Пенсионная реформа в журнале


В пенсионной системе России постоянно происходят изменения. Проведение кардинальных реформ – редкое явление, а вот небольшие корректировки – почти ежегодное. В правительстве и Госдуме готовят новые поправки в пенсионное законодательство.

Перечень изменений, которые произойдут с 1 января 2021 года

Российским пенсионерам придется перейти на электронные трудовые книжки

С 1 января 2021 года российских пенсионеров ждут 4 изменения. Индексация пенсионных выплат – привычная мера, ожидаемая каждым гражданином, вышедшим на заслуженный отдых. Но помимо нее будет еще 3 новшества.


1 изменение – индексация пенсий

Неработающим российским пенсионерам с 1 января 2020 года сделают прибавку. Повышение пенсии – ежегодная мера: в следующем году индексация составит 6.3%. При этом прогнозируемый Центробанком уровень инфляции равен около 4%. Так, неработающие пенсионеры в среднем будут получать 17 444 рублей.

— Это почти в полтора раза превысит инфляцию — по прогнозам, в этом году она составит 3,7-4 процента. То есть, пенсия в среднем увеличится на тысячу рублей, — рассказала заместитель председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике Елена Бибикова.

Социальные пенсии увеличатся с 1 апреля. Правда, прибавка составит 2.6%.

— Социальная пенсия повышается также ежегодно — на величину прогнозного индекса роста прожиточного минимума пенсионера. Пока это 2,6 процента, но показатель ещё может быть скорректирован, — напомнила Елена Бибикова.

В 2021 году несколько рублей в августе добавят к пенсии работающим пенсионерам. Им будут частично зачтены новые трудовые права, страховые взносы, уплачиваемые их работодателями в течение 2020 года. Но прибавка может составить не более 296,58 рублей. Полная индексация пенсии проводится лишь в том случае, если пенсионер официально уволился.

Ветеранам боевых действий и инвалидам каждый месяц выплачивают пособия. В 2021 году они будут увеличены с 1 февраля. Размер прибавки рассчитают на основании ИПЦ (индекс потребительских цен) за прошлый год.

2 изменение – повышение возраста выхода на пенсию

В рамках пенсионной реформы запланирована такая мера в 2021 году. Продолжится действие льготного периода, когда россияне могут выходить на пенсию на 6 месяцев ранее нового срока. Воспользоваться правом смогут женщины 1965 г.р. и мужчины 1960 г.р.

Российским пенсионерам придется перейти на электронные трудовые книжки


3 изменение – трудовой стаж «оцифруют»

В 2021 году российских пенсионеров полностью переведут на ЭТК (электронная трудовая книжка). Новым работникам перестанут выдавать бумажные аналоги. Для уже работающих пенсионеров будут действовать и электронные, и бумажные трудовые книжки. В ЭТК внесут только новые записи, поэтому важно не потерять бумажные носители. В противном случае сложно будет доказать наличие стажа, придется навещать бывших работодателей, собирать справки.

Пенсионерам надо подать в Пенсионный фонд заявку, чтобы в ЭТК внести абсолютно все данные, — сообщил Михаил Мишустин.

4 изменение – корректировка системы накоплений

Реформа, давно ожидаемая экспертами. Система накоплений была заморожена еще 7 лет назад. Все эти годы россияне могут копить только виртуальные пенсионные баллы. Годом ранее Минфином и Центробанком была представлена новая концепция – гарантированный пенсионный план. Он подразумевает самостоятельное откладывание из заработной платы 1 – 6 процентов ежемесячно.

— Законопроект непростой. Было несколько вариантов концепции, в последнем это исключительно добровольный формат, — пояснял недавно Антон Дроздов, бывший глава ПФР, а ныне замминистра финансов.

О дной из целей пенсионной реформы было снизить нагрузку на госбюджет, а именно сократить объем постоянных (можно даже назвать их хроническими) трансфертов из бюджета в ПФР. Однако сильно сэкономить не удалось. За два года, по подсчетам СП, трансферты на выплату страховых пенсий из бюджета сократились лишь на 136 млрд рублей. Печальная ситуация с пандемией заставит государство, напротив, даже увеличить вливания в пенсионную систему до 941,42 млрд рублей из Резервного фонда. Тогда как сам ПФР недополучит в этом году страховых взносов на примерно 420 млрд руб. Пока, правда, ПФР не отказался от индексации пенсий неработающим пенсионерам — на процент, больший, чем ожидаемая инфляция в стране. Однако об индексации пенсий работающим пенсионерам пока речи не идет. Самих получателей пенсии в нашей стране стало меньше всего на полмиллиона. А шуму, если вспомнить то, как эта реформа проводилась, и политических издержек для власти было столько, как будто пенсий лишили сразу полстраны.

По некоторым оценкам, сделанным, впрочем, до пандемии, очевидных положительных результатов реформы стоит ждать не ранее 2024 года, когда пенсионный возраст достигнет 58 лет для женщин и 63 для мужчин, а численность россиян, которые не вышли на заслуженный отдых из-за реформы, достигнет 3 млн.

Однако при этом уже в 2023 году, согласно проекту бюджета, трансферты на выплату страховых пенсий превысят уровень 2020-го примерно на 27% и составят почти 2,2 триллиона рублей. То есть никакой экономии не видно даже близко. По самым оптимистичным расчетам (например, вице-премьера Татьяны Голиковой), трансферт федерального бюджета в пенсионную систему может быть сведен к нулю лишь к 2030–2031 гг. Но только если будет обеспечен существенный экономический рост. Такое «если» надо писать с большой буквы.

При этом, по всем демографическим выкладкам получается, что численность работающего населения будет в ближайшие годы сокращаться. Меньшее число работников будет платить меньше страховых взносов в ПФР — это простая арифметика. Повышение пенсионного возраста, старение населения и убыль рабочей силы не перекрывают, получается, никак.

Хуже того, недавно та же СП еще более сгустила краски в демографической картине России, констатировав только за первую половину текущего года увеличение естественной убыли населения на 30% в годовом исчислении. Прогнозы правительства тоже неутешительны: в 2021 году ожидается, что численность населения России снизится еще на 290 тысяч человек, в 2022 году — на 238,1 тысячи, в 2023 году — на 189,1 тысячи, а в 2024 году — на 165,3 тысячи человек. В целом за четыре года возможно уменьшение более чем на 1,2 миллиона человек. Суммарный коэффициент рождаемости (число рождений у одной женщины) в текущем году упадет до 1,4 или в лучшем случае удержится на уровне 2019 года (1,504). Тогда как для простого воспроизводства населения такой коэффициент должен составлять 2.

Все это происходит на фоне уменьшения миграционного притока в Россию. Наша страна становится все менее привлекательной для иммиграции. Тогда как многие расчеты по рабочей силе и той же пенсионной реформе строились во многом на том, что ухудшение общей демографической ситуации будет компенсироваться в значительной мере как раз миграционным притоком. Похоже, что нет, не будет. Кроме того, уместен и такой вопрос: а кто-нибудь всерьез изучал/сопоставлял выгоды от притока иностранной рабочей силы (в том числе в плане отчисления взносов в ПФР), часть которой имеет перспективы остаться жить в нашей стране, с издержками, которые несет приток людей иной культуры, менталитета, жизненных практик и обычаев? Это ведь тоже можно все посчитать. И не факт, что «кредит» массовой миграции сойдется с «дебитом», затратами на ее переваривание.


Василий Максимов. Фрагмент картины «Всё в прошлом». 1889 Иллюстрация: Wikimedia Commons

То, что пенсионная реформа пока не решает (и непонятно, когда и как решит) вопрос все более увеличивающихся трансфертов из госбюджета для ее содержания, — еще не все. Другой хронической проблемой пенсионной системы в нашей стране остается то, что она несправедлива. В том смысле, что она не решает проблемы бедности и даже нищеты типичного российского пенсионера. На свою даже не самую маленькую пенсию он с трудом сводит концы с концами. По стандартам Международной организации труда, достойной считается пенсия в размере не менее 40% от средней зарплаты (так называемый коэффициент возмещения утраченного дохода). Некогда в России тоже ставили такую цель как вполне достижимый идеал. Однако сейчас об этом, похоже, забыли. По расчетам РАНХиГС, к 2025 году коэффициент возмещения для получателей средних зарплат останется на нынешнем уровне — 35%, тогда как для получателей медианных зарплат он сократится с 42 до 39%. Но это «средняя температура по больнице», а в реальности все большее число людей пенсионного возраста будут ощущать, что их пенсии «убегают» в сторону уменьшения от реальных заработков (а все большее число людей вынуждены работать на двух и более работах, «средняя зарплата» все менее релевантна по отношения к средним заработкам) большинства населения.

Во многих странах существенную роль в пенсионном обеспечении возрастных людей играет накопительная пенсионная система. Это точно не наш случай и долго еще таковым не станет. Во-первых, в силу разных причин (например, завышенных затрат на себя любимых) наши негосударственные пенсионные фонды часто проигрывают по доходности даже инфляции. Во-вторых, то «кидалово», которое устроили российские власти с накопительной частью пенсии в 2015 году, продлевая «заморозку» раз за разом и, видимо, заморозят-замылят уже навсегда, отбило охоту играть в азартные пенсионные игры с нашим государством на поколение вперед.

И наконец, последнее. Назовем это расхожим словом «неэффективность». И речь не только о том, что ПФР понастроил себе по стране роскошных зданий, однако до сих пор не блистал по части зарабатывания денег, как это делают, скажем, какие-нибудь норвежские и другие западные коллеги, вкладываясь в надежные ценные бумаги. Справедливости ради заметим, что государство резко ограничило возможности ПФР по этой части, запретив, например, вкладываться в иностранные бумаги, тогда как на российском рынке возможности заработать не в пример меньше, а вот рисков хоть отбавляй. Но помимо этого наша пенсионная система неэффективна еще и потому, что почти 30% граждан (14–15 млн человек в год) выходят на пенсию раньше срока, в 40 с небольшим лет. В первую очередь, это военнослужащие, полицейские, ряд гражданских госслужащих. Они подходят к своей пенсии часто в расцвете сил и здоровья и могут вполне работать в другом качестве. Наше государство заботится о своих защитниках, это понятно. Но в том числе оно это делает за счет всех остальных. Такой распространенной практики нет ни в одной другой стране мира.

Все эти проблемы в совокупности подводят к мысли о том, что нынешняя пенсионная реформа долго не проживет, ее неисполнимость и неэффективность в ряде существенных моментов может стать очевидной уже в обозримом будущем. Особенно если наша экономика вдруг не совершит какой-то мощнейший рывок вперед. Чего по ней пока не скажешь. И тогда провал столь поспешно разработанной и принятой в 2018 году (и то не до конца, по накопительной части никакой ясности как не было, так и нет) реформы станет очевидным, толкая на новые, заведомо куда более радикальные преобразования. За что снова придется заплатить свою политическую цену.


Рубрика: Юриспруденция

Дата публикации: 14.05.2020 2020-05-14

Статья просмотрена: 51 раз

Библиографическое описание:

Ушакова, Д. А. Пенсионная реформа 2018 года / Д. А. Ушакова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 20 (310). — С. 337-339. — URL: https://moluch.ru/archive/310/69985/ (дата обращения: 06.12.2020).

Ключевые слова: пенсия, реформа, пенсионный возраст, Пенсионный фонд Российской Федерации, работа, занятость, пенсионная реформа.

Пенсия — это гарантированная ежемесячная выплата для материального обеспечения граждан в старости в случае их полной или частичной нетрудоспособности, потери кормильца, а также в связи с достижением установленного стажа работы в определенных сферах трудовой деятельности [1, с. 8].

В рамках пенсионной системы выделяются различные основания для классификации пенсий. Так, по источнику их финансового обеспечения выделяются четыре вида пенсий:

1) страховые пенсии,

2) накопительные пенсии,

3) пенсии по государственному пенсионному обеспечению,

4) пенсии по негосударственному пенсионному обеспечению.

Необходимость совершенствования пенсионной системы продиктована негативной демографической ситуацией, повлекшей неэквивалентность пенсионных прав граждан. Количество пенсионеров стремительно растет, в то время как число работающих сокращается — при солидарной пенсионной системе это приводит к уменьшению размера пенсий, которые и так для основной массы народа невелики. По оценкам Росстата, к 2036 году население России сократится до 134,3 миллионов человек при плохом сценарии развития, который, учитывая предыдущие прогнозы, является наиболее вероятным. Поскольку из-за падения курса рубля и падающих зарплат убыль населения не компенсируется мигрантами.

Для решения этой системной проблемы, правительство провело ряд изменений текущей пенсионной системы, введя пенсионные баллы и их «стоимость», которая каждый год растет — в итоге, многие люди, даже работая, но за зарплаты, «близкие» к минимальному размеру оплаты труда, рискуют получать минимальный, же размер пенсии. Исключение составляют, как правило, лишь силовики и чиновники, размер пенсий которых существенно выше из-за величины зарплат и доплат из ведомств. Соответственно, фундаментальная проблема не была решена и требуются новые изменения и реформы.

Начало очередной реформы положено с принятым 3 октября 2018г федеральным законом № 350 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» [4].

Повышение пенсионного возраста не распространяется на пенсии по инвалидности — они сохраняются в полном объеме и назначаются людям, потерявшим трудоспособность, независимо от возраста при установлении группы инвалидности [5].

За последние 10–15 лет пенсионный возраст был повышен во многих странах. На Западе самое радикальное повышение пенсионного возраста было проведено в Италии. В 2012 году пенсионный возраст для женщин в частном секторе повысили сразу на 2 года, до 62 лет, и затем увеличивали на 8 месяцев каждый год до 66 лет в 2018 году [2]. Во Франции с 4 декабря 2019 началась общенациональная забастовка из-за пенсионной реформы, согласно которой планируется поднять пенсионный возраст на несколько лет и отменить старую систему выплаты пенсий, различающуюся в зависимости от профессии человека и других факторов.

Изначально законопроект предусматривал увеличение пенсионного возраста у женщин до 63 лет, а мужчин — до 65. Но в ходе обсуждения пенсионной реформы 2018 было принято решение, что женщины будут выходить на пенсию в 60 лет (рис. 1) [7].


Рис. 1. Условия выхода на пенсию мужчин и женщин в РФ

Предложенные изменения способствуют тому, что соотношение числа работающих к числу пенсионеров к 2030 году будет составлять примерно 3 к 1, что делает пенсионную систему более стабильной, чем до изменений, при соотношении 2 к 1. Кроме того, по оценкам, форма половозрастной пирамиды скорректируется и эффекты «эха войны» сгладятся — это позволит получить более сбалансированную структуру населения и распределение занятости, а значит и пенсионных отчислений.

Согласно опросам, проведенным в ноябре–декабре 2018 года большинство граждан старше 50 лет (72,8 %) считают, что их собственных сбережений не хватит для комфортной жизни на пенсии [3].

При этом на деле многие из положений пенсионной реформы 2018 года крайне затруднительно реализовать на практике. Так, социальная поддержка граждан предпенсионного возраста трактуется чиновниками в ключе помощи в профпереподготовке, а не выделения средства и пособий. Но переподготовка не помогает возрастному специалисту устроиться на работу, поскольку работодатели не стремятся набирать таких специалистов в принципе, не важно, какая у них специальность. К тому же, получивший новую специальность человек будет без опыта работы по ней, что также оттолкнет работодателей. Привлечь же работодателей к ответственности за дискриминацию практически невозможно — ведь и до реформы многие люди ей подвергались, когда их не брали на работу без указания причин, увольняли за «потерю доверия», «нарушение дисциплины» и тому подобное. Ничто не мешает работодателям формально указывать в причинах отказа отсутствие компетенции, опыта и прочее.

Кроме того, пенсионная реформа года имеет ряд существенных проблем, как экономического характера, так и правового.

Во-первых, пенсионное обеспечение воспринимается людьми как некий социальный договор, «подписывает» который человек при начале работы и выполняет свои обязательства его продолжением в течение оговоренного заранее времени. Если же условия договора меняются на ходу, то это некорректно — а именно такой процесс и произошел. В результате многие работающие, рассчитывавшие выйти на пенсию в оговоренные ранее сроки (60 и 55 лет), оказались обмануты, их интересы пострадали без какой-либо компенсации.

Во-вторых, до сих пор непонятен вопрос гендерного неравенства сроков выхода на пенсию — так, в России женщины живут существенно дольше мужчин, при этом большую часть пенсионных взносов платят именно мужчины. Получается, что реформа не учитывает эти показатели при определении нового возраста выхода на пенсию — 65 и 60 лет. В то время, когда принимался закон о разном возрасте выхода на пенсию, была другая социально-экономическая ситуация — гораздо выше рождаемость и среднее количество детей в семье, высокая нагрузка на женщин в связи с уходом за детьми и домашними обязанностями. Сейчас же ситуация принципиально изменилась, чего новый закон совершенно не отражает. Многие мужчины считают, что до пенсии они не доживут, а потому пенсия становится для них ни чем иным, как очередным пустым обещанием.

В-третьих, даже проведенной реформы, очевидно, не хватает для повышения пенсий на какую-либо значимую сумму. Возникает вопрос, насколько с экономической точки зрения она оправданна и способствует решению проблемы. Так, уже сейчас правительство обсуждает введение «параллельной системы» гарантированного пенсионного продукта, которая приведет к парадоксу — текущему поколению работающих, особенно молодежи, предложат платить за пенсию дважды. С одной стороны, взносы для обеспечения работы солидарной системы, то есть текущих пенсионеров. С другой стороны — копить себе самим на пенсию в системе «гарантированного пенсионного продукта». Это приведет к скачкообразному повышению нагрузки на людей и снижению располагаемого дохода и покупательной способности, что явно не вызовет их одобрения. Не говоря уже о том, что это несправедливо, а с точки зрения государства еще и стратегически невыгодно — поскольку ресурсы вкладываются в старшее, уходящее поколение, а не в молодое и перспективное, которое формирует будущее страны.

12 марта 2018 года Госдумой Российской Федерации был принят законопроект № 35-ФЗ «О внесении изменения в статью 169 Семейного кодекса Российской Федерации», согласно которому граждане предпенсионного возраста будут получать алименты от своих детей и бывших супругов. Мужчины с 60 лет и женщины с 55 лет [8].

В Семейном Кодексе ч.1 ст.87 сказано, что трудоспособные совершеннолетние дети обязаны содержать своих нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей и заботиться о них [6]. Устанавливая право предпенсионеров на получение алиментов от детей, указанный закон тем самым констатируется тот факт, что они являются нетрудоспособными.

Получается, что для получения алиментов нетрудоспособность наступает на 5 лет раньше, чем для получения пенсии. Но, на основании проводимой пенсионной реформы нетрудоспособные граждане обязаны ещё 5 лет зарабатывать себе пенсию, а ответственность государства по социальному обеспечению нетрудоспособных пожилых людей перекладывается на их детей.

Таким образом, даже для властей, очевидно, что реформа 2018 года не решает фундаментальных проблем социального обеспечения пенсионеров в России. И уже готовятся новые реформы и проекты.

16 июня правительство внесло законопроект о повышении пенсионного возраста. Его рассмотрели в первом чтении, второго еще не было. 29 августа по поводу пенсионной реформы высказался президент. Он предложил изменить условия пенсионной реформы, хотя в целом замысел остался прежним — пенсионный возраст все-таки повысят. Мы изучили все официальные документы по этому закону и собрали основные поправки из речи Путина.

Нам не нравится реформа, но нравятся факты

Пенсионная реформа — болезненная тема. Кое-что важное, прежде чем мы начнем:

  1. Пока что это законопроект, будет еще два чтения. Но после выступления Путина, скорее всего, его примут именно с предложениями Путина. Обычно так и бывает.
  2. О пенсионной реформе многие высказывались. Многие высказывания очень эмоциональные и понятные. Но мало высказываний по сути, с цифрами и статистикой. Мы постараемся это исправить.
  3. Говоря о пенсиях в масштабах страны, важно не дать себя обмануть большими цифрами. Когда журналисты и экономисты бросаются сотнями миллиардов и триллионами, кажется, что это какие-то недосягаемо большие числа. Мы постараемся ввести эти числа в какой-то значимый контекст.
  4. Что бы мы сейчас ни написали, нас обвинят в том, что мы продались Кремлю и поддерживаем реформы. Реформы мы не поддерживаем, Кремль нам не платил, но если вам так приятнее думать — приходите в комментарии, мы понимаем ваш гнев.
  5. В этой статье мы попытаемся все объяснить с точки зрения цифр и законов, статья будет длинной и не очень увлекательной.

Как сейчас дела с пенсиями

Сейчас в России пенсии платят из общего котла. Этот котел пополняется за счет страховых взносов и доходов бюджета. Очень упрощенно можно сказать, что половину денег на пенсии даем мы с вами напрямую, вторую половину — федеральный бюджет.


Пока люди работают, они платят взносы в пенсионный фонд. А пенсионерам платят из этих денег ежемесячные пенсии. Современная бабушка получает свою пенсию как бы из доходов бюджета и взносов трудящихся. В ход идут нефтегазовые доходы, налоги и накопления из специального резервного фонда.

Пенсии платят не только по старости, бабушкам и дедушкам. Еще пенсия положена при потере кормильца, по инвалидности, за выслугу лет. Есть категории людей, которые выходят на пенсию по возрасту гораздо раньше: например, школьному учителю для выхода на пенсию нужно иметь 25 лет педагогического стажа, а возраст не имеет значения. Вполне реально выйти на пенсию по старости годам к сорока пяти. Потом можно получать пенсию и еще двадцать лет работать за зарплату.

сейчас нужно на выплату пенсий каждый день

Все эти пенсии — это социальные обязательства государства. По идее, государство говорит: «Ты работай на благо страны, пока можешь, а потом я о тебе позабочусь». Или так: «Раз ты уже сейчас не можешь работать по уважительной причине, я все равно о тебе позабочусь».

С 2002 года появилась еще такая система: большая часть пенсионных взносов по-прежнему уходит в общий котел, а меньшая часть складывается на индивидуальный накопительный счет будущего пенсионера. Деньги на этих счетах можно дать в управление, чтобы частные и государственные фонды их инвестировали, получали доход и через это увеличивали пенсионные накопления гражданина. Посыл такой: «Давайте-ка вы и сами о себе позаботьтесь немного». Этих накоплений мало: 1—2% от всех денег в ПФР . А сейчас на формирование накопительной части вообще действует мораторий.

человек получали пенсии в 2017 году

Откуда берутся и куда уходят деньги

Деньги на пенсии берутся не сами собой. Чтобы насобирать денег всем пенсионерам и еще оставить запас, нужно получать достаточное количество взносов от работающих людей или брать деньги из федерального бюджета.

При этом взносов должно хватать не только на пенсии, но и на маткапитал, доплаты к пенсии и разные социальные выплаты, а также поддержание работы самого пенсионного фонда — всех людей, которые администрируют выдачу пенсий и делают так, чтобы заявление можно было отправить через интернет, а выписку получить моментально в личном кабинете.

По официальной статистике ПФР , сейчас в пенсионном фонде работает 109 тысяч человек. Для сравнения: в Сбербанке работает 310 тысяч. В 2017 году ПФР тратил на свое содержание 1,3% своих денег — 112 млрд. А на ремонт и строительство зданий ПФР , которые часто критикуют противники реформы, в прошлом году ушло 1,83 млрд — это 0,022% всех выплат фонда. Поэтому в целом расходы на сам ПФР погоды не делают: всей суммы расходов на ремонт за год не хватило бы даже на день пенсионных выплат.

В чем проблема

Пенсионеров в России все больше, а работающих меньше. В 2005 году соотношение работающих и пенсионеров было 1,7:1. То есть работало почти в два раза больше людей, чем получало пенсии. Сейчас соотношение — 1,12:1. А в 2025 году будет 1,04:1. То есть работает примерно столько же людей, сколько получает пенсии.

Интересно, что фактически трудоспособного населения больше: в 2018 году их — 56%, а людей пенсионного возраста — 25%. Но трудоспособный и работающий (для пенсионного фонда это значит перечисляющий страховые взносы) — не одно и то же. Человек может быть безработным, работать неофициально или получать «серую» зарплату. Когда работодатель пытается уменьшить взносы за сотрудников, занижая их официальную зарплату, эти деньги недополучает пенсионный фонд. Когда это происходит массово в масштабах страны, фонду приходится решать проблему финансирования новыми способами.

В 2015 году в России только 20% населения были старше 60 лет. В 2025 году их будет уже 24%, а к 2050 году — почти 30%. В Европе такая же ситуация, но продолжительность жизни там еще выше, а людей старше 60 лет еще больше. Там пенсионный возраст выше, чем у нас, пенсионные накопления формируются иначе и в целом система тоже работает по другим принципам.


Платить пенсии нужно дольше. Продолжительность жизни хоть и немного, но выросла. А значит, увеличился и «возраст дожития», то есть сколько лет человек получает свою пенсию. По данным Росстата, в 2005 году после выхода на пенсию женщина проживала еще 22 года, а мужчина — 13 лет. В 2017 году продолжительность предстоящей жизни после пенсии составляла уже 26 и 16 лет. Ожидаемая продолжительность жизни при рождении тоже увеличивается.

Одному пенсионеру в среднем сейчас надо выплатить 170 тысяч в год. Умножаем на 43,5 миллиона человек — получаем стоимость одного дополнительного «года дожития». Сейчас в год на выплату пенсий уходит 7,2 трлн рублей. И это без ее повышения до уровня, которого хватило бы на достойную жизнь. Для сравнения: на нефти и газе Россия заработала в 2017 году 5,8 трлн рублей.

Короче: пенсии — это огромные деньги даже сейчас. И по всем расчетам, пенсионерам будущего денег не хватит. Их уже сейчас не хватает, поэтому пенсионному фонду приходится брать деньги где-то еще. И разрыв будет увеличиваться. Можно много рассуждать о причинах, но есть факт: раньше на одну пенсию скидывались двое, а теперь — один. Это очень упрощенная схема, но работает примерно так. Дефицит приходится покрывать из бюджета.


Пенсии нужно увеличивать. Все дорожает, а для многих пенсионеров нет других источников дохода, кроме самой пенсии. Обычной индексации и редких доплат для нормальной жизни мало. Все это съедается повышением цен и тарифов.

средняя пенсия по старости в России в 2017 году

Итого — у пенсионного фонда сейчас как минимум пять проблем:

  1. Поступлений становится все меньше.
  2. Выплачивать нужно все большему количеству человек.
  3. Выплачивать нужно больше.
  4. Выплачивать нужно дольше.
  5. Люди хотят уклоняться от выплаты взносов, но не готовы откладывать получение пенсии из этих взносов.

В фонде решили что-то с этим делать заранее, чтобы не доводить до ситуации, когда денег больше физически нет, а платить пенсии надо уже завтра. Так почти двадцать лет назад началась пенсионная реформа. За это время много чего вводили и меняли. Какие-то изменения прошли незаметно, в них никто не смог разобраться или они просто пока не коснулись большого количества людей. А вот пенсионный возраст у всех на слуху.


В цифрах

Сейчас важно посмотреть на данные из отчета ПФР за 2017 год. Основные выводы, которые мы тут можем сделать:

  1. Страховые взносы — это только половина доходов ПФР .
  2. В 2017 году взносов от граждан хватало только на ¾ от всего объема страховых пенсий. Разницу компенсировало государство. На это потратили 2 трлн рублей. Опять же, для сравнения: все нефтегазовые доходы России за год — 5,8 трлн рублей. То есть только на страховые пенсии ушла треть от основного источника доходов бюджета нашей страны. При этом страна должна заботиться не только о пенсионерах: есть медицина, образование, оборона, дороги и господдержка.
  3. Все остальные штуки — маткапитал, социальные выплаты, льготы и пособия — финансируются из федерального бюджета, хотя и проходят через бухгалтерию ПФР . Фактически он просто ими распоряжается.

Сумма страховых пенсий больше, чем поступления взносов (сравните синее справа и голубое слева). Разница — из федерального бюджета:


Источник: годовой отчет ПФР за 2017 год

С 2014 года расходы пенсионного фонда больше доходов:



А если люди откажутся от «серой» зарплаты — это решит проблему?

Мысль вроде здравая: когда люди получают зарплату в конверте, их работодатель не платит часть налогов и взносов. Налоги в этой ситуации нас не особо волнуют, волнуют взносы: именно из них складывается половина бюджета ПФР . Давайте посчитаем, сколько взносов можно «обелить» и сделает ли это погоду.

По грубой оценке из уст министра Татьяны Голиковой, 15 млн россиян получают зарплату по «серой» схеме, то есть недоплачивают взносы. Год назад министр Силуанов говорил, что «в серую» платится 10 трлн рублей. По очень грубым подсчетам, с 10 трлн рублей можно собрать 2,2 трлн рублей пенсионных взносов в год. Правда, эти деньги должны будут заплатить не работники напрямую, а их работодатели — то есть бизнес. Это могло бы повлиять на цены и другие налоги.

  1. Этой суммы пенсионных взносов уже сейчас хватило бы, чтобы даже при таких же дотациях из бюджета поднять среднюю пенсию на 4200 рублей в месяц.
  2. Это половина всех страховых взносов, которые поступают в бюджет пенсионного фонда за год.
  3. Примерно столько не хватает пенсионному фонду на выплату страховых пенсий каждый год.
  4. Если «обелить» сто процентов зарплат, это сильно облегчит нагрузку на бюджет. Проблема демографии останется.
  5. С другой стороны, если начать жестко администрировать сбор взносов, поднимется страшный вой: будут орать, что государство душит бизнес и убивает частную инициативу ради каких-то бабушек-пенсионерок.

Экономика — это сложно.

Какие сейчас условия выхода на пенсию?

Есть несколько видов пенсий: государственная, страховая и накопительная. Страховых пенсий тоже несколько, но нас интересует пенсия по старости. Это та пенсия, которую назначают, когда человек достиг установленного возраста и считается, что он из-за этого нетрудоспособен.

Это не всегда так в действительности: часто люди, находясь на пенсии, все еще могут трудиться. Но государство установило для всех общие правила: можно работать сколько угодно, но право на пенсию появляется во столько-то лет.

Сейчас общие правила для выхода на пенсию такие:

  1. Нужно достичь пенсионного возраста: 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин.
  2. Нужно иметь минимальный стаж. В 2018 году это 9 лет, но каждый год срок увеличивается и с 2024 будет 15 лет. То есть государство говорит россиянам: «Поработай за свою жизнь хотя бы лет девять (пятнадцать), и я буду тебя содержать в старости».
  3. Нужно накопить минимум пенсионных баллов: сейчас — 13,8, в 2019 году будет 16,2, а с 2030 года — 30. Баллы зависят от суммы взносов: чем больше зарплата и взносы, тем больше баллов. Там сложная формула расчета. У каждого балла есть стоимость, а все это вместе влияет на размер пенсии.

Есть условия для досрочной пенсии. А иногда наоборот — ее получают позже обычного. Например, по действующему закону госслужащие получают право на пенсию по старости позже. В 2018 году — на год, а в 2026 году — уже на 5 лет позже. Мужчина-чиновник в этом году получит пенсию по старости только в 61 год, а потом сможет получать такую пенсию только с 65 лет. У них, конечно, еще есть пенсия за выслугу лет, но для этого нужно накопить стаж госслужбы.

Если не хватает стажа или баллов, то уже сейчас по федеральному закону право на пенсию возникает на 5 лет позже обычного. Тогда нет права на страховую пенсию по старости, а можно получать только социальную. Для женщин — с 60 лет, для мужчин — с 65. Это не поправки, а закон, который имеет силу.

А еще уже сейчас можно добровольно отложить назначение пенсии. Тогда она будет больше. Это все тоже прописано в действующем законе, и этим можно пользоваться уже сейчас. Правда, делают так немногие.

Зачем решили повышать пенсионный возраст?

Сейчас пенсионный возраст — 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин. Его установили несколько десятилетий назад. С тех пор многое изменилось, а пенсионный возраст — нет. Продолжительность жизни выросла, а пенсии все равно платят начиная с 55 и 60 лет.

Если повысить пенсионный возраст, то по задумке авторов проекта произойдет вот что:

  1. Работать и платить взносы нужно будет более продолжительное время — больше денег в фонде.
  2. Работающих станет больше, чем пенсионеров, — больше денег в фонде.
  3. Платить пенсию надо будет не столько лет, как сейчас, а меньше. Но если вырастет продолжительность жизни (ну вдруг), то столько же времени. Как результат — меньше или столько же расходов у фонда.
  4. За счет экономии на пенсионных выплатах можно будет повышать пенсию тем, кому она уже положена.
  5. Будет больше денег на социальные программы.
  6. Придется брать меньше денег из федерального бюджета.

Это только теоретические рассуждения, но с экономической точки зрения все выглядит логично, оправданно и подтверждается цифрами. Как будет на практике — мы не знаем. Это Россия, здесь возможно все.


А что насчет отнять у олигархов?

Популярная мысль: пусть олигархи скинутся на пенсии россиянам, продадут свои яхты, квартиры и недвижимость и раздадут деньги бабушкам и ветеранам. И еще построят школы. И сделают бесплатные парковки. И всем жилье и высшее образование бесплатно. И лазерную медицину всем бесплатно. Это звучит красиво, но на деле проблема в сомасштабности.

Например, «самая дорогая яхта в мире» за 4,85 млрд долларов — это 0,3 трлн рублей. Десять таких яхт — и мы решили проблему недофинансирования страховых пенсий на один год. На следующий год нужно будет больше. Осталось найти десять таких яхт и того, кто купит их за 0,3 трлн каждую.

Часы какого-нибудь влиятельного человека за условные 36 млн рублей — это 0,000036 трлн рублей. Чтобы выдавать пенсии в России один день, потребуется найти и продать 550 таких часов.

Чья-то дорогая квартира за 230 млн рублей при продаже даст 1% денег, необходимых для выплаты пенсий за один день. Это при условии, что кто-то эту квартиру купит за такие деньги.

А тех миллиардов, которые нашли дома у одного госслужащего по нашумевшему делу, хватит на полдня пенсий.

Когда вам в очередной раз будут рассказывать про богатых друзей представителей власти и подрядчиков по крупным госпроектам, посчитайте нули: на пенсии нужны сотни миллиардов и триллионы рублей. Это не отменяет проблему коррупции и того, что государственные чиновники должны объяснять источники своих доходов. Но не давайте популистам одурачить себя большими числами. В прекрасной России будущего все большие числа будут даваться в контексте.

Но, конечно, это мы просто продались Кремлю. Комментарии ждут ваших шагов.

Но ведь скоро повысят НДС ? Этих денег должно хватить!

Если собирать выгоду от повышения НДС целый год и ни на что не тратить, этой суммы хватит на один месяц выплаты пенсий. А есть еще другие нацпроекты и задачи. Семьи с детьми и ипотекой тоже рассчитывают на помощь из бюджета — например, за счет того же повышения НДС .

Кстати, годового повышения НДС хватило бы на два года выплат по маткапиталу — по 450 тысяч рублей каждой семье. И всего на один месяц пенсий.

Как изменится закон о пенсиях?

Тот законопроект, который внесли в июне, точно изменится. Такой вывод можно сделать из выступления президента. Президент просто так по поводу законов обычно не выступает: как правило, это означает, что поправки уже готовы, их обсудили и все просчитано.

Так было с семейной ипотекой, ежемесячными выплатами, налоговой амнистией и льготами по земельному налогу для пенсионеров. Все, что объявил президент, через две недели стало федеральными законами или постановлениями. Скорее всего, история с пенсиями не будет исключением.



МОСКВА, 20 ноя – ПРАЙМ, Ульяна Крайняя. Реализация предложения выплачивать пенсии напрямую из бюджета никак не отразится на размере выплат. Низкие пенсии связаны со скромными доходами работающих россиян, которые и субсидируют пенсионную систему, и ликвидацией Пенсионного фонда эту проблему не решить, говорят эксперты, опрошенные агентством "Прайм". К тому же, прежде чем упразднять ПФР, надо решить, кто придет ему на смену, и к каким расходам это приведет.

Чьи пенсии пересчитают. Власти разрабатывают новый порядок выплат

Председатель "Справедливой России" Сергей Миронов заявил, что власти России должны признать провал пенсионной реформы. По его мнению, необходимо вернуться к выплатам пенсии из бюджета, туда же отправлять и пенсионные выплаты из доходов. Средняя страховая пенсия в России едва превышает прожиточный минимум, на который и так "невозможно прожить", сказал он.

ОТ ПЕРЕМЕНЫ МЕСТ СЛАГАЕМЫХ…

Эксперты считают, что низкие пенсии в России связаны с объективными причинами, в частности, с низкими доходами работающего населения, которое и субсидирует пенсионную систему. В стране не развиты корпоративные пенсионные программы, лишь единицы могут себе позволить индивидуальные сбережения.

"Низкие зарплаты – следствие слабой экономики и неработающих профсоюзов. Как известно, от перемены мест слагаемых сумма не меняется, следовательно, замена ПФР его альтернативой на уровень жизни пенсионеров в ближайшем будущем никак не повлияет", — уверена профессор кафедры финансов и цен РЭУ им. Г.В. Плеханова Юлия Финогенова.

По ее мнению, необходимо разработать стратегию повышения эффективности работы ПФР за счет сокращения внутренних издержек, но его ликвидация и передача функций другому органу "не только не повлияет на размер пенсий пенсионеров, но и может привести к ошибкам при их назначении и задержкам в выплате".

Эксперт рассказал, как будет расти средняя пенсия в РФ до 2024 года

Предложение выплачивать пенсии напрямую из бюджета вместо ПФР никоим образом не скажется на размере пенсий в России соглашается и аналитик "Фридом Финанс" Валерий Емельянов.

СЭКОНОМИТЬ НЕ ВЫЙДЕТ

Консолидированный бюджет России, куда сейчас формально не входят ПФР, соцстрах и аналогичные структуры, составляет порядка 50 триллионов рублей. Из этой суммы страна тратит 9 триллионов в год на пенсии — в среднем получается около 17 тысяч в месяц на каждого пенсионера, инвалида или другого льготника.

"Существенно нарастить пенсии можно, лишь сократив другие статьи расходов. Самые крупные из них, не считая пенсий, — это армия, полиция и спецслужбы. Они совокупно расходуют более 5,5 триллионов в год, но даже если мы сократим силовые ведомства вдвое, средний размер пенсии в России увеличится всего на треть или на 6 тысяч рублей в месяц", — подсчитал Емельянов.

Так что возможность сильно сэкономить за счет ликвидации ПФР — это иллюзия. На собственные нужды, включая зарплаты, фонд тратит около 117 миллиардов рублей в год. Этих денег хватит, чтобы прибавить каждому пенсионеру 220 рублей в месяц, а ведь начислениями все равно придется заниматься, у Минфина нет лишних рук, чтобы администрировать пенсии для каждого из 43 миллионов человек, вычисляя ошибки, проверяя индексацию и т.д. "Во всех странах, где существует пенсионная система, есть либо частные, либо государственные фонды, которые ее обслуживают", — говорит аналитик.

Прежде чем ликвидировать ПФР, необходимо понять, кто придет ему на смену и каких расходов этот переход потребует.

"Расходы на содержание ПФР составляют менее 1% его бюджета, а вот будут ли издержки значительно ниже при переводе его функций, например, в МФЦ – большой вопрос", — размышляет Финогенова.

Учитывая то, что в России сложилась страховая пенсионная система, необходим администратор, назначающий пенсии, собирающий подтверждающие документы, а также осуществляющий выплаты.

ПРОСТО СМЕНИТСЯ ВЫВЕСКА

Нюанс состоит в свободе распоряжения средствами — правительство весьма легко может перераспределять деньги в рамках бюджета, считает руководитель центра аналитики НПФ "Сафмар" Евгений Биезбардис. Однако страховые взносы внебюджетного пенсионного фонда имеют строго целевой характер и направляются исключительно на выплаты застрахованным лицам.

К тому же ликвидация ПФР облегчит вопрос полной национализации всех пенсионных накоплений в случае очередного кризиса.

В Госдуме предложили выплачивать пенсии из бюджета

"Все это приблизит современную страховую пенсионную систему к советской модели, в рамках которой пенсии не имели такого индивидуального характера, как сейчас, и зависели не от полученных взносов от работодателей, а от доходов госбюджета. Иначе говоря, в годы высокой цены на нефть пенсии выплачивались нормально, а во время кризиса их выплата приостанавливалась либо прекращалась индексация", — рассуждает аналитик.

Огромная часть страховых пенсий стабильно финансируется за счет трансферта из госбюджета или Фонда национального благосостояния. Всего в 2021 году расходы ПФР планируются в объеме 9,6 трлн рублей по разным направлениям. Из них на страховые пенсии будет направлено 7,8 трлн рублей, которые лишь на 5,7 трлн рублей будут профинансированы страховыми взносами, то есть, лишь на 73%. Получается, почти 40% всех доходов ПФР – это поступления из бюджетов других уровней.

"Некоторые сторонники отмены ПФР сетуют на якобы большие и неэффективные расходы фонда, но по сравнению со многими зарубежными аналогами расходы Пенсионного фонда на одного обслуживаемого человека оказываются не такими уж и большими. Цифровизация серьезно повышает эффективность, но далеко не все люди старших возрастов готовы к новшествам. Да и после ликвидации ПФР обслуживание россиян надо будет проводить в тех же зданиях – просто сменится вывеска", — заключает эксперт.

МЕЧТЫ О СПОКОЙНОЙ СТАРОСТИ

В свою очередь политический обозреватель Дмитрий Галкин убежден, что выплата пенсий должна осуществляться напрямую из государственного бюджета, поскольку в российских условиях нельзя гарантировать нормальную работу Пенсионного фонда, дефицит которого постоянно растет, и, соответственно, реализацию конституционного права граждан на обеспеченную старость.

"Безусловно, доля расходов на пенсионное обеспечение в госбюджете существенно возрастет, но ведь речь идет о выполнении важнейшей обязанности государства. В условиях надвигающегося экономического кризиса власть не может поставить под угрозу работу пенсионной системы, поэтому, если в рамках нынешнего подхода к бюджетным расходам нет средств на пенсионное обеспечение, то структуру бюджета необходимо менять", — резюмировал он.

Читайте также: