Пенсионная реформа в странах снг

Пенсионные реформы вызывают волнения в обществе и протесты со стороны работников и работодателей. Против повышения пенсионного возраста выступают граждане, которым по возрасту и выслуге лет уже пора выйти на заслуженный отдых. При этом идет процесс повышения пенсий в странах СНГ.


Против повышения пенсионного возраста выступают граждане, которым по возрасту и выслуге лет уже пора выйти на пенсию.

Пенсионная реформа в РФ

В России пенсионный возраст для мужчин составляет 60 лет, для женщин — 55. Такие возрастные рамки установлены еще в 1956 году. Правительством страны было принято решение об изменении возраста выхода на пенсию.

Демографы прогнозируют, что мужчины в среднем будут жить до 75, а женщины — до 85 лет. Такие исследования стали основанием для проведения пенсионной реформы и изменения возраста выхода на пенсию в России, который достигнет таких отметок:

  • 60 лет для женщин.
  • 65 лет для мужчин.

Реформа будет внедряться постепенно. Результатами нововведений станут следующие:

  1. Возрастет размер пенсионных выплат для тех граждан РФ, которые уже находятся на пенсии.
  2. Будут постепенно повышаться накопления пенсионеров.
  3. У правительства появится возможность и дальше повышать пенсии.

Повышение пенсионного возраста не коснется следующих граждан:

  1. Льготных категорий.
  2. Работников производств, трудящихся в опасных и вредных условиях.
  3. Многодетных матерей.
  4. Инвалидов.


Изменения по вопросам пенсии в России

Из-за повышения возраста выхода на пенсию до 2019 года правительство заморозило накопительные пенсионные выплаты. Это было сделано для того, чтобы выйти из экономического кризиса.

Изменения возраста выхода на пенсию в Содружестве начались уже давно. Так, в Беларуси подобная реформа была проведена в 2017 году. Правительство повысило пенсионный возраст мужчин до 63 лет, женщин — до 58.

Ранее подобным образом были повышены возрастные пороги в Кыргызстане и Таджикистане. В Армении и мужчины, и женщины выходят на заслуженный отдых в 63 года. Аналогичная ситуация наблюдается в Молдове.

В других странах Содружества Независимых Государств реформы о повышении пенсионного возраста были проведены раньше. Время выхода на пенсию следующее:

  • Азербайджан — 63,5 лет для мужчин, 60,5 лет для женщин.
  • Грузия — 60 лет женщины, 65 — мужчины.
  • Казахстан — 63 года для мужчин, 58 лет для женщин.

В Узбекистане члены правительства достигли соглашения о том, что возраст выхода на пенсию будет постепенно повышаться до общемирового. В странах Балтии пенсионный возраст доведут до 65 лет, что вызвало протесты граждан Латвии, Литвы и Эстонии. Реформы проведут в течение 2025–2027 гг.

Во многих европейских странах из-за быстрого увеличения стареющих людей и низких демографических показателей возраст выхода на пенсию меняется и к 2020 г. достигнет 67 лет для мужчин и женщин.

Пенсионный возраст в некоторых странах Европы


Размер пенсии в странах бывшего СССР

Система пенсий в России и других странах СНГ

Сформировалась на основе советской пенсионной системы и постоянно меняется из-за демографических, социальных и экономических перемен. Сейчас в России действует балльная система начисления пенсий. Среди ее основных характеристик следующие:

  • Трудовой стаж должен равняться минимум 7 годам.
  • Количество пенсионных баллов должно составлять не менее 30.

Пенсионная система в РФ предусматривает следующие основания выхода на пенсию:

  1. Наступление инвалидности.
  2. Потеря кормильца.
  3. Возраст.
  4. Выслуга лет.
  5. Заслуги перед государством.

Пенсионная реформа позволит пользоваться одним из следующих видов получения пенсии:

  1. Страховой: по старости, инвалидам, при потере кормильца в семье. За счет страховых фондов работодателя формируется 16 % этой пенсии.
  2. Социальной.
  3. Накопительной. Люди, родившиеся после 1967 года, открывают лицевой счет, на который идут отчисления во время их работы. Получаемая пенсия будет зависеть только от накопленных сбережений.

На сегодняшний день в Российской Федерации установлены такие размеры пенсионных начислений:

  • Граждане, которые получили инвалидность во время участия в военных действиях или имеют статус ветеранов войны, получают 35,5 тыс. р. в месяц.
  • По инвалидности для инвалидов 1 группы — 10 668 р./мес.
  • Страховая — 15 400 р./мес.
  • Социальная — 9266 р./мес.

Размер пенсий в СНГ и государствах постсоветского пространства

Страна Средняя пенсия в нацвалюте Пенсия в долларах США
Азербайджан 300 азербайджанских манатов 176
Беларусь 446 белорусских рублей 199
Казахстан 81 062 тенге 212
Литва 374 евро 408
Польша 2100 злотых 538
Румыния 1265 леев 446
Словакия 460 евро 502
Финляндия 1632 евро 1781
Чехия 11807 крон 460
Эстония 582 евро 656

В Беларуси средняя пенсия варьируется между 180-220 долларами США. Чтобы получать от государства пенсионные выплаты, белорусы должны проработать не меньше 20 лет, отдавая в пенсионный фонд около 30 % зарплат. В других странах СНГ эти отчисления составляют от 20 до 30 %.


Продолжительность жизни и пенсионный возраст в различных странах

Такие показатели не отличаются от европейских и мировых. В частности, в Германии они составляют 20,3 %. Трудовой стаж в странах Содружества равен в среднем 20–25 годам. Это общеевропейские значения, рекомендованные ООН.

Пенсия военнослужащих

Во всех странах СНГ с 1 января происходит повышение пенсий тем, кто служил в армии в своих государствах или в других странах постсоветского пространства. Ежемесячные начисления для людей, которые стали военными пенсионерами, формируются с учетом следующих факторов:

  • Стажа.
  • Сферы занятости.
  • Уровня зарплаты во время нахождения на службе в армии.
  • Надбавок.
  • Взносов.
  • Социального положения в обществе.
  • Категории пенсионера.

В Беларуси при составлении пенсионного оклада военным учитывают стаж службы, продолжительность пребывания в армии, уровень заработка. Сейчас минимальный размер пенсии равен 216 белорусским рублям.

Пенсия по старости начисляется военнослужащим в размере 20 % от получаемой ранее зарплаты, к этой сумме прибавляют от 20 до 25 % начислений. Размер выплат не меняется, если пенсионер переезжает на другое место жительства. Обязательно нужно известить о переезде Пенсионный фонд, чтобы оформить правильно перевод пенсии в другой регион.

В 2020 году в Беларуси повышение таких социальных выплат не наблюдается и не планируется, поскольку страна находится в экономическом кризисе.


В Казахстане после реформы пенсию начисляют не всем военнослужащим. Во внимание принимают в первую очередь стаж, категорию, к которой пенсионер относится, социальные взносы. Существуют такие категории военных пенсионеров:

  • Стаж работы в армии на 1 января 1998 года составлял больше 10 лет. Пенсия начисляется в размере 50–60 % от получаемой зарплаты.
  • Стаж меньше 10 лет на 1 января 1998 года. Пенсия составит 20 % от оклада.
  • Начало службы в армии после 1 января 1998 года. Пенсионные начисления равны 3–5 тыс. тенге. Специальная государственная поддержка не оказывается, поскольку она не предусмотрена пенсионным законодательством.

Военнослужащие Казахстана должны отдавать в пенсионный фонд 20 % от оклада. Если прослужить около 20 лет, то месячная пенсия составит 4 миллиона тенге.

В России с 1 января этого года начался пересмотр пенсий для военных. Индексация позволит почти 3 млн пенсионеров получать достойные выплаты. Средняя пенсия военнослужащих составит 25 тыс. р. в месяц.

В первую очередь будут пересмотрены пенсии солдат и прапорщиков. Потом наступит очередь отставников.

Все выплаты переселившихся после окончания службы на родину военных должны сохраняться в соответствии с национальным законодательством той страны, где они служили. В странах СНГ это предусмотрено системой договоров, призванной защитить бывших военнослужащих СССР. При этом пенсию они могут получать на родине.

Социальная защита беженцев и переселенцев

В Россию и другие страны СНГ часто переезжают мигранты из постсоветских государств. Самую многочисленную группу переселенцев в РФ составляют казахи. А также трудовыми и вынужденными мигрантами становится множество украинцев, таджиков, узбеков, киргизов.

В 1992 году было подписано соглашение о том, что мигрантам, переселяющимся из родной страны в другое государство Содружества, будет гарантировано социальное обеспечение. Для того чтобы жители других стран СНГ, приехавшие в Россию, получали пенсию, они обязаны выполнить ряд требований:

  • Законно пересечь границу РФ.
  • Предоставить законные основания для нахождения в стране.
  • Подтвердить право на получение социальных выплат и пособий.
  • Иметь свидетельство, если переезд осуществлен в рамках Государственной программы переселения соотечественников.
  • Оформить вид на жительство, чтобы получить соответствующие права.

Как только выходцы из Казахстана, Украины, Узбекистана, Таджикистана получат по программе переселения российское гражданство, им сразу будет начисляться пенсия.


Расходы в РФ на переселенцев

Предоставление ее осуществляется по законам той страны, куда они переехали.

Начисление пенсий происходит по месту проживания, обязательно учитывается трудовой стаж, размеры пособий. Выплата пенсии по месту бывшего жительства переселенца прекращается. Пройдя необходимые процедуры, мигрант будет получать ее в другой стране.

Для перевода пенсии из одного государства в другое в рамках СНГ человек должен:

  1. На законных основаниях пересечь российскую границу.
  2. Встать на миграционный учет.
  3. Оформить статус переселенца или беженца, вид на жительство.
  4. Отправить в Пенсионный фонд страны, где он проживал, уведомление об изменении места жительства.
  5. Сняться с пенсионного учета в родной стране.
  6. Собрать документы о трудовом стаже и отнести их в Пенсионный фонд России по месту регистрации. Его сотрудники изучат бумаги, выдадут справку о достоверности и поставят человека на пенсионный учет.
  7. Оформить карточку, на которую будут начислять пенсию.

Если с заявителем возникнут проблемы, тогда Пенсионный фонд передает дело в суд, чтобы были установлены обстоятельства переезда или получения ВНЖ, условия начисления пенсий.

Рекомендуем посмотреть видео про пенсии в странах СНГ:

21 января стало известно о завершении внутригосударственного согласования договора о выплате пенсий тем гражданам стран ЕАЭС, которые работают в других странах союза. Теперь каждое государство – член объединения будет производить пенсионные выплаты за период работы сотрудника на своей территории. Однако претендовать на них сможет лишь тот, кто оформит свои трудовые отношения с работодателем по всем правилам.

Пенсии на подходе

О завершении внутреннего согласования «Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств – членов Евразийского экономического союза» на встрече с представителями пенсионных фондов и ведомств стран ЕАЭС сообщил министр по экономике и финансовой политике ЕЭК Тимур Жаксылыков. Внутригосударственное согласование, по его словам, завершилось, и в ближайшее время документ будет рассмотрен Коллегией и Советом ЕЭК, после чего его направят на подписание. Скорее всего, в течение ближайшего года соглашение будет согласовано и подписано, после чего вступит в законную силу.

Пенсии – крайне чувствительный в политическом и социальном отношении вопрос, наглядным свидетельством чего является последняя пенсионная реформа в России.

А в развитии ЕАЭС на протяжении последнего года было не так уже много прорывных проектов, которые могли бы вывести союз на новую ступень интеграции. Проектов же, которые затрагивали бы жизнь большого числа рядовых граждан, еще меньше. Более того, опросы показывают снижение интереса населения к теме евразийской интеграции. И ЕАЭС в этой ситуации крайне важно показать динамику, которая позитивно отражалась бы на обычных людях и демонстрировала им нужность союза.

От договора до соглашения

Возможность выплаты пенсий гражданам стран ЕАЭС, которые работают вне пределов «своего» государства, предусмотрена договором об учреждении союза, подписанным 29 мая 2014 г. в Астане. Пункт 3 статьи 98 этого договора гласит, что пенсионное обеспечение граждан союзных стран осуществляется в соответствии с внутренним законодательством, а также отдельным международным договором. На момент учреждения союза противоречия по этому вопросу урегулированы не были, и его решение было отложено на более поздний срок. Договориться же о выплате пенсий удалось лишь через пять лет после создания ЕАЭС.

Об одобрении договора по «евразийским пенсиям» ЕЭК сообщала еще в декабре 2016 г. Однако решение это, судя по всему, оказалось не окончательным, и распоряжение об одобрении Коллегией проекта договора появилось лишь 26 июня 2018 г.

Документ предусматривает обеспечение граждан стран ЕАЭС, работающих на территории других союзных государств, пенсиями на тех же условиях, что и «коренное» население, а также их выплату независимо от места проживания.

Именно положение об экспорте пенсии и открывает возможность ее получения гражданами стран ЕАЭС, которые работали в других странах союза.

Кому положена пенсия

Проект соглашения гласит, что право на пенсию определяется внутренним законодательством того государства, на территории которого получен трудовой стаж (статья 7, пункт 1). Если же этого стажа не хватает, то учитывается стаж, приобретенный в других странах ЕАЭС, если они не совпадают по времени (ст. 1, п. 2). В России также учитывается стаж, который был получен в СССР. Для того, чтобы на пенсию вообще можно было претендовать, на территории данного государства необходимо отработать не менее 12 полных месяцев. Что касается размера пенсии, то он также определяется исключительно внутренним законодательством.

Выплата предусмотренных соглашением пенсий будет осуществляться лишь после его вступления в силу и за тот стаж, который получен в последующий период.

А за стаж, полученный до этого момента, пенсии начисляются в соответствии с соглашением о пенсионном обеспечении граждан стран СНГ, подписанным 13 марта 1992 г. в Москве. Последнее гласит, что за выплату пенсий своим гражданам несут непосредственную ответственность сами государства Содружества. На них же ложатся и все необходимые финансовые расходы. Если же пенсионер решит сменить страну проживания, то пенсия ему будет выплачиваться по ее законам.

При всей революционности соглашения о «евразийских пенсиях», которое, впрочем, еще не вступило в силу, в нем есть одно существенное условие. Стаж, на основании которого можно претендовать на пенсию, должен быть приобретен легально. То есть с работодателем необходимо оформить трудовой договор и выплачивать в бюджет все положенные налоги и выплаты. А значит, в легализации и соблюдении законов будут заинтересованы сами трудовые мигранты. Иначе никаких законных оснований претендовать на выплату пенсий у них просто не будет.

Александр Шустов, международный обозреватель, кандидат исторических наук

В условиях восстановления потенциала национальных экономик в странах СНГ, а так же в силу формирования новых страховых механизмов, при проведении пенсионных реформ приходилось решать задачи первого этапа становления пенсионных систем:

разграничения пенсионных институтов (трудовой и социальной пенсии) по финансовым источникам доходов и выплат;

введения отдельных элементов страхования в государственных и негосударственных пенсионных системах, в том числе путем создания негосударственных пенсионных фондов;

создания страховой инфраструктуры учета и контроля за выплатами пенсий.

В качестве концептуальных подходов при этом выступали наиболее типичные программы действий:

создание условий для стабильного функционирования государственных систем пенсионного обеспечения, организованных на принципах солидарного (между поколениями граждан) распределения финансовой нагрузки - практически все страны СНГ, кроме Казахстана;

сохранение государственной пенсионной системы с развитием элементов пенсионного страхования - Армения, Кыргызстан, Молдова, Россия, Украина;

формирование элементов и механизмов пенсионного страхования - все страны СНГ;

формирование накопительной пенсионной системе по модели Чили, дополненной, в силу необходимости в последние годы, мерами государственной социальной поддержки малодоходных слоев сельского населения - Казахстан [15].

Одним из самых сложных вопросов, который удалось решить всем странам СНГ (кроме Армении) - это законодательное введение страховых платежей для финансирования пенсионных систем. При этом Азербайджан, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Таджикистан и Украина (кроме России) вменили в обязанность, как работодателям, так и работникам, уплату страховых взносов, что отвечает опыту экономически развитых стран и формирует культуру и менталитет обязательного социального пенсионного страхования (таблица 2.8).

Таблица 2.8 - Распределение страховой нагрузки в системах пенсионного страхования стран СНГ в 2012г., в % от заработной платы

Примечание - Источник: собственная разработка.

Наибольшую страховую нагрузку с системе пенсионного страхования несет Беларусь, Россия и Украина, наименьшую - Казахстан. В России работники не уплачивают страховых взносов. В Беларуси и Таджикистане работодатели выплачивают основную часть страховой нагрузки в системе пенсионного страхования.

Вторым по сложности вопросом, который удалось решить только Беларуси и Украине, - это формирование страховых механизмов для досрочных пенсий, предоставляемых за работу во вредных и опасных условиях труда.

В России и Казахстане, которые не смогли существенно продвинуться по пути формирования механизмов страхования досрочных профессиональных пенсий, и где функционирует наибольшее по удельному весу, число производств и рабочих мест, с вредными и опасными условиями труда, финансирование досрочных периодов происходит за счет государственных бюджетов, что обходятся до четверти от всех финансовых ресурсов для их пенсионных систем и тем самым существенно снижает общий уровень материального обеспечения пенсионеров по старости, выходящих на пенсию в общеустановленном пенсионном возрасте [9].

Кроме того, к другим издержкам досрочных пенсий, финансируемых за счет бесплатных для работодателей ресурсов, относится и то, что они фактически стимулируют работодателей к сохранению устаревших производств и консервации рабочих мест, с вредными и опасными условиями труда, оказывающими неблагоприятное воздействие на здоровье занятых на них работников.

В качестве существенного положительного опыта формирования современного института пенсионного страхования является формирование института условно-накопительных счетов. Его отличие от традиционного социального страхования, организованного на основе обезличенного учета пенсионных прав, в которых фиксация пенсионных прав проводилась в условных единицах, состоит в учете индивидуальных реальных денежных единиц, отражающихся на персонифицированных счетах застрахованных лиц в абсолютных размерах, равных страховым взносам, фактически уплаченных работодателями в пользу работников. Такой механизм позволяет устанавливать тесную и наглядную связь между страховыми взносами и размерами пенсий.

Кроме того, фиксация размеров взносов и выплат способствует решению ещё одной крупной задачи - регулированию размеров взносов и выплат с позиции ответственности и солидарности поколений, что призвано обеспечивать наглядность и равновесие национальных пенсионных систем между поколениями. Встроенный в пенсионную систему механизм учета и использования пенсионных ресурсов является своего рода "демографическим финансовым буфером", позволяющим системе автоматически реагировать на изменения в демографической ситуации за счет привязки размера пенсии к росту ожидаемой продолжительности жизни в старших возрастах.

Одновременно этот механизм формирует и индивидуальное поведение человека в отношении возраста выхода на пенсию, поскольку его откладывание автоматически приводит к повышению ее размера [11].

Югорский государственный университет, Российская Федерация

РЕФОРМИРОВАНИЕ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ В СТРАНАХ СНГ

Во всех странах Содружества в настоящее время осуществляется реформирование пенсионных систем. Это, в первую очередь связано с тем, что действующие ранее системы, полностью построенные на распределительном принципе, базировались на текущих страховых взносах и зависели целиком от поступающих средств. Значительное влияние на финансовую устойчивость пенсионных систем оказывает неудовлетворительная демографическая ситуация, старение населения во всех станах СНГ, постоянное увеличение доли пенсионеров в отношении к экономически занятому населению, сокращение соотношения числа пенсионеров и работающих, которое в настоящее время ниже, чем в экономически развитых странах.

В ходе реформ предусматривается осуществить меры, направленные на повышение уровня пенсионного обслуживания, привлечение для этого дополнительных ресурсов, обеспечение финансовой стабилизации пенсионных систем, тесной зависимости между трудовым вкладом работника и размером его пенсии, а также заинтересованности самих работников в формировании пенсионного бюджета.

Политика государств Содружества при проведении пенсионной реформы строится на следующих принципах:

1. Отказ в перспективе от распределительных принципов пенсионного обеспечения как основной пенсионной системы.

2. Переход большинства государств на трехуровневую систему пенсионного обеспечения, совмещающую принципы солидарности и накопления (условно-накопительную).

3. Избрание в качестве основного принципа построения пенсионной системы – накопительный.

4. Развитие добровольного пенсионного обеспечения и страхования, соответствующих финансовых институтов.

По характеру намечаемых и проводимых реформ в области пенсионного обеспечения в странах СНГ наметились следующие общие для них тенденции:

– сохранение солидарной системы с определенными выплатами, постепенным расширением накопительных элементов и дополнением ее профессиональными обязательными либо добровольными негосударственными системами. Это характерно для большинства государств СНГ, основой пенсионных систем в которых является государственное пенсионное обеспечение и государственное пенсионное страхование;

– внедрение, в качестве основной, системы пенсионного обеспечения на накопительных принципах.

За истекшее 20 лет пенсионное обеспечение в государствах Содружества претерпело существенные изменения. Выработано национальное пенсионное законодательство. Осуществлен перевод государственной системы пенсионного обеспечения на страховые принципы. По существу в странах СНГ созданы новые пенсионные системы, опирающиеся на собственную финансовую основу – внебюджетные пенсионные (социальные) фонды. Проводится постоянная индексация размеров пенсий в связи с удорожанием жизни, ростом цен. Вводится персонифицированный (индивидуальный) учет застрахованных лиц. В ряде стран предприняты попытки более тесно увязать размеры пенсий с трудовым вкладом работника, в этих целях изменен порядок исчисления пенсий и другие.

Таблица 1. Сравнение пенсионных систем Украины, Беларуси, России

и Казахстана по основным критериям

Основные параметры

Украина

Беларусь

Россия

Казахстан

Пенсионный возраст

для женщин – 60 лет, для мужчин – 60 лет

для женщин – 55 лет, для мужчин – 60 лет

для женщин – 55 лет, для мужчин – 60 лет

для женщин – 58 лет, для мужчин – 63 года

Минимальный стаж для получения пенсии

женщины – 30 лет, мужчины – 35 лет

женщины – 20 лет, мужчины – 25 лет

женщины и мужчины – не менее 5 лет

женщины – 20 лет, мужчины – 25 лет

Повышение пенсии за сверхнормативный стаж

На 1% размера пенсии за каждый год сверх минимального стажа

На 1% заработка, но не менее чем на 1% минимального размера пенсии за каждый полный год стажа работы сверх минимального

На 1% размера пенсии за каждый год сверх минимального стажа

За каждый полный отработанный год до 1 января 1998 года сверх требуемого трудового стажа увеличивается на 1%, но не более 75% от дохода, учитываемого для исчисления пенсии

Размер базовой (минимально) пенсии

Порядок исчисления размера пенсии

Для исчисления пенсии применяется средняя заработная плата в Украине за последние три календарных года, предшествующих году обращения за назначением пенсии

По установленным нормам в процентах к откорректированному в связи с ростом средней заработной платы работников к фактическому заработку, который граждане получали перед обращением за пенсией

Пенсии исчисляются в зависимости от размера средств, которые накопились на индивидуальном пенсионном счету, а также размера индексации

Исчисление пенсии в полном объеме производится из расчета 60 процентов среднемесячного дохода, который рассчитывается за любые 3 года работы подряд

Источник выплаты пенсии

Пенсия выплачивается из государственного Пенсионного фонда либо негосударственного пенсионного фонда

Пенсия выплачивается из средств Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты

Пенсия выплачивается из государственного Пенсионного фонда либо из государственного бюджета

Государственный центр по выплате пенсий и накопительные пенсионные фонды

Однако принципиальных изменений в состоянии пенсионного обеспечения граждан в государствах СНГ не произошло.

Действующие в странах пенсионные системы не выполняют своей основной социальной функции, определенной Международной Организацией Труда – уменьшение нуждаемости и предотвращение нищеты «путем восстановления до приемлемых размеров дохода, утраченного по причине нетрудоспособности (включая старость)». Самое главное — во всех странах Содружества уровень пенсий продолжает оставаться низким и не обеспечивает удовлетворение минимальных потребностей пенсионеров. Для многих из них пенсии являются единственным источником существования. Сравнение минимальных пенсий в СНГ на конец 2011 года показывает огромный разрыв между ними: самые низкие в Белоруссии (90 дол), а самые высокие в России (226,7 дол.).

Не останавливаясь на достигнутых результатах, наши страны Содружества постоянно развивают систему обеспечения пенсионеров и прилагают все усилия, чтобы каждый гражданин был уверен, что его пенсии будет достаточно для достойной жизни. Сегодня стоит задача – максимально эффективно использовать ресурсы накопительных пенсионных фондов для роста экономики и повышения доходов вкладчиков.

Несмотря на то, что правительства пытаются выровнять ситуацию путем индексирования пенсий в связи с ростом цен, пенсионные системы постсоветских стран требуют усовершенствования.

Список использованных источников:

1. Журавлева Р. Пенсионная реформа в тупике / Р. Журавлева // Югра-Бизнес. – 2011. – № 2. – С. 10-11.

В условиях восстановления потенциала национальных экономик в странах СНГ, а так же в силу формирования новых страховых механизмов, при проведении пенсионных реформ приходилось решать задачи первого этапа становления пенсионных систем:

разграничения пенсионных институтов (трудовой и социальной пенсии) по финансовым источникам доходов и выплат;

введения отдельных элементов страхования в государственных и негосударственных пенсионных системах, в том числе путем создания негосударственных пенсионных фондов;

создания страховой инфраструктуры учета и контроля за выплатами пенсий.

В качестве концептуальных подходов при этом выступали наиболее типичные программы действий:

создание условий для стабильного функционирования государственных систем пенсионного обеспечения, организованных на принципах солидарного (между поколениями граждан) распределения финансовой нагрузки - практически все страны СНГ, кроме Казахстана;

сохранение государственной пенсионной системы с развитием элементов пенсионного страхования - Армения, Кыргызстан, Молдова, Россия, Украина;

формирование элементов и механизмов пенсионного страхования - все страны СНГ;

формирование накопительной пенсионной системе по модели Чили, дополненной, в силу необходимости в последние годы, мерами государственной социальной поддержки малодоходных слоев сельского населения - Казахстан [15].

Одним из самых сложных вопросов, который удалось решить всем странам СНГ (кроме Армении) - это законодательное введение страховых платежей для финансирования пенсионных систем. При этом Азербайджан, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Таджикистан и Украина (кроме России) вменили в обязанность, как работодателям, так и работникам, уплату страховых взносов, что отвечает опыту экономически развитых стран и формирует культуру и менталитет обязательного социального пенсионного страхования (таблица 2.8).

Таблица 2.8 - Распределение страховой нагрузки в системах пенсионного страхования стран СНГ в 2012г., в % от заработной платы

Примечание - Источник: собственная разработка.

Наибольшую страховую нагрузку с системе пенсионного страхования несет Беларусь, Россия и Украина, наименьшую - Казахстан. В России работники не уплачивают страховых взносов. В Беларуси и Таджикистане работодатели выплачивают основную часть страховой нагрузки в системе пенсионного страхования.

Вторым по сложности вопросом, который удалось решить только Беларуси и Украине, - это формирование страховых механизмов для досрочных пенсий, предоставляемых за работу во вредных и опасных условиях труда.

В России и Казахстане, которые не смогли существенно продвинуться по пути формирования механизмов страхования досрочных профессиональных пенсий, и где функционирует наибольшее по удельному весу, число производств и рабочих мест, с вредными и опасными условиями труда, финансирование досрочных периодов происходит за счет государственных бюджетов, что обходятся до четверти от всех финансовых ресурсов для их пенсионных систем и тем самым существенно снижает общий уровень материального обеспечения пенсионеров по старости, выходящих на пенсию в общеустановленном пенсионном возрасте [9].

Кроме того, к другим издержкам досрочных пенсий, финансируемых за счет бесплатных для работодателей ресурсов, относится и то, что они фактически стимулируют работодателей к сохранению устаревших производств и консервации рабочих мест, с вредными и опасными условиями труда, оказывающими неблагоприятное воздействие на здоровье занятых на них работников.

В качестве существенного положительного опыта формирования современного института пенсионного страхования является формирование института условно-накопительных счетов. Его отличие от традиционного социального страхования, организованного на основе обезличенного учета пенсионных прав, в которых фиксация пенсионных прав проводилась в условных единицах, состоит в учете индивидуальных реальных денежных единиц, отражающихся на персонифицированных счетах застрахованных лиц в абсолютных размерах, равных страховым взносам, фактически уплаченных работодателями в пользу работников. Такой механизм позволяет устанавливать тесную и наглядную связь между страховыми взносами и размерами пенсий.

Кроме того, фиксация размеров взносов и выплат способствует решению ещё одной крупной задачи - регулированию размеров взносов и выплат с позиции ответственности и солидарности поколений, что призвано обеспечивать наглядность и равновесие национальных пенсионных систем между поколениями. Встроенный в пенсионную систему механизм учета и использования пенсионных ресурсов является своего рода "демографическим финансовым буфером", позволяющим системе автоматически реагировать на изменения в демографической ситуации за счет привязки размера пенсии к росту ожидаемой продолжительности жизни в старших возрастах.

Одновременно этот механизм формирует и индивидуальное поведение человека в отношении возраста выхода на пенсию, поскольку его откладывание автоматически приводит к повышению ее размера [11].

В 2019 году в Российской Федерации начался первый этап большой пенсионной реформы, которая была инициирована правительством действующего премьера Д.А. Медведева и поддержана Главой государства В.В. Путиным.

Изменения пенсионной системы, проводимые в рамках данных преобразований, предполагают медленное, растянутое по времени повышение возраста, когда граждане нашей страны могут обращаться за реализацией своих пенсионных прав.

Бесплатно по России

Данная реформа была крайне негативно воспринята гражданами, особенно теми, которым до пенсии оставалось не так много времени. При этом представители власти называют меру повышения возраста вынужденной, поскольку негативные экономические и демографические процессы могут привести к острому дефициту средств в ПФР.

В то же время, повышая возраст выхода на отдых, в Правительстве утверждают, что сэкономленные средства будут направлены на увеличение денежных пособий для пенсионеров, что и произошло с 1 января 2019 года, когда пенсия была проиндексирована на рекордные за последние годы 7,05%.

В свете вышеописанных событий было бы полезно рассмотреть международный опыт, связанный с пенсионным возрастом в разных странах мира. Эта тема и раскрывается в данной статье далее.

Возраст выхода на пенсию — мировая практика

Если проанализировать ситуацию, связанную с выходом граждан на пенсию в различных странах мира, то можно смело сказать, что в нашей стране соответствующий возраст один из самых низких. Это и не удивительно, поскольку решение об установлении его в 55 и 60 лет для лиц женского и мужского пола соответственно принималось еще в середине прошлого века. С тех же пор пенсионный возраст до 2019 года ни разу не подвергался пересмотру.

В целом же, общемировая практика такова, что граждане других стран в среднем начинают получать пенсионные выплаты в 63-64 года. Это можно легко понять, взглянув на сравнительную таблицу пенсионного возраста в разных странах мира:

ГосударствоВозраст, при достижении которого пожилые граждане обращаются за пенсией
ЖенщиныМужчины
США6767
Германия65,565,5
Франция62,562,5
Япония6565
Южная Корея6060
ЮАР6060
Бразилия6065

Внимательно изучив таблицу, можно прийти к интересному выводу, что во многих странах женщины и мужчины прекращают осуществлять трудовую деятельность в одинаковом возрасте. Во многом это является следствием длительного периода борьбы женщин (преимущественно в странах Запада) за уравнение в трудовых правах с мужчинами.

Анализ различий в возрасте выхода в странах мира

Оценивая состояние пенсионных систем в разных странах мира, а также демографическую и социальную ситуацию, следует отметить, что с каждым годом люди будут выходить на пенсию значительно позже. Во многом это связано с тем, что продолжительность жизни становится выше, а пожилые люди остаются активными и трудоспособными довольно долго.


Кроме этого, изменилась ситуация и связанная с характером осуществления трудовой деятельности. Если, буквально полвека назад, условия труда многих работников были довольно тяжелыми, что приводило к ранней потере трудоспособности, то теперь, благодаря автоматизации рабочих процессов и роботизации опасных производств, люди в меньше степени заняты в сфере, где высока вероятность утраты здоровья.

Для наглядности следует провести анализ ситуации, связанной с выходом на пенсию в разных регионах мира.

В Европе

Страны Европы являются наиболее богатыми и развитыми. Здесь высокий уровень жизни, высокая производительность труда, а социальной поддержке населения придается большое значение и размер пенсий довольно высокий.

Продолжительность жизни в Европе растет, однако страны этой части света испытывают значительные демографические трудности, связанные с низкой рождаемостью. На практике это приводит к тому, что постепенно пенсионный возраст в европейских странах увеличивается. Итак, разберем подробнее по странам.

Германия

В ФРГ этот процесс наиболее заметен. При этом пенсионный возраст повышается там на 1 месяц в год. Сделано это для того, чтобы граждане ощутили негативные последствия изменений в наименьшей степени. В то же время, начиная с 2024 года, возраст будет повышаться быстрее – на 2 месяца в год. Таким образом, он достигнет 67 лет к 2029 году.

Великобритания

В Великобритании пенсионная реформа также идет полным ходом. Однако распланирована она на крайне длительную перспективу. Так, в 2020 году пенсионный возраст выхода будет составлять 66 лет, к 2026 уже 67 лет, а в 2039 британцы будут уходить на пенсию в 68 лет.

Франция

Интересно ситуация развивается во Франции. Там в 2017 году увеличили возраст сразу на 2,5 года – с 60 до 62,5 лет. На этом французское правительство решило не останавливаться и предложило увеличить его до 67 лет. Произойти это должно было в 2023 году.

В Азии

Ситуация с выходом на пенсию в странах Азии зависит от конкретной страны. Это крайне контрастный регион, в котором располагается большое количество стран с разным уровнем экономических и демографических показателей.

Китай

Так, прежде всего в Азии выделяется полуторамиллиардный Китай, где правом на пенсию могут воспользоваться только лишь жители городов.

Селяне, по большей части, получают небольшие социальные пособия, пенсия у них не формируется. Для тех же граждан, которые право на пенсию имеют, возраст выхода составляет 55 и 60 лет для мужчин и женщин соответственно.

Япония

В Японии, являющейся одной из наиболее богатых стран не только Азии, но и всего мира, выйти на пенсию можно в 65. Однако японские власти стимулируют поздний выход на отдых, поэтому те, кто хочет стать пенсионером в 65, будут получать выплаты в значительно меньшем объеме, чем те, кто проработает больше.

В США и Австралии

Соединенные Штаты Америки – богатейшая страна мира, которая неоднократно была признаваема лучшей для проживания в ней пенсионеров. Здесь довольно запутанная пенсионная система, при которой разные категории граждан могут выходить на отдых в разном возрасте. В целом же среднее количество лет, когда можно прекращать работать, составляет 67.

В Австралии система пенсионного обеспечения также развита в достаточной мере. И здесь в 2017 году была инициирована соответствующая реформа, по замыслу которой жители самого маленького континента на земле будут становиться пенсионерами позже.

Так, если до ее начала выйти на отдых можно было в 65 лет, то к моменту ее завершения получать денежное обеспечения австралийцы станут в 67 лет. По плану реформа закончится в 2023 году.

В странах Африки

На территории африканского континента находятся наиболее бедные и слаборазвитые страны. В этой связи пенсионные системы в большинстве государств Африки, как правило, отсутствуют как таковые.

Причем в ряде случаев это объяснимо не только экономическими проблемами, но и традициями африканских обществ. Так, во многих их них считается, что младшие и трудоспособные обязаны обеспечивать старших и пожилых. Такие же воззрения имеют место быть и в традиционных обществах стран Азии.

Африку характеризует низкий уровень жизни и совсем небольшая ее продолжительность по сравнению со странами западного мира.

При этом во многих странах крайне сильна роль военных и государственных чиновников. Именно поэтому в таких странах, как Судан, Руанда, ЦАР, Нигер и проч. предусмотрено пенсионное обеспечение бывших военнослужащих и гражданских управленцев. Однако это, скорее, исключение из правил.

То же, что и про Африку, справедливо сказать и про страны Южной и Центральной Америки. Однако исключения здесь имеются. Во вполне благополучных Чили, Аргентине и Бразилии имеются достаточно развитые пенсионные системы. Так, в Бразилии граждане выходят на пенсию в 60 (жен.) и 65 (муж.) лет.

В странах СНГ

Государствам, до 1991 года входившим в состав Союза ССР, досталась вполне развитая пенсионная система, которая была принята тогда еще единой стране. Однако все бывшие советские республики после распада страны пережили период экономической и политической нестабильности, в связи с чем потребовались реформы социальной сферы в целом и пенсионной системы в частности.


Украина

Украина стремится к единому возрасту выхода на пенсию и поэтому проводит изменения, направленные на его увеличение для женщин. Так, в 2020 году они будут завершены, а украинцы начнут получать пенсионные выплаты по достижению 60 лет.

Беларусь

В Беларуси длительное время ситуация была такая же, как и в России. Однако и там начались реформы. Так, к 2023 году женщины будут становиться пенсионерами в 58 лет, а мужчины в 63 года. Схожая ситуация и в Казахстане, однако реформа более растянута по времени.

Латвия

В Латвии, которая, как известно, является членом Европейского Союза, руководствуются общеевропейскими тенденциями. Так, сейчас там происходит медленное повышение возраста до 65 лет. Стоит отметить, что эта прибалтийская республика с момента распада СССР уже дважды так глобально реформирует свою пенсионную систему. Последнее же касается и Литвы.

Какие страны понизили возраст, а какие повысили

Как видно из представленного выше анализа, большая часть стран мира идет по пути повышения возраста получения пенсионных выплат. Однако эта тенденция наблюдается не везде. В некоторых странах, напротив, возраст снижается.

Такая реформа проводится в Италии. Сейчас итальянцы становятся пенсионерами в 67 лет, однако при условии наличия стажа в 38 лет смогут выйти на отдых в 62.

Несколько иная ситуация в Польше. Там еще в 2012 году прошла реформа, по результату которой поляки должны были становиться пенсионерами в 67 лет. Однако в 2014 году реформу отменили и теперь, как и раньше, в Польше выходят на пенсию в 60 лет женщины и в 65 лет мужчины.

До 2019 года в России граждане выходили на заслуженный отдых практически раньше всех в мире. Однако объективные обстоятельства не позволили и дальше обеспечить нормальное функционирование пенсионной системы без ее ужесточения в форме повышения возраста.

При этом российские пенсионеры начнут получать свои выплаты примерно в том же возрасте, что и большая часть зарубежных. Увеличение пенсионного возраста является общемировой тенденцией, свойственной для многих развитых стран.

Полезное видео

А каков размер пенсий в различных странах мира? Смотрите в видео:

Читайте также: