца и установленное в судебном порядке). Одному из родителей, супругу или другим членам семьи, указанным в пункте 2 части 2 настоящей статьи, указанная пенсия назначается независимо от того, состояли они или нет на иждивении умершего кормильца. Семья безвестно отсутствующего кормильца приравнивается к семье умершего кормильца, если безвестное отсутствие кормильца удостоверено в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

2. Нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца признаются:

1) дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, не достигшие возраста 18 лет, а также дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, обучающиеся по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет или дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца старше этого возраста, если они до достижения возраста 18 лет стали инвалидами. При этом братья, сестры и внуки умершего кормильца признаются нетрудоспособными членами семьи при условии, что они не имеют трудоспособных родителей; (В редакции Федерального закона от 12.11.2018 № 409-ФЗ)

2) один из родителей или супруг либо дедушка, бабушка умершего кормильца независимо от возраста и трудоспособности, а также брат, сестра либо ребенок умершего кормильца, достигшие возраста 18 лет, если они заняты уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, не достигшими 14 лет и имеющими право на страховую пенсию по случаю потери кормильца в соответствии с пунктом 1 настоящей части, и не работают;

3) родители и супруг умершего кормильца, если они достигли возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) либо являются инвалидами; (В редакции Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ)

4) дедушка и бабушка умершего кормильца, если они достигли возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) либо являются инвалидами, при отсутствии лиц, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации обязаны их содержать. (В редакции Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ)

3. Члены семьи умершего кормильца признаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию.

4. Иждивение детей умерших родителей предполагается и не требует доказательств, за исключением указанных детей, объявленных в соответствии с законодательством Российской Федерации полностью дееспособными или достигших возраста 18 лет.

5. Нетрудоспособные родители и супруг умершего кормильца, не состоявшие на его иждивении, имеют право на страховую пенсию по случаю потери кормильца, если они независимо от времени, прошедшего после его смерти, утратили источник средств к существованию.

6. Нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, для которых его помощь была постоянным и основным источником средств к существованию, но которые сами получали какую-либо пенсию, имеют право перейти на страховую пенсию по случаю потери кормильца.

7. Страховая пенсия по случаю потери кормильца-супруга сохраняется при вступлении в новый брак.

8. Усыновители имеют право на страховую пенсию по случаю потери кормильца наравне с родителями, а усыновленные дети наравне с родными детьми. Несовершеннолетние дети, имеющие право на страховую пенсию по случаю потери кормильца, сохраняют это право при их усыновлении.

9. Отчим и мачеха имеют право на страховую пенсию по случаю потери кормильца наравне с отцом и матерью при условии, что они воспитывали и содержали умерших пасынка или падчерицу не менее пяти лет. Пасынок и падчерица имеют право на страховую пенсию по случаю потери кормильца наравне с родными детьми, если они находились на воспитании и содержании умершего отчима или умершей мачехи.

10. Страховая пенсия по случаю потери кормильца устанавливается независимо от продолжительности страхового стажа кормильца из числа застрахованных лиц, а также от причины и времени наступления его смерти, за исключением случаев, предусмотренных частью 11 настоящей статьи.

11. В случае полного отсутствия у умершего застрахованного лица страхового стажа либо в случае совершения нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца уголовно наказуемого деяния, повлекшего за собой смерть кормильца и установленного в судебном порядке, устанавливается социальная пенсия по случаю потери кормильца в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".

Глава 3. Страховой стаж

Статья 11. Периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж

1. В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

2. Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".

Статья 12. Иные периоды, засчитываемые в страховой стаж

1. В страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона, засчитываются:

Ниже приведены нормативные правовые акты, регулирую­щие действие пенсионной системы Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993), в которой закреплено право каждо­го тражданина на пенсионное обеспечение, т.е. предоставление ему средств к существованию.

от 24.07.2009 № 213-ФЭ «О внесении изменений в отдель­ные законодательные акты Российской Федерации и призна­нии утратившими силу отдельных законодательных актов (по­ложений законодательных актов) Российской Федерации в свя­зи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обя­зательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее — Закон № 213-ФЭ) — направлен на развитие системы обязательного социального страхования и повышение уровня пенсионного обеспечения граждан, вносит изменения в порядок финансиро­вания выплат и предусматривает переход от ЕСН к страховым взносам;

от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования

Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного ме­дицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее — Закон № 212-ФЗ) — устанавливает порядок уплаты, исчисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды и меры ответственности за нарушения порядка их уплаты;

от 30.04.2008 № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взно­сах на накопительную часть трудовой пенсии и государствен­ной поддержке формирования пенсионных накоплений» (да­лее — Закон № 56“ФЗ) — закладывает основы самостоятельного участия каждого человека в формировании своего пенсионного обеспечения;

от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» — устанавливает основания возникновения и порядок реализации права государственных гражданских служащих на пенсию за выслугу лет;

от 24.07.2002 № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации»;

от 17.12.2001 № 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Россий­ской Федерации» (далее — Закон о трудовых пенсиях) — ре­гулирует условия и нормы предоставления трудовых пенсий в связи с уплатой взносов по обязательному пенсионному стра­хованию;

от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее — Закон об обязательном пенсионном страховании) — устанавливает основы государственного регулирования обязательного пенсионного страхования, определяет правовое положение его субъектов —- федеральных органов государственной власти, страхователей, страховщиков и застрахованных лии;

от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее — Закон о пенсионном обеспечении) — регулирует условия и нормы предо­ставления пенсионного обеспечения за счет средств федераль­ного бюджета военнослужащим, федеральным государственным гражданским служащим, «чернобыльцам», а также лицам, кото­рые не приобрели права на трудовую пенсию;

от 27.11.2001 № 155-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации» — определяет условия, порядок назначения и выплаты ежемесячной доплаты к пенсии работникам граж­данской авиации, а также порядок финансового обеспечения расходов на выплату указанной доплаты;

от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной по­мощи» — устанавливает правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим се­мьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан;

от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного соци­ального страхования» (далее — Закон № 165-ФЗ) — определяет правовое положение субъектов обязательного социального стра­хования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязатель­ного социального страхования, а также устанавливает основы государственного регулирования обязательного социального страхования;

от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифи­цированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» — устанавливает правовую основу и принципы ор­ганизации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пен­сионном страховании (далее — Закон № 27-ФЗ);

от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» — регулирует отношения, связанные с погребением умершего;

от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной си­стемы, и членов их семей» (далее — Закон № 4468-1) — определяет порядок назначения и выплаты пенсии военнослужащим и членам их семей.

Приказы Минздравсоцразвития России:

от 12.03.2010 № 141н/53н «О внесении изменений в Пере­чень документов, необходимых для установления трудовой пен­сии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению»;

от 14.12.2009 № 987н «Об утверждении Инструкции о по­рядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах»;

от 30.09.2009 № 805н «Об утверждении Правил обращения за федеральной социальной доплатой к пенсии, ее установления и выплаты»;

от 27.02.2002 № 16/19п «Об утверждении Перечня докумен­тов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению».

Читайте также: