Пенсионная реформа в чем подвох

Кто в России наживается на деньгах стариков





Владимир Путин утвердил пенсионную реформу в стране 3 октября 2018 года. Это произошло просто — у целого поколения россиян отняли деньги. На семью в регионе — это примерно стоимость квартиры — если брать мужа и жену, около двух миллионов рублей. Огромные деньги для простых россиян. И сущие копейки для правящей элиты, которая в месяц имеет гораздо больше. Насмешка над народом, который такие деньги копит годами. Но и этого оказалось недостаточно. Государственный пенсионный фонд распоряжается деньгами стариков, как своими собственными.

В России вскрылась очередная афера с пенсиями. Так, например, в редакцию «Царьграда» обратился житель подмосковного Ногинска Иван Маликов, который рассказал, как его пенсионные накопления перекидывали из одного негосударственного пенсионного фонда в другой. В результате из-за несоблюдения пятилетнего перерыва в переводах он потерял порядка 50 тысяч рублей доходности. Более того, оказалось, что сам Маликов на такие переводы не соглашался, сделки были проведены по поддельной подписи.

В Пенсионном фонде России Маликову сообщили следующее:

«Получил ответ из Пенсионного фонда о том, что заявление писалось и подавалось мной в 2017 году, заверено нотариусом Курской области, а договор о переводе денежных средств был подан в Пенсионный фонд — тоже в 2017 году — Республики Коми».

«Ни в Курске, ни в Коми я никогда не был. И более того — на момент заверения моей подписи о переводе я находился в командировке за границей. Возмутило больше всего, что без моего ведома совершили определённые действия с моими пенсионными накоплениями», — рассказал пострадавший.

Сообщается, что деньги ушли из НПФ «Согласие» в НПФ «Нефтегарант», а дальше — в НПФ «Эволюция». Сам же клиент фондов узнал о перемещениях случайно, когда решил зайти на сайт госуслуг и увидел документ якобы с собственной подписью.

Как рассказал в беседе с Царьградом адвокат Алишер Захидов, действия безымянных сотрудников фонда подпадают под уголовные статьи. При этом, уверен он, без участия государственного пенсионного фонда мошенники действовать не могли:

«Там сговор идёт, там идёт коррупционная схема. Те люди, которые воруют деньги из негосударственного пенсионного фонда, находятся в сговоре с сотрудниками ПФР. Это одна преступная схема, и её разоблачить практически невозможно, потому что все кормятся с этого. С каждого человека, деньги которого насильно переводят, все участники схемы получают определённую мзду. Эти деньги невозможно перевести незамеченными, потому что это всё видно при переводе. Но люди, которые этим занимаются, делают вид, что всё нормально. Соответственно, они находятся в сговоре с теми пенсионными фондами, в которые деньги переводятся, — сказал адвокат, добавив: — Тряханули руководителя Пенсионного фонда, а там просто всю верхушку нужно проверять на коррупционную составляющую. Там речь идёт о миллиардах».

Насколько реальна описанная схема? Как она работает?

— Схема выглядит вполне реально и напоминает классическую аферу, — считает преподаватель кафедры международной политики и зарубежного регионоведения Института общественных наук РАНХиГС при президенте РФ Сергей Маргулис.

— Исходя из слов пострадавших от нее граждан, коих уже несколько десятков тысяч, а возможно и сотен, ситуация выглядит таким образом, что клиент получает уведомление, что теперь является клиентом частного пенсионного фонда. Хотя он не подавал на это запрос и тем более не заверял нотариально. Следовательно, имеет место акт мошенничества и фальсификации документов.

Самая большая проблема в данном случае — это потеря инвестиционного дохода. Перевести средства из ПФР без потерь можно только раз в пять лет. Восстановить же потерянный инвестдоход можно только через суд.

«СП»: —Кто этим занимается? Это отдельные случаи или тенденция? При чем тут ПФР?

— Учитывая количество пострадавших назвать это разовым случаем крайне сложно, речь безусловно идет о негативное тенденции. В то же время обвинять во всем этом ПФР в целом я бы не стал, разве что речь может идти об отдельных недобросовестных сотрудниках, которых хватает в любых организациях.

«СП»: — Действительно ли речь идёт о миллиардах? Много ли отдельно взятые мошенники могут на этом заработать?

— Однозначно речь идет об очень больших денежных средствах, но миллионы это или миллиарды крайне сложно сказать, не зная даже приблизительного количества пострадавших и объемы финансовых средств, которые они потеряли.

«СП»: —Любой мошенник может просто взять и создать свой пенсионный фонд?

—Создать свой пенсионный фонд в России де-факто может любой крупный холдинг, готовый пройти хоть и не простую, но вполне выполнимую процедуру регистрации. Главные требования — это создания акционерного общества, а также доказательство при получении лицензии, что суммарная стоимость имущества не менее 60 млн рублей (для некоторых типов фондов — не менее 150 млн руб).

«СП»: —А зачем столько негосударственных пенсионных фондов? Уменьшение их количества помогло бы решить проблему?

— Уменьшить их количество можно усложнив процедуру регистрации, но есть ли в этом смысл? Скорее стоит усилить контроль за их деятельностью со стороны государства, дабы с одной стороны не мешать их нормальной деятельности, а с другой не допускать подобных афер.

«СП»: —Известно, что россияне не очень доверяют негосударственным пенсфондам. Почему? Как заставить их изменить подход и нужно ли?

— Здесь скорее всего проблема кроется в психологии россиян. Традиционно наши граждане больше доверяют государству, нежели частным структурам, в деятельности которых они часто ищут подвох. Особенно это касается пожилых граждан, многие их которых «попадали в лапы мошенников» особенно в 1990 -е — начале 2000 — х.

— Наша пенсионная система сама по себе мошенническая, — уверен директор Института свободы Федор Бирюков.

— Люди десятилетиями работают, выплачивают отчисления, а на выходе получают просто грошовые, нищенские и унижающие человеческое достоинство подачки, которые и пенсиями-то назвать нельзя. Россияне, чей трудовой стаж полностью или по большей части приходится на советское время, попросту ограблены. Ведь положенные им советские пенсии, на которые они имеют полное право, несопоставимы с сегодняшними. И без всяких сложных математических вычислений тут абсолютно понятно, что людей ограбили. Украли их заработанные за всю жизнь деньги. Как это произошло и с советскими вкладами. И когда чиновники и либералы единым хором начинают петь про «невидимую руку рынка», которая, мол, все решает, то я хочу напомнить, что у этого рынка множество рук, и каждая пара рук принадлежит вполне конкретному физическому лицу с соответствующим юридическим прикрытием.

Кроме того, продолжительность жизни в России и так невелика, а с увеличением пенсионного возраста еще больше граждан вообще по факту лишились пенсий. Они просто не доживут до нее. А куда пойдут заработанные этими людьми пенсионные деньги? Их семьям или родственникам? Нет, опять же — невидимые руки переложат их в свои невидимые карманы. И все это воровство принято называть капитализмом, рыночными отношениями, альтернативы которым якобы не существует. В общем, к воровству прибавляется вранье, как и положено. Целые кластеры в государственной и негосударственной сферах вполне легально занимаются бесперебойным воровством денег у россиян под беспрерывное вранье про неизбежность воровского капитализма. Отлично устроились эти господа-товарищи!

Чтобы восстановить справедливость в отношении пенсионеров, нужно поставить вопрос о возмещении государством украденных у граждан денег. И вернуть людям. В случае смерти пенсионера выплатить деньги его родным, наследникам. И реорганизовать Пенсионный фонд Российской Федерации, превратив его из фискальной конторы в реальный пенсионный фонд, а также навести порядок в негосударственных пенсионных фондах. Все лохотроны немедленно закрыть, а их руководителей отдать под суд. Или, как предлагал не раз депутат Госдумы" Алексей Журавлев, вообще упразднить централизованный ПФР, наделив его полномочиями реформированную сеть негосударственных фондов.

Краткое содержание:


Осенью 2018 года в России было принято решение о повышении пенсионного возраста, которое поставило на дыбы всю страну. Власти оправдывали столь непопулярное решение тем, что благодаря пенсионной реформе им удастся снизить зависимость Пенсионного фонда от трансфертов из федерального бюджета, а также обеспечить гражданам устойчивый, опережающий рост пенсий.

Сейчас, по прошествии 2 лет становится совершено очевидно, что пенсионная реформа в том виде, как она была реализована, полностью провалилась. Ничего из того, что было обещано властями, не выполнено. ПФР как был дефицитным, так и остался таковым. Обещанная тысяча доходит далеко не до всех пенсионеров. А страну постоянно сотрясают скандалы, когда прибавка к пенсии составляет всего 1 рубль.

По сей день эксперты и политики говорят о том, что в пенсионной реформе вообще не было никакой необходимости. А инициаторы и реализаторы реформы тем временем предпочитают молчать о своем провале.

Экономии не получилось

Если сделать анализ на основе данных Счетной палаты, которые на днях опубликовала "Независимая газета" ( Подробнее >>> ), то можно увидеть, что за два года, прошедшие после начавшегося в стране постепенного повышения пенсионного возраста, эффект экономии для федерального бюджета оказался незначительным. Государство, как и раньше, продолжает делать то, что эта реформа должна была остановить или в существенной степени придержать – компенсировать выпадающие доходы из Пенсионного фонда за счет вливания из федерального бюджета.

«Всего трансферты из федерального бюджета на выплату страховых пенсий (средства на компенсацию выпадающих доходов за счет пониженных тарифов, на валоризацию величины расчетного пенсионного капитала, на возмещение расходов по выплате страховых пенсий в связи с зачетом в страховой стаж нестраховых периодов, на обязательное пенсионное страхование) в 2020 году по сравнению с 2018-м сократились на 135,58 млрд руб.», – пишет «Независимая газета», ссылаясь на данные Счетной палаты.

А на фоне пандемии эта «экономия» и вовсе сошла на нет.

«В результате сложившейся в 2020 году ситуации до конца года в бюджет ПФР может недопоступить страховых взносов на выплату страховой пенсии в объеме более 420 млрд руб. Дефицит бюджета ПФР может составить более 183 млрд руб. В связи с этим из Резервного фонда правительства в бюджет ПФР в 2020 году поступит 941,42 млрд руб.», – пояснили в Счетной палате.

При этом получателей пенсий в стране стало меньше более чем на 500 000 человек.

«Число пенсионеров по старости сократилось на 559,86 тыс. человек. Так, по состоянию на 31 декабря 2018 года было 36,7 млн человек, а на 1 октября 2020-го – уже около 36,1 млн человек», – отметили аудиторы Счетной палаты.

В конце ноября Госдума рассмотрит во втором чтении проект бюджета ПФР на следующую трехлетку. Из него следует, что в 2023-м весь трансферт федерального бюджета увеличится уже до 4 трлн руб., то есть на 25% по сравнению с 2020-м. При этом трансферты непосредственно на выплату страховых пенсий превысят уровень 2020-го примерно на 27% и составят почти 2,2 трлн руб.

А что с пенсиями?

Пенсии будут увеличиваться на тысячу рублей ежегодно, уверял нас господин Силуанов. И действительно, с первого взгляда может показаться, что реформа действительно обеспечила повышенную индексацию пенсий.

«Средний размер страховой пенсии по старости неработающих пенсионеров на конец 2018-го был около 14,4 руб., а по состоянию на 1 октября 2020-го – уже 16,5 тыс. руб. Примерно за два года пенсии увеличились более чем на 2000 руб.», – сообщает нам Счетная палата.

Однако напомню, что по действующему законодательству пенсии российским пенсионерам и так положено было индексировать на уровень инфляции. И без всякого повышения пенсионного возраста с учётом прошедшей инфляции государство обязано было добавлять пенсионерам в среднем примерно по 1000 рублей.

А сколько стариков у нас вместо обещанной тысячи получили прибавку гораздо меньше? А у скольких пенсионеров увеличение пенсий по факту не превысило 10 рублей или вовсе оказалось нулевым ( Подробнее >>> )?

Кроме того, данное повышение совершенно не коснулось работающих пенсионеров, и судьба полноценной индексации для этой категории граждан до сих пор под большим вопросом. А министр финансов уже договорился до того, что отмена индексации работающим старикам – это и вовсе "социальная справедливость" ( Подробнее >>> ).

Такой подход уже очистил рынок труда от сотен тысяч работающих пенсионеров.

«Число работающих пенсионеров по старости сократилось примерно за два года на 681 000 человек и составило на 1 октября 2020-го почти 7,9 млн человек», – сообщает нам Счетная палата.

Но можно предположить, что многие из этих пенсионеров ушли работать в тень, согласившись на зарплату в конверте, и потому стали не видны официальной статистике и Счетной палате. От этого опять же проиграл наш ПФР, так как благодаря этому не досчитается отчислений от официальной зарплаты, которые уплатили бы работодатели за этих людей.

Те, кто пока не является пенсионерами, и вовсе получили от пенсионной реформы одни только минусы в виде повышения пенсионного возраста и совершенно неопределенной судьбы их дальнейшей пенсии.

«Действующим пенсионерам пообещали доплату к пенсии 1000 руб. сразу и еще столько же на протяжении неизвестного количества лет. Обратите внимание, что речь шла не о тех, кто должен был выходить на пенсию, то есть не о тех, кто получает основной удар от этой реформы. Таким образом, государство дало денег тем, кого эта реформа не касается, а тем, кто принял удар, оно дало невнятные баллы в рамках предыдущих фаз реформирования пенсионной системы и обещания, что им потом пенсию будут удерживать на уровне не ниже инфляции, а все остальное забрала себе», — говорит президент Центра экономики инфраструктуры, ученый и экономист Владимир Косой.

За последние годы наше родное государство постоянно "кидало нас на деньги" – обесценивало сбережения, девальвировало рубль, меняло законы и конфисковало триллионы рублей пенсионных накоплений. Хотя у российских граждан уже давно выработался иммунитет на подобные решения и действия наших чиновников, но, на мой взгляд, пенсионная реформа для миллионов наших граждан и лично для меня стало настоящим ударом и болью, которая не утихла до сих пор.

Социологи констатируют факт, что за 2 прошедших года в стране выросла доля граждан, которые лично столкнулись с социальной несправедливостью, а в списке негативных факторов граждане очень часто ставят на первое место повышение пенсионного возраста.

Я считаю пенсионную реформу позором и провалом нашей власти. Но как мы видим, о своем позоре наши чиновники стараются умалчивать. Ведь ни одно государственное СМИ не сообщило нам об этом провале. И это убеждает нас в том, что власти все-таки осознают, что пенсионная реформа была совершенно не нужна и не принесла никаких положительных результатов стране. И поэтому сейчас об этом предпочитает умалчивать. Здесь как о покойнике – либо хорошо, либо ничего.

Если публикация вам понравилась, прошу поддержать ее и поставить лайк, если не понравилась – дизлайк.

Любая оценка для меня важна!


Повышение пенсионного возраста выглядит абсолютно логичным, если смотреть на него сверху вниз. Но обычные жители чувствуют подвох, и они правы. Руководитель аналитического отдела Тайги.инфо Алексей Мазур объясняет, почему реформа оказалась социальным дефолтом.

Сторонники пенсионной реформы приводят довольно убедительные аргументы в пользу повышения пенсионного возраста. Соотношение работающих к пенсионерам — 2,2 к 1, что ниже показателей других (надо полагать, развитых) стран, проводивших аналогичную реформу. За два прошедших кризиса был растрачен резервный фонд, его больше нет, остался лишь Фонд национального благосостояния, которого, по словам главы Счетной Кудрина, хватит лишь еще на один такой кризис.

  1. Пенсионный фонд России разбалансирован и дефицитен, трансферты из бюджета на пенсии в сейчас составляют 2 трлн рублей. С 2008 года они достигли 11 трлн. А сейчас нужны деньги на исполнение социальных указов президента.
  2. Растет продолжительность жизни россиян, на пенсию выходит многочисленное поколение, а в работоспособный возраст вступает малочисленное, потому все показатели будут ухудшаться. И чтобы обеспечить достойную пенсию и выйти на повышение уровня жизни пенсионеров, необходимо поднять пенсионный возраст.

Всё выглядит логично, если смотреть на ситуацию «сверху вниз». Но наш простой народ кожей чувствует какой-то подвох. И он, конечно, прав.

Начнем с самого простого. Разве «Единая Россия» шла в Госдуму с лозунгом «Мы повысим пенсионный возраст, чтоб спасти резервный фонд и поднять пенсии»? Максим Кудрявцев обещал с билбордов в Новосибирске «свежие решения», но никто же и подумать не мог, что он имеет в виду цензуру в интернете и повышение пенсионного возраста (скорее всего, он и сам подумать об этом не мог, но это другой вопрос). Когда в Госдуме люди с многомиллионными доходами голосуют за пенсионную реформу от имени своих избирателей, еле сводящих концы с концами, это огромный обман.

Вся российская политика построена на подобном обмане уже десятилетия. Но раньше простого избирателя это не волновало.

Другой подвох немного посложнее. Если реформа затеяна ради достойной жизни пенсионеров, то где закон о повышении пенсий? На сколько именно они будут повышаться каждый год? Получается интересно: график повышения пенсионного возраста расписан, а вот как именно будут повышать пенсии, говорят уклончиво и довольно скупо. На тысячу в год.

Со средних 14,5 тыс. рублей в 2018 году до 20 тыс. в 2024-м. То есть, на треть за шесть лет.

Шесть лет назад доллар был в два раза дешевле. Сколько он будет стоить в 2024-м? Никто не знает. Так или иначе, но «пенсионная реформа» превратится в изъятие денег у будущих пенсионеров. О чем, собственно, прямо и говорится: одна из целей реформы заключается в сокращении трансфертов в ПФР. То есть, далеко не вся «выгода» от повышения пенсионного возраста пойдет на рост пенсий.

Еще один подвох в том, что пенсионная реформа по сути стала «социальным дефолтом» российского государства. Оно говорит гражданам: «Я не могу больше поддерживать текущий уровень социальной поддержки». В пример ставят другие страны, повысившие пенсионный возраст, но почему-то не говорится о том, что в них совсем другой размер не только пенсий, но и социальных выплат. В них на пособие по безработице можно достойно жить. В России это невозможно. Некоторые государства платят своим гражданам просто за эксплуатацию природных ресурсов, как это происходит в монархиях Персидского залива или в американском штате Аляска.

Социальная поддержка в России, мягко скажем, слабовата. И, если даже эту слабую поддержку пришлось урезать, не должно ли правительство, доведшее страну до «социального дефолта», уйти в отставку? Где рост экономики не ниже среднемирового? Где 25 млн высокотехнологичных рабочих мест? Их нет. А правительство есть.

Алексей Кудрин сказал, что резервных фондов хватит только еще на один кризис. Но разве кризис уже кончился? У нас один кризис с 2008 года, просто в 2009-м его временно «перекрыл» рост цен на нефть. Какими были системные проблемы тогда, такими и остались, но усугубились. Что сделало правительство, как изменяется экономика? Да никак. Государство просто ждет, когда снова вырастет цена на нефть и когда снимут санкции. Других рецептов у него нет.

Изменения в пенсионном законодательстве России происходят на протяжении последних 16 лет. Некоторые нововведения постепенно внедряются в практику начисления пенсий, некоторые находятся на стадии обсуждения и рассмотрения. Каким будет итоговый вариант законодательства о пенсиях пока не ясно, но общие цели и тенденции прослеживаются.

Однако чтобы разобраться в сегодняшнем состоянии пенсионной системы, нужно понимать какой она была до сих пор, и как она изменилась в последние годы.



Суть пенсионной реформы

Упрощенно, без строгого подхода к названиям и терминам, ситуацию можно описать так:

Россия пытается уйти от действовавшего еще со времен СССР механизма выплаты пенсий.

  • Тогда фактические выплаты пенсионерам шли из отчислений от заработка трудящихся в настоящий момент. Работники не делали никаких индивидуальных накоплений для своей будущей пенсии, формировался общий пенсионный фонд.
  • В советские годы существовала зависимость размера пенсии от прошлых заработков. Но это был скорее механизм расчета, а не прямая зависимость величины пенсии от сделанных выплат в пенсионный фонд.
  • Еще одним наследием прошлой пенсионной системы остается правило, по которому взносы в пенсионный фонд платит не сам работник, а работодатель.

Неизбежность реформирования пенсионной системы продиктована ростом количества пенсионеров по отношению к числу работающих в данный момент. Такое положение будет усугубляться по причине низкой рождаемости. Государству все тяжелее финансировать пенсионные выплаты из бюджета.

Другим важным мотивом пенсионной реформы становится отказ от уравнительного подхода. Растет понимание, что больше лица, которые зарабатывали больше имеют право на пропорционально больший пенсионный доход.

Так в 2002 году законодательство получило понятие накопительной части пенсии. После нескольких изменений и дополнений в законы, Российская Федерация стала использовать смешанный принцип распределения пенсионных взносов.

Состав пенсионных взносов делится на страховую и накопительные части.

  • Страховая пенсия выплачивается государством с целью компенсации потерянного заработка. Получение таких пенсий становится возможно по достижении пенсионного возраста или в случае потери трудоспособности. Право на страховую пенсию возникнет только у тех граждан, от зарплаты которых достаточно долго выплачивались пенсионные взносы.
  • Формирование накопительной пенсии более похоже на размещение работником некоторых сумм на особо надежный вклад, чтобы потом единовременно или частями получать эти средства, находясь на пенсии. С 2009 года граждане РФ получили возможность добровольно увеличивать размер отчислений в накопительный фонд.

Норматив пенсионных отчислений для большинства работников установился на уровне 22% от заработка. 6% шло в накопительную часть пенсии и аккумулировалось в государственном фонде, который размещал средства в особо надежные активы. 16% формировали страховую часть пенсии, из которой выплачивались средства нынешним пенсионерам.

Механизм стал быстро давать сбои:

  • Накопительный фонд обеспечивал столь малый доход, что не только не имел прибыли, но не сберегал средства от инфляции.
  • Средств распределительной системы не хватало на выплату текущих пенсий.

Деньги были взяты из накопительного пенсионного фонда.

В 2014 году накопительная часть пенсий была заморожена, все средства пошли на финансирование страховой составляющей. Этот мораторий был продлен и продолжает действовать до 2019 года.


Какие изменения включает пенсионная реформа в России в 2020 году?

Последние новости в этой сфере сводятся к увеличению фактических выплат и росту требований к будущим пенсионерам. Чтобы разобраться в новостях пенсионной системы, напомним алгоритм расчета пенсий, действующий в 2018 году. Поскольку мораторий для накопительной части пенсий продолжает действовать, мы напишем здесь только о страховых пенсиях, которые составляют практически весь объем выплат.

Страховые пенсии складываются из двух частей:

  • расчетной составляющей;
  • фиксированной выплаты.

Фиксированные выплаты устанавливаются государством не индивидуально, а для определенных категорий пенсионеров:

  • инвалидов,
  • малоимущих,
  • проработавших 15 и более лет на Крайнем Севере и др.
-->

Для получения права на расчетную составляющую страховой пенсии в 2020 году будет необходимо выполнение двух требований:

  • стаж работы – от 11 лет и более, с официальным трудоустройством и уплатой страховых взносов от зарплаты;
  • пенсионный балл 18,6 и выше.

Последний момент поясним особо.

Пенсионный балл или коэффициент это условная единица, в которую переводится каждый отработанный год с учетом официальной зарплаты. Т.е. чем больше стаж и выше доход – тем больше пенсионных баллов.

Балльная система действует с 2015 года. Минимальное количество баллов для начисления пенсии растет.

  • в 2015 году обязательно требовалось только 6,6 балла;
  • в 2017 уже 11,;
  • в 2018 – 13,8;
  • итоговая величина в 30 баллов будет достигнута в 2025 году.

Цена 1 пенсионного балла определяется государством. Она изменяется с течением времени:

Стоимость в рублях

Как увеличится пенсия в 2020 году?

Некоторые из описанных пенсионных платежей изменились уже начиная с 1 января 2020 года:

Фиксированная выплата к страховой пенсии по старость в 2020 году составляет 5686 рублей 25 копеек.

Средние размеры пенсии на 2020 год тоже изменились в сторону увеличения:

  • предполагаемый средний размер страховой пенсии по возрасту должен составить 14 тыс.75 руб.;
  • государственные социальные пенсии поднимаются до 9 тыс. 45 руб.;
  • пенсии инвалидам с детства – до 13 тыс. 699 руб.

Пенсионерам, которые продолжают трудиться, стоит обратить внимание на то, что описанные индексации пенсий их не коснутся. Однако им в августе 2018 года также будет сделан перерасчет с учетом роста стоимости пенсионного балла.

Следующее изменение важно для тех трудящихся, которые платят взносы в Пенсионный фонд сами за себя. Это предприниматели, адвокаты и др. В связи с ростом минимальной заработной платы, обязательные выплаты для них в 2018 году вырастут дважды: в январе и в мае.

Важные новости для тех, кто начнет получать пенсии с 2020 года:

  • С 1 января 2020 года возросла стоимость 1 пенсионного балла, до 93 рублей
  • В 2020 году правительство увеличивает норматив прожиточного минимума пенсионера – примерная величина для средней полосы России будет колебаться в районе 8 – 8,5 тысяч рублей. Аналогичные нормы для других регионов также пересчитываются.

В 2018 году россияне увидели новый вид пенсий – их будут выплачивать детям, у которых неизвестны оба родителя. До сих пор «подкидыши», «беспризорники» были ущемлены по сравнению с сиротами, которым назначалась пенсия по потере кормильца.

Не стоит ожидать увеличения социальной пенсии, например, матерям, воспитывающих детей-инвалидов до 8 лет, родившим пять и более детей, а также инвалидам 1-й группы по зрению.

Ясных новостей о военной пенсионной реформе пока нет. Об индексации таких пенсий не сообщалось. Но их рост происходит по другим основаниям, в связи с повышением величины денежного довольствия в войсках.

В предстоящей пенсионной реформе МВД также много неясностей. Последние новости говорят о том, что к пенсии отставных сотрудников Следственного комитета и Прокуратуры в 2018 году добавилось 30%.

Последние новости о повышении пенсионного возраста

Не обошло стороной пенсионную реформу увеличение возраста выхода на пенсию. Увеличение будет происходит поэтапно и начнется уже с 1 января 2019 года. Реформа позволит ежегодно повышать пенсии на 1000 рублей. Основные изменения следующие:

  • возраст выхода мужчин на пенсию был увеличен до 65 лет к 2018 году, у женщин до 63 лет к 2034 году;
  • тем, кто не наработал на официальную пенсию, будут платить социальную. но только при достижении возраста 68 лет у женщин, и 70 лет у мужчин;
  • женщины и мужчины, работающие на Крайнем Севере и приравненных к нему районах, смогут уйти на пенсию в 58 и 60 лет;
  • досрочникам пенсия также будет увеличена на 8 лет.

Женщины и мужчины, отработавшие более 40 и 45 лет смогут уйти на пенсию на 2 года раньше.

О дной из целей пенсионной реформы было снизить нагрузку на госбюджет, а именно сократить объем постоянных (можно даже назвать их хроническими) трансфертов из бюджета в ПФР. Однако сильно сэкономить не удалось. За два года, по подсчетам СП, трансферты на выплату страховых пенсий из бюджета сократились лишь на 136 млрд рублей. Печальная ситуация с пандемией заставит государство, напротив, даже увеличить вливания в пенсионную систему до 941,42 млрд рублей из Резервного фонда. Тогда как сам ПФР недополучит в этом году страховых взносов на примерно 420 млрд руб. Пока, правда, ПФР не отказался от индексации пенсий неработающим пенсионерам — на процент, больший, чем ожидаемая инфляция в стране. Однако об индексации пенсий работающим пенсионерам пока речи не идет. Самих получателей пенсии в нашей стране стало меньше всего на полмиллиона. А шуму, если вспомнить то, как эта реформа проводилась, и политических издержек для власти было столько, как будто пенсий лишили сразу полстраны.

По некоторым оценкам, сделанным, впрочем, до пандемии, очевидных положительных результатов реформы стоит ждать не ранее 2024 года, когда пенсионный возраст достигнет 58 лет для женщин и 63 для мужчин, а численность россиян, которые не вышли на заслуженный отдых из-за реформы, достигнет 3 млн.

Однако при этом уже в 2023 году, согласно проекту бюджета, трансферты на выплату страховых пенсий превысят уровень 2020-го примерно на 27% и составят почти 2,2 триллиона рублей. То есть никакой экономии не видно даже близко. По самым оптимистичным расчетам (например, вице-премьера Татьяны Голиковой), трансферт федерального бюджета в пенсионную систему может быть сведен к нулю лишь к 2030–2031 гг. Но только если будет обеспечен существенный экономический рост. Такое «если» надо писать с большой буквы.

При этом, по всем демографическим выкладкам получается, что численность работающего населения будет в ближайшие годы сокращаться. Меньшее число работников будет платить меньше страховых взносов в ПФР — это простая арифметика. Повышение пенсионного возраста, старение населения и убыль рабочей силы не перекрывают, получается, никак.

Хуже того, недавно та же СП еще более сгустила краски в демографической картине России, констатировав только за первую половину текущего года увеличение естественной убыли населения на 30% в годовом исчислении. Прогнозы правительства тоже неутешительны: в 2021 году ожидается, что численность населения России снизится еще на 290 тысяч человек, в 2022 году — на 238,1 тысячи, в 2023 году — на 189,1 тысячи, а в 2024 году — на 165,3 тысячи человек. В целом за четыре года возможно уменьшение более чем на 1,2 миллиона человек. Суммарный коэффициент рождаемости (число рождений у одной женщины) в текущем году упадет до 1,4 или в лучшем случае удержится на уровне 2019 года (1,504). Тогда как для простого воспроизводства населения такой коэффициент должен составлять 2.

Все это происходит на фоне уменьшения миграционного притока в Россию. Наша страна становится все менее привлекательной для иммиграции. Тогда как многие расчеты по рабочей силе и той же пенсионной реформе строились во многом на том, что ухудшение общей демографической ситуации будет компенсироваться в значительной мере как раз миграционным притоком. Похоже, что нет, не будет. Кроме того, уместен и такой вопрос: а кто-нибудь всерьез изучал/сопоставлял выгоды от притока иностранной рабочей силы (в том числе в плане отчисления взносов в ПФР), часть которой имеет перспективы остаться жить в нашей стране, с издержками, которые несет приток людей иной культуры, менталитета, жизненных практик и обычаев? Это ведь тоже можно все посчитать. И не факт, что «кредит» массовой миграции сойдется с «дебитом», затратами на ее переваривание.


Василий Максимов. Фрагмент картины «Всё в прошлом». 1889 Иллюстрация: Wikimedia Commons

То, что пенсионная реформа пока не решает (и непонятно, когда и как решит) вопрос все более увеличивающихся трансфертов из госбюджета для ее содержания, — еще не все. Другой хронической проблемой пенсионной системы в нашей стране остается то, что она несправедлива. В том смысле, что она не решает проблемы бедности и даже нищеты типичного российского пенсионера. На свою даже не самую маленькую пенсию он с трудом сводит концы с концами. По стандартам Международной организации труда, достойной считается пенсия в размере не менее 40% от средней зарплаты (так называемый коэффициент возмещения утраченного дохода). Некогда в России тоже ставили такую цель как вполне достижимый идеал. Однако сейчас об этом, похоже, забыли. По расчетам РАНХиГС, к 2025 году коэффициент возмещения для получателей средних зарплат останется на нынешнем уровне — 35%, тогда как для получателей медианных зарплат он сократится с 42 до 39%. Но это «средняя температура по больнице», а в реальности все большее число людей пенсионного возраста будут ощущать, что их пенсии «убегают» в сторону уменьшения от реальных заработков (а все большее число людей вынуждены работать на двух и более работах, «средняя зарплата» все менее релевантна по отношения к средним заработкам) большинства населения.

Во многих странах существенную роль в пенсионном обеспечении возрастных людей играет накопительная пенсионная система. Это точно не наш случай и долго еще таковым не станет. Во-первых, в силу разных причин (например, завышенных затрат на себя любимых) наши негосударственные пенсионные фонды часто проигрывают по доходности даже инфляции. Во-вторых, то «кидалово», которое устроили российские власти с накопительной частью пенсии в 2015 году, продлевая «заморозку» раз за разом и, видимо, заморозят-замылят уже навсегда, отбило охоту играть в азартные пенсионные игры с нашим государством на поколение вперед.

И наконец, последнее. Назовем это расхожим словом «неэффективность». И речь не только о том, что ПФР понастроил себе по стране роскошных зданий, однако до сих пор не блистал по части зарабатывания денег, как это делают, скажем, какие-нибудь норвежские и другие западные коллеги, вкладываясь в надежные ценные бумаги. Справедливости ради заметим, что государство резко ограничило возможности ПФР по этой части, запретив, например, вкладываться в иностранные бумаги, тогда как на российском рынке возможности заработать не в пример меньше, а вот рисков хоть отбавляй. Но помимо этого наша пенсионная система неэффективна еще и потому, что почти 30% граждан (14–15 млн человек в год) выходят на пенсию раньше срока, в 40 с небольшим лет. В первую очередь, это военнослужащие, полицейские, ряд гражданских госслужащих. Они подходят к своей пенсии часто в расцвете сил и здоровья и могут вполне работать в другом качестве. Наше государство заботится о своих защитниках, это понятно. Но в том числе оно это делает за счет всех остальных. Такой распространенной практики нет ни в одной другой стране мира.

Все эти проблемы в совокупности подводят к мысли о том, что нынешняя пенсионная реформа долго не проживет, ее неисполнимость и неэффективность в ряде существенных моментов может стать очевидной уже в обозримом будущем. Особенно если наша экономика вдруг не совершит какой-то мощнейший рывок вперед. Чего по ней пока не скажешь. И тогда провал столь поспешно разработанной и принятой в 2018 году (и то не до конца, по накопительной части никакой ясности как не было, так и нет) реформы станет очевидным, толкая на новые, заведомо куда более радикальные преобразования. За что снова придется заплатить свою политическую цену.


Повышение пенсионного возраста выглядит абсолютно логичным, если смотреть на него сверху вниз. Но обычные жители чувствуют подвох, и они правы. Руководитель аналитического отдела Тайги.инфо Алексей Мазур объясняет, почему реформа оказалась социальным дефолтом.

Сторонники пенсионной реформы приводят довольно убедительные аргументы в пользу повышения пенсионного возраста. Соотношение работающих к пенсионерам — 2,2 к 1, что ниже показателей других (надо полагать, развитых) стран, проводивших аналогичную реформу. За два прошедших кризиса был растрачен резервный фонд, его больше нет, остался лишь Фонд национального благосостояния, которого, по словам главы Счетной Кудрина, хватит лишь еще на один такой кризис.

  1. Пенсионный фонд России разбалансирован и дефицитен, трансферты из бюджета на пенсии в сейчас составляют 2 трлн рублей. С 2008 года они достигли 11 трлн. А сейчас нужны деньги на исполнение социальных указов президента.
  2. Растет продолжительность жизни россиян, на пенсию выходит многочисленное поколение, а в работоспособный возраст вступает малочисленное, потому все показатели будут ухудшаться. И чтобы обеспечить достойную пенсию и выйти на повышение уровня жизни пенсионеров, необходимо поднять пенсионный возраст.

Всё выглядит логично, если смотреть на ситуацию «сверху вниз». Но наш простой народ кожей чувствует какой-то подвох. И он, конечно, прав.

Начнем с самого простого. Разве «Единая Россия» шла в Госдуму с лозунгом «Мы повысим пенсионный возраст, чтоб спасти резервный фонд и поднять пенсии»? Максим Кудрявцев обещал с билбордов в Новосибирске «свежие решения», но никто же и подумать не мог, что он имеет в виду цензуру в интернете и повышение пенсионного возраста (скорее всего, он и сам подумать об этом не мог, но это другой вопрос). Когда в Госдуме люди с многомиллионными доходами голосуют за пенсионную реформу от имени своих избирателей, еле сводящих концы с концами, это огромный обман.

Вся российская политика построена на подобном обмане уже десятилетия. Но раньше простого избирателя это не волновало.

Другой подвох немного посложнее. Если реформа затеяна ради достойной жизни пенсионеров, то где закон о повышении пенсий? На сколько именно они будут повышаться каждый год? Получается интересно: график повышения пенсионного возраста расписан, а вот как именно будут повышать пенсии, говорят уклончиво и довольно скупо. На тысячу в год.

Со средних 14,5 тыс. рублей в 2018 году до 20 тыс. в 2024-м. То есть, на треть за шесть лет.

Шесть лет назад доллар был в два раза дешевле. Сколько он будет стоить в 2024-м? Никто не знает. Так или иначе, но «пенсионная реформа» превратится в изъятие денег у будущих пенсионеров. О чем, собственно, прямо и говорится: одна из целей реформы заключается в сокращении трансфертов в ПФР. То есть, далеко не вся «выгода» от повышения пенсионного возраста пойдет на рост пенсий.

Еще один подвох в том, что пенсионная реформа по сути стала «социальным дефолтом» российского государства. Оно говорит гражданам: «Я не могу больше поддерживать текущий уровень социальной поддержки». В пример ставят другие страны, повысившие пенсионный возраст, но почему-то не говорится о том, что в них совсем другой размер не только пенсий, но и социальных выплат. В них на пособие по безработице можно достойно жить. В России это невозможно. Некоторые государства платят своим гражданам просто за эксплуатацию природных ресурсов, как это происходит в монархиях Персидского залива или в американском штате Аляска.

Социальная поддержка в России, мягко скажем, слабовата. И, если даже эту слабую поддержку пришлось урезать, не должно ли правительство, доведшее страну до «социального дефолта», уйти в отставку? Где рост экономики не ниже среднемирового? Где 25 млн высокотехнологичных рабочих мест? Их нет. А правительство есть.

Алексей Кудрин сказал, что резервных фондов хватит только еще на один кризис. Но разве кризис уже кончился? У нас один кризис с 2008 года, просто в 2009-м его временно «перекрыл» рост цен на нефть. Какими были системные проблемы тогда, такими и остались, но усугубились. Что сделало правительство, как изменяется экономика? Да никак. Государство просто ждет, когда снова вырастет цена на нефть и когда снимут санкции. Других рецептов у него нет.

Читайте также: