Откат пенсионной реформы год

Новый кабмин в смысле решения проблем пенсий оказывается еще слабее предыдщего





«Пенсионная гильотина» — пугающая фраза, которую последние дни вынуждены разучивать пожилые люди. Сразу несколько экспертов и телеграм-каналах сообщили о готовящейся в недрах Пенсионного фонда России новом этапе реформы, которая призвана «почистить» списки персонифицированного учета.

Поводом для появления подобных слухов стал доклад Счетной палаты, которая выявила грубейшие нарушения в системе учета пенсионеров. Персонифицированные счета зачастую задваивались, и в то же время на разных людей открывался один СНИЛС.

Про «пенсионную гильотину» громко заговорили еще и потому, что новость о ней появилась вскоре после сообщений об очередной заморозке накопительной части пенсии до 2023 года.

Член общественного совета при Уполномоченном по правам ребенка при президенте России, юрист Вячеслав Егоров убежден, что правительство необдуманными пенсионными реформами лишь настраивает людей против власти.

— Сильно сомневаюсь, что продление заморозки накопительной пенсии устроит людей, так как граждане сами решали, как поступить со средствами для будущей пенсии. Они могли либо перечислять средства на страховую часть, либо одновременно со страховой частью перечислять деньги на накопительную.

После заморозки все взносы идут только в государственный пенсионный фонд, тем самым формируя лишь страховую часть пенсии. Накоплений, соответственно, нет. В связи с этим людям просто становится тревожно за свое будущее, они не знают, какая пенсия их ждет после выхода на покой.

И здесь возникает риск того, что граждане вместо государственного пенсионного фонда начнут выбирать различные негосударственные пенсионные фонды. А это, в свою очередь, тоже вызывает тревогу, поскольку негосударственные пенсионные фонды могут обанкротиться и граждане вообще потеряют все свои средства.

Продлив заморозку накопительной части, правительство лишь еще больше настраивает население против себя, нагнетает и без того тяжелое положение в стране. Не думаю, что это разумный шаг со стороны власти.

Независимый эксперт по финансовым рынкам Алексей Бушуев считает, что нынешняя пенсионная система в России в таком глубоком кризисе, что любая ее попытка реформирования будет неудачной.

«СП»: — Как вы думаете, почему сегодня тема пенсионной реформы приобрела такое особенно острое звучание? Выборы грядут?

— Знаете, для меня как для экономиста тема пенсий в финансах — это как теорема Ферма в математике. Над доказательством теоремы бьются с момента открытия, над темой пенсий страсти кипят с момента их возникновения.

Вспомнить того же капитана Копейкина из «Мертвых душ». «Решать проблему пенсий - это как идти по канату, держа на плечах двух дерущихся детей» — сказал когда-то уважаемый государственный финансист.

С одной стороны пенсионеры — это самая активная часть избирателей, с другой стороны дефицит пенсионного фонда из-за демографической ямы, эха войны и кризиса на столько серьезен, что просто махнуть рукой - «забирайте, государство не обеднеет» невозможно: цена приближается к триллиону рублей.

«СП»: — Но ведь в России за столько лет реформирования так и не выработана удовлетворяющая и граждан, и государства система пенсионного обеспечения. Почему?

— В 90-е прогрессивной идеей считалось, что пора отойти от системы, когда пенсия платится всем без сильной зависимости от того сколько человек зарабатывал. Кто как зарабатывал, тот так и будет получать. Звучали мысли отказаться от всеобщего пенсионного обеспечения и оставить пенсии только госслужащим. Но вовремя вспомнили кто регулярно ходит на выборы, да и инфляция была такая, что никакие накопительные программы не могли заинтересовать граждан.

Со стабилизацией денежной системы улеглась и инфляция. Тут можно спорить, но шторм начала девяностых когда инфляция измерялась сотнями процентов никак не сравним с текущей ситуацией. И возникла мысль — пора. Даже рекламу запускали — софинансирование накопительной части. Мол, вкладывайте дополнительно, государство удвоит ваш вклад.

Но население старело, плюс эхо войны и дефицит пенсионного фонда заставил лихорадочно искать выход. И он таки был найден — 6% от заработной платы, которые должны идти в страховую часть пенсии с 2014 направлялись, что называется в общий котел. Правительство за 5 лет должно было решить проблему. Ситуация такова, что отправленной весной финансовой части правительства, которая провалила эту задачу впору задавать вопрос — «Вы это все уже 6 лет наблюдали? Вы почему раньше вопрос не решали?».

«СП»: — Сначала очередная заморозка накопительной части пенсии, теперь слухи о «пенсионной гильотине», пусть и преувеличенные. Чего реально ждать рядовому россиянину — пенсионеру или тому, кто уже подумывает о будущей пенсии?

— Решение Госдумы продолжить замораживание накопительной части пенсии однозначно подрывает доверие к накопительной части. Но будем реалистами, а было ли оно? Данные опросов показывают, что вера в накопительную часть и была не великой и растворилась довольно быстро.

Тут важнее смотреть, как именно будет решаться вопрос с дефицитом Пенсионного фонда РФ и с пенсионной системой в целом.

Радикальные перемены назрели, и перезрели. Решение пенсионной проблемы будет ярким маркером, чтобы смотреть на то, как и какие действия в финансах и госуправлении будут приниматься в ближайшие время, стиль власти.

«СП»: — Правительство само себя загнало в тупик, когда вынуждено выбирать из двух зол: довести Пенсионный фонд до дефолта или пенсионеров — до смуты?

— Да уж, принятое решение нельзя назвать виртуозным или подготовленным. Это скорее выбор меньшего из двух зол перед лицом неизбежности. Но определенный оптимизм внушает то, что в погоне за популизмом не врубили печатный станок и финансовый блок хоть и очень неуклюже, но держать баланс. Не просто идти по канату, когда у тебя на плечах двое дерущихся детей. Но раз уж пошел — надо что-то предпринимать. Может перестать нервно дергаться, а попытаться успокоить детей?

Об отмене пенсионной реформы в 2020 году предпенсионеры России заговорили на фоне усугубления экономического положения в стране в связи с пандемией коронавируса. Пожилые люди в регионах по указу местных властей обязаны соблюдать самоизоляцию, из-за чего массово оказываются без работы и, соответственно, без средств к существованию.

Пенсионный возраст является одной из самых болезненных и обсуждаемых тем в России с 2018 года, когда в стране была принята реформа о повышении возраста граждан, который позволяет уйти на заслуженный отдых. Что будет с пенсионным возрастом в 2021 году — ожидать ли его снижения на фоне пандемии коронавируса, объяснили эксперты.

Почему в России ждут снижения пенсионного возраста

Об отмене пенсионной реформы в 2020 году предпенсионеры России заговорили на фоне усугубления экономического положения в стране в связи с пандемией коронавируса. Пожилые люди в регионах по указу местных властей обязаны соблюдать самоизоляцию, из-за чего массово оказываются без работы и, соответственно, без средств к существованию.

Из-за подобных обстоятельств в Сети поползли слухи о том, что власти задумались о временной отмене реализации реформы, связанной с повышением пенсионного возраста: безработных якобы собрались отправить на пенсию, чтобы снизить нагрузку на центры занятости в условиях кризиса в стране.

Также причиной «ожидания» стали первые итоги реформы, реализация которой началась 2 года назад: финансовая нагрузка на Пенсионный Фонд не снизилась, и благосостояние пенсионеров не улучшилось, хотя изначально именно эти два фактора были решающими при принятии решения властью о повышении пенсионного возраста.

В Сети граждане страны в 2020 году создавали петиции и обращения к власти с просьбами пересмотреть отношение к пенсионному возрасту. Аргументы остались такими же, как и в 2018 году, когда жители страны оказались против реформы: женщины и мужчины в России не готовы трудиться до 60 и 65 лет, так как условия их жизни не позволяют поддерживать здоровье и трудоспособность на должном уровне.

Будет ли снижен пенсионный возраст в России в 2021 году

Вопрос о снижении пенсионного возраста в России в 2021 году в Сети назвали практически решенным: якобы в правительстве готовы прислушаться к гражданам, а потому пересмотрят решения «прошлого».

Но официально власти категорически опровергли данную информацию: реализация реформы будет продолжаться в условиях пандемии, кризиса, возможного конца света и других обстоятельств. Смягчение закона допустимо, но полная отмена планируемого повышения пенсионного возраста категорически невозможна.

Что будет с пенсионным возрастом в России в 2021 году: кто уйдет на пенсию по закону

Пенсионный возраст в России в 2028 году достигнет 60 лет для женщин и 65 лет для мужчин, как и было запланировано законом. Пока повышение проходит постепенно, чтобы гражданам было легче переживать обстоятельства, в которых им до пенсии оставалось всего ничего, а поработать придется год-два «лишних».

В 2021 году пройдет очередная ступень постепенного повышения пенсионного возраста: женщин на заслуженный отдых отпустят только тех, которые достигли возраста 56,5 лет, а мужчин в 61,5 года.

При этом эксперты предполагают, что пенсионеров будет гораздо больше, чем изначально предполагалось реформой, так как свои коррективы в планы власти внесла пандемия коронавируса. Правда, для получения права на досрочную пенсию им придется предъявить документ из центра занятости о том, что работы в регионе проживания для отдельного жителя, действительно, нет.

Кому положен досрочный выход на пенсию в 2021 году

Расширение списка тех граждан, которые могут уйти на пенсию досрочно, — это и была реакция власти на призыв народа о снижении пенсионного возраста. С 2021 года право на выход на пенсию не в установленном законом возрасте, а раньше, будут иметь:

предпенсионеры, оставшиеся без работы за два года «официального» выхода на пенсию;
люди, работающие на тяжелом или опасном для здоровья производстве и занятые в социально-значимых сферах, например, в медицине или образовании, но имеющие определенное количество наработанного трудового стажа;
многодетные матери, имеющие стаж не менее 15 лет.

Право на досрочную пенсию закрепили за теми гражданами, которые имеют трудовой стаж не менее 37 и 42 лет для женщин и мужчин соответственно. Предпенсионеры имеют право претендовать на выход на пенсию, если их стаж работы оставляет не менее 20 и 25 лет (женщины и мужчины).

Что же касается многодетных матерей, у которых есть необходимое количество наработанного стажа, то им пенсионный возраст сократят на один год за каждого ребенка, независимо от его возраста.

На рассмотрение Государственной думы 3 июня внесли законопроект № 722163−7 , который является поправкой к пенсионной реформе 2018 года. Инициаторы проекта — Министерство труда, Министерство финансов и Центробанк России. Так, депутаты предлагают вернуть прежние условия, касающиеся возраста выхода на заслуженный отдых (55 лет для женщин и 60 для мужчин). В чем причины «отката» реформы и останутся ли условия прежними, разбирался корреспондент Mediahab.

В чем заключались недоработки?

Федеральный закон № 350-ФЗ предусматривал поэтапное ежегодное увеличение возраста выхода на пенсию по старости до 65 и 60 лет (мужчинам и женщинам соответственно).

По факту, с начала 2019 года одновременно увеличивался пенсионный возраст не только для пользователей государственной пенсии: под пенсионную реформу попали и клиенты Негосударственных пенсионных фондов.

В таких условиях у потенциальных вкладчиков нет абсолютно никакой мотивации отказываться от ПФР в пользу негосударственной пенсии.

Что это значит?

По многим причинам, государство заинтересовано в том, чтобы люди пользовались услугами НПФ. В особенности, речь идет о таких категориях граждан, как военнослужащие, самозанятые и иностранцы. Помимо того, в этот список попадают люди, содержащие наемных рабочих или родственников на иждивении.

На вопрос о причинах стремления увеличить объем отчислений в негосударственные пенсионные фонды (а не в ПФР) изданию ответил экономист Александр Гербов:

— Государственный аппарат стремится простимулировать граждан, поставить их, можно сказать, на рельсы современных тенденций, которые уже есть во многих странах. Когда пенсия зависит не от государства, а от НПФ, люди понемногу учатся финансовой грамотности и сами несут ответственность за собственную старость, — рассказал он.

Специалист добавил, что предпосылки данной поправки следует рассматривать скорее с юридической точки зрения, ведь основной причиной возвращения старого пенсионного возраста является разница между договорами 2018 и 2019 года.

Мы обратились за разъяснением к практикующему юристу Анне Фроловой.

— По сути, у тех, кто заключил договор с НПФ после принятия реформы, право на получение пенсии также возникнет позднее. То есть, у кого-то будет право выйти на пенсию, скажем, в 55 лет, а кто-то должен работать до 60. Данная поправка — довольно понятная и оправданная мера. Так, государство разрешит гражданам получить свои накопления раньше, причем от иного источника, нежели бюджет РФ, — разъяснил нам эксперт.

Она также подчеркнула, что исходя из финансово-экономического обоснования законопроекта, выиграют все: государство не понесет расходов, но при этом облегчит людям жизнь .

Что дает поправка?

  • Теперь выплаты не будут зависеть от наличия страхового стажа,
  • Льготным группам населения разрешат выходить на пенсию досрочно, несмотря на появление дополнительных оснований. Речь идет о таких группах, как инвалиды, жители северных регионов, врачей, учителей и так далее,
  • У граждан появится выбор — выходить на пенсию раньше или доработать и позже получить больше средств.

Как напомнила Анна Фролова, реформа 2015 трансформировала трудовую пенсию по старости, которую получают действующие пенсионеры, в страховую и накопительную пенсии. Вторая фактически заморожена до 2020 года: в прошлом году мораторий на использование пенсионных накоплений в очередной раз продлили. По новой формуле застрахованные лица получают пенсионные коэффициенты (баллы) за каждый отработанный год. То есть, чем позже выходишь на пенсию — тем она больше. Однако показатели продолжительности жизни в стране также заставили многих сомневаться в том, получат ли они заслуженные выплаты. В контексте общего недовольства, вполне возможно, что «откат» реформы может положительно сказаться на народном спокойствии.

Законопроект, по словам депутата Петра Толстого , призван «в целом улучшить финансовое положение лиц предпенсионного возраста» и дать работодателям «дополнительный инструмент для поощрения и стимулирования своих сотрудников».

Принятие поправки планируют рассмотреть до конца весенней сессии (28 июля). Таким образом, изменения могут вступить в силу уже в этом году.

Краткое содержание:


Осенью 2018 года в России было принято решение о повышении пенсионного возраста, которое поставило на дыбы всю страну. Власти оправдывали столь непопулярное решение тем, что благодаря пенсионной реформе им удастся снизить зависимость Пенсионного фонда от трансфертов из федерального бюджета, а также обеспечить гражданам устойчивый, опережающий рост пенсий.

Сейчас, по прошествии 2 лет становится совершено очевидно, что пенсионная реформа в том виде, как она была реализована, полностью провалилась. Ничего из того, что было обещано властями, не выполнено. ПФР как был дефицитным, так и остался таковым. Обещанная тысяча доходит далеко не до всех пенсионеров. А страну постоянно сотрясают скандалы, когда прибавка к пенсии составляет всего 1 рубль.

По сей день эксперты и политики говорят о том, что в пенсионной реформе вообще не было никакой необходимости. А инициаторы и реализаторы реформы тем временем предпочитают молчать о своем провале.

Экономии не получилось

Если сделать анализ на основе данных Счетной палаты, которые на днях опубликовала "Независимая газета" ( Подробнее >>> ), то можно увидеть, что за два года, прошедшие после начавшегося в стране постепенного повышения пенсионного возраста, эффект экономии для федерального бюджета оказался незначительным. Государство, как и раньше, продолжает делать то, что эта реформа должна была остановить или в существенной степени придержать – компенсировать выпадающие доходы из Пенсионного фонда за счет вливания из федерального бюджета.

«Всего трансферты из федерального бюджета на выплату страховых пенсий (средства на компенсацию выпадающих доходов за счет пониженных тарифов, на валоризацию величины расчетного пенсионного капитала, на возмещение расходов по выплате страховых пенсий в связи с зачетом в страховой стаж нестраховых периодов, на обязательное пенсионное страхование) в 2020 году по сравнению с 2018-м сократились на 135,58 млрд руб.», – пишет «Независимая газета», ссылаясь на данные Счетной палаты.

А на фоне пандемии эта «экономия» и вовсе сошла на нет.

«В результате сложившейся в 2020 году ситуации до конца года в бюджет ПФР может недопоступить страховых взносов на выплату страховой пенсии в объеме более 420 млрд руб. Дефицит бюджета ПФР может составить более 183 млрд руб. В связи с этим из Резервного фонда правительства в бюджет ПФР в 2020 году поступит 941,42 млрд руб.», – пояснили в Счетной палате.

При этом получателей пенсий в стране стало меньше более чем на 500 000 человек.

«Число пенсионеров по старости сократилось на 559,86 тыс. человек. Так, по состоянию на 31 декабря 2018 года было 36,7 млн человек, а на 1 октября 2020-го – уже около 36,1 млн человек», – отметили аудиторы Счетной палаты.

В конце ноября Госдума рассмотрит во втором чтении проект бюджета ПФР на следующую трехлетку. Из него следует, что в 2023-м весь трансферт федерального бюджета увеличится уже до 4 трлн руб., то есть на 25% по сравнению с 2020-м. При этом трансферты непосредственно на выплату страховых пенсий превысят уровень 2020-го примерно на 27% и составят почти 2,2 трлн руб.

А что с пенсиями?

Пенсии будут увеличиваться на тысячу рублей ежегодно, уверял нас господин Силуанов. И действительно, с первого взгляда может показаться, что реформа действительно обеспечила повышенную индексацию пенсий.

«Средний размер страховой пенсии по старости неработающих пенсионеров на конец 2018-го был около 14,4 руб., а по состоянию на 1 октября 2020-го – уже 16,5 тыс. руб. Примерно за два года пенсии увеличились более чем на 2000 руб.», – сообщает нам Счетная палата.

Однако напомню, что по действующему законодательству пенсии российским пенсионерам и так положено было индексировать на уровень инфляции. И без всякого повышения пенсионного возраста с учётом прошедшей инфляции государство обязано было добавлять пенсионерам в среднем примерно по 1000 рублей.

А сколько стариков у нас вместо обещанной тысячи получили прибавку гораздо меньше? А у скольких пенсионеров увеличение пенсий по факту не превысило 10 рублей или вовсе оказалось нулевым ( Подробнее >>> )?

Кроме того, данное повышение совершенно не коснулось работающих пенсионеров, и судьба полноценной индексации для этой категории граждан до сих пор под большим вопросом. А министр финансов уже договорился до того, что отмена индексации работающим старикам – это и вовсе "социальная справедливость" ( Подробнее >>> ).

Такой подход уже очистил рынок труда от сотен тысяч работающих пенсионеров.

«Число работающих пенсионеров по старости сократилось примерно за два года на 681 000 человек и составило на 1 октября 2020-го почти 7,9 млн человек», – сообщает нам Счетная палата.

Но можно предположить, что многие из этих пенсионеров ушли работать в тень, согласившись на зарплату в конверте, и потому стали не видны официальной статистике и Счетной палате. От этого опять же проиграл наш ПФР, так как благодаря этому не досчитается отчислений от официальной зарплаты, которые уплатили бы работодатели за этих людей.

Те, кто пока не является пенсионерами, и вовсе получили от пенсионной реформы одни только минусы в виде повышения пенсионного возраста и совершенно неопределенной судьбы их дальнейшей пенсии.

«Действующим пенсионерам пообещали доплату к пенсии 1000 руб. сразу и еще столько же на протяжении неизвестного количества лет. Обратите внимание, что речь шла не о тех, кто должен был выходить на пенсию, то есть не о тех, кто получает основной удар от этой реформы. Таким образом, государство дало денег тем, кого эта реформа не касается, а тем, кто принял удар, оно дало невнятные баллы в рамках предыдущих фаз реформирования пенсионной системы и обещания, что им потом пенсию будут удерживать на уровне не ниже инфляции, а все остальное забрала себе», — говорит президент Центра экономики инфраструктуры, ученый и экономист Владимир Косой.

За последние годы наше родное государство постоянно "кидало нас на деньги" – обесценивало сбережения, девальвировало рубль, меняло законы и конфисковало триллионы рублей пенсионных накоплений. Хотя у российских граждан уже давно выработался иммунитет на подобные решения и действия наших чиновников, но, на мой взгляд, пенсионная реформа для миллионов наших граждан и лично для меня стало настоящим ударом и болью, которая не утихла до сих пор.

Социологи констатируют факт, что за 2 прошедших года в стране выросла доля граждан, которые лично столкнулись с социальной несправедливостью, а в списке негативных факторов граждане очень часто ставят на первое место повышение пенсионного возраста.

Я считаю пенсионную реформу позором и провалом нашей власти. Но как мы видим, о своем позоре наши чиновники стараются умалчивать. Ведь ни одно государственное СМИ не сообщило нам об этом провале. И это убеждает нас в том, что власти все-таки осознают, что пенсионная реформа была совершенно не нужна и не принесла никаких положительных результатов стране. И поэтому сейчас об этом предпочитает умалчивать. Здесь как о покойнике – либо хорошо, либо ничего.

Если публикация вам понравилась, прошу поддержать ее и поставить лайк, если не понравилась – дизлайк.

Любая оценка для меня важна!

Пенсионной реформе сегодня исполняется ровно год: 16 июня 2018 года премьер-министр РФ Дмитрий Медведев внес в Госдуму законопроект о повышении пенсионного возраста. Это касалось каждого и потому не оставило равнодушным практически никого — несмотря на одновременное проведение в России чемпионата мира по футболу (впрочем, разговор о необходимости реформы в правительстве завели чуть раньше). Рейтинг власти резко упал, на улицы вышли вместе даже идейные противники, а президент Владимир Путин вынужден был выступить с телеобращением к гражданам, в котором объявил о внесении «смягчающих» поправок в законопроект. Как аргументировали свои позиции противники и сторонники повышения пенсионного возраста, на старте пенсионной реформы №2 вспомнило «Реальное время».

Рейтингу правительства и президента мундиаль не помог

Год назад премьер-министр России Дмитрий Медведев внес в Госдуму законопроект («Проект Федерального закона № 489161-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий»), предусматривающий постепенное повышение пенсионного возраста для большинства граждан с 1 января 2019 года — так началась пенсионная реформа.

Законопроект предполагал увеличить возраст выхода на пенсию с 60 до 65 лет у мужчин (в течение 2019—2028 годов) и с 55 до 63 лет у женщин (за 2019—2034 годы). В таком варианте месяц с небольшим спустя Госдума РФ приняла законопроект в первом чтении. Однако у большинства россиян эта инициатива вызвала в лучшем случае недовольство.

Не помогло снизить градус возмущения россиян и объявление о реформе в самый разгар чемпионата мира по футболу. Министр финансов РФ Антон Силуанов, один из идеологов реформы, впоследствии уверял, что правительство, объявляя о реформе в дни старта ЧМ, «ничего не подгадывало, . это было случайным совпадением». Тем не менее, по данным ряда экспертов, две трети россиян посчитало, что до президентских выборов (март 2018 года) «имело место умышленное замалчивание проблемы властями во избежание поражения Путина», — действительно, перед, во время и после выборов речи о пенсионной реформе фактически не было (опрос «Росбалта» от 17 июля 2018 года).

В декабре прошлого года ВЦИОМ опубликовал данные опроса, согласно которым повышение пенсионного возраста россияне оценили как «главное событие 2018 года».


Антон Силуанов, один из идеологов реформы, уверял, что правительство, объявляя о реформе в дни старта ЧМ, «ничего не подгадывало, . это было случайным совпадением». Фото Максима Платонова

«Единство» левых и правых, призывы продать здания Пенсионного фонда и неслучившийся референдум

Недовольство россиян не замедлило выплеснуться не только в петиции против реформы (петицию президенту РФ, властям и Госдуме «Не повышать пенсионный возраст!» к моменту ее закрытия осенью прошлого года подписали без малого 3 млн человек), но и в уличные митинги — несмотря на запрет на массовые публичные протесты во время чемпионата мира по футболу в городах мундиаля. Причем на улицы выводили людей как левые (КПРФ, «Справедливая Россия») и либералы (Алексей Навальный, ПАРНАС), так и условные правые (ЛДПР).

Особенно массовыми выступления были в июле (28 июля многотысячные митинги против повышения пенсионного возраста прошли в нескольких городах РФ, в том числе в Казани) и в сентябре. Коммунисты подали в ЦИК РФ заявку на проведение всероссийского референдума, который в силу бюрократических проволочек и, по словам инициаторов плебисцита, намеренного противодействия со стороны ЦИК «не взлетел».

Самым ярким оказался «лозунг» бизнес-омбудсмена Бориса Титова, заявившего, что «одной из главных причин нехватки средств на выплату пенсий в России являются непомерные и бессмысленные расходы на содержание Пенсионного фонда РФ» (100 тыс. сотрудников, роскошные здания филиалов), на которое тратится 1,5% всех пенсионных накоплений. Титов предложил ликвидировать ПФ, передав его функции казначейству. Некоторые горячие головы вообще предлагали продать с молотка здания ПФ. Звучали и призывы ввести прогрессивную шкалу НДФЛ и обложить дополнительными налогами нефтегазовые компании.


Недовольство россиян не замедлило выплеснуться не только в петиции против реформы, но и в уличные митинги. Фото Олега Тихонова

Как Путин «сделал скидку»

И власти услышали людей — но частично и не всех. К концу августа 2018 года к законопроекту поступило порядка 300 поправок, и Владимир Путин выступил с обращением к гражданам, предложив поднять пенсионную планку для женщин не до 63, а до 60 лет, «удивившись», что правительство повысило возраст выхода на пенсию слабому полу не на 5 лет, как мужчинам, а сразу на восемь. Кроме того, президент предложил тем, кому предстоит выйти на пенсию по старому законодательству в ближайшие два года, установить льготу — право оформить пенсию на шесть месяцев раньше нового пенсионного возраста, и ввести «административную и даже уголовную ответственность за увольнение работников предпенсионного возраста» (предпенсионный возраст — 5 лет до пенсии).

Отметим, что первая и большая часть обращения была посвящена разъяснению необходимости пенсионной реформы, которая давно назрела — иначе пенсионная система «затрещит и окончательно развалится». Об «успокоительном» характере речи говорило использование товарищеского тона: в обращении четыре раза было использовано словосочетание «Дорогие друзья!» и один раз «Уважаемые друзья!».

…но отказался от радикальных предложений несогласных

Путин заверил, что сам он с 2000 года всегда был против пенсионной реформы, так как экономика страны и благосостояние граждан на тот момент не были к ней готовы. О необходимости реформы, напомнил он, говорили «и в советский период, и в 90‑е годы — но решения не принимались, по тем или иным причинам откладывались». Но время настало, медлить уже нельзя.

Предложения несогласных же Путин раскритиковал. По его словам, продажа зданий ПФ дала бы бюджету 120 млрд рублей, которых хватило бы лишь на шестидневную выплату пенсий, потом деньги закончатся. Примерно столько же может дать применение повышенной ставки подоходного налога, «к примеру, в 20 процентов к высоким доходам», подсчитал он. Обложение же налогами топливно-энергетического комплекса позволит «кормить пенсионеров» не более двух месяцев.


Путин заверил, что сам он с 2000 года всегда был против пенсионной реформы. Но время настало, медлить уже нельзя. Фото kremlin.ru

Пенсионная реформа ударила по партии власти на выборах

Несмотря на сентябрьские протесты, законопроект был принят с поправками Путина и «единоросов» во втором чтении 26 сентября — при этом весь блок поправок от оппозиционных партий и профсоюзов был отклонен. Третье чтение прошло в конце сентября, 3 октября законопроект был одобрен Советом федерации, в этот же день его подписал президент — и после официального опубликования он обрел силу закона.

Колоссальное социальное напряжение из-за пенсионной реформы, однако, ударило по властям во время сентябрьских выборов: считается, что именно из-за нее в трех регионах, где прошли выборы губернаторов — во Владимирской области, Хакасии и Хабаровском крае — кандидаты от «Единой России» проиграли второй тур выборов, а в Приморском крае, где во втором туре победил кандидат от «Единой России» Андрей Ищенко, результаты выборов со скандалом отменили. Одновременно партия власти проиграла выборы в заксобрания Хакасии, Иркутской и Ульяновской областях. Координатор по работе с экспертным сообществом «Единой России», председатель правления Фонда развития гражданского общества Константин Костин оценивал негативный эффект от пенсионной реформы в 20% от результата на выборах.

Протесты же, хотя и в меньших масштабах, продолжались до конца года. Недовольные повышением пенсионного возраста и вообще оппозиционеры уверяли, что СМИ, особенно федеральные, после начала массовых протестов в июле прошлого года постепенно отказались использовать в своих эфирах «провоцирующие слова «повышение пенсионного возраста», заменив их на «законопроект о пенсионной реформе». Затем якобы отказались и от слова «реформа» как ассоциирующегося с реформами 1990-х, — заменив его более мягкими словосочетаниями «пенсионный законопроект» и «пенсионные изменения».


Несмотря на сентябрьские протесты, законопроект был принят с поправками Путина и «единоросов» во втором чтении 26 сентября — при этом весь блок поправок от оппозиционных партий и профсоюзов был отклонен. Фото duma.gov.ru

Что говорят противники и сторонники реформы в свою защиту

Реформа это или нет, но началась она в январе 2019 года, а полностью завершиться должна к 2034 году. Однако консенсус по ней в обществе до сих пор не сложился. Критики повышения пенсионного возраста указывают на то, что значительная доля, например, мужчин сегодня не доживает до пенсионного возраста, и предлагают взамен реформы пресечь нелегальную занятость: по их расчетам, из 77 млн работающих отчисления в ПФР платят 44 млн, остальные трудятся неофициально.

Сторонники же упирают на то, что без повышения пенсионного возраста в стране очень скоро не останется денег на выплату пенсий — по причине демографической ямы 1990 годов. И отмечают, что, согласно официальным данным Росстата, средняя продолжительность мужчин в 2017 году составляла 67,5 года (у женщин — 77,6), 68 лет она должна достигнуть к 2021 году — противники повышения пенсионного возраста в официальную статистику не верят, считая ее завышенной. Согласно Росстату, к 2035 году, когда пенсионная реформа завершится, средняя продолжительность жизни мужчин в России должна составить 70,3 года (у женщин — почти 80 лет). В Татарстане, к слову, согласно данным регионального подразделения Росстата, продолжительность жизни выше — в 2016 году она составляла 68,2 года у мужчин и 78,8 года у женщин.

Согласно «майским указам» президента 2018 года, прогнозы Росстата об увеличении продолжительности жизни россиян жизни должны быть обеспечены путем выполнения ряда нацпроектов. Уже в 2019 году улучшение жизни после реформы должны почувствовать пенсионеры: по расчетам чиновников, ПФР сэкономит до 800 млрд рублей, из которых 700 млрд рублей пойдут на увеличение пенсий тем, кто уже стал пенсионером (индексация должна составить 7%).

Одна пенсионная реформа на год «заморозила» другую

Массовая реакция граждан на одну пенсионную реформу стала причиной временной заморозки другой. В прошлом году должно было начаться публичное обсуждение концепции индивидуального пенсионного капитала (ИПК), которая смогла бы модернизировать накопительную пенсию (размер отчислений, согласно второй реформе, будет постепенно увеличиваться от 0% в первый год подключения к системе, пока не достигнет 6%). Запускать индивидуальный пенсионный капитал будут в январе 2020 года. По подсчетам Минфина, такая система позволила бы довести пенсии до уровня в 60% от прежней зарплаты (сегодня — всего 40%). А ведь план перехода на новую систему ведомство Антона Силуанова планировало опубликовать еще в августе 2018 года.

Но вторая пенсионная реформа фактически все же стартовала на днях: на этой неделе Владимир Путин одобрил переход на систему индивидуального пенсионного капитала, опять-таки внеся в законопроект изменения. Изначально авторами новой пенсионной модели — Минфином и Центробанком — предполагалось, что граждане, имеющие накопления, должны будут подключаться к системе автоматически, а выйти из нее можно было бы, лишь подав соответствующее заявление. Президент отказал Минфину в автоподписке, сделав систему добровольной. Законопроект планируют внести в Госдуму до конца июня или в июле.


У большинства россиян сложилось недоверие к пенсионной системе как таковой. Правила игры в ней меняются слишком часто. Фото Максима Платонова

В правительстве РФ отмечают: «Чтобы ИПК перестал ассоциироваться с непопулярной реформой по повышению пенсионного возраста, есть идея продвигать его в качестве нового финансового инструмента, позволяющего накопить на будущее». О том, что вспышка протестов из-за пенсионной реформы до сих пор беспокоит Кремль, можно судить и по апрельским слухам о том, что Пенсионный фонд могла возглавить Валентина Матвиенко (напомним, материал в «Коммерсанте» об этом привел к конфликту с владельцем издания Алишером Усмановым и увольнению отдела политики газеты в полном составе): политического веса у экс-спикера Совфеда было бы достаточно, чтобы «отбивать удары» недовольных и попытаться сделать из одного из самых непопулярных на данный момент институтов более-менее уважаемое ведомство.

Д ве трети россиян не готовы делать дополнительные пенсионные отчисления

На этом фоне «Левада-центр» опубликовал в начале июня этого года результаты опроса россиян, показавшие их неготовность к реформе пенсионных накоплений: почти две трети опрошенных (63%) не хотели бы осуществлять дополнительные отчисления в негосударственный пенсионный фонд помимо обязательных взносов, которые уже делает работодатель. Желание дополнительно отчислять на накопительную пенсию от 1 до 5% своего дохода выразили лишь 19% опрошенных, 10% готовы отчислять 6% дохода и более.

По данным экспертов, доля россиян, не желающих осуществлять дополнительные взносы на пенсию, примерено совпадает с долей тех, у кого нет никаких сбережений (таковых 65%). Медианный доход семей в России — в пределах 24,4 тыс. рублей (данные Росстата), что просто-напросто не позволяет накапливать эти сбережения.

И кроме того, у большинства россиян сложилось недоверие к пенсионной системе как таковой. Правила игры в ней меняются слишком часто.


Похоже, первый раунд подготовки к реализации пенсионной реформы подошел к концу. Мы можем выглянуть из окопа и осмотреться. Тем более что интересного и важного произошло за это время не так уж мало…

И опросы общественного мнения, и первые акции протеста, и смелые голоса некоторых политиков (которые тут же, впрочем, попытались заглушить скандалами и внутрипартийными репрессиями) показали, что на этот раз привычного «одобрямса» не будет. И как бы ни надрывался телевизор, сколько бы там ни показывали фриковатых старичков, которым «по паспорту восемьдесят, а биологически — сорок пять», привычный алгоритм забалтывания и промывания мозгов дает сбой за сбоем. Людей все сложнее убедить в том, что черное — это белое.

Люди не хотят действовать против своих собственных интересов. Им предлагают подарить государству миллион своих кровных рублей, а они, паршивцы такие, не хотят!

Они отказываются даже променять свой миллион на жалкую подачку в тысячу рублей в месяц – очень, просто очень несознательные россияне!

Дело усугубляется ещё и тем, что правительство страны практически полностью растеряло всякие остатки авторитета. То есть средний россиянин настолько презирает «наемный персонал» под руководством Медведева, что слушать какие-то доводы этих людей ему просто неинтересно. Да и смысл? Министры давно доказали, что всякий диалог с ними все равно что разговор со стенкой – результат всегда одинаковый.

А это значит, что в результате продавливания данной реформы придется разменивать авторитет кого-то другого. Кого? А тут даже трех попыток не надо, чтобы догадаться – кроме президента Путина, у нас, в общем, и нет властных структур, которые бы этот авторитет имели. Точнее, можно было бы назвать министерства и организации, никак не относящиеся к экономическому блоку нашего руководства. Но убедить людей, что за пенсионную реформу отвечает Шойгу или Лавров, будет ещё сложнее.

Власть попала в ловушку, которую давно и долго готовила сама. Очень удобно быть единственной реальной силой в стране, низведя роль правительства и Думы до уровня технических учреждений. Но вдруг выяснилось, что разделить ответственность просто не с кем: политические амебы вроде Медведева, Матвиенко или Володина для этого просто не приспособлены.

Поэтому похоже, что с пенсионной реформой придется «что-то делать». Правда, пока ещё никто точно не знает, что же именно, но некоторые вбросы в СМИ уже идут. Не оставляя попыток все-таки переубедить «дорогих россиян», власть нащупывает почву для небольшого тактического отступления. И вот как это на данный момент выглядит…

Основных вариантов «маневра» всего три. Первый довольно прост и радикален: повышение пенсионного возраста отменить вовсе или отложить на достаточно длительный срок.

Вариант этот выглядит не очень перспективным: проблемы в пенсионной системе есть, и их действительно надо как-то решать. А решать гибко и эффективно мы, к сожалению, пока не умеем. Поэтому правительство и связанный с ним блок «экономистов-рыночников» наверняка продолжат убеждать Кремль в том, что мы просто обязаны пойти по пути непопулярных реформ – иначе, дескать, просто не выживем.

Рейтинг снова взлетит до небес. И это, в общем, совсем не плохо. Плохо другое – то, что в таком случае работа по реформированию пенсионной системы наверняка будет свернута, и все риски и угрозы, которыми нас так пугают, могут воплотиться в реальность на очередном витке нашего перманентного «экономического кризиса».

Следующий вариант является одним из компромиссов между желаниями правительства и более взвешенным подходом некоторых экспертов и аналитиков. Он сводится к увеличению переходного периода, в течение которого пенсионный возраст будет повышаться.

Фактически это тот самый принцип «на год за год», то есть повышение пенсионного возраста на год ежегодно, что позволит, по мнению Медведева, сделать реформу пенсионной системы «почти незаметной» для населения. Более того, уже в принятом в первом чтении проекте закона эта формула была несколько смягчена как для мужчин, так и для женщин, в результате чего крайними сроками реализации реформы стали 2028 год для мужчин и 2034 год для женщин.

Проблема (для власти) в том, что это послабление оказалось не очень убедительным для тех, кого правительство хочет своей реформой осчастливить. И очень похоже, что очередным размазыванием сроков дело не исправить. А раз так, этот вариант тоже выглядит как-то не убедительно. Скорее, мы можем говорить о том, что увеличение сроков реализации реформы может стать одним из способов снизить общее неприятие повышения пенсионного возраста, идущим в комплексе с другими мерами, и не более.

Третий вариант, на который намекают различные эксперты: общее смягчение реформы. И в первую очередь это должно коснуться самого возраста выхода на пенсию. Предполагается, что пенсионный возраст для женщин может быть снижен до 60 лет, а для мужчин – до 63.

Этот вариант, вероятно, может стать базовым для адептов пенсионной реформы. Правда, с поправкой на то, что в чистом виде и этого, скорее всего, будет недостаточно. А значит, придется добавлять некоторые важные моменты, без которых вся реформа выглядит просто каким-то издевательством.

Вообще, нужно признать, что даже в недрах «Единой России» и ОНФ были некоторые здравые предложения относительно методов реформы. В частности, корректнее отнестись в жителям Крайнего Севера и приравненных к нему территорий, которым тоже предполагается поднять пенсионный возраст на 5 и 8 лет соответственно, пусть и с более низкой «базы» (с 55 для мужчин и 50 для женщин сейчас). Также всерьез обсуждался (да и сейчас обсуждается) крайне важный вопрос с введением квоты для рабочих предпенсионного возраста.

Эти меры, помимо того, что имеют под собой серьезное обоснование, по меньшей мере ещё и справедливы. Согласитесь, уравнивать (или почти уравнивать) возраст выхода на пенсию для жителей Ингушетии, где средний мужчина-пенсионер после выхода на пенсию живет ещё 23 года, и Еврейской автономной области, где в среднем эта цифра едва достигает 12 лет, не совсем корректно и справедливо. Да и вопрос с трудоустройством людей предпенсинного возраста является очень острым даже сейчас.

Помимо этого, предлагается ещё и смягчить закон для женщин, чтобы они выходили на пенсию не в 63, а в 60 лет. Дело в том, что аргументы правительства, которое считает, что сейчас домашняя нагрузка на мужчин и женщин почти сравнялась, все-таки несколько лукавы. Да и нагрузку, связанную с родами и грудным вскармливанием, в принципе трудно как-то адекватно сравнить.

Разумеется, есть и более странные предложения. Вот Борис Титов, например, предлагает вообще пенсионный возраст отменить. Накопил стаж, и вот тебе пенсия, как бы говорит нам омбудсмен. И как объяснять ему, что у нас сотни тысяч (если не миллионы) людей заняты в различных серых схемах, что в строительстве, например, вообще почти невозможно найти долговременную работу с полным соцпакетом – в лучшем случае нанимают до окончания какого-то подряда, и строитель может месяцами быть без работы или перебиваться случайными заработками в ожидании чего-то лучшего.

Наш бизнес-омбудсмен, вероятно, живет в какой-то другой стране, где нет серых зарплат, бесправных рабочих и обнаглевших от безнаказанности бизнес-кидал, которые могут вообще не заплатить за полгода работы…

Только не надо думать, что лирическим отступлением в адрес Бориса Титова автор хочет отвлечь читателя он безграмотных министров. Отнюдь нет. Это всего лишь попытка показать уровень экспертизы. Ведь предполагается, что кого-то не назначат на должность официального правозащитника? Ан нет, «не все так однозначно»…

Подытоживая сказанное, нужно отметить: весьма вероятно, что правительство и кремлевские политтехнологи изначально и предполагали вбросить в общество грубый, сырой вариант реформы. Чтобы потом, как водится, под видом "улучшений" и "уступок" протащить то, что планировалось изначально.

Да, прием не новый, не в первый и не в последний раз применяющийся. Но надо признать, что в этот раз он используется как-то особенно безграмотно и бестолково. В «кремлевских башнях» давно никого не наказывали, и кто-то расслабился?

Или просчитали все, кроме глухого раздражения народа, которому надоело такое вот наглое манипулирование?

Читайте также: